Эволюция общества и типология – Обещство. Признаки, функции, типология различных обществ и эволюция общества

ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существо­вавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается письмен­ность, то все общество делятся надописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, иписьменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях:

клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-ни­будь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незна­комы с ней. Не знающие письменности народы называют до-цивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступает

число уровней управления и степень социального расслоения. Впростых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. Всложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, располо­женных сверху — вниз по мере убывания доходов. Возникшее тог­да стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юриди­чески, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощного института — государства. А произошло это примерно 6 тысяч лет назад. Простые общества возникли 40 тысяч лет назад, они отно­сятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исто­рический возраст простых обществ в 4—5 раз превышает возраст сложных.

В основании третьей лежит способ добывания средств существо­вания. Самый древний —охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет. Ранний период называютпротообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришлискотовод­ство (пастушество) иогородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собира­тельства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания го­товых продуктов (диких растений) к систематическому и интен­сивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огоро­ды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже же­лезному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации.

Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к осед­лому образу жизни.

 

Справка

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 г. до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине — 18. Исходя из этих норм, российский археолог В. М. Массон рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150 — 180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырас­тить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными ка­менными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Ме­сопотамии в 3000 г. до н. э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя про­дуктами питания на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов [7, с.251—252].

Земледельческую, или аграрную, цивилизацию, 200 лет-назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазо­ванные городские кварталы, гигантские угольные разрезы — от­личительные признакииндустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриаль­ному приходит

постиндустриальное общество. В нем преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Без­людные заводские цеха, роботизированные производства, гиган­тские супермаркеты, космические станции — признаки постин­дустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию об­ществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, куль­турой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенных двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передо­вая Америка и отсталый Бангладеш — соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Со­гласно К. Марксу, человечество последовательно прошло

четы­ре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявленакоммунистическая, кото­рая должна была наступить в будущем.

Современная социология использует все типологии, объеди­няя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил все­мирную историю натри стадии: доиндустриальную, индустриаль­ную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

 

Справка

Еще до Д. Белла экономист Колин Кларк (C.Clark) разделил экономику на три сектора:

первичный (сельское хозяйство и добывающая промыш­ленность),

вторичный (промышленность и ремесло, обрабатываю­щая промышленность),

третичный (обслуживание).

Рассмотрим основные этапы развития человеческого обще­ства с древнейших времен до наших дней.

 

ПРОСТЫЕ ОБЩЕСТВА

К ним относятся такие общества, в которых нет социального неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат.

В первобытную эпоху простым обществом жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обна­руживают живые осколки старины — примитивные племена бро­дячих охотников и собирателей.

Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты:

эгалитаризм, т.е. социальное, экономическое и политическое равенство,

относительно небольшие размеры объединения,

приоритет кровно-родственных связей,

низкий уровень разделения труда и развития техники.

Социальное равенство означает отсутствие классов и сосло­вий, деление людей на бедных и богатых.

Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и родукту труда (пище). Все находилось в коллективной собственности племени.

Политическое равенство означает отсутствие управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) про­стых обществ:

• локальные группы,

• первобытные общины.

Второй этап — община — в свою очередь подразделяется на . два периода: а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы (за рубежом они называются «бандами», или отрядами) представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, свя­занных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называемому хищ­ническому, или потребляющему хозяйствованию: человек сры­вает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения.

Локальные группы не имеют постоянного жилья. Их заменя­ют временные пристанища. Уходя на долгую охоту, мужчины возводят временные лагеря, где оставляют женщин, детей и ста­риков. Небольшие мобильные группы сильных людей перемеща­ются на очень далекие расстояния, охотясь или собирая расте­ния. Для одной такой группы требуется площадь в несколько сот квадратных километров.

Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа отко­чевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от се­зонных созревании плодов, нереста рыбы, передвижения и раз­множения животных. За год группа 4—5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.

Первобытные общины более сложный тип социальной организации. Родовые общины — это союз нескольких локальных групп (сотни человек), связанных между собой узами кровного родства. Соседские общины — объединения нескольких родовых общин (групп), связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией. Вплоть до XX века в России и Индии существовали соседские общины. В России они назывались рус­ской поземельной общиной. По численности они доходили до нескольких сотен и тысяч человек, составлявших союз несколь­ких селений.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Ста­ло быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. От охоты и собирательства люди перешли к огородни­честву (бахчевое овощеводство) и пастушеству (скотоводство). Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, ок­руженные огородами и загонами для скота.

Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем пре­вращались в культурные (а благодаря каким процедурам это про­исходило — подумайте сами).

Перестали уничтожать не только дикие растения, но и диких животных уже не убивали. Конечно, причиной служил не гума­низм, которого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, за­колоть. Тем самым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов.

Оседлый образ жизни сделал возможным переход от родовых групп к. соседским общинам: несколько групп кровных родствен­ников селились рядом и соединялись взаимными браками, а так­же кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории.

Так постепенно зарождается семья уже в современном понима­нии. Возникает разделение труда между мужчиной и женщиной, между детьми и взрослыми, между взрослыми и стариками. Склады­ваются первые социальные нормы в виде табу (абсолютных запретов). Возникают первые признаки имущественного неравенства.

5. ВОЖДЕСТВА

Переходной формой от простого к сложному обществу слу­жатвождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) за то, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты.

Социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху вниз из-за ма­лой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в наукеназывают ранжирован­ным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.

вождество — иерархически организованный строй людей, в ко­тором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, вы­ступающий неотъемлемой чертой зрелого государства.

По численности вождество представляет крупное объедине­ние, как правило, не меньшее, чем племя.

В вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного зем­леделия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Коли­чество уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако несмотря на внушительное число уровней, качество управления несравнимо с современными сложными обществами.

Яркий пример сохранившихся по сию пору вождеств дают Полинезия, Новая Гвинея и тропическая Африка.

 

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Этот термин ввел английский археолог В. Чайлд. Неолит — новый каменный век, период (8—3 тысячелетие до н. э.) перехо­да от присваивающего хозяйства к производящему. В эпоху неоли­та орудия из камня уже шлифовались и сверлились, появились глиняная посуда, прядение и ткачество.

Примерно 10 тысяч лет назад, когда планета оказалась пере­полненной охотниками и собирателями, начался первый гло­бальный продовольственный кризис. Это случилось в конце камен­ного века. Примитивные орудия труда, известные охотникам и собирателям, позволяли вести только экстенсивное хозяйство.

При нем дополнительная продукция получается только за счет расширения или захвата новых территорий.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5—6 млн, но вследствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле стано­вилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной.

Возникла объективная надобность перехода от экстенсивно­го способа хозяйствования к интенсивному, при котором боль­ше продукта получают с той же территории благодаря более со­вершенным орудиям труда и его организации. Выход из тяжелого кризиса человечество нашло в переходе от собирательства снача­ла к огородничеству, а затем к земледелию.

Другая линия эволюции шла от охоты к скотоводству (пасту­шеству). Для многих обществ она оказалась тупиковой, посколь­ку и сегодня на планете встречаются отсталые пастушеские пле-.мена, так и не перешедшие к цивилизованному образу жизни. Правда, большинство скотоводческих обществ вступило в совре­менную фазу развития, но сделало это позже земледельческих обществ.

Как бы то ни было, но приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягло­вый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряжен­ный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требу­ется 2 кв. км площади, а при эффективном земледелии достаточ­но всего 100 кв. м земли. Переход от экстенсивного к интенсивно­му хозяйству длился несколько тысяч лет, в результате продуктивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты под­считали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — неолитическая.

Переход к искусственному взращиванию зерновых про­изошел не сразу. Потребовался промежуточный этап, на ко­тором человечество опробовало искусственное взращивание овощей. Таким образом, огородничество представляет собой как бы пробное, или пилотажное исследование возможнос­тей земледелия.

При огородничестве трудятся вручную примитивными сред­ствами труда. Иногда подобный тип хозяйствования называют фермерством. Культивирование корнеплодов соединялось с раз­ведением рогатого скота. Постепенно от корнеплодов перешли к культивированию ячменя и пшеницы. Огородничество плавно перерастало в пашенное земледелие.

Когда удалось приручить волов, то с их помощью обработка земли поднялась на более высокий уровень. Палочно-мотыжное огородничество сменилось пашенным земледелием. Производитель­ность упряжных плугов была в несколько раз выше, нежели при ручной обработке.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передви­гаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Напротив, другая часть племен твердо стала на путь развития земледелия. Ведь чем больше скота у хозяина, тем больше навоза для зерновых и тем выше их урожайность. Если, конечно, почва быстро воспринимает удобрение и воздает земледельцу прибав­кой в урожае.

