Фундаментальная социология и прикладная социология – Презентация на тему: Предмет и задачи социологии

Содержание

Презентация на тему: Предмет и задачи социологии

1.Предпосылки возникновения и развития социологии как науки

иучебной дисциплины

Значимые условия развития социологии:

1. Первые предпосылки развития социологии связаны с первоосновой жизни человека – с биосферой, природой, материальными, экономическими, производственно техническими, энергетическими факторами.

• Именно благодаря гигантскому росту производительных сил в условиях промышленной революции

возникает возможность создать материальный базис свободного человечества и осуществить переход от системы с преобладанием естественной обусловленности к социально-исторической, социальнокультурной.

• К концу второго тысячелетия меняются приоритеты: не экономика, а социокультурные факторы прежде

всего определяют прогресс человечества, в том числе и в сфере природных, производственных процессов.

2. Другие предпосылки становления и возрастания роли социологии в жизни общества связаны непосредственно с системой общественных связей, с особенностями политических, правовых, нравственных отношений, их демократизацией.

• Организуется, вернее самоорганизуется социум в масштабах всего человечества в направлении к

единению многообразного бытия разных народов и наций, в борьбе сил централизации и децентрализации, демократии и тоталитаризма, национальных и транснациональных тенденций.

• Гармонизация тенденций к универсальности, с одной стороны, и к культурному национализму,

уникальности – с другой– условие существования и развития мирового сообщества.

3. К следующим предпосылкам развития социологии относятся идейные, культурные, собственно научные, духовные факторы.

•Сфера духовных отношений наиболее заметно влияет на социальное знание, на выработку парадигмы современной социологии.

•Возникновение коллективных форм сознания (1), преодоление границы локальных общностей (2), развитие символического и культурного взаимодействия (3), сотрудничество, сотворчество в деле реализации всеобщих интересов человеческого рода (4) – все это сочетается (хотя и крайне противоречиво) с тенденцией возрастания роли субъективного фактора, с «триумфом личности».

Отдельные личности в настоящее время способны осуществлять изменения в обществе значительно эффективнее, чем большинство социальных институтов.

studfiles.net

Прикладная социология

Прикладная социология, наряду с теоретической, относится к единому социологическому знанию. Однако между первым и вторым понятием существует значительное отличие. Так, в отличие от части науки, изучающей и теоретически отражающей фундаментальные характеристики и закономерности общественного развития, прикладная социология с ее системой категорий и инструментами исследований ориентирована на решение и разработку практических проблем в общественном управлении «здесь и сейчас».

В случае невозможности решения того или другого вопроса, основываясь на имеющихся знаниях, возникает необходимость научного поиска дополнительной информации, проведения эмпирического (опытного, практического) исследования.

Прикладная социология – это своеобразная «социальная инженерия». Она помогает корректировать и осмысливать повседневную общественную жизнь. Это обуславливает наличие как теоретических, так и эмпирических инструментальных технологий исследования массового человеческого поведения в разных сферах общественной жизни. Кроме того, прикладная социология включает в себя и приемы и методы практического влияния на поведение общественных институтов, групп.

Эмпирическое исследование обычно носит характер диагностический и привязывается к определенному объекту. Другими словами, прикладная социология предполагает выполнение практического изучения «по заказу». В последствии его результаты и выводы прикладываются к практическому решению какого-либо социального вопроса.

Полученные в процессе опытных общественных исследований результаты применяются в технологиях, входящих в структуру прикладной науки (социологии). Необходимо отметить, что в традиционном социологическом изучении инструментарий и программа каждый раз создаются снова. Социальные технологии позволяют многократно применять алгоритмы в отработанных стандартах в решении вопросов, связанных с общественным управлением в разных сферах.

Анализ различных взглядов на сущность вышеуказанной технологии позволяет определять ее как систему методов выявления и применения скрытых потенциалов в общественной системе, соответствующих целям ее развития и, как комплекс процедур и операций, воздействия на пути достижения оптимального результата.

Основы прикладной социологии в применяемой технологии в действительном ее функционировании представлены тремя компонентами:

— организованная специально область прикладного общественного знания о процедурах и способах оптимизации человеческой жизнедеятельности с учетом усиливающейся динамики и взаимозависимости общественных процессов;

— эффективное осуществление деятельности на основании ее рационального разделения на операции и процедуры с последующей их синхронизацией и координацией, а также выбор оптимальных методов и средств их исполнения;

— управление общественными процессами, обеспечивающее систему их воспроизводства и увеличение эффективности в конкретных параметрах (качестве, целостности, объеме, продуктивности и прочем), позволяющее достичь поставленной цели.

Таким образом, прикладной характер приобретает социология, представленная единством отраслевых и специальных методов и теорий, процедурами и техникой эмпирического изучения, результаты которого применяются в технологии. В данном случае воплощается целостность теоретического и практического компонента структуры вышеописанной части науки.

Прикладная социология позволяет определять особенности и сферу опытного исследования, разрабатывать его технику, методику, программу, а также формулировать гипотезы в ходе изучения.

fb.ru

Фундаментальная, прикладная и практическая социология

Здание социологической науки напоминало пирамиду с узким абстракт­ным конусом и широким прикладным основанием. Напомним, как называ­лись ступени этой пирамиды и каков был ее общий вид.

Научная картина мира — совокупность общетеоретических и философ­ских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.

Общая теория — совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория — логически взаимосвязанная система конкретно-науч­ных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших эмпирическое подтверж­дение на основе фундаментального исследования.

Эмпирическое исследование — фундаментальное исследование, проведен­ное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на под­тверждение частной теории. Основная цель — приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций.

Прикладное исследование — оперативное исследование, проведенное на одном объекте (предприятие, банк, деревня) в короткие сроки с целью со­циальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процес­са) и подготовки практических рекомендаций. Основная цель — решение практической проблемы путем приложения знаний, добытых частной тео­рией и эмпирическими исследованиями.

Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметра­ми — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, иными словами, количеством проведенных исследований или созданных

теорий (рис. 1). По степени обобщенности самой абстрактной является на­учная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, адресованное одному объекту и нацеленное на решение данной ситуации, проблемы, задачи.

По степени распространенности знания самым редким является научная картина мира, которых в каждой социальной науке наберется всего несколь­ко. Общих теорий уже больше, возможно, около двух десятков. Частных те­орий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Эмпирических исследований проведено уже многие тысячи. Но еще больше осуществлено прикладных исследований на заводах, в банках, городах, микрорайонах и т.д. Большинство нигде не фиксируется, в научные статьи не облекается, един-

ственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в ар­хиве предприятий или фирм.

Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических за­конов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. с целью познания сущности явлений. Опе­рирование объектами теоретического уровня, с одной стороны, может осу­ществляться без обращения к эмпирии, а с другой — предполагает возмож­ность перехода к ней, реализующуюся в объяснении уже имеющихся и предсказании новых фактов. Наличие теории, единообразным способом объясняющей подлежащие ее ведению факты, является необходимым ус­ловием научности знания. Теоретическое объяснение может быть как ка­чественным, так и количественным, широко использующим математичес­кий аппарат, что особенно характерно для современного этапа развития естествознания.

