Фкз по гражданскому праву – Источники гражданского права. Гражданское законодательство. Гражданский кодекс. Федеральные законы. Подзаконные акты » Буквы.Ру Научно-популярный портал

Федеральные законы как источник гражданского процессуального права

Определим положение федеральных законов в системе источников гражданского процессуального права.

К федеральным законам, которые содержат правовые нормы, затрагивающие вопросы судебной деятельности, относят:

ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года, который включает нормы о порядке назначения и системе гарантий независимости представителей данной категории;

ФЗ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 года, который устанавливает размеры и порядок уплаты государственной пошлины в случае производства дел в арбитражных судах;

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, который содержит процессуальные нормы, устанавливающие особенности рассмотрения дел, возникающих в публичных правоотношениях;

ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года, который определяет полномочия прокурора в связи с участием в рассмотрении либо пересмотре гражданских дел.

Имеется множество законов материально-правового характера, включающих процессуальные нормы. Как правило, подобные федеральные законы затрагивают вопросы подведомственности дел судам общей юрисдикции, характера распределения обязанностей по доказыванию, допустимости доказательств и т.п.

К ним следует отнести: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей», ФЗ «Об охране окружающей природной среды» и др.

Следует отметить, что положения федеральных законов применимы к гражданскому судопроизводству лишь в той части, которая не противоречит

Гражданскому процессуальному кодексу России.

Согласно статье 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебную систему России формируют федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Полномочия и порядок деятельности мировых судей, а также порядок создания их должностей устанавливают Конституция РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иные федеральные конституционные законы, ГПК России, принимаемые в соответствии с ними другие федеральные законы.

Важное место в данной системе источников занимает федеральный закон «О мировых судьях в РФ».

Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей также регламентируется законами субъектов РФ.

ФЗ «О мировых судьях в РФ» устанавливает требования к мировому судье, порядок назначения на должность, срок полномочий, компетенцию, порядок прекращения и приостановления его полномочий и т.д.

Статья 4 данного федерального закона содержит указание на то, что общее количество мировых судей и судебных участков субъекта РФ устанавливаются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, которая согласовывается с Верховным Судом РФ, либо по инициативе Верховного Суда РФ, которая согласовывается с соответствующим субъектом РФ.

Подобным законом выступает федеральный закон

«Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 года.

Судебные участки и должности мировых судей образуются и ликвидируются законами субъектов РФ. Они также устанавливают порядок назначения (или избрания) и деятельности мировых судей.

Существенным аспектом выступает то, что порядок реализации правосудия мировыми судьями по гражданским делам вводится только федеральными законами.

К ним относят Гражданский процессуальный кодекс РФ, а также иные федеральные законы, включающие те или иные процессуальные нормы, которые применяются при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.

lecu.ru

Федеральные конституционные законы как источник гражданского процессуального права

Рассмотрим состав федеральных конституционных законов, которые выступают источниками гражданского процессуального права.

Согласно части 1 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса РФ федеральным конституционным законом, который определяет порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, выступает ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.

Статья 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» гласит, что к судебным инстанциям, формирующим

систему федеральных судов общей юрисдикции, относят Верховный Суд России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды.

Следовательно, в законодательство, которое определяет порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, следует также включать и федеральный конституционный закон «О военных судах в Российской Федерации» от 23 июня 1999 года.

Отдельные процессуальные нормы имеются и в иных федеральных конституционных законах.

Следует отметить федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года как источник процессуального права.

Согласно статье 118 Конституции и статье 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Конституционный Суд России входит в состав судебной системы РФ.

Главной функцией Конституционного Суда РФ является конституционный контроль за соответствием нормативных актов Конституции России посредством проверки в порядке судопроизводства.

Нормативно-правовые акты или отдельные их положения, которые признаны неконституционными, утрачивают силу. Международные договоры, которые не соответствуют Конституции РФ, не подлежат введению в действие и их применению. Решения судов, основанные на актах, которые признаны неконституционными, не подлежат исполнению.

Все решения Конституционного Суда РФ обязательны для соблюдения и исполнения на территории России для всех судебных органов.

