Формы и виды бытия – Понятия бытия и материи. Формы, виды и уровни бытия. Современная наука и философия о строении и свойствах материи.

4. Виды и формы бытия

Виды и формы бытия. Проблема взаимосвязи объективной и субъективной реальности.

Рассматривая проблему бытия с точки зрения структурно- типологического анализа, можно выделить основные уровни и ви­ды бытия.

Уровни бытия

Актуальное бытие

Потенциальное бытие

бытие, наличествующее в данный момент времени

данный

бытие, в данный момент времени еще не возникшее, но которое может стать таковым в принципе

Категориальная пара «актуальное бытие — потенциальное бы­тие» определяет мир как процесс, т.е. характеризует его как становящийся, обладающий некоторой долей неопределенности своего развития. Любой предмет с точки зрения его наличия в настоящий момент времени может быть охарактеризован как актуальное бытие, но до этого момента его ведь не существовало, т.е. он обладал лишь потенциальным бытием, в которое он и уйдет по прошествии определенного времени. Поэтому любой предмет является нераз­рывным единством актуального и потенциального бытия.

Виды бытия

МАТЕРИАЛЬНО- ПРЕДМЕТНОЕ БЫТИЕ

Бытие 1-й природы: бытие предметов и явлений в их ес- тественно-природной данности

Бытие 2-й природы: бытие предметов, измененных или созданных в результате человеческой деятельности

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Бытие человека в мире вещей (в терминологии Э. Фром­ма бытие человека в статусе «Иметь»)

Специфически человеческое бытие (в терминологии Э. Фромма бытие человека в статусе «Быть»)

ДУХОВНОЕ БЫТИЕ

Индивидуализированное духовное (сознание конкретного человека)

Надындивидуальное духовное (существование духовного в безличных универсальных формах)

СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ

Бытие индивида как социального субъекта

Бытие общества как целостной многоуровневой системы

Основными видами бытия являются материальное и духовное бытие. Критерием различения материального и духовного может служить принцип, предложенный Б. Спинозой: «causa sui» — то, что является причиной самого себя. К материальному бытию относит­ся все то, что существует вне и независимо от сознания, т.е. явля­ется причиной самого себя. Данный тип реальности в философии называется

объективной реальностью.

Духовное (идеальное) бытие является субъективной реаль­ностью, т.к. оно испытывает определенную зависимость в своем существовании от материального бытия. Данная зависимость про­является как в том, что содержанием сознания (духовного) высту­пает явление реального мира (сознание всегда является сознанием о чем-либо), так и в том, что продукты индивидуального сознания могут существовать для Другого, т.е. стать частью культуры, толь­ко получив объективированное воплощение в знаковых формах.

Объективная и субъективная реальность взаимосвязаны, пред­ставляют собой неразрывное целое. Существование человека и об­щества, мир культуры не могут быть однозначно отнесены только к материальному или духовному бытию. Способом их взаимосвязи выступает деятельность человека.

Материально-предметное бытие

«Первая природа» — совокупность предметов и явлений в их естественно-природной данности. Она возникает как результат биолого-космической эволюции и обладает статусом объективной и первичной реальности. Первичность природы понимается в том смысле, что человек и его дух рождается в природе и благодаря природе, являясь одним из поздних звеньев в бесконечной цепи эволюции бытия. Природа первична и объективна и в том смысле, что без нее невозможна сама жизнь и деятельность человека.

«Вторая природа» возникает в процессе человеческой дея­тельности, воплощает труд и знания человека, т.е. создается созна­тельно ради обеспечения определенных социокультурных потреб­ностей людей. Бытие «второй природы» есть единство материала и возможностей «первой природы» и потребностей человека, реали­зованных в его целеполагающей, сознательной деятельности. Та­ким образом, «вторая природа» представляет собой результат взаимодействия материального и духовного бытия и по сравнению c первой природой» является реальностью нового типа, обладая комплексным (природно-духовно-социальным) характером.

Бытие человека

Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека сотворено природой. Именно телес­ность делает человека конечным, смертным существом. Природность тела позволяет включить проблему человеческого бытия в более ши­рокую проблему эволюции природы и возникновения человека (антропогенез). Чтобы мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого тела, удовлетворять хотя бы самые необходимые, фундаменталь­ные его потребности. Существование человека как природного орга­низма подчинено всем законам жизни, прежде всего — законам наследственности. Природно-биологическое «измерение» человеческого бытия — особый мир, относительно самостоятельный и целостный и в то же время вписанный в целостность природы.

