Функции занятости – 3.Структура, виды и функции занятости.
Функции вторичной занятости
Как видно из изложенного, вторичная занятость выполняет несколько важных для рынка труда функций:
• для работников она является источником значительной части доходов, позволяющим продолжать работу на основном месте даже при относительно низких размерах заработной платы;
• для руководителей предприятий вторичная занятость работников — способ сохранения основного ядра коллектива;
• для государства вторичная занятость — своеобразный амортизатор социальной напряженности.
17.3. Проблемы развития самозанятости Понятие самостоятельной занятости
Приоритетным направлением политики занятости в России, как следует из нормативных и методических материалов Министерства труда и социального развития РФ, является развитие быстрыми темпами самостоятельной занятости населениядо уровня развитых стран. Этот аспект социальной политики находится на пересечении разных ее направлений.
В состав занятых в статистике западных стран включаются лица, работающие по найму, самостоятельно обеспечивающие себя работой и помогающие члены семьи (военнослужащие также входят в состав занятых). К самостоятельно обеспечивающим себя работой относятся лица, которые, являясь собственниками или арендаторами, ведут собственное дело в промышленности или сельском хозяйстве, а также лица свободной профессии. В состав занятых, работающих не по найму, входят, кроме того, помогающие члены семьи,* т.е. те, кто помогает в семейном бизнесе, не получая заработной платы и не платя взносов в систему социального обеспечения.**
* В российском законодательстве эта категория занятых отсутствует.
** В ряде статистических материалов «самостоятельно обеспечивающие себя работой» и «помогающие члены семьи» объединяются в одну группу.
Понятия «самостоятельно обеспечивающих себя работой» в развитых странах и «самостоятельно занятых» в российском законодательстве различны. Если первое охватывает весьма широкий круг лиц — от крупных предпринимателей до кустарей-ремесленников, то второе сводится в основном к мелкому или, точнее, мельчайшему бизнесу в его европейской трактовке. В российских программах занятости речь идет о возможной самостоятельной занятости в индивидуальном пошиве одежды, обуви, изготовлении мебели, авторемонтных мастерских и т.п.
Таким образом, наше понятие «самозанятые» примерно совпадает с понятием «мелкое предпринимательство» в промышленно развитых странах.
Самозанятость как альтернатива безработице
В зарубежной литературе можно встретить и еще одно значение понятия самозанятости — в узком смысле слова. Это альтернатива безработице. Для регионов с высокой концентрацией застойной безработицы в ряде стран, например во Франции, перспективным, хотя и дорогостоящим путем борьбы с безработицей считается замена для желающих пособия по безработице субсидиями на создание предприятий. В Германии разновидностью понимаемой таким образом самостоятельной занятости являются группы самопомощи, пользующиеся поддержкой местных органов власти и неправительственных организаций.
В значительной степени альтернативные методы борьбы с безработицей ориентированы на группы риска, причем учитывается специфика разных групп — безработной молодежи, длительно безработных, домохозяек и т.д. В российских условиях такая альтернатива безработице оказалась слишком дорогой, и поэтому службы занятости прибегают к ней очень редко.
Очень трудно дать точную оценку масштабов самозанятости в мелком предпринимательстве, а также самозанятости в узком смысле.
