Феодализм как общественно экономическая формация – 7. Становление феодализма как общественно-экономической формации. Основные черты феодального способа производства. Возникновение первых гос-в в Зап Европе.

Содержание

16.Феодализм, как общественно-экономическая формация. Периодизация феодализма.

Феодализм – классово антагонистическая формация, следует за рабовладельческим строем, перед капитализмом. В Европе наступает с 5-6 веков, на территории России с 11 века. К характерным чертам можно отнести господство феодальной собственности на землю (земля — основное средство пр-ва). Самой классической формой феодальной собственности является феод. Земля хотя и передается по наследству, но также появляются и право на аренду. Феодальная собственность. Первая часть Домен — это владения феодалов, там его усадьба, его угодья. Остальное раздается крестьянам за аренду. Доход платят феодалу. В России это также имело место и называлось Вотчина. Вторая форма феодального землевладения была «церковная земля», или «монастырское землевладение». Она не передавалось по наследству, т.к. принадлежала коллективу монахов. Тоже есть домен, и тоже земля — монастырским крестьянам за аренду. Монастырская земля появляется с начала 11 века, когда появляются первые монастыри. И третья форма землевладения, характерная только для Росси — это поместье. Структура такая же. Но отличается тем, что это не наследственная собственность. Эту землю помещик получал за службу. Т.е. если он уходил со службы, то земля возвращалась прежнему владельцу. Держатели земли назывались дворянами (про поместья). Это было до 19 века. До 18 века на Руси называли дворянами не тех, у кого высокородное происхождение, а тех, кто служил, дворяне — дворовые люди. Своих дворян могли иметь монастыри, князья и бояре. С Петра I все феодалы были объявлены дворянами. А Екатерина II делает дворян господствующим классом. Слово дворянин становится равнозначным аристократу. Поместья просуществовали с 14 века и до Петра первого (18 век). Дольше всех просуществовала монастырская земля, до 1764 года. Второй чертой феодализма является

наличие самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства. Феодальный крестьянин имеет свое хозяйство, свои орудия труда, дом, скот, семью. Но крестьянин не имеет земли. Крестьяне пользуются землей за ренту. Рента — доход, получаемый феодалами, не связанный с предпринимательской деятельностью. Типы ренты :

  1. Натуральный оброк.

  2. Отработочная рента. Барщина (в России). С 12 века.

  3. Денежная рента. Денежный оброк (в России). С 14 века, господствующей становится в 18 веке.

Третей чертой феодальной формации является натуральный характер хозяйства. Экономика имеет аграрный уклон. 90 процентов занимаются сельским хозяйством и ведут натуральное хозяйство. Экономически замкнуто, однако существует торговля, и даже интенсивно. Но сельское хозяйство свыше 90 процентов и лишь 10 процентов — ремесло и торговля. Четвертая черта — техника. Техника имеет примитивный, отсталый характер. Объясняется не тем, что люди были глупы, и не было инженеров, а тем, что значительную часть произведенного продукта крестьяне отдавали за аренду, и средств на развитие не было. И как только появляется прибавочный продукт, общество взрывается и происходит переход к капитализму. Есть еще и надстроечные черты феодализма. Это сословная организация общества. Это большие группы людей, отличающиеся объемом прав и привилегий, закрепленных законом. Представитель сословия может быть бедным, но при этом иметь привилегии. Следующей надстроечной чертой являются монархии. Эти формы монархии свидетельствовали о том или ином этапе развития. «Варварские королевства» — ранние монархии. Киевская Русь была типичным примером на ранней стадии феодализма. Следующая форма монархии — сословно-представительная монархия. Возникает на этапе перехода феодальной раздробленности, к созданию централизованного государства. Следующая форма монархии — абсолютная монархия, возникает на позднем феодализме. В России существовала с18 века (с Петра I) до начала 20 века. Ограниченная монархия, при феодализме — республики (Венеция, Генуя, Гамбург, и др). Дело в том, что республики существуют, но все остальное в этих обществах феодальное. И еще одна черта надстроек — это господство мировой религии (ислам, иудаизм).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ: 1) Ранний феодализм (5 -11 вв.) В это время еще не сложилась до конца соц. структура; наличие раннефеодальной монархии; зависимость монарха от дружины; монарх владеет страной; не существует гос. аппарата. Между периодами лежит феодальная раздробленность. 2) Классический период(12-15). 3) Поздний феодализм(16-1/2 17). В РОССИИ В 11 веке появляется вотчина. 1) Ранний феодализм(11-15), феодальная раздробленность (2/3 11-сер.15). 2)Классический феодализм(16-1/2 17). Ему характерно наличие сословно-представительной монархии, жесткая соц. структура. 3) Поздний феодализм(2/2 17-сер.19).

studfiles.net

Лекция — Феодализм, как общественно-экономическая формация. Периодизация феодализма.

