Философ средневековья утверждавший независимость души и тела – Средневековая философия — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

Онлайн-тесты на oltest.ru: Философия — все вопросы (24/38)

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияФилософиявопросы


346. Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека:
Провиденциализм

347. Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для:
Фомы Аквинского

348. Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»:
Апокрифы

349. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:
Предпринимательскую деятельность

350. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
теология

351. Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий:
Мессия

352. Средневековый автор изречения: «Верую, чтобы понимать» — это:
Аврелий Августин

353. Сторонники номинализма – направления средневековой теологической философии – считали, что реально существовали:
Единичные понятия

354. Схоластика – это:
тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

355. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:
схоластике

356. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
Бога

357. Учение о спасении души:
Сотериология

358. Философ средневековья, утверждавший независимость души и тела:
Аврелий Августин

359. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

360. Фома Аквинский – крупный представитель теологии средневековой философии выдвигает:
5 собственных доказательств бытия Бога



oltest.ru

filosofiya_voprosy_s_otvetami — Стр 3

oltest.ru –Онлайн-тесты

Философия

312.Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»:

• Аристотель

313.Хронологические рамки развития античной философии:

• VI век до нашей эры – VI век нашей эры

314.Хронологические рамки среднего стоицизма:

• 2-1века до. н.э.

315.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади?

• идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

• идея идеальна, настоящая лошадь — материальна

• идея первична, настоящая лошадь вторична

316.Эпоха, характерная рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого – это:

• Античность

Философия Средневековья

317.«Шестоднев» — это книга, в которой излагались:

• Христианская онтология и космогония

318.Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»:

• Августин

319.Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину – это:

• Вера в Бога

320. Главная задача христианских апологетов состояла в:

• В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

321.Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья:

• Экзегетика

322.Как можно по Августину, перейти от «царства земного» к «царству небесному»?

• С помощью постоянного устремления к богу посредством молитвы

323.Как называется учение о конце мира?

• Эсхатология

324.Как называется философская школа в современном капитализме, исходящая из учения Ф. Аквинского?

• Неотомизм

325.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

• Сциентизм

326.Кто относится к представителям средневековой философии:

•Аврелий Августин

•Иоанн Дунс Скот

•Иоанн Росцелин

•Уильям Оккам

•Фома Аквинский

Актуальную версию этого файла

 

 

Вы всегда можете найти на странице

21/35

16 ноября 2014 г.

http://oltest.ru/files/

oltest.ru –Онлайн-тесты

Философия

327.Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

• Креационизм

328.Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII веков), заложивших основы христианской философии и богословия, в их трудах впротивостоянии-диалогесгреко-римскойфилософией идет формирование системы христианской догматики:

• патристика

329.Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными оболочками:

• Номинализм

330.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

• аскетизм

331.Представитель средневековой западноевропейской философии:

• Фома Аквинский

332.Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека:

• Провиденциализм

333.Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для:

• Фомы Аквинского

334.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»:

• Апокрифы

335.Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:

• Предпринимательскую деятельность

336. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

• теология

337. Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий:

• Мессия

338.Средневековый автор изречения: «Верую, чтобы понимать» — это:

• Аврелий Августин

339.Сторонники номинализма – направления средневековой теологической философии – считали, что реально существовали:

• Единичные понятия

340.Схоластика – это:

• тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-

гносеологических проблем

341.Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логическойпроблематике, подчинение теологии, присущи:

• схоластике

342.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

• Бога

Актуальную версию этого файла

 

 

Вы всегда можете найти на странице

22/35

16 ноября 2014 г.

http://oltest.ru/files/

oltest.ru –Онлайн-тесты

Философия

343.Учение о спасении души:

• Сотериология

344.Философ средневековья, утверждавший независимость души и тела:

• Аврелий Августин

345.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

• богословию

346.Фома Аквинский – крупный представитель теологии средневековой философии выдвигает:

• 5 собственных доказательств бытия Бога

347.Характерной чертой средневековой философии является:

• теоцентризм

348.Чему противопоставлялась вера в средневековье?

• Разуму

349.Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью:

• Средневековье

Философия эпохи Возрождения

350. Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»:

• Пико делла Мирандола

351.В каком городе была в 15-мвеке возрождена Платоновская академия?

• Флоренции

352.В чем выразилась антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения?

• В критике средневековой философии

353.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

• антропоцентризм

354.Для философии эпохи Возрождения характерна:

• ностальгия по античной культуре

355.Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражается в:

• Математике

356.Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований – это:

• Утопия

357.Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, критик схоластики:

• Петрарка

358.Какое направление появилось в христианстве в результате Реформации?

• Протестантизм

359.Кем написан утопический роман «Город Солнца»?

• Кампанелла

Актуальную версию этого файла

 

 

Вы всегда можете найти на странице

23/35

16 ноября 2014 г.

http://oltest.ru/files/

oltest.ru –Онлайн-тесты

Философия

360.Кто был автором книги «Об обращении небесных сфер»?

• Коперник

361.Кто считается родоначальником гуманизма в эпоху Возрождения?

• Петрарка

362.Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны как образца общественного устройства – это:

• Утопия

363.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

• человек

364. Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

• Джордано Бруно

365. Понятие «Возрождение» означает восстановление интереса к:

• Античности

366.Представитель философии эпохи Возрождения:

• Джордано Бруно

367.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

• гуманизм

368.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

• антропоцентризм

369.Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

• индивидуализм

370.Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»:

• Пантеизм

371.Философ Возрождения, утвердивший свободу воли человека как определенный фактор жизни –

это:

• Мирандола

372.Характерная черта Ренессанса – это:

• Антропоцентризм

373. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

• Возрождение

Философия Нового времени

374. В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался:

• Дуализма

Актуальную версию этого файла

 

 

Вы всегда можете найти на странице

24/35

16 ноября 2014 г.

http://oltest.ru/files/

oltest.ru –Онлайн-тесты

Философия

375.Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания

на:

• Эмпирическое и теоретическое

376.Дуалистическая философия характерна для:

• Р. Декарта

377.Идея правового государства включает в себя положение о:

• Разделении властей

378.К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести:

• Идею равенства всех людей

379.Кому принадлежит фраза: «Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах»?

• Ж.-Ж.Руссо

380.Кто считается основателем рационализма?

• Декарт

381.Кто является автором первой технократической утопии «Новая Атлантида»?

• Бэкон

382.Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

• Р. Декарту

383.Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт:

• Сенсуализм

384.Окружающий человека предметный мир, по Спинозе – это:

• Модусы

385. Определите предложенный Локком вариант решения проблемы взаимодействия личности с окружающейконкретно-историческойсредой: учение о человеке как о …

• чистой доске

386. Освобождение от церковного влияния:

• Секуляризация

387. Основная идея философии французского Просвещения:

• Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

388. Основное утверждение рационализма заключается в том, что:

• Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

389. Основное утверждение эмпиризма:

• Всё знание человека основывается на опыте

390.Основной темой в Новое время стала тема:

• познания

391.Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать:

• индукция

392.Основой всего мироздания, по Лейбницу, являются:

• монады

Актуальную версию этого файла

 

 

Вы всегда можете найти на странице

25/35

16 ноября 2014 г.

http://oltest.ru/files/

oltest.ru –Онлайн-тесты

Философия

393.Основоположник эмпиризма, автор лозунга «Знание – сила»:

• Ф. Бэкон

394.Особенности рационализма XVII века обусловила:

• математика

395.Представителем субъективного идеализма является:

• Дж. Беркли

396.Представитель философии Французского Просвещения:

• Ж.-Ж.Руссо

397.Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж.Руссо считал:

• Собственность

398.Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу:

• Монада

399. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

• опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

400. Способ познания, у Спинозы, представляющий адекватное знание – это:

• интуиция

401. Сущность деизма состоит в:

• Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

402. Тенденция в философии17-18веков сводить все законы природы к законам механики:

• Механицизм

403. Теории «общественного договора» придерживался:

• Т. Гоббс

404. Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал:

• Р. Декарт

405.Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»:

• Г. Лейбниц

406.Философ, рассматривающий общественные явления с позиции механистического материализма –

это:

• Т. Гоббс

407.Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех» — это:

• Т. Гоббс

408.Философ, считавший, что сознание ребёнка подобно чистой доске tabula rasa:

• Дж. Локк

409.Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это:

• деизм

410.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:

• Рационализм

Актуальную версию этого файла

 

 

Вы всегда можете найти на странице

26/35

16 ноября 2014 г.

http://oltest.ru/files/

oltest.ru –Онлайн-тесты

Философия

411.Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями:

• Гельвеций

412.Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии:

• Р. Декарт

413.Французский философ, сторонник сенсуализма:

• Кондильяк

414.Центральная проблема в философии французского Просвещения:

• Человека

415.Центральная философская проблема Д. Юма:

• Познание

416.Центром европейского Просвещения в середине 18-говека была:

• Франция

417.Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латинскизвучащий как «cogito ergo sum»?

• я мыслю, следовательно, я существую

Русская философия

418.«Русским Сократом» прозвали:

• Г.С. Сковороду

419.«Слово о законе и благодати» написал:

• Иларион

420.Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» является:

• Владимир Соловьёв

421.Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения:

• П.Я. Чаадаев

422.В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир:

• книге

423.В.И. Ленин разработал учение о России как:

• Слабом звене в цепи империализма

424.Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:

• Славянофилов

425.Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:

• Славянофилов

426.Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома:

• Род

Актуальную версию этого файла

 

 

Вы всегда можете найти на странице

27/35

16 ноября 2014 г.

http://oltest.ru/files/

oltest.ru –Онлайн-тесты

Философия

427.Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

• П. Чаадаевым

428.Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам:

• нестяжатели

429.Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению Владимира Соловьёва, является:

• Любовь между мужчиной и женщиной

430.Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого:

• Не противься злому

431. Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир Святославич:

• Корсунь

432. Датой принятия православия на Руси считается:

• 988 год

433. Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России:

• Иваном III в 15 веке

434. Для древнерусской мысли характерна:

• Переоценка внешнего материального бытия

435. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этически кодекс поведения:

• Мономах

436. Дуализм духа и материи, Бога и природы характерен для философии:

• Н.А. Бердяева

437.Духовный лидер западников:

• А.И. Герцен

438.Духовный лидер нестяжателей:

• Нил Сорский

439.Знаменитым русским иконописцем является:

• Феофан Грек

440.Идейным главой славянофилов являлся:

• А.С. Хомяков

441.Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал:

• Филофей

442.Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:

• Патриарх Никон

443.К важнейшим особенностям русской философии можно отнести:

•Нравственно-антропологическийхарактер

•Стремление к целостному познанию

•Эмпирико-сенсуалистическийхарактер

Актуальную версию этого файла

 

 

Вы всегда можете найти на странице

28/35

16 ноября 2014 г.

http://oltest.ru/files/

oltest.ru –Онлайн-тесты

Философия

444.К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится:

• «Слово о законе и благодати»

445.К одной из центральных идей масонства относится:

• Совершенствование человека через личное и соборное самопознание

446. К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести:

• Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию

Небесному

447.К характерным особенностям русской философии относится:

• Эмпиризм

448.Какая концепция характерна для Владимира Соловьёва?

• Всеединства

449.Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от:

• Византии

450.Кого называли «пионером» марксизма в русской философии?

• Плеханова

451.Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке:

• «Домострой»

452.Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?

• П.Я. Чаадаеву

453.Кому принадлежит «Учение о Богочеловечестве»?

• Соловьёву

454.Масонство было привнесено в Россию из:

• Англии

455.Мыслитель, разработавший оригинальную философскую концепцию консерватизма:

• Леонтьев

456.Наиболее близка к воззрениям «западников» идеология партии:

• Союз правых сил

457. Направление религиозной философии:

• Православие

458.Ноосфера — это:

• Сфера разума

459.Общественным устройством, характеризуемым Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти» является:

• Анархия

Актуальную версию этого файла

 

 

Вы всегда можете найти на странице

29/35

16 ноября 2014 г.

http://oltest.ru/files/

oltest.ru –Онлайн-тесты

Философия

460.Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян):

• Юрий Крижанич

461.Одна из главных идей философии всеединства:

• Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни

462. Одним из основоположников культурологического понимания хода истории является:

• Данилевский

463. Одно из главных произведений С.Н. Булгакова:

• «Свет невечерний»

464.Одно из основных правил «космической этики» К.Э. Циолковского:

• Страдающего убей

465.Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в:

• Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

466.Основателем русского книгопечатания является:

• И. Федоров

467. Основная идея философии В. Соловьёва – это:

• Всеединство

468. Основная проблема, рассматриваемая Фёдоровым – это:

• Бессмертие

469.Основное понятие гносеологии В.И. Вернадского:

• Эмпирическое обобщение

470.Основной идеей западничества является:

• Россия должна развиваться по европейскому пути

471. Основоположник космической экологии и гелиобиологии:

• А.Л. Чижевский

472.Основоположником русского космизма считается:

• Николай Фёдоров

473.Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма:

• В.С. Соловьев

474.Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале:

• Телескоп

475. По мнению Г.С. Сковороды, вся действительность распадается на три мира, к числу которых не относится:

• общество

476. По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря:

• Вере в Бога

477. По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»:

• Н.И. Новиков

Актуальную версию этого файла

 

 

Вы всегда можете найти на странице

30/35

16 ноября 2014 г.

http://oltest.ru/files/

studfiles.net

2.2.5. Проблема души и тела в европейской средневековой философии

В основу средневекового понимания проблемы души и тела легли два тесно связанных между собой христианских догмата — о Боговоплощении и воскресении во плоти. Согласно первому догмату, сын божий, Логос, или Иисус Христос, воплотился в человека, чтобы своей смертью на кресте искупить грехи человеческого рода и таким образом даровать людям спасение. По другому догмату, человек, когда придет время, воскреснет целиком в своем телесном облике, ибо душа не может существовать вне тела.

Первым философом, попытавшимся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке, был Ориген (3 век). Он считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа составляет наше собственное «Я», она является в нас началом индивидуальности и выбирает между добром и злом. По природе душа должна повиноваться духу, а тело — душе. Но в силу двойственности души ее низшая часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. По мере того, как это входит в привычку, человек оказывается греховным существом, переворачивающим природный порядок, созданный творцом. Он подчиняет высшее низшему, и таким путем в мир приходит зло. Таким образом, зло исходит не от Бога, не от самой природы, не от тела, оно исходит от человека, от злоупотребления божественным даром — свободой.

На основе такого подхода к решению проблемы соотношения души, и тела в последующем возник средневековый аскетизм, ставивший целью воспитание плоти для будущего подчинения ее высшему, духовному началу.

2.2.6. Проблема разума и веры в европейской средневековой философии

В европейской средневековой философии остро стоял вопрос о наилучших формах и методах защиты и обоснования христианского мировоззрения. Существовали два подхода к решению этих вопросов: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. В первом направлении отчетливо выражено, стремление опереться на рассудочное начало в человеческом сознании, апеллировать к социальному и интеллектуальному опыту, здравому смыслу. Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но и подкрепленное разумными доводами. Его представители допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на человека.

Аврелий Августин разработал теорию о гармонии веры и разума, в которой выступил с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: понятийно-рационального и нерационального. Однако в системе Августина решающее значение имеет откровение, а идеалом является послушный религии разум и подкрепленная разумом вера.

