Функции и уровни сознания – Сознание, Понятие о сознании, ее особенности и функции, Структура сознания, Уровни проявления психики человека

Основные функции сознания

Структурные элементы сознания находятся
во взаимосвязи и взаимодействии и
обеспечивают выполнение сознанием ряда
жизненно важных для человека функций.
Назовем главные функции сознания.

Познавательная — заключается в
возможности сознания, на основе
преобразующей материальной и идеальной
деятельности человека, формировать
знания о действительности.

Аккумулятивная — суть ее в том,
что с помощью памяти человек может
накапливать знания, добытые им самим и
предшествующими поколениями.

Аксиологическая —заключается в
возможности человека оценивать
полученные знания и поступки людей с
точки зрения своих потребностей и
интересов.

Целенаправленности — одной из
главнейших сугубо человеческих
способностей является способность к
целеполаганию. Цель – это идеальное
представление о результатах будущей
деятельности. Целеполагание обеспечивается
возможностями человека преобразовывать
материальный мир в соответствии со
своими историческими потребностями.

Творческая — эта функция связана
с достижением человеком свободы в
процессе познания многообразия природного
и социального мира и созданием
многофункциональных средств труда,
позволяющих ему творить «по законам
красоты».

Коммуникативная — сознание
обеспечивает, с помощью различных
коммуникативных систем (внутренние
способности, языковые средства и
электронные технические средства)
общение людей между собой и актуально
и в историческом плане.

Регулятивная — человек с помощью
сознания на основе учета и оценки
различных факторов, в соответствии с
поставленной целью, регулирует свое
поведение и деятельность, а также
коллективов и больших масс людей.

Рассмотрим соотношение некоторых
структурных элементов сознания.

СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА

Прежде всего, необходимо отметить, что
сознание связано с психикой. Психика –
целостность всех психических процессов.
Она есть высшая форма взаимосвязи живых
существ с предметным миром, выраженная
в способности реализовывать свои
побуждения и действовать на основе
информации о нем. Психика более сложное
образование, чем сознание. Она включает
сознание и бессознательное. В свою
очередь, сознание реализуется в памяти,
мышлении, знании, эмоциях, воле, внимании,
и самосознании. К бессознательному
относят – инстинкты, представленные
как совокупность врожденных актов
поведения человека, которые создаются,
вследствие продолжительной эволюции
и направлены на обеспечение жизненных
функций, самого существования каждого
существа.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В структуре бессознательного можно
выделить интуицию (механизм получения
знания без осознания путей, условий и
механизмов, путем непосредственного
усмотрения истины) и автоматизмы (сложные
действия человека, которые первично
появляются под контролем сознания, но,
в результате длительной тренировки и
многократного повторения приобретают
характер бессознательных). Бессознательными
также являются сновидения, гипнотические
состояния, явления сомнамбулизма,
состояния невменяемости. Современная
наука оперирует понятием подсознательного.
Это особый пласт или уровень
бессознательного, к которому относят
психические явления, связанные с
переходом операций деятельности с
уровня сознания на уровень автоматизма.

Интуиция — это механизм непосредственного
постижения сущности предмета, свойства
или явления. Но интуицию не следует
рассматривать как волшебное средство
постижения истины, как чудо. Следует
предположить, что бессознательные
механизмы мышления, так же как и
осознаваемые, на основе индивидуального
и коллективного опыта в процессе анализа
конкретной ситуации, предмета или
явления могут давать знание, результат,
который неожиданно для человека
появляется в верхних осознаваемых слоях
психики. Тогда как сам механизм остается
неосознанным.

Автоматизмы – это сложные действия
человека, которые первично появлялись
под контролем сознания, но в результате
многократных повторений или длительной
тренировки приобретают характер
бессознательных.

Благодаря подключению бессознательного
к психической деятельности нагрузка
на сознание уменьшается, а это, в свою
очередь, расширяет творческие возможности
человека.

Бессознательное и сознательное являются
двумя относительно самостоятельными
сторонами единой психической реальности
человека. В бессознательном заложены
широкие возможности для рационализации
человеческой жизнедеятельности, в
особенности творческой деятельности
субъекта. Это обстоятельство служит
основой формирования иррационалистических
философских учений. В них значительной
или даже определяющей силой человеческого
поведения считаются разные формы
бессознательного: инстинкты, интуиция
и другие формы. Известные представители
иррационализма – А. Шопенгауэр (Германия),
Серен Кьеркегор (Дания), Фридрих Ницше
(Германия), Эдуарт Гартман (Германия,
Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд
(Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия).
Зигмунд Фрейд, в частности, строил свою
модель поведения человека на представлении
о господстве в человеческой психике
половых влечений, которые вступают в
конфликт с сознанием и подчиняют его
себе. Однако большинство философских
школ занимают другую позицию. Они считают
ведущим началом человеческой психики
сознание, которое, формируя бессознательное,
способно его контролировать и определять
общую стратегию поведения человека.

СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

Возникновение и развитие сознания как
социально-культурного явления,
специфически человеческой формы
«отражения» неразрывно связано с
возникновением и развитием языка как
материального носителя, воплощения
сознания. Воспроизведем еще раз слова
Маркса по конкретному случаю. «На духе
с самого начала лежит проклятие – быть
«отягощенным» материей, которая выступает
здесь в виде движущихся слоев воздуха,
звуков – словом, в виде языка. Язык так
же древен, как и сознание; язык есть
практическое, существующее и для других
людей и лишь тем самым существующее
также и для меня самого действительное
сознание». Только будучи выражено в
языке, совместно вырабатываемое сознание
выступает как некоторая социальная
реальность.

Наряду со словесным разговорным языком
сознание может быть выражено,
объективировано и в материальных
явлениях иного рода, которые в этом
случае так же, как и разговорный язык,
приобретают знаковую функцию. То есть,
материальное явление выполняет функцию
знака в том случае, если выражает
некоторое содержание сознания, становится
носителем определенной социальной
информации.

Язык возник из потребности общения в
процессе совместной трудовой деятельности.
Жесты обеспечивали общение лишь в
пределах видимости, поэтому возникла
потребность в звуковой системе знаков.
Языковые знаки, слова выполняют двойную
функцию: выступают средством общения
и орудием мышления. Они являются не
только условными знаками предметов и
процессов, также фиксируют наши мысли
об этих предметах.

Сознание и язык образуют единство: в
своем существовании они предполагают
друг друга, как внутреннее, логически
оформленное идеальное содержание
предполагает свою внешнюю материальную
форму. Язык есть непосредственная
деятельность мысли, сознания. Сознание
не только выявляется, но и формируется
с помощью языка. Связь между сознанием
и языком не механическая, а органическая.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

В субъективной реальности человека
имеет место такая важная подструктура,
как самосознание. Это осознание человеком
себя как личности, осознание своей
способности принимать самостоятельные
решения и вступать на этой основе в
сознательные отношения с людьми и
природой, нести ответственность за
принятые решения и действия. Самосознание
позволяет человеку целостно оценить
самого себя, свой моральный облик,
собственные знания, мысли, интересы,
идеалы, мотивы поведения, действия и
т.д. Оно является важнейшим условием
самосовершенствования человека. В
структуре самосознания можно выделить
такие элементы: самочувствие, самопознание,
самооценка, самоконтроль. Самосознание
тесно связано с рефлексией, как способности
сознания делать предметом своего
осмысления само сознание, его основные
категориальные формы. Поэтому рефлексию
можно оценить как деятельность
самосознания.

Способность человека осуществлять
самоконтроль формируется не сразу.
Самосознание наряду с мировоззрением,
характером, интересами, навыками
формируется в процессе жизни. Под
воздействием социальной среды человек
формирует способность контролировать
свои действия и отвечать за свои поступки.
Эта способность в значительной степени
зависит от того какие социальные ценности
культивируются в данной среде и какие
требования предъявляются к индивиду.
И главным среди них является умение
контролировать свои действия и нести
ответственность за свои поступки.

СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Под интеллектом обычно понимают общий
умственный потенциал человека, степень
реализации способностей, которые он
целесообразно использует для приспособления
к жизни. Интеллект выражает все умственные
функции человека, всю совокупность его
познавательных умений: ощущения,
восприятие, память, представление,
мышление, воображение. Благодаря
интеллекту человек может сравнивать,
вырабатывать абстракции, образовывать
понятия, суждения, умозаключения. Ясперс
предлагает различать предпосылки
интеллекта, багаж знания интеллекта и
интеллект в собственном смысле слова.
Предпосылками интеллекта можно считать
способность к запоминанию и память,
механизмы, лежащие в основе двигательных
навыков, речевого аппарата и т.д. Эти
предпосылки часто смешиваются с
умственными способностями как таковыми.
Человек, который ничего не помнит, ничего
не может говорить или слишком быстро
утомляется, естественно, лишен возможности
проявить свой интеллект. Большой запас
знаний указывает на определенные
способности, но существует определенная
независимость способности к обучению
и интеллекта как способности суждения.

Более глубокому пониманию интеллекта
способствует работа над созданием
искусственного интеллекта в рамках
информатики. Здесь ставится задача
разработки методов моделирования и
воспроизведения с помощью компьютерной
техники отдельных функций творческой
деятельности человека, а также решение
проблем представления знания в них и
построения баз данных, создание экспертных
систем, разработку так называемых
интеллектуальных роботов. Исследования
в этом направлении ведутся во многих
странах.

