Философия древней греции таблица – § 2, закончить таблицу © Ковалькова Н.Н 1. Философия Древней Греции.». Скачать бесплатно и без регистрации.
Основные философские школы Древней Греции
Философские школы Древней Греции стали основой для современной цивилизации. Всего их насчитывали около трехсот.
Предполагается, что первым слово «философия» использовал в своих трудах Пифагор. Хотя годом появления философии можно считать 582 до н.э. Именно тогда, во время Пифийских игр, впервые проводилось соревнование в мудрости. Тогда же первый раз упоминаются и семь мудрецов. Их звали: Фалес, Солон, Клеобул, Биант, Периандр, Хилон и Питтак. Эти мыслители почитались греками за свой ум и практичную мудрость, а их крылатые фразы ушли в народ. «Познай самого себя» — этот афоризм и сейчас на слуху и вполне актуален для нас. Но кто догадывается, что автор данного высказывания, Хилон, жил в столь далеком от нас VI веке до н.э.?
Из всех мудрецов основателем древнегреческой и фактически всей европейской философии, считают Фалеса из Милета.
Милетская школа философии
Милет был крупным городом-государством, расположенным в Малой Азии. Житель Милета по имени Фалес многими источниками признается как основатель первой в мире философской школы. Ее обычно называют милетской или ионийской.
Фалес заложил начало натурфилософии. Он выявил главные вопросы, которые лежат в основе этой науки: что было первой стихией, из которой возник мир? И каковы законы Всеобщего (Космоса)? О первоначале мира у философов милетской школы не существовало единого мнения. Фалес полагал, что началу мира положила вода. Другой ученый муж, Гераклит, считал, что в основе мира – огонь, все сущее рождается из него и спустя время в нем же и погибает. С ними не был согласен Анаксимен, которой назвал воздух первым элементом Космоса. По его мнению, разрежаясь или сгущаясь, воздух превращался в другие стихии такие, как огонь, земля или вода.
Последователи ионийской школы не только ввели такое понятие, как Космос, который они называли «Всеобщее». С их трудами еще связывают зарождение таких наук как математика, астрономия, физика, биология и география.
Пифагор и его последователи
Пифагор родом из города Регия. Тот находился на острове Самос вблизи полиса Милет, где и появились первые философские школы. Они развивались не только в Древней Греции, но и ее колониях.
Пифагор был учеником Анаксимандра, одного из философов милетской школы. Позднее Пифагор сам стал основателем своей школы, а его последователей стали называть пифагорейцы.
Само создание термина «философия» обычно приписывается Пифагору. В переводе с греческого языка это означает «любовь к мудрости».
В наше время Пифагор известен, как великий математик, но его знания этим не ограничивались. В своих научных изысканиях он развивал такие науки, как астрономия и философия.
В основу своей философской идеи выходец из Регии положил количественную концепцию бытия. В основе мира лежит математика, все в мире определено по качеству и количеству. Этот тезис Пифагора прошел через тысячи лет и в наше время среди ученых является основой для проведения экспериментов и наблюдений. Возведение математики в Абсолют создало и негативные последствия, учение Пифагора породило мистику чисел, основанную на суеверии.
Свою школу Пифагор открыл в городе Кротон, что располагался в Южной Италии. Пифагорейцы, вслед за своим учителем, считали, что все происходящее во вселенной можно свести к числу. Но их интерес не ограничивался только математикой. Последователи Пифагора считаются основателем точных, естественных и гуманитарных наук.
Софисты
Софистов называли учителями мудрости и красноречия. Самими известными из них были Протагор и Горгий. Протагор вывел краеугольный принцип всех софистов: «Человек есть мера всех вещей». Именно сам человек – в центре внимания софистов. Они старательно изучали психологию, чтобы познать принципы работы сознания и научиться влиять на него, используя убеждения.
Софисты признавали, что любое восприятие мира субъективно, ведь оно происходит через органы чувств. Из этого следует, что сознание наше относительно и истины человек познать не сможет. Это привело к тому, что софистика стала считать условными законы государства, правовые нормы или мораль.
Последователи данной школы были первыми, кто стал брать плату за обучение. Взамен они предлагали свои услуги политикам: обучали их грамматике и стилистике, помогали обрести красноречие с помощью риторики и умения вести полемику. Софисты странствовали по Греции и ее колониям и любого, кто мог заплатить, обучали искусству красноречия. Их целью было привлечение молодежи к активному участию в политической жизни.
Противником этой школы стали Сократ и его ученики.
Платон и его Академия
Платон основал свою Академию в окрестностях Афин около 385 г. до н.э. Свое название она получила потому, что сады, где проходили занятия, были посещены герою из мифов по имени Академ. Помимо философии, ученики Платона изучали математику, астрономию, естествознание и другие науки.
В своих трудах Платон старался объединить философию и политику. Его школа подготавливала мудрецов-правителей, которые должны были управлять своими людьми справедливо и опираться на принцип всеобщего блага.
Диалоги Платона со своими учениками дошли до нашего времени. В них философ учит размышлять над людскими проблемами, которые не изменились за более чем два с половиной тысячелетия. В основе их – представление о том, что есть Идея, Справедливость и Государство. По Платону, в основе мира – идеи, когда они воплощаются, то становятся вещами. Материальный, мир вещей, меняется и способен исчезнуть. Он менее существенен, он не является истинным, в отличие от мира идей. Именно тот мир является истинным. Так говорил Платон.