Представители религиозного свободомыслия, признавая существование сверхъестественного порядка, подчиняющегося руководству сверхприродного Бога, в то же время отстаивали права и возможности человеческого разума, максимальную самостоятельность рационально-философского исследования, что нашло свое выражение в теории «двух истин», главный смысл которой заключался в утверждении независимости науки и философии от вероисповедных догм теологии.

Свою версию о гармонии веры и разума выдвинул Фома Аквинский. Он провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, что некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Наука и философия относительно самостоятельны от теологии, но в случае конфликта между ними решающими являются критерии истин-откровений, которые своей истинностью и ценностью превосходят любые рациональные доказательства.

Представители другого направления — религиозного антиинтеллектуализма полагают, что рассудочный подход к религии, содержащий в себе момент принудительности и обязательности для Бога, исключает в нем творческое начало, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога неподвластны законам разума. Бог абсолютно свободен, его действия абсолютно непредсказуемы. На пути к Богу разум является помехой. Чтобы прийти к Богу, нужно забыть все, что знал, забыть даже вообще, что существует знание. Антиинтеллектуализм культивировал среди приверженцев религии слепую и бездумную веру. Его представители рассматривали античную культуру как ложные, противоречивые по своей природе воззрения, уводящие людей от их подлинного назначения — спасения своей души.

studfiles.net

Тема 3. Философия средневековья

Вопросы:

  1. Средневековье: сущность эпохи. Истоки средневековой философии.

  2. Теоцентризм. Средневековая картина мира.

  3. Антропологическая концепция Средневековья.

  4. Философия Средневековья: схоластика, номинализм и реализм.

  5. Средневековая теодицея.

  6. Оценка философии Средневековья.

Основные понятия:схоластика, патристика, теодицея, провиденциализм, апологетика, универсализм, номинализм, реализм, политеизм, монотеизм, креационизм, схоластика, монизм.

1. Средневековая философия – это философия эпохи феодализма (V – XV вв.). В истории философии этот период оценивается как нечто негативное: десять веков тьмы, «долгое, темное средневековье». Историческая память обошлась со Средневековьем несправедливо. Это был действительно длительный период, и в нем имело место не только темное, но и заслуживающее внимания и преемственности. Однако в словарях и энциклопедиях предшествующий этап (античность) и последующий (Возрождение) характеризовались как эпохи расцвета человеческого интеллекта и философской мысли, а Средневековье – как перерыв в становлении духовности. И только в последнее время стало пересматриваться отношение к этому непростому и уникальному явлению в развитии культуры.

К анализу любого исторического периода следует подходить диалектически: видеть высокое и низкое, достойное и критики, и подражания. Этому периоду, как и другим, свойственны противоречия, только здесь они выступают наиболее зримо. С одной стороны, идет процесс формирования наций, языков, государств, способствующий прогрессу, а с другой – религия распространяет свое влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на развитие философской мысли, пытаясь ограничить ее рамками догматики, что вело к регрессу. Не случайно философия получила название схоластика (греч. schole – школа), поскольку она была оторвана от реальности и поставлена на службу теологии. Теология сковывала мысль, а также и школьное образование, где обучение сводилось к заучиванию застывших догм.

Этот период появился не внезапно. Чтобы понять динамику, важно увидеть, как из прошлого рождается настоящее, а из настоящего – будущее. Становление средневековой культуры и философии началось уже в I – IV вв. как синтез двух традиций – христианского откровения и античной философии. Христианство приходит на смену античным, а также языческим богам («языческие» религии являлись продуктом творчества «данного» народа, т.е. это были религии одного «языка»), иными словами, на смену политеизму (многобожию) приходит монотеизм (единобожие), который определяет основы формирующейся картины мира и соответствующего эпохе мировоззрения. С христианством утверждается универсализм мировоззрения. Для распространения христианства и превращения его в мировую религию требовалось обоснование догматики, чему вполне соответствовала древнегреческая философия в ее идеалистическом варианте (отсюда обращение к концепциям Пифагора, Платона, Аристотеля).

Но христианство привносит и новые идеи, неведомые античности: признание единого бога творцом всего сущего, равенство всех народов перед ним, конечность земного мира и вечность небесного. Симбиозом соответствующих духу времени идей древнегреческой философии и догматов христианства явилась патристика (лат. pater – отец) – произведения отцов церкви первых веков христианства. Одни из них ратовали за необходимость обращения к философии и рационализации догматики, другие, напротив, называли философов «патриархами еретиков» и считали, что философия разрушает все то прекрасное, что создается верой.

Так, Тертуллиан (II – III вв.), христианский богослов из Карфагена, в своей «Апологетике» говорил о том, что «после Христа не нужна никакая любознательность; после Евангелия не нужно никакого исследования». Он откровенно противопоставляет христианство здравому человеческому рассудку: «Сын божий был распят; не стыдимся этого, потому что это постыдно; сын божий умер, – вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно». Таким образом, был провозглашен тезис, ставший для богословов непреложным: «Верую, потому что абсурдно». Провозглашение абсурда как высшего показателя было принято на многие века. Но в период позднего Средневековья утверждается иной взгляд: истины разума отбрасывать нецелесообразно; они необходимы в той мере, в какой доказывают истины веры. Следовательно, вера в разум (хотя и ограничивающая его возможности) не могла не укрепляться даже в средние века. В эту эпоху создают свои труды, оказавшие огромное влияние на развитие богословской мысли, Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и представители свободомыслия – английские философы Роджер Бэкон, Дунс Скот, Уильям Оккам; арабские философы – Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс).

2. Считая более целесообразным рассмотрение философии эпохи Средневековья не в персоналиях (поскольку отдельные системы здесь не столь оригинальны и значимы, как в античной философии), а концептуально, выделим ее основные характеристики, проблемы и пути их решения.

Эта философия носила теоцентрический характер, в соответствии с которым формировалась картина мира. В своем понимании мира средневековый человек исходит из главного постулата теоцентризма: источником всего сущего является бог. Он лежал и в основе познания человеком мира и самого себя. Без веры в бога человек просто не мыслил жизни, не мог объяснить мир и сориентироваться в нем. Вера в бога выступала в качестве высшей истины, вокруг которой группировались все остальные идеи и соотносились все ценности. Этой верой детерминировалась теория креационизма (лат. creato – создание) – сотворение мира, живой и неживой природы в едином творческом акте.

Отметим основное отличие в трактовке мироздания античных и средневековых мыслителей. Античные философы подходили к этой проблеме с позиций дуализма, они видели два начала: активное и пассивное. И Аристотель, и Платон в своих философских системах отразили именно такое понимание: у Аристотеля материя пассивна, форма активна, а у Платона вещи пассивны, идеи активны. Мир виделся состоящим из противоположностей. В Средневековье же утверждается монистический принцип (от греч. monos – один, единственный) – признание в качестве основы одного начала. Дуализм уступает место монизму.

Все теологические концепции средних веков исходят из единого абсолютного начала, которым объявляется бог. Поэтому не случайно в них разрабатываются различные доказательства бытия бога: рациональные, интуитивные, нравственные, мистические. Одно из важнейших «доказательств» бытия бога – онтологическое. Оно было выдвинуто в IV в. Августином Блаженным и развито Ансельмом Кентерберийским в XI в. Смысл его состоит в следующем: человек наделяет бога особыми качествами, присущими только ему как существу всесовершенному. Спонтанно такое представление возникнуть не могло. Оно должно быть детерминировано действительным бытием такого существа, которое вложило в человека подобную мысль о нем. Следовательно, существование бога при таком объяснении не доказывается, а выводится из мысли о нем: нельзя мыслить всесовершенное, не мысля его существующим. Несостоятельность подобной аргументации для здравомыслящего человека очевидна: ведь мысли могут быть как истинными, так и ложными – поэтому выводить бытие бога из мысли неправомерно.