 

СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО

Неолитическая революция стала завершающим этапом раз­вития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавоч­ный продукт, товарно-денежные отношения, социальное не­равенство и социальная стратификация (рабство, касты, со­словия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обще­ству являлись вождества.

Сложные общества — многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения качественно изменяет социальную ситуацию. В простом малочис­ленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. В вождествах люди все еще остаются родственниками — близкими или дальними, хотя могут занимать разные соци­альные положения.

В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.

Сложные общества называют стратифицированными пото­му, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе).

Английский археолог В. Чайлд выделил признаки сложных обществ:

• расселение людей по городам,

• развитие неаграрной специализации труда,

• появление и накопление прибавочного продукта,

• возникновение четких классовых дистанций,

• переход от обычного права к юридическим законам,

• зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид,

• появление заморской торговли,

• возникновение письменности, математики и элитарной культуры.

Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так:




infopedia.su

ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВ — МегаЛекции

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существо­вавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается письмен­ность, то все общество делятся надописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, иписьменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях:

клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-ни­будь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незна­комы с ней. Не знающие письменности народы называют до-цивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. Впростых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. Всложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, располо­женных сверху — вниз по мере убывания доходов. Возникшее тог­да стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юриди­чески, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощного института — государства. А произошло это примерно 6 тысяч лет назад. Простые общества возникли 40 тысяч лет назад, они отно­сятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исто­рический возраст простых обществ в 4—5 раз превышает возраст сложных.

В основании третьей лежит способ добывания средств существо­вания. Самый древний —охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет. Ранний период называютпротообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришлискотовод­ство (пастушество) иогородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собира­тельства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания го­товых продуктов (диких растений) к систематическому и интен­сивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огоро­ды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже же­лезному плугу.



С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к осед­лому образу жизни.

 

Справка

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 г. до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине — 18. Исходя из этих норм, российский археолог В. М. Массон рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150 — 180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырас­тить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными ка­менными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Ме­сопотамии в 3000 г. до н. э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя про­дуктами питания на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов [7, с.251—252].

Земледельческую, или аграрную, цивилизацию, 200 лет-назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазо­ванные городские кварталы, гигантские угольные разрезы — от­личительные признакииндустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриаль­ному приходитпостиндустриальное общество. В нем преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Без­людные заводские цеха, роботизированные производства, гиган­тские супермаркеты, космические станции — признаки постин­дустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию об­ществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, куль­турой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенных двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передо­вая Америка и отсталый Бангладеш — соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Со­гласно К. Марксу, человечество последовательно прошлочеты­ре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявленакоммунистическая, кото­рая должна была наступить в будущем.

Современная социология использует все типологии, объеди­няя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил все­мирную историю натри стадии: доиндустриальную, индустриаль­ную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

 

Справка

Еще до Д. Белла экономист Колин Кларк (C.Clark) разделил экономику на три сектора:

первичный (сельское хозяйство и добывающая промыш­ленность),

вторичный (промышленность и ремесло, обрабатываю­щая промышленность),

третичный (обслуживание).

Рассмотрим основные этапы развития человеческого обще­ства с древнейших времен до наших дней.

 

ПРОСТЫЕ ОБЩЕСТВА

К ним относятся такие общества, в которых нет социального неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат.

В первобытную эпоху простым обществом жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обна­руживают живые осколки старины — примитивные племена бро­дячих охотников и собирателей.

Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты:

эгалитаризм, т.е. социальное, экономическое и политическое равенство,

относительно небольшие размеры объединения,

приоритет кровно-родственных связей,

низкий уровень разделения труда и развития техники.

Социальное равенство означает отсутствие классов и сосло­вий, деление людей на бедных и богатых.

Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и родукту труда (пище). Все находилось в коллективной собственности племени.

Политическое равенство означает отсутствие управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) про­стых обществ:

• локальные группы,

• первобытные общины.

Второй этап — община — в свою очередь подразделяется на . два периода: а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы (за рубежом они называются «бандами», или отрядами) представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, свя­занных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называемому хищ­ническому, или потребляющему хозяйствованию: человек сры­вает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения.

