Формы правления платон – 3. Платон – наследник Сократа. Критика Афинской демократии. Формы правления Платона.

Платон о формах правления

 /   /   /  Платон о формах правления

Платон о формах правления

Платоном была разработана подробная типология государственной формы, за основу классификации которой была взята степень соблюдения законов и количество правящих лиц.

Сама идея типологии форм была заимствована Платоном у Геродота, а потом данная типология государства была использована Аристотелем, правда с небольшими изменениями.

В таких диалогах как «Законы», «Политик», а также «Государство» содержатся разные варианты форм государственного строя.

Согласно Платону в государстве могли существовать три главные формы правления, то есть: демократия, аристократия и монархия. В свою очередь, каждая из перечисленных форм делилась на две формы. Так, законная монархия являлась властью просвещённого правителя, а незаконная – это тирания; аристократия была властью немногих просвещённых, а олигархия её противоположностью, властью немногих людей, которые сосредоточены только на улучшении собственной жизни. Демократия же, как власть также может быть как законной, так и незаконной. Из этого видно, что сам Платон симпатизировал царской власти.

Всякая государственная форма согласно Платону гибнет исключительно из-за внутренних противоречий. Именно по этой причине автор дабы не создавать поводов для волнений в обществе ратует за средний и умеренный достаток, а также осуждает не только чрезмерное богатство, но и крайнюю нищету.

Платон характеризует управление государством как царское искусство, основой которого является способность управлять массами и наличие настоящего монархического знания процессов такого управления. Если правитель наделён такими данными, то совершенно не важно, правит ли он по законам или без таковых, добровольно или против воли, богат он или беден: принимать данные факторы в расчёт, ни в каком из случаев не будет правильным.


Интересное:

www.student-pravo.ru

Формы правления и их эволюция по Платону и Аристотелю.

Поиск Лекций

Платон в своем произведении «Государство» показывает круговорот различных форм правления.

Ø Он понимает, что идеальное государство, даже однажды возникнув, неизбежно может деградировать и выродиться в что-то менее значимое, менее хорошее. Но резкого перехода от идеала к деградации не происходит. Обычно это идет волнами.

Ø Если идеальное государство начинает хиреть, на его месте должно возникнуть что-то иное. В какой-то момент распределение граждан по сословиям будет происходить не в соответствии с их природой, а по каким-то иным признакам. Потому что человек – существо несовершенное. Сословия перемешиваются, возникает смута, раздоры, эгоистическое чувство проявляет себя. Это приводит к столкновениям. Побеждают храбрейшие и сильнейшие. Гармония нарушается. Они подчиняют себе всех остальных и устанавливают некий порядок. Главной добродетелью становится честолюбие, военные подвиги. Военные качества преобладают, развивается тщеславие, которое приводит к стремлению к власти.

Ø Появляется первая извращенная форма – тимократия. Это Спарта. В тимократии по мере развития стремления к власти, одновременно развивается стремление к богатству. Правители аккумулируют богатства, пользуясь своей силой. Деньги становятся мерилом влияния в таком обществе. Возникает имущественное расслоение, возникают бедные, которые исключаются из управления. Устанавливается имущественный ценз. Тимократия деградирует.

Ø На месте ее рождается вторая извращенная форма – олигархия. Здесь господствуют низменные устремления, правят богатые. Правление дурное, потому что они будут править в своих интересах, а не в интересах всего населения в целом. В обществе возникает стремление к стяжательству, все хотят стать богатыми, это приводит к бесконтрольному распоряжению имуществом. Имущество переходит из рук в руки, меняет собственников. Нарушается имущественная стабильность. И социальная стратификация еще больше смешивается. Классы бедных и богатых легко меняются местами. В конце концов богатство концентрируется в руках небольшой группы людей, все остальные – нищие. Возникает классовая борьба бедных и богатых. В процессе борьбы одна часть населения еще больше беднее, появляются люмпены, которые требуют только хлеба и зрелищ. Олигархия гибнет.

Ø На ее месте появляется демократия. Это третья извращенная форма. Здесь господствует принцип неограниченной свободы. Это не самая худшая форма, но одна из наиболее худших. Потому что здесь при господстве такого принципа страсти более не сдерживаются, в государстве царит распутство, в нравах – бесстыдство. Правителями оказываются люди, которые сумели завоевать расположение толпы с помощью демагогии, исчезает всякое уважение к власти. Люди начинают чувствовать каждый сам себя царем. Исчезает уважение к законам. Исчезает социальная иерархия. Дети равняют себя к родителям, рабы равняют себя к господам, ученики – наставникам. Постоянные раздоры усиливаются, богатые пытаются защититься, бедные ищут вождя. Он нужен обязательно, иначе никто не даст направление толпе. Он находится обязательно, свято место пусто не бывает.

Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением. Главные недостатки демократии — уравнивание людей разного «достоинства», некомпетентность, пренебрежение к знанию, к заслугам, все отдано на откуп случаю, применяется жеребьевка при замещении должностей.

