Финансы бюджет – ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Содержание

Финансовый бюджет.

Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств предприятия и подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках бюджетные бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств.

а) бюджет капитальных расходов.

Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы расходов на приобретение или строительство, а также выплаты процентов за кредиты, на прогнозный отчет о прибылях и убытках, на прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

б) прогноз денежных потоков/ бюджет денежных средств. 

Бюджет денежных средств состоит из двух частей – ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты. Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой, данные о порядке сбора средств по счетам к получению. Также планируется приток денежных средств и из других источников, таких, как продажа акций, продажа активов, возможные займы, получение процентов и дивидендов и т.д. Суммы ожидаемых платежей берутся из различных периодических бюджетов. Ответственный за подготовку бюджета денежных средств должен знать, какие затраты на материалы и рабочую силу предусмотрены за период, какие товары и услуги необходимо приобрести, а также будут ли они оплачены сразу же или возможна отсрочка платежа. В этой связи очень важно знать политику платежей и выплат предприятия. Помимо регулярных текущих расходов, денежные средства также могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, на возврат займов и других долгосрочных обязательств. Вся эта информация должна быть собрана для того, чтобы подготовить правильный бюджет денежных средств. Бюджет денежных средств преследует две цели. Во-первых, он показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетного периода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозного бухгалтерского баланса. И, во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляет периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки.

в) прогнозный отчет о финансовом положении.

В процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансового положения или проектного бухгалтерского баланса для предприятия в целом. После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо денежных средств на конец бюджетного периода и, определив чистую прибыль и сумму необходимых капитальных вложений, становится возможным подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления главного бюджета. Именно в этой точке руководство должно решить, принять ли предлагаемый общий бюджет или необходимо изменить планы и пересмотреть отдельные части бюджета снова. Основные составляющие общего бюджета представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные составляющие общего бюджета

Создание бюджета — это процесс, в котором участвуют несколько человек. Это не просто некто с калькулятором или компьютером, пропорционально увеличивающий каждую позицию бюджета: активными участниками процесса должны стать и сотрудники программных отделов, и Совет директоров. Эта работа требует перспективного мышления, исследований, дебатов и компромиссов. Если организация мала или бюджет ее невелик, то распределение ресурсов должно отражать приоритеты организации.

Процесс составления бюджета не заканчивается с его утверждением. Сравнительный анализ реальной ситуации с бюджетом должен проводиться на каждом заседании Совета директоров. Руководству следует ежемесячно проводить пересмотр бюджета с учетом непредвиденных обстоятельств и превентивные действия во избежание кризисов. Каждое предприятие должно создать и внедрить комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования деятельности предприятия (на базе компьютерной локальной сети), что позволит максимально оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия.

Исходя из теоретических аспектов организации бюджетирования, необходимо обеспечить распределение функций, связанных с бюджетированием, между экономическими службами, подразделениями и должностными лицами. В частности, целесообразно разделение бухгалтерской службы в крупных компаниях на финансовую и управленческую бухгалтерию с учетом выполняемых ими функций. В небольших организациях подобное разделение не представляется целесообразным. Данная система позволит автоматически отслеживать эффективность работы служащих и подразделений компании. Она снабжает руководства механизмом оценки, поэтому каждая единица рентабельна. Финансовая система учета при этом выделяет наиболее эффективные подразделения, что позволяет определять приоритетные направления и перераспределять ресурсы для их развития.

studfiles.net

Финансовый бюджет

Понятие бюджета

Говоря об экономических вопросах, мы не можем обойти вниманием такую тему, как бюджет. Мы часто можем встретить выражения «бюджет предприятия», «бюджет города или региона», «бюджет страны», «годовой бюджет» и т.п. Что же собой представляет бюджет? Каковы его составляющие и зачем он нужен вообще? Разъяснения термина «бюджет» в различных источниках очень близки. Их суть сводится к следующему:

Определение 1

«Бюджет представляет собой перечень всех расходов и доходов определенного субъекта экономической деятельности (от семьи до страны в целом), который может быть установлен на определенный период времени».

Для предприятий, учреждений и административных территорий бюджет является важным финансовым документом и утверждается на финансовый год. Согласно ныне действующему законодательству, на территории Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году.

Важную роль бюджет играет при планировании расходов. Собственно говоря, он отражает механизм получения доходов и их перераспределению для удовлетворения потребностей региона или предприятия.

Финансовый бюджет как составляющая общего бюджета

Определение 2

Финансовый бюджет представляет собой план, который учитывает возможные источники пополнения или поступления финансовых средств, их перераспределение и использование на протяжении определенного периода времени (недели, месяца, квартала, года).

Финансовый бюджет является важной составляющей главного бюджета предприятия (страны). Он отражает баланс расходов и доходов объекта экономической деятельности. Количественные оценки доходов и расходов, содержащиеся в операционном бюджете, в финансовом бюджете переводятся в денежное выражение.

Главной целью финансового бюджета является стремление максимально полно отразить предполагаемые источники поступления денег, их перераспределение и направление на использование.

С его помощью можно получать информацию об объемах продаж продукции и общей прибыли, о себестоимости продаж и процентном соотношении общей совокупности доходов и расходов. Из финансового бюджета мы можем узнать об общем объеме инвестиций, а также об использовании собственных и заемных средств. Кроме того финансовый бюджет содержит сведения о сроках окупаемости вложений, о возможных прибылях и потерях (убытках), о движении денежных средств.

Иными словами, финансовый бюджет — это подробный баланс активов и пассивов субъекта хозяйственной деятельности.

Структура финансового бюджета

Финансовый бюджет, как и любой другой сложный план, имеет свою структуру. Он включает в себя бюджеты капитальных затрат (инвестиций) и финансов предприятия, прогнозные отчеты о прибылях и возможных убытках (потерях), прогнозный бухгалтерский баланс т отчет о финансовом положении предприятия.

Бюджет капитальных затрат

Эта составляющая финансового бюджета содержит важную информацию о долгосрочных капиталовложениях. Она оказывает влияние на бюджет денежных средств, затрагивает вопросы расходов на приобретение или строительство, а также влияет на выплаты процентов за кредиты, на прогнозный отчет о прибылях и убытках, на прогнозный бухгалтерский баланс, изменяет сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов.