Феодализм – классово антагонистическая формация, следует за рабовладельческим строем, перед капитализмом. В Европе наступает с 5-6 веков, на территории России с 11 века. К характерным чертам можно отнести господство феодальной собственности на землю (земля — основное средство пр-ва). Самой классической формой феодальной собственности является феод. Земля хотя и передается по наследству, но также появляются и право на аренду. Феодальная собственность. Первая часть Домен — это владения феодалов, там его усадьба, его угодья. Остальное раздается крестьянам за аренду. Доход платят феодалу. В России это также имело место и называлось Вотчина. Вторая форма феодального землевладения была «церковная земля», или «монастырское землевладение». Она не передавалось по наследству, т.к. принадлежала коллективу монахов. Тоже есть домен, и тоже земля — монастырским крестьянам за аренду. Монастырская земля появляется с начала 11 века, когда появляются первые монастыри. И третья форма землевладения, характерная только для Росси — это поместье. Структура такая же. Но отличается тем, что это не наследственная собственность. Эту землю помещик получал за службу. Т.е. если он уходил со службы, то земля возвращалась прежнему владельцу. Держатели земли назывались дворянами (про поместья). Это было до 19 века. До 18 века на Руси называли дворянами не тех, у кого высокородное происхождение, а тех, кто служил, дворяне — дворовые люди. Своих дворян могли иметь монастыри, князья и бояре. С Петра I все феодалы были объявлены дворянами. А Екатерина II делает дворян господствующим классом. Слово дворянин становится равнозначным аристократу. Поместья просуществовали с 14 века и до Петра первого (18 век). Дольше всех просуществовала монастырская земля, до 1764 года. Второй чертой феодализма является

наличие самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства. Феодальный крестьянин имеет свое хозяйство, свои орудия труда, дом, скот, семью. Но крестьянин не имеет земли. Крестьяне пользуются землей за ренту. Рента — доход, получаемый феодалами, не связанный с предпринимательской деятельностью. Типы ренты :

1. Натуральный оброк.

2. Отработочная рента. Барщина (в России). С 12 века.

3. Денежная рента. Денежный оброк (в России). С 14 века, господствующей становится в 18 веке.

Третей чертой феодальной формации является натуральный характер хозяйства

. Экономика имеет аграрный уклон. 90 процентов занимаются сельским хозяйством и ведут натуральное хозяйство. Экономически замкнуто, однако существует торговля, и даже интенсивно. Но сельское хозяйство свыше 90 процентов и лишь 10 процентов — ремесло и торговля. Четвертая черта — техника. Техника имеет примитивный, отсталый характер. Объясняется не тем, что люди были глупы, и не было инженеров, а тем, что значительную часть произведенного продукта крестьяне отдавали за аренду, и средств на развитие не было. И как только появляется прибавочный продукт, общество взрывается и происходит переход к капитализму. Есть еще и надстроечные черты феодализма. Это сословная организация общества. Это большие группы людей, отличающиеся объемом прав и привилегий, закрепленных законом. Представитель сословия может быть бедным, но при этом иметь привилегии. Следующей надстроечной чертой являются монархии. Эти формы монархии свидетельствовали о том или ином этапе развития. «Варварские королевства» — ранние монархии. Киевская Русь была типичным примером на ранней стадии феодализма. Следующая форма монархии — сословно-представительная монархия. Возникает на этапе перехода феодальной раздробленности, к созданию централизованного государства. Следующая форма монархии — абсолютная монархия, возникает на позднем феодализме. В России существовала с18 века (с Петра I) до начала 20 века. Ограниченная монархия, при феодализме — республики (Венеция, Генуя, Гамбург, и др). Дело в том, что республики существуют, но все остальное в этих обществах феодальное. И еще одна черта надстроек — это господство мировой религии (ислам, иудаизм).
ПЕРИОДИЗАЦИЯ:
1) Ранний феодализм (5 -11 вв.) В это время еще не сложилась до конца соц. структура; наличие раннефеодальной монархии; зависимость монарха от дружины; монарх владеет страной; не существует гос. аппарата. Между периодами лежит феодальная раздробленность. 2) Классический период(12-15). 3) Поздний феодализм(16-1/2 17). В РОССИИ В 11 веке появляется вотчина. 1) Ранний феодализм(11-15), феодальная раздробленность (2/3 11-сер.15). 2)Классический феодализм(16-1/2 17). Ему характерно наличие сословно-представительной монархии, жесткая соц. структура. 3) Поздний феодализм(2/2 17-сер.19).

 

Историческое своеобразие русского средневековья. Элементы восточного и европейского вариантов феодализма в русской истории.

