Формы собственности в конституции рф – Понятие права собственности и его закрепление в Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актах

Ст. 8 Конституции РФ и Комментарий к ней с последними изменениями на 2018 год

Текст Ст. 8 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Комментарий к Ст. 8 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи обусловлена федеративным характером России. Наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации федеративное государство должно обеспечивать единство экономического пространства (единство рынка). Оно является одним из главных элементов обеспечения целостности государства такого типа, поскольку экономические связи между отдельными регионами — наиболее прочные связующие элементы.

Кроме того, создание отдельных региональных рынков, изолированных от федерального, чревато экономическими потерями всех участников. Случаи экономического сепаратизма уже были в практике СССР и Российской Федерации, следствием чего стало принятие Указа Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О едином экономическом пространстве РСФСР»*(27), а впоследствии и закрепление данного принципа в Конституции РФ.

Для обеспечения единства экономического пространства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Принцип единства экономического пространства обусловливает также обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона*(28).

Кроме того, ст. 74 Конституции РФ гласит, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств развивает принцип единства экономического пространства и реализуется с помощью запрета для федеральных и региональных властей принимать решения, препятствующие свободному движению товаров, услуг и капиталов, а также установления единства стандартов, метрической системы, статистики, бухгалтерского учета, денежно-кредитной системы.

Помимо единства экономического пространства, в федеративном государстве гарантии, установленные частью первой комментируемой статьи, призваны обеспечивать свободное развитие рыночной экономики на всей территории России. Исходя из этого, Конституция РФ предусмотрела принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

В соответствии с законодательством РФ конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке. В свою очередь, монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью*(29).

Конкуренция между субъектами экономической деятельности стимулирует развитие экономики, появление новых технологий, востребованность производимых товаров, работ и услуг как на локальном (внутри данного государства), так и на глобальном (международном) рынке.

В условиях рыночной экономики поддержка конкуренции и недопущение монополистической деятельности является важнейшей функцией государства, призванной обеспечить эффективное функционирование рынка. Свободная конкуренция — самое необходимое условие свободы экономической деятельности. Антимонопольное законодательство начало формироваться в экономически развитых странах в середине XIX в. Законодательство России в сфере защиты конкуренции лишь формируется. В настоящее время в России действует Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Свобода экономической деятельности может рассматриваться в нескольких аспектах. Прежде всего, это свобода выбора вида экономической деятельности, в частности определение для каждого человека быть ли ему предпринимателем, наемным работником или вообще не заниматься никакой экономической деятельностью. Когда принято решение об осуществлении предпринимательской деятельности, свобода экономической деятельности проявляется в свободе выбора формы такой деятельности (индивидуально или совместно с иными лицами путем создания юридического лица) и сферы, в которой будет вестись предпринимательская деятельность.

Кроме того, свобода экономической деятельности может проявляться как свобода приобретения, владения и распоряжения объектами гражданских прав, свобода договора и т.д.

Отметим, что Конституция РФ широко использует термин «экономическая деятельность», не раскрывая при этом его содержания. Перечень видов экономической деятельности устанавливается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)*(30). При этом в классификаторе отмечается, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Иными словами, экономическая деятельность — это деятельность по созданию общественно полезного продукта.

Вместе с тем следует иметь в виду, что свобода экономической деятельности не абсолютна. Она может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Так, например, ограничениями свободы экономической деятельности является государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности и лицензирование.

Перечисленные принципы развиваются и дополняются в актах Конституционного Суда России и в действующем законодательстве РФ. Например, выделяются принципы справедливости, стабильности гражданского оборота, добросовестности, баланса частных и публичных интересов.

2. Конституция РФ среди всех элементов экономической системы выделяет институт собственности. Это связано с тем, что именно отношения собственности составляют фундамент любой экономической системы и во многом определяют особенности ее функционирования в конкретном государстве. Право собственности как субъективное право является первым и основным из вещных прав, определяющих отношение человека к вещам и отношения людей по поводу вещей.

В конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. Российская Федерация осуществила кардинальную смену экономической системы. От командно-административной экономики Россия перешла к построению рыночной экономики. Несмотря на то что приверженность авторов Конституции РФ к идее рыночной экономики не нашла прямого отражения в Основном законе, в отличие, например, от проекта Конституции РФ, подготовленного Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ*(31), в ее тексте закреплены основные принципы, определяющие реализацию именно этого типа экономической системы и невозможность возврата к ранее существовавшему типу командно-административной экономики.

Среди факторов, отличающих рыночный тип экономики от командно-административного, можно назвать многообразие форм собственности. Примечательно, что Конституция России в комментируемой статье не только провозгласила признание существования различных форм собственности, но и гарантировала их равную защиту.

Вместе с тем очевидно, что различные формы собственности не могут быть равны между собой. В частности, существуют такие виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Различны также способы приобретения и прекращения права собственности для различных субъектов. Исходя из этого, Конституция РФ говорит не о равенстве, а о «признании и защите равным образом» всех форм собственности.

Признание государством существования множества форм собственности означает, что все они имеют равные основания для существования в данной экономической системе. Таким образом, придание одной из форм собственности приоритета по отношению к иным будет противоречить ст. 8 Конституции РФ.

Принцип равной защиты всех форм собственности проявляется в том, что для всех форм собственности установлен одинаковый правовой режим, а все особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Основной, доминирующей формой собственности в рыночной экономике является частная (что подчеркивается тем, что в Конституции РФ она указана первой в перечне форм собственности).