Локальные группы не имеют постоянного жилья. Их заменя­ют временные пристанища. Уходя на долгую охоту, мужчины возводят временные лагеря, где оставляют женщин, детей и ста­риков. Небольшие мобильные группы сильных людей перемеща­ются на очень далекие расстояния, охотясь или собирая расте­ния. Для одной такой группы требуется площадь в несколько сот квадратных километров.

Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа отко­чевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от се­зонных созревании плодов, нереста рыбы, передвижения и раз­множения животных. За год группа 4—5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.

Первобытные общины более сложный тип социальной организации. Родовые общины — это союз нескольких локальных групп (сотни человек), связанных между собой узами кровного родства. Соседские общины — объединения нескольких родовых общин (групп), связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией. Вплоть до XX века в России и Индии существовали соседские общины. В России они назывались рус­ской поземельной общиной. По численности они доходили до нескольких сотен и тысяч человек, составлявших союз несколь­ких селений.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Ста­ло быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. От охоты и собирательства люди перешли к огородни­честву (бахчевое овощеводство) и пастушеству (скотоводство). Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, ок­руженные огородами и загонами для скота.

Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем пре­вращались в культурные (а благодаря каким процедурам это про­исходило — подумайте сами).

Перестали уничтожать не только дикие растения, но и диких животных уже не убивали. Конечно, причиной служил не гума­низм, которого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, за­колоть. Тем самым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов.

Оседлый образ жизни сделал возможным переход от родовых групп к. соседским общинам: несколько групп кровных родствен­ников селились рядом и соединялись взаимными браками, а так­же кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории.

Так постепенно зарождается семья уже в современном понима­нии. Возникает разделение труда между мужчиной и женщиной, между детьми и взрослыми, между взрослыми и стариками. Склады­ваются первые социальные нормы в виде табу (абсолютных запретов). Возникают первые признаки имущественного неравенства.

5. ВОЖДЕСТВА

Переходной формой от простого к сложному обществу слу­жатвождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) за то, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты.

Социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху вниз из-за ма­лой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в наукеназывают ранжирован­ным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.

вождество — иерархически организованный строй людей, в ко­тором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, вы­ступающий неотъемлемой чертой зрелого государства.

По численности вождество представляет крупное объедине­ние, как правило, не меньшее, чем племя.

В вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного зем­леделия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Коли­чество уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако несмотря на внушительное число уровней, качество управления несравнимо с современными сложными обществами.

Яркий пример сохранившихся по сию пору вождеств дают Полинезия, Новая Гвинея и тропическая Африка.

 

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Этот термин ввел английский археолог В. Чайлд. Неолит — новый каменный век, период (8—3 тысячелетие до н. э.) перехо­да от присваивающего хозяйства к производящему. В эпоху неоли­та орудия из камня уже шлифовались и сверлились, появились глиняная посуда, прядение и ткачество.

Примерно 10 тысяч лет назад, когда планета оказалась пере­полненной охотниками и собирателями, начался первый гло­бальный продовольственный кризис. Это случилось в конце камен­ного века. Примитивные орудия труда, известные охотникам и собирателям, позволяли вести только экстенсивное хозяйство.

При нем дополнительная продукция получается только за счет расширения или захвата новых территорий.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5—6 млн, но вследствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле стано­вилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной.

Возникла объективная надобность перехода от экстенсивно­го способа хозяйствования к интенсивному, при котором боль­ше продукта получают с той же территории благодаря более со­вершенным орудиям труда и его организации. Выход из тяжелого кризиса человечество нашло в переходе от собирательства снача­ла к огородничеству, а затем к земледелию.

Другая линия эволюции шла от охоты к скотоводству (пасту­шеству). Для многих обществ она оказалась тупиковой, посколь­ку и сегодня на планете встречаются отсталые пастушеские пле-.мена, так и не перешедшие к цивилизованному образу жизни. Правда, большинство скотоводческих обществ вступило в совре­менную фазу развития, но сделало это позже земледельческих обществ.

Как бы то ни было, но приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягло­вый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряжен­ный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требу­ется 2 кв. км площади, а при эффективном земледелии достаточ­но всего 100 кв. м земли. Переход от экстенсивного к интенсивно­му хозяйству длился несколько тысяч лет, в результате продуктивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты под­считали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — неолитическая.

