Гцб это – Вложения в государственные ценные бумаги как один из способов сохранить доходность портфеля в нестабильное время

Содержание

Государственная ценная бумага

Государственная ценная бумага (Government securities) – это долговая бумага, которую выпускает государство с целью покрытия дефицита бюджета, Каждая з этих бумаг имеет собственное название, благодаря которому ее отличают от других видов облигаций. Это могут быть: «казначейский вексель», «сертификат», «займ» и другие. Разные страны используют свою терминологию для таких бумаг.

 

 

У долговых ценных бумаг эмитентом выступает государство. Выпускаются они от имени Центрального правительства Министерством финансов. Преимущества ценных бумаг – это, во-первых, высокий уровень надежности для средств, которые были вложены, и соответственно минимизируется риск потерь основного капитала. А во-вторых льготное налогообложение, в сравнении с другими ценными бумагами. Наблюдается также вообще отсутствие налогов на операции и доходы от ГЦБ.

 

Организации, которые размещают ценные бумаги: центральные банки и министерство финансов.

 

По способу передачи прав государственные ценные бумаги делятся на: именные, на предъявителя.

 

Кто именно выступает инвестором ценных бумаг зависит от вида выпускаемых облигаций. Ими могут быть:

 

  • -Население;
  • -Пенсионные компании;
  • -Страховые компании;
  • -Различные фонды;
  • -Банки;
  • -Инвестиционные фонды;
  • -Аукционные торги;
  • -Закрытое распространение в кругу инвесторов.

 

Схема выпуска государственных ценных бумаг:

 

  • Принимается решение о том, что требуется разместить эмиссионные ценные бумаги.
  • Утверждается решение про выпуск.
  • Государственная регистрация при выпуске бумаг.
  • Соответствующее размещение ценных бумаг.
  • Государственная регистрация ответа про итоги выпуска.

ГЦБ, которые не прошли государственную регистрацию в соответствии с узаконенными требованиями, не имеют право быть размещены.

 

В зависимости от цели выпуска различают следующие разновидности:

 

  • Долговые бумаги. Их предназначение покрывать постоянный дефицит в государственном бюджете. Дефицит, который переходит из года в год. Эти ценные бумаги чаще всего бывают средне- и долгосрочные.

 

  • Ценные бумаги, которые покрывают временные дефициты в бюджете. Так называемые, кассовые разрывы, которые возникают, когда налоги поступают неравномерно, а расходы у государства регулярные. Как правило, такая ситуация возникает в конце или начале квартала. Именно для ликвидации таких ситуаций и выпускаются краткосрочные ценные бумаги: векселя управления наличными.

 

  • Целевые облигации, их выпускают на реализацию конкретных проектов. Например, выпуск строительных облигаций под реализацию крупномасштабного строительства.

 

  • Ценные бумаги, для того чтобы, предприятия могли покрывать государственный долг. В РФ они выпускались в виде казначейских обязательств. Когда возник дефицит бюджета государство рассчиталось такими бумагами за работы, которые были выполнены по государственному заказу и финансировались из федерального бюджета. Предприятия, которые получили казначейские обязательства продали их на вторичном рынке. А покупатели в таком случае смогли рассчитаться такими бумагами по своим долгам перед государством, например, уплатить налоги.

 

Доходность ГЦБ: Такие бумаги являются финансовым инструментом с абсолютно фиксированным доходом, это означает, что их доходность обратно пропорциональна их стоимости на рынке.

 

В мировой практике классифицируют такие государственные ценные бумаги:

 

  • Облигации, это долговые денежные обязательства, по которым кредитор предоставляет эмитенту заем. Эмитент, который выпускает ценную бумагу, обязан оплатить владельцу облигаций в назначенный срок номинальную стоимость бумаги и в дальнейшем ежегодно, вплоть до погашения выплачивать процент. Последний может быть фиксированным или плавающим. Таким образом, облигация удостоверяет отношения займа между кредитором и должником.

 

 

Облигации выпускают с целью привлечь денежные средства для покрытия государственного бюджета, для реализации планов государства.

 

  • Казначейские обязательства, ценные бумаги на предъявителя. Их размещают среди населения, их наличие свидетельствует об внесении их владельцами денежных средств в бюджет. Соответственно дают права на получение финансового дохода.

 

  • Сберегательный сертификат – это свидетельство банка в письменном виде о депонировании денежных средств, при котором удостоверяется право вкладчика по истечении оговоренного срока получить депозит или проценты по нему.

 

 

Ценные бумаги помогают государству развивать экономику, решая определенные задачи:

 

  • Регулировать денежную массу.
  • Регулировать процесс инфляции.
  • Влиять на курс валют.
  • Формировать уровень доходности по ценным бумагам.
  • Становиться возможным перелив капитала. Движение из одного сегмента финансового рынка в другой.
  • Решение социально экономических задач разного уровня.

 

По виду эмитента классификация ценных бумаг:

 

  • Ценные бумаги центрального правительства: Облигации и векселя. Их делят на рыночные и нерыночные.
  • Муниципальные, они не гарантированы национальным правительством.
  • Акционерных обществ, выпускаются в виде долговых обязательств и долевых ценных бумаг.

 

ГЦБ различают по форме обращаемости:

 

  • Рыночные ценные бумаги, которые свободно перепродаются после их первичного размещения.
  • Нерыночные, по условия выпуска их нельзя перепродать, но они могут быть возвращены через время эмитенту.

