Функции общения кратко – 16. Виды и функции общения

Функции общения

Сегодня существует много различных классификаций функций общения. О.Г. Филатова выделяет следующие функции общения:

  1. Инструментальная – передача информации для совершения определенных действий;

  2. Трансляционная – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.;

  3. Экспрессивная – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;

  4. Функции самовыражения;

  5. Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;

  6. Функции социализации и др.

Е.И. Рогов выделяет 5 основных функций общения:

  1. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

  2. Формирующая – проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;

  3. Функция подтверждения – проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах;

  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений;

  5. Внутриличностная – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем поступки.

По мнению Е.В. Андриенко можно выделить совокупность трех групп функций общения, если рассматривать его в определенной системе отношений.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как Группвида и личности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.

В.Н. Панферов выделяет функции человека как субъекта общения:

  1. Коммуникативные функции – осуществляют взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Информация облекается в форму различных знаков, образующих язык общения. Поэтому эффективность коммуникативных функций предопределяются решенностью проблемы

    канал – знак;

  2. Информационные функции – обеспечивают прием и хранение информации, служат целям передачи социального наследования индивидуального и общечеловеческого опыта. Информация передается по каналам связи в виде знаков и их комплексов (слов, жестов, мимики и др.), за которыми закреплены определенные значения. Эффективность информационных функций общения зависит от успешности решения проблемы знак – значение;

  3. Когнитивные функции – направлены на интерпретацию отношения знак – значение в целях определения смысла и обогащения опыта самопознания и взаимопознания партнеров для оптимального взаимодействия. Эффективность когнитивных функций общения зависит от успешности решения проблемы

    значение-смысл, связанной с определением возможностей партнеров решать и выполнять конкретные задачи совместной жизнедеятельности;

  4. Эмотивные функции – проявляются в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью. Взаимоотношения людей тесно связаны с их представлениями друг о друге. Поэтому эффективность эмотивных функций общения зависит от успешности решения проблемы смысл – отношение;

  5. Конативные функции – обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны с устремлением человека к тем или иным ценностям, выражают побудительные силы человека, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения

    . Конативные функции в процессах общения проявляются в рамках проблемы отношение – поведение, эффективность решения которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров;

  6. Креативные функции – направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, осуществляющие психологическое взаимовлияние партнеров. Креативные функции в процессах общения включаются в решение проблем, возникающих в контексте соотношения поведение – личность.

Все указанные функции трансформируются в одну, главную функцию общениярегуляторную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. Тогда в этом смысле общение будет являться механизмом социально-психологической регуляции поведения в совместной деятельности людей.

studfiles.net

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели! Человек социальный по своей сути, и без контакта с другими людьми будет постепенно деградировать, то есть, не просто перестанет развиваться, но и начнёт утрачивать навыки, которыми обладал ранее. Поэтому сегодня мы поговорим о том, какие существуют функции общения в психологии, чтобы лучше понимать, почему это столь жизненно необходимо каждому из нас.

Основные функции

Существует масса теорий и классификаций, но основными, фундаментальными функциями общения являются: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Давайте каждую из них рассмотрим подробнее.

Коммуникативная

Обеспечивает обмен информацией между людьми. Чтобы он состоялся, важно заранее предусмотреть, какой именно материал подвергнется к передаче. Так как собеседнику он может показаться сложным, и понимание не будет достигнуто. Для этого учитываются его индивидуальные особенности, сфера деятельности, интересы и прочее.

Чтобы понять, насколько процесс коммуникации оказался успешным, необходимо получить, так называемую, «обратную связь» от партнёра. То есть, он должен поделиться своими впечатлениями, эмоциями или мыслями, которые возникли в ответ на ваши слова.
Проверить, насколько вы коммуникативный человек, можете, нажав на эту ссылку.

Интерактивная

Она оказывает влияние на всех участников общения, только вдобавок ещё и с помощью действий. Благодаря этой функции взаимодействие становится более активным, дополненным и имеет больше влияния, если используется в разговоре, хотя бывают случаи, когда поступки намного красноречивее слов. Это помогает привлекать окружающих на свою сторону, добиваться расположения противоположного пола и прочее.

