Форма государственности – ФОРМА ГОСУДАРСТВА это что такое ФОРМА ГОСУДАРСТВА: определение — Право.НЭС
Исторические формы государственности.
Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный.
Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.
Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:
1. Форма правления — определяет, кому принадлежит власть;
Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.
Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;
· абсолютная (всевластие главы государства) – султанат Бруней, султанат Оман, королевство Свазиленд, Ватикан, эмират Катар, королевство Саудовская Аравия.
· конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
o дуалистическая: Кувейт, ОАЭ, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Иордания, Марокко;
o парламентарная: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Андорра, Япония, Камбоджа, Таиланд, Бутан, Лесото, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Тонга, Соломоновы Острова, Гренада, Ямайка, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия.
Республика — форма правления, при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.
- парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом) – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, Индия, Турция, Израиль;
· президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом) – США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор;
· смешанная – Франция, Финляндия, Польша, Болгария.
2. Форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.
По форме государственного устройства государства делят на:
- Унитарные (части не имеют суверенитета, верховная власть едина для всех) – большинство, кроме самых больших;
- Федеративные (части-субъекты являются гос. образованиями, обладают некоторой независимостью) – РФ, Австрийская Республика, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Сомали, Ирак, Пакистан, ОАЭ, Индия, Малайзия, Судан;
- Конфедерации (объединение нескольких суверенных государств для совместной деятельности) – Евросоюз? В прошлом – Швейцария, Конфедеративные Штаты Америки.
Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).
3. Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.
Политический режим может быть:
· демократическим – Норвегия, Швеция, Исландия, Канада, Дания, Новая Зеландия, Австралия, Швейцария;
· антидемократическим – КНДР.
Государство:
· правовым
· авторитарным – Россия, Иран, Судан, Афганистан, Таджикистан, Беларусь;
· тоталитарным – КНДР, Китай, Куба.
Похожие статьи:
poznayka.org
Понятие и виды форм государства
Государство для управления обществом использует определенные формы и модели. Одни страны копировали соседние или более мощные государства, а другие сохраняли индивидуальные и традиционные черты в организации власти. В современном мире существует много видов форм государства: какие-то сформировались давно, а какие-то только недавно. Любопытно наблюдать с исторической точки зрения то, как одно государство может менять несколько форм государственной власти в ходе своего развития. Рассмотрим подробнее формы правления государства, понятие, виды и так далее.
Понятие формы государства и его виды
В правовой и политической литературе нет однозначного понятия формы. Понятие формы государства, признаков и видов, складывается из многих компонентов. Но если взять свойства данной категории, то можно сделать вывод, что форма государства представляет собой организацию территориального и политического устройства в стране, которая отвечает на следующие вопросы:
- Кто правит?
- Как правит?
- Каким образом будет осуществляться территориальное управление и структура государственных институтов страны?
- Какие есть способы для реализации политической власти?
Виды форм государства никогда не находились в неподвижном состоянии, а изменялись под влиянием различных факторов: экономических, социальных, идеологических или политических. Со временем менялось понимание и значение формы государства: от аристократии и монархии до республики и диктатуры.
Сейчас в литературе выделяют три вида формы (монократическая, поликратическая и сегментарная), а также виды и функции форм государства (форма правления, форма государственного устройства и политический режим).
Древние греки о форме государства
Древние греки уделяли в своих трудах очень важное место понятию и видам формы государства, полагая, что правильная организация политической власти – важный путь к успеху и процветанию в стране.

Платон был уверен, что лучшей моделью государственной власти является аристократия и олигархия. Власть, которая сосредоточена в руках узкой группы богатых людей, согласно Платону, лучше и полезней для государства, чем демократия. Платон был ярым противником «власти народа», он думал, что чрезмерная свобода может привести к тирании, форме государства, где не соблюдаются права людей, а во главе угла стоит принуждение.
Аристотель рассматривал особенности форм государства и их виды в зависимости от того, сколько людей правит и в сторону какого слоя общества ориентирована власть. Он считал идеальными формами государства монархию и аристократию, а демократию, олигархию и тиранию называл неправильными и вредными формами организации государственного устройства в стране.
