Функции конституции 1993 – Функции Конституции РФ 1993 г., ее основные черты и юридические свойства. Действие Конституции. Пересмотр Конституции. Конституционные поправки.

основные черты, особенности, функции и юридические свойства

Конституцию Российской Федерации 1993 г. отличают такие черты, как:

1) особый субъект, который устанавливает Конституцию. Таким субъектом является народ. В Конституции 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль сыграли Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а у Конституции нет такого юридического потолка;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др. Конституция Российской Федерации 1993 г. имеет следующие особенности:

1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства

Конституции Российской Федерации. Ни в одной из прежних конституций России

такого положения не содержалось. В этом прежде всего отражается утверждение в

нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового

государства.

Верховенство Конституции означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур, граждан во всех сферах жизни.

В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции.

Характерно, что ст. 15 Конституции Российской Федерации не включает конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не исключает возможности несоответствия конституций республик Конституции Российской Федерации, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.

2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция

Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и

применяется на всей территории России.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты,

принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. Он обязуется соблюдать и защищать Конституцию.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие.

5. Конституцию отличают и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесение

поправок. Пересмотр касается только положений гл. 1, 2 и 9. Поправки вносятся в

гл. 3-8 Конституции РФ.

studfiles.net

Юридические свойства и основные функции Конституции Российской Федерации 1993 года.

Юридические свойства Конституции Российской Федерации–это особенности, позволяющие рассматривать ее в качестве основного закона государства. К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер;

— легитимность;

— верховенство;

— прямое действие;

— реальность;

— база текущего законодательства;

— программность;

— стабильность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм, их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства – парламентом или же органом, специально избранным для принятия конституции, – учредительным собранием).

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. “Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”, – закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

4. Прямое действие Конституции РФ (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ) означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

5. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать степень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

6. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу труда, право на защиту от безработицы, право на отдых, развивается трудовое право России.



Функции:

1) Политическая: выражает роль Конституции в отношении социальной структуры общества достигается определенная стабилизация общественных отношений. Политическая жизнь и борьба вводятся в определенный конституционные рамки.

2) Юридическая

: вытекает из того, что Конституция является основным законом и обладает по отношению к другим правовым актам юридическим верховенством. Эта функция Конституции выражает ее роль по отношению к действующей в обществе правовой системе, правопорядку.

3) Идеологическая: проявляется в воздействии на умы и сознание людей, влияет на их мировоззрение (Конституция 1993 г. провозгласила принципы идеологического плюрализма, сосуществование различных идеологий, кроме человеконенавистнических)

4) Организационная: выражается в формировании, организации и деятельности государственной и институционной структуры. Организация государственного механизма как и основной формы его деятельности юридически регламентированы, а это задача Конституции.

Реализация Конституции Российской Федерации: понятие и основные формы.

Реализация Конституции – это целеустремленная деятельность компетентных субъектов –государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, граждан и их общественных объединений – по осуществлению основ государственного и общественного строя, прав и свобод личности.

Реализация конституционных норм предполагает проведение их в жизнь на любом уровне в определенных формах:

1)организация исполнения конституционных норм; 2)непосредственное осуществление конституционных норм путем их использования и соблюдения;

3)применение мер воспитания, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм и санкций за их неисполнение; 4)толкование конституционных норм.



Первая форма реализации конституционных норм – организация исполнения конституционных норм.К числу форм организации проведения в жизнь конституционных норм следует отнести изданиена основеконституции нормативных актов, детализирующих и конкретизирующихконституционные нормы с целью установления порядка их использованияи соблюдения, а затем и применения. Это, отнюдь, не противоречит конституционному положению о том, что Конституция Российской Федерации – непосредственно действующее право (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Все конституционные положения наделены одинаковой юридической силой, но не все они реализуются одинаково.Во-первых, в Конституцию Российской Федерации включена определенная часть правовых норм, которые применяются прямо, без дополнительного правового механизма, то есть непосредственно со ссылкой на соответствующую статью Конституции.Во-вторых, регулятивное действие конституции и её норм проявляется в полной мере только в едином комплексе с другими нормами, закрепленными в текущем законодательстве. Это свойство Конституции Российской Федерации проявляется уже в том, что в ней содержатся статьи, в которых предписывается необходимость издания законов, раскрывающих её содержание.