 

Виды ГЦБ по срокам их обращения:

 

Краткосрочные, их выпускают сроком до 1 года.

Среднесрочная, их срок обращения – это период от 1 до 5-10 лет.

Долгосрочные, их используют более 10-15 лет.

 

Виды государственных ценных бумаг:

 

На разных этапах развития рынка выпускаются следующие виды ценных бумаг:

 

  • Ваучеры.
  • Краткосрочные бескупонные облигации.
  • Облигация федерального займа.
  • Облигация сберегательного займа.
  • Казначейские обязательства.
  • Облигация внутреннего валютного займа.
  • Долгосрочные облигации.
  • Облигации Российского внутреннего займа.

 

Рынок государственных ценных бумаг – это важнейший элемент каждого фондового рынка любой страны.

Популярность использования объясняется их высокой ликвидностью, это означает, что инвесторы без проблем их могут реализовывать на вторичном рынке.

utmagazine.ru

Государственные ценные бумаги | Рынок ценных бумаг

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – инструмент (в виде бумаг) выпущенный государством. Чаще всего – это различные виды облигаций, которые выпускаются под государственное обеспечение, размещают на рынке для решения различных макроэкономических задач, к примеру, финансирование дефицита бюджета или стерилизации денежной массы. Эти бумаги являются долговыми ценными бумагами. По сути, это долговое обязательство эмитента перед приобретателем этого обязательства, которое эмитент обязуется погасить в срок и по полной мере, выплачивать по нему проценты, если они причитаются в соответствии с договором, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре, при покупке ценных бумаг.

Основная черта гос-облигаций — доходность, которая образуется вследствие годового дохода по ценной бумаге к ее рыночной цене.

Сейчас существуют ценные бумаги как — государственные долгосрочные обязательства, государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации государственного сберегательного займа, облигации федерального займа, краткосрочные обязательства, золотые сертификаты, облигации внутреннего валютного займа и.т.д.

Основным пониманием является то, что гос-облигации это финансовый инструмент с фиксированным доходом, при котором доходность обратно пропорциональна их рыночной цене.

Государственные ценные бумаги

Они могут выпускаться центральным органом, органом власти на месте, отдельного, относительно независимого, государственного учреждения, а так же организацией, которая пользуется государственной поддержкой. Поэтому некоторые ценные бумаги, которые были выпущены частными юридическими лицами, в определенной мере, могут иметь, статус государственных бумаг, если гарантируется по ним государственная доходность.

Цель выпуска ГЦБ

Эмиссию (выпуск) ГЦБ используют для решения следующих задач:

Существуют следующие разновидности ГЦБ, которые зависят от целей выпуска:

1.) Долговые ценные бумаги, нужны чтобы покрывать постоянный дефицит государственного бюджета. Эти бумаги, как правило, долгосрочные и среднесрочные.
2.) Ценные бумаги, которые покрывают временный дефицит бюджета (кассовый разрыв). Он появляется в связи с тем, что, с одной стороны поступают неравномерно налоги, а с другой стороны, постоянные расходы государства. И по этой причине время от времени (в конце-начале квартала) проявляется временный дефицит бюджета, чтобы ликвидировать его выпускают краткосрочные ценные бумаги. Это могут быть финансовые векселя, сроком на 60 дней обращающиеся в Японии, и векселя управления наличностью со сроком 50 дней, которые выпускаются в США.

3.) Целевые облигации, выпускают, чтобы реализовать конкретные проекты. К примеру, Великобритания выпускала для формирования необходимых денежных ресурсов по национализации транспорта — транспортные облигации. Япония практикует выпуск строительных облигаций, которые формируют денежные средства для крупномасштабного строительства.
4.) Ценные бумаги для предприятий, которые покрывают долг перед государством. Например, в 1994—1996 годах такие бумаги были выпущены в Российской Федерации в виде казначейских обязательств. Данные казначейские обязательства, в условиях дефицита бюджета использовались государством как расчет за работу, которые выполняли по государственному заказу и затем профинансированные из федерального бюджета. Предприятия, получавшие казначейские обязательства вместо оплаты продавали их на вторичном рынке. Те, кто приобретал казначейские обязательства, имел возможность рассчитаться по своим долгам перед государством этими бумагами (уплатить налоги).

Государство использует ценные бумаги для развития, регулирования экономики и решает такие задачи как:

К государственным ценным бумагам и вообще к ценным бумагам, причастны денежные документы:

ГЦБ и определение их назначения

Итак, в основе мировой практики, к числу государственных ценных бумаг, можно отнести следующие ценные бумаги: государственные облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.

Во-первых, они используются государством для мобилизации сбережений граждан, временно свободных денежных (финансовых) средств институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховые компании и.т.д.), чтобы финансировать расход бюджета, превышающий его доход.

Во-вторых, при помощи ценных бумаг регулируется денежное обращение.

В США, например, эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк — Федеральная резервная система (ФРС) под приемлемое обеспечение, в основном государственными облигациями. После того как ГЦБ были размещены на первичном рынке, их обращение переходит на вторичный рынок. Если это необходимо, то ФРС скупает их у коммерческих банков. Результатом такой операции становиться увеличение резервов коммерческих банков в ФРС. И за счет этого у коммерческих банков появляется возможность выдавать значительные суммы кредитов предпринимателям. Таким образом, изменяя учетные ставки по кредитам и скупки ценных бумаг и суммы выпуска, ФРС регулирует обращение денежных средств.

