Фрейдизм что такое – это, определение слова, понятие. Что такое Фрейдизм, значение, словарь, энциклопедия

Содержание

Фрейдизм Википедия

Фрейдизм (англ. Freudianism[1], также называется «ортодоксальный психоанализ» и «фрейдизм-лаканизм») — направление в глубинной психологии, названное по имени австрийского психолога З. Фрейда. Фрейдизм является первым и одним из наиболее влиятельных направлений в психоанализе. Длительное время фрейдизм, в современном его понимании (на описываемый период данного термина не существовало в принципе), de facto и являлся психоанализом. Только с начала 1910-х годов[2], когда в рядах Венского психоаналитического сообщества[en] произошёл раскол и его покинули Отто Ранк, Вильгельм Райх, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг и их последователи[3], впервые начался процесс отделения непосредственно фрейдизма от иных психоаналитических концепций[4], таких как «индивидуальная психология» Адлера, «аналитическая психология» Юнга и ряда других.

Фрейдизм принято считать «ортодоксальным (или „классическим“) психоанализом» по причине того, что именно с именем З. Фрейда (в первую очередь) связывают историю возникновения и развития психоанализа, в то время как сам учёный данную «заслугу» считал корректным приписывать не себе, а своему коллеге — венскому врачу Йозефу Брейеру

[5]. Фрейдизмом-лаканизмом «фрейдизм» называют, соответственно, по фамилиям отца-основателя психоанализа и французского психолога и философа Жака Лакана, одного из наиболее известных и авторитетных психоаналитиков, разделявших взгляды ортодокса — так, к примеру, широко известен знаменитый лозунг Лакана, точно характеризующий его научную деятельность в общем и семинары в частности: «Назад к Фрейду»[6].

Зарождение фрейдизма[ | код]

Первые идеи, заложившие фундамент для фрейдизма, начали формироваться во время, когда З. Фрейд был студентом старших курсов медицинского факультета Венского университета. Одним из первых крупных толчков к зарождению данного направления в психологии было посещение Фрейдом семинаров и открытых уроков известного французского врача-психиатра Жана Шарко, который исследовал причины возникновения и лечение истерии, в частности, применение для данных целей гипноза

[7][8]. Опыт и знания, полученные Фрейдом в ходе своей парижской стажировки у Шарко, в дальнейшем нашли применение в ходе совместной работы с венским учёным Йозефом Брейером, который разрабатывал сильно воодушевивший Фрейда метод лечения истерии под названием «катартический метод». От последнего, впрочем, сам Фрейд вскоре отказался, признав его несовершенным и заменив другим подходом к лечению,

ru-wiki.ru

Фрейдизм — это что такое? Определение и направление

Психология – это наука, которая изучает психику человека. Исследователи, которые изучают психологию, с каждым годом делают все больше и больше новых открытий, касающихся изучения мозга человека и сложных психических процессов, происходящих в нем. Рассмотрим одну из самых известных теорий в психологии, которая носит называние фрейдизм.

Определение понятия «фрейдизм»

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм – это теория психоанализа, которая объясняет некоторые психические процессы, происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» — носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться защитные механизмы.

Роль фрейдизма в психологии

Фрейдизм в психологии занимает очень важную ступень, ведь именно благодаря учению Фрейда можно говорить о лечении неврозов и затяжных депрессий, но для этого необходимо в первую очередь выявить причину возникновения этих заболеваний. Основным моментом для начала лечения является в первую очередь психоанализ. Опыты с использованием гипноза, которые проводились Фрейдом, доказали, что различные чувства и желание достичь цели могут менять поведение исследуемого, даже если он сам не будет полностью этого осознавать.

Основа возникновения фрейдизма

Зигмунд Фрейд на основании своих долгих клинических наблюдений смог сформировать новую, до того момента неизвестную психологическую концепцию. Фрейдизм – это еще теория, которая опирается на концепцию триединой структуры личности:

  1. «Оно» в этом случае подразумеваются психические процессы, которые происходят на бессознательном уровне. Это означает, что эти психические процессы были заложены еще до рождения ребенка, например, свою роль играет наследственность. «Оно» направлено на то, чтобы получить удовольствие любого характера, в первую очередь сексуального.
  2. Вторая структура носит название «Я». Она направлена на, то чтобы сохранить равновесие, поэтому «Я» практически постоянно находится в конфликте с «Оно». У каждого человека его «Я» живет в реальности, то есть психические процессы начинают проявляться после того, как складывается определенная ситуация, требующая немедленного решения. Фрейд относит эту структуру к врожденной, она формируется не только на бессознательном уровне, но и в предсознании.

3. Третья структура называется «Сверх-Я». Она считается приобретенной в течение жизни и выполняет роль критика и совести. Поэтому, если «Я» не может справиться с «Оно», то в силу вступает «Сверх-Я», которое действует по совести. Если человек не может долгое время найти выход своему «Сверх-Я», Фрейд советует дать выход этой энергии с помощью разговора или даже проявить себя в творчестве.

В чем суть фрейдизма?

Врач может направить правильно энергию человека, проведя психоанализ. Фрейдизм указывает на то, что человек в некоторых случаях может справиться самостоятельно со своей проблемой, но для этого психика должна включить защиту, если же этого не произошло, то без помощи специалиста обойтись не получится. Вот основные виды зашиты:

  1. Изначально защита проявляется в вытеснении и подавлении мыслей, которые считаются недозволенными.
  2. Когда происходит проекция, то на бессознательном уровне психика человека пытается избавиться от навязчивого желания и идей.
  3. Рационализация проявляется тогда, когда отказаться от идеи нет возможности, и тогда человек пытается оправдать себя.