Учеником, а впоследствии, и критиком Платона был Аристотель.
Учение перипатетиков
В 335 г. до н.э. Аристотель, ранее бывший членом платоновской Академии, не сошелся во взглядах с учителем и основал свою школу. В ней постигалась только одна наука – философия. Название свое школа получила от греческого словосочетания «ходить вокруг». Аристотель любил прогуливаться со своими учениками во время его лекций. Другое название этой школы – Ликей (искаженное — Лицей) появилось, потому что ученики постигали мудрость по соседству с храмом Аполлона Ликейского.
Платон и Аристотель не сошлись во взглядах на то, каким представляется идеальное государство. Аристотель поддерживал право частной собственности, в противовес идее общности имущества, которую выдвигал его учитель.
Человека Аристотель считал общественным животным, которое обладает разумом. Только находясь в обществе, люди способны взрастить в себе нравственность. Главной добродетелью для Аристотеля являлась справедливость.
Воспитанником Аристотеля был Александр Македонский. Он опирался на идеи своего наставника и меньше чем за 10 лет смог стать правителем целой империи.
После Аристотеля основные, классические философские школы Древней Греции уступили свое место новой философии.
Эпикурейцы
Школа эпикурейцев была основана в Афинах в 306 г. до н.э. Цель человеческой жизни, по Эпикуру, это удовольствие. Но не простое бесконечное чувственное наслаждение. А – удовольствие покоя, отсутствия страданий.
Все понятия, принятые в философии, Эпикур и ученики рассматривали с точки зрения духовного наслаждения. В основе данной философской школы ощущения, связь с окружающим миром. Эпикурейцы занимались изучением чувственного мира. Их целью было постижение уравновешенного удовольствия, которое бы не скатывалось до упрощенного или даже вульгарного наслаждения.
Мир чувств, ощущений считался среди них по-настоящему реальным. Поэтому для Эпикура и последователей реальность – нечто изменчивое, множественное. По их мнению, высшее наслаждение – это душевный покой и безмятежность. Чтобы достичь этого, человеку необходимо подчинить разуму свои страсти и плотские побуждения.
Этот исторический период для Греции был непрост. И философия откликалась на злободневные темы через призму вечности. Эпикурейцы размышляли о комфорте отдельного человека с позиций поздней эпохи рабовладельческого строя.
Школа стоиков
Целью этого учения было освобождение от страстей и покорность судьбе, ее фатализм.
Ведь по учению стоиков, весь мир, Космос – это один организм, составленный из разных элементов, главным из которых является огонь. Главный вопрос философии стоиков: каково место человека в Космосе? Согласно их учению, человек и Космос неразделимы. Космос – одновременно бог и мировое государство. И каждый человек – тоже часть этого организма. Космические законы влияют и на человека, поэтому судьба каждого из нас неизбежна и предопределена изначально. А неминуемость судьбы должна вызвать состояние бесстрастности, чего добивались последователи этой школы.
Киники
Последователи учения киников не поддерживали принятые в обществе нормы и обычаи и призывали их отбросить. В основе существования общества киники хотели заложить добродетель, а не условные законы. А добродетель, по их мнению – это природа, естественное состояние человека, которое было искажено навязанными правилами.
Киники противопоставляли себя обществу, и отвергали принятые в нем приличия. Никогда ни в одном городе не открывались шоклы данного направления. Ее последователи не создавали филосовских трактатов. Самым известным представителем киников был Диоген.
Шпаргалка — Философия Древней Греции 5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Тема Доклада: Философия Древней Греции
Преподаватель: доц. Гвоздецкий А.В..
Студент: Елсуков Н.Д.
Группа: РРМ-09
г. Екатеринбург
2010
Введение
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм).
Греческая философия начала формироваться в VI-V века до н.э. В её развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый — это становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находилась природа, поэтому данный период называют иногда натурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Второй период — расцвет древнегреческой философии (V — IV века до н.э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период( III в. до н.э.-IV в. н.э.) — это закат и даже упадок древнегреческой философии который был вызван завоеванием Греции Древним Римом. На первый план здесь выдвинулась гносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства.
1. Становление философии Древней Греции
Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков — Гомера, Геродота, Гесиоида. Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскут. В которой чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который был известен также как географ, астроном, математик. Фалес обычно признается первым древнегреческим философом. На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была натурфилософия или философия природы.
Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды. »Все из воды и все в воду», так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом.
В число милестких философов входил также Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы. Он ставил и решал вопросы о основе мира.
Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду(влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).Он полагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.
В рамках ранней греческой философии заметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита. Он связывал все сущее с огнем, который рассматривался как наиболее изменчивое из всех стихий мира — воды, земли и других. Мир был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь. Для греческого философа огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего. Огонь разумная нравственная сила.
Душа человека тоже огненная, сухая (огненная) душа — мудрейшая и наилучшая. Гераклит выдвинул также идею Логоса. В его понимании логос — это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания. Быть мудрым — означает жить по Логосу.
Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как учения о развитии всего сущего. Он полагал, что все в этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все в мироздании противоречиво. Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания. В-третьих, все изменчиво, даже солнце каждый день светит по новому. Окружающий мир это река в которую невозможно войти дважды. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.
Еще один выдающийся философ – Пифагор. Он основал собственную философскую школу и поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: `Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы считали идеальным.
В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.
Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).
Демокрит считал, что единичные вещи тленны и распадаются. Сам же человек, как утверждал Демокрит, произошел естественным путем, без участия Творца.
Заключение
Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений школ, типов мышления и идей. Здесь философия по-настоящему стала сама собой. По сути дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность
www.ronl.ru
Античная философия древнего мира (Древней Греции)
Здравствуйте, дорогие читатели!
Античная философия древнего мира (Древней Греции) — это очередная тема для статьи из цикла публикаций по основам философии. Из предыдущей статьи цикла мы узнали определение философии, предмет философии, ее основные разделы, функции философии, фундаментальные проблемы и вопросы.
Другие статьи: Что такое самопознание и как постичь тайны мироздания?
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Когда появилась философия?
Принято считать, что философия зародилась примерно — в 7-6 веках до нашей эры в Древней Греции и одновременно в древнем Китае и Индии. Некоторые ученые считают, что философия появилась еще в Древнем Египте. Несомненно одно, египетская цивилизация оказала огромное влияние на цивилизацию Греции.
Философия древнего мира (Древней Греции)
Итак, философия Древней Греции. Этот период в истории философии, пожалуй, один из самых таинственных и завораживающих. Его называют Золотым веком цивилизации. Часто возникает вопрос, как и почему философы того времени генерили такое множество гениальный идей, мыслей и гипотез? Например, гипотезу о том, что мир состоит из элементарных частиц.
Античная философия представляет собой философское направление, которое развивалось на протяжении более чем тысячи лет с конца 7 века до нашей эры, вплоть до 6 века нашей эры.
Периоды философии Древней Греции
Принято разделять ее на несколько периодов.
- Первый период – ранний (до 5 века до н. э.). Он делится натуралистический (в нем самое важное место было отведено космическому началу и природе, когда человек не являлся главной идеей философии) и гуманистический (в нем основное место занимал уже человек и его проблемы, в основном, этического характера).
- Второй период – классический (5-6 века до н. э.). В этот период развивались системы Платона и Аристотеля. После них наступил период эллинистических систем. В них основное внимание было уделено моральному облику человека и проблемам, связанным с моралью общества и одного человека.
- Последний период – Философия эллинизма. Делится на ранний эллинистический период (4—1 века до н. э.) и поздний эллинистический период 1 век до н. э. — 4 век)
Особенности философии античного мира
У античной философии был ряд характерных особенностей, которые отличали ее от других философских течений.
- Для данной философии характерна синкретичность, то есть слитность самых важных проблем, и в этом ее отличие от более поздних философски школ.
- Для такой философии характерна и космоцентричность — космос согласно ей, связан с человеком множеством неразрывных связей.
- В античной философии практически не было философских законов, очень многое в ней было разработано на уровне понятий.
- Огромное значение в ней имела логика, и ее разработкой занимались ведущие философы того времени, среди них Сократ и Аристотель.
Философские школы Древнего мира
Милетская школа
Одной из самых древнейших философских школ принято считать Милетскую школу. Среди ее основателей был Фалес, астроном. Он считал, что в основе всего лежит некая субстанция. Именно она является единым началом.
Анаксимен считал, что началом всего нужно считать воздух, именно в нем отражается бесконечность и изменяются все объекты.
Анаксимандр является основателем идеи о том, что миры бесконечны и основой всего, по его убеждению, является так называемый апейрон. Он представляет собой невыразимую субстанцию, основа которой остается неизменной, в то время как его части постоянно пребывают в изменении.
Школа Пифагора.
Пифагор создал школу, в которой ученики изучали законы природы и человеческого социума, а также разрабатывали систему математических доказательств. Пифагор считал, что человеческая душа бессмертна.
Элейская школа.
Ксенофан выражал свои философские воззрения в виде стихов и занимался высмеиванием богов, критиковал религию. Парменид один из главных представителей этой школы, разрабатывал идею бытия и мышления в нем. Зенон Элейский занимался развитием логики и боролся за истину.
Школа Сократа.
Сократ не занимался написанием философских трудов, как его предшественники. Он разговаривал с людьми на улице и в философских спорах доказывал свою точку зрения. Он занимался развитием диалектики, занимался развитием принципов рационализма в этическом преломлении и считал, что тот, кто обладает знанием о том, что такое добродетель ни станет вести себя плохо и причинять вред окружающим.
Таким образом, античная философия послужила основой для дальнейшего развития философской мысли и оказала огромное влияние на умы многих мыслителей того времени.
Книги по Философии Древней Греции
- Очерк истории греческой философии. Эдуард Готтлоб Целлер. Это знаменитый очерк, неоднократно переиздававшийся во многих странах. Это популярное и краткое изложение древнегреческой философии.
- Философы Древней Греции. Роберт С. Брамбо. Из книги Роберта Брамбо (доктора философии Чикагского университета) Вы узнаете описание жизни философов, описание их научных концепций, идей и теорий.
