Философская категория бытия основные формы бытия – 15 Основные философские проблемы Категория бытия, ее смысл и специфика. Формы бытия
48.Философская категория бытия. Основные формы бытия.
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия.
Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия — онтология (от греч. ontos — сущее, logos — слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология — учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.
Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологическую, логическую, аксиологическую, этическую, эстетическую проблематику. Однако, все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию.
Парменид (представитель элейской школы древнегреческой философии, существовавшей в VI-V вв. до н.э.) был первым из философов, кто выделил категорию бытия и сделал ее предметом специального философского анализа. Парменид первым попытался понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).
Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть — значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность.
Бытие охватывает все реально существующее в природа обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия — есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.
Объективная реальность — все то, что существует вне и независимо от сознания человека.
Субъективная реальность — это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).
Таким образом, бытие — это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.
Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах: 1. Бытие природы. При этом различают: — Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др. — Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.
2. Бытие человека. В этой форме выделяется: — Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.). — Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.
3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить: — Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека. — Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).
4. Бытие социального, которое подразделяется на: — Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств. — Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.
Билет 49 Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. . Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего. Как правило именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя. Проблемы определения Основная проблема чёткого определения что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой «всеобщей субстанции» нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что «всеобщая субстанция» иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически-независимым друг от друга атрибутам (первопричинам). Сейчас, например, существуют философы, утверждающие что бытие состоит (включая материи) из трёх независимых субстанций. Монизм Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью. Философский монизм В философии существует три вида монизма: 1. Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога). 2. Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии. 3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному. Другие позиции относятся к одной из вышеназванных категорий. Дуализм Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. Дуализм в философии Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность. Исторические разновидности: Картезианство. Окказионализм. Дуализм в философии сознания В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя(физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по разному устранить эту половинчатость. Их последователи создали мировоззрение дуализма основанное на законах и принципах разума. (См. законы, принципы разума). Теперь дуализм — стройная теория, имеющая основой собственные аксиомы. Дуализм отличают от монизма и плюрализма. Плюрализм Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму. Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма. Плюрализм в философских системах Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла). В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм,экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда). Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.
Билет 50. Понятия пространства и времени
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – философские категории, которые обозначают основные формы бытия материи и являются такими же объективными характеристиками бытия, как материя и движение.
В обычном языке пространство и время чаще всего обозначают первичные общечеловеческие интуитивные понятия, при помощи которых воспринимается и эмпирически осмысливается окружающий жизненный мир человека.
В истории философии были две стороны отношения пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией (Демокрит, Эпикур, Исаак Ньютон). В ней пространство и время рассматривали как самостоятельные основы, существующие вместе с материей и вне зависимости от нее. Очевидно, что отношения между пространством, временем и материей представлялось как взаимосвязь между 2-я видами независимых субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от типа протекающих там материальных процессов.
Вторую идею можно именовать реляционной (от лат. relatio — отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) описывали пространство и время не как отдельные основы, а как системы отношений, которые образуются взаимодействующими друг с другом материальными объектами. Вне данной системы взаимодействий пространство и время принимались несуществующими. В данной концепции П. и В. выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Конечно, не отрицалась и зависимость свойств пространства и времени от типа взаимодействия материальных систем. В наши дни реляционная идея имеет естественнонаучное обоснование по типу созданной в самом начале двадцатого века теории относительности. Теория относительности А. Эйнштейна открыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. Основополагающий вывод, следующий из данной теории, звучит так: пространство и время не существуют без материи, их метрические особенности создаются распределением и работой материальных масс, другими словами, гравитацией.
Пространство – это структурность объекта и материи в целом, способ сосуществования и взаимодействия разнообразных материальных образований, элементов во всех материальных системах, согласно реляционной концепции. Оно является формой существования материи. Для описания данной философской категории употребляют понятие бесконечность. Пространство многомерно. Философское понятие пространства (протяженности) имеет смысл в той степени, в которой сама материя дифференцирована и структурирована.
Время – форма бытия материи, способ изменения материальных явлений, одно из главных понятий физики и философии, одна из координат пространства-времени, вдоль которой простираются мировые линии физических тел, а также сознание. Время – это позитивный ноумен (см. Ноумен), т.е. умопостигаемая, отображаемая вещь, например, понятиями течения, прошлого, настоящего, будущего, необратимости, направленности и т.д. Время, как субъективное понятие, возникающее в сознании человека в результате отображения в нем взаимовложенных колебательных процессов, один из которых выбирается в качестве эталонного, выступает основным условием всякого конечного существования. Время характеризуется такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время рассматривают с точки зрения трех категорий: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.
