Филиалом международного банка реконструкции и развития является – МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР) это что такое МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР): определение — Право.НЭС

DKB_testy — Стр 8

a) Кредитная

b) Депозитная

+ c) Депозитарная

d) Факторинговая

769. Формирование… портфеля коммерческого банка связано с вложениями в акции и облигации с целью получения дохода и виде дивидендов или процентов

a) Депозитного

b) Торгового

c) Залогового

+ d) Инвестиционного

770. Международный валютный фонд и группа Всемирного банка организованы на основе… соглашения

+ a) Бреттонвудского

b) Парижского

c) Генуэзского

d) Ямайского

771. Россия вступила в Международный валютный фонд в:

a) 1922 г

+ b) 1992 г

c) 1976 г

d) 1944 г

772. В группу Всемирного банка входит:

a) Международный валютный фонд

b) Европейский банк Реконструкции и Развития

c) Межамериканский банк развития

+ d) Международный банк реконструкции и развития с тремя филиалами

773. В… Россия вступила во Всемирный банк

+ a) 1992 г

b) 1976 г

c) 1987 г

d) 1945 г

774. Филиалом Международного банка реконструкции и развития является :

a) Европейский фонд развития

b) Американский банк развития

+ c) Международная ассоциация развития

d) Европейский банк реконструкции

775. В 1958 г. в соответствии с Римским договором был учрежден Европейский:

a) Центральный банк

b) Фонд регионального развития

+ c) Инвестиционный банк

d) Фонд валютного сотрудничества

776. Ресурсы Международного банка реконструкции и раз вития мобилизуются на мировом финансовом рынке преимущественно путем:

a) Привлечения кредитов Международного валютного фонда

+ b) Эмиссии облигаций

c) Выпуска и размещения векселей

d) Аккумуляции средств экономически развитых стран мира

777. Для покрытия дефицита платежного баланса страны- участники Международного валютного фонда могут беспрепятственно получать валютные средства в:

a) Неограниченных суммах

b) Рамках установленного лимита

+ c) Пределах резервной позиции

d) Счет возобновляемой кредитной линии

778. Квоты участия стран в формировании уставного капитала Европейского центрального банка определяются в зависимости от:

a) Объема ВВП и государственного долга

+ b) Объема ВВП и численности населения

c) Доли страны в мировой торговле

d) Уровня развития финансовой системы

779. Международный банк реконструкции и развития в отличие от МВФ выдает кредиты, большинство из которых являются:

a) Беспроцентными

b) Краткосрочными

c) Среднесрочными

+ d) Долгосрочными

780. Организация европейского экономического сотрудничества была создана в:

a) 1945 г

b) 1959 г

+ c) 1948 г

d) 1952 г

781. Для осуществления коллективной политики Европейского содружества по отношению к развивающимся странам был создан:

a) Европейский инвестиционный банк

+ b) Европейский фонд развития

c) Банк международных расчетов

d) Международный валютный фонд

782. … был создан для развития отсталых регионов стран Европейского союза

a) Международный валютный фонд

+ b) Европейский инвестиционный банк

c) Европейский фонд развития

d) Европейский банк реконструкции

783. Филиалом Международного банка реконструкции и развития является

a) Межамериканский банк развития

b) Европейский центральный банк

c) Европейский фонд развития

+ d) Международная финансовая корпорация

784. Деятельность Парижского клуба стран-кредиторов началась с:

a) 1966 г

+ b) 1956 г

c) 1990 г

d) 1950 г

785. Координация денежно-кредитной политики двенадцати центральных банков стран-членов Европейского союза производится в рамках:

a) Всемирного банка

b) Европейского фонда развития

c) Европейского инвестиционного банка

+ d) Европейского валютного института

786. Филиалом Международного банка реконструкции и развития является:

a) Европейский валютный фонд

+ b) Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций

c) Международный валютный фонд

d) Африканский банк развития

787. Международная ассоциация развития была образована в:

a) 1950 г

b) 1970 г

+ c) 1960 г

d) 1980 г

788. Международный валютный фонд предоставляет кредиты сроком:

+ a) От 3 до 5 лет

b) От 15 до 20 лет

c) До 1 года

d) От 20 до 25 лет

789. … осуществляет страхование прямых инвестиций от некоммерческих рисков

a) Международный валютный фонд

b) Европейский инвестиционный банк

c) Европейский фонд развития

+ d) Агентство по гарантированию инвестиций

790. Роль международной финансовой корпорации заключается в том, что она:

a) Предоставляет льготные кредиты странам, валюта которых является свободно конвертируемой

b) Выступает инициатором проведения межбанковских расчетов на мировом рынке ссудных капиталов

+ c) Стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран

d) Организует клиринговые расчеты на внешнем рынке

791. Европейский банк реконструкции и развития располагается в:

a) Париже

+ b) Лондоне

c) Риме

d) Цюрихе

792. Особенность деятельности… связана с тем, что он является крупнейшим центром экономических исследований

+ a) Банка международных расчетов

b) Европейского фонда развития

c) Межамериканского банка развития

d) Европейского фонда валютного сотрудничества

793. Установите соответствие обозначенных видов европейских финансовых и кредитных институтов направлениям их деятельности: 1) Содействие в развитии общего аграрного рынка; 2) Развитие отсталых регионов стран ЕС; 3) Выравнивание региональных диспропорций в развитии стран-членов Европейского союза; 4) Координация денежно-кредитной политики двенадцати центральных банков стран-членов Европейского союза; 5) Координация двусторонних про-грамм официальной помощи развитию