Главные направления во фрейдизме

Фрейд выделяет три основных мотива – это тревога, агрессия и чувственность. Именно их считает основой любых человеческих поступков фрейдизм. Направление выделяет на пять основных фаз развития личности:

1. Оральная фаза, которая проявляется еще при рождении ребенка, например, ребенок, родившись, сразу стремится сосать материнскую грудь.

2. Анальная фаза заключается в похвале ребенка, который самостоятельно может уже ходить на горшок.

3. Фаллическая проявляется в более зрелом возрасте, когда ребенок начинает общаться со своими сверстниками разных полов и умеет сравнивать себя и остальных.

4. Латентная проявляется в период, когда интерес к сексуальным характеристикам несколько угасает.

5. Генитальная приходит, когда наступает полное половое созревание.

Задачи психоанализа во фрейдизме

Если описывать фрейдизм кратко, то основными задачами данного учения и проведения психоанализа для лечения психических расстройств, можно считать:

  1. Воссоздание из всех данных, собранных в качестве анамнеза, симптомов, являющихся для человека патологическими.
  2. Умение реконструировать событие, которое нанесло травму, освободить подавленную энергию и дать этой энергии возможность выбрать новое направление.

Проводится психоанализ для того, чтобы в дальнейшем человек смог свои чрезмерные страдания не превратить в невроз. Таким образом, по мнению Фрейда, также можно подавить конфликтность человека.

Представители фрейдизма

Фрейдизм – это теория, которая в будущем получила свое развитие. Представителями этой теории в дальнейшем стали ученики самого Фрейда. А. Адлер несколько переделал теорию своего учителя, указав на то, что главным в психоанализе является не влечения, происходящие на бессознательном уровне, а стремление каждого человека самоутвердится в обществе. По мнению Адлера, все процессы, описанные Фрейдом, могут проявляться исключительно после того, как ребенок ощутит свою неполноценность по сравнению со взрослыми.

Еще одним ярким представителем учения Фрейда считается Г. Юнг, который не только поддержал теорию своего учителя, но и активно начал ее развивать, утверждая, что психоанализ не только может повлиять на одного человека, но и влияет на поведение целого коллектива. Идеи фрейдизма активно поддержал Отто Ранк, который нашел главные факторы страха и тревоги. По его мнению, они скрываются еще в рождении человека, его теория получила название «травма рождения».

Возникновение неофрейдизма

Конечно же, теория Фрейда осталась во всех случаях ключевым явлением, поэтому можно сказать, что фрейдизм – это основа, которая была заложена и в неофрейдизм. Психоанализ Фрейда основывался исключительно на трех уровнях, которые есть в психике каждого человека, но представители неофрейдизма утверждали то, что ведущая роль все же остается за общественно-культурным воздействием. Именно влияние общества может вызывать внутренний конфликт у человека. Например, такое чувство, как тревога, может зарождаться у ребенка, только после того, как он столкнется с враждебно настроенным миром.

Несмотря на то что две теории, фрейдизм и неофрейдизм, имеют достаточно много отличий, в основу были взяты все те же бессознательные процессы. Ненависть и тревога доставляют личности дискомфорт, поэтому идет борьба внутри самого человека, а это и есть причина возникновения конфликта внутри себя, которая требует немедленного устранения, иначе может возникнуть психическое заболевание.

Представители неофрейдизма

Представителей неофрейдизма было намного больше, чем самого фрейдизма. Наиболее яркими можно назвать нескольких ученых. Так, Г. Салливан, утверждает, что личность человека – это не врожденное явление, а приобретенное, и формируется она исключительно с помощью общества, которое ее окружает. То есть младенец начинает повторять межличностные отношения, которые у него стоят в качестве модели. Личность ребенка в детстве может формироваться даже во время игры, когда малыш общается со сверстниками.

Э. Фромм в своих работах указывает на то, что человек — это совокупность биологического и социального начал. По его мнению, вся психология человека основывается на любви к жизни и стремлению к смерти.

Психоанализ показывает, что человек может быть склонен к неврозу, если он не смог найти любовь и понимание в обществе. Для каждого индивида важно достичь полной гармонии в обществе, к чему он и стремится на протяжении всей жизни. По мнению многих ученых, если индивид сможет исцелиться, то есть вероятность того, что может произойти полное исцеление общества.

Стоит отметить, что все идеи фрейдистов и неофрейдистов смогли повлиять на общественную жизнь и развитие культуры и этики. Что касается самого общества, то оно находится на пути к совершенствованию.

4u-pro.ru

ФРЕЙДИЗМ — это… Что такое ФРЕЙДИЗМ?

– названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, Ф. в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре. Ядро Ф. образует представление о конфликте между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение – либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие «цензуру» сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п. Психические процессы и явления рассматривались во Ф. с трех основных т. зр.: топической, динамической и экономической. Топическая система душевной жизни была представлена инстанциями Я (Эго), Оно (Ид) и СверхЯ (Супэрэго). Динамика душевных процессов проявлялась в определенных влечениях, тенденциях и т. п., а также в переходах из одной подсистемы душевной структуры в др. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с т. зр. их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо). Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид) как центр слепых инстинктов, сексуальных или агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эго служит приспособлению к реальности. Суперэго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Суперэго и внешней реальности несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого он спасается с помощью «защитных механизмов».