Формирование теоретического уровня знания приводит к качественно­му изменению его эмпирического уровня. Если до начала построения тео­рии эмпирический материал, послуживший ее предпосылкой, получался на базе обыденного опыта и естественного языка, то с выходом на теоретичес­кий уровень он «видится» иначе — сквозь призму теоретического смысла понятий. Теория руководит постановкой эксперимента, организацией анкет­ного опроса и интервью, анализом документов и проведением наблюдений — основных методов эмпирического исследования.

На втором этаже размещается эмпирическое знание — сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие са­мым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Они обслуживают три верхних этажа, так как основное предназна­чение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

На нижнем этаже находится прикладная социология — самая многочислен­ная по составу (в нашей стране) и самая пестрая в сфере соблюдения научных канонов дисциплина. Прикладное исследование направлено на решение прак­тической проблемы и проводится при помощи уже известных методов. Оно служит подтверждением созданных фундаментальной наукой теорий, их кон­кретизации и приложению к данному объекту. В гораздо меньшей степени оно поставляет науке новые сведения (если подобное случается и прикладное ис­следование обогащает науку, оно перерастает в фундаментальное).

Четыре верхних этажа социологического здания относятся к фундаменталь­ной науке, а нижний — пятый — занимает прикладная социология (Рис. 2).

Будем различать прикладную социологию в широком и узком смысле. В широком смысле к прикладной социологии надо отнести все политические опросы, маркетинговые исследования, изучение общественного мнения, всю заводскую социологию и ряд других направлений, которые не ориентирова­ны на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. В узком смысле прикладная социология включает лишь такие исследования, которые имеют в своем составе специальную технологию внедрения прак­тических рекомендаций, направленных на существенное изменение или преобразование социального объекта. Программа внедрения — сложное ин­женерное сооружение со своими принципами, методами и процедурами.

Ярким образцом служит план социального развития, широко использовав­шийся в 1970 — 1980-е гг. на советских предприятиях. Здесь было все — от системы хорошо отработанных практических мероприятий, логически свя­занных друг с другом, сроков их реализации, последовательности этапов вне­дрения, ответственных (должностные лица, цеха, службы), до финансовых ресурсов, авторского надзора и оценки конечного эффекта.

В таком случае маркетинговые и политические опросы, а также большин­ство опросов общественного мнения, которые дают исходную информацию политикам, бизнесменам или правительству для общей ориентации в про­блеме и не содержат технологии внедрения, к прикладной социологии не

относятся. Видимо, для их квалификации правильнее применять другой тер­мин, а именно практическая социология. В результате, нижний — пятый — этаж социологического знания подразделяется на две секции — собственно прикладную и практическую социологию (рис. 3).

Поскольку прикладная социология, как было выяснено выше, распада­ется на два типа исследований — собственно прикладные и практические, — то в дальнейшем термин «прикладная социология» будет употребляться од­новременно для обозначения рода и вида социологического знания, т.е. для прикладных плюс практических исследований, а также собственно для при­кладных исследований.

К прикладной социологии, расположенной в самой нижней части пира­миды знаний, социолог должен добраться, казалось бы, лишь после того, как

оно пройдет все предыдущие ступени. Такое движение вниз, последовательно проходя каждую стадию, вполне логично. Естественно предположить, что, чем дальше от вершины расположена ступенька познания, тем ближе и «род-нее» она прикладной социологии. Например, частная теория должна иметь гораздо больше точек соприкосновения с прикладной социологией, чем аб­страктная общая теория и уж тем более научная картина мира. Но не тут-то было. Как установили американские специалисты, теории среднего ранга хуже пршюжимы к практике, чем макротеоретические рассуждения1. К при­кладной социологии, как ни странно, оказался ближе стоящим именно аб­страктно-теоретический уровень знаний. Так, общефилософские идеи соци-

ологов заимствовались представителями разного рода гражданских и моло­дежных движений протеста, а сами социологи шли в передовых рядах заба­стовщиков во время знаменитых студенческих бунтов 1968 г. Политический активизм молодежи — от декабристов и революционеров до современных экстремистов всех мастей (а все представители этих движение молоды), — какую бы историческую эпоху мы ни рассматривали, стимулировался не частнотеоретическими построениями, а философскими суждениями о равен­стве и братстве, социальной справедливости и жизненных шансах, социаль­но-классовом расслоении общества и т.п. Да и социальная политика государ-

1 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 37.

ства, переживающего не революционный, а вполне мирный, стабилизаци­онный период, руководствуется отнюдь не эмпирическими данными (хотя и они иногда используются) или частносоциологической теорией, а фило­софскими суждениями об устройстве общества, которые относятся к уров­ню научной картины мира и общей теории. Академические социологи часто критикуют прикладников за пренебрежительное отношение к научной тео­рии, нежелание пользоваться разработанными в фундаментальной науке на­учными принципами и требованиями. Не менее актуальным остается воп­рос о правильном использовании эмпирического знания, накопленного в прикладных исследованиях и развитие на их основе научной теории2.

В итоге, прикладная социология в узком смысле слова и ее соседка прак­тическая социология, составляющие две секции нижнего этажа социологи­ческого здания, часто вырастают непосредственно из двух верхних этажей. Причину пропуска как минимум двух промежуточных ступеней при развер­тывании прикладного знания можно объяснить рядом причин, в том числе характером действий социальных акторов. Дело в том, что активным ядром практической и прикладной социологии выступают не кабинетные мысли­тели и академическая профессура, а активно участвующие в практическом проекте (например, внедрении гибкого графика работы или создании ново­го типа общества) социальные ученые: практикующие психологи, управлен­ческие консультанты и др. Особый тип прикладного исследования с вмеша­тельством в социальный процесс ученых принято называть специальным термином — action research. Когда за исправление общества, его политики и социальных институтов берутся государственные деятели и политические партии, то они ориентируются на некие общесоциальные идеи и лозунги, начертанные на их знамени, а не на результаты академических исследований и частнотеоретические разработки.

Практическую социологию можно представить как применение на прак­тике общетеоретических и философских концепций, минуя промежуточные стадии, в том числе теории среднего уровня.

Когда вниз по ступеням пирамиды знаний спускается специалист, он проделывает все необходимые в науке правила, прежде всего последовательно и непротиворечиво операционализирует понятия, переводит абстрактные объекты на язык конкретных индикаторов и прикладных рекомендаций.

Но когда вниз спускается дилетант — политик, государственный деятель, бизнесмен или обыватель, — ни одно из правил не соблюдается. Они непо­нятны, их не используют. Непонятное делают понятным, а абстрактное — конкретным при помощи совершенно другой операции, а именно популя­ризации. Сделать академическую науку популярной, значит сделать ее прак­тической. Малопонятные идеи К. Маркса о диалектике производительных сил и производственных отношений, соотношении базиса и надстройки в теории общественно-экономических формаций революционные массы в России сделали доступными себе, переведя их на язык классовой борьбы и революционной практики. Современные дикторы телевидения поступают еще проще, когда проводят интерактивный опрос, выясняя мнения телезри­телей о том, что такое счастье, как они относятся к альтернативной службе

Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings /Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 32.

или введению платных телефонных разговоров, популяризируя и одновре­менно упрощая социологию, создавая образ легко доступной, понятной ши­роким слоям науки об обществе. Спросил — прокомментировал — создал у зрителя нужный образ или внушил требуемую установку. На самом деле, манипулируя массовым сознанием, они выполнили чей-то политический заказ. Так социология превращается в зримую практическую силу обществен­ного развития.