4 a) Европейский валютный институт

2 b) Европейский инвестиционный банк

1 c) Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства

5 d) Европейский фонд развития

3 e) Европейский фонд регионального развития

794. Международная финансовая корпорация предоставляет кредиты наиболее… предприятиям

a) Нуждающимся

b) Крупным

+ c) Рентабельным

d) Зависимым

795. Специфика выдачи кредитов Международным валютным фондом состоит в том, что:

a) Требуется предоставление гарантии крупных корпораций

+ b) Не требуется правительственных гарантий их возврата

c) Запрашивается поручительство правительства страны- заемщика

d) Необходимо предоставить в залог ликвидные ценные бумаги

796. … — это первый межгосударственный банк, созданный в 1930 г. в Базеле

a) Европейский центральный банк

b) Всемирный банк развития

c) Европейский банк реконструкции и развития

+ d) Банк международных расчетов

797. … имеет статус специализированного учреждения ООН

+ a) Международный валютный фонд

b) Европейский инвестиционный банк

c) Всемирный банк развития

d) Европейский фонд развития

798. Правление Международного валютного фонда находится в:

a) Берлине

+ b) Вашингтоне

c) Лондоне

d) Москве

799. Обязательным условием при вступлении любой страны в Международный банк реконструкции и развития является:

a) Устойчивое состояние денежного обращения

b) Сотрудничество со Всемирным банком

c) Наличие свободной конвертируемости национальной валюты

+ d) Ее членство в Международном валютном фонде

800. Международный валютный фонд осуществляет выдачу ссуд после предварительного анализа:

a) Политической ситуации в регионе

b) Ликвидности коммерческих банков

+ c) Валютно-экономического положения страны

d) Уровня инфляции и ставки рефинансирования

studfiles.net

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ — Энциклопедия банковского дела и финансов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

