Функции духовной культуры – Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.
Духовная культура. Функции культуры, ее социальные формы
Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Исторически сложились различные формы и способы духовной деятельности, которые все глубже дифференцировались с развитием общества и превратились в самостоятельные образования культуры как мифология, религия, искусство, наука. Выясните сущность каждой формы культуры, какую роль она играет в современной культуре?
Миф – это наиболее древняя форма духовной культуры, человеческого бытия, когда человек еще не выделял себя из природной и социальной среды и переносил человеческие свойства (одушевленность, чувственность, разумность) на природные объекты, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. На протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования играли важную роль: они были выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. Назовите категории мифов, исчерпал ли миф себя сегодня?
Религия пришла вслед за мифом. Как и мифология, религия апеллирует к фантазиям и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Религиозное сознание было шагом вперед по отношению к мифологическому сознанию.
Следует разобраться, в чем это нашло выражение, как изменялось религиозное сознание на протяжении истории человечества. Охарактеризуйте мировые религии, создавшие за долгие века своего существования свой образ мира, свои установки личного и социального поведения людей. Выясните место религии в системе культуры, общие тенденции развития соотношения культуры и религии.
Искусство существовало и действовало параллельно с мифом и религией. Это исторически сложившаяся система образного освоения опыта человеческой жизни, закрепленная в художественных ценностях. Выясните роль искусства в развитии и обогащении культуры, противоречивость этой роли. При этом следует иметь в виду то, что искусство воспроизводит мир, создавая ценности, ориентированные в прошлое, настоящее или будущее. Однако общим для этих ценностей является то, что все они обращены к человеческому «я», что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. А для культуры это является важным фактором ее развития. Наряду с другими формами духовной культуры искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.
Художественная деятельность человека развертывается в многообразных формах, которые называют видами искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, литература, киноискусство, дизайн). Каждый вид искусства имеет родовое (рисунок, картина, эпос, лирика, драма и т.д.) и жанровое отличие (портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.). Методы воплощения жизненной реальности через призму миросозерцания художника получили название стилей (классицизм, реализм, романтизм, готика, барокко и т.д.)
Наука – более поздняя форма культуры, возникает как результат духовной эволюции человека через миф, религию и философию. Наука направлена на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеет целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука, давая знания человеку, усиливает его возможности («Знание – сила!» — утверждал Ф. Бэкон). Но как употребляется эта сила, для каких целей? На этот вопрос должна отвечать культура. Отсюда следует выяснить культурогенную роль науки, которая весьма неоднозначна. При этом нужно учитывать, что высшая ценность для науки – истина, а для культуры – человек. Рациональность не всегда укладывается в требовании нравственности. Наука – условна, отчужденна, а культура всегда нравственно нагружена.
Выход из дилеммы наука или культура лежит в синкретизме того и другого: наука должна быть более гуманной, а культура более наукоемкой – в этом показатель прогресса человеческой истории. Раскройте эту мысль на примерах.
Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания и помогает осмыслить место и роль науки в культуре.
1 По второму вопросу выясняем функции культуры, ее роль в обществе.
Главной функцией культуры является гуманистическая, воспитательная, духовно-нравственная функция. Это культура души, духовное совершенствование человечества. Культура призвана развивать личность, обеспечивать ее нравственный рост и степень свободы, учить человека благоговению перед любой формой жизни.
Инновационная функция культуры. Ее суть заключается в производстве новых смыслов, норм и знаний.
Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее часто называют функцией исторической преемственности или информационной. Она передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен «манкуртизма»).
Социализирующая функция: культура подготавливает человека к жизни в обществе. Она структурализует общество посредством обозначения общественного статуса людей.
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия, выбор духовных и материальных ценностей. Регулятивная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Выясните содержание, особенности, роль данных регулятивов в обществе и культуре.
Семиотическая или знаковая функция культуры (семиотика – учение о знаках). Предпосылкой любой культурной деятельности является овладение человеком специфическим набором языков, которыми пользуются разные сферы культуры. Так, язык устный или письменный – средство общения людей. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают естественные науки и т.д. Культура является совокупностью знаковых систем, поэтому знаковая функция ставит перед человеком задачу изучить как можно больший спектр таких языков.