Если акт признан как не соответствующий Конституции РФ, то принявшие его государственный орган либо должностное лицо принимают новый акт, который должен содержать положение об отмене нормы, не соответствующей Конституции России.

При этом неконституционное нормативное предписание прекращает своё действие с момента принятия соответствующего решения Конституционного Суда РФ, а не с момента его отмены государственным органом либо должностным лицом.

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют выявить в

постановлениях Конституционного Суда РФ особый правовой статус, а также рассматривать их как источник гражданского процессуального права.

lecu.ru

Федеральные конституционные законы.

В ч. 1 ст. 108 Конституции РФ провозглашено, что «федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренными Конституцией РФ». Из этого следует, что исчерпывающий пе­речень федеральных конституционных законов дан в самой Конституции. Любое дополнение этого перечня возможно лишь путем изменения Конституции. В ч. 2 ст. 108 Конституции РФ установлен особый порядок: их принятия. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Такому жесткому порядку принятия федеральных конституционных законов корреспондирует важность вопросов, по которым они должны издаваться. К их числу относятся:

Федеральные конституционные законы, принятие которых предусмотрено Конституцией

ст.56 ч.1 Закон о чрезвычайном положении

ст.65 ч.2 Закон о порядке образования в составе Российской Федерации нового субъекта

ст.66 ч.5 Закон о порядке изменения статуса субъекта Российской Федерации

ст.70 ч.1 Закон о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации

ст.84 п. «в» Закон о референдуме

ст.87 ч.3 Закон о военном положении

ст.103 ч.1 п. «д» Закон об Уполномоченном по правам человека

ст.114 ч.2 Закон о Правительстве Российской Федерации

ст.118 ч.3 Закон о судебной системе Российской Федерации

ст.128 ч.3 Закон о Конституционном Суде Российской Федерации

ст. 128 ч.3 Закон о Верховном Суде Российской Федерации

ст.128 ч.3 Закон о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации

ст. 135 ч.2 Закон о Конституционном Собрании

Федеральные законы.

Конституция Российской Федерации предусматривает принятие около 50 федеральных законов. При этом в Конституции содержится отсылка, либо к прямо поименованному федеральному закону, либо к вопросу, требующему урегулирования федеральным законом. Необходимо отметить, что часть вопросов, требующих регулирования федеральным законом, в настоящее время урегулирован законодательными актами РСФСР.

Акт референдума.

Референдум — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Юридическая сила решения, принятого на референдуме РФ заключается в том, что оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Более того, данное утверждение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме (ст. 40 ФКЗ). Референдумы бывают общегосударственными, республиканскими, краевыми, областными, местными. В Российской Федерации референдумы проводились 17 марта 1991 года (о введении должности Президента РФ), 25 апреля 1993 (по отношению к дея­тельности Президента РФ, Правительств РФ, по отношению к дос­рочным выборам Президента РФ, народных депутатов РФ), 12 декабря 1993 года (по принятию Конституции РФ).


Похожие статьи:

poznayka.org

Федеральные конституционные законы — это… Что такое Федеральные конституционные законы?

Федера́льный конституцио́нный зако́н Росси́йской Федера́ции — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Вопросы предусматривающие принятие Федеральных конституционных законов содержатся в следующих статьях Конституции Российской Федерации:

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

Статья 56 пп. 1-2обстоятельства и в порядок введения чрезвычайного положения; ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;
Статья 65 п. 2порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта
Статья 66 п. 5изменение статуса субъекта Российской Федерации
Статья 70 п. 1описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации
Статья 84 п. впорядок назначения референдума
Статья 87 п. 3режим военного положения
Статья 88порядок введения чрезвычайного положения
Статья 103 п. дпорядок деятельности Уполномоченного по правам человека
Статья 114 п. 2порядок деятельности Правительства Российской Федерации
Статья 118 п. 3установление Судебной системы Российской Федерации
Статья 128 п. 3полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов
Статья 135 п. 2порядок созыва Конституционного Собрания
Статья 137 п. 1принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации
ГодНомерНазваниеСтатус
ОсновнойО внесении изменений и дополнений
19941-ФКЗО КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19951-ФКЗОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2-ФКЗО РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИутратил силу
19961-ФКЗО СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19971-ФКЗОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2-ФКЗО ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
19991-ФКЗО ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20001-ФКЗО ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2-ФКЗО ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3-ФКЗО ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20011-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗО ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ
4-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
6-ФКЗО ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20021-ФКЗО ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
2-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»утратил силу
20031-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И «О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
3-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
20041-ФКЗОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ И КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
2-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 24 И 33.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 100 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗО РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
20051-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ» В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ И КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
6-ФКЗОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ЭВЕНКИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
7-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 10 И 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
20061-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ И КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
2-ФКЗОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ И КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
3-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 24 И 33.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 32 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
6-ФКЗОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
7-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 48 И 52 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
20071-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 7 И 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
5-ФКЗОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ И АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
6-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 24 И 33.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»не вступил в силу
20081-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 24 И 33.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
8-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
20091-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2-ФКЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