- История античной философии. Г. Арним. Книга посвящается исключительно содержанию идей, концепций, античных философских учений.
Философия Древней Греции – кратко, самое главное. ВИДЕО
Резюме
Античная философия древнего мира (Древней Греции) создала сам термин «философия», оказывала и оказывает огромное влияние на европейскую и мировую философию до настоящего времени.
alenakraeva.com
2.Основные философские школы Древней Греции
Программа вступительного экзамена по философии в аспирантуры институтов РАН
1. Роль античной философии в становлении научной рациональности;
Истоки рационализма восходят к древнегреческой философии. Еще Парменид различал знание “по истине” (полученное посредством разума) и знание “по мнению” (полученное в результате чувственного восприятия). Сами истоки идеи рациональности в философском сознании, начиная с античности, связаны с сознательной постановкой и обсуждением коренной мировоззренческой проблемы “соизмерения человека в бытии”, “врастания”, “вписанности” человека в окружающий его мир, превращения его человеком в обитаемый для себя мир.
Парменид и его последователи убедительно показали, что результатом человеческого познания является не одна, а две различные картины мира — чувства дают одну картину мира, а разум — другую, причем эти картины мира могут быть принципиально противоположна. Легендарные апории Зенона, собственно говоря, и посвящены обоснованию и доказательству существования этих двух различных картин мира. Установление качественного различия между отражением мира разумом и чувствами (мышлением и ощущением, логическим чувственно-образным) было величайшим научно-философским открытием. Оно со всей силой и значимостью поставил вопрос о том, как возможно научное познание мира и возможно ли оно вообще. В эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не были самоочевидной. Немало мыслителей сомневалось в возможности естественнонаучного (и философского) познания мира. Идея познаемости мира буквально выстрадана человечеством.
Сами элеаты считали, что из двух картин мира подлинная та, которая постигается разумом. На этой основе они ввели качественно новое представление о первооснове мира, о его субстанции. Элеатовское бытие — это специфический теоретический объект предмет философского и никакого другого познания. По мнению элеатов, такой объект (бытие) никогда не возникал, не подвержен гибели, один-единственнен, неподвижен, закончен и совершенен. А самое главное, что бытие постигается только разумом и ни в коем случае ни чувствами.
В середине V в. до н.э. в условиях развивавшейся рабовладельческой демократии появилась потребность в изменении системы образования: вместо гимнастики и музыки на первый план выдвигаются необходимые в судах и народных Собраниях риторика, логика, философия. Появились первые платные учителя философии, риторики, логики — софисты. Разъезжая по городам, они за плату учили красноречию — умению говорить, убеждать, побеждать в спорах, выигрывать тяжбы в суде. Обычно это яркие, активные, бойкие и часто, по-видимому, нагловатые, с оттенком нигилизма, но талантливые люди, смело разрывавшие со старыми традициями жизни и мысли.
Софисты учили побеждать в споре не только во имя истины, но и часто вопреки ей. Так, например, софист Горгий заявлял, что может любую вещь и восхвалять, и ниспровергать независимо от ее объективных качеств (используя двусмысленность и многосмысленность (полисемантизм) словесных выражений, неправильности логических связей мысли и т.д.). Поэтому под софистикой понимают умение использовать полемику, силу слова, логики для доказательства всего чего угодно, умения представить истину ложью, а ложь — истиной, белое — черным, а черное — белым. Именно в софистике — корни того направления в истории философии, которое связано со скептицизмом и агностицизмом, с неверием в возможности познания человеком мира, отрицанием возможности и необходимости науки.
Демокрит и Платон занимали иную позицию в вопросе о познаваемости мира. Они верили в познание мира, в возможность и необходимость естествознания, хотя по-разному понимали объекты и пути познания. Демокрит и Платон — основатели двух исторически первых естественнонаучных программ познания природы.
Одной из вершин античной культуры являлось атомистическое учение Демокрита, основоположника античного материализма. В противоположность элеатам Демокрит учил, что реально существует не только бытие, но и небытие. Бытие — это атомы, небытие — пустота, пустое пространство. Пустота неподвижна и беспредельна; она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Идея пустоты привела Демокрита к идее бесконечного пространства, где во всех направлениях беспорядочно носятся, перемещаются атомы (как пылинки в солнечном луче). Представление о пустоте — это достаточно сильная абстракция, требующая высокого уровня теоретического мышления. От понятия пустоты остается, только один шаг до понятия инерции, но древние греки этого шага не сделали.
Атом — неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая чувствами (вследствие своей, как правило, малой величины), самостоятельная частица вещества, атом неделим, вечен, неизменен. Атомы никогда не возникают и никогда не погибают. Они бывают самой разнообразной формы — шарообразные, угловатые, крючкообразные, вогнутые, выпуклые и т.п. Атомы различны по размерам. Они невидимы, их можно только мыслить. В процессе движения в пустоте атомы сталкиваются друг с другом и сцепливаются. Сцепление большого количества атомов составляет вещи. Возникновение и уничтожение вещей объясняются сложением и разделением атомов; изменение вещей — изменением порядка и положения (поворота) атомов. И если атомы вечны и неизменны, то вещи преходящи и изменчивы. Таким образом, атомизм соединил в одной картине рациональные моменты двух противоположных учений — учений Гераклита и Парменида: мир вещей текуч, изменчив, а мир атомов, из которых состоят вещи, неизменен, вечен.
