Функция государство – 3. : ,

Функции государства Википедия

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство»[1]. «Страна» является близким, но не тождественным государству термином, как правило понимаемым более широко, чем «государство». На 2015 год не существует единого юридического определения термина «государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация, Организация Объединённых Наций, не имеет полномочий определять, является ли то или иное образование государством или нет, это вопрос международно-правового признания другими государствами и правительствами[1]. Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году только несколькими американскими государствами.

Этимология

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь»[2]. Точная же этимология слова «господь» неизвестна.

Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».

«Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»).

Признаки

Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов[1].

  • Разделение и организация населения по территориальному принципу.
  • Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти.
  • Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений. Здесь решающую роль играют специальные учреждения, например армия, полиция, тюрьмы.
  • Налоги, пошлины и прочие сборы, получаемые от которых средства идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.
  • Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.

Функции государства

Обобщённое предназначение государства заключается в поддержании верховенства закона, охране прав и свобод человека, поиска путей к смягчению и преодолению имеющихся противоречий между всевозможными общественными силами, к социальному компромиссу между различными слоями общества. Основное предназначение определяет функции государства, а именно главные направления его деятельности. К внутренним относятся экономико-организационная и социальная функции, функции охраны общественного порядка и обеспечения безопасности как человека, так и государства[1].

Экономико-организационная функция осуществляется путём определения задач экономической стратегии, средствами реализации которой является поддержание и развитие базовых отраслей экономики; создание условий для существования единого экономического пространства, для уравнивания развития различных территорий; регулирование хозяйственной деятельности, обеспечение заинтересованности в ней населения, создание наиболее благоприятных условий для экономического развития

[1].

Социальная функция состоит в создании условий, в которых люди имели бы возможность обеспечить себе нормальное для данного уровня развития общества существование. Она охватывает такие сферы, как образование, наука, здравоохранение, демографическая политика и т. п. Государство обеспечивает смягчение социальных противоречий, социальную защиту лиц, реально нуждающихся в материальной помощи[1].

Функция охраны общественного порядка и обеспечения безопасности человека и государства заключается в защите законности, правопорядка, суверенитета, прав и законных интересов граждан, их собственности, а также обеспечении собственной территориальной целостности. Государство обеспечивает сохранение существующего политического строя и правовой системы, борется с преступностью, способствует разрешению различных конфликтов

[1].

Внешняя функция состоит в защите собственных интересов на международной арене, включает в себя экономические, политические и военные аспекты[1].

Цели и задачи государства, в отличие от функций, относятся к конкретному государству, отражают основные направления его стратегии в данный период. Они выбираются тем или иным правительством, определяя режимом политической стратегии и средства её реализации.

Классификация функций

Функции государства подразделяются:

  • по сфере политической направленности: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и дополнительные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Также проводится разделение между:

Типы государств

Тип государства определяется уровнем исторического развития его цивилизации, зависит и культурно-исторических традиций. В научной литературе преобладают два главных методологических подхода к типологизации государств[1]:

  1. Формационный рассматривает тип государства в зависимости общественно-экономических отношений (рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое)
  2. Цивилизационный считает основным уровень развития технологий (аграрное, индустриальное, постиндустриальное и т. д.).

В последнее время появилась тенденция к сближению этих подходов[1].

Формы государства

Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики[3]. Выделяют следующие основные параметры классификации форм государств[1]:

Происхождение государства

Формы институтов власти и общеобязательные нормы поведения впервые сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Наиболее древними известными государствами в современном смысле понятия являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). Единого мнения о причинах возникновения государств нет: существуют несколько теорий, таких как теория общественного договора и материалистическая теория, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной.

Стадии развития государства

Выделяют три основных стадии развития государства[4][5][6]:

  • раннее государство — организационно и социально неполное. Примерами ранних государств могут служить государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы. Концепция раннего государства разработана нидерландским политантропологом Х. Й. М. Классеном и его соавторами
    [7]
    ;
  • развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае;
  • зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом, является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис; отличительной чертой зрелых государств является их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первыми развитыми государствами признаются Англия и Франция на рубеже XVII—XVIII и Китай в несколько более поздний период.

Современные государства мира

Международно-признанными государствами, как правило, считаются те, которые либо являются членами Организации Объединённых Наций, либо имеют реальную возможность стать таковыми, но добровольно от неё отказываются. В настоящее время (февраль 2018 года) таких государств насчитывается 195[8]. Все они, кроме Ватикана и Палестины, являются членами ООН.