Частная собственность — собственность граждан и юридических лиц. В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать этим субъектам. Частная собственность — основа экономической системы. В зависимости от модификации рыночной экономической системы конкретного государства частная собственность занимает до 90-95% в общей структуре собственности.

Тем не менее в любом государстве существует определенная часть имущества, принадлежащая публичным образованиям. К таким образованиям относятся в Российской Федерации сама Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Поскольку органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ), то и государственная собственность отлична от муниципальной.

Как можно понять из названия, субъектом государственной собственности, собственником, выступает государство. При этом под государством в комментируемой норме понимается не только сама Российская Федерация, но и ее субъекты.

Таким образом, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и ее субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Последняя прямо названная в Конституции РФ форма собственности, муниципальная, означает имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.

От имени органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований правомочия собственника осуществляют соответственно органы государственной власти и местного самоуправления.

Государственная и муниципальная собственность могут быть объединены понятием «публичная собственность», использующимся в законодательстве ряда зарубежных государств, однако ни Конституция РФ, ни текущее законодательство такого термина не содержат. Если частная собственность — это принадлежность имущества конкретным физическим или юридическим лицам, то публичная собственность предполагает принадлежность имущества всем гражданам, составляющим государство или всем постоянным жителям поселения, составляющего муниципальное образование.

Примечательно, что Конституция России оставляет перечень форм права собственности открытым. Таким образом, допускается возможность существования иных форм, например смешанной собственности публичного образования и юридического лица. В частности, среди «иных» форм собственности заслуживает упоминания акционерная собственность, собственность общественных объединений, церковная и казачья собственность. Установление открытого перечня форм собственности представляется обоснованным, поскольку экономическая система России находится в стадии становления, а следовательно, законодательство России должно содержать резервы для развития и не ограничивать экономику там, где это не оправданно с точки зрения ее развития и роста. Смысл конституционного регулирования в условиях становления рыночной экономики, очевидно, должен сводиться к закреплению плюрализма форм собственности, их равноправия и законодательных гарантий прав собственника.

Вместе с тем реальное положение форм собственности в экономике России далеко от идеальной конструкции, предусмотренной Конституцией РФ. На разных этапах развития экономики России государство как стремилось к расширению частного сектора, так и пересматривало свою политику в пользу создания крупных государственных корпораций. При этом защита частной собственности посредством конституционных норм существенно затруднена в силу отсутствия в Конституции РФ реальных механизмов защиты закрепленных в ней экономических ценностей и взглядов.

konstrf.ru

Формы собственности в Российской Федерации.

В России существует частая, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст.213 ГК).

Субъектами частной собственности (ст. 213 ГК) могут быть граждане и негосударственные юридические лица ( хозяйственное товарищества и общества, кооперативы и другие негосударственные юридические лица). Государственные юридические лица, функционирующие на базе государственной и муниципальной собственности, субъектами права собственности на закрепленное за ними имущество не являются – они имеют имущество на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объектами частной собственности могут быть различные имущественные объекты, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы ( ст.132 ГК), оборудование, транспортные средства и другие средства производства.

Законом установлена возможность приобретения гражданами жилого помещения, занимаемого ими по договору найма в доме государственного или муниципального жилищного фонда (путем выкупа или по иным основаниям, предусмотренным законодательством).

Государственная собственность в соответствии со ст.214 ГК – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также субъектами РФ (республиками, края, области, городам федерального значения: Москве и Санкт – Петербургу, автономной области, автономным округам). Таким образом, государственная собственность бывает двух уровней обобществления – в масштабе субъекта РФ. Распределение объектов между Россией и субъектами РФ осуществляется законодательством.

Федеральная собственность – это общенародное достояние, принадлежащие России в целом. Круг объектов этой собственности государства, которые не могут принадлежать другим субъектам. Объектами собственности России являются также: бюджет РФ, здания, в которых расположены федеральные органы власти, предприятия ведущих отраслей, имеющие общероссийское значение; ведущие научно – исследовательские организации; высшие учебные заведения общероссийского значения; памятники истории и культуры, представляющие общегосударственную ценность, многие другие объекты.

В собственности субъектов РФ находятся аналогичные объекты, закрепленные за ними законодательно и имеющие значение в масштабе субъекта РФ: соответствующие бюджеты; предприятия республиканского, краевого, областного значения, учебные заведения, учреждения здравоохранения и т.д.

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городам ( кроме Москвы и Санкт – Петербурга), сельским поселениям и другим муниципальным образованиям ( ст.215 ГК). В муниципальной собственности находятся средства соответствующего бюджета, предприятия и организации местного значения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, муниципальные образовательные учреждения здравоохранения; предприятия транспорта общего пользования, учреждение культуры и другие объекты, не составляющие государственную или частную собственность.

Общая собственность (глава 16 ГК) – это имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц. Она бывает долевой ( с определением доли каждого) и совместной ( без определения доли каждого собственника).

Гражданский кодекс признает совместной собственностью имущество, приобретенное супругами во время брака, если договор между ними не установлен иной режим этого имущества ( ст.256 ГК), а также имущество крестьянского хозяйства, принадлежащее его членам, если законом или договором между ними не установлено иное ( ст.257 ГК). Таким образом, в указанных случаях по соглашению между супругами или членами крестьянского ( фермерского хозяйства) собственностью может быть долевой.

studfiles.net

Формы собственности рф по конституции

Законом может быть введена монополия государства в некоторых сферах хозяйственной деятельности и названы виды предпринимательства, которыми вправе заниматься исключительно государственные предприятия (вооружение, наркотические вещества). Кроме того, отдельным категориям собственников, например малым предпринимателям, могут предоставляться определенные правовые льготы и преимущества, облегчающие использование их собственности. Для привлечения крупных инвестиций создаются особые экономические зоны. Такие преимущества чаще всего имеют административно-правовой и налоговый характер и учитывают зарубежный и международный опыт. Конституционные права и свободы граждан в сфере труда. Конституция РФ 1993 г. закрепляет права человека в сфере труда, которые имеют совершенно иное содержание в отличие от прежних Конституций, устанавливавших право на труд. Свобода труда (ст.

