Финансово правовые нормы понятие особенности – Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм | Учеба-Легко.РФ

Глава 3 финансово-правовые нормы

§ 1. Понятие и особенности финансово-правовых норм

Финансовое право как отрасль права имеет свои первичные, Исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.

Финансово-правовая норма — это установленное государст­вом и обеспеченное мерами государственного принуждения пра­вило поведения в отношениях, возникающих в процессе образова­ния, распределения и использования денежных фондов государст­ва и муниципальных образований.

Финансово-правовые нормы содержат как признаки, общие для любых правовых норм, так и специфические, характерные Только для норм финансового права. К общим признакам финансово-правовой нормы относятся следующие:

норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

норма есть правило поведения общего характера,

обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;

норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;

норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­лены в конечном итоге особенностями предмета и метода финансово правового регулирования.

Прежде всего, финансово-правовые нормы отличаются от все иных норм российского права по своему Непосредственно

целевому назначению,которое определяется предметом финансово-пра­вового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в про­цессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические,т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-право­вой нормы. Действительно, в силу особенностей предмета финан­сового права, финансовые, т.е. денежные, отношения не сущест­вуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Будучи объек­тивно обусловлены общественными потребностями, которые де­терминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задача­ми на данном этапе и т.д., эти отношения проявляются не иначе как в формах, определенных государством (и муниципальным об­разованием). Следовательно, государство придает объективно на­рождающимся финансовым отношениям адекватные формы про­явления: устанавливает конкретные виды платежей, порядок по­ступления их в государственные фонды, определяет направления использования финансовых ресурсов, их распределения и т.д. Все это делается с помощью финансово-правовых норм, модель кото­рых создается государством и муниципальными образованиями. В противном случае финансовые отношения с государством не воз­никли бы вообще, а если бы и возникли, то не в той форме, которая требуется государству для обеспечения выполнения его задач на том или ином этапе развития. Однако нельзя забывать, что в про­цессе финансовой деятельности государства и муниципальных об­разований возникают и такие отношения, которые не являются с экономической точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих от­ношений не осуществляется движение денежных средств, что яв­ляется главным признаком финансов, например: отношения по бюджетному процессу, по установлению налогов, сборов, пошлин, по государственному финансовому контролю и т.д. Практика по­казывает, что в этой группе отношения иногда возникают как ор­ганизационные, а лишь затем приобретают правовое оформление. Следовательно, сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права. Так, на уровне субъектов Федерации порядок предоставления налоговых льгот, зачисляе­мых в бюджеты субъектов РФ, долгое время существовал факти­чески и лишь в последние годы был закреплен в праве. Таким образом, как правило, финансово-правовые нормы не имеют свое­го прототипа в общественной жизни. Однако в редких случаях такие ситуации встречаются.

Особенность финансово-правовых норм заключается и в том, что они являются средством реализации общественных, т.е. пуб­личных, а не частных интересов.Это обусловлено принадлеж­ностью финансового права к праву публичному, а в конечном итоге, опять-таки особенностями предмета финансово-правового регулирования. Финансовая деятельность государства и муници­пальных образований, будучи объективно обусловлена экономи­ческим строем общества, производственными отношениями и т.д., детерминирована насущными потребностями и интересами больших масс людей — классов, социальных групп, общества в целом. Это интерес к оптимальному регулированию экономичес­кой жизни, к оказанию помощи социально незащищенным граж­данам, к наличию боеспособной армии, сильной милиции и т.д. При этом интерес к финансовому обеспечению государства, к по­лучению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных обшностей, сочетается с интересом самого государства к поддержанию своего собственного существования. Это естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государству не только для того, чтобы реализовать социальные инте­ресы, воплощающиеся в его задачах и функциях, но и для того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов. Таким образом, государство мобилизует денежные сред­ства, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприя­тия. В связи с этим финансово-правовые нормы являются средст­вом реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, се­мейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц

идр. финансово-правовые нормы отличаются от других норм. В системе права своей нестабильностью, что обусловлено двумя причинами.

Во-первых, отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, являются в своей основе экономическими, следовательно, подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах и проч. Нестабильность отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, приводит, в прин­ципе, к нестабильности самого финансово-правового регулирова­ния и прежде всего к отмене устаревших и появлению новых фи­нансово-правовых норм. При этом в условиях экономической не­стабильности в государстве такие процессы ускоряются.

Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые действуют только в течение финансового года. Таким образом, бюджетно-правовые нормы как часть финансово-правовых периодически вступают в силу с принятием соответствующих законов о бюджете и утрачивают свою силу с окончанием финансового года.

Особенности отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, обусловливают наличие в системе фи­нансово-правовыхнорм весьма редкой разновидности норм, а именно:норм-расчетов,которые представляют собой «показате­ли, содержащие выраженные в количественном измерении объе­мы деятельности и уровни развития». Это связано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации. Примером норм-расчетов являются нормы законов о бюджетах, содержащие числовые показатели доходов и расходов бюджетов, государственного долга и т.д.

финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, обуслов­ленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний.

Прежде всего, финансово-правовые нормы — в подавляющем большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаются обязанности самых различных субъек­тов финансового права. Это вполне естественно, поскольку метод властных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предполагает, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, а именно: государства или муниципального обра­зования. Государство устанавливает в законах, п муниципальное образование — в постановлениях конкретные правила поведения, обязывая субъектов к их исполнению. Например, государство, ус­тановив налоги и сборы, не оставляет субъектам никакой самостоятельности, а только обязывает к их уплате в точном соответ­ствии со своими требованиями. Императивность финансово-пра­вовых норм распространяется как на субъектов, издающих власт­ные предписания, так и на субъектов, следующих им. Государст­венные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами связаны требованиями финансово-правовых норм. Так, на­логовый орган по результатам налоговой проверки дает властные предписания к уплате недоимок, пеней в бюджет и т.д. При этом, в ПК РФ определены требования к такого рода предписаниям, и свобода воли налогового органа очень мала.

Кроме того, значительную часть финансово-правовых норм со­ставляют

компетенционные нормы,т.е. такие, которыми устанавливается компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области финансов. Примером могут являться нормы ст. 7, 8, 9 БК РФ, установившие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния в области регулирования бюджетных правоотношений. В за­конодательстве компетенционные нормы чаще всего даются в нейтральной формулировке или формулируются через права со­ответствующих субъектов. Например, в норме ст. 31 ПК РФ ком­петенция налоговых органов определена через их права. Однако компетенционные нормы нельзя рассматривать как исключи­тельно управомочивающие, так как для государственного органа и органа местного самоуправления все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в классическом понимании, т.е. такие, которые «орган может использовать и не использовать ис­ключительно по собственному свободному усмотрению, а служе­ние государству, т.е. в широком плане — выполнение обязаннос­тей перед ним». Иначе говоря, это такие права, которые государ­ственный орган или орган местного самоуправления обязан реа­лизовать при соответствующих обстоятельствах. В связи с этим, в науке принято считать, что компетенционная норма устанавлива­ет полномочие государственного органа или органа местного самоуправления, которое отражает неразрывность прав и обязан­ностей этого органа.

Наконец, в финансовом праве имеются правовые нормы, уста­навливающие права субъектов финансового права в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности. Однако число таких норм — относительно обязывающих (императивных) и компетенционных — относительно невелико. Это опять-таки обусловлено методом властных предписаний, домини­рующим в финансовом праве, для которого не характерно предо­ставление субъектам права свободы усмотрения, возможности вы­бора поведения. Примером является норма ст. 21 НК РФ, закреп­ляющая права налогоплательщиков (плательщиков сборов), кото­рые налогоплательщик может реализовать или не реализовать в зависимости от его усмотрения. Среди них: право на использова­ние налоговых льгот; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на по­лучение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестици­онного налогового кредита и т.д. Особенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обязывающих. Они как бы «привязаны» к обязывающей (императивной) финансово-право­вой норме, образуя с ней целый комплекс норм. Например, все управомочивающие нормы ст. 21 НК РФ производны от нормы п. 1 ст. 23 НК РФ, закрепляющей обязанность уплаты налога и сбора. Без этой нормы управомочивающие нормы не имели бы ни­какого смысла и у субъектов финансового права не возникало бы потребности в их реализации.

Преобладание в системе финансово-правовых норм обязыва­ющих (императивных), компетенционных норм, а также специ­фика управомочивающих финансово-правовых норм позволяет констатировать, что в целом они имеют императивный характер.

