Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности – Шпаргалки по предпринимательскому праву — 33. Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Понятие, формы, методы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это воздействие государства на предпринимательскую деятельность путём принятия и введения в действие нормативных актов, правовых актов индивидуального регулирования, организация контроля за соблюдением законодательства и применение мер стимулирования и ответственности к нарушителям установленных требований.
Задачами регулирования:
Основная задача – обеспечения сочетания публично-правовых интересов и частно-правовых интересов, дабы в должной степени реализовывалась государственная политика в соответствующей сфере.
На настоящий момент нет единства взглядов относительно перечня задач регулирования.
Непосредственные задачи государственного регулирования – это:
1) Во-первых, обеспечение государственных и общественных нужд (в социальной, экономической сферах…).
2) Обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.
3) Обеспечение свободы предпринимательской деятельности.
Формы государственного воздействия:
1. Во-первых, это государственное регулирование предпринимательской деятельности и контроль за ней.
2. Во-вторых, создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности.
3. В-третьих, это планирование.
В зависимости от степени государственного воздействия на общественные отношения можно выделить:
1) Максимальный,
2) Средний
3) и минимальный уровень такого воздействия.
К видам государственного воздействия на критерии «территория» можно отнести: государственное регулирование на территории всей РФ и на территории субъекта РФ, или группы субъектов.
Методы государственного регулирования.
Два основных методов государственного воздействия на экономику:
1. Иерархический (или административный).
2. Товарно-денежный (или экономический).
Различают воздействие прямое (директивное) и косвенное (экономическое).
Ни один из этих методов, способов не существует в чистом виде.
Основные направления директивного метода:
1) Установления требований к предпринимательской деятельности (лицензирование…).
2) Введение запретов на те или иные проявления в ходе ведения предпринимательской деятельности (запрет на монополистическую деятельность…).
3) Создание, реорганизация и прекращение унитарных предприятий.
С помощью экономических методов. В чистом виде их тоже нет.
Установление льгот налогообложения, установление стимулирующих мер при ведении той или иной деятельности
Средства, которыми располагают данные методы.
Основные средства государственного регулирования – правовые акты. В теории предпринимательской деятельности в основном рассматривается деление на два вида: нормативно-правовые акты и индивидуального регулирования.
С нормативно-правовыми актами всё понятно (иерархия – Конституция и т.д.).
Акты индивидуального регулирования – это акты позитивного регулирования. Принимаются при отсутствии правонарушения со стороны субъекта и определяют права и обязанности конкретного лица.
Выделяются подвиды индивидуальных актов:
1) Акты регистрации (субъекта предпринимательской деятельности, регистрации реорганизации и ликвидации…)
2) Акты разрешения. Традиционно к ним относят лицензии прежде всего.
3) Акты согласия на совершение хозяйствующим субъектам определённых действий. Согласие со стороны государственного органа. В частности, ФЗ «О защите конкуренции» предполагает согласии антимонопольной службы, когда происходят сделки, результатом которой являются слияние и поглощение.
В рамках этой группы существует ещё и обособленная подгруппа «актов директивного характера». Они носят директивный, властный характер, принимаются в отношении унитарных предприятий. Пример: акты планирования (собственник имущества, на основе имеющихся данных, определяет объём продукции, которые необходимо выпустить, источники финансирования, сроки…). Применяются в директивной форме. И второй вид – акты распоряжения (распоряжение о проведении аудиторской проверки в унитарном предприятии, утверждение сметы в отношении казённого предприятия).
Второй вид актов индивидуального регулирования – это акты реагирования на правонарушения.
Акт «предписание» об устранении нарушения, взыскание штрафа.
2. Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности.
Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности – это частный случай планирования, осуществляемый относительно экономики в целом.
Без планирования не обойтись никак, ведь необходимо ставить перед собой какие-то цели и идти к их достижению.
Раньше было директивное планирование, теперь переход к индикативному планированию (это планирование с установлением соответствующих индикаторов, определённых показателей – по срокам, по объёмам, по интенсивности, по территориям). И происходит отслеживание, как они достигаются.
Индикативное планирование – это процедуры координации экономических процессов при соблюдении равноправия государства и предпринимателей и согласовании интересов всех субъектов экономики.
Таковое планирование носит рекомендательный характер для всех субъектов, за исключением унитарных предприятий и государственных учреждений (у них директивное планирование).
Прогнозирование и программно-целевой метод планирования.
Программно-целевой метод планирования – это федеральные целевые программы.
Основной нормативный акт в этой сфере – это федеральный закон от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Устанавливает процедуры прежде всего государственного прогнозирования.
Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития в Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Разработку государственных прогнозов обеспечивает Правительство РФ.