V-XVII века в мировой истории называют средними. В России средневековье запоздало и долго потом оставалось, началось в XI веке с формированием феодальных отношений, закончилось в XIX веке (1861 год – отмена крепостного права). Вплоть до конца XVI века в период Смутного времени российский феодализм носил преимущественно азиатские черты, и лишь с XVII века стал больше походить на европейский вариант. Азиатский феодализм отличается от европейского. В России в раннее и позднее средневековье так же

как в Азии государство играло гипертрофированную роль, имело слишком много полномочий, не ценился индивидуальный труд, преобладали жесткие порядки управления. Государство было заинтересованно в сохранении общины, так было легче контролировать людей, была государственная собственность на землю, а не феодальная, приоритет государственного над личным. В России с XVII века на должность стали устраиваться как в Европе, благодаря богатству, а до этого – как в Азии, по происхождению, по сословному признаку. Русское хоз-во основывалось на нечерноземных почвах, кот. очень не плодородны. Промежуток для хозяйственных работ (
агрономический период) очень короток
, поэтому труд крестьянина д/б интенсивным, напряженным, чтобы все успеть. Отдача от труда очень незначительна. При этом крестьянин кормил себя и семью. Главным последствием такого положения было то, что крестьянина было не выгодно эксплуатировать на барщеных работах. поэтому основной формой эксплуатации был оброк (полюдье). Второй чертой русского феодализма была необходимость мощного гос-ва, для того, чтобы этот низкий прибавочный продукт у крестьян отобрать. Отсюда многие историки выводят тотальность гос-ва на Руси и в свою очередь общества. Третьей особенностью русского феод. было наличие общины. Феодал был заинтересован в более аккуратном, стабильном доходе, а крестьяне понимали, что в суровых условиях выжить можно только коллективно. Община служила механизмом регулирования, она не давала крестьянину обогатиться, но и обеднеть не давала. Поэтому крестьянин на Руси никогда не приветствовал частную собственность на землю. Поэтому Россия в общей своей массе не приняла капитализм. Эта общинная психология формирует особый тип крестьянина. Феодализм влияет и на внешнюю политику гос-ва. Развития интенсивного земледелия на Руси не было, т.е. развиваться возможно было только экстенсивно. Простое увеличение населения вело практически сразу к заселению земель. Колонизация в России тоже особая: сначала появлялись мирные жители, потом там строились монастыри, потом к ним присоединяются землевладельцы, а уж затем появл. гос-во (администрация). Пятой особенностью русского феод. было
особое обличие городов.
Городов, основанных на ремесле и торговле, было мало, города России – это военные, административные или сторожевые центры. До екатерининской эпохи города России не имели плановой застройки, застройка не была сплошной, она была очаговой. Горожанин вынужден был заниматься огородничеством (т.к. крестьяне сами себя прокормить не могли), поэтому почти каждый имел огород и усадьбу. Шестая черта русского феод. заключается в том, что второе разделение труда на Руси происходит очень медленно и поздно. При феод. на Руси не складывается слой свободных профессий: врачей, художников, музыкантов, артистов и т.д. Русская интеллигенция – это не просто люди свободных профессий, это люди, кот. чувствуют себя отделенными от народа по своему мировосприятию, но с другой стороны, постоянно думающие о народе. Все эти особенности были установлены исследователем Миловым в основном для Нечерноземья, в остальных регионах они тоже работают, но должны применяться с осторожностью, потому что в связи с шестой спецификой они могут меняться. Европейская модель -12вв: характерная черта –индивидуальное хозяйство. Азиатская модель –в это время община.

 

www.ronl.ru

78. Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.

Первобытнообщинная формация – первая ступень развития сформировавшегося общества. Выделяют две основные стадии в развитии первобытного человека: дикость и варварство. Они различаются степенью развития сущностных сил. На стадии дикости люди производили простейшие орудия труда и с их помощью присваивали средства к жизни, в силу чего их образ жизни часто называют присваивающим. Основными способами добывания пищи были охота, собирательство, рыболовство. Разделение труда существовало лишь между полами.

Если на первой стадии первобытнообщинной формации человек при помощи созданных им орудий лишь присваивал средства к жизни, которые находил в готовом виде в природе, то с развитием земледелия и скотоводства, взяв под свой контроль определенные природные процессы, он начал их производить.

Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу.

Первобытная общность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, расколовшим общество на враждебные классы, поставившим на место всех физических и духовных чувств человека – чувство обладания.

Рабовладельческая формация (рабство) — исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (рабовладельца) или государства. Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина (рабство в этой форме было широко распространено до XIX века). То есть коренная особенность этой ступени исторического процесса есть господство рабского труда и, соответственно, деление людей на людей-индивидов (рабовладельцев) и людей-вещей (рабов). (развитие: Китай, Греция, Италия, египет, Индия. По Энгельсу — «простейшая, наиболее стихийно сложившаяся форма разделения труда на материальный и духовный, но создавшая предпосылки для экономического, политического и интеллектуального развития человечества».

Свободные ремесленники и землевладельцы разрушили рабовладельческое общество.

