Философы немецкой классической философии – CGI script error

Содержание

Немецкая классическая философия: представители и особенности

В лозунгах и идеалах во время революции во Франции 1789-1794 гг родилась философия Просвещения. Немецкие писатели, мыслители и философы еще с начала 18 века своим творчеством помогли развитию данного этапа мыслительной науки об окружающем мире и взаимодействии с ним человека. Немецкая классическая философия несет в себе учения и знания таких классиков, как Иммануил Канта, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах.

Общая характеристика немецкой философии

Немецкая философия — это влиятельное течение мыслей мыслителей Нового времени. Именно с неё началось замена мыслей об анализе природы на мысли об исследовании человека, его мира и истории. Именно в то время мыслители пришли к выводу, чтобы люди живут не в мире природы, а культуры.

Немецкая философия характеризуется следующими чертами:

  • подчеркнутая роль науки в работе над проблемами гуманизма, а также её попытки переосмыслить жизненный путь человека;
  • философы говорили, что данная наука должна быть голосом всей человеческой культуры;
  • философия играла большую роль в истории человечества и развития культуры всего мира.

Человеком, который стал основоположником немецкой философии, был Иммануил Кант. Он говорил, что изучение природы, вещей и человека не играет собой роли в теоретических знаниях. Вместо этого нужно уделить внимание исследованиям, что способно стать познавательной деятельностью личности человека, а также установить законы познания и его границ.

Иммануил Канта

Во вторую половину 18 века и первой половины 19 века начала развиваться немецкая философия. Основателем данного течения стал Иммануил Кант. Его учения и творчество принято разделять на докритический и критический период.

В своей знаменитой работе во время докритического периода о всеобщей естественной истории и теории неба мыслитель создал идею, которая заключалась в том, что Вселенная была создана естественным способом, благодаря действию динамических сил из космического газа. Эта же теория включает в себя общее устройство всего мира и наличие в нем всех физических законов между небесными телами, что послужило образованию одной системы. Благодаря этому предположению Кант высказал научное предсказание о том, что в Солнечной системе ещё есть нераскрытые планеты. В период механицизма он стал в ряды первых философов, который стремился создать образ динамичного, подверженного эволюции, мира.

Во время докритического периода, который представляется как подготовительный этап критическому, философ создавал идеи, которые впоследствии стали бессмертными и вошли в мировую классику философии. В критические же период были созданы идеи, которые называют основными, поскольку они описывали работу человеческого разума и критику его работы.

В своих трудах Кант писал, если люди с их разумом начнут вести беседы о работе всего мира, не имея за плечами опыта, они придут в конце к противоречиям. А противоречивые утверждения должны вместе либо быть доказуемы, либо опровергнуты.

Кант указывал на то, что любая вещь или сила, оказывающая влияние на человека, не способна стать объектом для исследования, так как познание человека никак не связывается с основными целями познания. Так люди должны познавать в себе явления, а не вещи. Это утверждение сыграло против Канта: из-за него, философа обвинили в агностицизме, а именно в отрицании мирового познания.

Философия Иоганна Фихте

Философом, который воспринимал идеи и мысли Канта, которые оценивали способности человека в зависимости от согласования с человеческим долгом, был Иоганн Фихте. Он стал последователем Канта. Для него философское течение выступало как практическая наука, которая распределяла цели и задачи действительности человечества в обществе и мире. Но в тоже время Фихте говорил, что философия Канта слаба из-за недостатка доказательств между теоретической и практической философией. В своих трудах Фихте поставил перед собой задачу показать философию, как главу всей человеческой деятельности.

Фихте выделял принцип свободы, который способен объединить теорию и практику философский подход к миру. В теории говорилось, что свобода не дает постичь человеку признания существования вещей всего мира. Именно поэтому человечеству необходима революция, которая преобразовала бы социальные отношения, и они были бы дополнены учением философов. Такое учение Фихте называл «наукоучением», и оно выступало в роли целостного обоснования практической части философии.

В итоге философ отказался от изучения понятия Канта «вещи внутри человека» и посвятил себя иным понятиям и стал представителем идеи о том, что «вещь-это то, что внутри меня».

Стоит сказать, что был человек, который связал философию Канта и идеи Фихте, и это был Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Именно его учения повлияли на Гегеля, как на философа.

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Шеллинг в своих размышлениях ставил перед собой задачу создать общую систему знаний с помощью изучения познаний истины в отдельных областях. Впоследствии, все это превратилось в «натурфилософию», выступающая как первая попытка объединения научных открытий под внимательным наблюдением философа.

Главной идей этой системы является образ «идеальной природы», которая основывается на идеи о духовном характере природной активности. Огромный труд, который сделал философа известным, включал в себя мысли и гипотезы о натурфилософской системе. В итоге философ смог доказать, что каждую сущность можно охарактеризовать как единое целое противоположных сил. Это единение впоследствии будет названо Шеллингом «популярностью. В своих трудах он смог точно объяснение жизни и организму, которые являются сложными процессами в природе.