Вторая форма реализации конституционных норм – это непосредственное осуществление норм Конституции путем их использования и соблюдения.Общая особенность конституционных норм состоит в том, что они реализуются не только и не столько в правовых отношениях, но в таком правомерном поведении субъектов их реализации, которое не порождает правовых отношений. Использование конституционных норм –это такая форма их реализации, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволения.Соблюдение– это такая форма реализации конституционных норм, которая выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами.

Третья форма реализации конституционных норм – это применение мер воспитания, поощрения, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм.Под воздействием норм Конституции складывается убеждение граждан Российской Федерации в необходимости эффективного личного участия в решении задач, которые стоят перед государством.

Четвертая форма реализации конституционных норм — толкование Конституции Российской Федерации.Конституция Российской Федерации 1993 г. ввела институт толкования Конституции Российской Федерации специально уполномоченным на то государственным органом – Конституционным Судом Российской Федерации (п.5 ст.125 Конституции Российской Федерации). В данном случае речь идет об официальном толковании, имеющим особую юридическую силу и являющимся обязательным для всех правоприменяющих субъектов.

cyberpedia.su

основные черты, особенности, функции и юридические свойства

Конституцию Российской Федерации 1993 г. отличают такие черты, как:

1) особый субъект, который устанавливает Конституцию. Таким субъектом является народ. В Конституции 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль сыграли Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а у Конституции нет такого юридического потолка;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др. Конституция Российской Федерации 1993 г. имеет следующие особенности:

1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства

Конституции Российской Федерации. Ни в одной из прежних конституций России

такого положения не содержалось. В этом прежде всего отражается утверждение в

нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового

государства.

Верховенство Конституции означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур, граждан во всех сферах жизни.

В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции.

Характерно, что ст. 15 Конституции Российской Федерации не включает конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не исключает возможности несоответствия конституций республик Конституции Российской Федерации, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.

2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция

Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и

применяется на всей территории России.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты,

принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

studfiles.net

12. Концептуальные особенности Конституции рф 1993 г.

Концептуальные особенности К — это юр. и полит. сущностные отличия К. 93г. от прежних К. с одной стороны и сходство ее осн. положений с К. современных развитых дем. гос-в.

Особенности:

  1. Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий те вопросы, ~ закреплены за ним в конституции.

  2. Текст К. 93 г. деидеологизирован, а в опред. смасле и деполитизирован, т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование строжайшего следования в политике предписаниям К.

  3. Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи (неотчуждаемость осн. прав и свобод чел.)

  4. К. по новому формулирует форму гос. устройсва России — это федеративное гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-териториального, и териториального равноправия его S-в. + не предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава.

  5. Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий).

  6. Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а) испльзуются общепринятые КП понятия, категории и т.д, исключающие противоречивые толкования. б) К. явл. законом прямого действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом.

  7. К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере.

  8. К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса чел.

  9. Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опыт конституционного развития.

13. Внутренняя структура и содержание Конституции рф 1993 г.

Структура К. это ее внутреннее строение, то из каких частей состоит ее текст, в какой последовательности они расположены, какова ее юр. значимость и роль. К. 93 состоит из 3х частей: преамбула, 1 и 2 разделы.

Преамбула: самостоятельная часть К., в ~ формулируются цели и исторические условия появления К., ценности на ~ она базируется.