Феодальная формация (феодализм) – экономический тип общества, в котором экономический базис представляет собой целостную систему отношений частной и личной собственности феодала на крепостного, его рабочую силу и прибавочный труд, основные средства производства и основные предметы потребления. Феодализм возникает из расположения не только рабовладельческого общества, но и общинно-родового строя у варваров, завоевавших государства античного или азиатского типа. Ускоряется распад родовых связей, усиливается социальное расслоение, формируются различные сословия (господствующая форма труда – ручной труд). Основное противоречие феодализма – противоречие между общественным характером производства и частичным присвоением феодалом рабочей силы (личности) и основного прибавочного труда трудящегося (крепостного). В отличие от раба крепостной может иметь семью и хозяйство – средства производства. Поэтому социальная защищенность крепостного качественно выше, чем раба.

studfiles.net

7. Становление феодализма как общественно-экономической формации. Основные черты феодального способа производства. Возникновение первых гос-в в Зап Европе.

В истории известны разные пути становления феодализма – византийский, итальянский, французский, скандинаво – русский и восточный.

В Зап. Европе начиная с 3в начинают возникать варварские гос-ва ост-готтов, вест-готтов, франков, вадалов и др. Из всех этих государств наиболее долгое время существовало гос-во франков. В 7-8вв у франков начинают зарождаться феодальные отношения. Большое значение в этом имела бенифициальная реформа Карла Мартэна. Рыцарям передавались на условиях несения военной службы в пользование гос. земли(условное землепользование). С течением времени стало формироваться безусловное землевладение – феод. Основными чертами нового общ-политич. строя стали: 1 концентрация земли в руках властв. класса феодалов, 2 зависимость крестьян.(основной формой феодальных отношений становится три формы: отработная(панщина), натуральный оброк, денежный оброк), 3 натуральный характер хозяйства, 4 низкое состояние техники.

Экономика в период феодализма носила в основном аграрный характер, но с 10-11вв в Европе растут города и активно развивается ремесло, причем феодализму свойственно цеховая форма организации ремесла.

11. Возникновение государственности у древних славян. Полоцкое, туровское, и др. Княжества на белорусских землях.

В восточных землях в 5-8вв начался процесс разложения первобытнообщинного строя и складывается предпосылки для развития средневековой цивилизации. В этот период формируются предпосылки для возникновения государственности. Исходным пунктом возникновения стал рост городов. Для обороны города и поддержания порядка жители приглашали князей с дружинами. Законодательная власть принадлежала веча, а исполнительная – князю. Таким образом государственность формируется в виде городов-княжеств. (Киев, Новгород, Полоцк). Около 882 жители Новгорода пригласили 3 братьев-варягов: Рюрик, Синеус и Тругор. В 882 преемник Рюрика Олег напал на Киев и объединил Новгород и Киев. Таким образом положено начало формированию государства с центром в Киеве. Первые сведения про Полоцк – 862г. Около 980 новгородский князь, вел борьбу со своим братом Ярополком за киевский престол, Владимир напал на Полоцк убил Рогволода и его сыновей а дочку взял в жены. С этого времени Полоцк потерял самостоятельность. Князь Владимир объединил большинство восточных земель гос-во с центром в Киеве., которое существовало до 1132 а потом распалось. Начинается борьба полоцкого княжества за самостоятельность и при Усяславе чарадее становится назависимым. Таким образом Полоцкое княжество большую часть своей истории(кроме 60 лет) было независимым городом-княжеством.

19. Люблинская уния и образование рп

ВКЛ во второй половине 18в. оказалась в очень тяжелом положении. Началась Ливонская война. И войско Ивана Грозного захватили ряд городов Беларуси. Со стороны Польши велась активная католическая пропаганда. Польские магнаты терроризировали наше население приграничный земель, делали набеги, грабили. При этом поляки оказывались безнаказанными, так как польское правительство поддерживало своих, заявляя, набеги прекратятся как только земли будут присоединены к Польше. Жигимонт 2 Август (ВКЛ) стоял на стороне поляков. В этой ситуации поляки обещали, что как только ВКЛ будет присоединено к Польше вся наша православная знать получит те же пава, что и католики. Население ВКЛ не хотело ликвидации самостоятельности государства. Наши феодалы вели переговоры с Польшей только про более тесный союз государств, но при условии равноправия. 1563 г. – виленский сейм утвердил специальные инструкции для переговоров с поляками, в которой делегатам поручалось охранять интересы ВКЛ. По этой инструкции допускалось существование единого правителя и созыв совместных сеймов для решения общих дел. Но при этом в каждом государстве должны быть самостоятельный органы власти, отдельные вооруженные силы, казна и законодательство. Идею унии с Польшей на условиях равноправия поддержало большинство княжества. Они видели возможность укрепить свое положение внутри своей страны и получить помощь от России.