Рассматривая данную функцию более подробно, следует выяснить основные типы знаков и знаковых систем. С точки зрения семиотики можно выделить также три культурных типа, сложившиеся в истории мировой культуры:
1 Дописьменный тип.
2 Письменный (основу составляет книжность).
3 Экранный тип, находящийся сегодня в состоянии формирования.
Можно назвать и ряд других функций культуры (познавательная, ценностная, коммуникативная и т.д.). Следует учесть, что при характеристике функций культуры разные авторы учебной литературы применяют свой подход к их классификации.
3 Культура связана с человеком. Субъектом культуры выступает все человеческое общество. Общество состоит из отдельных индивидов. Социологи выделяют такие социальные общности, как индивид (личность), малая (контактная) группа, социальные институты, организации, объединения, классы, слои (страты), этносы (народы), страны (государства) и т.д. В культурологии же по уровням субъективности выделяют две социальные формы существования культуры: массовую и элитарную. Выделяют также и различного рода субкультуры.
Изучение массовой культуры начните с выяснения ее истоков, т.е. причин появления, понятия «масса». Очень познавательны для анализа данного вопроса работы испанского философа Ортега-и-Гассета («Восстание масс», 1930), американского социолога Д. Белла («Конец идеологии», 1960), канадского социолога М. Маклюэна («Галактика Гутенберга», 1962). В целом понятие «массовая культура» характеризуется как особенностями производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе (по аналогии с поточно-конвейерной индустрией), так и особенностями потребления этой культуры (ее потребляют все люди, независимо от места и страны проживания).
Выясняя роль массовой культуры в современном обществе, ее отрицательные стороны (низкое качество культуры), отметьте положительные моменты.
Антиподом массовой культуры считают элитарную культуру
Внутри доминирующей культуры могут существовать «субкультуры» — это особые формы организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить свое собственное, автономное культурное существование со своим стилем (языком, манерами, одеждой), обычаями, нормами, ценностями, идеалами. Субкультура как бы изолирует свои социокультурные признаки от остальной культуры. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, этнические, религиозные, профессиональные образования, неформальные объединения, которые становятся носителями своей культуры с ее системой ценностей. Рассмотрите современные молодежные субкультуры.
Нередко субкультурные группы стремятся выработать ценности и идеалы, противоречащие господствующей культуре, проникающие в нее. В этих условиях формируется контркультура. Объясните значения этого понятия.
students-library.com
Духовная культура общества. Различные типы культуры
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?
Духовная культура – это сфера производства и потребления духовных ценностей. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.
К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.
2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».
К основным духовным ценностям относятся: мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром; нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм; эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии; религиозные ценности, религиозные учения включают в себя определённые заповеданные (запреты) и санкционированные основные нравственные ценности и требования.
Социальные институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.
3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?
Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.
Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.
По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.
Элитарная, или высокая, культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись П. Пикассо или музыка А. Шнитке, трудна для понимания неподготовленным человеком. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растёт, круг потребителей высокой культуры расширяется. К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».
К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.
Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления — середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.
Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества; подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности некоторых социальных групп. К субкультурам современности можем отнести – молодёжную субкультуру (эмо, готы), субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, криминальную субкультуру.
5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?
В современном обществе с одной стороны просматривается взаимное проникновение различных культур, которое способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой стороны — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.
ЗАДАНИЯ
1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.
В первобытном обществе действительно была духовная культура, но не богатая, а более примитивная, т.к. в первобытном обществе существовали традиции, религия, законы и т.д., которые зафиксированы в материальных источниках, найденных во время археологических раскопок.
2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.
Картина мира — это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе. Исходя из этого, картина мира жителя древних Афин была сосредоточена на преклонении богам. У древних афинян существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами.
Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.
Немного иная была картина мира средневекового человека. Сама категория земной жизни носило оценочный характер и противостояла жизни небесной. В связи с этим земля как географическое понятие одновременно воспринималась как место земной жизни и входило в оппозицию «земля-небо», поэтому носило религиозно-моральный характер. Эти же представления переносились на географические понятия вообще: одни земли воспринимались как праведные, другие как грешные, а перемещение в географическом пространстве становится передвижением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, в котором верхняя ступень находится на небе, а нижняя в аду (например, эта особенность определила композицию «Божественной комедии» Данте).