1й раздел: не имеет названия, состоит из 9 глав, 137 статей: 1 глава — основы конституционного строя (сформулированы важнейшие К. принципы, на ~ строится и функционирует Российское гос-во — принцип разделения властей, верховенства прав и свобод чел., федерализма, народовластия, полит. и идеологич. плюрализма…) 2 глава — закрепляет основы правового статуса личности в РФ, закрепляет принципы российского гражданства, конституц. права, свободы, обязанности человека и гарантии этих прав. 3 глава — содержит нормы, закрепляющие гос. устройство, его территориальную организацию, федеративную форму гос. устройства, здесь зафиксирован состав РФ (89 S). Основы их КП статуса. Суверенные права и компетенция РФ, разграничение предметоведения и полномочий. 4-7 главы — орг-ция гос власти РФ. Эту власть осущ-ют Президент, ФС, прав-во, суды. В этих главах сформулированы издержки, противовесы узурпации власти одной из ветвей власти. Законодат. власть осущ-ют Парламент РФ ФС, исполнительную — прав-во, судебную — суды. Президент координирует дея-ть всех органов гос. власти, обеспечивает их согласованное взаимодействие, хотя тяготеет больше к исполнительной. 8 глава — а такде нормы ст. 3, 12, 8, 9 закрепили местные основы самоупр-я РФ. 9 глава — конституц. поправки. II раздел включает заключит. и переходное положение. Состоит из 9 пунктов, опред-щих порядок вступления К в силу, соотношение норм К и фед. договора, законов и др. п.а., а также фиксируют временные рамки функционирования фогв, образованные до принятия К-93 г.

studfiles.net

Понятие, сущность, содержание, свойства и функции Конституции. Конституция РФ 1993 года. Действие Конституции

Зайцева Елена Рудольфовна.

Понятие Конституции:

1)  Конституционализм как политико-юридическая доктрина и государственно-правовой режим.

2)  Понятие и сущность конституции, содержание и формы.

Доктрина конституционализма возникла в конце 18 века.

1)  Необходимо чтобы все были согласны с положениями конституции.

2)  Конституцией сверх закон должен приниматься особым образом.

3)  Этому закону должны подчиняться все.

4)  Должен быть институт защиты конституции.

Конституционализм рассматривается как государственно правовой режим:

1)  Теоретическая составляющая.

2)  Нормативно-правовая.

3)  Практическая.

Государство и его органы принимают эту доктрину для себя. Элементы:

1)  Народовластие.

2)  Демократическо-политический режим (все формы демократического режима).

3)  Самоуправление территорией.

4)  Высшая ценность прав и свобод личности.

2)  Нормативно-правовая – наличие кодифицированной конституции в РФ, наличие конституции в республиках.

3)  Практическая составляющая- наличие государственных институтов, которые бы гарантировали осуществление…

Референдум; выборы; возможность самому народу участвовать в управлении; государственный режим.

(2)

Конституция- это основной закон государства (государства и общества) имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны.

Сущность конституции:

Конституция- это есть результат достижения компромисса, между различными социальными интересами, достигнутого в конкретном государстве, на конкретном этапе его развития.

Формулировки конституции сложный порядок изменения К направлено на то, чтобы компромисс был устойчив долгое время.

С точки зрения формы конституция – это закон.

1)  Конституция кодифицирована так как она представляет собой единый и неделимый акт, имеющий высшую юридическую силу.

2)  Это жесткая Конституция

3)  Новейшая Конституция- много положений об общественном устройстве; много процессуальных и процедурных норм.

Содержание Конституции:

Структура:

а) Преамбула- не имеет нормативного содержания- в ней отражаются те условия в которых принимается Конституция.

б) основная часть- 8 глав; 1) основы конституционного строя; 2) конституционный статус личности; 3) основные направления о федеративном устройстве России; 4) судебная система и местное самоуправления; 5) заключительные и переходные положения(эти акты определяют каким образом будет изменяться Конституция РФ; порядок вступления в силу тех положений Конституции, которые не могут быть введены в действие со всем положением Конституции.

Свойства и функции Конституции:

Свойства Конституции – это иммонентно присущие признаки , как особого законодательного акта.

1)  Учредительный характер Конституции- т.е. Конституция закрепляет данный режим правления, но может быть установлен и новый.

2)  Высшая юридическая сила Конституции:

а) все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции.

б) место Конституции во всей правовой системе. Конституция определяет- порядок принятия и юридическую силу всех иных нормативно-правовых актов на территории РФ.