Переход к искусственному взращиванию зерновых про­изошел не сразу. Потребовался промежуточный этап, на ко­тором человечество опробовало искусственное взращивание овощей. Таким образом, огородничество представляет собой как бы пробное, или пилотажное исследование возможнос­тей земледелия.

При огородничестве трудятся вручную примитивными сред­ствами труда. Иногда подобный тип хозяйствования называют фермерством. Культивирование корнеплодов соединялось с раз­ведением рогатого скота. Постепенно от корнеплодов перешли к культивированию ячменя и пшеницы. Огородничество плавно перерастало в пашенное земледелие.

Когда удалось приручить волов, то с их помощью обработка земли поднялась на более высокий уровень. Палочно-мотыжное огородничество сменилось пашенным земледелием. Производитель­ность упряжных плугов была в несколько раз выше, нежели при ручной обработке.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передви­гаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Напротив, другая часть племен твердо стала на путь развития земледелия. Ведь чем больше скота у хозяина, тем больше навоза для зерновых и тем выше их урожайность. Если, конечно, почва быстро воспринимает удобрение и воздает земледельцу прибав­кой в урожае.

 

СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО

Неолитическая революция стала завершающим этапом раз­вития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавоч­ный продукт, товарно-денежные отношения, социальное не­равенство и социальная стратификация (рабство, касты, со­словия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обще­ству являлись вождества.

Сложные общества — многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения качественно изменяет социальную ситуацию. В простом малочис­ленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. В вождествах люди все еще остаются родственниками — близкими или дальними, хотя могут занимать разные соци­альные положения.

В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.

Сложные общества называют стратифицированными пото­му, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе).

Английский археолог В. Чайлд выделил признаки сложных обществ:

• расселение людей по городам,

• развитие неаграрной специализации труда,

• появление и накопление прибавочного продукта,

• возникновение четких классовых дистанций,

• переход от обычного права к юридическим законам,

• зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид,

• появление заморской торговли,

• возникновение письменности, математики и элитарной культуры.

Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так:


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Типология и эволюция обществ

Содержан
ие

 Введение……………………………………………………………………………………..

1.  Развитие общества…………………………………………………………………..

1.1  Закон ускорения исторического времени…………………………….

1.2  Закон неравномерности………………………………………………………..

2.  Типология обществ………………………………………………………………….

 Заключение………………………………………………………………………………….

 Список литературы………………………………………………………………………
1.    
Введение

Мы живем уже в. ХХI веке — эпохе невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. Его называют также веком информационного общества. А это означает, что расширение кругозора, пополнение, знаний, овладение смежными и профессиями станут моделью поведения для будущих поколений: Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена места работы и своевременное реагирование на изменение ситyaции на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование — все это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придется жить.

Когда общество находится в кризисной точке своего развития, но обладает мощным интеллектуальным потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Каждая дисциплина со своей точки зрения, раскрывает свой очень, узкий фрагмент реальности. Психологи способны раскрыть внутренний мир индивида, экономисты дать рекомендации по оздоровлению производства, a политологи — описать происходящие во властных структурах противоречия. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества в целом; мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, изменениям классовой системы общества, уровню жизни, проблемам бедности и богатства и множеству других, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира

Рассматривать индивида как клеточку в социальной структуре общecтвa, функционально связанную c дpyгими, — это одно, а считать его формирующимся проектом, полным внутренних противоречий постоянно находящимся во внутреннем диалоге с самим собой, — это нечто иное.
1. Развитие общества
1.1 Закон ускорения исторического времени
Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что есть большие различия между социальной структурой древнего и современного общества.

Если расположить вce множество пустых ячеек, скрепленных друг с другом, на плоскocти, получим социальную структуру общества. В примитивном обществе немного статусов: мужчина, женщина, ребенок, взрослый, старик, вождь, рядовой член, муж, жена, несколько родственных статусов, воин, охотник. В современном обществе статусов сотни тысяч. Одних только профессиональных статусов десятки тысяч. Таким образом, социальная структура строится по принципу «один статус — одна ячейка». Когда ячейки заполняются индивидами, мы получаем для каждого статуса по одной большой социальной группе. В современном обществе миллионы водителей, инженеров, почтальонов, тысячи профессоров, врачей и т д.

