Формой правления рф является – По форме правления российская федерация — Славянская культура

понятие, виды. Форма правления в РФ.




⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Форма правления представляет собой систему формирования взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Порядок замещения должности главы государства определил две основные формы правления: монархию и республику. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия. В переводе с греческого языка данный термин означает единовластие. Однако монархия — это не просто власть одного, а в современном понимании власть на- следуемая. Эта власть нередко обожествленная. Так, в Японии до 1945 года Император считался сыном Солнца.

В средневековье становились монархами в результате выборов в узком кругу, чаще насилия, изредка приглашения.

Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в недрах аграрного строя стали вызревать начатки строя индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью, назначать для этого правительство, вершить высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутстуют. Подданные юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами, а отобрал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия — раритет. В качестве примера можно привести — Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже конституции, которые в полном смысле конституциями не являются, поскольку не ограничивают власть монарха.


Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим.

Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии. Здесь мы уже наблюдаем возникающее разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право — цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон не вступит в силу. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указания, имеющие силу закона и даже более высокую силу, а главное — может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись только в 1989 году.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, однако его использовать можно только один раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него — с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.



Как для абсолютной, так и для дуалистической монархии типичен авторитарный политический режим. А сама дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в которой преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Парламентарная монархия. Эта форма правления существует обычно в высокораззитых странах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада и др.).

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.

Верховенство парламента обычно выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или нижней его палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей большинство в парламенте (нижней его палате), либо лидера коалиции партий, располагающих таким большинством.

Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже если оно ему принадлежит, он либо не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, так как сам: монарх не ответственен.

Главный политический признак парламентарной монархии — политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.

Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно быть отправлено в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Республика. Это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально.

При прочих равных условиях республика — наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа.

Следует при этом иметь в виду, что существуют извращенные разновидности республик, характеризующиеся нелигитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, однако ее демократическая сущность выхолащивается.

Мы же рассмотрим разновидности действительно демократических или, по крайней мере, либеральных по политическому режиму республик. Различие между отдельными видами республик состоит в характере взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью.

Дуалистическая (президентская) республика.

В данном виде республики наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа сдержек и противовесов.

Главный признак данной формы правления — отсутствие у исполнительной власти ответственности перед парламентом за проводимую им политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в доверии парламента.

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может затормозить законодательную деятельность, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство в обеих палатах парламента. В свою очередь верхняя палата может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, кроме того, она ратифицирует подписанные президентом международные договоры.

Парламентарная республика. К этой форме правления относится все сказанное о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.

Вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме правления слабого президента, который в типичном случае выбирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей, наряду с парламентом, обычно депутатов парламентов субъектов федерации или региональных представителей самоуправления. Главный признак этого типа республики — политическая ответственность правительства перед парламентом. Ответственность эта зачастую солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Смешанная (полупрезидентская) республика. Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает разным.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации.

В целом ряде стран такой формы правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства (статья 80 Конституции РФ).

— Президент РФ избирается всеобщим голосованием на 4 года (статья 81 Конституции РФ).

В соответствие с этими характеристиками РФ можно определить как смешанную (полупрезидентскую) республику.



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

1. Форма правления рф

В
соответствии со ст. 1 Конституции РФ
Россия является республикой по форме
правления, однако вид республики в
Конституции не указан.

Всего
выделяют 3 вида республик: президентская,
парламентская, смешанная.

Россия
по формальным признакам попадает под
смешанный вид республик.

Признаки
смешанной республики в России:

1)
Президент РФ назначает председателя
Правительства РФ с согласия Государственной
Думы.

2)
Президент РФ является главой государства,
а не исполнительной власти.

Исполнительную
власть в РФ возглавляет Правительство
РФ.

3)
Федеральное собрание РФ участвует в
назначении большинства высших должностных
лиц.

4)
Отсутствует процедура импичмента
президента (это привлечение президента
ответственности, когда судом является
весь парламент).

Государственная
власть в РФ осуществляется на основе
разделения на законодательную,
исполнительную и судебную.

Такое
разделение имеет целью:

1.Специализацию
органов государственной власти по
функциям

2.Предотвращение
концентрации, монополизации власти
одним человеком, одним органом
государственной власти

3.Уравновешивание,
сдерживание друг друга различными
ветвями власти.