Переходом от мысли к реальности явилась концепция рационального доказательства бытия бога, сформулированная Фомой Аквинским (XIII в.). В качестве достоверного источника он выдвигает сам факт существования мира. Главный труд богослова «Сумма теологии» содержит разработанную им систему доказательств.

Первое: признание перводвигателя. Все, что движется, должно иметь источник движения. Стало быть, есть и изначальный источник – бог.

Второе: признание первопричины. Все в мире имеет свои причины, но цепь действующих причин не может быть бесконечной, должна быть и первопричина – бог.

Третье: признание абсолютной необходимости. Все в мире случайно, но случайность зависит от необходимости, проявляющейся через внешнюю причину, которая и есть бог.

Четвертое: признание абсолютного совершенства. Поскольку в мире существуют разные степени совершенства, то логично предположить и существование высшей степени совершенства, каковой и является бог.

Пятое: признание мировой целесообразности. Все в мире гармонично, разумно и целесообразно. Эта гармония не могла возникнуть без основания, без источника; таким сверхразумным началом, упорядочивающим мир, и является бог. Последнее доказательство называется еще телеологическим.

Несомненно, что приведенные доказательства основаны на метафизическом понимании источника движения и причинности (они рассматриваются как нечто внешнее по отношению к материи), на отрицании развития и взаимодействия в материальном мире (материя пассивна), на отождествлении бога с необходимостью, а также на подмене понятий: внутренний источник движения заменяется внешним, естественные причины – сверхъестественными, целесообразность – телеологией.

3. Средневековая онтология, как и античная, двуслойна: у Парменида – бытие подлинное и неподлинное, у Платона – мир вещей и идей; у средневековых теологов – мир земной и потусторонний, причем эти миры неравноценны (все земное принижается ради возвышения небесного). Принципы онтологии проецируются на антропологию. В человеке определяются две субстанции: тело и душа, к которым христианское сознание присоединяет еще одну – дух. Таким образом, согласно христианской догматике в человеке соединяются дух, душа и тело. Но дух не принадлежит человеку, он ему даруется богом; дух – это причастность к божественному. Следовательно, человек – это субстанция особого рода, в которую воплощается божественная сущность. Средневековая концепция человека базируется на двух догматах: боговоплощение и воскрешение.

Человек – это человекобог. Но Средневековье извлекает из античности представление о человеке и как о «разумном животном». Поэтому закономерна постановка проблемы: чего в человеке больше – животного или божественного? И средневековые мыслители перенесли решение проблемы в плоскость необходимости подавления в человеке животного начала, умерщвления плоти как средства самообуздания. Аскетизм был возведен в высший критерий нравственности, а те качества, которые античность провозглашала собственно человеческими – разумность, достоинство, самообладание — потеряли свою значимость. Если античная, а особенно стоическая философия в качестве идеала провозглашала человека непокорного судьбе, мужественного, устремленного к осуществлению благородных целей, то идеал средних веков – аскет, отказывающийся от всех земных благ и удовольствий.

Культ святых, идущий от Средневековья, сохраняется в христианстве до настоящего времени. Отречение от всего земного считается высшим проявлением благородства души, основанием для постижения в себе божественного начала и благодатной почвой формирования подлинной духовности, которая прокладывает путь к воскрешению.

Таким образом, решение фундаментальных философских проблем онтологии и антропологии осуществлялось в период Средневековья в русле теологии. Анализ философских проблем по существу сводился к анализу проблем религиозных. Философия не должна была обращаться к реальным фактам. Естественнонаучные концепции, опровергающие религиозную догматику, объявлялись еретическими. «Дуб схоластики» был прочен. Философия становится «служанкой богословия». Эта ее роль теоретически обосновывается Фомой Аквинским. С одной стороны, он признавал естественнонаучные истины, которые идут от природы. С другой стороны – истины откровения, которые идут от бога. А философия, согласно его логике, должна быть между ними посредником, связующим звеном. Он был убежден, что с помощью разума можно подняться до высших истин откровения. Но если истины разума будут противоречить истинам веры, то их следует отбросить. Такой вывод не что иное, как «удушение с помощью объятий».

4. Но не следует думать, что период Средневековья представляет собой деградацию человеческой мысли. Сама постановка философских проблем была достаточно значима для совершенствования интеллекта. И даже в рамках богословской проблематики оттачивалась логика. Например, вопрос о Логосе, которым создается реальный мир (согласно Библии, Бог Словом своим сотворил вселенную). А что есть Логос, Слово? – это уже философская проблема. Она затрагивает соотношение категорий общего и единичного. Дискуссии в связи с этим велись не только о сути божественного Логоса, но и об отношении этого универсала к конкретным вещам. Так складывалась линия борьбы между номинализмом и реализмом. Реалисты единственной реальностью считали общие понятия – универсалии, идущие от бога. Ими объясняется многообразие вещей, они дают всему начало. Общее предшествует реальным вещам. Конкретные вещи – только бледные копии истинно реального. Реализм, несомненно, во многом повторяет идеи платонизма. Но присущая Платону диалектика понятий была направлена не на постижение религиозных истин, а на определение подлинной красоты, добра, блага. Реалисты же откровенно проводят объективно-идеалистическую линию.

Противоположную позицию занимали номиналисты. Они считали, что универсалии – общие понятия – лишь имена, ноумены (лат. nomen – название, имя) вещей. Подлинной же реальностью являются сами вещи. С одной стороны номинализм, несомненно, был связан с материалистической трактовкой первичности бытия и вторичности сознания. Последовательное проведение номиналистической линии о том, что идеи возникают из реальных вещей, а не идут от бога, в эпоху засилия религии и церкви было прогрессивно. С другой стороны, когда реалисты говорили о том, что реальный мир несовершенен по сравнению с миром идей, то они ставили под сомнение всесилие бога, создавшего такой мир. Иными словами, бог не может создать совершенного. Поэтому часто идеи реалистов объявлялись еретическими.

5. Средневековые схоласты, ведя дискуссии, наталкивались на неразрешимые противоречия. Интересен в этом плане «парадокс всемогущества бога», выраженный ими в форме вопроса: «Может ли всемогущий бог создать такой камень, который не сможет поднять?» – Если бог всемогущ, то он должен создать такой камень, но ведь тогда он должен его и поднять…

Оправданию бога и обоснованию божественного промысла посвящены труды Августина Блаженного (V в.). Исходное положение его концепции заимствуется из «Священного писания»: сотворив человека, бог наделил его свободой воли. Поэтому человек может отступить от праведного пути, выйти из повиновения духу и выбрать нечто низменное. С бога снимается ответственность не только за несовершенные поступки людей, но и за несовершенство мира. Бог сотворил мир разумным и гармоничным, – говорит богослов, – зло же в него привносится человеком по причине той же свободы воли. Данный вывод лежит в основе теодицеи (греч. theos – бог и dike – право, справедливость) – концепции богооправдания. Воля может быть подлинно свободна, по Августину, если она не приемлет зла, а это возможно только при ее направленности к богу. Получается, что воля свободна лишь в ее свободном подчинении божественной благодати. С одной стороны, это уже не свобода, а с другой – принцип божественной предопределенности явно противоречит принципу свободы воли: если бог все заранее предвидит, то он не мог не знать, что, обладая свободой, человек распорядится ею неразумно.

