Формами чувственного познания являются – Назовите формы чувственного познания и укажите роль в познании каждой из них.

38. Чувственное познание, его основные формы. Сенсуализм.

Чувственное познание является начальным и вообще предпосылкой познания. Без чувственного познания либо невозможно рациональное, либо затруднено. Чувственное познание не позволяет проникнуть в сущность.Оно возникает при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта и имеет 3 формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – отражение с помощью 5 органов чувств отдельных свойств. Слух – звуки, глаз – пространство, вкусовой анализатор – вкусовые качества, обонятельный – информирует о запахах, прикосновение –плотность, температуру, формы.

Мозг синтезирует ощущения, появляется следующая форма. Восприятие – синтетический комплекс различных ощущений, который дает возможность непосредственного создания единого образа предмета.

Свойства восприятия

  1. Восприятие имеет избирательный характер.

  2. целостность восприятия. (мозг достраивает целую картину)

Многократное восприятие вещи может удерживаться в сознании индивида и при ее отсутствии. Это уже более высокая ступень чувственного восприятия – представление. Представление – обобщенный образ объекта, воспринятого ранее. Представление может познавать объекты, которые не существуют в реальности, а являются плодом нашей фантазии; представление воссоздает обобщающие черты предмета, т.е. формы чувственного познания воссоздают объект в наглядно-образной форме.

Недостатки чувственного познания:

  • Не позволяет проникнуть в сущность природных или общественных процессов; не позволяет открывать законы

  • Несовершенство органов чувств

Сенсуализм

Сенсуалисты (Джон Локк, Гоббс, Беркли) – фундаментальная основа познания – чувственный опыт.

Сенсуалисты утверждают:

  1. Нет ничего в разуме, чего первоначально не существовало бы в чувствах

  2. Без органов чувств человек не способен ни к какому познанию

  3. роль мышления – обработка чувственного материала, следовательно разум вторичен

  4. в познании встречаются ошибки, но ощущения сами по себе обманывать не могут.

  5. управление деятельностью человека корректируется только с помощью органов чувств

  6. установление истинности знания, т.е. его соответствия реальности, требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью.

39) Рациональное познание, его основные формы. Рационализм.

Рациональное познание– абстрактное, обобщенное, логическое познание.

Формы рационального познания:

Понятие – элементарная форма мысли, которая фиксирует общие, существенные и необходимые признаки, позволяющие отличать один предмет мысли от другого. В языке выражается словом или словосочетанием.

Суждение– связь 2-х или нескольких понятий. Обязательно в суждении что-либо утверждается или отрицается о существовании предмета отношений между предметами.

Умозаключение – вывод из 2-х или нескольких суждений, сделанный по определенным правилам.

Рационализм

Рационали́зм(от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

Рационализм– мировоззрение здравомыслия, основанное на объективной естественнонаучной картине мира. Рациональное познание окружающей действительности базируется на понимании сути реально происходящих объективных событий, явлений и фактов, на тщательном изучении, логичных доводах, веских аргументах, реальных фактах и внятных доказательствах. Рационализм исключает из своих методов познания субъективное, эмоциональное, надуманное, нелогичное, мифическое и эзотерическое.

Рациональная картина мира основана на современных научных знаниях, которые в свою очередь постоянно пополняются и совершенствуются. Это постоянное обновление и совершенствование делает рациональное мировоззрение современным и прогрессивным, независимым от догм и устойчивых ошибочных верований, а также заблуждений появляющихся в результате идеологических приверженностей.

У рационального мировоззрения нет недостатков, потому что оно основывается на знаниях, и исходя из свойств знания меняться, дополняться и улучшаться рационализм никогда не зайдёт в тупик. Знания всегда пополняются, и поэтому никакой вопрос при рациональном мировоззрении не может остаться неотвеченным. Рационализм на всё найдёт ответ, при том научный, объективный, доказательно подтверждённый либо логически обоснованный. Таким образом рационализм является мировоззрением наиболее полноценным среди всех возможных мировоззрений.

studfiles.net

Формы чувственного познания.

Ответы по логике

Предмет логики

Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий его мир.

Логика — специфические закономерности правильного мышления

Субъективная логика – наука изучающая закономерности, структуры, развитие правильного мышления

Объективная логика – это закономерности развития самих вещей и явлений

Логика – определенная последовательность действий человека

Предмет логики – круг явлений, которые изучает данная область научного исследования.

Процесс познания – процесс отражения действительности в сознании человека с целью получения нового знания

Логика, изучающая, познающая мышление и применяемая как средство познания, возникла и разви­валась как философская наука (Аристотель от слова «логос – понятие, закон, учение») и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалекти­ческую.

 

Формы чувственного познания.

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационально­го познания.

Чувственное познание (первая форма познания) — результат непосредственного контакта с объектом (яркий, наглядный ).

· Ощущение это субъективный образ объекта, непосредственно воздействующий на наши органы чувств.(даны только отдельные стороны объекта)

· Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета непосредственно воздействующего на наши органы чувств.

Условия: 1) субъективный образ должен быть адекватен

2) интерпретация объекта в сознании принимающего

· Представление чувственно-наглядный обобщенный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предмета на наши органы чувств.

1)Воссоздающее

2)Творческое (Является результатом комбинирования прошлых восприятий)

В результате чувственного познания объекта, мы получаем лишь внешнюю информацию о нем.

Форма рационального познания.

Рациональное познание –это знание о внутренних характеристиках объекта, знание абстрактное и обощенное.

Рациональное познание делится на 3 формы: понятие, суждение, умозаключение.

1. Понятие – форма мысли, в которой обобщаются и выделяются некие классы предметов по их общим признакам.

2. Суждение – этоформа мышления, выраженное в виде повествовательного предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объекте. Суждение бывает истинное и ложное.

3. Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых

посылками, мы получаем новое суждение, логически вытекающее из исходных посылов.

Мышление и язык.

Язык – способ выражения мысли, средство закрепления и передачи другим людям.

Язык— это звуковая система.

Знак – это материальный предмет, явление, выступающее в качестве представителя другого предмета.

Виды неязыковых знаков:

1)знаки копии

2)знаки признаки

3) знаки сигнал

4) знаки символы

Семиотика – теория знаков

1) естественный язык

2) искусственный язык (знаки и символы)

Имя – слово или словосочетание обозначающее предмет(имеет смысл и значение)

Значение

– это предмет обозначаемый данным именем

Смысл– информации о предмете который выражает данное имя

Понятие логической формы

Понятие – форма мышления в которой обобщается и выделяются предметы или классы по их общим признакам.