Бытие человека — единство тела и духа

. Тело связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них — с психикой, душевной и духовной жизнью индивида. Человек для самого себя — не только первая, но и «вторая природа», поскольку мысли и эмоции, являясь важнейшей стороной жизни человека, влияют на жизнь тела.

Особенность человеческого существования состоит в возник­новении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны природности его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышле­нием, психикой, эмоциями, волей, самосознанием. Специфика чело­веческого бытия состоит в соединении трех измерений его жизни:

  • — человек как чувствующее тело;

  • — человек как индивид, принадлежащий к виду Ноmo sapiens;

  • — человек как активно действующее и мыслящее социально- историческое существо.

Бытие людей является уникальным единством природного и духовного, личностного и общественного. Люди не просто сущест­вуют в мире, но способны трансформировать мир и самих себя. Только человек способен познавать собственное бытие и бытие во­обще, испытывать тревогу за «судьбу бытия». Не случайно на пороге XXI века особую значимость получает проблема ответственности человека за судьбы человечества, цивилизации и культуры. Особые надежды возлагаются на духовность и разумность человека.

Бытие духовного

Духовное — это единство многообразных проявлений созна­ния и бессознательного. Оно включает в себя знания, материали­зующиеся в языках (естественных и искусственных), нормы и принципы человеческого общения, нравственность, право, художе­ственное творчество и т.д.

Духовное подразделяется на индивидуальное и надындивиду­альное духовное бытие.

Индивидуальное духовное представлено реальной жизнью соз­нания индивида. Его специфика заключается в том, что:

  • — оно неповторимо и уникально, и восстановить поток соз­нания во всей его полноте практически невозможно;

  • — процессы индивидуального сознания возникают и умира­ют вместе с рождением и смертью отдельных людей;

  • — индивидуальное сознание «проявляется», артикулируется посредством форм, выработанными культурой (знак, язык, символ и т.д.), которые имеют универсальный характер, поэтому сохране­ние результатов деятельности индивидуального сознания возмож­но только в результате их преобразования во внеиндивидуальную (знаково-символическую) форму существования.

Специфика объективированного духовного в том, что оно спо­собно сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Более того, оно способствует становлению духовной жизни общества, человечест­ва в целом. Обогащаясь, мир идей приобретает относительную са­мостоятельность. Возникают такие устойчивые и объективно при­сутствующие в культуре формы духовного, как религия, мораль, искусство, философия, наука и т.д.

Бытие социального

Сущностная характеристика человека — его бытие в качестве коллективного, социального субъекта. Как далеко вглубь истории мы не пытались бы заглянуть, человек всегда существовал, объе­диняясь в различные формы социальных общностей — род, племя, семью, этнос, государство, класс и т.п. Социальность человека не­посредственно связана с его способом жизнедеятельности — спо­собностью не только вписываться в окружающую среду, что харак­терно также и для животных, но активно трансформировать среду своего обитания, формируя «вторую природу», культуру. Социальность неправомерно понимать просто как коллективность (множественность), т.е. совместную бытовую и производственную деятельность. Даже в ситуациях сознательного или вынужденного отстранения от общества (например, в ситуациях монашеского отшельничества) человек все равно остается социальным существом, реализуя свою социальность в «снятом», опосредованном виде: человек осуществляет свою познавательную деятельность в тех интеллектуальных «горизонтах», которые уже открыло человечество, формулирует свои знания в привычном для него звуковом и графическом письме, удовлетворяет свои потребности тем способом, который является типическим для его культуры. Поэтому, фактически, все характеристики человека являются его характеристиками именно как социального существа.

studfiles.net

Понятие бытия. Основные формы бытия

Исходное понятие, на базе которого построена вообще вся философская картина мира (вне зависимости от философской системы) – это категория бытия. Понятие это очень непростое. Поэтому ниже мы рассмотрим, что же такое бытие, и его основные формы также узнаем.

Ключевым разделом философской науки, которая занимается изучением проблемы бытия является онтология (то есть «учение о сущем»). Онтология построена на фундаментальных принципах возникновения и существования природы, человека и в целом общества.

Именно с проблем бытия когда-то начиналось становление философии. Древнеиндийские, древнекитайские и античные философы в первую очередь  разрабатывали проблемы онтологии, и только потом философия решила расширить предмет своего изучения и включила проблематику гносеологическую, аксиологическую, логическую, эстетическую и этическую. Но, так или иначе, все они в своем основании имеют именно онтологию.