Таким образом, у академической и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направленностью. Фундаментальная наука занимается исключительно при­ращением нового знания, прикладная — исключительно приложением ап­робированного знания. Добывание нового знания — это авангард или перифе­рия науки, апробация нового знания — это его обоснование и проверка, пре­вращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение — это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим про­блемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учеб­ных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.

Пример практического исследования 1


Чернобыльская зона уже не является закрытым объектом. Как утвержда­ют в Киеве, зона сегодня готова принимать организованные туристические группы. Строительство комфортабельных отелей, по словам местных влас­тей, в полном разгаре. Уже сейчас Чернобыль достаточно активно посеща­ют туристы, правда, пока дикарем. Кстати, там есть что посмотреть: мерт­вый город Припять, АЭС, наконец, саркофаг. Все желающие также могут погулять в окрестностях Рыжего леса. В ближайшем обозримом будущем помимо тех, кто имеет профессиональный интерес к зоне (биологи, физи­ки, экологи), любой желающий сможет съездить туда в качестве туриста: ме-

стные туристические компании и обитатели зоны не скрывают своего жела­ния поставить дело на поток. Власти аргументируют это так: данная програм­ма позволит решить ряд социальных проблем зоны отчуждения.

Социологи Группы компаний monitoring.ru решили выяснить отношение россиян к этой проблеме. В ходе исследования было опрошено 1540 человек городского населения России. Респондентам был задан вопрос: «Как Вы от­носитесь к тому, что в Чернобыле будет создана зона международного туриз­ма?» Ответы на него распределились следующим образом: 65% россиян от­рицательно относятся к этой идее, 13% —положительно, а 17% высказали свое безразличие к этой проблеме. Причем отрицательно к этому мероприя­тию относятся люди и 18-летнего возраста (52%) и те, кому за 60 (52%). Женщины (56%) более негативно воспринимают идею создания в Чернобы­ле зоны международного туризма, нежели мужчины (51 %)3.

Накануне 9 мая 2002 г. Группой компаний monitoring.ru был проведен все­российский опрос городского населения (опрошено 1405 человек). Респон­дентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, нужно ли устраивать каждый год 9 мая парад на Красной Площади с участием ветеранов Великой Отечествен­ной войны?» Ответы на него распределились следующим образом: 85% оп­рошенных россиян считают, что каждый год 9 мая необходимо устраивать парад на Красной Площади именно с участием ветеранов Великой Отече­ственной войны, 13% с ними не согласны4.

student2.ru

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Здание социологической науки напоминало пирамиду с узким абстракт­ным конусом и широким прикладным основанием. Напомним, как называ­лись ступени этой пирамиды и каков был ее общий вид.

Научная картина мира — совокупность общетеоретических и философ­ских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.

Общая теория совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория логически взаимосвязанная система конкретно-науч­ных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших эмпирическое подтверж­дение на основе фундаментального исследования.

Эмпирическое исследование — фундаментальное исследование, проведен­ное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на под­тверждение частной теории. Основная цель — приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций.

Прикладное исследование оперативное исследование, проведенное на одном объекте (предприятие, банк, деревня) в короткие сроки с целью со­циальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процес­са) и подготовки практических рекомендаций. Основная цель — решение практической проблемы путем приложения знаний, добытых частной тео­рией и эмпирическими исследованиями.

Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметра­ми — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, иными словами, количеством проведенных исследований или созданных

теорий (рис. 1). По степени обобщенности самой абстрактной является на­учная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, адресованное одному объекту и нацеленное на решение данной ситуации, проблемы, задачи.

По степени распространенности знания самым редким является научная картина мира, которых в каждой социальной науке наберется всего несколь­ко. Общих теорий уже больше, возможно, около двух десятков. Частных те­орий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Эмпирических исследований проведено уже многие тысячи. Но еще больше осуществлено прикладных исследований на заводах, в банках, городах, микрорайонах и т.д. Большинство нигде не фиксируется, в научные статьи не облекается, един-

ственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в ар­хиве предприятий или фирм.

Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических за­конов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. с целью познания сущности явлений. Опе­рирование объектами теоретического уровня, с одной стороны, может осу­ществляться без обращения к эмпирии, а с другой — предполагает возмож­ность перехода к ней, реализующуюся в объяснении уже имеющихся и предсказании новых фактов. Наличие теории, единообразным способом объясняющей подлежащие ее ведению факты, является необходимым ус­ловием научности знания. Теоретическое объяснение может быть как ка­чественным, так и количественным, широко использующим математичес­кий аппарат, что особенно характерно для современного этапа развития естествознания.

Формирование теоретического уровня знания приводит к качественно­му изменению его эмпирического уровня. Если до начала построения тео­рии эмпирический материал, послуживший ее предпосылкой, получался на базе обыденного опыта и естественного языка, то с выходом на теоретичес­кий уровень он «видится» иначе — сквозь призму теоретического смысла понятий. Теория руководит постановкой эксперимента, организацией анкет­ного опроса и интервью, анализом документов и проведением наблюдений — основных методов эмпирического исследования.

На втором этаже размещается эмпирическое знание — сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие са­мым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Они обслуживают три верхних этажа, так как основное предназна­чение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

На нижнем этаже находится прикладная социология — самая многочислен­ная по составу (в нашей стране) и самая пестрая в сфере соблюдения научных канонов дисциплина. Прикладное исследование направлено на решение прак­тической проблемы и проводится при помощи уже известных методов. Оно служит подтверждением созданных фундаментальной наукой теорий, их кон­кретизации и приложению к данному объекту. В гораздо меньшей степени оно поставляет науке новые сведения (если подобное случается и прикладное ис­следование обогащает науку, оно перерастает в фундаментальное).

Четыре верхних этажа социологического здания относятся к фундаменталь­ной науке, а нижний — пятый — занимает прикладная социология (Рис. 2).

Будем различать прикладную социологию в широком и узком смысле. В широком смысле к прикладной социологии надо отнести все политические опросы, маркетинговые исследования, изучение общественного мнения, всю заводскую социологию и ряд других направлений, которые не ориентирова­ны на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. В узком смысле прикладная социология включает лишь такие исследования, которые имеют в своем составе специальную технологию внедрения прак­тических рекомендаций, направленных на существенное изменение или преобразование социального объекта. Программа внедрения — сложное ин­женерное сооружение со своими принципами, методами и процедурами.

Ярким образцом служит план социального развития, широко использовав­шийся в 1970 — 1980-е гг. на советских предприятиях. Здесь было все — от системы хорошо отработанных практических мероприятий, логически свя­занных друг с другом, сроков их реализации, последовательности этапов вне­дрения, ответственных (должностные лица, цеха, службы), до финансовых ресурсов, авторского надзора и оценки конечного эффекта.

В таком случае маркетинговые и политические опросы, а также большин­ство опросов общественного мнения, которые дают исходную информацию политикам, бизнесменам или правительству для общей ориентации в про­блеме и не содержат технологии внедрения, к прикладной социологии не

относятся. Видимо, для их квалификации правильнее применять другой тер­мин, а именно практическая социология. В результате, нижний — пятый — этаж социологического знания подразделяется на две секции — собственно прикладную и практическую социологию (рис. 3).

Поскольку прикладная социология, как было выяснено выше, распада­ется на два типа исследований — собственно прикладные и практические, — то в дальнейшем термин «прикладная социология» будет употребляться од­новременно для обозначения рода и вида социологического знания, т.е. для прикладных плюс практических исследований, а также собственно для при­кладных исследований.

