Факторы развития общества – ЕГЭ. Общество.Тема 5. Объективные и субъективные факторы развития общества |
Факторы развития общества.
Количество просмотров публикации Факторы развития общества. — 6452
Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. На развитие общества влияет множество факторов, среди них принято выделять объективные факторы развития общества те, которые напрямую не зависят от воли и сознательной деятельности людей и социальных групп и субъективные факторы развития общества, зависящие от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп.
Важнейшим объективным фактором в развитии общества является природа. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют – “речные цивилизации”). При этом природный фактор может способствовать и гибели. Ярким примером влияния природного фактора на развитие и гибель цивилизаций является минойская цивилизация, расцвету которой способствовали благоприятнее природные условия, а гибель ускорило извержение вулкана.
Природный фактор дает толчок фактору технологическому — в благоприятных условиях тропиков охота и собирательство удовлетворяют основные потребности человека, однако изменение условий приводит к крайне важно сти поиска новых технологий — способов обеспечения человеческих потребностей. Появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Новые формы обеспечения жизнедеятельности требуют усложнения организации общества, совершенствования культуры. Некоторые учёные связывают появление государств с крайне важно стью проведения массовых ирригационных работ, к примеру, в долине Нила.
Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, демографическому росту, благодаря которому появляется больше возможностей проявиться факторам субъективным.
Основными субъективными факторами развитие общества являются народные массы, социальные группы и исторические личности.
Все факторы могут способствовать как прогрессу, так и регрессу общества.
В случае если обернуться назад и вспомнить каким было общество 200, 500, 1000 лет назад, то мы однозначно придем к выводу о том, что общественное развитие движется вперед от более простых и примитивных форм к более сложным и совершенным, ᴛ.ᴇ. общество прогрессирует. Прогресс — направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от более низких и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим формам.
Представление о развитии общества как прогрессивном процессе окончательно оформилось в трудах французских просветителей (Анн Робер Жак Тюрго, Мари Жан Антуан де Кондорсе и др.). В качестве критерия прогресса они выделяли развитие человеческого разума, распространение просвещения. Ряд мыслителей XIX века (к примеру, Анри Сен–Симон, Франсуа Мари Шарль Фурье) в качестве критерия прогресса выделяли развитие общественной нравственности. Георг Вильгельм Фридрих Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм в качестве основного критерия прогресса выделял развитие производительных сил.
В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от традиционного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что основным критерием прогресса является степень свободы, которую общество предоставляет личности для максимального развития ее возможностей.
При этом, движение вперед не исключает возвратных движений, регресса. Так, развитие орудий труда, высокая производительность труда — очевидное свидетельство прогресса, но они породили глобальные экологические и сырьевые проблемы. Удобства городской жизни сопровождаются многочисленными ʼʼболезнями урбанизацииʼʼ. Прогресс противоречив. Противоречивость прогресса в том, что прогресс в одной сфере общественной жизни может сопровождаться или даже быть причиной регресса в другой сфере общественной жизни.
(Дополнительная справка) Развитие общества, его источники и движущие силы:
Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.
Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.
Стагнация – временная остановка развития.
Критерии прогресса:
2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.
3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.
4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.
5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.
6) В современных условиях прогресс – это:
– продолжительность жизни общества;
– образ жизни;
– духовная жизнь.
Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).
Виды реформ: – экономические,
– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).
Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение базовых каких-либо явлений.
Модернизация – приспособление к новым условиям.
Что движет человеческой историей (?):
1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.
2) Историю творят великие люди.
3) Общество развивается по объективным законам.
а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.
б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.
С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.
referatwork.ru
Археология Архитектура Астрономия Аудит Биология Ботаника Бухгалтерский учёт Войное дело География Геология Дизайн Искусство История Кино Кулинария Культура Литература Математика Медицина Металлургия Мифология Музыка Психология Религия Спорт Строительство Техника Транспорт Туризм Усадьба Физика Фотография Химия Экология Электричество Электроника Энергетика | Введение
В рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его мышления, деятельности. Вместе с тем общество — специфический предмет философского анализа. Когда мы говорим о границах и возможностях человеческого познания в целом, мы не стремимся при этом выстроить целостную картину природных (физических, химических, биологических) уровней бытия. Философский подход к обществу, напротив, предполагает исследование структуры общества, что дает основание некоторым ученым называть социальную философию общесоциологической теорией. Дело в том, что, выясняя возможности и границы человеческой свободы, особенности познания социальных явлений, специфику различных форм освоения мира — таких, как религия, искусство, нравственность, исследователь изучает формы совокупной деятельности людей, направленные на поддержание и воспроизводство их жизни, то есть общество как определенную целостность.
Актуальность темы «Системный взгляд на развитие общества» состоит в том, что важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира.
Содержащийся в данной работе анализ литературы позволяет получить представление о развитии общества.
В работе будут использованы труды: Алексеева П.В. Барулина В.С. Соколова С.В. Крапивенского С.Э. и многих других. — исследовать системный взгляд на развитие общества; Факторы развития общества
Очевидным является факт, что общество изменяется. Достаточно вспомнить, какие события происходили в XX столетии: изобретения радио, телевидения, атомной бомбы, создание компьютерной техники, революции в социальной сфере, две мировые войны и многое другое. Общество не стоит на месте. Другое дело — в каком направлении оно изменяется. И нет ли такого феномена, когда изменения к лучшему в одних отношениях оказываются сопряженными с изменениями к худшему в других отношениях? И какая тенденция может в конце концов возобладать: первая или вторая?