Прежде чем рассмотреть основные формы бытия, выясним, что в философии подразумевается под этой категорией. Нетрудно заметить, что понятие это «отглагольное», образованное от слова «быть». А что это значит? Существовать. Поэтому синонимами бытия можно считать мир, реальность, действительность, сущность.

Данная категория охватывает практически все, что существует реально – и в природе, и в обществе, и даже в мышлении. Таким образом, получается, что бытие – это понятие самое общее, всеобъемлющее, эдакая предельно обобщенная абстракция, объединяющая в себе самые разнообразные явления, предметы, процессы, состояния лишь по тому признаку, что они существуют.

В зависимости от разновидности реальности (бытности, существования) различают такие основные виды бытия, как субъективная и объективная реальность. К объективной реальности относят все то, что само по себе существует, то есть вне человека и независимо от его сознания. Субъективная реальность же охватывает все то, что человеку принадлежит, что не может никак существовать вне его (это духовный мир индивида, мир его сознания и его психических состояний). Если рассматривать эти две реальности в совокупности, то можно выделить следующие четыре основные формы бытия.

1. Бытие вещей, процессов, тел. В нем, в свою очередь, выделяют:

Бытие природное — существование тел, вещей, процессов, которые нетронуты человеком и которые были еще до его появления на планете (атмосфера, биосфера, гидросфера и так далее).

Материальное – существование процессов и вещей, которые создал или преобразовал человек. Сюда принято относить промышленность, орудия труда, города, энергетику, мебель, одежду, искусственно выведенные сорта растений, виды животных и т.п.

2. Человеческое

Основные формы бытия человеческого это:

Бытие индивида в вещественном мире. С этой позиции человека философия рассматривает в качестве вещи среди вещей, тела среди тел, объекта среди объектов. Человек находится в подчинении различным законам (в частности, биологическим, физическим, химическим), изменить которые он не в силах – он лишь существует среди них.

Бытие собственное человеческое. Тут индивида воспринимают уже не в качестве объекта. Человек – это субъект, не только подчиняющийся законам природы, но и являющийся духовно-нравственным и социальным существом.

3. Духовное

Основные формы бытия духовного это:

Бытие индивидуализированное. Сюда относят личностные процессы сознания и бессознательного, носящие сугубо индивидуальный характер.

Бытие объективированное находится как бы над индивидуализированным сознанием. Сюда относят все, что является достоянием общества, а не только отдельного индивида, и общественное сознание в различных формах (религия, философия, искусство, науки, мораль и так далее).

4. Бытие социальное, в котором выделяют:

Реальность отдельного человека как субъекта в прогрессе истории и в обществе. С этой точки зрения индивид выступает носителем социальных качеств и отношений.

Реальность самого общества, которая охватывает вообще всю совокупность его  деятельности как единого организма, включая все культурно-цивилизационные процессы, материально-производственную, духовную сферы и т.п.

fb.ru

Формы бытия, их виды и характеристика

Понятие бытия относится к одним из системообразующих в философии. Разные ученые в разные исторические периоды по-своему трактовали это понятие. Однако все они сходились во мнении, что именно бытие, формы бытия являются теми характеристиками, анализируя и постигая которые, человек находит ответы на такие принципиальные вопросы, как создание и развитие окружающего мира. В настоящее время наиболее полным философским определением бытия следует считать философскую категорию, которая охватывает и включает в себя абсолютно всю совокупность созданных непосредственно человеком, а также природных и космических вещей и явлений.

Понятие бытия как философской проблемы включает в себя целый ряд составляющих. Во-первых, это рассмотрение окружающей природы и космоса в целом как целостной системы, подчиняющейся определенным законам. Во-вторых, бытие не остается неизменным, оно постоянно развивается и изменяется, сообразуясь со своей внутренней логикой. В-третьих, в своем развитии бытие проходит через процесс преодоления многочисленных противоречий, оказывающих влияние на его основные проявления и формы.