dic.academic.ru

Источники гражданского права. Гражданское законодательство. Гражданский кодекс. Федеральные законы. Подзаконные акты » Буквы.Ру Научно-популярный портал

Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в дальнейшем — нормативные акты или правовые акты), которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле. Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать. Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти». Понятие «гражданское законодательство» используется в широком смысле, охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ.

Таким образом, нормы гражданского права могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в зависимости от юридической силы расположены по определенной строго иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практические значение. Ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.

Российский законодатель не мог сразу признать утратившими силу все многочисленные нормативные акты, принятые на союзном уровне во времена ССР. В противном случае большинство имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений на территории России оказались бы неурегулированными или урегулированными недостаточно полно. В силу этого постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» было установлено, что на территории РСФСР бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и данному Соглашению. Гражданско-правовые нормативные акты Союза ССР действуют на территории Российской Федерации, если они не признаны утратившими силу или не пришли в противоречие с законодательными актами Российской Федерации, принятыми после 12 июня 1996 г., т.е. после принятия Декларации о государственном суверенитете России.

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции Российской Федерации разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Среди федеральных конституционных законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Будучи Основным Законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В частности, основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории Российской Федерации составляют ст. 35,36 Конституции РФ. Основу гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20—25 Конституции РФ.

Особое место в гражданском законодательстве занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Основ гражданского законодательства и Гражданского кодекса. Отраслевые кодифицированные нормативные акты призваны, в принципе, урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, и являются базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории Российской Федерации. По своей юридической силе наиболее важное место в настоящее время занимают часть первая и часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть первая ГК принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., подписана Президентом 30 ноября 1994 г. и введение в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие. Так, глава 4 «Юридические лица» введена в действие со дня официального опубликования части первой Кодекса, т. е. с 8 декабря 1994 г., а глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» введена в действие лишь со дня введения в действие нового Земельного кодекса.

Часть вторая ГК принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., подписана Президентом 26 января 1996 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.

Структура части ГК опирается на объективно существующую систему гражданского права. Вместе с тем между системой гражданского права и структурой ГК имеются некоторые расхождения, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами.

ГК как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Характерной чертой части первой и части второй ГК является то, что они заложили основу нормативной базы для гражданского оборота в условиях рыночной экономики. В них дано определение предпринимательской деятельности и содержится немало правовых норм, направленных на регулирование отношений в области предпринимательства. В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК нормы гражданского праха, содержащиеся других законах, должны соответствовать ГК. Это означает, что по отношению к любым другим федеральным законам, содержащим нормы гражданского права, ГК занимает положение «первого среди равных».

Наряду с кодифицированными нормативными актами систему гражданского законодательства образуют специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношении, входящих в предмет гражданского права: например, Закон Российской Федерации «О страховании», регулирующий отношение в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также отношения страховых организаций между собой; Патентный закон Российской Федерации, регулирующий имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной в использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», регулирующий отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями. Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК, Основы гражданского законодательства 1991 г. или ГК 1964 г., имеют чрезвычайно важное значение в переходный к рыночной экономике период, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.

Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации как подзаконные нормативные акты, в принципе, не должны противоречить законам.