К началу 21 века ученые много сделали
для того, чтобы переложить отдельные
функции интеллекта на информационные
системы. Уже сегодня компьютеры выполняют
сложные работы: переводят с одного языка
на другой, руководят самолетами, ведут
поезда, играют в шахматы, даже осуществляют
некоторые логические операции, присущие
человеческому мозгу. Но на вопрос «О
возможности замены человеческого разума
электронным, искусственным разумом?»
ученые не могут дать положительный
ответ.

Конечно, с точки зрения технических
возможностей не следует устанавливать
пределы усовершенствования электронных
устройств, копирующих умственные
способности человека. Но, тем не менее,
аналогия между операциями, которые
осуществляют машины, и теми, которые
происходят в мозгу человека, не дает
оснований считать машины способными к
мышлению. По сути, машина воссоздает
лишь один аспект нашего мышления –
формально-логический. В то время как
реальное мышление человека – это воля,
эмоции, интуиция, мечта, фантазия и
прочие составляющие. Богатство внутреннего
мира человека является следствием
богатства и разносторонности его
общественных связей. Поэтому, чтобы
полностью смоделировать сознание
человека, его структуру, функции,
недостаточно воспроизвести только
структуру мозга. Для этого нужно
воссоздать весь исторический путь
развития человека, обеспечить его всеми
потребностями, в том числе и потребностями
политическими, моральными и эстетическими.
Все это свидетельствует об ограниченных
возможностях современных кибернетических
устройств в решении сложных познавательных
и интеллектуальных задач. Они являются
не более чем средствами механизации и
автоматизации тех сторон интеллектуальной
деятельности, которые связаны с четкими
правилами переработки информации. Но
в этом и состоит их огромное значение.

СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Мышление — это процесс познавательной
деятельности индивида, который
характеризуется обобщенным и опосредованным
отражением действительности. Этот
процесс завершается созданием абстрактных
понятий, суждений, которые представляют
собой отражение существенных, закономерных
отношений вещей и процессов действительности.
Благодаря мыслительной деятельности
мы проникаем на уровень сущности вещей,
не данный человеку в чувственной форме.

Мышление неразрывно связано с языком.
Поскольку содержанием мышления является
информация об объектах действительности,
эта информация должна каким-то образом
фиксироваться, храниться и передаваться
в процессе коммуникации. Язык, как особая
знаковая система, материализует, точнее,
представляет в материальной форме, наши
мысли и поэтому выступает необходимым
средством связи мышления с действительностью.

Мышление по своей природе рационально
и существенно отличается от чувственного
восприятия действительности.

Оно носит опосредованный характер, то
есть оперирует не чувственными образами,
а абстрактными понятиями.

Мышление имеет обобщенный характер в
отличие от чувственных образов, отражающих
единичные свойства вещей.

Оно отражает внутренние существенные
признаки в отличие от внешних,
несущественных, представленных в
чувственной форме. В чувственном образе
объект представлен в виде «картинки»,
описания, тогда как мышление, выявляя
сущность объекта, объясняет его.

Мышление обладает способностью к
абстрагированию, то есть способностью
выделять отдельные стороны, признаки
предметов и превращать их в самостоятельный
предмет осмысления. Именно благодаря
этой способности, мышление выделяет
существенные признаки предметов и
образует понятия о них или их свойствах
и отношениях.

Мышление имеет творчески-преобразующий,
активный характер. Эта способность
реализуется в формировании целей и
идеальном планировании средств и
способов их достижения.

Таким образом, мышление есть опосредованное,
абстрактное, неразрывно с вязанное с
языком, обобщенное, творчески активное,
целенаправленное «отражение»
действительности.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Когда говорят об общественном сознании
в собственном смысле этого слова, имеют
в виду, прежде всего то, чем сознание
людей, объединенных в общности, отличается
от сознания отдельного человека,
направленного на решение его личных
проблем, на организацию его индивидуальной
жизни. В этом смысле общественное
сознание – это сознание, всегда
направленное на решение общих проблем
устройства общественной жизни в целом.
То есть, сознание общества есть
многообразный процесс, поддерживаемый
активностью сознания отдельных людей.
В нем содержатся идеи, высказанные
отдельными людьми в то или иное время,
устойчивые представления, связанные с
некоторой системой норм и принципов,
общие теории, в которых обобщаются
различные стороны общественной жизни
и упорядочиваются знания о природе.

Общественное сознание представлено в
различных формах, в которых выражена
специфическая направленность «отражения»
действительности, зависящая от объекта
отражения и его целей. Среди форм
общественного сознания можно выделить:
экономическое, политическое, правовое,
моральное, эстетическое, религиозное,
научное, экологическое и др. Во всех
формах сознания происходит объединение
каждого отдельного человека с некоторой
общностью людей или со всем обществом
в целом, причем строится такое объединение
на базе общего решения специфических
вопросов организации жизни, устройства
социальных институтов, организации
процесса познания и т.д.

