Функции экономической науки – Вопрос 1. Экономическая наука и основные этапы ее развития. Предмет, метод и функции экономической науки.

Основные функции экономической науки

Приступая к изучению экономической науки, следует прежде всего выяснить, какую роль она выполняет в реальной жизни, каковы ее функции и место среди других социальных ценностей.

Можно выделить пять основных функций, которые выпол­няет экономическая наука в жизни человеческого общества.

1. Научно-познавательная функция. Человек, изучающий экономическую науку, познает важнейшую сторону жизни чело­веческого общества — процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно.

2. Критическая функция. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из кото­рых более, другие менее эффективны. Соответственно в науке по одному и тому же вопросу существуют самые различные взгляды, неодинаковые подходы и решения. В этих условиях экономическая наука должна дать объективные критические или позитивные оценки как формам экономической жизни, так и теоретическим концепциям.

3. Практическая (прагматическая) функция. Практичность экономической науки выражается в том, что каждый руководи­тель государства, фирмы, любой другой хозяйствующий субъект в своих конкретных делах — сознательно или не осознавая того — руководствуется ее принципами и законами. Очень хорошо об этом сказал Дж. М. Кейнс, завершая свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег»: «Люди практики, которые счита­ют себя совершенно неподверженными интеллектуальным влия­ниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста про­шлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад».

Разумеется, практические аспекты экономической науки нель­зя понимать примитивно. Данная наука не может научить вести домашнее хозяйство, садоводство, земледелие, она не дает ре­цепты того, как добывать нефть и газ, как управлять фирмой или ее персоналом. Для этих целей требуется знание других специальных наук. Экономическая наука — это предпосылка успешно­го развития экономики как на микро-, так и на макроуровне, но не более того.

4 Прогностическая функция. Глубокое знание всех сторон экономической жизни дает отдельному человеку, фирме и обще­ству в целом возможность предвидеть события, возможность научного прогноза будущих экономических явлений как на микро- так и на макроуровнях. В экономической жизни то или иное совершенное действие часто влечет за собой непредвиденные и непредсказуемые последствия. Полная отмена государственных введение свободных цен с 1 января 1992 г. в условиях отсут­ствия конкуренции и сравнительно быстро возрожденного моно­полизма корпораций породили в РФ стремительный рост инфля­ции, спад производства и целый ряд других негативных послед­ствий. Между тем в Китае и ряде других стран последствия перехода к рыночным отношениям оказались более предсказуе­мыми и весьма позитивными. Справедлива мысль: знание ведет к предвидению, а предвидение — к позитивному действию.

5. Методологическая функция. В литературе часто можно встретить справедливые утверждения о том, что экономическая теория является не только учением, но и методом, своеобразным интеллектуальным инструментом, техникой мышления. Справед­ливо заметил современный американский экономист Пол Хейне. «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой».

studfiles.net

Основные функции и методы экономической науки — Мегаобучалка

Раздел 1. Введение в экономическую теорию.

Тема 1.1. Предмет и метод экономической теории. (2 часа)

Понятие и задачи экономической науки.

Термин экономика греческого происхождения. От слова экономия – управление хозяйством.

Первоначально слово «экономика» означало «искусство ведения домашнего хозяйства», дословно с греческого — «управление хозяйством».

Все проблемы экономического развития связаны с решением следующих задач:

1. Эффективное использование ресурсов для производства товаров и услуг.

2. Удовлетворение потребностей общества.

ЭКОНОМИКА — наука о том, как люди, имея ограниченные ресурсы, делают выбор для производства различных товаров и услуг с целью удовлетворения своих потребностей.

ЭКОНОМИКА — совокупность видов хозяйственной деятельности людей по производству, распределению и потреблению товаров и услуг.

Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, от чего вообще отказаться.

Предмет экономической теории.

Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Но это слишком общее определение. Для того чтобы его конкретизировать, необходимо обратить внимание на понятие РЕДКОСТИ (ограниченности ресурсов) и проблему выбора, которые должны осуществляться людьми в связи с ограниченностью ресурсов.

Редкость ресурсов – это нехватка (ограниченность) земли, капитала, труда и предпринимательской способности для удовлетворения безграничных материальных потребностей людей.