Августин Блаженный дуализм души и тела проецирует на общественную жизнь. Люди, согласно Августину, делятся на два рода: живущих согласно человеческим принципам и живущих согласно божественной воле. Поэтому возникает два рода государства: «светский град» и «град божий». Первый является царством тьмы и греха, второй – света и добра. Задача человечества – построить земной град по образцу «града божьего». Мировая история трактуется им как результат божественной провиденции (лат. providentia – провидение). В своем труде «О граде божьем» он дает религиозную философию истории. Но и здесь можно усмотреть философский смысл в решении проблемы божественной предопределенности и свободной воли человека, которая в ходе дальнейшего развития философии выльется в проблему свободы и необходимости. Идея отсутствия предопределенности человеческих поступков и общественного развития возникла как антипод идее провиденциализма. Поэтому, когда анализируются основные концепции периода Средневековья, важно обращаться не только к апологетическим (греч. apologetikos – защищающий) положениям отцов церкви, но и к проблескам живой мысли, выходящей за рамки провозглашаемых ими догм. И в трудах богословов анализируются определенные периоды истории, появляются реальные факты и исторические деятели, оттачивается формальная логика, противопоставлением которой будет логика диалектическая.

6. Средневековая диалектика явилась не только фундаментальной школой логического мышления, но и сыграла важную роль в становлении естествознания. Пытаясь понять природу, средневековые мыслители видели в ней определенный порядок, высокое совершенство, что рождало идею целеполагающей силы. Образ природы как книги, написанной рукой творца, сохранится и в последующие эпохи, но доминирующим станет иной аспект: образ природы, развивающейся по естественным закономерностям.

Противопоставление науки и религии, веры и знания, разума и откровения было характерно и для периода Средневековья. Достаточно плодотворно естественнонаучная мысль развивалась в ближневосточных странах. Так, таджикский ученый-экспериментатор Ибн-Сина (Авиценна) в Х-XI вв. и арабский философ Ибн-Рушд (Аверроэс) в XII в. обосновывали объективное существование движущейся материи и возможности её познания, выступали против мистицизма и суеверий, утверждали значимость только такой науки, которая имеет практическую направленность. Авиценна отстаивал принцип единства логического мышления и опыта, философии и частных наук. Аверроэс, соглашаясь со своим предшественником, выступил за эмансипацию науки. Он сформулировал теорию двойственной истины, согласно которой истины как науки, так и религии имеют право на существование, поскольку у них разные области исследования. Для периода Средневековья – это достаточно смелая мысль: наука объявлялась независимой от религии. Он не отвергает идеи бога, стоящего над миром, но отвергает идею сотворенной богом материи, утверждая их «совечность», взаимное проникновение.

Заслугой этих мыслителей является высокая оценка человеческого интеллекта, «всеобщего разума», свидетельствующего о преемственности духовной жизни человечества.

Стремление апеллировать к разуму, знанию было характерно для поздних номиналистов Роджера Бэкона и Дунса Скота (XIII – XIV вв.). Д. Скот рассматривал мышление как свойство материи, заставив, по словам Маркса, «самое теологию проповедовать материализм». Бэкон считал, что церковь мешает человеку свободно мыслить, заставляя отрекаться от истины «в пользу бога» и стремился найти прочные основания достоверности в математике, физике и этике. Именно ему принадлежит изречение: «Знание – сила», и он полагал также, что знание должно опираться на опыт. Эту точку зрения разделял Уильям Оккам (XIV в.), провозгласив идею радикального эмпиризма и сформулировав принцип простоты научного знания.

Таким образом, уже в период Средневековья зрело убеждение во всесилии разума, необходимости обретения для него свободы от пут схоластики, открывались перспективы для развития науки, что стало реальностью в предстоящую эпоху Возрождения.

studfiles.net

Тема 3 Философия средневековья

03.01 Представители средневековой философии:

Аврелий Августин

Фома Аквинский

Диоген Лаэртский

Гераклит Эфесский

03.02 Представители средневековой философии:

Иоанн Росцеллин

Уильям Оккам

Марк Аврелий

Парменид Элейский

03.03 Хронологические рамки патристики … вв.

IVII

VIII-XI

XI-XV

II — VI

03.04 Период истории философии, когда природа и человек рассматривались как творенья Божьи — …

схоластика

патристика

средневековье

античность

03.05 Вера противопоставлялась в средневековье …

разуму

умению

чувству

желанию

03.06 Теоцентризм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …

бога

человека

природы

космоса

03.07 Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой

теология

патристика

схоластика

логика

03.08 Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …

обоснования догматов веры

развития частных наук

построения основ общества

утверждения гуманистических идеалов

03.09 Умонастроение характерное для средневековой философии:

монотеизм

пантеизм

гуманизм

политеизм

03.10 Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о …

цикличности исторического процесса

бесцельности истории

целенаправленности истории

неизменности общественного бытия

03.11 Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:

возможность познания — …

чувство прекрасного

вера в Бога

чувство справедливости

03.12 Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью…

схоластика

патристика

средневековье

античность

03.13 Философия, которая стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт в развитии человечества в явлении Христа :

западноевропейская христианская

русская средневековая

немецкая классическая

марксистская

03.14 Средневековый автор изречения «верую, чтобы понимать» — …

Фома Аквинский

Пьер Абеляр

Августин Блаженный

Альберт Великий

03.15 Универсалии существуют независимо от сознания человека, утверждал в средневековой философии …

реализм

номинализм

догматизм

универсализм

03.16 Философ средневековья, утверждавший противоположность независимых души и тела:

Фома Аквинский

Авиценна

Абеляр

Августин Блаженный

03.17 Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями —

реализм

номинализм

догматизм

универсализм

03.18 Представители номинализма в средневековой философии:

Иоанн Росцеллин

Уильям Оккам

Тертуллиан

Фома Аквинский

03.19 Собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии -… .

Откровение

Ветхий Завет

Пятикнижие

Новый завет

03.20 Священная книга мусульман — …

Коран

Веды

Пятикнижие

Новый завет

03.21 Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви:

символизм

дуализм

рационализм

деизм

03.22 Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это… .

аскетизм

утилитаризм

гедонизм

натурализм

03.23 Философская школа в современном католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского — …

исихазм

политеизм

неотомизм

монотеизм

03.24 Учение арабского философа, оказавшее влияние на философские взгляды Фомы Аквинского — …

аверроизм

символизм

концептуализм

монотеизм

03.25 Совокупность религиозных представлений, чувств, привычек, традиций, формирующихся под воздействием носителей религиозного сознания:

религиозное учение

религиозная идеология

религиозная философия

религиозная психология

03.26 Почитание различных объектов действительности, которым предписываются сверхъестественные свойства :

фетишизм

магия

анимизм

религия

03.27 Вера в существование сверхъестественной связи группы людей и каким-то видом животных или растений :

фетишизм

анимизм

магия

тотемизм

03.28 Религии, сложившиеся в древних государствах, отражавшие социально-политические и другие отношения — …

монотеистические

первобытные

политеистические

национальные

03.29 Позиций номинализма придерживался …

Сенека

Платон

Плотин

Росцелин

03.30 Выдающимся представителем зрелой схоластики, основателем томизма был…

Уильям Оккам

Фома Аквинский

Филон Александрийский

Альбер Великий

03.31 Согласно Ф.Аквинскому, бытие Бога может быть доказано … путем(ями)

пятью

одним

тремя

двумя

03.32 Общие понятия существуют «до вещей» в божественном уме, «в самих вещах» как их сущность и «после вещей» как результат деятельности человеческого ума — утверждал …

Росцелин

Ф.Аквинский

Д.Скотт

В.Оккам

03.33Согласно Ф.Аквинскому, сущность и существование соединены …

В природе

В человеке

В чувственно воспринимаемых вещах

В Боге

03.34 Ф.Аквинский в споре об универсалиях занимал позицию …

крайнего реализма

умеренного реализма

умеренного номинализма

концептуализма

03.35 Единственно истинной философией католическая церковь признает учение ..