Классификация форм государства
Выделяют следующие основные виды форм государства: монократическую, поликратическую и сегментарную. Остановимся и поговорим о каждой форме отдельно.
Монократическая власть. Само слово говорит, что власть в государстве принадлежит единоличному правителю или государственному органу. Таким моноправителем может быть:
- монарх;
- диктатор;
- правящая партия.
В монократическом государстве нет разделения властей, народ не участвует в политической жизни страны, местное самоуправление отсутствует. Для монократической системы характерно принуждение, террор в отношении населения, обязательное следование государственной или религиозной идеологии. Характерной чертой этой формы государства является отсутствие частной экономики, бизнеса и демократических принципов управления.
Выделяют следующие виды монократических форм государств:
- Теократическая. Центральным и авторитетным сводом правил является Священное Писание – Коран или Библия. Социальная, духовная, политическая и экономическая жизнь основывается на Священных книгах, которые предписывают людям правильный образ жизни. Примером таких государств являются: Саудовская Аравия, Катар, Иран и Ватикан.
- Экстремистская. Отсутствие прав и свобод, насилие над чуждыми элементами, включая принудительное лечение, лишение свободы и каторгу. В современном мире таких государств нет, но в истории 20 века все помнят о существовании в прошлом таких фашистских систем в Германии, Испании, Италии и Камбодже.
- Милитаристская. Власть принадлежит военному органу или армии. Как примеры (из современных стран) можно привести Фиджи и Мьянму, а в прошлом – Ирак и Пакистан.
- Тоталитарный социализм (диктатура). Национализация собственности государством и имущества граждан. Устанавливался в стране, чтобы преодолеть экономический кризис, но затем оставался как основной режим. Примеры: СССР, Северная Корея.
Каждая из приведенных выше монократических форм имеет тенденцию обычно прикрываться парламентом, выборными органами, но на самом деле управление осуществляется одним лицом или партией.

Монократической форме государства противостоит поликратическая. Характерными чертами поликратической системы являются следующие признаки:
- Управление осуществляется не единолично, а действует принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть.
- Области могут самостоятельно принимать законы, которые не выходят за рамки Конституции. Разграничение полномочий между государством и территориальными образованиями (областями, республиками).
- Исполнительная и законодательная власть формируется народом через проведение выборов и референдумов.
- Государством поощряется частная экономика.
Поликратическая форма разделяется на два вида: традиционную и постсоциалистическую.
Традиционная форма государства с присущими чертами демократии типична для большинства современных государств: США, Англия, Канада, Франция, Италия.
Постсоциалистическая форма характерна для стран бывшего социалистического лагеря, которые движутся по пути демократии к развитой экономике. К таким странам относятся такие государства, как Польша, Чехия, Венгрия, Грузия.
Третьей формой государства является сегментарная. Это своего рода середина между монократической и поликратической формами государства. Для таких государств свойственна демократия, смешанная с авторитаризмом. Для сегментарного государства характерна олигархия, то есть страной управляет узкий круг лиц или семья. Отличительные признаки сегментарной формы:
- нет разделения властей;
- свободы признаются только на бумаге, на самом деле они не соблюдаются;
- автономия местного самоуправления очень слабая;
- разрешается создание лимитированного количества партий или партии запрещено создавать;
- есть видимое разделение власти, но на самом деле страной руководит правительство или президент.
К государствам сегментарного типа относят Марокко, Сенегал, Индонезию, Египет, Иорданию и Нигерию.
Особенности формы, виды
По внешним признакам государство состоит из формы правления, формы государственного устройства и политического режим. Рассмотрим каждый вид формы государства в отдельности.
Понятие, виды правления
Форма правления – организация власти в стране, государственных органов и институтов. Выделяют следующие формы правления:
- монархию;
- республику.
Исходя из смысла понятия и видов формы правления государства, можно дать характеристику каждому виду правления.
Монархия
Власть в стране принадлежит одному лицу (царю, султану, королю) или частично ограничена парламентом. Большинство монархий в современном мире имеют статус конституционной. Монарх занимает свой пост любой срок, а его власть переходит по наследству.

Монархия бывает следующих видов:
- Абсолютная. Власть осуществляется единолично монархом. Таких монархий осталось немного: Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Кувейт.