Исторической заслугой античного атомизма являлось также формулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Мир атомистов — мир сплошной необходимости, в котором нет объективных случайностей.
Если Демокрит решает сформулированное элеатами противоречие в ^»духе первичности и единственности чувственной реальности, то Платон считает логически допустимым другой путь Противоречие между знаниями, полученными органами чувств, и знаниями, полученными логикой, мышлением. Платон объясняет не трудностями процесса познания (как софисты) и не структурой чувственного материального мира (как Демокрит), а возможным наличием двух реальностей, двух миров.
Значительную роль в своей теории идей Платон отводит математике. У Платона все бытие пронизано числами, числа — это путь к постижению идей, сущности мира. О значении, которое он придавал математике, свидетельствует надпись над входом в платоновскую Академию: «Несведущим в геометрии вход воспрещен». Эта высокая оценка математики определялась философскими взглядами Платона. Он считал, что только занятия математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, так как приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, прежде всего с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания. Математическими образами и аналогиями пронизана вся философия Платона.
Вслед, за пифагорейцами Платон закладывал основы программы математизации познания природы. Но если пифагорейцы рассматривали Космос как некоторую однородную гармоническую сферу, то Платон впервые вводит представление о неоднородности бытия, Космоса. Он разделяет Космос на две качественно различные области: божественную (вечное, неизменное бытие, небо) и земную (преходящие, изменчивые вещи). Из представления о божественности Космоса Платон делает вывод, что небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и в одном и том же направлении.
Семь мудрецов
Знаменитые греческие мыслители и законодатели VII-VI вв. до н.э. за практическую жизненную мудрость и государственный ум назывались мудрецами. Все они слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми и гуманными людьми. Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее известным был Фалес из Милета.
Фалес (640-546) — основатель милетской, или ионийской школы — первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней.
Милетская школа
Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа — древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.
Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) — принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Анаксимандр (610 — ок. 540) считал началом всего бесконечную природу — нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс.
Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — ветром, водой и землей.
Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего (Космоса), управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.
Пифагорейцы
Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.
Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: «Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым», «Пусть — что важнее всего — твоим главным судьей станет совесть».
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка
Софисты
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.
Академия
Академия Платона — религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: «Негеометр да не войдет!».
Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет.
Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочитать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.
Перипатетики
Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: «Метафизика», «Физика», «Этика», «Риторика» , «Политика» и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов.
Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю.
Эпикурейцы
Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения.
Стоицики
Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы»
Киники
Кинизм — одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятиеприроды как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.
1. Философское учение Сократа;
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н. э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сократ отвергает всю натурфилософию, как «для человека излишнего». В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта — человека. Сократ никогда не считал себя «мудрым» (софос), но лишь философом, «любящим мудрость» (философия). Одно из известнейших его изречений — «знаю, что ничего не знаю» — объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Своим важнейшим призванием Сократ считал воспитание людей смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не систематическом изложении какой-то области знаний. Центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам, к быту. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно — нравственного мировоззрения. Считая излишним изучение природы и объяснение природных явлений. Согласно Сократу, мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося», а основной сущностью мира — «духовный принцип». В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели, что есть «нравственное» Истинная нравственность, по Сократу, — знание того, что есть благое и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели Сократ считал вечными и неизменными.
Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснились слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония. Эта ирония не была, однако, самоцелью. Как уже говорилось, Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя». Поэтому с иронией (сомнением) тесно связана майевтика (повивальное искусство), с помощью которого он помогал рождаться истине. А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов. При этом, Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека, т.е. он обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. И все же что значит знать? А знать — это значит знать, что это такое. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого- либо предмета — определение, понятие. Если до него философы пользовались понятиями, то делали это стихийно. Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. Метод Сократа преследовал также достижение понятийного знания. Это достигалось посредством индукции (наведения), восхождения от частного к общему, в процессе собеседования. Тенденцию постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики.
studfiles.net
Древняя Греция | Философия Древней Греции
Реальная наука для древних греков — это всегда практика, поэтому они не отличали ремесло и искусство от науки, включая в культуру все виды материальной и духовной деятельности. Ещё одной особенностью древнегреческой философии является внеличностный характер свойственной ей космологизма. В качестве абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле.
Отсюда и характерные для философов Древней Греции древнегреческого мировоззрения два подхода к трактовке возникновения и развития материальной культуры. Согласно первому (Протагор), упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. У греков боги — человекоподобны не только по внешнему облику, но и по их поведению.
Второй подход (Демокрит ) творцом культуры считает человека, который создает её, подражая природе. Таким было первоначальное понимание культуры как целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение его самого. Поэтому древние греки различали в культуре два противостоящих друг другу начала: природное и нравственное.
С возникновением рабовладельческого строя происходил переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы.
