Философия как учение это – Философия как наука. Проблема предмета философии в истории  философии. Предмет, структура и функции философии. Философия как метатеория права.

Философия как учение о смысле

В рамках цикла лекций, которые нам рассказали студенты, я, будучи выпускником философского факультета, решил тоже подготовить серию материалов «Что такое…», о некоторых понятиях, с которыми работает философия. Первый материал — о самой философии.


 

Как выпускник философского факультета, я постоянно сталкиваюсь с вопросом о том, чем я вообще занимаюсь. И проблема, в общем-то, в том, что большинство студентов, и даже многие преподаватели, сами не понимают, что это такое, и просто занимаются какими-то частными исследованиями, в основном сосредоточенными в области истории философии. Более того, область интересов философии никак концептуально не ограничена, да и не может быть ограничена, и очень часто другие дисциплины плавно перетекают в философию. Всё, что можно с этим сделать, — это попытаться сформулировать некоторое своё видение философии, а лучше и вовсе показать на конкретных примерах, чем занимаются философы.

Есть несколько традиционных способов, которыми часто пытаются это сделать, но они мне кажутся по многим причинам неудовлетворительными. Тем не менее они имеют право на существование и, может быть, помогут вам разобраться с пониманием философии.

Философия, религия, наука и искусство

Один из таких способов — это разделение областей религии, науки, философии и искусства по двум параметрам. Грубо говоря, по способу познания: мистический (религия и искусство) или рациональный (наука и философия). И по свойству объекта познания: материальный (наука и искусство) или нематериальный (религия и философия).

Этот способ определения философии мне кажется некорректным, в первую очередь, потому, что грани между этими четырьмя областями знания являются очень расплывчатыми. Искусство может служить как выражением философских взглядов или религиозных идей, так и способом изучения нашего познания. Наука может строиться на догматах, как и религия, и обе эти области при желании могут адаптировать свои догматы. И, как я покажу чуть позже, из любой этой области в философию всего один шаг.

Другая взаимосвязанная проблема состоит в том, что о критериях этого разделения можно говорить лишь очень и очень условно. Философия, конечно, не пользуется методом эмпирической верификации, принятой в науке, но это не значит, что она вовсе не обращает внимания на эмпирические факты. Такое утверждение ложно хотя бы потому, что философия всё же интерпретирует те или иные события или явления, и вся методология науки основана на философских идеях. Да и сама наука не так часто, как кажется, пользуется эмпирикой. Важнейшие научные открытия часто были просчитаны математически чуть ли не за столетие до того, как стало возможным провести эксперимент. Ложью было бы также сказать, что теология не пользуется рациональными аргументами и основывается исключительно на мистике, или что искусство работает только с материальными объектами. Сказать же, что искусство производится с помощью озарений и вдохновения, а не с помощью знаний, идей и тренировок, значит не понимать, что такое искусство, и как оно работает.

Markara / Bigstockphoto.com

Философия как любовь к мудрости

Другой популярный способ определения философии — это разъяснение самого её названия. С греческого языка оно переводится как «любовь к мудрости» или «дружба с мудростью». Друг же или влюблённый не обладает объектом своей любви, а лишь стремятся к нему. Так и философ стремится к мудрости или к знанию, не претендуя на обладание ими.

Такое определение, в первую очередь, было важно для Сократа и Платона, которые противопоставляли себя учителям мудрости — софистам. Софистами, или софосами, то есть мудрецами, назывались все древние мудрецы до Сократа. Однако их искусство в некотором смысле выродилось из-за алчности. Современные Сократу софисты уже были не столько учителями мудрости, сколько учителями красноречия и искусства побеждать в спорах. Так что для них все средства были хороши, а истина и, соответственно, мудрость не имели значения. Однако они считали себя мудрецами, обладающими знанием, а Сократ сомневался в том, что знанием вообще можно обладать, поэтому и говорил, что знает только то, что ничего не знает. Платон же превратил эту идею в полноценный «бренд», чтобы привлечь учеников в свою Академию.

Проблема такого определения, на мой взгляд, состоит в том, что оно не столько говорит нам что-то о самой философии, сколько обращает наше внимание на одну из главных проблем философии: проблему возможности достоверного знания. При этом оно может в той или иной степени быть применено и к другим дисциплинам, и потому оказывается бесполезно для определения самой философии. Так, если обладание достоверным знанием невозможно, то и учёный не может обладать им, и, просто признавая это, он автоматически становится философом.