Статья 8 конституции россии

Так, для тех, у кого отмечена I, II, III группы, могут получать стандартные вычеты, которые предусмотрены ст.


218 НК РФ. Кроме того, инвалиды, открывшие ИП, могут получать социальные налоговые вычеты, например, от суммы, пораченной на лечение.
Кроме того, инвалиды I-II групп могут быть освободены на 50% от уплаты госпошлины за совершение всех видов нотариальных действий.
Также инвалиды-предприниматели имеют прав на налоговый вычет 500 р.
за каждый месяц налогового периода при определении налоговой базы на получаемый инвалидом доход.

Важно

Что касается социального налога, ИП, которые возглавляют инвалиды любой из имеющихся 3 групп, получают освобождение от уплаты ЕСН от их предпринимательской деятельности.

4.3. формы и виды собственности. гражданский кодекс рф о собственности в россии.

Примечательно, что Конституция России в комментируемой статье не только провозгласила признание существования различных форм собственности, но и гарантировала их равную защиту.

Вместе с тем очевидно, что различные формы собственности не могут быть равны между собой.

Внимание

В частности, существуют такие виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.


Различны также способы приобретения и прекращения права собственности для различных субъектов.
Исходя из этого, Конституция РФ говорит не о равенстве, а о «признании и защите равным образом» всех форм собственности.
Признание государством существования множества форм собственности означает, что все они имеют равные основания для существования в данной экономической системе. Таким образом, придание одной из форм собственности приоритета по отношению к иным будет противоречить ст. 8 Конституции РФ.

Формы собственности в рф

Конституции РФ). Так, например, ограничениями свободы экономической деятельности является государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности и лицензирование.

Инфо

Перечисленные принципы развиваются и дополняются в актах Конституционного Суда России и в действующем законодательстве РФ.


Например, выделяются принципы справедливости, стабильности гражданского оборота, добросовестности, баланса частных и публичных интересов. 2. Конституция РФ среди всех элементов экономической системы выделяет институт собственности. Это связано с тем, что именно отношения собственности составляют фундамент любой экономической системы и во многом определяют особенности ее функционирования в конкретном государстве.

Право собственности как субъективное право является первым и основным из вещных прав, определяющих отношение человека к вещам и отношения людей по поводу вещей.

Формы собственности в российской федерации

Перечисление частной собственности наряду с публичной (государственной) и указание на то, что субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица, недостаточно для характеристики юридических сущности и особенностей частной собственности.
Частную собственность следует трактовать как право граждан и юридических лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Правовой акцент лежит в категориях «любое имущество», «использование имущества для любой деятельности» и, наконец, «свободное распоряжение».

Использование частной собственности подконтрольно государству только в общих рамках законов и свободно определяется интересами самого собственника и условиями рынка.

Россия является Федерацией, и государственная собственность может принадлежать как Федерации, так и ее субъектам.

One more step

Принцип равной защиты всех форм собственности проявляется в том, что для всех форм собственности установлен одинаковый правовой режим, а все особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Основной, доминирующей формой собственности в рыночной экономике является частная (что подчеркивается тем, что в Конституции РФ она указана первой в перечне форм собственности).

Частная собственность — собственность граждан и юридических лиц. В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать этим субъектам.

Конституция и формы собственности

В соответствии с законодательством РФ конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке.

В свою очередь, монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью*(29). Конкуренция между субъектами экономической деятельности стимулирует развитие экономики, появление новых технологий, востребованность производимых товаров, работ и услуг как на локальном (внутри данного государства), так и на глобальном (международном) рынке.

Статья 8 конституции рф

Разграничение форм собственности в зависимости от их носителя (субъекта), во-первых, отражает их различную социально-общественную природу, поскольку задачи их носителей различны.

Во-вторых, в правовом режиме отдельных форм собственности, при единстве их исходных начал, существуют различия.

Так, государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.

Проблематика частной собственности рассматривается во многих монографиях и учебниках, однако без четкого определения ее социально-правовой роли и правовой сущности.

Формы собственности рф по конституции

Частная собственность — основа экономической системы. В зависимости от модификации рыночной экономической системы конкретного государства частная собственность занимает до 90-95% в общей структуре собственности. Тем не менее в любом государстве существует определенная часть имущества, принадлежащая публичным образованиям. К таким образованиям относятся в Российской Федерации сама Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Поскольку органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ), то и государственная собственность отлична от муниципальной. Как можно понять из названия, субъектом государственной собственности, собственником, выступает государство. При этом под государством в комментируемой норме понимается не только сама Российская Федерация, но и ее субъекты.

Формы собственности в российской федерации по конституции рф

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Три формы собственности по конституции рф

При этом в классификаторе отмечается, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг).

Иными словами, экономическая деятельность — это деятельность по созданию общественно полезного продукта.