Важную роль играли оппозиции «свое — чужое» и воспринимались как вариант противопоставления «праведное — грешное», «хорошее — плохое».
Земля представлялась плоской в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и окруженного океаном, ее край, который терялся во мраке, был населен чудными племенами — одноногими людьми, людьми-волками. В этом плоском, круглом, окруженном всякими ужасами мире есть центр — Иерусалим.
Объективный мир был разделен на три области. В одной из них царил ислам — царство зла. Другая область — Византия, в ней господствовало полу зло, этот христианский мир вызывал недоверие и был чужым. Третья область — сам Запад, латинский, христианский мир, мечтавший о Золотом веке и об империи.
Вселенная представляла собой систему концентрических сфер. Так, например, согласно «Светильнику» Гонория Августодунского небо разделялось на три части: телесное небо, которое мы видим; духовное небо, где обитают духовные ангелы, и интеллектуальное небо, где блаженные созерцают лик Святой Троицы.
Себя самого средневековый человек воспринимал как «малый мир» — микрокосм, который был соотнесен с макрокосмом, ощущая свое внутреннее родство с ним.
Средневековое время, прежде всего, было религиозным и церковным временем. Религиозным, т. к. год представлялся как год литургический, который воспринимался как последовательность событий из истории Христа. Он разворачивался от Рождества до Троицы и был наполнен событиями из жизни святых. Церковным оно было и потому, что только духовенство могло его измерять колокольным звоном, и было его «хозяином».
Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить — означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение. Символично было все.
3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.
Закон преемственности в развитии культуры является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д.
Преемственность — основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.
Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предыдущих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.
Закон преемственности культуры можно рассмотреть на таком примере как празднование Нового года или Рождества. На протяжении многих лет этим праздникам люди уделяют огромное внимание.
4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.
Функции культуры
Функция: содержание
Познавательная: Целостное представление о народе, стране, эпохе
Оценочная: Отбор ценностей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная): Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности
Информативная: Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникативная: Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности
Социализация: Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию
Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.
К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.
Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.
Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).
resheba.me
4. Культура в духовной жизни общества. Культура и деятельность
Вопрос №4. Культура в духовной жизни общества. Культура и деятельность.
Духовная жизнь общества —сфера общественной жизни, определяющая специфику определенного общества. Данная сфера включает в себя духовные образования, культуру и все ее формы, все уровни общественного сознания, привычки и настроения общества.
Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.
Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.
Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.
Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.
Среди всех видов культур следует выделить духовную культуру. Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.
Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.
Разновидности культуры
1.Народной культурой называют культуру широких народных масс.
Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.
2.элитарная зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.
3.Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры. Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур.
Духовная жизнь — это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.
Функции культуры в обществе: 1.Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.
2.Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность
3.Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе.
4.Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.
Культура и человеческая деятельность
Чтобы материальные предметы оставались явлениями культуры, они должны поддерживаться или воспроизводиться человеческой деятельностью. Следовательно, материальные объекты мира культуры не только созданы человеком, но неотделимы от человеческой деятельности вообще.
Материальные объекты культуры одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.
Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты).
культура в своем предметном бытии зависит от человеческой деятельности, является ее продуктом, результатом. Деятельность завершается, реализуется, овеществляется в предметах культуры.
И в то же время предметы культуры остаются таковыми не вне деятельности, не за ее пределами, а в самой деятельности человека. Истинное бытие культуры деятельностно, процессуально. И оно включает в себя ее предметное бытие. Культура вообще неотделима от человеческой деятельности.
Произведения искусства, научные открытия, технические новации — все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества.
в творчестве сознательное начало деятельности сопрягается со свободой — свободой целеполагания, выбора средств, свободой проявления человеком своих способностей, качеств, своей «родовой сущности». Без свободы творчества культура развиваться не может.
Бытие культуры — это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.
studfiles.net
Основные элементы культуры. Функции культуры
В социологии – науке о человеческом обществе и системах, которые его составляют, закономерностях развития общества – понятие культуры являет собой центральный образующий элемент. Культура с точки зрения социологии – это не что иное, как особенный уклад общества, под которым понимаются все достижения человечества в духовном, производственном или общественном отношении.