финансово-правовые нормы, как и все иные, имеют структу­ру. Под структурой финансово-правовой нормы понимается ее внутреннее строение, ее составные части. В структуре финансово-правовой нормы выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза —это первая часть финансово-правовой нормы. В ней указывается на те условия, при наличии которых субъекту следует руководствоваться данной нормой. Гипотеза имеется во всякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже — с использованием оборота «в случае». Если же эти слова отсутствуют, то они подра­зумеваются. Например, норма п. 1 ст. 74 НК РФ сформулирована так: «В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уп­лате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспече­на поручительством». Гипотеза в этой норме выражена фразой: «В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов…»

Диспозиция —часть правовой нормы, указывающая на поведение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соот­ветствующих условий, и гораздо реже — через права.

Санкцияфинансово-правовой нормы — та ее часть, которая указывает на меры государственного принуждения, которые

В могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы. Особенности финансово-пра­вовой нормы проявляются главным образом через ее санкции. Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют денеж­ный характер (ими предусматривается пеня, штраф). Во-вто­рых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пеня, к карательным (штрафным) санкциям — штраф. Чаще всего при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции. В-третьих, денеж­ные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные внебюджетные фонды,

финансово-правовая норма не тождественна статье финансо­во-правового акта. Как правило, все элементы, из которых состо­ит финансово-правовая норма, не содержатся в одной статье фи­нансово-правового акта, а обычно размещаются в разных статьях. Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формули­ровке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплатель­щиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответствен­ность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

studfiles.net

Понятие, содержание финансово-правовой нормы

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные эле­менты, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выражен­ное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отноше­ния, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуп­равления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила по­ведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам дан­ных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный отрезок времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содер­жание финансово-правовых норм имеет различное конкретное вы­ражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взи­мания налогов и других обязательных платежей с граждан и пред­приятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, со­здания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основ­ном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом инте­ресов государства и муниципальных образований, а также интере­сов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в фи­нансово-правовых нормах содержатся адресованные к предпри­ятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предус­мотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совер­шать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоря­жение государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными пла­нами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов платель­щиков установлены обязанности государственных органов возвра­щать излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нор­мах закреплен обязательный порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.

studfiles.net

Понятие и виды финансово-правовых норм, структура, особенности

В данной статье будут рассмотрены понятие и виды финансово-правовых норм. Нормой является правило поведения, установленное государством, которое обеспечено и мерами принуждения. Каждая из этих норм строго определена в финансовых общественных отношениях, которые случаются в процессе государственной и муниципальной финансовой деятельности, поскольку каждая норма закрепляет юридические обязанности и права участвующих. Всё это классифицировано и законодательно утверждено, что и констатируют понятие и виды финансово-правовых норм.

О понятии

Финансовое право — это часть общего права, а первичные исходные элементы его — нормы финансовых общественных отношений, которые обладают всеми общими чертами правовой нормы, однако имеют некие особенности, характеризующие именно данную отрасль права. Как уже было сказано выше, государство установило и охраняет правила поведения участвующих в общественных отношениях через строго определённые юридические обязанности и права. Таково понятие, и виды финансово-правовых норм исходят из него и соответствуют ему.

Особенностью такой нормы является то, что ею регулируются отношения, которые непременно возникают при работе с финансовыми ресурсами в процессе их плановых образований, распределений и использования либо местным самоуправлением, либо государством при осуществлении собственных планов. Понятие и виды финансово-правовых норм существенно отличаются от общих правовых. Во-первых, иное содержание, во-вторых — иной характер предписаний, установленных в них, в-третьих — иная мера ответственности, если нарушаются предусмотренные правила, в-четвёртых — иные способы правовой защиты участников таких отношений.

Содержание

Для правил поведения в процессе общественных отношений, что и является содержанием норм финансовых отношений, характерно предоставление всем участникам особых юридических прав и возложение на них особых юридических обязанностей, чтобы их осуществление обеспечивало планомерное образование и правильное использование всех централизованных и децентрализованных доходов (денежных фондов), государственных и принадлежащих местному самоуправлению, в соответствии с теми задачами, которые актуальны в данное время и вытекают из политики социально-экономического развития всей страны.

