Форма государственного устройства примеры – Форма государственного устройства, их характеристики и примеры стран современного мира

3.Формы государственного устройства

3.Формы
государственного устройства

Форма
государственного устройства
— это
национальное и административно-территориальное
строение государства, которое раскрывает
характер, взаимоотношений между его
составными частями, между центральными
и местными органами государственного
управления, власти.В отличии от форм
правления организация государства
рассматривается с точки зрения
распределения государтсвенной власти
и государственного суверенитета в
центре и на местах, их разделение между
составными частями государства. Под
формой государственного устройства
понимается структура государственности.
То есть именно в категории «форма
государственного устройства» находит
выражение территориальное деление и
структура государства, закрепление за
ним определенной территории.

Итак,
первый из трех видов формы государственного
устройства: унитарное государство.

Унитарное
государство

— это цельное государство, части (
территориальные подразделения ) которого
( департаменты, провинции, округа, и т.
д. ) являются только административно —
территориальными образованиями, не
имеющими каких — либо суверенных прав.
У этих образований нет своего
законодательства и своей судебной
системы, органы административного
управления либо подчинены непосредственно
центральным органам власти, либо имеют
двойное подчинение — «центру» и
местным представительным органам. Как
правило, унитарное государство характерно
для однонациональных государств, где
большинство населения является
представителем одной нации. Унитарные
государства характеризуются единством
территории, населения и власти, действующей
в пределах государства. Они имеют единую
систему права и государственных органов.
Их законодательные органы могут не
иметь палат, но существуют и двухпалатные
парламенты. Палаты парламентов унитарных
государств в отличие от федераций не
имеют специального представительства
от тех или иных регионов страны.
Также
унитарная форма государственного
устройства характерна государствам с
монархической формой правления.
Исторически унитарная форма государственного
устройства сложилась самой первой,
вместе с самим государством. Унитарная
форма характерна для небольших (так как
небольшая территория легко управляема
с помощью обычных административных
методов ), однонациональных (из — за
отсутствия необходимости осуществления
права каждого народа на самоопределение
и самостоятельное государственное
строительство), а также для монархических
государств ( в связи с традициями.

Федеративное
государство
. Это союзное государство,
части которого (штаты, земли, округа)
обладают государственным суверенитетом,
который, однако, не нарушает целостность
всего союзного государства. Эти части
принято именовать субъектами федерации.
Они обладают своим законодательством,
особой судебной системой, самостоятельными
органами управления. Вместе с тем на
территории субъектов федерации действуют
также общефедеральные государственные
институты, обеспечивающие функционирование
федеративного государства как единого
целого.

Существует также
разграничение полномочий между
центральными органами власти и органами
власти субъектов федерации. Это
способствует ( наряду с делением
государственной власти на три «ветви»
) децентрализации и «разделению»
власти, предупреждающим ее концентрацию.
Как правило, к ведению общефедеральных
органов власти относится внешняя
политика, оборона страны, экономическая,
социальная и идеологическая политика,
принятие общефедерального законодательства;
в компетенцию органов власти субъектов
федерации входит решение вопросов о
формировании органов власти на своей
территории, принятие своего законодательства,
иногда налоговая политика. Сейчас эта
форма государственного устройства
характерна в основном для крупных и
средних по территории демократических
государств, особенно многонациональных,
где принцип суверенитета каждой нации
может найти отражение в предоставлении
государственности в рамках федерации
( российская Федерация — хороший тому
пример ). Субъектами федерации являются
государства или государственные
образования. Число из может быть различно,
отличаются они и наименованием.Законодательный
орган федерации традиционно состоит
из двух палат, в одной из которых
представлены ее субъекты.По такой схеме
строятся парламенты всех федераций
мира. Федеральное Собрание Российской
Федерации состоит из двух палат:
Государственной Думы и Совета Федерации.
Каждый субъект Федерации в Совете
Федерации имеет два представителя.Федеративные
государства характеризуются тем, что
наряду с общефедеральной Конституцией
и законодательством конституции и
законы имеют и субъекты федерации.Признак
федеративных государств – наличие
общефедерального гражданства и
гражданства членов федерации.

Третьей
формой государственного устройства
принято считать конфедерацию. Многие
юристы сравнивают эту форму с
государственным союзом.