Вопрос об изменениях общества и их характере привлекал к себе внимание как мыслителей античности, средних веков, так и мыслителей нового времени. Значителен интерес к нему и в последние столетия. Этот вопрос влечет за собой размышления: а каковы же факторы происходящих изменений, что в целом обусловливает движение социума? Выяснить, допустим, родоначальников классической механики (следовательно, и указать ее «причину»), как и создателей науки генетики (и ее «причину»), не представляет особого труда. Эти и им подобные «изменения» в обществе уже давно установлены. Но изменений в обществе (больших и малых) даже за короткий отрезок времени — множество; что же, спрашивается, обусловливает целостное изменение общества? Ответ на этот вопрос уже не такой простой, он не столь очевиден, как в случае с основоположниками классической механики или генетики. Здесь приходится мысленно проникать в глубины социального бытия, в сущностные связи и отношения, переплетенные, как правило, с несущественными и случайными процессами и событиями.
Человечество в лице своих мыслителей пыталось установить те факторы объективного и субъективного порядка, которые стали называться движущими силами общественного развития.
В первую очередь, привлекали внимание Разум, Интеллект, Дух, Человек (все равно, был ли он в облике индивида homo sapiens, или Абсолютной Идеи, или Бога). Так, А. Августин (354-430 гг. н. э.) в своем главном историософском произведении «О граде Божьем» предпринял попытку объяснить многие явления истории под углом зрения христианской догматики. По его убеждению, в центре исторического процесса стоит Бог и все нити земных дел связаны с явлением Христа. Аналогичную трактовку социальных изменений можно встретить во все позднейшие столетия вплоть до нашего времени — в трудах представителей неотомистского направления в философии.
В философии Гегеля (1770-1831) изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной идеей, ее саморазвитием. Всемирная история, по Гегелю, есть прогресс в сознании свободы, который должен быть познан в его необходимости. «Сама в себе свобода,- отмечал он,- заключает бесконечную необходимость осознать именно себя и тем самым становиться действительной, потому что по своему понятию она есть знание о себе, она является для себя целью, и притом единственной целью духа, которую она осуществляет».
На пути своей реализации Дух преодолевает препятствия, в том числе и порождаемые им самим; он преодолевает и такие действия, которые исходят от индивидов. Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей, и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности страсти, интересы и лишь они играют главную роль. Конечно, там можно найти и общие цели, желание добра, благородную любовь к отечеству; но эти добродетели и это всеобщее играют ничтожную роль в отношении к миру и к тому, что в нем творится. Конечно, мы можем найти в самих этих субъектах и в сферах их деятельности осуществление определений Разума, но число их ничтожно по сравнению с массой рода человеческого, да и добродетели их сравнительно не очень распространены. Наоборот, страсти, своекорыстные цели, удовлетворение эгоизма имеют наибольшую силу». Это может быть причиной даже гибели процветающих государств. Однако необходимость, заложенная в Абсолютном Духе, все-таки, несмотря на противодействие ей со стороны отрицательных сил, претворяет себя в общем логическом саморазвитии в направлении к исторической цели.
Несколько иначе, но по сути так же решают вопрос об основном факторе развития общества и многие другие философы: Кондорсе, И. Г. Гердер, О. Конт, Л. Уорд, А. Тойнби, П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев; общим для них (хотя в разной форме) является наличие духовной основы социального развития. В ряду соответствующих трактовок находится и концепция экзистенциалиста К. Ясперса (1883-1969), о которой скажем несколько больше. Он считает важнейшим рубежом, от которого отправляется история, «осевое время», наполненное ценнейшими для человека идеями. Это время охватывает период между 800 и 200 гг. до н.э., когда почти одновременно действовали первые греческие философы, израильские пророки, основатели зороастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. «Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день». Новое, возникшее в эту эпоху, сводится, по К. Ясперсу, «к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели. Познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей». Основатели мировых религий в своем творческом усилии определили основные русла духовной жизни. Как на Востоке Конфуций и Будда, так и на Западе И. Христос не говорят, каков сам мир, в котором мы живем, но скорее о том, как жить в мире, чтобы быть достойным его. Они определили путь, по которому пошло развитие человечества. «После того как совершился прорыв осевого времени и сформировавшийся в нем дух стал посредством своих идей, творений, образов доступен каждому, кто был способен слышать и понимать, когда стали ощутимы безграничные возможности, все последующие народы становятся историчными в зависимости от степени интенсивности, с которой они отзываются на совершившийся прорыв, и от глубины, на которой он ими ощущается».