Изучение понятия «культура» студентами вузов
Социология и культурология изучаются студентами многих специальностей как общие дисциплины. Особое внимание уделяется этим наукам на гуманитарных направлениях:
- будущие психологи изучают социологию как учение об обществе «множественном», а не единичной личности;
- учителя словесности больше заняты культурной составляющей, историей развития языка и этнографией;
- историки рассматривают материальные составляющие культуры, то есть предметы быта предков, архитектуру, характерную различным эпохам, нравы народа в процессе исторического развития и так далее;
- даже студенты специальности «юриспруденция» изучают социологию и нематериальные элементы культуры, а именно институты, нормы, ценности и убеждения.
Так, с заданием «Охарактеризуйте основные элементы культуры» сталкиваются практически все студенты не только гуманитарных, но и технических факультетов на занятиях по культурологии, бизнес-этике, психологии служебной деятельности или социологии.
Введение: что такое культура и как она соотносится с другими науками
Культура – это понятие очень многозначное, до сих пор не имеющее единого четкого определения. Основные элементы и функции культуры настолько взаимосвязаны, что создают единое целое. Термин обозначает совокупность общего развития человеческого общества в процессе эволюции и становления, от древних времен до настоящего времени, понятие прекрасного и отношение к искусству. В упрощенном понимании культурой можно назвать общие привычки и обычая, традиции, язык и представления людей, живущих в одной местности и в одном историческом промежутке.
Понятие включает в себя совокупность материальных и духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития как общества в целом, так и отдельного человека. В более узком смысле культура – это только духовные ценности. Именно она является одним из основных свойств, которые присущи любому устойчивому объединению людей, постоянной группе, будь то семья, племенная община, род, городское и сельское поселение, государство, союз.
Культура является предметом изучения не одной только культурологии. Основные элементы культуры, ценности и нормы, достижения человечества в духовном, производственном и нравственном отношениях изучают также:
- литература;
- социология;
- география;
- искусствознание;
- философия;
- этнография;
- психология.
Задачи культуры: векторное развитие, социализация, формирование социокультурной среды
Чтобы осознать истинную роль культуры в жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом, нужно проанализировать ее специфические функции. В обобщенном смысле ее задача состоит в том, чтобы связывать отдельных людей в единое человечество, обеспечивать связь и преемственность поколений. Каждая функция предназначена для решения определенной задачи, но все их множество можно свести к трем сверхзадачам культуры:
- Векторное развитие человечества. Культура определяет ценности, направления и цели дальнейшего развития человеческого общества с целью совершенствования созданного материального и духовного мира.
- Социализация отдельного индивидуума в обществе, той или иной социальной группе. Культура обеспечивает социальную организацию, как уже было сказано, связывает людей в единое человечество или другую мелкую социальную группу (семью, трудовой коллектив, нацию).
- Формирование социокультурной среды и создание средств для наилучшей реализации и отражения происходящего культурного процесса. Имеется в виду создание материальных и духовных средств, ценностей и понятий, условий, которые затем включаются в культурный процесс.
Функции культуры, обеспечивающие реализацию задач
Таким образом, именно культура выступает средством накопления, хранения и передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Эти задачи реализуются через ряд функций:
- Воспитательно-образовательная функция. Культура делает человека личностью, ведь именно по мере социализации индивид становится полноправным членом общества. Социализация же включает в себя процесс освоения норм поведения, языка, символов и ценностей, обычаев и традиций своего народа. Культура развития отдельной личности ассоциируется с эрудицией, уровнем приобщения к культурному наследию, пониманием произведений искусства, творческими способностями, аккуратностью, вежливостью, свободным владением родным и иностранными языками, самообладанием, высокой нравственностью.
- Интегративная и дезинтегративная функции. Они определяет то, что культура создает у людей, составляющих ту или иную группу, чувство общности, принадлежности к одной нации, религии, народу и так далее. Культура обеспечивает целостность, но и, объединяя членов одной группы, отделяет их от другого сообщества. Вследствие этого могут возникать культурные конфликты – так культура выполняет еще и дезинтегративную функцию.
- Регулирующая функция. Ценности, нормы и идеалы формулируют поведение личности в обществе. Культура определяет рамки, в которых может и должен действовать человек, регулирует поведение в семье, на работе, в школьном коллективе и так далее.