Понятие:

1) лишено наглядности

2) фиксирует общие черты предмета

3) фиксирует внутренние существенные связи и отношения

4) знание опосредованное и обобщенное

Основа образования понятия – признак

Признак – то, в чем предметы сходны или отличны друг от друга

Свойства – характеристика конкретного объекта

Виды признаков:

1) существенные и несущественные (определяют характер и природу предмета)

2) необходимые(без них ни один предмет данного класса существовать не может) и случайные (могут как быть так и не быть)

3) основные и неосновные

Понятия:

1)простые

2)сложные

Логической формойконкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая фор­ма отражает объективный мир, но это отражение не всей полно­ты содержания мира, существующего вне нас, а его общих структурных связей, которые необходимо воплощаются и в стру­ктуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения име­ют свои специфические формы (структуры).

Структура мысли, т.е. ее логическую форму, можно выра­зить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) трех следующих суждений: “Все караси — рыбы”, “Все люди смертны”, “Все бабочки — насекомые”. Содержание у них разное, а форма одна и та же: “Все

S сутьР”; она включает S(субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку (“есть”, “суть”), кванторное слово (“все”). Иногда связка может отсутствовать или за­меняться на тире.

Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму:

1) “Если железо нагревать, то оно расширяется”;

2) “Если учащийся изучает логику, то он повышает четкость своего мышления”. Форма этих суждений такая: “Если S есть Р, то S есть Р1”.

Логические законы

Соблюдение законов логики — необходимое условие достиже­ния истины в процессе рассуждения.

Закон – необходимая, устойчивая, объективная, существенная, повторяющаяся связь между явлениями.

Виды законов:

1) природы

2) общества

3) мышления

Основными формально-логи­ческими законами обычно считаются:

· закон тождества;

· за­кон непротиворечия,

· закон исключенного третьего;(1 – истина, 2-ложь, 3- не дано)

· закон достаточного основания. (всякое истинное должно быть обосновано)

Логические принципы действуют независимо от воли людей, они не созданы по их воле и желанию, а являются отражением связей и отношений вещей материального мира. Общечеловече­ский характер принципов формальной логики состоит в том, что во все исторические эпохи все люди мыслили по одним и тем же логическим принципам. Кроме формально-логических принципов, правильное мышление подчиняется также основным законам диа­лектики: закону единства и борьбы противоположностей, закону взаимного перехода количественных и качественных изменений, закону отрицания отрицания.

 

Закон тождества

Закон тождества в формальной логике. Его требования к мышлению юриста.

Закон тождества

Закон –необходимая, устойчивая, объективная, существенная, повторяющаяся связь между явлениями.

Сущность закона: каждая логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. Записывается закон так:

а есть а или а = а (для суждений)

А есть А или А = А (для понятий)

закон тождества требует, чтобы в процессе определенного рассуждения всякая мысль была тождественной самой себе, а разные мысли никогда не отождествлялись.

В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила (принципа). Он означает, что в ходе рассуждений нельзя подменять одну мысль другой. Нельзя также тождественные мысли выдавать за противоположные, а противоположные за тождественные.

Закон тождества предъявляет к мыслительному процессу человека следующие требования.

Во-первых, в процессе рассуждения мысль должна быть тождественна самой себе (т.е. тождество предмета мысли). Отсюда следует, что двусмысленность предмета в ходе логических рассуждений недоступна.

Во-вторых, в процессе рассуждения о каком-либо предмете, нельзя подменять этот предмет другим. Необходимо отметить, что при нарушении закона тождества возникает нередко и другая ошибка, которую в логике принято характеризовать подменой тезиса.

Правила определения понятий

1.)Определение должно быть соразмерным.

Понятия должны находиться в отношении равнозначности. Ошибка – слишком большое или слишком узкое понятие

2.) Определение не должно заключать в себе круга

Если при определении мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе порочный круг. Разновидностью круга в определении является тавтология

3.) Определение должно быть ясным.

Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Ошибка – определение неизвестного через неизвестное

4.) Определение не должно быть отрицательным

Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является.

Закон противоречия

Виды понятий.

1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные.

1. Понятия делятся наединичные(толстой)и общие(писатели) разновидности общих понятий универсальны, объем включает в себя всю область знаний; пустые (вечный двигатель)

2. Понятия делятся насобирательные(группа однородных предметов как единое целое, целое не может применяться к отдельным элементам) и несобирательные (мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу)

3. Понятия делятся по содержанию наконкретные(понятие о предмете и классах предметов)и абстрактные(о свойствах и отношениях, мыслиться признак предмета взятый отдельно от предмета )

4. Понятия делятся наположительные(наличие какого-либо свойства)и отрицательные (отсутствие данного свойства)

5. Понятия делятся набезотносительные(предметы существующие отдельно, вне зависимости от предмета ) Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и соотносительные

6. регистрирующие(если множество элементов поддается учету) и нет(человек,созвездие)

Деление понятий по объему

Деление – логическая операция, раскрывающая объем понятия

Делимое понятие– объем, который следует раскрыть

Члены деления – соподчиненные виды, на которое делиться понятие

Основание деления – признак, по которому производится деление.

Дихотомическое деление – деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия

(если А делимое, то члены деление В и не-В) (все современные государства можно разделить на демократические и недемократические)

Отношения между понятиями.

Сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом.(пьеса телевидение)

1) совместимые

2) несовместимые

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно.(квадрат и государство)

 

Примеры, сходные с определением понятий.

К приемам, заменяющим определение, относятся: сравнение, описание, характеристика. При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным в каком либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики объекта. «Слово- полководец человеческой силы»(В. Маяковский). Сравнение помогает установить не только сходные признаки, но и признаки, отличающие один предмет от других, сходных с этим предметов. Например, при розыске похищенного имущества важную роль играют особые приметы: монограмма или гравировка на часах и т.д.

Задача описания состоит в том, чтобы наиболее точно и полно указать признаки предмета(лица, события, места, где оно произошло и т.д.) Широко используется описание в художественной литературе. В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина дано следующее описание Пугачева: «Он был лет сорока, роста среднего, худощав и широкоплеч…)

Характеристика состоит в указании отличительных характерных признаков единого предмета(лицо, события и т.д К характеристике прибегают в судебных речах, в следственной практике. В характеристике может быть указан только один важный в каком-либо отношении признак. И.М. Сеченов, по словам И.П. Павлова,- «отец русской физиологии».

 

Деление понятий их виды

Правила деления понятия.

1. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия.

если при делении указываются не все виды (пример: преступления делим на средней тяжести, небольшой тяжести и тяжкие. забываем указать особо тяжкие) то деление называется неполным

если при делении будут указаны лишние члены, то ошибка называется деление с лишними членами

Суждения виды суждений.

Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным.

Языковой формой выражения суждения является предложение. суждения не могут возникнуть и существовать вне предложений. Однако единство суждения и предложения не означает их полного совпадения. И если всякое суждение выражается в предложении, то из этого не следует, что всякое предложение выражает суждение. Суждение выражаетсяповествовательным предложением, в нем содержится сообщение о чем-либо.

вопросительные и побудительные предложения суждений не выражают.

Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух понятий — двух терминов суждения: субъекта, отражающего предмет суждения, и предиката, отражающего признак предмета. Субъект и предикат обозначаются латинскими буквами S и Р. Кроме субъекта и предиката суждение включает в свой состав связку — элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака. не редко субъект и предикат не имеет четких форм выражения и определяется логическим ударением (морозов имеет высшее медицинское образование)

1) лицом,имеющим высшее образование S, является морозов Р

2) мед. образование, которое имеет морозов S, является высшим Р

3) высшее образование,которое имеет морозов S, является мед.

различия между суждением и предложением в том, что в различных языках грамматический строй предложения разный, а логическая структура одинакова везде.

Суждения делятся на простые и сложные.

Простым называется суждение, не включающее другие суждения. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называетсясложным.

Виды простых суждений.

1. Атрибутивнымназывается суждение о признаке предмета. В нем отражается связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается. .(сроки аренды определяются договором)

Атрибутивные суждения называют такжекатегорическими. Атрибутивное, или категорическое, суждение состоит из субъекта, предиката и связки; его логическая схема S—Р, где S — субъект суждения, Р — предикат суждения, «—» — связка.Субъектом суждения называется понятие о предмете суждения. Понятие о признаке предмета называется предикатом суждения. Связка выражает отношение между субъектом и предикатом.

Субъект и предикат называютсятерминами суждения. Субъект и предикат образуют суждение посредством связки. Устанавливая принадлежность или не принадлежность признака предмету, связка объединяет термины суждения в единое целое. Благодаря этой функции связка является необходимым элементом суждения.Некоторые суждения отражают принадлежность (или непринад-лежность) предмету нескольких признаков. В этом суждении субъект имеет не один, а два или больше предикатов.

2. Суждением с отношением называется суждение об отношении между предметами. Это могут быть отношения равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения.

3. В суждениях существования выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения.

Простые суждения, их виды.

S есть Р

 

32) Объединенная квалификация простых категоричных суждений по количеству и качеству.

Правила А, Е, I, О.

В логических операциях с суждениями возникает необходимость установить, распределены или не распределены его термины — субъект и предикат.Термин считается распределенным, если он взят в полном объеме. Термин считается нераспределенным, если он взят в части объема.

Рассмотрим, как распределены термины в суждениях А, Е,I, О.

Суждение А (Все S суть Р). «Все студенты нашей группы (S) сдали экзамены (Р)». Субъект распределен, он взят в полном объеме: речь идет обо всех студентах нашей группы. Предикат этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть лиц, сдавших экзамены, совпадающая со студентами нашей группы.

Таким образом, в общеутвердительных суждениях S распределен, а Р не распределен. Однако в общеутвердительных суждениях, субъект и предикат которых имеют одинаковый объем, распределен не только субъект, но и предикат. К таким суждениям относятся общевыделяющие суждения, а также определения, подчиняющиеся правилу соразмерности.

Суждение Е (Ни одно S не есть Р). «Ни один студент нашей группы (S) не является неуспевающим (Р)». И субъект, и предикат взяты в полном объеме. Объем одного термина полностью исключается из объема другого: ни один студент нашей группы не входит в число неуспевающих, и ни один неуспевающий не является студентом нашей группы. Следовательно, в общеотрицательных суждени­ях и S, и Р распределены.

Суждение I (Некоторые S суть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) — отличники (Р)». Субъект этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть студентов нашей группы, объем субъекта лишь частично включается в объем предиката. Но и объем предиката лишь частично включается в объем субъекта: не все, а только некоторые отличники — студенты нашей группы.

Следовательно, в частноутвердительном суждении ни S, ни Р не распределены.

Суждение О (некоторые Sне суть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) — не отличники (Р)». Субъект этого суждения не распределен, предикат распределен, в нем мыслятся все отличники, ни один из которых не включается в ту часть студентов нашей группы, которая мыслится в субъекте. Следовательно, в частноотрицательном суждении S не распределен, а Р распределен.

    S P Pвыд.
Все S есть Р A + - +
Ни одно S не есть Р E + + +
Некоторые S есть Р I - - +
Некоторые S не есть Р O - + +

 

Строгая дизъюнкция

«или» употребляется в исключающе-разделительном значении p q

члены называются альтернативами и не могут быть одновременно истинными. Они истины при истинности одного и ложности другого.

 

p q p q
И И Л
И Л И
Л И И
Л Л Л

 

Правила посылок.

1-е правило: хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением. Из двух отрицательных посылок заключение с необходимостью не следует.

2-е правило: если одна из посылок — отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным.

3-е правило: хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением. Из двух частных посылок заключение с необходимостью не следует.

4-е правило: если одна из посылок — частное суждение, то и заключение должно быть частным.

Условные умозаключения.

Чисто условное умозаключение.

Чисто условным называется умозаключение, обе посылки которого являются условными суждениями.

Схема чисто условного умозаключения:

-» q) ^(q -> г) р->г

Вывод в чисто условном умозаключении основывается на правиле:следствие следствия есть следствие основания.

Умозаключение, в котором заключение получается из двух условных посылок, относится к простым. Однако заключение может следовать из большего числа посылок, которые образуют цепь условных суждений. Такие умозаключения называются сложными.

 

Умозаключения по аналогии.

Умозаключение по аналогии-вывод о сходстве двух объектов на основании их сходства в одних признаках и переносе признаков, обнаруженных у одного объекта на другой объект, у которого эти признаки не обнаружены.

умозаключению предшествует операция сравнения двух объектов, при этом нужно сходства в существенных признаках. если 2 предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравнимых объектов.

Виды аналогии

1) аналогии предметов; 2) аналогии отношений предметов.

1) аналогии предметов – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком – признак одного из них.

2) аналогия отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходые отношения между парами предметов, а переносимым признаком – признак одного из этих отношений.

Отношение R

Ответы по логике

Предмет логики

Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий его мир.

Логика — специфические закономерности правильного мышления

Субъективная логика – наука изучающая закономерности, структуры, развитие правильного мышления

Объективная логика – это закономерности развития самих вещей и явлений

Логика – определенная последовательность действий человека

Предмет логики – круг явлений, которые изучает данная область научного исследования.