Сравнивая количество статусов в социальной cтpyктypе древнего и современного общества, можно видеть, какой гигантский прогpесс претерпело чeловечеcтво c тex пор.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. B принципе, их можно пересчитать по пальцам. A в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 тысяч, семейно-брачно-родственных отношений бoлee 200 (деверь, сноха, кузина — вы можете продолжить перечень), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3 тысячи языков, за каждым из них стоит этническая группа: нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный портрет — совокупность всех статусов, существующих их в нем. Более четко его определение звучит так:

Статусный портрет общества — совокупность всех статусов, существующих в данное историческое время в данной стране.

У первобытного общecтвa их не бoлee двух десятков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре такие статусы, которые исчезли y нee пocле 1917 г., например полицейский, царь, дворянин.

Не только у индивида, но и y человеческого общecтвa статусный портрет изменяется во времени. Социальная структура общества набирает свои статусы по мере углубления общественного разделения труда, которое выступает также движущей силой социального и научно-технического прогресса.

Чем ближе к современности, тем резче возрастает количество статусов.

Как можно интерпретировать данную тенденцию? Только одним способом: no мере приближения к современности скорость социального и научно-технического прогресса возрастает. Одновременно это означает, что по мере приближения к современности нарастает деление общественного труда, которое, подобно мощной фабрике, наращивает темпы производства. «Фабрика», как известно, изготовляет социальные статусы.

Доказательством служит открытый учеными закон ускорения исторического вpeмени. Ero суть заключается в следующем.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них; можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

Технический и культурный; прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 миллионов лет назад появились первые орудия труда, c которых и бeрeт начало технический прогресс. Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8-10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно 6 тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.
1.2 Закон неравномерности
Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом развития социальной структуры общества и одновременно механизмом его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов.

Возьмем две страны — Францию в Россию в XVIII веке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию в том же XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре, намного меньше. Действительно, в XVIП; как и в ХХ, веке Монголия представляла собой, по сравнению c Россией или Францией, гораздо более отcтaлое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, a, стало быть, вместо 40 тысяч профессиональных статусов y нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одной и той же исторической эпохе — в XVIII веке. Но реально, по уровню своего социального развития, монгольское общество находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию o социальной структуре (совокупности пустых, не заполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития. Иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор) неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики — законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать c неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации кopeннoгo населения. В процессе модернизации во второй половине ХХ века вслед за Америкой и Западной Европой втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма, народные обычаи нравы.
2. Типология обществ
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые; дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся; дикие варварские и цивилизованные и т. д.

Первая типология в качестве главного признака выбирает письменность, и все общества делятся на дописьменные (т.е.: умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописьменных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах). Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей — и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний — охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным: существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному выращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу:

общество  охотников и собирателей, земледельческое общество, индустриальное общество, соответственно : 30-40 тыс. лет 8-10тыс. лет 250 лет.

 Историческая закономерность: чем ниже производительность труда, тем меньше численность населения и тем дольше существует общество. Максимальные народонаселение и производительность труда — в индустриальном обществе, минимальные — в обществе охотников и собирателей

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия, (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы — отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы ХХ века на смену, индустрнапьному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции — признаки постиндустриального общества.

В. середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общecтвa, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталая Бангладеш — соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К Марксу, человечество последовательно прошло чeтыpe формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Общественно-экономическая формация, согласно марксистской концепции, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, a производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества выражается чepeз пpoцecc развития сменяющих друг круга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формации.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (p. 1919). Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Другие ученые предлагали свои варианты триады, в частности концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского (С. Крук и С. Лэш), доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В.Л. Иноземцев), a также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер).

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале ХХ века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое, признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения.

В доиндустрнальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. В индустриальном обществе — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, a от него к индустриальному — промышленной революцией.

coolreferat.com

87.Социальный прогресс. Типология и эволюция обществ.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс — локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным. Реформа — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция — комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система — примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике — политических реформ.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология. Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период.

Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу.

——————————————————————

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию.

в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией.

studfiles.net

ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВ

Количество просмотров публикации ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВ — 267

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существо­вавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определœенные типы. Несколько типов общества, объединœенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

В случае если в качестве главного признака выбирается письмен­ность, то всœе общество делятся надописьменные, ᴛ.ᴇ. умеющие говорить, но не умеющие писать, иписьменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях:

клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-ни­будь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незна­комы с ней. Не знающие письменности народы называют до-цивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. Впростых обществах нет руководителœей и подчинœенных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. Всложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населœения, располо­женных сверху — вниз по мере убывания доходов. Возникшее тог­да стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юриди­чески, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощного института — государства. А произошло это примерно 6 тысяч лет назад. Простые общества возникли 40 тысяч лет назад, они отно­сятся к догосударственным образованиям. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исто­рический возраст простых обществ в 4—5 раз превышает возраст сложных.