В диалектике материализма время — это объективно реальная форма существования движущейся материи, которая описывает последовательность проистекания материальных процессов, отделённость друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность и развитие.
studfiles.net
Философская категория бытия. Основные формы бытия.
Философская категория бытия. Основные формы бытия.
Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека. В основе понятия «бытие» — убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно ( интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия. Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли и желаний.
Основные формы бытия:
1.Бытие вещей, явлений и процессов:
1) материалистическая — бытие вещей, явлений и состояний природы, т.н. «первая природа»
2) идеалистическая— бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком («вторая природа»).
2.Бытие человека:
1)бытие человека в мире вещей — бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы
2)специфически человеческое бытие — бытие его тела с духовным существом человека: чувствами, разумом, переживаниями.
3.Бытие духовного (идеального):
1)индивидуализированное духовное бытие — сознание и самосознание человека, то есть осознание своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, а также осознание своего тела
2)объектированное духовное бытие — совокупность идеалов, норм, ценностей, кот. воспринимаются человеком и управляют его поведением и деятельностью.
4.Бытие социального:
1)бытие индивида — бытие отдельного человека в обществе и истории
2)бытие общества — общество — носитель жизненных потребностей людей и средство их удовлетворения, а также носитель культуры и творчества.
Философское учение о материи. Виды материи и их структура.
С точки зрения субъективного идеализма – материи нет, и понятие «материя» равнозначно «ничто». В объект. идеализме материя есть, она существует независимо от человека, является творчеством идеи. Уже древние материалисты знали, что материя есть все предметы, нас окружающие. Но не могли дать определение, так как не всегда легко найти признак, общий для всех предметов класса. ( Понятие – форма мысли, в кот. отражается наиболее общие и существующие признаки предметов, мыслимых в понятии). В переводе с греческого материя – это кирпичик или строительный материал. Поэтому древние философы искали такой кирпичик, кот. был бы общим для всех предметов существующего мира. Такой кирпичик назывался – первоматерия или субстанция. По Фалесу: первоматерия – вода. По Анаксимену – воздух, по Гераклиту – огонь, а по Анаксимандру – апейрон(нечто неопределенное, кот. присуще всем телам). В 4 в. До н. э. Демокрит вводит понятие «атом» и считает, что атом есть материя. Атомы рассматривались как незримые и неделимые(материя есть). Затем физики выяснили, что атомы могут делится и получается, что материя исчезла. И Ленин ввел классич. определение понятия «материя» — философская категория для обозначения объективной реальности, кот. копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Свойства материи: 1) Несотворимость и неучтожимость материи и форм ее существования. Материя никогда не возникала и никогда не исчезнет, а существовала и будет существовать вечно.
2) Бесконечность материи (переход из одного состояния в другое).
3) Неисчерпаемость материи – бесконечное многообразие явлений. (бесконечность свойств, связей, взаимодействий всей природы, всего качественного многообразия вещей Вселенной. Бесконечность свойств, структуры вглубь данного конечного материального объекта)
Материя существует в двух основных видах. Это вещество и поле.( Последнее время еще выделяют такие виды материи как физич. вакуум и плазма). Вещество – это вид материи, кот. обладает массой покоя, т. е. массой, кот. можно измерить в состоянии относительного покоя тел.(Это окружающие человека тела: растения, животные, газообразные, жидкие и твердые тела и т.д.) Поле – это вид материи, кот. не обладает массой покоя. — это материальное образование, связывающее м\у собой тела, передающие действие одного тела другому. Полю свойственна масса движения, зависящая от энергии частиц поля. Существуют электромагнитное, гравитационное поля.
Движение как способ существование материи. Движение и покой. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.