В своем главной книге «Система трансцендентального идеализма» философ проводит границу между теоретической и практической философией, поскольку теоретическая часть выступает как объяснение высших принципов знания. Практическая же философия создана для поиска решения проблем свободы человека, которая создается с помощью создания правового государства, что связывает все принципы человеческого развития.

Философия Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель стал философом, который подарил миру образ бытия во всех его уровнях, проявления и стадиях развития. Гегель утверждал, что, описывая развитие идеи, нельзя самостоятельно достичь философского исследования. Идея должна самостоятельно вырваться из круга абсолютности, если суть данного выражения выразить иными словами, то она должна покинуть себя и стать частью других сфер. Природа является одной из таких сфер.

Так природу можно объяснить идеей, которая в самом начале является её основой. А в любом предмете или явлении заложено особое качество, которое объединяет его стороны, приходящие в противоречие из-за накопленных противоречивых свойств внутри такого качества.

Гегель оказал огромное влияние на развитие социальной части глубокой и мыслительной науки. Именно он создал учение об обществе граждан, о человеческих правах и частной собственности. Большая часть его работ была направлена на выяснение механизма цены и денег, стоимости и товарном фетишизме.

Философия Людвига Фейербаха

Фейербах строил свою теорию на противостоянии религии и философского учения как мировоззрений, которые невозможно совместить друг с другом. Из-за этого ученый пытался объяснить материалистическую форму духа и подвергал критике христианства как оду из религиозных форм. В итоге в своих трудах ученый писал, что бог представляет из себя не божественное существо, а лишь образ, который был рожден в людском сознании, отображая человеческую сущность.

Фейербах отмечал, что в основе религии лежит страх человечества перед природными явлениями, из-за чего в сознании людей рождаются могущие образы. По этой причине бог, который является не чем иным, кроме как создание человеческого разума, приобретает форму творца, которому подчиняется воля и судьба человека. И из-за этого религия приобрела античеловеческие черты характера, поскольку она не дает человеку стремиться к лучшей жизни в реальном мире, а также его преобразованию, заменяя его покорному ожиданию будущего возданию от сверхъявственного существа.

Историческое значение философии

Уже в конце 18 века стало ясно, что действующая философия себя исчерпала. Она уже была не способна быть основой будущих научных открытий и знаний. В это же время наука далеко шагнула, нежели во время учения Декарта. Практическая наука указывала на противоречивость действительности, как она постоянно изменялась. Но именно благодаря немецким классическим философам эта наука обрела новые идеи.

Именно германским философским классикам пришлось доказывать противоречие природы, что послужило открытие нового пути к научным знаниям. Немецкая философия сыграло важную роль и в развитии философских мыслей и идей. Она стала причиной смены стиля мышления всего мира.

Философские понятий были подняты на высокий уровень, а главной заслугой немецких классиков является то, что они сделали человеческое мышление историчным, чего вполне хватает для того, чтобы назвать их философскими классиками.

mystroimmir.ru

Немецкая классическая философия

Немецкой классической философией называют творчество пяти наиболее известных немецких мыслителей конца 18 – начала 19 веков: Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Людвига Фейербаха. Эти мыслители поставили и разработали ряд вопросов, связанных с гносеологией и философией человека.

Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 — 1804). Родиной этого прославленного мыслителя является город Кенигсберг. Кант прожил внешне ничем не примечательную жизнь немецкого университетского преподавателя. Однако в сфере мышления он, без сомнения, произвел настоящую революцию и стал основателем одного из наиболее влиятельных направлений в истории философии.

В творчестве Канта выделяют два периода: докритический и критический. В течение докритического периода внимание Канта было сосредоточенно на решении проблем естественных наук. В результате Кант осознал наличие противоречия между миром и логикой человеческого познания. Это размышление приводит Канта к необходимости рассмотрения познавательных способностей человека и решения вопроса о возможности научного познания мира.

Критический период творчества Канта ознаменовался выходом его самых известных трудов: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант задался целью обнаружить границы того, что можно познать при помощи разума. Он разделил все знания человека на опытные и доопытные или априорные (от лат. a priori – «до опыта»). Кант считал, что априорные формы существуют до всякого познания и определяют его содержание. Можно сказать, что априорные формы – это, своего рода, инструмент познания, при помощи которого человек определенным образом представляет себе мир.

Кант выделял три познавательные способности человека: чувственность, рассудок и разум. Причем каждая познавательная способность имеет свои априорные формы. Так, чувственность обрабатывает данные органов чувств при помощи форм пространства и времени. Рассудок, в свою очередь, обрабатывает результаты чувственного познания при помощи 12 основных категорий (количества, качества, модальности и отношения). Разум – высшая познавательная способность человека, имеющая дело только с абстрактными объектами. Разум стремится к завершению идей рассудка.

Совокупность априорных форм образует трансцендентальный субъект – изначально заданную позицию познающего субъекта. Трансцендентальный субъект – это, своего рода, рамки познания человеком мира. Причем, по мнению Канта, эти формы познания являются одинаковыми и неизменными для всех людей. Следовательно, человек не может познать мир вне этих форм, «таким как он есть» или «сам по себе», а также не может «поменять» формы своего познания.