Перцептивная

В переводе с английского – восприятие. Оно задействует все органы чувств, также память, воображение, внимание и даже волю. Это действительно уникальный и достаточно сложный процесс. Человеку приходится одновременно обрабатывать большой объем информации, так как, помимо того, что он слышит, он вспоминает, что было ранее известно по поводу темы разговора и личности собеседника.

Также следит за невербальными проявлениями говорящего, чтобы заметить, лжет он или нет, и какие чувства вообще испытывает в данный момент. После чего анализирует весь полученный материал, и только тогда уже можно сказать, что он воспринял сказанное.

Примеры того, как распознавать скрытые за мимикой, жестами и позами истинные эмоции, вы получите в этой статье.

Дополнение

Хочу представить вам расширенную сферу влияния общения на личность. Итак, помимо основных, существуют ещё и такие функции:

  • контактная. Согласно названию, она помогает установить контакт, который является, по факту, фундаментом. Без него не произойдет дальнейшей взаимосвязи, передачи или принятия материала и прочее.
  • информационная. Её целью является обеспечение обмена сообщениями.
  • побудительная. Она мотивирует на выполнение действий, которые необходимы или выгодны партнёру.
  • координационная. Делает возможной организацию совместной деятельности. Это важно не только в рабочей обстановке, но и в обыденной жизни. Структура позволяет снизить уровень тревоги, так как действия становятся более согласованными и понятными для всех участников коммуникации.
  • эмотивная. Она вызывает у собеседника различные чувства, либо же способствует их смене.
  • формирующая отношения. Чем чаще люди встречаются, тем ближе друг к другу они становятся. При условии, что ведут открытые, искренние беседы, как говорится, по душам. Тогда их связь становится более крепкой, и переходит на определённый уровень. То есть, они становятся или друзьями, или партнёрами, супругами и прочее.
  • оказывающая влияние. Все мы манипулируем окружающими, происходит это порой осознанно, порой не очень. Но по большей части наши слова и действия вызваны потребностью достичь желаемого. И не важно, это потребность изменить эмоциональное состояние другого человека, или же направленность его действий, активности, поведения в целом. Важен результат – реализация своих, в принципе, и не только своих, целей, намерений и планов.
  • самопознания. Только благодаря контакту с другими мы познаём себя. Так как получаем знания после сравнения себя с ними. Путем обнаружения схожестей и отличий. Получая обратную связь и «примеряя» сказанное, был ли прав собеседник, или же всё-таки ошибся, и его мнение ну никак не относится к вам.
  • социализации. Личность вырабатывает необходимые навыки и умения для интеграции в общество. А это позволяет ей достигать успеха и реализовывать себя, свои потребности, как в бизнесе, так и в личной жизни.

Рекомендация

Рекомендую Вам посмотреть вот этот бесплатный курс. Он о том, как развить уверенность в себе и добиться влияния на окружающих людей.

Заключение

Не всегда контакт с другим человеком приносит пользу и удовольствие. Но в любом случае оно помогает нам развиваться и становится более опытным. Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок, совершенных по незнанию. Так что старайтесь общаться как можно чаще, знакомьтесь с новыми людьми и не забывайте поддерживать «старые» связи. Это позволит стать более коммуникабельным и обогатит вашу личность. Если у вас с этим небольшие сложности, можете воспользоваться рекомендациями, которые указаны тут.

Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина

 

 

qvilon.ru

Общение и его функции

Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, он проявляет и реализует свои возможности.

Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется, прежде всего, в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения: в семье, школе, на производстве, в быту, компаниях и т.д.

Общение — одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Общение выполняет целый ряд основных функций:
— Информационная — функция приема, передачи сведений;
— Контактная — установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передачи информации;
— Побудительная — функция стимуляции активности к действию;
— Координационная — функция взаимного ориентирования и согласования действий;
— Понимания — предполагает не только прием информации, но и понимание этой информации друг другом;
— Амотивная — функция возбуждения в партнере нужных эмоций, переживаний, чувств, предполагает эмоциональный обмен, изменение эмоционального состояния;
— Функция установления отношений — осознание и фиксирование своего социального статуса, социальной роли в конкретной социальной общности.
— Функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, намерений, представлений, установок, мнений, решений, потребностей, действий и т.д.