Виды государственных ценных бумаг

В России в силу различных этапов развития рынка выпускали следующие виды ГЦБ:

США выпускает следующие ГЦБ:

Как пример ГЦБ СССР:

fondovyj-rynok.ru

Государственные ценные бумаги — это… Что такое Государственные ценные бумаги?

Приватизационный чек РФ Приватизационный чек Украины Государственная облигация СССР 1953 г. Государственная облигация СССР 1943 г.

Государственные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные государством. Данные ценные бумаги относятся к категории долговых ценных бумаг.

Цель выпуска государственных ценных бумаг

Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:

В зависимости от цели выпуска различают следующие разновидности государственных ценных бумаг:

  1. Долговые ценные бумаги, предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Данные ценные бумаги как правило средне- и долгосрочные.
  2. Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов). Кассовый разрыв возникает в связи с тем, что, с одной стороны, расходы государства постоянны, а с другой стороны, налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце-начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги. К таким видам ценных бумаг относятся векселя управления наличностью, выпускаемые в США сроком на 50 дней, и финансовые векселя, обращающиеся в Японии со сроком 60 дней.
  3. Целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании выпускались транспортные облигации для формирования необходимых денежных ресурсов для национализации транспорта. В Японии практикуются выпуски строительных облигаций для реализации проектов по крупномасштабному строительству.
  4. Ценные бумаги для покрытия предприятиями государственного долга. Такие ценные бумаги выпускались в Российской Федерации в 1994—1996 гг. в виде казначейских обязательств. В условиях дефицита бюджета данными казначейскими обязательствами государство рассчитывалось за работы, выполненные по государственному заказу и финансируемые из федерального бюджета. Получив вместо оплаты казначейские обязательства предприятие продавало их на вторичном рынке. Покупатели казначейских обязательств могли рассчитаться этими бумагами по своим долгам перед государством (уплатить налоги).

Государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая следующие задачи:

Виды государственных ценных бумаг

Российская Федерация

На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:

СССР

В СССР выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:

  • Облигации Государственного военного займа
  • Облигации Государственного займа восстановления народного хозяйства;
  • Облигации государственного займа развития народного хозяйства СССР
  • Облигации государственного 3 % внутреннего выигрышного займа;
  • другие облигации

США

В США выпускаются следующие виды государственных ценных бумаг (см. Казначейские ценные бумаги США):

  • treasury bills — краткосрочные бескупонные казначейские обязательства;
  • treasury notes — казначейские процентные облигации со сроком обращения от 1 до 9 лет:
  • treasury bonds — процентные облигации со сроком обращения свыше 10 лет

См. также

Литература

  • Берзон Н. И., Аршавский А. Ю., Буянова Е. А. Фондовый рынок. — М: Вита-Пресс, 2002. — ISBN 5-7755-0456-9

dic.academic.ru

Государственные ценные бумаги: виды и функции

Классификаций ценных бумаг, также, как и просто ценных бумаг, существует великое множество. Рассмотрим подробнее классификацию ценных бумаг по формам собственности. Согласно ей существуют государственные и негосударственные ценные бумаги. Негосударственные финансовые вложения – это вложения в ценные бумаги, которые выпускают акционерные общества и коммерческие банки (акции, сертификаты). Государственные ценные бумаги – это бумаги, которые выпускает государство, государственные учреждения, местные органы власти (облигации, казначейские обязательства).

Все государственные ценные бумаги, по своей сути, являются долговыми ценными бумагами. Тем не менее, каждая ценная бумага, выпущенная государством, имеет своё название, например, облигации внутреннего валютного займа и т.д. Среди остальных ценных бумаг государственные ценные бумаги характеризует высокий уровень надёжности, сведённый к минимуму риск потери собственных средств и доходов по основному капиталу, очень выгодное налогообложение (или даже отсутствие такового).

 

Государство может восполнить дефицит бюджета за счёт средств Центробанка, от эмиссии денег и путём выпуска ценных бумаг. Если государство прибегает к помощи Центробанка, уменьшается возможность регулирования ссудного рынка. Эмиссия денег вводит в оборот платежные средства, которые не имеют реальных активов, что приводит в дальнейшем к инфляции и сбоям в денежном обращении страны. Выпуск государственных ценных бумаг – наиболее экономически выгодный способ финансирования бюджета.

Государственные ценные бумаги можно использовать также для финансирования государственного долга, и это гораздо предпочтительнее, чем привлечение средств через банковские кредиты. Долговые обязательства государства намного более ликвидны, а для инвесторов намного легче реализовать их на вторичном рынке.

Иногда государственные ценные бумаги обеспечивают коммерческие банки ликвидными активами. Для этого банки инвестируют средства (чаще всего из резервного фонда) в часть выпущенных правительством ценных бумаг. Также государственные ценные бумаги выпускаются для финансирования программ, которые осуществляются органами местной власти. Государство может дать гарантии по долговым обязательствам организаций, которые, по мнению государства, заслуживают его поддержки.