- Конституционная. Власть монарха ограниченна парламентом (законодательная власть), правительством (исполнительная власть) и судебной властью. Монарх в таких странах управление не осуществляет, а только юридически занимает должность главы государства. К этому виду принадлежит большинство монархий: Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Бельгия.
- Дуалистическая. Власть в стране разграничена между парламентом и монархом. Парламент двухпалатный: нижнюю палату выбирает народ, а верхняя палата назначается монархом. Законы принимает парламент, но монарх может отклонить закон. Правительство назначается главой государства. Примеры государств: Непал, Иордания, Марокко.
Республика
Вид формы правления, где власть в стране осуществляют выбранные народом органы государственной власти. Для республики характерными считаются следующие признаки:
- народ наделяет властью главу государства и парламент;
- глава государства избирается на определенный срок и несет ответственность за свои действия.
Существует три вида республик:
- парламентская;
- президентская;
- смешанная.

Отличительными чертами парламентской республики являются: парламент назначает президента, а правительство создается из числа партии, которая получила большинство мест в избранном народом парламенте. Правительство в таком государстве должно отчитываться перед парламентом, который может в любой момент его распустить. Парламентскими республиками считаются Италия, Германия, Турция, Австрия.

В президентской республике глава государства – президент, который выбирается на всенародных выборах народом. Правительство подчиняется президенту. Президентскими республиками являются США, Мексика, Бразилия, Нигерия.

Есть смешанная республика. В таких государствах, как Франция, Перу, Россия, Беларусь присутствуют признаки президентской и парламентской республики.
Формы государственного устройства
Государственное устройство (как вид формы государства) – это как территориально устроена страна и каким образом центральной власти подчиняются ее субъекты. Выделяют следующие формы государственного устройства: унитарная, федерация и конфедерация.
Для унитарного государства характерен единый центр управления страной, единая конституция и единая валюта. Унитарные государства могут быть централизованными и национальными (многонациональными): Китай, Эстония, Япония.
Федеративные государства — это страны, которые состоят из многих национальных областей и субъектов, которые подчиняются федеративным законам, но имеют право устанавливать местные правила, не противоречащие Конституции. Выделяют федерации территориальные, смешанные и национальные. Территориальными федерациями являются США, Германия, смешанная – Россия, а к национальным федерациям можно отнести Индию.

Конфедерация — это непостоянный, кратковременный союз государств, образованный для преодоления трудных задач политического или территориального значения. Конфедерация не имеет централизованного правительства, бюджета или национального гражданства. К таким государствам можно отнести Евросоюз, Союзное государство России и Белоруссии.
Политический режим
Государство обладает набором методов и приемов по осуществлению власти в стране, это и носит название политического режима. В литературе выделяют два вида политического режима: демократический и недемократический.
Демократический и недемократический режимы
Демократический режим обладает следующими признаками:
- верховенство закона;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- населению гарантируется свобода, соблюдение прав;
- власть выбирается, сменяются институты власти в субъектах государства;
- оппозиция не запрещается государством;
- многопартийность в государстве.
Недемократический режим запрещает оппозицию, многопартийность, нет свобод в стране, а присутствует принуждение и террор. Недемократический режим выделяют двух видов: фашистский (господство одной нации в стране) и тоталитарный (соблюдение единственно правильной идеологии, подчинение партии или диктатору).
Виды и формы международной ответственности государств
Всякое государство несет правовую ответственность за свои действия, которые могут носить не только правовой характер, но и агрессивный. В мире выделяют следующие виды и формы международно-правовой ответственности государств:
- Материальную: репарация и реституция.
- Нематериальную: сатисфакция, ограничение суверенитета.
Репарация и реституция
Виды и формы ответственности государств в материальном плане могут выступать в качестве реституции и репарации. Реституция – это материальное обязательство страны-агрессора возместить ущерб, который был причинен в результате противоправного действия, восстановить статус, который существовал до совершения международного преступления: возвращение захваченного имущества. Выделяют как вид реституции ресторацию. Назначение ресторации состоит в нематериальном восстановлении прав страны: освобождение заложников и отмене оккупационной политики, отмена всех решений, которые причиняли вред государству.