Благодаря наличию у людей общего сознания
и закреплению в сознании в качестве
устойчивых образований лишь таких идей,
которые оказываются перспективными в
практическом смысле, общество функционирует
как целостный организм, т.е. оно
представляет не просто стихийно
сложившиеся в результате производства
отношения, но содержит и сознательно
упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, получающие закрепление в общественном
сознании, представляют собой не просто
отражение действительности, т.е. не
просто ее специфическое удвоение, а еще
и реорганизацию действительности,
практическое приспособление человека
к миру. Такое приспособление осуществляется
за счет того, что вырабатываются новые
формы социальной связи, утверждаются
социальные нормы и те идеи, которые
оказываются необходимыми для их
воспроизводства.

Идеальное, связанное с действующей
нормой представляет уже не просто идею,
а выступает как так называемое
материализованное идеальное. Оно
существует уже не только в головах
отдельных людей, но зафиксировано также
с помощью тех или иных материальных
носителей (обрядов, сказаний, письменности,
образов фольклора и художественной
литературы). Благодаря транслируемым
от поколения к поколению, связанным с
определенными образами значениям,
идеальное становится формой общественной
коммуникации, образцом для подражания,
постоянно воспроизводимым во
взаимодействиях людей. Практическая
целесообразность, жизненность некоторой
социальной нормы, что подтверждается,
прежде всего, исторической выживаемостью
определенных социально-исторических
групп людей, косвенно свидетельствует
и об истинности тех идей, которые
объясняют необходимость исполнения
нормы. Это придает данным идеям более
высокий бытийственный статус в сравнении
с теми идеями, в которых просто выражаются
исходные оценки действительности,
делаются начальные предположения о
целесообразных в данных условиях формах
взаимоотношения людей. Тем самым
создается впечатление о том, что связанные
с нормами идеи произведены не сознанием
человека. А имеют какую-то укорененность
в иных, более фундаментальных пластах
бытия, ведущих независимое от воли людей
существование, скажем, в особом мире
ценностей. В действительности же эти
более глубокие пласты бытия являются
бытием самих людей. Просто это уже
коллективное бытие, качества которого
приобретают по сравнению с индивидуальным
бытием системный характер и оказываются
более устойчивыми.

Большую теоретическую проблему
представляет вопрос о том, кто же является
носителем общественного сознания. Как
уже говорилось, для того, чтобы обладать
сознанием, нужно быть субъектом. Но
является ли, например, общество таким
субъектом, который способен принимать
решения, иметь определенную эмоциональную
жизнь, воспроизводить подобных себе
носителей сознания? В определенном
смысле можно говорить о субъективных
свойствах не только каждого отдельного
человека, но и более больших групп людей,
социально-исторических общностей
(класс, нация, государство, человечество).
Но здесь, конечно, надо всегда помнить,
что идеальное, как мыслительный процесс,
не может быть присуще ни обществу в
целом, ни какой-то отдельной общественной
группе. Сознание как таковое, является
исключительным качеством личного,
индивидуального бытия. Однако сама
личность силой собственного мышления
способна объединять свое бытие с бытием
некоторой группы людей. В каждой культуре
создается символика, так или иначе,
заставляющая личность жить интересами
общности, испытывать радость и переживания
по поводу ее успехов и неудач. Вне такого
объединения сознательная жизнь человека
не только теряет высший смысл, но, по
существу, и вообще становится невозможной.
Попытки построить свое бытие как
совершенно независимое от общества,
как показывает история философских
идей, всегда демонстрировали свою
несостоятельность.

Социально-исторические общности людей
выглядят как такие субъекты, которые
способны принимать решения, как например,
государства принимают решения о начале
или окончании войны, подписывают
договоры, классы ведут борьбу, выбирают
эффективные формы ее осуществления.
Это, конечно, является проявлением
субъективности. Однако, несмотря на все
эти проявления субъективности, присущие
социально-историческим общностям людей,
решения, в конечном счете, принимаются
ограниченным кругом лиц или даже
отдельными людьми. Большим вопросом,
касающимся изучения специфики
общественного сознания и специфики
общества в целом, является, поэтому,
вопрос о том, как соотносятся субъективные
свойства личности и субъективные
свойства общности, какие из своих
субъективных свойств и как (добровольно
или вынужденно) личность передает
органам, представляющим общность и
имеющим право говорить от ее имени.

Вопросы для самопроверки
по теме «Сознание»

1.
В чем заключается проблема сознания в
философии?

2.
Почему сознание не может стать объектом
теории?

3.
Как Декарт ставил проблему сознания?

4.
Каковы основные идеи учения Декарта о
сознании?

5.
Что Декарт называл врожденными идеями?

6.
Какой смысл Декарт, вкладывал в тезис:
Cogito
ergo
sum
(Мыслю – следовательно, существую)?

7.
Как подходил к проблеме сознания Гегель?