Общее содержание финансово-правовых норм — понятие, виды, структура — безусловно должно иметь разное конкретное выражение, поскольку финансовые отношения разнообразны, а в финансовой системе огромное количество звеньев. Есть отдельные правила для сбора налогов, для любых других платежей, обязательные для предприятий и отдельных граждан, для аккумуляции бюджетных средств и их расходования, для создания кредитных ресурсов и их распределения, для страховых фондов и так далее. Именно такая конкретика отличает особенности финансово-правовых норм.

Характеристика

Содержанием финансово-правовых норм — понятием, видами, структурой — обусловлен их повелительный (императивный) характер, поскольку в них содержатся категоричные требования, которые не позволяется произвольно изменять, они самым точным образом определяют объёмы прав и диктуют ряд обязанностей для всех участвующих в финансовых отношениях.

Права и обязанности должны обеспечить интересы не только муниципальной власти и государства, но также и всех участвующих, в том числе граждан и предприятий (независимо от формы собственности). Примеры финансово-правовых норм можно обнаружить повсюду: предприятия и граждане обязаны вносить налоги в местный или госбюджет до истечения предусмотренных сроков, должны представлять отчёты и многие другие документы на контроль компетентным органам.

Государство и плательщики

Многие действия таким же образом совершаются для того, чтобы обеспечить аккумуляцию денежных средств в распоряжение местного самоуправления или государства по утверждённым планам. С другой стороны, государственные органы с целью соблюдения прав плательщиков возвращают излишки взысканных платежей.

В понятие финансово-правовых норм входит обязательный закреплённый порядок формировании бюджета, использование бюджетных и внебюджетных фондов с чётким определением обязанностей и прав каждого из участвующих в этой деятельности.

Обязанности и права

У юридических обязанностей и прав тоже имеются некоторые особенности, которые устанавливает финансово-правовая норма: понятие, виды, содержание её связаны целиком и полностью с участниками, компетенции которых определены уставами, положениями и законами. Это различные учреждения, организации, предприятия, местное самоуправление, государственные органы — для всех в точности прописаны правила поведения в финансовых отношениях. Причём очень часто обязанности сливаются с правами, превращаясь в единое полномочие.

Например, нормы, закрепляющие обязанности и права в области финансов местной и государственной власти. Бюджетные средства должны использоваться на социальные и экономические программы только для данной территории, именно это является одновременно и правом, и обязанностью. Однако финансово-правовые нормы — понятие, признаки, виды их — содержат в обязательном порядке и обособленные обязанности и права. В первую очередь это относится к предприятиям, предпринимателям, гражданам, основываясь на праве собственности, охраняемом Конституцией, а также на праве свободно использовать имущество, если экономическая деятельность не запрещена законом.

Виды финансово-правовых норм

Роль норм в финансовых отношениях и их особенности лучше всего проясняет классификация, которую проводят по определённым основаниям. Первое — способ воздействия. В зависимости от того, как оказывается воздействие на участвующих в финансовых отношениях, от характера их юридических обязанностей и прав, правовые нормы подразделяют на три вида: уполномочивающие, запрещающие и обязывающие. Последние требуют от предприятий, граждан, любых органов и прочих участвующих в финансовых отношениях совершить те или иные действия, устанавливая их обязанности.

Например, налоговым органам предписано извещать налогоплательщиков о сроках и суммах платежей заблаговременно, а для граждан и предприятий есть предписание платежи произвести своевременно. Местное самоуправление и власти в субъектах РФ обязаны использовать субвенции из вышестоящего бюджета только по целевому назначению. По большей части само понятие, особенности, виды финансово-правовых норм носят именно обязывающий характер, здесь норма пользуется только властными предписаниями.

Запрещающие нормы

Здесь устанавливается обязанность всем участникам финансовых отношений не совершать определённых действий, на которые наложен запрет. Например, нельзя ухудшать положение налогоплательщиков посредством придания обратной силы законодательным актам, то есть запрещено в субъектах РФ, а также местному самоуправлению вводить налоги, которые не предусмотрело федеральное законодательство.

Запрещено на всей территории РФ вводить денежные знаки, выпускать денежные суррогаты. Повсеместно на всей территории РФ действующим должен быть только рубль. Банк России (Центральный банк) не имеет права снабжать кредитами правительство для того, чтобы финансировать бюджетный дефицит (исключениями являются только случаи, предусмотренные законом).