Согласно Канту, человек познает при помощи априорных форм лишь внешнюю сторону вещей, явления или феномены. Сущность вещи, называемая Кантом «вещью в себе» или ноуменом, напротив, недоступна познанию человека или трансцендентна. Человеческий разум, на высших ступенях познания стремится к познанию непознаваемых вещей-в-себе, что приводит его к противоречиям, которые Кант называет апориями. Примерами таких противоречий является принципиальная невозможность однозначно решить вопросы о существовании Бога или конечности вселенной.

Не менее оригинальными являются идеи Канта в сфере этики. По его мнению, этика является сферой свободы человека. Моральный поступок вырывает человека из пут зависимостей обыденной жизни. Человек зависим, поскольку имеет потребности и вынужден поступать так, чтобы они были удовлетворены. Моральный поступок же не приносит никакой выгоды человеку, его совершившему, и является его свободным волеизъявлением.

Кант предлагает моральную норму, имеющую универсальный характер: категорический императив. Категорический императив можно сформулировать следующим образом: поступай так, чтобы содержание твоего поступка могло стать всеобщим законом.

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) — немецкий философ, субъективный идеалист и диалектик. Родился в крестьянской семье, рано выделялся своими способностями и благодаря случайным обстоятельствам получил образование.

Свою философию Фихте называет «наукоучением» (наукой о науке) — фундаментом всех наук. При этом он настаивает на первенстве практически-деятельного отношения к миру перед теоретическим (созерцательным). Фихте строит свою философию на критике кантовского понятия «вещь в себе», которое, по его мнению, излишне. Действительно, поскольку ноумен или вещь в себе непознаваем, мы не можем достоверно утверждать, что он существует.

Однако отрицание вещей в себе по сути своей является отрицанием существования объективной реальности. Такая позиция приводит Фихте к субъективному идеализму, то есть предположению, что окружающий мир является результатом мыслительной деятельности человека.

Развивая эту идею, Фихте выделяет три стадии развития человеческого сознания: На первом этапе «я» полагает само себя. На втором этапе самопознания человеческое «я» противополагает себе некое «не-я», чувственно-воспринимаемый мир, природу. На третьем же этапе «Я» постигает уже и «я» (сознание человека) и «не-я» (окружающий его мир) как части себя.

Здесь следует сказать, что, не допуская существования независимой от сознания «вещи-в-себе», Фихте вынужден ввести по существу два различных Я: одно из них тождественно индивидуальному сознанию, другое — не тождественно ему (абсолютное Я). Иначе говоря, Я с большой буквы — это абсолютное, «всеобщее Я», которое в ходе своей созидательной деятельности разделяется на эмпирические я и не-я, иначе называемые делимыми.

Фактически «всеобщее Я» выступает в наукоучении как надындивидуальный, сверхчеловеческий, мировой дух. Поскольку Я у Фихте рассматривается как охватывающий в себе и всецело определенный круг всяческих реальностей, оно есть субстанция, — но это духовная субстанция. А это уже поворот к объективному идеализму, где просматриваются две важные идеи: раздвоение единого и субстанции.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики. Родился в Штутгарте. Изучал философию и теологию в Тюбингенском университете. Некоторое время был домашним учителем, затем в 1808—1816 — директором престижной гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в 1818 г. — в Берлинский, где он работал профессором (а некоторое время и ректором) до конца жизни.

Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая огромным историческим чутьем, впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. В любом процессе развития Гегель выделял три основных этапа (гегелевская триада): тезис (нечто полагается) – антитезис (нечто противополагается тезису) – синтез (возвращение к тезису, но уже на новом уровне). В этой формуле очевидна та роль, которую играют противоречия в процессе развития.

По мнению Гегеля в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало — абсолютная идея, мировой разум, мировой дух и т.п. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее — в самопознании.

В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:

  • 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления»
  • 2) развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы
  • 3) развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории.

На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Философия духа является завершающей частью гегелевской системы. «Философию духа» Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

Учение о субъективном духе посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Под объективным духом Гегель понимает социально-историческую жизнь человечества. Ключевыми здесь становятся понятия права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории.

Абсолютным духом немецкий философ называл формы общественного сознания, которые он сделал предметом специального рассмотрения. Абсолютный дух, согласно Гегелю, самораскрывался в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познается в форме созерцания, в религии — в форме представления, в философии — в форме понятия, т.е. как «мыслящее рассмотрение». Но при этом он ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как «науку наук».