РЕСУРСЫ — это материальные и нематериальные средства, которые используются в экономической деятельности людей: земля, труд, капитал, предприимчивость.

Важно понять — ресурсы в экономике ограничены, т.е. рано или поздно возникает проблема целей и способов употребления ограниченных ресурсов гораздо больше, чем позволяют наши возможности, следовательно, одни потребности мы можем удовлетворить, другие — нет, значит, нужно сделать выбор, отказаться от многого ради того, что наиболее важно.



Некоторые вещи мы можем получить свободно и практически в любом количестве, например: воздух, солнечный свет и т.п., их мы называембесплатными благами (например, грибы в лесу). Но, допустим, вы не любите грибы собирать и запасать на зиму, а есть зимой их любите; тогда вы идете в магазин и их покупаете. Так, грибы из

бесплатного блага становятся экономическими благами.

Многие вещи, которые нам нужны, не существуют в природе в том виде, в котором они нам нужны.

Например, чтобы получить автомобиль, его необходимо собрать на заводе и привезти в автомагазин, а до этого — произвести все материалы, из которых они будут сделаны.

Чтобы жить и удовлетворять свои потребности, нам нужнаэкономическая деятельность, позволяющая превращать ресурсы в экономические блага.

Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его усилиями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование. Альтернативное использование – это и есть проблема выбора. В процессе хозяйственной деятельности человек стремится должен к минимизации затрат и максимизации выгоды. Т.е. экономика – это общественная наука об использовании редких экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества.

Отношение выгоды к затратам – есть эффективность производства, поэтому в центре исследования рыночного хозяйства ставится проблема эффективности: как в условиях ограниченности ресурсов добиться максимальной отдачи от производственных затрат.

Структура экономической теории.

С точки зрения объекта исследования, раздел экономической теории делится на макроэкономику, микроэкономику.

Микроэкономикой называется анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике. Т.е. во-первых исследует обособленные экономические единицы, как отрасли, фирмы, домохозяйства, и во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Макроэкономикарассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет закономерность государственной политики.

Основные функции и методы экономической науки.

Характерными функциями экономической теории являются: познавательная, методологическая, практическая.

Познавательная – предполагает всестороннее изучение и анализ сущности экономических процессов и форм их проявления для определения закономерностей общественного развития, разработки механизмов хозяйствования, принятия обоснованных решений.

Методологическая – ориентирует на исследование закономерностей, тенденций экономического развития, определение с учетом их прогнозов экономической динамики.

Практическая – состоит в использовании арсенала экономических знаний на практике при решении актуальных экономических и социальных проблем, разработке и формировании механизмов эффективного хозяйствования.

Методы экономической теории.

1.Исторический методоснован на изучение закономерностей прошлого и перенос их на настояшие.

Любой объект исследования реально существует в системе взаимосвязей, для исследования которых используются методы индукции и дедукции.

2.Индукция — это движение мысли от частных к общим умозаключениям.

3.Дедукция— движении мышления от общих положений к частным определениям.

4.Позитивный анализ исследует взаимосвязь экономических явлений как они есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, то есть оценочных суждений, это просто констатация факта. При этом не говорится, справедливо это или нет, плохо или хорошо. В этом смысле позитивный анализ в экономической теории ничем не отличается от метода исследования в естественных науках. «Газы расширяются при нагревании» — здесь неуместен нормативный анализ.

5.Нормативный анализ основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки — справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Например, утверждение «мы столкнулись с недопустимо высоким уровнем безработицы» — типичный образец нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики.

6.Экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов.

7.Экономические экспериментыразумны и необходимы, хотя далеко не всегда представляется возможным в экономической жизни точно спрогнозировать вероятные результаты экспериментов. Проведение таких экспериментов требует осторожности, экономические эксперименты не должны ломать спонтанный порядок естественных рыночных связей.

8.Метод анализапредполагает расщепление экономических явлений на более простые, отдельные явления.

9.Метод синтезапредполагает объединение экономических явлений.

10.Диалектический методосновывается на предпосылке что явления действительности находятся в движении, развитии и источником развития являются внутренние противоречия, борьба противоположностей.

