Формы учебной работы – Характеристика форм организации учебной деятельности — Учись Как На Парах!

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке

Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая. Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством ю учащихся и способами организации работти.

фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит во работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа и под он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, в ворюваты атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащиесянів.

Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала. При проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения, который сопровождается творческими заданиями различной с сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех ученикив.

Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учащихся. На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, т темп работы. Ученики с низкими учебными возможностями в таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий. Если же снизить темп, то ц е негативно скажется на сильных учащихся последних удовлетворяет не увеличение количества задач, а их творческий характер, усложнение содержания. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке наряду с этой формой используются другие формы организации учебной роботоботи.

. Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной формы организации работы ученик выполняет упражнение, раз. Связываниеє

задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д.. Индивидуальным задачей может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой и под. Широко практикуется индивидуальная работа в о ограмованому ученийні.

Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повтор создание и обобщение пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классі.

Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности т.

Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, е ого оценка касаются и интересуют только ученика и учителя. Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащиесяв.

Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернативная существующим традиционным формам обучения. В ее основу положены идеи. Ж-Ж. Руссо,. ЙГПесталоищи,. Дж. Дьюи о свободном развитии и воспитании ребенка. ЙГ. ГПесталоищи считал, что умелое сочетание индивидуальной и групповую учебной деятельности повышает активность, самодеятельность учащихся, создает условия для взаимного обучения, что способствует успешному овладению с. Нанн, умениями и навыкамнавичками.

В начале XX века групповое обучение как специфическая форма его организации появилось в области. Дальтон-плана (США). В 20-30 годы оно использовалось в советской школе под названием»бригадно-ла пахотный метод»Слово»бригадный»подчеркивало коллективность в работе, а»лабораторный»- совместимость в выполнении учебных задаь у виконанні навчальних завдань.

Согласно учебных программ, утвержденных. Наркоматом в 1930 году, в. СССР происходила ликвидация классов, их замена звеньями и бригадами, а материал различных учебных предметов группировался вокруг ко. Комплекс-проектов. В результате знания о природе (физика, химия, биология) и знания об обществе (обществоведение, история, география, литература и под) учащиеся должны были усваивать в процессе выполнение комплексных тем и проектов (напр»борьба за промфинплан»,»борьба за коллективизацию села»и т.п.). Применение новых форм обучения быстро привело к существенных недостатков: отсутствие в. УЧН ей достаточного объема систематизированных знаний, снижение роли учителя, неэкономно затраты времени. Эти недостатки определялись в постановлении. ЦК. ВКП (б)»Об учебных программах и режиме в начальной и средней шко ли»(1931), где бригадно-лабораторный метод и метод проектов был осужденетод і метод проектів було засуджено.

протяжении многих лет никакие формы обучения, альтернативные урока, не использовались и не разрабатывались. А рациональные зерна, которые включали в себя групповые формы, были забыты

В. Западной. Европе и. США групповые формы учебной деятельности учащихся активно развивались и совершенствовались. Значительный вклад в развитие теории групповой учебной деятельности сделать французские педагоги. К. К. Гарсиа,. С. Френе,. Р. Галь,. РКузине, польские -. ВОконь,. Р. Петриковский,. ЧКуписевич. Групповые формы получили распространение в практике американской школы, где их используют при преподавании различных пред метив. Исследования, проведенные. Национальным тренинговым центром (США, штат. Мэриленд) в 80-х гг XX в, показывают, что благодаря групповом обучению резко увеличивается процент усвоения материала, поскольку е дбуваеться влияние не только на сознание учащихся, но и на его чувства, волю (действия, практикуї, практику).

Только в 60-е годы в связи с изучением проблемы познавательной активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике снова появился интерес к групповой формы обучения (МОДагашов,. БПЕсипов,. ИМЧередо овредов).

Переориентация процесса обучения на личность ученика значительно активизировала исследования групповых форм учебной деятельности школьников. Весомый вклад в разработку общих принципов группового обучения сделали пр раке. ВКДьяченка. ВВКотова. ХЙЛиЙметса,. ЮШальованого,. ИСФ. Нор,. ОЯ. Савченко,. ОГЯрошенко и друошенко та інших.