Многие представители рассматриваемого («персоналистского») направления, выступающие с позиций приоритетности духовного фактора в развитии общества, абсолютизировали роль выдающихся личностей в истории, и не только религиозных пророков. Т. Карлейль (1795-1881) писал: «Всемирная история, история того, что человек совершил в этом мире, есть, по моему разумению, в сущности, история великих людей, потрудившихся здесь, на этой земле. Они, эти великие люди, были вождями человечества, воспитателями, образцами и в широком смысле творцами всего того, что вся масса людей вообще стремилась осуществить, чего она хотела достигнуть; все содеянное в этом мире представляет в сущности внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежащих великим людям, посланным в наш мир. История этих последних составляет поистине душу всей мировой истории». Подчеркивание особой роли великих личностей в истории, как видим, сопровождается у Т. Карлейля признанием производного характера деятельности народных масс. Таковы взгляды и Г. Тарда (1843-1904), подчеркивавшего в своей книге «Законы подражания», что народ — это пассивная толпа, которая «гипнотизируется» гением, подражает ему. В результате подражания возникают групповые и общественные ценности и нормы. Подражание, с его точки зрения, есть главный источник социального прогресса.
Некоторые из ученых негативно характеризуют народ, а его деятельность связывают с принуждением или сильным воздействием вождей. Известный психиатр, создатель психоанализа 3. Фрейд (1856-1939) отмечал, что народ заражен иррациональным началом и подвержен подсознательным влечениям. «Масса ленива и несознательна,- писал он,- она не любит отказа от инстинктов, а доказательствами ее нельзя убедить в неизбежности этого отказа, и ее индивиды поддерживают друг друга в поощрении собственной разнузданности. Только влиянием образцовых индивидов, признанных ее вождями, можно добиться от нее работы и самоотверженности, от которых зависит прочность культуры. Все хорошо, если эти вожди обладают пониманием необходимостей жизни, превосходящим понимание остальных, и если они возвысились до овладения своими собственными инстинктами. Для них, однако, имеется та опасность, что, не желая терять свое влияние, они больше будут уступать массе, чем эта последняя будет уступать им. И поэтому кажется необходимым, чтобы они обладали средствами власти и были бы, таким образом, независимы от массы». Что касается глубинной причины развития общества, то он усматривал его в бессознательной активности индивидов. 3. Фрейд заявлял, то сублимация инстинктов является наиболее бросающейся в глаза чертой культурного развития; именно благодаря ей становится возможной научная, художественная, инженерно-конструкторская или идеологическая деятельность. По его мнению, в комплексе Эдипа обнаруживаются истоки одновременно и религии, и морали, и искусства, и общества. 3. Фрейд возвращает нас к признанию психических факторов (в данном случае — через «комплекс Эдипа» в индивидах) как главных истоков, или причин, общественного развития.
Испанский философ Ортега-и-Гассет (1883-1955) полагает, что движение общества определяется соотношением массы и меньшинства. То одни, то другие определяют характер общества. Уже не раз случалось так, что массы захватывали общественную власть и определяли политический, интеллектуальный, нравственный и экономический процессы. Такую ситуацию Ортега-и-Гассет называет восстанием масс. Причем понятия «масса» и «класс», «выдающиеся личности» и «меньшинство» не совпадают. Массы и избранное меньшинство имеют место одновременно в отдельных классах. Массы подавляют меньшинство, навязывая ему свой образ жизни. Ныне роль масс изменилась. «Все подтверждает, что она решила выйти на авансцену, занять места и получить удовольствия и блага, прежде адресованные немногим. Решимость массы взять на себя функции меньшинства, становится стержнем нашего времени. Политические режимы, недавно возникшие, представляются мне не чем иным, как политическим диктатом масс.
Сегодня мы видим торжество гипердемократии, при которой масса действует непосредственно, вне всякого закона, и с помощью грубого давления навязывает свои желания и вкусы». Таким образом, не отдельные выдающиеся личности, а серая, заурядная масса, подавляя любую личность и любое меньшинство, определяет изменения общества, фактически стагнируя (от лат. stagnum — стоячая вода) его в политической, экономической и других сферах. Итак, «идеи», но в данном случае «представления» косной массы суть «движущая сила», обусловливающая «стоячую воду» общественной жизни. Фактически государство живет «под жестокой властью масс».
Имеется множество факторов (или движущих сил), обусловливающих изменения общества. В данном отношении можно бы сказать, что «теория факторов» верна. Да, все было бы так, если бы, во-первых, устанавливалась иерархия, соподчиненность одного фактора с другими (например, производительные силы и традиции не равновесны при рассмотрении такого «изменения», как переход к автоматизации или к компьютерам). Вопрос этот важный и подлежит исследованию. Во-вторых, в «теории факторов» с его главным тезисом «факторов множество, все факторы равны» не выделяется главное звено, т. е. ведущая, основная движущая сила. А таковой должен быть признан человек, его трудовая деятельность. «История, — отмечает В. С. Барулин,- закономерна, ибо она подчиняется объективной логике социальных преобразований, в то же время сама эта закономерность осуществляется только через деятельность людей. Нет этой деятельности — нет ни общества, ни его истории. Уже сам по себе этот факт — свидетельство фундаментальной значимости человеческой деятельности в обществе». «По нашему мнению, движущие силы общества — это деятельность людей…»
По сути дела, эту же точку зрения отстаивает и К. X. Момджян. Он обосновывает положение, согласно которому субстанцией общества, изучаемого под призмой социальной философии, является деятельность человека. Деятельность человека есть форма самодвижения, или, иначе говоря, разновидность информационно направленной активности саморегулирующихся адаптивных систем; она связана с синтезом целенаправленности и труда как особого типа приспособления к среде, адаптивно-адаптирующей активностью. Человек имеет первичный атрибут — сознание, с которым связана орудийная деятельность. Простейшим целостным проявлением общественной жизни является социальное действие, неотрывное от социального взаимодействия и коллективности. В деятельности человека и следует видеть важнейшую движущую силу общества. «Что бы ни изучал социальный философ: принципы структурной организации общества или функциональные опосредования сфер общественной жизни, динамику истории или принципы ее типологии,- он изучает все ту же человеческую деятельность в различных ее проявлениях и спецификациях».