Материальные тела обладают бесконечным числом свойств. Свойство, кот. присуще всем телам: движение — любое изменении вообще.( Гераклит: «все течет, все изменяется»). Без движения не существует ни одно материальное тело. И движение не существует вне материальных тел. Поскольку материя не существует без движения, а движение без материи, то движение является основным способом существования материи. Покой — сохранение телами своей устойчивости, своего «лица» на фоне их непрерывных изменений. Это значит, любое тело изменяется, но изменяясь, оно остается самим собой — это и есть покой. Т.е. покой не означает отсутствия движений, покой — это движения в состоянии равновесия. Пока тело, как данное тело существует, в нем изо дня в день происходят одни и те же процессы. Как только характер процессов меняется, тело выходит из состояния покоя и переходит в новое тело(пример — скала: разрушаясь, исчезает, но из нее формируются новые горные породы). Покой относителен, движение абсолютно. Относительность означает, что покой временен. Любое тело со временем выходит из состояния покоя и переходит в новое тело. А движение абсолютно, т.к. оно существует всегда, поскольку движение представляет основную форму бытия материи и без движения материи не существует. Движение — противоречиво, это единство относительного и абсолютного, устойчивости (покой) и изменчивости, прерывности и непрерывности. Движение как способ существования материи проявляется в качестве многообразных форм. Форма движения материи — тип изменения состояния, характерный однородному классу материальных объектов. Поскольку материя бесконечна, то и форм движения бесконечное множество, из них основные(по Энгельсу):
1)Механическая — простое перемещение тел в пространстве(материал.носитель — масса)
2)Физическая — движение молекул(тепловая, магнитная, электрич. форма дв.)
3)Химическая-движение атомов внутри молекулы(изменение хим. состава и строения)
4)Биологическая — процессы в живых организмах (мат. носитель — белки, нукл. к-ты)
5)Общественная(социальная) — (процесс материального производства, революция, войны…)
У каждой формы движения есть свой материальный носитель, т.е. то, что изменяется.
Более низшие формы движения материи являются основой возникновения более высоких форм движения.
Высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде многие предшествующие им низшие формы.
Пространство и время как объективная форма бытия материи.
Пространство и время, наряду с движением, являются основными формами существования материи. Пространство— форма бытия материи, характеризующая протяженность и порядок сосуществования материальных объектов. Время — форма бытия материи, характеризующая длительность материальных процессов и последовательность сосуществования материальных тел. Пространство и время имеют ряд общих свойств: 1)объективность — не зависят от нашего сознания, наших ощущений
2)вечность — они формы бытия материи, а материя вечна
3)безграничность и бесконечность
Имеют и отличительные свойства:
1) Пространство трехмерно, о время одномерно
2) Время необратимо
Пространство и время неразрывно связаны с материей и вне материальных тел нет пространства и времени, и наоборот.
Политическое сознание.
Политическое сознание появляется вместе с появлением классов и частной собственности, то есть с момента расслоения общества, когда возникла необходимость в регулировании общественных отношений. Политика — это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, а также нациями и государствами. Самое существенное в политике — «устройство государственной власти» (В.И. Ленин), поэтому к сфере политики относится прежде всего участие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политическая система общества — это система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.
Политическое сознание — осознание сферы политики, власти, государства социальными субъектами. Имеет 2 уровня: Эмпирический(обыденное политическое сознание) и теоретический. Эмпирический: складывается на базе повседневного практического опыта людей и фиксирует непосредственно проявления политической жизни общества. Это — несистематизированные взгляды, чувства и настроения социальных субъектов, лозунги, требования, политические анекдоты, поговорки. Теоретический уровень есть политическая идеология. Она выражается в программах, декларациях, уставах полит. партий, отражающих интересы социальных субъектов. Ее важнейшей функцией является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Также мобилизующая и интегративная функции, объединяя людей в социальное целое. Политическая культура — это политические знания, выработанные на базе этих знаний убеждения и умение руководствоваться ими в реальных политических действиях. Показателем политической культуры является мера сознательной активности граждан.
Правовое сознание.
Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами,классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Право — это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. Выполнение права обязательно, оно обеспечивается государственной властью. Правовые отношения — это отношения между отдельными людьми, организациями, государственными органами, связанными друг с другом обязанностями и правами, они гарантируются законом и отражают меру возможного и должного поведения. В праве сформулированы права человека, в то же время в праве отражены нравственные обязательства индивида. Следует отметить, что право, во-первых, отражает существующие общественные отношения, а во-вторых, оно воздействует на их развитие благодаря специфическому механизму их регулирования.
Правосознание имеет 2 уровня: Обыденное сознание и правовая идеология.
Обыденный уровень правосознания — это практическое правосознание. Оно проявляется в практическом использовании людьми права, когда человек вступает в правовые отношения, в рез-те правовые нормы закрепляются в сознании людей. Формами практического правосознания являются правовые чувства, правовые навыки, правовые привычки, знания.