МБРР

(INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT — IBRD). Всемирный банк, один из фин. институтов послевоенного периода, был основан на экон. конференции в Бреттон-Вудсе в июле 1944 г. и начал свои операции в июне 1946 г. МБРР включает Всемирный банк и его филиал — Международную ассоциацию развития (МАР). У него есть и два др. филиала — Международная фин. корпорация (МФК) и МНОГОСТОРОННЕЕ АГЕНТСТВО ПО ГАРАНТИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ (МАГИ). Всемирный банк, МФК и МАГИ иногда фигурируют под общим названием Группа Мирового банка. Общая цель этих институтов — оказание помощи развивающимся странам в подъеме жизненного уровня населения. Эта помощь оказывается путем направления в эти страны фин. ресурсов из развитых гос-в
МБРР совместно владеют правительства 160 стран. Банк, капитал к-рого образован путем взносов стран-членов, заимствует средства на мировом рынке капиталов для осуществления своих кредитных операций. Существенную часть ресурсов МБРР составляют его чистая прибыль и полученные платежи по займам. Банк предоставляет займы сроком обычно на 15-20 лет, включая 5-летний льготный период. Цель займов состоит в том, чтобы помочь соответствующим странам подняться на более высокую ступень в своем экон. и социальном развитии. Процентные ставки по займам МБРР, как правило, устанавливаются в соответствии с условиями, на к-рых сам банк заимствует средства.
Уставом МБРР определены некоторые основные правила, к-рыми он руководствуется при проведении своих операций. Займы должны направляться на производительные цели и стимулировать экон. рост стран-получателей. Должное внимание должно быть уделено и перспективам погашения займа. Средства выделяются правительствам или под правительственные гарантии. Использование предоставленных средств не может быть обусловлено закупками в определенной стране. Решения банка о предоставлении займов должны базироваться исключительно на экон. соображениях.
МАР была основана в 1960 г. в тех же целях, что и МБРР: для оказания помощи наименее развитым гос-вам и на условиях, менее обременительных для их платежных балансов, чем кредиты банка. Помощь МАР концентрируется на самых бедных странах, где ВНП составляет не более 610 дол. на душу населения в год (доллары 1990 г.). В их числе более 40 стран.
Членство в МАР открыто для стран — членов МБРР, и в 1992 г. насчитывалось 42 члена. Средства, предоставляемые МАР, носят название кредитов, чтобы отличать их от займов МБРР. Источниками этих средств являются преимущественно продажа ценных бумаг, взносы промышленно развитых гос-в — членов ассоциации и выплаты по кредитам, к-рые традиционно предоставляются только правительствам и имеют 10-летний льготный период, 35- или 45-летний срок погашения и являются беспроцентными.
МФК существует с 1956 г. Ее функция состоит в содействии экон. развитию экон. развитию слаборазвитых в экон. отношении стран путем оказания помощи частному сектору экономики и мобилизации нац. и зарубежного капитала для этой цели. Членство в МБРР является необходимым условием для вступления в МФК, к-рая объединяет сейчас 146 стран. С юр. и фин. точек зрения, МФК и МБРР раздельны. У МФК имеется собственный оперативный и юр. аппарат, но она пользуется административными и др. услугами МБРР.
МАГИ, основанное в 1988 г., имеет строго определенную цель — поощрять приток инвестиций в акционерный капитал и др. прямых инвестиций в развивающиеся страны путем смягчения существующих барьеров. Для этого МАГИ предлагает инвесторам гарантии от некоммерческого риска, дает рекомендации правительствам входящих в нее развивающихся гос-в по разработке и проведению в жизнь экон. политики, программ и правил, связанных с ин. инвестициями, содействует диалогу между мировым деловым сообществом и правительствами заинтересованных стран по проблемам капиталовложений. На 30 июня 1992 г. учредительную конвенцию МАГИ подписали 115 стран, и 85 из них являлись членами МАР.
Если Всемирный банк всегда традиционно кредитовал создание таких видов инфраструктуры, как шоссейные и ж. д., телекоммуникации, портовые сооружения и энергетику, то в центре его стратегии все же оставались инвестиции, способные непосредственно воздействовать на благосостояние масс беднейшего населения развивающихся гос-в путем повышения производительности их труда и вовлечения их в процесс развития в качестве активных партнеров.
Усилия Всемирного банка по борьбе с нищетой осуществляются одновременно по нескольким линиям и включают капиталовложения в систему образования, повышение устойчивости человека по отношению к внешней среде, расширение экон. возможностей для женщин, расширение услуг в сфере планирования семьи, здравоохранения и питания, а также в развитие частного сектора. Поддержка Всемирным банком перестройки экономики в странах, получающих займы, основана на убеждении, что такая перестройка является непременным условием восстановления экон. роста, без чего невозможно добиться успеха ни в развитии страны, ни в борьбе с бедностью.
Организация. Руководящим органом МБРР является Совет управляющих, в состав к-рого входят по одному представителю от каждой страны. Совет управляющих, в свою очередь, делегирует наибольшую часть своих полномочий 22 исполнительным директорам, из к-рых 5 назначаются крупнейшими акционерами банка (США, Великобританией, Германией, Францией и Японией), а остальные избираются др. членами банка. При голосовании каждый член банка пользуется правами, приблизительно пропорциональными внесенному капиталу.
Капитал. Размеры взносов определяются в зависимости от экон. и фин. веса каждой страны и пропорциональны ее участию в МВФ. Уставный капитал подразделяется на оплаченный капитал и капитал, к-рый служит в качестве гарантии при получении банком кредита на мировом рынке капиталов. В последние годы совет директоров неоднократно принимал решение об увеличении суммы капитала.
Заемные фонды. Основную часть средств, необходимых банку для кредитных операций, объем к-рых продолжает возрастать, он получает путем заимствования на мировом рынке капиталов. МБРР реализует свои ценные бумаги путем непосредственного их размещения в гос. учреждениях и центральных банках, а также на открытом рынке, где они продаются через инвестиционные, торговые или коммерческие банки. Банк получает займы в различных валютах стран — членов МБРР, но, как правило, они предоставляются в твердой валюте по таким ставкам, к-рые предлагаются на данном рынке только первоклассным заемщикам. С июля 1982 г. банк прибегает к краткосрочным займам с плавающей процентной ставкой. Он реализует на амер. рынке капиталов за доллары дисконтные ценные бумаги. Все чаще банк прибегает к операциям `своп`.
Прибыли. Прибыль, полученная за предшествующий год, либо заносится в общий резерв (от 75 до 80%), либо передается в качестве безвозмездной субсидии Международной ассоциации развития.
Операции по совместному финансированию. МБРР осуществляет эти операции в форме как параллельного, так и смешанного финансирования. При параллельном финансировании каждый кредитор предоставляет средства на отдельную часть проекта на своих собственных условиях. При смешанной же форме каждый из участников финансирует весь проект в целом в пределах своей доли. В 1983 г. МБРР ввел новые формы финансирования, позволяющие банкам в дополнение к займам, непосредственно предоставленным ими на осуществление проекта, участвовать в коммерческих займах. Такие займы предоставляются из 15-20% годовых, при этом срок их погашения значительно увеличивается по сравнению с обычными рыночными условиями. Заемщик начинает с выплаты долга коммерческим банкам, и лишь после того, как часть их кредита полностью погашена, он начинает выплачивать суммы, причитающиеся МБРР. Банк может продать свою часть займа частным кредиторам по мере его амортизации. Он может также предложить свое условное участие в последнем этапе погашения займа, предоставленного на рыночных условиях. Возможны также гарантии со стороны Всемирного банка последних этапов погашения частного кредита без его непосредственного участия.
Финансирование1. МБРР использует следующие формы финансирования.
1. Обычные займы (первое окно, по текущим рыночным процентным ставкам).
2. Глобальные займы фин. учреждениям, занятым в сфере развития.
3. Субсидии и безвозмездные субсидии.
4. Предоставление гарантий.
Банк не участвует в специальных займах (к-рые предоставляются по линии МАР), не вкладывает средства в акционерный капитал или в капитал с повышенным уровнем риска (в отличие в обоих случаях от МФК), не участвует в лизинге и в процентном субсидировании.
Условия кредитования могут быть различными.
Сумма, выделяемая на один проект, — не менее 2-3 млн дол., верхний предел не устанавливается.
Доля МБРР — не менее 1-2 млн дол. Максимальная сумма уставом не определена, но фактически составляет 200 млн дол.
Средний объем участия — от 50 до 70 млн дол., или 1/3 стоимости проекта.
Сроки погашения — от 15 до 20 лет, включая 4-5-летний льготный период.
Процентные ставки — на 1 июля 1992 г. процентная ставка равнялась 7,73%, включая разовую комиссию, составлявшую 0,25% на эту дату. Заемщикам предоставлялась возможность капитализировать комиссионное вознаграждение, чтобы рассрочить его выплату в пределах срока погашения займа. Комиссия за обязательство предоставить кредит составляла 0,75% невыплаченной суммы. Правительство страны, получающей заем, должно давать соответствующие гарантии. Др. условия предполагают выплату основной суммы равными полугодовыми взносами, выплату процентов раз в полгода, досрочное погашение займа карается штрафными санкциями. Валютой займов являются доллары США, но погашение производится в той валюте, в к-рой они были фактически предоставлены. Чтобы уменьшить риск заемщиков, банк создал для них валютный пул и принимает выплату процентов в одной валюте, независимо от того, в какой валюте был предоставлен заем. На долю заемщиков приходится от 10 до 60% стоимости проекта.
Право на финансирование имеют все граждане и компании стран — членов МБРР. МБРР оказывает техническую помощь в осуществлении финансирования. При предоставлении займов всегда предусматривается оплата контрольных служб, а также деятельности по изучению эффективности проекта и хода его выполнения.
Распределение средств между проектами и программами. Для осуществления проектов (создание или совершенствование самостоятельных производственных единиц) должно выделяться не менее 90% средств, и не более 10% могут использоваться для программ (импорт капитального оборудования и сырья в связи с нац. программами развития).
Распределение в зависимости от дохода на душу населения. Распределение займов в зависимости от дохода на душу населения в той или иной стране диктуется дифференциацией заемщиков банка, сокращением средств в распоряжении МАР, а в конечном счете — упором на борьбу с нищетой.
Главный критерий при предоставлении займа заключается в том, чтобы направить его туда, где он даст наибольший эффект с точки зрения программы банка, и при этом учесть мнение заемщика.
Получатели средств. Право на получение займов МБРР имеют:
1. Развивающиеся гос-ва — члены банка и входящие в них политические единицы.
2. Гос. учреждения этих стран при гарантиях со стороны гос-ва.
3. Гос. и частные компании этих стран при гарантиях со стороны гос-ва.
4. Нац. банки развития, повторно ссуживающие полученные средства для финансирования малых проектов по усмотрению банка.
Условия займов приводятся в соответствие с проектами. Каждый проект должен удовлетворять одним и тем же требованиям, начиная с его разработки и кончая оценкой исполнения. Этот период известен как цикл проекта, к-рый может продолжаться более 10 лет и обычно проходит шесть стадий: определение содержания проекта; подготовка или оформление; оценка; представление проекта; переговоры по проекту и принятие решения Советом исполнительных директоров; осуществление проекта и наблюдение над его ходом; ретроспективная оценка итогов.
Источник: Investment Financing by International Development Banks, BAI.
Позиции облигаций МБРР. Вице-президент и главный казначей банка следующим образом объясняют привлекательность облигаций МБРР для др. учреждений:
1. Банк как заемщик обладает высшим рейтингом ААА.
2. Банк никогда не допускал просрочки платежей и не терпел ущерба по займам, а также никогда не пересматривал сроков выплаты.
3. Задолженность банка имеет долгосрочный характер и составляет (по состоянию на 1980 г.) менее 6% общей стоимости всех фондов, задолженности банку и уставного капитала.
4. Та часть капитала, к-рая вносится странами — членами банка по требованию, находится в руках правительств этих стран, и это фактически служит гарантией для держателей облигаций, что эти средства не будут истрачены на посторонние цели.
Резюме. Всемирный банк, строго говоря, не является банком в обычном смысле этого слова, поскольку в результате его займов возникают производные депозиты заемщиков. Если банк не может брать или не берет взаймы, то он не может и давать в долг. Банк прибегает к займам на фин. рынках, чтобы финансировать свои займы развивающимся странам. Прилагаемая таблица представляет оперативный и фин. обзор деятельности МБРР в 1988-1992 гг.
БИБЛИОГРАФИЯ:
WORLD BANK. Annual Report.
WORLD BANK. World Development Report.

