Философия древнего общества – Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии — Античная философия. Философия древнего общества

Содержание

философия Древнего мира

Философия Древнего мира

… Для того чтобы понять  Современное состояние мысли, Вернейший путь вспомнить, Как человечество дошло до него… А.И. Герцен. Письма об изучении природы.

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Возникновение философии – это закономерный результат становления и развития человека. Зачатки философских идей начинают появляться ещё в недрах мифологического осмысления действительности, уже в III-II тысячелетиях до н.э.

Греческая античная философия – это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до.н.э. Около 1200 лет. Для античной философии характерны были космизм и предметно-вещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм.

Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока. Именно здесь

зародилась Европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех её последующих школ идей и представлений, категорий проблем.

Сам термин “философия“ возникает тоже здесь. Этот термин встречается у древне-греческого философа Пифагора (580 –500 до н.э.).

Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, а удивляться в природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству. Римский мыслитель Цицерон скажет, что не любить философию – всё равно, что не любить собственную мать. То есть философия не просто поиск истины, а ещё и способ жизни, присущий свободному человеку. Традиционно, в развитии античной философии выделяют четыре основных этапа: Раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы – “Физис” и “Космос”, его строение – V – IV вв. До н.э.),

Среднюю классику (Сократ и его школы, софист), главная проблема – сущность человека – с половины V в. И существенная часть IV в. До н.э. И определяется как классический, Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов – конец IV – II в. До н.э.,

Эллинизм(Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), Главная проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса, судьба космоса и человека, отношение бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский)- (I в. До н.э. – V – VI вв.н.э.).

Древнегреческая мысль натурфилософского (досократического) этапа Первым античным философом считается Фалес (7-6 вв. до н.э.), по роду занятий–купец. Он являлся основоположником т.н. Милетской школы

8. К этой же школе относят продолжателей идей Фалеса – Анаксимена и Анаксимандра. Начиная с милетцев, вопрос о первоначале является основным в древнегреческой философии. Но если мифология стремится ответить на вопрос: «кто родил сущее?», то философия формирует проблему иначе – «из чего все произошло?», «что является первоосновой мира?». В качестве первоосновы всего сущего предлагаются вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) и пр. Под тем или иным первоэлементом мыслители понимали не конкретную материальную форму, а эквивалент некоего субстрата всех вещей и явлений – первоначало, видоизменения которого дают различие состояния окружающей реальности. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разряжения» этой первоматерии (напр., триада «пар – жидкость – лед»). Как отмечал
Анаксимандр,
«части изменяются, целое же остается неизменным». В поисках первоначала он стремится уйти от материальной определенности, заменив ее логически гибким понятием «апейрон». Апейрон – неопределенен и является неограниченной природной сущностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них. Развивает идеи милетской школы Гераклит (530–470 до н.э.). Согласно Гераклиту, «мир есть вечный огонь, мерами возгорающийся и мерами погасающий… на входящего набегают все новые и новые воды…». Идеи всеобщего мирового движения, осмысляемые философом (мысль о том, что все течет и изменяется и «нельзя дважды войти в одну и ту же воду»), положили начало развитию стихийной диалектики в античном мышлении.

Философско-метафорический метод изложения своих мыслей Гераклитом, используемый им при анализе бытия, издревле характеризовался как сложный и неясный (современники не всегда понимали мыслителя, за это он получил прозвище Темный). Интересны и своеобразны и общественно-политические идеи Гераклита. Он был сторонником аристократических форм правления, но в греческих государствах в этот момент прочно утвердилась рабовладельческая демократия (власть народа), которую оппоненты нередко нарекали охлократией (властью черни). В те времена просвещенность, образованность были прерогативой, прежде всего аристократических слоев античного общества. Аристократ-правитель для Гераклита, это привилегия мудреца (вспомним Конфуция), а не происхождения. Толпой движут эмоции, а не разум и знания. По мнению философа «своеволие следует гасить скорее, чем пожар». К большей степени абстрагирования в решении натурфилософских проблем стремится легендарный 

Пифагор (529-450 гг. до н.э.). За основу своей философской ситемы он взял число. Одновременно в число вкладывается и некий мистический смысл. Особенного внимания в силу своей оригинальности заслуживает 
учение элеатов
. Основателем Элейской школы являлся Ксенофан (580-490 гг. до н.э.), противопоставивший политеизму мифа и ранних религиозных систем единого всеохватывающего бога.

Изучая проблему противоположностей, мыслимого и немыслимого, философская мысль элеатов подошла к проблеме парадоксов человеческого и природного существования. Задача выявления и обоснования этих парадокса – заслуга Зенона, сформировавшего целый ряд апорий (т.е. вопросов заводящих в тупик).

Сицилиец Эмпедокл (490-430 до н.э.) был знаменитым врачом, а так же ученым, естествоиспытателем и философом. Эмпедоклу принадлежит пальма первенства в разработке теорий возникновения и развития неживой и живой природы.

Анаксагору принадлежит мысль, что всеми явлениями и вещами движет т.н. нус (дух, разум, закон и тд.). Тем самым философ исключает из теории познания все сверхъестественное. За эти безбожные мысли Анаксагор был изгнан из Афин. Другим эпохальным открытием явился постулат о том, что все вещи состоят из бесконечно малых однородных частичек (напр., золото – из частичек золота и пр.). Эти частички Анаксагор назвал «семенами вещей».

Учеником Анаксагора (а так же Левкиппа) был Демокрит (460-370 гг. до н.э.). По Демокриту, материя состоит из «атомов» («неделимых»), которые несотворимы, неуничтожимы и неизменны. Атомы разделены пустотой, их нельзя видеть – только мыслить. Атомы различаются по форме и величине, двигаясь в пустоте, сцепляются между собой в силу различных форм. Таким образом, как считает Демокрит, из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Особый интерес представляет концепция общественного развития, предложенная философом. Согласно Демокриту, люди объединялись, когда на них нападали звери, затем они вместе зимой прятались в пещерах, позже познали огонь, появилось искусство и все, что может быть полезным людям в современной жизни. Таким образом, философ считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Общество – совокупность индивидов (по аналогии с атомами). Но общество и законы не являются инструментом развития индивидуальности, а скорее ограничивающими средствами, предотвращающими развитие вражды. Центральным в этике Демокрита является «достижение доброй мысли». Путь к этому – через внутреннюю уравновешенность и умеренность. Философ не осуждает богатство, но осуждает обретение его недобрыми способами. В своих произведениях Демокрит возносит хвалу разуму: по его мнению от мудрости получаются три плода — «дар хорошо мыслить», «дар хорошо говорить» и «дар хорошо делать».

 Древнегреческая философия классического этапа

Античную классику трактуют по разному: в одних случаях изложение начинается с Сократа, в других – с Платона (но, непременно, как ученика Сократа).

Роль Сократа с его поисками универсальных этических категорий в условиях постоянно меняющихся жизненных позиций, а так же учения древнегреческих софистов, ставивших акцент на относительности категорий, переоценить невозможно.

Выдвигая положение, (порой весьма спорное) и Сократ, и софисты предлагали собеседнику либо доказать обратное, либо из устаревшего знания вывести новое знание.

Отметим, что софисты

 – это не конкретная философская школа. Это – платные учителя мудрости, востребованные очередным этапом социально-экономического и политического развития. Возникла потребность в людях с широким кругозором, умеющих не только мыслить, но и эти мысли излагать, связывать с практикой. Сократ (469-399 гг. до н.э.) поиски истины предварял высказыванием: «Я знаю, что я ничего не знаю». Любимым его изречением была надпись на храме Аполлона в Дельфах: «Познай себя самого». Свой педагогический прием мудрец именовал «майевтикой», т.е. «искусством повивальной бабки»: постепенно, размышляя, через наводящие вопросы собеседник должен дойти самостоятельно до скрытой истины, до самой сути явления.