С развитием философии и, в частности, собственной философской системы Гегеля, человеческий дух достигает вершины развития. Именно на этом этапе абсолютная идея завершает свое развитие, «узнавая» себя в формах человеческого сознания.

hron.com.ua

Классическая немецкая философия — Философия Библиотека русских учебников

Классическая немецкая философия — развитие немецкой философии, охватывающий период конца XVIII — первой половины XIX в. Для нее характерны следующие основные черты:

— возрождение диалектической традиции;

— переход от субъективного идеализма к объективному на основе диалектической методологии;

— критика традиционной метафизики и стремление представить философию как систему научного знания;

— обращение к истории как философской науки и применение. Гегелем диалектического метода в исследовании истории

Главными представителями классической немецкой философии были и. Кант (1724-1804),. И. Фихте

(1762-1814),. Ф. Шеллинг (1775-1854),. Г. Гегещ (1770-1831),. Л. Фейербах (1804-1872)

Немецкая классическая философия не имела единого направления. Кант был дуалисты,. И. Фихте — субъективным, а. Ф. Шеллинг и. Г. Гегель — объективными идеалистами,. Л. Фейербах — материалистом. Но их объединяло то, что в стержневым принципом развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщностиьності.

И. Кант ставил вопрос: как возможны в математике, естествознании, философии теоретические положения, имеющие всеобщее и необходимое значение,. Согласно. И. Кантом всеобщности и необходимости положений нау науки и философии не зависят ни от произвола познающего, ни от опыта всеобщность и необходимость сообщаются знанию априорными (не зависящими от опыта, доопытные), всеобщими и необходимыми формами чувственности и рассудка. Это утверждение неизбежно ведет к агностицизму, поскольку формы, присущие субъекту, который познает, и которые служат ему для синтеза чувственных данных, не могут быть по рассчитаны к объективной реальности, существующей независимо от человеческой чувственности и рассудка. Эту объективную реальность. Кант определяет как непознаваемой»вещь в себеіч у собі».

Априорное, т.е. всеобщее и необходимое в нашем знании, употребляется, за I. Кантом, только для синтеза чувственных данных априорные формы чувственности, утверждает. И. Кант, есть пространство и время, а априорных категорий риями рассудка — двенадцать категорий, входящих в четыре группы (количество, качество, отношение, модальностьть).

В связи с анализом априорных форм мышления. Кант ставил вопрос о необходимости создания новой трансцендентальной логики, которая отличается от обычной, формальной логики. Этим он положил начало развития диалектической логики.

И. Кант разграничивает рассудок и разум. Если рассудок ограничивается категориальным синтезом чувственных данных, то ум по своей природе стремится к тому, чтобы выйти за пределы опыта и постичь абсолютное это стремятся ние также должно быть предметом изучения трансцендентальной логики, а именно трансцендентальной диалектикики.

Учение о диалектике ума ведет, за I. Кантом, к выводу о неизбежности его ложности (ложности). Однако рациональным в трансцендентальной диалектике. Канта е мнение о противоречивости разума — ан нтиномии (противоречия, не решаютсяя).

Подобно тому, как рассудок образует категории, ум образует свои понятия — трансцендентальные идеи. Идеи разума — это идеалы знания, которые направляют весь познавательный процесс независимо от любого д опыта. Неспособность теоретического разума обосновать эти идеи не может быть причиной отказа от них. Они, согласно. И. Кантом, могут быть обоснованы практическим умом как необходимые постулаты нашей мор альной поведения. Кант высказал мнение о примате (приоритет) практического разума над теоретическим. Это утверждение несло в себе зародыш глубокой диалектической постановки вопроса о том, что практическая дияльнис во формирует основу теоретического познания. То, что не может быть установлен одним лишь теоретическим путем, утверждается практическим умом, деятельностьльністю.

И. Кант признавал поступательное развитие общества. Идея общественного устройства отражала содержание буржуазно-демократических преобразований, о которых мечтала немецкая буржуазия. Гармония между человеческой действием и винагоро одой возможна лишь в загробной жизни людей, существование которого, по. Канту, нельзя доказать, но которое необходимо постулатом нравственного сознаниясті.

Государство. И. Кант рассматривает как необходимое выражение коллективной воли граждан, а развитие государства — как постепенную реализацию принципа всеобщего блага. Гражданские, буржуазно-демократические свободы также a априорными определениями человеческой сущности, реализуемых в процессе развития общества путем преодоления противоречий между существующим и должнымим.

И. Фихте отвергает кантовскую»вещь в себе»

Он начинает свое учение с непосредственно данного факта — из интуиции деятельного субъекта, или»Я», которое сочетает в себе все, что может быть мыслимым. Кроме исходного»Я»должно быть, по. Фихте,»не-Я», или, кроме»сознания»должна быть»природа», кроме»субъекта»-«объект»Последние влияют на»Я»и в некотором смысле определяют его деятельность»Я»испытывает на себе»толчок»со стороны стоит йом його діяльність. «Я» відчуває на собі «поштовх» з боку «не-Я», що протистоїть йому.

Фихте утверждает, что мы не можем познать с помощью понятий, каким образом»толчок»со стороны»объекта»(«не-Я») определяет деятельность нашего»Я»,»сознания»Это определение влияния»толчка»с только непосредственно ощущается нами, но не познается. Так, в основе теоретической деятельности, оказывается, лежит бессознательная деятельность. Под деятельностью»Я»Фихте понимает прежде нравственное поведение с убьекта. Цель деятельности человека — исполнение законов морали, исполнение обязанностейнку суб’єкта.. Мета діяльності людини – виконання законів моралі, виконання обов’язку.