По этой причине все решения по капитальным расходам должны тщательно планироваться и включаться в общий бюджет.

Бюджет денежных средств

Данная составляющая представляет собой перечень всех планируемых поступлений денег и различных платежей, которые будет необходимо оплатить в заданном финансовом периоде (неделя, месяц, квартал, год).

При его составлении становится четко видно наличие излишков или нехватка финансовых ресурсов. С помощью бюджета денежных средств можно прогнозировать конечные остатки на счетах денежных средств, необходимые для составления прогнозного бухгалтерского баланса.

spravochnick.ru

Финансы и бюджет Российской Федерации

РЕФЕРАТ

по курсу «Финансы и кредит»

по теме: «Финансы и бюджет Российской Федерации»

1. Сущность и функции финансов

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Централизованные финансы – экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, сосредоточенных в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – денежные отношения, посредством которых происходит кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продуктов и услуг;

предприятиями и вышестоящими органами, при создании централизованных фондов денежных средств и их распределения;

государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет;

государством и гражданами при внесении ими налогов и других платежей;

предприятиями и гражданами и внебюджетными фондами при внесении ими платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы;

органами имущественного и личного страхования, предприятиями и населением, при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Сущность финансов проявляется в их функциях, а финансы выполняют 2 основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция проявляется при распределении НД (национального дохода), когда происходит создание так называемых первичных фондов. Их сумма равна НД. Первичные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы:

зарплата рабочих, служащих;

доходы предпринимателей сферы материального производства.

Однако первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, которые были бы доступны для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Поэтому необходимо дальнейшее распределение НД.

В результате перераспределения образуются вторичные доходы, к которым относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы. Таким образом, перераспределение НД происходит между производственными и непроизводственными сферами народного хозяйства, отдельными регионами страны.

Конечная цель распределения НД совершаемая с помощью финансов состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, обеспечения высокого качества жизни населения.

Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и над расходованием их по целевому назначению. Одна из основных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Работники финансовой службы и налоговых органов осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, а также при исполнении доходных и расходных частей бюджетной системы.

2. Финансовая система

Финансовая система – система форм и методов распределения и использования денежных фондов государства и предприятий.

Финансовая система общества может иметь один из следующих типов:

— банковский – тип банковской системы, при котором основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов.

Данный тип финансовой системы представлен в большинстве стран Европы и характерен тем, что кредитно-банковские структуры, сосредотачивая у себя значительную часть свободных финансовых ресурсов, от своего имени распределяют эти средства путем механизма кредитования или прямого инвестирования.

— рыночный – тип, при котором роль в перераспределении НД выполняет фондовый рынок.

Данный тип характерен для США, Канады.

— бюджетный – тип, при котором часть НД в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов.

Финансовая система этого типа используется в России, Швеции, Китае.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений

— государственную бюджетную систему;

— внебюджетные специальные фонды;

— государственный кредит;

— фонды имущественного и личного страхования;

— финансы предприятий различных форм собственности.

Первые 4 блока относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и экономических отношений на макроуровне.

Финансы предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики на микроуровне.

3. Экономическое содержание и роль бюджета

Финансовую систему любой страны можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев – государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

Главным звеном этой системы является государственный бюджет– крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет – это основной финансовый план государства.

2. Бюджет – самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.

К задачам бюджета можно отнести:
· Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).
· Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).
· Контроль.

Государственная бюджетная система РФ включает три звена:

федеральный бюджет;

бюджеты субъектов федерации;

местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.

Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

4. Доходы бюджета

Доходы бюджета – налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.
Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности – при проведении приватизации.

Доходы федерального бюджета РФ – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

собственные неналоговые доходы;

остаток средств на конец предыдущего года;

доходы от бюджетных фондов;

прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

mirznanii.com

Государственные финансы и бюджет

В ходе воспроизводственного процесса на различных уровнях, начиная с определённого предприятия и заканчивая целой национальной экономикой, формируются и применяются денежные фонды.
Финансы общества состоят из систем образования, использования фондов денежных ресурсов, которые обеспечивают процесс воспроизводства. Финансовые отношения образуются совокупностью отношений экономических, возникшими между государством, организациями, отраслями, предприятиями, отдельными гражданами и территориями посредством движения денежных фондов.

Финансовая система формируется под тремя основными звеньями: финансами государственными, финансами предприятий и финансами населения. Самым главным звеном считаются финансы предприятий, так как два первых звена образуются на их базе.

Разбираем по косточкам что же такое государственные бюджет и финансы

Стоит разобрать подробнее государственные финансы и бюджет. Государственным финансам присущи два основных элемента: государственный бюджет и внебюджетные фонды. Государственным бюджетом являются годовые государственные планируемые доходы, расходы, это деньги, позволяющие выполнять государству экономические, социальные функции (а в нынешнее время даже и политические). Государственный бюджет составляют бюджет правительства и местные бюджеты (областные, городские, районные, поселковых советов). Несомненно, всегда имеется особо важное значение в утверждении государственных бюджетов на год очередной.

Бюджет имеет две части: доходную и расходную. Страны с развитой рыночной экономикой доходную бюджетную часть почти на 90% формируют посредством налогов с предприятий, а также и населения. Остальную часть образуют доходы от использования собственности государства, внешнеэкономической деятельности. Структуру расходной бюджетной части включают расходы на социальные, культурные нужды (социальные пособия, здравоохранение, просвещение и иные), а также расходы для развивающегося народного хозяйства, на государственное управление, на оборону.

Внебюджетные фонды формируются из денежных средств, аккумулирующихся вне систем бюджета государства и имеющих строжайшее целевое назначение: фонд соц. страхования, пенсионный фонд и иные.

 


biznesluxe.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Количество просмотров публикации ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ — 1651

В смешанной экономикерыночный механизм дополняется активным государственным регулированием. Решение общенациональных экономических проблем должна быть обеспечено лишь в том случае, в случае если у государства есть собственные финансовые рычаги. Финансы- это система денежных ресурсов государства, фирм, местных органов власти и общественных организаций. Отношения по поводу образования, распределœения и использования денежных средств называют финансовыми отношениями.

