Финансовый контроль содержание и значение – содержание, значение и задачи. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции, права и обязанности.

18. Содержание и значение финансового контроля

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих действий на управляемый объект. Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др. Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений. Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются: • обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования; • выполнение субъектами хозяйствования своих финансовыхобязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления; • рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования; • соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности; • повышение эффективности финансовой политики государства. В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия. Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

studfiles.net

33. Содержание и значение финансового контроля, его организация.

Финансовый контроль, являясь конкретной формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой систему особо организованных мероприятий по проверке финансовых и взаимосвязанных с ними аспектов деятельности, с использованием специфических приемов и методов.

В зависимости от статуса субъекта, осуществляющего финансовый контроль, выделяют следующие виды финансового контроля: — государственный финансовый контроль; — внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) финансовый контроль; — независимый (аудиторский).

Государственный финансовый контроль в свою очередь классифицируется на: общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специализированными контрольными органами, основная функция которых – государственный финансовый контроль. Объектом этого контроля является, прежде всего, соблюдение финансового законодательства и защита финансовых интересов государства.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, департаментов, управления и отделы местных администраций. Его объектом выступают производственно-коммерческая и финансовая деятельность подведомственных организаций. Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий (планово-экономические и финансовые отделы, бухгалтерия), а также ревизионными комиссиями или службами внутреннего аудита, создаваемыми на постоянной либо временной основе. Статус этих органов определяется Уставом организации и внутренними нормативно-правовыми актами. Объектом контроля здесь выступают производственная и финансовая деятельность предприятия и его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов). Контрольная функция здесь проявляется в том, что выявляются степень соответствия получаемых доходов и произведенных расходов требованиям финансовых планов, правомочность осуществления хозяйственных операций и сделок, анализируется финансовое состояние организации в целом.

Общественный финансовый контроль проводится, например, обществом защиты прав потребителей, которое осуществляет контроль за правильным применением цен организациями розничной торговли и общественного питания.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» определяет понятие аудита следующим образом: «Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей». Главная цель аудиторского контроля состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности предприятий, а также контроле за соблюдением законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства. Аудит классифицируется на: внешний и внутренний, а также обязательный и инициативный.

По материалам, используемым для проведения контроля подразделяется на: Документальный – на основе формально-юридического, арифметического и встречной проверки документов. Фактический – контроль проводится не только на основе документов, но и с применением инвентаризации, визуального наблюдения, использования экспертных оценок.

Финансовый контроль может быть классифицирован в зависимости от сроков его проведения на: предварительный, текущий и последующий (заключительный).

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. По своему назначению, он должен содействовать правильному, рациональному расходованию всех видов ресурсов, а также предотвращать отрицательные результаты деятельности в целом. Текущий финансовый контроль. Представляет собой этап процедуры контроля, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ. Он проводится в процессе исполнения финансовых планов и выполнения производственно-финансовых операций и предполагает комплексный факторный анализ деятельности предприятия.
Последующий (заключительный) контроль
. Осуществляется после завершения отчетного периода, либо по окончании финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных средств при исполнении бюджетов, средств предприятий и организаций в процессе реализации финансовых планов и смет. На основе анализа характера использования всех видов ресурсов, законности совершенных хозяйственных операций и конечных финансовых результатов, дается общая оценка проведенных мероприятий и составляются рекомендации по совершенствованию работы соответствующих подразделений.

По формам и методам осуществления финансового контроля различают:

Проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта на основе отчётных, балансовых и расходных док.

Обследованиев отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива.

Надзорпроизводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии.

Анализфинансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово- бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг)– постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.

Ревизия– наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля.

studfiles.net

Содержание и значение финансового контроля

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих юз-действий на управляемый объект.

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансо-выхрешений.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

• обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

• выполнение субъектами хозяйствования своих финансовыхобязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

• соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

• повышение эффективности финансовой политики государства.

В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

• планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

• проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

• систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

• реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля.

Читайте также:

www.bbest.ru

10.Содержание и значение финансового контроля.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Субъекты: 1) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ( объектом является стоимостная категория) 2) НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. Государственный финансовый контроль делится: 1. по отношению к ветвям власти: а) парламентский (осуществляют 2 палаты Федерального собрания: Госдума, Совет Федерации) -контроль, которые осуществляют органы независимого контроля (относится счетная палата РФ и в субъектах контрольной счетной палаты)

в) Президентский контроль (осуществляют органы, уполномоченные президентом) –

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Минфин РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств. 2) по отношению к уровню государственной власти а) федеральные органы контроля, б) региональные органы контроля. Негосударственный финансовый контроль: 1) Аудиторский контроль, 2) Внутрихозяйственный контроль,

3) Общественный контроль.