8.
Что Гегель рассматривал в качестве
сознания?

9.
Какова роль Абсолютной идеи в мироздании
по Гегелю?

10.
Какие принципы анализа сознания заложены
в марксизме?

11.
Что является объективным основанием
разграничения явлений сознания и
материальных явлений?

12.
Почему нельзя отождествлять понятия
«материя» и «сознание»?

13.
В чем роль понятия «отражение» и принципа
развития в объяснении естественного
происхождения сознания?

14.
Как понимается отражение и его основные
характеристики?

15.
Как понимается идеальность в марксизме?

16.
В чем заключается предметность сознания
и что является объективным основанием
ее формирования?

17.
Каков механизм формирования идеальности
в трудовом процессе?

18.
В чем принципиальное отличие механизма
опережающего отражения в человеческом
обществе и в животном мире?

19.
В чем заключается общественный характер
сознания?

20.
В чем особенность феноменологического
подхода к сознанию?

21.
Что собой представляет сознание с точки
зрения Гуссерля?

22.
Как представлена онтология сознания в
философии Мамардашвили?

23.
Какие функции сознания выделяются в
современной философии?

24.
Как соотносятся в современной философии
понятия: сознание и психика, сознание
и бессознательное, сознание и язык,
сознание и самосознание, сознание и
интеллект, сознание мышление.

25.
В чем заключается проблема общественного
сознания?

studfiles.net

Функции сознания

Сознание человека – до сих пор неизученный до конца, загадочный субъект. Это — форма психического отражения реальности, свойственная только человеку и неразрывно связана с речью, ощущением и мышлением. Благодаря ему, человек может преодолеть, к примеру, свою неуверенность, страх, гнев и контролировать желания.

Функции сознания в психологии – это набор инструментов, необходимых для того, чтобы понять себя и окружающий мир, сформировать определенные цели, план действий, предвидеть их результат, регулировать собственное поведение и деятельность. Подробней об этом мы расскажем в нашей статье.

Основные функции сознания

Как писал известный немецкий философ Карл Маркс: «Мое отношение к моей среде, есть мое сознание», и это на самом деле так. В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них:

  1. Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти.
  2. Накопительная функция порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников.
  3. Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки.
  4. Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.
  5. Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.
  6. Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.

Это еще не весь список основных функций сознания в психологии человека, в связи с новыми представлениями науки о сознании его можно еще долго пополнять пунктами.

 

womanadvice.ru

Основные функции сознания человека — виды функций

Под сознанием понимается особая форма отражения реальности. Оно позволяет человеку анализировать, сравнивать понятия между собой, составлять собственное мнение о чем-либо. Сознание тесным образом связано со всеми психическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, воображением. Оно способствует познанию и глубокому осмыслению действительности. Функции сознания – это то, что помогает человеку познавать окружающий мир. Функции направлены на составление собственного мнения о том, что нас окружает.

Виды функций сознания

Познавательная функция

Первая функция сознания и, пожалуй, самая главная. Каждый человек в той или иной степени стремится к тому, чтобы приблизиться к пониманию того, что происходит в этом мире. Каждый из нас формирует свое представление о происходящих событиях. Познавательная функция позволяет расширять границы своих возможностей, узнавать что-то новое, совершенствовать свои взгляды на жизнь. Процесс познания нередко сопровождается удивлением, восторгом, выражением радости.

Накопительная функция

Сознание в той или иной степени позволяет накапливать необходимый материал, преобразуя его в новый опыт. Когда мы читаем книгу, то запоминаем события, которые в ней происходят, воспринимаем описания природы, героев. Все это было бы невозможно без такой функции сознания как накопительная. Она подразумевает, что человек годами складирует в свое сознание множество информации, которая однажды может ему в чем-то пригодиться, стать полезной.

Оценочная функция

Читая определенную книгу или слушая рассказ знакомого, мы всегда даем свою оценку происходящим событиям. Человек не может жить без оценок, без того, чтобы просто равнодушно относиться ко всему, что происходит в этом мире. Оценочная функция позволяет выявить отношение личности к тем или иным действиям, узнать ее мнение по поводу какой-то ситуации.

Функция целенаправленности

Функция целенаправленности означает, что субъект делает что – то, имея перед собой конкретную цель. Ни одно действие на свете не совершается просто так. Сознание человека устроено таким образом, что заставляет вовремя провести сравнительный анализ ситуации, выявить преимущества и недостатки выбранного метода.

Творческая функция

Сознание человека действует так, что в голове постоянно формируются новые идеи. Чтобы использовать творческую функцию сознания, вовсе не обязательно быть художником или музыкантом. Достаточно научиться мыслить нешаблонно, креативно и позитивно. В своем уме мы постоянно воссоздаем новые реалии, делаем удивительные открытия. Сознание руководит этим процессом и постоянно находит новые поводы для создания оригинального продукта реальности. Творческая функция заключается в возможности менять свое мышление и учиться воспринимать происходящие события с разных позиций.