Выпуск государственных ценных бумаг может быть также вызван необходимостью погашения ранее выпущенных правительством займов. Иногда у государства появляются короткие разрывы между доходами и расходами из-за несоответствия времени поступления платежей в бюджет и равномерных бюджетных расходов. Тогда правительство вновь прибегают к выпуску государственных долговых обязательств.

Некоторые виды ценных бумаг призваны сглаживать неравномерность налоговых поступлений. Владельцы таких бумаг могут возвратить их правительству обратно через некоторое время или оплачивать ими налоги.

Государственные ценные бумаги Российской Федерации отражают специфику нашей страны, особенности налогообложения, и вместе с тем, базируются на общих для разных стран основах существования и функционирования рынка ценных бумаг. В Российской Федерации виды государственных ценных бумаг определяются Банком России и Министерством финансов России. Самые распространённые из них: государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации внутреннего государственного валютного займа – выпускаются с 1993 года, облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом, облигации государственного сберегательного займа  выпускаются с 1995 года, облигации Банка России (ОБР) и т.д.

fb.ru

понятие, цели выпуска. Правовые основы эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ.

Государственные ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего долга; это ценные долговые бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Государственные ценные бумаги — это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета.

Выпуск государственных ценных бумаг в обращение осуществляется с целью:

— финансирования дефицита государственного бюджета;

— регулирования экономической активности;

— финансирования целевых государственных программ.

Основными преимуществами государственных ценных бумаг по сравнению с другими ценными бумагами являются:

1)высокий уровень надежности и, как следствие, минимальный риск
потери основного капитала и доходов по нему;

2) льготное налогообложение.

Формы выпуска ГЦБ – в бездокументарной форме.

ГЦБ могут размещаться различными методами (аукционы, торги, открытая продажа и закрытое распространение и т.д.).

Покупателем ГЦБ могут быть любые юридические и физические лица, в том числе нерезиденты.

Роль государства на рынке ценных бумаг сводится в основном к двум направлениям — контролирующему и эмиссионному. В рамках контролирующего направления предполагается осуществление государством специальных мер. направленных на развитие и поддержание нормального функционирования всех институтов рынка ценных бумаг.

Не менее важной функцией государства на рынке ценных бумаг является эмиссионная функция. Поскольку осуществление возложенных на государство задач требует определенного финансового обеспечения, в том числе путем привлечения временно свободных денежных средств населения и организаций. Одной из форм государственного кредита являются ценные бумаги, выпускаемые государственными органами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Посредством выпуска государственных долговых ценных бумаг бюджет соответствующего уровня получает дополнительный источник финансирования, а владельцы данных фондовых ценностей приобретают возможность разместить находящиеся у них временно свободные денежные средства с целью извлечения прибыли.

В соответствии с положениями ст. 3 федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (с изм. от 28.12.20002 г. № 185-ФЗ) государственные и муниципальные ценные бумаги представляют собой ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на получение от эмитента денежных средств или в зависимости от условий эмиссии иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.

Данная характеристика государственных ценных бумаг относит их к категории облигаций. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», «Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и(или) дисконт».

Правовую природу облигации можно определить как отношения займа между эмитентом облигации и ее владельцем, где эмитент выступает в качестве заемщика, а владелец облигации в качестве кредитора. В подтверждение обязательственных правоотношений эмитент передает владельцу облигацию. За пользование кредитными средствами эмитент, как правило, выплачивает проценты, ставка которых указана в реквизитах облигации. Облигации эмитируются на определенный срок, после наступления которого должны быть предъявлены к погашению.

Практика фондового рынка РФ содержит примеры выпуска в обращение государственных ценных бумаг под различными наименованиями: казначейские векселя, золотые сертификаты, казначейские обязательства и другие, однако по своей правовой природе данные ценные бумаги представляли собой облигации, оформляющие отношения займа между эмитентом и их владельцами.

Следует отметить, что отношения займа могут быть оформлены не только посредством облигации, но и с помощью иных видов ценных бумаг. В частности, к таким ценным бумагам следует отнести вексель. Попытка введения на фондовый рынок РФ так называемых казначейских векселей была предпринята в постановлении правительства РФ от 14 апреля 1994 г. № 321 «О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов Российской Федерации».

Особенностью государственных казначейских векселей, отличающей их от векселей, выпущенных физическими или юридическими лицами, выступает порядок размещения данных финансовых инструментов. В соответствии с п. 2 Основных условий выпуска и обслуживания казначейских векселей 1994 года, одобренных постановлением правительства РФ № 321, казначейские векселя 1994 года выпускались сериями. Причем каждая серия имела единую дату составления (выпуска) и единую дату оплаты (погашения). Другими словами, казначейские векселя отвечали всем признакам эмиссионных ценных бумаг, несмотря на то, что в период выпуска данных ценных бумаг законодательного понятия «эмиссионной» ценной бумаги не существовало. Такое определение было введено одновременно со вступлением в силу Закона РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. (с изм. от 28.12.2002 г. № 185-ФЗ). Выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством РФ. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.

 

Дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг _ совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.

Итак, эмиссионной ценной бумагой признается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

♦ закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению;

♦ размещается выпусками;

♦ имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

 

По своей юридической природе казначейские векселя представляли собой не что иное, как краткосрочные облигации, так как не обладали необходимыми свойствами классического векселя. В данном случае речь идет о возможности применения норм вексельного законодательства к отношениям, предметом которых являются казначейские векселя.