Философия как инструмент создания понятий

Наконец, некоторые определяют философию как инструмент или способ создания концептов и понятий, которые адекватно бы отображали явления мира и полноту жизни. Это определение, как мне кажется, одновременно и бесконечно ближе к сути дела, чем предыдущие, и в то же время бесконечно дальше от неё. Философия, особенно современная, действительно работает в основном с понятиями. Однако, во-первых, не только философия создаёт понятия, описывающие те или иные явления. А во-вторых, философия, на мой взгляд, занимается не столько созданием новых понятий, сколько прояснением существующих.

В связи с этим, кстати, очень часто говорят о философствовании в обыденной жизни, о таких пустопорожних разговорах, а также о том, что философия — это способ смотреть на мир, который изменит того, кто этим делом занимается. И в некотором смысле мы действительно философствуем в повседневной речи, поскольку пользуемся теми или иными понятиями и выражаем с их помощью некоторый взгляд на жизнь.

Однако для философии важно не просто выразить своё мировоззрение, но и осознать, из каких оснований оно исходит, что значит то или иное понятие. А для этого его нужно разобрать и в некотором смысле преодолеть. Философия обращает внимание на вещи, которые мы воспроизводим как штампы, как несомненные истины, и подвергает их сомнению, задаётся вопросом о том, почему мы не сомневаемся в этих истинах, и обнаруживает через это всю историю цивилизации и структуру общества.

Философия как учение о цели существования

Как я уже отметил выше, грань между философией и наукой весьма расплывчата. Основная разница между ними состоит в том, что в науке есть строго определённая методология исследования, а в философии её нет и не может быть. Связано это с тем, что философия занимается определением границ науки и разработкой её методологии. Так что как только учёные пытаются переопределить методологию, они переходят в область философии. Философия одновременно ограничивает и цель, и средства, и методы любой деятельности и определяет парадигму исследований, задаёт понятия и термины, которыми пользуются другие дисциплины. Поэтому так сложно определить, что она собой представляет, ведь она пронизывает собой всё.

Для меня наиболее близким определением кажется то, которое придумали древнегреческие философы, называвшиеся стоиками. Оно, правда, не совсем о том, что представляет собой философия, а, скорее, о том, как, по их мнению, разделяются науки. Однако, как мне кажется, оно является очень показательным. Так вот, они приводили две аналогии: яйцо и сад. Логика — это скорлупа яйца или забор сада. Физика (под физикой подразумевается, пожалуй, наука вообще) — это белок или деревья. Желток же или плоды, то, зачем, собственно,и существует яйцо или сад — это этика. И вот этика с логикой всё ещё относятся к области философии и тесно с ней связаны. То есть, как я уже сказал, философия определяет логику развития науки, и в то же время её цель, являясь одновременно и началом, и концом для неё.

Поэтому многие думают, что философия занимается вопросом о смысле жизни, несмотря на то, что вообще-то довольно малое количество философов им занималось, потому что у него достаточно сомнительная формулировка. Философия пытается осознать: как, зачем и почему мы делаем те или иные вещи, и, в конечном итоге, как и зачем это можно делать лучше. Она задаётся вопросом не столько о смысле жизни, сколько о цели существования всего, что есть в мире.

Dmitry Ratushny / Unsplash.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

sciencepop.ru

Лекция 1. Философия как учение о мире в целом

Количество просмотров публикации Лекция 1. Философия как учение о мире в целом — 1216

План:

1. Что изучает философия

2. Основной вопрос философии.

1. Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает ʼʼлюбовь к мудростиʼʼ. Это древнейшая наука, и в то же время она всœегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость — ϶ᴛᴏ умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человечества, смысл истории. Все это и означает философствовать. Люди философствуют всœегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходится чаще всœего самому. Люди не были бы людьми, в случае если бы не философствовали. Но чаще всœего мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или интуицией, которые нас часто подводят.

Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять своё собственное место и предназначение и место человека в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь. Духовная культура человека покоится на четырех основаниях — ϶ᴛᴏ наука, религия, искусство и философия. Невозможно общество, где нет философов, людей, которые ищут причины существования мира и человека, пытаются понять – куда идет человечество, есть ли прогресс в истории, что такое сама Вселœенная и как может человек постигнуть ее бесконечность в пространстве и времени.