Государственные финансы — ϶ᴛᴏ всœе финансовые средства государственных организаций. Οʜᴎ включают в себя государственный бюджет и внебюджетные денежные фонды, которые находятся в ведении государства (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования). Ведущим звеном финансовой системы является бюджет государства. Государственный бюджет — это финансовый план правительства, сопоставляющий ожидаемые доходы с необходимыми расходами. Консолидированный бюджет — ϶ᴛᴏ свод бюджетов всœех уровней бюджетной системы государства на соответствующей территории. Так, консолидированный бюджет страны включает в себя государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и бюджеты муниципальных образований.

Бюджетные системы развитых стран основаны на следующих базовых принципах:

— единство бюджетной системы страны; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

— самостоятельность бюджетов;

— сбалансированность бюджетов;

— адресность и целœевой характер бюджетных средств.

Структура доходов и расходов государственного бюджета

Государственные бюджеты сроком на один год разрабатываются Министерствами финансов и утверждаются парламентами, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. В государственном бюджете устанавливаются доходы и расходы государства, а также прогнозируемый уровень инфляции и ВВП. Никакие другие документы — программы, заявления, обещания – так не раскрывают действительных намерений правительства, как это способен сделать государственный бюджет.

Структура доходов и расходов бюджета принципиально одинакова во всœех странах со смешанной экономикой (рис.13-1).

Рис. 13 — 1. Структура доходов и расходов госбюджета

Доходы государственного бюджета формируются за счёт налоговых поступлений с доходов, капитала, товаров и услуг и неналоговых доходов (к примеру, доходы от государственной собственности, приватизации, и т.д.).

В расходах государственного бюджета можно выделить несколько блоков:

— расходы на национальную оборона и содержание государственного аппарата. Сюда входят расходы на национальную оборону и вооружение, функционирование органов власти и международную деятельность, суды и правоохранительную деятельность, обслуживание государственного долга;

— расходы на социальное развитие, которые включают в себя расходы на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальную политику;

— расходы на поддержку отраслей реального сектора экономики, таких как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т. д.;

— финансовая помощь нижестоящим бюджетам.

При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение принято называть профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Бюджетно-финансовая политика: основные концепции

Государство постоянно должно контролировать соотношение своих доходов и расходов, проводя определённую бюджетно-финансовую политику. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика представляет собой манипулирование налогами и государственными расходами с целью стимулирования экономического роста͵ поддержания макроэкономической стабильности: борьбы с кризисами, безработицей и инфляцией. В случае если образуется и растет бюджетный дефицит, это должна быть сигналом ²заболевания² экономики. Причины возникновения дефицита таковы:

1. Циклический спад производства, который влечет за собой снижение ВВП и, соответственно, уменьшает налоговые поступления и увеличивает трансфертные выплаты. Дефицит, вызванный такими причинами, принято называть циклическим.

2. Изменения в налоговой политике и политике текущих расходов бюджета. В случае если налоги остаются на одном и том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (к примеру, в период предвыборной кампании возрастают социальные расходы), то образуется структурный дефицит.

Бездефицитность бюджета сама по себе не означает еще ²здоровья² экономики. Вместе с тем, всœегда крайне важно обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный,

консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всœех местных бюджетов.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансированным. Эта концепция, однако, уязвима. Допустим, в экономике наметился спад. При сокращении ВВП налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число налогов, либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сочетать всœе эти меры. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса, а значит, дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических задач, но не способна решать перспективные. В России правительство Е. Гайдара проводило бюджетно-финансовую политику, базирующуюся практически на этой концепции. Но ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает расходы, ᴛ.ᴇ. сознательно увеличивает дефицит бюджета͵ тем самым стимулируя рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает расходы. Возникает положительное сальдо бюджета͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ используется для покрытия дефицита бюджета в период спада.

Эта концепция имеет один очень существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы бывают неодинаковы по глубинœе и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. К примеру, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача — это стимулирование экономического роста и поддержание макроэкономической стабильности. Она может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета͵ так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Стабильность экономики связана с действием следующих факторов:

— механизм налоговой системы автоматически увеличивает поступления в бюджет по мере экономического роста͵ а макроэкономическая сбалансированность стимулирует данный рост. Следовательно, дефицит бюджета должен постепенно сокращаться;

— правительство имеет практически неограниченную возможность финансировать дефицит бюджета;

— процветающая экономика сглаживает негативные последствия бюджетного дефицита. Богатая нация может более легко выдержать бремя дефицита͵ чем бедная.

Следует отметить, что именно вторая и третья концепции лежат в базе бюджетно-финансовой политики развитых государств. Практически всœе они живут в условиях дефицитных бюджетов. При этом есть границы бюджетного дефицита͵ за которыми резко возрастают отрицательные последствия для экономики. Считается, что неопасная величина бюджетного дефицита не должна превышать 2% ВВП.

Внешний и внутренний государственный долг

Рост государственного долга — одно из наиболее опасных последствий бюджетного дефицита. Чтобы покрывать дефицит бюджета͵ правительство прибегает к кредитам и займам недостающих средств через размещение государственных ценных бумаг (векселœей и облигаций и т. д.) внутри страны и за рубежом.

Накопленные таким образом заемные средства образуют государственный долᴦ. Различают внешний и внутренний государственный долᴦ.

Внешний долг — это государственный долг иностранным фирмам, организациям, гражданам. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определœенный срок с процентами и, как правило, в твердой валюте, в случае если товары неконкурентоспособны. Вместе с тем, кредитор, как правило, ставит определœенные условия, после выполнения которых и предоставляются кредиты. К примеру, кредиты МВФ в 1990-е гᴦ. предоставлялись России с условием, что правительство будет сокращать дефи-

цит государственного бюджета͵ не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России может иметь такая жесткая финансовая политика.

Внутренний долг — это долг государства своим фирмам, гражданам, организациям. Он приводит, прежде всœего, к перераспределœению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, к примеру, 1/3 процентного дохода по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.

Рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия:

— Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного национального дохода за рубеж при его обслуживании (выплате процентов и сумм основного долга). Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и может привести к дефолту (отказу государства платить по своим долгам).

— Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции. Можно, конечно, выплачивать проценты держателям облигаций и за счёт увеличения налогов, но это, в свою очередь, снижает объёмы инвестиций. Выпуская займы, государство берет с кредитного рынка значительные денежные суммы, что ведет к удорожанию кредита для частного бизнеса. Это тормозит развитие экономики.

— Рост государственного долга усиливает неуверенность домохозяйств и бизнеса в перспективах экономического и социального развития.

В ситуациях, когда дефицит государственного бюджета и государственный долг приобретают особо крупные размеры, правительство вынуждено выбирать на определœенный период времени первый концептуальный подход к проблеме бюджетного дефицита͵ что подразумевает под собой следующие мероприятия:

-рост налоговых поступлений;

-всœемерное сокращение государственных расходов: на оборону, государственное управление, сокращение дотаций из бюджета͵ свертывание социальных программ.

Внешний долг России медленно снижается, однако Россия всё ещё входит в число крупнейших стран-должников. Так, с 2002 ᴦ. до 2005 ᴦ. он снизился с 130,1 млрд. долл. до 110 млрд. долл. По отношению к ВВП государственный внешний долг составляет 40,5%, а по международным стандартам безопасный для экономики уровень должен быть не более 60%.

Межбюджетные отношения

Принципы построения бюджетной системы зависят от формы государственного устройства. Так, бюджетная система унитарных государств строится из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов власти (городов, графств, районов и т. д.). Бюджетная система федеративных государств (к примеру, США и России) включает третье звено — бюджеты административных образований, из которых состоит сама федерация (штатов, земель, провинций, областей, республик и т. д.). Она строится по принципу фискального федерализма — системы трансфертных выплат (субсидий, субвенций), на базе которых федеральная власть делится своими доходами с регионами (штатами, землями, провинциями), а те, в свою очередь, с муниципальными образованиями. Сегодня Россия и большинство стран СНГ переходят к построению своих бюджетов в соответствии с принципом фискального федерализма. Проведение этого принципа в жизнь предполагает:

— экономическую самостоятельность бюджетов всœех уровней, раздельное формирование их на нормативной основе, утверждение и исполнение;

— создание целœевых бюджетных фондов для реализации общих республиканских, межрегиональных программ;

— наличие системы трансфертных выплат, которые выдаются для погашения расходов, в случае если собственные доходы нижестоящего бюджета чересчур низки.

Осуществление принципа фискального федерализма предполагает четкое разграничение функций между различными уровнями властных структур.
Размещено на реф.рф
К примеру, центральное правительство осуществляет расходы, касающиеся нации в целом (расходы на оборону, внешнюю политику), региональные органы власти финансируют социальную защиту, здравоохранение в регионе, а местные органы власти самостоятельно содержат школы, организуют охрану общественного порядка, уборку улиц и т. д.

Между различными уровнями власти часто идет борьба по бюджетно-финансовым вопросам. Каждый участник конфликта стремится забрать себе максимальную долю доходов и минимизировать свое участие в расходах. Чтобы не доводить это противоборство до сепаратист-

ского ²бунта², следует соблюдать два принципа фискального федерализма:

1) собственные (независимые от воли вышестоящих властей) доходы должны быть пропорциональны объёму властных полномочий нижестоящего уровня;

2) если расходы территории объективно велики, то они должны покрываться целœевыми субвенциями, которые выделяются из вышестоящих бюджетов.

Для реализации этих принципов крайне важно правильно и четко разграничить доходы разных уровней власти. В одних случаях используют метод разграничения налоговых источников. К примеру, в США налог на имущество целиком идет в местные бюджеты, а таможенные пошлины — только в федеральный бюджет. Чаще, однако, применяют метод долевого участия в доходах. К примеру, в ФРГ доходы от налога на прибыль делят поровну между федеральным и местным бюджетами.

Для Российской Федерации в настоящее время характерны нестабильность правительственной бюджетной политики и бюджетный сепаратизм регионов. Центральные власти стремятся передать на места значительную часть расходов, не закрепляя при этом за местными властями соответствующие доходные источники. Особенностью России является большая неоднородность социально-экономического развития регионов. Существуют дотационные регионы и регионы-доноры.

Дотационные регионы— ϶ᴛᴏ регионы, в которых объём необходимых для бюджетных выплат средств больше, чем собирается налогов, в связи с этим региону необходимы федеральные трансферты.

Регионы-доноры — ϶ᴛᴏ те регионы, в которых налоговые сборы больше, чем объём необходимых бюджетных выплат. Часть налоговых поступлений они должны отдавать в федеральный бюджет.

У регионов-доноров возникает стремление к полной бюджетной самостоятельности (к примеру, Татарстан, Башкортостан), так как они хотят использовать всœе доходы со своей территории, не делясь с Центром. В дотационных регионах хронический недостаток доходов порождает иждивенческие настроения.

Межбюджетные отношения в Российской Федерации характеризуются высокой долей федерального бюджета и недостатком средств в региональных и местных бюджетах в доходной части консолидированного бюджета. Из-за этого региональные и местные бюджеты не имеют достаточных средств на покрытие своих расходов и сильно зависят от перечисления средств из федерального бюджета.

referatwork.ru

Финансы и бюджет ЕС — Энциклопедия по экономике

Для ряда стран большое значение имеет соотношение государственного и частного долга. В зависимости от этого необходимо анализировать состояние государственных финансов (бюджета) и отраслевых финансов. Если основным должником является государство, то особое значение приобретает проблема управления государственным (суверенным) долгом.  [c.318]
Второй раздел посвящен характеристике функций финансов, их роли в воспроизводстве, состава финансовой системы, содержания централизованных финансов (бюджета, государственного кредита, внебюджетных фондов) и децентрализованных финансов (финансы предприятий, домашнего хозяйства.  [c.5]