На наш взгляд, казначейским векселям и другим аналогичным обязательствам органов государственной и местной власти в большей степени подходит именно облигационная форма.

Возможно, руководствуясь именно этими соображениями, законодатель в ст. 2 Федерального закона «О переводном и простом векселе» фактически запретил государственным и муниципальным образованиям обязываться по векселям, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

На территории РФ допускается обращение как именных облигаций, так облигаций на предъявителя. Выпуск облигаций подлежит обязательной государственной регистрации в органах Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ.

Как и любые другие виды эмиссионных ценных бумаг, государственные ценные бумаги могут быть выпущены в обращение как в документарной, так и в бездокументарной форме в виде именных или предъявительских ценных бумаг.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных осуществляется в форме отдельных выпусков, каждому из которых присваивается отдельный государственный регистрационный номер.

Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг могут выступать исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления. Принимая решение о выпуске ценных бумаг, государственный орган, являющийся эмитентом, утверждает Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг. Данные Генеральные условия принимаются в форме нормативных правовых актов и включают в себя информацию о видах, выпускаемых ценных бумаг, о форме их выпуска, срочности данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные), о валюте обязательств, об особенностях исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, а также об ограничениях оборотоспособности ценных бумаг, либо об ограничении круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Генеральные условия эмиссии определяют общие порядок и особенности выпуска и обращения ценных бумаг.

Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном правительством РФ на составление и(или) исполнение федерального бюджета. Эмитент государственных ценных бумаг РФ утверждается непосредственно правительством РФ. Как правило, эмитентом государственных ценных бумаг выступает Министерство финансов РФ.

Государственные ценные бумаги удостоверяют долговые обязательства РФ либо субъектов РФ перед юридическими и физическими лицами и составляют часть государственного долга. Долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляющие государственный внутренний долг должны быть выпущены в национальной валюте. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным и муниципальным ценным бумагам. Это означает, что погашение по данным ценным бумагам будет произведено также в валюте РФ.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

1.3 Виды и функции государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги. Назначение и структура

Похожие главы из других работ:

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

1.1 Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг — это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг…

Государственные ценные бумаги

1.4 Виды российских государственных ценных бумаг

Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Выпуск ГКО начался с 1993 г. со сроком обращения 3 месяца. Главной задачей этих ценных бумаг является финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене…

Государственные ценные бумаги

4. Анализ рынка государственных ценных бумаг за 2005-2006 годы на примере государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа (ГКО-ОФЗ).

Объектом исследования является рынок государственных ценных бумаг. Предметом исследования является рынок государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа (ГКО-ОФЗ). 1…

Государственные ценные бумаги

2. АНАЛИЗ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ ЗА 2005-2006 ГОДЫ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ ОБЛИГАЦИЙ И ОБЛИГАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА (ГКО-ОФЗ)

В последние 2-3 года фондовый рынок России претерпевает кардинальные изменения в плане увеличения объема торгов и участников рынка…

Государственные ценные бумаги и их виды

2. Рынок государственных ценных бумаг: сущность, виды, сроки обращения

государственная ценная бумага рынок Государственные ценные бумаги — это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство…

Государственные ценные бумаги России

1.2.Рынок государственных ценных бумаг: сущность, виды, сроки обращения

Государственные ценные бумаги — это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета…

Государственные ценные бумаги России

1.3.Нормативно-правовая база рынка ценных бумаг, государственных ценных бумаг

Законодательной основой развития рынка ценных бумаг являются нормативно-правовые акты, принятые главным образом в 1991-1996 годах. Общее понятие ценных бумаг и операций с ними дано в Гражданском кодексе РФ…

Операции коммерческого банка с государственными ценными бумагами

1.2 Рынок государственных ценных бумаг: сущность, виды, сроки обращения

Государственные ценные бумаги — это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета…

Операции с ценными бумагами в РФ

2.1 Понятие, цели эмиссионных операций. Особенности эмиссии ценных бумаг АО, и эмиссии государственных ценных бумаг

Эмиссионные операции — это операции, которые предусматривают выпуск собственных ценных бумаг компанией и размещение их на рынке. Эмиссионные операции совершаются с целью: — формирование и увеличение капитала компании; — привлечение средств…

Особенности и тенденции развития рынка ценных бумаг

1.1 Сущность, виды, функции ценных бумаг

Рыночная экономика представляет собой совокупность различных рынков. Одним из них является финансовый рынок. Финансовый рынок — это рынок, который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений…

Российский рынок ценных бумаг

2.Функции государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги — это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. По своей сути все виды ГЦБ есть долговые ценные бумаги…

Российский рынок ценных бумаг

4. Виды государственных ценных бумаг

Российские государственные ценные бумаги федерального уровня имеют следующую новейшую историю. 1) Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г. (Государственные долгосрочные облигации — ГДО)…

Современная ситуация, проблемы и перспективы российского рынка ценных бумаг

1.1 Сущность, виды и функции рынка ценных бумаг

Рыночная экономика представляет собой совокупность различных рынков. Одним из них является финансовый рынок. Финансовый рынок — это рынок, который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений…

Фондовые биржи

3.1. Функции Центробанка на рынке государственных ценных бумаг

Центробанк РФ осуществляет размещение и обслуживание рынка ГКО, гарантирует своевременное погашение выпущенных ГКО. Для осуществления этой деятельности он выступает в качестве агента Минфина по обслуживанию выпуска ГКО, дилера…

Формирование и развитие рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации

1.2 Основные виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) — это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Хотя по своей экономической сути все виды ГЦБ есть долговые ценные бумаги…

banki.bobrodobro.ru

Понятие государственных ценных бумаг, цели эмиссии


⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 45Следующая ⇒

 

Во всем мире государство является крупнейшим заемщиком капитала. Заимствование средств осуществляется путем продажи государственных ценных бумаг юридическим и физическим лицам. Данные финансовые инструменты представляют собой одну из форм существования государственного долга. Следует различать ценные бумаги государственных органов и государственные ценные бумаги.