- Функция трансляции социального опыта. Информационная, или функция исторической преемственности, позволяет передавать определенный социальный опыт от поколения к поколению. Человеческое общество, кроме культуры, не располагает другими механизмами сосредоточения и передачи накопленного опыта. Именно поэтому ее называют социальной памятью человечества.
- Познавательная, или гносеологическая, функция. Культура концентрирует лучший социальный опыт множества поколений и накапливает богатейшие знания, что создает уникальные возможности для познания и освоения.
- Нормативная, или регулятивная, функция. Во всех сферах общественной жизни культура тем или иным образом влияет на межличностные отношения, взаимодействие людей. Эта функция поддерживается нормативными системами, например нравом и моралью.
- Знаковая функция культуры. Культура представляет собой определенную систему знаков, без изучения которой овладеть культурными ценностями не представляется возможным. Язык (тоже система знаков), например, является средством взаимодействия людей между собой, выступает важнейшим средством овладения национальной культурой. Познавать мир живописи, музыки и театра позволяют специфические знаковые системы.
- Целостная, или аксиологическая, функция. Культура формирует ценностные потребности, выступает фактором, который позволяет определять культурность того или иного человека.
- Социальные функции: интеграция, организация и регуляция совместной деятельности людей, обеспечение средств жизнедеятельности (познание, накопление опыта и так далее), регуляция отдельных сфер жизни.
- Адаптивная функция. Культура обеспечивает приспособление людей к среде обитания и является необходимым условием эволюции, развития человеческого общества.
Таким образом, система культуры не только многообразна, но и чрезвычайно подвижна.
Виды и типы культуры: краткий обзор и перечисление
Культура имеет довольно-таки сложное строение. Раздел науки культурологии, который изучает культуру как систему, ее структурные элементы, строение и особенные черты, называется морфологией культуры. Последняя разделяется на экономическую, технологическую, художественную, правовую, профессиональную, бытовую, коммуникативную, поведенческую, религиозную и так далее.
Художественная решает задачи чувственного отражения бытия в образах. Центральное место в этом виде культуры занимает собственно искусство, то есть литература, живопись, архитектура, музыка, танец, кино, цирк.
Бытовая определяет традиционные производства и домашний быт, промыслы, народные ремесла, национальный костюм, обряды, традиции и верования, прикладное искусство и так далее. Этот вид культуры очень близок к этнической.
Экономическая культура и ее элементы
Экономической культурой называют уважительное отношение к частной собственности и коммерческому успеху, создание и развитие подходящей социальной среды для предпринимательства, система ценностей в хозяйственной (предпринимательской, рабочей) деятельности. Каковы основные элементы экономической культуры? Все то, что тем или иным образом связано с хозяйственной деятельностью человека и соотносится с культурой. Так, основными элементами экономической культуры являются определенные знания и практические умения, способы организации хозяйственной деятельности и нормы, которые регулируют отношения, экономическая направленность личности.
Политическая культура, ее характеристика и элементы
Под политической культурой понимают качественную характеристику политической жизни общества в широком смысле или комплекс представлений той или иной группы о политике. Политическая культура определяет «правила игры» в политической сфере, устанавливает определенные рамки, способствует формированию основных типов поведения. Основными элементами политической культуры являются политические ценности, общепринятые оценки состояния и перспектив политической системы, накопленный опыт в этой сфере, убежденность в истинности своих знаний, определенные правовые нормы, средства политической коммуникации и практику функционирования политических институтов.
Организационная (профессиональная, деловая, корпоративная) культура
Организационная культура по своей сути близка к профессиональной, ее часто называют деловой, корпоративной или социокультурой организации. Этим термином обозначают нормы, ценности и правила, принятые большинством членов какой-либо организации или предприятия. Внешнее проявление ее называется организационным поведением. Основными элементами организационной культуры являются правила, которых придерживаются сотрудники организации, корпоративные ценности, символика. Также элементами являются дресс-код, установленные стандартны обслуживания или качества продукции, моральные нормы.
Моральная и духовная культура
Знаки и символы, правила поведения в обществе, ценности, привычки и обычаи – это все элементы культуры. Также элементами являются духовные и социальные ценности, произведения искусства. Классифицировать все эти отдельные составляющие можно по-разному.