* * *
— названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, Ф. в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро Ф. образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие «цензуру» сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п. Психические процессы и явления рассматривались во Ф. с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное». Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т.п., а также с точки зрения переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо). Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид). Ид — средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспосабливаться) несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Ф. отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личности путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических симптомов. Для этого используется анализ сновидений, метод «свободных ассоциаций» и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает «сила Я» пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в «обезвреженной» форме. Ф. ввел в психологию ряд важных проблем — бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо (пансексуализм), антагонизме сознания и бессознательного. Неадекватно интерпретированный психический фактор предстал в виде определяющего как для телесной, так и для социальной жизни. Подчинив этому фактору историю общества и культуры, Ф., по существу, мистифицировал ее.


* * *
Теория, трактующая психику человека как сферу господства влечений главным образом сексуального характера, направленных на достижение целей, обеспечивающих удовлетворение соответствующих потребностей. Эти влечения, маскируясь, проникают в подсознание и могут угрожать единству «Я». Они определяют формирование личности, ее отношение к окружающим, социальное поведение. Неудовлетворение влечений и возникающих под их влиянием потребностей может обусловить развитие невротических расстройств и эмоциогенных психозов. Основным методом выявления причин таких заболеваний и разработки лечения, по мнению Фрейда, является психоанализ (см.). Основатель учения – австрийский психолог S. Freud (1856–1939).


* * *

общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения З.Фрейда, психоанализа и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. В дальнейшем ф. возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для ф. характерно обьяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Фрейдизм

Ни одно психологическое учение не вызывало столь резких расхождений в оценках, как учение австрийского невропатолога, психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939), основоположника психоанализа. Фрейдизм претендовал на создание новой «картины человека», нового мировоззрения.

Многочисленные наблюдения психиатров и невропатологов показывали, что человек отнюдь не является тем интелл е ктуализ и -рованным существом, каким его изображала психология ХГХ в. В их наблюдениях психическая жизнь человека предстала как глубоко насыщенная аффектами и эмоциями, влечениями и страстями, противоположными друг другу стремлениями и желаниями, нередко искажающими восприятие и мышление человека. При этом оказывалось, что человек часто не осознает мотивы, побуждения своих поступков и убежденно отрицает у себя наличие некоторых знаний, воспоминаний, которые, однако, воспроизводятся им в состоянии гипноза. Эти наблюдения и стали источником построения психоаналитической фрей-дистской теории. Одна из причин ее широкого распространения заключалась в том, что в ней полнее, чем в других теориях, раскрывалась исключительная сложность психической жизни человека. В работах Фрейда в качестве серьезной психологической проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни человека.

Обозначив ряд новых проблем и указав на явления, не подвергавшиеся психологическому исследованию, Фрейд, однако, представил эти явления в своей теории в мистифицированной и гипертрофированной форме.

З.Фрейд начинал свой научный путь в физиологическом институте, и взгляд на организм как на энергетическую величину глубоко укоренился в его сознании: организм представляет собой движущую силу поведения в виде особой энергии. Фрейд был практикующим врачом-невропатологом. Его пациенты страдали нервно-психическими расстройствами, но нельзя было понять причины их страданий из устройства нервной системы. В своей лечебной практике он постоянно сталкивался с фактами, которые не могли быть объяснены в анатомо-физиологических понятиях. И Фрейд был поставлен перед дилеммой: подойти к механизмам мотивации (побуждений, влечений, аффектов) с анатомо-физиологической схемой или обратиться к неопределенным психологическим факторам.

Было начало XX в. — наступила эпоха империализма, на философской сцене доминировали иррационализм, мистика. В той атмосфере складывалась система взглядов Фрейда. Представление о том, что поведением людей правят иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что индивид и среда находятся в состоянии извечной войны, — таковы основные идеалистические философские воззрения эпохи империализма. В этой обстановке Фрейд поднял «бунт» против традиционной психологии. Разрушая прежние объяснительные схемы, он выдвинул новые. В своей лечебной практике Фрейд стал широко применять метод свободных ассоциаций. Он считал, что каждая ассоциация возникает под действием каких-то причин. Фрейд рассматривал ассоциации как симптомы моти-вационных установок личности. С помощью ассоциаций он стремился проследить мысли своих пациентов, скрытые не только от врача, но и от них самих.

Первоначально он представил психическую жизнь построенной из трех уровней: бессознательного, предсознательного н сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией. Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Во всех случаях им предлагалась одна и та же модель: вытесненное влечение, сталкиваясь с внутренней цензурой сознания, ищет различные обходные пути и разряжается в формах, внешне нейтральных, но имеющих второй символический план. Вытесненные импульсы все же ищут для себя выход и проявляются в состоянии сна (в виде сновидений) и в состоянии бодрствования (в виде различных обмолвок, описок, забываний определенных вещей; сюда же он относил шутки, различные каламбуры). Все это не что иное, как мгновенная разрядка напряжения, созданного ограничениями, которые накладывают социальные нормы.

Центром представлений Фрейда служила идея метаморфоз, претерпеваемых сексуальным инстинктом, появление которого

Современная психология за рубежом датировалось моментом, когда ребенок касается материнской груди. Согласно фрейдистской концепции об инфантильной сексуальности, ребенок проходит до 5—6-летнего возраста сквозь ряд фаз. Между 6 годами и юностью — период, когда половой инстинкт находится в скрытом состоянии. Особое место отводилось так называемому эдипову комплексу, под которым понималась определенная мотивационно-эффективная формула отношений ребенка к своим родителям. Греческий миф о царе Эдипе сводится, по мнению Фрейда, к извечному тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно ненависть и страх перед наказанием. Фрейдистская теория сексуального развития ребенка и эдипова комплекса построена на рассуждениях и аналогиях, а потому представляет не науку, а мифологию.