Наряду с функциями выделяют основные виды общения.

По количеству участников:
— межличностное;
— групповое.

По способу общения:
— вербальное;
— невербальное.

По положению общающихся:
— контактное;
— дистантное.

По условиям общения:
— официальное;
— неофициальное.

В структуре общения выделяют три тесно взаимосвязанные, взаимообусловленные стороны:
— Перцептивная сторона общения — процесс восприятия друг друга.
— Коммуникативная сторона общения предполагает передачу информации. При этом необходимо учитывать, что человек высказывает 80% от того, что хочет сказать, слушающий — воспринимает 70% и понимает 60% от сказанного.
— Интерактивная сторона общения предполагает организацию взаимодействия (согласованность действий, распределение функций и др.).

При организации общения необходимо учитывать, что оно проходит ряд этапов, каждый из которых влияет на его эффективность.

Если один из этапов общения выпадает, эффективность общения резко снижается и существует вероятность не достичь тех целей, которые ставились при организации общения. Умение эффективно достигать поставленных целей в общении называется коммуникабельностью, коммуникативной компетентностью, социальным интеллектом.

psyera.ru

Психология общения. Виды и функции общения.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

В структуре общения выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный — говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы.Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.

Выделяют следующие виды общения: «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.   

Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

psyvision.ru

Функции общения в психологии

Общение – это сложный многоуровневый процесс выстраивания отношений между людьми. Ни у кого не возникнет желания подвергнуть сомнению то, что общение непрерывно связано с обменом информацией, пониманием и восприятием между собеседниками. Психологи считают, что значимость и потребность человека в общении является обязательным условием становления и развития личности.

Как известно, функций общения в психологии много, они несут разные смысловые нагрузки, но цель всегда остается одна – взаимодействие с людьми.

Основные функции общения в психологии:

  1. Коммуникативная функция общения.
  2. Познавательная функция общения.
  3. Психологическая функция общения.
  4. Информационная функция общения.
  5. Креативная функция общения.
Основные особенности

Самая распространенная, на уровне инстинктов применяемой является коммуникативная функция общения. Смысловая нагрузка функции заключается во взаимной передаче своих умений, знаний, навыков между собеседниками. Человек стремится не просто поделиться информацией, но и убедиться в том, что собеседник понял его.

Следующая функция – познавательная функция общения — тесно связана с коммуникативной функцией, но главнейшее отличие состоит в том, что человек стремится узнать новое от собеседников, которым он доверяет и не подвергнет полученную информацию сомнению или проверке.

Получая или не получая удовлетворение от общения, человек неосознанно использует в жизни психологическую функцию общения. Как сообщают эксперты, эта функция включает в себя эмоциональный комфорт человека, положительные моменты, связанные с межличностной коммуникацией.

Информационная функция общения, как считают теоретики, состоит в передаче устного сообщения.

Самая нестандартная и креативная функция общения заключается в том, что при взаимодействии (создание и разработка проекта, поиск новых решений или написание курсовых и дипломных работ, в конце концов) людей появляется нечто новое, уникальное.

Из статьи вы узнали об основных функциях общения в психологии, теперь при контакте с людьми вы, помня о них, сможете получить больше пользы, положительных эмоций и удовлетворения. Помните о функциях общения, они обязательно помогут вам быстрее и эффективнее находить точки соприкосновения с собеседником.

 

womanadvice.ru

Функции общения — Общая психология Библиотека русских учебников

Общение — это многоплановый процесс, в котором можно выделить следующие основные функции: коммуникативную, интерактивную, перцептивную

Коммуникативная функция — это различные формы и средства обмена и передачи информации, благодаря которым становится возможным обогащение опыта, накопление знаний, овладения деятельности, согласования я действий и взаемороз нимание людей. Коммуникативная функция общения, осуществляется с помощью языка, является необходимым условием преемственности развития поколений, социального и научного прогресса человечества, индивидуального разви тия личностей.