Основные формы бытия можно представить в следующем виде:

  1. Материальное бытие, включающее в себя все проявления тех или иных природных явлений, вещей, процессов. Главной особенностью этой формы бытия является ее абсолютно объективный характер, а также то, что она является первичной по отношению к любой другой форме. Основным доказательством незыблемости и объективности материального природного бытия является тот факт, что, несмотря на достаточно активную и разрушительную деятельность человека, последний во многом продолжает зависеть от окружающей его среды.
  2. Материальное бытие человека, которое включает такие составляющие, как физическое существование человека как субъекта животного мира, а также социальное существование человека в тех или иных общественно-исторических условиях. Здесь стоит особенно подчеркнуть, что материальное бытие человека проявляется как бы в двух ипостасях: с одной стороны, он выступает как часть живой природы, «первичного бытия», но с другой, — он не просто существует в этих условиях, но и активно изменяет их, являясь главным творцом так называемого «вторичного бытия». Эти две формы, находящиеся во многом в соперничестве друг с другом, оказывают решающее влияние на осознание человеком самого себя и общества в тот или иной исторический период.
  3. Духовное бытие, которое также может быть представлено в виде двух взаимосвязанных, а зачастую и противостоящих друг другу, компонентов – индивидуальной духовности и духовности, присущей всему человечеству. Прежде всего, здесь следует отметить, что сам этот термин означает взаимодействие сознательного и бессознательного в жизни человека, творчество, нравственность, процесс познания, наконец. В этом случае индивидуальная духовность – это познание человеком самого себя, сознание себя как творческой личности, имеющей возможность изменять окружающую действительность. Основным проявлением общечеловеческой духовности является огромное культурное наследие, накопленное человечеством за всю его историю. Это и литература, и живопись, и музыка, и архитектура со скульптурой. Но помимо этих вещественных проявления общечеловеческой духовности, есть еще и моральные принципы, и различные философские идеи, и общественно-государственные теории. Обе эти формы бытия не только взаимно дополняют друг друга, но и способствуют взаимному развитию и духовному совершенствованию человечества. Следует признать, что духовное бытие на сегодняшний день играет не менее важную роль, чем природное и материальное.

fb.ru

Основные формы бытия.

Подробности
Категория: Учебные материалы по философии

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

2)    Бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3)    Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное духовное;

б) объективированное духовное;

4) Бытие социального: 

а) бытие индивида;

б) бытие общества.

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

«Вторая природа» — бытие вещей и процессов,  произведенных человеком, — зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания,  деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.

Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

                   Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

 

 

studfilosed.ru

Основные формы бытия

Для современного понимания категории бытия характерен прежде всего системный анализ этого фундаментального философского понятия. Выделяется ряд уровней бытия: материальное и идеальное бытие, природное и социальное бытие, бытие личности, культуры, ценностей и т. д. Признается их
взаимосвязь и несводимость друг к другу, выдвигается требование подходить
к их анализу на основе принципа развития (историзма).

Поскольку бытие отражает по объему все, что существует, то следует ожидать, что существуют менее общие понятия, отражающие части, элементы того, что существует. Такими менее общими понятиями являются формы бытия. Их использование в философии связано с потребностью наполнения содержательно пустого понятия бытия за счёт выделения наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.

Первая форма бытия и первый способ существования — это бытие природы, т.е. вещей, процессов, явлений, которые существуют до, вне и независимо от человека. Параллельно существует бытие вещей, созданных человеком, т.е, обладающих природно-духовно-социальной реальностью. Часто эту систему  называют «второй природой», потому что основу, сырье для этих вещей человек берет из природы. Бытие второй природы «духовно» – потому, что созданию любой вещи предшествует творчество, дух человека, а «социально» — потому, что вещь —  результат труда, присущего только человеку, существующему, только в обществе, социуме. «Вторая природа» — это не только то, что включается в орбиту существования человека, а то, что создается, творится человеком, интегрируется в человеческое общество, которое вследствие этого обозначается понятием «цивилизованное общество». А общество, которое просто включает в свою сферу природные вещи, называется «диким обществом», само оно новые вещи не создает.

Категория бытия применяется для обозначения существования человека как единства природного и социального.  Бытие человека – вторая основная форма бытия, второй наиболее общий способ существования. Каждое человеческое существо существует, с одной стороны, по физическим, химическим, биологическим законам. В то же время человек не только природное, но и социальное существо, т.е. он живет по надприродным. или сверхприродным, законам: труда, социальным законам,  законам семьи и т.д.

Третья основная форма бытия – бытие общества, которое не сводится к бытию человека, «второй» природы и общественного сознания, напротив, детерминирует само их возникновение. Категория «бытие общества» позволяет абстрагировать именно социальную действительность безотносительно к биологической природе человека и наполовину природному происхождению предметов «второй» природы.