Конфедерация
— это «государственный союз государств».
То есть ни одно из государств — членов
конфедерации не утрачивает своего
государственного суверенитета; части
конфедерации не только обладают своими
органами власти и управления, но зачастую
сохраняют свою национальную денежную
систему, армию, полицию и т.д. .

Конфедерация
возникает, как правило, на недолгий
срок, для решения каких — либо общественных
целей ( объединение усилий в той или
иной сфере человеческой деятельности:
внешней или внутренней политике, военном
деле, культуре или искусстве, экономике
и др.). Как правило, конфедерация не имеет
собственных органов управления; чаще
всего создаются консультативные,
наблюдательные или контрольные органы.

Исторически
эта форма сложилась вместе с федерацией,
но на практике встречалась и встречается
крайне редко. Это все — таки переходная
форма государственного устройства, и
поэтому она возникает на несколько лет,
не больше. Примером конфедерации может
служить Конфедерация южных штатов,
сложившаяся в 1861 году в Америке, что
послужило началом Гражданской войны в
США ( 1861 — 1865 годов ).

Вышеперечисленные
три формы государственного устройства
являются основными, однако еще существует
особая форма ассоциированного
государственного объединения, именуемая
содружеством. Здесь суверенные,
независимые государства выступают по
отношению к объединениям в качестве
«ассоциированных участников». Эта
форма показала свою жизнеспособность
в Западной Европе в виде Европейского
Сообщества. При существовании экономических
предпосылок ( общего рынка ) и единой
правовой среды ( создаваемой, в частности,
судом ЕС в Люксембурге ), происходит
углубление государственной интеграции,
что может выразиться в переходе к
конфедеративному государственному
устройству, а то и к федеративному
государственному образованию (
интеграционные процессы последних лет
в рамках Европейского Сообщества говорят
о том, что его страны шаг за шагом
приближаются к уровню государственной
интеграции, характерной для федерации
).

ПРИЗНАКИ:

Унитарное
государство:


унитарное устройство предполагает
единые, общие для всей страны высшие
исполнительные, представительные и
судебные органы, которые осуществляют
верховное руководство соответствующими
органами;


на территории унитарного государства
действует одна конституция, единая
система законодательства, одно
гражданство;


составные части унитарного государства
(области, департаменты, округа, провинции,
графства) государственным суверенитетом
не обладают;


унитарное государство, на территории
которого проживают небольшие по
численности национальности, широко
допускает национальную и законодательную
автономию;


все внешние межгосударственные сношения
осуществляют центральные органы, которые
официально представляют страну на
международной арене;


имеет единые вооруженные силы,
руководство которыми осуществляется
центральными органами государственной
власти.

1.
Территория федерации состоит из
территорий ее отдельных субъектов :
штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2.
В союзном государстве верховная
исполнительная, законодатель-ная и
судебная власть принадлежит федеральным
государственным органам.

3.
Субъекты федерации имеют право принятия
собственной кон-ституции, имеют свои
высшие исполнительные, законодательные
и судебные органы

4.
В большинстве федерации существует
союзное гражданство и гражданство
федеральных единиц.

5.
При федеральном государственном
устройстве в парламенте име-ется палата,
представляющая интересы членов федерации.

6.
Основную общегосударственную
внешнеполитическую деятель-ность в
федерациях осуществляют союзные
федеральные органы. Они официально
представляют федерацию в межгосударственных
отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и
др.).

Конфедерация


конфедерация не имеет своих общих
законодательных, исполнительных и
судебных органов, в отличии от федерации;


конфедеративное устройство не имеет
единой армии, единой системы налогов,
единого государственного бюджета;


сохраняет гражданство тех государств,
которые находятся во временном союзе;


государства могут договориться о
единой денежной системе, о единых
таможенных правилах, о межгосударственной
кредитной политике на время существования
союза.

studfiles.net

Формы государственного территориального устройства — Обществознание

Понятие формы государств

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, определяющее особенности взаимоотношений между центральной и региональными властями. Государство, достигая определенной численности населения и размера территории, начинает делиться на части, которые могут обладать или не обладать определенной самостоятельностью. 

Формы государственного устройства

Современный мир знает три основные формы государственного территориального устройства: унитарное государство, вся власть в котором сосредоточена в едином центре; союзное государство — федерация; особый надгосударственный союз — конфедерация.

М. Монтень

“Лучшее государственное устройство для любого народа — это то, которое сохранило его как целое”.