Ø И, наконец, воспользовавшись излишней свободой и беспорядками, к власти приходит тиран, выдающий себя за ставленника народа. Тирания, по Платону, — худшая из форм правления, там царит беззаконие, доносы уничтожение противников и всех людей, имеющих свое мнение, а, следовательно, способных, хотя бы потенциально, к сопротивлению.

Ø Но Платон говорит о круговороте. После последней стадии круг должен замкнуться и ситуация должна вернуться к идеальному государству. Это происходит удивительным образом у Платона. Может так случиться, что тиран окажется жестоким и страшным, но любящим правду. И тогда он отберет всех детей младше 10 лет, поместит их в отдельное помещение и воспитает как граждан отдельного нового идеального государства. И после тирании появится внось идеальное государство. Здесь также большое влияние имеет воспитание.

Классификация форм правления и их характеристика у Аристотеля. Гос-во венчает собой как бы всю соц эволюцию. И далее А переходит к различению правильных и неправильных форм гос-ва. Критерием для различие правильных и неправильных форм гос-ва является, во-первых, кол-во властвующих лиц, а во-вторых, то, осущ ли правление на основе з-на или на основе личного или группового произвола. Аристотель первым поставил задачу заменить правление людей правлением з-на, чтобы все, включая правителей, подчинялись з-ну. Итак, А здесь не пионер, он не первым предложил классификацию политических форм на правильные и неправильные. Впервые мы встречаем такую классификацию в усеченном виде у греческого историка Геродота, встречаем ее у платоновского Сократа, как персонажа платоновских диалогов. Но, конечно, Аристотель перерабатывает этот у него уже имеющийся материал. Итак, он различает правильные и неправильные формы государства. К правильным относится монархия. Здесь правит один во имя общего блага, а значит на основе з-в. Монархии он противопоставляет тиранов. Тирания неправильная форма. Здесь тоже правят одни, но преследует личные интересы, не заботясь об общем благе и попирая з-ны. К правильным относится аристократия. Здесь правит группа лиц на основе з-в. Аристократии противостоит такая неправильная форма, как олигархия. Здесь тоже правит группа лиц, но они во имя наживы попирают з-ы. Часто по А разновидностью олигархии явл геронтократия, правление старцев. Хотя считается, что правят старцы, но эти старцы еще больше в погоне за богатствами, только кроме богатств их еще интересуют награды, различные почести. Они в погоне за наградами, почестями и богатствами. К правильным формам относится полития. Во время античной классики политией называли, если использовать современную терминологию, конституцию государства, любого государства, то есть политическая система. Но Аристотель использует этот термин для обозначения наилучшего государства. Полития — наилучшее госво, такое, где его идея наилучшим образом претворяется в жизнь. Полития — это умеренная демократия. В политии правит большинство. Политии противостоят неправильные гос-ва. Это охлократия от слова «охлос» — толпа. Это неправильная, распущенная демократия. И Аристотель говорит о постоянных взаимных превращениях в истории охлократии в тиранию и наоборот. Такой анархии достигают отношения людей при охлократии, что больше всего они мечтают о порядке и оказываются во власти тиранов. А тираны сначала всем льстят, раздают земли, а потом начинают истреблять все лучшее, все выдающееся, и А первым такой сюжет приводит. Потом он станет повторяться др и станет классическим. Встреча 2 тиранов, 1 др спрашивает, как нужно управлять гос-м. Второй отв: «Представь себе поле пшеницы, и если к-то колосья выше прочих, то их надо срезать. Вот так надо управлять гос». Тиран стремится к тому, чтобы народ стал малодушным, лишить его политической энергии. Для него лучше всего пассивный народ. И все время эти взаимные превращения охлократию в тиранию, а тиранию в охлократию актуализируют это произведение Аристотеля. Итак, критерием различения правильных и неправильных форм является з-н, осущ ли правление на основе з-а, т.е во имя общего блага, или царит произвол, как в неправильных формах гос-ва. По сути (этот вывод делают и др мыслители) неправильные формы явл неполитическими, потому что политика и этика неразрывны. Политика всегда этична, т.е преследует интересы общего блага. В древности, во времена античной классики, Аристотель политику считал неотъемлемой от этики. А вот эти, неправильные формы, всегда деспотичны, т.е по сути своей они даже и не политические формы — вывод, кот уже средневековые юристы сделают вслед за Аристотелем, ориентируясь на огромный его авторитет в средневековье.

(Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции)

Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

5 Характеристика различных видов правления у Платона

Характеристика различных видов правления у Платона и Аристотеля.

В «Государстве» сформулирован принцип единства власти и философии (говоря современным языком, можно было бы сказать, идеологии). Этот принцип заключается в том, что правят философы; или цари. Становятся подлинными философами. Но этого недостаточно. Не должно быть философов кроме тех, кто правит. Платон предлагает устранять всех, кто будет претендовать или посягать не только на власть, но и на философию. Философия превращается в атрибут власти. Строгому надзору подвергается искусство. Платон предлагает запретить произведения, способные вызвать сомнения в разумности предлагаемого им строя. Гомер подвергается критике за неуважение к Богам.