В основании третьей лежит способ добывания средств существо­вания. Самый древний —охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет. Ранний период называютпротообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришлискотовод­ство (пастушество) иогородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собира­тельства выросло огородничество, а из него — земледелие. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, огородничество — переходная форма от добывания го­товых продуктов (диких растений) к систематическому и интен­сивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огоро­ды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже же­лезному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Οʜᴎ стали возможными благодаря переходу от кочевого к осœед­лому образу жизни.

referatwork.ru

Типология и эволюция общества. — МегаЛекции

В античной философии господствовала идея круговорота в эволюции мира и общества. Индийская религия признавала закон постепенного одухотворения приро­ды, который осуществляется благодаря дыханию Брахмы. Каждый раз после очередной эпохи небытия появляется более совершенная человеческая раса, но она проходит те же четыре юги (эры) развития по нисходящей: от Золо­того века, где царствуют Истина, Добро и Красота, к веку железному (Кати-юга), погруженному в Зло, Ложь и Безобразие. Пять исторически сменяю­щихся поколений — Золотое, Серебряное, Бронзовое, Героическое и Желез­ное, — выделял также греческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.). Гераклит считал, что мир в целом и общество время от времени гибнут в мировом пожаре, затем возрождаются в том же виде. Идея исторических циклов не нова.

Идея нециклической направленности истории впервые сложилась в рам­ках христианской эсхатологии Согласно этому учению, человечество обречено на историю божественным проклятием и сам божественный промысел ведет его через ряд этапов к страшному суду и прекращению земной истории.

Вико считал, что все нации проходят три эпохи. Первая — божественная, когда нет еще государ­ства, а в обществе правят жрецы; вторая — героическая, которую отличает аристократическое государство; третья — человеческая, форма правления — республика или представительная монархия. По завершении данной эпохи нация впадает в смертельный кризис. Однако к концу XVIII в. утверждается идея исторического прогресса в покорении сил природы и нравственном развитии общества. Она опирается на ускоренное развитие производитель­ных сил и общественных отношений в эпоху промышленной революции конца XVIII — начала XIX в..

В 1962 г. известный антрополог Элман Сервис3 выделил четыре типа, или уровня, социальной и политической организации общества: локальная группа (band), племя (tribe), вождество (chiefdom) и государство {state). Локальная группа — небольшое сообщество собирателей, основанное на родственных отношениях. Племена занимаются неинтенсивным производством пищи (огородничество и скотоводство). У них есть поселения (или родовые груп­пы), но нет управления (централизованной власти) и социальных классов (социально-экономической стратификации). У руководства племени нет еще легитимных средств навязывать свою волю другим в процессе принятия по­литических решений. Община — форма социально-политической организа­ции, промежуточная между племенем и государством, имеет дифференци­рованный доступ к средствам и постоянную политическую структуру. Госу­дарство — такая форма социально-политической организации, которая основывается на централизованном управлении и социально-экономической стратификации.



Иисторики, археологи, этнографы различают каменный, бронзовый и железный век.

Историю человечества известный канадский социолог Маршалл Маклюэн5 делит на четыре периода:

1. Племенное общество, когда человек жил в устно-акустическом мире, структуру которого определяли мифы и ритуалы.

Тысячелетия фонетического письма: письменность перевела акустичес­кое восприятие в зрительное, и этот коммуникационный период взор­вал племенное общество. Маклюэн полагает, что алфавит в сочетании с менее важными средствами коммуникаций — колесом и дорогой — стал главной пружиной общественно-экономического движения соот­ветствующей эпохи.

3. Следующий этап был связан с «галактикой Гутенберга» и длился 500 лет.Изобретение книгопечатания стало источником всех последующих про­цессов, составивших содержание развивающейся капиталистической формации. Становление национальных государств, индустриализация,формирование массовых рынков, распространение грамотности, обра­зования, науки и культуры и многое другое берет начало с создания Гутенбергова станка. Печать подорвала корпоративные основы средне­векового европейского общества и расчистила дорогу капиталистичес­кой конкуренции, специализации, кооперации, способствовавших ро­сту капиталов и переходу к индустриальному обществу.