Начало

finance.cofe.ru

Международная финансовая корпорация является филиалом Международного банка реконструкции и развития

К компетенции высших органов международной организации относится
(*ответ*) выборы главного административного должностного лица
 составление бюджета
 рассмотрение вопросов персонала
 подготовка повестки дня заседаний
К компетенции высших органов международной организации относится
(*ответ*) рассмотрение отчетов о деятельности организации
 составление бюджета
 назначение генерального секретаря
 рассмотрение вопросов персонала
Лига Наций была
(*ответ*) первой универсальной международной организацией
 международным административным союзом
 первой международной организацией
 военно-политической коалицией крупнейших капиталистических государств
Лига Наций была официально распущена в
(*ответ*) 1946 г.
 1945 г.
 1941 г.
 1939 г.
Лига Наций была создана в
(*ответ*) 1919 г.
 1922 г.
 1921 г.
 1918 г.
Лига Наций была создана по предложению
(*ответ*) президента США В. Вильсона
 премьер-министра Англии Г. Ллойд Джорджа
 президента США У. Гардинга
 премьер-министра Франции Ж. Клемансо
Международная ассоциация развития является филиалом
(*ответ*) Международного банка реконструкции и развития
 Международного валютного фонда
 Международной финансовой корпорации
 Программы развития ООН
Международная морская организация предоставляет консультативный статус
(*ответ*) НПО, деятельность которых непосредственно связана с ее целями
 Только международным НПО
 Национальным НПО
 Любым НПО
Международная морская организация является
(*ответ*) специализированным учреждением ООН
 функциональной комиссией ЭКОСОС
 главным органом ООН
 самостоятельной МПО
Международная организация гражданской авиации является
(*ответ*) Специализированным учреждением ООН
 Региональной МПО
 Главным органом ООН
 НПО
Международная организация труда является
(*ответ*) специализированным учреждением ООН
 постоянным комитетом ЭКОСОС
 главным органом ООН
 неправительственной организацией
Международная финансовая корпорация является филиалом
(*ответ*) Международного банка реконструкции и развития
 Международного валютного фонда
 Международной финансовой корпорации
 Экономического и Социального Совета