Философия пытается найти методы познания природы и общества, обобщить духовный опыт человечества и выявить в его истории некоторые закономерности. При этом философия пытается выразить свои прозрения через понятия, систему категорий, и тогда она уподобляется любой конкретной науке. Но философия совершенно особая область знания, т.к. большинство философских положений опытом не доказываются и из опыта не вытекают: нельзя доказать опытным путем, что жизнь и разум возникли из развивающейся природы, нельзя доказать, что Бог есть основа мира.

Человеку было бы намного проще жить, в случае если бы самые главные вопросы его существования могли бы быть однажды доказаны раз и навсœегда. Такими главными философскими вопросами великий немецкий философ Иммануил Кант считал следующие: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?

На эти вопросы нельзя никогда дать окончательного ответа͵ каждая эпоха их решает по-своему.

В той мере, в какой философия пытается быть наукой, брать на вооружение научные обороты и понятия, она является носителœем знаний. Но знаний в философии мало: мы знаем годы жизни тех или иных философов, знаем основные понятия и категории. В той мере, в какой философия является искусством, она является носителœем тайны.

Тайна — ϶ᴛᴏ то, что нельзя узнать, а нужно прожить: любовь — ϶ᴛᴏ тайна, смерть — ϶ᴛᴏ тайна, будешь умирать – узнаешь. Мы знаем, сколько клеток в нашем головном мозгу, какие там происходят процессы, но как к нам в голову приходит мысль — ϶ᴛᴏ тайна. В случае если бы мы ее знали, мы бы всœе были гениями. Самой большой тайной является сам человек, и вся его история — ϶ᴛᴏ процесс выяснения, что он есть такое.

2. Когда – то философия была матерью всœех наук. Собственно, никаких наук не было, а была одна философия, и первые философы назывались мудрецами. Οʜᴎ много по тем временам знали из области математики, физики, астрономии и в т.ч. занимались философскими вопросами. По мере роста конкретных знаний, когда их уже стало невозможно держать в одной голове, науки отделились от философии, становились самостоятельными. Что же осталось на долю философии? Остались вечные вопросы, и среди них самый главный – что такое человек? В чем смысл его существования? ʼʼПознай самого себяʼʼ — главный призыв философии. Познать самого себя – значит открыть свою истинную природу, а природа эта – сверхчеловеческая. Подобным образом рассуждает любая религия – чем человек ближе к Богу, тем более он человек, а чем ближе к животному – тем меньше в нем человеческого. Бог в данном смысле – идеальный человек, недостижимая вершина человеческого развития.

Точно также и для философии – чем больше в человеке сверхчеловеческого, тем больше в нем человеческого.

Вопросы для повторения:

  1. Что означает слово ʼʼфилософияʼʼ?
  2. Чему учит философия?
  3. Почему философские вопросы называют ʼʼвечнымиʼʼ?
  4. Как вы понимаете фразу: ʼʼЧеловек — сверхъестественное существоʼʼ? Ведь обычно под сверхъестественным понимают нечто сказочное, фантастическое, а философия утверждает, что любой человек-сверхъестественен.
  5. Что именно в человеке интересует философию?
  6. Как вы представляете роль философии в своей будущей профессии?

referatwork.ru

Философия как наука.

Зарождение философии связано с потребностями человека объяснять это мир.

Философия – это первая форма теоретического знания.

В 7 веке до н.э. существовала античная, греческая философия. Людей интересовал вопрос, что такое природа, поэтому их назывании натурфилософами.

Объем знаний тогда был невелик, философия включала в себя предметы всех будущих наук. Люди стремились понять происхождение природы, мира, ставили вопрос о первооснове мира.

В средние века философия занималась обоснованием догматов религии, поэтому философию называли “служанкой богословия”.

В 14-16-18 века объем знаний увеличивался, началось размежевание между науками, возникают различные теории. Все это возникает с развитием промышленности. Появляется юриспруденция, политэкономия и т.д.

3 варианта ответа на вопрос: чем же должна заниматься философия:

Точка зрения религиозной философии:

Философия рассматривается как наука, которая не может научными методами решать свои вопросы. Философия – это вообще не наука.

Точка зрения позитивизма:

Эта т.з. возникает в 30е года 19 века (представитель А.Кант). Науке философия вовсе не нужна, они отрывают науку от философии. Не существует потребности в философии, т.к. есть отдельные науки. Проблемы, которыми занимается философия – мнимые.