Аудиторский контроль: Осуществляется аудиторскими органами, либо отдельными аудиторами. Аудит- это независимая проверка бухгалтерской отчетности. Цель аудита является выражение мнения аудита о достоверности отчетности, о соблюдении законодательства, аудит не подменяет государственный контроль. Результат аудиторской проверки- аудиторское заключение. Нужно собственникам имущества, налоговым органам, органам статистики.

Аудит бывает:

1. обязательный ( это орган государственной власти и предприятия с большим оборотом денег)

2. инициативный

Внутрихозяйственный контроль: Осуществляется постоянно, осуществляют его работники данного предприятия в основном в бухгалтерии, которые подчиняются руководителю

Общественный контроль: Осуществляется гражданами. Например, счетной палатой при президенте, без участия государственных органов. Формы Финансового контроля: 1) от времени проведения: а) предварительный (осуществляется до начала финансовых операций, обсуждается законопроект, смета доходов и расходов), б) текущий (в процессе совершения финансово- хозяйственных операций), в) последующий ( на макроуровне – подписывается закон об исполнении бюджета; на микроуровне — в результате определенных действий составляется акт)

Методы Финансового контроля: 1) обследование, 2) проверка, 3) ревизия, 4) надзор

5) мониторинг.

Обследование: охватывает отдельные стороны деятельности.

Проверка: на основе изучаются финансовые документы

Ревизия: это проверка эффективности совершаемых финансовых операций и правильности действий физ. лиц и дает более полную информацию. Бывают: 1. Тематические — по определенному кругу вопросов 2. Комплексные — все аспекты деятельности финансово-хозяйственной деятельности.

Надзор: осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, проверка лицензий, ЦБ проверяет КБ

Мониторинг: это система постоянного контроля с целью определения текущих изменений субъектов хозяйствования.

Органы финансового контроля:

Финансовый контроль осуществляется в соответствии с установленными нормами права, т. е конституцией, гражданским кодексом, бюджетным кодексом, налоговым кодексом, ФЗ и законами субъектов федерации и подзаконными нормативными актами (указы президента, постановление правительства)

Органы:1) счетная палата, 2) Министерство Финансов, 3) ЦБ, 4) Таможенный контроль, 5) Контрольное управление президента. Основные задачи: 1. проверка и контроль использования федеральными органами власти всех федеральных законов в части касающихся полномочий президента, контролирование реализации ежегодных посланий президента и указов распоряжения президента

studfiles.net

Понятие и значение финансового контроля, его цели и задачи

Значение финансового контроля переоценить сложно. Ведь он является одной из форм проверки законности денежного потока любого звена. Наличие такого понятия обусловлено тем, что денежным средствам в любом государстве присуща функция контроля. На практике она осуществляется именно благодаря финансовому контролю, который призван проверять выполнение хозяйственных действий с точки зрения их правомерности, экономической целесообразности и законности.

Основные аспекты

Понятие и значение финансового контроля рассматривается как:

1. Деятельность специально созданных государством контрольных органов, следящих за соблюдением фин. дисциплины.
2. Один из основных элементов управления денежными потоками на микро- и макроуровне, ставящих перед собой цель обеспечить эффективность и целесообразность хозяйственных операций.

Эти два аспекта, которые и определяют понятие, а также значение финансового контроля, тесно взаимовязаны друг с другом. Отличаются они лишь методами и целями, а также субъектами, подлежащими проверке. Если в первом варианте максимально рассматривается количественная, а кроме того, и правовая сторона денежной дисциплины, то во втором основной акцент ставят на аналитическую сторону работы.

Что такое финансовый контроль?

Есть множество видов проверок. Одни из них рассматривают деятельность предприятий и организаций в экологической сфере, другие проверяют санитарную дисциплину и т. д. Однако все эти и многие другие виды деятельности не входят в понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина – вот основной предмет, который рассматривается при таких проверках. При их проведении изучаются категории, связанные со стоимостью. Это такие показатели, как доходы и прибыль, себестоимость и рентабельность, налог на добавленную стоимость и издержки, отчисления в те или иные фонды и на различные цели. Эти показатели являются синтетическими, и поэтому охватывают все стороны коммерческой и производственной деятельности, а также денежно-кредитные взаимосвязи предприятий.