Милетская школа
Первыми представителями прогрессирующего отмежевания от мифологии стали сторонники ранней философской школы Древней Греции, а вместе с тем и Европы, — милетской школы, основанной Фалесом в г. Милете. Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу, развитый милетскими мыслителями — Фалесом (624—547 гг. до н. э.), Анаксимандром (610—548 гг. до н. э.) и Анаксименом (вторая половина IV в. до н. э.), заключается в том, что первичное всего существующего они искали в реальной действительности.
Фалес видел эту первооснову или «архе» всех природных вещей в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все превращается. Анаксимандр объявил в качестве «архе», из чего все возникает и во что все разрешается, «апейрон», то есть «беспредельное» — нечто среднее между воздухом и водой. Третий представитель милетской школы (Анаксимен) считал основой всех явлений воздух, который, разряжаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения — в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности, а в ней самой.
Роль представителей милетской школы в становлении и развитии древнегреческой культуры не ограничивается областью чистой философии, а распространяется одновременно и на естественнонаучные знания. Так, Фалес определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение. Анаксимандр изготовил солнечные часы, карту суши и моря. Анаксимен занимался изучением астрономии. Таким образом, их философские знания аккумулировали в себе, в определенной степени, и естественнонаучные.
Математическая школа Пифагора
В противовес материализму милетцев выступила математическая школа Пифагора (580—500 гг. до н. э.). Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи обладают количественной характеристикой. Абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа — это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов, пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер.
Продолжателем милетской школы выступил великий диалектик античности Гераклит (544—484 гг. до н. э.). Учение Гераклита — это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его. Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности — ведущая категория его философии. Сутью его сочинений является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики.
Софисты
Особое место в культуре и философии Древней Греции принадлежит софистам, наиболее известными среди которых были Протагор (490—420 гг. до н. э.) и Горгий (около 480 — около 380 гг. до н. э.). Софистов не без основания считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. В основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: блага — это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло — то, что причиняет страдания. При таком подходе основное внимание уделялось психологическим сторонам личности. Об этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Атомизм Демокрита и Эпикура
Важную роль в развитии философии Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура (наиболее развитая форма античного атомизма), которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом — неделимый) — мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов.
Мир, согласно Демокриту, — не хаос случайных явлений, все в нём причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит отрицал случайность, отождествляя её с беспричинностью.
Сократ и Платон
Материалистическая линия атомистов, особенно в лице её главного представителя Демокрита, встретила ярко выраженную отрицательную реакцию со стороны идеалистов, прежде всего Платона и его школы.
В формировании философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ (около 470—399 гг. до н. э.). По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протагора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь стало то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.
Сократ совершил поворот в древнегреческой философии от Космоса к Человеку, считая главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека.
Новым в учении Сократа являлось то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот момент диалектики был, безусловно, шагом вперед.
Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427—347 гг. до н. э.), учение которого — первая в истории философии форма объективного идеализма.
Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей — миру идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет главную суть человеческого существа.
С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентирована на совершенствование человеческого рода, на создание совершенного общества, а отсюда и идеального государства. Платон делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам. Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем, и им Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве. Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью, мужеством, подчинением долгу. Это — качества воинов или «стражей» безопасности государства. Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, обеспечивая материальную сторону жизни общества и государства. Это крестьяне и ремесленники. Общей же добродетелью для всех Платон считал «меру», а высшим из всего, что может существовать на Земле, — справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живёт ради государства, а не государство ради человека, то есть ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.
Аристотель
С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Вечные идеи Платона он считал пустыми абстракциями, которые не могут отразить сущность предметов, не могут быть причиной их возникновения и уничтожения, а также познания вообще. Аристотель критикует положение Платона о существовании идей независимо от чувственных вещей. По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации Платона. Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета.
В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов; ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность, обладающая такими добродетелями, как благоразумие, благожелательность, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость. Венчает же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и стремление его к справедливому государству.
С распадом империи Александра Македонского, учителем которого был Аристотель, кончается эпоха расцвета рабовладельческой античной Греции и наступает новая эпоха — эпоха эллинизма во главе с Римской империей, так называемый римский эллинизм, охватывающий период с I века до н. э. по V век н. э. Основными философскими направлениями в культуре этого периода были: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и неоплатонизм.
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция
www.mysterylife.ru
Философия Древней Греции и характеристика ее раннего периода
Зарождение философии в Древней Греции происходит в период между VIII и VI веками до нашей эры. В ту эпоху Греция переживает период колонизации, или апоитизации (апоития – заморская территория греческого полиса, практически не зависящая от метрополии). Огромные пространства, такие, как Малая Азия и Graecia Magna (Италия) превосходили по территории свою греческую колыбель и породили первых философов, ведь афинская философия сделалась второй, последующей ступенью развития греческой мысли. На мировоззрение древних греков сильно повлияла структура жизни в полисах и классический тип рабства. Именно существование последнего в античной Греции сыграло огромную роль в разделении труда, и позволило, как заметил еще Энгельс, определенной прослойке людей заниматься исключительно наукой и культурой.