Вместе с тем следует иметь в виду, что свобода экономической деятельности не абсолютна. Она может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.

aval48.ru

Конституционное закрепление форм собственности в РФ

Ключевые слова: конституционное, закрепление, форм, собственности, РФ

Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам — основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе РФ присуща собственность в ее различных формах — частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В настоящее время в соответствии со ст.15 Земельного Ко РФ от 25 октября 2001 г. собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, — указывается в ст. 8 Конституции, — признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако — главное — создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий. … читать далее …

newinspire.ru

Формы собственности в РФ.

Количество просмотров публикации Формы собственности в РФ. — 1065

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — конституционно закрепленный режим владения, пользования и распоряжения отдельными объектами собственности. В РФ законодательно закреплено многообразие форм собственности — конституционный принцип, в соответствии с которым государство признает и гарантирует равную защиту всœех форм и видов собственности. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 8) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).

В соответствии с ее общеполитической терминологией Конституция РФ в большинстве случаев говорит о собственности, а не о праве собственности, однако всœегда имеются в виду существующее в реальной жизни право собственности и его законодательное регулирование.

На первое место в приведенном перечне Конституция РФ ставит частную собственность, которая названа также в ряде последующих статей (ст. 35, 36). Это отражает ведущее значение частной собственности в жизни нашего государства и крайне важно сть конституционного закрепления основ ее правового режима. Сегодня в результате проведения широкой приватизации в частной собственности находится около 60% производственных мощностей страны, и процесс приватизации продолжается.

Разграничение форм собственности исходя из их носителя (субъекта), во-первых, отражает их различную социально-общественную природу, поскольку задачи их носителœей различны. Во-вторых, в правовом режиме отдельных форм собственности, при единстве их исходных начал, существуют различия. Так, государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.

Проблематика частной собственности рассматривается во многих монографиях и учебниках, однако без четкого определœения ее социально-правовой роли и правовой сущности. Перечисление частной собственности наряду с публичной (государственной) и указание на то, что субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица, недостаточно для характеристики юридических сущности и особенностей частной собственности.

Частную собственность следует трактовать как право граждан и юридических лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. Правовой акцент лежит в категориях «любое имущество», «использование имущества для любой деятельности» и, наконец, «свободное распоряжение». Использование частной собственности подконтрольно государству только в общих рамках законов и свободно определяется интересами самого собственника и условиями рынка.

Россия является Федерацией, и государственная собственность может принадлежать как Федерации, так и ее субъектам. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, он включает природные ресурсы страны, а также всœе другие объекты, имеющие общегосударственное и оборонное значение. В федеральной государственной собственности находятся также всœе или контрольные пакеты акций крупнейших национальных предприятий, имеющих форму акционерных обществ, к примеру Транснефти, Газпрома, «Российские желœезные дороги», «Аэрофлот».

Разграничение собственности Российской Федерации и ее субъектов предусмотрено принятым после провозглашения 12 июня 1990 ᴦ. суверенитета России Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 ᴦ. и рядом последующих законодательных актов и осуществляется путем принятия соответствующих постановлений Правительства РФ (см. § 2 гл. 16 Учебника). Законы субъектов Федерации определяют объекты их собственности. Так, Закон ᴦ. Москвы от 28 июня 1995 ᴦ. характеризует ее собственность следующей формулой: в собственности ᴦ. Москвы находится всœе имущество, не являющееся частной собственностью, собственностью Российской Федерации или других собственников, в т.ч. земельные участки и природные объекты в границах ᴦ. Москвы.

Субъектами муниципальной собственности выступают городские и сельские посœелœения, городские округа и муниципальные районы. Правовой статус таких образований как собственников имущества определяется Законом об общих принципах организации местного самоуправления. В ст. 50 этого Закона дается обширный перечень имущества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может находиться в собственности муниципальных образований (объекты тепло- и водоснабжения населœения, дороги общего пользования, жилищный фонд, пассажирский транспорт, объекты культуры и др.).

Что представляют из себяиные формы собственности, о которых говорит ст. 8 Конституции РФ, и существуют ли они вообще? В учебниках гражданского права такие формы собственности не называются, а иногда указывается, что их вообще не существует. Нет, однако, оснований считать, что в данном важном вопросœе в тексте Конституции допущена ошибка. Реалии собственности и ее законодательное регулирование свидетельствуют о наличии в Российской Федерации таких иных форм собственности.

Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность религиозных организаций (объединœений), для которых вводятся некоторые специальные правила (см., к примеру, п. 4 ст. 213 ГК, ст. 21 и 22 Закона о свободе совести), а также собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.

В публикациях, на страницах периодической печати иногда говорится о наличии в Российской Федерации коллективной собственности. При этом коллективную собственность как особую форму собственности действующее законодательство РФ не предусматривает. Общая собственность, принадлежащая нескольким лицам (гл. 18 Учебника), в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы общей собственности.

Равенство различных форм собственности. Из положений Конституции РФ следует, что всœем формам права собственности государство предоставляет равный режим, они находятся в равных условиях и защищаются равным образом. Этот принципиальный подход к регулированию собственности устраняет значительные правовые преимущества государственной (социалистической) собственности, существовавшие в стране в условиях плановой экономики.

При этом сказанное не означает полного тождества в правовом режиме различных форм собственности. Конституция РФ допускает ограничение прав федеральным законом, в случае если это крайне важно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55).

В ГК содержится ряд конкретных норм, основанных на приведенном конституционном положении. В силу п. 3 ст. 212 ГК законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 1 ст. 213 ГК в соответствии с законом некоторые виды имущества не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам, ᴛ.ᴇ. быть объектом частной собственности. Законом должна быть введена монополия государства в некоторых сферах хозяйственной деятельности и названы виды предпринимательства, которыми вправе заниматься исключительно государственные предприятия (вооружение, наркотические вещества).