11.Метод научной абстракциипредполагает абстрагирование от второстепенных свойств изучаемых объектов, а также от всех тех реальных ситуаций, которые возможны на практике, но являются случайными и не отражают сущности данного явления.

megaobuchalka.ru

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Количество просмотров публикации ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ — 3084

Приступая к изучению экономической науки, следует прежде всœего узнать , какую роль она выполняет в реальной жизни, каковы ее функции и место среди других социальных ценностей.

Можно выделить пять базовых функций,которые выпол­няет экономическая наука в жизни человеческого общества.

1. Научно-познавательная функция.Человек, изучающий экономическую науку, познает важнейшую сторону жизни чело­веческого общества — процессы производства, распределœения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно.

2. Критическая функция.В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из кото­рых более, другие менее эффективны. Соответственно в науке по одному и тому же вопросу существуют самые различные взгляды, неодинаковые подходы и решения. В этих условиях экономическая наука должна дать объективные критические или позитивные оценки как формам экономической жизни, так и теоретическим концепциям.

3. Практическая (прагматическая) функция.Практичность экономической науки выражается в том, что каждый руководи­тель государства, фирмы, любой другой хозяйствующий субъект в своих конкретных делах — сознательно или не осознавая того — руководствуется ее принципами и законами. Очень хорошо об этом сказал Дж. М. Кейнс, завершая свою книгу ʼʼОбщая теория занятости, процента и денегʼʼ: ʼʼЛюди практики, которые счита­ют себя совершенно неподверженными интеллектуальным влия­ниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста про­шлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назадʼʼ.

Разумеется, практические аспекты экономической науки нель­зя понимать примитивно. Данная наука не может научить вести домашнее хозяйство, садоводство, земледелие, она не дает ре­цепты того, как добывать нефть и газ, как управлять фирмой или ее персоналом. Для этих целœей требуется знание других специальных наук. Экономическая наука — это предпосылка успешно­го развития экономики как на микро-, так и на макроуровне, но не более того.

4 Прогностическая функция.Глубокое знание всœех сторон экономической жизни дает отдельному человеку, фирме и обще­ству в целом возможность предвидеть события, возможность научного прогноза будущих экономических явлений как на микро- так и на макроуровнях. В экономической жизни то или иное совершенное действие часто влечет за собой непредвиденные и непредсказуемые последствия. Полная отмена государственных введение свободных цен с 1 января 1992 ᴦ. в условиях отсут­ствия конкуренции и сравнительно быстро возрожденного моно­полизма корпораций породили в РФ стремительный рост инфля­ции, спад производства и целый ряд других негативных послед­ствий. Между тем в Китае и ряде других стран последствия перехода к рыночным отношениям оказались более предсказуе­мыми и весьма позитивными. Справедлива мысль: знание ведет к предвидению, а предвидение — к позитивному действию.

5. Методологическая функция.В литературе часто можно встретить справедливые утверждения о том, что экономическая теория является не только учением, но и методом, своеобразным интеллектуальным инструментом, техникой мышления. Справед­ливо заметил современный американский экономист Пол Хейне. ʼʼЭкономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собойʼʼ.

referatwork.ru

Предмет и функции экономической науки

Общее понятие об экономике как о науке

Сегодня мы все довольно часто слышим и сами употребляем термин «экономика». Но мы не всегда точно представляем себе значение данного термина. Оказывается, за всю историю развития человечества сформировалось несколько вариантов значения термина «экономика». Даже в разных странах может применяться различные словосочетания для выражения значения данного термина.

Зародилось это слово в древнегреческом языке. Оно произошло от сочетания двух греческих слов: «ойкос» — «хозяйство», «номос» — «закон» (в некоторых переводах «номос» переводят как «дом»). Дословный перевод этого словосочетания будет означать «законы хозяйствования» (или в другом варианте — «управление домом»).

Замечание 1

В настоящее время этот термин имеет двойственное значение. С одной стороны его применяют в качестве синонима термину «хозяйство». С другой стороны экономикой называют отрасль науки.

Экономика – это совокупность всех предприятий и организаций на определенной территории (весь мир, страна, регион) в их взаимодействии.

Экономика – это форма организации хозяйственного механизма (экономическая система – традиционная экономика, рыночная экономика, плановая экономика и смешанная экономика).