Психоанализ не ограничил своих претензий областью психического развития индивида. Он распространил их на всю историю человеческой культуры, ища в ее продуктах воплощение все тех же комплексов, тех же сексуальных сил. В этот период претерпевают изменение взгляды Фрейда на структуру личности. Он предлагает иную модель, оказавшую существенное влияние на психологические учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех основных компонентов, обозначенных терминами, «ид» (Оно), «это» (Я) и «супер-эго» (сверх-Я). Ид — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо): будучи иррациональным и бессознательным, он подчиняется принципу удовольствия. Эго следует принципу реальности — учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. Наконец, супер-эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика и цензора. Если эго примет решение или совершит действие в утоду ид, но в противовес супер-эго, оно испытывает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Поскольку требования к эго со стороны различных инстанций — ид и супер-эго — несовместимы, оно неизбежно пребывает в состоянии конфликта, создающего невыносимое напряжение. От этого напряжения эго спасается с помощью специальных «защитных механизмов» —- вытеснения, сублимации и т.д.

Вытеснение означает активное, но неосознаваемое личностью устранение их сознания, чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде чувства беспокойства. Сублимация — один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в форме других видов деятельности, приемлемых для общества, например в творчестве.

Все это были проблемы, отнюдь не сводившиеся к вопросу о соотношении сознания и бессознательного. Основной категорией в психоанализе была категория мотива. Психоанализ претендовал на то, чтобы рассказать людям о пружинах и энергетическом запасе их поведения больше, чем им известно из собственных представлений о самих себе. Но Фрейд противопоставил мотивацию сознанию. У него сознание само по себе бессильно. Вся энергия черпается, в конечном счете, из глубин бессознательного. У Фрейда психическая энергия подменила биологическую и выступила в роли главного двигателя общественного развития. И организм и общество оказывались не чем иным, как материалом, из которого либидо лепит свои формы.

psyera.ru

это что такое? Определение и направление

Самосовершенствование 13 ноября 2016

Психология – это наука, которая изучает психику человека. Исследователи, которые изучают психологию, с каждым годом делают все больше и больше новых открытий, касающихся изучения мозга человека и сложных психических процессов, происходящих в нем. Рассмотрим одну из самых известных теорий в психологии, которая носит называние фрейдизм.

Определение понятия «фрейдизм»

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм – это теория психоанализа, которая объясняет некоторые психические процессы, происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» — носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться защитные механизмы.

Роль фрейдизма в психологии

Фрейдизм в психологии занимает очень важную ступень, ведь именно благодаря учению Фрейда можно говорить о лечении неврозов и затяжных депрессий, но для этого необходимо в первую очередь выявить причину возникновения этих заболеваний. Основным моментом для начала лечения является в первую очередь психоанализ. Опыты с использованием гипноза, которые проводились Фрейдом, доказали, что различные чувства и желание достичь цели могут менять поведение исследуемого, даже если он сам не будет полностью этого осознавать.

Видео по теме

Основа возникновения фрейдизма

Зигмунд Фрейд на основании своих долгих клинических наблюдений смог сформировать новую, до того момента неизвестную психологическую концепцию. Фрейдизм – это еще теория, которая опирается на концепцию триединой структуры личности:

  1. «Оно» в этом случае подразумеваются психические процессы, которые происходят на бессознательном уровне. Это означает, что эти психические процессы были заложены еще до рождения ребенка, например, свою роль играет наследственность. «Оно» направлено на то, чтобы получить удовольствие любого характера, в первую очередь сексуального.
  2. Вторая структура носит название «Я». Она направлена на, то чтобы сохранить равновесие, поэтому «Я» практически постоянно находится в конфликте с «Оно». У каждого человека его «Я» живет в реальности, то есть психические процессы начинают проявляться после того, как складывается определенная ситуация, требующая немедленного решения. Фрейд относит эту структуру к врожденной, она формируется не только на бессознательном уровне, но и в предсознании.

3. Третья структура называется «Сверх-Я». Она считается приобретенной в течение жизни и выполняет роль критика и совести. Поэтому, если «Я» не может справиться с «Оно», то в силу вступает «Сверх-Я», которое действует по совести. Если человек не может долгое время найти выход своему «Сверх-Я», Фрейд советует дать выход этой энергии с помощью разговора или даже проявить себя в творчестве.

В чем суть фрейдизма?

Врач может направить правильно энергию человека, проведя психоанализ. Фрейдизм указывает на то, что человек в некоторых случаях может справиться самостоятельно со своей проблемой, но для этого психика должна включить защиту, если же этого не произошло, то без помощи специалиста обойтись не получится. Вот основные виды зашиты:

  1. Изначально защита проявляется в вытеснении и подавлении мыслей, которые считаются недозволенными.
  2. Когда происходит проекция, то на бессознательном уровне психика человека пытается избавиться от навязчивого желания и идей.
  3. Рационализация проявляется тогда, когда отказаться от идеи нет возможности, и тогда человек пытается оправдать себя.

Главные направления во фрейдизме

Фрейд выделяет три основных мотива – это тревога, агрессия и чувственность. Именно их считает основой любых человеческих поступков фрейдизм. Направление выделяет на пять основных фаз развития личности:

1. Оральная фаза, которая проявляется еще при рождении ребенка, например, ребенок, родившись, сразу стремится сосать материнскую грудь.

2. Анальная фаза заключается в похвале ребенка, который самостоятельно может уже ходить на горшок.

3. Фаллическая проявляется в более зрелом возрасте, когда ребенок начинает общаться со своими сверстниками разных полов и умеет сравнивать себя и остальных.

