Форма территориального государственного устройства – Основные формы территориально-государственного устройства | Учеба-Легко.РФ

28. Формы территориального устройства государства.

Форма территориального устройства– это административно- территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма территориального устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;

  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства;

  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов.

По форме территориального (государственного) устройства государства бывают: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство

– это простое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета, а подчиняются центральным органам власти (Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Швеция, Дания, Франция и т.д.).

Характерные чертыунитарного государства:

  • единые, общие для всей страны, высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;

  • действует единая конституция, единая система законодательства, единая денежная система, одно гражданство, проводится общая для всех налоговая и кредитная политика;

  • основные части унитарного государства не обладают самостоятельной государственностью;

  • унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную автономию;

  • имеет единые вооруженные силы.

Федеративное государство– это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы (Германия, Индия, Канада, США, Россия).

Характерные признакифедеративного государства:

  • территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

  • в союзном государстве верховная законодательная и судебная власть принадлежат федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

  • субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

  • в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;

  • основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные государственные органы.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Характерные черты конфедерации:

  • не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, решает проблемы экономического, оборонного и иного сотрудничества;

  • не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета, эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации;

  • сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого значительно упрощен;

  • конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике.

studfiles.net

Формы территориального устройства государства

Форма территориального устройства – это административно — территориальное строение государства, которое раскрывает характервзаимоотношений между его составными частями, между центральными и местнымиорганами государственной власти.

Форма территориального устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственнымиорганами;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов.

По форме территориального (государственного) устройства государства бывают: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – это простое государство, части которогоявляются административно-территориальными единицами и не обладают признакамигосударственного суверенитета, а подчиняются центральным органам власти(Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Швеция, Дания, Франция и т. д.).

Характерные черты унитарного государства:

  • единые, общие для всей страны, высшие представительные, исполнительные исудебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местнымиорганами;
  • действует единая конституция, единая система законодательства, единаяденежная система, одно гражданство, проводится общая для всех налоговая икредитная политика;
  • основные части унитарного государства не обладают самостоятельнойгосударственностью;
  • унитарное государство, на территории которого проживают небольшие почисленности национальности, широко допускает национальную автономию;
  • имеет единые вооруженные силы.

Федеративное государство – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы(Германия, Индия, Канада, США, Россия).

Характерные признаки федеративного государства:

  • территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.;
  • в союзном государстве верховная законодательная и судебная властьпринадлежат федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией иее субъектами разграничивается союзной конституцией;
  • субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеютсвои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
  • в большинстве федераций существует единое союзное гражданство игражданство федеративных единиц;
  • основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляютсоюзные государственные органы.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Характерные черты конфедерации:

  • не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, решает проблемы экономического, оборонного и иного сотрудничества;
  • не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственногобюджета, эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации;
  • сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временномсоюзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другогозначительно упрощен;
  • конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике.

all-politologija.ru

Формы территориального устройства: общая характеристика

Формы территориального устройства – это одна из составляющих форм государства в целом. Наряду с остальными частями этого понятия устройство территории также является важнейшей характеристикой определенной страны.

Форма государства: виды

Что же представляет собой предложенное понятие? Это политическая организация государства, определенный способ осуществления власти, взаимосвязь государственных органов и деление страны на территориальные единицы. Первой составляющей является форма правления, которая делится на монархию (власть одного) и республику (общественная власть). Поэтому можно сделать вывод о том, что форма правления – это своего рода организация высшей или верховной власти в государстве. Второй компонент – политический режим, который делится на демократический (власть народа) и антидемократический (власть партии/человека). Следовательно, эта составляющая представляет собой некий комплекс способов и методов осуществления органами своих полномочий. Последний компонент – это формы территориального устройства. О них подробно будет изложено ниже.

Подробная характеристика формы территориального устройства

Итак, прежде всего следует дать определение данному термину: это способ, закрепленный конституцией, взаимодействия и взаимного осуществления власти между территориальными образованиями данного государства. Принято считать, что таких форм всего три: федеративное устройство, унитарное и конфедеративное. Самым распространенным считается первый тип. Федерация (форма территориального устройства России) – это союз нескольких относительно суверенных государств. Следующим типом является унитарная форма – это единые государства, где действует одна общая конституция и иные единые органы власти. Стоит отметить, что органы местной власти существуют, но не обладают при этом каким-либо суверенитетом. Последний тип – это конфедерация, которая представляет собой чаще всего политический или иной союз нескольких государств. Как правило, такое объединение не имеет единых исполнительных, судебных и законодательных органов, а также единой армии и системы налогообложения. Существует точка зрения, что подобные союзы недолговечны.