Утрата нравственного совершенства вела к появлению «неправильных» видов правления. Сначала возникает тимократия (от доблести), вместо разумного начала господствует яростное, вместо философов — воины. Возникает частная собственность, свободных людей обращают в рабов. Такое правление существовало в Спарте и на Крите. Его главная беда — бесконечные войны.

Завоевания преумножают богатство частных лиц, богачи стремятся к власти и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей. Это называется олигархией. При аристократии принцип власти — достоинство, при олигархии — деньги. Усиливается раскол на бедных и богатых. Народ запугивают и подавляют с помощью армии. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением. Главные недостатки демократии — уравнивание людей разного «достоинства», некомпетентность, пренебрежение к знанию, к заслугам, все отдано на откуп случаю, применяется жеребьевка при замещении должностей.

И, наконец, воспользовавшись излишней свободой и беспорядками, к власти приходит тиран, выдающий себя за ставленника народа. Тирания, по Платону, — худшая из форм правления, там царит беззаконие, доносы уничтожение противников и всех людей, имеющих свое мнение, а, следовательно, способных, хотя бы потенциально, к сопротивлению.

В диалоге «Политик» дается более подробная и более типичная типология форм правления. Их три: монархия, власть немногих и власть большинства. Но каждый вид существует в двух вариантах — «правильном» и «неправильном», в зависимости от соблюдения или несоблюдения законов.

Итого получается шесть форм: — монархия, построенная на основе законов, — царская власть; монархия при несоблюдении законов — тирания; законная власть немногих — аристократия; незаконная власть немногих — олигархия; демократия на основе законов; демократия, не соблюдающая законы. Среди законных форм государства, демократия является наихудшей, т.е. она хуже царской власти и аристократии. Среди форм, основанных на беззаконии, демократия — лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании. Платон заимствовал свою типологию форм государства у историка Геродота. Она соответствовала опыту, ее разделяли в общих чертах многие мыслители. У Платона её перенял Аристотель и внес в нее некоторые изменения, с которыми она просуществовала века.

Классификация форм правления и их характеристика у Аристотеля.

Гос-во венчает собой как бы всю соц эволюцию. И далее А переходит к различению правильных и неправильных форм гос-ва. Критерием для различие правильных и неправильных форм гос-ва является, во-первых, кол-во властвующих лиц, а во-вторых, то, осущ ли правление на основе з-на или на основе личного или группового произвола. Аристотель первым поставил задачу заменить правление людей правлением з-на, чтобы все, включая правителей, подчинялись з-ну.

Итак, А здесь не пионер, он не первым предложил классификацию политических форм на правильные и неправильные. Впервые мы встречаем такую классификацию в усеченном виде у греческого историка Геродота, встречаем ее у платоновского Сократа, как персонажа платоновских диалогов. Но, конечно, Аристотель перерабатывает этот у него уже имеющийся материал.

Итак, он различает правильные и неправильные формы государства.

К правильным относится монархия. Здесь правит один во имя общего блага, а значит на основе з-в. Монархии он противопоставляет тиранов. Тирания неправильная форма. Здесь тоже правят одни, но преследует личные интересы, не заботясь об общем благе и попирая з-ны.

К правильным относится аристократия. Здесь правит группа лиц на основе з-в. Аристократии противостоит такая неправильная форма, как олигархия. Здесь тоже правит группа лиц, но они во имя наживы попирают з-ы. Часто по А разновидностью олигархии явл геронтократия, правление старцев. Хотя считается, что правят старцы, но эти старцы еще больше в погоне за богатствами, только кроме богатств их еще интересуют награды, различные почести. Они в погоне за наградами, почестями и богатствами.

К правильным формам относится полития. Во время античной классики политией называли, если использовать современную терминологию, конституцию государства, любого государства, то есть политическая система. Но Аристотель использует этот термин для обозначения наилучшего государства. Полития — наилучшее госво, такое, где его идея наилучшим образом претворяется в жизнь. Полития — это умеренная демократия. В политии правит большинство.

Политии противостоят неправильные гос-ва. Это охлократия от слова «охлос» — толпа. Это неправильная, распущенная демократия. И Аристотель говорит о постоянных взаимных превращениях в истории охлократии в тиранию и наоборот. Такой анархии достигают отношения людей при охлократии, что больше всего они мечтают о порядке и оказываются во власти тиранов. А тираны сначала всем льстят, раздают земли, а потом начинают истреблять все лучшее, все выдающееся, и А первым такой сюжет приводит. Потом он станет повторяться др и станет классическим. Встреча 2 тиранов, 1 др спрашивает, как нужно управлять гос-м. Второй отв: «Представь себе поле пшеницы, и если к-то колосья выше прочих, то их надо срезать. Вот так надо управлять гос».

Тиран стремится к тому, чтобы народ стал малодушным, лишить его политической энергии. Для него лучше всего пассивный народ. И все время эти взаимные превращения охлократию в тиранию, а тиранию в охлократию актуализируют это произведение Аристотеля.

Итак, критерием различения правильных и неправильных форм является з-н, осущ ли правление на основе з-а, т.е во имя общего блага, или царит произвол, как в неправильных формах гос-ва.