Категория бытия применяется для обозначения духовной (идеальной) реальности человека и общества (и это четвёртая основная форма бытия). При этом речь идет об индивидуализированном духовном бытии и объективированном духовном бытии, т.е. духовной деятельности общества или общественном сознании. Первое включает не только сознание человека, но и его подсознание. Поскольку человек — общественное существо, естественно, что индивидуализированное  духовное бытие  интегрируется в обществе, формируя объективированное духовное бытие;  при этом  мысли продолжают  оставаться в головах отдельных людей, а духовное бытие — это их система.

Формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции. В теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек – существо природное, материальное, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение,  рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия. 

filosofedu.ru

Основные формы бытия

Институт экономики и финансов

Кафедра: Финансы и кредит

Контрольнаяработа

По дисциплине: Философия

Тема: Основные формы бытия

Калининград,

2009

Содержание

1.Бытие

1.2 Основные формы бытия

1.3 Материя

1.4 Движение

Список используемой литературы

1. Основные формы бытия

Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.

Категория «бытие» связано с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

· мир есть, существует как беспредельная целостность;

· природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;

· их различное по форме существования предпосылка единство мира;

· мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.

Традиционно бытие мыслится в двух значениях:

1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;

2. Это исходное начало и основание мира, его сущность.

Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»).

Попытки осмыслить проблему бытия появляются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. («Брахма» — изначальная священная сила; Дао – «мать всех вещей»).

В Древней Греции также ставится вопрос о начале начал, в качестве которых предлагаются «вода», «земля», «огонь», «апейрон» и т.д.

Древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие — это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления.

Платон впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.

Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.

В средневековой христианской философии выделялось «истинное бытие» — бытие Бога и «неистинное» — товарное.

В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает посредством деятельности. В бытии выделяется субстанция – нечто неизменное, неуничтожимое, существующее благодаря самому себе и в самом себе.

Философские учения, которые исходят из признания какой-то одной субстанции, называются «философским монизмом». Если берутся две субстанции – это «дуализм», если более двух – «плюрализм».

Наиболее распространенными являются два подхода к пониманию природы субстанции – материалистический и идеалистический. Первый – «материалистический монизм» — полагает, что мир материален, един и неделим. «Идеалистический монизм» признает первоосновой бытия нечто идеальное («идея» — у Платона, «Бог» — в средние века, «абсолютная идея» — у Гегеля и т.д.).

Проблема форм бытия важна как для повседневной практики, так и для познавательной практики, так и для познавательной деятельности людей. Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:

1.2 Основные формы бытия

Таблица 1

Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.

Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.

Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.

Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).

Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.

Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.

Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии.

1.3 Материя

Понятие «материя» появилось как конкретизация понятия субстанция. Прежде всего, материя противопоставляется сознанию. Это очень важно, потому что материя – это только физическая реальность (вещество), она может выступать в форме энергии и физически не ощущаться (например, рентгеновские лучи, радиоактивность). Однако все формы материи противоположны сознанию, находятся вне его и независимы от него, то есть материя – это объективная реальность, которая многообразна в качественном отношении.


Структурная организация материи

Схема 1.

1.4 Движение

Важнейшим атрибутом материи является движение. В разные периоды философы разрабатывали учение о движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»).

Философы 17-18 вв. единственной формой движения считали механическое движение, то есть в философии и в естествознании господствовал метафизический взгляд на движение. Суть его заключается в том, что материя понимается как механическая инертная масса, а движение – это активная сила, приходящая извне.

Диалектический взгляд свидетельствует об обратном: движение есть способ существования материи. Это подтверждает естествознание. Современная физика раскрывает неразрывность материи и движения в строгой количественной форме. Одним из следствий специальной теории относительности является закон взаимосвязи массы и энергии: Е = mc2 , который показывает, что любой физический объект обладает массой и энергией одновременно.

Для материи существовать – значит находиться в движении. Одна из главных философских проблем движения – это проблема неучтожимости движения. Движение не может исчезнуть, точно так же, как не может быть создано из ничего. Оно переходит из одной формы в другую. Например, механическое движение переходит в тепловое, а оно – в химическое, электрическое и т.д. Именно поэтому движение абсолютно – вне движения (его форм) материя существовать не может.

Вместе с тем, движение как никогда не прекращающееся изменение материи не исключает моментов покоя, временной стабильности, равновесия. Покой – относителен.