Постановления Правительства Российской Федерации также относятся к числу подзаконных нормативных актов. На основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права Указанные постановления Правительства Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. В противном случае постановление Правительства Российской Федерации может быть отменено Президентом Российской Федерации (п. 3 ст. 115 Конституции РФ). Те постановления Правительства Российской Федерации, в которых содержатся нормы гражданского права, входят в систему гражданского законодательства. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 801 утверждены Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, которые по своей отраслевой принадлежности относятся к гражданско-правовым нормативным актам.

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные акты). Так, Министерство юстиции РФ 19 марта 1996 г. приняло Инструкцию «О порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти».

Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 3 ГК министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами. Тем самым в настоящее время ГК существенно ограничил сферу нормотворческой деятельности министерств и других федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о ведрах, об охране окружающей среды. Следовательно, субъекты Российской Федерации вправе принимать содержащие нормы гражданского права акты, относящиеся к семейному, жилищному, земельному, водному, лесному законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей среды. Однако эти нормативные акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать принятым по этим вопросам федеральным законам (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права. Если же в нормативном акте имеются лишь незначительные «вкрапления» норм иных отраслей права, то такие нормативные акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Так, ГК является гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем имеются и нормы публичного права. Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные акты, не содержащие норм иной отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это те», что законодатель обычно стремится обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов.

Принятие комплексных нормативных актов оправдано в тех случаях, когда требуется согласовать содержание норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих разнообразные, но тесно связанные общественные отношения, возникающие в одной и той же сфере деятельности человека. Поскольку любая сфера деятельности человека требует определенной организации, то там неизбежно складываются организационные отношения, регулируемые нормами административного права. Поэтому в комплексные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, как правило, входят нормы административного права. Так, Жилищный кодекс РФ относится к числу комплексных нормативных актов, поскольку в нем наряду с нормами гражданского права, регулирующими имущественные отношения жилищного найма, содержится и сопоставимое по объему количество норм административного права, регулирующих порядок предоставления в пользование гражданам жилой площади социального назначения. Комплексные нормативные акты могут приниматься не только на уровне законов, но и на уровне подзаконных нормативных актов.

Российская Федерация является частью мирового сообщества, поэтому гражданское законодательство Российской Федерации не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. В силу этого п. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. При этом указанным актам Конституцией РФ придана более высокая юридическая сила, чем нормативным актам российского гражданского законодательства. Так, п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК устанавливают, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. Последнее имеет чрезвычайно важное значение для вхождения Российской Федерации в мировую экономику.

Вместе с тем в литературе по международному праву подчеркивается, что международные договоры — это часть правовой системы Российской Федерации, но не права РФ, и что международные договоры РФ и акты гражданского законодательства РФ относятся к разносистемным источникам права.

Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права.

В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота, которые применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следу понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правая» поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т, п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т. п.).

Обычаи делового оборота в настоящее время получила значительно более широкое использование по сравнению с другими деловыми обыкновениями. В соответствии со ст. 6 ГК если отношение, входящее в предмет гражданского права, не урегулировано законодательством или соглашением сторон, то к нему применяется обычай делового оборота. Вместе с тем обычаи делового оборота применяются только в том случае, если они не противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора (п. 2 ст. 5 ГК).

Правила морали и нравственности сами по себе также не являются источниками гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского права лишь в том случае, если они закреплены «каком-либо нормативном акте, входящем в систему гражданского законодательства. В этом случае правила морали и нравственности становятся правовой нормой, воплощенной в конкретном нормативном акте гражданского законодательства. Так, ст. 227 ГК закрепляет правило морали и нравственности о необходимости возврата найденной вещи лицу, потерявшему ее, если ее собственнику. Однако, даже и не являясь источником гражданского права, правила морали и нравственности иногда приобретают важное значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного применения воплощенных в нем правовых норм.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают обобщенные материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации обязательны для всех судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для всей системы арбитражных судов в Российской Федерации. Указанные разъяснения являются не нормативными актами, а актами применения права. Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками гражданского права.