Важно заметить, что если принять человека, его деятельность, труд, интересы и многое другое, неразрывно связанное с его бытием, за подлинное основание, или субстанцию, общества как материальной (в целом) системы, то многие из вышерассмотренных концепций обнаружат в себе справедливые моменты, действительно заслуживающие внимания движущие силы социума: и изменения способа производства, и народонаселение, и традиции наций, и характер выдающихся личностей, и многое другое.
Только если деятельность (труд) человека будет находиться в центре самой сущности общества (или в центре движущих сил общества), то все остальные факторы окажутся обусловленными этим фактором, т. е. находящиеся либо на фрагментарно-сущностном, либо на феноменологическом уровнях реальности.
Рассмотрев ряд концепций, касающихся движущих сил (или источников) социального развития, мы приходим к следующему общему заключению: наиболее приемлемым решением вопроса о движущих силах развития общества, если его рассматривать на феноменологическом и фрагментарно-сущностном уровнях, является признание теории факторов (как синтеза многих концепций), а на тотально-сущностном, т. е. самом глубоком, фундаментальном уровне — принятие антропоцентристской концепции общества.
|
studopedya.ru
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Количество просмотров публикации ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА — 59
Очевидным является факт, что общество изменяется. Достаточно вспомнить, какие события происходили в XX столетии˸ изобретения радио, телевидения, атомной бомбы, создание компьютерной техники, революции в социальной сфере, две мировые войны и многое другое. Общество не стоит на месте. Другое дело в каком направлении оно изменяется. И нет ли такого феномена, когда изменения к лучшему в одних отношениях оказываются сопряженными с изменениями к худшему в других отношениях? И какая тенденция может в конце концов возобладать˸ первая или вторая?
Вопрос об изменениях общества и их характере привлекал к себе внимание как мыслителей античности, средних веков, так и мыслителей нового времени. Значителен интерес к нему и в последние столетия. Этот вопрос влечет за собой размышления˸ а каковы же факторы происходящих изменений, что в целом обусловливает движение социума? Выяснить, допустим, родоначальников классической механики (следовательно, и указать её ʼʼпричинуʼʼ), как и создателей науки генетики (и её ʼʼпричинуʼʼ), не представляет особого труда. Данные и им подобные ʼʼизмененияʼʼ в обществе уже давно установлены. Но изменений в обществе (больших и малых) даже за короткий отрезок времени – множество; что же, спрашивается, обусловливает целостное изменение общества? Ответ на этот вопрос уже не такой простой, он не столь очевиден, как в случае с основоположниками классической механики или генетики. Здесь приходится мысленно проникать в глубины социального бытия, в сущностные связи и отношения, переплетенные, как правило, с несущественными и случайными процессами и событиями. Человечество в лице своих мыслителей пыталось установить те факторы объективного и субъективного порядка, которые стали называться движущими силами общественного развития.
В первую очередь, привлекали внимание Разум, Интеллект, Дух, Человек (все равно, был ли он в облике индивида homo sapiens, или Абсолютной Идеи, или Бога). Так, А. Августин (354–430 гг. н. э.) в своем главном историософском произведении ʼʼО граде Божьемʼʼ предпринял попытку объяснить многие явления истории под углом зрения христианской догматики. По ᴇᴦο убеждению, в центре исторического процесса стоит Бог и все нити земных дел связаны с явлением Христа. Аналогичную трактовку социальных изменений можно встретить во все позднейшие столетия вплоть до нашего времени – в трудах представителей неотомистского направления в философии.
В философии Гегеля (1770–1831) изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной идеей, её саморазвитием. Всемирная история, по Гегелю, есть прогресс в сознании свободы, который должен быть познан в ᴇᴦο необходимости. ʼʼСама в себе свобода, – отмечал он, – заключает бесконечную необходимость осознать именно себя и тем самым становиться действительной, потому что по своему понятию она есть знание о себе, она является для себя целью, и притом единственной целью духа, которую она осуществляетʼʼ[6].