Унитарное государство

Унитарная форма государства (от лат. unitas — единство) — наиболее распространенная форма государственного устройства в мире. Такими государствами являются, например, Франция, Швеция, Япония, Польша, Италия, Украина…

Признаки унитарного государства

Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;

Наличие единой конституции;

Единая система органов государственной власти;

Единое гражданство;

Единая финансовая система;

Единая система законодательства.

Федерация

Семь из восьми крупнейших государств мира — федерации. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Федерации, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. К примерам федераций в современном мире можно отнести Россию, США, Канаду, Австралию, Бразилию, Индию, Мексику, Аргентину, ФРГ

Признаки федерации

Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;

Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации

Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;

Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)

Конфедерация

Конфедерация — особый союз суверенных государств, связанных менее тесно, чем в федерации, для достижения конкретных целей (военных, политических, экономических…). Со временем конфедерация либо распадается либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации

Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.

Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.

Конфедерации в истории

Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией
Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.
Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789)

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006)

Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989)

Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962)

Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963)

Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958)

Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971)

Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974)

Конфедерации в настоящее время

В наше время не существует полноценных конфедераций. Некоторые считают Евросоюз конфедерацией (он и правда обладает некоторыми ее признаками)1

Конституция Боснии и Герцеговины не определяет форму государственного территориального устройства. Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.

Россия и Белоруссия с 26 января 2000 года по настоящее время Союзное Государство.

Список источников

www.studysocial.ru

Лекция 7. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства (или, другими словами, форма территориально-государственного, административного устройства) — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, который характеризует территориальное деление государства и баланс (соотношение) полномочий между центральной и региональными властями. Форма территориально-государственного устройства характеризует разделение суверенитета (верховенства) между центральной и региональной властями.

Среди форм государственного устройства обычно выделяют основные: унитарное государство, федерацию, конфедерацию.

Унитарное государство — как правило, небольшое по площади государство, суверенитет которого не разделён и сосредоточен в центре. Это единое государство, обладающее единством правовой системы, судоустройства и бюджета. Административно-территориальные единицы (регионы) унитарного государства не обладают автономией (независимостью в отдельных полномочиях) и целиком подчинены центральной власти. Такое государство может делиться на административные единицы (регионы), но власть в них назначается центром и они полностью подчиняются ей. Примерами унитарных государств являются Великобритания, Швеция, Япония. Унитарное государство — самая устойчивая форма государственного устройства, поскольку сосредоточение всей полноты функций государственного управления в столице предотвращает возможный конфликт между центральной и региональными органами управления. Все решения принимаются в центре.

Федерация характерна, как правило, для более крупных государств. Сосредоточение всех полномочий по политическому управлению в центре в таких государствах неэффективно — центр не может за всем уследить. Поэтому часть полномочий передаётся властям регионов. Федерация — это государство, которое предусматривает разделение суверенитета между центром и регионами, автономию региональных властей в отдельных вопросах, как минимум двухуровневую систему законодательства (нормативно-правовые акты всей страны и регионов), бюджетную систему (представлен один центральный бюджет и множество бюджетов регионов). Часть налогов в федерации поступает в региональный, а другая часть — в центральный федеральный бюджет. Федерация при этом — единое государство, защищающее свою территориальную целостность — её субъекты лишены права выхода из состава федерации. Примерами такой формы государственного устройства являются Российская Федерация, США, Германия и т.д.

К примеру, в России существует общефедеральное законодательство, а также нормативные акты субъектов федерации (областей, краёв, республик и т.д.). Органы власти регионов в своих полномочиях самостоятельны и решают вопросы независимо от центра. Также формируются бюджеты разных уровней — центральный федеральный, региональные и муниципальные.

Конфедерация — это союз государств, который предполагает сохранение основной массы политических полномочий в регионах (государствах-членах конфедерации). Примером конфедерации можно считать Европейский Союз. Члены этой конфедерации (такие, например, страны, как Германия, Франция, Польша, Греция и т.д.) создали единую денежную систему, введя в обращение евро, единый парламент (Европарламент), сохранив, однако, за собой важнейшие полномочия в области государственного управления. Субъекты конфедерации имеют право выхода из её состава в любой момент.