При этом государственные прогнозы разрабатываются в целом по РФ, по отраслям экономики и по регионам.
В зависимости от срока прогнозирования выделяют: прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
При прогнозировании учитываются различные факторы: динамика развития, демографическая ситуация, с учётом всех рисков… Так что несколько вариантов всегда разрабатываются.
Прогнозы на долгосрочную перспективу. Осуществляется на срок 10 (десять) лет.
В рамках данного прогноза разрабатывается концепция социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу.
В частности, данный вопрос регламентируется распоряжением Правительства от 17 ноября 2008 года «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Прогнозы на среднесрочную перспективу. Разрабатывается на период от трёх (3) до пяти (5) лет и ежегодно корректируются.
Данный вид прогноза является основой для разработки федеральных целевых программ. Это находит своё подтверждение и на уровне законов – статья 74 Бюджетного Кодекса РФ.
Прогнозы на краткосрочную перспективу. Они разрабатываются ежегодно с учётом действующих федеральных целевых программ.
Эти данные содержатся в ежегодных обращениях Президента к Правительству.
Это мы говорили о прогнозировании.
Федеральные целевые программы.
Основной нормативный акт – ФЗ от 13 декабря 1994 года «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
Этот закон в основном содержит принципиальные положения, касающиеся разработки федеральных целевых программ.
Постановление Правительства от 26 июня 1995 года «О реализации ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»», в нём порядок разработки федеральных целевых программ определяется.
Федеральная целевая программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.
По каждой целевой программе разрабатываются те мероприятия, которые должны быть осуществлены, указываются сроки их осуществления, кто осуществлять должен…
По каждой целевой программе разрабатывается паспорт.
Данные о федеральных целевых программах представляются в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета (проектом закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год).
Целевые программы могут разрабатываться не только на федеральном уровне, но и на ведомственном уровне.
Что касается тенденций в сфере прогнозирования и планирования.
Тенденция к переходу к индикативному от директивного планирования.
Тенденция к преимущественному использования прогнозов на среднесрочную перспективу, с соответствующей разработкой планов социально-экономического развития.
Связано это прежде всего с мобильностью экономики.
Директивное планирование – оно потихонечку уходит с макроуровня, однако оно применяется в отношении казённых предприятий.
В настоящее время действует Порядок планирования и финансирования деятельности казённых заводов, утверждён Постановлением Правительства от 6 октября 1994 года.
Уполномоченный орган исполнительной власти (к ведению которого отнесено то или иное казённое предприятие) на основе выявленной потребности в товарах и услугах, производимых для государственных нужд, утверждает и доводит до казённого предприятия обязательный для исполнения план-заказ.
В плане-заказе, в частности, устанавливаются следующие показатели: объём поставок товаров, фонд оплаты труда, лимит численности работников, объём средств, выделяемых из бюджета на финансирование данного производства.
megaobuchalka.ru
37. Правовые средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательства.
Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.
Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.
Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.
Как уже было отмечено, право следует рассматривать в качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.
Особо следует отметить самостоятельную группу средств государственного регулирования экономики — так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др. Указанные и иные правовые средства широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности. Так, например, 8 апреля 1997 г. было заключено Соглашение между Министерством финансов РФ, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Коммерческим инновационным банком (КИБ) «Альфа-Банк» о кредитовании организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях из средств федерального бюджета.
Средства административного регулирования (прямые методы государственного регулирования) в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.
Лицензирование — одно из наиболее характерных административных средств государственного регулирования экономики, которое представляет собой разрешение государства в лице его органов на определенные действия, в том числе на те или иные виды предпринимательской деятельности. Вопросы лицензирования изложены в гл.4 настоящего учебника.
Экономические средства государственного регулирования (косвенные методы государственного регулирования) не менее разнообразны, чем административные.
Одно из важнейших экономических средств — прогнозирование и планирование. Планирование — деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата. Прогнозирование является предпосылкой для планирования. Правовое регулирование отношений, связанных с прогнозированием экономики, закреплено в действующем законодательстве — Федеральном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Различают государственное директивное и индикативное планирование. Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей.
При планировании используются различные методы или их сочетание: балансовый метод, нормативный метод, экономико-математические методы и модели.
Одним из основных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом является система налогообложения, налоги. Налоги — основной источник формирования госбюджета, посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций любого государства.
studfiles.net
33. Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности » Шпоры для студентов
Государственное регулирование — это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:
1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.;
2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:
1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;
5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:
1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;
2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле — это деятельность исполнительных органов власти.
Методы государственного регулирования делятся на:
1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;
3) морально-политические (убеждение, массовая информация).