Теории федерализма

Существует две самые известные теории федерализма: первая — дуалистический федерализм и вторая — теория прав штатов. Дуалистический федерализм – это теория, в которой признается верховенство федерального права, а субъекты обладают самостоятельностью по отношению к предметам своего ведения, но не имеют права выхода из федерации. Теория прав штатов, наоборот, подразумевает более широкий круг прав территориальных образований, вплоть до их выхода.

Таким образом, формы территориального устройства государства – это одна из важнейших его характеристик. Наряду с другими этот признак помогает составить полную картину о структуре страны. Какая форма государственного территориального устройства в России? Об этом было изложено выше. Россия – это типичная дуалистическая федерация.

fb.ru

Федеративная форма государственно-территориально устройства

Понятие территориальной формы государственного устройства подразумевает способ его административно-территориальной организации. Такое государство может иметь единые органы правления или же складываться из множества территорий, каждая из которых будет подчинена собственному локальному правительству, имеющему широкие полномочия.

Унитарная форма государственно-территориально устройства

Унитарная форма имеет достаточно широкое распространение. Такое государство характеризуется единством всех правительственных органов, правовой системы и конституции, которые распространяются без каких-либо ограничений или оговорок на территорию всей страны. Такими странами являются Швеция, Италия, Польша, множество стран Африки и Азии.

Федеративная форма государственно-территориально устройства

В противовес унитарной, федеративная форма подразумевает достаточно сложное образование, которое включает в свой состав единицы, менее масштабные в смысле своих размеров и юридической международной значимости. Входящие в него субъекты могут именоваться по-разному: штаты, земли, кантоны, эмираты, провинции и так далее. Но неизменно федеративная форма государственно-территориально устройства предполагает, что такие – локальные – субъекты передают часть собственного суверенитета в пользу центральных правительственных органов. Таким образом, здесь фактически существует два уровня государственного аппарата: высший – федеральный, власть которого распространяется на всю страны, и власть территориальных субъектов федерации – она  распространяется лишь в пределах земель каждого субъекта. Подобным образом и законы могут разделяться на те, которые подлежат обязательному выполнению лишь в пределах ограниченных территорий субъектов (как в американских штатах), и на всеобщие — федеративные. Федеративная форма государственно-территориально устройства преобладает, как правило, в странах, этнически неоднородных (Бельгия), странах, возникшим путем объединения ранее независимых территорий (как Швейцария, Германия, США), а также имеющих очень масштабную территорию или большое количество населения (например, по этой причине в России тоже федеративная форма государственного территориально-политического устройства).

Характерные особенности федеративного устройства:

  1. Государство состоит из множества отдельных субъектов, которые имеют свои властные органы.
  2. Парламенты федеративных государств обязательно являются двухпалатными, поскольку одна из палат является общефедеральной, а другая состоит из представителей земель. Впрочем, следует отметить, что двухпалатный парламент может функционировать и в унитарном государстве, не обязательно являясь признаком именно федерации.
  3. Во многих федерациях существует понятие двойного гражданства: локального для республик и общего.
  4. Внешнеполитические сношения в таких странах являются исключительной прерогативой центральных органов правления.

fb.ru

Основные формы территориально-государственного устройства | Учеба-Легко.РФ

Основные формы территориально-государственного устройства

Основные формы территориально-государственного устройства

Унитарное

Федерация

Конфедерация

Прочие

— единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета.

Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность.

Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации.

Содружество — более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства.

Сообщество государств — создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.

Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др.

cм. табл. «Страны с федеративным административно- территориальным устройством»

Швейцария

СНГ

Страные мира с федеративным территориально-государственным устройством

 

Российская Федерация

Африка:

Австралия и Океания:

Зарубежная Европа:

Федеративная Исламская Республика Коморские острова

Австралийский Союз

Молдова

Федеративная Республика Нигерия

Федеративные Штаты Микронезии

Австрийская Республика

ЮАР

Америка:

Королевство Бельгия

Зарубежная Азия:

Федеративная Республика Бразилия

ФРГ

Грузия

Республика Венесуэла

Швейцарская Конфедерация

Республика Индия

Канада

Союзная Республика Югославия

Малайзия

Мексиканские Соединенные Штаты

Испания

Союз Мьянма

США

 

ОАЭ

 

 

Союзная Республика Пакистан

 

 

 

 

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).

Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими ее валлонами и фламандцами привело к тому, что в 1993 году парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.


Лекция добавлена 12.05.2012 в 02:45:55

uclg.ru

Форма территориального (государственного) устройства

Оглавление

Введение

1. Территориальное устройство государства

1.1 Унитарное государственное устройство

1.2 Сложное государственное устройство

2. Федерация

2.1 Модели федерализма

3. Российская Федерация

3.1 Истоки федеративной государственности России

3.2 Конституционная модель российского федерализма

3.3 Проблемы Российского федерализма

3.4 Четыре этапа российского федерализма

3.5 Россия — унитарная Федерация

4. Конфедерация

Заключение

Список использованных источников

Общепризнанно, что элементы составляющие государство, — это территория, население и публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория. Так как без собственной территории не может быть государства. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом и отдельных его частей.

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые характерны как для государственного строительства в России, так и для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешенными и дискуссионными.

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства — унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.

Отдельно будет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать — как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

В последние годы само понятие «форма государственного устройства» подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию «государственное устройство» придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии) [1] . Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой «территориально-политическое устройство» государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин «государственное» устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства»[2] . В учебной и научной литературе прослеживается единство в характеристике этого термина. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства — унитарная (простая) и сложная. [3] За основу типологизации формы государственного устройства здесь берут критерий «простоты». Примитивность и алогичность подобного подхода очевидна. В дальнейшей классификации ведутся споры. В частности, современные учёные третьей формой государственного устройства выделяют конфедерацию, тогда как другие определяют её лишь как союз государств. Также появилось такое понятие, как региональное государство, это понятие ещё не воспринято основными законами, хотя является научным термином. Также в классификации сложных государств выделяют такие понятия, как протекторат и уния. Но для того, чтобы более наглядно проследить эту специфику, необходимо дать характеристику традиционным, классическим формам государственного устройства. [4]

Унитарное государство — это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности[5] .

Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.

Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а «в центре»[6] .

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках «центра», она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные[7] .

В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие «государства-карлики») [8] .

Сложное государство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. В типологии сложных государств, принято выделять такие классы, как протекторат и уния.

Протекторат — это международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать другому покровительство. А именно: осуществлять его представительство во внешних делах осуществлять вооружённую защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Под унией понимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи[9] .

В настоящее время абсолютное большинство государств имеют сложное территориальное устройство. Наиболее интересными в плане изучения, с нашей точки зрения, представляются федерация и конфедерация.

Федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственностиhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html — _ftn22#_ftn22. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Несмотря на разнообразие и неоднородность федеративного устройства в разных странах можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)

одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации

как правило, субъекты федерации лишены права сецессии, т.е. не могут в одностороннем порядке выйти из федерации[10] .

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государство-подобных черт .

mirznanii.com

Формы территориального государственного устройства

Введение. 3

Глава 1 Форма территориального государственного устройства. 5

1.1 Унитарное государство. 6

1.2 Федеративное государство. 8

1.3 Конфедерация. 10

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны — систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти. Деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи — интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупных государствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление соответствующими крупными единицами.
По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых территориальных единицах — городских и сельских общинах — начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, процесс объединения государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.
Административно-территориальное деление стало превращаться в политико-территориальное, и, соответственно, административно-территориальное устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.
Самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы.Глава 1 Форма территориального государственного устройства

Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Территориальное устройство государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Исторически сложились три «классических» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких — либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.) [5]

Унитарное государство — это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно — территориальными образованиями, не имеющими каких — либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение — «центру» и местным представительным органам.

Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства — федераций и конфедеративных государственных союзов.

В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами, какой — либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных и относительно децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

Централизованные унитарные государства — это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, в том числе «социалистических», формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных «партийных» руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной «партийной» власти.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Термин «федерация» происходит от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять союзом». Федерация — представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три «ветви») децентрализации и «разделению» власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

Как уже говорилось, федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII — XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно — демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация — хороший тому пример)[1]. Главное различие между обеими формами (федерация и унитаризм), заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства — субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает не что иное, как «государство» (ср. нем. Staat, англ. state, фр. etat, исп. Estado). Соответственно для федеративной формы, характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

mirznanii.com