3) Высокая степень легальности и легитимации Конституции.

4) Стабильность и динамизм Конституции. (Важное значение имеет решение Конституционного суда по толкованию Конституции).

5) Програмность: Конституция- вектор развития к которому стремится государство.

6) Системообразующий характер Конституции- Конституция является базой.

7) Конституция является особо охраняемым институтом.

Свойства Конституции:

1)  Юридические.

2)  Социально-политические.

Функции Конституции- это внешнее выражение её свойств.

1)  Регулятивная

2)  Представительская (представляет РФ на международной арене)

3)  Учредительная

4)  Охранительная

5)  Системообразующая.

Конституция РФ 1993 года. Действие Конституции.

1)  Общая характеристика Конституции 1993 года.

2)  Порядок внесения поправок в Конституцию и порядок её пересмотра.

3)  Принцип прямого действия Конституции. Реализация и применение Конституции.

(1)

1) В основе концепции Конституции были положены основополагающие принципы международного права, в области прав и свобод человека.

2) Основные принципы конституционализма и сделана попытка урегулировать разделение властей, между высшими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

3) Де- политизация Конституции. Де- илогизация Конституции; принцип социального государства т.е. Конституция должна быть не только основным законом государства, но и общества.

4) Конституция принималась всенародным голосованием.

5) Конституция закрепила разделение властей (республиканская форма правления).

6) Устанавливалось современное федеративное устройство, Конституция с  одной стороны сохраняла, что было прежде, с другой восприняла всё новое федеративное устройство.

7) В Конституции не затрагивался вопрос избирательного права и процесса.

8) Принципы местного самоуправления были напрямую перенесены из Европейской хартии, без учета Российской специфики.

                                                                                           (2)              

К.РФ- является жесткой.

1) Любые изменения в К – вносятся путем принятия особого вида законов, принимаемых в специальной юридической процедуре.

2) Некоторые положения К.(1,2,9 главы) не могут быть пересмотрены федеральным собранием РФ т.е. парламентом.

Причины изменения:

1)  К- готовилась в спешке.

2)  Было сложно договориться с 3-м ветвям власти.

На данный момент существует 3-и процедуры изменения К:

1)  Внесение изменений в текст К.

2)  Внесение изменений в К.

3)  Пересмотр К. РФ.

Внесение изменений в текст К:

Для внесения изменений в ст.65 нужно применение федерального К- закона.

Виды изменений:

1)  Когда создается новый субъект федерации (объединение, разделение).

2)  Когда изменился статус субъекта

3)  Меняется наименование субъекта (Якутия-Саха).

В первых 2-х вариантах нужно принятие федерального закона (президент не имеет права вето на этот закон).

А в 3-ем случае президент указом вносит изменения в К.

Главы с 3-8 :

1)  По каждой поправке принимается закон.

2)  Изменения вносятся законом РФ о внесении изменений в статьи К.

Процедура принятия федеральных законов  очень похожа на принятие К- закона.

Для введения в действие закона РФ требуется ратификация(одобрение) органами РФ в течении 1-го года.

3)  Пересмотр К- 1,2,9 главы К.

(3)

Ст.15 К.РФ, говорит о прямом действии К.

В К- существует более 70 отсылочных норм. В случае если не существует федерального закона, который регулирует данное отношение, либо существует закон, который противоречит К., то суд должен напрямую применять норму К.

vunivere.ru

основные черты, особенности, функции и юридические свойства.

Принятие Конституции РФ было объективным требованием времени. Действующая Конституция России создана в результате довольно сложной работы по подготовке проекта, соответствующего мировым тенденциям развития современного конституционного права, и его общественного одобрения. Благодаря Конституции в сочетании с необходимыми федеральными конституционными законами Российская Федерация получила правовую возможность развиваться в цивилизованное демократическое правовое социальное государство, в котором человек, его права и свободы являются единственной конституционной высшей ценностью, а на государство возложена обязанность эту ценность признавать, соблюдать и защищать .Во-первых, Конституция есть базовый закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Во-вторых, Конституция есть закон, который учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением.В-третьих, Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. В-четвертых, Конституция Российской Федерации выступает способом формализации конституционного строя России путем закрепления его, фундаментальных основ. В-пятых, Конституция есть закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения сообразующихся с этими правами обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности.В-шестых, Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм и в этом смысле сама является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в государстве Конституцию Российской Федерации 1993 г. отличают такие черты, как: 1) особый субъект, который устанавливает Конституцию РФ. Таким субъектом является народ2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. 3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок ее принятия, пересмотра, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

10.Структура Конституции Российской Федерации.