Августина Блаженного

Аристотеля

Фомы Аквинского

Ансельма Кентерберийского

03.36 Личное спасение является смыслом жизни в…

антропологии

религии

экзегетике

гедонизме

03.37 Согласно Фоме Аквинскому, Бог является …

творцом мира из ничего

только перводвигателем

тождественным природе

душой мира

03.38 Фома Аквинский утверждал, что материя …

не созданная никем и независимая от Бога субстанция

есть развертывание божественной сущности

создана Богом из ничего

последняя ступень деградации божественного абсолюта

03.39 Фома Аквинский полагал, что философия приходит к истине посредством …

веры

критики

интуиции

опыта и разума

03.40 «Бритва Оккама» отражает содержание принципа…

«нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»

«все сущее есть благо»

«не следует умножать сущности сверх необходимого»

«возлюби ближнего своего, как самого себя»

03.41Фома Аквинский полагал, что религия обретает свои истины в …

опыте

откровении

человеческой душе

науке

03.42 Фома Аквинский, решая вопрос об отношении веры и разума, исходил из того, что …

философия не может быть автономной по отношению к религии

религия и философия одним и тем же способом приходят к истине

религия возвышается над философией

философия возвышается над религией

03.43 Страна – центр опытной науки в средние века — …

Франция

Англия

Германия

Италия

03.44 Глава номиналистов ХIV века — …

Августин

Росцелин

Абеляр

Оккам

03.45 Борьбе со схоластическим реализмом служила знаменитая «бритва» …

Скотта

Буридана

Оккама

Оригена

03.46 Установите соответствие между понятиями и их определениями:

креационизм — учение о создании мира Богом из ничего

провиденциализм — понимание истории как проявление воли Бога

Теоцентризм — мышление, для которого высшей реальностью, является Бог

03.47 Установите соответствие между понятиями и их определениями:

экзегетика- искусство толкования религиозных текстов

провиденциализм- понимание истории как проявление воли Бога

теодицея — оправдание Бога за существующее на земле зло

03.48 Установите соответствие между понятиями и их определениями:

патристика — совокупность доктрин, созданных отцами церкви в II — VIII веках

номинализм — учение, согласно которому общее не существует, а понятия есть лишь имена

схоластика — философия, отличающаяся особым интересом к формально-логической проблематике

реализм — учение, согласно которому общие понятия существуют объективно, независимо от человеческого сознания

03.49 Имена средневековых философов в порядке их рождения:

2.Ансельм Кентерберийский

1.Августин Блаженный

3.Фома Аквинский

4.Уильям Оккам

03.50 Согласно Фоме Аквинскому, бытие и сущность…

совпадают в человеке

совпадают в Боге

совпадают в природных явлениях

никогда не совпадают

03.51 В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о…

свободе воли человека

соотношении бытия и небытия

познании мира

возможности построения идеального государства

03.52 Высказывание «Верую, потому, что абсурдно» принадлежит…

Тертуллиану

Василию Великому

Филону Александрийскому

Августину Блаженному

03.53 Арабская философия эпохи средневековья опиралась на труды…

Аристотеля

Гераклита

Плотина

Боэция

03.54 На арабском востоке эпохи средневековья сторонники «фальсафы» выше религии ставили авторитет…

философии

государей

искусства

медицины

03.55 На арабском востоке эпохи средневековья философия развивалась в тесной взаимосвязи с…

политикой

логикой

искусством

медициной

03.56 Филон Александрийский разработал понятие…

«теология»

«патристика»

«схоластика»

«монотеизм»

03.57 Периоды средневековой философии в порядке их возникновения

1.апологетика

2.патристика

4.схоластика

3.арабская философия

03.56 Направление философии, которое получило развитие в средневековых университетах…

схоластика

идеализм

экзегетика

логика

03.57 Основной чертой религиозного мировоззрения является …

Теоцентризм

Критчичность

Верификация

рационализм

studfiles.net

10.Общая характеристика средневековой философии.

Средневековая философия — это философия феодального общества, развившася в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)

Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Философия на ряд веков стала «служанкой богословия». Роль эту она исполняла уже прежде, в деятельности апологетов — защитников христианства против язычества, затем в сочинении «отцов церкви». Крупнейший из них на западе — Августин ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. Другим — для Запада — источником влияни неоплатонизма стали восточные неоплатоники (Лже-Дионисий Ареопагит).

С середины XII в. сочинения Аристотеля были переведены на латынь и вскоре признано в качестве философской основы христианства. Отныне учителя схоластики превращаются в толкователей и систематизаторов Аристотеля: догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля, отвергают все поиски нового в науке. Среди таких систематизаторов: Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот.

Проблемы души и тела. Согласно христианству Сын Божий воплотился в человека, чтобы своей смертью открыть людям дорогу в рай и искупить человеческие грехи.

Идея боговоплощения. До христианства господствовало представление о несовместимости двух начал — божественного и человеческого — невозможно было представить их единение. Но ведь и понять религию нельзя — необходима слепая вера. Первым из философов, пытавшихся привести в систему христианские догматы, был Ориген (III век). Он считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру. Душа же составляет собственное «я» и является началом свободы, а воля — это перепутье, выбор между добром и злом. Душа должна повиноваться духу, а тело — душе. Зло — не от Бога, не от человека, а от свободы выбора.

Развитие в XIII в. средневековых городов, ремесла и торговли, торговых путей привели к некоторому подъему философии, и в частности номинализма (Оккам). Лишь в области формальной логики был, достигнут некоторый прогресс. Только возникновение нового, капиталистического способа производства и нового понимания практических и теоретических задач науки постепенно освободило мысль передовых людей из плена Средневековой философии.

Номинализм — понятия считались лишь именами. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Схоластика — «школьная философия». Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода:

1. ранняя — XI-XII вв. (неоплатонизм),

2. классическая — XII-XIII вв. («христианский аристотелизм»),

3. поздняя — 13-14 вв. (против томизма).

Патристика — имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

* 1-й период — апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита от его многочисленных врагов.

* 2-й период — классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли.

Средними веками назвали период, идущий после античности и продолжавшийся до Нового времени. А точнее с I по XV век новой эры. Средние века — это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Философия рассматривалась только с религией. Ей были присущи учительство и назидательность. Мышление теоцентрично: Бог — истина, определяющая все сущее. Сильное влияние на западную средневековую философию оказала именно христианская религия. О ней и пойдет речь. В основе монотеизма лежат два принципа, чуждых языческому миру: идея творения и идея откровения. Все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.

Основными учениями в христианстве Средних веков считались патристика и схоластика.

Патристика (Духовное наследие отцов церкви)

В истории философской европейской мысли представители патристики сыграли двойственную роль:

1) положили конец античной философии;

2) положили начало средневековой философии.

Патристика превратила философию в богословие (теологию) — учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение. Содержание философии (богословия) брали в текстах писания, из трактатов своих предшественников, тех же отцов церкви. Объясняли людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир.

Креационизм (creatio — творение) — христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Активное творческое начало отобрали у природы и приписали Богу. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу. На место политеизма приходит моноистический принцип (одно начало — Бог, все остальное — его творения)

Епископ Августин Аврелий Блаженный (354 — 430) изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. Смысл жизни — ожидание Страшного суда и царства Божьего на земле; происхождение мира — 6 дней творения. Августин был плодовитым философом и богословом. Самые знаменитые из его трудов — «Исповедь» и «О граде Божьем».