По сути (этот вывод делают и др мыслители) неправильные формы явл неполитическими, потому что политика и этика неразрывны. Политика всегда этична, т.е преследует интересы общего блага. В древности, во времена античной классики, Аристотель политику считал неотъемлемой от этики. А вот эти, неправильные формы, всегда деспотичны, т.е по сути своей они даже и не политические формы — вывод, кот уже средневековые юристы сделают вслед за Аристотелем, ориентируясь на огромный его авторитет в средневековье.

studfiles.net

Учение Платона об обществе и государстве

Политико-правовые взгляды Платона:

1. Лучшая форма правления — аристократия.

2. Худшая — тирания (так же отрицательно Платон относился к

демократии).

3. Стремление к сохранению полиса.

4. Отрицание завоевательных войн.

5. Верховенство интересов государства над интересами личности.

6. Отрицание частной собственности.

7. Оправдание рабства (люди не равны по природе).

Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную форму правления и др. Платон раскрывает в диалоге «Государство».

В «Государстве» Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, существует между космосом, государством и отдельным человеком. «По самой идее справедливости, — говорит Платон, справедливый человек ни сколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним».

В человеке существуют три начала: разумное, яростное и вожделеющее (биологическое). Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает.

Совещательное — правители (философы). Это интеллектуальная элита общества. По Платону, править должны знающие, и править должны именно философы т.к. они не могут совершать плохих поступков.

Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть это обязанность.

В сословии правителей отбираются дети наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями.

Защитное — воины (стражи). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стажей состоит в защите государства. Стражам строго запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и иметь какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими).

Деловое — производители (ремесленники, земледельцы). Они не должны вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т.д.).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого.

Платон считал, что превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное , чтобы было счастливо все государство в целом).

Государственные формы правления по Платону

Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т.е. власть «лучших», управлять государством должны знающие).

Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов-сословия стражей ). Она наиболее близка к аристократии. Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит в результате скопления значительного богатства у частных лиц к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе: у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в управлении.

У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и не равных. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность — тирания (т.е. власть одного человека). Чрезмерная свобода превращается в чрезмерное рабство. Тирания — наихудший вид формы правления, где царят произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой формой правления, т.к. у нее отсутствует социальная основа.

То, что в прочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в тимократии — военные успехи, в олигархии — богатство, в демократии — свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.

Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. В идеальном государстве должен быть преодолен раскол на богатых и бедных. Частной собственности в идеальном государстве не должно быть (‘Никто не может обладать частной собственностью, если в том нет крайней необходимости’). Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Необходимые припасы все получают от третьего сословия.

К позднему творчеству Платона относится диалог «Законы». В нем отсутствует Сократ в качестве героя. В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй. Основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые жестко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом.

Основные отличия второго государства от первого, изображенного в «Государстве», состоят в следующем:

Во втором по достоинству государстве допускается, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов». А в первом государстве рабов как таковых не было, люди третьего сословия были свободными.

Различия в системе органов государственного управления.

В проекте второго государства основная ставка делается на жесткие законы, регламентирующие публичную и частную жизнь людей.

В остальных вопросах первое и второе государства сходны.

Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Находиться у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего «стражи законов».

Значительная власть у выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Предусматривается также избрание множество гражданских и военных должностных лиц. Все кандидаты на должности проходят докимасию — своеобразную проверку правомерности их претензий.

Кроме перечисленных высших органов государства, Платон предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган — особое «ночное собрание» из 10 самых мудрых и престарелых стажей закона, которым вручается судьба государства.

На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.

Правосудие, однако, не является в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной функцией.

Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства.

Платон выделял три основные формы правления — монархию, аристократию и демократию. Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы.

Монархия может быть законной (царь) или насильственной (ти­ран). Аристократия может быть влады­чеством лучших или худших (олигархия). Демократия может быть законной или беззаконной, насильственной.

Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой кри­тике, выдвинув утопический идеал государства и общественного устройства. По Платону, цари должны философствовать, а философы царствовать, причём таковыми могут быть только немногие созерцатели истины. Разработав подробную теорию общественного, и личного воспитания философов и воинов, Платон не относил её к «работникам».

Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственное регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. Утопию Платона в «Государстве» К. Маркс характеризовал как «…афин­скую идеализацию египетского кастового строя».

studfiles.net

Филосовские взгляды платона — МегаЛекции

Доклад по дисциплине «Политология и социология»

 

На тему:

«Формы правления по Платону»

 

 

Выполнила:Кузнецова Т.Н.

Группа 09-В-2

Проверил: Пашин О.А.

 

г. Нижний Новгород

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………..3

 

Филосовские взгляды Платоны……………………………………………………………………………………………….3

 

Идеальное государство Платона………………………………………………………………………………………………4

 

Формы правления Платона……………………………………………………………………………………………………..9

 

Формы правления Аристотеля (в кратце)……………………………………………………………………………….12

 

Сравнительный анализ форм правления Платона и Аристотеля……………………………………………..12

 

Список используемой литературы…………………………………………………………………………………………15

 

 

Введение

В настоящее время, наше общество находится на этапе глубоких политических, правовых и экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений. Поэтому, в рамках моего реферата, представляет интерес рассмотрение творчества таких античных философов, как Платон и Аристотель, живших в эпоху великих потрясений. Мир Платона и Аристотеля – это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.