Поэтому философия Древней Греции имеет определенную специфику по отношению к современной философии Древнего Востока. Прежде всего, еще со времен Пифагора она выявляется как отдельная дисциплина, а начиная с Аристотеля идет рука об руку с наукой, отличается рационализмом и отделяет себя от религии. В период эллинизма она становится основой таких наук, как история, медицина и математика. Главным «лозунгом» и воплощением идеала воспитания древнегреческой философии (впрочем, как и культуры) является «кальос кай агатос» – соединения физической красоты и здоровья с духовным совершенством.
Философия в Древней Греции поднимала две основные темы – онтологию и гносеологию, как правило, противопоставляя понятия разума и деятельности (последняя считалась занятием второго, «низшего» сорта, в отличие от чистого созерцания). Античная греческая философия является также родиной таких методологических систем, как метафизическая и диалектическая. Она также усвоила многие категории философии Древнего Востока, особенно Египта, и ввела их в общеевропейский философский дискурс. Ранняя философия античной Греции условно делится на два периода – архаический и досократический.
Философия Древней Греции в архаический период характеризуется космоцентризмом мифопоэтических произведений, в которых эпические поэты описывали возникновение мира и его движущие силы в мифологических образах. Гомер систематизировал мифы и воспел героическую мораль, а Гесиод воплотил историю происхождение мира в фигурах Хаоса, Геи, Эроса и прочих богов. Он одним из первых в литературной форме преподнес миф о «золотом веке», когда ценилась справедливость и труд, и стал оплакивать судьбу современного ему «железного века», господства кулака, времени, где сила порождает право. Традиционно считается, что огромную роль в формировании философской мысли того времени сыграли так называемые «семь мудрецов», которые оставили после себя мудрые изречения или «гномы», посвященные таким нравственным началам, как умеренность и гармония.
В досократический период философия Древней Греции характеризуется наличием нескольких философских школ. Милетская школа натурфилософии отличалась прагматизмом, стремлением к поиску единого начала и первыми научными открытиями, такими, как астрономические приборы, карты, солнечные часы. Почти все ее представители происходили из купеческого сословия. Так, Фалес Милетский изучал солнечные затмения и считал первоначалом всего воду, Анаксимандр является творцом карты Земли и модели небесной сферы, а первоначалом называл «апейрон» – лишенную качеств первоматерию, противоречия которой породили возникновение мира, а его ученик Анаксимен полагал, что единой причиной всего является воздух. Самым известным представителем эфесской школы является Гераклит, прозванный Плачущим. Он выдвинул идею о том, что мир никем не сотворен, а по своей сущности является огнем, то разгорающимся, то гаснущим, а также утверждал, что если мы познаем с помощью восприятия, то основой нашего познания является логос.
Философия Древней Греции, представленная элеатской и италийская школой, базируется на несколько иных категориях. В отличие от милетцев, элеаты – аристократы по происхождению. В теории они предпочитают процессу систему, а беспредельности – меру.
Ксенофан из Колофона критиковал мифологические представления о богах и предлагал разделять сущее и кажущееся. Парменид из Элеи развил его идеи и заявил, что кажущееся мы познаем чувствами, а сущее – логикой. Поэтому для разумного человека небытия не существует, потому что любая наша мысль – это мысль о бытии. Его последователь Зенон объяснил положения своего учителя с помощью знаменитых парадоксов-апорий.
Италийская школа известна таким загадочным мыслителем, как Пифагор, предложившим учение о числах и их мистической связи с миром и оставившим после себя тайное учение. Не менее интересным философом был и Эмпедокл из сицилийского города Агрегента. Причиной всего существующего он считал четыре пассивные стихии – воду, огонь, воздух и землю, и два активных начала – любовь и ненависть, а в своей философской системе пытался объединить Парменида и Гераклита. Более поздняя классическая греческая философия во многом основывала свои выводы именно на идеях италийских мыслителей.
fb.ru
Философия в Древней Греции: основы
Первопроходцами древнегреческой философии по праву считаются представители досократических школ, в частности, милетцы, их учение вошло в историю и наиболее известно как составляющая часть ионийской философской науки. Впервые такой термин был введен Диогеном Лаэртским, историком позднего периода античности, а к ионийцам им был причислен наиболее яркий представитель направления – Фалес, а также все его ученики и последователи.
Первая философская школа Древней Греции
Сама философская школа стала называться милетской по названию одноименного города – Милета. В древние времена это было самое крупное греческое поселение на западном побережье малоазиатской территории. Милетская школа имела обширную научно-философскую направленность деятельности, значение которой трудно переоценить. Накопленные знания дали значительной толчок в развитии большинства видов европейских наук, в том числе оказали колоссальное влияние на становление математики, биологии, физики, астрономии и прочих естественно-научных дисциплин. Именно милетцами была создана и введена в обиход первая специальная научная терминология.
Ранее абстрактно-символические понятия и представления, например, о космогонии и теологии поверхностно присутствовали в искаженном виде в мифологии и имели статус передаваемой традиции. Благодаря деятельности представителей милетской школы многие направления физики и астрономии стали изучаться и представлять уже не культурно-мифологический, а научно-практический интерес.
Основополагающим принципом их философского мировоззрения была теория о том, что ничто в окружающем мире не может возникнуть из ничего. Опираясь на эту теорию, милетцы считали, что окружающий мир и большинство вещей и явлений имеет бесконечное в пространстве и времени единое божественное первоначало, которое также является главенствующим источником жизни космоса и самого его существования.