Точка зрения марксизма:

Эта т.з. возникает в 40е года 19 века. У конкретных и частных наук есть проблемы, которые они не способны решить самостоятельно, т.е. предполагается союз философии и частных наук.

Предмет, структура и функции философии.

Философия – Наиболее общие знания о мире и человеке.

Особенность философии как науки – изучение мира как целого.

Предметом современной философии стали всеобщие законы строения, функционирования, развития мира, всеобщие принципы познания и преобразования мира.

Лингвистическая философия занимается анализом языка науки.

Предмет философии определяет структуру философии.

Разделы философского знания:

Онтология – философское учение о бытии

Гносеология – фил. учение о познании

Диалектика – учение о развитии

Социальная философия – учение об обществе

Философия экономики, права и т.д.

История философии

Философия истории

Логика – учение о законах мысли

Этика – учение о морали

Эстетика – учение о прекрасном

Философия религии и атеизма

Философская антропология

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

6 Функций философии:

1. Мировоззренческая функция: Способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

2. Познавательная (или гносеологическая) функция философии: Одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания)

3. Методологическая функция философии: Заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Метод – способ познавать и преобразовывать деятельность.

4. Прогностическая (или эвристическая) функция философии: Заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижения познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

5. Идеологическая функция философии: Идеология – система взглядов на социально-экономический строй общества, отражающий и выражающий интересы определенной группы (класса), призванный изменить строй либо его укрепить.

6. Критическая (преобразующая) функция философии: Её роль — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

studfiles.net

§1. Философия как наука

1. Предмет философии

2. Особенности философских знаний

3. Философские методы

4. Основные разделы философии

5. Становление философии как науки

1. Предмет философии

Слово «философия» (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости» или «любомудрие». Считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, которому приписывают следующее изречение: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины».

Появление определенного названия той или иной науки обычно происходит в период выделения ее в самостоятельную отрасль знания. Этот процесс называют самоопределением науки.

Как самостоятельная область знания философия начала складываться в VII — VI вв. до н.э. В это время начался активный процесс дифференциации (от лат. differentia — различие) наук. Так называемая протонаука, или преднаука древности, объединявшая в себе все имевшиеся у человека знания, по мере их углубления стала распадаться на отдельные дисциплины. Математика, астрономия, медицина и другие науки, развиваясь, все более обособлялись друг от друга. Чтобы воссоздать целостный взгляд на мир на основе знаний, полученных разными науками, было необходимо обобщить эти знания и связать их в единую систему.

Задачу интеграции (от лат. integratio — воссоединение, восполнение) знаний и должна была выполнить философия — обобщающая, мировоззренческая наука.

Философия не просто суммирует данные всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить открытые ими закономерности. Предметом философии, являются наиболее общие закономерности существования природы, человека, общества и сознания. Из этих наиболее общих знаний философия выстраивает картину, позволяющую человеку ориентироваться в мире, осознавать свое собственное место в нем, приспосабливаться к миру или преобразовывать его согласно своим представлениям и потребностям.

Философия — это наука о наиболее общих законах существования природы, человека, общества и сознания, это наука о мире и об отношении человека к миру.

2. Особенности философских знаний

В первобытном обществе знание не было разделено на отдельные ветви. Только постепенно из единого знания о мире стали выделяться научное, религиозное, художественное, техническое и другие виды знания. В отличие от восточной философии, тесно связанной с религиозными или этическими учениями, философия западного мира стала развиваться именно в качестве науки, т.е. в качестве систематизированного, рационального свода знаний о мире. В европейской традиции философия выступила как «царица наук», направляющая общий ход развития научного познания.

Однако философия — это не только наука, «она больше, чем наука», утверждают ученые. По уровню духовного освоения действительности философию часто соотносят с такими наиболее общими формами духовной жизни общества, как религия, искусство, наука в целом. Что отличает философию от них? Каковы особенности философских знаний?

Чертой, отличающей философию от религии и искусства, является ее рациональность (от лат. ratio — разум), т.е. обращенность к разуму, обоснованность разумом.

Религия провозглашает, что главным источником истинных знаний является божественное откровение. В искусстве путь к знанию лежит через творческую интуицию, художественное вдохновение, эмоциональное переживание.

В отличие от них философия обобщает знания, получаемые на рациональных основаниях, т.е. открываемые с помощью разума и доступные разуму.

Философские знания воплощаются в категориях (от греч. kategoria — суждение, высказывание) — предельно общих понятиях, т.е. понятиях, содержащих наиболее емкие обобщения.