Расхождения были только в условиях унии. В декабре 1568 г. Жигимонт Август издает грамоту, в кот. клянется охранять права и интересы ВКЛ, и не принуждать представителей ВКЛ к унии. Уговоры а также надежда получить помощь в войне скланяли представителей княжества приехать в Люблин на переговоры (так как дела на Ливонской войне были очень тяжелые).

10 января 1569 г. начались заседания люблинского сейма. С первых часов сейма поляки заявили , что желают полной ликвидации княжества и подготовили документ, с требованием подписать его без всякого обсуждения. Представители ВКЛ не сдавались, особенно сопротивлялись М. Радзивил, Я. Хадкевич и Я. Волович. Наши делегаты не подчинились решению сейма. И первого марта они покинули Люблин, а в след на ними уехали все делегаты представляющие наше государство. Чтобы привести к послушанию наших делегатов, Жигимонт Август пошел на предательство интересов ВКЛ: 5го марта был издан незаконный акт об отлучении польской земли от ВКЛ. 26 мая к Польше подключается Подолье и Клевщина. Эти акты были незаконными так как в соответствии со статутом ВКЛ от 1566 года Великий князь не имел право уменьшать территорию гос-ва без согласия рады и сейма. После потери значительной территории ВКЛ не могло дольше самостоятельно вести войну и вынуждено было подписать унию на условиях продиктованных поляками. 1 июля 1569 г. было утверждено решение люблинского сейма Привилей-договор. Согласно условиям унии:

— ВКЛ и королевство Польское объединяются в одно гос-во – в Речь Поспалитую

— РП должна иметь единого короля, он выбирался на общем сейме и короны польской, и ВКЛ.

— рада и сейм должны быть общими для Польши и ВКЛ

— отдельных сеймов для ВКЛ король собирать не должен.

— все законы, действовавшие ранее в обоих гос-вах оставались в силе.

— для обоих гос-в предусматривалась общая внешняя политика и единая денежная система.

Эта уния превратила династическую унию между Польшей и ВКЛ в государственную. Для ВКЛ после унии ничего не изменилось. ВКЛ не перестало существовать, сохранило свою территорию (но без Украины), ВКл имело свою административную систему, органы власти, гос. язык. В концепцию нового гос-ва РП входили вопросы совместной международной политики и совместной обороны. Объединение ВКЛ и Польши повлияло на ход ливонской войны. В 1582 г. между Россией и РП был заключен мирный договор сроком на 10 лет.

studfiles.net

Феодализм, как общественно-экономическая формация. Периодизация феодализма

Феодализм – классово антагонистическая формация, следует за рабовладельческим строем, перед капитализмом. В Европе наступает с 5-6 веков, на территории России с 11 века. К характерным чертам можно отнести господство феодальной собственности на землю (земля — основное средство пр-ва). Самой классической формой феодальной собственности является феод. Земля хотя и передается по наследству, но также появляются и право на аренду. Феодальная собственность. Первая часть Домен — это владения феодалов, там его усадьба, его угодья. Остальное раздается крестьянам за аренду. Доход платят феодалу. В России это также имело место и называлось Вотчина. Вторая форма феодального землевладения была «церковная земля», или «монастырское землевладение». Она не передавалось по наследству, т.к. принадлежала коллективу монахов. Тоже есть домен, и тоже земля — монастырским крестьянам за аренду. Монастырская земля появляется с начала 11 века, когда появляются первые монастыри. И третья форма землевладения, характерная только для Росси — это поместье. Структура такая же. Но отличается тем, что это не наследственная собственность. Эту землю помещик получал за службу. Т.е. если он уходил со службы, то земля возвращалась прежнему владельцу. Держатели земли назывались дворянами (про поместья). Это было до 19 века. До 18 века на Руси называли дворянами не тех, у кого высокородное происхождение, а тех, кто служил, дворяне — дворовые люди. Своих дворян могли иметь монастыри, князья и бояре. С Петра I все феодалы были объявлены дворянами. А Екатерина II делает дворян господствующим классом. Слово дворянин становится равнозначным аристократу. Поместья просуществовали с 14 века и до Петра первого (18 век). Дольше всех просуществовала монастырская земля, до 1764 года. Второй чертой феодализма является наличие самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства . Феодальный крестьянин имеет свое хозяйство, свои орудия труда, дом, скот, семью. Но крестьянин не имеет земли. Крестьяне пользуются землей за ренту. Рента — доход, получаемый феодалами, не связанный с предпринимательской деятельностью. Типы ренты :

1. Натуральный оброк.

2. Отработочная рента. Барщина (в России). С 12 века.

3. Денежная рента. Денежный оброк (в России). С 14 века, господствующей становится в 18 веке.