www.soloby.ru

Международный банк реконструкции и развития

Партнер стран со средним уровнем дохода

The World Bank Group engages with middle-income countries (MICs) both as clients and shareholders. These countries are major drivers of global growth, home to major infrastructure investments, and recipients of a large share of exports from advanced economies and poorer countries.  Many are making rapid economic and social progress, and they play an ever larger role in finding solutions to global challenges. 

But MICs also have more than 70% of the world’s poor people, often in remote areas.  And limited access to private finance makes these countries vulnerable to economic shocks and the crises that cross borders, including climate change, forced migration, and pandemics. The World Bank is an essential partner to MICs, which represent more than 60% of IBRD’s portfolio. 

  • We provide a combination of financial resources, knowledge, and technical services. 
  • Our strategic advice helps governments reform to improve services, encourage more private investment, and innovate and share solutions.  
  • We partner with countries as challenges emerge and evolve, through innovative financial products and a wide range of global forums. 

Above all, we help ensure that progress in reducing poverty and broadening prosperity can be sustained.  We place special emphasis on supporting lower-middle-income countries as they move up the economic chain, graduating from IDA to become clients of IBRD.  We are also expanding capacity to help countries dealing with fragility and conflict situations.  And as a long-term partner, we step up our support to all MICs in times of crisis.

 

Услуги МБРР

Группа Всемирного банка сотрудничает со странами со средним уровнем дохода, которые являются одновременно его клиентами, акционерами и важными игроками на мировой арене. По мере развития этого сотрудничества МБРР предлагает правительствам национального и субнационального уровня инновационные финансовые решения, включая финансовые услуги (займы, гарантии и продукты управления рисками), а также аналитические и консультационные услуги (в том числе на возмездной основе).

МБРР финансирует проекты во всех секторах и предоставлет техническую помощь и экспертную поддержку на различных стадиях проектов. Финансовые продукты и услуги МБРР помогают странам повышать устойчивость к шокам, облегчая им доступ к продуктам, смягчающим негативное воздействие стихийных бедствий, погодных катаклизмов, а также колебаний валютных курсов, процентных ставок и цен на сырьевые товары.  

В отличие от коммерческого кредитования, финансирование МБРР удовлетворяет потребности стран-заемщиц не только в необходимых им средствах, но и служит каналом передачи накопленного международного опыта и знаний, а также технической помощи.

Консультационные услуги в области государственного долга и управления активами помогают правительствам, государственным учреждениям и организациям, занимающимся вопросами развития, укреплять институциональный потенциал, необходимый для сохранения и наращивания финансовых ресурсов.  

МБРР поддерживает усилия правительств не только в области совершенствования управления государственными финансами, но и в сфере улучшения инвестиционного климата, устранения недостатков в области предоставления услуг и принятия других социально-экономических и институциональных мер.

 

www.vsemirnyjbank.org

Глава 2. Международный банк реконструкции и развития (мбрр).

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставный капитал составляет 142 млрд. долларов. Страны оплачивают 20 % своих квот в уставном капитале, причем 2 % — в конвертируемой валюте, а 18 % — в национальной валюте.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России.

Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, хотя группа Всемирного банка включает в себя Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС), сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам.

Создание МБРР, цели и задачи. МБРР— первый межгосударственный институт, который был учрежден одновременно с МВФ . МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе.

С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы. МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

МБРР как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Организационная структура МБРР. Высшим органом МБРР является Совет Управляющих. Каждая страна – член банка представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра. Исполнительный орган МБРР — Совет Директоров (Board of Executive Directors) непосредственно отчитывается перед Советом Управляющих, в который входят Министры Финансов или главы Центральных Банков государств-членов (по одному Управляющему от страны). Управляющие встречаются один раз в год. Совет Управляющих может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала, прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85% их. При голосовании в Совете Управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале банка (США имеют более 17% голосов, т. е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся государств. Квоты России и Украины составляют соответственно 1.8 и 0.8%).

Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран (Большая Семерка G-7) приходится около 45 процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка (Articles of Agreement) т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов.

Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из 24 директоров пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной групп стран.

Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет, он не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка. Характерно, что пост президента МБРР традиционно занимал представитель американских правительственных или финансовых кругов. Так, президентом МБРР в 1968-1981 гг. являлся бывший министр обороны США Р. Макнамара, а после него О. Клаузен – бывший президент Bank of America – одного из крупнейших американских частных банков. С конца 80-х годов этот высший пост занимал бывший член конгресса США Б. Коннейбл, а с начала 90-х годов на этом посту опять представитель финансового бизнеса Л. Престон. К тому же штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне, — все это показывает, кто прежде всего доминирует во Всемирном банке, хотя постепенно усиливается влияние других центров – Западной Европы и Японии.

Совет Директоров принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и утверждает предоставление всех займов.

Основным оперативным подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет Директоратов Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 году. Важным элементом структуры Банка является независимый Департамент по оценке деятельности (Operations Evaluation Department), в задачи которого входит мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах непосредственно перед Советом Директоров.

Формирование ресурсов МБРР. Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов на его акции, первоначально не превышал 10 млрд. долл. Переориентация деятельности Банка на обширный регион развивающихся стран вынудила руководство постоянно увеличивать его кредитные ресурсы. Таким образом, в настоящее время МБРР по своему акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкие увеличения капитала Банка в 80-е годы, оплаченная часть снизилась до 7% суммы акций МБРР, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть расписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Именно эта, большая, часть и служит тем гарантийным фондом, под который МБРР заимствует значительные средства, прежде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. Таким способом МБРР содействует экспорту капитала из ПРС в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией – самого МБРР и правительств стран-членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации МБРР, задолженность по которым к середине 1993 г. достигла 92 млрд. долл. Получая по этим высоко котируемым облигациям солидный доход (в среднем около 7% годовых), инвесторы освобождены от риска.

В последние годы МБРР выступает в роли крупнейшего заемщика на мировом финансовом рынке, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Так, с конца 70-х годов МБРР выпускает облигации в среднем на 5 млрд. долл. ежегодно, а в 1993 г. эта эмиссия достигла рекордной суммы в 12,7 млрд. долл. (из 7% годовых). Тем самым МБРР поддерживает относительно высокий уровень ссудного процента, что отвечает интересам частных инвесторов, ищущих наиболее выгодные условия приложения своих капиталов. Следовательно, МБРР с самого начала своей деятельности оказывает заметное влияние на международное движение долгосрочных капиталов. Именно через него частный капитал США, а позднее и других ПРС широким потоком направился в страны Азии, Африки и Латинской Америки, что способствовало возобновлению экспорта капитала, прерванного мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. и второй мировой войной.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

  • среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

  • подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

  • финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и постсоциалистических странах.

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гранты. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.

Развивающиеся страны заимствуют у Банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи.

Кредитная политика МБРР и характеристика его активных операций. Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей ПРС, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двусторонней официальной помощи развитию.

Общая сумма кредитов, предоставленных Банком за период с 1946 по 1993 год его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходилось на 1989-1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты Банка покрывают около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР – кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных – транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредит на кредиты здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.

Новым явлением с 80-х годов стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который, как и МВФ, стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщики могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами. В области проектного финансирования МБРР накопил большой опыт, и созданные при его содействии объекты обычно отличаются высокой эффективностью.

МБРР стал кредитовать и государственные предприятия в развивающихся и других странах, но лишь при наличии гарантии их правительств и если руководство банка убедится, что частный капитал отсутствует, а участие правительства не нанесет ущерба расширению частной инициативы и предпринимательства в данной стране. Более того, кредиты МБРР на развитие энергетики, транспорта, систем связи и других отраслей инфраструктуры должны отвечать далеко идущим целям – способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата для стимулирования и развития деятельности частного капитала, как местного, так и иностранного. В указанные отрасли, куда неохотно вкладывают свои капиталы частные инвесторы, направлено до половины всех кредитных ассигнований МБРР. Такая же кредитная политика характерна и в отношении сельского хозяйства, которое также отличается высокой капиталоемкостью и относительно низкой рентабельностью. Для развития сельского хозяйства Банк выделил около 1/5 своих кредитных ассигнований. Причем при кредитовании аграрного сектора МБРР тесно кооперируется с МАР, направляющей туда еще большую долю своих более льготных кредитов.

Показательно, что для промышленности ассигновано не более 1/5 кредитов МБРР, который стремится превратить этот важнейший сектор развивающейся экономики в ключевой объект приложения частного капитала. Характерно, что МБРР осуществляет кредитования промышленного сектора развивающихся стран прежде всего косвенно, через местные банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства, непосредственно кредитуя небольшие частные предприятия. В этом плане МБРР действует параллельно с МФК и чаще через последнюю.

Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15 – 20 лет (льготный период – 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности. Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент, Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 г., когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). Кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия. Именно эти 10 стран получили наибольшую сумму кредитов МБРР – более 7 млрд. каждая, а всего 137 млрд. долл., или около 60% всех кредитов МБРР к середине 1993 г.

В условиях резко обострившегося кризиса платежеспособности многих развивающихся стран МБРР активизировал свою деятельность, используя для этого ряд новых инициатив, программ и процедур. Среди них ведущее место занимает совместное финансирование. При совместном финансировании инвесторы получают ряд выгод: МБРР сам обеспечивает экспертизу проекта, утверждает его к финансированию и, что самое главное, снимает с инвестора риск неплатежа по кредиту со стороны заемщика. Для развивающихся стран-заемщиков подобные кредиты в связи с участием в них коммерческих банков и других организаций приводят к ухудшению условий кредитования вследствие удорожания заемных средств и в связи с сокращением сроков кредитов.

Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР для структурной перестройки. Банк увеличил к концу 90-х годов долю таких кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом объеме кредитов МБРР составляла 10 – 12%. Таким образом за короткий период удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.

Особенно актуальной новая кредитная политика МБРР стала в отношении реформируемых хозяйственных структур восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. В частности, в 1993 г. было выделено 1,6 млрд. долл., из которых 1,4 млрд. долл. было предоставлено России в качестве реабилитационных займов для кредитования крайне необходимого импорта (600 млн. долл.) и реконструкции нефтедобывающих мощностей в Западной Сибири (610 млн. долл.) и еще двух займов в поддержку приватизационной программы (90 млн. долл.) и развития служб занятости и системы социальной защиты (70 млн. долл.). Реабилитационные займы предоставляются и другим бывшим союзным республикам. Все это свидетельствует о возросшей гибкости и диверсификации кредитной политики крупнейшего международного банка развития.

Займы банка можно разделить на две категории:

1. Займы для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком.

2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно не кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.

В этих случаях займы предоставляются Международной Ассоциацией Развития (МАР) — членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов. Кредиты МАР практически не предусматривают ежегодных выплат и выдаются на длительный срок — 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период. Подобные кредиты предоставляются странам с годовым доходом на душу населения менее $925. Средства предоставляются не на безвозмездной основе и должны быть возвращены. Ежегодно МАР предоставляет беднейшим странам около $6 миллиардов.

Основными партнерами Банка являются правительства государств-членов. Дело в том, что в соответствии с Уставом, Банка предоставляет займы только правительствам государств-членов или под их гарантии. Кроме того, именно правительства обладают большей частью информации, необходимой для нормальной работы Банка и все проекты реализуются в соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией.

Банк поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями (в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине поддержанных банком проектов). Многие из Миссий Банка даже имеют в штате специалистов по связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить это сотрудничество.

Один из приоритетов Банка — содействие стимулированию частного сектора. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка — Международная Финансовая Корпорация (МФК). Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора. Так, в 1997 финансовом году, МФК вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная деятельность, в частности, помогает правительствам приватизировать принадлежащие государству предприятия и укрепляет финансы предприятий.

Предоставление займов — значительная составляющая деятельности Всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогостроительного оборудования. Ежегодно Банка финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.

Критерии Банка, по которому оценивается успешность реализация его проектов исключительно строги. Например, прежде чем проект может квалифицироваться как успешный, он должен обеспечивать не менее чем 10-ти процентную экономическую отдачу. Этот тариф намного превышает минимум, требуемый в соответствии со многими двусторонними двустороннего заимствования, по которым экономическая отдача должна соответствовать 5-6 процентам.

Экономическое развитие и риск — часто две стороны одной и той же медали. Если бы проекты, необходимые для подъема жизненного уровня в развивающихся странах были бы всегда свободны от проблем, потребность в организациях типа Всемирного Банка была минимальной. В действительности необходимые проекты часто обуславливаются высокими рисками. Другой неизбежный источник неопределенности — система долгосрочных займов, согласно которой ссуды предоставляются на срок до 40 лет.

Оценка результатов выполнения проектов осуществляется в два этапа. На первом, каждая операция по завершению оценивается персоналом, ответственным за реализацию проекта. Далее Департамент по оценке деятельности проводит независимую оценку результатов завершенного проекта, его успешность и уровень эффективности.

Существует только две оценки эффективности — удовлетворительная и неудовлетворительная. Удовлетворительная эффективность означает, что проект достиг большинства поставленных целей, без принципиальных замечаний.

В 1994 году МБРР открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио информационные центры, предлагающие информацию о проектах в странах-членах. Здесь можно получить проектную документацию, результаты экспертиз, национальные программы охраны окружающей среды, доклады об отдельных странах и секторах экономики (информация о народном хозяйстве стран и их специфических особенностях, уровне жизни, государственных расходах и т. д.)[1,с.407].

Заключение.

Международные финансовые и кредитные институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

  1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

  2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

  3. Необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

  • объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

  • осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

  • совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных и финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы[4,с.169].

Список используемой литературы:

  1. Жуков Е.Ф. Деньги Кредит Банки Учебник третье издание Москва Юнити 2007 год

  2. Лаврушина О.И. Российская банковская энциклопедия

  3. Платонова И.Н. Валютный рынок и валютное регулирование Учебное пособие Москва 1996 год

  4. Салихов Б.В. Экономическая теория: Курс лекций Москва 2000 год

studfiles.net

2.2. Группа Международного Банка Реконструкции и Развития (мбрр)

Среди межгосударственных инвестиционных инсти-тутов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышенно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала — Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестицион-но-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема стредств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающим-ся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассиг-новал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.

Создание МБРР, цели и задачи. МБРР — это первый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 года Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 года, а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 года МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе.

С середины 50-х годов, когда положение в западно-европейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

Всемирный банк (так часто называют МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Организационная структура МБРР. Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на свои сессии один раз в год, причем МБРР и МВФ проводят их совместно. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с поло-жениями Устава МВФ. Право голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале, то есть здесь применяется та же система «взвешенных» голосов, как и в МВФ.