Обмен информацией, что происходит между людьми в. РАЗЛИчНЫХ видах деятельности, обеспечивается коммуникативной функцией общения во всех сферах жизни общества

Интерактивная функция общения. Она предусматривает контакты между людьми,. Которые не ограничиваются только потребностями передачи информации. Общение всегда предполагает определенное влияние на других людей, изменение их повед. Динка и деятельности. В этом случае оказывается. Интерактивная функция общения, функция влияния на других людиде.

Советы, инструкции, требования, приказы,. Высказанные в языковой форме и адресованные второй лицу, является побуждение к действию и регуляторами его поведения

Совместная деятельность, ее содержание и условия выполнения выстраивают такую?. Модель взаимодействия личностей, когда каждый из участников последовательно воздействует своими поступками на других и в свою очередь изменяет. Свои действия и их влияний.

Социальный контроль — это оценка деятельности с точки зрения ее соответствия принятым в обществе образцам поведения, регламентируются нормами взаимоотношений людей. Совместная деятельность людей — явл ление. Общественно льне, которое находится под социальным контроле.

Взаимодействие между людьми происходит эффективно тогда, когда их поведение соответствует принятым образцам, тем ролям,. Которые выбрали собеседник

Социальная роль-нормативно принят образец поведения, которого ждут от каждого, кто. Занимает ту или иную социальную позицию. Она рассматривается как специфическая или профессиональное поведение — врач, учитель, инжене нер; по возрасту — ребенок, доросли.

Каждый человек может выполнять в жизни несколько ролей: в семье — отец, на работе — руководитель, в кругу друзей — товарищ тд. Взаимодействие людей,. Которые играют несколько ролей, регулируется ролевые ыми ожиданиями. Ролл. Леви ожидания — это надежда на такое поведение. ДРУГ. ЧЕЛОВЕКА, которая отвечает ее ролевой статусссу.

Поведение людей с взаимным ожиданиям квалифицируют как тактического, это важное условие успеха в общении

Если пациент, придя на прием к врачу, почувствует. Внимательное отношение к своим проблемам, кротость, доброжелательность, стремление внимательно разобраться в симптомах заболевания, он проникнется к оверием к нь ього, правильно поймет советы и рекомендации по лечены.

Случаи, когда ожидания одного из собеседников. НЕ оправдываются из-за того, что они противоречат принципам и убеждениям собеседника, выходящие за пределы его социально регламентированных ценностей и н норм, не безтактовнистю. В таких ситуациях личность,. Понимая нереальности от нее ожидают, может отстаивать свою позицию и не подчеркива, насколько тактичный его поведение с по рассмотрения собеседник.

Сознательное игнорирование ролевых ожиданий другой стороны, что нередко имеет место в повседневных ситуациях общения, является бестактностью. Проявления бестактность. Имеют место тогда, когда человек п проявляет невнимательность д к собеседнику (отвлекается на посторонние вещи), прерывает его или ведет себя. Вопреки социально определенной норме ролевого регламента (руководящее лицо отказывается. Решат ь вопросы, пере бывают в ее компетенции) тощ.

бестактность — это деструкция ролевых ожиданий в процессе общения, которая нарушает эффективное взаимодействие участников процесса общения и может приводит к конфликтным ситуациям. Особенно опасны на арушение требований тактичность в педагогическом общении.

Негативные последствия этого проявляются в напряженности и конфликтности отношений между преподавателями и студентами (главным образом юноши), в резком снижении действенности воспитательного воздей йствия на личность ребенка и проявляет принципиальность и требовательность в отношениях с учениками, педагог должен удостоверять свое уважение и доверие к воспитанникам, стремление понятий их, пойти на разумный компромы.

Умение сочетать требовательность и уважение к ученикам создает благоприятные психологические условия для формирования самоуважения, что имеет важное значение для становления культуры общения и развит тия. Контакты

Обмениваясь информацией,. Устанавливая коммуникативные связи для достижения целей деятельности, взаимодействуя между собой и. Осуществляя разносторонние влияния на других партнеров по общению, люди нэп посредственно воспринимают друг друга и. Имеют возможность познавать физические, психологические и индивидуальные особенности, присущие каждому из собеседника.