Платон (427-347 гг. до н.э.) всю жизнь считал Сократа своим учителем, хотя по многим вопросам с ним расходился. В двадцать лет честолюбивый аристократ готовил себя к поэтическому поприщу. Услышав однажды на площади полемику Сократа с оппонентами, он сжег свои стихи и пополнил узкий круг его учеников. Неизвестно, как обстояло бы дело в мире поэзии, но выдающегося философа античный мир получил. В отличие от учителя, Платон письменно излагает свои мысли, но большинство трудов написано в форме диалога. Согласно Платону, только мир вечных идей являет собой истинное бытие, реальный мир – бытие кажущееся, не истинное. Покидая свою материальную оболочку, душа отправляется в мир идей, знакомится с истинами красоты, добра и пр., а затем обретает новую оболочку в реальном мире. Но в земном мире душа забывает эти истины. Точнее, кое-что из идей вспоминается, но по своему объему оно незначительно (подобно пыли, принесенной домой из дальних странствий на подошвах). Но, поскольку по мысли Платона душа бессмертна, знание постепенно «перетекает» из одного мира в другой.  Общественно – политические концепции Платона так же не теряют своей актуальности по сей день. В этой области Платон не только развил воззрения Сократа, но и попытался создать модель идеального государства, которым управляют философы (мудрецы).  Четвертое столетие до н.э. знаменует собой пик расцвета греческих государств-полисов под эгидой Македонии, ведомой знаменитым Александром Македонским, учеником известного древнегреческого философа Аристотеля. Великий 

Аристотель (384-322 до н.э.) был наиболее талантливым учеником Платона, но, обучаясь в академии, все более и более конфликтовал с учителем, точнее – с платоновским учением. В конце концов, став уже зрелым философом, он основывает собственную школу в Ликее (отсюда название лицей). Будучи весьма состоятельным аристократом, Аристотель тратит на науку огромные деньги (библиотека, коллекция минералов, систематизирование собрания растений и животных и пр.). В Ликее все более четкие контуры обретает понятие специфики науки. Безусловно, это лишь первые шаги научного знания: эксперимент был чужд Элладе, научный поиск отличала умозрительность, что нередко приводило к заблуждениям. Заслуга Аристотеля и в том, что он впервые отделил философию от других наук. Его «первую философию» позже назвали метафизикой (т.е. то, что идет «после физики»). По его мнению, Бог совершает лишь «первотолчок», придавая миру движение и цель (движение есть условие существования вещей, осуществляется оно в стремлении каждой вещи занять свое «естественное место», т.е. в соответстви с целью – «телосом»). Движение, цель, а так же материя и форма – суть основные или конечные причины и основания мира. Последний представляет собой взаимодействие, взаимопроникновение материи и формы. Чисто материальная сущность – это возможность, потенция, а в реальности существует только материя, обличенная в форму. Статуя становится статуей не благодаря бронзе, а благодаря оформлению, творчеству художника. Т.о., форме, по отношению к материалу отдается приоритет. Форме также отводится функция целепологания всякой деятельности. Философия делится Аристотелем на теоретическую, практическую и поэтическую. Первая являет «знание ради знания», вторая – «знание ради деятельности», третья – «знание ради творчества». Энциклопедичность учения Аристотеля наглядно демонстрирует его философско-научное наследие, которое можно разделить на несколько групп: труды по логике, философия природы и биология, метафизика (собственно философия), психология, этика и политика, экономика.  Величайшая заслуга Аристотеля в том, что он создал первую систему логики (силлогистику). Главная задача её – установление правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства. 
Философия эпохи эллинизма
 

В эпоху эллинизма философия отчасти сохраняет наследие, накопленное на протяжении двух предыдущих этапов, отчасти меняет содержание и направленность своих теоретических построений. Философия творит уже в иных исторических реалиях: империя Александра Македонского распалась, греческие полисы становятся римской провинцией, рабский труд тормозит рост эффективности общественного производства, от философии отпадает целый ряд специальных наук и т.д.

Главное внимание мыслителей переключается на этическую проблематику, на изучение различных моделей поведения индивида в изменившихся обстоятельствах. С начала третьего века до н.э. в античной философии параллельно существуют несколько школ: последователи Платона (академики) и последователи Аристотеля (перипатетики), а так же стоики, эпикурейцы, скептикикиники и киренаики. Основоположник школы эпикуреизма Эпикур (341-270 до н.э.) Основной задачей философии Эпикур считал создание учения о правилах поведения, приводящих человека к счастью. Путь к счастью лежит через занятия философией: «Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души. И кто говорит, что час для философии еще не наступил или уже отлетел, уподобляется говорящему, что час для счастья или еще не пришел или уже не существует. Поэтому, философия необходима и старцу и юноше…». Критерий счастья – мера удовольствия, которая подразделяет на три вида: природные и необходимые для жизни; природные, но для жизни необходимые; не необходимые для жизни и не природные. Следует стремиться к первым, избегая остальных. Конечной целью жизни мудрец считал устранение страдания и внутреннего беспокойства – атарксию. Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение в потребностях, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественой жизни и государственных дел. Школа скептиков, основанная Пирроном (365-275 до н.э.), главным принципом объявляет принцип воздержания от суждения, от безоговоренного предпочтения одного из двух равносильных или противоречащих друг другу суждений, и скептицизм.

Желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса: из чего состоят вещи? как мы должны к ним относится? какую пользу мы получим из этого отношения? Ответить на первый вопрос возможным не представляется, поскольку всякому утверждению может быть всегда противопоставлено противоположное. Из дилеммы вытекает ответ на второй вопрос – следует воздерживаться от однозначных оценок и суждений. Этот вывод в свою очередь определяет ответ на третий вопрос – пользой от воздержанности в суждениях будет безмятежное состояние души. Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно не познаваемы; отрицал объективное существоание добра и зла, не верил в возможность рационального обоснования моральных норм. В учении скептиков, как и у эпикурейцев, явно выражен крен в сторону этики, в которой так же отстаиваются пути достижения «атараксии» – неавозмутимости, а путь её достижения, согласно стоикам — следование судьбе и долгу.  История философской мысли эпохи эллинизма полна парадоксов. Эпикурейцы и скептики чтили науки. Последние даже утверждали, что наука самодостаточна, точна и может успешно развиваться без философии.

Параллельно в эллинистическом мире возникает философское течение, игнорирующее научное знание как таковое. Киническая философия в лице своего основателя Антисфена (ок. 450-360 до н.э.) провозгласила тезис: «мудрец должен быть полностью автономен, ни от чего и ни от кого не зависеть».

Среди киников наиболее известен Диоген из Синопа (ум. ок. 330-320 н.э.). Завернувшись в лохмотья и переселившись в бочку, Диоген провозгласил себя «гражданином мира»: философ полагал, что человек должен жить в обществе, следуя только своим собственным законам, т.е. не не имея общины, дома, отечества. И его, и Антисфена современники за образ жизни и мыслей прозвали собаками.    Стоическая школа была основана Зеноном Китайским (336–264 до н.э.), стоики призывали придерживаться естественной жизни. Душа человеческая у них меняется подобно огню, подчиняется закону космоса. Стоики предполагали, что существует внутренний принцип развития вселенной (разумный мировой Логос), который определяет судьбы природы и человека. В этой связи человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств. Живя в соответствии с законами общества, человек достигает внутреннего равновесия (апатии). Окружающий мир не свободен, свобода в душе человека (и аристократ и последний раб свободны во внутренней жизни). Философия – врачевательница души, излечивающая от увеличения мирскими заботами. Они сравнивали философию с яйцом, где желток означает этику, белок – физику, а скорлупа – логику. В отличие от эпикурейской этика стоиков является этикой долга. Рассуждая о философии эллинизма в целом, можно предположить, что идеи той эпохи оказались удивительно живучи в силу своей доходчивости, незамутненности сложными построениями. Неоплатоника органически вписались в христианскую доктрину; идеи эпикуреизма, скептицизма, стоицизма стали неотъемлемой частью западного менталитета.  Философия древнего Рима  Философия Древнего Рима находилась под сильным влиянием греческой традиции. Собственно идеи античной философии были впоследующем восприняты европейцами именно в римской транскрипции. Римская философия, подобно философии эллинизма, носила преимущественно этический характер и непосредственно влияла на политическую жизнь общества. В центре ее внимания постоянно находились проблемы примирения интересов различных групп, вопросы достижения высшего блага, выработка жизненных правил и пр.