Третей чертой феодальной формации является натуральный характер хозяйства . Экономика имеет аграрный уклон. 90 процентов занимаются сельским хозяйством и ведут натуральное хозяйство. Экономически замкнуто, однако существует торговля, и даже интенсивно. Но сельское хозяйство свыше 90 процентов и лишь 10 процентов — ремесло и торговля. Четвертая черта — техника. Техника имеет примитивный, отсталый характер . Объясняется не тем, что люди были глупы, и не было инженеров, а тем, что значительную часть произведенного продукта крестьяне отдавали за аренду, и средств на развитие не было. И как только появляется прибавочный продукт, общество взрывается и происходит переход к капитализму. Есть еще и надстроечные черты феодализма. Это сословная организация общества. Это большие группы людей, отличающиеся объемом прав и привилегий, закрепленных законом. Представитель сословия может быть бедным, но при этом иметь привилегии. Следующей надстроечной чертой являются монархии. Эти формы монархии свидетельствовали о том или ином этапе развития. «Варварские королевства» — ранние монархии. Киевская Русь была типичным примером на ранней стадии феодализма. Следующая форма монархии — сословно-представительная монархия. Возникает на этапе перехода феодальной раздробленности, к созданию централизованного государства. Следующая форма монархии — абсолютная монархия, возникает на позднем феодализме. В России существовала с18 века (с Петра I) до начала 20 века. Ограниченная монархия, при феодализме — республики (Венеция, Генуя, Гамбург, и др). Дело в том, что республики существуют, но все остальное в этих обществах феодальное. И еще одна черта надстроек — это господство мировой религии (ислам, иудаизм). ПЕРИОДИЗАЦИЯ: 1) Ранний феодализм (5 -11 вв.) В это время еще не сложилась до конца соц. структура; наличие раннефеодальной монархии; зависимость монарха от дружины; монарх владеет страной; не существует гос. аппарата. Между периодами лежит феодальная раздробленность. 2) Классический период(12-15). 3) Поздний феодализм(16-1/2 17). В РОССИИ В 11 веке появляется вотчина. 1) Ранний феодализм(11-15), феодальная раздробленность (2/3 11-сер.15). 2)Классический феодализм(16-1/2 17). Ему характерно наличие сословно-представительной монархии, жесткая соц. структура. 3) Поздний феодализм(2/2 17-сер.19).

studlib.info

Феодализм, как общественно-экономическая формация. Периодизация феодализма

Феодализм – классово антагонистическая формация, следует за рабовладельческим строем, перед капитализмом. В Европе наступает с 5-6 веков, на территории России с 11 века. К характерным чертам можно отнести господство феодальной собственности на землю (земля — основное средство пр-ва). Самой классической формой феодальной собственности является феод. Земля хотя и передается по наследству, но также появляются и право на аренду. Феодальная собственность. Первая часть Домен — это владения феодалов, там его усадьба, его угодья. Остальное раздается крестьянам за аренду. Доход платят феодалу. В России это также имело место и называлось Вотчина. Вторая форма феодального землевладения была «церковная земля», или «монастырское землевладение». Она не передавалось по наследству, т.к. принадлежала коллективу монахов. Тоже есть домен, и тоже земля — монастырским крестьянам за аренду. Монастырская земля появляется с начала 11 века, когда появляются первые монастыри. И третья форма землевладения, характерная только для Росси — это поместье. Структура такая же. Но отличается тем, что это не наследственная собственность. Эту землю помещик получал за службу. Т.е. если он уходил со службы, то земля возвращалась прежнему владельцу. Держатели земли назывались дворянами (про поместья). Это было до 19 века. До 18 века на Руси называли дворянами не тех, у кого высокородное происхождение, а тех, кто служил, дворяне — дворовые люди. Своих дворян могли иметь монастыри, князья и бояре. С Петра I все феодалы были объявлены дворянами. А Екатерина II делает дворян господствующим классом. Слово дворянин становится равнозначным аристократу. Поместья просуществовали с 14 века и до Петра первого (18 век). Дольше всех просуществовала монастырская земля, до 1764 года. Второй чертой феодализма является наличие самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства . Феодальный крестьянин имеет свое хозяйство, свои орудия труда, дом, скот, семью. Но крестьянин не имеет земли. Крестьяне пользуются землей за ренту. Рента — доход, получаемый феодалами, не связанный с предпринимательской деятельностью. Типы ренты :

1. Натуральный оброк.

2. Отработочная рента. Барщина (в России). С 12 века.

3. Денежная рента. Денежный оброк (в России). С 14 века, господствующей становится в 18 веке.