Перцептивная функция общения. Информация, которую получают собеседника во время контактов по различным каналам, дает возможность составить более или менее объективное впечатление о том, что представляется яет собой партнер п по общению, проникнут в его внутренний мир, понятий мотивы поведения, привычки, отношение к фактам действительности. Путь познания человека человеком в процессе общения является сло жным актом адекватный псих ологичний портрет субъекта общения формируется в зависимости от объективных и субъективных факторов и включает в себя действие трех важных механизмов восприятия человека чел овеком: идентификацию, рефлексию (др терпретацию) и стереотипизацицию.

Среди условий, способствующих взаимопознания в общении, важная роль принадлежит фактору личностно-социальной значимости предмета коммуникации, характера ситуации общения и продолжительности контактов в. Ко оли. Указанные условия объективно присутствуют в общении, вероятность обнаружения существенных психологических черт личности растет. Первый этап в механизме познания человека человеком — идентифика ция идентификации я — это способ понимания. ДРУГ. ЧЕЛОВЕКА через осознаваемое или неосознаваемое уподобление том же субъекту,. Который познает. Суть этого в том, что в ситуациях взаимодействия партнеры пытаются зроз уметь друг друга, ставит себя на место друга так, студент хорошо понимает волнение и поведение второго студента перед экзамена,. Влюбленный — страдания того, кого постигла неудача во в заимностиност.

Для определения собственной тактики в общении собеседнику важно знать, как индивид, входит с ним в контакт, воспринимает его самого. Осознание субъектом того, как его воспринимает партнер по союзом ко овке, называется рефлексами.

Рефлексия углубляет восприятие. ДРУГ. ЧЕЛОВЕКА, поскольку дает представление об отношении к себе как к субъекту восприятия

В процессе общения идентификация и рефлексия предстают в единстве, благодаря чему обеспечивается его психологическая информативность. Дефицит априорных знаний о психологии людей, с которымы приходится я спила лкуватися, не дает собеседнику возможности сразу определиться в том, как лучше поддерживать и развивать контакт.

Программируя свою коммуникативную деятельность, субъект пытается понятий и объяснить причины, обусловливающие действия и поступки каждого

Объяснение поступков, второго человека через приписывание ей вероятных чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения называется причинно интерпретация (по. А. В. Петровским) ошибочное причина в интерпре ета ции поведения собеседника усложняет, а иногда и делает невозможным нормальное взаимодействие в процессе общениянн.

Интерпретация действий и поступков осуществляется либо на основании идентификации, то есть через приписывание второй тех мотивов и чувств,. Которые, по мнение субъекта, он сам проявил бы в аналогично ой ситуации, или шл поляком отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которых существуют определенные стереотипные представлены.

Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин через соотнесении с образцами, соответствуют социальным стереотипам. Стереотип — это сформированное по конкретных социальные ых х условий образ человека, которыми пользуются, как штампом. Стереотипизация как прием обобщения типичных черт, присущи личностям как носителям определенных социальных и психологически важных характе ристик, широ ко применяется в. Классической художественной литературе. Таковы персонажи «Мертвых душ «М. В. Гоголя -. Чичиков,. Манилов,. Коробочка,. Плюшкин;. Голохвастов из комедии. И. Карпенко-Карого «По д вумя зайцами «и и двумя зайцами»и ита ін.

В повседневной жизни стереотипизация в оценке человеческих качеств, таких, например, как доброта, представлена?. В суждении «Свою рубашку отдаст другу, не пожалеет «, скупость — в суждении «В нег го посреди д зимы снега. НЕ выпросишьгу не выпросишьquot;.

Стереотипизация может состоя как результат обобщения собственного опыта субъектом межличностн восприятия, к которому присоединяются сведения,. Полученные из книг достойной источников. Стереотипизац ция является сви идченням проникновения в психологическую сущность личности и выявление характерных ее ри.