4. Латентная проявляется в период, когда интерес к сексуальным характеристикам несколько угасает.

5. Генитальная приходит, когда наступает полное половое созревание.

Задачи психоанализа во фрейдизме

Если описывать фрейдизм кратко, то основными задачами данного учения и проведения психоанализа для лечения психических расстройств, можно считать:

  1. Воссоздание из всех данных, собранных в качестве анамнеза, симптомов, являющихся для человека патологическими.
  2. Умение реконструировать событие, которое нанесло травму, освободить подавленную энергию и дать этой энергии возможность выбрать новое направление.

Проводится психоанализ для того, чтобы в дальнейшем человек смог свои чрезмерные страдания не превратить в невроз. Таким образом, по мнению Фрейда, также можно подавить конфликтность человека.

Представители фрейдизма

Фрейдизм – это теория, которая в будущем получила свое развитие. Представителями этой теории в дальнейшем стали ученики самого Фрейда. А. Адлер несколько переделал теорию своего учителя, указав на то, что главным в психоанализе является не влечения, происходящие на бессознательном уровне, а стремление каждого человека самоутвердится в обществе. По мнению Адлера, все процессы, описанные Фрейдом, могут проявляться исключительно после того, как ребенок ощутит свою неполноценность по сравнению со взрослыми.

Еще одним ярким представителем учения Фрейда считается Г. Юнг, который не только поддержал теорию своего учителя, но и активно начал ее развивать, утверждая, что психоанализ не только может повлиять на одного человека, но и влияет на поведение целого коллектива. Идеи фрейдизма активно поддержал Отто Ранк, который нашел главные факторы страха и тревоги. По его мнению, они скрываются еще в рождении человека, его теория получила название «травма рождения».

Возникновение неофрейдизма

Конечно же, теория Фрейда осталась во всех случаях ключевым явлением, поэтому можно сказать, что фрейдизм – это основа, которая была заложена и в неофрейдизм. Психоанализ Фрейда основывался исключительно на трех уровнях, которые есть в психике каждого человека, но представители неофрейдизма утверждали то, что ведущая роль все же остается за общественно-культурным воздействием. Именно влияние общества может вызывать внутренний конфликт у человека. Например, такое чувство, как тревога, может зарождаться у ребенка, только после того, как он столкнется с враждебно настроенным миром.

Несмотря на то что две теории, фрейдизм и неофрейдизм, имеют достаточно много отличий, в основу были взяты все те же бессознательные процессы. Ненависть и тревога доставляют личности дискомфорт, поэтому идет борьба внутри самого человека, а это и есть причина возникновения конфликта внутри себя, которая требует немедленного устранения, иначе может возникнуть психическое заболевание.

Представители неофрейдизма

Представителей неофрейдизма было намного больше, чем самого фрейдизма. Наиболее яркими можно назвать нескольких ученых. Так, Г. Салливан, утверждает, что личность человека – это не врожденное явление, а приобретенное, и формируется она исключительно с помощью общества, которое ее окружает. То есть младенец начинает повторять межличностные отношения, которые у него стоят в качестве модели. Личность ребенка в детстве может формироваться даже во время игры, когда малыш общается со сверстниками.

Э. Фромм в своих работах указывает на то, что человек — это совокупность биологического и социального начал. По его мнению, вся психология человека основывается на любви к жизни и стремлению к смерти.

Психоанализ показывает, что человек может быть склонен к неврозу, если он не смог найти любовь и понимание в обществе. Для каждого индивида важно достичь полной гармонии в обществе, к чему он и стремится на протяжении всей жизни. По мнению многих ученых, если индивид сможет исцелиться, то есть вероятность того, что может произойти полное исцеление общества.

Стоит отметить, что все идеи фрейдистов и неофрейдистов смогли повлиять на общественную жизнь и развитие культуры и этики. Что касается самого общества, то оно находится на пути к совершенствованию.

Источник: fb.ru Закон
Государственность — это что такое? Определение и понятие

В науке одним из дискуссионных является вопрос о соотношении таких понятий, как государственность, государство и государственная власть. Сопоставляя два последних термина, Корельский и Перевалова отмечают, что эти инс…

Закон
Имущество — это что такое? Определение и виды имущества: движимое и недвижимое, государственное, муниципальное, организаций и физических лиц

В этой статье мы хотели бы поговорить об имуществе и о его основных видах. В том числе мы дадим определения таким терминам, как движимое имущество и недвижимость. Также мы рассмотрим понятие собственности и обсудим ее…

Новости и общество
Гражданская идентичность — это что такое? Определение и понятие

Каждому человеку обеспечена свобода выбора, в том числе и относительно самоопределения и идентификации. Личность формируется в биологической оболочке под воздействием социума и проблем общества. От того, насколько каж…

Образование
Томизм это что такое? Определение и значение

Философия – это наука, которая рождает огромное количество споров. Тем не менее тут всегда можно найти место мысли. Множество философов несколько столетий подряд предлагали свои теории и идеи. На данный момент и…

Образование
Анизотропия — это что такое? Определение и применение

Данная статья рассказывает, что анизотропия – это неравенство значений некоей физической величины вдоль различных направлений твердого тела. Раскрывает, что вызывает анизотропию, где она встречается, как применя…

Путешествия
Туристический кластер — это что такое? Определение и понятие

Многие, наверное, слышали термин «кластер» в экономической сфере. Но не все знают и понимают его точное значение. К туристической деятельности такое понятие тоже применимо.