Процесс познания – процесс отражения действительности в сознании человека с целью получения нового знания

Логика, изучающая, познающая мышление и применяемая как средство познания, возникла и разви­валась как философская наука (Аристотель от слова «логос – понятие, закон, учение») и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалекти­ческую.

 

Формы чувственного познания.

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационально­го познания.

Чувственное познание (первая форма познания) — результат непосредственного контакта с объектом (яркий, наглядный ).

· Ощущение это субъективный образ объекта, непосредственно воздействующий на наши органы чувств.(даны только отдельные стороны объекта)

· Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета непосредственно воздействующего на наши органы чувств.

Условия: 1) субъективный образ должен быть адекватен

2) интерпретация объекта в сознании принимающего

· Представление чувственно-наглядный обобщенный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предмета на наши органы чувств.

1)Воссоздающее

2)Творческое (Является результатом комбинирования прошлых восприятий)

В результате чувственного познания объекта, мы получаем лишь внешнюю информацию о нем.




infopedia.su

Структура знания. Чувственное и рациональное познание

Разделение познания на чувственное и рациональное

Замечание 1

Чувственное познание работает с образами, которые возникают в сознании человека на основе пяти фундаментальных чувств:

  1. Зрение
  2. Вкус
  3. Слух
  4. Обоняние
  5. Осязание

Формы чувственного и рационального познания

Формами чувственного познания являются:

  • Ощущение – это простой чувственный образ, который отображает какое-либо отдельное, единичное свойство вещи: форма, вкус, цвет, запах и так далее.
  • Восприятие – отображает систему свойств, к примеру, воспринимая дверь, человек видит не цвет, форму, фактуру в отдельности, а всю совокупность свойств данного предмета. Это совместная работа основных чувств.
  • Представление – является чувственным образом предмета, который может возникнуть в сознании человека в момент отсутствия перед глазами этого предмета, при условии, что ранее этот предмет имел место быть в опыте человека, через память либо в процессе воображения. Это восприятие объекта в момент его отсутствия.

Рациональное познание основывается на абстрактном мышлении, которое даёт возможность человеку найти выход из ограниченных чувственных рамок.

Формы рационального познания:

Понятие – мысль, отражающая объекты, явления и их взаимосвязь в широком смысле. К примеру понятие Земля не будет аналогом чувственному образу отдельно взятого человека, но носит обобщенный характер. Это схватывание не отдельных признаков, а сущности предмета, какие-либо функции, направление деятельности. Суждение – процесс отрицания или утверждения чего-либо с помощью понятий. В суждении происходит установление связи между понятиями.

Теория познания

Теория познания не имеет какого-либо конкретного мнения касаемо того, какое из познаний имеет ключевую роль в этом процессе – чувственное или рациональное.

Сенсуалисты

Сенсуалисты придерживаются мнения, что качественно иное и первозданное знание возможно получить только с помощью чувств, на их основании. Разум же заключается в области известного и те выводы и умозаключения на основе разума и логики не предоставляют прироста знаний по сравнению с чувственным опытом. Чувства первичны и располагаются в начале любых рациональных суждений.

Рационалисты

Рационалисты – придерживаются рационального опытного начала, указывая, что все знания, которые основываются на чувственном опыте ошибочны и не имеют достоверности. Для всяких доказательств требуется разум и расчеты. Чувственный опыт способен ввести человека в заблуждение. Без особой помощи разума чувства не смогут получить нового развития. Поэтому ученые, опирающиеся исключительно на чувственное познание получит разносторонние знания того, что ощущает, но эти данные будут разрознены и бессвязны и будут являться чем угодно, но не наукой. Опыт имеет теоретическую нагрузку: любое научное доказательство, наблюдение имеет под собой теорию, целенаправленность, иначе все теряет свой смысл.

Оптимизм и пессимизм

Но вместе с тем, сенсуализм и рационализм способны в совокупности дать полную картину познавательной деятельности, взаимодополняя друг друга. Из этого положения выходит оптимистический подход. Пессимистическая картина мира утверждает обратное, что мир в принципе не познаваем.

Скептицизм

Скептицизм отражает пессимистический подход к познанию мира, но при этом и не отрицает возможности его познания, сомневаясь лишь в средствах познания

Замечание 2

Сегодня наука тяготеет к оптимистической концепции познания мира. Мир имеет возможность познаваться, полагают ученые, вместе с тем принимая во внимание то, что абсолютная истина не постижима, но имеется качественно позитивное стремление к ней.

spravochnick.ru

Формы чувственного познания

Познание — вид духовной деятельности человека, направленной на субъективное воссоздание мира вещей, предметов, состояний, процессов явлений и т.п., на их систематизацию и хранение. Познание, а впоследствии и адаптация человека к окружающей среде начинается с помощью органов чувств.

 

Предметы и явления, воздействуя на органы чувств, вызывают ощущения. Ощущение — это чувственный образ каких-то свойств предметов и явлений, возникающее у человека в результате действия их на один из органов чувств. Во взаимодействии органов чувств и окружающего мира оказывается общебиологических свойство, характерное для всей живой материи, — чувствительность. Именно с помощью органов чувств (рецепторов) организм устанавливает взаимосвязь с окружающей действительностью.

Ощущения человека разнообразны и определяются тем, какие органы чувств участвуют в их образовании. Свойства и характеристики вещного мира — шероховатость или гладкость предмета отражаются с помощью прикосновения. Цветовую палитру явлений человек воспринимает зрением, гамму запахов природы — с помощью обоняния, симфонию звуков — с помощью слуха, сладость, горечь и т.д. — благодаря вкусу. Ощущения дают человеку не только первичную информацию об окружающей среде, выступают для нее неотъемлемым источником для образования и полноценного функционирования других чувственных образов: восприятий и представлений.

Восприятием (перцепции) называется чувственный образ предмета или явления в целостной определенности. Любое восприятие охватывает множество разнообразных ощущений, однако не является какой-то арифметической суммой, полученной от других органов чувств. И действительно, взяв в руки мобильный телефон, человеку кажется, на первый взгляд, «мобилка» и есть какой-то набор характеристик. Плоский, гладкий предмет, светящийся имеет своеобразную форму, цвет, размер и выдает определенные звуки. Однако такие же свойства и характеристики могут

быть присущи и другим предметам вещного мира, тогда их почему-то не называют телефоном. Итак, восприятие не состоит только из элементарных ощущений, а именно является ощущением, обладающий гораздо сложнее структура. Человек же не воспринимает, например, сначала цифры, а затем телефон, сначала слышим ноты, а потом мелодию. Ведь люди воспринимают именно целостность телефона или мелодии. Более того, органы чувств, имея колоссальный банк отображения данных, не используются полностью восприятием. Если внимательно рассмотреть условия восприятия, то есть непременно признать, что всегда воспринимаем лишь то, что попадает в поле интереса человека. Можно легко убедиться на примерах элементарного восприятия предметов реальной действительности. Именно смысл восприятия тесно взаимодействует с определенным действием человека. Воспринять телефон — это значит использовать возможность с его помощью поговорить с определенным абонентом; воспринять включен персональный компьютер — это означает приготовиться к началу или к концу какой-либо неотложной программы; воспринять телескоп — это означает приготовиться посмотреть в бесконечный звездный мир Галактики.