Кредитная политика МБРР. Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковс-кие кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышленно развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с други-ми международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использова-ния своей двухсторонней официальной помощи развитию.

Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходится на 1989—1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР — кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредиты на раз-витие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.

Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15—20 лет (льготный период — 5 лет), причем на-именьшие сроки характерны для кредитования промышленности. Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент. Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 года, когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). К середине 1993 года основная кредитная ставка МБРР равнялась 7,43% годовых. Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все раз-вивающиеся страны, а лишь самые крупные или на-иболее развитые из них: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай. Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия.

Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР для структурной перестройки, Банк увеличил к началу 90-х годов долю таких кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом объеме кредитов MБРР составляла 10-12%. Таким образом, за короткий период удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.

Международная ассоциация развития (MAP). Чтобы смягчить критику в свой адрес и укрепить престиж среди развивающихся стран, МБРР при поддержке США как главного пайщика в 1960 года создал свой филиал — MAP, которая имеет с ним общие органы управления во главе с президентом Банка. MAP призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов MAP, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долл. в год: к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

Хотя часть средств направляется в развивающиеся страны почти бесплатно, в целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР рентабельна, так как средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых.

Международная финансовая корпорация. МФК создана в 1956 году по инициативе США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных капиталов. Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний срок — 7—8 лет.

МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и MAP при предоставлении кредитов предприятиям иди организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения ино-странного капитала в экономику развивающихся стран.

Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 года она получила особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. При этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с частными инвесторами, а наоборот, должна стимулировать внедрение частного капитала в развивающуюся экономику.

Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Ни один орган группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для частных инвесторов в условиях возросших некоммерческих рисков, что в значительной мере сдерживает приток иностранного капитала во многие страны-члены. Именно МИГА как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 году, служит такой специальной цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора: экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

Для выполнения поставленной цели МИГА не только предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, но и консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инве-стиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги. Срок гарантий, предоставляемых МИГА, обычно составляет 15 лет, но возможно до 20 лет.

studfiles.net

создание, структура, деятельность — КиберПедия

Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (сокр. МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Изначально Банк занимался крупномасштабными проектами: строительством дорог, самолетов, электростанций. Как только Япония и европейские страны достигли достойного экономического уровня, МБРР сосредоточился на помощи развивающимся странам. В начале 1990-х годов Банк также начал помогать развитию постсоциалистических стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза.
Цель деятельности Международного банка реконструкции и развития — сокращение бедности в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах. Для достижения этой цели Банк предоставляет займы, гарантии и принимает другие меры, не связанные с кредитованием, такие как проведение аналитических исследований и оказание консультативных услуг. МБРР предоставляет долгосрочные кредиты государственным и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.

Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит определение общей политики Банка, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода.

Исполнительным органом Банка является Директорат, который избирает президента Банка. Президент осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих. Традиционно президентом МБРР избирается представитель США — страны, имеющей в Банке наибольший процент голосов.

Директорат в своей работе опирается на пять комитетов: совместный аудиторский комитет; комитет по вопросам кадровой политики; комитет по выработке регламента; комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике; комитет по административным вопросам.

При Банке созданы два филиала: Международная финансовая корпорация (МФК) и Международная ассоциация развития (MAP). Международная финансовая корпорация предоставляет кредиты частному сектору. Международная ассоциация развития предоставляет средства с менее жесткими условиями для наиболее бедных стран.



Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской конференции Объединённых Наций по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ).

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций.

Структура МВФ.

Пять наиболее крупных государств (Великобритания, Франция, Япония, США, Германия) назначают исполнительных директоров, а оставшиеся 19 стран выбирают остальных.

 

118. Международное инвестиционное право: понятие, история развития и принципы

Международное инвестиционное право — это совокупность норм, регулирующих межгосударственные экономические отношения по поводу инвестиций.

Механизм правового регулирования международных инвестиций составляет совокупность принципов, норм и правил международного и внутреннего права, которое определяет правовой статус иностранных инвестиций с момента их учреждения до момента их ликвидации. Принципы и нормы международного инвестиционного права происходят либо из недоговорных источников, особенно из общих принципов международного права, либо из конвенционных источников: как многосторонних, так и двусторонних договоров и соглашений. Действие основных принципов международного права в правовом регулировании иностранных инвестиций является объектом жарких дискуссий между странами Севера и странами Юга.

Характерной чертой современной нормативной системы является наличие в ней комплекса основных принципов. Под основными принципами понимаются социально обусловленные обобщенные нормы, идеи, отражающие характерные тенденции нормативной системы и ее главное содержание. С учетом значения выполняемых функций они пользуются высшим авторитетом.



Во второй половине ХХ в. международное инвестиционное право, призванное обеспечить благоприятный режим иностранных инвестиций, развивалось зигзагообразно, что было вызвано принципиальными противоречиями между странами Севера, экспортерами инвестиций, и странами Юга, их импортерами. Это развитие прошло три этапа, временные рамки которых имеют довольно условный характер.

Первый этап — этап утверждения странами Севера общих принципов международного права в сфере регулирования иностранных инвестиций.

Второй этап — это время непризнания (отвода) странами Юга общих принципов международного права в сфере статуса международных инвестиций.

Третий этап — этап восстановления странами Севера и Юга общих принципов в том, что касается правового режима иностранных инвестиций.

 

cyberpedia.su