. Групповая форма организации учебной деятельности учащихся

предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса. Выделяют следующие формы группового взаимодействия:

1. Парная форма учебной работы — два ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.

Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, убеждения онуваты и вести дискуссиию.

2Кооперативно-групповая учебная деятельность —

это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи, которыми он спря ямовуе деятельность группы. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Главные итоги такого обсуждения становятся над банном всего класса и записываются всеми присутствующими на занятияхтті.

3. Дифференцированное-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству

4Ланкова форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами. Ученики работают над единственной задачей

5. Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.

Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными

Количество учеников в группе зависит от общего количества их в классе, характера и объема знаний, выработанных, наличия необходимых материалов, времени, отведенного на выполнение работы. Оптимальной счи ажають группу из 3-5 человек, так как в случае меньшего количества учеников трудно всесторонне рассмотреть проблему, а в случае большей — сложно определить, какую работу проделал каждый ученикь.

Объединение в группы может осуществлять учитель (в основном на добровольных началах, по результатам жеребьевки) или сами ученики по своему выбору

Группы могут быть гомогенными (однородными), т.е. объединенными по определенным признакам, например, по уровню учебных возможностей, или гетерогенными (разнородными). В разнородных группах, когда в одну группу входят сильные, средние и слабые ученики, лучше стимулируется творческое мышление, осуществляется интенсивный обмен идеями. Для этого предоставляется достаточно ча асу для выражения различных взглядов, подробного обсуждения проблемы, для рассмотрения вопроса из разных. Бокийів.

Учитель руководит работой каждого ученика косвенно, через задачи, которые он предлагает группе, и которые регулируют деятельность учащихся

Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за д помощью к учителю.

Решение конкретных учебных задач осуществляется благодаря совместным усилиям членов группы. При этом учебная деятельность не изолирует учеников друг от друга, не ограничивает их общение, взаимопомощь и сотрудничество, а наоборот, создает возможности для объединения усилий действовать согласованно и слаженно, совместно отвечать за результаты выполнения учебного задания время задачи в группе выполняют ся таким образом, что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группыпи.

Контакты и обмен мнениями в группе существенно активизируют деятельность всех учеников — членов группы, стимулируют развитие мышления, способствуют развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний, расширению инд дивидуального опыт.

В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д.. Важную роль она видграе в реализации воспитательно й функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культур а ведение диалоггу.

Возможности выбора формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока демонстрирует таблица:

Формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока

Таблица 7

Этап урока

Форма групповой деятельности

повторительно-учебная работа

Парная, звеньевая

Восприятие, осмысление и запоминание нового материала

Дифференцированное-групповая

Закрепление, обобщение и систематизация

звеньевой, парная, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая

Применение знаний

Парная, звеньевая, кооперативно-групповая

Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в й их успеха, в нормальных и плодотворных межличностных взаимоотношений.

uchebnikirus.com

Формы учебной работы на уроке

Учебная работа учеников на уроке проходит в различных формах: традиционно выделяют фронтальную, групповую и индивидуальную. Фронтальная форма предполагает работу учителя со всем классом, общее участие всего классного коллектива в решении образовательно-воспитательных и коррекционных задач. Данная форма учебной работы благоприятно влияет на установление близких товарищеских отношений между учениками. Создаются отношения сотрудничества и доверия между учениками и педагогом.

Фронтальная работа предполагает работу всего класса над единой задачей. Учитель руководит этой работой, регулируя ее темп и ритм. Сурдопедагоги отмечают, что фронтальная работа способствует включению школьников в работу класса, помогает учителю выявить знания учеников, определить наиболее слабые места в их знаниях, внести уточнения. С помощью этой формы работы учитель включает в общую деятельность тех школьников, которые по тем или иным причинам отключились от общей работы класса. Особое значение имеет фронтальная работа для реализации задач речевого общения, так как вопросо-ответная форма ведения этой работы создает благоприятные условия для закрепления навыков разговорно-обиходной речи.