В философских категориях отражены особенности не отдельных (частных), а самых общих сторон существования мира. Так, например, категории биологии — наследственность, клетка, ген и др. — отражают научные представления о существовании живых организмов; категории истории — феодальная раздробленность, гражданская война, просвещенный абсолютизм — отражают определенные особенности развития человеческого общества. Категории философии — бытие, материя, сознание, сущность, явление, развитие, человек, общество, природа, познание, истина, добро, зло и др.- заключают в себе представления о наиболее общих аспектах существования мира.

Рассуждения о всеобщем могут не носить научного характера, а представлять собой набор разрозненных умозаключений. Философом в этом смысле может быть любой человек, рассуждающий о всеобщем.

Философские знания только тогда являются научными, когда они объединены в систему (от греч. sistema — целое, составленное из частей), т.е. в такую совокупность, все части которой взаимосвязаны. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного», — утверждал Гегель. Философские системы — это философские учения, способные объяснить мир в целом, а также любую его часть. Крупнейшими философскими системами являются учения Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Гегеля, Маркса и Энгельса.

studfiles.net

Философия как учение о целостной личности — КиберПедия

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убеждениям. Так вели себя философы Древней Греции — родины философии. Более свежее определение философии гласит, что это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь схвачена фундаментальная черта философии — стремление к целостному познанию бытия, хотя многие философы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет.

Познание для философии не самоцель, а средство достижения цели. Какова она? «Сделать меня равным Богу — вот что обещала мне философия», — писал Сенека. Философия делает человека всемогущим и знающим, как поступать. «Стань рабом философии, чтобы обрести подлинную свободу», — советовал Эпикур. Может, и не стоит в угоду красивости фразы противопоставлять рабство и свободу. Но Эпикур справедливо отметил, что филосо-

Платон. Федон. — 82, с (любое изд.).

 

фия освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизирована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведения. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостности, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль подспудно живет во всех философских сочинениях. Как философ помогает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумавшись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места). Они должны верить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в предисловии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон привлекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концепцией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдавали за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.



Философия выполняет помимо познавательной, мировоззренческой, критической также интеграционную функцию. По отношению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отношению к обществу и природе — в создании социальной и космической гармонии.

Будущее философии

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратиться по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою главную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут философами, а философствование — обычным делом каждого. Философия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-

 

видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

Контрольные вопросы

1. Что дает философия для познания истины?

2. Что такое философская истина?

3. Что отвечали на вопрос о значении для них философии античные
философы?

4. Каково соотношение между философией и метафизикой?

5. Что дает философия для определения смысла жизни?

6. В чем мировоззренческое значение философии?

7. В чем специфика отношения к философии современного человека?

 

8. В чем различие между философией и тем, что выдает себя за философию?

9. Каково значение философии для становления целостной гармонически развитой личности?

10. В чем проблема будущего философии?

Рекомендуемая литература

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.



Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М., 1989.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века / Сост. P.A. Гальцева. — М., 1991.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделаем четыре основных вывода.

1.Философия возникла примерно 2500 лет тому назад в Древней Греции. Отраслью культуры, которая предшествовала ей и на основе которой она возникла, была мифология. Философия взяла у нее свое содержание, т.е. вопросы: каково происхождение и устройство мира? Что такое человек и в чем смысл его жизни? Что такое истина, добро, красота? И другие. Философия взяла самое важное и от других отраслей культуры, предшествовавших ей. Как геометрия на аксиомах, философия зиждется на интуиции, имевшей первостепенное значение для мистики. От искусства философия почерпнула жанр, стиль, воображение и способы передачи чувств. В результате синтеза достижений предыдущих отраслей культуры возникло новое качество — первая в истории рациональная отрасль культуры. В дальнейшем философия вбирала в себя и то, что было характерно для возникших после нее отраслей культуры, в становлении которых она сама играла важную роль: веру — основополагающую черту религии; проверку, лежащую в основании науки; социальный интерес, на котором зиждется идеология.

2.В развитии философии можно выделить три этапа. Первый — античный — этап можно назвать мифологическим, и на нем философия возникает из мифологии в стране с самой развитой мифологической системой — Древней Греции. Второй — средневековый — этап можно назвать религиозным, поскольку в его пределах философия занимается в основном обоснованием религиозных истин. Третий этап, начавшийся в Новое время, можно назвать научным в том смысле, что главной задачей философии становится помощь науке, ставшей лидирующей отраслью культуры. Каждый из этапов делится на три части: становление, создание философских систем, скептицизм по отношению к достигнутым результатам.