Вместе с тем, отдельным категориям собственников, к примеру малым предпринимателям, могут предоставляться определœенные правовые льготы и преимущества, облегчающие использование их собственности. Для привлечения крупных инвестиций создаются особые экономические зоны. Такие преимущества чаще всœего имеют административно-правовой и налоговый характер и учитывают зарубежный и международный опыт.

42. Конституционные права и свободы граждан в сфере труда. Конституция РФ 1993 ᴦ. закрепляет права человека в сфере труда, которые имеют совершенно иное содержание в отличие от прежних Конституций, устанавливавших право на труд. Свобода труда (ст. 37 Конституции РФ) состоит в праве каждого человека свободно распоряжаться своими способностями к определœенному роду занятий. Человек самостоятельно и осознанно решает ? о своей трудовой деятельности. Новизна содержания данного права состоит в следующем: труд свободен; запрещен принудительный и обязательный труд; запрещены любые формы дискриминации при вознаграждении за труд; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; установлены: право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, на забастовку. К этой группе примыкает, но имеет самостоятельное значение право на отдых (ч. 5 ст. 37). Трудовые отношения в РФ регулируются законодательством о труде и юридически оформляются заключением трудового договора (контракта). Гарантиями при приеме на работу являются запрет на необоснованный отказ при приеме на работу и какие бы то ни было ограничения при приеме на работу, не связанные с деловыми качествами человека. ?ы оплаты труда регулируются трудовым законодательством , в соот с которым месячная оплата труда работника не должна быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Свобода труда также обеспечивается запретом на принудительный труд, который означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуᴦ. В то же время существует перечень работ, не являющихся принудительными: обязательная военная служба; выполнение гражданских обязанностей; работа по приговору суда; работа в условиях чрезвычайных обстоятельств; мелкие работы общественного характера. Конституционное регулирование проблем, связанных с безработицей, возлагает на государство соответствующие обязанности, направленные на реализацию права на защиту от безработицы. Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. Конституция РФ признает также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. С правом на свободный труд тесно связано право на отдых, согласно которому каждый вправе на досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за работу в праздничные дни. Важная роль в обеспечении прав этой группы принадлежит Трудовому кодексу РФ.

referatwork.ru

26. Формы и виды собственности в рф. Виды собственности в рф

Под собственностью понимается категория общественных отношений в виде материальных и нематериальных объектов на правах коллективного или индивидуального владения, пользования и распоряжения этими объектами.

Право собственности в РФ основано на совокупности юридических норм, закрепляющих и охраняющих права субъектов на пользование и распоряжение объектами собственности в рамках действующего законодательства. Отношения собственности представляют собой взаимоотношения между субъектами общества, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ при их коллективном или индивидуальном присвоении и отчуждении.

Формы собственности, существующие в РФ, подразделяются на следующие виды:

  • государственную федеральную – природные богатства, включенные в хозяйственный оборот, средства производства, информация – все то, что находится в ведении и распоряжении государства и под его ответственностью;

  • государственную региональную – все то же самое, переданное субъектам Федерации;

  • муниципальную собственность, находящуюся в ведении местных органов самоуправления;

  • частную;

  • общественных организаций.

По численному признаку собственность делится на следующие виды:

Индивидуальная собственность – собственность, в пределах которой субъект собственности определен как физическое лицо, индивид, обладающий правом (в рамках законодательства) распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или долей объекта.

Частная собственность – это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребление за определенную плату другим лицам, т. е. выступающие как товар или капитал.

Личная собственность не может выступать как товар, предоставляемый за отдельную плату, и не служит источником доходов.

Другая основная форма собственности – групповая, представлена совокупность групп собственников (хозяйственное общество, предприятие, компания, государственный орган, общественная организация).

В пределах общей собственности могут быть определены доли каждого собственника. Такая общая собственность называется долевой собственностью. Если такие доли в общей собственности не определены, имущество находится в совместной собственности. Гражданским законодательством РФ установлена презумпция общей долевой собственности. Это означает, что при отсутствии в законе специальных положений о характере вещного права сособственников на имущество, их общая собственность считается долевой. Случаи установления общей совместной собственности должны быть специально предусмотрены законом, как это сделано, например, в отношении имущества супругов или крестьянского (фермерского) имущества.

27. Основания приобретения и прекращения права собственности.

Основанием для возникновения права собственности являются определенные юридические факты. Основания делятся на первоначальные и производные. Такое разграничение устанавливается по критерию правопреемства, с наличием или отсутствием которого закон связывает определенные последствия.

Согласно ст. 218 ГК к первоначальным основаниям относятся:

Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь, т. е. на вещь, которой раньше не было. Право собственности на такую вещь возникает у лица, изготовившего ее для себя из своего материала.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Согласно ст. 219 ГК право собственности на вновь созданную недвижимость возникает с момента ее государственной регистрации. До этого момента застройщику принадлежит право собственности на комплекс имущества, включающего использованные материалы.

Согласно ст. 220 ГК переработка — спецификация, когда вещь создается из материала одного лица трудом другого лица. Право собственности на такую вещь приобретает собственник материала, если иное не предусмотрено договором. При отсутствии договора собственником новой вещи может стать и ее переработчик спецификатор при одновременном наличии трех условий:

· стоимость труда существенно превышает стоимость материала;

· переработчик не знал, что использует чужой материал — добросовестность спецификатора;

· переработчик осуществлял переработку в бытовых, а не в коммерческих целях.