В этих условиях наибольшее распространение и влияние получила философия стоиков (т.н. младшая стая). Разрабатывая вопросы о правах и обязанностях личности, о характере взаимоотношений личности и государства, о правовых и моральных нормах, римская стая стремилась содействовать воспитанию дисциплинированного воина и гражданина.

Крупнейшим представителем стоической школы был Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) — мыслитель, государственный деятель, наставник императора Нерона (для которого был даже написан трактат «О милосердии»). Рекомендуя императору придерживаться умеренности и республиканского духа в правлении, Сенека добился лишь того, что ему было «приказано умереть». Следуя своим философским принципам, философ вскрыл себе вены и умер, окруженный почитателями.  Долгое время бытовало мнение, что древнеримские философы несамодостаточны, эклектичны, не столь масштабны как их эллинские предтечи. Это не совсем так. Достаточно вспомнить поэму Лукреция Кара (ок. 99-55 до н.э.) «О природе вещей» и целый ряд других блестящих мыслителей, рассказывать о которых здесь не представляется возможным.

Остановимся на идеях Цицерона (106-43 до н.э.), более известного как оратор и политик. Основные положения античных философских школ Цицерон изложил живым и доступным языком, создал латинскую научно-философскую терминологию, наконец, привил римлянам интерес к философии. Все это заслуживает внимания, но, вместе с тем, оставляет в стороне главную заслугу мыслителя. Речь идет о «задуманности», последовательности и стройности и, особенно, широте охвата проблем в творчестве мыслителя, о замечательной попытке дать согражданам цельное представление о философии. Т.о., на примере философского творчества Цицерона тезис о якобы равнодушном отношении практических римлян к отвлеченному философствованию теряет свою доказательность. Подводя краткие итоги, можно констатировать, что философия, сформировавшаяся в эпоху Античности, на протяжении более чем тысячелетия хранила и умножала теоретическое знание, служила регулятором общественной жизни, объясняла законы общества и природы, создавала предпосылки для дальнейшего развития философского знания. Однако, после того, как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. В симбиозе с христианскими положениями Ветхого и Нового Завета идеи античной философии (платонизм, аристотелизм и т.д.) заложили основы средневековой философской мысли, развивавшейся на протяжении последующих 10 веков.

Античная философия.

Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной философии.

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян.

Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около 1200 лет. Начало — Фалес (625 — 547 г.г. до нашей эры) – конец – декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей эры). От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г. Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса.

Всплеск философской мысли был обусловлен:

-демократическим устройством общества;

-отсутствием восточной тирании;

-удалённым географическим положением.

В своём развитии античная философия прошла 4 этапа: (характеристика этапов):

1 этап: Досократовский с 7 — 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин «Досократики» для совокупного обозначения натурфилософских школ).

Ионийская группа школ:

-Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры).

-Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.

-Гераклит из Эфеса.

Афинская группа школ:

-Пифагор и пифагорийцы.

-Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.

-Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий.

1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).

1. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон

(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара.

Отсюда:

1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее.

а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)

* У Фалеса первоначало — вода (всё происходит из воды и в воздух обращается).

* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) — воздух (из-за его

бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении рождается огонь, а при сгущении — ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее.»

* У Гераклита — огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных стремлений». Душа — огонь.

б) из чего-то неопределённого

* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) — Апейрон (беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее — холодное и т.д.), выделение которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».

* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей эры)

— атом. Атомы — это элементы, из которых состоит вся природа.

Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим.

Отличаются атомы между собой:

-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят из

атомов — круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в теле.

-по величине (и весу).

-по движению.

в) суть вещей в числах.

* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) — всё есть число. Число

у Пифагора — не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры».

г) сущность вещей в их бытии

* У Парменида — субстанция — бытие как таковое. «Бытие есть,

небытие нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет — всё наполнено бытием.

2. Обосновываются космогонические теории строения мира.

Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы Древней Греции создают свои космогонические теории строения мира (вселенной).

* Фалес — Земля — плоский диск, плавающий по поверхности воды, — она — центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в Землю.

* Гераклит (первый диалектик) — его космология строится на основе

стихийной диалектики.

Мир — упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на

основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного». Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже реку нельзя войти дважды». Мир рождается и умирает. В основе всего движения лежит Борьба противоположностей — она абсолютна.

studfiles.net

Философия Древнего мира

ВВЕДЕНИЕ.

… Для того чтобы понять

Современное состояние мысли,

Вернейший путь вспомнить,

Как человечество дошло до него…

А.И. Герцен. Письма об изучении природы.

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нём, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

Возникновение философии – это закономерный результат становления и развития человека. Зачатки философских идей начинают появляться ещё в недрах мифологического осмысления действительности, уже в III-II тысячелетиях до н.э. В записях мифологических текстов.

Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Своё отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой.

Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предвидения, основанную на определённой последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений. Важнейшим моментом, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснить и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и прежде всего появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.

Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы культового характера свидетельствуют о том, что люди с незапамятных времён стремились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается.

Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственного знания. Первые доказательства существования письменности на изломе 4-го и 3-го тысячелетий до н.э. Были получены на территории Месопотамии и Египта.

Философия впервые в истории человечества возникла в древности в первых классовых обществах древнего Востока – в Египте, Вавилонии, Индии, Китае и особого расцвета достигла на первом этапе в античном мире – древней Греции и древнем Риме. К древней философии мы относим античную философию Востока (Китая и Индии), Греции и Рима, философию Средневековья и Возрождения. В древнем Китае, а Индии, в Древней Греции и других регионах человеческой цивилизации, первые философские воззрения зарождаются в тесной связи с мифологическими воззрениями людей. Это нашло своё выражение особенно в том, что человек ещё слабо представлял себе различие между собой и природой, между индивидом и коллективом.

Философские взгляды древних первоначально носили характер стихийно-материалистических тенденций, ведущих своё начало от “наивного реализма” первобытных людей. В эпоху рабовладельческого строя, в процессе дальнейшего развития общественной жизни, обострения борьбы классов и социальных групп, появление ростков научных знаний, в странах древнего Востока происходило формирование материалистических философских учений и систем, складывающихся в борьбе с идеализмом.

Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей не представляют, целостных философских систем с точным понятийным аппаратом. В них не отражена проблематика бытия и существования мира (онтология), нет чёткости в вопросе о возможностях человека познать мир (гносеология). На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители, которые стоят у начала традиции европейского философского мышления. Так в древнеиндийской философии уже был поставлен вопрос об общем основании мира. Таким основанием считался безличностный мировой дух “брахман”. В соответствии с учением веданты, душа каждого отдельного человека, которая считается бессмертной, уступает мировому духу по своему совершенству. Похожая картина становления философских воззрений складывалась и в Древнем Китае. Всё больше внимания начинало уделяться проблемам человека, его жизни. К VI-V вв. До н.э. Философские воззрения достигли высокого уровня развития, что нашло своё выражение особенно в конфуцианстве, учении основанном видным мыслителем Конфуцием (551-479 гг. До н.э.). Характерной особенностью философских воззрений древнего Востока была эволюция освоения человеком действительности, эволюция в которой происходил переход от мифической фантазии к рациональному мышлению, и от безличностных картин мира, где человек был только частичкой окружающей природной среды к картине мира, где человек начинал осознавать свою специфику, своё место в мире, отношение к нему, шел к сознанию смысла своего бытия.