Некоторые учёные также выделяют также содружество как форму государственного устройства. Содружество — это союз государств для достижения каких-либо внешнеполитических целей или регулирования лишь отдельных вопросов политического управления сообща. Часто содружество создаётся на какой-либо срок. Члены содружества сохраняют весь суверенитет в своих руках, лишь координируя свою деятельность сообща. Пример такой формы государственного устройства — Содружество Независимых Государств.

social-studies.ru

Формы государственного устройства

По этому признаку
различают унитарные, федеральные и
конфедеративные государства. Выбор той
или иной формы государственного
устройства всегда обусловлен социальными,
политическими, экономическими,
историческими, национальными, культурными,
географическими условиями страны. Чем
разнообразнее эти условия, тем больше
вероятность установления не унитарной,
а федеральной или конфедеративной формы
государства.

Унитарное
государство

– характеризуется
высокой степенью централизации
политической власти и имеет наибольшее
распространение в мире. В унитарном
государстве действует единая конституция,
нормы которой применяются на всей
территории страны; централизованная
судебная система; единая система высших
органов государственной власти; единое
гражданство и единая система права.
Территория унитарного государства
подразделяется на административно-территориальные
единицы (департаменты, области, районы
и т.д.), которые не обладают политической
самостоятельностью.

В то же время в
ряде унитарных государств (Бельгия,
Дания, Испания, Португалия и др.) существуют
различные модели административной
автономии, в той или иной мере учитывающие
этнические, исторические, географические
и другие особенности. Такие территории
пользуются большей самостоятельностью
и правами по отношению к центральной
власти, чем обычная административно-территориальная
единица, хотя объем полномочий у них
меньше, чем у субъектов федерации.

Свойственная
унитаризму централизация проявляется
в разнообразных формах и в разной
степени. В ряде стран руководство
местными делами осуществляется
назначаемым представителем центральной
власти (губернатором, комиссаром,
префектом и т.д.). Такая система означает
прямое государственное правление на
местах. В других странах местные
самоуправленческие органы избираются
населением (муниципальные и коммунальные
советы, управы и т.д.). Они обладают
некоторой самостоятельностью по
отношению к центральной власти.

Во многих
государствах возникают смешанные
системы управления на местах, сочетающие
элементы прямого государственного и
местного самоуправления. Различия в
степени и формах контроля со стороны
центральной власти над местными
(муниципальными) органами самоуправления
являются критерием для деления унитарных
государств на два типа: централизованные
(Франция,
Турция, Япония и др.) и децентрализованные
(Великобритания,
Новая Зеландия и др.).

Федерация
представляет
собой союзное государство, состоящее
из государственных образований,
обладающих определенной юридической
и политической самостоятельностью.
Объединяющими началами федерации
выступают единое социально-экономическое
пространство, единая денежная система,
федеральное
гражданство,
федеральная
конституция, федеральные органы власти
и управления. Наряду с ними в отдельных
субъектах федерации (республиках,
штатах, провинциях, землях и т.д.)
существуют собственные конституции и
законодательство, собственные
законодательные и исполнительные органы
власти. Между федерацией и ее субъектами
устанавливаются особые отношения, при
которых действует принцип верховенства
конституции и законов федерации. Субъекты
федерации имеют прямое представительство
в парламенте страны, обеспеченное
существованием второй палаты (Сенат в
США, Бундесрат в Германии, Совет Федерации
в России и т.д.).

Конфедерация
– постоянный
союз суверенных государств, создаваемый
для достижения каких-либо общих,
преимущественно внешнеполитических
целей. Каждый член конфедерации, сохраняя
государственную самостоятельность и
объединяясь с другими государствами,
делегирует центру строго ограниченный
круг полномочий. Для осуществления
согласованной политики и координации
своей деятельности государства, входящие
в состав конфедерации, создают один или
несколько специальных органов и
должностных постов. Решения принимаются
на основании консенсуса и вступают в
силу лишь после утверждения центральными
органами власти соответствующих
государств. Отсутствует единая налоговая
и правовая системы. Конфедеративный
договор можно расторгнуть по желанию
одной из сторон.

Конфедеративное
устройство государства обычно недолговечно
и при достижении поставленных целей
(или в силу ее неэффективности)
конфедеративный союз государств чаще
всего либо распадается, либо превращается
в федерацию. Так, к примеру, Объединенная
Арабская Республика, которую создали
на конфедеративных началах Египет и
Сирия в 1958 г., прекратила свое существование
в 1961 г. А объединение Танганьики и
Занзибара в апреле 1964 г. переросло в
Объединенную Республику Танзания.

studfiles.net

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства представляет собой элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру, способ его территориального и политического устройства.