Одним из важнейших направлений статистики финансов является изучение государственных финансов — бюджетов различных уровней. Однако было бы ошибкой, как это часто делается, отождествлять и ограничивать объект статистики финансов со статистикой бюджетов. В условиях рыночной экономики бюджеты различных уровней и их использование не являются простыми записями статей — это реальные деньги. Бюджеты как государственные финансы являются частью финансовой статистики государства и изучаются как раздел статистики финансов.  [c.15]

Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией, а также муниципальные органы. В то же время практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Органы общей компетенции — высшие представительные и исполнительные органы государственной власти — руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).  [c.14]

Каков же объект изучения статистики финансов Одним из важнейших направлений статистики финансов является изучение государственных финансов — бюджетов различных уровней. Статистика финансов распространяется и на сферу таких финансовых операций, как налогообложение, осуществление заимствований, расходование средств и кредитование. Собираемая информация позволяет осуществлять контроль за полнотой и ритмичностью различных финансовых операций. Сбор, обобщение и анализ статистической информации необходимы для планирования стратегии и тактики управления, а также для принятия непосредственных экономических и политических решений в процессе осуществления руководства государством и экономикой. Без хорошо организованной статистики финансов невозможно эффективно анализировать деятельность органов государственного управления и оценить то влияние, которое они оказывают на экономические процессы, протекающие как в отдельных регионах, отраслях, так и в экономике в целом.  [c.310]

Финансы, бюджет, налоговая, денежно-кредитная и ценовая политика регулируются так, что Республика Башкортостан в данных областях проводит единую политику, координируемую с соответствующей политикой Российской Федерации. Бюджетная система РБ состоит из ежегодно формируемых республиканского бюджета, бюджетов районов, городов, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Банковская система РБ состоит из национального банка, а также иных банков, правовой статус которых определяется федеральными и республиканскими законами.  [c.72]

Документ плана маркетинга может не отражать картину полностью, поскольку это требует взаимодействия со всеми остальными подразделениями организации, однако он обязан указывать на необходимые ресурсы и бюджеты, плюс вопросы капитальных затрат и доходов. Это указывается в разделе Финансы/бюджеты.  [c.201]

Государственные финансы. Бюджет гоминдановского Китая не имел прочной доходной базы. Огромные расходы на милитаризм, на содержание государственного аппарата и др. непроизводительные цели вызывали хронический дефицит бюджета. На нужды народного х-ва и социально-культурные мероприятия приходилось не более 2—3% всех расходов. За более чем 20-летний период гоминдановского господства почти все бюджеты сводились с огромным дефицитом, покрывавшимся за счет эмиссии и выпуска внутренних и внешних займов. Основой доходов бюджета были налоги.  [c.524]

В финансовой системе бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав Государственного бюджета СССР. Переход к рыночным отношениям привел к появлению нового звена финансовой системы — внебюджетных фондов. В 1990-х гг. XX в. в условиях возрастающих социальных рисков, а также в соответствии с требованиями международного права, средства государственного социального страхования были выделены из состава бюджетной системы. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (который был упразднен в 2001 г.).  [c.34]

Финансы. Бюджет. Налоги  [c.237]

Для исчисления национального дохода производственным методом используют данные статистической отчетности о результатах производственной деятельности отраслей, по которым имеются сведения о валовой продукции и о затратах на производство. Для этого привлекают материалы годовых отчетов предприятий и ведомств, совхозов и колхозов, материалы статистики финансов, бюджетов населения и т. п. В отчетности о затратах на производство имеются комплексные статьи расходов, которые содержат в себе и материальные затраты, и элементы чистой продукции. В таких случаях статистические органы в централизованном порядке устанавливают долю тех и других по видам комплексных расходов и по отраслям деятельности.  [c.318]

В 60-70 годы городские бюджеты формировались не из налогов расположенных на территории предприятий, а по существу за счет субъективного распределения средств Госпланом и Министерством финансов. Бюджеты многих городов по объемам своих средств не превышали размеры инвестиционных программ крупных предприятий -металлургических комбинатов, автомобилестроительных объединений и т.п. Органы управления городов не имели рычагов воздействия на расположенные на их территории предприятия в вопросах сооружения объектов городского хозяйства, и это зело к непропорциональному развитию отдельных его отраслей. Только после 1993 года городские бюджеты стали формироваться в основном за счет налогов с предприятий, расположенных на их территории, подоходного налога с жителей региона, а не счет дотаций из бюджетов более высокого уровня.  [c.61]

Роль и место государственных финансов, бюджета и внебюджетных фондов в системе прогнозов социально-экономического развития. Регулирование государственных доходов и расходов. Государственный бюджет в системе краткосрочного и среднесрочного регулирования. Виды бюджетных дефицитов и методы оценки их финансирования. Характеристика федерального бюджета страны на 1998-1999 годы. Бюджетный кодекс Механизм функционирования кредитно-денежной системы как инструмент государственного регулирования финансовой сферы. Взаимодействие финансовых институтов и правительства. Эффективность кредитно-денежной политики.  [c.112]

Основными принципами организации финансов предприятий, как уже отмечалось, являются демократический централизм, деление оборотных средств на собственные и заемные, плановость, хозяйственный расчет, наличие финансовых ресурсов. Финансы социалистических предприятий планово организуются государством в процессе составления, утверждения и исполнения народнохозяйственного плана и бюджета страны. Планируя в централизованном порядке капитальные вложения, объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, а также платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, государство осуществляет руководство финансовой деятельностью социалистических предприятий и объединений.  [c.278]

Распределительная и перераспределительная функция финансов предприятий, организаций и объединений транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа проявляется в своевременном выполнении обязательств по платежам от прибыли в бюджет, образовании на местах фондов экономического стимулирования, амортизационного фонда, фонда премирования за создание и внедрение новой техники и других фондов, перечисления средств вышестоящим организациям и т. д.  [c.279]

В группе показателей по финансам новая система дополняется введением для тех отраслей, где планируется товарная продукция, показателя по снижению себестоимости продукции. Для регламентирования распределения прибыли второй показатель этой группы (платежи в бюджет, ассигнования из бюджета) дополняется показателем норматив распределения прибыли.  [c.52]

Прибыль и другие накопления, платежи в государственный бюджет и получение средств из бюджета — все эти понятия относятся к категории финансов предприятия, составляют финансовую сторону их хозяйственной деятельности.  [c.251]