referatwork.ru
ТОП 10: |
Под фактором понимают устойчивый тип социальной деятельности какого-либо рода, движущую силу некоего процесса. Понятие «фактор» увязывают с понятием «детерминант» (определитель). Детерминант – это то, что вызывает причинно-следственную связь каких-то явлений. Учение о причинно-следственной обусловленности носит название детерминизма. Ему противостоит индетерминизм – взгляд, допускающий наличие беспричинной случайности и абсолютно свободной воли. Факторы общественного развития принято делить на объективные и субъективные. К объективным факторам относят те движущие силы, которые непосредственно связаны с материальными отношениями и естественными условиями жизни общества (экономика, наука и технология, географическая среда и природные богатства, народонаселение). Все эти факторы можно считать детерминантами и говорить соответственно об экономическом, научно-технологическом, географическом, демографическом детерминизмах. К примеру, географический детерминизм – направление в социальной философии, считающее географическую среду главным фактором общественного развития. Одним из видных представителей этого направления был французский просветитель Ш.Монтескье (1689-1755). Он утверждал, что такие природные условия, как климат, почва, размер территории и географическое положение, в решающей степени определяют законы и нравы каждой страны, а следовательно, и ее историческую судьбу. Жаркий климат изнеживает людей, порождает лень, равнодушие, приводит к рабству. Умеренно-холодный климат побуждает людей к упорному труду, закаливает их, способствует свободолюбию. Географическая среда формирует нравы людей, их психику и через них определяет ход исторического развития. Географический детерминизм носил в XVIII в. прогрессивный характер. Выступая против феодально-теологических представлений, он пытался дать естественно-научное объяснение истории. Однако картина изменилась в XIX и ХХ вв., когда географический детерминизм модифицировался в геополитику, которая стала использоваться для обоснования различных интересов отдельных стран. Английский философ и экономист Т.Р.Мальтус объяснял противоречия, возникающие в ходе общественного развития, не социальными, а чисто биологическими факторами, и в первую очередь быстрым ростом населения. Мальтузианство представляет собой классический образец демографического детерминизма. Мальтус сформулировал так называемый естественный закон, согласно которому рост населения происходит в геометрической прогрессии, а рост средств существования – в арифметической. Вследствие этого миру угрожает абсолютное перенаселение. К демографической проблеме надо подходить, учитывая конкретно-исторические особенности каждой страны, каждого региона. И решать ее следует, исходя из интересов и суверенитета каждого государства, демократическим путем. В настоящее время ряд развивающихся стран принимает меры по планированию семьи, стремясь затормозить рост населения. Было бы ошибкой считать такую политику неомальтузианской. Такой она становится тогда, когда демографическую и иные проблемы пытаются решить только на ее основе. Эти проблемы могут быть решены в ходе общего социального прогресса, путем развития современных производительных сил, образования и культуры. Демографическая проблема неотделима от проблемы продовольственной. Прогнозы ученых достаточно противоречивы, тем не менее многие из них признают возможность значительного увеличения производства продовольствия и тем самым ликвидации голода в мире. Некоторые специалисты склоняются к тому, что нищету и голод порождает не высокая рождаемость, а неравное и несправедливое распределение богатства. Одним из самых влиятельных течений философии и социологии на Западе является техницизм или технократизм, — течение, опирающееся на методологию так называемого технологического детерминизма. С точки зрения последнего, решающим фактором, главной движущей силой социального развития являются наука и техника, научно-технический прогресс в целом. Однако этот процесс оценивается двояко: либо как позитивная сила, автоматически перестраивающая «индустриальное общество» в «постиндустриальное», в котором воплотятся идеалы социальной справедливости в своеобразном ее понимании, либо как негативная, демоническая сила, порождающая трудности и противоречия сегодняшнего и завтрашнего дня. С середины 80-х годов наблюдается новая вспышка «технологического оптимизма»: формируется якобы новая «электронно-информационная цивилизация» под воздействием компьютерно-коммуникационной революции, которая, по утверждению японского социолога Й.Максуда, способна «радикально изменить общество и, возможно, весь западный мир». Возникает качественно новый тип общества, движущей силой развития которого будет производство не материальных ценностей, а информации, что создает всесторонний социальный прогресс, создаст благоприятные условия для самовыражения личности. Субъективный фактор охватывает активную, целенаправленную деятельность, которая непременно осмысливается, осознается человеком. Деятельность субъективного фактора без наличия хотя бы минимальных объективных условий и материальных факторов невозможна. Что же касается объективных факторов, то они в отрыве от субъективного фактора остаются нереализованной возможностью. Особенно ярко проявляется действие субъективного фактора в критические, переломные или, выражаясь метафорически, судьбоносные моменты истории. Любая личность, так или иначе участвуя не только в воспроизводстве непосредственной жизни, но и в изменении общественных отношений и институтов, безусловно, является элементом субъективного фактора. Объединяясь в социальные группы, классы, партии и т.п., индивиды превращаются в реальную, а в благоприятных условиях – решающую силу истории. Не случайно ряд авторитетных мыслителей считает главной движущей силой исторического процесса деятельность выдающихся личностей и элитарных групп. На их роль в развитии общества указывалось, как мы видели, в трудах Г.Тарда и В.Парето, О.Шпенглера и А.Тойнби, М.Вебера и П.