Коммуникативная функция

Сознание напрямую связано с процессом социального взаимодействия. Люди не могут жить без общения. Они прибегают к взаимодействию друг с другом на работе, в неофициальной обстановке. Коммуникативная функция всегда связана с передачей информации. Сознание помогает личности выразить свои чувства относительного того или иного явления или события.

Таким образом, функции сознания выполняют важную роль в формировании мышления, познавательной активности человека. Личность сама невозможна без сознания.

Сохранить статью

psyh.info

30. Понятие сознания, его структура и функции

Сознание-творческое
отражение мира при помощи идеальных
образов. (сознание не зеркало и не функция
мозга)

Свойства
сознания:

1)
идеальность-образы объектов в виде
ощущений, представлений не явл-ся их
точными копиями;

2)
универсальность-способность отражать
любые св-ва объектов;

3)
целеполагание – способность идеально
создавать желаемый продукт деят-сти;

4)
уникальность-нет одинаковых сознаний.

Структура
сознания:

-Мышления

-Чувства

-Воля

-Эмоции

Уровни
чел психики (Зигмунд Фрейд):

1)
сознание — конкретность восприятия и
мысли;

2)
подсознание- то, что находится за
границами познания и не подчинено
конкр-ому мышлению. Скрытая память,
неосознанное восприятие, автоматические
действия.

3)
бессознательный ур — инстинкты и
рефлекторные процессы (дыхание)

Сознание
тесно связано с самосознанием.

Самосознание
– выделение себя из внешней среды,
рассмотрение себя со стороны, это
ситуация анализа, сознание своего
положения в обществе и тд.

Отличие
чел от жив – у чел абстрактное мышление,
а у жив – конкретно-ситуативное.

31. Сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и самосознание

Природной
предпосылкой сознания явл-ся св-во
отражения, как способности объекта
воспроизводит хар-ки взаимодействующего
с ним объекта.

В
живой природе существует 3 формы
отражения: 1)Раздражимость-непосредственная,
целостная реакция организма на
воздействие; 2)Чувствительность-непосред
дифференцированная реакция; 3)
Психика-высшая форма отражения в природе.
Это адаптационный механизм, который
обеспечивает поисковое поведение
высокоорганизованных животных в
различных ситуациях.

У
животных психика-это продукт биоло-ого
развития, а чел-кая психика-результат
биосоциального развития. Человек с
помощью языка может информировать
других людей о прошлом, настоящем и
будущем, т.е. передавать социальный
опыт. Сознание не может возникнуть вне
общения и общественной среды.

З.Фрейд
полагал, что бессознательное включает
в себя различные врожденные или
вытесненные из сознания асоциальные
влечения, импульсы. В бессознательном
невозможен целенаправленный контроль
человеком своих действий, оценка их
результативности. Бессознательное
обладает противоположными свойствами
по отношению к сознанию.

Сознание
тесно связано с самосознанием.
Самосознание-выражение себя из внешней
среды, рассмотрение себя со стороны,
это ситуация анализа, осознание своего
положения в обществе. Самосознание
развивается в процессе формирования
человека как личности. В психологии
самосознание соотносится с умением
чел-ка анализировать свой внутренний
мир, переживания и чув-ва

32. Проблема происхождения сознания и основные стратегии его исследования

Сознание-творческое
отражение мира при помощи идеальных
образов. (сознание не зеркало и не функция
мозга).

В
истории философии есть несколько
подходов в рассмотрении проблемы
сознания:

1)Субстанциональный
подход трактует «сознание» как
первосущность мира. Индивид-он человеческое
сознание рассматривается как проявление
мирового разума.

2)Функциональный-«сознание»
функция мозга , благодаря которой человек
познает мир.

3)Экзистенционально-феноменологический
описывает опыт индив-ого сознания,
изучает личностные смыслы, т.е. нет
одинаковых сознаний.

4)Современный-социокультурный
признает сознание результатом
коллективного опыта всего развития
истории и культуры.

Природной
предпосылкой сознания явл св-во отражения,
как способности объекта воспроизводить
хар-ки взаимод-го с ним объекта.

След
формы отражения(раздражимость,чувствительность,психика-
высшая форма отражения в природе)

studfiles.net

Структура и уровни сознания — Мегаобучалка

Твой разум, Ник, и вообще любой разум содержит скрытые программы, как этот компьютер. Если ты знаешь нужные коды, ты их можешь вызвать и использовать.

Сознание — высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа. Сознание — это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

В философии понятиесознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятиемматерии.

При понимании сознанияв широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно дляидеалистической философии.