В зависимости от способа территориального построения государства выделяют следующие формы государственного устройства:

– унитарное;

– федерация;

– конфедерация.

Унитарное государство представляет собой форму государственного устройства в виде простого и единого государственного образования, части которого выступают административно-территориальными единицами и не наделены суверенитетом. При унитарных формах государственного устройства реализуется единая система высших органов власти и единая система законодательства. Примерами стран с унитарной формой государственного устройства являются: Болгария, Венгрия, Италия, Польша.

В условиях унитаризма все внешние межгосударственные отношения реализуют центральные органы. Они официально представляют страну на международной площадке.

Правом на введение системы налогообложения обладает только государство, а не отдельная территория. При унитарной форме государственного устройства право на взимание местных налогов обычно допускается лишь с разрешения государственных органов. Территориальные единицы лишены права по собственному усмотрению вводить и взимать налоги.

Выделяют два вида унитарных государств: централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания) и децентрализованные (Испания, Франция), в которых крупные регионы имеют широкую автономию.

Федерация – это форма государственного устройства в виде сложного союзного государства, отдельные части которого выступают государственными образованиями и наделены определенными признаками государственности. В федерациях помимо высших федеральных органов и федерального законодательства присутствуют высшие органы и законы субъектов федерации. Они могут быть построены по территориальному (например, в США) или национально-территориальному принципам (например, в России).

При федеративной форме государственного устройства предполагается распределение функций и полномочий между её субъектами и центром, что обычно находит отражение в союзной Конституции. При этом одна часть полномочий отражает исключительную компетенцию центральных органов власти, другая часть – субъектов федерации, а третья описывает совместную компетенцию центра и его субъектов.

В настоящее время в качестве примеров федеративных государств можно назвать следующие страны: Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия, Россия, США, Швейцария и т.д.

Конфедерация – это форма государственного устройства в виде временного союза государств, который создается для достижения экономических, политических, социальных, военных и иных целей. Конфедерация как форма государственного устройства не наделяется суверенитетом, поскольку отсутствует общий для объединившихся государственных образований центральный аппарат и единая законодательная система.

В конфедерациях могут формироваться союзные органы, но только по тем вопросам, ради разрешения которых они объединились.

Конфедерации представляют непрочные государственные образования и действуют относительно недолго. В конечном итоге они распадаются или трансформируются в федеративные образования.

Кроме вышеуказанных форм государственного устройства в истории встречались и некоторые иные специфические образования: содружества, империи, протектораты и т.д.

Таким образом, в истории развития государственности встречались различные формы государственного устройства, наиболее популярными из которых стали: унитарные государства, федерации и конфедерации.

lecu.ru

Форма государственного устройства. Источники права

Форма государственного устройства. Источники права

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральская государственная юридическая академия»

Уфимский филиал

Кафедра «Теории государства и права»

Контрольная работа

по дисциплине: «Теория государства и права»

Вариант 2

Задание 1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как Форма государственного устройства. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы государственного устройства. Проанализируйте изменения формы государственного устройства в России. Каким образом форма государственного устройства закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов). Охарактеризуйте основные формы объединений государств в современном мире

Форма территориального устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти. По национально-территориальному устройству государства делятся на унитарные и федеративные [1].

Унитарная форма государственного устройства является преобладающей. К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран [2].

Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих основных признаков:

. Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.

. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны.

. Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность. Никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.

. Единая система права. Органы власти на местах обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти.

. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно-территориальных единицах местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми нормами единой общегосударственной системы права.

Федеративная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация также достаточно распространена (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Федерация Малайзия, Нигерия, Танзания, Эфиопия, Австралийский Союз и др.).

Федерация представляет собой сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство. Государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федеративная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма [2]:

. Территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями имеются такие территориальные единицы, которые не являются субъектами федерации. В США в самостоятельную единицу выделен федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица страны — Вашингтон. Территория Бразилии состоит из штатов и федерального округа; кроме того, Конституция 1988 г. предусматривает возможность создания управляемых из центра федеральных территорий. В Индии наряду с 26 штатами имеется 6 союзных территорий.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений. Субъекты федерации юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях. Хотя Конституции некоторых государств (Швейцарии, Германии) допускают, что субъекты федерации при определенных условиях могут заключать договоры с иностранными государствами, эти полномочия оговорены либо необходимостью получения согласия федерального правительства (Германия), либо крайне узкой сферой его применения (Швейцария).

. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции. Следует сразу же оговорить, что некоторые федерации не наделяют субъекты учредительной властью. Например, из 26 штатов Индии только штат Джамму и Кашмир имеет собственную конституцию. Ни провинции Канады, ни штаты Венесуэлы своих конституций не имеют. Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях союзной конституции. Однако федеративные конституции устанавливают принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны соответствовать союзным конституциям.

. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты, которые действуют только на территории субъекта федерации, должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций. Соответствующие нормы содержатся в конституциях.

. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации. Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу. Наиболее типичный пример в этом отношении — судебные системы 50 американских штатов. Высшей судебной инстанцией штата является Верховный суд штата, состав которого либо избирается населением, либо назначается губернатором с согласия сената штата. Верховный суд штата занимается главным образом рассмотрением апелляций на решения нижестоящих судов. Подобно Верховному суду США, Верховные суды отдельных штатов являются высшими органами конституционного надзора в пределах своей юрисдикции.

. Одним из формальных признаков федерации является наличие гражданства субъектов федерации: каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства является, по сути дела, обычной юридической фикцией, т.к. этот институт на практике никаких правовых последствий не порождает.

. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Исключения из этого общего правила появились только после Второй мировой войны в связи с образованием молодых государств. Впервые однопалатная система при федеративной форме государственного устройства была введена Конституцией Исламской Республики Пакистан 1956 г., но она просуществовала лишь до октябрьского переворота 1958 г. Конституция Пакистана 1962 г. восстановила федеративную форму государственного устройства и однопалатный Парламент. Согласно Конституции 1973 г. федеральный Парламент Пакистана состоит из двух палат — Национального собрания и Сената. Однопалатная система установлена Конституцией Венесуэлы 1999 г., существует в Танзании.

В настоящее время в подавляющем большинстве федераций существует двухпалатный парламент — закрепляется институт бикамерализма. Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Применяется два принципа представительства субъектов федерации в верхней палате: равного и неравного представительства. При равном представительстве каждый субъект федерации вне зависимости от численности населения посылает в верхнюю палату одинаковое число депутатов. Согласно принципу неравного представительства норма представительства субъекта федерации в верхней палате устанавливается в зависимости от численности населения [2].

По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (Сенаты США, Мексики, Австралийского Союза) и назначаемые (Сенат Канады, бундесрат ФРГ).

В России первые идеи о федерации появились еще в XVII в. В то время Россия существовала как единая и неделимая монархия. Только в начале XX века с проникновением идей социализма в Россию начался новый этап движения за федеративное устройство Российской Империи. Однако попытки создать и развить национально-культурную автономию подавлялись царским правительством. После революции февраля 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения. Еще задолго до созыва Учредительного Собрания на Украине была созвана Центральная Рада, провозгласившая автономию Украины в составе России. На других окраинах России шла интенсивная работа по созданию национальных автономий. В середине 1917 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский мусульманский съезд. На съезде было принято решение, что единственной отвечающей интересам мусульманских народов России формой государственного устройства является демократическая республика на национально-федеративных началах; народы, не имеющие определенных территорий, должны пользоваться национально-культурной автономией.

После прихода к власти большевиков в силу провозглашенного права на самоопределение происходит выделение из России территорий вновь образовавшихся независимых республик. В двух случаях за счет этого были образованы буржуазные государства — Финляндия и Польша, в остальных — Украинская, Латвийская, Азербайджанская и другие советские республики. Большевики придерживались идеи национально — территориальной организации государственного строительства. Лишь в незначительном числе случаев выдвигалась идея культурно-национальной автономии.

В годы Гражданской войны развернулось широкое строительство автономий в составе РСФСР. Характерной чертой данного этапа является стремление к выделению национальных территорий. Почти все вновь создаваемые автономии приобрели национальные имена: Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Карельская Трудовая Коммуна, Башкирская, Татарская, Киргизская автономные республики; Чувашская, Марийская, Калмыцкая автономные области и т.д.