В первом случае – это долговые ценные бумаги, выпущенные государственными органами власти и управления всех уровней, в том числе центральными, территориально-административными правительственными органами (или уполномоченными ими исполнительными органами), правительственными учреждениями, муниципалитетами, а также центральными банками, если они имеют статус государственного органа. Эти эмитенты имеют государственную принадлежность, они не являются хозяйствующими субъектами, посредством эмиссии долговых обязательств органы власти на местах решают государственные задачи в экономической и социальной сферах, а центральный банк проводит денежно-кредитную политику. Однако не все из перечисленных эмитентов выпускают государственные ценные бумаги.

Понятие государственных ценных бумаг имеет более узкую трактовку, учитывающую прежде всего функциональное назначение этих финансовых инструментов, а также закрепление в законодательстве эмитентов и отдельных видов государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги — долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени правительства с целью покрытия бюджетного дефицита, государственного долга, финансирования государственных целевых программ. В Республике Беларусь статус государственных ценных бумаг имеют только ценные бумаги, эмитированные Министерством финансов. Законодательство отдельных стран относит к государственным также ценные бумаги, выпущенные от имени органов власти национально-государственных и административно-территориальных образований, но гарантированные правительством.

Долговые обязательств государства выпускаются в виде различных инструментов: облигаций, казначейских векселей, сертификатов, нот, консолей и т.п. Однако все они удостоверяют отношения займа, в которых должником выступает государство. Помимо наименований эти виды ценных бумаг отличаются набором реквизитов. Так, реквизиты государственных облигаций схожи с реквизитами корпоративных облигаций. Реквизиты государственных ценных бумаг, выполненные в форме векселей или сертификатов, будут идентичны реквизитам соответствующих финансовых инструментов.

Цели эмиссии различных государственных органов власти и управления различаются. Эмиссия государственных ценных бумаг центральных правительственных органов направлена на:

· покрытие дефицита государственного бюджета, в том числе устранение краткосрочных кассовых разрывов в бюджете, связанных с неравномерностью платежей (кассового и сезонного дефицитов). Эмиссия ценных бумаг, при этом, является преимущественным способом финансирования бюджетного дефицита, в сравнении с другими известными способами. Так, дополнительный выпуск денег в обращение обычно ведет к инфляции. Привлечение же внешних кредитов несет угрозу экономической независимости страны, к тому же плата за использование кредитов международных финансовых организаций высока, что также может негативным образом сказаться на социально-экономическом положении страны-заемщика;

· финансирование целевых государственных программ. Государство, эмитируя ценные бумаги, привлекает ресурсы для осуществления крупномасштабных проектов в области жилищного строительства, транспорта, коммуникационных систем, социальной инфраструктуры и т.д. В качестве примера целевых облигационных займов можно привести транспортные облигации, выпущенные правительством Великобритании, в результате чего были сформированы ресурсы для национализации транспорта;

· погашение обязательств по ранее выпущенным государственным ценным бумагам;

· реструктуризацию государственного долга перед предприятиями, организациями и частными компаниям за поставленную по государственному заказу продукцию, оказанные услуги или по ранее полученным кредитам;

· пополнение валютных резервов.

Цели эмиссии региональных и местных органов власти аналогичны перечисленным выше, с тем лишь отличием, что они реализуются на местном уровне (финансирование дефицита местных бюджетов и устранение наравномерности поступлений платежей в местные бюджеты; финансирование муниципальных инвестиционных программ; реструктуризация долга и др.).

Центральный банк проводит денежно-кредитную политику, поэтому с помощью эмиссии ценных бумаг он осуществляет воздействие на такие показатели, как, объем денежной массы в обращении, ликвидность банковской системы, валютный курс и др.

В Республике Беларусь цели эмиссии ценных бумаг различных государственных органов также разграничены. По Гражданскому кодексу государственные облигации и облигации являются двумя разными видами ценных бумаг. Эмиссию государственных облигаций проводит только Министерство финансов в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета, а также погашения обязательств Республики Беларусь по ранее осуществленным выпускам государственных эмиссионных ценных бумаг. Обязательства по погашению государственных облигаций и выплате дохода по ним обеспечены средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности.

Национальный банк эмитирует облигации в рамках проведения единой денежно-кредитной политики. Необходимо обратить внимание, что эти облигации в своем названии не имеют слова «государственные», так как имеют иные цели эмиссии, они не относятся к государственным ценным бумагам, несмотря на то, что Национальный банк является государственным органом Республики Беларусь.