Образование
Культурогенез — это что такое? Определение и понятие

Культурогенез — это обобщение достижений истории, философии, этнографии, археологии, социологии. Он связан и с другими дисциплинами, занимающимися изучением разных аспектов существования человеческого общества.

Образование
Внутренние воды — это что такое? Определение и примеры

С этой географической темой школьники знакомятся в 8 классе. Внутренние воды – что это за понятие? Какие науки занимаются их изучением? И какова структура внутренних вод? На все эти вопросы ответит наша статья.

Образование
Спортивная подготовка — это что такое? Определение и виды

Увлекающихся спортом можно условно разделить на две группы. В первую входят так называемые любители, для которых важна их общая физическая подготовка, а не исключительные результаты. Вторую составляют профессионалы &n…

Образование
Почему карандаши пишут? Изотропия — это что такое? Определение и материалы

Изотропия — это что такое, в чем ее важность? Какие материалы являются изотропными, а какие — анизотропными. В этой статье мы ответим на эти вопросы и приведем для вас несколько примеров каждого из таких материалов.

monateka.com

Фрейдизм и неофрейдизм. Основные идеи и представители

Фрейдизм и неофрейдизм. Основные идеи и представители

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОСИИ

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия»

Тема: «Фрейдизм и неофрейдизм. Основные идеи и представители»

Работу выполнил:

Работу проверил:

Москва — 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

.Фрейдизм. Общая характеристика

2.Представители фрейдизма

3.Неофрейдизм. Общая характеристика

4.Представители неофрейдизма

5.Вывод

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Глядя не вооруженным глазом на слова «фрейдизм» и «неофрейдизм», мы без труда можем заметить сходство в созвучии звуков этих двух слов. Этот «музыкальный» факт обуславливается тем, что данные термины имеют один общий корень — «фрейд». Что такое фрейд? Или, быть может, кто такой Фрейд? Получить ответ на этот вопрос не составит никакой сложности…

Фрейд Зигмунд — австрийский невропатолог, психиатр и психолог; основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1876-1882 г.г. работал в Венском физиологическом институте у Э. Брюкке, где познакомился со взглядами школы Г. Гельмгольца, идеи которого Фрейд позднее перенёс в психологию; в 1885-1886 г.г. в клинике Сальпетриер (Париж) у Ж. Шарко. Доктор медицины (1881 г.). С 1902 г. профессор Венского университета. В 1908 г. (вместе с Э. Блейлером и К. Г. Юнгом) основал «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований», в 1910 г. — международную психоаналитическую ассоциацию. Литературная премия им. Гёте (1930 г.). После захвата Австрии фашистской Германией (1938) эмигрировал в Великобританию.

Проще говоря, Зигмунд Фрейд — это гениальный врач, внесший огромный вклад в развитие психологии, психиатрии, психоанализа. Но не только медико-научная сфера богата на его открытия и свершения: идеи Фрейда продолжают влиять на литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений являются общепризнанными, другие аспекты его теории широко дискутируются. В моей работе Фрейд предстанет талантливым философом, который позволил нам своими работами, мыслями и идеями окунуться в бездну таинства такой прекрасной науки, как философия.

В своей работе я рассмотрю особенности и раскрою суть двух философско-психологических направлений : «фрейдизм» и «неофрейдизм».

ГЛАВА I. ФРЕЙДИЗМ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Фрейдизм — это общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм, как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придаёт универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.

С самого начала своего существования фрейдизм не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Широкое распространение фрейдизма началось после Первой мировой войны и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, такие кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины. Научная теория Фрейда впитала в себя множество различных идей, подчерпнутых отцом-основателем из работ и концепций различных известных учёных. Так, к примеру, фрейдизм позаимствовал достаточно многое из монадологии Готфрида Вильгельма (по Лейбницу, монады есть единичные элементы реальности, отличные от атомов и представляющие собой непротяженную психическую сущность, имеющую психическую основу) и концепции порога сознания Иоганна Фридриха Гербарта, который полагал, что ряд человеческих идей, располагающихся «ниже» порога сознания, бессознательны. Немалое влияние на Фрейда оказали также воззрения Густава Теодора Фахнера, подобно Гербарту разрабатывавшему идею бессознательного и, в частности, предложившего визуализировать понятие психика посредством изображения айсберга. На развитие психоаналитической концепции Фрейда существенное влияние оказали также эволюционная теория Чарльза Дарвина, и теория Жана Шарко о воздействии гипноза для лечения истерии. Множество идей Фрейд почерпнул из Карла Густава Каруса (а именно предположение о том, что бессознательная психическая деятельность проявляется через переживания и сны), Эдуарда Гартмана и его «Философии бессознательного» и Артура Шопенгауэра. (выделявшего «волю к жизни», которую Фрейд обозначил как Эрос). Значительное влияние на формирование взглядов Фрейда оказал немецкий философ и психолог Теодор Липс, посвятивший несколько работ бессознательным психическим процессам.

На современном этапе развития психоаналитической мысли под «фрейдизмом» чаще всего понимают весь комплекс идей и трудов Фрейда — так называемую «фрейдистскую метапсихологию». «Ядром» фрейдизма является мысль о том, что основная движущая сила развития личности представлена инстиктивными влечениями — сексуальным и агрессивным. Поскольку антиподом удовлетворению данных влечений выступают запреты и ограничения, накладываемые окружающим миром, первые претерпевают процесс вытеснения, образуя таким образом бессознательное человека.