В настоящее время особенно важное значение для судов общей юрисдикции и арбитражных судов имеет совместное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшею Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Не относятся к числу источников гражданского права и постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания постановлением Конституционного Суда неконституционным акта гражданского законодательства или отдельного его положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ этот акт или отдельное его положение утрачивает силу. Поэтому постановлением Конституционного Суда РФ можно только отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую. Вместе с тем при решении вопроса о конституционности той или иной нормы гражданского Права Конституционный Суд РФ в своих постановлениях разъясняет смысл действующего законодательства, что позволяет правильно применить его на практике. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»» даны разъяснения по вопросу о соотношении и разграничении гражданского и налогового законодательства.

Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика, под которой понимается многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел.

Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение является обязательным только для лиц, участвующих в данном деле. Оно не имеет обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичное дело.

 

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1995.

  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ: Принят 23 окт. 2003 г.// Российская газета. 2003. 16 ноября 2003 г.

  5. О защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г. /// Ведомости. 12992. № 15. Ст. 766.

  6. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. № 20 Ст. 2242

  7. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

  8. Гражданское право России / Под ред. О.Н. Садикова.-М.: Юристъ, 2003.

  9. Гражданское право: Учебник /Под ред. Суханова Е.А. В 2-х тт.- Т.1. М., 2004.

  10. Гражданское право. Т. 1. 2-е изд. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2003.

  11. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003.

  12. Яковлев В. Ф. О Гражданском кодексе Российской Федерации // ВВАСРФ. 1995. № 1.

bukvi.ru

§ 2. Законодательство о гражданском судопроизводстве

в судах общей юрисдикции

В силу свойственной праву системности его источники образуют взаимосвязанную совокупность, именуемую системой законодательства. Применительно к гражданскому процессуальному праву — это законодательство о судопроизводстве в судах общей юрисдикции.

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется КонституциейРФ,ФКЗ»О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальнымкодексомРФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — Федеральнымзаконом»О мировых судьях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1ГПК РФ).

Употребляемое в законе словосочетание «порядок гражданского судопроизводства» следует понимать более широко, чем собственно «процедуру» рассмотрения гражданских дел. Законами регулируется обширный круг правовых отношений, возникающих в области гражданского судопроизводства, касающихся системы судов общей юрисдикции, принципов гражданского процессуального права, правового статуса судей, прав и обязанностей участников судопроизводства и т.д.

Нормативные акты, входящие в состав законодательства, могут быть не только сугубо специализированными, процессуальными, например, такими, как ГПКРФ, но и актами, относящимися к материальным отраслям права и содержащими отдельные процессуальные нормы, используемые судом при рассмотрении гражданских дел.

Как уже отмечалось, в соответствии с ч. 4 ст. 15Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры «Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Правовая система» и «система законодательства» — понятия неравнозначные, однако, учитывая, что законом установлено правило приоритета международного договора в гражданском судопроизводстве: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора» (ч. 2 ст. 1ГПК РФ), целесообразно рассмотреть вопросы, касающиеся указанных договоров, в составе законодательства о судопроизводстве.

Конституция Российской Федерации. Конституцией РФ провозглашаются основные принципы судопроизводства в Российской Федерации. Так, вст. 19закреплен принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом, вст. 120- принцип независимости судей и подчинение их только федеральному закону, вст. 123- принципы гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон и др.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). Это означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве дел должны непосредственно руководствоватьсяКонституциейРФ.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно КонституциюРФ:

1) когда закрепленные нормой КонституцииРФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующие права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

2) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу КонституцииРФ, находится в противоречии с соответствующими ее положениями;

3) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит КонституцииРФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует <1>.

———————————

<1> Пункт 2Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изм. от 6 февраля 2007 г.) (БВС РФ. 1996. N 2; 2007. N 5).

Международные договоры.Правила международного договора Российской Федерации, а не нормы внутреннего законодательства, регулирующие иначе, чем в договоре, аналогичные правоотношения, применяются, если решение о согласии на обязательность данного договора для России было принято в форме федерального закона.

Россия является участницей многосторонних и двусторонних международных договоров, конвенций, соглашений об оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам, связывающих международными обязательствами Российскую Федерацию более чем со 100 государствами.