К прикладной социологии, расположенной в самой нижней части пира­миды знаний, социолог должен добраться, казалось бы, лишь после того, как

оно пройдет все предыдущие ступени. Такое движение вниз, последовательно проходя каждую стадию, вполне логично. Естественно предположить, что, чем дальше от вершины расположена ступенька познания, тем ближе и «род-нее» она прикладной социологии. Например, частная теория должна иметь гораздо больше точек соприкосновения с прикладной социологией, чем аб­страктная общая теория и уж тем более научная картина мира. Но не тут-то было. Как установили американские специалисты, теории среднего ранга хуже пршюжимы к практике, чем макротеоретические рассуждения1. К при­кладной социологии, как ни странно, оказался ближе стоящим именно аб­страктно-теоретический уровень знаний. Так, общефилософские идеи соци-

ологов заимствовались представителями разного рода гражданских и моло­дежных движений протеста, а сами социологи шли в передовых рядах заба­стовщиков во время знаменитых студенческих бунтов 1968 г. Политический активизм молодежи — от декабристов и революционеров до современных экстремистов всех мастей (а все представители этих движение молоды), — какую бы историческую эпоху мы ни рассматривали, стимулировался не частнотеоретическими построениями, а философскими суждениями о равен­стве и братстве, социальной справедливости и жизненных шансах, социаль­но-классовом расслоении общества и т.п. Да и социальная политика государ-

1 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 37.

ства, переживающего не революционный, а вполне мирный, стабилизаци­онный период, руководствуется отнюдь не эмпирическими данными (хотя и они иногда используются) или частносоциологической теорией, а фило­софскими суждениями об устройстве общества, которые относятся к уров­ню научной картины мира и общей теории. Академические социологи часто критикуют прикладников за пренебрежительное отношение к научной тео­рии, нежелание пользоваться разработанными в фундаментальной науке на­учными принципами и требованиями. Не менее актуальным остается воп­рос о правильном использовании эмпирического знания, накопленного в прикладных исследованиях и развитие на их основе научной теории2.

В итоге, прикладная социология в узком смысле слова и ее соседка прак­тическая социология, составляющие две секции нижнего этажа социологи­ческого здания, часто вырастают непосредственно из двух верхних этажей. Причину пропуска как минимум двух промежуточных ступеней при развер­тывании прикладного знания можно объяснить рядом причин, в том числе характером действий социальных акторов. Дело в том, что активным ядром практической и прикладной социологии выступают не кабинетные мысли­тели и академическая профессура, а активно участвующие в практическом проекте (например, внедрении гибкого графика работы или создании ново­го типа общества) социальные ученые: практикующие психологи, управлен­ческие консультанты и др. Особый тип прикладного исследования с вмеша­тельством в социальный процесс ученых принято называть специальным термином — action research. Когда за исправление общества, его политики и социальных институтов берутся государственные деятели и политические партии, то они ориентируются на некие общесоциальные идеи и лозунги, начертанные на их знамени, а не на результаты академических исследований и частнотеоретические разработки.

Практическую социологию можно представить как применение на прак­тике общетеоретических и философских концепций, минуя промежуточные стадии, в том числе теории среднего уровня.

Когда вниз по ступеням пирамиды знаний спускается специалист, он проделывает все необходимые в науке правила, прежде всего последовательно и непротиворечиво операционализирует понятия, переводит абстрактные объекты на язык конкретных индикаторов и прикладных рекомендаций.

Но когда вниз спускается дилетант — политик, государственный деятель, бизнесмен или обыватель, — ни одно из правил не соблюдается. Они непо­нятны, их не используют. Непонятное делают понятным, а абстрактное — конкретным при помощи совершенно другой операции, а именно популя­ризации. Сделать академическую науку популярной, значит сделать ее прак­тической. Малопонятные идеи К. Маркса о диалектике производительных сил и производственных отношений, соотношении базиса и надстройки в теории общественно-экономических формаций революционные массы в России сделали доступными себе, переведя их на язык классовой борьбы и революционной практики. Современные дикторы телевидения поступают еще проще, когда проводят интерактивный опрос, выясняя мнения телезри­телей о том, что такое счастье, как они относятся к альтернативной службе

Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings /Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 32.

или введению платных телефонных разговоров, популяризируя и одновре­менно упрощая социологию, создавая образ легко доступной, понятной ши­роким слоям науки об обществе. Спросил — прокомментировал — создал у зрителя нужный образ или внушил требуемую установку. На самом деле, манипулируя массовым сознанием, они выполнили чей-то политический заказ. Так социология превращается в зримую практическую силу обществен­ного развития.

Таким образом, у академической и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направленностью. Фундаментальная наука занимается исключительно при­ращением нового знания, прикладная — исключительно приложением ап­робированного знания. Добывание нового знания — это авангард или перифе­рия науки, апробация нового знания — это его обоснование и проверка, пре­вращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение — это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим про­блемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учеб­ных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.

Пример практического исследования 1


Чернобыльская зона уже не является закрытым объектом. Как утвержда­ют в Киеве, зона сегодня готова принимать организованные туристические группы. Строительство комфортабельных отелей, по словам местных влас­тей, в полном разгаре. Уже сейчас Чернобыль достаточно активно посеща­ют туристы, правда, пока дикарем. Кстати, там есть что посмотреть: мерт­вый город Припять, АЭС, наконец, саркофаг. Все желающие также могут погулять в окрестностях Рыжего леса. В ближайшем обозримом будущем помимо тех, кто имеет профессиональный интерес к зоне (биологи, физи­ки, экологи), любой желающий сможет съездить туда в качестве туриста: ме-

стные туристические компании и обитатели зоны не скрывают своего жела­ния поставить дело на поток. Власти аргументируют это так: данная програм­ма позволит решить ряд социальных проблем зоны отчуждения.

Социологи Группы компаний monitoring.ru решили выяснить отношение россиян к этой проблеме. В ходе исследования было опрошено 1540 человек городского населения России. Респондентам был задан вопрос: «Как Вы от­носитесь к тому, что в Чернобыле будет создана зона международного туриз­ма?» Ответы на него распределились следующим образом: 65% россиян от­рицательно относятся к этой идее, 13% —положительно, а 17% высказали свое безразличие к этой проблеме. Причем отрицательно к этому мероприя­тию относятся люди и 18-летнего возраста (52%) и те, кому за 60 (52%). Женщины (56%) более негативно воспринимают идею создания в Чернобы­ле зоны международного туризма, нежели мужчины (51 %)3.

Накануне 9 мая 2002 г. Группой компаний monitoring.ru был проведен все­российский опрос городского населения (опрошено 1405 человек). Респон­дентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, нужно ли устраивать каждый год 9 мая парад на Красной Площади с участием ветеранов Великой Отечествен­ной войны?» Ответы на него распределились следующим образом: 85% оп­рошенных россиян считают, что каждый год 9 мая необходимо устраивать парад на Красной Площади именно с участием ветеранов Великой Отече­ственной войны, 13% с ними не согласны4.

Пример практического исследования 2

В начале своей карьеры один из президентов АСА, видный специалист по прикладной социологии Уильям Уайт, участвовал в социоинженерном про­екте. Цель — разработать эффективные методы привлечения индустриальных рабочих к принятию решений в совместных с менеджерами комитетах. В 1965 г. ученые задумали сравнить положение дел в частных и в самоуправ­ляющихся, т.е. находящихся в собственности рабочих, компаниях. Уайт тесно сотрудничал с комиссией конгресса США по узакониванию собственности рабочих и участию их в управлении.