Помимо признанных государств существуют территории, которые согласно резолюциям ООН имеют право на самоопределение, но не имеют возможности его осуществить вследствие оккупации. К таким территориям относится Палестина (точнее, её арабская часть — Западный берег реки Иордан и Сектор Газа) и Западная Сахара.

Республика Косово, признанное большинством государств-членов ООН, но не признанное Россией и Китаем — постоянными членами Совбеза ООН, что делает невозможным вхождение Косово в эту организацию, хотя оставляет возможность для получения статуса государства-наблюдателя (голосование о вхождении в состав ЮНЕСКО в 2015 году закончилось неудачно для республики

[9]).

Существуют и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, Сомалиленд.

Статус некоторых образований не может быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, имеющие малую территорию или численность населения, именуют карликовыми государствами.

Развитие понимания государства

У истоков продуманной классификации форм государств стоят античные мыслители Аристотель и Платон, которые впервые описали основные формы государств. На их концепциях государства долгое время основывалась политическая и правоведческая мысль Европы. Хотя понимание выработанных ими категорий и понятий изменилось, их разработки до сих пор не потеряли своего значения[1].

В ходе буржуазных революций в Европе XVII—XVIII вв., разрушавших абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах, в эпоху Просвещения (наболее заметный вклад внесли Дж. Локк и Ш. Л. Монтескьё) появились понятия о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась теоретическая и политическая основа для формирования представлений о правовом государстве[1].

В результате перехода к индустриальному обществу были разрушены существовавшие на протяжении многих веков традиционные отношения между людьми, обострились социальные противоречия, что вызвало необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века широко используется понятие социальное государство — то есть государство, активно перераспределяющее материальные и иные блага в соответствии с принципом социальной справедливости. Оно используется в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др., присутствует в конституциях некоторых стран[1].

В связи с процессами глобализации в современном мире происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три основополагающие реалии[1]:

  • «государство-нация» («Etat-Nation») — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Государство / А. С. Автономов, В. А. Попов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. ↑ Например, Словарь Фасмера, 1996, Т. 1. — С.446, 448
  3. ↑ Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 42.
  4. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. — М.: Комкнига, 2007. — 272 с.
  5. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. — М.: Комкнига, 2007. — 368 с.
  6. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. — М.: Комкнига, 2007. — 240 с.
  7. ↑ Claessen, H. J. M., Hagesteijn, R. R., and van de Velde, P. 2008. The Early State Today. Social Evolution & History 7(1)
  8. ↑ Список государств
  9. ↑ Попытка принять Косово в ЮНЕСКО закончилась провалом

Литература

  • П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров. Пакт Рериха как этап внедрения в жизнь эстетической концепции правового государства Николая Рериха // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2010. — № 2.
  • Власов В. И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С. 70-75. — ISBN 5-222-02434-2.
  • Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. — М.: КомКнига, 2007.
  • Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Издательство МГУ, 1997. — 384 с. — (Теоретическая политология, мир России и Россия в мире). — ISBN 5-211-03762-6.
  • Крадин Н. Н. Политическая антропология. — М.: Ладомир, 2001.
  • Малков С. Ю. Логика эволюции политической организации государства. — М.: КомКнига, 2007. — С. 142—152.
  • Мартин ван Кревельд. Расцвет и упадок государства.
  • Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х. Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. — Москва: Юрайт-Издат, 2005. — С. 61-63. — ISBN 5-94879-145-9.философский клуб. — М.: Летний сад, 2010. ISBN 978-5-98856-119-4
  • Роберт Нозик. Анархия, государство и утопия.
  • Энтони де Ясаи. Государство.

Ссылки

wikiredia.ru

Государство и его функции

Современное государство можно охарактеризовать обилием разных видов деятельности, которые в правовой литературе обозначаются как функции государства. Наиболее часто определение функций страны понимается как «основные направления деятельности государства, которые выражают сущность, назначение, цели а также задачи государственного управления обществом в присущих ему формах и определенными методами». Представляется актуальным рассмотреть основные функции государства, а также дать определение понятию «государство».

Понятие государства

Рассматривая признаки государства, необходимо выделить те, которые отличают его от первобытного общества: государственные органы, расселение населения на территории, установленные в законном порядке налоги и сборы.

А также знаки, отличающие государство от других образований – это суверенитет, публикация обязательных правил поведения, наличие гражданства, государственный язык, государственные символы (герб, гимн, флаг).

Определение 1

Государство – это форма организации общества, с его механизмами управления и принуждения, которая устанавливает правовой порядок на определенной территории и обладающая суверенитетом.