То же самое можно применить и в отношении облигаций местных займов, которые в соответствии с республиканским законодательством, выпускаются областными, городскими и районными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь. Принадлежность этих эмитентов государству является не достаточным основанием для признания облигаций государственными.

В качестве инвесторов государственных ценных бумаг могут выступать: население; юридические лица, в том числе, банки; инвестиционные, страховые, пенсионные фонды. С позиции инвестора государственные ценные бумаги обладают рядом значительных преимуществ, в сравнении с другими финансовыми инструментами. Прежде всего – это их высокая надежность и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и дохода по нему, поскольку правительство, выпускающее обязательства от имени государства, обеспечивает гарантии осуществления прав по ценным бумагам. Государственные ценные бумаги – это высоколиквидные инструменты, сроки их обращения в денежные средства минимальны, что позволяет крупным инвесторам – банкам использовать их в качестве инструмента управления собственной ликвидностью. При этом операционные издержки по сделкам с ГЦБ часто могут быть ниже, чем по другим ценным бумагам (комиссия посреднику, бирже). Для банков также имеется возможность получения кредитных ресурсов у Центрального банка под залог государственных ценных бумаг (участия в ломбардных аукционах).

Еще одно преимущество инвестирования в государственные ценные бумаги состоит в том, что доходы от операций с этими ценными бумагами часто освобождены от уплаты налогов или действует система льготного налогообложения.

Таким образом, государственные ценные бумаги одновременно являются средством решения многих общеэкономических и социальных задач государства, в то же время, они служат удобным и надежным инструментом инвестирования свободных денежных средств.

 

Выпуск и размещение государственных облигаций Министерства финансов Республики Беларусь

Министерство финансов в соответствии с законодательством осуществляет выпуск государственных облигаций следующих видов:

1)Государственные краткосрочные облигации (ГКО) сроком обращения до одного года.

2) Государственные долгосрочные облигации (ГДО) сроком один год и более.

ГКО, ГДО составляют основу рынка государственных ценных бумаг, они размещаются среди инвесторов, главным образом, – юридических лиц, в том числе иностранных (физические лица также могут выступать в роли инвесторов) в целях: финансирования дефицита республиканского бюджета; погашения обязательств Республики Беларусь по ранее осуществленным выпускам государственных ценных бумаг. По этим видам облигациям предусмотрен дисконтный или процентный доход. Размещение ГКО, ГДО среди юридических лиц в основном происходит путем продажи на аукционе:

· проводимом Министерством финансов через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» по правилам проведения аукциона, утверждаемых Министерством;

· проводимом Национальным банком по правилам проведения аукциона этого банка, согласованных с Министерством финансов.

Размещение облигаций среди физических лиц (в отдельных случаях и для юридических лиц) происходит:

· путем прямой продажи Министерством финансов юридическим лицам;

· путем передачи или продажи банкам для последующей реализации.

3) Государственные облигации, номинированные в иностранной валюте для юридических лиц.

Выпускаются с целью привлечения временно свободных валютных средств юридических лиц с целью финансирования дефицита республиканского бюджета. Данные облигации могут быть краткосрочными и долгосрочными. Предусмотрен процентный доход, который выплачивается единовременно или периодически по фиксированной или переменной процентной ставке. В качестве способов реализации могут быть избраны: продажа на аукционе через БВФБ либо прямая продажа.

3) Государственные облигации, номинированные в иностранной валюте для физических лиц.

Продажа на первичном рынке осуществляется Министерством финансов через банки-агенты (ОАО «АСБ Беларусбанк»), которые осуществляют операции по размещению, обслуживанию и погашению выпусков облигаций на основании заключенных с Министерством финансов договоров. По облигациям предусмотрен процентный доход.

4)Облигации государственного выигрышного валютного займа.

5)Облигации сберегательного займа.

Последние из перечисленных два вида облигаций также предназначены для физических лиц, в настоящее время не выпускаются. Все виды государственных облигаций для юридических лиц выпускаются в бездокументарной форме; для физических лиц – в документарной форме на предъявителя.

Общий объем эмиссии государственных облигаций и расходы по обслуживанию обязательств определяется Министерством финансов при составлении проекта бюджета на очередной финансовый год. В пределах установленного объема эмиссии эмитируются отдельные выпуски различных видов облигаций.

Выпуск государственных облигаций осуществляется на основании решения Министерства финансов, в котором указываются все параметры предстоящего выпуска: сведения о виде облигации, дате выпуска и погашения, сроке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости, условиях размещения, выплатах процентного дохода (для облигаций с процентным доходом), досрочном погашении и обмене облигаций и др. На каждый выпуск облигаций оформляется глобальный сертификат – документ, удостоверяющий сведения о выпуске облигаций, реквизиты которого устанавливаются эмитентом. Глобальный сертификат оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в Министерстве финансов, другой – передается в РУП «Республиканский центральный депозитарий» для осуществления депозитарного учета.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) и государственные долгосрочные облигации (ГДО), номинированные в национальной валюте, размещаются, как правило, на аукционной основе (с помощью закрытого аукциона) через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ).

Аукцион, проводимый министерством финансов.

Участниками аукциона являются члены секции фондового рынка БВФБ, допущенные к участию в нем при соблюдении следующих обязательных условий: наличие у члена секции счета «депо» в уполномоченном депозитарии или Центральном депозитарии Национального банка; наличие автоматизированного рабочего места в торговом зале биржи или удаленного торгового терминала; регистрация члена секции в качестве участника аукциона.