Другой особенностью милетской школы является рассмотрение всего мира как единого целого. Живое и неживое, а также физическое и психическое имели крайне незначительное разделение для ее представителей. Все окружающие людей предметы считались одушевленными, разница заключалась только в том, что некоторым это было присуще в большей степени, а другим в меньшей.
Закат милетской школы пришелся на конец V века до нашей эры, когда Милет потерял свою политическую значимость и перестал быть независимым городом. Произошло это благодаря персам-ахеменидам, которые положили конец развитию философской мысли в этих краях. Несмотря на это в других местностях у милетцев остались последователи их идей, наиболее известными были Гиппон и Диоген Аполлонийский. Милетская школа не только создала геоцентрическую модель, но и оказала огромное влияние на становление и развитие материалистической философии в древнегреческих городах, хотя самих милетцев не принято причислять к материалистам.
Особенности философии Древней Греции
Философия Древней Греции оказала не только значимое влияние на европейскую мысль, но и задала направление развитию мировой философии. Несмотря на то, что с тех пор прошло огромное количество времени, она до сих пор вызывает глубокий интерес у большинства философов и историков.
Древнегреческой философии характерно в первую очередь обобщение первоначальных теорий различных научных знаний, наблюдений за природой и многих достижений в культуре и науке, которые были достигнуты коллегами с Востока. Другой характерной чертой является космоцентризм, следовательно, появляются понятия микрокосмоса и макрокосмоса. К макрокосмосу относятся вся природа и ее явления, а также известные стихии, микрокосмос же является своеобразным отражением и повторением этого естественного мира, то есть человеком. Также у древнегреческих философов присутствует понятие судьбы, которой подчинены все проявления человеческой деятельности и ее конечный результат.
В период расцвета древнегреческой философии происходит активное развитие математических и естественно-научных дисциплин, а это вызывает уникальный и весьма интересный синтез научных знаний и теорий с мифологией.
Причина, по которой древнегреческая философия получила такое развитие и имела столько индивидуальных особенностей, заключается в отсутствие касты жрецов в отличие, например, от восточных государств. Это привело к значительному распространению свободы мысли, что благоприятно сказалось на становлении научно-рационального движения. На Востоке же консервативные верования держали под контролем все социальные явления, что для Древней Греции было чуждым явлением. По этой причине можно считать, что демократическое устройство античных полисов оказало наиболее значимое влияние на все особенности древнегреческой философской мысли.
Периоды философии Древней Греции
Для удобства изучения древнегреческой философии историками была введена общепринятая система ее периодизации.
Так, ранняя греческая философия начала развиваться еще в VI-V веках до нашей эры. Это так называемый досократовский период, во время которого появился Фалес Милетский, признанный самым первым философом Древней Греции. Он принадлежал к милетской школе, одной из первых, возникших в то время, уже после нее появилась школа элеатов, представители которой были заняты вопросами бытия. Параллельно ей Пифагором была основана и его собственная школа, в которой по большей части подлежали изучению вопросы меры, гармонии и чисел. Также отмечается большое количество философов-одиночек, не примкнувших ни к одной из существовавших школ, среди них были Анаксагор, Демокрит и Гераклит. Помимо перечисленных философов в этот же период появляются и первый софисты, такие как Протагор, Продик, Гиппий и другие.
В V веке до нашей эры можно наблюдать плавный переход древнегреческой философии к классическому периоду. Во многом благодаря трем гигантам мысли – Сократу, Аристотелю и Платону, город Афины стал настоящим философским центром всей Греции. Впервые вводится понятие личности и принимаемых ею решений, которые основываются на совести и принятой системе ценностей, философская наука начинает рассматриваться в качестве политической, этической и логической системы, а наука получает дальнейшее продвижение путем исследовательских и теоретических методик изучения мира и его явлений.
Последним периодом является эллинизм, который историки иногда разделяют на раннюю и позднюю стадии. В целом это самый длительный период в истории древнегреческой философии, который начался в самом конце IV века до нашей эры, завершился только в VI веке нашей эры. Эллинистическая философия также захватила и часть римского периода, в это время многие философские направления получили множество возможностей для своего развития, происходило это по большей части под влиянием индийской мысли. Основными направлениями, возникшими в это время, являются:
- Школа эпикуреизма, представители которой развивали уже существующие положения этики, признавали вечность окружающего мира, отрицали наличие судьбы и проповедовали получение удовольствий, на которых строилось все их учение.
- Направление скептицизма, последователи которого проявляли недоверие к большинству общепринятых знаний и теорий, считая, что они должны быть проверены научно-познавательным путем на предмет истины.
- Учение Зенона Китийского, получившее название стоицизм, наиболее известными представителями которого были Марк Аврелий и Сенека. Они проповедовали стойкость и мужество перед жизненными трудностями, что заложило основу раннехристианских моральных доктрин.
- Неоплатонизм, который является самым идеалистическим философским направлением античности. Является синтезом учений, которые создали Аристотель и Платон, а также восточных традиций. Мыслители-неоплатонисты изучали иерархию и устройство окружающего мира, первоначало, а также создали первые практические методики, которые способствовали достижения единения с Богом.
drevniy-egipet.ru