Однако фронтальная работа имеет и свои недостатки, о которых следует помнить, чтобы не превращать ее в универсальную. _С,_А. Зыков отмечает, что в ходе фронтальной работы весь класс работает как бы «в один котел», внося в общее дело свой маленький вклад. Неравномерность вклада каждого ученика при такой работе очевидна. Подготовленный школьник принимает более активное участие, а тот, кто имеет слабые знания и требует повышенного внимания со стороны учителя, работает на уроке без должной отдачи своих сил. Индивидуальные особенности школьников при фронтальной форме работы учесть не удается.

Недостатком такой формы урока является и то, что учитель не может проверить качество знаний всех учеников в полном объеме. Используя фронтальную беседу, учитель вызывает учащихся по очереди, каждый отвечает на тот вопрос, который лучше знает. Сам же учитель понимает, что не каждый ученик может раскрыть всю тему, весь материал в полном объеме.

Серьезным недостатком фронтальной работы является слабая речевая активность учеников. В практике работы специальных школ фронтальная работа стала ведущей формой именно в связи с реализацией принципа формирования речи как средства общения. Но увлечение этой организационной формой привело к использованию на уроке только разговорно-обиходной речи, и ничтожно малое место стала занимать монологическая речь школьников. Кроме того, во фронтальной работе проходит общение по типу «учитель — ученик», в то время как наиболее эффективно общение «ученик — ученик».

Таким образом, фронтальная форма учебной деятельности школьников на уроке при всей своей значимости не должна быть универсальной.

Индивидуальная работа школьников на уроке представляет самостоятельную работу каждого по единому для всех заданию. В ходе индивидуальной деятельности каждый работает в том темпе и ритме, который соответствует его возможностям. Роль учителя в этом случае состоит в организации индивидуальной работы и оказания помощи тем, кто в ней нуждается.

В том случае, когда школьники выполняют самостоятельно разные задания учителя, принято говорить об индивидуализированной форме работы. Она предлагается педагогом сугубо индивидуально каждому, причем различаться могут и объем задания, и содержание, и характер познавательной деятельности при его выполнении (репродуктивный или эвристический, а может быть, даже творческий).

В конце 60-х годов в сурдопедагогике были апробированы и предложены для школьной практики новые формы учебной работы школьников на уроке: работа с «маленьким учителем», работа парами, бригадами. Эти формы учебной работы впервые были введены на уроках предметно-практического обучения, а затем распространены на все уроки школьного цикла. Данные формы учебной работы укрепляют коллективные начала познавательной деятельности школьников.

При групповых формах организации учебного процесса каждый ученик может выполнять определенную роль: учителя, бригадира, ведущего в паре, контролера, консультанта по какому-либо предмету, помощника учителя по подготовке наглядных материалов и ТСО и др., что дает учащимся возможность почувствовать себя не просто объектом обучения и воспитания, но и субъектом учебно-воспитательного процесса. Такая форма организации учебного процесса, которую в психологии называют личностно-ролевой, важна для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности.

Разнообразные организационные формы работы создают условия для активизации речевого развития глухих учащихся благодаря увеличению вариации ролей и функций, выполняемых учениками в процессе совместно-распределенной деятельности. Наибольшую активность в общении проявляют «маленький учитель», бригадир, контролер или ведущий в паре, так как они должны организовать работу других учащихся, проявлять настойчивость, используя побудительные формы речи. Когда ученик выступает рядовым членом коллектива, он должен быть внимательным к речи товарищей, понимать и выполнять данные ему поручения и задания, умело задавать встречные вопросы в затруднительных случаях, отчитываться о выполненной работе. В процессе обучения дети постоянно меняются ролями, что не только расширяет практику речевого общения, но и в значительной степени меняет сам характер общения.

В 80-х годах советские дидакты (X. И. Лийметс, И. М. Чередов) и педагоги-новаторы предложили ввести в практику обучения новые формы учебной работы, развивающие коллективные начала познавательной деятельности. Так возникли и стали практиковаться в общеобразовательной школе групповые формы обучения: звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые, дифференцированно-групповые.