Таким образом, понятие и значение финансового контроля кратко можно описать как совокупность различных мероприятий, которые проводятся специально созданными для этих целей организациями. Задача такого контроля состоит в проверке денежных и связанных с ними операций государственных органов, муниципальных образований, юридических лиц любой формы собственности, а также населения. Все это необходимо для создания обоснованной финансовой политики и хорошо работающего финансового механизма.

Объект и предмет контроля

Финансовая проверка на любом уровне затрагивает вопросы системы денежных отношений. Ее не интересует ни состояние окружающей нас среды, ни технические механизмы. Самым важным для нее являются денежные процессы, которые имеют место при формировании, распределении и использовании местных бюджетов. Это и есть объект такого контроля. А его предметом являются:

— бюджетные показатели;
— финансовые составляющие деятельности юридических лиц;
— показатели, указывающие на кредитно-денежные отношения, а именно расчеты, проводимые с участием коммерческих банков;
— показатели, характеризующие страховой рынок.

То есть все то, что содержится в бухгалтерских документах, сметах, отчетах и т.д.

Содержание

Для полноты освещения темы важно рассмотреть еще один немаловажный вопрос. А именно понятие, значение и содержание финансового контроля. Что подразумевается под содержанием столь важной функции государства? В это понятие включены различного рода операции, которые осуществляются в форме ревизий и проверок либо госорганами, либо органами местного управления. Порой контролирующей организацией выступает банк. Все эти операции направлены на то, чтобы обеспечить эффективность финансовой деятельности муниципалитетов и государственных образований. В число таких контрольных операций входят:

— проверки, призванные выявить полноту исполнения обязательств финансового характера перед бюджетом со стороны не только организаций, но и и физических лиц;
— проверки по целевому использованию сумм, выделенных из государственных и местных фондов, а также бюджетов;
— проверки точного исполнения кассовой дисциплины, а также соблюдения правил приема и использования валютной выручки;
— проверки общей финансово-хозяйственной работы предприятий и т.д.

Цели и задачи

Контроль финансового характера содействует успешному внедрению денежной политики хозяйствующих субъектов и государства. Если рассматривать понятие и значение финансового контроля, его цели и задачи, то становится ясно, что он в конечном итоге обеспечивает эффективность формирования, а также распределения и дальнейшего использования бюджетного денежного потока.

В этом и заключается его основная цель. А что касается задач, то проверки, проводимые специально созданными для этого органами, призваны:

— обеспечить соблюдение банковского, бюджетного и гражданского законодательства в финансовой сфере;
— выявить несвоевременность и неполноту уплаты налоговых обязательств в бюджет;
— содействовать целевому и эффективному использованию денежных потоков;
— выявлять резерв, способный повысить уровень финансовых ресурсов;
— обеспечивать верность ведения отчетности и учета.

Обширно понятие и значение финансового контроля при проверках бюджетной сферы. В таком случае рассмотрению подлежат такие вопросы, как:
— грамотное составление бюджетов на различном уровне, а также правильность их исполнения;
— соблюдение принципов ведения бух. учета, а также действующего налогового законодательства;
— целевое использование, а также эффективность вложения средств, находящихся в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;
— выявление резерва экономии и количественного роста государственных средств;
— пресечение правонарушений, касающихся бюджетной сферы;
— проведение разъяснительной и профилактической работы с целью улучшения финансовой дисциплины.

Методы

Понятие, значение и содержание финансового контроля может быть определено исходя из тех способов, которые применяются при его осуществлении. Применение конкретного метода напрямую зависит от некоторых факторов, а именно от:

— особенностей формы деятельности и правового положения проверяющих органов;
— цели и объекта контроля;
— оснований для проведения проверки и т.д.

Что же предусматривает финансовый контроль? Понятие, значение, виды, финансовая дисциплина – все эти термины подлежат расшифровке только при определении конкретного метода проведения проверки. Как же классифицируются те способы, которые применяются специалистами?

По методике проведения осуществляемый финансовый контроль можно подразделить на:

— проверки, в ходе которых рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности, изучающие расходные документы и отчетную документацию;
— обследования, охватывающие довольно широкий пласт финансово-экономической деятельности субъекта и определяющие финансовое состояние предприятия, а также перспективы его дальнейшей работы;
— надзор, который осуществляют контролирующие органы за субъектами, имеющими лицензию на проведение финансовой деятельности;
— анализ, предполагающий детальное изучение годовой или периодической финансовой отчетности для вынесения общей оценки хозяйствующему субъекту;
— мониторинг (наблюдение), который постоянно ведут кредитные организации по отношению к своим клиентам;
— ревизия, то есть полное обследование итогов финансово-хозяйственной работы юридического лица с целью проверки ее правильности, законности, эффективности и целесообразности.