К наиболее значительным многосторонним международным договорам, содержащим процессуальные нормы, относятся: Гаагская конвенцияпо вопросам гражданского процесса 1 марта 1954 г.; Гаагскаяконвенцияо вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г.; Гаагскаяконвенцияо получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. <1>. ККонвенции1954 г. Советский Союз присоединился в 1967 г., а к Конвенциям1965и1970 гг.Россия присоединилась в 2001 г. В Гаагских конвенциях участвует 41 государство.

———————————

<1> Вестник ВАС РФ. 2000. N 10 (Специальное приложение).

В этих международных документах содержится целый ряд положений, которые являются для российского процессуального права новшеством. Например, в соответствии со ст. 21Гаагской конвенции 1965 г. допустимо вручение любым находящимся в России лицам (в том числе и российским гражданам) судебных документов через дипломатические представительства и консульские учреждения государств — участниковКонвенции. До присоединения к указанной Конвенции согласно действующим договорам, в которых участвует Россия, вручение документов через дипломатические представительства и консульские учреждения допускалось только применительно к собственным гражданам соответствующих иностранных государств. Согласност. 11Гаагской конвенции 1970 г. при исполнении поручения лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет привилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний согласно законодательству запрашиваемого или запрашивающего государства. В отечественном гражданском процессе лицо может отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренныхст. 51Конституции РФ,ст. 69ГПК РФ. За отказ от дачи показаний в России предусмотрена уголовная ответственность. В связи с этим запрашивающий орган в обращении к российскому суду должен оговорить возможность отказа от дачи показаний. Кроме названных, в Гаагских конвенциях содержится еще целый ряд новых положений для российского законодательства.

Россия — участница многосторонних договоров с государствами-членами СНГ, регулирующих правовое сотрудничество, в том числе в области судопроизводства.

Например, Конвенцияо правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г., с изм. от 28 марта 1997 г.) предусматривает оказание правовой помощи путем выполнения процессуальных действий, в частности, составления и пересылки документов, опроса сторон, допроса свидетелей, проведения экспертизы, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам и т.д. <1>.Конвенциейрегулируются и другие процессуальные отношения, в частности, касающиеся подсудности споров. Так, если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство на территории разных государств, спор рассматривается по местожительству (местонахождению) любого ответчика по выбору истца. Иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал.

———————————

<1> Вестник ВАС РФ. 1994. N 2.

Процессуальные нормы содержатся и в двусторонних международных договорах о правовой помощи. Такие договоры заключены Россией со многими государствами (Австрией, Аргентиной, Бельгией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Германией, Грецией, Египтом, Италией, Испанией, Кубой, Монголией, Польшей, Тунисом, Францией, Финляндией, Чехией и др.).

Под правовой помощью понимается выполнение процессуальных действий, в том числе передача доказательств, опрос сторон, допрос свидетелей, экспертов и других лиц, признание и приведение в исполнение судебных решений по гражданским делам и т.д. Следует отметить, что в договорах с различными государствами существуют некоторые особенности совершения процессуальных действий. Например, российские суды направляют судебные поручения в компетентные органы Австрии, Алжира, Бельгии, Германии, Франции и некоторых других стран не позднее чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, а Албании, Болгарии, Испании и других — не позднее чем за четыре месяца.

В соответствии с международными соглашениями основанием для отказа в исполнении решений могут являться: нарушение права стороны на защиту в ходе судебного процесса; вынесение решения некомпетентным судом; истечение трехлетнего срока давности для предъявления решения к принудительному исполнению; невступление в законную силу решения по законодательству государства, на территории которого оно вынесено; наличие вступившего в законную силу решения российского суда, которое вынесено по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; наличие в производстве российского суда дела между сторонами, по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде.

При применении норм международных договоров необходимо учитывать, что в силу п. 3 ст. 5ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации применяется и внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений данного международного договора <1>.

———————————

<1> Пункт 5Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральные конституционные законы. В соответствии сч. 1 ст. 1ГПК РФ федеральным конституционным законом, определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, являетсяФКЗ»О судебной системе Российской Федерации» <1>. Отношения в области гражданского судопроизводства регулируются иФКЗ»О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» <2>.

———————————

<1> СЗ РФ. 1997. N 1. С. 1.

<2> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 898.

Согласно закону в систему судов общей юрисдикции входят военные суды, поэтому к источникам гражданского процессуального права относится ФКЗ»О военных судах в Российской Федерации» <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.