Термин «страна» используется в смысле «государство», однако их нужно различать, в связи с тем, что не все страны являются государствами.

Эксперты в области международного права упомянули четыре основных атрибута суверенного государства:

  • Люди. Эта концепция не имеет общепризнанного определения. По мнению тех же ученых, некоторые люди могут считаться единой нацией, если будет единство мнений о самом членстве.
  • Территория. Пространство с четко определенными границами, которые находятся под суверенитетом государства.
  • Государственная власть. Органы власти должны быть устойчивыми и эффективными.
  • Независимость государства. Возможность вступать в двусторонние либо многосторонние отношения по усмотрению других государств, а не под влиянием или принуждением.

Функции государства

Изучению функций государства посвящено огромное количество работ отечественных и зарубежных ученых-юристов и экономистов. Предполагаем, что для эффективной реализации стратегии общественно-экономического развития Российской Федерации с целью повысить качество жизни каждого гражданина необходимо более детально в теоретическом плане относиться к функциям государства и функциям государственного благосостояния.

В юридической науке изучению понятия «государственные функции» продолжается, так как при изучении большинства аспектов теории государства и права всегда существует прямая связь между научной и практической точкой зрения.

Научное изучение функций государства занимались многие ученые, среди которых Н. Г. Александров, В. К. Бабаев, М. И. Батина, А. Б. Венгеров, Л. И. Загайнова, Л. И. Каска, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова, В. С. Нерсесянц, В. А. Тихомиров, Н. В. Черноголовка, внесшие значительный вклад в разработку этой концепции и ее классификацию. Функции государства и их классификация- это динамичная научно-практическая категория, которая меняется в зависимости от изменений экономической, общественной, политической ситуации в социуме. Все это приводит к тому, что в современном государстве меняются его функции, содержание и субъекты, которые реализуют эти функции сами.

Для правильного понимания функций государства необходимо рассмотреть следующее:

  • функции государства выражаются в его сущности и социальном назначении. Это связано с тем, что государство характеризуется целым рядом целей и задач, которые реализуются в различных сферах жизни, и является сложным социальным явлением, понять которое можно только через знание его функций;
  • функции государства напрямую влияют на его структуру, а методы организации всех его элементов как на политико-административную систему.

Функции государства — это приоритетные направления деятельности государства, которые реализуются в рамках государственной политики, профессионального государственного управления субъектов, реализуемых для формирования качественного уровня жизни и улучшение качества жизни, когда граждане не нуждаются в государственной помощи..

Классификация функций государства

Функции государства делятся на следующие типы:

  • внутренние функции государства. Обеспечения демократии, экономической, социальной, функции налогообложения и сбора налогов, экологической функции защиты прав и свобод граждан, обеспечения правопорядка, развитие культуры, науки, образования, функций регулирования межнациональных отношений;
  • внешние функции государства. Интеграция в мировую экономику, функции по сотрудничеству с другими странами в решении глобальных проблем, функции обороны страны, функции поддержания мирового порядка, функции сотрудничества и укрепления связей со странами — участниками СНГ.

Формирование функций государства происходит в результате развития и укрепления государственности, и зависят от задач государства на каждом из этапов его исторического становления. Эти цели и задачи зависят от многих условий, таких как уровень морального и культурного развития общества, интересы и потребности граждан, расширение экономических прав и возможностей государства и общества, развитие и профессионализм государственного аппарата и др. Особый интерес в этом контексте представляет глобализация, измеряемая в научной литературе как объективный, естественный процесс, который повлияет на государство и его функции.

Замечание 1

Говоря в рамках глобализации, можно выделить основные аспекты влияния глобализации на государство и его функции. Глобализация выступает как независимый фактор, влияющий на динамику функций государства, а также усиливает влияние других факторов: политической, внешней политики, идеологической, экологической и других. Следовательно, с развитием общества меняются и функции государства.

spravochnick.ru

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — это… Что такое ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА?


ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
— подразделяются на внутренние, т.е. осуществляемые в пределах территории данного государства, и внешние, осуществляемые за пределами его территории. По продолжительности действия Ф.г. подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений и т.д.). Таким образом, функции современного цивилизованного государства направлены на организацию нормальной жизни и развития общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов населяющих его граждан и народов, на решение споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Ф.г. взаимосвязаны и дополняют друг друга. См. т.ж. ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • ФУНКЦИИ БАНКОВ АГЕНТСКИЕ
  • ФУНКЦИИ КОНСУЛЬСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Смотреть что такое «ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА» в других словарях:

  • Функции государства — (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… …   Энциклопедия права

  • Функции государства — это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение в общественной жизни. По сути функции государства есть устойчиво сложившаяся,… …   Большой юридический словарь

  • Функции государства — основные направления деятельности государства, непосредственно выражающие сущность и его назначение. Функции государства объективно обусловлены системой социально экономических, социально политических и других факторов и природой данного… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • Функции государства — (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… …   Большой юридический словарь

  • ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе. Принято выделять следующие функции современного государства: 1. Экономическая. Применительно к современному государству… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства, обусловленные его социально классовой сущностью, содержанием, основными целями и задачами, стоящими перед ним, выполняемой им в обществе ролью и назначением. В зависимости от направленности… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. В соответствии со сферами деятельности государства внутренние функции подразделяются на следующие. Экономическая функция выражается в выработке и координации… …   Юридическая энциклопедия

  • ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства на международной арене. К их числу относятся: оборонная функция, направленная на защиту государственного суверенитета, границ, территории страны от нападения извне, организацию таможни, решение иных… …   Юридическая энциклопедия

  • ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. В соответствии со сферами деятельности государства внутренние функции подразделяются на следующие. Экономическая функция выражается в выработке и координации… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства на международной арене. К их числу относятся: оборонная функция направлена на защиту государственного суверенитета, границ, территории страны от нападения извне, организацию таможни, решение иных… …   Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Теория государства и права, Коллектив авторов. В учебнике рассматриваются основные проблемы теории государства и права: происхождение государства и права, форма государства, содержание и сущность государства, функции государства, механизм… Подробнее  Купить за 790 руб электронная книга
  • Теория государства и права. Учебник, Рыбаков О.Ю. под ред.. В учебнике рассматриваются основные проблемы теории государства и права: происхождение государства и права, форма государства, содержание и сущность государства, функции государства, механизм… Подробнее  Купить за 666 руб
  • Теория государства и права, Александр Гомола. В учебнике рассматриваются основные проблемы теории государства и права: происхождение государства и права, форма государства, содержание и сущность государства, функции государства, механизм… Подробнее  Купить за 490 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА» >>

dic.academic.ru

Функции государства | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

 

Понятие функций государства

   Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на созда­ние условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом. В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития.

   Функции государства историчны. Каждому государству в определенный исторический период развития присущи свои функции — основные формы дея­тельности государства, выражающие его сущность. 

   Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Функции государства должны соответство­вать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.

   Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что являетсясоциальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда  в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.

   Государственные функции разнообраз­ны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты:

  › содержание функций определяется происходящими в обществе процессами, в них отражены однородные аспекты государственной деятельности,

  › они охватывают всю деятельность государства в целом,

  › отличаются от функций отдельных органов государства,

  › носят комплексный, собирательный характер,

  › отличаются от методов их реализации (правотворчес­кой, исполнительно-распорядительной и правоохранитель­ной деятельности).

   Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание.

  Объект — это определенная  сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.

  Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются  органы  государственной  власти, какие вопросы они решают.

  Существует много классификаций функций государ­ства.

   По продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные.

   По значимости выделяют: основные и неосновные.

   По принципу разде­ления властей основные внутренние функции: законодательная, исполнительная и судебная функции.

   По социальной структуре общества: классовые и общесоциальные (к общесоциальным можно отнести область национальной безопасности, ликвидации стихийных бедствий, социальная помощь нуждающимся, защита прав и свобод граждан и др.).

   Можно выделить генеральную функцию государства — это реализация общих дел, обеспечивающих необходимые пред­посылки существования человеческого общества. К их числу относятся:

  — природные  условия,   обеспечение жизни,  здоровья человека, нормальной среды его обитания,

  — социально-культурные условия (свобода, образование, культура, творчество и др.),

  — экономические условия (собственность, труд, предпри­нимательство и т.п.), обеспечение необходимого  уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта. Сюда входят также социальная помощь нетрудоспособным, здра­воохранение, жилье, транспорт, связь и др.

  — политические условия (участие в политике, демокра­тия, гласность и т. п.).

Классификация функций государства

   В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись навнутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.

   Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные(неосновные, общесоциальные). Основные функции осущест­вляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление со­противления эксплуатируемых классов и т.п.). Дополнительные реализуются в интересах всего общес­тва (строительство дорог, ирригационных и иных общественных со­оружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т.п.). Главной внешней функцией экс­плуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая).