Особенности

Нужно отметить сравнительно небольшое число именно запрещающих видов финансово-правовых норм. Особенности понятия объясняются тем, что финансовые отношения регулируются в основном нормами обязывающими. Поскольку строго определённые действия чаще всего не могут включать в себя какие-либо импровизации, специальные запреты можно и не устанавливать.

Это делается для усиления гарантий соблюдения прав каждого участвующего в финансовых отношениях, а также чтобы подчеркнуть особую важность финансовой дисциплины. Запрещающие нормы чётко обрисовывают границы дозволенного. Например, это касается определения и порядка при предоставлении льгот по налогообложению, которые всегда распределяются индивидуально.

Уполномочивающие нормы

Такими нормами даётся право на самостоятельные действия участникам финансовых отношений, однако для их продолжения всегда предусмотрены определённые рамки и строго установлены границы. Уполномочивающие финансово-правовые нормы тоже обладают императивными свойствами. Например, предприятие как угодно может распорядиться собственной прибылью, но только после того, как выполнит все обязанности по отчислениям в бюджет.

Ещё пример: субъекты Российской Федерации, вводя региональные налоги, могут самостоятельно решать круг вопросов, определённых законодательством: о сроках уплаты, о ставках налогов, о налоговых льготах и тому подобном. Целью введения уполномочивающих правовых норм финансовых отношений является развитие инициативы в хозяйственной деятельности при решении региональных и общегосударственных задач. При переходе к рыночным отношениям создались условия, когда самостоятельность стала необходима, в то время как усиливаются экономические рычаги в регулировании народного хозяйства.

Нормы материальные и процессуальные

Правовые нормы финансовых отношений в зависимости от содержания бывают процессуальными и материальными. Последние укрепляют финансовую систему, её состав, объём и виды денежных обязательств граждан и предприятий в отношении муниципального и государственного бюджета, формируют банковские кредитные ресурсы, все виды расходов, которые включены в бюджеты и фонды вне бюджета. Также материальные нормы финансового права определяют и многое другое, что касается денежного (материального) содержания юридических обязанностей и прав всех участвующих в финансовых отношениях.

Процедурные (или процессуальные) финансово-правовые нормы определяют порядок деятельности при формировании, распределении и использовании доходов государства и муниципальных образований. Самое важное здесь — соблюдение процедур, которые предусмотрены для этой деятельности. Многие другие отрасли права не концентрируют процессуальные и материальные нормы в единой совокупности, этой особенностью обладает более всего финансовое право (за исключением бюджетного раздела, где материальные нормы обособляются от регулирующих ход бюджетного процесса).

Гипотезы, диспозиции, санкции

По логической структуре правовая норма финансовых отношений состоит из трёх главных элементов. Это санкция, диспозиция, гипотеза. Каждая из них отражает особенности именно этой области права. Гипотезой определяются условия, при которых работает правовая норма. Форма у неё сложная, с целым рядом чётко сформулированных условий.

Диспозицией устанавливается содержание определённого правила поведения, ею даются конкретные предписания, где выражено содержание обязанностей и прав участвующих в финансовых отношениях. Отклонения от требований диспозиции недопустимы. Санкции — это последствия при нарушениях правовой нормы, именно ими определены вид и мера юридической ответственности. Так осуществляют государственное принуждение к соблюдению финансово-правовых норм.

Правоотношения

Финансовыми правоотношениями называют общественные отношения, которые урегулированы финансовым правом, участники снабжены юридическими обязанностями и правами, которые реализуют предписания, содержащиеся в нормах финансового права, и касаются образования, распределения и использования муниципальных и государственных доходов и денежных фондов.

Процесс государственной финансовой деятельности содержит и такие отношения, при которых нет правовой регламентации, когда государство осуществляет организационную, подготовительную, информационную и любую другую деятельность. Но только правовые отношения могут выражать основное содержание такой деятельности, так как придают ей чёткую организованность и целенаправленность. Вне правовых отношений никакая финансовая деятельность осуществляться не может.

Структура финансовой деятельности

Финансовые правоотношения наиболее полно раскрываются при классификации по структуре финансовой системы, в зависимости от функций того или иного звена, по их юридическому содержанию. Финансовые правоотношения в зависимости от структуры могут быть простыми или сложными. У простых — только одно право и только одна обязанность, а у сложных — несколько субъективных, связанных друг с другом прав и несколько обязанностей.