Структура конс-ции это принятый в ней порядок, структура, посредством которой уст-ся определенная система группировки однородных конс. норм в разделы, главы и последовательность их расположения. В основе обобщения конст. норм в общие разделы, главы лежит единство предмета регулирования.

По своей структуре Конст. 1993 г. состоит из преамбулы и 2 разделов. 1 раздел содержит собственно Конституцию и состоит из 9 глав:1. Основы конституционного строя. 2. Права и свободы человека и гражданина. 3. Федеральное устройство. 4. Президент. 5. Федеральное собрание. 6. Правительство Российской Федерации. 7. Судебная власть. 8. Местное самоуправление. 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. 2 раздел — «Заключительные и переходные положения».

В структуре новой КРФ четко прослеживаются те концепт-ые идеи, на которых она основана: 1. Изменении названия 1 раздела. Введение нового понятия «Основы конст. строя» — отражение качественного изменения хар-ки строя. 2. В связи с отказом от формы правления в виде сов. респ., переходом на парл. Сист. снят раздел 4 «Совты нарднх депуттв РФ и порядок их избрания». 3. Глава о През. открывает перечень глав об органах гос. власти. Отражён статус глвы гос-ва 4.Последов. и четкое отражение в структуре Конс. пр. раздел. властей. 5. Концепция обновления фед. устройства, новый статус субъектов РФ, иные прин разгранич. полномочий получили отражение в структуре К. 6. Снят раздел о гос.плане эконом. и соц. развития Рос. 7. В прежней Конст. права и свободы чел. и гр. были включены в раздел «Гос и лич». В новой Конст. глава называется «Пр и своб чел. и гр-а», это показывает самоценность личн-и без увязки ее статуса с гос-вом.

studfiles.net

понятие, основные юридические свойства, функции.

 

Конституционное закрепление системы государственных органов. Российская модель «разделения властей».

Разделение ветвей государственной власти — еще одна важная черта РФ как демократического государства. Государственная власть в РФ, гласит ст. 10 Конституции РФ, осуществляется на основе разделе­ния на законодательную, исполнительную и судебную; органы этих ветвей власти самостоятельны. В условиях, когда принцип разделения ветвей власти десятилетиями и даже столетиями с порога отбрасывал­ся и признавался принципиально негодным для российской государст­венности, четкое конституционное закрепление данного положения имело особое, фундаментальное значение. Без этого переход на путь реального демократизма был бы невозможен, ибо этот принцип служит важной гарантией обеспечения свободы, подчинения государства праву и закону, предотвращения возврата к самовластию, беззаконию и тоталитарному режиму. Впервые принцип разделения властей был провозглашен у нас Декларацией о государственном суверенитете РСФСР как важнейший принцип ее организации и функционирова­ния как правового государства, а в апреле 1992 г. он был включен в Конституцию РФ в качестве одной из незыблемых основ конституци­онного строя России. Указанные общие положения Конституции РФ конкретизируются во многих других ее статьях при определении ста­туса и компетенции Президента РФ, Федерального Собрания, Прави­тельства, судов РФ, ее субъектов и т.д., о чем подробно говорится в дельнейшем.