Такой подход был впервые наиболее последовательно выражен в период античности философией Платона. Тот же подход развивался и в христианской философии средневековья, признававшей в качестве носителя высшего сознания Бога, а позднее и в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первоначала мира выполнялаабсолютная идея. Абсолютная идея(мировой разум), по Гегелю, есть первичная субстанция, творящая все другие формы бытия; она пронизывает и природу, и человека, которые трактуются Гегелем лишь как формыинобытия все той же абсолютной идеи.

Вматериалистической философии термин «сознание» используется в другом,узком смысле. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной, тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие.

Происхождение сознания при разном его понимании объясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства, появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.

Из стремления разрешить это непростой вопрос и возникла материалистическаятеория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством материи –отражением, которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение. Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.

Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств. Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности иобщения человека с себе подобными.

Недостатки:по представлениюматериалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной, творческой активности самого сознания. Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуюто зависимости, существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма.

Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:

Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта.

И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, тосознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики.

Структура и уровни сознания

При описанииструктуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:

Сознание — двумерное явление:

  • во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;
  • во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания.

Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей. В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется. Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.

Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

  • познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;
  • эмоциональные состояния — позитивные и негативные, активные и пассивные
  • волевые процессы — принятие и исполнение решений, волевые усилия.

Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.

megaobuchalka.ru

Основные функции сознания и его структура

 

Часто на бытовом уровне путают понятия «сознание» и «психика». Однако первый термин по своему значению уже второго. Психика складывается из таких духовных компонентов, как сознательное и бессознательное, которые являются многомерными и находятся в постоянном взаимодействии. Функции сознания, прежде всего, познавательные. По этой причине многие современные исследователи демонстрируют значительную роль и сложную связь когнитивной, эмоциональной и волевой (мотивационной) форм деятельности сознания. Однако во внутреннем мире человека существует еще и уровень бессознательного или подсознательного, влияющий на познавательную работу мышления.

Логическая структура и функции сознания и его когнитивной деятельности состоят из таких уровней: сенситивного (чувственного), абстрактного (мыслительного) и интуитивного. На них возникают образы, выражаемые в чувствах и понятиях. Они составляют предметную и смысловую основу мышления. Вместе с такими познавательными способностями человека, как память и внимание, понятийное мышление, которому принадлежит ведущая роль, человеческому познанию обеспечивается осмысленный и осознанный характер.

Сложными и достаточно малоисследованными являются такие функции сознания, как чувственная и эмоциональная. В философии было множество попыток классифицировать, типологизировать эмоции и выделить их структуры, но ни одну из них нельзя считать успешной. Когда объект, отражаясь в человеческом восприятии, приобретает форму психологического переживания, волнения, мы говорим об эмоциях. К эмоциональной сфере сознания примыкает также и чувственная (горе и радость, ненависть и любовь) и аффективная (гнев, ужас, отчаяние).

Функции сознания в мотивационной и волевой сфере имеют дело с разнообразными мотивами, интересами, потребностями и устремлениями субъекта, и связаны со способностями и возможностями последнего достигать поставленных целей. Но одним из главных свойств деятельности человеческого ума является контроль над этой сферой мышления. Поэтому важнейшей составной частью сознания является самосознание. Оно ориентировано на анализ, осознание и оценку людьми собственных интересов, знаний, идеалов, мыслей и ценностей. С помощью самосознания реализуется отношение человека к тому, что он собой представляет.

Самосознание теснейшим образом связано с рефлексией, то есть с принципом мышления, с помощью которого человек анализирует и осознает собственные формы деятельности. Рефлексия исполняет роль такой функции сознания, которая словно направляет эту часть психики на самое себя, чтобы размышлять над мыслительным, эмоциональным и иным внутренним состоянием. В этом случае субъект делает себя самого как мыслящее и чувствующее существо, объектом познавательной деятельности. Этот характерный для человека способ жизни позволяет ему найти свое место в мире.

Функции сознания в философии в последнее время являются неотъемлемыми от проблемы несознательного. Уровень существования последнего на сегодняшний день признает все ученое сообщество. Это совокупность таких психических явлений и состояний, которые лежат за пределами разумного. Сложность анализа этого феномена состоит в том, что некоторые явления подобного рода зарождаются на уровне несознательного, а потом переходят на уровень сознательного, влияя на него, а некоторые – наоборот.

Плоды этого влияния различны. С одной стороны, существование несознательного снижает нагрузку на осмысленный аспект психики, а с другой – выводит некоторые состояния из-под контроля разума. Ученые-философы и психологи так и не пришли к единому мнению о том, каково соотношение сознательного и несознательного в психике человека, и насколько самостоятельными относительно друг друга они являются.

 

fb.ru

Сознание, Понятие о сознании, ее особенности и функции, Структура сознания, Уровни проявления психики человека

Понятие о сознании, ее особенности и функции

Человек как существо, обладающее сложными проявлениями психики, является носителем сознания. Сознание — это образование, которое сформировалось во время общественно-исторического развития на основе труда как специфических ческого вида человеческой деятельности, является формой целенаправленного психического отраженияя.