Виды проверок

В зависимости от компетенции государственного органа или субъекта местного самоуправления применяется тот или иной метод осуществления контроля. Так, бывают проверки:

— тематические, изучающие отдельные стороны работы предприятия;
— документальные, проводящие анализ только на основании отчетов, балансов и др.;
— налоговые, которые являются разновидностью тематических и проводятся должностными лицами ИМНС.

По результатам проведенных проверок составляется акт. Исключением является только подведение итогов работы представителями Счетной палаты РФ. Здесь по окончании проверки составляется заключение.

В актах находят отражение факты нарушения налогового законодательства и выдвигаются предложения по устранению таковых.

Принципы

Все проводимые проверки и ревизии невозможны без гласности и плановости. Все эти понятия относятся к основным принципам финансового контроля. Сюда также можно включить законность и федерализм.

Рассмотрим понятие, принципы и значение финансового контроля:

1. Это, прежде всего, законность. В финансовой деятельности это понятие означает то, что создание, распределение и дальнейшее использование денежных потоков регламентируется утвержденными нормами по финансовому праву. При их соблюдении обеспечивается возможность применения различных принудительных мер к правонарушителю. Если юридическое лицо не выполняет предписания законодательных и прочих нормативных актов, то это непременно повлечет за собой нестабильность финансовых отношений, а также будет иметь много других негативных последствий.

2. Гласность. Данный принцип работает при осуществлении той или иной финансовой деятельности. Он проявляется в том, что до граждан с помощью различных СМИ доводятся сведения о содержании проектов финансово-правовых актов, а также о результатах работы, проводимой ревизиями и проверками.

3. Федерализм. Этот принцип проявляется в том, что, согласно Конституции РФ существуют некоторые разграничения в компетенции субъектов РФ в области финансов, касающиеся денежной эмиссии, кредитного регулированияналогообложения и т.д.

4. Плановость. Соблюдение данного принципа приводит к тому, что общая финансовая деятельность, осуществляемая государством, имеет в своей основе целую систему финансово-плановых актов. Их структуры, порядок составления, последующего утверждения и исполнения закреплены в соответствующих законодательных и нормативных актах.

Наряду с общими принципами построение финансового контроля осуществляется на некоторых специфических принципах, а именно на независимости, объективности и компетентности проверяющих органов.

Виды контроля

Как видим, проведение проверок в области правильного использования денежных потоков охватывает разнообразные области жизни общества.

Именно поэтому эффективность такой работы напрямую зависит от ее организации, форм и методов.

Рассмотрим понятие и значение финансового контроля и его виды. Он имеет разграничения в зависимости от того, каким субъектом осуществляется проверка, от времени проведения и т.д.

Классификация

Рассмотрим понятие, значение и виды финансового контроля в зависимости от различных оснований. Например, исходя из времени проведения. Данный финансовый контроль делят на предварительный, а также текущий и последующий. Все эти виды проверок находят распространение в работе органов, следящих за соблюдением дисциплины по движению денежных потоков. Что касается предварительного контроля, то его осуществляют еще до начала образования, дальнейшего распределения и последующего использования денежных средств. Каково понятие и значение финансового контроля этого вида? Он призван предупредить нарушения по соблюдению финансовой дисциплины.

Оперативные или текущие проверки проводятся уже при осуществлении денежных операций. Они контролируют получение и дальнейшее использование денежных потоков. В их задачу входит и рассмотрение своевременности и правильности исполнения финансовых обязательств перед страной и т.д.

Какова основная цель последующих проверок? Они контролируют расходование денежных средств после окончания тех или иных финансовых операций. В таком случае также велико понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина при последующих проверках видна наиболее ярко. Здесь можно легко выявить все ее нарушения, а также порекомендовать пути их предупреждения и различные меры по их устранению.

Также имеющие место виды контроля классифицируются на обязательный и инициативный. Первый из них проводится согласно действующему законодательству. Второй – по инициативе компетентных органов государственной сферы.

Понятие, значение и виды финансового контроля могут быть описаны в зависимости от того, какими он осуществляется органами (субъектами). В этом случае выделяют проверки, проводимые по инициативе:

— органов, осуществляющих местное самоуправление и государственной власти;
— президента;
— исполнительных органов.

Государственный контроль

Он необходим для внедрения в жизнь финансовой политики страны и созданию самых выгодных условий для экономической стабилизации.