Схоластика («схолазо» — обучаю)

Схоластика занималась исключительно толкованием и оправданием всех элементов церковного мировоззрения. Ссылались на то, что «в Библии написано так», «а такой-то псалом трактует это вот так». А так как писание вообще противоречиво, то схоласты объясняли ее речами какого-либо святого или отца церкви: «Это есть истина, потому что отец такой-то понимал ее так». А о том, что этот отец мог ошибиться, речь не шла. Схоласты стали отдаляться от жизни — замыкаться в четырех стенах от подлинных интересов и яро обсуждать такие животрепещущие темы, граничащие с абсурдом: «Что кушает Сатана?», «Сколько ангелов могут сплясать на конце иголки?» Проповедники противоречили сами себе: углубляя знание христианства, они требовали невежества и безграмотности. А папа Григорий Двоеслов доказывал: «Невежество — настоящая мать христианского благочестия».

В период расцвета схоластики церковь перестала быть абсолютным носителем образования. В этих условиях родилось свободомыслие. Эта идеология создала «теорию двух истин»: истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. Это была попытка утвердить независимость философии от теологии.

Церковь спас Фома Аквинский. Он создал учение о гармонии веры и разума, в котором указывал, что они находятся в вечном противоборстве. И то и другое направлено к свету, только разными путями. Проведя черту между естественным и сверхъестественным, Фома признал их самостоятельность. Но правда оставалась на стороне Божьих откровений.

Философия стала с одной стороны стала самостоятельной, но в то же время был строгий контроль над любой попыткой противоречить. Несогласных с церковниками уничтожали духовно и физически.

Реалисты и номиналисты

Для средневековой философии характерны 2 течения: реалисты (подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии) и номиналисты (приоритет воли над разумом).

. Согласно средневековым реалистам универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Для многих реалистов познание возможно лишь при помощи разума, так как лишь разум способен постигать общее.

Согласно учению номиналистов общие понятия — только имена, которые не обладают самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для ряда вещей. Например, понятие «человек» получается откладыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек — это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных, у него одна голова, две ноги и прочее.

Споры и публичные дискуссии между реалистами и номиналистами выходили за рамки теологии. Начинали обсуждаться философские проблемы, что вызывало недовольство церковной верхушки.

Особенно досталось одаренному схоластику Пьеру Абеляру. Он еще юношей вступил в споры реалистов и номиналистов и поразил всех знаниями и логикой. Абеляр написал сочинение «Да и нет», в котором собрал противоречивые высказывания Писания и отцов церкви. Он доказал, ссылаясь на авторитетные церковные источники, что на один и тот же вопрос можно дать несколько ответов «да» и «нет». Но за крамольные мысли был изгнан и умер в забытом Богом монастыре. + Иоанн Росцелин (1050-1120 гг.), французский философ и богослов, главный представитель раннесхоластического номинализма. За что и не был любим в определенных кругах.

достижения мыслителей средневековья

Английский монах-францисканец Роджер Бэкон, будучи богословом и философом, занимался проблемами религии, пришел к заключению, что христианство является не основной, а только «одной из 6 религиозных сект» — религий, которые существовали в то время. Другой францисканский монах Дунс Скотт первым высказал идею, что все ангелы, которые, конечно, существуют, являются материальными существами. А материя мыслить не может. Значит, теоретически, Бог — бездумное нечто.

Колоритной фигурой был схоласт Иоанн Буридан («Мост ослов») — хотел раскрыть принцип мышления самого глупого человека. В историю философии Буридан вошел благодаря своему увлечению проблемой соотношения разума, чувств и воли в человеке. Буридан доказывал, что в психологии человека доминирует разум, что поведение человека обусловлено его знаниями, пониманием и размышлениями. Именно благодаря ему появилось такое крылатое выражение: «осел Буридана» или же «Буриданов осел». Справа и слева от осла поставили по одинаковой охапке сена. Из какой он возьмет в первую очередь? Повертев головой в разные стороны, осел так и не смог определиться и в результате умер от голода. Теперь человека, неуверенного в своем выборе называют в честь этого схоласта и его осла.

studfiles.net

Философия Средневековья и Возрождения

Ключевые понятия:

Этапы средневековой философии, теоцентризм, патристика, схоластика, проблема веры и разума в философии Августина и Фомы Аквинского, теодицея, доказательства бытия бога, основные идеи средневековой философии, номинализм, реализм, основные идеи философии эпохи Возрождения, гуманизм, антропоценризм, философия Н. Кузанского.

Средневековая философия хронологически охватывает период с 5 по 15 века. Главное отличие средневекового мышления в том, что оно пронизано проблемами веры. Философия в это время становится «служанкой богословия» (Ф. Аквинский). Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания, монастыри стали очагами культуры и науки. Основными проблемами философии в это время были следующие:

  • Сотворен ли мир Богом или он существует вечно?

  • Постижимы ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир?

  • Каково место человека в мире и какова его роль в истории?

  • Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость?

  • Что есть общее, единичное и отдельное (особенное) в свете учения о тринитарности (триединстве)?

  • Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит?

  • Каково соотношение веры и разума?

Уже в постановке этих вопросов видна тенденция средневековой философии к сакрализации (сближению с церковным писанием) и морализации (сближению с этикой).

Выделяют два основных этапа средневековой философии:

  1. Патристика (1-6 вв.) – учение отцов церкви.

Вершина патристики – Августин Блаженный (354-430).

  1. Схоластика (расцвет 11-15 вв.).

Вершина схоластики – Фома Аквинский (1225-1274).

На этапе патристики происходит интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии на основе идей Платона. Девиз данного этапа: «Вера не нуждается в доказательствах. Вера – высшая истина». Квинт Тертуллиан заявлял: «Верую, потому что абсурдно».

На этапе схоластики осуществляется систематизация и рационализация христианской философии под влиянием философии Аристотеля.

Проблема веры и разума в философии Августина

Августин Блаженный (354-430 гг. н.э.).

Основные сочинения: «Исповедь», «О граде Божьем». Августин был убежден, что многие люди живут, не понимая себя. Каждый человек представляет для себя проблему, которую необходимо решить. Бог сотворил мир из ничто, поэтому на всех вещах лежит печать ничтожества. Бог сотворил и время, находясь вне времени. Человек же неразрывно связан со временем, для него настоящее распадается на 3 составляющие:

1) настоящее прошлого,

2) настоящее настоящего,

3) настоящее будущего.

Настоящее прошлого – это память, настоящее настоящего – это созерцание, настоящее будущего – наши упования и надежды. Время существует в уме человека, который вспоминает, созерцает, ожидает. Истину о Боге не может познать разум, но только вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Вера и разум взаимно дополняют друг друга. «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь», – девиз философии Августина.

Тезис о первенстве веры над разумом предполагал, что вера в Бога – исходный момент человеческого познания. Августин пытался философски обосновать первенство веры над разумом: «Все человеческое познание имеет 2 источника:

  1. опыт, чувственный контакт с вещами, его границей являются рамки явления, переступить которые невозможно;

  2. другой источник заключен в приобретении знаний от других людей, это опосредованное познание и есть вера.

Обосновывая теодицею (защиту совершенства творения), Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе. Бог создал природу доброй, но ее отравила злая воля. Зло есть недостаток добра. Оно возникает там, где ничего не делается хорошо. Зло – это отвращение от высших целей. Две основные причины зла — это гордыня и вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обойтись без Бога. Вожделенность – из страстей, направленных на преходящие вещи. Вообще, зло не нарушает гармонии мира, но даже необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Зло происходит от человека, имеет земной характер. Добро же происходит от Бога.

Человек есть разумная душа. Человек стремится к Богу, так как в нем он находит любовь, покой и благодать. К Богу человек идет через механизм познания двумя путями:

  1. через разум – это уровень теологии и философии;

  2. через веру – что проявляется в воле человека.

Воля человека позволяет ему в жизни подражать тому, что он почитает – Христу, поэтому воля и вера, ведущие человека по жизни гораздо выше ума, который оторван от жизни, склонен к ошибкам и недостоверен. Разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. Истина же есть благо, любовь к Богу и миру, и найти его можно только сердцем, то есть верой, которая важнее разума.