Простые финансово-правовые нормы по понятиям, особенностям, видам, структуре довольно редки в любых отраслях права. Например, установление налогов — простое финансовое правоотношение. Преобладают правоотношения сложные: межбюджетные, налоговые, правоотношения по внебюджетному и бюджетному процессу, и всегда кроме основного финансового правоотношения можно выделить производные. Основное создаёт конструкцию, на ней располагаются производные.

fb.ru

Понятие, особенности и виды финансово-правовых норм



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Финансово-правовые нормы — это общеобязательные предписания компетентных органов государственной власти и местного самоуправления по поводу мобилизации, распределения и использования средств централизованных и децентрализованных фондов, выраженные в категорической форме и обеспечены силой государственного принуждения.

Нормы финансового права подразделяются на две большие части:

• Общую часть (нормы которой закрепляют общие принципы осуществления финансовой деятельности)

• Особенную часть, нормы которой распределены на отдельные совокупности, является подотраслям финансового права:

— Бюджетное право;

— Налоговое право;

— Банковское право.

Каждая подотрасль в свою очередь делится на правовые финансовые институты (группы правовых норм, объединены в главы Бюджетного кодекса Украины)

— Доходы и расходы государственного бюджета Украины;

— Выполнение государственного бюджета Украины;

— Поступления и расходы местных бюджетов;

— Между бюджетные трансферты;

— Ответственность за бюджетные правонарушения и другие.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они государственно-властный, императивный характер. Государство с их помощью приписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Одной из особенностей финансово-правовых норм является их развернутый объем, в частности по сравнению с нормами конституционного права. Гипотеза определяет условия, при которых могут возникать предусмотренные нормой юридические права и обязанности участников финансовых отношений в области финансовой деятельности. Диспозиция является основой нормы и содержит само правило поведения участников финансовых отношений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Диспозиция выражена в безусловно определенной форме и, как правило, достаточно отягощенной по содержанию. Санкция финансово-правовой нормы содержит указания на невыгодные для ее нарушителя последствия. Именно в санкции выражается императивный характер предписаний в сфере финансовой деятельности.

Виды финансово-правовых норм:

· Обязывающие финансово-правовые нормы (требуют от участников финансовых отношений осуществлять соответствующие действия и устанавливают их права и обязанности в сфере этих отношений.)

· Запрещающие финансово-правовые нормы (содержат запрет на осуществление определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.)

· управомочивающие финансово — правовые нормы (Устанавливают права участников финансовых отношений на осуществление определенных самостоятельных действий в предусмотренных пределах.)

· Материальные финансово-правовые нормы (закрепляют виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством и территориальными общинами, источники образования финансовых ресурсов, виды расходов и т.п., то есть материальные нормы выражают материальный (денежный) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений)

· Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы (определяют порядок деятельности в сфере мобилизации, распределения и расходования фондов денежных средств)


Вопрос 5

Понятие, содержание и виды финансовых правоотношений, основания их возникновения, изменения и прекращения

Финансовые правоотношения — это общественные отношения, возникающие при привлечении, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированы нормами финансового права.

Содержание финансовых правоотношений — Права и обязанности финансовых правоотношений образуют содержание финансовых правоотношений.

виды:

Финансово правовые отношения могут возникать:

• между государством и его административно-территориальными единицами (селами, городами, областями, районами и др.)

• между центральными и местными органами власти и местного самоуправления

• между учреждениями, организациями.

1) — в зависимости от выполняемых функций:

— Регулятивные;

— Правоохранительные.

2) в зависимости от отраслевой принадлежности:

— Материальные;

— Процессуальные.

3) по отраслевой деятельностью:

— Бюджетные;

— Налоговые;

— Валютные;

— В области государственных расходов;

— В области государственных доходов;

— Страхование;

— В области государственного кредита;

— В области денежного обращения и тому подобное.

4) по направленности:

— Внешние;

— Внутренние.

5) по механизму защиты:

— Те, защищаемых в судебном порядке;

— Те, защищаемых в административном порядке, т.

Вопрос 6


megapredmet.ru

понятие, основания классификации, краткая характеристика.