Как отмечает И. М. Чередов, звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности с помощью постоянных групп учащихся (звеньев). Задание дается для всего звена. Сотрудничество членов звена при выполнении задания стимулирует коллективное творчество, взаимопомощь. Бригадная форма работы предусматривает выполнение работы бригадой, состав которой может меняться на протяжении одного или нескольких уроков. И в этом случае возникает ситуация сотрудничества, обеспечивающая коллективное начало обучения. При кооперированно-групповой форме учебной работы общее задание педагога распределяется между группами, которые выполняют какую-то его часть. Ученики выполняют группой свою часть задания, сотрудничая друг с другом, а потом обмениваются полученным с другими группами класса. Так возникает сотрудничество детей всего классного коллектива. Дифференцированно-групповая работа предполагает деятельность групп учащихся, имеющих разные учебные возможности: сильным ученикам предлагается одно задание, средним — другое, слабым — третье.

Все формы учебной работы школьников на уроке взаимосвязаны и требуют руководства со стороны педагога. Использование каждой формы требует учета специфики общения школьников между собой и между учениками и педагогом.

ПУТИ И СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ

Основной задачей, стоящей перед современной школой для глухих детей, является разностороннее развитие личности учащихся, создание условий для приобщения их к жизни общества, включения в производительный труд. Решение этой задачи требует дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, реализации потенциальных компенсаторных возможностей развития глухих детей. Для этого необходимы совершенствование содержания, методов обучения, активизация самостоятельной учебной деятельности учащихся, внесение рациональных организационных изменений в структуру учебного процесса.



infopedia.su

«Формы организации учебной деятельности»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Реферат по педагогической психологии

Научный руководитель-

доцент, к.пс.н. АРХИПОВА И.В.

Работу выполнил

студент 2 курса 22 группы

ф-та Физической культуры и спорта

Брыксин В.А

Самара 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………….3 стр.

Глава 1.Понятие о формах организации учебной деятельности………….4 стр.

Глава 2. Основные формы организации учебной деятельности………….7 стр.

2.1 Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку учащихся………….8 стр.

2.2 Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов………….13 стр.

Заключение………….15 стр.

Список используемой литературы…………. 16 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации.

Форма организации обучения или, организационная форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Например, учитель может обучать группу учащихся, т. е. проводить коллективное обучение, или же заниматься с одним учеником (индивидуальное обучение). В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучаемых. Вместе с тем она может отражать также временную регламентацию учебных занятий. Было время, когда учащиеся занимались с утра до обеда, однако определенного разграничения и перерывов между отдельными видами учебных занятий не существовало. Далее, занятия можно проводить в классе и можно осуществлять выход (экскурсию) к изучаемым объектам, что характеризует форму обучения с точки зрения места его проведения. Однако, будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана со своей внутренней, содержательно-процессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, экскурсия. В одном случае она может посвящаться изучению нового материала, в другом — новый материал учащиеся усваивают на уроке, а экскурсия проводится с целью его закрепления, связи теории с практикой. Таким образом, экскурсии будут иметь различный внешний вид, на них будут использоваться разные методы обучения.

Глава 1. Понятие о формах организации учебной деятельности

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения. Наиболее обоснованным представляется подход И.М.Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом. Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок и лекция (соответственно, в школе и вузе).[1]

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения — семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студентов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зарубежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.[2]

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель для всей группы излагает учебный материал, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают общей темой. Фронтальная форма организации учебной деятельности обеспечивает общее продвижение учащихся в учении, однако она не может быть универсальной, так как недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого учащегося.

При групповой работе учебная группа разделяется на несколько коллективов, которые выполняют одинаковые или различные задания. Состав этих коллективов непостоянный и, как правило, различный по разным предметам. Число учащихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (от 2 до 10 человек). Групповая работа учащихся может применяться при решении задач и упражнений, выполнении лабораторных и практических работ, при изучении нового материала. Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает к коллективной деятельности.

При индивидуальной работе каждый учащийся получает свое задание, которое выполняет независимо от других. Индивидуальная форма организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень активности и самостоятельности учащегося и особенно целесообразна для таких видов работ, в которых могут ярко проявиться индивидуальные особенности и возможности учащихся. Индивидуальная работа имеет особое значение для формирования потребности в самообразовании и выработки умений самостоятельно работать.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся используется в различных организационных формах обучения, поскольку создает разные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы.

studfiles.net