Репарация – денежная компенсация, которая должна быть осуществлена в связи с причинением противоправного деяния. Репарация заключается в связи с подписанием мирного договора, по которому проигравшая страна обязана выплатить денежную сумму странам победителям.
Нематериальные формы международной ответственности
В мире агрессия против другого государства считается страшным международным противоправным деянием. Кроме материальной ответственности, страны победители могут ввести ограничение суверенитета страны-агрессора, а также управлять государством до уничтожения очагов агрессии. Может возникнуть возможность лишения независимости, разделение территории страны, но это совсем крайняя мера.
Как мера ответственности применяется и сатисфакция. Что такое сатисфакция? Это моральное признание государством-агрессором на самом высоком уровне совершенного противоправного деяния: устное и письменное сожаление о случившемся. К сатисфакции относятся и такие действия, как: расследование преступления; вынесение наказания людям, которые допустили моральный ущерб; обещание, что такое международное правонарушение больше не повторится.
fb.ru
Понятие формы государства и её элементов
При характеристике любого государства всегда обращается внимание на то, какие земельные территории в него входят, на количество и плотность населения, формы организационного правления, характер политического режима, уровень экономического развития. Государство тем сильнее, чем стабильнее работает его экономика, чем теснее взаимодействие между властью и народом, чем выше обороноспособность страны и научно-техническая база, поставленная на службу экономики.
Определение
Понятие формы государства включает в себя множество всех его признаков, которые отображают как сам порядок образования и организации государственных органов, территориальный состав государства, так и те методы, приёмы, при помощи которых государственная власть осуществляется. Другими словами, это политическая власть, которая в стране является главной на данный момент, политический режим, который она установила. Поэтому именно от формы государственного правления зависит, по большому счёту, политическая жизнь общества, а также работоспособность институтов государственной власти.
Можно заметить, что понятие и элементы формы государства связаны с такими малозначительными на первый взгляд факторами, как природно-климатические условия страны, национальное, историческое, религиозное своеобразие, уровень общественной культуры и др. Например, наличие больших территорий и пёстрый национальный состав населения, проживающего на них, стали предпосылками для федеративной формы правления в современной России, которая так и называется: Российская Федерация. Или Америка, где тоже обширные земельные территории и большая административная самостоятельность, стала Соединёнными Штатами.
Структура
Чтобы понятие формы государства стало яснее, нужно глубже проанализировать элементы его структуры:
- прежде всего – форма правления. Под нею понимают организацию и работу самых высоких органов государства, их структуру, сферу действий и полномочий, способы связи и работы с населением и между собой. К основным формам относятся монархическая и республиканская. При монархической всё управление государством сосредоточено в руках одной личности – монарха, и такая форма власти передаётся по наследству («Король умер – да здравствует король!»). В свою очередь, монархия бывает абсолютной, т.е. безграничной, бесконтрольной, и ограниченной, конституционной. При республиканской же форме правления власть в государстве осуществляет орган, избранный народом, и правит он от имени народа. Это может быть власть президента, парламента или президентско-парламентская, а также парламентско-президентская, т.е. смешанная;
- государственное устройство – территориально-политическая организация власти в стране. Именно оно определяет характер отношений между центром и властью на местах. Тут различают унитарные формы, конфедерацию, федерацию;
- в понятие формы государства включён и так называемый политический режим, т.е. государственно-правовые способы, методы и средства проявления власти. Это авторитарный режим, близкий к нему тоталитарный и противоположный – демократический.
Следовательно, форма государства, понятие и элементы её – это единство трёх главных факторов: структура, территории, политическое устройство.
Резюме
Земельные территории, плотность, количество и состав населения, государственная власть – все эти параметры являются общими для любой страны. То индивидуальное, что определяет собственно лицо государства, его суть, выражается словосочетанием «форма государства».
Понятие формы государства, таким образом, это:
- тот порядок, при котором формируются государственные органы власти;
- структура этих органов;
- своеобразие территориальной обособленности населения;
- отношения между разными органами государственной власти;
- оттенки отношений между властью и гражданами;
- осуществление политической власти.
fb.ru
Институт государственности как форма правления
ВВЕДЕНИЕ
Предметом исследования моей курсовой работы является такой институт государственности, как форма правления.