Не предвосхищая последующее изложение, важно обратить внима­ние на пути реализации принципа равновесия ветвей власти и их вза­имных сдержек и противовесов в Конституции РФ даже в условиях имеющегося в ней серьезного перекоса в пользу исполнительной влас­ти. Так, Государственная Дума, Федеральное Собрание как законодательная ветвь власти обладает исключительным правом принятия за­конов, но они вступают в силу только после подписания и обнародова­ния Президентом, имеющим право отлагательного вето; в свою очередь Федеральное Собрание имеет возможность преодолеть это вето квали­фицированным большинством каждой из двух его палат. Другой при­мер. Президент РФ обладает правом при определенных условиях рас­пустить Государственную Думу, а Федеральное Собрание в свою оче­редь при определенных условиях имеет право отстранить Президента от власти. Еще пример. Председателя Правительства назначает Прези­дент, но Государственная Дума обладает конституционным правом вы­ражения на то своего согласия или несогласия. Кроме того, только Совет Федерации обладает правом назначать на должности Генераль­ного прокурора РФ и судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, но право представления кандидатур на эти долж­ности сохраняется лишь за Президентом РФ. Важная роль в регулиро­вании взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти принадлежит судебной власти, прежде всего Конститу­ционному Суду РФ, независимому от двух других ветвей власти и подчиняющегося только закону.

Для того чтобы обеспечить разделение власти по вертикали, ст. 5 Конституции РФ предусматривает в качестве основ федеративного устройства РФ не только ее государственную целостность и единство системы государственной власти, но и разграничение предметов веде­ния и полномочий между органами государственной власти РФ и ор­ганами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самооп­ределение народов в РФ. Она устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Часть 3 ст. 11 Конституции РФ устанавли­вает, что разграничение предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, Федератив­ным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Жесткая модель разделения властей.

 

Источники конституционного права Российской Федерации: понятие, виды, иерархия.

Источники конституционного права — признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм.

Источники КП представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права.

Принцип верховенства федерального права объединяет все эти относительно автономные нормативно-правовые массивы в единую конституционную систему регуляторов. Действует, таким образом, единая согласованная (консолидированная) правовая система, базирующаяся на верховенстве Конституции РФ и федеральных законов.

Виды источников права в РФ:

1. по уровню юридической силы (по юридической силе не получится выстроить единую лестницу, так как государство федеративное. Есть точка зрения, что во многих случаях нельзя сравнивать документы по юридической силе).

2. по субъектам, которые создают соответствующие источники (выделение по субъектам, которые создают соответствующие источники, проблематично, так как есть сложность в названии Конституции. Как правило, в РФ источники КП ранжируются по тому, что у них написано в «шапке»).

Формы(по Лексину):

На федеральном уровне:

1. Конституция (основная роль)

2. Ратифицированные международные договоры

3. Федеральный конституционный закон

4. Федеральный конституционный закон

5. Указы Президента (иногда распоряжения)

6. Постановления Правительства

7. Постановления палат Федерального Собрания

Другие источники:

1. акты советского времени

2. акты РФ, принятые в формах, которые сейчас не используются.

На региональном уровне:

1. Конституция или Устав субъекта РФ

2. законы (некоторые субъекты выделяют конституционные законы)

3. акты высшего должностного лица

4. акты правительства

На местном уровне:

· Устав муниципального образования

5. Нетрадиционными источниками КП выступают

a. конституционные обычаи,

b. ратифицированные РФ международные договоры,

c. общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие нормы конституционного уровня.

Источники КП в РФ

1. Конституция РФ 1993 года

2. Декларации ( -//- о языках народов РФ, -//- о суверенитете)

3. Акты Конституционного собрания:

a. отказать

b. принять

c. вынести на референдум

4. Акты Конституционного Суда РФ

5. Законы о поправках

6. ФКЗ

7. ФЗ

8. Указы Президента РФ

9. Нормативные акты палат Федерального Собрания

10. Нормативные акты Правительства РФ

11. Акты законодательной власти субъектов РФ

12. Акты местного самоуправления

13. Договоры

 

6. Способы и порядок принятия и пересмотра конституции. Порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации и внесения в нее иных изменений.

 

На правовом уровне это регулируется специальным федеральным законом №33 «О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ». 4 марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ.