Многие ученые экономику в качестве науки называют экономической теорией. Среди ученых экономистов разных стран нет единого мнения в точности формулирования даже самого термина. В некоторых работах встречаются термины «экономикэ» и «экономикс».

Поэтому наиболее часто в современном мире можно встретить следующие (более строго оформленные) определения:

Определение 1

«Экономикой называют совокупность всех видов взаимодействия и взаимоотношений, которые возникают между людьми в процессах производства, распределения обмена и потребления продукции (материальных благ и услуг), которая используется для удовлетворения различного рода потребностей».

Определение 2

Экономической теорией называют науку, которая изучает механизмы хозяйствования, законы и закономерности формирующие и регулирующие отношения в ходе создания, распределения и потребления произведенной продукции на разных уровнях экономической системы общества (микроэкономическом, макроэкономическом и уровне мирового хозяйства).

Основной аксиомой современной экономической теории является положение о безграничности человеческих потребностей и ограниченности ресурсов. Поэтому главной задачей экономической науки является добиться максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения потребностей.

Предмет изучения экономики

Одно из первых определений предмета экономики как науки содержится в названии работы выдающегося ученого-экономиста Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Исходя из самого названия, автор делал вывод, что предметом изучения этой отрасли науки является все, что имеет отношение к материальному и нематериальному богатству и может быть выражено в денежной (стоимостной) форме. А другой выдающийся экономист А. Маршалл считал, что экономика анализирует богатства и должна быть частью наук, изучающих человека.

Согласно приведенным мнениям двух уважаемых ученых, в настоящее время мнения специалистов разделились. Одни считают, что экономика призвана изучать человека наряду с такими науками, как биология, социология, психология и политология. Другие же экономисты призывают изучать лишь ту сферу деятельности человека, где его поступки имеют отношение к денежным интересам.

Большинство ученых считают, что предметом изучения экономики является поведение человека с позиции соотношения между целями хозяйственной деятельности и ограниченными средствами для их достижения. Поэтому основными предметами исследований всегда были и остаются основные экономические проблемы:

  • что производить;
  • для кого производить;
  • каким образом производить;
  • оптимальное сочетание ограниченных возможностей (ресурсов) и стремления максимально полного удовлетворения потребностей;
  • познание закономерностей развития хозяйства и экономических процессов.

Функции экономической науки

Как и любая отрасль человеческих познаний, экономическая наука (экономическая теория) выполняет определенные функции. Специфическими (свойственными только ей) функциями экономической науки являются следующие:

  • познавательная;
  • практическая;
  • прогностическая;
  • этическая;
  • эстетическая;
  • идеологическая.

Под познавательной функцией подразумевается, что изучение экономики как науки дает человеку определенную сумму знаний, связанных с хозяйственной деятельностью. Полученные знания человек может применить на практике для достижения какой-либо цели. В этом и будет состоять практическая (или прагматическая) функция экономической теории.

Исследуя закономерности развития хозяйства можно прогнозировать результаты и направления развития предприятий и отраслей, общественно-экономических связей. В этом состоит сущность прогностической функции экономической науки. В вопросах построения экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования нельзя обойти вопросы общечеловеческой морали и необходимости соблюдения законности. Именно это и является этической функцией экономики.

Эстетическая функция вызывает много дискуссий. Но логика построения многих экономических систем может вызвать истинное восхищение своим изяществом. Идеологическую функцию экономики многие ученые считают основной. Именно производство формирует основные общественные взгляды и нормы морали, систему ценностей и приоритетов. Ведь производство и распределение являются базисом для развития любого общества, и именно они определяет господствующую в обществе идеологию.

spravochnick.ru

Вопрос 1. Экономическая наука и основные этапы ее развития. Предмет, метод и функции экономической науки.

В развитии предмета экономической науки можно выделить три этапа:

1. Экономия – это наука о ведении домашнего хозяйства. Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию – хозяйство с целью самообеспечения, хрематистику – хозяйство с целью обогащения.

2. Политическая экономия – это наука, изучающая теоретические и методологические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические школы:

Меркантилизм (мерканто — купец) – в качестве богатства рассматривали золото и серебро, источник богатства – внешняя торговля.

Физиократы («власть природы») – богатство – это земля, источник богатства – сфера земледелия.