С этой точки зрения было бы интересно, изучая мнение Платона и Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении их политико-правовых взглядов. Тем более, что свойственный этим двум философам, а особенно Платону, антидогматизм и особенный стиль в изложении взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами их творческих исканий, но и проследить за ходом мыслей и рассуждений.

Интерес к творчеству этих двух философов, живших две с половиной тысячи лет назад, не ослабевает, а даже усиливается в наше время.



Несомненно, рассказывать об Аристотеле и Платоне, как ученых, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет их от нас. Быть может, что-то в их взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени они были крупнейшими учеными, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.

Филосовские взгляды платона

 

Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические режимы и формы правления в своем известном произведении “Государство”.

Чтобы понять политические взгляды Платона,небходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения. Мир , с точки зрения Платона, двойственный и состоит из идей (эйдосов) и вещей(прагм).Идеи представляют собой не мыслительные конструкции,но сверхреальность,или образцы вещей,их отвлеченные сущности.В то время как эйдосы являются истинными,вещи в силу своей материальности неискренны,поскольку,как указывал Платон,сама их материальность извещает их сущность.Лишь идеи истинны,так как не отвечает своей сущности.

В своих воззрениях на государство Платон исходил из того ,что существует идеальное государство,идеальный образец и его многократные повторения-искажения в реальном мире вещей.

По мнению Платона,высказанному им в трактате “Государство”,главной основой идеального государства является справедливость.Она состоит в том ,чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие,наиболее соответствующее его натуре,т.е. справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее,ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства),когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью.А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия,Платон предлагает деление общества на сословия: философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе,а именно: разумным,яростным и вожделяющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников-серебра,а в души земледельцев и ремесленников—железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.


Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства – если среди правителей выделится кто-нибудь один – монархия, если несколько правителей – аристократия.

Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе.

Конструируя идеальное общество, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющих (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Огромное внимание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями «идеального» государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны «..правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». Платон считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить «идеальное»). Очевидно, что именно философы будут охранять «идеальный» строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают «…всеми качествами правителей и стражей идеального государства

Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются законами и устройством государства, то естественно предположить, что в нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом. Действительно, основной закон существования «идеального» государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден.

Всех жителей «идеального» государства автор разделяет на три класса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операция ми, деньгами, торговлей и перепродажей — это земледельцы, ремесленники, торговцы. Несмотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.

Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переход этот осуществляется под руководством правителей.

Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо «понизить» без сожаления. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для «идеального» государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой «перескок» считается «высшим преступлением» против системы, ведь для блага всего государства в целом человек должен делать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен.

В связи с разделением людей на разряды возникает вопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способности человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в «идеальном» государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди — правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон , ведь закон — важнейшая составляющая «идеального» государства, и его выполняют все без исключения (доходит до того, что дети должны играть (!) по законам государства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты).

Платон также выступает противником частной собственности: «Ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступ всякий желающий.»

Таким образом, правящие классы государства Платона составляют коммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускает среди высших классов бедности или богатства, а следовательно, по логике автора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона — это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в «идеальном» государстве пастухи — это правители, воины — это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих действиях, чего и добивается автор. Итак, по выражению К.Поппера, платоновское государство обращается с «человеческим стадом», как мудрый, но жестко сердечный пастух со своими овцами. Этого скрестить с тем-то, этих — на бойню. Видно, что, по нашим представлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пусть даже мудрейших) подчиняет «…жалкие вожделения большинства … разумным желаниям меньшинства».

Каким же образом Платон, создавая «идеальное» государство на основах разума, получил одно из ужаснейших тоталитарных государств? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить, что понимал Платон под словами «идеальное государство». Во-первых, это государство, устроенное лучшим образом, во-вторых, (и это важнее) это идея государства. Рассмотрим сначала, что мог понимать Платон под словами «лучшее государство».

Видимо, Платон считал, что все бедствия людей происходят из-за отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошего начальства. Все это наблюдается во время мира, напротив, во время войны существует и единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у людей много общего, и они, благодаря порядку, мудрым начальникам и регламентации жизни могут добиться того, чего невозможно сделать, живя, как заблагорассудится и занимаясь не своим делом. Так почему бы не устроить жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не погибали?

Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как образец для построения «идеального» государства. Все государство, безусловно, получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотником, а не начнет писать картины, но, по современным представлениям о человеческих ценностях и свободах, платоновское государство является квинтэссенцией тоталитаризма. Антииндивидуалистическое государство Платона можно описать следующей цитатой из «Законов», выражающей суть тоталитаризма: «.никто никогда не должен оставаться без начальника — ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда — и на войне, и в мирное время — надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Пусть человеческая душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего… в деле достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет… Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных, подвластных людям».