Восприятие у человека включает осознание предмета с учетом его предыдущего опыта. А если человек признал, что восприятие выступает неким началом для ее познания окружающей действительности, то должны признать и то, что познание одновременно является инструментарием воздействия человека на определенные действия. Наиболее характерными и важными особенностями восприятия являются: наглядность, целостность, структурность, константность (подразумевается относительное постоянство), сознание и другие черты. На основе восприятия формируются представления. Представление — обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, которые влияли на органы чувств человека где-то в прошлом, но не воспринимаются непосредственно в данный момент. Представление — своеобразная упоминание о былом восприятия, в основе которого лежит предыдущий индивидуальный чувственный опыт человека. Исходя из такого положения, можно констатировать тот очевидный факт, что человек, никогда не видевший конкретного предмета, естественно, никогда не сможет представить в своеобразной совокупности свойств и уникальной, только ему свойственной структуре.

Представление является высшей формой психической деятельности человека, чем ощущения и восприятия. В них проявляются элементы обобщения предметов и явлений, которые воспринимались не только одновременно, но и в разных пространственно-временных координатах. И хотя в представлении отслеживаются элементы обобщения, но все же они есть образы, которые не раскрывают внутренние (имманентные) характеристики, взаимосвязи и взаимодействия предметов и явлений. Как бы ни старались, например, представить бесконечность, она всегда будет образно конкретной конечностью. Как бы ни старались, например, представить «точку» в космическом пространстве и даже все «точки над и», она всегда будет образно конкретной.

Таким образом, представление всегда даются в виде своеобразной образной картинки, чувственно-наглядного образа, в котором обобщение и абстрагирование не затрагивает, а вернее, не отражает суть сторон и связей мира предметов и явлений. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предметов, но, однако в нем осуществляется элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и с одновременным отбрасыванием несущественных, второстепенных, нехарактерных для данного явления свойств. Обзор форм чувственного познания (ощущения, восприятия, представления) дает возможность определить характерные черты, присущие этим формам познания и преобразования действительности: непосредственность, есть неотделимость субъекта, который познает, от предмета познания; наглядность или образность; конкретность, т.е. единственность; суб объективность, то есть суть достояние одного субъекта имеет индивидуальные антропологические особенности восприятия и психики, и в частности его прошлого личного опыта; пассивность отражения действительности, есть индивидуум получает чувственную информацию независимо от своих желаний, ибо является генетической наследием; необязательность н ‘связи форм чувственного познания с языком и речью.

Какой бы значительной ни была роль форм чувственного познания (ведь они являются первичной, исходной позицией в познании), однако задача познания состоит в том, чтобы выявить общее, необходимое, существенное в мире предметов и явлений. Эта цель достигается на втором, более высоком уровне познания — на уровне мышления. Этот уровень называется также рациональным познанием (от лат. Ratio — разум). Мышление возникает на основании данных чувственного познания, без которых рассуждения человека остается лишенным всякого содержательного смысла. Если внимательно проанализировать переход от чувственного познания к рациональному познанию, то заметим, что чувственные данные фиксируются в словах и словосочетаниях. Именно в такой момент продолжается трансформация чувственных данных, т.е. их преобразование, которое можно назвать осознанием данных человеком. Получив определенный чувственный образ, человек сообщает в словесной форме подобным себе: «магнит», или «трансформатор», или «красивый закат», тем самым человек осознает свое восприятие, а это значит, что человек подводит конкретный предмет или явление, воспринимаемые ней, под общее знание о все подобные предметы и явления определенного класса. Следовательно, чувственные формы познания бы делегируют материал для мышления, которое активно перерабатывает полученный материал и трансформирует его в опыт человеческой деятельности.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно отражает действительность в мышлении. Мышление является осуществляемый в процессе практики целенаправленный, осознанный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. В таком процессе человек на основе чувственных данных раскрывает закономерные связи, которые фиксирует в формах: понятие, суждение, заключение, теория. Следует отметить, что понятие, мысль, вывод, теория являются особыми, необходимыми языковыми формами отражения человеческих знаний. Это объясняется тем, что именно с помощью языковых выражений, которые являются материальной оболочкой мысли, человек объективирует свое мнение. Однако главное в этом процессе заключается в том, что человек может с помощью языковых форм зафиксировать, сохранить и передать свои мысли другим людям для возможности взаимного понимания друг друга в обществе. Поэтому с необходимостью признается, что язык является основным средством формирования мнений, средством их выражения и передачи.

Речь может быть естественной (обычная, разговорная речь) или искусственной (специфический язык символов математики, физики, химии, речь нот, речь символической логики и т.п.). Здесь следует особо выделить, что мышление и язык является не чисто природными свойствами человека, а сложившейся на протяжении длительного исторического развития функцией предметно-практической деятельности социального субъекта, общества в процессе духовной деятельности и общения, идеальной их формой, тогда как чувственные образы постоянно несут на себе отпечаток субъективности по своему содержанию и существованием, мнения, будучи материализованными в словах, теряют эту субъективность по содержанию. Так, мнения какого-то Петренко, во многом, более принадлежат социума, чем ему самому, потому что он вобрал культуру среды, в которой продолжалось всю его жизнь и деятельность до современности. Если же Петренко употребил слово, например, минерал, то понятно, что речь идет об определенном представителя класса природных неорганических химических веществ, входящих в состав земной коры. Это знание не обременено никакими подробностями и частностями субъективного чувственного образа минерала.