2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФРЕЙДИЗМА

К, пожалуй, самым ярким представителям фрейдизма следует отнести А. Адлера, К.Г. Юнга и О. Ранк, которые являлись ближайшими учениками З. Фрейда. Среди вышеназванных воспитанников Фрейда в 1910-х гг. возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признаётся энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у А. Адлера эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению. Эту мысль А. Адлер излагает в созданной им на основе учений Фрейда Индивидуальной пихологии. Он считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка «комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

К. Г. Юнг не всю жизнь разделял взгляды великого учителя. Тем не менее, многое из концепции Фрейда оказало значительное влияние на становление К. Г. Юнга как ученого. Основным трудом З. Фрейда, которым заинтересовался К. Г. Юнг и применил его постулаты в своей практике, было «Толкование сновидений».

Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г. Основой этих разногласий стали противоположные подходы к пониманию проблемы «бессознательного». С точки зрения Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами.

Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное». В школе «аналитической психологии» К. Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жиненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Отто Ранк полагал, что вся человеческая деятельность оказывалась подчинённой преодолению первичной «травмы рождения». Эта «травма рождения» становится первым источником возникновения страха и тревоги О. Ранк исходил из того, что момент появления на свет ребенка и отделения его от матери является травмирующим событием в жизни человека. Стремление к возвращению в чрево матери, к восстановлению предшествующего положения непосредственно связано с травмой рождения.

. НЕОФРЕЙДИЗМ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Неофрейдизм — направление в психологии, развившееся в 20-30-ые годы XX века, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру личности человека, разделив её на Эго («Я»), Суперэго («СверхЯ») и Ид («Оно») Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений.

Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, представители неофрейдизма оставили важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) и перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.

Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Неофрейдизм не принял на вооружение те концепции, которые, будучи первоначально сформулированными основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер. Более того, многие теоретические положения классического психоанализа были не только взяты под сомнение, но и подверглись принципиальной критике со стороны отдельных представителей неофрейдизма. Однако их критические соображения в адрес психоанализа Фрейда касались лишь частностей, которые относились к процедуре психоаналитического исследования, к ошибочным теоретическим выводам, к толкованию природы различных психических процессов, обусловливающих деятельность индивида. Общие же принципы и установки классического психоанализа («психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества) легли в основу учения современных неофрейдистов.

Таким образом, неофрейдисты, как и фрейдисты, объясняют поведение человека деятельностью бессознательного. Кроме того, они также объясняют психические заболевания динамикой бессознательных процессов. Подобно Фрейду, неофрейдисты сохраняют понятия вытеснения и сопротивления и используют те же самые психоаналитические методы, изобретенные Фрейдом: толкование сновидений, свободные ассоциации, трансфер и т.д.

Сходство фрейдизма и неофрейдизма (и новейших психоаналитиков «я») — в их общем пониманий бессознательного как двигателя человеческого поведения, в подчеркивании роли вытеснения и применении психоаналитической техники. Объединяет их также анализ культуры и общества, основанный на бессознательном. Таким образом, мы видим, что буржуазная идеология бесконечно изобретательна, предлагая одну и ту же идеологическую пищу под различными соусами. Неофрейдизм — приправа к главному блюду Фрейда — бессознательному, — учитывающая роль социальных и культурных факторов в детерминации нормальных и патологических явлений человеческой психики.

. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕОФРЕЙДИЗМА

Основными представителями неофрейдизма Г. Саливан, К. Хорни, Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа.Личность человека, по Салливану, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, то есть «личность — это модель повторяющихся «межличностных отношений». В своем развитии ребенок проходит несколько этапов — от vмладенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве — на основе общения с представителями другого пола и т. д. Хотя ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке <#»justify»>Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек — это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.

Эти принципы, с точки зрения Э. Фромма, являются основополагающими в учении так называемого «радикального гуманизма», основателем которого он считал К. Маркса. Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Но под влиянием учения З. Фрейда Э. Фромм, тем не менее, опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности.

Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Одни люди склоняются к первому началу, другие — ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы — желающие жить и некрофилы — стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыгравших отрицательную роль в обществе, в том числе и Гитлера, Э. Фромм объясняет тем, что они относятся к типу некрофилов, тех, кого привлекает все темное, негативное, злое.

Поскольку вся социально-философская концепция Фромма пронизана любовью к человеку, ученый не оставляет без внимания и саму проблему любви. По Фромму, любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе. С понятием любви тесно связано у Фромма понятие ответственности, которое он определяет как готовность человека к Поступкам.

Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры».

ВЫВОД

фрейдизм неофрейдизма психоанализ

Из всех загадок существования ни одна не представляет для современного человека такой важности, как загадка собственного бытия и установления своей особой, личной обусловленности и исключительности.

К этому средоточию внутренней жизни человека Фрейд еще раз приблизил психологию, ставшую к тому времени абстрактною наукою. Он впервые развил с почти художественной мощью заложенные в человека драматические элементы — эту судорожную игру мельканий в сумеречном свете подсознательного, где ничтожный толчок отдается отдаленнейшими последствиями и в самых изумительных сочетаниях сплетаются прошлое с настоящим — поистине целый мир в тесном кругообороте человеческого тела, необозримый в своей цельности и все же обаятельный как зрелище, в непостижимой свое закономерности.

А закономерное в человеке, — в этом решающая переустановка фрейдовского учения, — никоим образом не поддается академической схематизации, но может быть только пережито, изжито совместно с ним и познано в процессе этого изживания, в качестве единственно ему свойственного. Личность человека постигается не с помощью застывших формул, но исключительно по отпечаткам посланных ему судьбой переживаний; поэтому всякое врачевание в тесном смысле этого слова, всякая помощь в смысле моральном предполагают, по Фрейду, познание личности, но познание утверждающее, сочувствующее и в силу этого действительно полное. Поэтому уважение к личности, к этой, в гетевском смысле, «явленной тайне» есть для него непреложное начало всякой психологии и всякого душевного врачевания, и Фрейд, как никто другой, научил нас хранить это уважение как некий моральный закон.