Отдельные процессуальные нормы содержатся и в других федеральных конституционных законах. Например, в ФКЗ»О военном положении» <1> иФКЗ»О чрезвычайном положении» <2> определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 375.

<2> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

Гражданский процессуальный кодекс РФ.Центральным актом гражданского процессуального законодательства является Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2003 г.

ГПКРФ, сохранив все оправдавшие себя на практике институты и правовые нормы, ориентирован на совершенствование порядка рассмотрения и разрешения дел, для того чтобы обеспечить дополнительные гарантии защиты прав граждан. Он содержит новые нормативные положения и модернизированные ранее существовавшие процессуальные нормы.

В Кодексесущественно изменились положения, касающиеся состава суда. Исключен институт народных заседателей. По общему правилу предусмотрено единоличное рассмотрение дел в суде первой инстанции и только в случаях, предусмотренных федеральным законом, — коллегиальное в составе трех профессиональных судей.

В целях устранения «смешения» подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам четко определена подведомственность дел судам общей юрисдикции (гл. 3ГПК РФ). При этом сохранено положение, в соответствии с которым, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

По сравнению с предшествующим законодательством заметно изменена роль прокуратуры в гражданском процессе. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и неопределенного круга лиц. По общему правилу заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд. Хотя законом предусматриваются исключения из этого общего правила, прокурор имеет право вступать в процесс и давать заключение по делу лишь в случаях, предусмотренных Кодексом (ст. 45ГПК РФ) и другими федеральными законами.

В ГПК РФ определен круг лиц, которые вправе отказаться от дачи свидетельских показаний, а также изменен и расширен перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей (ст. 69ГПК РФ). Новеллой является и законодательное закрепление проведения комплексной и комиссионной экспертизы при рассмотрении гражданских дел (ст. ст. 82,83ГПК РФ). Определено правовое положение специалистов, ранее они не назывались в числе участников процесса и рассматривались либо как свидетели, либо как эксперты, хотя по целям участия в процессе и характеру решаемых ими задач они не являлись ни теми, ни другими (ст. 188ГПК РФ).

Закон дополнен положениями, определяющими основания возвращения судам поданных исковых заявлений (ст. 135ГПК РФ), апелляционных, кассационных, надзорных жалоб, представлений прокурора (ст. ст. 324,379.1,391.4ГПК РФ).

Кодекс установил новые сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел (ст. 154ГПК РФ).

studfiles.net

полный текст документов \ Консультант Плюс

В разделе представлены Конституция РФ, кодексы РФ, нормативно-правовые документы, по статистике наиболее актуальные для посетителей сайта. Со всеми редакциями документов, в том числе последними, можно ознакомиться в некоммерческой интернет-версии системы КонсультантПлюс (раздел «Законодательство»).

Конституция

Конституция Российской Федерации

Кодексы

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ)

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)

Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ)

Воздушный кодекс Российской Федерации

Градостроительный кодекс Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации — часть первая (ГК РФ ч. 1)

Гражданский кодекс Российской Федерации — часть вторая (ГК РФ ч. 2)

Гражданский кодекс Российской Федерации — часть третья (ГК РФ ч. 3)

Гражданский кодекс Российской Федерации — часть четвертая (ГК РФ ч. 4)

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ)

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ)

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ)

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ)

Кодекс законов о труде (КЗоТ РФ) (утратил силу, см. Трудовой кодекс Российской Федерации)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)

Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ)

Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая (НК РФ ч. 1)

Налоговый кодекс Российской Федерации — часть вторая (НК РФ ч. 2)

Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ)

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) (утратил силу, см. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза)

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ)

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ)

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ)

Законы и другие нормативные акты

Закон РФ «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП) N 2300-1

Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» N 2003-1 (утратил силу, см. НК РФ ч. 2 Глава 32. Налог на имущество физических лиц)

Закон РФ «О недрах» N 2395-1

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» N 1541-1

Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) N 2124-1

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» N 5351-1 (утратил силу, см. ГК РФ ч. 4 Глава 70. Авторское право)