Человеческая личность может выбирать между добром и злом. Человек – не просто раб Божий, а привилегированное существо. Он – подобие Бога. Он – личность, персона, а, следовательно, может обладать волей и направлять ее к спасению или отчаянию, добру или злу. В учении Августина впервые было сказано о ценности, уникальности и свободе личности, ее ответственности перед людьми и Богом за свои поступки.

Философия Фомы Аквинского, доказательства бытия бога

Фома Аквинский (1225-1274) является основателем томизма – учения, использующего рациональные аргументы для обоснования бытия Бога. Аквинский соединил христианство с учением Аристотеля. Он утверждал, что человека нужно изучать целиком, то есть в единстве души и тела. Тело (труп) – это не человек, также дух (приведение) – не человек. Человек – это существо промежуточное между животным и ангелом. Человек – это личность. Природа – не злое, а доброе начало, так как ее создал Бог. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой и стремиться к земному, а не только райскому блаженству. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души к познанию истины. Истина одна – это Бог и его учение. К ней можно идти двумя путями:

  1. путь веры – короткий, непосредственный путь;

  2. путь разума, науки – это длинный путь со многими доказательствами.

Все, что мы познаем в природе, тоже истинно и не противоречит вере. Разум возвышается над волей и может ею управлять. Смысл жизни – счастье, которое есть познание и созерцание Бога. Добродетели человека – мудрость, отвага, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь.

Философия Фомы начинается с категории бытия, обозначающей все, что есть, и все, что может быть. Всякое сущее есть единство сущности и существования. Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не единичное. У Бога сущность тождественна с существованием. Единичные же вещи просто существуют, но их сущность находится не в них, а в определении. Бытие Бога может быть доказано разумом.

Пять доказательств бытия Бога:

  1. Все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, продолжать этот ряд до бесконечности. Следовательно, существует перводвигатель, и им является Бог.

  2. Все, что существует, имеет причину вне себя. Первопричиной всего существующего является Бог.

  3. Всякое случайное явление зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо в другом необходимом, либо в себе самом. Первая необходимость – Бог.

  4. Существуют различные степени качеств – красоты, истины, блага, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства. Этим эталоном, всесовершенным существом является Бог.

  5. Телеологическое: все в природе направлено к некой цели, имеет смысл и полезность. Следовательно, должно существовать разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели. Этим разумным существом является Бог.

Основные идеи средневековой философии:

  • Принцип абсолютной личности, то есть Бога.

  • Теоцентризм – принцип, согласно которому, источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

  • Монотеизм – Бог един и уникален.

  • Креационизм – это учение о сотворении мира Богом из ничего.

  • Провиденциализм – понимание истории как осуществления, заранее предусмотренного Богом, плана спасения человечества.

  • Средневековый антропоцентризм – человек не просто микрокосм, а повелитель всего, созданного для него. Человек обладает не двумя, а тремя измерениями: тело, душа, духовность (причастность к Богу посредством веры). Суть человека – вера, надежда, любовь.

  • Номинализм и реализм в истолковании природы общих понятий (универсалий). Номинализм – это учение, утверждающее, что общее – это только имя, слово, реально существует только единичное. Реализм утверждает, что общее существует реально (онтологически), а единичное — это то или иное проявление общего.

  • Тенденция к назидательности и учительству, схоластический характер средневековой философии (школьной философии).

Основные идеи философии эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения – это период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает период с 14 по 16 века. Возрождение связано с новым расцветом античной культуры, науки и философии. Философское творчество разворачивается в форме «осовременивающего воспоминания».

Основные идеи философии данной эпохи:

  • Антропоцентризм: основное внимание направлено не на Бога, а на человека.

  • Гуманизм: стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о смысле и цели своего бытия.

  • Постулирование творческой сущности человека. «Человек – творец самого себя» (Пико делла Мирандола). Человек никому не подражает: ни Богу, ни природе. Он сам по себе деятелен. Он творит в основном рукотворно, ремесленно.

  • Антропоморфизм, то есть все существующее понимается в проекции на человека при акценте на его телесной сущности.

  • Идея доминирования эстетического понимания мира над моральными и научными представлениями.

  • Антисхоластическая направленность, которая проявилась в стремлении развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особое значение имела Реформация – движение в пользу религиозных реформ (Ян Гус, Мартин Лютер, Томас Мюнцер и др.).

  • Натурфилософское понимание мира, сочетающее в себе материализм и диалектику. Это означало естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства, противостоящего книжному знанию схоластики (Николай Кузанский).

  • Пантеизм – учение, согласно которому Бог растворен в природе и присутствует в ней, как необходимость, целесообразность, закон (Д. Бруно).

Яркими представителями философии эпохи Возрождения являются Мишель Монтень («Опыты»), Никколо Макиавелли («Государь»), Томас Мор («Утопия»), Томмазо Кампанелла («Город Солнца»), Франческо Петрарка, Роджер Бэкон, Николай Кузанский.

Николай Кузанский (1401-1464) – немецкий философ, богослов и ученый эпохи Возрождения. Основные сочинения: «Об ученом незнании», «О неином».

Ученое незнание не есть отказ от познания мира и Бога, оно связано со сложностью и противоречивостью самого процесса познания. Единственным способом постижения Бога является апофатическое, или отрицательное богословие. Ни одно определение Бога не может исчерпать бесконечности и величия божественной природы. Бог – абсолютный максимум (абсолют): он – все, в нем – все, потому что он – «высший предел».

«Бог – неиное», принцип бытия и познания. «Неиное» есть наиболее полное выражение «отрицательного» определения Бога: Он не есть «ни субстанция, ни сущее, ни единое, ни что-либо другое, ни «ничто». Бог есть «все во всем» и в то же время ничто из всего. Он есть причина и сущность всего сущего, содержит мир в себе. Переход от Бога к миру есть процесс «развертывания» из Бога всего того, что содержится в нем в «свернутом виде». Подобно тому, как линия есть развертывание точки, время – развертывание мгновения («теперь»), движение – развертывание покоя, так и весь мир есть развертывание собственной сущности, «свернутой» в Боге, раскрытие или развитие заключенной в Боге возможности бытия.

Материя, ум и природа, будучи проявлением божественной сущности, не исчерпывают ее и не тождественны ей. Поскольку творение есть бытие Бога, то оно – вечность. Земля не есть центр мира, ибо Бог – центр всего в мире. Мир прекрасен и «даже тленность всего земного не есть действительное доказательство недостатка благородства». Красота мира проявляется в универсальной связи всего сущего, выявляет внутреннюю стройность творения. Гармония мира находит свое выражение в человеке – величайшем из божественных творений, в существе, которому суждено познать Бога и созданный им мир.

Человек – микрокосм, малый мир. Он «стягивает» в себе всю Вселенную. «Человек есть бог, но не абсолютным образом, ибо он – человек, он содержит в себе Вселенную человечески ограниченным образом».

Постижение истины есть процесс движения от ощущений к воображению, рассудку и разуму. Познание начинается с ощущений. Воображение – посредствующая ступень между ощущениями и рассудком. Рассудок (ratio) осмысливает ощущения, но не может идти выше и дальше знания конечного мира вещей. Разум (интеллект) – высшая способность человека, он способен к интуитивному постижению мира. Философия разума – высшее знание сущности вещей и явлений, познание бесконечности. Математизация знания – путь приближения к истине. Н.Кузанский приблизился к учению о бесконечно «малых», к открытию интегрального исчисления.

Философия Возрождения подготовила переход не только к философии Нового времени, но и к техногенной цивилизации.

studfiles.net