3. Результаты философской деятельности можно разделить на
системы, направления, учения, идеи. Философской системой
можно назвать такую концепцию, которая строится на основе

 

синтеза всего предшествующего материала и отвечает на все основные философские вопросы. В истории философии можно выделить четыре основные системы: объективный идеализм Платона, объективный реализм Аристотеля, субъективный идеализм Канта и субъективный реализм Гегеля. Каждая из них строилась на основе синтеза и модификации предыдущих, так что вместе они представляют собой развивающееся диалектическое целое.

4. Первоначальной формой изложения результатов философского исследования был диалог, воспроизводивший допечатные способы развития философии и достигший расцвета в творчестве Платона. Затем была создана наиболее популярная в философии форма трактата, вершиной которой стали произведения Аристотеля. У практичных римлян в эпоху империи, когда заниматься философией было не столь престижно, да и небезопасно, достигли расцвета такие формы, как письмо и дневник. В Средние века, особенно в арабском мире, были популярны произведения в виде комментария, а также проповедей. В Новое время, когда философия широко преподавалась в университетах, стала обычной публикация курсов лекций, а с появлением научных журналов — публикация статей. В современных условиях используются самые разнообразные формы философских жанров, включая монографии — большие по объему исследования, написанные одним человеком (современный вариант философского трактата), и учебные пособия, одно из которых в ваших руках.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975—1977. — Т. 1.

Дао дэ цзин. Лунь юй. Мо-цзы // Древнекитайская философия: В 2 т. — М., 1972.-Т. 1.

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Кант И. Пролегомены // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1965. — Т. 4. — Ч. 1.

Платон. Апология Сократа. Критон. Горгий. Пир. Федр. Федон // Соч.: В 3 т. / Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. — М., 1968 — 1972. — Т. 1,2.

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Соч.: В 2 т. — М., 1976.-Т. 2.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977.

Сократ. Аристипп. Диоген. Эпикур. Демокрит. Пиррон //Диоген Лаэрт-ский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Упанишады // Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. — М., 1972.

Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Гераклит. Парменид. Зенон. Эмпедокл. Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Сост. А. В. Лебедев. — М., 1989.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии / Сост. П.С. Гуревич. — М., 1988.

Дополнительная

Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре / Сост. М.А. Маслин. — М., 1990.

Бхагавад-гита. — СПб., 1994.

Дхаммапада. — М., 1960.

Лосский И.О. История русской философии. — М., 1991.

Монтень М. Опыты: В 3 кн. — М., 1992.

Соловьев B.C. Смысл любви // Соч.: В 2 т. — М., 1988. — Т. 2.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т. — М., 1965.-Т. 2.

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агностицизм— философское направление, в соответствии с которым истина о мире недостижима для человека.

Альтруизм— понятие, противоположное эгоизму, когда человек делает что-то не для себя, а для других.

Апперцепция— самосознание; изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство опыта.

Априори— существующее до опыта.

Атман— индивидуальная душа.

Гедонизм— учение, в соответствии с которым в основе человеческой деятельности лежит стремление к удовольствию.

Гносеология— раздел философии, изучающий сущность, способы, формы и цели человеческого познания мира.

Дзэн— направление в буддизме, характеризующееся стремлением к передаче истины несловесным путем.

Дхарма— высший моральный закон, а также добродетель, учение, истина, религия, обычай, право.

Имманентный— внутренне присущий какому-либо предмету, явлению.

Интерсубъективный— общечеловеческий, свойственный всем людям как представителям вида Homo sapiens.

Йога— (от корня «иудж» — запрягать) — «иго» ограничений, накладываемых человеком на себя с целью достижения освобождения от цепи перевоплощений. Имеет также значение «соединение», «связывание».

Карма— судьба, порождаемая действиями индивидов в предыдущих существованиях.

Категории— наиболее важные понятия.

Логика— раздел философии, посвященный изучению правил мышления.

Майя— мир, окружающая природа в противоположность Единому.

Материализм— философское направление, признающее материю первичной, а сознание, идеи — вторичными, результатом развития материи.

Материя— одна из основных философских категорий, означающая реальность, которую человек может воспроизводить своими органами чувств (в отличие от идеи).