Лишь благодаря ему тысячи и сотни тысяч узнали об уязвимости души, в особенности детской, и перед лицом вскрытых им изъявлений начали понимать, что всякое грубое касание, всякое бесцеремонное залезание (часто при посредстве одного лишь слова!) в эту сверхчувствительную, одаренную роковой силой припоминания материю может разрушить судьбу и что, следовательно, всякие необдуманные запреты, наказания, угрозы и меры принуждения возлагают на наказывающего неведомую до того ответственность. Он неизменно внедрял в сознание современности — школы, церкви, зала суда — уважение к личности, даже на путях ее отклонения от нормы, и этим более глубоким проникновением в душу насадил в мире больше предусмотрительности и снисходительности.

Искусство взаимного понимания, это наиболее важное в человеческих отношениях искусство, которое может способствовать возникновению высшей гуманности, в развитии своем обязано учению Фрейда о личности много больше, чем какому-либо другому методу современности; лишь благодаря ему стали понятными нашей эпохе, в новом и действительном понимании, значение индивидуума, неповторимая ценность всякой человеческой души. Идя своим, сторонним путем, Фрейд неизменно попадал в средоточие жизни — в область человеческого.

И в то время как специалисты все еще не могут помириться с тем, что его творчество не выдержано в строго-академических формах медицины, естествознания или философии, в то время как тайные советники и ученые все еще яростно спорят об отдельных пунктах и о конечной цели его труда, учение Фрейда давно уже выявилось, как непреложно-истинное — истинное в том творческом смысле, который запечатлен в незабываемых словах Гете: «Что плодотворно, то единственно-истинно».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, если мы рассматриваем психоанализ как систему научных знаний о мировоззрении, психологии и философии, то фрейдизм это общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. И А. Адлер, и К. Юнг являются представителями фрейдизма. В конце 30-х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Идеи нефрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистгов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов во времена выступлений «новых левых», которые с энтузиазмом восприняли идеи Райха о «сексуальной революции», Маркузе об «одномерном» человеке и необходимости «великого отказа» как от капитализма, так и социализма, искаженного тоталитарной системой власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

.Бруенок А. В., Д. Н. Ляпиков «Советская энциклопедия, 1969-1978. 30 т. — М.

2.Волошинов В. Н., «Фрейдизм» -. М. — Л., 1927 — 164 с.

.Головин С. «Фрейдизм. Cловарь практического психолога» — Харвест, АСТ, 2001. — 512 с

.Куттер П.; Мюллер Т. «Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов». — М.: Когито-Центр, 2011. — С. 27. — 384 с.

.Лактионов А. И. «Бегство от свободы». (Пер. с англ.) — М.: АСТ; Москва, 2009. — 17 с.

.Лейбин В. М., «Истоки возникновения психоанализа. Психоанализ» (Глава 2) — Санкт_Петербург, 2008. — 592 с.

.Шульц, Д., Шульц, С. «Психоанализ: истоки. История современной психологии». — Евразия, 2002. — 544 с


diplomba.ru

ФРЕЙДИЗМ — это… Что такое ФРЕЙДИЗМ?

  • ФРЕЙДИЗМ —         общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологич. учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Ф. как социальную и филос. антропологич. доктрину следует отличать от… …   Философская энциклопедия

  • фрейдизм — названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФРЕЙДИЗМ — ФРЕЙДИЗМ, общее обозначение философско антропологической и психологической концепции З. Фрейда и развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследования бессознательных психических… …   Современная энциклопедия

  • ФРЕЙДИЗМ — общее обозначение философско антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фрейдизм — ФРЕЙДИЗМ, общее обозначение философско антропологической и психологической концепции З. Фрейда и развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследования бессознательных психических… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ФРЕЙДИЗМ — [по имени австр. психиатра Z. Freud (1856 1939)] направление в психологии и психотерапии XX в., созданное З. Фрейдом и называемое также психоанализом (ПСИХОАНАЛИЗ). Ключевые теоретические положения психоанализа связаны с концепцией… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ФРЕЙДИЗМ — Две системы подозрений: фрейдизм и марксизм. Кароль Ижиковский Фрейд из души сделал второе тело, здоровенный кусок плоти. Кароль Ижиковский Фрейд отец психоанализа. А матери у психоанализа нет. Джермейн Грир У старика был беспощадный взгляд; не… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Фрейдизм — ☼ учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (Freud, 1856 1939 гг.), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний; ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного …   Энциклопедия культурологии

  • Фрейдизм — психологическое направление, разработанное З. Фрейдом , основанное на понятии либидо , включающее в себя технику психоанализа . Основным допущением выступает утвержден …   Психологический словарь

  • ФРЕЙДИЗМ — ФРЕЙДИЗМ, фрездизма, мн. нет, муж. (книжн.). Идеалистическая буржуазная теория в психологии и психопатологии, считающая главным двигателем человеческого поведения биологические инстинкты и игнорирующая социальные, классовые условия жизни людей.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФРЕЙДИЗМ — англ. Freudism/ Freudian School; нем. Freudismus. 1. Учение (3. Фрейд), трактующее психику человека как сферу господства бессознательных сексуальных влечений к удовольствию (либидо), к рые, маскируясь, проникают в сознание, постоянно угрожая… …   Энциклопедия социологии

  • ethics.academic.ru