Действенность экономических и политических реформ, осуществляемых в России, во многом предопределяется существующим механизмом взаимодействия органов государственной власти и населения. Поэтому очевидно, что форма правления является одним из важнейших элементов формы государства.
Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько приемлема и органична она для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочих факторов. В аспекте изучения выбранной темы первостепенное значение имеет само понятие «форма государственного правления».
Цель моей работы в том, чтобы изучить основные понятия, термины, разновидности форм правления познакомиться, с основной научной литературой по данной теме, сделать выводы о том какой форме соответствует форма правления современной России.
Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в российском обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, издержки непродуманной приватизации, налоговая политика, разгул преступности, острейшая проблема невыплаты зарплаты и пенсий, и многое другое.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
В последнее время отчетливо высветились многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах.Это связано, прежде всего, с тем, что в современных условиях прежние градации, сложившиеся в ХIХ в., изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и «гибридные» формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это явление носит позитивный характер: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества).
В данной курсовой работе я хотела бы охарактеризовать те основные формы правления, которые существуют в современном обществе и, которые существовали до него. Разнообразие этих форм зависит от многих факторов. Большое влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания, субъективные факторы и т.д.
Поскольку говорить о преимуществах и недостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления о самом понятии, я попытаюсь в своей работе дать понятие формы правления и охарактеризовать разнообразные формы с различных точек зрения.
Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны, в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
В процессе работы будут использоваться труды известных российских политологов и исследователей Коркунова Н.М, Чиркина В. Е, Никонова В.Н и др.
В данной курсовой работе я также ставлю задачу определения формы правления Российской Федерации на современном этапе, после изучения всех признаков, характерных для той или иной формы государственного правления.
1.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Форма государства
Форма государства — это комплексный институт государственности, обусловленный социальным содержанием государства (но не только им), т. е организационно-функциональная структура государственности, выражающая способ организации и осуществления государственной власти в совокупности всех ее проявлений, а также методы прямой и обратной связи с населением .
Форма государства — эта организация государственной власти, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства, политического режима .
Каждое государство характеризуется определенным порядком образования и организационной структурой государственного аппарата, особенностями территориального обустройства, а также приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому форма государства складывается из трех основных компонентов, отражающих указанные особенности: форма правления; форма государственного устройства; политического режима; Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально — государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.
1.2 Форма правления
Под формой правления мы понимаем способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.
Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактно-теоретическая категория науки, как суверенитет или народовластие, а то, с помощью чего мы сможем разобраться в той или иной системе органов государственной власти, уставленные конституцией соответствующего государства. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Термин «форма правления» (реже — «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988 г., Иордания 1952 г., Казахстан 1995г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г., и др.). Почти всегда говорится о том, является государство монархией или республикой (исключением являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовалось просто название «государство», например, «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия форма правления не содержится. Он вырабатывается доктринальным путем в работах ученых. В научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или, прежде всего с правовым положением главы государства, приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центром экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других органов государства, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей характер. В современной литературе традиционно форма правления определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством. Такой подход в основном верен, так как делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то следует учесть и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что каждое государство объективно нуждается в организационном оформлении. Под формой государства понимается строение, структура, организация государственной власти. Строение государства традиционно характеризуется через формы правления территориально-государственного устройства. Форма правления это организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их формирования и принципы взаимодействия между собой и другими субъектами политики. Все государства мира по форме правления делятся на монархии и республики, которые, в свою очередь имеют ряд разновидностей, которых ниже пойдет речь.
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ
2.1 Монархия и ее основные признаки
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Каковы общие черты монархической формы правления независимо от ее разновидностей? Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью Божией», как обыкновенно указывается в его титуле или в случае избрания — «милостью Божией и волей народа»). Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия. В «Утвержденной Грамоте» на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами, монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом князя, герцога, короля, царя, императора и получает значительное содержание из государственной казны, а также имеет право на особую охрану.