. Сознание — это высшая форма развития психики, присущая только человеку, проявляется в сложных формах отражения мира, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей

Через сознание человек способен познать сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что она знает или не знает

Сознание как категория философии и психологии традиционно рассматривается учеными. Зарождение этих идей началось еще в античности, когда сформировались две философские направления — идеализм и материализм. С. С точки зрения первого — идеализма — сознание трактуется как собственно человеческая форма психики, начало и условие бытия, материалисты рассматривают сознание как результат отражения человеком действительности, продукт приспособления и активного в тавлення к бытию. Однако по более точной интерпретации этого понятия возникает огромное количество нерешенных вопросов, поэтому изучение и трактовка понятия сознания и поныне остается открыто й научной проблемой. Сознание характеризуется определенными особенностямими.

. Рис 141. Признаки сознания

Сознание вне человеческим бытием невозможна: сознание рождается в бытии, создает бытия, отражает бытие. Таким образом, сознание выполняет следующие функции:

. Рис 142. Функции сознания

Так, познавательная функция сознания проявляется в накоплении, переработке и использовании информации о окружающей действительности; регулятивная-в контроле поведенческих и эмоциональных проявлений; прогностическая а — в построении образов будущего, планировании дальнейшей жизни; рефлексивная — в познании человеком самого себя как субъекта психической деятельности. Коммуникативная функция сознания состоит в организации и поддержании общения с другими людьми.

Структура сознания

Несмотря на то, что проявления сознания имеют системный и интегрированный характер, ученые для удобства изучения этого феномена произвели структуру что имеет следующие компоненты:

. Рис 143. Структура сознания

Совершенно очевидно, что структура сознания взаимосвязана с ее функциями, почти каждый компонент отвечает за определенную функцию, например, знания — за познавательную и прогностическую, рефлексивная функция забей езпечуеться работой самосознания тощ.

Уровни проявления психики человека

Психика — это сложный комплекс, работающий по определенными закономерностями качестве составляющих этого комплекса выделяют бессознательный, подсознательный, сознательный и над сознательный уровне, которые взаимосвязаны и взаимодействие ют между собой. Каждый уровень выполняет свои необходимые функции в целостном функционировании всей психики. Все они чрезвычайно важны при жизнедеятельности человекини.

Сознание является особой формой психической деятельности, ориентированной на отражение и преобразование действительности. В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть психического

. Рис 144. Уровни психики

Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, человек использует для осознанного управления своим поведением. Другие сигналы психика также использует для регулирования некоторых процессов, но на подсознательную домой ровнойі.

Типовые задачи, которые часто случаются в обычной ситуации, человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы автоматизма подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег профессиональные навыки и т.д.) для новых задач, что в данный момент можно решить только на сознательном уровнеі.

. Подсознание — это представление, желания, влечения, чувства, состояния, психические явления и акты, которые когда-то в течение жизни»вышли»из сознания, проявляются в соответствующих ситуациях бы автоматически, без четкого и зрозумилог го осознания, но при определенных условиях их можно вернуть назад и осознатьусвідомити

. С. Фрейд изучал сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы как проявления подсознательного

Проникнуть в подсознание можно с помощью таких методов, как анализ описок, оговорок, запоминающимся, фантазий и снов человека, а также метода свободных ассоциаций, проективных тестов и т.п.

Явления человеческой психики очень разнообразны. Психическая деятельность может выходить за пределы подсознательного, перемещаясь также на бессознательный уровень

. Несознательность — это совокупность психических явлений, актов и состояний, которые проявляются на глубоком уровне функционирования психики и полностью лишают индивида возможности влияния, оценки, контроля и отчета в их влияний ви на поведение, поступки, деятельность

Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не осознает последствий своих поступков. Наши намерения не всегда выражаются в последствиях наших действий адекватно, так, как мы бы этого хотели. И. Иногда, совершив тот или иной поступок, человек сам не может понять, почему она сделала именно таак.

Оказывается бессознательное и в наших психических процессах. Даже мышление человека может происходить на бессознательном уровне. Воображение, интуиция, творчество вообще невозможны без бессознательных компонентов

. Сверхсознание удерживает психические явления, акты и состояния, которые возникли в результате взаимодействия со. Вселенной, а также психические механизмы такого взаимодействия

К сверхсознательных явлений относят творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным»озарением»новой идеей, а также случаи мгновенного решения задач, которые длительное время не подвергались сознательным усилием, и те, явления, которые называют парапсихичнимы, тощними, тощо.

Например, резкая смена погоды, времени года влияют не только на физическое самочувствие людей, но и на их настроение

Поскольку человек имеет дело с комплексным использованием фактов сознания и поведения, она может углубляться в сферы неосознаваемого психического

uchebnikirus.com