Сорокина, других представителей социальной философии. Народные массы характеризуются ими как проводники идей творческих личностей, воплощающие в жизнь их открытия и изобретения, цели и идеалы в область и политики и духовной жизни. Здесь, однако, следует сделать одно уточнение. В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно, то есть осознают свое место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. В последнее время в науке и политике все чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество все чаще выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Все субъекты исторического процесса, будь то отдельные личности, классы, нации, народы, человечество в целом, действуют исходя из своих потребностей, интересов, целей и идеалов – побудительных сил их деятельности. Потребности людей есть выражение того, что объективно необходимо для их социального существования. Это можно сказать об их потребностях в пище, жилище, передвижении, социальной свободе, политическом самовыражении, духовном творчестве и т.д. Потребности и передаются субъектами как выражение объективной необходимости. Будучи осознанными, они проявляются как внутренние побуждения субъекта к той или иной деятельности, потреблению продуктов материального и духовного производства и т.д. Эти побуждения проявляются в весьма широком диапазоне – от инстинктивных до ясно осознанных и логически осмысленных. Осознать свои настоящие интересы – значит осознать оптимальные пути и способы удовлетворения своих потребностей и вместе с тем пути и способы упрочения своего положения в обществе. А это значит осознать всю систему экономических, социальных, политических и других отношений, характер и направленность их развития. Ведь в рамках данных отношений возникают и реализуются интересы субъектов. Однако сознать это весьма непросто. Значит, непросто осознать и собственные объективные данные интересы. Например, нелегко это сделать для нации – одного из субъектов процесса. Практически нет в мире ни одной страны мононациональной, всегда есть люди другой нации, интересы которых необходимо учитывать, чтобы избежать конфликтов. Хотя определение нации как таковой тоже вызывает ряд споров по проблеме «чистоты» нации. Можно определить, что нация – это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа. Так что перед каждым субъектом исторического процесса всегда стоит проблема осознания своих подлинных интересов в той или иной ситуации, то есть того, что именно ведет к упрочению его позиций в обществе, создает возможности для наиболее полного удовлетворения его экономических, социальных, политических и духовных потребностей, для его всестороннего развития и проявления его способностей. Только в этом случае он сможет реализовать себя в обществе и историческом процессе. Потребности и интересы людей находят свое выражение в их целях и идеалах. В своих целях люди сознательно полагают (моделируют) результаты своей деятельности, которые они хотят получить. Наиболее социально значимая цель жизни и деятельности субъекта может выступать как его идеал. Так, например, существует идеал всесторонне развитой личности и идеал совершенного общества. Каждый субъект подходит к тому или другому идеалу с позиций собственных интересов. Для одного идеалом может быть авторитарное общество с сильной авторитарной властью, для другого – демократическое общество, в котором гармонически сочетаются интересы всех субъектов и широко развиты гражданские права и свободы. |
infopedia.su
Все объективные и субъективные факторы развития общества
Общество – это форма объединения людей, как всем нам хорошо известно. Но ещё это динамично развивающаяся система. И на неё оказывает влияние многое. Для упрощения понимания темы наука выделяет объективные и субъективные факторы развития общества. И далее в статье мы постараемся их перечислить и рассмотреть подробнее.
Природа
Это первое, что необходимо отметить вниманием, рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества. Природа относится к первой категории. Ведь, по сути, объективные факторы – это те, которые не зависят напрямую от сознательной деятельности человека и людей, а также от их воли.
Так вот, природа играет важную роль в общественном развитии. И тому имеется масса доказательств. Например, древнейшие цивилизации основывались на берегах рек. И это логично, ведь рядом находится вода, необходимая человеку для полноценного существования.
О разрушениях
Правда, природный фактор нередко способствовал и гибели. Вспомнить хотя бы минойскую цивилизацию, существовавшую в период с 2700 до 1400 г. до н.э. Её расцвету поспособствовали именно природные условия. В скалах минойцы высекали жилища, начали практиковать штамповку печатей на глине. Главной их деятельностью была морская торговля, поскольку остров находился на пересечении основных торговых путей. Но потом произошло извержение вулкана Санторин – и этот природный фактор ускорил гибель минойской цивилизации.
Технологии
Итак, природа способствует удовлетворению основных потребностей человека. Но технологии тоже включены в факторы развития общества. Можно даже сказать, что в наше время они находятся на первом месте.
Так считали многие ученые. Например, Торстейн Веблен (американский публицист, социолог и экономист) является основателем идеи технократии. Он утверждал, что прогресс общества – это развитие технологий. И особенно активно эта идея начала распространяться в тот момент, когда возник промышленный переворот. Многие деятели того времени уверяли, что для того, чтобы индустриальное общество развивалось и формировалось достойно и создавало богатство производством, а не войнами и грабежом, нужно передать власть в руки технической интеллигенции.
Человек и техника
Рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества, необходимо уделить внимание и тому, как именно в наше время технологии влияют на его процветание. Безусловно, немного раньше появление чего-то нового являлось чудом, которое могло улучшить производительность, качество того или иного процесса и т. д. Но сейчас, наверное, около 90% человеческого труда механизировано. И это нехорошо. Поскольку у многих людей отпала потребность развиваться и трудиться. А это уже не прогресс, а деградация. И в жизни тому существует масса наглядных примеров.