Если стереотипизация основывается на достаточном. Объективной информации, на основе которой делаются обобщения, она отражает высокий уровень познания человека человеком

Однако стереотипизация может быть ошибочным, иметь характер предвзятосты, когда интерпретация фактов, на основании которых делаются обобщения, оказывается недостаточно аргументированной, а сами факты ы. НЕ вич черпують сущности отношени.

Так, при восприятии незнакомого человека важную роль играет первичная информация, которую получает субъект восприятия. Если у реципиента. Предварительно создать соответствующую установку в отношении др ругого человека, то вон на может сыграть решающую роль в восприятии в процессе общения сработает стереотипы.

Экспериментально доказано, что предварительная информация, которую получает субъект восприятия, оказывается существенным основанием для формирования предвзятосты в оценке. ДРУГ. ЧЕЛОВЕКА

В одном эксперименте двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. В первом случае экспериментатор охарактеризовал ее как выдающегося ученого, а во втором — как преступник ка предлагает увалося по внешнему виду дать ей характеристикк.

Первая группа студентов, которой была дана информация о «выдающегося ученого «, сообщила, что внешность человека на фото свидетельствует о. Ее интеллект, напряженную работу мысли, доброту, сосре редоточенность. Друг я группа — вариант «опасного преступника «- утверждал, что перед ней портрет жестокой, решительное и коварной человек и коварной человек.

Одна и та же деталь портрета — глаза — в одном случае толковались как яркие и умные, а во втором — как злые и. Беспощадные

Стереотипы, возникающие на основе положительных или отрицательных установок, в общении оказываются субъективизма

В общении довольно распространенные стереотипы, основанный на оценке внешности собеседника и вызывают деформированные. Субъективные представления о его реальных качества. Это может нанести. Существенный и вред касается ункам и является нежелательным явлением в работе с людьми (особенно нежелательны такие ситуации в работе учителей, руководителей коллективов.

uchebnikirus.com

Функции делового и коммуникативного общения

Функции общения очень важны для характеристики общения. Ведь общение является сложнейшим многосторонним процессом коммуникативного взаимодействия между человеческими индивидами, заключающимся во взаимном обмене данными, постижении и восприятии партнерами по коммуникационному взаимодействию друг друга. Коммуникативное взаимодействие считается одним из стержневых понятий в психологической науке сегодня. Вне коммуникаций невозможно постигнуть процесс формирования личности отдельного индивида, проследить закономерности общественного развития.

Общение характеризуется многофункциональностью. Выделяют пять основных функций коммуникативного взаимодействия. Главным образом коммуникации выполняют в общественной людской деятельности связующую роль. Данная функция условно называется прагматической и выступает в качестве важнейшего фактора объединения индивидов в ходе любой общей деятельности.

Виды и функции общения

Коммуникативное взаимодействие наряду с внешней простотой представляет собой сложнейший многогранный процесс, содержащий в себе установление, формирование и развитие межличностных контактов. Общение – это физическое проявление потребности индивидов в коллективном взаимодействии. В процессе коммуникаций происходит взаимообмен сообщениями, восприятие и постижение партнера. Коммуникативное взаимодействие обладает собственной индивидуальной структурой, имеет собственные цели, виды и функции.

Уровни, виды, средства и функции общения психология характеризует с разных аспектов, которые помогают лучше понимать механизм коммуникативного взаимодействия. Без учета характеристик общения очень сложно результативно взаимодействовать с людьми. Виды общения и его функции считаются одними из стержневых характеристик, позволяющих понять саму сущность взаимодействия с другим субъектом или социумом.

Виды коммуникаций разделяют на формальный, примитивный, формально-ролевой, деловой, межличностный, манипулятивный и светский.

Формальная коммуникация предполагает применение во время общения привычных моделей поведения (маски) для того чтобы спрятать свои настоящие эмоции. При таком общении стремление понять партнера отсутствует.

Примитивная коммуникация подразумевает под собой взаимное оценивание индивидами друг друга в качестве объекта способного помочь или, наоборот, мешающего. При таком общении субъект, получив желаемое, прекращает взаимодействие.

Формально-ролевая коммуникация выстраивается на соотношении различных социальных ролей.

Деловая коммуникация заключается в учете при общении особенностей личности индивида, его настроения. В основе данной коммуникации всегда лежат общие деловые интересы.