Так,. Фихте развил учение. Канта о примата практического разума над теоретическим. Он отвергает кантовский дуализм, полностью переходит на позиции субъективного идеализма, приписывая общечеловеческой кому»Я»(которое существует в каждом отдельном человеке) абсолютное могущество. Оно создает, формирует, осознает себя и всю окружающую действительностьчу дійсність.

Фихте объясняет, что его»не-Я»- это не кантовская»вещь в себе»У. Канта»вещь в себе»лежит за пределами сознания. У. Фихте»не-Я»не может существовать как независимая от сознания»вещь в себе й продукт особой деятельности сознания. Эта деятельность такая, что в то время, когда она осуществляется, у нас нет мысли о ней. Поэтому обычное мышление ничего не знает о ее существовании, оно должно с не необходимость принимать ее продукты за вещи, которые бы сами по себе, независимо от сознания, и которые бы действуют на сознаниележно від свідомості, і які немовби діють на свідомість.

Фихте стремился раскрыть диалектику субъекта и объекта, сознательного и бессознательного, роль практики в познании, единство теоретического и практического, личного и общественного. Противоположности, учил. Фихте, относительная нет, тезис превращается в антитезу, а синтез является решением противоречия. Однако диалектика. Фихте имела субъективно-идеалистический характер. Она выводилась из анализа самодеятельности»Я»и его отношение к»не-Я», которое является, по сути, творением»Я по суті, творінням «Я».

В философских взглядах. Ф. Шеллинга самым решающим является разработка им философии природы. Важны предмет и метод исследования. Если у. Фихте природа рассматривалась не сама по себе, а лишь с точки зрения этики, то для. Ф. Шеллинга природа — это самостоятельный предмет исследования. Мнения. Ф. Шеллинга на природу идеалистические: сама материя, по. Ш., духовнуховна.

Важнейшим достижением философии природы. Ф. Шеллинга было привнесение диалектики в рассмотрение природы и ее явлений. Ф. Шеллинг определил необходимым условием исследования природы поиск в природе динамических реал ных противоположностей. Тем самым его философия природы превращается в идеалистическую диалектику природныхроди.

Основной проблемой философии. Шеллинга была идея тождества духа и природы. Здесь исходным понятием служит понятие абсолютного разума. Кроме него, утверждает. Ф. Шеллинг, нет ничего в абсолютном разуме су убьект и объект неразрывно связаны, создают»целостную нерозризнюванисть субъективного и объективногоктивного».

В абсолюте совпадают все противоположности. Самосознание разума, по мнению. Ф. Шеллинга, есть самосознание. Бога, потому что. Бог и есть разум. Так, система тождества, которая задумана как учение крайнего рационализма в, в этих утверждениях становится на путь иррационализма и мистики. В. Боге. Шеллинг видит прежде всего личность. Разница между. Богом и человеком заключается в том, что в. Боге его личность и свобода бесконечные а в человеке ограниченоежені.

Философия природы. Ф. Шеллинга имела прогрессивное значение, но со временем она превращается в так называемую философию мифологии и откровения, где он выступает не только против своей философии природы, а также о. Оты своих ранних взглядов на религию. Он отвергает теперь любую критику. Библии как вредный и ложный рационализмазм.

Выдающимся представителем немецкой классической философии является. Гегель. Мышление, по. Г. Гегелем, — есть не субъективная, человеческая деятельность, а независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всьо ого, что существует: природы, человека, всемирной историії.

Мышление»отчуждает»свое бытие в виде материи, природы, которая представляет собой»инобытие»этого бы объективно существующего мышления

Стремясь последовательно провести принцип тождества бытия и мышления,. Гегель рассматривает мышление («абсолютную идею») как процесс познания, непрерывно развивается от одной ступени к другой, более высшего ого есть, абсолютное мышления является не только началом, но и содержанием, развивающейся всего существующего высокой степенью развития»абсолютной идеи есть»абсолютный дух»- человечество, человеческая истори – людство, людська історія.

Мышление, по. Г. Гегелем, по сравнению с чувственным восприятием, является высшей формой познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать, например, то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее)). Но согласно его концепции тождества бытия и мышления мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самопознанием духа, то есть самопознания является»абсолютной идеей»(проявлением которой й есть наука) внутренне присущего ей содержаниеого їй змісту.

Основными составляющими философии. Гегеля логика, философия природы и философия духа

В философии. Г. Гегеля следует разграничивать диалектический метод (прогрессивную сторону его учения) и консервативную систему, то есть учение о природе и обществе как формы существования»абсолютной идеи»М. Между ними существует противоречие, не решается, поскольку система. Гегеля вопреки его диалектике ограничивает развитие общества, познания и искажает диалектическое понимание природы, общества и мыслит ния. Так, если гегелевская диалектика учит, что развитие всеобщее, то его система отрицает всеобщность развития, поскольку природа, по. Гегелю, не развивается во времени, а лишь распространяется в прос тори. Как идеолог немецкого компромиссной буржуазии концом развития общества считал становления конституционной монархеійної монархії.