Как было раньше? Студенты, чтобы сдать экзамен или зачёт, учили, читали тонны книг, сидели в библиотеках, готовились. Писали подсказки от руки, мелким почерком (попутно запоминая написанное). И благодаря этому из стен вуза они выходили подготовленными специалистами, которые получили образование своим умом и силами. Что происходит в наше время? Есть микронаушники, ручки со встроенными потайными «шпаргалками», телефоны с Интернетом, в конце концов. Конечно, далеко не все «учатся» таким способом и не везде, но то, что качество подготовки специалистов снизилось – факт. И это лишь один из примеров.
О прогрессе
Рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества, нельзя не обратиться к примерам. А именно: к США, Западной Европе и Японии. Там прогресс проявляется максимально. А движущей силой развития общества являются пресловутая компьютеризация, автоматизация и роботизация производства. И всё – на благо людей.
При помощи современных технологий получается обрабатывать невероятные объемы информации. Благодаря этому увеличивается выпуск продукции, а управление учреждениями различного рода становится более простым. Все это оказывает непосредственное влияние на то, что технический прогресс способствует проявлению субъективных факторов развития. Общество, отдельные социальные группы, индивиды получают возможность проявить себя. Технический прогресс – это толчок к саморазвитию.
И при грамотном подходе информация будет причиной не сокращения традиционных производств, а расширения. Просто то, что существовало ранее в общественных системах, получит дополнительные, новые импульсы для развития. Правда, Россия пока отстаёт от вышеперечисленных стран по компьютеризации управления и промышленности.
Две стороны одной медали
Рассказывая про основные факторы развития общества, нельзя не упомянуть о последствиях пресловутого прогресса. Они могут быть как позитивными, так и негативными.
Взять, к примеру, совершенствование орудий труда. Это прогресс, который способствует росту уровня жизни и удовлетворению людских потребностей. Но в то же время он может спровоцировать безработицу, а ещё — истощение энергии и запасов сырья.
Рост городов – это тоже хорошо, поскольку растёт уровень благосостояния и духовной культуры населения. Но в то же время не исключено появление отчуждения между людьми. А самое печальное – это загрязнение природной среды.
Внедрение компьютерной техники обеспечивает простоту получения и последующей обработки информации. Принимать решения стало намного легче и быстрей. Но компьютеризация может грозить глобальным манипулированием сознанием и появлением профессиональных заболеваний.
К прогрессу относят и открытие возможностей применения ядерной энергии, которое способствует росту экономики и удешевлению энергии. Но последствием может стать гонка ядерных вооружений или даже угроза уничтожения планеты.
Последнее, что хотелось бы отметить вниманием – это распространение массовой культуры. Хорошим последствием этого можно считать легкодоступность культурных достижений. А плохим – упадок нравственности и отсутствие духовности.
Что играет определяющую роль
Выше были рассмотрены некоторые объективные и субъективные факторы развития общества. Обществознание — вообще очень интересная наука. И люди, занимающиеся ею, придерживаются определённого мнения о том, что именно играет определяющую роль в нашей жизни, отводя ее объективным факторам. Ведь ими обуславливается всё, что является субъективным – направление деятельности людей и общества.
К ним можно отнести состояние социальных институтов (армии, семьи, образования и суда), размер территории государства, специфику климата. Есть масса примеров. Если, допустим, в том или ином регионе царит сильная жара – люди будут думать над созданием эффективной и малозатратной системы охлаждения, но никак не о проведении отопления. Этот пример показывает, как объективный фактор (климат) способствует развитию общества методом применения того, что является субъективным (технологии).
А вот в историческом идеализме всё наоборот. Там субъективный фактор является определяющим. Потому что он включает в себя определённую деятельность значимых и выдающихся личностей, опирающуюся на церковь и власть. Народная масса здесь – способствующий общественному развитию объективный фактор (или, другими словами, условие).
Критерии прогресса
Существует 4 главных фактора развития общества. Ими характеризуется переход от низшего к высшему, или, иначе говоря, путь к совершенству:
- Возрастающее благосостояние и социальная защищенность членов общества.
- Спад конфронтации между людьми, совершенствование межличностных отношений. И соответственно, рост духовности и обретение людьми нравственности.
- Утверждение демократии.
- Обретение людьми свободы. Именно в отсутствии принуждения к чему-либо со стороны заключается счастье каждого человека.
Критериев всего 4. Объективные и субъективные факторы развития общества в них явно переплетаются. Потому что одно не может существовать без другого.
О субъективности
Это последнее, о чем хотелось бы рассказать. Объективные и субъективные факторы развития общества, кратко говоря, представляют собой некую основу всего современного социума. Тема достаточно сложная. Поскольку связана с людьми, от которых зависит всё субъективное. Например, нравственное сознание — мораль, которая направлена на урегулирование общественных отношений и поведения индивидов. Моральным сознанием является совокупность определенных взглядов, мнений и идей о чём-либо. В данном случае – о поведении людей. Соответственно, мораль выступает в роли регулятора последнего.
Нравственное сознание включает в себя этические чувства, принципы, суждения, нормы поведения, ценности. Всё это отражается на общественном развитии – на его процветании или деградации. Например, если бы абсолютно каждый человек проявлял должную заботу об окружающей среде, думал о её сохранности, то наша планета была бы действительно зелёной. Отсутствовали бы окурки, бутылки, не вырубались бы леса, не истребляли бы животных. Многие исчезнувшие виды сохранились бы. Так и выглядит проявление соотношения объективного фактора (природы) и субъективного (поведения людей).
fb.ru
Вопрос 60. Субъективные и объективные факторы развития общества
Вопрос 60. Субъективные и объективные факторы развития общества.
Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. На развитие общества влияет множество факторов, среди них принято выделять объективные факторы развития общества те, которые напрямую не зависят от воли и сознательной деятельности людей и социальных групп и субъективные факторы развития общества, зависящие от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп.
Важнейшим объективным фактором в развитии общества является природа. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют – “речные цивилизации”). Однако природный фактор может способствовать и гибели. Ярким примером влияния природного фактора на развитие и гибель цивилизаций является минойская цивилизация, расцвету которой способствовали благоприятнее природные условия, а гибель ускорило извержение вулкана.
Природный фактор дает толчок фактору технологическому — в благоприятных условиях тропиков охота и собирательство удовлетворяют основные потребности человека, однако изменение условий приводит к необходимости поиска новых технологий — способов обеспечения человеческих потребностей. Появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Новые формы обеспечения жизнедеятельности требуют усложнения организации общества, совершенствования культуры. Некоторые учёные связывают появление государств с необходимостью проведения массовых ирригационных работ, например, в долине Нила.
Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, демографическому росту, благодаря которому появляется больше возможностей проявиться факторам субъективным.
Основными субъективными факторами развитие общества являются народные массы, социальные группы и исторические личности.
Все рассмотренные здесь факторы могут способствовать как прогрессу, так и регрессу общества.
studfiles.net
1. Факторы развития общества. Общество и философия
Похожие главы из других работ:
Научные понятия и процедура их объяснения
2 Объективные факторы научных изменений
Любая научная инициатива обеспечивает, следовательно, широкий спекр возможностей для рационального выбора и суждений…
Общественное сознание и идеология
1. Обыденное сознание и факторы его формирования
Обыденное сознание — это стихийный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни. Индивиды «повторяют» на уровне обыденного сознания содержание своего общественного бытия…
Общество как развивающаяся система
1.3 Материальное производство — основа существования и развития общества
Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что материальное производство есть необходимое условие существования общества и человека, определяет социальную, политическую и духовную жизнь, находясь в обратной зависимости от них…
Основные подходы к пониманию развития общества. Философ Рене Декарт
2. Формационный и цивилизационный подход к пониманию развития общества.
Общественное развитие — сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества…
Основные факторы, формирующие валютный курс
§ 1.2 Факторы, влияющие на величину валютного курса
Как любая цена, валютный курс отклоняется от стоимостной основы — покупательной способности валют — под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение такого спроса и предложения зависит от ряда факторов…
Политическая жизнь общества
1. Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества
У истоков современной политической философии стояли уже античные мыслители и, в частности, Платон и Аристотель. Однако идея личности, представление о правах и свободах, сформированные социальные институты…
Развитие общества, как цивилизационный процесс
2. Цивилизационные аспекты развития общества
Методологии формационного подхода в современной науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Этот подход в объяснении процесса развития общества начал складываться еще в 18 в…
Русская философия XIX века
6. Право как продукт исторического развития общества
Право — прежде всего, явление психическое. Первоначальным источником права всегда и везде является наше сознание. Поэтому сила и действительность всякого позитивного права обусловливается теми неписаными правовыми нормами…
Самоубийство в философии Эмиля Дюркгейма
Глава 1: Факторы внесоциального характера
…
Самоубийство в философии Эмиля Дюркгейма
1.3 Самоубийство и космические факторы
Если индивидуальные предрасположения сами по себе не являются определяющими причинами самоубийства, они, быть может, способны оказать более значительное влияние в соединении с известными космическими факторами…
Смысл истории и общественный прогресс
3. Планомерность развития и проблемы социального предвидения. Тенденции настоящего и сценарии будущего в циклической динамике общества
Как уже отмечалось, в Новое время наряду с религиозными концепциями будущего начинают развиваться концепции иного характера — научные. Они отличаются от последних тем, что «иное будущее» людей здесь определяется не сверхъестественными силами…
Философия, её место и роль в жизни человека
2.1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
Общество является объектом изучения целого ряда наук, входящих в комплекс «наук о духе»: истории, социологии, этнографии, культурологии и т.д. Общество выступает также особым предметом философской рефлексии…
Философская гуманизация образования в процессе формирования духовности учащегося
2. Антропологические факторы философии системы образования
В условиях углубления общего кризиса цивилизации особую актуальность приобретают социально-философские прогнозы развития образования…
Философская гуманизация образования в процессе формирования духовности учащегося
4. Рационалистические и духовно-философские факторы развития личности учащегося
Проблема становления личности учащегося решается сегодня как педагогикой, так и философией — областями гуманитарного знания, между которыми имеется тесная взаимосвязь. Сегодня методологическую роль философии по отношению к частным наукам…
Философская идея мудрости и развитие человеческого общества
2.1 Общие положения развития общества
При изучении механизмов развития общества существенны два основных подхода, подчеркивающих противоположные аспекты, основанные на анализе проявлений конфликтов и солидарности. Первый подход основывается на понимании столкновения интересов…
fil.bobrodobro.ru