Хотя Уайт полагал, что ему удалось достичь определенного вклада в на­уку, его успех не следует переоценивать. Вместе с другими титанами приклад­ной социологии — Д. Макгрегором, Р. Лайкертом и К. Арджирисом — Уайт в своих статьях доказывал преимущества участия рабочих в управлении на­чиная еще с 40-х гг. Однако идеи партисипативного менеджмента в Амери­ке долгое время признавали только на словах: с ними соглашались, но ниче­го не делали для практического распространения.

Первыми обратили серьезное внимание на партисипативный менеджмент японцы. Они занялись научными изысканиями и практическим внедрением. Американцы же обратились к открытию Уайта только в 70-е гг. и то лишь после одного прецедента: рабочие завода и члены местной общины предотвратили закрытие нерентабельного предприятия. Они выкупили его, и он стал их кол­лективной собственностью. Естественно, уровень участия рядовых работни­ков в управлении здесь был выше, нежели в частных компаниях.

3 Источник информации: http://www.monitoring.ru/press-center/facts/article_894.html

4 Источник информации: http://www.monitoring.ru/press-center/facts/article_879.html

Только с этого момента вопрос о собственности рабочих вышел за рамки академических дискуссий, став предметом широких публичных прений. У. Уайт предвидел возможности возникновения предприятий с коллектив­ной собственностью, поэтому успел провести диагностику на предприятии до перехода к новой форме организации, а затем повторил его в процессе но­вовведения. Для интерпретации данных он применил социальную теорию, к разработке которой приступил еще в 40-е гг.

Проведенное исследование убедило У. Уайта в двух вещах: 1) приложение теории к практическим проблемам дает ей более надежную проверку, чем кри­тика коллегами в профессиональных журналах; 2) даже доброкачественные ре­зультаты исследования не могут уберечь его от забвения. Профессионализм те­ории не влияет на то, что может сделать с научным открытием клиент5.

Врезка

Токарев В.Ф.




infopedia.su

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Здание социологической науки напоминало пирамиду с узким абстракт­ным конусом и широким прикладным основанием. Напомним, как называ­лись ступени этой пирамиды и каков был ее общий вид.

Научная картина мира — совокупность общетеоретических и философ­ских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.

Общая теория совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория логически взаимосвязанная система конкретно-науч­ных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших эмпирическое подтверж­дение на основе фундаментального исследования.

Эмпирическое исследование — фундаментальное исследование, проведен­ное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на под­тверждение частной теории. Основная цель — приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций.

Прикладное исследование оперативное исследование, проведенное на одном объекте (предприятие, банк, деревня) в короткие сроки с целью со­циальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процес­са) и подготовки практических рекомендаций. Основная цель — решение практической проблемы путем приложения знаний, добытых частной тео­рией и эмпирическими исследованиями.

Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметра­ми — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, иными словами, количеством проведенных исследований или созданных

теорий (рис. 1). По степени обобщенности самой абстрактной является на­учная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, адресованное одному объекту и нацеленное на решение данной ситуации, проблемы, задачи.

По степени распространенности знания самым редким является научная картина мира, которых в каждой социальной науке наберется всего несколь­ко. Общих теорий уже больше, возможно, около двух десятков. Частных те­орий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Эмпирических исследований проведено уже многие тысячи. Но еще больше осуществлено прикладных исследований на заводах, в банках, городах, микрорайонах и т.д. Большинство нигде не фиксируется, в научные статьи не облекается, един-

ственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в ар­хиве предприятий или фирм.

Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических за­конов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. с целью познания сущности явлений. Опе­рирование объектами теоретического уровня, с одной стороны, может осу­ществляться без обращения к эмпирии, а с другой — предполагает возмож­ность перехода к ней, реализующуюся в объяснении уже имеющихся и предсказании новых фактов. Наличие теории, единообразным способом объясняющей подлежащие ее ведению факты, является необходимым ус­ловием научности знания. Теоретическое объяснение может быть как ка­чественным, так и количественным, широко использующим математичес­кий аппарат, что особенно характерно для современного этапа развития естествознания.



Формирование теоретического уровня знания приводит к качественно­му изменению его эмпирического уровня. Если до начала построения тео­рии эмпирический материал, послуживший ее предпосылкой, получался на базе обыденного опыта и естественного языка, то с выходом на теоретичес­кий уровень он «видится» иначе — сквозь призму теоретического смысла понятий. Теория руководит постановкой эксперимента, организацией анкет­ного опроса и интервью, анализом документов и проведением наблюдений — основных методов эмпирического исследования.

На втором этаже размещается эмпирическое знание — сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие са­мым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Они обслуживают три верхних этажа, так как основное предназна­чение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

На нижнем этаже находится прикладная социология — самая многочислен­ная по составу (в нашей стране) и самая пестрая в сфере соблюдения научных канонов дисциплина. Прикладное исследование направлено на решение прак­тической проблемы и проводится при помощи уже известных методов. Оно служит подтверждением созданных фундаментальной наукой теорий, их кон­кретизации и приложению к данному объекту. В гораздо меньшей степени оно поставляет науке новые сведения (если подобное случается и прикладное ис­следование обогащает науку, оно перерастает в фундаментальное).

Четыре верхних этажа социологического здания относятся к фундаменталь­ной науке, а нижний — пятый — занимает прикладная социология (Рис. 2).

Будем различать прикладную социологию в широком и узком смысле. В широком смысле к прикладной социологии надо отнести все политические опросы, маркетинговые исследования, изучение общественного мнения, всю заводскую социологию и ряд других направлений, которые не ориентирова­ны на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. В узком смысле прикладная социология включает лишь такие исследования, которые имеют в своем составе специальную технологию внедрения прак­тических рекомендаций, направленных на существенное изменение или преобразование социального объекта. Программа внедрения — сложное ин­женерное сооружение со своими принципами, методами и процедурами.

Ярким образцом служит план социального развития, широко использовав­шийся в 1970 — 1980-е гг. на советских предприятиях. Здесь было все — от системы хорошо отработанных практических мероприятий, логически свя­занных друг с другом, сроков их реализации, последовательности этапов вне­дрения, ответственных (должностные лица, цеха, службы), до финансовых ресурсов, авторского надзора и оценки конечного эффекта.

В таком случае маркетинговые и политические опросы, а также большин­ство опросов общественного мнения, которые дают исходную информацию политикам, бизнесменам или правительству для общей ориентации в про­блеме и не содержат технологии внедрения, к прикладной социологии не

относятся. Видимо, для их квалификации правильнее применять другой тер­мин, а именно практическая социология. В результате, нижний — пятый — этаж социологического знания подразделяется на две секции — собственно прикладную и практическую социологию (рис. 3).

Поскольку прикладная социология, как было выяснено выше, распада­ется на два типа исследований — собственно прикладные и практические, — то в дальнейшем термин «прикладная социология» будет употребляться од­новременно для обозначения рода и вида социологического знания, т.е. для прикладных плюс практических исследований, а также собственно для при­кладных исследований.