Движение как всеобщее свойство материи проявляется в качественно многообразных формах. Богатство и многообразие форм движения обусловлено многообразием видов материи.

По данным современного естествознания все формы движения можно разделить на три класса: в живой природе, в неживой природе и в обществе.

Классификация форм движения

Таблица 2

Исходя из таблицы, можно заключить, что основные формы движения следующие:

mirznanii.com

Основные формы бытия в философии :: SYL.ru

Философия как разновидность мировоззрения родилась с вопрошания о том, что является сущностью окружающей нас действительности. Едина ли она? Поэтому главным структурным звеном «любви к мудрости» является онтология. Она изучает основные формы бытия. Если посмотреть на перевод этого слова с греческого, то мы увидим, что оно означает «понятие о сущем». Это значит, что онтология занимается тем, что мы называем реальностью. То есть тем, что существует. Но бытие – намного шире, и далеко не всегда, и не в толковании всех мыслителей совпадает с сущим. Без понимания, что же это такое, мы не сможем решить ни одну философскую проблему. Будем ли мы говорить о человеке или природе, материи или пространстве, мы все равно упремся в этот трудные вопрос. Поэтому все остальное философское знание в той или иной степени от него зависит.

Начало всего

Это понятие появилось в античном мире, когда стало недостаточным религиозно-мифологическое объяснение происхождения Вселенной. Можно сказать, что вопрос этот родился вместе с философией, поскольку любая концепция начинается с попытки решить эту проблему. Первые мыслители, изучающие природу, поставили вопрос о том, что стоит в основе бытия. Первым в истории анализу подверг этот феномен Парменид. Однако довольно быстро выяснилось, что это слишком широкий, и в то же время достаточно бедный термин. Он ничего не объясняет. Более того, как утверждал Хайдеггер, за две тысячи лет философствования этот вопрос так и остался открытым. Назовем ли мы так все вещественное в этом мире, то, что можно пощупать? То, что существует «для нас», то есть, субъективно ли оно? А может, это основа всего сущего? Кроме того, мы до сих пор не знаем, что такое небытие, существует ли оно, и совпадает ли с ничто. Сколько копий было сломано по этому поводу за долгие века! Поэтому данный термин можно конкретизировать, связав с тем, что представляют собой основные формы бытия. А это существование всех его проявлений в совокупности. Для удобства люди попытались разделить их на виды и формы. Попробуем в этом разобраться.

Виды бытия

Издавна выделяли две больших группы того, что существует (в мире и в сознании). Это духовное и материальное бытие. По сути дела, обе они вполне исчерпывающе определяют все, что можно увидеть, помыслить и даже придумать в нашем мире. Формы бытия материи обычно связывают с тем, что существует вне человека и его восприятия, само по себе, объективно. Это не только природные вещи, но также разные явления жизни людей и общества. Идеальное бытие – это феномены духовной жизни. Если материальное существование можно описать, как объективную реальность, то мысли, чувства, концепции, идеи – как субъективную. Они зарождаются в сознании индивидуума, но могут стать достоянием всех. Поэтому эти духовные явления часто запечатлеваются в материальной форме текстов, знаков, формул и так далее. В последнее время виды бытия пополнились еще виртуальной сферой. Это понятие родилось в физике и означало потенциальное, возможное или кратковременное существование. Но с распространением компьютеризации и Интернета появилась виртуальная реальность, где человек стал проводить массу времени и пытаться реализовать себя в том, в чем ему не удается этого сделать в реальной жизни.

«Первая» природа

Тривиальностью стало утверждение о том, что мир многообразен. Чтобы в нем разобраться, ученые заключили между собой соглашение, что будут разбивать все его феномены на определенные группы. Все вещи, явления или процессы, объединенные вместе, в один вид, имеют сходство между собой и определенную специфику. Когда мы говорим о том, что такое основные формы бытия, то прежде всего имеем в виду различные процессы, предметы и состояния, которые содержатся в окружающем мире. Это называют «первой природой» — то есть, то, что существует независимо от людей. Оно было до них, и, возможно, их переживет. Это существование природных тел и процессов неразрывно связано с таким понятием, как материальная форма бытия. В древности она отождествлялась с тем, из чего состояли вещи и предметы. Затем к этому добавляется понятие формы (Декарт), протяженности, инертности и веса (Ньютон). Гегель поднимает материю до положения философской категории, существующей независимо от сознания. Она сделалась синонимом всего объективно существующего. Материю ограничивают пространство и время. Формы бытия вещей определяются этими категориями. Хотя философы до сих пор спорят о том, являются ли они реальными, или же представляют собой только феномены нашего сознания.