Развитие древнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции не было бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия мысли древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние на греческую культуру в самых древних её слоях.

Греческая античная философия – это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до.н.э. Около 1200 лет. Древнейшие античные философы жили в греческих колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т.д. Этот живой и всесторонний контакт с разными культурными слоями должен был влиять на греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить своё мировоззрение.

Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древневосточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм. Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока. Именно здесь зародилась Европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех её последующих школ идей и представлений, категорий проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему источнику и колыбели, образцу мышления. Сам термин “философия“ возникает тоже здесь. Этот термин встречается у древне-греческого философа Пифагора (580 –500 до н.э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познания он был введён Платоном (428/27до н.э.) В противоположность “софосу” – мудрецу – пророку, обладавшему “Софией” – божественной мудростью, “философ“ человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ – это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа – понять “целое как целое”, понять, в чём первопричина всего сущего, первопричина бытия. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, а удивляться в природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству. Философия – это чистая любовь человека к истине и правде, это “знание ради самого знания” (Аристотель, “Метафизика”). Это знание ради достижения свободы духа.

Именно так понимая философию, римский мыслитель Цицерон скажет, что не любить философию – всё равно, что не любить собственную мать. То есть философия не просто поиск истины, а ещё и способ жизни, присущий свободному человеку.

Традиционно, в развитии античной философии выделяют четыре основных этапа:

Раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы – “Физис” и “Космос”, его строение – V – IV вв. До н.э.),

Среднюю классику(Сократ и его школы, софист), главная проблема – сущность человека – с половины V в. И существенная часть IV в. До н.э. И определяется как классический,

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов – конец IV – II в. До н.э.,

Эллинизм(Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), Главная проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса, судьба космоса и человека, отношение бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский)- (I в. До н.э. – V – VI вв.н.э.).

Учение о космосе и человеке:

Проблема бытия. Рассмотрение природы и общества в философии Древнего мира.

Проблема бытия и учения о бытие (онтология) начала обсуждаться с древности. Древние мыслители считали эту проблему исходной для систематических философских размышлений. Самая первая и универсальная предпосылка жизнедеятельности – это естественное убеждение человека в том, что мир существует, наличествует, имеется. Проблемы бытия то исчезает из философского рассмотрения, то вновь появляется, это свидетельствует о присущей людям “онтологической потребности” стремиться к безусловному, т.е. Признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование.

Эмпирический опыт также убеждает человека, что при всех изменениях, происходящих в природе, обществе, мир остаётся, сохраняется как относительно стабильное целое. Но одной констатации того, что мир, бытие существуют “сейчас”, “здесь”, “теперь” ещё недостаточно. Если мир, бытие существуют сейчас, то естественно возникает вопрос о его прошлом и будущем. Философы доказывали, что мир бесконечен и непреходящ, всегда был, есть и будет, что у Вселенной нет ни конца , ни размеров (Анаксимен, Эпикур, Лукреций Кар(1 в.до н.э.). С другой стороны, если мир в целом бесконечен, беспределен, то каково соотношение этого непреходящего мира с заведомо преходящими, конечными вещами, явлениями, процессами, организмами? Таким образом, возникает целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникает именно проблема бытия, которая, в свою очередь, расчленяется на тесно взаимосвязанные проблемы (аспекты).

mirznanii.com

Философия Древнего мира

Философия зародилась несколько тысячелетий назад. Ее появление ассоциируется с Книгой Перемен. Этот старейший сборник появился еще в 2800 г. до н.э. В нем были прописана философия Древнего мира. В центре внимания находится человек и практические советы, связанные с заботой о нем. Рассматриваются такие вопросы, как организация общественной жизни и возможность идеальной жизни для каждого.

Философия Древнего Китая

В 500 г. до н. э., после ослабления государства Чжоу, появляются многочисленные философские школы. Это время называют периодом ста школ. Из них, выделились четыре самые могущественные — конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Конфуцианство оказало влияние на культуру и религию страны. Философы в Древности написали немало работ, которые и сегодня интересны ученым, простым людям. Китайский философ Мэн-цзы (4 век до н. э.) говорил о том, что у человека есть немало достоинств, но лишь развивая и поддерживая их можно добиться успеха. Мыслитель Сунь Цзы считал, что человек с рождения злое существо, но работа над собой помогает развивать в нем добродетель.

 

Философы Древней Индии

Индийская философия Древности была основана на священных книгах Ведах и комментариях к ним. Тексты, изложенные в Ведах, это важнейший памятник культуры. Предполагается, что они были написаны в 15 веке до н. э. Древние считали, что Веды были созданы неизвестным и существовали с момента сотворения мира.

В оригинале, Веды написаны на санскрите. Это мистический язык. Считалось, что сама Вселенная с его помощью общается с людьми. Веды делятся на две части, и одна из них, «Шруди» доступна лишь избранным людям, прошедшим посвящение. Другая часть Вед называется «Смрити». Она содержит тексты, адаптированные для простых людей.

Одна из важнейших идей древнеиндийской философии заключается в том, что все, происходящее вокруг — просто «игра», «иллюзия». Но важно знать правила этой игры и соблюдать их. Тогда ты будешь жить счастливо и успешно.

Многие верят в Карму – у любого события в жизни человека есть своя причина. Либо он сам привлек к себе события, либо он проживает незавершенные события в судьбе его предков.

Древнегреческая философия

Древнегреческая философия — важнейшая ее часть мировой культуры. Она начала зарождаться в первой половине VI века до н. э. и прошла три крупных этапа развития.

В VI-IV века до н.э. появляется много философских концепций, каждая из которых рассказывает о своем видение устройства окружающего мира. В этот период появляются и первые предположения обустройстве Космоса, которые становятся основой современной науки. Предполагается, что Земля, светила и небо находятся внутри замкнутого космоса, имеющего форму сферы. В философии идет спор о том, какой элемент является основным. Некоторые мыслители утверждали, что это чувственные элементы — огонь, вода, кислород, земля и апейрон.

Ученики Пифагора утверждали, что в основе всего лежат математические атомы. Элеаты предполагали, что существует единое бытие, которое невозможно увидеть.

Были и те, кто считал, жизнь на Земле лишь иллюзией и результатом чьей-то мысли.

Представители древнегреческой философии — Фалес Милетский, Ксенон, Пифагор, Гераклит, Протагор, Горгий.

Доклассический период (VI-V вв. до н.э.)

Промежуток в развитии античной философии с VI по V век до нашей эры получил название досократовский период. Самым первым философом признается Фалес Милетский. Он является основателем милетской школы. После, появилась школа элеатов. Её последователи задумывались о вопросах устройства бытия. Мыслитель Пифагор создал собственную школу, которая занимается вопросами гармонии, чисел и меры.

В доклассическом периоде существовало много мыслителей-одиночек, не являвшихся последователями ни одной из существовавших философских школ: Анаксагор, Демокрит и Гераклит. А также первые «софисты» – Протагор, Продик, Гиппий.

Классический период в философии античности (V-IV вв. до н.э)

В классический период философии Древней Греции, появляются систематизированные учения. Проблематика философских рассуждений смещается от вопросов происхождения мира к учению о человеке (антропологии) и вопросам познания (гносеологии).

Антропология впервые прослеживается в трудах софистов. Ими называли древнегреческих мыслителей классического периода. Появление подобной проблемы было вызвано общественными потребностями.

В V в. до н. э. в Греции устанавливается демократическая форма правления. Государственные должности становятся выборными. И чтобы получить должность нужно было заслужить это. Ценили в то время образованных людей, хорошо владевших искусством риторики.

Софисты профессионально критиковали окружающую действительность и просвещали людей. Учили убеждать, отстаивать свое мнение.

В Философии Сократа центральной темой становится – Человек. Принципом философских рассуждений Сократа является познание человеком самого себя. В этом заключается смысл философии.

Философия в период эллинизма (IV в. до н.э. – I в. н.э.)