К прикладной социологии, расположенной в самой нижней части пира­миды знаний, социолог должен добраться, казалось бы, лишь после того, как

оно пройдет все предыдущие ступени. Такое движение вниз, последовательно проходя каждую стадию, вполне логично. Естественно предположить, что, чем дальше от вершины расположена ступенька познания, тем ближе и «род-нее» она прикладной социологии. Например, частная теория должна иметь гораздо больше точек соприкосновения с прикладной социологией, чем аб­страктная общая теория и уж тем более научная картина мира. Но не тут-то было. Как установили американские специалисты, теории среднего ранга хуже пршюжимы к практике, чем макротеоретические рассуждения1. К при­кладной социологии, как ни странно, оказался ближе стоящим именно аб­страктно-теоретический уровень знаний. Так, общефилософские идеи соци-

ологов заимствовались представителями разного рода гражданских и моло­дежных движений протеста, а сами социологи шли в передовых рядах заба­стовщиков во время знаменитых студенческих бунтов 1968 г. Политический активизм молодежи — от декабристов и революционеров до современных экстремистов всех мастей (а все представители этих движение молоды), — какую бы историческую эпоху мы ни рассматривали, стимулировался не частнотеоретическими построениями, а философскими суждениями о равен­стве и братстве, социальной справедливости и жизненных шансах, социаль­но-классовом расслоении общества и т.п. Да и социальная политика государ-

1 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 37.

ства, переживающего не революционный, а вполне мирный, стабилизаци­онный период, руководствуется отнюдь не эмпирическими данными (хотя и они иногда используются) или частносоциологической теорией, а фило­софскими суждениями об устройстве общества, которые относятся к уров­ню научной картины мира и общей теории. Академические социологи часто критикуют прикладников за пренебрежительное отношение к научной тео­рии, нежелание пользоваться разработанными в фундаментальной науке на­учными принципами и требованиями. Не менее актуальным остается воп­рос о правильном использовании эмпирического знания, накопленного в прикладных исследованиях и развитие на их основе научной теории2.

В итоге, прикладная социология в узком смысле слова и ее соседка прак­тическая социология, составляющие две секции нижнего этажа социологи­ческого здания, часто вырастают непосредственно из двух верхних этажей. Причину пропуска как минимум двух промежуточных ступеней при развер­тывании прикладного знания можно объяснить рядом причин, в том числе характером действий социальных акторов. Дело в том, что активным ядром практической и прикладной социологии выступают не кабинетные мысли­тели и академическая профессура, а активно участвующие в практическом проекте (например, внедрении гибкого графика работы или создании ново­го типа общества) социальные ученые: практикующие психологи, управлен­ческие консультанты и др. Особый тип прикладного исследования с вмеша­тельством в социальный процесс ученых принято называть специальным термином — action research. Когда за исправление общества, его политики и социальных институтов берутся государственные деятели и политические партии, то они ориентируются на некие общесоциальные идеи и лозунги, начертанные на их знамени, а не на результаты академических исследований и частнотеоретические разработки.

Практическую социологию можно представить как применение на прак­тике общетеоретических и философских концепций, минуя промежуточные стадии, в том числе теории среднего уровня.

Когда вниз по ступеням пирамиды знаний спускается специалист, он проделывает все необходимые в науке правила, прежде всего последовательно и непротиворечиво операционализирует понятия, переводит абстрактные объекты на язык конкретных индикаторов и прикладных рекомендаций.

Но когда вниз спускается дилетант — политик, государственный деятель, бизнесмен или обыватель, — ни одно из правил не соблюдается. Они непо­нятны, их не используют. Непонятное делают понятным, а абстрактное — конкретным при помощи совершенно другой операции, а именно популя­ризации. Сделать академическую науку популярной, значит сделать ее прак­тической. Малопонятные идеи К. Маркса о диалектике производительных сил и производственных отношений, соотношении базиса и надстройки в теории общественно-экономических формаций революционные массы в России сделали доступными себе, переведя их на язык классовой борьбы и революционной практики. Современные дикторы телевидения поступают еще проще, когда проводят интерактивный опрос, выясняя мнения телезри­телей о том, что такое счастье, как они относятся к альтернативной службе

Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings /Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 32.

или введению платных телефонных разговоров, популяризируя и одновре­менно упрощая социологию, создавая образ легко доступной, понятной ши­роким слоям науки об обществе. Спросил — прокомментировал — создал у зрителя нужный образ или внушил требуемую установку. На самом деле, манипулируя массовым сознанием, они выполнили чей-то политический заказ. Так социология превращается в зримую практическую силу обществен­ного развития.

Таким образом, у академической и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направленностью. Фундаментальная наука занимается исключительно при­ращением нового знания, прикладная — исключительно приложением ап­робированного знания. Добывание нового знания — это авангард или перифе­рия науки, апробация нового знания — это его обоснование и проверка, пре­вращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение — это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим про­блемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учеб­ных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.

Пример практического исследования 1


Чернобыльская зона уже не является закрытым объектом. Как утвержда­ют в Киеве, зона сегодня готова принимать организованные туристические группы. Строительство комфортабельных отелей, по словам местных влас­тей, в полном разгаре. Уже сейчас Чернобыль достаточно активно посеща­ют туристы, правда, пока дикарем. Кстати, там есть что посмотреть: мерт­вый город Припять, АЭС, наконец, саркофаг. Все желающие также могут погулять в окрестностях Рыжего леса. В ближайшем обозримом будущем помимо тех, кто имеет профессиональный интерес к зоне (биологи, физи­ки, экологи), любой желающий сможет съездить туда в качестве туриста: ме-

стные туристические компании и обитатели зоны не скрывают своего жела­ния поставить дело на поток. Власти аргументируют это так: данная програм­ма позволит решить ряд социальных проблем зоны отчуждения.

Социологи Группы компаний monitoring.ru решили выяснить отношение россиян к этой проблеме. В ходе исследования было опрошено 1540 человек городского населения России. Респондентам был задан вопрос: «Как Вы от­носитесь к тому, что в Чернобыле будет создана зона международного туриз­ма?» Ответы на него распределились следующим образом: 65% россиян от­рицательно относятся к этой идее, 13% —положительно, а 17% высказали свое безразличие к этой проблеме. Причем отрицательно к этому мероприя­тию относятся люди и 18-летнего возраста (52%) и те, кому за 60 (52%). Женщины (56%) более негативно воспринимают идею создания в Чернобы­ле зоны международного туризма, нежели мужчины (51 %)3.

Накануне 9 мая 2002 г. Группой компаний monitoring.ru был проведен все­российский опрос городского населения (опрошено 1405 человек). Респон­дентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, нужно ли устраивать каждый год 9 мая парад на Красной Площади с участием ветеранов Великой Отечествен­ной войны?» Ответы на него распределились следующим образом: 85% оп­рошенных россиян считают, что каждый год 9 мая необходимо устраивать парад на Красной Площади именно с участием ветеранов Великой Отече­ственной войны, 13% с ними не согласны4.


Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 365 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: РАЗНЫЕ НАУКИ — РАЗНЫЕ МИРЫ | СПЕЦИФИКА ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ | ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ | ИСТОРИЧЕСКИЙ СПОР ДВУХ СТРАТЕГИЙ | П. В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова Чикагская школа | ABE СТРАТЕГИИ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ И НЕСВОДИМОСТЬ? | КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ -ПЛЮСЫ И МИНУСЫ | СТАТИСТИКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ М. ВЕБЕРА | ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ДВУХ МЕТОДОЛОГИЙ | КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.01 сек.)

mybiblioteka.su

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Здание социологической науки напоминало пирамиду с узким абстракт­ным конусом и широким прикладным основанием. Напомним, как называ­лись ступени этой пирамиды и каков был ее общий вид.