Межличностная коммуникация базируется на глубоком понимании, восприятии и поддержке индивидами друг друга.

Манипулятивная коммуникация заключается в приобретении выгоды от общения. Светская коммуникация представляет собой беспредметное взаимодействие субъектов, при котором они беседуют о том, что необходимо и принято в социуме, а не свои истинные мысли.

Функции общения делятся на внутриличностную, прагматическую, функцию формирования, развития, подтверждения, организации и поддержания, объединения, разъединения и социальные. Внутриличностная коммуникативная функция подразумевает общение индивида с самим собой. Прагматическая коммуникативная функция содержит в себе мотивационные причины. Способность воздействовать на партнеров содержит в себе формирующая и развивающая функция. Функция подтверждения заключается в возможности индивидуального познания и подтверждения себя. Целью функций организации и поддержания межличностного взаимодействия является налаживание и сохранения плодотворных связей. Функция объединения и разъединения содействует трансляции необходимых данных или дифференциации.

Только при понимании механизмов общения, индивид сможет по-другому оценить этот главнейший социальный инструмент, позволяющий самосовершенствоваться и достигать целей. Социальные функции общения представляют собой организацию совместной деятельности, которая охватывает управление и контроль над поведением, деятельностью.

Функции общения психология считает стержневыми свойствами, разделяющими проявления общения.

Коммуникативная функция общения

Коммуникативная функция общения осуществляется посредством взаимообмена сообщениями. В процессе коммуникаций субъекты обмениваются между собой информацией, представлениями, мыслями, идеями, интересами, чувствами, настроениями, установками и др. Однако в ходе общения происходит не только простой обмен данными, но и выработка общей сути, что будет возможным только при условии понятия и осмысления информации. Именно поэтому каждый процесс общения объединяет в себе деятельность, непосредственно общение и, конечно же, познание.

Осуществление коммуникативной функции содержит несколько уровней. Выравнивание отличий в отправной информированности, которая изначально имеется у субъектов, вступающих в контакт, осуществляется на первом уровне. Второй уровень тесно связан с трансляцией и принятием смыслов. В данном случае коммуникативное взаимодействие выступает в качестве информирования, обучения, своеобразного инструктажа и т. д. Третий уровень имеет связь со стремлением субъектов понимать воззрения и установки собеседников. На этом уровне общение направлено на вырабатывание оценок получаемых результатов (например, согласие-несогласие).

В структуре коммуникативного взаимодействия выделяют такие элементы, как адресант, адресат, сообщение, код, цель, канал связи и результат. Адресант – это лицо, которое отправляет сообщение, т.е. субъект общения. Адресатом называют лицо, которому направляют сообщение. Сообщение – это информация, которая передает содержание. Кодом называют форму, с помощью которой идеи и цели выражаются в виде сообщения. Такой код может содержать вербальные средства, математические символы, невербальные инструменты. Вербальные средства – это речь, которая основывается на языковых системах.

Функции языка в общении лежат в человеческой возможности полноценного коммуникативного взаимодействия с себе подобными. Цель коммуникативного взаимодействия заключается в мотиве направления сообщения (зачем оно направлено). Канал связи означает среду, обеспечивающую взаимосвязь адресанта с адресатом. Таким каналом связи может выступать голос, информационные табло, связь через эфир и т.п. Результатом является конечный итог коммуникации, т.е. то, что достигнуто по завершению общения.

С позиции трансляции и понимания смысла информации такая схема, как адресант-сообщение-адресат является асимметричной. Так как для самого адресанта смысл сообщение предшествует процессу шифрования (высказыванию). Ведь он вначале имеет конкретную задумку, которую впоследствии воплощает в систему знаков. Смысл воспринимаемого сообщения для адресата раскрывается одновременно с расшифровкой. Адресант сможет оценить точность понимания адресатом сути информации только при условии смены коммуникативных ролей. Другими словами тогда, когда адресат трансформируется в адресанта и собственной репликой ознакомит с тем, как он понял смысл воспринятой информации.

Функции делового общения

Добиться эффективной реализации в бизнесе, подняться по карьерной лестнице, стать успешным поможет знание стержневых функций деловых коммуникаций.