Эллинистическая философия – завершающий период в античной философии. Он имеет ярко выраженную этическую направленность и многое привносит из восточных религий. Здесь можно выделить две философские школы, известные потомкам.

К первой относятся представители кинизма. Они проповедовали пренебрежение и отрицание всего внешнего. Представители этой школы были уверены, что любое благо исходит изнутри человека. А внешнее препятствует его счастливой жизни.

Одним из наиболее известных представителей эллинизма является Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.). Он создал целое учение о счастье, наиболее значимой частью которого являются вопросы этики. Эпикур говорит о том, что удовольствие и наслаждение — это благо для человека. При этом не имеется ввиду разгульный образ жизни. Под наслаждением он понимает занятие наукой, мыслительной деятельностью.

В конце VI в. до н. э. появляется другая известная философская школа – школа стоиков. Ее основатель – мыслитель по имени Зенон. Представители школы считали, что счастье заключается в следовании законам природы.

Еще одним популярным течением эллинистической философии является скептицизм. Представитель этой школы – Пиррон. Скептики считали, что ни один метод познания не относится к ложным или истинным. Поэтому нужно воздерживаться от суждений об этих методах.

Римский период развития античной философии (I-VI вв. н.э.)

Римский период в развитии философии (I в. до н.э. – V в.) появляется во время возвышения Рима в античном мире.

Философия римлян основана на греческих традициях. С середины II в. до н. э. в ней формируются принесенные из Греции направления — стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, эклектизм и неоплатонизм.

Известным представителем древнеримской философии является Луций Анней Сенека. Он был воспитателем императора Нерона и по его приговору он совершил самоубийство. Сенека был стоиком, склонный к эклектизму.

mystroimmir.ru

Философия Древнего Мира — Диалогика

Колыбелью философии Древнего Мира являются древнейшие рабовладельческие государства Востока — Египет и Вавилония, где впервые появились философские взгляды, элементы атеистических и стихийно-материалистических воззрений, еще не сложившиеся в цельные философские школы и течения. Первыми странами, в которых возникли философские школы и оформились основные философские направления, были Древняя Индия и Древний Китай. Наибольшего развития древняя философия достигла в последние века до н. э. в античной Греции. Древнегреческая философия имела своих последователей и продолжателей в Древнем Риме.

Философия Древнего мира — классовое общественное явление. В условиях доклассового первобытнообщинного строя философии еще не было. Низкий уровень развития производительных сил первобытного общества делал человека всецело зависимым от природы, порождал у него фетишизацию стихийных природных сил. В обществе господствовали фантастические религиозные взгляды на природу и человека.

Однако религия также существовала не всегда. В начальный период истории человеческого общества религиозное мировоззрение отсутствовало. Сознание людей на протяжении нескольких сотен тысячелетий оставалось безрелигиозным. Религиозные фантастические представления появились в первобытном обществе лишь в тот период, когда в результате развития материального производства люди приобрели элементарную способность к отвлеченному мышлению.
Возникновение философии относится к периоду превращения первобытнообщинного строя в рабовладельческое общество, когда шел также процесс видоизменения сущности и функций религии. Религия, являвшаяся в доклассовом обществе выражением зависимости человека от слепых, стихийных сил природы и обоготворением их, в классовом обществе выступила, прежде всего, как фантастическое отражение общественных отношений между людьми. В условиях рабовладельческого строя почвой, питавшей религиозные представления, стали преимущественно социальные отношения — отношения эксплуатации человека человеком. Древнейшие религиозные верования приобрели классовый характер и начали использоваться рабовладельцами и их идеологами — жрецами для упрочения рабовладельческого общества, для укрепления царской власти и обожествления царей.

С утверждением рабовладельческого строя главной движущей силой развития общества стала классовая борьба. Это была, прежде всего, борьба рабов и эксплуатируемых свободных земледельцев и ремесленников с рабовладельцами, которая находила свое отражение и во взаимоотношениях различных групп внутри рабовладельческого класса, в обострении противоречий между новыми, передовыми ремесленно-торговыми слоями класса рабовладельцев и его старыми, консервативными родоплеменными аристократическими группами. В области экономической эти противоречия выражались в стремлении передовых слоев рабовладельцев к дальнейшему развитию производительных сил, ремесла и торговли. В области политической ремесленно-торговые слои рабовладельцев боролись с аристократическими группами за установление демократических форм рабовладельческого государства. В области идеологии противоречия между прогрессивными и консервативными слоями рабовладельцев проявлялись в форме борьбы зарождавшегося материалистического мировоззрения с мировоззрением религиозным.

В период становления рабовладельческого общества произошло отделение умственного труда от физического; физический труд оказался уделом рабов, свободных земледельцев и ремесленников, а сфера умственного труда стала монополией рабовладельцев. Поэтому философия как одна из наиболее абстрактных форм общественного сознания в условиях рабовладельческого строя разрабатывалась идеологами рабовладельцев и выражала мировоззрение различных групп господствующего класса. Трудящиеся массы рабовладельческого общества — рабы, земледельцы и ремесленники — были лишены возможности оформить свое мировоззрение, не имели, да и не могли иметь своей собственной философии.
Из всего сказанного следует, что в эпоху возникновения рабовладельческого строя первоначально в борьбе против религии возникло материалистическое мировоззрение— древний материализм, явившийся первой в истории философии основной формой материализма, идеологией прогрессивной части рабовладельцев. Несколько позднее как реакция на философский материализм была создана «теоретическая основа» религии — идеалистическая философия, ставшая одной из форм идеологии консервативных аристократических слоев рабовладельцев. С этого древнейшего времени начался период становления и развития  материализма и его борьбы против идеалистической философии.

Читайте похожие статьи:

dialogika.info

основные положения, суть, особенности философии разных стран

Полная философия Древнего Востока включает в себя философию Китая, Индии, Египта и сопредельных стран. Развитие философской мысли в этих странах происходило не одновременно, но в выводах философов имеются некоторые сходства: народное самосознание базировалось на основе семейных связей, природа и человек воспринимались как единое целое. Также были существенные различия: в Индии не было главенствующей школы философии, а в Китае конфуцианство было принято, как официальная государственная идеология.

Ключевые моменты в развитии Древнего мира

Философия запада и востока возникли в один исторический период, но существовали параллельно, независимо друг от друга. Древневосточная философия старше европейской. Благодаря восточной философии стало возможным объединить религию и науку, создавался новый образ мышления. Самые древние записи, содержащие упоминание о философских идеях, относят к 1 тысячелетию до н. э.

Поводом для развития философии послужило возникновение классового общества. Господствующая в те времена мораль родоплеменных отношений больше не отвечала потребностям людей, она должна была трансформироваться. С появлением понятия «частная собственность» утвердились товарно-денежные отношения, влияние богатства, материальных благ усилилось. Новая этика строилась на четком разделении людей на социальные группы. Огромное значение придавалась роду, семье, преемственности.

Общие черты, характерные для древневосточной философии:

  1. Неполное отделение от предфилософии – мистического образа мышления. До возникновения философских учений люди одушевляли силы природы, верили в существование духов. Эти верования частично отобразились в философии, переплетаясь с научными дисциплинами.
  2. Традиционализм. Восточные мыслители отвергали скепсис, присущий античным философам. Их учения базировались на знаниях, полученных от предков. Подвергать какую-либо идею предшественников сомнению считалось непочтительным и недопустимым поступком.
  3. Неадекватное отображение естественнонаучных знаний. Географии, физике и другим наукам в восточной философии отводилось второстепенное место. Древних мыслителей гораздо больше интересовали процессы развития общества и человека, религия и политическое устройство государств. Также пристальное внимание уделялось развитию искусства.

В отличие от античной философии Древней Греции, у восточной философии было специфическое отношение к индивидуальности. Личность рассматривалась как часть общества, она не должна была становиться независимой, но раствориться в коллективе, наследовать и передавать особенности культуры.