После победы большевиков в гражданской войне автономии, находящиеся в составе РСФСР были урезаны в правах. Вокруг независимых государств, которые к тому времени уже и так стали придатками России развернулся спор — включать эти государства в РСФСР в качестве автономий или образовать с ними федерацию. В итоге был образован Союз Советских Социалистических Республик. Однако, вскоре в результате прихода к власти одного из виднейших деятелей-автономистов И.В. Сталина, федерация была постепенно подменена автономией, хотя внешне продолжала оставаться федерацией.

Современное Российское государство по форме государственного устройства является Федерацией [3]. Правовой основой ее образования послужили Конституция 1978 г. с ее многочисленными поправками, включая поправку, касающуюся замены названия государства РСФСР на «Российская Федерация», а также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства постсоветской России и установившая равнозначность наименования «Российская Федерация» и «Россия», и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

В структурном, равно как и в других отношениях Российская Федерация представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве ее структурных составных частей — субъектов Федерации выступают как другие государства (республики), так и государственные образования (края, области, города федерального значения, автономная область, и автономные округа). В настоящее время в составе Российской Федерации насчитывается 83 субъекта. Из них: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального подчинения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Большинство автономных округов — субъектов РФ входит в состав других субъектов РФ — краев и областей.

Согласно п.1 ст.65 Конституции РФ весь перечень субъектов Российской Федерации и их названия закреплены конституционно [12]. В конституционном порядке определены также все их виды, главные отличительные особенности каждого из них, а кроме того — характер отношений субъектов РФ между собой и с Российской Федерацией в целом. Статья 5 Конституции РФ, констатируя, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов, равноправны во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными органами государственной власти [12].

Разумеется, речь идет лишь о формально-юридической стороне взаимоотношений субъектов Российской Федерации, а не об их фактическом равенстве. Существование последнего в принципе проблематично с учетом весьма значительных различий субъектов РФ по размерам занимаемой ими территории, по численности и плотности населения, по уровню развития экономики в целом или отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также по другим параметрам. Именно в силу этих различий и иных объективных и субъективных причин одни из субъектов РФ являются донорами в федеральный государственный бюджет, а другие, наоборот, выживают за счет дотаций из федерального бюджета.

Однако не только в практическом, но и в формально-юридическом плане субъекты РФ не во всем равны. Наиболее зримо это проявляется, в частности, в том, что одни из них по своему статусу являются государствами со всеми вытекающими из этого для них преимуществами, а другие — лишь государственными образованиями. Исходя из формально-юридического и фактического неравенства субъектов Российской Федерации, ее зачастую характеризуют как «асимметричную» федерацию.

Российская Федерация создается и функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепляются в Конституции РФ и детализируются в текущем законодательстве. В наиболее общем и в то же время концентрированном виде они представлены в ст. 5 Конституции РФ. В ней официально провозглашается и конституционно закрепляется, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации» [12].

В более развернутом виде на конституционном уровне эти принципы закрепляются в ряде других статей российской Конституции.

Рассмотрим ссновные формы объединений государств:

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства [6].

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединение Сенегала и Гамбии в 1982 — 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавший в 1815 — 1848 гг. трансформировалась в федерацию).

Содружество наций — добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты [6].

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество португалоязычных стран (далее СПС) — международная организация, созданная 17 июля 1996 и объединяющая страны, в которых португальский язык является официальным государственным языком. Это Португалия <#»320″ src=»doc_zip1.jpg» />

Рисунок 1 — Виды диспозиций

По характеру и степени определенности диспозиции правовые нормы классифицируют:

на абсолютно определенные: исчерпывающе устанавливают права и обязанности сторон — субъектов правоотношений. например ст. 393 Гражданского Кодекса РФ (часть первая), устанавливающая, что «должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства» [16];

относительно определенные. Они, устанавливая права и обязанности сторон, в то же время предоставляют им возможность в рамках действующего права проявлять свою собственную инициативу. Так, ст. 14 Гражданского Кодекса РФ допускает, наряду с установленными этим же законом способами защиты гражданских прав (ст 12 Гражданского Кодекса РФ), различные способы самозащиты гражданских прав — при условии, однако, что они «должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения» [16].