   Применительно к социа­листическому государству выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспита­тельная, регулирования меры труда и меры потребления, право­охранительная, природоохранительная, социального обслужива­ния населения. Указывалось и на то, что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататор­ских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с лик­видацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, оборона страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.

   Функциональная деятельность демократического государ­ства имеет в виду достижение генеральной цели: обеспечение блага человека, его свободы, благополучия, социальной за­щищенности.

   Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

   Внутренние функции характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные ирегулятивные.

   А) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного произ­водства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.

   Экономическая  функция — это обеспечение нор­мального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюдже­та, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стиму­лированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.

   Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.

   Социальная функция — выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т.д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населе­ния, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспече­нию необходимых условий труда, его оплаты, быта и обес­печение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция зак­лючается в поддержке государством общественно значимых отраслей — здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Основания этой группы функций содержатся в Конститу­ции России (ст. 7): «Рос­сийская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 

Культурно-просветительская, призванная обеспечить культурный и образо­вательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

   Идеологическая функция — это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.

   Б) Охранительные функции заключаются в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.

   Правоохранительная — направлена на укрепление законности и правопорядка в стране. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

   Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования. Экологическая функция в со­временных условиях приобретает важнейшее значение, особенно для развитых стран. Это связано с тем, что деятельность человека приобрела поистине глобальные масштабы, и ее результаты — загрязнение атмо­сферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертонос­ного оружия и пр. — угрожают существованию всего живого, в том числе и самого человечества.

   Внешние функции — основные направ­ления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

   Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.

   Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений.

   В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельности.

   Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулиро­вании межгосударственных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.

   Оборона страны — это обеспечение достаточного уров­ня обороноспособности, защита суверенитета и территори­альной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др.

   Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами.   Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др.

  Экологическая функция — взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созда­нию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

Функции современного Российского государства:

  Внутренние:

  › обеспечение  народовластия;

  › экономическая;

  › социальная функции;

  › налогообложение;

  › экологическая функция;

  функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

Внешние:

  ≈ функция внешнеэкономического партнерства;

  ≈ интеграция в мировую экономику;      

  ≈ обороны страны;

  ≈ поддержка мирового правопорядка;

 ≈ сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

uclg.ru

Функции государства

СОДЕРЖАНИЕ

Список нормативно-правовых актов и использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.

Как известно, в истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В настоящее время процесс возникновения новых государств не завершился. Одни государства могут распадаться; другие государства объединяются в более крупные.

Таким образом, проблема появления государства не решена до конца. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения.

Процессы возникновения, распада и объединения государств приводят к изменению их функций – а именно характеристик того, как и что «делает» государство.

Государство есть сложная политическая организация со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой, которая выступает управляющей силой по отношению к обществу. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, того как социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет своё социальное значение.

Рассматривая вопрос о функциях государства представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Цель данной работы — наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства.

Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:

— раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности;

— выделение формальных признаков функций государства;

— характеристика различных классификаций функций государства;

— рассмотрение основных внешних и внутренних функций;

— кратко рассмотреть основные функции Российского государства

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие функции государства

Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства — характеристики именно того, что и как государство «делает».

Функции государства – основные направления его деятельности, обусловленные социально-классовой сущностью и содержанием государства и направленные на достижение стоящих перед ним целей и задач.Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития. [1]

Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием «политика государства». Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. В функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала.

В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат — система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства. Каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов. Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Аппарат государства — это иерархическая система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, обладающих в пределах своей компетенции правом общеобязательных решений с целью реализации функций государства. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата, обладающими властными полномочиями и участвующими в реализации определённых функций государства.[2] Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства, а построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.

Функции государства не постоянный набор направлений его деятельности. С развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений. [3]

1.2. Признаки функции государства

В отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения о понятии функции государства. Однако имеется общее представление о них. Среди общих черт и особенностей функций государства как явлений, выделяющих их среди других государственных и негосударственных явлений, необходимо указать прежде всего на следующие.

1. Функции государства имеют комплексный характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не приравниваются к самой деятельности или отдельным аспектам деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. Предполагается осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.

2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

3. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним на том или ином этапе развития целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих целей и задач. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны.

4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних обладают по сравнению с функциями всего государства более узким характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть или на отдельные его части.

5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других — организует их исполнение, в третьих — обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:· Правотворческая — государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.· Правоисполнительная — государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)· Правообеспечительная (правоохранительная) — государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.[4]

mirznanii.com