Сущность философии Древнего Китая

Древнекитайское государство управлялось монархом – императором. Он же был главным жрецом и землевладельцем. Сословия жрецов, которые могли бы проводить обряды для отдельных групп людей, не было, поэтому почетную роль распорядителей религиозных церемоний отдавали чиновникам или главам семей. Старшие члены семьи и усопшие предки были особо почитаемы в Древнем Китае. Чтобы не оскорбить усопших, человек должен был соблюдать свод правил: быть вежливым, учтивым, уметь находить такое решение проблемы, которое устроило бы всех. Этот принцип отношений между людьми лег в основу главных философских школ: Конфуцианства и даосизма.

Создателем учения Кон Фу Цзы был Конфуций, представитель древнего и уважаемого, но обедневшего семейства. Основные особенности конфуцианства:

  1. Высшая мировая сила – Небо. Оно управляет жизнями людей;
  2. На миропорядок также могут влиять человеческие качества, чистота помыслов и поступков людей;
  3. Глава государства – не просто правитель, он – мудрый и заботливый отец народа;
  4. Основа порядка и благополучия в государстве – семья и забота о ближних.

Автором другого ключевого учения, даосизма, стал мыслитель Лао Цзы. Дао означает путь – жизненный путь, который должен пройти каждый человек. Предназначение человека – познание дао, выбор правильного жизненного пути. Сделать это можно, слившись с природой, став ее неотъемлемой частью.

Ключевое значение для китайских философов имела медицина. Они полагали, что организмом человека управляют женское и мужское начало: Инь и Ян. Их влияние на организм должно быть равным, когда баланс нарушается – человек заболевает. Чтобы нормализовать состояние больного, врачи разработали особый метод лечения – иглоукалывание. Он до сих пор успешно применяется в китайской медицинской практике, и пользуется популярностью в других странах.

Некоторые мыслители, которые были известны и в Китае, и в Индии, полагали, что человеческое тело состоит из соков – жидкостей, подобных природным стихиям: воды, огня, земли, воздуха и эфира. К заболеванию приводит недостаток или избыток одного из соков, и чтобы вылечить больного, нужно восстановить их нормальное соотношение.

Ключевые отличия философии Древней Индии

Главная особенность индийского общества – деление на касты. Каждая каста – закрытая социальная группа, обладающая своими правами и обязанностями. Перейти из низшей касты в высшую нельзя. Сын, рождаясь в семье, принадлежащей к конкретной касте, наследовал дело своего отца и его положение в обществе. Для дочери родители обязаны были подготовить приданное, которое полагалось отдать жениху и его семье после свадьбы. Поэтому, для людей из низшей касты рождение в семье девочки воспринималось как горе, а рождение сына – большая удача.

Касты Индии:

  1. Брахманы. Высшая каста правителей. Брахманы управляли государственными и общественными делами.
  2. Кшатрии. Каста воинов, которые должны были служить брахманам в качестве телохранителей, подавлять мятежи, участвовать в военных действиях.
  3. Вайшьи. К этой касте относились ремесленники, торговцы и землевладельцы. Они подчинялись брахманам, но владели частной собственностью, и имели достаточно средств для жизни.
  4. Шудры. Низшая каста «прокаженных». Индусам, причисленным к этой касте, предписывалось всю жизнь заниматься тяжелым физическим трудом. Шудры не имели права на образование, они не могли обратиться за медицинской помощью или оспорить решения представителей вышестоящих каст.

Такое социальное неравенство регламентировалось законом «рита», описанным в «Ведах». Согласно этому закону, люди должны быть разделены на богатых и бедных, иначе нарушится природный порядок вещей и боги нашлют на людей несчастья и болезни.

Фундаментальной ступенью развития индийской философии стало появление буддизма. Царевич Сиддхартхи Гуатама, всю жизнь проведя в роскоши, однажды впервые вышел из дворца и увидел, что его подданные бедны и несчастны. Потрясенный увиденным, царевич ушел в пустыню, надеясь в одиночестве найти просветление и помочь людям избавиться от страданий. Он пробыл в пустыне 7 лет, и стал «буддой», просветленным, познавшим главные истины жизни:

  • жизнь – это страдание;
  • причина страданий – в человеческих пороках;
  • чтобы избавиться от страданий, нужно погасить в себе все человеческие стремления;
  • стать свободным от человеческих страстей можно с помощью молитвы и медитации.

Философия буддизма быстро обретя популярность, распространилась за пределы Индии, став одной из трех основных мировых религий.

Особенности философии Древнего Египта

В Древнем Египте были высоко развиты культура, архитектура, народные промыслы и торговля. Благодаря удачному географическому расположению в долине Нила, египтяне могли выращивать пшеницу, продавать ее и обменивать на оружие и строительные материалы. В Египте до сих пор сохранились пирамиды и статуи, древние монументальные сооружения, построенные до нашей эры.

Специфика философии Древнего Египта:

  1. Вселенная разделена на земной и загробный мир.
  2. Земное время конечно, время после смерти длиться вечно.
  3. Земное время присуще только человеку и живым существам, а бесконечное присуще Космосу.
  4. Мир живых и неживых един – живое может стать неживым и снова породить живое.
  5. Человек может общаться с богами посредством молитвы.

Молитва являлась особенным состоянием, временным переходом души человека из окружающей реальности в сферы, где встречаются внутренний мир человека и высшие силы. Главные молитвы и религиозные обряды были описаны в специальной книге – Книге мертвых. В ней переплетались мифы о потусторонней жизни и особенности земной жизни египтян.

Главный миф, отражающий особенности мифологии египтян, история об Осирисе и Исиде. Осирис был первым фараоном (правителем) Египта, а Исида – его женой. Однажды на Осириса напали злоумышленники и, сражаясь с ними, он погиб. Его тело сбросили в Нил, чтобы никто не смог найти его и похоронить с соблюдением всех ритуалов. Исида отправилась искать тело мужа и нашла его. Она окропила его своими слезами и Осирис воскрес. В мифологии египтян, Нил (как и любая вода) олицетворяет слезы Исиды и возможность воскрешения – вечной жизни.

Для богов Древнего Египта характерна антропоморфность: они изображались как существа с телом человека и головой животного. В представлении египтян, человек был тождественен природе и богам, поэтому они могли иметь смешанные черты.

Египтяне верили, что загробная жизнь похожа на земную, поэтому в могилу умершего клали вещи, которые могли ему пригодится: деньги, еду, снаряжение. Умерших фараонов и представителей знати хоронили в специальных гробницах – пирамидах, и оставляли вместе с ними деньги и драгоценности. Заходить в гробницы и тревожить покой умерших было строжайше запрещено: они могли разгневаться и наслать на египтян проклятия.

mystroimmir.ru

Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии — Античная философия. Философия древнего общества



Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии

Страница 10 из 27

Античная философия.

Античная философия занимает особое место в духовной жизни Запада. Прежде всего, это произошло потому, что греки сумели возвысить знания до степени науки. Они не довольствовались накоплением практических сведений и умозрениями, касающимися религиозных потребностей. Греки ищут знания ради него самого. История античной философии есть, прежде всего, история западной науки вообще. Начала научной жизни лежат в античной философии, определяют все ее дальнейшее развитие. Греческая философия обладала относительно небольшим объемом познавательного материала, но она сумела развить все основные положения миросозерцания. Наш современный язык и современное мировоз-зрение проникнуты выводами античной философии.