Очевидно, что эти принципы выполняются в «идеальном» государстве Платона, и действительно, «…нет ничего лучшего… в деле достижения удачи и победы на войне». Но как же личность? Дело в том, что для Платона личности с ее целями и интересами как бы не существует, существуют только общие интересы.

Вкратце об идеальном государстве

Государство:

    • это человек больших размеров. В государстве и в душе каждого человека есть одни и те же 3 начала: разум, ярость и вожделение. Естественным является то состояние, когда голова — разум — руководит, а ярость на службе у разума помогает укротить неразумные вожделения.
    • это единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции.

    Идеальное государство:

      • это аттический город-полис или колония такого полиса. Ожидается, что и вокруг такие же города-полисы. То есть идеальное государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. Уже во время Платона такое государство принадлежало прошлому.
      • идеальное государство — это замкнутое самообеспеченное образование, которое не способно общаться с другими государствами из-за неприятия развития человеческой цивилизации. Для идеального государства развитие — это повреждение, разрушение, ибо развитие возможно только к наилучшему, а это государство уже есть идеальное, избавленное от зла;
      • поэтому ограничивается торговля, промышленность, финансы — ибо это все то, что развращает;
      • идеальное государство для всех является принудительным учреждением — и для аристократии разума в т.ч. — ведь они обязаны править над «яростью» и «вожделением». Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству.

      Цель государства: единство, добродетель всего государства в целом, а не отдельного сословия или отдельного человека.

      Политическое властвование: происходит согласно 4 добродетелям идеального государства:

        • разумность/мудрость: в государстве осуществляются разумные решения, всем руководит разум — философы-стражи законов. Аналогично мудрый человек руководится разумом;
        • рассудительность: единство взглядов у правителей и подданных. Порядок, гармония, согласованность — природное соотношение лучшего и худшего. Например: государство, которое победило себя — то, в котором большинство худших покоряется меньшинству лучших;
        • мужество: способность стражей закона/правителей постоянно сохранять привитую воспитанием мысль об опасности;
        • справедливость: это соединенные вместе мудрость + рассудительность + мужество. Это государство, в котором 3 разных по своей природе сословия делают каждый свою роботу. Справедливость — реализация идеи единства.
          Составные справедливости:
        1. разделение труда согласно природным задаткам. Именно отсюда идет деление на 3 сословия: стражи законов (правители-«разум» и воины-«ярость») и третье сословие — земледельцы/ремесленники/торговцы- «вожделение»;
        2. все исполняют только свое предназначение;
        3. согласованность, гармония этих 3-х сословий.

        Несправедливость: это вмешательство 3-х сословий в дела друг друга. Ссора 3-х начал. Тогда начинает править «вожделение».

        Природное разделение на сословия:

          • правители-«разум»: обеспечивают правильное исполнение идеи идеального государства Платона. Происходят из стражей закона старше 50 лет;
          • воины-«ярость»: охраняют государство от врагов извне и из середины. Являются стражами закона;
          • земедельцы/ремесленники/торговцы-«вожделение»: экономический базис государства, всех кормят, никаких политических прав.

          Воспитание и отбор стражей закона:

            • мусическое и гимнастическое воспитание — не ради развития души и тела будущих стражей (это уже следствие), а ради философского и «яростного» начал в их душе;
            • будущий страж должен быть убежден, что полезное для общего дела — это есть полезное и для него;
            • система 3-х разовой проверки: кто в 3-х возрастах — детском, юношеском и взрослом докажет, что он может быть хорошим стражем для самого себя — тот есть мужественный человек. Что значит хороший страж самого себя: не давал себя переубедить в предыдущем пункте ни из-за удовольствия, ни из-за страха, ни из-за страдания.

            Только стражи закона имеют политическую власть. Следовательно, проблема сохранения единства государства — преимущественно проблема сохранения внутреннего единства среди сословия стражей. Поэтому Платон разрушил у них семью — иначе это было бы начало индивидуализма, отособленности интересов. А так быт стражей — сисситии (по образцу спартанских), общие женщины и дети, отсутствие частной собственности, экономической заинтересованности — все это для напоминания стражам идеи о их единстве. От 3-го сословия для сохранения единства требуется только рассудительность.

            Разумеется, стражи не должны иметь каких-либо материальных благ, заниматься торговлей, земледелием — таким образом они бы нарушили справедливость и непременно бы притесняли народ.

            В процессе осуществления власти отсутствует какое-либо институционное средство для контроля над правителями, единственное, что их связывает — их внутреннее убеждение в необходимости поддерживать закон, который является разумным.

            Политическая элита: результат правильного воспитания.

            Воспитание:

              • приведение детей к такому образу мышления, который определяется законом как правильный и в его действительной правильности убедились на опыте старейшие и почтеннийшие люди;
              • это верно направленные удовольствия и страдания;
              • воспитывают: закон, неписанный обычай (сфера частного), искусство (учит через уподобление поведению людей в разных ситуациях). Цель закона, неписанного обычая, искусства — принудить людей добровольно совершать действия, определенные правителями как справедливые.