В самом общем смысле основными элементами культуры являются материальная и духовная составляющие. Материальная отожествляет вещественную (материальную) сторону любой культурной деятельности или процесса. Элементами материальной составляющей являются здания и сооружения (архитектура), орудия производства и труда, транспортные средства, различные коммуникации и дороги, сельскохозяйственные угодья, предметы быта, все, что принято называть искусственной средой обитания человека.
Основные элементы культуры духовной включают в себя совокупность определенных идей и представлений, которые отражают существующую действительность, идеалы и ценности человечества, творческую, интеллектуальную, эстетическую и эмоциональную деятельность людей, ее результаты (духовные ценности). Составляющими духовной культуры являются ценности, правила, привычки, манеры, обычаи и традиции.
Показателем духовной культуры является общественное сознание, а ядром – духовные ценности. Духовные ценности, то есть мировоззрение, эстетические и научные представления, моральные нормы, произведения искусства, культурные традиции, выражаются в предметной, поведенческой и вербальной форме.
Краткая характеристика основных элементов культуры
Понятие культуры, основные элементы культуры, ее виды и типы составляют общность, целостность самого этого понятия. Морфология ее, то есть структурные элементы как системы, является даже отдельным, довольно-таки обширным разделом культурологи. Исследование всего многообразия осуществляется на основе изучения основных элементов культуры. Все, что было создано человеком в процессе духовного, исторического развития, подлежит рассмотрению. Так, основными элементами культуры являются:
- Знаки и символы, то есть предметы, которые служат для обозначения других предметов.
- Язык как класс знаковых систем и как отдельная знаковая система, используемая конкретной группой людей.
- Социальные ценности, то есть те предпочтения, которым отдают приоритет различные социальные группы.
- Правила, которые определяют поведение членов группы, задают рамки в соответствии с ценностями.
- Привычки как постоянные схемы поведения.
- Манеры, основанные на привычках.
- Этикет как принятая обществом система правил поведения, которая присуща отдельным индивидуумам.
- Обычаи, то есть традиционный порядок поведения, присущий широким массам.
- Традиции, передающиеся из поколения в поколение.
- Ритуалы или обряды как совокупность коллективных действий, которые воплощают те или иные идеи, нормы и ценности, представления.
- Религия как способ осмысления и познания мира и так далее.
Основные элементы культуры рассматриваются в аспекте, который связан с функционированием общества в целом, а также в связке с регулированием поведения конкретного человека и определенных социальных групп. Перечисленные элементы обязательно присутствуют как в малых, так и в больших, как в современных, так и в традиционных обществах, в каждой социальной культуре.
Какие основные элементы культуры являются наиболее устойчивыми? Постоянством отличаются язык, традиции и обряды, социальные ценности, а также определенные нормы. Эти основные элементы культуры отличают одну социальную группу от другой, объединяют членов одной семьи, коллектива, родовой, городской или сельской общины, государства, союза государств и так далее.
fb.ru
Духовно-нравственная функция культуры
Культура выступает инструментом социализации личности, средством ее приобщения к системе аксиологических модусов, реализуя духовно-нравственную функцию.
Оказывая существенное влияние на духовное состояние социума, нравственность и духовность находят свою репрезентацию в целях и способах духовной деятельности, в характере удовлетворения общественных потребностей, в проявлениях мировосприятия и мироощущения. Распространение духовных и нравственных ценностей, реализация духовно-нравственной функции осуществляется посредством социальных институтов.
Подходы к пониманию феномена духовности, нравственности
В начале третьего тысячелетия человечество оказалось в ситуации глубокого кризиса духовных и нравственных ценностей, когда прежние ориентиры больше не способны направлять дальнейший ход исторического процесса, а новые еще не выработаны. Преодоление кризисной ситуации, выработка новой парадигмы требует концептуализации самого феномена духовности.
Определение 1
Духовность представляет собой особый феномен, неотделимый от человеческого существования, обусловленный прошлым и опирающийся на современность, который направляет человеческую деятельность, придает содержательность человеческой жизни.
Определение 2
Нравственность представляет собой проявление духовности.