Третей чертой феодальной формации является натуральный характер хозяйства . Экономика имеет аграрный уклон. 90 процентов занимаются сельским хозяйством и ведут натуральное хозяйство. Экономически замкнуто, однако существует торговля, и даже интенсивно. Но сельское хозяйство свыше 90 процентов и лишь 10 процентов — ремесло и торговля. Четвертая черта — техника. Техника имеет примитивный, отсталый характер . Объясняется не тем, что люди были глупы, и не было инженеров, а тем, что значительную часть произведенного продукта крестьяне отдавали за аренду, и средств на развитие не было. И как только появляется прибавочный продукт, общество взрывается и происходит переход к капитализму. Есть еще и надстроечные черты феодализма. Это сословная организация общества. Это большие группы людей, отличающиеся объемом прав и привилегий, закрепленных законом. Представитель сословия может быть бедным, но при этом иметь привилегии. Следующей надстроечной чертой являются монархии. Эти формы монархии свидетельствовали о том или ином этапе развития. «Варварские королевства» — ранние монархии. Киевская Русь была типичным примером на ранней стадии феодализма. Следующая форма монархии — сословно-представительная монархия. Возникает на этапе перехода феодальной раздробленности, к созданию централизованного государства. Следующая форма монархии — абсолютная монархия, возникает на позднем феодализме. В России существовала с18 века (с Петра I) до начала 20 века. Ограниченная монархия, при феодализме — республики (Венеция, Генуя, Гамбург, и др). Дело в том, что республики существуют, но все остальное в этих обществах феодальное. И еще одна черта надстроек — это господство мировой религии (ислам, иудаизм). ПЕРИОДИЗАЦИЯ: 1) Ранний феодализм (5 -11 вв.) В это время еще не сложилась до конца соц. структура; наличие раннефеодальной монархии; зависимость монарха от дружины; монарх владеет страной; не существует гос. аппарата. Между периодами лежит феодальная раздробленность. 2) Классический период(12-15). 3) Поздний феодализм(16-1/2 17). В РОССИИ В 11 веке появляется вотчина. 1) Ранний феодализм(11-15), феодальная раздробленность (2/3 11-сер.15). 2)Классический феодализм(16-1/2 17). Ему характерно наличие сословно-представительной монархии, жесткая соц. структура. 3) Поздний феодализм(2/2 17-сер.19).

studlib.info

Общественно-экономическая формация Википедия

Общественно-экономическая формация — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею[1]. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений[2].

Общественно-экономические формации у Маркса

Карл Маркс не постулировал, что вопрос общественно-экономических формаций окончательно решён и выделял в разных трудах разные формации. В предисловии к «К критике политической экономии» (1859) Маркс назвал «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы:

  • Азиатский;
  • Античный;
  • Феодальный;
  • Капиталистический.

В. П. Илюшечкин в постсоветский период отмечал, что с одной стороны Маркс действительно вслед за Гегелем и Сен-Симоном определял способы производства и формации по форме собственности, но с другой стороны он определил капиталистический способ производства по ступени развития производительных сил общества и соответствующему этой ступени историческому типу экономических производственных отношений — как диалектическое единство машинной ступени развития производительных сил и обусловленного ею в конечном счёте прибавочно-стоимостного типа экономически производственных отношений. «Трудно сказать, — отмечал Илюшечкин, — чем он [Маркс] руководствовался, допуская такую несуразность»[3].

В своих поздних работах Маркс рассматривал три «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский»[4], однако в официально признанную пятичленную схему периодизации истории «германский» способ производства не попал.

Пятичленная схема («пятичленка»)

Хотя завершённой теории общественно-экономических формаций Маркс не сформулировал, обобщение его высказываний стало основанием для советских историков (В. В. Струве и прочие), сделать вывод, что он выделял пять формаций в соответствии с господствующими производственными отношениями и формами собственности:

  • первобытно-общинную;
  • рабовладельческую;
  • феодальную;
  • капиталистическую;
  • коммунистическую.

Эта концепция была сформулирована в популярном произведении Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[5] и после канонизации работы И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (1938) начала безраздельно господствовать среди советских историков[6].

Согласно БСЭ[7] в результате роста уровня производительных сил и борьбы антагонистических классов развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации.

Первобытно-общинный строй

Также называемый как первобытный коммунизм: нем. Urkommunismus) — уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет даже самой возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение невозможно. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.

Рабовладельческий строй

Марксистская традиция именует формации согласно наиболее прогрессивному классу. Поэтому рабовладельческий способ производства называется не рабским, а рабовладельческим (нем. Sklavenhaltergesellschaft). При рабовладении уже существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом, побуждающим к труду является насильственное принуждение, страх физической расправы рабовладельца над рабом.

Народы Средней, Северной и Восточной Европы (германцы, славяне и другие), средневековые государства тропической Африки (Нубия, Сеннар, Эфиопия и другие) миновали рабовладельческий строй, перейдя непосредственно от первобытно-общинного строя к феодализму[8].

Феодализм

В обществе выделяются класс феодалов — собственников земли — и класс зависимых от них крестьян, находящихся в личной зависимости. Производство, главным образом, сельскохозяйственное, ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется сословной социальной структурой. Основным механизмом, побуждающим к труду является крепостное право, экономическое принуждение.