Характерной особенностью мышления является и то, что мышление есть познание мира в абстракциях. Абстрагирование — это процесс избавления от случайного, несущественного, второстепенного и одновременное выделение необходимого, атрибутивного, общего, существенного. Общая идея аудитории — идея абстрактна, ведь действительно всегда видим ту или иную конкретную аудиторию: определенного размера, с характерной материально-пространственной организацией и уникальным интерьером. Абстрактная же идея при пускает лишь общие характерные особенности подобных социально-пространственных структур и организаций, предназначенных для реализации определенных функций. Получая из чувственного опыта знания о предметах и явлениях окружающей среды, обнаруживаем, что в одних свойствах предметы и явления подобны и даже тождественными, тогда как в других различаются, а порой и вообще выступают абсолютно противоположными. Часто не замечаем, как невольно сравниваем предметы и объединяем их в классы на основании каких-то определенных свойств, представляются существенными для практической деятельности или для развития какой-то теории. Различают абстракцию — просто как обычную (тривиальную) идею и суть — идею, которой присуща реальность. Понятие наднациональная суть, или справедливость, есть идеал, что реально существует в душе каждого без исключения человека. Абстрактное — это нечто изолированное и такое, что рассматривается отдельно как определенная целостность. Абстракции — сокращение, своеобразные информационные уплотнения, в которых охватываем, согласно их общими признаками, множество самых разнообразных чувственно воспринимаемых вещей, окружающих и которые попадают в формат потребностей и интересов людей.

В результате абстрагирования отдельных свойств предметов и явлений образуются понятия, есть общие знания о некоторые классы однородных предметов и явлений. Опыт абстрагирования позволяет сделать вывод, что мышление имеет обобщенный характер отражения действительности. Это означает, что на рациональном уровне познания всякое отдельное познание может осуществляться только исключительно на основе всеобщего, то есть уже выделенных существенных сторон конкретного класса предметов и явлений. Можно сказать что-либо о конкретной гидроэлектростанцию только на основании знания о общие характерные признаки всех видов электростанций вообще и всех гидроэлектростанций частности. Характерной особенностью мышления является также и то, что мышление — опосредованное познание. Это означает, что человек с помощью мышления получает возможность познавать то, что невозможно непосредственно воспринимать. Более того, человек может познавать и то, что никогда не попадал в непосредственное поле ее индивидуального восприятия. Львиную долю информации о мире вещей и явлений человек получает из банка данных и знаний с помощью выводов. Известно, что, во-первых, круг не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках, во-вторых, эллипс не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках, в-третьих, парабола не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках, а гипербола не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках; в-четвертых, круг, эллипс, парабола и гипербола являются различными видами конических сечений. Сопоставляя эти знания, можем сделать вывод, что конические сечения не могут пересекаться прямой линией более чем в двух точках. Или другой пример. Если мы знаем, что данное вещество — натрий и спектр его раскаленной пары дает яркую желтую линию, то, наблюдая за спектром раскаленной пары неизвестного вещества, спектр которой не дает яркой желтой линии, приходим к выводу, что исследуемое вещество не является натрием.

Процесс познания на уровне мышления имеет еще одну особенность, которая проявляется в сознательной целеполагательный, креативной деятельности человека. Если на уровне чувственного познания помимо своего желания слышим какую-то приятную или неприятную мелодию, видим лучи восходящего солнца, или вдыхаем какой-либо запах, то на уровне мышления мы можем блокировать процесс познания. Иначе, можем в любой момент прекратить решения какого-либо вопроса или вообще, как говорится, не видеть проблему и даже не видеть смысла в ее постановке и вообще не думать о ней. Анализ позволяет сделать вывод, что характерными признаками рационального познания следует считать: абстрактность, неразрывность связи с языком и речью, обобщенность характера отражения, опосредованность, сознание направленной деятельности.


worldofscience.ru

Формы чувственного познания.


Самой первой, элементарной формой чувственного познания являются ощущения. Это ̶ фиксация в нашем сознании отдельных сторон, свойств предметов, процессов, явлений, полученных в процессе их отражения (соленый, красный, теплый, громкий и т.п., например). Иногда человеку бывает достаточно именно ощущений. Скажем, если мы пришли с жестокого мороза в теплое помещение, то вряд ли перед нами возникнет сразу вопрос о том, почему здесь тепло, что является его источником: камин, русская печь, калорифер или что-либо еще. И уж тем более перед нами не возникнет непосредственно вопрос о природе и сущности тепла вообще.

Следующей формой чувственного познания являются восприятия. Это – целостный образ, возникающий в нашем сознании в результате комплексного отражения различных сторон, свойств, качеств предмета. Скажем, мы можем видеть предмет, похожий на яблоко. Но для того, чтобы убедиться в том, что это действительно яблоко, а не муляж, надо его взять в руку, понюхать, а затем, если это необходимо, то и откусить. Вот теперь можно точно утверждать, что это яблоко, а знатоки могут указать и его сорт. При этом надо иметь в виду, что восприятие – не просто суммирование ощущений. Оно возникает и функционирует как результат синтеза различных проявлений предмета. Этот результат базируется на наших предшествующих актах познавательной и практической деятельности. Восприятие – это активный процесс с элементами творчества.

И наконец, еще одна форма чувственного познания – представления. Это воспроизведение по памяти образов тех предметов, процессов, явлений, которые мы когда-то воспринимали. Эта форма постоянно сопровождает нас по жизни. Мы можем воспроизводить по памяти в своем сознании образ любимого человека, того места, где отдыхали минувшим летом (или прошлой зимой) при их отсутствии в данный момент. Т.е. здесь уже начинает функционировать более глубокий уровень нашего сознания. Это как бы переходный мостик от чувственной ступени познания к логической. Конечно, восприятие более полно отражает предмет, так как мы с ним непосредственно контактируем. В представлении же воспроизводятся лишь наиболее яркие, глубоко проникшие в наше сознание стороны или свойства предметов, явлений. Память, как правило, не удерживает несущественных мелочей. Ответы на вопрос о сущности данного предмета (явления), его связях с другими предметами и явлениями дает более высокая, логическая ступень познания.



Формы логического познания

Первой формой логического познания являются понятия. Это ̶ отражение в нашем сознании наиболее существенных сторон, свойств, качеств предметов. А эти существенные стороны предметов проявляются при их взаимодействии.

Возьмем понятие «стол». Что зафиксировано в этом понятии? Ровная, гладкая горизонтальная поверхность, находящаяся на каком-либо расстоянии от основания. Это может быть и письменный, и обеденный, и журнальный и т.п. стол (столик). В этом понятии не отражена его форма (квадратный, прямоугольный, треугольный, овальный и др.), материал, из которого он изготовлен (какое-либо натуральное дерево, облицованная ДСП, стекло и др.), его предназначение (кухонный, разделочный, обеденный, письменный, журнальный и т.п.). Т.е. понятие охватывает все предметы, обладающие вполне определенной сущностью.

О важности проблемы понятий свидетельствует длительный философский спор номиналистов и реалистов о природе общих понятий.