1.1.3. Занятость населения — сущность и функции
Васильченко В.С.. Государственное регулирование занятости (2003) Казалось бы, занятости населения — понятие простое. Работает человек — она занята, и это хорошо. Не работает человек — она является безработной, и это плохо. Но такой бытовой подход вовсе не характеризует занятость как социально-экономическую категорию том, что это понятие, как уже отмечалось, комплексное. В широком смысле современное понятие занятости является определенной совокупностью социально-трудовых отношений между людьми по поводу:
во-первых, обеспечение населения рабочими местами;
во-вторых, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов (рабочей силы) для участия в общественно-полезном труде;
Как видим, такое определение охватывает большой комплекс проблем, за которыми стоят структурная, инвестиционная, ценовая, денежно-кредитная, кадровая, образовательная, миграционная, демографическая, социальная политика государства. Эта совокупность социально-трудовых отношений находит свое проявление в определенных экономических категориях, таких, например, как индивидуальная или коллективная трудовая деятельность, процесс самого труда, производительность труда, его условия, нормирования, мобильность и профессиональная подготовка кадров, доходы и заработная плата и т.п.. Отсюда следует важный вывод: сведение проблемы занятости населения лишь к отсутствию безработных — это неоправданное, ошибочное и вредное с точки зрения государственной политики занятости предположения. Именно такой подход в дальнейшем порождает недооценку активных мероприятий на рынке труда, негативные последствия развития нерегламентированной и нелегальной занятости, другие проблемы и, наконец, то безработицы, в том числе и скрытое, к отсутствию которого были возведены проблемы зайнятости.
Сущность занятости заключается в деятельности людей по созданию валового внутреннего продукта (национального дохода). Таким образом, чем больше людей занято при каких — либо других условиях, тем более в обществе производится материальных и духовных ценностей, тем выше будет уровень жизни населения. Это — первый главный вывод, на котором базируется социально-экономическая политика и государственное управление занятостью населення.
обеспечения жизнедеятельности и развития личности;
качества рабочей сили.
Эти функции занятости, в свою очередь, в значительной мере обеспечивают зависимости от ее уровня и степени производительности суженное, простое или расширенное воспроизводство населения, а также экстенсивное или интенсивное воспроизводство рабочей сили.
Двуединая сущность занятости и ее функции нашли свое отражение в Законе Украины «О занятости населения» (ст. 1), а именно: «Занятость населения — это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и такая , что, как правило, приносит им доход в денежной или иной форме ».
работающих по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украине как за границей
избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управления и общественных объединениях;
граждан, проходящих службу в вооруженных силах Украины, службе безопасности, пограничных войсках, войсках внутренней и конвойной охраны, органах внутренних дел, в других воинских формированиях Украины, альтернативную (невоенную) службу;
лиц, проходящих профессиональную подготовку и повышение квалификации с отрывом от производства и учатся в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях;
работающих граждан других стран, которые временно находятся в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением посольств и миссий.
К занятым также относятся граждане, которые заняты таким общественно полезным трудом как уход за детьми и больными и ведения домогосподарства.
Соответственно на основании этого Закона к незанятого населения в Украине относятся трудоспособные лица трудоспособного возраста, которые не имеют постоянной или временной работы, не ищут работу, не зарегистрированные в государственной службе занятости и имеют доход за пределами трудовой деятельности. Временно незанятое население — это трудоспособные лица трудоспособного возраста, которые не имеют подходящей работы, обратились в государственную службу занятости и зарегистрированы в ней как ищущие работу.
econbooks.ru
Экономическая функция занятости
Как экономическая категория занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности. Занятость отражает меру его включения в труд, степень общественных потребностей в работниках, а также личных потребностей и интересов в оплачиваемых экономически целесообразных местах.
Важнейшей экономической функцией занятости является создание материального и духовного богатства посредством обеспечения работников экономически целесообразными рабочими местами.
Другими словами, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей.
От того, насколько полно члены общества вовлечены в трудовой процесс, выполнение сложных видов деятельности и насколько эффективно использует их труд, зависят темпы экономического роста, величина ВВП и доходов граждан, степень удовлетворения платежеспособного спроса и потребностей общества.
Поэтому обеспечение тружеников экономически целесообразным рабочим местом, достижение полной, продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачей социально-экономической политики в широком смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиций.
Под экономически целесообразным рабочим местом понимается физическое рабочее место, обеспеченное оборотными средствами (предметами труда, энергией, заработной платой и т.д.), позволяющее труженику реализовать свой интерес, добиваться высокой производительности труда и иметь достойный заработок, дающий возможность нормально жить и развиваться работнику и его семье.