Монархии бывают двух видов: абсолютные и ограниченные, которые в свою очередь подразделяются на дуалистические и парламентарные ограниченные монархии. Как правильно подметил Н. Коркунов, кого, собственно, следует называть правящими? Если же тех, в чьих руках сосредоточено все распоряжения государственной властью», а «все другие учреждения являются лишь содействующими им или действующим по их полномочию», то под определением монархии как власти и правления одного лица подпадает только неограниченная, абсолютная монархия. Ибо в конституционной монархии «парламент не содействует только монарху и, опираясь на полномочия, данные ему народом всячески «ограничивает монарха». Самостоятельность власти монархии и его безответственность, писал Н. Коркунов, имея в виду прежде всего «доконституционную» монархию, оказывают значительное влияния «на все формы правления государственного властвования». Монархический принцип требует, чтобы «в государстве ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха«. Если же «под правящими, — продолжал автор, — разумеют тех, в чьих руках сосредоточено не все распоряжения властью, а только функции, так называемой исполнительной власти, тогда большинство современных республик, имеющих единоличного главу исполнительной власти, президента, окажутся также подходящими под определение монархии».
coolreferat.com
Форма государства
Содержание
Введение
Глава 1.Характеристика форм государства……………………..….…….5
Глава 2. Формы государственного устройства………………………….19
Глава 3. Политические режимы………………………………………….24
3.1. Демократический политический режим……………………….…..27
3.2. Антидемократический политический режим………………………..33
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Государство – политическая организация непосредственного осуществления государственной власти. Его сущностная характеристика дает ответ на вопрос, кому принадлежит эта власть, каковы социальные силы, которые ее осуществляют.
Форма государства – это ответ на вопрос, как практически организованно использование государственной власти. Сущность государства проявляется в его формах. Сущность государства должна быть оформлена, внешне организована, а форма государства исключительно важна для практической реализации власти. От организации государственной власти в значительной степени зависит ее эффективность.
Многообразие форм государства, их развитие издавна привлекали внимание ученых. Уже в древние и средние века анализировались особенности различных форм государства, делались попытки определить наилучшие из них, давались практические рекомендации, предлагались модели идеальных форм государства.
Во всех подходах к формам государства подчеркивалось значение классовой сущности государства, соотношения классовых сил в обществе, их борьбы. Формы государства и их динамика рассматривалась как проявление, итоги этой борьбы. Показательно следующее положение В.И.Ленина: « и самодержавие, и конституционная монархия, и республика – суть лишь разные формы классовой борьбы». Это утверждение воспринималось как аксиома.
В нашей стране, о которой долго было принято говорить как об образце демократии, идет трудный процесс освобождения от прежнего политического режима, который не стал реально демократическим, а лишь провозглашался таковым.
Целью курсовой работы – рассмотрение формы государства, раскрыть виды форм государства, отличия и как они работают в современном политическом мире.
Задачами являются категории: 1) дать общую характеристику форм государства; 2) формы государственного устройства; 3) политический режим.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Формы государства – это способы организации и осуществления государственной власти. Понятие формы государства является емким и включает три значения: 1) формы правления — порядок формирования, организации и деятельности высших органов государственной власти; 2) формы государственного устройства — организация системы государственных органов на основе административно — территориального деления страны и отношений между центральными и местными органами государства; 3) политические режимы — методы осуществления государственной власти. Эти три значения «формы государства» определяют в совокупности своеобразие форм любого государства.
Нужно отличать структуру государства как систему государственных органов, то есть механизм государства, от форм государства, то есть конкретного решения вопросов организации этого механизма, построения его отдельных элементов, всей системы государственных органов, их деятельности и взаимодействия. Механизм государства и формы государства раскрывают разные, хотя и взаимосвязанные грани организации государственной власти.
Система одних и тех же основных видов государственных органов имеет разное закрепление в конкретных государственных структурах, что проявляется в разнообразии форм государства. Они многовариантны и изменчивы даже при государственной власти одинаковых социальных сил (классов).
Различают монархии, парламентарные и президентские республики, унитарные и федеративные государства, демократические и антидемократические политические режимы.
Все формы государства — это внешнее выражение системы органов государства, их деятельности, взаимоотношений между основными элементами этой системы, в первую очередь между ее высшими и местными звеньями.