Пересмотр Конституции: гл. 1,2,9. А в главах 3-8 могут вноситься поправки. Конституция предусматривает, в ст. 139, что пересмотру не могут подлежать гл. 1,2,9. Действующий российский парламент не может вносить поправки в эти же главы, т.к. эти главы содержат фундаментальные основы российского строя, прав личности (статуса) => изменить их может только народ => только созывом референдума.

В ст. 135 указано, что инициировать пересмотр гл. 1,2,9 парламент может и если он будет поддержан…, то созывается Конституционное собрание, ~ и м. изменять Конституцию, либо подтвердить неизменность Конституции. Если Конституционное собрание одобряет изменения, то 2/3 голосов примут проект новой Конституции, либо вынесут этот проект на референдум (всенародное голосование). Конституция считается принятой, если проголосует более 50% избирателей от участвующих, но участие — не менее 50% населения.

Поправки в Конституцию.

Их м. вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатами ФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона «З-н РФ о поправке Конституции «, ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституция закрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед. з-н, закон субъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции, т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-вии и процедурой принятия ФКЗ.

Чтобы поправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами фед-ции, затем этот закон д.б. представлен Президенту для подписания и обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этом случае.

Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или м.б. изменен статус субъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл. республикой). Поправки м.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета Федерации, а ратификация субъекта РФ не требуется.

А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование д.б. внесено в ст. 65. Сейчас указом Конституции суда эти изменения вносятся указом Президента.

Лекции:Пересмотр = принятие новой Конституции – при изменении 1, 2, 9 глав. Все остальное – поправки.

Процедура пересмотра (ст. 134, 104):Инициатива может исходить от: Президент, Правительство, ГосДума, законодательный (представительный) орган субъекта федерации, группа численностью не менее 1/5 от членов ГД или Сов.Ф.

Новый проект К., одобренный ГД и Сов.Ф., поступает на рассмотрение Конституционного Собрания.

Про этом законодательная инициатива пренадлежит: Прз, Пр, ГД, с.ф., каждый член ГосДумы или Совета Федерации, Конституционный Суд, Верховный и Высший Арбитражный суды.

Закон о Конституционном Собрании не принят, возможно от того, что не хотят допустить изменений Конституции.

Внесение поправок (гл. 3-8):Поправки не должны затрагивать положения 1, 2 и 9 глав. Например, нельзя изменить положение о местном самоуправлении (гл.8), так как в ст.12 гарантируется местное самоуправление. Нельзя вносить несвязанные поправки в одном законе.

Принятие ФКЗ: 2/3 ГД => ¾ СФ => Президент

ФКЗ не меняет положений Конституции!

Принятие специального закона об изменении Конституции: 2/3 ГД => ¾ СФ => 2/3 законодательных органов субъектов (в течении года – все ждут до конца срока!) => СФ проверяет законность => Президент (может обратиться в Верховный Суд за разъяснением)

Изменение ст. 65:Появление (в РФ – только объединение) и исчезновение субъекта – ФКЗ об изменении Конституции. Изменение названия – указ Президента. Изменение статуса – пересмотр (ст.5).

Очень важно, но не реализуется: необходимо всеобщее обсуждение для возможности каждого внести предложение об изменении формулировок.

Учебник:Прежде всего Конституция 1993 г. применяет новую терминологию — вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Она содержит четыре статьи — 134 — 137.

В ст. 134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. В прежней Конституции вопрос о таких субъектах не регламентировался.

Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Круг субъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст. 104 Конституции определен в качестве субъектов законодательной инициативы. Это вполне правомерное ограничение вытекает из различий конституционного и текущего законодательства.

Анализ гл. 9 показывает, что в Конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст. 65.

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания — представительного и законодательного органа Российской Федерации — права принимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (к настоящему времени указанный закон не принят).

Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 — 8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Такое толкование ст. 136 о форме правового акта дано, как отмечалось выше, в Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном Постановлении отмечалось также, что Федеральное Собрание может определить в федеральном законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный закон был принят в 1998 г.

Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» <*> детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

———————————

<*> СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1146.

 

 




infopedia.su