Источниками ФП являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов гос власти, местного самоуправления, а также международные договоры и соглашения.

  • Конституция РФ

  • Бюджетный и налоговый Кодексы

  • ФЗ (о валютном регулировании и валютном контроле, ежегодно принимаемые законы о бюджете РФ), законы субъектов РФ, решения представительных органов МСУ.

  • Подзаконные НПА (указы президента, НПА глав субъектов Федерации и МСУ, приказы и инструкции МинФина, ЦБ РФ).

  • Международные договоры.

6. Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм.

Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Структура: гипотеза (определяет условия и обстоятельства при которых могут возникнуть фин правоотношения), диспозиция (содержит предписания того, как должны поступать участники фин отношений, то есть определяет их права и обязанности), санкции (способы защиты правил, установленных фин-правовыми нормами).

Классификация: 1) материальные и процессуальные.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств ЮЛ и ФЛ перед государством, определяют объем и направление расходов государства, то есть закрепляют юрид права и обязанности участников финансовых правоотношений.

Процессуальные нормы устанавливают порядок применения и действия норм материального права (бюджетный процесс как регламентируемая нормами права деятельность органов гос власти).

2) По характеру воздействия: обязывающие, запрещающие и уполномачивающие.

studfiles.net

Понятие и особенности финансово-правовых норм.

Финансово-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности. Основная особенность этих норм состоит в том, что они носят государственно- властный, императивный характер. Государство устанавливает строгие правила поведения, права и обязанности участников финансовых правоотношений, которые они не вправе изменить. Норма финансового права представляет собой установленное государством общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере финансовой деятельности, закрепляющее права и обязанности субъектов правоотношений и являющееся критерием оценки их поведения. Финансово-правовые нормы выражают сущность регулируемых общественных отношений, из совокупности которых и состоят конкретные нормативные правовые акты. Нормы финансового права закрепляются в законах и других нормативных правовых актах и не являются простой волей законодательных и исполнительных органов. Имея объективные экономические предпосылки и обоснования, данные нормы разрабатываются и закрепляются в целях урегулирования (установления) определенного правила поведения или отношения. Так, развитие внешнеэкономических связей побудило государство разработать и применить нормы, устанавливающие порядок осуществления валютных операций, а появление частных предприятий выявило необходимость в регулировании формирования и использования их денежных фондов, а также в закреплении отношений по уплате налогов и сборов и иных обязательных платежей. Главная цель применения этих норм — подчинить рассматриваемые отношения финансовому обеспечению деятельности государства. Нормы финансового права регулируют довольно широкий круг общественных отношений, имеющих большое значение для эффективного функционирования государства и местного самоуправления. В то же время в финансово-правовых нормах отражаются и отношения, складывающиеся в экономике, социальной сфере, на финансовом рынке и в других областях. Нормы определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения граждан, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере финансовой деятельности. Финансово-правовые нормы устанавливают правовой статус участников финансовых отношений, их права и обязанности, правовой режим их взаимоотношений, а также предусматривают ответственность за нарушение предписаний государства. Значение норм финансового права определяется их ролью не только в упорядочении и защите новых общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, но и в вытеснении правовых отношений и явлений, не отвечающих современному уровню развития права, задачам соблюдения баланса публичных и частных интересов. Так, стимулируя экономическую активность предприятий и организаций, предоставляя им средства из бюджета, государство тем самым преследует и собственные интересы — развитие национальной экономики, повышение уровня собираемости налогов, обеспечение занятости населения. Нормы финансового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями и обладают определенной структурой, т.е. имеют внутреннее строение. По своей структуре норма финансового права включает в себя три элемента: 1) гипотезу; 2) диспозицию; 3) санкцию. Гипотезой именуется часть финансово-правовой нормы, в которой заключены содержание самого правила поведения, фактические условия реализации нормы либо обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими финансовые правоотношения. Например, п. 1 ст. 9 3 2 БК РФ устанавливает, что бюджетный кредит может быть предоставлен субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием). В данной статье содержится условие, при котором будет осуществляться реализация нормы по предоставлению бюджетных кредитов из федерального бюджета. Диспозиция является основой финансово-правовой нормы и содержит предписание самого правила поведения участников финансовых отношений. В диспозиции обычно четко указываются их права и обязанности. Так, в соответствии со ст. 1684 БК РФ проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) разрабатывается временной финансовой администрацией в срок до двух месяцев со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении временной финансовой администрации в субъекте РФ (муниципальном образовании). Способом защиты правил, установленных нормами финансового права, являются санкции. В санкциях заключаются меры воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Однако, несмотря на то, что санкции носят финансовый характер, в юридической литературе не встречается понятие «финансовые санкции». В основном они влекут за собой применение мер материальной ответственности за ущерб государству и имеют некоторые особенности. Например, в бюджетном законодательстве предусмотрено применение таких санкций, как блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа и начисление пени. Самая распространенная санкция в финансовом праве — пеня, которая применяется в бюджетном и налоговом законодательстве и взыскивается финансовыми органами при нарушении срока платежа. Как правило, в финансово-правовых актах могут не присутствовать все три элемента финансово-правовой нормы, но какой-либо элемент обязательно будет находиться в статьях этих актов или в других нормативных актах.