Лицо, ставшее собственником вещи, обязано возместить другому стоимость им утраченного — затраченный труд либо стоимость материала, в т. ч. и при отсутствии между ними договора. В случае недобросовестности спецификатора он обязан вернуть взамен утраченных материалов их собственнику не только изготовленную вещь, но и возместить причиненные убытки.

Согласно ст. 221 ГК обращение в собственность общедоступных вещей, например сбор ягод, лов рыбы, охота, если она допускается в соответствии с законом, общим разрешением собственника или местным обычаем.

Согласно ст. 222 приобретение права собственности на самовольную постройку — недвижимость, созданную на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо созданную без необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

Лицо, осуществившее постройку, не приобретает право собственности на нее до тех пор, пока не получит право на отвод участка под постройку от владельца участка в установленном порядке. В противном случае самовольная постройка подлежит сносу за счет застройщика.

Если суд при разрешении спора между ними признает право собственности на недвижимость за владельцем участка, тот возмещает застройщику расходы на постройку. Если сохранение постройки нарушает права других лиц или создает угрозу жизни и здоровью граждан, то право собственности не может быть признано ни за кем из указанных лиц.

Согласно ст. 225 ГК приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, т. е. вещь, не имеющую собственника либо собственник которой от нее отказался или неизвестен. Порядок такого приобретения различен для движимого и недвижимого имущества.

Недвижимое имущество ставится на учет в органе его госрегистрации и в течение 1 года может быть принято оставившим ее собственником или перейти к ее давностному владельцу. По истечении 1 года оно может быть признано судом муниципальной собственностью по иску соответствующего органа местного самоуправления.

Согласно ст. 226 ГК движимое имущество, брошенное его собственником, поступает в собственность его нового владельца, если оно признано судом бесхозяйным. Малоценные вещи стоимостью менее 5 минимальных зарплат и отходы признаются собственностью владельца недвижимости, на которой они находятся, и без решения суда, если он приступил к их использованию или совершил иные конклюдентные действия.

Согласно ст. 228 ГК приобретение права собственности на находку — вещь, выбывшую из владения собственника помимо его воли и впоследствии обнаруженную другим лицом. Нашедший утерянную вещь приобретает на нее право собственности, а при его отказе она поступает в муниципальную собственность при наличии следующих условий оговоренных ст. 227 ГК:

· лицо, потерявшее вещь, не установлено либо не известно место его пребывания;

· лицо, нашедшее вещь, обратилось с заявлением об этом в милицию или в орган местного самоуправления;

· с момента заявления о находке прошло 6 месяцев.

Особенности правоотношений при действиях с находкой:

· если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит передаче их представителю, который приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь;

· нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае грубой неосторожности и в пределах ее стоимости;

· скоропортящаяся вещь может быть реализована нашедшим с возвратом выручки от продажи потерявшему вещь лицу;

· лицо, нашедшее вещь, но не ставшее ее собственником, вправе требовать возмещения расходов по ее хранению, сдаче, реализации, по обнаружению лица, управомоченного ее получить, а также на вознаграждение от этого лица за находку в размере до 20 процентов стоимости вещи, если оно не пыталось ее утаить.

Согласно ст. 230 ГК приобретение права собственности на безнадзорных животных близко к правилам о находке, но имеет некоторые особенности, связанные с тем, что домашние животные являются особыми объектами права, требующими постоянного ухода и гуманного отношения:

· лицо, содержащее животное, отвечает за его гибель или порчу при любой форме вины;

· согласно п.3 ст. 231 после перехода права собственности на животное к новому хозяину старый хозяин может требовать возврата животных, если: они сохранили к нему привязанность, либо они содержатся ненадлежащим образом.

· согласно ст. 232 ГК лицо, содержавшее животное, вправе требовать возмещения расходов по его содержанию, с зачетом выгод от его использования;

Согласно ст. 233 ГК приобретение права собственности на клад — намеренно скрытые ценности, собственник которых не может быть установлен или в силу закона утратил на них право. Особенности приобретения права собственности на клад:

· если клад не является памятником истории или культуры, он полностью поступает в собственность лица, на территории которого он обнаружен, и лица, нашедшего клад в равных долях или по соглашению между ними;

· если клад является памятником истории или культуры, он поступает в собственность государства, а указанные лица имеют право на вознаграждение в размере 50 процентов стоимости клада в равных долях или по соглашению между ними.

Лицо, обнаружившее клад в чужом имуществе, не имеет права на долю в общей собственности на клад, если оно производило раскопки без согласия собственника этого имущества, либо такие раскопки, специально направленные на обнаружение клада, входили в круг его трудовых или служебных обязанностей. Размер вознаграждения в этом случае определяется трудовым договором или соглашением сторон.

Статья 234 регламентирует приобретательскую давность — приобретение права собственности на имущество лицом, добросовестно, открыто и непрерывно владеющим им в течение 5 лет (на недвижимое имущество — 15 лет).

Условия приобретательской давности:

· истечение установленного срока давности владения. Особенности: срок начинается не ранее истечения срока исковой давности по виндикационному иску собственника имущества; в срок засчитываются периоды добросовестного владения имуществом предыдущими владельцами;

· владение должно быть добросовестным — владелец не знал и не должен был знать о его незаконности, т. е. об отсутствии у него права собственности на вещь;

· владение должно быть открытым, без утайки, иначе возникают сомнения в добросовестности владельца;

· владение должно быть непрерывным: течение давностного срока прерывается предъявлением к нему собственником виндикационного иска либо совершением владельцем действий, свидетельствующих о признании им права собственности на вещь за другим лицом.