Научно-теоретический уровень правосознания — правовая идеология — это осмысление права, его границ и нормативов, уяснение способов и средств обращения с ним, упорядочение и усовершенствование знаний о праве. В виде правовых идей, учений, теорий. Философия права исследует сущность права, механизмы его возникновения и развития (взаимоотношение права и справедливости, права и закона, права и морали и т.д.)
Правосознание носит конкретно-исторический характер.
Этика и диалектика Сократа.
Сократ(469-399 гг до н. э.) — вначале примыкал к софистам, потом становится ярым их критиком. Сократа считают выдающимся философом всех времен и народов. Сократ сам ничего не писал; свои мысли излагал, общаясь с разнообразными людьми. О Сократе мы знаем по тому, что писали о нем его ученики — Ксенофонт и Платон. «Письменность делает знания внешними и мешает глубокому внутреннему миру».
Философия Сократа. Важнейшая филос. проблема — человек, его нравственные качества и сущность человеческого знания. «Познай самого себя!». Исследование природы — бесполезное занятие. Даже если мы знаем законы, мы не можем изменить их действие(космологический скептицизм). Познав человека, человек получает такие знания, какие ему нужны. Главным являются вопросы этики, этический рационализм — Сократа. Сократ — абстрактный философ справедливости. С. исследует понятия нравственности и пытается дать этим понятиям определения. По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага. Главные добродетели в человеке: мудрость, справедливость и умеренность. Он считал, что злые поступки совершают те, кто не знают. Вопросно-ответный метод — диалектика. Д.- это искусство достижения философских истин, искусство постановки вопросов и нахождения ответов на них. Он разговаривал с различными людьми и наводил человека через диалог на истину. С. — основоположник индуктивного метода познания. Метод Сократа — майевтика — родовспоможение.
Философия и медицина.
У каждой науки есть своя философия. Со сменой философии изменяется во многом и честное научное знание. Зависимость медицины от философии хорошо видна на примере различий западной и восточной медицины. И главное их различие — это их философские основания. Западная медицина принимает философию материализма, откуда вытекает, что человек — это только физическое тело. Следовательно, все основные причины и механизмы заболеваний также имеют чисто материальную природу. Только материальным должно быть и лечение, например в виде хирургии, фармакотерапии. Восточная медицина принимает во многом философию идеализма, полагая, что у человека множество тел, и физическое тело представляет собой лишь самое «плотное» из этих тел. Все остальные, «тонкие» тела выходят за границы материально-физического мира и являются главными для активности человека. Именно в этих «тонких» телах лежат основные причины и механизмы всех заболеваний, и они лишь позднее проявляют себя на уровне физического тела в форме тех или иных физических недугов. Отсюда вытекает, что лечение болезни ставящее перед собой цель воздействовать в первую очередь на первопричины болезни, должно быть лечением над-физическим, оперирующим с тем, что сегодня получает название «энергоинформация». Например, иглоукалывание, гомеопатия.
Философская категория бытия. Основные формы бытия.
Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека. В основе понятия «бытие» — убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно ( интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия. Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли и желаний.
Основные формы бытия:
1.Бытие вещей, явлений и процессов:
1) материалистическая — бытие вещей, явлений и состояний природы, т.н. «первая природа»
2) идеалистическая— бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком («вторая природа»).
2.Бытие человека:
1)бытие человека в мире вещей — бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы
2)специфически человеческое бытие — бытие его тела с духовным существом человека: чувствами, разумом, переживаниями.
3.Бытие духовного (идеального):
1)индивидуализированное духовное бытие — сознание и самосознание человека, то есть осознание своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, а также осознание своего тела
2)объектированное духовное бытие — совокупность идеалов, норм, ценностей, кот. воспринимаются человеком и управляют его поведением и деятельностью.
4.Бытие социального:
1)бытие индивида — бытие отдельного человека в обществе и истории
2)бытие общества — общество — носитель жизненных потребностей людей и средство их удовлетворения, а также носитель культуры и творчества.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Категория бытия. Содержание и формы бытия
Системообразующим принципом философской картины мира является понятие бытие. Бытие – это философская категория, обозначающая всё существующее, всю реальность (как материальную, так и духовную). Свойство существования является таким свойством, которое объединяет все явления и процессы мира.
Впервые термин «бытие» ввёл античный философ Парменид. Он определил бытие как истинное сущее, которое не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чём не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мысленно, умом.