Греческая философия вырастает на почве замкнутой в себе национальной культуры, она есть продукт греческого духа. Древняя Греция включает все греческое море со всем его прибрежьем от Малой Азии до Сицилии и от Кирены до Фракии. Но Греция европейского континента играла первоначально второстепенную роль. Первенство в истории культуры греков выпало на долю племени, вся история которого указывает на близкое соприкосновение с Востоком, а именно на долю ионийцев. Они первые создали основы будущего развития духовных сил Греции и своей торговлей положили начало ее могуществу. И если не европейском континенте царствует еще грубость нравов, то здесь начинает уже пробуждаться понимание красоты жизни и ее высших интересов. У Востока греки почерпнули, прежде всего, знания по математике и астрономии. Восточные народы, с которыми греки вступали в контакт, обладали высокой мудростью, основанной на религиозных убеждениях, теологических и космогонических мифах, которые еще не были философией, основанной на разуме. Египтяне, вавилоняне преследовали практические цели, создавая гороскопы и делая предсказания; греки же имели в виду цель преимущественно познавательную. Географические сведения достигли у греков к тому времени совершенства. Всемирная торговля, благодаря которой им приходилось знакомиться со Средиземным морем и всеми его берегами, обогатила и изменила гомеровское представление мира.

Для первых греческих философов характерно мифическое объяснение явлений природы и этическая идеализация, которая сказалась в попытках найти идеал нравственной жизни.

Политическая свобода греков по сравнению с восточными народами отмечалась исследователями, как прошлого, так и настоящего времени. Восточный человек должен был слепо повиноваться религиозной и политической власти. Греки же смогли создать свободные политические институты.

В VII — VI вв. до н.э. Греция претерпела важную социально-экономическую трансформацию. Из страны по преимуществу аграрной она превращается в центр ремесленной индустрии и коммерции. Города превращались в цветущие оазисы, что сопровождалось заметным демографическим ростом. Новое сословие торговцев и ремесленников становится серьезной экономической, а затем и политической силой. Идет борьба греков за преобразование старых аристократических форм правления в новые республиканские. Ощущение свободы подняло греческий дух. С образованием полиса, т.е. города-государства, грек больше не чувствовал ограничений в реализации собственной свободы. Сам человек соединялся с гражданином. Государство становилось и оставалось вплоть до эллинистической эпохи этическим горизонтом грека. Государственные цели ощущались как собственные цели, благо государства как собственное благо, свобода государства как собственная свобода. Свободный и демократический образ жизни, особенности политического и культурного устройства городов-полисов были связаны с высокой творческой и политической активностью людей. Необходимость в рамках политической конкуренции доказывать и обосновывать свои аргументы, убеждать в своей правоте других людей, публичность принятия решений породили доказательный типа мышления, который опирался на особые и разнообразные приемы обоснования знания, что реализовалось в появлении логики как одной из важнейших дисциплин философии. Умение же убеждать людей в своей правоте, основанное на логическом, рациональном изложении мыслей, на психико-эмоциональном воздействии на индивида и знании законов речи, привели к становлению особой дисциплины — риторики.

Античная философия хочет объяснить тотальность вещей, реальность во всех ее частях. Уже вопрос первого из философов гласит: Что есть начало всех вещей? Бытие как целое открывается через первоначало, т.е. первое “почему” всех вещей. Греческие философы приходят к мысли о единстве мира. Целью исследований становится понятие о мировой материи, которая переходит во все вещи и в которую все вещи снова возвращаются при исчезновении их из мира восприятий. Появляются представления о вечном первоначале.

Далее, философия стремится к рациональному объяснению всеобщего как объекта. Для нее значим лишь разумный аргумент, логическая мотивация, логос. Недостаточно констатировать, определить данные факта, опыта. Философия должна идти дальше фактов и опыта, находить причины с помощью разума.

Цель философии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее. Греческая философия и есть бескорыстная любовь к правде. Но отчего приходит потребность в философствовании? Древние греки считали, что она укоренена в самой природе человека, поскольку по своей природе все люди стремятся к знанию. Начало философии в удивлении, писали Платон и Аристотель. От решения простых проблем люди переходили ко все более сложным, от феноменов, связанных с луной, к феноменам солнца и звезд, а затем к первопричине универсума.

Именно это удивление рождало вопрос об основании мира и месте в нем человека, здесь кроется начало всей философии. А коль скоро неизбежно удивление перед лицом бытия, неистребима и потребность прояснять это удивление мыслью.

Изначально тотальность реального виделась как “физис” (природа) и как космос, почему философская проблема и выступала как космологическая, а основной принцип всей античной философии — космоцентризм. Первые философы-натуралисты ставили вопрос так: Как возник космос? Каковы фазы его развития? Каковы изначально действующие в нем силы?

Одновременно другая группа философов концентрирует свой интерес на проблеме человека и его специфических способностях. Так возникает моральная проблематика.

Греки преодолевают мифологическое сознание и создают философию как некую систему абстрактных понятий, осуществив тем самым переход от мифа к логосу. В центре греческой философии стоит диалектика как способ мыслительного связывания в единое целое внешне несовместимых сторон предмета или явления, противоречий, содержащихся в них. Мир трактуется как диалектическое единство идеи и материи, души и ума, который является чувственно-материальным и управляется космическим Разумом. Философия античности натурфило-софична, так как установка на целостное понимание мира при нехватке конкретного материала для связывания всего разнообразия, всей мозаики бытия требует особого связующего материала в виде человеческого мышления, осуществляющего эту операцию.

Первый этап античной философии — ранняя классика

religionpeace.ru

Философия древнего мира.

Количество просмотров публикации Философия древнего мира. — 1311

План.

  1. основные черты философии Древнего Востока
  2. древнегреческая философия: специфика и периодизация
  3. ранняя греческая философия (7–5 века до н.э.)
  4. философия классической Греции (5–4 века до н.э.)
  5. философия эллинизма и Древнего Рима

Специфика философии Древнего Востока.

Для востока мудрец – носитель истины, и ученики должны от него её усвоить. На западе человек не обладает истиной, а может только любить её.

Более непосредственно связана с мифологическим сознанием.

Философия востока не содержит строгих определœений и понятий.

Философия Древнего Китая (6–4 века до н.э.)

В данный период нет единства социального, следовательно, нет единства мнений, что является для философии благодатной почвой. Китайское общество отличается традиционализмом – приверженец к традициям. Общество строго иерархичное:

Ван

Шужэнь

Обязанность – выполнение традиций посредством ритуала.

Самой популярной школой философии стало конфуцианство (Конфуций (Кун-Фу-Цзы)). Это философия морали, правильной жизни. Разделяют традиционализм. Тема благого правления. Конфуций рисует идеал правителя. Вводит понятия: благородный муж и низкий человек. Благородный муж подобен ветру, низкий человек – траве, мужу можно доверить большие дела, низкий человек думает о себе. Традиционализм Конфуция проявляется в том, что любые усовершенствования ведут к бедам. Конфуций – противник войны. Конфуцианство приобретает официальный характер, когда в конце 4 века на трон приходит жестокий император.
Размещено на реф.рф
Основная книга: ʼʼБеседы и высказыванияʼʼ.

Даосизм. Основатель – Лао-цзы. Даосизм ориентирован на онтологию, сотворение мира. Диалектическое учение. Подчеркивают изменчивость мира. Дао – ʼʼпутьʼʼ. Подчеркивают взаимосвязь всœех вещей, видят противоречивость всœего сущего. Знак даосизма имеет значение: гармония, взаимосвязь между Янь и Инь. Принцип у-вэй (не деяние) – взаимодействие человека и природы. Даосы отказываются от технических приспособлений. Меньше проблематики социальной жизни, уходят в монастыри, считают, что в обществе нельзя создать что-то гармоничное.

Философия затрагивает всœе вопросы от онтологии до этики.

Философия Древней Индии (6–4 века до н.э.)

Веды – священная книга, которую изучали древние индусы. Общество поделœено на четыре касты: брахман, кшатрия, вайшья, шудра. Веды не философская книга, но в ней велико философское сознание. Индуизм характерен отношением к смерти. В нем существует понятие реинкарнации. В целом, это объективный диализм. Понимание богов отличается от европейского. Брахман – безликое начало, но есть боги, различающиеся по функциям.

Буддизм. Будда – просветленный. Сиддхартха – основатель. Сформулировал 4 благородные истины буддизма:

  1. Жизнь – страдание.
  2. Причина страданий – желания.
  3. Есть путь избавления от страданий.
  4. Восьмеричный путь.