Классическая школа политической экономии (Адам Смит) – источник богатства – сфера материального производства.

Политическая экономия труда – связана с идеями Карла Маркса и Энгельса. Это наука, изучающая производственные отношения, последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

3. Экономикс – это аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Экономические школы:

Маржинализм (предельный) – они разрабатывали категории цены, ценностей товара, спроса, предложения, ввели понятие предельных величин.

Монетаризм – это теория, изучающая роль денег в экономике.

Учение Кейнса – он обосновал роль государства в экономике, разработал механизм регулирования экономики через бюджетную и кредитную систему.

Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление. Редкость ресурсов означает их недостаточность для достижения огромного множества целей, которые ставят перед собой люди. При этом потребности, лежащие в основе целей, безграничны. Микроэкономика – это раздел науки, который предполагает анализ экономических действий индивида, отдельных домашних хозяйств, фирм, отраслей. Макроэкономика изучает законы функционирования всей национальной экономики в целом.

При исследовании экономических процессов и явлений различают позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ – это совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть. Нормативный анализ – это совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.

Функции экономической науки:

1. Познавательная – расширяет наши знания в области экономических процессов и явлений.

2. Мировоззренческая – экономика оказывает влияние на взгляды человека.

3. Методологическая – экономические законы и категории являются теоретической основой для исследований в прикладных экономических науках.

4. Практическая – знание экономических закономерностей позволяют сделать правильный выбор при проведении государственной политики.

5. Прогностическая – выявленные в экономике причинно-следственные связи делают возможным прогнозирование в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

Методы экономической науки.

а) Анализ – это метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей.

б) Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.

в) Индукция – это метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему.

г) Дедукция – это метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному.

д) Аналогия – это метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестное.

е) Метод научной абстракции – состоит в выделении главного в объекте исследования и абстрагирования от несущественного случайного времени.

ж) Метод моделирования заключается в построении экономических моделей, т.е. упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменами.

з) Метод предельного анализа – заключается в исследовании предельных дополнительных величин. Важнейшим принципом анализа является сопоставление предельных выгод и предельных затрат.

studfiles.net

Функции и методы экономической науки

Противоречие между  неограниченными потребностями человеческо-го общества и ограниченными производственными возможностями является основным противоречием любой экономической системы. Поэтому главная задача экономической науки   дать обществу такие рецепты по организации производства, чтобы оно рационально и эффективно использовало имеющиеся ресурсы и наилучшим образом удовлетворяло свои потребности.

Для решения указанной задачи экономическая теория должна выполнить ряд функций.

Познавательная функция заключается в том, чтобы с научных позиций изучить сущность и механизмы действия экономических законов на различных исторических этапах развития человеческого общества, раскрыть способы эффективного ведения хозяйственной деятельности людей.

Одним из ведущих элементов познавательной функции экономической теории является теоретическое мышление. Теория как комплекс взглядов, представлений, идей, истолковывающих и объясняющих какие-либо явления, не только обобщает опыт экономической практики людей, но и позволяет на научной основе открывать новые перспективы перед практикой, расширяет ее горизонты.

Чтобы изучить экономические проблемы,  необходима научная методология,  представляющая  собой совокупность методов познания, применяемых в области экономической жизни общества. Под методом познания понимается система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе научного познания.

Основным методом исследования в экономической теории является  диалектика. Она выясняет и изучает наиболее общие законы, характеризующие все процессы развития. Что же это за законы?

Во-первых, все в мире находится во взаимной связи и зависимости. Поэтому ни один процесс, ни одну сторону жизни нельзя рассматривать в отрыве от других  сторон.

Во-вторых, все в мире находится в непрерывном движении, изменении и развитии. Применительно к экономике это означает движение от простых и менее развитых к все более сложным и разносторонним экономическим отношениям.

В-третьих, одним из общих законов развития мира является закон перехода количества в качество. В процессе развития постепенные количественные  изменения  приводят к коренным, качественным измене-ниям, к возникновению принципиально новых явлений и  процессов с особыми,  присущими только им закономерностями.

В-четвертых, источник всякого изменения, движения, развития лежит в противоречивой сущности данного явления, составляющей его внутреннее содержание. Так, в основе экономического развития в конечном счете всегда лежит противоречие между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями общества.