Важная роль в системе хозяйственного контроля принадлежит финансовому контролю, который осуществляется органами Министерства финансов СССР. Объектами финансового контроля являются исполнение государственного бюджета, использование предприятиями отпущенных им бюджетных средств, соблюдение сметно-штатной дисциплины, выполнение «предприятиями и организациями своих обязательств перед бюджетом.  [c.128]

Финансы выполняют ряд функций контроль за рациональным расходованием средств и выполнением обязательств перед государственным бюджетом и вышестоящим органом обеспечение финансовыми ресурсами выполнения производственной программы, плана капитальных вложений проведение режима  [c.277]

Другой стороной этого познавательного стиля является стремление избежать нетехнологической информации, касающейся, например, делового окружения и финансов. Соответственно одной из важных задач подготовки руководителей к управлению научными исследованиями является задача обеспечить руководителей средствами для снятия забот о финансовых проблемах. Тут очень полезна система ежемесячных бухгалтерских отчетов для быстрой оценки остатков бюджета. Другим способом организации работы с нетехнологической информацией является включение в состав научно-исследовательского подразделения специалиста, который мог бы выступить в качестве посредника между своим и другими подразделениями корпорации. Этот человек, однако, может оказаться опасным для руководителя НИР, так как его разносторонние знания способны нарушить монокультурный характер внутреннего управления. Несмотря на оппозицию руководителей научно-исследовательских работ, данная категория специалистов существует в японских корпорациях, поскольку дает дополнительные выгоды за счет сокращения сетей неформальных общений между научно-исследовательским, производственным, финансовым отделами и отделом сбыта.  [c.184]

Система государственных финансов. Теории государственных финансов. Государственный бюджет, его сущность и роль в экономических процессах.  [c.482]

Госпланом СССР и Министерством финансов СССР введен порядок стимулирования предприятий, на которых размещены государственные заказы. По этому порядку, чем выше плановая доля государственного заказа в общем плановом объеме производства, тем больше (до 10%) в результате уменьшения платежей в бюджет увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, против установленных нормативов (при второй модели — до 3% хозрасчетного дохода).  [c.130]

Таким образом, финансы необходимы для обеспечения бесперебойности процесса производства и реализации продукции. Через оборот денег выражаются экономические, хозяйственные отношения между государственными предприятиями — оплата получаемого оборудования, сырья, материалов, реализация готовой продукции между предприятием и работающими — выдача заработной платы и выплаты из фонда материального поощрения между предприятиями и государственными финансовыми органами — внесение в бюджет платы за фонды, свободного остатка прибыли, налога с оборота, получение ассигнований из бюджета между предприятиями и государственной кредитной системой — получение и погашение банковских ссуд и уплата процентов за кредит между предприятиями и министерством — внесение и получение средств из централизованного фонда развития производства, науки и техники, временной финансовой помощи.  [c.160]

Винокур Л. Д. Взаимоотношения бюджета с хозяйством. М., Финансы , 1967. 179 с.  [c.171]

Социалистическое хозрасчетное предприятие приобретает все необходимые средства для хозяйственной деятельности за плату и в свою очередь реализует продукцию или хозяйственные услуги за деньги. Любая хозяйственная операция, как бы велика или мала она ни была — от приобретения сырья до покупки флакона чернил, сопровождается денежным обращением. Следовательно, чтобы иметь возможность нормально работать, предприятие должно заблаговременно создать фонды денежных средств и заботиться об их постоянном пополнении. Принцип денежных расчетов, платности лежит в основе всех материальных ценностей, поступающих предприятию, и всей реализуемой им продукции и оказываемых услуг. Прибыль и другие накопления, платежи в государственный бюджет и получение средств из бюджета— все эти понятия относятся к категориям финансов предприятий или составляют финансовую сторону их хозяйственной деятельности.  [c.272]

Финансовый план предприятия называется балансом доходов и расходов. Равновесие достигается в результате взаимосвязи финансов предприятия с государственным бюджетом излишние ресурсы передаются в доход бюджета, недостаток средств восполняется из него. Основой финансового плана является производственная программа. Вместе с тем он тесно связан с планами материально-технического обеспечения, капитального строительства, реализации продукции и др. В финансовом плане отражается движение всех основных и собственных оборотных средств предприятия, а также поступление средств от вышестоящих организаций (объединения), из государственного бюджета и платежи в вышестоящие организации и бюджет.  [c.275]

Финансы нефтеперерабатывающих заводов выполняют ряд функций, в том числе контроль рублем за ходом выполнения всех плановых заданий, за рациональным расходованием средств и за выполнением обязательств перед государственным бюджетом обеспечение финансовыми ресурсами выполнения производственной программы, плана капитальных вложений, плана ремонтных работ и других мероприятий проведение режима экономии и практическое осуществление принципов хозяйственного расчета осуществление через систему банков безналичных денежных расчетов с другими предприятиями.  [c.260]

Финансы домохозяйства взаимодействуют с централизованными финансами (бюджетами — федеральным, региональными, местными и внебюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами — предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком. Между ними возникают непрерывные денежные потоки — односторонние, двух- и многосторонние. Между домохозяйством и государством осуществляется постоянно движение денежных потоков. Члены домохозяиств предоставляют труд работников для государственного сектора, продают государству товары и услуги собственного производства. За это семья получает оплату труда и доход. Кроме того, финансовые отношения возникают и при оплате налогов, сборов, пошлин и отчислений в казну и социальные внебюджетные фонды. Вместе с тем домохозяйства получают от правительства различные денежные трансферты, а также общественные блага и услуги в натуральной форме.  [c.310]

В срциалистич. об-ве при господстве общественной собственности на средства производства основное значение в системе Г. р. имеют расходы на развитие народного х-ва и социально-культурное строительство. Г. р. служат средством осуществления социалистич. гос-вом присущей ему хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции. Они направляются на развитие общественного произ-ва и неуклонный подъем на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся. Поскольку при социализме гос-во является собственником важнейших средств произ-ва и создаваемого на государственных предприятиях общественного продукта, к Г. р. относятся не только расходы за счет общегосударственных финансов — бюджета, государственного социального страхования, но и затраты государственных предприятий и организаций на расширение произ-ва, научно-исследовательскую работу и социально-культурные мероприятия (на подготовку кадров, детские учреждения, клубы и т. д.). По своему эконо-  [c.308]