Государство
осуществляет свою деятельность
посредством органов государственной
власти.

Орган
государственной власти- это организационный
коллектив, образующий самостоятельную
часть государственного аппарата,
наделенный собственной компетенцией,
выполняющий государственные функции,
деятельность которого регулируется
правом.

Классификация
органов государственной власти РФ
проводится по критериям принадлежности
к той или иной ветви власти или
принадлежности к тому или иному уровню
власти (федеральному или субъекта РФ)

Законодательную
ветвь власти составляют представительный
орган РФ: Федеральное Собрание и
представительные органы субъектов РФ,
названия которых определяется в
конституциях, уставах субъектов
(Московская городская дума,
Законодательное собрание Челябинской
области и т.п.)

Представительный
характер Федерального Собрания
обусловлен порядком формирования двух
его палат: Совета Федерации и Государственной
Думы.

В
Совет Федерации входят по два представителя
от каждого субъекта РФ:

1-
от представительного органа власти
субъекта РФ, второй — от исполнительного
органа власти субъекта РФ (всего 178
депутатов от 89 субъектов РФ) К ведению
СФ отнесены три группы вопросов:

1.исключительные
полномочия, определенные ст.102 КРФ

2.законодательные
полномочия, заключающиеся в том, что в
течение 14 дней палата должна рассмотреть,
одобрить или отклонить закон, принятый
Государственной Думой

3.полномочия
по самоорганизации: решение СФ считается
принятым, если за него проголосовало
более половины от общего числа депутатов;
для принятия федеральных конституционных
законов – не менее ¾ числа депутатов
должны быть «за».

Государственная
Дума состоит из 450 депутатов и избирается
сроком на 4 года. Полномочия Государственной
Думы делятся на три группы:

1.исключительные
(ст. 103)

2.законодательные,
реализуемые в форме принятия законов

3.полномочия
в сфере самообеспечения своей деятельности:
решения принимаются простым большинством
от общего числа депутатов, принявших
участие в голосовании, квалифицированное
большинство в 2/3 голосов требуется для
принятия федеральных конституционных
законов.

Исполнительную
власть на уровне РФ осуществляет
Правительство РФ, а на уровне субъектов
РФ- правительства субъектов РФ.

Правовой
статус Правительства РФ определяется
Конституцией РФ, федеральным конституционным
законом «О Правительстве РФ», федеральными
законами, нормативными Указами Президента
РФ.

Правительство
действует в пределах срока полномочий
Президента РФ. Государственная Дума
может выразить недоверие Правительству
РФ. После чего Президент может согласиться
с решением Государственной Думы и

объявить
об отставке Правительства РФ либо нет.
Правительство РФ исполняет все
государственные функции: регулирует
экономические процессы, формирует и
исполняет бюджет, осуществляет социальную
политику, обеспечивает законность,
реализацию прав и свобод человека и
гражданина в РФ, оборону, государственную
безопасность, проводит необходимую
внешнюю политику и др. Компетенция
Правительства РФ указана в ст. 114
Конституции РФ.

Наряду
с Правительством РФ, на федеральном
уровне в систему органов исполнительной
власти входят органы специальной
компетенции: федеральные органы
исполнительной власти: федеральные
министерства, федеральные службы,
федеральные агентства.

На
уровне субъектов РФ исполнительную
власть наряду с правительствами субъектов
осуществляют министерства, департаменты,
комитеты, главные управления и иные
органы исполнительной власти.

Судебную
власть в РФ осуществляют суды. Особенности
судебной власти:

1.самостоятельность
судебной власти, независимость ее от
других ветвей власти

2.независимость
судебной власти обеспечивается
несменяемостью и неприкосновенностью
судей

3.осуществление
правосудия только судом

4.состязательность
и равноправие сторон при судебном
разбирательстве

5.гласность
судебного разбирательства

Суды
образуют судебную систему РФ. Судебная
система РФ устанавливается Конституцией
РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Структура
судебной системы РФ:

1.Федеральные
суды

2.Конституционные
(уставные) суды и мировые судьи субъектов
РФ

К
федеральным судам относятся:

1.Конституционный
Суд РФ

2.Верховный
Суд РФ, суды субъектов РФ, городские
(районные) суды, специализированные
суды. Все эти суды образуют подсистему
федеральных судов общей юрисдикции.