Научная картина мира — совокупность общетеоретических и философ­ских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.

Общая теория совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория логически взаимосвязанная система конкретно-науч­ных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших эмпирическое подтверж­дение на основе фундаментального исследования.

Эмпирическое исследование — фундаментальное исследование, проведен­ное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на под­тверждение частной теории. Основная цель — приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций.

Прикладное исследование оперативное исследование, проведенное на одном объекте (предприятие, банк, деревня) в короткие сроки с целью со­циальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процес­са) и подготовки практических рекомендаций. Основная цель — решение практической проблемы путем приложения знаний, добытых частной тео­рией и эмпирическими исследованиями.

Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметра­ми — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, иными словами, количеством проведенных исследований или созданных

теорий (рис. 1). По степени обобщенности самой абстрактной является на­учная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, адресованное одному объекту и нацеленное на решение данной ситуации, проблемы, задачи.

По степени распространенности знания самым редким является научная картина мира, которых в каждой социальной науке наберется всего несколь­ко. Общих теорий уже больше, возможно, около двух десятков. Частных те­орий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Эмпирических исследований проведено уже многие тысячи. Но еще больше осуществлено прикладных исследований на заводах, в банках, городах, микрорайонах и т.д. Большинство нигде не фиксируется, в научные статьи не облекается, един-

ственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в ар­хиве предприятий или фирм.

Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических за­конов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. с целью познания сущности явлений. Опе­рирование объектами теоретического уровня, с одной стороны, может осу­ществляться без обращения к эмпирии, а с другой — предполагает возмож­ность перехода к ней, реализующуюся в объяснении уже имеющихся и предсказании новых фактов. Наличие теории, единообразным способом объясняющей подлежащие ее ведению факты, является необходимым ус­ловием научности знания. Теоретическое объяснение может быть как ка­чественным, так и количественным, широко использующим математичес­кий аппарат, что особенно характерно для современного этапа развития естествознания.

Формирование теоретического уровня знания приводит к качественно­му изменению его эмпирического уровня. Если до начала построения тео­рии эмпирический материал, послуживший ее предпосылкой, получался на базе обыденного опыта и естественного языка, то с выходом на теоретичес­кий уровень он «видится» иначе — сквозь призму теоретического смысла понятий. Теория руководит постановкой эксперимента, организацией анкет­ного опроса и интервью, анализом документов и проведением наблюдений — основных методов эмпирического исследования.

На втором этаже размещается эмпирическое знание — сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие са­мым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Они обслуживают три верхних этажа, так как основное предназна­чение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

На нижнем этаже находится прикладная социология — самая многочислен­ная по составу (в нашей стране) и самая пестрая в сфере соблюдения научных канонов дисциплина. Прикладное исследование направлено на решение прак­тической проблемы и проводится при помощи уже известных методов. Оно служит подтверждением созданных фундаментальной наукой теорий, их кон­кретизации и приложению к данному объекту. В гораздо меньшей степени оно поставляет науке новые сведения (если подобное случается и прикладное ис­следование обогащает науку, оно перерастает в фундаментальное).

Четыре верхних этажа социологического здания относятся к фундаменталь­ной науке, а нижний — пятый — занимает прикладная социология (Рис. 2).

Будем различать прикладную социологию в широком и узком смысле. В широком смысле к прикладной социологии надо отнести все политические опросы, маркетинговые исследования, изучение общественного мнения, всю заводскую социологию и ряд других направлений, которые не ориентирова­ны на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. В узком смысле прикладная социология включает лишь такие исследования, которые имеют в своем составе специальную технологию внедрения прак­тических рекомендаций, направленных на существенное изменение или преобразование социального объекта. Программа внедрения — сложное ин­женерное сооружение со своими принципами, методами и процедурами.

Ярким образцом служит план социального развития, широко использовав­шийся в 1970 — 1980-е гг. на советских предприятиях. Здесь было все — от системы хорошо отработанных практических мероприятий, логически свя­занных друг с другом, сроков их реализации, последовательности этапов вне­дрения, ответственных (должностные лица, цеха, службы), до финансовых ресурсов, авторского надзора и оценки конечного эффекта.

В таком случае маркетинговые и политические опросы, а также большин­ство опросов общественного мнения, которые дают исходную информацию политикам, бизнесменам или правительству для общей ориентации в про­блеме и не содержат технологии внедрения, к прикладной социологии не

относятся. Видимо, для их квалификации правильнее применять другой тер­мин, а именно практическая социология. В результате, нижний — пятый — этаж социологического знания подразделяется на две секции — собственно прикладную и практическую социологию (рис. 3).

Поскольку прикладная социология, как было выяснено выше, распада­ется на два типа исследований — собственно прикладные и практические, — то в дальнейшем термин «прикладная социология» будет употребляться од­новременно для обозначения рода и вида социологического знания, т.е. для прикладных плюс практических исследований, а также собственно для при­кладных исследований.

К прикладной социологии, расположенной в самой нижней части пира­миды знаний, социолог должен добраться, казалось бы, лишь после того, как

оно пройдет все предыдущие ступени. Такое движение вниз, последовательно проходя каждую стадию, вполне логично. Естественно предположить, что, чем дальше от вершины расположена ступенька познания, тем ближе и «род-нее» она прикладной социологии. Например, частная теория должна иметь гораздо больше точек соприкосновения с прикладной социологией, чем аб­страктная общая теория и уж тем более научная картина мира. Но не тут-то было. Как установили американские специалисты, теории среднего ранга хуже пршюжимы к практике, чем макротеоретические рассуждения1. К при­кладной социологии, как ни странно, оказался ближе стоящим именно аб­страктно-теоретический уровень знаний. Так, общефилософские идеи соци-

ологов заимствовались представителями разного рода гражданских и моло­дежных движений протеста, а сами социологи шли в передовых рядах заба­стовщиков во время знаменитых студенческих бунтов 1968 г. Политический активизм молодежи — от декабристов и революционеров до современных экстремистов всех мастей (а все представители этих движение молоды), — какую бы историческую эпоху мы ни рассматривали, стимулировался не частнотеоретическими построениями, а философскими суждениями о равен­стве и братстве, социальной справедливости и жизненных шансах, социаль­но-классовом расслоении общества и т.п. Да и социальная политика государ-

1 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 37.

ства, переживающего не революционный, а вполне мирный, стабилизаци­онный период, руководствуется отнюдь не эмпирическими данными (хотя и они иногда используются) или частносоциологической теорией, а фило­софскими суждениями об устройстве общества, которые относятся к уров­ню научной картины мира и общей теории. Академические социологи часто критикуют прикладников за пренебрежительное отношение к научной тео­рии, нежелание пользоваться разработанными в фундаментальной науке на­учными принципами и требованиями. Не менее актуальным остается воп­рос о правильном использовании эмпирического знания, накопленного в прикладных исследованиях и развитие на их основе научной теории2.