Составной частью диалектического метода являетсяметод анализа и синтеза. Расчленение изучаемых процессов на составные части и изучение каждой части единого целого называется анализом. Соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое в соответствии с тем значением и положением, которые они имеют в данной структуре, называется синтезом.

Анализ и синтез как методы анализа базируются на использовании научных абстракций. Метод научных абстракций позволяет изучить и исследовать  в  процессе  анализа  часть предмета, не  принимая во внимание его другие второстепенные составляющие. В процессе синтеза научные абстракции позволяют выделить все существенное, прочное, устойчивое и обойти единичное, случайное, несущественное.

В ХХ в. методы диалектики познания сложных экономических систем дополнились математическими и статистическими методами, применяемыми с помощью современной вычислительной техники. При этом особое место здесь принадлежит экономико-математическому моделированию. Оно позволяет выявить количественную определенность экономических процессов и явлений, их переход в новое качество, прогнозировать экономические процессы.

В процессе исследования, анализа и обобщения развития экономических явлений, процессов и механизмов экономическая теория использует экономические категории. Экономическая категория это логическое понятие, отражающее в абстрактном виде наиболее существенные стороны экономических явлений, процессов, механизмов.

Идеологическая функция. Субъекты экономики вступают друг с другом в производственные отношения для решения  сугубо личных или корпоративных интересов. Решение любой проблемы в экономике   это «палка о двух концах». То, что выгодно одним, как правило, невыгодно другим. Например, политика дорогих денег выгодна импортерам, но невыгодна экспортерам товаров. Поэтому нет единой экономической теории для всех. Каждый класс, каждая партия, объединенная и образованная для реализации своих интересов, объясняет и решает проблемы экономики, преследуя свои корыстные цели. С этим связано существование пролетарской и буржуазной экономических теорий, в рамках которых существуют экономические школы, защищающие интересы тех или иных партий.

Практическая функция заключается в том, что полученные знания о законах и механизмах функционирования экономических систем  могут быть использованы для оценки текущего состояния экономики при разработке научно обоснованных прогнозов экономического и социального развития, а также  для выявления эффективных принципов и методов рационального хозяйствования. Данная функция призвана дать конкретные рекомендации по решению основных проблем экономики: «что», «как» и «для кого» производить необходимые для общества и его членов блага в условиях использования редких и ограниченных ресурсов.

Методологическая функция. Экономическая теория является фундаментальной наукой. Несмотря на то, что она тесно связана с другими конкретными экономическими отраслевыми, функциональными  науками, экономическая теория при всей своей широте и многообразии не охватывает все экономические проблемы. Являясь общеэкономической наукой, она для целого комплекса экономических наук, таких, как история экономики, экономика промышленности, сельского хозяйства, финансы и кредит и т. д., становится методологической основой, вооружает их соответствующим научным категориальным аппаратом.

Методологическая функция экономической теории относится не только к экономическим, но и к другим общественным наукам, и в частности, к экономико-правовым наукам, таким, как предпринимательс-кое и финансовое право, судебная бухгалтерия, правовая статистика и т. д.

magref.ru

Глава 1. Предмет, функции и методы экономики как науки — Мегаобучалка

Предисловие

Современные образовательные технологии предполагают не только изложение материала на лекциях, но и рассмотрение возможностей применения полученных знаний при анализе конкретных или сконструированных ситуаций, решение числовых задач.

Данное учебное пособие задумано авторами как практикум. Однако, на наш взгляд, практические задания без изложения соответствующих разделов курса не обеспечивает достаточного уровня эффективности. Предлагаемое пособие содержит как краткое изложение основ теории, так и разнообразные задания для проверки степени усвоения материала: тесты, вопросы «верно-неверно», задачи, темы для подготовки докладов и рефератов. Часть задач сопровождается объяснением алгоритма решения.

Предлагаемые материалы позволяют увидеть за теоретическими моделями реальные процессы, дают навыки оценки ситуаций, возникающих у экономических субъектов как на микро, так и на макроуровне.

Структура учебного пособия соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Экономика» для студентов инженерных специальностей. Но оно может использоваться для получения определенных навыков и студентами экономических специальностей.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 1. Предмет, функции и методы экономики как науки

 

Слово «экономика» можно употреблять в разных значениях: как вид и система деятельности, как область знания.