3.Высший
Арбитражный Суд РФ, федеральные
арбитражные суды округов, арбитражные
суды субъектов РФ. Все эти суды образуют
подсистему федеральных арбитражных
судов.

Деятельность
Конституционного Суда РФ регламентируется
ст.125 Конституции РФ, ФКЗ «О Конституционном
Суде РФ».

В
компетенцию Конституционного Суда РФ
входит обеспечение верховенства и
прямого действия Конституции РФ на всей
территории РФ, защита основ конституционного
строя, основных прав и свобод человека
и гражданина.

studfiles.net

Органы власти РФ вопрос №1 По форме правления Россия является

Органы власти РФ вопрос №1 По форме правления Россия является

НазваниеОрганы власти РФ вопрос №1 По форме правления Россия является
Л.Н. Толстого «Война и мир» в системе информационно-методическо
Дата26.09.2013
Размер175.08 Kb.
ТипПрезентации

Похожие:

План урока. Президент РФ. Органы законодательной власти. Федеральное Собрание. Органы исполнительной власти. Органы Судебной Власти

А. По форме правления монархией является современная: А. По форме правления монархией является современная

Органы власти органы власти
Культура культура монастырь
По форме правления Новгород был боярской республикой, в которой высшим органом власти являлось вече
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима

Органы государственной власти XV века. Органы государственной власти во второй половине XVI в

Выяснить, что такое форма правления, как государства различаются между собой по форме правления

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти Форма правления – это способ организации верховной государственной власти
В абсолютной монархии вся полнота власти законодательной, исполнительной, судебной сосредоточена в руках монарха, а ее происхождение…
Федеральные органы государственной власти Федеральные органы государственной власти
Три подхода к определению понятия «количество информации» // Проблемы передачи информации, 1965, т. 1, №1. С. 3-11
Агитационные материалы
Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru
rpp.nashaucheba.ru


rpp.nashaucheba.ru

По форме правления российская федерация — Славянская культура


Форма правления в Российской Федерации. Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. Выбор полупрезидентской формы правления в Российской Федерации не был единовременным актом. Современное Российское государство по форме правления является президентской республикой.В данной курсовой работе я также ставлю задачу определения формы правления Российской Федерации на. Форма Российского государства Признаком, позволяющим установить особенности того или иного государства, является его форма. По форме правления Российская Федерация. По форме правления РФ ПРЕДСТАВЛЯЕТ. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее. Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Форма правления Российской Федерации. Единственное обстоятельство, указывающее на парламентский характер российской формы правления, по. Конституционные гарантии сохранения республиканской формы правления в Российской Федерации это. Для правового государства характерными признаками являются. Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал симбиоз сожительство власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. России исключается и на уровне Российской Федерации, и в отдельных ее субъектах. В соответствии с Конституцией он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, е государственной. В Российской Федерации существует республиканская форма правления, где главой государства является. По тому, как строятся высшие органы государственной власти являются ли они единоличными или коллегиальными. Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По форме своего правления Российская Федерации является президентской республикой, хотя и включающей определенные черты, свойственные парламентарным. В разделе Конституционное право на вопрос По форме правления Российская Федерация заданный автором Гульчачак Бакиева лучший ответ это В соответствие. В связи с этим все государства по форме правления. Существующие формальное различие субъектов федерации по типам, обуславливающее их разностатусность, приводит к. Занимает первое место в мире по территории, шестое по объму ВВП по ППС и девятое по численности населения. В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления

Конституции гласит Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Форма государства это, прежде всего, порядок образования органов. Особенностью формы правления в Российской Федерации является то, что в силу своего федерального характера она имеет в своем составе 21 республику в. Ответы на вопросы Разное По форме правления Российская Федерация является. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на. Форма правления Российской Федерации это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в. Территория России, определяемая е Конституцией, составляет 17 125 191 км. Сейчас образовалась очередь на подписание договоров между субъектами Федерации и Российской Федерацией по. Назовите виды субъектов Российской Федерации и их. Россия по Конституции 1993 г.