В итоге, прикладная социология в узком смысле слова и ее соседка прак­тическая социология, составляющие две секции нижнего этажа социологи­ческого здания, часто вырастают непосредственно из двух верхних этажей. Причину пропуска как минимум двух промежуточных ступеней при развер­тывании прикладного знания можно объяснить рядом причин, в том числе характером действий социальных акторов. Дело в том, что активным ядром практической и прикладной социологии выступают не кабинетные мысли­тели и академическая профессура, а активно участвующие в практическом проекте (например, внедрении гибкого графика работы или создании ново­го типа общества) социальные ученые: практикующие психологи, управлен­ческие консультанты и др. Особый тип прикладного исследования с вмеша­тельством в социальный процесс ученых принято называть специальным термином — action research. Когда за исправление общества, его политики и социальных институтов берутся государственные деятели и политические партии, то они ориентируются на некие общесоциальные идеи и лозунги, начертанные на их знамени, а не на результаты академических исследований и частнотеоретические разработки.

Практическую социологию можно представить как применение на прак­тике общетеоретических и философских концепций, минуя промежуточные стадии, в том числе теории среднего уровня.

Когда вниз по ступеням пирамиды знаний спускается специалист, он проделывает все необходимые в науке правила, прежде всего последовательно и непротиворечиво операционализирует понятия, переводит абстрактные объекты на язык конкретных индикаторов и прикладных рекомендаций.

Но когда вниз спускается дилетант — политик, государственный деятель, бизнесмен или обыватель, — ни одно из правил не соблюдается. Они непо­нятны, их не используют. Непонятное делают понятным, а абстрактное — конкретным при помощи совершенно другой операции, а именно популя­ризации. Сделать академическую науку популярной, значит сделать ее прак­тической. Малопонятные идеи К. Маркса о диалектике производительных сил и производственных отношений, соотношении базиса и надстройки в теории общественно-экономических формаций революционные массы в России сделали доступными себе, переведя их на язык классовой борьбы и революционной практики. Современные дикторы телевидения поступают еще проще, когда проводят интерактивный опрос, выясняя мнения телезри­телей о том, что такое счастье, как они относятся к альтернативной службе

Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings /Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 32.

или введению платных телефонных разговоров, популяризируя и одновре­менно упрощая социологию, создавая образ легко доступной, понятной ши­роким слоям науки об обществе. Спросил — прокомментировал — создал у зрителя нужный образ или внушил требуемую установку. На самом деле, манипулируя массовым сознанием, они выполнили чей-то политический заказ. Так социология превращается в зримую практическую силу обществен­ного развития.

Таким образом, у академической и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направленностью. Фундаментальная наука занимается исключительно при­ращением нового знания, прикладная — исключительно приложением ап­робированного знания. Добывание нового знания — это авангард или перифе­рия науки, апробация нового знания — это его обоснование и проверка, пре­вращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение — это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим про­блемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учеб­ных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.

Пример практического исследования 1


Чернобыльская зона уже не является закрытым объектом. Как утвержда­ют в Киеве, зона сегодня готова принимать организованные туристические группы. Строительство комфортабельных отелей, по словам местных влас­тей, в полном разгаре. Уже сейчас Чернобыль достаточно активно посеща­ют туристы, правда, пока дикарем. Кстати, там есть что посмотреть: мерт­вый город Припять, АЭС, наконец, саркофаг. Все желающие также могут погулять в окрестностях Рыжего леса. В ближайшем обозримом будущем помимо тех, кто имеет профессиональный интерес к зоне (биологи, физи­ки, экологи), любой желающий сможет съездить туда в качестве туриста: ме-

стные туристические компании и обитатели зоны не скрывают своего жела­ния поставить дело на поток. Власти аргументируют это так: данная програм­ма позволит решить ряд социальных проблем зоны отчуждения.

Социологи Группы компаний monitoring.ru решили выяснить отношение россиян к этой проблеме. В ходе исследования было опрошено 1540 человек городского населения России. Респондентам был задан вопрос: «Как Вы от­носитесь к тому, что в Чернобыле будет создана зона международного туриз­ма?» Ответы на него распределились следующим образом: 65% россиян от­рицательно относятся к этой идее, 13% —положительно, а 17% высказали свое безразличие к этой проблеме. Причем отрицательно к этому мероприя­тию относятся люди и 18-летнего возраста (52%) и те, кому за 60 (52%). Женщины (56%) более негативно воспринимают идею создания в Чернобы­ле зоны международного туризма, нежели мужчины (51 %)3.

Накануне 9 мая 2002 г. Группой компаний monitoring.ru был проведен все­российский опрос городского населения (опрошено 1405 человек). Респон­дентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, нужно ли устраивать каждый год 9 мая парад на Красной Площади с участием ветеранов Великой Отечествен­ной войны?» Ответы на него распределились следующим образом: 85% оп­рошенных россиян считают, что каждый год 9 мая необходимо устраивать парад на Красной Площади именно с участием ветеранов Великой Отече­ственной войны, 13% с ними не согласны4.




4-i-5.ru

2.1 Прикладная социология и менеджмент. Прикладная социология как часть социологического знания

Похожие главы из других работ:

Женская логика против мужского шовинизма

1. «МЕНЕДЖМЕНТ С ЖЕНСКИМ ЛИЦОМ» ИЛИ КАК УПРАВЛЯЮТ ЖЕНЩИНЫ

Как правильно ответить на вопрос: в чем специфика женского управления, в чем его сила? Одни считают, что сила женщины в её слабости. Другие говорят о силе женского характера. А третьи утверждают…

Место социологии в системе наук об обществе и человеке

Социология и экономика

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь…

Молодежные субкультуры

1. Социология молодежи

Социология—одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов. Одна из актуальных отраслей современной социологии — социология молодежи…

О вкладе Сорокина Питирима в развитие социологической мысли

2.6. Социология права

Нормальное развитие общества П.А. Сорокин связывает с мирным, ненасильственным течением истории, без потрясений, сопровождающихся разрушением правовых устоев общества. Вопросам же социологии права П.А…

Основные направления и особенности отечественной социологии

Социология в СССР

Первое время после Октябрьской революции судьба отечественной социологии складывалась относительно благоприятно. Несмотря на трудности исторического момента, наблюдался теоретический «рост» этой науки…

Основные этапы развития социологической мысли

— Социология марксизма

Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем…

Основные этапы развития социологической мысли

2. Социология П. А. Сорокина

Достойным продолжением развития социологической мысли в России начала ХХ века стали работы выдающегося русского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968). Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую…

Предмет и методы социологии

1. Социология как наука

Предмет и объект социологии как науки

1. Социология как наука

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского socitas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку Огюст Конт (1798-1857)…

Прикладная социология как часть социологического знания

1.2 Что такое прикладная социология?

Как считает Кравченко, здание социологической науки состоит из пяти этажей. На самом верхнем расположена научная картина мира (философские предпосылки), на четвертом — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня…

Социология как наука

2. Теоретическая и прикладная социология. Основные функции социологии

социология общество Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им интерпретацию. Единственной концепцией…

Специальные и отраслевые социологические теории

1.3 Социология труда

Труд — важнейшая сфера деятельности людей — это процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором «человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой1…

Специальные и отраслевые социологические теории

1.4 Социология быта

Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон

1.2 Социология постмодернизма

Понятие постмодернизма (или постсовременности) возникает в социологии в связи с необходимостью теоретического обобщения принципиальных и особых характеристик общества в отношении к различным теориям современности…

Формальная социология

Прикладная социология Тенниса

Прикладная социология, близкая по идее философии истории, в которой дедуктивным путем истолковываются процессы исторических изменений, социального развития…

soc.bobrodobro.ru