Как вид деятельности экономика нацелена на получение (собирательство, создание, приобретение) материальных благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Экономическая деятельность — это процесс, включающий взаимосвязанные фазы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В этом смысле экономика так же стара, как человеческое общество.

Под экономикой также подразумевается вся система экономической деятельности страны (национальная экономика) или всего мира (мировая экономика) как совокупность отраслей, подотраслей, хозяйственных комплексов, производств.



Экономика как область знания имеет многовековую историю, в ходе которой целые тысячелетия накопления эмпирических знаний сменились периодом, когда экономика вышла за рамки житейской мудрости и стала областью научных исследований.

Современная экономическая теория является итогом длительного процесса развития представлений человека об общественном производстве, в ходе которого менялся и сам предмет исследования данной науки.

По мере усложнения экономической деятельности углубляются знания людей о законах, которые лежат в основе ее развития. Экономическая теория выявляет новые проблемы, находит на них ответы, проверяет правильность найденных ответов. В ходе постоянного поиска ответов на все усложняющиеся вопросы наука развивается. По мере развития экономической науки меняется и ее предмет.

Предметом современной экономической теорииявляютсяотношения между людьмипо поводу альтернативного использования ограниченных ресурсов (редких экономических благ) в процессе производства, распределения, обмена и потребления с целью наибольшего удовлетворения потребностей людей, и экономические законы,определяющие действия людей в определенных условиях.

Для исследования экономических явлений и взаимосвязей между ними используются экономические категории и экономические законы.

Экономические категории– обобщающие понятия, выражающие сущность экономических явлений.

Экономические законы – это устойчивые, постоянно повторяющиеся, внутренне присущие (имманентные) причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Проявляясь в действиях людей, движимых собственными интересами и целями, экономические законы имеют, тем не менее, объективный характер и действуют независимо от того, осознали ли их люди.

Различают три группы экономических законов:

Всеобщие экономические законы — действуют в ходе всей эволюции об­щественного производства, на всех этапах развития производства (закон возвышения потребностей; закон опережения роста потребностей по сравне­нию с ростом возможностей производства, закон повышающейся производительности труда и др.).

Общие экономические законы — действуют на нескольких этапах развития экономики (например, закон стоимости – закон товарного производства).

Особенные экономические законы — действуют на определенном этапе эволюции общественного производства (например, законы капитализма свободной конкуренции, законы феодализма и др.).

Специфические экономические законы — действуют в определенной сфере общественного производства на одном из этапов его эволюции (например, закон денежного обращения при капитализме).

Каждой исторической форме производства присуща определенная система экономических законов.

Экономические законы действуют независимо от того, осознали ли их люди. Но экономическая теория позволяет не только познавать, но и использовать познанные экономические законы, учитывая их в экономическом поведении людей на уровне индивидуумов, коллективов, государств. Характер использования экономических законов (то есть объективных причинно-следственных связей между экономическими явлениями) может быть двояким: активным и пассивным. При воздействии на экономику, исходя из последствий проявления экономических законов, можно говорить о пассивном использовании этих законов. Если же люди предпринимают действия в нужном направлении, воздействуя на причины экономических явлений и процессов, мы имеем дело с активным использованием экономических законов. Понятно, что второй вид использования гораздо сложнее, так как он должен опираться на достоверное предвидение действия каждого экономического закона в системе с другими законами, то есть в переплетении причинно-следственных связей в экономике. Поэтому экономическая теория тесно связана с разработкой экономической политики, которая, в самом общем виде, нацелена на то, чтобы создавать условия для желаемого проявления действия экономических законов. Это будет выражаться и в изменении поведения экономических агентов.

Экономическая теория нацелена на познание окружающего мира и разработку направлений совершенствования экономической деятельности.