Указанные категории во многом сходны, поскольку их репрезентация практически всегда основывается на личностном восприятии и последующем воспроизведении в социуме.
Роль традиции в процессе реализации духовно-нравственной функции культуры
Усвоение нравственных ценностей – одна из основ социального взаимодействия. В процессе усвоения духовных и нравственных ценностей человек придерживается традиционных стратегий, которые использовали его предшественники и преемственность которых обеспечивается традицией. Таким образом, сохранение вековых духовно-нравственных традиций должно стать основой для ценностных ориентаций личности в современном мире.
Социально-философское переосмысление традиции позволяет выявить в ее структуре характеристики преемственности и непрерывности, что позволяет культуре реализовать функцию сохранения и ретрансляции накопленного многовекового экзистенциального опыта народа, сохранения стабильности самого общества.
Традиции укоренены в прошлом, их воспроизводство осуществляется в настоящем, определяя истинность поступков в будущем. Адаптация традиций к требованиям современной реальности находит свое отражение в материальной и духовной культуре.
Определение 3
Традиция выступает необходимым условием сохранения и развития культуры, выражается посредством сложной системы стереотипов и моделей жизненного поведения, нравственной и духовной практики народа, доставшихся от предшествующих поколений и существующих в социокультурном пространстве на современном этапе в качестве неоценимого экзистенциально важного духовно-нравственного опыта.
Роль духовности и нравственности в развитии культуры
Нравственность, духовность выступают основой ценностной ориентации личности, формируют основные приоритеты развития современного общества, способствуют укреплению устойчивости, стабильности существования общества. Духовно-нравственные ценности инициируют дальнейшее развитие и социокультурную модернизацию, формируют самобытность, уникальность каждой отдельной культуры; выступают ядром, на основе которого осуществляется развитие социальной жизни.
Замечание 1
Таким образом, традиционные духовно-нравственные ценности носят всеобъемлющий характер, пронизывают все аспекты человеческого бытия, выступают фундаментом для формирования национальной самобытности, что позволяет избежать унификации культур в глобальном мире.
spravochnick.ru
Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.
Функции культурыФункция: содержание
Познавательная: Целостное представление о народе, стране, эпохе
Оценочная: Отбор ценностей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная): Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности
Информативная: Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникативная: Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности
Социализация: Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию
Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.
К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.
Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.
Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).
ingvarr.net.ru
Материальная и духовная культура. Формы культуры. Функции культуры.
Количество просмотров публикации Материальная и духовная культура. Формы культуры. Функции культуры. — 515
Культура представляет собой сложную систему, которой делятся на материальные и нематериальные (духовные). Совокупность первых создает особую форму культуры – материальную культуру, которая, являясь частью общей системы культуры, включает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Материальная культура представляет собой созданную человеком искусственную среду его обитания.
Нематериальную, или духовную культуру, включает духовную деятельность и её продукты. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Основные формы культуры:
1. Массовая (ʼʼкоммерческаяʼʼ) культура – возникла вместе с появлением общества массового производства и массового потребления. Считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям и ее потребление не требует специальной подготовки, – кинематограф, массовая и периодическая печать, радио, поп-музыка, мода, грамзапись, аудио-, видеозапись, цирк. Возникновению массовой культуры способствовали уничтожение сословий, урбанизация развитие СМИ.
2. Элитарная культура – утонченная, сложная и высокоинтеллектуальная культура, нацелена на более узкий круг потребителей.
3. Субкультура. У разных национальностей, возрастов, профессий, состояний – собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Виды субкультур: молодежная субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, криминальная субкультура и др.
4. Контркультура – установки, ценности и настроения, прямо противопоставляющие себя доминирующей культуре. Практически любая субкультура может принимать формы контр культуры. Она находится в конфликте с существующими ценностями.
5. Народная культура – создается, как правило анонимными творцами, тесно соприкасается с повседневной жизнью.
6. Повседневная, обыденная культура – отражается в рамках семейного воспитания и через социальные институты. Изучением обыденной культуры занимаются такие науки, как этнография и этнология, история, филология и культурология.
Функции культуры:
1) Образовательно-воспитательная функция. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.
2) Интегративная и дезинтегративная функция культуры. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на базе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты.
3) Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ранее: в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Οʜᴎ формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек.
referatwork.ru