На последующих этапах развития философии понятие бытия трактовалось по- разному: Фома Аквинский утверждал, что только один Бог есть бытие как таковое, подлинное. Всё остальное имеет ограниченное неполное бытие. Рене Декарт рационалистически рассматривал человека, его сознание, его потребности, его жизнь, как единственное несомненное и подлинное бытие. Кант говорил о бытии, зависящим от познания, и обозначал реальное бытие, как ноуменальное бытие (ноумен – умопостигаемая сущность), вещь сама по себе, «действительное». Представители русской религиозной философии считали, что бытие дано изначально, до всяких форм деятельности человека: практической и теоретической. Бытие – полнота слияния человека и Абсолюта. Марксистская философия отождествляет бытие с природой и утверждает, что бытие – объективный мир, данный человеку в его практической деятельности. Философия жизни утверждает, что бытие – это жизнь и потребности её возрастания. Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием мира. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать всё сущее. Эмпириокритицизм видит единственную бытийную реальность в человеческих ощущениях. Феноменология выражает бытие таким, каким оно представляется в плане существования и именует его феноменальным бытием. Экзистенциализм заявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие. Вопрос о бытие – это вопрос о его смысле, а смысл всегда задаёт сам человек;
С категорией бытия тесно связано понятие субстанции.
Субстанция – это то, что для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самого себя. Проблема субстанции в процессе развития философии получила количественное и качественное решение. Философские учения, объясняющие единства мира, исходя из одной субстанции, называются монизмом.
Монизм существует в двух вариантах:
а) материалистический монизм, который считает, что единая основа бытия — материя; материальное бытие первично по отношению к духовному. Так считали, например, Л. Фейербах, К. Маркс;
б) идеалистический монизм, основывающийся на том, что единая основа бытия – дух; духовное бытие первично по отношению к материальному. Такой точки зрения придерживались Гегель, В.С. Соловьев. Различают два вида идеалистического монизма: объективно-идеалистический монизм (считающий первоосновой мира потустороннее духовное начало) и субъективно-идеалистичес-кий монизм (в качестве первоосновы мира рассматривает духовную сущность человека).
Дуализм – учение о двух основах, одна из которых материальная, другая идеальная. Так, согласно Р. Декарту, в основе бытия – два начала: материальное и духовное.
Плюрализм – учение о множестве субстанций. Такова позиция, например, Лейбница.
Принято выделять различные формы бытия.
1. Природное бытие – явления и процессы, протекающие в неживой и живой природе. Природное бытие материально, вечно и бесконечно, оно существует вне и независимо от человеческого сознания.
2. Социальное бытие – явления и события общественной жизни, многообразные исторические процессы, реализующиеся через деятельность людей. Социальное бытие объединяет:
а) материальную сторону общественной жизни, в первую очередь сферу производства, и отношения, складывающиеся в ней объективно, то есть независимо от воли и желания людей;
б) духовную сторону общественной жизни, то есть совокупность нематериальных ценностей — знаний, политических и правовых установок, нравственных и эстетических норм, философских и религиозных представлений и др. Духовные ценности фиксируются в материальных памятниках культуры. Благодаря такой фиксации духовная сторона общественной жизни отделена от индивидуальных сознаний людей и вместе с тем открыта, доступна для них.
3. Бытие человека – многообразные процессы реальной человеческой жизни. Бытие человека включает в себя:
а) материальные процессы и состояния. Человек, как телесное существо, подчиняется природным законам (рождение и смерть, здоровье и болезнь, взросление и старение и др.). Вместе с тем личностью он становится под действием социальных, культурных условий и своей деятельностью влияет на их изменение;
б) процессы, протекающие в индивидуальном сознании – мысли, чувства, эмоции, стремления, желания, а также устойчивые знания, убеждения, стереотипы поведения, ценностные ориентиры.
Важнейшее свойство бытия – способность к самоорганизации, то есть закономерному упорядочиванию и формированию целостных систем, объединяющих комплекс элементов. Такие системы обретают особые – интегральные – свойства (свойства целостности, которых не было у элементов). Они устойчивы, то есть поддерживают свое состояние в изменяющихся условиях среды, и вместе с тем способны к развитию. Все эти процессы целенаправленны, так как протекают в результате действия внутренних закономерностей. Например, человек является системой, свойства которой — дыхание, мышление и другие — отсутствуют у клеток или органов тела. Человек сохраняется как целостность, как личность даже при существенных изменениях природной и социальной сред. При этом, однако, в ходе своей жизни он растет, изменяется, развивается.