Пространство и время

Это, как мы уже говорили выше, чрезвычайно дискуссионные категории. За все существование истории философии им давалось множество определений, но все же мыслители не смогли исчерпать их богатство и свойства. К тому же, эти термины очень гипотетичны. Большинство исследователей согласны в том, что пространство – это особая материальная форма бытия. Она характеризуется сосуществованием объектов, их взаимодействием, протяженностью, структурностью, и иными признаками. Пространство часто называют атрибутом материи. Оно придает специфическую характеристику каждой частице мира. В современной философии изучается и время как форма бытия материи. Оно объективно и внутренне связано с пространством и движением. Его характеристики – последовательность, продолжительность, ритмы, темпы. Согласно Хайдеггеру, бытие и время обуславливают друг друга, но очень особенным образом, который недоступен рациональному познанию. Можно только осмотрительно определить какие-то их стороны.

«Вторая природа»

Так называются формы бытия материи, созданные человеком. То есть все, возникшее в результате деятельности людей. Однако эта «вторая природа» зависит от первой. Она представляет собой совокупность различных, созданных человеком вещей. Но они не могли быть сделаны без первичного природного материала. Он был преобразован. Это заводы, машины, здания, города и вспаханные поля, одежда и орудия труда, растения и животные, которые были выведены путем селекции, и так далее. Кроме того, сюда относятся и духовные формы бытия – например, виды знания, творчество отдельных людей, определенные общественные роли и функции. Да и предназначение созданных человеком предметов тоже является частью «второй природы». Можно сказать, что существование этих вещей, процессов, познания представляет собой социальный, природный, духовный и исторический комплекс. С «первой природой» у него очень сложные взаимоотношения. Он может быть с ней в гармонии и противостоять ей, конфликтовать и зависеть от нее. Хотя при всем этом, и «первая», и «вторая» природа представляют собой единое цельное существование.

Основные формы бытия человека

Многие философы полагали, что люди – это вещи. Только мыслящие. Ведь человек может быть объектом изучения, в его существовании и поведении есть нечто механистическое. У него есть тело, которое живет по законам природы, подчиняется биологическим ритмам, рождается, болеет и умирает. Поэтому существование людей в качестве предметов, вещей, тоже относится к формам бытия. Но, разумеется, этим они не исчерпываются. Существуют специфические формы человеческого бытия как такового. В этой системе координат люди перестают быть предметами в мире вещей. Они становятся субъектами, которые зависят не только от природы и ее законов. Человек имеет также ту форму бытия, в которое он выступает как существо, обитающее в социуме, наделенное моралью и нравственностью, а также имеющее духовную жизнь.

Три компонента

В то же самое время, люди объединяют в себе, как «первую», так и «вторую» природу. Это взаимодействие является главной особенностью, определяющей специфику формы бытия человека. Ведь каждый индивидуум представляет собой тело (предмет), способный мыслить и чувствовать, существо, находящееся на определенной степени развития или стадии эволюции, а также «политическое животное», которое живет в социуме на данном этапе истории. Для того чтобы человек соответствовал своему определению, необходимо единство всех этих трех компонентов. Он должен иметь способное к жизни тело, заниматься умственной деятельностью, а также быть социализированным и иметь соответствующую мотивацию.

Бытие идеального

Есть еще одна особенность, определяющая специфику существования людей. Это так называемые духовные формы бытия. Это сфера, относящаяся к сознанию человека – как коллективному, так и индивидуальному. Это еще и различные процессы, происходящие внутри личности. Сюда относятся также феномены, имеющие бессознательный характер. Это способности человека воспринимать и объяснять процессы внешнего мира, а также рефлексировать над самим собой. Современная философия полагает, что эта индивидуализированная форма бытия включает в себя различные стороны волевой, мыслительной, интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Одним из высших проявлений ее является самосознание. Однако формы бытия человека не ограничиваются только личностными процессами. Ведь то, что создают люди, приобретает объективированный, надындивидуальный характер. Тогда эти творения – культуры, цивилизации, литературы, искусства, музыки – принадлежат не одному человеку, а становятся достоянием всех. Они, как правило, имеют материальное воплощение в книгах, картинах, зданиях, рукописях, компьютерных файлах и программах, и становятся независимы от своих создателей. Духовные формы бытия в философии также часто отождествляются с видами общественного сознания. Именно их мы имеем в виду, когда говорим о науке, религии, морали, политике и так далее.