По составу:

простые — содержат одно правило поведения. Например часть 1 ст. 139 Уголовного Кодекса РФ гласит: «Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица…» ведет к наложению соответствующей санкции [13];

сложные — содержат два и более обязательных правила поведения;

альтернативные — содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права. Например, в ч. 1 ст. 141 Уголовного Кодекса РФ отмечается: «Воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума…» приводит к применению соответствующей санкции к нарушителю [13]. Часть 1 ст. 145 Уголовного Кодекса РФ устанавливает: «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет…» ведет к применению соответствующей санкции [13].

Список использованных источников

Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России» Курс лекций, 2011 <http://uchebnik-besplatno.com/teoriya-politiki-uchebnik/politicheskie-otnosheniya-politicheskiy.html>.

Мишин А.А. «Конституционное право зарубежных стран», 2008 <http://all-books.biz/pravo-konstitutsionnoe/konstitutsionnoe-gosudarstvennoe-pravo.html>.

Марченко М. Н. «Теория государства и права» М., 2009. <http://www.univer5.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/teoriya-gosudarstva-i-prava-marchenko-m.-n.-209.html>

Иванов А.А. «Теория государства и права» М., 2006.

Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х. «Теория государства и права» М.: Юрайт-Издат, 2005.

Протасов В.Н. «Теория права и государства. Проблемы теории права и государства» М.: Новый Юрист, 1999.

«Защита прав человека в современном мире»: Сб. статей. М., 2010.

Зыкин И.С. «Обычай в советской правовой доктрине». М., 1981.

Кечекьян С.Ф. «О понятии источника права»//Ученые записки МГУ. Вып.116. М.,1946. государственное устройство право диспозиция

Мицкевич А.В. «Акты высших органов Советского государства» М.,1967.

Иванюк О.А. «Источник права: проблема определения». Журнал российского права, 2007.

diplomba.ru

Основные виды форм государственного устройства



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

На тему: «Федерация как форма государственного устройства: понятие, признаки, разновидности»

 

 

Выполнила: Е.А. Сайгашкина, студентка 1-го курса заочной формы обучения,

направление подготовки:

030900.68 «Юриспруденция»,

группа Ю-141Зсб

Проверил:________________________

(инициалы, фамилия преподавателя)

________________________________________

(уч. степень, уч. звание)

Оценка __________________________

Подпись _________________________

« » _______________ 201__ г.

 

Люберцы


 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Понятие формы государственного устройства


Основные виды форм государственного устройства

4. Понятие и признаки федерации

5. Виды современных федераций

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ:

Форма государственного устройства — это административно- территориальное и национальное строение государства, которое показывает взаимоотношения между их составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют:

— унитарные государства;

— федерации;

— конфедерации[1].

Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двyх или более относительно самостоятельных госyдаpств и госyдаpственных обpазований, поэтому главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации, ведь каждый из субъектов федерации имеет свое собственное администpативно-теppитоpиальное деление, создает наpядy с федеральными свои высшие оpганы госyдаpственной власти и yпpавления, сyдебные, пpавоохpанительные и иные оpганы, pасполагает своей конститyцией и текyщим законодательством, может иметь в неpедких слyчаях собственные воинские фоpмиpования и гpажданство[2]. От этого вопроса зависит положение государственных образований и отношения, которые складываются между федерацией и ее членами.

Как правило, эти отношения в самом основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Однако, любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих pамках конституции и текущего законодательства .

 

Понятие формы государственного устройства


Понятие формы государства является одним из важнейших характеристик государствоведения.


Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.


Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления.


Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.


В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом форма государства синтезируется из трех основных элементов, которые в свою очередь находятся в прямой зависимости друг от друга, а именно: форма (государственного) правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.

Форма государственного устройства — это национальное и административно — территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти Юридический энциклопедический словарь[3].

Основные виды форм государственного устройства

Исторически сложилось три «классических» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация.

Унитарное государство — это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно — территориальными образованиями, не имеющими каких — либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение — «центру» и местным представительным органам.

В отличие от федеративного устройства, как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления[4].

Федеративное государственное устройство

Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация — хороший тому пример).

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Однако, как уже говорилось выше, сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Конфедерация возникает, по сравнению с федерацией, на недолгий срок, для решения каких — либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все — таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861-1865 годов)[5].

 

Таким образом формы государства, государственное устройства играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства.


megapredmet.ru