Понятия бывают как житейскими, так и научными. Так, на житейском уровне понятие «война» отождествляется с вооруженной борьбой противо- стоящих сторон, разрушениями, взрывами, гибелью людей. Но ведь и бандит-ские разборки часто сопровождаются такими же явлениями. Это тоже война? На житейском уровне – да. А как быть с дипломатической войной, с холодной войной, с экономической блокадой и т.п. явлениями социальной действитель-ности? С научной точки зрения, война – это продолжение политики господст- вующих классов иными, именно насильственными средствами. Средства эти могут быть как вооруженными, так и мирными. А вооруженная борьба без политики – не война, а драка. Знание этого необходимо и в наши дни. События на Украине с февраля 2014 года – это не борьба властей предержащих с террористами (как они называют жителей восточных областей страны, на референдумах провозгласивших независимость от нелегитимного центрального правительства), а самая настоящая гражданская война, развязанная вооруженными и поддерживаемыми правителями террористическими группировками («правым сектором» и «национальной гвардией») и армией со своим безоружным или слабо вооруженным народом, с той его частью, которая не пожелала безропотно подчиняться захватившим вооруженным путем власть в Киеве неофашистским и шовинистическим силам. Именно эти силы и привели к власти Президента страны П. Порошенко, открыто заявившего о необходимости полного уничтожения всех тех, кто не желает подчиняться новой украинской власти и, якобы, действует по указке российских руководителей. И эти заявления сопровождаются все усиливающимся вооруженным уничтожением несогласных под одобрительные возгласы руководителей ряда сран, заинтересованных в ослаблении роли в международных делах России и других стран бывшего Советского Союза.

Научные понятия называют категориями или дефинициями. Если мы не знаем категорий и дефиниций какой-либо науки, то мы не знаем и самой науки. Не случайно, наверное, И. Кант и требовал от осуществляющего научное познание овладения «категориальным коридорием».

Второй формой логического позгнания является суждение. Это мысль, выраженная в форме предложения, в котором утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

В суждении участвуют несколько понятий. Так, в суждении «N является студентом университета» присутствуют понятия «студент» и «университет». Первое понятие отличает N от учащегося школы и колледжа или аспиранта, а второе ̶ от студента института. При этом следует иметь в виду, что суждения бывают истинными и ложными. Так, суждение: «мел – осадочная горная порода белого цвета» является истинным, а суждение: «мел – вещество черного цвета» является ложным. При этом надо понимать, что речь идет о самом веществе, а не о водных суспензиях на его основе, которые могут быть подкрашены в любой цвет, и не о разноцветных мелках.

Существенную роль в познании играет умозаключение, т.е. новое суждение, выведенное на базе двух или более суждений о каких-либо вещах или процессах. Хорошо известен пример из школьных учебников физики: «Медь – это металл. Железо – тоже металл. Медь и железо обладают свойством электропроводимости. Вывод: все металлы обладают свойством электропроводимости». Это ̶ умозаключение от частного к общему. Оно на-зывается индуктивным.Из всей совокупности металлов мы взяли только два, проверили их на наличие свойства электропроводимости, а вывод распространили на все известные металлы. Понятно, что такое умозаключение носит вероятностный характер. Вероятность тем ближе к 1, чем больше пред-метов данного класса мы проверили на наличие данного свойства.

Но есть умозаключения и дедуктивные. Это умозаключения от общего к частному. Так, зная, что все металлы обладают свойством электропроводимости (1-ое суждение), и то, что ртуть – это тоже металл (2-ое суждение), мы можем придти к выводу, что ртуть тоже обладает свойством электропроводимости. Этот вывод получен дедуктивным путем. Знание свойств умозаключений играет большую практическую роль. Так, в прошлом, когда еще не было открытого электричества, при изготовлении парчи можно было использовать металлические золотую или серебряную нити, не опасаясь за жизнь носящего одежду из этих тканей. В наши дни такая технология стала опасной. Поэтому, если перед нами встанет задача воссоздания парчи для применения ее в шитье одежды, то для безопасности лучше использовать нити химической пленки, покрытые специальным клеем и имитирующие золотые или серебряные нити, но не обладающие свойством электропроводимости. Хотя в моду вновь входят ткани с люрексом, т.е. с металлической нитью.

И наконец, важнейшей формой логического познания является теория, т.е. систематизированное знание о каком-либо фрагменте действительности или о действительности в целом. Теории бывают научными и вненаучными. Так, о звездном небе существуют как научные, так и вненаучные теории. Астрономия и астрофизика – научные теории, а астрология – вненаучная. Более подробно речь об этом пойдет в следующее теме.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

§ 1. Формы познания

Формы чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувственных восприятии. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые воспринимаются мозгом. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет.

Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, ощущения горького, соленого, теплого, красного, круглого, гладкого и т.д.).

Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощущениях и отражаются различные свойства предметов. Ощущения как субъективный образ объективного мира возникает в норе больших полушарий головного мозга. Чувствительность органов чувств повышается в зависимости от тренировки. Обычный человек различает, например, 3-4 оттенка черного цвета, профессионалы — до 40 оттенков.

В ощущениях осуществляется связь сознания с внешним миром. Ощущения возникают в результате воздействия предметов на различные органы чувств — органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и частично восполняют функции недостающих. Пьеса Гибсона “Сотворившая чудо” рассказывает о детстве и обучении американской слепоглухонемой девочки Элен Келлер. Эта пьеса очень ярко передает всю трудность общения с Элен и методику ее обучения. Когда девочка произнесла первое слово — вода, это было воспринято как чудо. Она научилась говорить, хотя сама не слышала своего голоса.

Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образы автобуса, пшеничного поля, электростанции, книги и т. д.). Восприятия слагаются из ощущений. Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и являются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, но во многом зависят от прошлого опыта. Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина (художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена и т. д.).

Насколько сильно восприятия переплетаются с прежним опытом и знаниями, видно из следующей истории. Рассказывают, что одни европеец, путешествуя по Центральной Африке, остановился в негритянской деревушке, жители которой не имели представления о книгах и газетах. Пока ему меняли лошадей, он раскрыл газету и начал ее читать. Вокруг него собралась толпа и внимательно следила за ним. Когда путешественник уже приготовился ехать дальше, к нему подошли местные жители и попросили продать газету за большие деньги. На вопрос путешественника, зачем нужна им газета, они ответили, что они видели, как он долго смотрел на черные изображения на ней и, очевидно, лечил свои глаза, и они хотели бы иметь у себя это лечебное средство. Так, жители этой деревни, не зная, что такое чтение, и рассуждая на основе своего прежнего опыта, восприняли газету как лечебное средство.

Представление — это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался. Представление может быть воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представление может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не видели его.