Медитация— прекращение психической деятельности и очищение сознания от всех его форм для обеспечения контакта с Единым.

 

Мистицизм— преобладающее использование мистики как отрасли культуры, основанной на непосредственном единстве духовного и материального.

Монизм— учение, признающее одно главенствующее действующее начало или один основной взгляд (от «моно» — один).

Натурфилософия— направление в философии, изучающее общие принципы развития природы.

Нирвана— состояние слияния с Единым, в котором прекращаются все желания и заблуждения.

Парадигма— совокупность основных действий, относящихся к данному разделу знаний.

Понятие— логическая форма, представляющая собой абстрактное, сущностное, обобщенное представление о предметах.

Рационализация— тенденция развития рационального мышления, характеризующегося логичностью (в форме следования законам формальной логики), понятийностью (мышление с помощью понятий), дискур-сивностью (способностью разложить какое-либо суждение на части).

Релятивизм— учение об относительности человеческого познания и ценностей.

Рефлексия— философское размышление о наиболее важных вопросах жизни.

Ригведа— букв. «Веда гимнов». «Риг» — хвалебный стих, гимн.

Рита— закон Вселенной, которому подчиняются и боги, и люди.

Сансара— круговорот бытия, в который втянуто все живущее; колесо перевоплощений.

Система философская— такая концепция, которая включает в себя важнейшее из предшествующего философского знания и отвечает на все основные философские вопросы.

Солипсизм— признание единственной реальностью индивидуального сознания собственного Я.

Сциентизм— учение, рассматривающее науку в качестве главного фактора исторического прогресса и средства решения социальных проблем.

Теология— букв, «учение о Боге»; систематизированное изложение религиозного учения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.

Телеология— учение, в соответствии с которым все происходящее имеет свою цель.

Трансцендентальный— изначально присущий рассудку, не приобретенный из опыта, но обусловливающий опыт, предшествующий ему.

Трансцендентный— недоступный познанию, находящийся за пределами опыта.

Утилитаризм— учение, в соответствии с которым главным критерием нравственности поведения служит его полезность для общества.

Экстраполяция— перенос знания с одного объекта на другой.

Эмерджентность— проявление новых свойств у вещей, которых нет у элементов, из которых эти вещи состоят.

Эсхатология— религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

cyberpedia.su

17. Философия как учение о научном методе (ф. Бэкон, р. Декарт)

Индукция путем элиминации. Для восприятия природных форм следует посмотреть, какими путями, с помощью каких процедур и какого метода достижима эта цель. Поиск форм, по мнению Бэкона, происходит следующим образом. Прежде всего, исследуя какое-либо природное явление, например тепло, нужно перечислить все случаи, отмечаемые в природе в самых разных материях. Таким образом, изучая природу тепла, мы должны составить «таблицу присутствия»: лучи солнца, особенно летом в полдень; пылающие молнии; любой тип пламени; животные и т.д. Затем составляется «таблица отсутствия», где регистрируются случаи, в которых данное явление (тепло) не присутствует: это лучи луны (как и лучи солнца, яркие, но холодные) и т.д. Закончив составление «таблицы отсутствия», переходят к «таблице степеней», где отмечаются все случаи, в которых данное явление представлено с большей или меньшей интенсивностью. В нашем случае следует обратить внимание на изменение тепла в одном и том же теле в разных средах или при разных условиях.

Имея такие таблицы, Бэкон переходит к индукции, следуя процедуре исключения или элиминации. В таблицах присутствия, отсутствия и степеней исследователь должен исключить, или элиминировать, как свойства присущие, так и не присущие теплому телу, свойства, присущие холодному телу, и свойства, остающиеся неизменными при увеличении тепла. Процесс исключения опирается на аргументацию. Тепло небесный феномен? Нет, ведь и лучи земного происхождения обладают теплом. Может, это исключительно земное явление? Нет, и солнце источает тепло. В примере с теплом Бэкон приходит к следующему Заключению: «Тепло – экспансивное, вынужденное движение, распространяющееся малыми частями».

«Цель и назначение этих трех таблиц, — пишет Бэкон, — воспроизвести в уме все возможные случаи явления. Бог – творец форм, и, может быть, также ангелы и небесные силы имеют возможность воспринять формы непосредственно и с самого начала. Однако человек не обладает этой возможностью, и ему дано идти вначале путем отрицания, и только в конце, по завершении процесса элиминации, перейти к утверждению».