Различают три типа процессов самоорганизации:
– самозарождение организации – формирование новой системы из некоторой совокупности объектов;
– поддержание определенного уровня организации системы при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования;
– саморазвитие системы на основании использования накопленного опыта.
Процессы самоорганизации изучаются сложившимися в XX веке науками –кибернетикой и синергетикой.
Духовное бытие человека и общества будет подробно рассмотрено в дальнейших разделах. При изучении же данной темы сосредоточим внимание на универсальных свойствах материального бытия.
studfiles.net
37. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии – онтология.
Бытие — это самое широкое, а значит, и самое абстрактное понятие. Однозначное определение категории «бытие» до настоящего времени не создано. Чаще всего дается описательная характеристика этой категории, фиксирующая все существующее. глубинным смыслом бытия является подлинное. человека постоянно сопровождает убеждение в незыблемости окружающего мира, вера в то, что «мир есть, был и будет», что бытие всегда сохраняется.
Философы доказали, что мир как целостность непреходящ, вечен, но его конкретные предметы и явления, временны, преходящи. В то же время, несмотря на все многообразие мира, предметы и явления природы, общества, различные человеческие индивиды, мысли, идеи сходны в том, что они «есть», существуют. философское осмысление проблемы бытия не ограничивается фактом существования мира, а делает акцент на самом смысле этого существования. Бытие носит умозрительный характер, не есть предмет реальный.
Философскую категорию «бытие» отличает комплексность содержания. она объединяет утверждения относительно целостного мира и связи его частей, отличается универсальностью и многоуровневым характером отношений со всеми другими категориями философии.
Категория «бытие» — это наиболее общее и абстрактное философское понятие, употребляемое в мировой философской традиции преимущественно в двух основных значениях: как понятие, обозначающее объективный мир, существующий независимо от сознания людей и как понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.
В мировой философской традиции в общем выделяются три наиболее типичных аспекта проблемы бытия: 1) Вопросы и ответы о существовании мира и его природе. 2) Вопросы и ответы о единстве мира. 3) Вопросы и ответы о мире как совокупной реальности, обладающей внутренней логикой существования и развития.
Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.). У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Парменид обосновывает идею примата бытия над мышлением, что, в свою очередь, приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума. В его трактовке бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно неизменно и неподвижно. другого, кроме бытия не существует. В нем заключена вся полнота совершенств, среди которых считались Истина, Добро, Благо. Бытие – это свет, «увидеть» который можно только «очами» разума.
Значительное внимание уделил ей Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, чем она есть. Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, он назвал его промежуточным между бытием и небытием.
Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события, явления. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чувственное, так и умопостигаемое. Итак, у Аристотеля бытие – это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие в этом плане непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через существование конкретных предметов.
В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившие бытие через участие в бытии.
В Новое время люди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.
Выдающийся философ Нового времени Рене Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем «Я», в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует. А поэтому умозаключение, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую» является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что и здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее «Я».
С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли. Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи, объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер.
Гегель трактовал бытие как «исчезающее бытие», подчеркивая, что все в мире находится в состоянии становления.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер не дает академическое определение бытия. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие – «просека», которая открывает тайгу сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, по Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может проявиться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего.
У Ж.-П.Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.
Русская религиозная философия утверждала первичность Абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания, разум не может доказать его существование. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия. Знание – это самораскрытие бытия, его самооформление и самоявленность.
Философы-постмодернисты принимают идею бытия как постоянного становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В связи с этим перед ними встают две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре; во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения в тексте и устном говорении. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости. Отвергнув способ философствования, нацеленный на отработку самотождественности через отношение к надчеловеческому, Абсолютному бытию, постмодернисты пытаются показать людям, что обрести смысл жизни и нравственную идентичность можно только в общении с другими людьми. Если нет Бога, Истины, Разума, то остаются только люди, нуждающиеся в стратегии совместного общежития, в солидарности.
Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование.
Парной по отношению к категории «бытие» может быть названа категория «небытие». Тема бытия является одной из наиболее значимых в классической европейской философии, о чем уже говорилось выше. Понятие же «небытие» не получило в ней статуса центральной онтологической категории. Его то признавали (атомисты, Платон, Аристотель и их последователи), то не признавали (элеаты, Эмпедокл, Р.Декарт). Тем не менее, понятие «небытие», трактуемое как разделяющее и связующее звено бытия, как источник его множественности и разнообразия, выполняло важную мировоззренческую и методологическую роль в античной философии. Наиболее высокую оценку небытия, трактуемого как божественное Ничто, мы находим в средневековой европейской философии. По своему статусу оно, будучи исходным материалом для творения, выше сотворенного бытия. В восточной философско-религиозной традиции (в частности, в буддизме и в философии вайшешика) признание небытия является основополагающим принципом.
Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действи-тельность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний.
Эти два мира имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир — мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, — основной вопрос философии. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.
В структуре бытия чаще всего выделяют следующие специфические формы: Бытие вещей, процессов, состояний природы. Бытие человека. Бытие духовного. Бытие социального.
Бытие вещей, процессов, состояний природы существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Этому миру присущи объективные закономерности и задача людей постичь их во всей полноте.
Специфично бытие человека. Человек принадлежит двум мирам: природному телесному миру, как его органическая часть, и одновременно психическому миру, миру сознания, творчества, свободы. Уникальность бытия человека заключается в том, что он постоянно преобразует наличную действительность, разрывает тесные рамки сложившихся обстоятельств, выходит за пределы наличного. Бытие человека воплощает диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. Само по себе это явление уникальное. Материальное, природное выступает у человека первичной предпосылкой его существования. Вместе с тем многие действия человека регулируются социальными, духовно-нравственными мотивами. В самом широком смысле человечество – это общность, в которую входят все индивиды, живущие ныне или жившие ранее на Земле, а также те, кому предстоит родиться. Надо иметь в виду, что люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового духа. Об этом же говорит и народная пословица: «в здоровом теле – здоровый дух». Правда, верное по своей сути изречение допускает и исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, в состоянии оказать огромное позитивное влияние на жизнедеятельность человеческого тела.
Следует обратить внимание и на такую особенность человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически, и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его проявления и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами.
Своеобразный способ существования характеризует и человеческое общество. В социальном бытии переплетаются материальное и идеальное, природа и дух. Бытие социального делится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества.
Бытие духовного обретает свою самостоятельность в силу своеобразия функционирования индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание или субъективный дух это внутренний психический мир человека. В процессе социальных взаимоотношений и деятельности людей возникают объективированные формы духовного. Это — язык, мораль, искусство, научные теории, религия, традиции.
Тема форм бытия имеет большое значение для уяснения различий в философских воззрениях. Главное различие обычно касается того, какую форму бытия считать главной и определяющей, исходной, какие формы бытия производны. Так, материализм считает основной формой бытия природное бытие, остальные — производными, зависимыми от основной формы. А идеализм считает основной формой идеальное бытие.
studfiles.net
4. Бытие как философская категория. Основные формы бытия
Бытие — филос.категория, кот.фиксируетсущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом. Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:
Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.
«Вторая природа» — бытие вещей и процессов, произведенных человеком, — зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.
Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.
Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.
studfiles.net
22. Категория бытия в философии. Основные формы бытия.
Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.
Категория «бытие» связано с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).
Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:
· мир есть, существует как беспредельная целостность;
· природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;
· их различное по форме существования предпосылка единство мира;
· мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.
Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.
Традиционно бытие мыслится в двух значениях:
1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;
2. Это исходное начало и основание мира, его сущность.
Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»).
Попытки осмыслить проблему бытия появляются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. («Брахма» — изначальная священная сила; Дао – «мать всех вещей»).
В Древней Греции также ставится вопрос о начале начал, в качестве которых предлагаются «вода», «земля», «огонь», «апейрон» и т.д.
Древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие — это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления.
Платон впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.
Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.
В средневековой христианской философии выделялось «истинное бытие» — бытие Бога и «неистинное» — товарное.
В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает посредством деятельности. В бытии выделяется субстанция – нечто неизменное, неуничтожимое, существующее благодаря самому себе и в самом себе.
Философские учения, которые исходят из признания какой-то одной субстанции, называются «философским монизмом». Если берутся две субстанции – это «дуализм», если более двух – «плюрализм».
Наиболее распространенными являются два подхода к пониманию природы субстанции – материалистический и идеалистический. Первый – «материалистический монизм» — полагает, что мир материален, един и неделим. «Идеалистический монизм» признает первоосновой бытия нечто идеальное («идея» — у Платона, «Бог» — в средние века, «абсолютная идея» — у Гегеля и т.д.).