Конечное состояние – нирвана. Нирвана разрывает кольцо сансары. Нирвана – слияние с космическим абсолютом.

Весь акцент делается на состояние субъекта͵ как можно избавиться от страданий. Субъективный идеализм.

Школа чарвака (локаята) – материалистическая школа Древней Индии, отрицающая всœе другие. Утверждали, что в мире нет ничего, кроме четырех стихий. Душа умирает со смертью тела. Душа – неустойчивое состояние 4 стихий. Этика чарваков вытекает из этого положения. Перерождения нет. Познание принято понимать как приобретение духовного опыта. Интерес к субъективному миру человека, интравертная культура.

Специфика и проблематика философии Древней Греции.

Полис – город-государство. 6–5 века до н.э. – становление и расцвет полисной системы, в Греции складывается рабовладельческий строй. Эллин – свободный, варвар – раб. Культ свободы. На базе географических условий складывается философия, экстравертная философия. Провозглашает путь свободы. Сначала философия формируется в Азии.

Этапы:

  1. Досократовская философия (7– начало 5 века до н.э.). Фалес Милетский – основатель, философ, астроном, математик, медик. Поставил проблему: из чего состоит многообразие вещей? Фалес считал, что из стихий первична вода. Материалистическое направление. Видит духовную часть мироздания. Синкретизм – нерасчлененное единство, характерно для ранней эпохи. Последователи: Анаксимен (главная стихия – воздух), Анаксимандр (первооснова – апейрон – некое поле, объединяющее духовное и материальное). Элейская школа. Представители: Парменид, Зенон. Парменид ввел понятие бытие и небытие. В бытие нет движения. Гераклит: ʼʼВсё течёт. Нельзя дважды войти в одну и ту же рекуʼʼ. Гераклит считал, что всё произошло из огня. Гераклит – яркий представитель античной диалектики. Делает акцент на борьбе противоположностей. ʼʼВойна – отец всœего и сад всœегоʼʼ. Всем правит логос – духовное начало, которому подчиняются люди и боги.
  2. Сократ не писал произведений, а излагал философию в диалогах с учениками. Ученики: Платон и Ксенофонд. Его интересует внутренний мир.
    Размещено на реф.рф
    ʼʼПознай себяʼʼ – лозунᴦ. Найти способ добродетельной жизни. Внес принцип иронии, который он называл майевтикой. Принцип поиска определœения понятий принадлежит Сократу.
  3. Демокрит – родоначальник материалистической философии. Нет области знаний, где Демокрит не оставил трудов. Ввел понятие атом (неделимый) и представил, что всё в мире состоит из атомов. Атомизм Левкиппа-Демокрита. Бытие – атомы, небытие – пустота͵ где движутся атомы. Душа состоит из атомов, которые разлетаются со смертью тела. Демокрит – сторонник детерминизма: всё имеет свою причину. В своей теории познания Демокрит говорит, что мы познаем всё от ощущений. Приверженец демократии.
  4. Классический период (5–4 века до н.э.). философия становится систематизированной, классической, каждый философ представляет свою целостную систему, есть четкое разделœение на идеализм и материализм. Первым мыслителœем считается Платон, который создал систему объективного идеализма. Годы жизни Платона – 428–348 гᴦ. до н.э. Жил в Афинах. Вернувшись в Афины, он создал школу, названную академией. Она была закрыта в 529 году н.э. Платон – ученик Сократа. Персонаж диалогов Платона – Сократ. Труд ʼʼГосударствоʼʼ, где Платон излагает мысли об идеальном государстве. В ʼʼДиалогахʼʼ он излагает свою онтологическую модель. Он считает, что ещё есть мир идей – эйдосов, которые являются прообразами вещей. Идеи первичны. Душа по Платону тоже принадлежит миру идей своей лучшей разумной частью. У души есть ещё темные части: яростная и вожделœеющая. Платон использует мифологические образы. В некоторых диалогах Платон – приверженец реинкарнации. Познание – воспоминание о том, что душа видела в мире эйдосов. Познание возможно с помощью разума. Такое направление принято называть рационализм. Платон считает, что самое главное — ϶ᴛᴏ общественный интерес. Он критикует всœе существующие формы правления. Он считает, что в идеальном государстве должны быть мудрецы, стражи и земледельцы. Править должны мудрецы. Οʜᴎ не должны иметь семьи и собственности. Рабство – совершенно естественное состояние. Платон не очень высокого мнения о людях, но выдвигает мысль о бессмертии души.
  5. Аристотель (384–322 гᴦ. до н.э.) – ученик Платона, учитель Александра Македонского. Он окончил школу-лицей, который просуществовал 800 лет. Другое название – школа перипатетиков. Аристотель не принимает концепцию мира эйдосов. В корне мира – ум (нус (ноос)), который придает первоначальный импульс миру. Идеалистическое учение. Категории Аристотеля: материя и форма. Материя – вещество, форма – организующий принцип. Форма форм – нус. У него явственнее присутствует диалектика. Аристотель видит противоречивость мира. В гносœеологии познание – знакомство с вещами окружающего мира с помощью разума, но не отрицает важность чувственного познания. Аристотель вводит принцип золотой середины – принцип умеренности. Труд ʼʼПолитияʼʼ – идеальная форма, сочетающая лучшие черты демократии и аристократии. Аристотель критикует платоновское государство. Опорой являются средние люди, то есть умеренного достатка. ʼʼНикомахова этикаʼʼ, где Аристотель говорит, что добродетель – средняя часть между противоположными гранями. Он же сторонник золотой середины и в эстетике. Он говорит, что красота заключена в высоте и порядке. Аристотель – создатель логики — сфера научных знаний о правильном, доказательном мышлении.
  6. Параллельно Сократу существовало направление софистов, которые за деньги учили определœенным знаниям: политическим, юридическим. Во времена Сократа софисты могли доказывать ложные утверждения. Аристотель борется с софистами, создавая свою логику. Софисты оттачивали аргументацию, считали, что у истины – субъективный характер.
    Размещено на реф.рф
    Протагор – наиболее известный софист: ʼʼЧеловек есть мера всœех вещейʼʼ. Протагор отрицал истину как таковую. Скептицизм – отрицание всякого познания, считали, что познание невозможно, так как оно основано на субъективном начале. Не существует никакой истины. Стоики ведут начало с 5 века до н.э. С их точки зрения миром управляет сила, называемая фатумом (роком), в связи с этим человеческая участь не завидна. Стоики считают, что человек должен покориться судьбе, но сохранить человеческое достоинство. Киники (циники) – направление, говорившее об излишествах комфорта͵ что человек должен вернуться к естественному состоянию – животностью. Диоген Синопский – самый известный киник. Все эти направления существовали одновременно.

Философия эллинизма и Древнего Рима (конец 4–2 век до н.э.)

Главная тематика: внутренний мир, цели жизни, смысл смерти и бессмертия, проблема счастья. Наиболее популярны школы скептиков и стоиков. Также популярным становится учение Эпикура – приверженца атомизма, который делает акцент на человеческое бытие, а не онтологии. Эпикур считает, что два страха мешают быть счастливыми: страх перед богами и страх смерти. Боги, говорит Эпикур, не вмешиваются в дела людей. Смерть, по мнению Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, потому что когда смерть приходит, нас уже нет. Счастье достигается путем удовлетворения умеренных радостей. Девиз: ʼʼПроживи незаметноʼʼ.

Римская философия наследует достояния греческой. В целом, преобладают идеи эллинизма. Из наиболее выдающихся достижений римской философии можно назвать поэма Лукреция ʼʼО природе вещейʼʼ. Лукреций говорит, что люди произошли от животных. Из римских стоиков наиболее известным является учитель Нерона Сенека (1 век н.э.).

Античная философия показали весь спектр философских проблем, и она является образцом.

referatwork.ru