Государства одного исторического типа имеют многообразие форм, так как один и тот же господствующий класс в различных странах, на разных этапах может использовать разнообразные формы государства. Обобщенно соотношение типа государства и его форм может быть выражено в двух вариантах: 1) один тип государства не исключает многообразие форм; 2) одна форма государства используется в государствах разных исторических типов. Сохранение одной формы государства при смене его типа не означает, что в этой форме не происходит никаких изменений. Рабовладельческие, феодальные и буржуазные республики — это одна форма правления с весьма значительными различиями, ибо используются разными социальными силами и в разных условиях.
Вопрос выбора форм государства существенно важен не только для тех сил, которые с помощью государства организуют свое господство (лидерство), осуществляют государственную власть. Он важен для всех социальных слоев общества. Монархия или республика, их конкретные разновидности, унитарное или федеративное государственное устройство, демократические или антидемократические методы осуществление власти — выбор конкретных форм государства предопределяет систему государственных органов, принципы их организации и деятельности, а тем самым отражаются в жизни общества в правовом и фактическом положении граждан, затрагивают их интересы.
На выбор новых и изменение существующих форм государства оказывают влияние разные внутренние и внешние факторы, включая ступень и своеобразие экономического развития, уровень культуры, особенно политической, опыт других стран, их влияние и даже вмешательство во внутренние дела других государств.
Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях.
Фактором влияния на формы государства может быть и географическое положение страны, ее размеры, национальный состав населения, особенности социальной структуры общества, религия.
Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить в мирных и немирных формах. Жестокая, кровавая война между грузинскими республиками ломает прежнее государственное устройство. В других странах вопрос об изменении форм государства решался путем референдума.
Политический кризис в Российской Федерации теснейшим образом связан с решением вопросов взаимоотношений между органами власти и исполнительными органами, с формами правления и государственного устройства. Стабилизация политической и экономической жизни будет возможна лишь при четкости разделения компетенции между разными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной), при урегулированности основных вопросов государственного устройства.
В современных условиях, под влиянием происходящих и уже состоявшихся изменений в социалистическом мире начался отказ от ряда прежних штампов, поиск новых подходов в исследовании форм государства. Ученые пересматривают классовый подход к государству и его формам, либо, отказываясь признавать его в качестве исходного постулата, либо меняя отношение к понятию «класс». Стали признавать, что формы социалистических государств не были образцами государственной организации власти народа, прикрывали реальное господство номенклатурного слоя в обществе и были по сути антинародными.
В России идет мучительный и сложный процесс поиска новых или усовершенствования старых форм государства. Еще не определились социальные силы, в руках которых будет стабильная государственная власть, а лишь после этого можно успешно решить вопрос о наиболее целесообразных формах ее организации и осуществления. Динамика, совершенствование форм государства не обязательно должны происходить путем изменения их вида. Это возможно путем изменения в использовании старых институтов.
Форма правления — эта такая форма государства, в которой отражены порядок образования, структура и полномочия высших органов государства.
Форма правления характеризует положение высших органов государственной власти, которые занимают ключевое место в системе государственных органов, всей организации государственной власти. Они решают принципиальные вопросы собственной организации (структуры, полномочий), а также формирования других государственных органов, их компетенции, системы взаимоотношений. Высшие органы власти определяют правовую основу организации и деятельности всех основных элементов механизма: органов власти, исполнительных и судебных органов. Принципиальные изменения в механизме государства проводятся через высшие органы власти. Поэтому столь важной для организации всего государства является форма правления.
Определяющим признаком формы правления является решение вопроса о главе государства. В разных странах и исторических условиях господствующие силы использовали различные структуры высших государственных органов, решали вопрос о главе государства. В самом обобщенном виде многообразие форм правления можно охватить двумя основными: монархией и республикой. Общей тенденцией в рабовладельческую и феодальную эпохи были преимущественно монархические формы правления. Буржуазия, захватив власть, использует обе формы правления, постепенно все больше отдавая предпочтение, строительство социализма, монархическая форма правления в теории исключалась из-за ее непригодности для организации государственной власти, называющей себя народной, антиэксплуататорской. Адекватное выражение сущность государства трудящихся может найти лишь в республиканской форме правления.
mirznanii.com