Понятие, значение и роль финансового контроля со стороны нашего государства велики. Это не только проверки полноты и правильности исполнения федерального бюджета. Он включает в себя и контроль над использованием денежных и кредитных ресурсов, состоянием внешнего, а также внутреннего долга, предоставлением налоговых и финансовых преимуществ и льгот.

Осуществляют контроль денежных потоков со стороны государства органы законодательной власти и специально созданные для этих целей органы власти исполнительной. К ним относятся:

— Федеральное казначейство;
— российская Счетная палата;
— Центральный банк;
— Служба бюджетно-финансового контроля.

Законодательством утверждена необходимость проведения ежегодных комплексных ревизий, а также тематических проверок финансовыми и контрольными органами не только в органах государственной исполнительной власти, но и в иных организациях, а также на предприятиях.

Прочие виды контроля

Финансовый контроль также разграничивается на внутрихозяйственный и ведомственный, аудиторский и общественный. Рассмотрим их подробнее.

Итак, осветим понятие и значение финансового контроля, органы финансового контроля при осуществлении ведомственных проверок. К организациям, призванным стоять на страже денежной дисциплины, прежде всего можно отнести министерство. Его ревизионные органы проводят проверки деятельности тех учреждений, которые входят в соответствующую систему. Такая же работа осуществляется и разнообразными ведомствами. А вот внутрихозяйственный контроль над использованием денежных потоков призваны вести те субъекты хозяйствования, которые не входят в какую-либо систему.

В некоторых случаях, которые непосредственно указываются в законодательных актах, хозяйствующие субъекты проводят обязательную аудиторскую проверку. Этот вид контроля может быть и инициативным. В таком случае аудиторы приглашаются по решению администрации предприятия. Цель такой проверки состоит в установлении достоверности бухгалтерской финансовой отчетности субъектов хозяйствования.

Работа Минфина

Каково понятие и значение финансового контроля в Российской Федерации? Оно настолько велико, что одним из его основных субъектов является Министерство финансов России. Этот орган власти исполнительной осуществляет функции, касающиеся выработки государственной политики, а также нормативно-правового регулирования таких сфер деятельности, как страховая и валютная, банковская и аудиторская. Рассматриваются Минфином и вопросы бухгалтерской отчетности и учета, аудиторской деятельности, переработки, производства и обращения драгоценных камней и металлов и т.д.

Понятие и значение финансового контроля в РФ формируется во многом благодаря деятельности данного органа. В своей работе Минфин руководствуется Конституцией России, а также актами Президента, государственными законами, международными договорами и т.д.

Пути совершенствования

В настоящее время перед контролирующими органами ставится задача повышения эффективности и действенности осуществляемых ими проверок. При этом наиболее приоритетными являются такие направления, как:

— принятие единой концепции в области финансового контроля, что позволит установить единые правовые и методологические основы осуществления проверок, которые будут основываться на научно-методических разработках в области основ оценки деятельности контролирующих органов;
— переход к аудиту, что предполагает проведение контролирующими органами анализа экономности и результативности использования федерального бюджета.

Одна из важнейших проблем при осуществлении контроля заключается в низком проценте возврата неверно использованных бюджетных средств. Именно поэтому стоит постоянно повышать эффективность проводимых проверок и ревизий как основного метода контроля в финансовой сфере.

fb.ru

Финансовый контроль, его содержание и значение

1) заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Сфера действия аудиторского финансового контроля в России расширяется по мере развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.[8]

2.2 Формы

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольных действий. Формы финансового контроля можно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от соотношения времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового контроля – предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий контроль, который также называют оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.

Последующему контролю подлежат итоги формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.[9]

В зависимости от направления воздействия субъекта на объект контроля различают: две категории: внутренний контроль, когда проверка осуществляется ведомственным органом контроля, например, проверка предприятия АПК контрольным органом Минсельхозпрода России; внешний контроль осуществляется внешним контрольным органом, например, Счетной палатой Российской Федерации, счетной палатой региона, Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, налоговой службой и т.д.

2.3 Методы

Конкретные формы и методы организации финансового контроля – это практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Среди методов финансового контроля можно выделить следующие: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушений финансовой дисциплины намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Проверки делятся на комплексные и тематические.

Обследование предполагает более полное изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. При этом определяется финансовое положение хозяйствующего субъекта, перспективы развития. Обследование может проводиться в виде анкетирования и опроса.[10]

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.[11]

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе, вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности. По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени. Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций. Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии.

Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должны содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организации, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.[12]

3. Финансовый контроль на современном этапе

3.1 Проблемы

Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

mirznanii.com