              Измерения власти:

                • отцовская власть над потомками: для стражей закона все, кто старше 20 лет — родители, младше 20 лет — дети;
                • благородные должны править над неблагородными: для обоснования Платон приводит миф, что бог в души правителей вложил золото, их помощников — стражей закона — серебро, а в души 3-го сословия — железо и медь. И очень редко от земледельцев рождается ребенок с золотом/серебром в душе — но если уж родится, то его переведут в соответствующий класс;
                • старшие правят, младшие — подчиняются: поэтому в правители попадают стражи закона только после 50 лет;
                • господа правят, рабы — подчиняются;
                • по закону природу сильный правит над слабым;
                • в зависимости от жеребьевки: вытянул жребий — правит, нет — подчиняется;
                • главное: несведущий находится под руководством разумного. Нерозумная толпа под руководством немногих лучших мудрецов.

                Политический упадок: результат морального упадка (и нехватки знания). Изменения начинаются в детских играх, нравах, привычках, деловых взаимоотношениях граждан. Поэтому необходимо запретить/остановить все политические перемены — они приведут к худшему. Следовательно, государство должно контролировать нравственность, дабы не допускать нравственных перемен.

                Государство, общество и индивид у Платона абсолютно не дифференциированы. Государство (стражи закона) осуществляет цензуру любой интеллектуальной деятельности, непрерывная работа по унификации мировоззрения граждан. Наличие 1 идеала, которого необходимо придерживаться, требует сурового централизированного управления.

                *Происходит раздвоение добродетели — она уже не 1, а их двое — для правителей и для подданных. Логика Платона: настоящий философ любит истину, ложь — нет. Правитель-философ должен быть разумнее и философичнее всех. Только правитель может лгать/обманывать во имя блага государства. По логике же Платона выходит что благо требует лжи. А настоящий философ не любит ложь…*

                Поскольку цель государства — единство, то устанавливать законы ради войны — это значит установить закон ради 1 добродетели, а их 4. Значит, установление законов ради войны — это нарушение справедливости (это антитеза спартанцам, конечная цель существования государства которых была постоянная война).

                В не идеальных государствах справедливость — это договор людей между собой. Государство — результат договора людей, заключенного для того, чтобы не терпеть несправедливость. В таких государствах отсутствует природная справедливость (зато она присутствует в идельном). Природная справедливость в том, что государство — это договор, согласный с природной основой: общественная жизнь начинается с природного неравенства.

                Формы правления Платона

                Форма правления — это способ организации верховной власти, определяющий систему ее высших органов, порядок их формирования и особенности распределения полномочий между ними, а также взаимоотношения с населением государства.

                Первые идеи о формах государственного правления были выражены в основном Платоном , Аристотелем и Цицероном .

                С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:

                1. Приемлемые государственные формы

                2. Регрессивные – упадочные.

                1) Тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. «Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей…, там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще – скорее рожденных для войны, чем для мира, там будут в чести военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать». В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям.

                Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, «убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение». Платону ненавистны войны, особенно между эллинами.

                У людей уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

                2) Олигархия — несправедливая власть меньшинства. «строй, основывающийся на имущественном цензе». В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых ( немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно — бедняков, другое – богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников-богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии

                 

                3) Демократия (плохая). «Демократия, на мой взгляд, — пишет Платон, — осуществляется тогда когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». В этом государстве будет «полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь». В таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе.

                Однако, демократия «опьяняется свободой в неразбавленном виде», она еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы — тирании.

                4) Тирания — несправедливая власть одного человек По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека — тирана. «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Тирания – наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищения» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.

                 

                5) Монархия — справедливая власть одного человека, является одной из форм монократии — единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма) монархия отличается наследственной (динамической) преемственностью власти (престола, короны) и семейно-родственным заполнением политического окружения.

                 

                Культурно-исторической основой происхождения монархии был социально-биологический механизм вождизма — появления у человеческой группы, жившей по нормам стайных животных, вождя и иерархии подчиненного ему окружения. Впоследствии такой вождь возглавлял племя, затем союз племен, предгосударственные и государственные образования, и постепенно складывалось представление о стране и народе как собственности государя.

                6) Аристокра́тия — форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии). Черты данной формы правления можно увидеть в некоторых городах-государствах античности(Древний Рим, Спарта и т. д.) и в некоторых средневековых республиках Европы. Ей противополагается ранняя демократия, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан.

                В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избраничестве находит различное разрешение; в одних Аристократиях определяющим началом является знатность происхождения, в других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть.

                7) Демократия(в хорошем смысле) — справедливая власть большинства.

                Помимо государственной формы, аристократами называются ещё высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться рождением и наследованием известных недвижимостей (родовая аристократия, знать в тесном смысле), или же она связана с приобретением особых, предполагающих её условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financiere, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на смену античной цивилизации; в борьбе с этой средневековой аристократией вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный удар нанесла ей великая французская революция, положив начало господству денежной аристократии, утвердившей теперь свое владычество во всех европейских государствах.