Капитализм

Также называемый товарным способом производства. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов (буржуазия), — владельцев средств производства, — и той части рабочего класса, которая не владеет средствами производства и работает на капиталистов по найму (пролетариат). Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

Общественно-экономическая формация развивается, проходя разные стадии. С середины XVI века начался мануфактурный период капитализма, длившийся в Западной Европе до последней трети XVIII века[9]. В результате индустриальной революции начался машинный период капитализма. Капитализм свободной конкуренции с течением времени перерос в монополистический капитализм — империализм[10].

Коммунизм

Коммунистическая формация в своём развитии проходит фазу социализма и фазу полного коммунизма[10].

Социализм

В пятичленной формационной схеме социализм рассматривался в качестве первой фазы высшей — коммунистической — общественной формации[11].

Вот это коммунистическое общество, которое только что вышло на свет божий из недр капитализма, которое носит во всех отношениях отпечаток старого общества Маркс и называет «первой» или низшей фазой коммунистического общества.

Отсталые страны могут перейти к социализму минуя капитализм в ходе некапиталистического пути развития[12].

В развитии социализма выделяют переходный период, социализм, построенный в основном, развитой социализм[10].

Маркс и Энгельс не отводили социализму место отдельной общественно-экономической формации. Сами термины «социализм» и «коммунизм» являлись синонимами и обозначали общество, следующее после капитализма.

Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло.

Полный коммунизм

Полный коммунизм — это «обратное присвоение, отвоевание» человеком своей предметной сущности, противостоящей ему в форме капитала, и «начало подлинной истории человечества».

…после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям»[13].

Дискуссии об общественно-экономических формациях в СССР

Азиатский способ производства

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не являлось общепризнанным и было темой дискуссий на всём протяжении существования исторического материализма в СССР. В работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

Среди ранних ступеней классового общества ряд учёных выделяет, опираясь на некоторые высказывания Маркса и Энгельса, кроме рабовладельческого и феодального способов производства, особый азиатский способ производства и соответствующую ему формацию. Однако вопрос о существовании такого способа производства вызвал дискуссию в философской и исторической литературе и до сих пор не получил однозначного решения.

— Г. Е. Глезерман, Большая Советская Энциклопедия, 2-е изд., т. 30, с. 420

На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности и имущественного неравенства. Стал возможным и производительно более выгодным переход к рабовладению. Управленческий аппарат приобретает всё более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Четырёхчленная схема

В 1974 году Ю. М. Кобищанов предложил вместо рабовладения и феодализма «большую феодальную формацию»[5].

Советский историк-марксист В. П. Илюшечкин в 1986 году предложил, исходя из логики Маркса, выделять не пять, а четыре формации (феодальную и рабовладельческую формации он отнёс к одной сословно-классовой, как таковой, где ручному труду соответствовал потребительско-стоимостный тип производственных отношений). Илюшечкин считал, что в рамках докапиталистической политэкономии можно говорить лишь об единой докапиталистической формации, для которой был характерен докапиталистический способ производства[3].

Теория на современном этапе

По утверждению Крадина, теория общественно-экономических формаций с 1990-х годов находится в состоянии кризиса: «К середине 1990-х гг. можно говорить о научной смерти пятичленной схемы формаций. Даже её главные защитники в последние десятилетия XX в. признали её несостоятельность. В. Н. Никифоров в октябре 1990 г., незадолго до своей кончины, на конференции, посвященной особенностям исторического развития Востока, публично признался, что четырёхстадийные концепции Ю. М. Кобищанова или В. П. Илюшечкина более адекватно отражают ход исторического процесса»[5].

См. также

Примечания

  1. ↑ Илюшечкин, 1996, с. 98.
  2. ↑ Илюшечкин, 1996, с. 100.
  3. 1 2 Илюшечкин, 1996, с. 111.
  4. ↑ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., М., 1955—1961. т. 48, с. 157, т. 46/I, с. 462-469, 491
  5. 1 2 3 Крадин, 2008.
  6. Захаров А. Марксизм: утопия и наука
  7. ↑ Большая Советская Энциклопедия, 2-е изд., т. 30, с 420
  8. ↑ Рабовладельческий строй // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. — М. : Советская энциклопедия, 1979. — Т. 3. — С. 415.
  9. ↑ Мануфактура // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2. — С. 382—383.
  10. 1 2 3 Общественно-экономическая формация // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. — М. : Советская энциклопедия, 1979. — Т. 3. — С. 146—149.
  11. ↑ Новая философская энциклопедия РАН. Статья «Социализм». К. С. Гаджиев.
  12. ↑ Некапиталистический путь развития // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. — М. : Советская энциклопедия, 1979. — Т. 3. — С. 73—75.
  13. ↑ Маркс К. Критика Готской программы

Литература

wikiredia.ru