Непосредственно перед проведением аукциона (не позднее, чем за один рабочий день до его проведения) Министерство финансов представляет на биржу официальное извещение, которое доводится до сведения членов секции фондового рынка.

Закрытый аукцион проводится в установленный в официальном извещении день и состоит из периода сбора заявок и периода удовлетворения заявок. Участниками могут подаваться два типа заявок: конкурентные и неконкурентные. Их отличие состоит в том, что в конкурентной заявке (помимо номера выпуска государственной ценной бумаги и наименования клиента) указывается количество ценных бумаг, заявленное на покупку, выраженное в лотах, и цена за одну облигацию (в процентах от номинальной стоимости). В неконкурентной заявке указывается сумма денежных средств, направляемых на покупку государственных ценных бумаг. Общий объем всех неконкурентных заявок не может превышать установленного лимита. При подаче заявки торговая система осуществляет контроль правильности ее оформления. В случае отсутствия в заявке какого-либо обязательного реквизита заявка в торговую систему не принимается и возвращается с указанием недостающей информации для корректировки. Поданные в торговую систему заявки регистрируются в специальном электронном журнале с обязательной фиксацией времени их ввода.

После прекращения периода ввода заявок формируется сводный реестр поданных заявок, далее Министерство финансов определяет цену отсечения по конкурентным предложениям и средневзвешенную цену. Цена отсечения – минимальная цена продажи государственных ценных бумаг на аукционе; средневзвешенная цена – это цена, рассчитанная на основе конкурентных предложений методом средней взвешенной величины.

Далее начинается период удовлетворения заявок. Министерство финансов подает в торговую систему заявку на продажу облигаций с указанием цены отсечения. Конкурентные заявки удовлетворяются по заявленным ценам, но не ниже цены отсечения; неконкурентные – по средневзвешенной цене. Если спрос на аукционе превышает предложение, заявки удовлетворяются пропорционально объему.

В случае признания аукциона состоявшимся в торговой системе формируется сводный реестр удовлетворенных заявок и затем оформляется соответствующий протокол, имеющий силу договора-продажи.

Аукцион, проводимый Национальным банком.

Национальный банк проводит закрытые аукционы по размещения ГКО и ГДО, используя институт первичных инвесторов. Первичный инвестор государственных облигаций – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, обладающий лицензией на коммерческую, посредническую деятельность, в том числе и банк Республики Беларусь, получивший согласие Национального банка на осуществление операций с ценными бумагами. Кандидат на присвоение статуса первичного инвестора должен выполнять следующие требования:

приобретать облигации в объемах минимальной обязательной покупки. Данное требование утверждается Национальным банком и доводится до каждого первичного инвестора;

представлять информацию по запросу Национального банка и Министерства финансов об объемах и ценах покупки облигаций;

информировать Национальный банк о произошедших изменениях в документах, представленных на присвоение статуса первичного инвестора.

Размещение государственных облигаций на данном аукционе происходит на основании соответствующего договора, заключенного между Национальным банком и Министерством финансов; приказа Министерства финансов о проведении очередного выпуска, в котором устанавливаются все основные параметры выпуска; глобального сертификата размещаемого выпуска.

Национальный банк информирует первичных инвесторов о предстоящем аукционе с помощью электронных документов или телеграмм. Аукцион проводится на основании заявок, поступивших от первичных инвесторов с помощью программно-технического комплекса. Ввод заявок происходит с удаленного терминала или терминала, установленного в Национальном банке. Заявки могут содержать конкурентные и неконкурентные предложения. По итогам ввода заявок формируется сводная ведомость, которая подписывается представителем Национального банка и передается Министерству финансов вместе с рекомендацией по ценовым условиям завершения аукциона, после чего Министерство финансов устанавливает условия завершения аукциона и передает в Национальный банк поручение об удовлетворении заявок с содержащимися в нем параметрами завершения аукциона: минимальной ценой продажи облигаций по конкурентным предложениям; средневзвешенной ценой продажи облигаций по неконкурентным предложениям; другими данными. Далее представитель Национального банка вводит в программно-технический комплекс минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.

Конкурентные предложения удовлетворяются по заявленным участниками ценам, но не ниже минимальной цены продажи; неконкурентные – по средневзвешенной цене. После завершения аукциона с помощью программно-технического комплекса формируется протокол удовлетворения заявки по каждому первичному инвестору, который подписывается уполномоченным представителем Национального банка. В течение следующего дня первичный инвестор переводит приобретенные облигации на счет «депо» их владельца.

Помимо аукционных методов, размещение государственных облигаций Министерства финансов может происходить и иными способами: путем прямой продажи юридическим лицам; путем передачи или продажи банкам для последующей реализации.

В первом случае между эмитентом и юридическим лицом напрямую заключается договор купли-продажи облигаций. Покупатель перечисляет денежные средства в необходимом объеме на счет продавца, после чего Министерство финансов направляет поручение депо в РУП «РЦДЦБ» и облигации зачисляются на счет депо покупателя.

Во втором случае облигации предаются посреднику – банку-агенту на основе соответствующего договора или продаются банку на основе договора купли-продажи. Банк, в свою очередь, продает облигации на вторичном рынке.

 

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com