Основные функции экономической теории:

· познавательная (позитивная), позволяющая расширять наши познания закономерностей экономической жизни в меняющемся мире; это значит, что экономическая теории нацелена на выяснение следствий, вытекающих из изменения обстоятельств, и отыскание причин, которые вызвали к жизни те или иные экономические явления;

· мировоззренческая, позволяющая адекватно оценивать роль экономической деятельности, экономических ценностей в жизни общества и отдельной личности, обусловленная ее местом в системе социальных наук;

· методологическая, обусловленная местом экономической теории в системе экономических наук, ее ролью фундаментальной науки, дающей теоретическую основу для конкретно-экономических, прикладных исследований;

· практическая (нормативная), которая состоит в теоретическом обосновании механизмов использования познанных экономических законов, то есть в разработке целей, инструментов, форм хозяйствования, направлений и инструментов государственной экономической политики в области национальной экономики и во внешнеэкономической сфере;

· прогностическая, связанная с тем, что, с одной стороны, экономическая теория делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития, а с другой стороны, она не может охватить все многообразные формы общественного развития, потому что «ее предсказательная сила» не распространяется на все стороны общественной жизни.

Экономическая теория в ходе своего развития выработала и восприняла с учетом специфики своего предмета от других наук широкий круг разнообразных методов. Специфика предмета определяет, в то же время, ограниченные возможности данной науки в использовании лабораторных исследований, экспериментов, которые применяются в естественных, в инженерных науках. Главным инструментом экономической науки остается мышление и присущие ему методы и приемы познания: диалектический метод, метод научной абстракции, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Для формализации процессов в экономике и определения функциональных зависимостей между параметрами этих процессов используются методы математического и статистического анализа. Они включают определение абсолютных и относительных величин, средних величин и индексов, выявление зависимостей между величинами с помощью функций. Количественные методы в экономической теории подчинены целям качественного анализа, расширению его возможностей. Главное — не демонстрация «математических изощренностей», а наличие глубоких связей между математическим инструментарием и предметом изучения экономической теории.

Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа (даже название одного из направлений науки – маржинализма — происходит от слова «предел»). В этих зависимостях используются такие переменные, как предельная полезность, предельная производительность, предельный доход; при анализе предельные выгоды сопоставляются с предельными затратами для обоснования стимулов к экономической активности.

Т Е С Т Ы

1. Для классического этапа в эволюции экономической теории характерно утверждение, что

а) труд – отец богатства, а земля – его мать;

б) кто не работает, тот не ест;

в) труд – источник любой стоимости товара;

г) труд – источник прибавочной стоимости.

2. Если мы применяем философские методы в экономике, то используем

а) метод функций и графических моделей,

б) метод абстракции и системный метод,

в) метод количественных измерений,

г) все перечисленные методы.

3. На первом этапе эволюции экономической теории

а) ученые определяли труд как источник богатства,

б) открыли источник прибавочной стоимости,

в) определили ограниченность ресурсов,

г) ничего из перечисленного.

4. Экономические законы предполагают причинно-следственные связи между

а) хозяйственными явлениями, отношениями и процессами;

б) между формами хозяйства;

в) экономическими интересами;

г) предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

5. Если экономические обобщения основаны на фактах, то такой метод называется

а) описательным;

б) гипотетическим;

в) дедуктивным;

г) индуктивным.

6. Для неоклассического этапа в эволюции экономической теории характерно утверждение, что

а) труд – отец богатства, а земля – его мать;

б) ресурсы ограничены, и необходимо использовать предельные величины;

в) государство является активным субъектом экономики;

г) труд – источник прибавочной стоимости.

7. Если мы применяем статистические методы в экономике, то используем

а) метод функций и графических моделей;

б) метод абстракции и системный метод;

в) метод количественных измерений;

г) все перечисленные методы.

8. Определение ограниченности ресурсов

а) открыли классики экономики;

б) разработали неоклассики экономики;

в) упоминали физиократы;

г) переоткрыли кейнсианцы.

9. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) рациональное использование ресурсов;

г) ограниченность ресурсов.

10. Экономические законы включают

а) общие;

б) особенные;

в) специфические;

г) все перечисленные.

11. Методология экономической теории это учение:

а) о динамике развития экономики;

б) о научных методах и принципах познания общества;

в) о принципах и методах экономического познания;

г) ничего из вышеперечисленного.

12. Позитивная экономическая теория изучает:

а) вопрос “что есть?”;

б) вопрос “что должно быть?”;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

13. Если исследуется экономика, как целостная система, то этот анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

megaobuchalka.ru