                Первое место в группе приемлемых государственных форм — это его “идеальное государство. К упадочным, нисходящим государственным формам он относил тимократию. В античной Греции к этому типу больше всего относилась Спарта V и VI вв. Существенно ниже тимократии стояла олигархия власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество.Главным предметом раздражения. Платона является демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. До н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

                Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению «идеального» общественного устройства.


                Рекомендуемые страницы:


                Воспользуйтесь поиском по сайту:

                megalektsii.ru

                Ответы на вопрос «12. Идеальное государство Платона и «правильные» формы …»

                 

                Идеальное государство Платона В своих воззрениях на государство Платон исходил из того ,что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения — искажения в реальном мире вещей. Рассуждения Платона о государстве тесно связаны с его рассуждениями о нравственности вообще. Платон очень плавно переходит от этики к политике, к учению о государстве. Четыре добродетели Платона непосредственно связаны с общественной жизнью человека. Это мудрость, мужество, благоразумие и справедливость. По мнению Платона, существует три “хороших” формы правления, основанные на законах, и три “плохих”, основанные на беззакониях. Три “хороших” формы правления в порядке их ухудшения — это монархия, аристократия и демократия. Три “плохих” формы правления — это тирания, олигархия и ещё одна форма правления, которой Платон не даёт специального названия, описывая её весьма приблизительно, обычно её называют тимократией. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства. Аристократия — это правление лучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот , кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее подходят люди, руководствующиеся честолюбием, деньгами, почетом. Идеальное государство у Аристотеля Аристотель уделяет проблемам государственного устройства меньше внимания, чем Платон. Он определяет человека как “политическое животное” и практически не разделяет общество и государство, психологию, социологию и политологию. Основным сочинением, в котором Аристотель высказывает свои политические взгляды, является “Политика”. Аристотель выдвигает не экономическую и не божественную, а естественную теорию происхождения государства. Человек — общественное животное, следовательно государство — это единственно возможный способ существования человека.  

                www.konspektov.net

                6. «Государство» Платона. Диалектика форм правления.

                Диалектика Платона.Главным методом познания Платон называет диалектику, которую он определяет как познание самих сущностей вещей. В диалоге «Государство» собеседники приходят к выводу, что занимается диалектикой лишь тот, кто, «делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошел на вершину зримого».

                В обыденном понимании диалектика — это лишь искусство рассуждать в общении, особенно во время спора. Для Платона в обыденном значении слова важно было подчеркнуть момент всеобъемлющего рассмотрения вещи.

                Политико-правовое учение Платона.Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

                Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

                Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

                Политические идеи в «Государстве». Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

                Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

                7. «Политика» Аристотеля. Основные особенности аристотелевской классификации политических режимов.

                Принципиально отличными были взгляды на политику Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). С точки зрения Аристотеля, государство представляет собой слишком сложный организм («некое множество»), чтобы его можно было без ущерба для приспособляемости и развития сделать «чрезмерно единым». Такие попытки, по убеждению мыслителя, не приведут ни к чему, кроме уничтожения государства. Ученый полагал, что всякая форма правления, любой сколько-нибудь устойчивый режим может существовать в двух различных состояниях. Во-первых, режим может быть адекватен ситуации и быть способен в целом действовать в интересах широких слоев общества. Во-вторых, режим, правящая элита, даже в условиях демократии, может отстаивать и стремиться провести в жизнь свои собственные, узкокорыстные интересы. Эллинский мыслитель выделил три основных формы правления: монархию, аристократию и политию. Их он рассматривал как «правильные», т.е. в основном отвечающие интересам общества. Однако, наряду с этими формами существуют также и «неправильные», возникновение которых связано с вырождением правильных.

                Особенность аристотелевской типологии — в её ориентации, вопервых, на выявление социальной природы, происхождения политической власти, а во-вторых, на анализ способа взаимоотношений, складывающихся между обществом и государством. В этом — уникальность данной типологии, содержащийся в ней эвристический потенциал. Не случайно термин «олигархический» прочно вошел в арсенал современной политической науки.

                Принципиально важной для Аристотеля оказывается мысль о том, что «власть закона предпочтительнее власти любой личности» (28). Но, возможно, наиболее важными для современной теории политических режимов являются его замечания о стабильности политической власти. Во-первых, здесь мыслитель четко выделяет социально-имущественные основания политической стабильности. Популярная в наши дни идея «среднего класса» была впервые высказана именно в «Политике» и в связи с размышлениями об умеренности и стабильности. Во-вторых, Аристотель без колебаний связывает свои симпатии со смешанными формами правления (полития и аристократия), где в той или иной форме реализуются права различных социальных страт и количественного большинства граждан. «Устойчивым государственным строем бывает единственно такой, при котором осуществляется равенство в соответствии с достоинством и при котором каждый пользуется тем, что ему принадлежит» (29). В-третьих, он фактически предвосхищает идею легитимности, но главное — не связывает стабильность режима (как это нередко делается в современной политологии) лишь исключительно с нею: «Сохранению государственного строя способствует не только то, что он далек от всякого разрушающего начала, но иногда и самая близость последнего, внушая страх, побуждает тверже держаться имеющегося государственного строя»

                studfiles.net