Рабочие места должны заполняться подготовленной рабочей силой. Лучших результатов можно достигнуть только тогда, когда профессионально-квалификационная структура рабочей силы соответствует структуре рабочих мест, создаваемых с учетом научно-технического прогресса.
Поэтому, если спрос на такие рабочие места удовлетворен соответствующим предложением рабочей силы, можно говорить о состоянии равновесия рабочей силы и рабочих мест, т.е. о полной занятости.
Экономически целесообразные рабочие места должны быть производительными, нормально оплачиваемыми и общественно полезными. Только в этом смысле можно утверждать, что они являются продуктивными. Ибо бывают рабочие места и высокопроизводительные и высокооплачиваемые, но не продуктивные. Таковы рабочие места в производстве и реализации наркотиков, где занятость не является общественно полезной. У рассматриваемой проблемы есть и еще один аспект. Это обеспечение не просто полной и продуктивной, но и экономически эффективной занятости.
Под экономически эффективной понимают такую занятость, которая обеспечивает достойный доход, сохранение здоровья, рост образовательного и профессионального уровня каждому члену общества на основе роста общественной производительности труда. Снижение затрат самого труда обеспечивается за счет внедрения достижений НТП.
Отметим, что данное определение дает характеристику экономической эффективности с качественной стороны. Его недостаток состоит в количественной неопределенности, невозможности измерить экономическую эффективность с помощью одного показателя. Эта трудность в значительной мере устраняется с помощью системы показателей.
Таким образом, экономическая функция занятости проявляется в создании условий для материального обеспечения возможностей человека по удовлетворению своих потребностей.
newinspire.ru
Государственная служба занятости населения и ее функции
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны — незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% — высокую и 17% — низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать «непрерывное образование». На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости — рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.
Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.
В 1996 г. службе занятости России удалось трудоустроить 2,3 млн. человек. Если учесть, что в среднем за год в общероссийском банке данных насчитывалось около 400 тыс. вакансий, а в Службу занятости обратилось 5,3 млн. человек, то трудоустроен каждый третий.
Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям, как организация и проведение общественных работ, а также временная занятость подростков не была выполнена. В 1996 г. на общественных работах было занято 291,5 тыс. человек вместо 350 тыс. человек по плану. Причина — дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно скажется на реализации программы и в этом году. Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого миллиона обеспечить работой удалось 850 тыс. человек. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.
Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1994 г. по июнь 1996 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4 рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.
studfiles.net
II.3. Функции государственной службы занятости.
Функции службы занятости многообразны:
Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% — высокую и 17% — низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать «непрерывное образование». На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости — рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.
Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.
Официально регистрируемый уровень безработицы в России в 2013 году сократился на 10 процентов и достиг полутора миллиона человек. Достигнутый уровень безработицы близок минимальному для России. На начало года в России было 1,7 миллиона человек официально зарегистрированных безработных. Таким образом, уровень безработицы к концу 2013 года опустился в стране до двух процентов от экономически активного населения. Общая безработица в России снизилась с начала года с 5,3 миллиона до 4,5 миллиона человек. Снижение показателей безработицы в Роструде связывают с развитием экономики, что привело к появлению новых рабочих мест.
studfiles.net
Социальная функция занятости
Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных ее видах, но прежде всего от занятости в экономике. Вместе с тем социальная функция занятости раскрывает и обратную связь. Ведь сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества.
Всесторонне развитой человек обычно более активно и плодотворно участвует в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь, что отражает социальная функция занятости.
Все виды человеческой деятельности имеют социальную функцию, но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Обесценение труда, сведение его только к обеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы.
Ослабление трудовой мотивации было зарегистрировано социологами в 90-х гг. Оно негативно отражается на развитии производства, человека и общества. Об этом свидетельствуют падение ВВП, рост теневой экономики, криминогенной ситуации в стране.