По описанию внешнего облика какого-то реального человека или литературного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность. Приведем пример. Вспомним в этой связи сцену из кинофильма Чарли Чаплина “Граф”. Мнимый граф Чарли попал в затруднительное положение. Когда перед ним положили большой кусок арбуза, он по неведению атаковал его без ножа и вилки. Как и следовало ожидать, выгрызать мякоть арбуза вскоре стало неудобно. Острые и жесткие края корки залезали даже в уши. Чтобы избежать этого, Чарли подвязал щеки салфеткой. Это действие уже смешно — ведь куда проще было разрезать или разломить кусок арбуза. Но оно повлекло за собой и вторичный комический эффект: с подвязанной салфеткой вокруг головы Чарли приобрел вид человека, страдающего от зубной боли. Так для создания комического эффекта Чаплин использует простые явления реальной жизни, представленные в неожиданном, а потому смешном освещении.

Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления — более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это -скачок от познания фактов к познанию законов.

Формы абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов1. Понятия в языке выражаются отдельными словами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосочетаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:

“Саранча опустошает поля” — простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” — сложное, состоящее из двух простых.

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера:

Все металлы — вещества

Литий-металл.

Литий — вещество.

Однородные — в смысле входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку.

Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение — заключением.

Растения делятся или на однолетние или на многолетние.

Данное растение является однолетним.

Данное растение не является многолетним.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания — ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.

Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является практика. Под практикой понимают всю общественную и производственную деятельность людей в определенных исторических условиях, т.е. это материальная, производственная деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства, а также политическая деятельность, борьба за мир, социальные революции и реформы, научный эксперимент и т. д.

“…Практика человека и человечества есть проверка, критерий объективного познания”2. Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Прежде чем послать в космос человека, советские ученые провели серию испытаний с животными.

Особенности абстрактного мышления. С помощью рационального (от лат. ratio — разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят планы на будущее и т. д. Выделяют следующие особенности абстрактного мышления:

1. Мышление отражает действительность в обобщенных формах. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем инертным газам, мы образуем понятие “инертный газ”). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: “материя”, “сознание”, “движение”, “государство”, “наследственность”, “ген” и др.).

2. Абстрактное мышление — форма опосредованного отражения мира. Человек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).

3. Абстрактное мышление — процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.

4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык — способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.

№3 исторические этапы развития логики как науки

Логика — одна из древнейших наук. Точно установить, кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышления, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тысячелетия до н. э. Однако если говорить о возникновении логики как науки, то есть о более или менее систематизированной совокупности знаний, то справедливым будет считать родиной логики великую цивилизацию Древней Греции. Именно здесь в V-IV веках до н. э. в период бурного развития демократии и связанного с ним небывалого оживления общественно-политической жизни трудами Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки. Родоначальником же, «отцом» логики, по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона — Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Именно он в своих трудах, объединенных общим названием «Органон» (орудие познания), впервые обстоятельно проанализировал и описал основные логические формы и правила рассуждений, а именно: формы выводов из так называемых категорических суждений — категорический силлогизм («Первая аналитика»), сформулировал основные принципы научных доказательств («Вторая аналитика»), дал анализ смысла некоторых видов высказываний («Об истолковании»), наметил основные подходы к разработке учения о понятии («Категории»). Серьезное внимание Аристотель уделял также разоблачению различного рода логических ошибок и софистических приемов в спорах («О софистических опровержениях»).

Целью данной работы является изучение основных этапов истории логики. Задачами работы являются:

— изучение возникновения и этапов развития традиционной логики,

— изучение истории создания символической и диалектической логики.

studfiles.net

Формы чувственного познания

В наши дни известно, что именно три формы чувственного познания стали первым шагом на пути познания. Именно оно – самое простое и доступное, полагающее основой контакт человека с окружающим миром.

Специфика и формы чувственного познания

Чувственное познание предполагает познавать мир с помощью органов чувств: слуха, обоняния, осязания, зрения, вкуса. Именно такое познание представляет собой первоисточник любых знаний. Не стоит забывать и о том, что между прототипом и чувственным образом всегда сохраняется разница, которую нельзя не брать в расчет.

Объект познания всегда богаче, чем отражающее его понятие, поскольку каким бы широким оно ни было, оно не в силах охватить всех сторон. Известны три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Основные формы чувственного познания: ощущения Ощущение – это первая форма. Как правило, она отражает лишь одно свойство, которое можно определить органами чувств (свет, цвет, запах и т.д.). Ощущение позволяет получить лишь частичное, но никак не полное знание (например, по цвету яблока нельзя судить о его запахе, вкусе, температуре и т.д.).

Однако через ощущение устанавливается связь между познающим субъектом и познаваемым объектом. Благодаря активной деятельности сознания любое ощущение, попадающее в мозг, преобразуется в образ восприятия.

Восприятие — форма чувственного познания

Восприятие представляет собой полный конкретно–чувственный образ предмета или явления. В современном мире возможно не только восприятие посредством органов чувств, но и восприятие при помощи приборов (изучение через микроскоп, телескоп и т.д.). Благодаря достижениям науки и техники восприятие как понятие стало шире.

Восприятие имеет активный характер и выражает устойчивый интерес к объектам действительности, который выражается в желании осмыслить их. Активность субъекта в данном случае проявляется в организации условий, в которых изучить объект можно максимально полно. Именно восприятие ложится в основу накопления материала, благодаря которому в дальнейшем появляется возможность сформировать концепцию или теория бытового уровня.

Форма чувственного познания мира: представление

Считается, что именно из чувственных образов, которые накапливает человек, и состоит его память. Она позволяет сохранять и воспроизводить цепь образов даже без наглядного примера. Так мы подобрались к понятию представления.

Представление являет собой третью форму чувственного познания и проявляется в том, что воспроизводит образ предмета на основе опыта взаимодействия с ним. Важно, что это происходит в отсутствии самого предмета. Представление – это целостный образ действительности, который человек всегда может воспроизвести с помощью памяти. То есть зная, как выглядит яблоко, человек без труда вспомнит его цвет, вес, вкус, запах, тактильное ощущение, которое оно дарит, если держать его в руке.

Стоит учитывать, что память человека весьма избирательна, поэтому из нее исчезают те грани и свойства, на которых человек не заострил свое внимание, либо которые он счел маловажными. Память субъективна, и один человек опишет яблоко как красное и сладкое, а другой – как спелое и крупное.

Уже на этом этапе несложно уследить появление абстрактных элементов. Именно поэтому на данном этапе чувственное познание заканчивается и появляется его более сложная ступень – рациональное познание. Однако не стоит умалять значение первых, чувственных ступеней – именно они лежат в основе любого знания, с них начинается познание вообще.

 

womanadvice.ru