Функции государственного управления:
1) прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;
2) планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение) ;
3) подбор и расстановка кадров;
4) материально-техническое обеспечение;
5) финансирование;
6) информационное обеспечение;
7) оперативное управление собственностью;
8) нормативное регулирование;
9) учет и контроль.
shporiforall.ru
Шпаргалки по предпринимательскому праву — 33. Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Страница 33 из 90
33. Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельностиГосударственное регулирование — это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:
1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.;
2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:
1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;
5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:
1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;
2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т.д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле — это деятельность исполнительных органов власти.
Методы государственного регулирования делятся на:
1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т.е. прямое регулирование;
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т.е. косвенное регулирование;
3) морально-политические (убеждение, массовая информация).
Функции государственного управления:
1) прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;
2) планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение) ;
3) подбор и расстановка кадров;
4) материально-техническое обеспечение;
5) финансирование;
6) информационное обеспечение;
7) оперативное управление собственностью;
8) нормативное регулирование;
9) учет и контроль.
libsib.ru
Предпринимательское право — ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственное регулирование — это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:
1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.;
2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:
1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;
5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:
1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;
2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т.д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле — это деятельность исполнительных органов власти.
Методы государственного регулирования делятся на:
1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т.е. прямое регулирование;
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т.е. косвенное регулирование;
3) морально-политические (убеждение, массовая информация).
Функции государственного управления:
1) прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;
2) планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение) ;
3) подбор и расстановка кадров;
4) материально-техническое обеспечение;
5) финансирование;
6) информационное обеспечение;
7) оперативное управление собственностью;
8) нормативное регулирование;
9) учет и контроль.
cribs.me
36. Понятие и цели государственного регулирования предпринимательской деятельности
Основные понятия
Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Государственная экономическая политика — основные направления деятельности государства в сфере экономики.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства.
Государственное регулирование экономики — деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики.
Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности — система проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Государственный сектор экономики — совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством РФ в бюджетный процесс). Составная и неразрывная часть рыночных отношений, а также средство, с помощью которого государство активно воздействует на рынок.
Косвенные методы государственного регулирования — экономические средства воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности.
Правовое обеспечение государственного регулирования в сфере экономики — придание правовой формы средствам, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.
Прямые методы государственного регулирования — средства воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
Основные нормативные акты
Конституция Российской Федерации — ст.8, 11, 34, 35, 57, 71, 72, 73, 74.
Бюджетный кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ — ст.2.
Налоговый кодекс РФ — части первая и вторая.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.I). Ст.3436.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст.2871.
Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2003 год. Утверждены ЦБ РФ // ВБР. 2002. N 68.
Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
Одна из основных функций государства — экономическая. Она заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.
Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики*(410). Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Возможны и иные классификации видов государственного регулирования в сфере экономики.
Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.
Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.
Одна из основных функций государства в области экономической деятельности заключается в создании правовой базы для эффективного функционирования рынка, создания стабильных «правил игры». В связи с этим возникает задача создания правового обеспечения реализации данной функции государства в сфере экономики.
Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты. Необходимо учитывать, что судебная практика играет большую роль в охране и защите прав предпринимателей, однако судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников права.
Объекты государственной экономической политики, формой реализации которой является государственное регулирование экономики, чрезвычайно разнообразны.К их числу относят различные отрасли и подотрасли народного хозяйства, что подтверждается принятием, например, Федеральных законов «О федеральном железнодорожном транспорте», «О государственном регулировании агропромышленного производства».
Объектами государственного регулирования часто являются различные регионы России, примером чему может быть Федеральный закон от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации»*(416).
В качестве объектов государственного регулирования выступают также отдельные виды предпринимательской деятельности, например, связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород (см., например, постановление Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 18 «О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород»)*(417).
Объектом государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.
Большинство российских и зарубежных исследователей подчеркивают смешанный характер современной экономики в развитых государствах, предполагающий существование в экономике государственного сектора*(418).
Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:
-охрана окружающей среды;
-выравнивание экономического цикла;
-обеспечение нормального уровня занятости населения;
-защита жизни и здоровья граждан;
-поддержка конкуренции на рынке;
-поддержка и развитие малого предпринимательства;
-специальные меры защиты прав предпринимателей и др.
Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.
studfiles.net
Правовые средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательства.
Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.
Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.
К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др.
Средства административного регулирования (прямые методы государственного регулирования) в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.
Экономические средства государственного регулирования (косвенные методы государственного регулирования) не менее разнообразны, чем административные.
Одно из важнейших экономических средств — прогнозирование и планирование.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства.
Планирование — деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата. Прогнозирование является предпосылкой для планирования.
Одним из основных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом является система налогообложения, налоги.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта. Акт государственного регулирования — это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запретов, разрешений. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др.
cyberpedia.su