Поэтому возвышая значение всех видов человеческой деятельности, нельзя недооценивать роль профессионального труда. Понятно при этом, что труд не должен быть принудительным, а стимулироваться атмосферой уважительного отношения к труду, достойным его вознаграждением.
В переходный период происходят изменения в формах собственности, а вместе с тем и определенная трансформация социальной функции труда. Об этом можно судить по тому, что появились новые секторы в экономике, связанные с частной собственностью и с частными собственниками, лицами ненаемного труда.
Господствовавший в течение многих десятилетий государственный сектор уступил первенство частному сектору по числу занятых в нем. Более чем в три раза увеличилась численность занятых в общественных организациях, фондах, предприятиях, созданных совместно с фирмами зарубежных стран, и при смешанной форме собственности.
В результате реформ, изменения структуры занятости появились новые классы и социальные слои населения. Возник класс капиталистов, олицетворяющий крупный (прежде всего финансовый и торговый капитал) и мелкий капитал (частные работодатели, владельцы мелких предприятий, торговых фирм, зажиточные фермеры), и класс наемных работников в традиционном (классическом) смысле этого слова, а также крестьяне и ремесленники, существующие за счет собственного труда.
Роль этих классов в трудовой деятельности изменилась. Так, капиталисты выступают в качестве организаторов производства, торговли, финансов, а наемные работники — в качестве исполнителя воли первого. Имеется и третий слой населения — самозанятые (крестьяне, ремесленники, лица свободных профессий). Они совмещают обе эти роли.
Переход к рыночным отношениям характеризуется также значительным увеличением доли населения, занятого в режиме неполного рабочего времени (неполной недели). Частные, особенно мелкие предприятия стараются уменьшить свои финансовые издержки, экономя на оплате труда.
Подобная практика ведет к ухудшению условий воспроизводства рабочей силы, к снижению ее качества. Вместе с тем для части населения (женщины, учащаяся молодежь, пенсионеры) такой режим работы позволяет участвовать в производстве, пополнять свои доходы, зарабатывать средства к существованию.
Происходят изменения в сфере образования, среди лиц занятых учебой. Во второй половине 2000-х гг. наметилась тенденция к росту их числа, особенно в ВУЗах. Увеличился прием в аспирантуру и докторантуру. Появились частные учебные заведения, лицеи, гимназии.
Эти изменения связаны как с высоким статусом образования, дающим более устойчивое положение в обществе, так и с проявившейся у образования новой функции — временной социальной защиты (от безработицы на 4—5 лет).
Этим можно объяснить факты получения образования по специальностям, не котирующимися сегодня на рынке труда. Определенную социальную функцию выполняет занятие домашним хозяйством, особенно воспитанием детей.
Новым социальным явлением для России за последние десятилетия стала безработица. Частично она выполняет позитивную социальную функцию. Перерыв в работе используется для переподготовки, повышения квалификации в целях занятости на новом рабочем месте.
В целом же безработица имеет тяжелые социальные последствия. Все увеличивающаяся доля граждан занимает маргинальное положение. Оставаясь без определенных занятий, она живет случайными заработками, прозябает в крайней нищете.
Возвращение таких безработных к полноценной жизни весьма затруднительно. Это значит, что отсутствие занятости (выполняемой ей социальной функции) ведет к негативным последствиям и для человека и для общества.
Таким образом, социальная функция занятости способствует развитию человека и общества и, наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблемы занятости. В этих целях нужна активная политика государства.
newinspire.ru
Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным. Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей. Перед службой занятости поставлены следующие задачи:
Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности: I уровень — федеральная служба занятости; II уровень — региональные организации службы занятости; III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д. Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции. Общими функциями служб занятости всех уровней являются:
Основными источниками финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования. В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек. Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости. Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе следующих принципов:
|
laboureconomics.ru