Декарт говорил, что всю философию можно сравнить с деревом, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветки – все остальные науки, которые сводятся к трем основным: медицине, механике и этике. Так как плоды собирают с ветвей, так и главная полезность философии зависит от тех ее частей, постижение которых возможно лишь в самую последнюю очередь. Декарту важно добраться до корней, чтобы впоследствии можно было собрать зрелые плоды, для чего и послужит метод.

Правила метода.1. Правило очевидности: никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. 2. Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения. 3. Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших, и восходить до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди них

Правила подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которые распадается любое исследование.

studfiles.net

Философия как наука. Проблема предмета философии в истории  философии. Предмет, структура и функции философии. Философия как метатеория права.

Во многих философских словарях и учебниках философии можно встретить определение: «Философия – наука о всеобщих закономерностях развития и функционирования природы, общества и сознания». Это определение также не лишено оснований. Наука – это система знаний, сформированная с учетом специальных требований к их доказательству. Понятие «система» означает, что некоторый предмет или явление рассматриваются не только во всей его целостности и полноте, но и как структура (строение) элементов в единстве всех взаимосвязей этого целого.

Наука рассматривает свой предмет системно как на эмпирическом (фактологическом), так и на теоретическом уровнях. Теория – это система логических выводов, сделанных на основе последовательного исследования эмпирии. «Эмпирией» философских систем являются не факты как таковые, а теоретические выводы частных наук. «Теория» философии, таким образом, – это система логических выводов, сделанных на основе целенаправленного исследования уже существующих научных теорий. Философия, следовательно, научным образом анализирует и синтезирует совокупности различных научных теорий, а ее выводы являются предельно системным обобщением.

Например, анализируя выводы таких наук, как биология, физика, химия, социология, психология, философия строит на их основе систему определения понятия «жизнь», формируя целую «философию жизни», и от того, к каким именно научным теориям она обратится в процессе построения философского обоснования, зависят ее конечные обобщения. При этом если выводы частных наук относительно легко проверить экспериментальным путем, то для проверки истинности или ложности философских заключений придется проверять систему обоснованности каждой из использованных научных теорий, а кроме того – формальную логику построения данной философской системы.

«Работает» философия при этом таким же образом, как и любая частная наука: она выявляет проблему, основные элементы исследуемого целого, формулирует принципы их взаимосвязи и взаимозависимости и логически их структурирует. Отличительная особенность философии как науки заключается, по мнению выдающегося английского математика и философа современности Б. Рассела, в том, что обращена философия не как наука – к разуму, а как религия – к душе человека. В этом смысле философия похожа на теологию (науку о Боге), которая логическими средствами доказывает существование Бога во всех его ипостасях. Если верить в существование Бога – то теология помогает логически обосновать свою веру. Если не верить – то теология может научить только искусству логически правильных рассуждений.

В отличие от «философии религии» «философия вообще» занимается проблемой Бога как одним из частных случаев осуществления действительности, и разные философии по-разному относятся и к проблеме существования Бога: если философия католицизма доказывает существование Бога в «католической интерпретации», то философия марксизма – доказывает иллюзорность самой идеи Бога. Существуют философия науки и философия истории, философия культуры и философия медицины, философия природы и философия сознания ит. д.

2) Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость и означает любовь к мудрости. На вопрос, что же такое мудрость сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии. Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая пол. VI в. — начало V в. до н. э). Согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины.

Другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются. По мнению Аристотеля, задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение общества (греческого, античного, средневекового и т.п.), безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страдании и способствовать достижению счастья и душевного здоровья.

Философию отличает разнообразие подходов (и пониманий) к своему собственному предмету, что свидетельствует о его плюралистическом (множественном) характере.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные предмету философии вообще:

исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека;

анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания;

изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества;

исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связан с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени — как возможно познание, для современного позитивизма — в чем суть «логики научного открытия». Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них вопрос: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

Материализм и идеализм выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае, общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности, во втором — как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм).

Следующий аспект различения философских методов — диалектика и метафизика.

Под диалектикой имеют в виду учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности, рассматривая ее как единство и борьбу противоположностей. Диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс), во втором — как идеалистическая диалектика (Гегель).

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность — тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической (механистический материализм). Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в абсолют.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее значение и распространение:

Сенсуализм (от лат sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах).

Рационализм (от лат ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель).

Иррационализм — философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон).

filosofedu.ru