Общественное бытие, которое, как полагал Маркс, определяет сознание

Как уже говорилось, человек не может жить в одиночку и быть при этом полноценным. Он является социальным существом. Но основные формы бытия в философии, которые имеют отношение к обществу, для удобства разделяются на два вида. Один из них – это существование индивидов, которых называют социальными субъектами. Это жизнь человека в историческом процессе, его взлетах, падениях, прогрессе и регрессе. Ведь он является основной ячейкой социального, носителем его качеств и отношений. Без индивидуального невозможно коллективное. Анализируя формы социального бытия, выделяют еще и собственно общественную его разновидность. Можно сказать, что речь идет обо всей жизни человечества. О его разных сферах деятельности – производстве и культуре, цивилизации и духовности. Всякий человек ограничен телом, пространством и временем. Но в то же время он является частью целокупности – социума, исторических процессов, культуры, народа. Человек не просто существует как винтик структуры бытия. Оно влияет на него, но и наоборот. Причем эффект от деятельности человека бывает как позитивным, так и негативным. Поэтому всегда стоит помнить о достаточно тривиальной вещи, которую озвучил еще поэт Джон Донн. Что человек не остров, а часть континента, и все, что случается с другими, не проходит для него бесследно.

Бытие и становление

После того, как появилась эта философская категория, мыслители задались вопросом о том, неизменно оно, или же претерпевает трансформации. Так появилось учение о бытии подлинном. Первым поднял эту проблему Платон. Он заявил о том, что истинное бытие неизменно и совершенно. А все преходящие вещи и явления – всего лишь его тени, которые меняются и исчезают. По сути дела, все, что находится в этом мире, с точки зрения философа – это небытие. Ведь все вещи рождаются и умирают, приходя к предназначенному концу. Поэтому они не имеют в себе высшего, бессмертного бытия. Им обладают только нетленные идеи. Своеобразно этот постулат в эпоху Нового времени развил Рене Декарт. С его точки зрения признаком подлинного бытия является способность мыслить. То, что не может этого делать, нельзя признать истинно существующим. Еще более заострил эту проблему в восемнадцатом веке Джордж Беркли, утверждавший, что ни одна вещь не является реальной. Все они существуют только в человеческой мысли.

Рассуждения о подлинном и иллюзорном бытии в современную эпоху

В свою очередь, сторонники материализма, куда относится и марксистская школа, полагали идеализм иллюзорным бытием. Реальным они признавали только существование вещей в этом мире. С их точки зрения бытие материального является вечным, оно только меняет свою форму и разделяется на уровни, включающие в себя и человека, и общество. А вот индивидуальное духовное бытие умирает и исчезает вместе с его носителями. Проблема это осталась нерешенной и в последующие столетия. Классик современной философии Хайдеггер тоже разработал учение о бытии – подлинном и ненастоящем. При этом он тоже использовал популярную у марксистов идею об отчуждении. Речь идет о том, что сознание современного человека подчинено времени, которое изменяется. Тем самым оно отчуждено от бытия. Человек пытается ускользнуть от смерти, рассматривая перспективу будущего. Но он все равно постоянно пребывает под тяжестью забот и угнетенности. Это априорное состояние существования человека в обществе. Он остается вещью среди других предметов мира и понимает собственную конечность. Но в отличие от других объектов, люди связаны с трансцедентным бытием. Они также имеют внутреннюю способность к свободному самовыражению своей экзистенции. Это качество и личностная связь с подлинным бытием могут помочь им достичь правильной жизни. Это возможно, если преодолеть мертвое, спекулятивное мышление, а также спровоцированный этим способом рефлексии раскол мира на объект и субъект, подменивший бытие сущим. Во времена Платона начались поиски предметной основы мира. Тогда формулировались основные формы бытия в философии. Но это привело к отчуждению человека от мира, особенно в Новое время. Эпоха науки и техники привела к «смерти Бога» и ненастоящей жизни. Поэтому Хайдеггер был очень озабочен тем, как привести человека к истинному, «сакральному» бытию. А это способно дать только целостное знание, настоящий язык, подлинное понимание. Таким образом осуществляется контакт с настоящим бытием.

www.syl.ru