0 просмотров0 комментариев

slavyanskaya-kultura.ru

понятие, виды. Форма правления в России.

Форма государственного правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.

Выделяют две основные формы правления:

1. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству.

Вся полнота власти принадлежит монарху, т.е. от него зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса, он принимает решения от своего имени, может образовать и упразднить любые органы и т.д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет. Монарх пользуется титулом (король, царь, император и т.д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи. Монарх получает власть, как правило, по наследству. Пребывание у власти каким-либо сроком нет ограничено.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают:

абсолютную (неограниченную) монархию – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует.

ограниченную монархию — власть монарха ограничена и законодательно и существованием представительного органа. В зависимости от того насколько ограничена власть монарха выделяют:

А) дуалистическую монархию – здесь уже проведен принцип разделения властей: ц монарха остается исполнительная власть, а законодательная в принципе принадлежит парламенту. Монарх осуществляет исполнительную власть через назначаемое им правительство. Монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие указы, однако он вынужден считаться с парламентом.

Б) парламентарную монархию – власть монарха ограничена практически во всех сферах деятельности. Монарх играет в основном представительную роль, является «символом нации». Законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. Монарх не может отклонить того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Без подписей главы правительства или министра указы, изданные монархом, юридической силы не имеют.

2. Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.

Источником власти в республике является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства (народный суверенитет). Народом избирается высший законодательный орган – парламент и в некоторых случаях – президент. Все другие высшие органы государства формируются этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов ограничены определенным сроком. Проведен принцип разделения властей.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают:

парламентскую республику – сильная законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей. Здесь верховенство парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Может быть предусмотрена должность президента, но он не имеет широких полномочий и в своей деятельности зависит от правительства. Значительное место занимает глава правительства – премьер-министр (федеральный канцлер) – его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

— президентскую республику – президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Законодательная власть принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издает законы, а исполнительная – правительству. Парламент не формирует исполнительную власть, а последняя не несет перед ним ответственности. Президент является главой государства и главой исполнительной власти, он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность. Президент избирается всенародным голосованием.

смешанную республику – сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Существует сильный президент, избираемый народом, который является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент.

В России преобладает смешанная (полупрезидентская) форма государственного правления. Признаком является то, что конституция устанавливает возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.

Похожие статьи:

poznayka.org

Формы правления и государственного устройства в России

.

1. Формы правления и территориального устройства

Государства традиционно классифицируются по двум критериям — формам правления и формам территориального устройства.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Монархии бывают двух видов — абсолютные и ограниченные, конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились в некоторых странах Ближнего Востока — Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий — ограниченные, конституционные (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами.

Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются.

Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер является фактическим главой государства.

Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление несет правительство.

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

Наиболее распространенная в современном мире форма правления — республики. Источником власти в них является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Главная особенность парламентской республики — образование правительства победившими на выборах партиями. Парламент по отношению к правительству осуществляет ряд функций: издает законы, утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства, осуществляет контроль над правительством и может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов, представляет собственные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.

Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально он — первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место независимо от характера избрания — парламентом, собранием выборщиков или непосредственно народом. Его роль обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от роли главы государства в конституционных монархиях.

Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Для завоевания президентского мандата, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять и депутаты от другой партии.

В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент — досрочное отстранение от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке, в среднеазиатских республиках бывшего СССР) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов. Кое-где, например в Заире, Малави, президенты были объявлены пожизненными главами государств.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

В качестве примера полупрезидентской республики наиболее характерна Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, но президент вправе распустить парламент при обязательном условии объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующем, представляет страну на международной арене, обладает правом вето на решения парламента, правом единоличного введения чрезвычайного положения, в период действия которого, однако, утрачивает право на роспуск парламента.

Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад политических сил в нем, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также путем вынесения ему вотума недоверия.

По национально-территориальному устройству государства делятся на унитарные и федеративные.

mirznanii.com

Форма правления в Российской Федерации.




⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7Следующая ⇒

Ст. 1 рос. Конституции гласит: «РФ — Россия есть демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления». Президент РФ провозглашен главой гос-ва, а не главой исп. власти притом, что исп. власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе гос-ва, обладающему рядом функций, ставящих его над др. властями, в т.ч. исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и др. органов гос. власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Гос. думы) и членов правительства, принимает решение о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру фед. органов исп. власти, вправе отменять постановления и распоряжения фед. правительства. Президент наделен Конституцией и на ее основе фед. законами опред. полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы гос-ва ф-ций исп. власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исп. власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др. Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики гос-ва, осуществляет исп. власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в т.ч. указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства. Президент м.б. отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Гос. думой обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Констит. суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Фед. конституционный закон «О Правительстве РФ», принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов гос. власти России как высшего органа, осуществляющего исп. власть и возглавляющего единую систему исп. власти в РФ. Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Гос. думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Гос. думой контроль в ключевой сфере — бюджетной политике. Правительство представляет Думе фед. бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения фед. бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением фед. бюджета. В соотв. с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств гос-ва и др. проекты.


Механизм государства.

Мех. Гос-ва — это совок. организационных форм гос. власти, призванных осуществлять функции гос-ва; он представляет собой систему органов и учреждений, в функциях которых реализуется гос. власть, обеспечивается руководство обществом. В широком смысле механизм гос-ва включает в себя 3 основные части: Гос. аппарат – часть мех. Гос-ва, представляющая собой совок. органов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти. Гос. учреждения – это такие гос. организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций гос-ва в различных сферах: эк, соц., культ. и т.п. Гос. предприятия учреждаются для осуществления хоз. деятельности в целях производства продукции либо обеспечения выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовл. потребностей общества. Кроме того, в структуру механизма гос-ва входят гос. служащие, специально занимающиеся управлением; организационные и фин. средства, а также принуд. сила, необходимая для обеспечения деятельности гос. аппарата. Мех. гос-ва обладает рядом признаков: * это система гос. органов, организующих свою деятельность в соответствии с Конст.РФ, Законом РФ «Об основах гос. службы РФ» и др. фед. законами; * имеет сложную структуру, отражающую место, которое занимают в ней различные виды и группы гос. органов, их взаимозависимость и взаимосвязи; *различны матер. средства, на которые опираются в своей деятельности отдельные гос. органы и без которых не может обходиться ни одно государство. К ним относятся разл. матер. ценности, бюджетные средства, имущество, а также предприятия, учреждения, необходимые для функционирования гос. органов. Принципы организации и деят. мех. гос-ва – это законодательно закрепленные первостепенные идеи и требования лежащие в основе формирования, организации и функционир. мех. гос-ва. Принято различать: общ. принципы, относящиеся к механизму гос-ва в целом, ко всем составляющим его гос. органам; частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья гос. механизма, отдельные органы или группы органов.



 

Принцип разделения властей.

Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства В Конституции, Осн. Законе гос-ва, закрепляется базовый принцип орг. власти. В РФ им явл. принцип разд. властей. Суть его сод. в том, что: 1) дем. пол. режим может установиться в определенном гос-ве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между незав. госуд. органами; 2) выделяют 3 осн. функции гос. власти: зак., исп., суд.; 3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами гос. власти, так как соединение зак., исп.и судебных функций в работе одного гос. органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктат. полит. режима; 4) каждый гос. орган в процессе реализации одной из трех функций гос. власти взаимодействует с гос. органами др. ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. В РФ система сдержек и противовесов в соответствии с Конст. имеет следующую структуру. 1. Зак. орган – Фед. Собр.– прин. законы, а также определяет нормат. основу для деятельности всех органов гос. власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исп. власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Фед. Собр. в той или иной степени участвует в формир. Правительства и суд. органов РФ. 2. Исп. орган – Прав-во РФ – реализует исполнительную власть в государстве. Прав-во отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законод. органами различными способами, влияет на законодат. процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодат. инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения доп. Фед. средств, то они должны получить обязательное заключение Прав-ва. Президент РФ имеет возможность распустить зак. орган государства, что явл. противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Ф. Собр. 3. Суд. органы – Конст., Верх. и Высший Арб. Суды РФ – обладают правом законод. инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся фед. органы др. ветвей гос. власти. В системе разделения властей на фед. уровне главную роль играет Конст. Суд РФ.



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com