Организация, логистика поставки, производство, сбыт. Финансы бюджеты (операционный, ash flow, доходов и расходов, по балансовому листу), финансовый анализ .  [c.68]

Экономическое содержание первой функции состоит в обеспечении соответствия материальных и денежных ресурсов второй — в установлении научнообоснованных пропорций между потреблением денежных средств внутри системы и отчислениями в бюджет. Экономическое содержание третьей функции финансов заключается в контроле рублем за производственно-хозяйственной деятельностью, который позволяет выявить правильность расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов.  [c.282]

В Отраслевых методических указаниях по определению ставок возмещения затрат на геологоразведочные работы на нефть и газ , согласованных с Государственным комитетом цен Совета Министров J P и Министерством финансов СССР и утвержденных Министерством нефтяной промышленности 18 февраля 1975 г., стимулирующая функция ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы по попутному газу решена посредством установления ее на 1000 м3 добытого газа. За сверхнормативные потери попутного газа — невыполнение плана его добычи (утилизации) устанавливается повышенная (штрафная) ставка возмещения затрат на геологоразведочные работы, превышающая основную в 1,5 раза. За сверхплановую добычу (утилизацию) попутного газа предприятие освобождается от взноса в государственный бюджет суммы возмещени/. затрат на геологоразведочные работы.  [c.84]

economy-ru.info

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 27Следующая ⇒

В смешанной экономикерыночный механизм дополняется активным государственным регулированием. Решение общенациональных экономических проблем может быть обеспечено лишь в том случае, если у государства есть собственные финансовые рычаги. Финансы- это система денежных ресурсов государства, фирм, местных органов власти и общественных организаций. Отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств называют финансовыми отношениями.

Государственные финансы – это все финансовые средства государственных организаций. Они включают в себя государственный бюджет и внебюджетные денежные фонды, которые находятся в ведении государства (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования). Ведущим звеном финансовой системы является бюджет государства. Государственный бюджет — это финансовый план правительства, сопоставляющий ожидаемые доходы с необходимыми расходами. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства на соответствующей территории. Так, консолидированный бюджет страны включает в себя государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и бюджеты муниципальных образований.

Бюджетные системы развитых стран основаны на следующих основных принципах:

— единство бюджетной системы страны; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

— самостоятельность бюджетов;

— сбалансированность бюджетов;

— адресность и целевой характер бюджетных средств.


Структура доходов и расходов государственного бюджета

Государственные бюджеты сроком на один год разрабатываются Министерствами финансов и утверждаются парламентами, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. В государственном бюджете устанавливаются доходы и расходы государства, а также прогнозируемый уровень инфляции и ВВП. Никакие другие документы — программы, заявления, обещания – так не раскрывают действительных намерений правительства, как это способен сделать государственный бюджет.

Структура доходов и расходов бюджета принципиально одинакова во всех странах со смешанной экономикой (рис.13-1).

Рис. 13 — 1. Структура доходов и расходов госбюджета

Доходы государственного бюджета формируются за счёт налоговых поступлений с доходов, капитала, товаров и услуг и неналоговых доходов (например, доходы от государственной собственности, приватизации, и т.д.).

В расходах государственного бюджета можно выделить несколько блоков:

— расходы на национальную оборона и содержание государственного аппарата. Сюда входят расходы на национальную оборону и вооружение, функционирование органов власти и международную деятельность, суды и правоохранительную деятельность, обслуживание государственного долга;

— расходы на социальное развитие, которые включают в себя расходы на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальную политику;

— расходы на поддержку отраслей реального сектора экономики, таких как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т. д.;

— финансовая помощь нижестоящим бюджетам.

При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Бюджетно-финансовая политика: основные концепции

Государство постоянно должно контролировать соотношение своих доходов и расходов, проводя определённую бюджетно-финансовую политику. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика представляет собой манипулирование налогами и государственными расходами с целью стимулирования экономического роста, поддержания макроэкономической стабильности: борьбы с кризисами, безработицей и инфляцией. Если образуется и растет бюджетный дефицит, это может быть сигналом ²заболевания² экономики. Причины возникновения дефицита таковы:

1. Циклический спад производства, который влечет за собой снижение ВВП и, соответственно, уменьшает налоговые поступления и увеличивает трансфертные выплаты. Дефицит, вызванный такими причинами, называется циклическим.

2. Изменения в налоговой политике и политике текущих расходов бюджета. Если налоги остаются на одном и том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (например, в период предвыборной кампании возрастают социальные расходы), то образуется структурный дефицит.

Бездефицитность бюджета сама по себе не означает еще ²здоровья² экономики. Кроме того, всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный,

консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансированным. Эта концепция, однако, уязвима. Допустим, в экономике наметился спад. При сокращении ВВП налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число налогов, либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сочетать все эти меры. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса, а значит, дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических задач, но не способна решать перспективные. В России правительство Е. Гайдара проводило бюджетно-финансовую политику, базирующуюся практически на этой концепции. Но ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, тем самым стимулируя рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада.

Эта концепция имеет один очень существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача — это стимулирование экономического роста и поддержание макроэкономической стабильности. Она может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Стабильность экономики связана с действием следующих факторов:

— механизм налоговой системы автоматически увеличивает поступления в бюджет по мере экономического роста, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост. Следовательно, дефицит бюджета должен постепенно сокращаться;

— правительство имеет практически неограниченную возможность финансировать дефицит бюджета;

— процветающая экономика сглаживает негативные последствия бюджетного дефицита. Богатая нация может более легко выдержать бремя дефицита, чем бедная.

Следует отметить, что именно вторая и третья концепции лежат в основе бюджетно-финансовой политики развитых государств. Практически все они живут в условиях дефицитных бюджетов. Однако есть границы бюджетного дефицита, за которыми резко возрастают отрицательные последствия для экономики. Считается, что неопасная величина бюджетного дефицита не должна превышать 2% ВВП.