До приобретения права собственности закон защищает права владельца от посягательств иных нетитульных владельцев. В этом случае непрерывность владения сохраняется.

Производные основания приобретения права собственности, связанные с переходом права собственности на объект от одного лица к другому, одновременно являются и способами прекращения права собственности на объект у первоначального собственника согласно п.2 ст. 235 ГК:

Национализация — обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц.

Национализация проводится на основании закона с возмещением государством собственнику стоимости этого имущества и других убытков. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Приватизация — переход имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в частную собственность физических и юридических лиц на основании специального закона.

Реквизиция — обращение имущества физических и юридических лиц в собственность государства при возникновении чрезвычайных обстоятельств в интересах общества по решению государственных органов на возмездной основе. Оценка возмещения может быть оспорена в суде.

При прекращении чрезвычайных обстоятельств бывший собственник вправе требовать через суд возвратить ему сохранившееся имущество.

Конфискация — безвозмездное изъятие имущества у собственника в предусмотренных законом случаях по решению суда в виде санкции за совершение правонарушения.

Конфискация в уголовном праве — дополнительная мера наказания за тяжкие корыстные преступления.

Конфискация в административном праве — основная или дополнительная мера взыскания, представляющая собой обращение в государственную собственность орудия совершения или непосредственного объекта правонарушения.

Конфискация в гражданском праве — санкция за совершение недействительных сделок с целью, противной основам правопорядка и нравственности, под влиянием обмана, насилия, угрозы, тяжелого материального положения, злонамеренного соглашения представителя с другой стороной.

Согласно ст. 239 ГК отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка (горного отвода, акватории) при невозможности сохранения права собственности на него у собственника. Причины такого изъятия:

· государственные или муниципальные нужды;

· ненадлежащее использование участка.

Отчуждение производится судом по иску органа, изымающего соответствующий участок путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

Отчуждение бесхозяйственно содержимого собственником имущества, указанного в законе:

· Согласно ст. 240 ГК культурных ценностей, охраняемых государством при угрозе утраты ими своего значения — по иску органа охраны памятников культуры путем их выкупа государством или продажи с публичных торгов;

· Согласно ст. 293 ГК жилых помещений, а также при использовании их не по назначению, систематическом нарушении прав и интересов соседей — по иску органа местного самоуправления путем его продажи с публичных торгов;

· Согласно ст. 241 ГК домашних животных в случае негуманного обращения с ними — по иску лица, заинтересованного в их приобретении для себя.

Кроме вышеназванных случаев прекращения права собственности на имущество в связи с его переходом к другим лицам, может иметь место прекращение права собственности и без такого перехода. Такими случаями являются:

· потребление вещи собственником;

· уничтожение вещи.

Эти случаи, как правило, не затрагивают интересов других лиц и поэтому не требуют юридического оформления.

studfiles.net

Конституция РФ о праве собственности и формах собственности.

Поиск Лекций

Собственность является основой любого обще­ства. Она определяет экономическую формацию данного общества, его политический строй. Собст­венность, во-первых, является средством удовлетво­рения интересов граждан, их объединений, а также всего общества в целом в производстве материаль­ных благ, удовлетворения с их помощью своих ма­териальных и духовных потребностей. Во-вторых, собственность предоставляет экономическую власть над отношениями, возника­ющими по поводу использования предметов, при­надлежащих по праву собственности. Эта власть порождает экономическую свободу в отношениях с другими людьми, а в итоге вносит весьма суще­ственный вклад в обеспечение свободы в полном смысле.

В Конституции 1993 г. впервые появились такие понятия, как право частной собственности, свобода экономической деятельности, недобросовестная конкуренция, монополизация, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, предпринимательская деятельность, имущество, интеллектуальная собственность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, защита чести, доброго имени и т.д. Все эти понятия генетически связаны с гражданским правом. Ряд конституционных норм и принципов воспроизводят нормы гражданского права и, наоборот, нормы ГК зачастую воспроизводят конституционные положения.

Право собственности — это система правовых норм, закрепляющих отношения собственности на средства производства и предметы потребления.

В части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Это и есть наиболее основные правомочия собственника. Со времени римского права известна классическая триада прав собственника — право владеть, право пользоваться и право распоряжаться своим имуществом.

Владение — основанная на законе, т.е. юридически обеспеченная и гарантированная возможность иметь то или иное имущество у себя в хозяйстве.

Пользование — основанная на законе, т.е. юридически обеспеченная и гарантированная возможность использования конкретного имущества путем извлечения в процессе его использования заключенных в нем полезных качеств, т.е. возможность осуществлять потребление данного имущества.

Распоряжение — основанная на законе, т.е. юридически обеспеченная и гарантированная возможность определять судьбу имуществ, выражающаяся в следующих формах: 1) путем изменения принадлежности имущества; 2) путем изменения состояния имущества; 3) путем изменения назначения имущества. Распоряжение включает в себя возможность уничтожения вещи, хотя это право может быть ограничено, например, в отношении памятников истории и культуры.