Рациональным зерном гегелевского учения является его диалектика, хотя она идеалистическая. Важными моментами здесь гениальные догадки о взаимосвязи, движение, развитие явлений, о противоречиях как источник движения, р развития, о превращении количественных изменений в качественные, о природе теоретического мышления и логических форм и категорий, по которым оно осуществляется, и др.. Важны его идеи относительно понимания круп ш общих законов развития природы, общества и познания, особенно, относительно теории познания и логикки.

Философию. Г. Гегеля подверг острой критике. Л. Фейербах. Главной темой своего творчества. Фейербах избрал критику религии (прежде христианства). Эту критику он совмещал с критикой философского идеализма в (главным образом, идеализма. Гегеля). Религия и идеализм, за. Л. Фейербахом, имеют одни корни, а именно: предоставление самостоятельной сущности мышлению, которое может быть отделено от человека и противопоставленное ей только в фантазии, а не в действительности. Люди, как правило, не узнают»авторства»собственных творений, то есть продуктов мышления, и приписывают это авторство сверхъестественной, сверхчеловеческой сущности: то. Богу, то идет. Богу, чи то ідеї.

Такое состояние будет до тех пор, считает. Л. Фейербах, пока не будет преодолен дуалистический взгляд на человека, пока не будет установлено, что человек единственный по своей природе, что у нее нет ничего сверхъестественного, что м мышления является таким же естественным актом, как и другие проявления природного мира. Поэтому предметом философы, за. Л. Фейербахом, должно быть не дух (противопоставленный природе) и не природа (противопоставлена ??духа), а человек как единство своей телесной и духовной сущности. В загадке человека кроется загадка всех мировых проблем. Философия должна изучать человека, а значит, она должна стать антропологией. С позиций антропологизма. Л. Фей ербах критикует идеализм, требует отбросить все умозрительные спекуляции о сверхчувственное. Вся мистика идеализма исчезнет сама собой, если мы поймем ее природу — обожествление человеком своих собственных потенций. Свой взгляд. Л. Фейербах обосновал данным естествознаниядознавства.

Но человека. Л. Фейербах понимал ограничено. У него человек — только природное существо, игнорируется ее социальная сущность. Люди, по. Л. Фейербахом, связаны между собой лишь природными связями. Ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая, национальная, профессиональная принадлежность человека значения не имеют. По меткому выражению. Ф. Энгельса,. Л. Фейербах, защищая материализм»внизу»(во взглядах на природу), остался идеалистом»сверху»(в понимании человеческой истории розумінні людської історії).

uchebnikirus.com

Немецкая классическая философия

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Критическая философия И. Канта.

3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга.

4. Объективный идеализм Г. Гегеля.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи­лософских направления:

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

2. Критическая философия И. Канта

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри­тический» и «критический». В «докритический» пе­риод И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.

В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эсте­тики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундамен­тальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практиче­ского разума», «Критика способности суждения».

Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологиче­ской эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.

В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен – Мир бесконечен.

Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное позна­ние, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инст­рументом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность.

И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной дея­тельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи напол­няют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

В центре эстетического учения находится исследование категорий «пре­красное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» — художника. Оригиналь­ность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожде­ления, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.

Социально – политические взгляды И. Канта базируются на следующих по­стулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону.

И. Кант выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом от­дельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предска­зал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.

3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».

Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым момен­том философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой

· «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,

· «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внеш­нюю окружающую действительность (антитезис),

· «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» — окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вмести­лища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

Диалектика И. Фихте неразрывно связана с принципом деятельности, то есть активным отношением индивида (его духа, мыслящего «Я») к действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не – Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.

Преждевременная смерть помешала И. Фихте глубже проработать «Я – кон­цепцию», она осталась незавершенной и была не принята и не понята его совре­менниками. Вместе с тем, она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство.

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.

Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии при­роды», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первона­чало всего. Она также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего в высшему». Движущей силой природы является ее полярность.

В практической философии Ф. Шеллинг решает вопросы социально – полити­ческого характера развития истории. Философ выделяет три вида истории:

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.

В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию ка­кой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действи­тельности как необъяснимого хаоса.

4. Объективный идеализм Г. Гегеля

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников.

Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

— теория объективного идеализма;

— всеобщий философский метод – диалектика.

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».

В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно , а все действительное разумно . Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею»(мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способно­стью творить.

Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке аб­страктный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, ин­дивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде ре­зультатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

mirznanii.com

Немецкая Классическая Философия | Философский словарь

Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии — грандиозного этапа в истории мировой…

Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии — грандиозного этапа в истории мировой философской мысли, охватывающего более чем столетие духовно-интеллектуального развития — напряженного, очень яркого по своим результатам и чрезвычайно важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан с поистине великими именами: наряду с Кантом это Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — все в высшей степени оригинальные мыслители. Каждый настолько своеобразен, что трудно не задаться вопросом, а можно ли вообще говорить о немецкой классической философии как относительно едином, целостном образовании? И все-таки это возможно: при всем богатом разнообразии идей и концепций немецкую классику отличает приверженность ряду существенных принципов, которые преемственны для всего этого этапа в развитии философии. Они-то и позволяют рассматривать немецкую классическую философию как единое духовное образование.

Первая особенность учений мыслителей, причисляемых к немецкой классике, — сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Философии . они вверяли высочайшую духовную миссию — быть критической совестью культуры. Философия, впитывая живые соки культуры, цивилизации, широко понятого гуманизма, призвана осуществить по отношению к человеческой жизнедеятельности широкую и глубокую критическую рефлексию. Это была очень смелая претензия. Но немецкие философы XVIII-XIX вв. достигли в ее претворении несомненного успеха. Гегель сказал: “Философия есть… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении”. И представителям немецкой философской классики действительно удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени — периода глубоких социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности. Конечно, для этого потребовалось разработать философию весьма широкого проблемного диапазона — охватить мыслью существенные особенности развития мира природы и человеческого бытия. При этом через все проблемные разделы красной нитью была проведена единая идея высочайшей культурно-цивилизующей, гуманистической миссии философии. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель еще и потому так высоко возносят философию, что мыслят ее как строгую и систематическую науку, правда, науку специфическую по сравнению и с естествознанием, и с дисциплинами, более или менее конкретно изучающими человека. И все-таки философия питается живительными истоками научности, ориентируется на научные образцы и стремится (да и должна) строить себя как науку. Однако философия не просто опирается на науку, подчиняясь критериям научности, но и сама дает науке и научности широкие гуманистические и методологические ориентации.

Вместе с тем, было бы неверно представлять дело так, будто другие области человеческой жизнедеятельности и культуры только от философии обретают саморефлексию. Критическое самосознание — дело всей культуры.

Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной и многоплановой, отдельные звенья которой увязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Не случайно немецкая философская классика чрезвычайно трудна для освоения. Но вот в чем парадокс: именно эта высокопрофессиональная, крайне абстрактная, трудная для понимания философия смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальную практику, в частности на сферу политики.

Итак, немецкая классическая философия представляет единство также и в том отношении, что ее представители Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель строят свои очень сложные и разветвленные учения, системы, включающие философскую проблематику весьма высокой обобщенности. Они прежде всего философски рассуждают о мире—о мире в целом, о закономерностях его развития. Это так называемый онтологический аспект философии — учение о бытии. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т.е. теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и как учение о человеке, т.е. философская антропология. Вместе с тем, классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии — таковы были в эпоху Канта различные области и Дисциплины философии. Итак, философия каждого из представителей немецкой классики — разветвленная система идей, принципов, концепций, связанных с предшествующей философией и новаторски преобразующих философское наследие. Всех их объединяет еще и то, что проблемы философии решаются ими на базе весьма широких и фундаментальных мировоззренческих размышлений, всеобъемлющего философского взгляда на мир, человека, на все бытие.

Еще задолго до Канта такое широкое и фундаментальное размышление охватывалось понятием “метафизика”. Немецкая классическая философия критикует и в то же время преобразует метафизику, давая образцы “метафизической”, т.е. общемировоззренческой культуры, образцы концептуальной целостности, “сплачиваемой” метафизическим подходом. Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода, но отнюдь не в смысле отличного от диалектики метафизического (или механического) метода.

Напротив, третья особенность немецкой классической философии как раз и заключается в том, что благодаря ей господство метафизического — недиалектического — метода было поколеблено. Именно немецкая классическая философия проложила путь новому по отношению к метафизике методу мышления и познания — методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познания, науки, культуры, нравственности. Тем самым открылись поистине грандиозные возможности применения диалектического метода.

Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому. Хотя самую, пожалуй, развитую форму диалектическому методу, идеям диалектики придал Гегель, у истоков диалектической мысли — в форме порой и более интересной, чем гегелевская, — лежали размышления именно Канта.

Четвертый момент, который нельзя обойти, характеризуя немецкую классическую философию как относительно единое образование, — это некоторые общие принципы в подходе к проблеме исторического развития. Несмотря на довольно существенные различия в трактовке развития истории общества Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем, главное состоит в том, что к истории и ее пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения — интуиции, а научно-теоретически; считается возможным выделить некоторые закономерности истории. Законы истории понимались как принципы исторической “разумности”. Вместе с тем, немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, “духа”, мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.

И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия четко и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. При этом она не просто прокламирует гуманистические принципы (что само по себе было несомненной заслугой мыслителей в те времена, когда только началось освобождение народов Западной и Центральной Европы от крепостного права), но и пыталась проанализировать противоречия и трудности, которые возникали на пути реализации, воплощения в жизнь этих принципов.