Внешний и внутренний государственный долг

Рост государственного долга — одно из наиболее опасных последствий бюджетного дефицита. Чтобы покрывать дефицит бюджета, правительство прибегает к кредитам и займам недостающих средств через размещение государственных ценных бумаг (векселей и облигаций и т. д.) внутри страны и за рубежом.

Накопленные таким образом заемные средства образуют государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний долг — это государственный долг иностранным фирмам, организациям, гражданам. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определенный срок с процентами и, как правило, в твердой валюте, если товары неконкурентоспособны. Кроме того, кредитор, как правило, ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляются кредиты. Например, кредиты МВФ в 1990-е гг. предоставлялись России с условием, что правительство будет сокращать дефи-

цит государственного бюджета, не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России может иметь такая жесткая финансовая политика.

Внутренний долг — это долг государства своим фирмам, гражданам, организациям. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, например, 1/3 процентного дохода по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.

Рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия:

— Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного национального дохода за рубеж при его обслуживании (выплате процентов и сумм основного долга). Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и может привести к дефолту (отказу государства платить по своим долгам).

— Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции. Можно, конечно, выплачивать проценты держателям облигаций и за счет увеличения налогов, но это, в свою очередь, снижает объемы инвестиций. Выпуская займы, государство берет с кредитного рынка значительные денежные суммы, что ведет к удорожанию кредита для частного бизнеса. Это тормозит развитие экономики.

— Рост государственного долга усиливает неуверенность домохозяйств и бизнеса в перспективах экономического и социального развития.

В ситуациях, когда дефицит государственного бюджета и государственный долг приобретают особо крупные размеры, правительство вынуждено выбирать на определенный период времени первый концептуальный подход к проблеме бюджетного дефицита, что подразумевает под собой следующие мероприятия:

-рост налоговых поступлений;

-всемерное сокращение государственных расходов: на оборону, государственное управление, сокращение дотаций из бюджета, свертывание социальных программ.

Внешний долг России медленно снижается, однако Россия всё ещё входит в число крупнейших стран-должников. Так, с 2002 г. до 2005 г. он снизился с 130,1 млрд. долл. до 110 млрд. долл. По отношению к ВВП государственный внешний долг составляет 40,5%, а по международным стандартам безопасный для экономики уровень должен быть не более 60%.

Межбюджетные отношения

Принципы построения бюджетной системы зависят от формы государственного устройства. Так, бюджетная система унитарных государств строится из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов власти (городов, графств, районов и т. д.). Бюджетная система федеративных государств (например, США и России) включает третье звено — бюджеты административных образований, из которых состоит сама федерация (штатов, земель, провинций, областей, республик и т. д.). Она строится по принципу фискального федерализма — системы трансфертных выплат (субсидий, субвенций), на основе которых федеральная власть делится своими доходами с регионами (штатами, землями, провинциями), а те, в свою очередь, с муниципальными образованиями. В настоящее время Россия и большинство стран СНГ переходят к построению своих бюджетов в соответствии с принципом фискального федерализма. Проведение этого принципа в жизнь предполагает:

— экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней, раздельное формирование их на нормативной основе, утверждение и исполнение;

— создание целевых бюджетных фондов для реализации общих республиканских, межрегиональных программ;

— наличие системы трансфертных выплат, которые выдаются для погашения расходов, если собственные доходы нижестоящего бюджета слишком низки.

Осуществление принципа фискального федерализма предполагает четкое разграничение функций между различными уровнями властных структур. Например, центральное правительство осуществляет расходы, касающиеся нации в целом (расходы на оборону, внешнюю политику), региональные органы власти финансируют социальную защиту, здравоохранение в регионе, а местные органы власти самостоятельно содержат школы, организуют охрану общественного порядка, уборку улиц и т. д.

Между различными уровнями власти часто идет борьба по бюджетно-финансовым вопросам. Каждый участник конфликта стремится забрать себе максимальную долю доходов и минимизировать свое участие в расходах. Чтобы не доводить это противоборство до сепаратист-

ского ²бунта², следует соблюдать два принципа фискального федерализма:

1) собственные (независимые от воли вышестоящих властей) доходы должны быть пропорциональны объему властных полномочий нижестоящего уровня;

2) если расходы территории объективно велики, то они должны покрываться целевыми субвенциями, которые выделяются из вышестоящих бюджетов.

Для реализации этих принципов необходимо правильно и четко разграничить доходы разных уровней власти. В одних случаях используют метод разграничения налоговых источников. Например, в США налог на имущество целиком идет в местные бюджеты, а таможенные пошлины — только в федеральный бюджет. Чаще, однако, применяют метод долевого участия в доходах. Например, в ФРГ доходы от налога на прибыль делят поровну между федеральным и местным бюджетами.

Для Российской Федерации в настоящее время характерны нестабильность правительственной бюджетной политики и бюджетный сепаратизм регионов. Центральные власти стремятся передать на места значительную часть расходов, не закрепляя при этом за местными властями соответствующие доходные источники. Особенностью России является большая неоднородность социально-экономического развития регионов. Существуют дотационные регионы и регионы-доноры.

Дотационные регионы– это регионы, в которых объём необходимых для бюджетных выплат средств больше, чем собирается налогов, поэтому региону необходимы федеральные трансферты.

Регионы-доноры – это те регионы, в которых налоговые сборы больше, чем объем необходимых бюджетных выплат. Часть налоговых поступлений они должны отдавать в федеральный бюджет.

У регионов-доноров возникает стремление к полной бюджетной самостоятельности (например, Татарстан, Башкортостан), так как они хотят использовать все доходы со своей территории, не делясь с Центром. В дотационных регионах хронический недостаток доходов порождает иждивенческие настроения.

Межбюджетные отношения в Российской Федерации характеризуются высокой долей федерального бюджета и недостатком средств в региональных и местных бюджетах в доходной части консолидированного бюджета. Из-за этого региональные и местные бюджеты не имеют достаточных средств на покрытие своих расходов и сильно зависят от перечисления средств из федерального бюджета.

mykonspekts.ru