students-library.com

Понятие и виды финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы (нормы финансового права) — это первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Как и нормы других отраслей права, они представляют собой установленные и охраняемые государством правила поведения участников общественных отношений, выраженные в их юридических правах и обязанностях. Но финансово-правовым нормам свойственны и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Они выражаются в специфике: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил; г) порядка защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм состоит в том, что в них закреплены юридические права и юридические обязанности участников регулируемых финансовых отношений, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и муниципальных образований соответственно их задачам в каждый конкретный период времени. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет разнообразное конкретное выражение, вытекающее из разнообразия финансовых отношений, например, правила взимания налогов с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т. д.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан.

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти особенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения, компетенция которых определяется в положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это касается граждан, предприятий, предпринимателей и основывается на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие).

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) вершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирования — метод властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Однако число запрещающих финансово-правовых норм сравнительно невелико. Это объясняется тем, что при регулировании финансовых отношений преобладают нормы обязывающего характера. Предписывая совершение строго определенных действий, они обычно исключают необходимость специального установления связанных с этими действиями запретов.

Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав участников финансовых отношений, подчеркивания особой важности соблюдения финансовой дисциплины предусматриваются запреты. В других случаях запрещающие нормы определяют пределы дозволенных действий. Например, закон запрещает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Таким образом, и этим нормам свойственна императивность, поскольку не допускается выход за эти границы.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы; виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями; источники формирования кредитных ресурсов банков; виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды, и т. п., т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов, установленной юридической формы принимаемых решений и т. п. В отличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует в единой совокупности материальные и процессуальные нормы. Его разделы и институты, как правило, также в единстве представляют материальные и процессуальные нормы. Исключением является право, в котором от материальных норм довольно четко обособлена совокупность норм, регулирующих бюджетный процесс, В БК РФ особо выделена часть третья под названием «Бюджетный процесс в Российской Федерации». Значительное внимание формированию процессуальных норм уделено и в НК РФ.

Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение процессуальных финансово-правовых норм способствуют эффективности использования механизма финансов, служат важной гарантией реализации материальных прав и обязанностей в области финансов в полном объеме, являются необходимым условием формирования правового государства.

Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической (финансово-правовой) ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение), т. е. несоблюдение установленных ими правил в образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. К ним относятся нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата налогов, представление коммерческим банком недостоверной информации Центральному банку РФ и т. п. Финансово-правовые санкции закреплены в БК РФ, НК РФ, Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и других правовых актах, регулирующих финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Следовательно, финансово-правовая санкция — это мера юридической ответственности за нарушение нормы финансового права.

Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей. Они имеют, как правило, характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Это блокировка расходов, списание средств со счета организации в бесспорном порядке, наложение штрафов и т. д. При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную (федеральную и субъектов РФ) или муниципальную казну. Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений — Российскую Федерацию и ее субъекты, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления, организации, должностных лиц граждан.

Меры финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами в административном порядке (без судебного разбирательства). К таким органам относятся финансовые, налоговые и таможенные органы, Центральный банк РФ. Однако это не исключает в установленных случаях судебных решений (в частности, при наличии спора о взыскании штрафов за финансовое правонарушение с физических лиц). Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Помимо рассмотренных санкций, за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия, т. е. установленные нормами других отраслей права. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.

psyera.ru