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» N 395-1

Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» N 324-ФЗ

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» N 173-ФЗ

Федеральный закон «О ведомственной охране» N 77-ФЗ

Федеральный закон «О ветеранах» N 5-ФЗ

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» N 227-ФЗ

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» N 53-ФЗ

Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» N 226-ФЗ

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» N 171-ФЗ

Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» N 218-ФЗ

Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 283-ФЗ

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» N 81-ФЗ

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» N 62-ФЗ

Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» N 418-ФЗ

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» N 115-ФЗ

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» N 99-ФЗ

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» N 7-ФЗ

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ

Федеральный закон «О персональных данных» N 152-ФЗ

Федеральный закон «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ

Федеральный закон «О полиции» N 3-ФЗ

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» N 115-ФЗ

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1-ФЗ

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» N 209-ФЗ

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» N 44-ФЗ

Федеральный закон «О рекламе» N 38-ФЗ

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» N 39-ФЗ

Федеральный закон «О связи» N 126-ФЗ

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58-ФЗ

Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» N 162-ФЗ

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» N 76-ФЗ

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» N 172-ФЗ

Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» N 177-ФЗ

Федеральный закон «О судебных приставах» N 118-ФЗ

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» N 311-ФЗ

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 289-ФЗ

Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 170-ФЗ

Федеральный закон «О техническом регулировании» N 184-ФЗ

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ

Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» N 64-ФЗ

Федеральный закон «Об акционерных обществах» (АО) N 208-ФЗ

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ

Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» N 335-ФЗ

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» N 102-ФЗ

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ООО) N 14-ФЗ

Федеральный закон «Об общественных объединениях» N 82-ФЗ

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) N 131-ФЗ

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» N 125-ФЗ

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) N 40-ФЗ

Федеральный закон «Об оружии» N 150-ФЗ

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» N 323-ФЗ

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» N 120-ФЗ

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» N 182-ФЗ

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ

Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (ПДД) N 1090

Постановление Правительства РФ «О проведении технического осмотра транспортных средств» N 1008

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» N 272

Приказ Минрегиона РФ «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (ПД) N 624

Документы для бухгалтеров

Ниже представлены ссылки на подборки по популярным темам:

Административное право, административное законодательство РФ

Акционерное право

Антимонопольное законодательство РФ

Арбитражное процессуальное право, арбитражный процесс

Банковское законодательство РФ, банковское право

Бюджетное право, бюджетное законодательство РФ

Валютное законодательство РФ

Водное право, водное законодательство РФ

Военное право, военное законодательство РФ

Воздушное право, воздушное законодательство РФ

Градостроительное законодательство РФ

Гражданское право, гражданское законодательство РФ

Гражданское процессуальное право, гражданский процесс

Жилищное право, жилищное законодательство РФ

Законодательство об аудиторской деятельности

Законодательство об ипотеке

Законодательство об исполнительном производстве

Законодательство об образовании

Законодательство об ООО

Законодательство об оружии

Законодательство о банкротстве

Законодательство РФ о бухгалтерском учете

Законодательство о государственной службе

Законодательство о лицензировании

Законодательство о местном самоуправлении

Законодательство о некоммерческих организациях

Законодательство о приватизации

Законодательство о прокуратуре

Законодательство о противодействии терроризму

Законодательство о рынке ценных бумаг

Законодательство о связи

Законодательство о техническом регулировании

Законодательство РФ о ветеранах

Законодательство РФ о гражданстве

Законодательство РФ о милиции

Законодательство РФ о правах потребителя

Законодательство РФ о рекламе

Земельное право, земельное законодательство РФ

Информационное право РФ

Конституционное право РФ

Лесное законодательство РФ

Морское право, морское законодательство РФ

Налоговое право РФ, налоговая система, налоговое законодательство

Основные формы медицинской учетной документации

Право социального обеспечения, пенсионное законодательство РФ

Семейное право, семейное законодательство РФ

Страховое право РФ, законодательство о страховании

Таможенное право, таможенное законодательство РФ

Трудовое право, трудовое законодательство РФ

Уголовно-исполнительное право РФ (УИП)

Уголовное право, уголовное законодательство РФ

Уголовное процессуальное право, уголовный процесс

 

См. также:

— Книги и учебники по праву и экономике

— Дипломные, курсовые работы и научные статьи

www.consultant.ru