Выверенные деловые коммуникации между субъектами (начальством, партнерами, сотрудниками) продемонстрируют, насколько качественно и уместно будет развиваться компания, своевременно осуществляться проекты.

Выделяют три первостепенные функции деловых коммуникаций: информационная, регуляционная, аффективно-коммуникативная. Информационная коммуникативная функция предполагает накопление, вырабатывание, трансляцию и прием сообщений. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит не только перемещение информации, но и взаимная трансляция зашифрованных данных между двумя субъектами общения. Отсюда следует, что происходит обмен информацией. Однако при этом субъекты не просто обмениваются определениями, они стремятся к тому, что бы выработать общий смысл. Выработка общего смысла возможна только при условии принятия информации с последующим осмыслением. Во время обмена сообщениями могут появляться коммуникативные преграды, которые могут нести психологические или социальные предпосылки.

Сами по себе сведения, исходящие от коммуникатора, могут быть побудительными, т.е. служащими стимулами к какому-либо действию, и констатирующими, имеющими место в разных образовательных системах.

Для трансляции любое сообщение должно быть закодировано. Т.е. передача данных возможна только при помощи языковых знаковых систем. В этом и заключаются основные функции языка в общении.

Регуляционная коммуникативная функция лежит в корректировке поведения, а также содержит способы воздействия на партнера, например, внушение или убеждение. То есть характеризует такие компоненты коммуникаций, которые непосредственно тесно связаны с взаимодействием индивидов, с организацией их коллективной деятельности. Аффективно-коммуникативная функция заключается в становлении эмоциональной оболочки личности. Другими словами это процесс принятия и постижения субъектами друг друга.

Все перечисленные функции общения тесно взаимосвязаны, друг друга гармонично дополняют и являют собой коммуникативный процесс в целом.

Функции и структура общения

Человеческий индивид представляет собой социальную особь, обитающую в условиях взаимодействия с людьми. Общественная жизнь зарождается, а затем развивается в дальнейшем в силу наличия зависимостей между индивидами, что образует условия взаимодействия субъектов друг с другом. Человеческие индивиды вступают в контакт, вследствие непосредственной зависимости друг от друга. Коммуникативное взаимодействие заключает в себе действия субъектов, характеризующиеся обоюдной направленностью. Общественная связь содержит зависимость индивидов, реализованную посредством социальных поступков, воплощаемую с ориентацией на остальных людей и ожиданием должной ответной реакции партнера. В общественной связи выделяют: субъекты и предмет связи, «я»-механизм регулировки взаимоотношений.

Общением называется специфическая форма взаимоотношений индивида с остальными субъектами как членами социума. В общении осуществятся социальные контакты людей.

Социальная суть общения заключается в трансляции форм культуры, нравственных ориентиров и общественного опыта всего человечества. Ведь только в ходе коммуникативного взаимодействия детей с родителями или другими опытными индивидами, у него зарождается и развивается сознание, а затем и речь. Без коммуникаций с другими людьми у детей не будет формироваться психика, сознание. Общение является одним из главнейших условий для формирования и становления личности. Поведение, отношение индивида к среде и собственной персоне во многом обусловлено его коммуникативным взаимодействием с другими индивидами.

Структура коммуникативного взаимодействия имеет семь этапов. На первом этапе потребность в коммуникациях побуждает индивида к вступлению в отношение с другими субъектами. Затем происходит ориентировка в задачах и мотивах общения. Третий этап характеризуется ориентировкой в личности партнера по коммуникации, на смену которой приходит планирование содержания и сути своего сообщения (субъект, обычно бессознательно, представляет себе, какую именно информацию он скажет). На пятом этапе индивид бессознательно (реже сознательно) выбирает определенные инструменты общения, речевые высказывания, которые будет использовать, решает, каким образом себя вести и как говорить. Шестой этап предполагает восприятие и оценивание ответного поведения собеседника, контроль над эффективностью коммуникации на основе обратной связи. Заключительный этап подразумевает корректировку направления, модели и стиля, манеры и методов общения.

psihomed.com