Немецкая классическая философия остается непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества после немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, сходное со значимостью искусства и науки, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задает себе и сегодня. То был временем, эпохой обусловленный ответ, но ответ, который выходит за пределы эпохи. Он обращен и к нам, людям сегодняшнего дня. В немецкой классике есть очень много проблем, которые весьма актуальны. Есть много вопросов, которые не могут не проникнуть в сердце современного человека, в наше сердце, потому что они — общечеловеческие вопросы. И немецкие классики по большей части предлагают на них общечеловеческий тип ответов.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия — созвездие, которое состоит из ярчайших звезд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких звезд — Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. Пусть разговор о Канте, неспешный, постепенный, основательный, систематический, поможет отвлечься от суеты, бешеных скоростей современной жизни и погрузиться в прекрасный, интеллектуально богатый, хотя и сложный мир кантовских идей. С каждым существенным шагом вдумчивый читатель наверняка обогатит свое понимание вечных для человечества проблем.

www.philosophydic.ru

Немецкая классическая философия — это… Что такое Немецкая классическая философия?

Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — так в советской и российской философской литературе называется этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Л. Фейербаха[1].

Название

В европейской же литературе принято выделять неме́цкий класси́ческий идеали́зм или немецкий идеализм (нем. Deutscher Idealismus):

В марксистской традиции вместе с названными философскими концепциями рассматривалось и материалистическое учение Л. Фейербаха, основанием к чему послужили произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности работа «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (нем. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie, 1886)[1].

В европейской традиции считается, что существенный вклад в немецкую классическую философию внесли также такие философы, как: Якоби, Рейнгольд‎, Шлейермахер.

Основанием немецкой классической философии послужили работы Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы. Это философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи Просвещения.

Достижения

Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания (см. Критика чистого разума). В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори. Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования. Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

Иоганн Готлиб Фихте

Значительное место в развитии немецкой классической философии занимает И. Г. Фихте (1762—1814) с его субъективным идеализмом. Фихте отверг идею Канта о «вещах в себе», указывая на её противоречивость, и считал, что мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет ещё дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант, Гегель и др.) за субъективность.

Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами, в частности оказал влияние на Фердинанда Лассаля.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775—1854). Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества.

В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.

В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств.

Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает Г. В. Ф. Гегель (1770—1831). Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.

Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.

Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах (1804—1872) − ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Литература

  • Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Рольф, 2001. — 416 с илл. с. — ((Библиотека истории и культуры)). — 7000 экз. — ISBN 5-7836-0447-X.
  • Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. Учеб. пособие для ун-тов.- М.: Высш. шк., 1989. ISBN 5-06-000002-8
    • Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. — 438 с. — 5000 экз. — ISBN 5-06-004223-5.
  • Ойзерман Т. И. Немецкая классическая философия — один из теоретических источников марксизма. — М.: Знание, 1955.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 3 Петров И. И. Немецкая классическая философия // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова — 7-е изд., перераб. и доп.. — М.: Калыма, 2001. — ISBN 5-250-02742-3.

dal.academic.ru

Немецкая классическая философия — это… Что такое Немецкая классическая философия?

Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — так в советской и российской философской литературе называется этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Л. Фейербаха[1].

Название

В европейской же литературе принято выделять неме́цкий класси́ческий идеали́зм или немецкий идеализм (нем. Deutscher Idealismus):

В марксистской традиции вместе с названными философскими концепциями рассматривалось и материалистическое учение Л. Фейербаха, основанием к чему послужили произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности работа «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (нем. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie, 1886)[1].

В европейской традиции считается, что существенный вклад в немецкую классическую философию внесли также такие философы, как: Якоби, Рейнгольд‎, Шлейермахер.

Основанием немецкой классической философии послужили работы Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы. Это философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи Просвещения.

Достижения

Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания (см. Критика чистого разума). В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори. Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования. Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

Иоганн Готлиб Фихте

Значительное место в развитии немецкой классической философии занимает И. Г. Фихте (1762—1814) с его субъективным идеализмом. Фихте отверг идею Канта о «вещах в себе», указывая на её противоречивость, и считал, что мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет ещё дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант, Гегель и др.) за субъективность.

Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами, в частности оказал влияние на Фердинанда Лассаля.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775—1854). Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества.

В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.

В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств.

Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает Г. В. Ф. Гегель (1770—1831). Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.

Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.

Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах (1804—1872) − ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Литература

  • Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Рольф, 2001. — 416 с илл. с. — ((Библиотека истории и культуры)). — 7000 экз. — ISBN 5-7836-0447-X.
  • Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. Учеб. пособие для ун-тов.- М.: Высш. шк., 1989. ISBN 5-06-000002-8
    • Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. — 438 с. — 5000 экз. — ISBN 5-06-004223-5.
  • Ойзерман Т. И. Немецкая классическая философия — один из теоретических источников марксизма. — М.: Знание, 1955.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 3 Петров И. И. Немецкая классическая философия // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова — 7-е изд., перераб. и доп.. — М.: Калыма, 2001. — ISBN 5-250-02742-3.

biograf.academic.ru