Следует отметить также, что Конституция России упоминает о возможности существования как частной собственности одного лица, так и общей собственности. Общая собственность представляет собой нахождение имущества в собственности двух или нескольких лиц. При этом ст. 244 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность существования двух видов общей собственности: с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Кроме того, совместное владение, пользование и распоряжение имуществом может осуществляться путем создания юридических лиц, отсутствие упоминания которых в Конституции РФ, как мы уже отмечали, является существенным пробелом. Дело заключается и в том, что частная собственность — это собственность физических и юридических лиц, и отсутствие упоминания о них в комментируемой статье Конституции РФ может быть истолковано как нераспространение на них установленных этой статьей гарантий, что в условиях рыночной экономики недопустимо. Формула «каждый вправе», употребляемая Конституцией РФ, означает, что Конституция РФ не ограничила круг субъектов права частной собственности, включив в них как граждан России, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. Вместе с тем ограничение иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе, учредивших в иностранном государстве юридические лица) в праве иметь в частной собственности стратегически важные для России объекты, например месторождения полезных ископаемых, не противоречит Конституции РФ, в силу лаконичности ее нормы (ведь Конституция РФ не говорит о том, что в частной собственности может быть «любое имущество»)

В части 3 статьи 35 закрепляются важные гарантии прав собственника. Следует отметить, что общий принцип экономической системы государства — принцип неприкосновенности частной собственности — не нашел прямого закрепления в Конституции РФ. Гарантия, предусмотренная рассматриваемой нормой, является его частью, посвященной вопросам перехода имущества из частной собственности в государственную. В части 3 статьи 35 Конституции РФ рассматриваются две возможности: 1) лишение собственника имущества на основании решения суда; 2) принудительное отчуждение имущества для государственных нужд по решению административных органов, однако при соблюдении условий предварительного и равноценного возмещения. В первом случае — лишения собственника имущества — речь идет о конфискации. Имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения в связи с тем, что оно послужило орудием или предметом преступления или правонарушения. В настоящее время конфискация предусмотрена и Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 3.7), и уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 81). Конституция РФ устанавливает недопустимость осуществления конфискации в административном порядке. Для этого обязательно требуется решение суда. Что касается второго случая — принудительного отчуждения для государственных нужд (национализация), — то Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений сформулировал принципы такого изъятия: установление справедливой, соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, предварительное и равноценное возмещение за отчуждаемое в публичных целях имущество. При этом равноценным, как представляется, следует считать такое возмещение, которое позволяет собственнику приобрести в собственность аналогичную вещь. Кроме того, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ возмещение должно включать в себя покрытие всех убытков собственника, в том числе упущенную выгоду (ст. 15, 306 ГК РФ).

Одним из правомочий собственника является право передачи своего имущества по наследству. При наследовании имущество умершего собственника переходит к другим лицам. Наследование может осуществляться по закону или по завещанию. Собственник вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, отменить или изменить совершенное завещание. Если завещание не было составлено, то осуществляется наследование по закону. При этом правила наследования ориентированы на максимально редкий переход имущества к государству в силу отсутствия наследников. Часть 4 статьи 35 Конституции РФ гарантирует право наследования, т.е. как право передать имущество по наследству, так и право получить имущество по наследству в установленном законом порядке, а также все сопутствующие права наследодателя и наследников (право составлять и изменять завещание, право отказаться от наследства и т.д.).

Согласно п.2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В ст.212 ГК РФ сказано, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (в зависимости от того, кто является субъектом права собственности). Из содержания ст.212-215 ГК РФ может быть сделан вывод, что частная собственность, в свою очередь, подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная — на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации. Что касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

Право собственности физических лиц так же как и право собственности юридических лиц относится к частной форме права собственности. Согласно ст. 213 ГК РФ, в собственности граждан может находиться любое имущество и в любых количествах. Закон делает исключения только для отдельных видов имущества, которые не могут быть собственностью граждан, например, тяжелое вооружение. Граждане могут быть субъектами права частной собственности независимо от возраста, состояния здоровья, дееспособности. Субъектами права собственности могут быть и иностранные граждане, наравне с гражданами РФ, а также лица без гражданства, кроме случаев, установленных специальными законами.

Круг объектов, которые граждане могут иметь в собственности, очерчен оборотоспособностью имущества. В отношении его оборотоспособности действует общий принцип – разрешено все, что не запрещено законом и не ограничено им. То есть в собственности гражданина может быть сколько угодно имущества (квартиры, автомобили и т.д.), если оно не изъято из гражданского оборота.

Статья 213 ГК относит к числу права собственности юридических лиц коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником. Коммерческие и некоммерческие организации – это юридические лица, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками, которые являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов, взносов их учредителями, участниками, пайщиками, а также имущества, которое приобретено этими лицами в результате их деятельности, а также по другими основаниям (например, в порядке дара или наследования).

Юридические лица, вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерчески организации, имеющие общую правоспособность.

Объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество – как движимое, так и недвижимое (за исключением имущества, которое в соответствии с законом отнесено к федеральной и иной государственной или муниципальной собственности). Круг объектов права собственности некоммерческих организаций уже, чем коммерческих. В него входит лишь имущество, которое необходимо им для выполнения их уставных целей.

В соответствии со ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации. Субъектом права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления.

По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи специфика, заключающаяся в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.

Статья 8 Конституции РФ признает муниципальную собственность как одну из форм собственности в Российской Федерации. Российское законодательство не считает муниципальную собственность разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности.

Преимущество муниципальной формы собственности перед государственной заключается в том, что владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет население непосредственно или органами местного самоуправления в соответствии с волей и в интересах, а также с историческими и местными традициями населения.

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом, которые регистрируются в едином Федеральном реестре муниципальных образований. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.

 



poisk-ru.ru