Проблема форм бытия важна как для повседневной практики, так и для познавательной практики, так и для познавательной деятельности людей. Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:
Основные формы бытия | Структурное деление |
1. Бытие вещей (тел) и процессов | 1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы») 1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы») |
2. Бытие человека | 2.1 Бытие человека в мире вещей 2.2 Специфически человеческое бытие |
3. Бытие духовного (идеального) | 3.1 Индивидуализированное духовное бытие 3.2 Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное) |
4. Бытие социального | 4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории 4.2 Бытие общества |
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.
Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.
Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).
Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.
Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.
Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии
studfiles.net
Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии – онтология.
Бытие — это самое широкое, а значит, и самое абстрактное понятие. Однозначное определение категории «бытие» до настоящего времени не создано. Чаще всего дается описательная характеристика этой категории, фиксирующая все существующее. глубинным смыслом бытия является подлинное. Человека постоянно сопровождает убеждение в незыблемости окружающего мира, вера в то, что «мир есть, был и будет», что бытие всегда сохраняется.
Мир как целостность непреходящ, вечен, но его конкретные предметы и явления, временны, преходящи.
Предметы и явления природы, общества, различные человеческие индивиды, мысли, идеи сходны в том, что они «есть», существуют. Философское осмысление проблемы бытия не ограничивается фактом существования мира, а делает акцент на самом смысле этого существования. Бытие носит умозрительный характер, не есть предмет реальный.
Категорию «бытие» отличает комплексность содержания, объединяющая утверждения относительно целостного мира и связи его частей, отличающаяся универсальностью и многоуровневым характером отношений со всеми другими категориями философии.
«Бытие» — наиболее общее и абстрактное философское понятие, употребляемое в мировой философской традиции преимущественно в двух основных значениях: 1) понятие, обозначающее объективный мир, существующий независимо от сознания людей; 2) понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.
В мировой философской традиции выделяются три наиболее типичных аспекта проблемы бытия:
1. вопросы и ответы о существовании мира и его природе
2. вопросы и ответы о единстве мира.
3. вопросы и ответы о мире как совокупной реальности, обладающей внутренней логикой существования и развития.
Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид(ок. 540-470 гг. до н.э.). У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом он ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Парменид обосновывает идею примата бытия над мышлением, что, в свою очередь, приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума. В его трактовке бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно неизменно и неподвижно. В нем заключена вся полнота совершенств, среди которых считались Истина, Добро, Благо. Бытие – это свет, «увидеть» который можно только «очами» разума.
Значительное внимание уделил ему Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, чем она есть. Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, он назвал его промежуточным между бытием и небытием.
Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события, явления. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чувственное, так и умопостигаемое. Бытие – это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие в этом плане непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через существование конкретных предметов.
В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившие бытие через участие в бытии.
В Новое время люди перестали признавать свою зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, уверовали, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.
Рене Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем «Я», в осознанности человеком своей деятельности.
С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли. Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи, объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль.
Гегельтрактовал бытие как «исчезающее бытие», подчеркивая, что все в мире находится в состоянии становления.
У Ж.-П.Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.
Русская религиозная философия утверждала первичность абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания, разум не может доказать его существование. Можно только исходить из абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия. Знание – это самораскрытие бытия, его самооформление и самоявленность.
Философы-постмодернистыпринимают идею бытия как постоянного становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В связи с этим перед ними встают две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре; во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения в тексте и устном говорении. Постмодернисты пытаются показать людям, что обрести смысл жизни и нравственную идентичность можно только в общении с другими людьми. Если нет Бога, Истины, Разума, то остаются только люди, нуждающиеся в стратегии совместного общежития, в солидарности.
Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование.
Парной по отношению к категории «бытие» может быть названа категория «небытие». Тема бытия является одной из наиболее значимых в классической европейской философии, о чем уже говорилось выше. Понятие же «небытие» не получило в ней статуса центральной онтологической категории. Его то признавали (атомисты, Платон, Аристотель и их последователи), то не признавали (элеаты, Эмпедокл, Р.Декарт). Тем не менее, понятие «небытие», трактуемое как разделяющее и связующее звено бытия, источник его множественности и разнообразия, выполняло важную мировоззренческую и методологическую роль в античной философии. Наиболее высокую оценку небытия, трактуемого как божественное Ничто, мы находим в средневековой европейской философии. По своему статусу оно, будучи исходным материалом для творения, выше сотворенного бытия. В восточной философско-религиозной традиции (в частности, в буддизме и в философии вайшешика) признание небытия является основополагающим принципом.
Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действительность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний.
Эти миры имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир — мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, — основной вопрос философии. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com