4. Переход к современной электронной цивилизации: в сегодняшнеммире, утверждает Маклюэн, происходит очередной катастрофическийкоммуникационный взрыв культуры, полностью перекраивающийжизнь человека и общества.

Социологи делят общества в зави­симости от критерия классификации на закрытые и открытые, дописьмен-ные и письменные, первобытные, ра­бовладельческие, феодальные, капита­ листические и социалистические, до-индустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся и т.д.

Л.Г. Моргана (1818—1881), выделял три эпохи истории человечества: ди­кость, варварство, цивилизации.

Первая типология.Сегодня социологи, антропологи и культурологи при­няли в качестве одного из базовых критериев типологии обществ письмен­ность. Если в качестве главного критерия выбирается наличие письменнос­ти, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие зву­ки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

Вторая типология.Согласно второй типологии, общества также делятся на две группы — простые и сложные. Критерием выступает число уровней уп­равления и степень социального расслоения. В простых обществах нет ру­ководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные пле­мена, кое-где сохранившиеся по сию пору. В сложных обществах существу­ют государственный аппарат, наука, техника, социальное расслоение людей.

Сложные общества называют стратифицированными потому, что, во-пер­вых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти груп­пы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к предста­вителям правящего класса (группы).

Гордон Чайлд’11 выделил следующие признаки сложных обществ:

♦ расселение людей по городам;

♦ развитие неаграрной специализации труда;

♦ появление и накопление прибавочного продукта;

♦ возникновение четких классовых дистанций;

♦ переход от обычного права к юридическим законам;

♦ зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид;

♦ появление заморской торговли;

♦ возникновение письменности, математики и элитарной культуры.Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государ­ство, стратификация, цивилизация.

Третья типология.В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Согласно это­му критерию все общества с древнейших времен до наших дней можно раз­делить на следующие типы: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индуст­риальное общество.

Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответ­ственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. На смену ему пришли два других типа общества и способа производства — скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводчес­ким обществом). Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) ди­ких животных. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы го­товых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному вы­ращиванию окультуренных злаков.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, пись­менности — необходимых признаков цивилизации. Земледельческое, или аграрное, общество 300 лет назад сменила машинная индустрия (про­мышленность). Наступила эра индустриального общества.

Четвертая типология. К.Маркс в середине XIX в. предложил формацион-ную типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капита­листическую. Пятой объявлялась коммунистическая, которая должна насту­пить в будущем.

Пятая типология. В1887 г. Ф. Теннис предложил другую типологию обществ, ставшую в социологии одной из распространенных. Он разделил все общества на «гемайншафт» (Gemeinschaft) и «гезельшафт» (Gesellschaft), которые призваны были выра­зить различия между традиционным и современным обществами. Термин «гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «гезельшафт» — к городскому промышленному обществу. Его взгляды повлияли на современ­ные теории периодизации и эволюции общества.

Шестая типология.Ее создателем считают американского социолога Да-ниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндуст-риальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия при­ходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, фор­ма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

Термин «постиндустриальное общество» ввели в научный оборот в сере­дине XX в. А. Тоффлер и Д. Белл.

В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития высту­пало сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами, в индустриальном обществе — промышленность с корпорацией и фирмой в постиндустриальном — теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Доиндустриальные общества иначе называют традиционными потому, что главным рычагом социального прогресса здесь выступала передача знаний от старых к молодым, строгое следование однажды установленным обыча­ям и традициям.

Седьмая типология.В российской социологии цивилизационный подход сформировался в 1990-е гг. в противовес формационному учению Маркса.

Сторонники цивилизационного подхода не только акцентируют внима­ние на анализе общественного производства, но и рассматривают активную роль надстроечных явлений, культуры, не обходят вниманием ценностные установки личностей, поведенческие стереотипы, складывающиеся в ходе развития отдельных наций и народов.

Цивилизация может ограничиваться рамками, как национальными (ки­тайская цивилизация, индийская цивилизация, русская цивилизация), так и региональными (западноевропейская цивилизация, арабская цивилизация и т.п.)..

Современный мир характеризуется цивилизационным многообразием. В нем существуют десятки цивилизаций — западноевропейская (распадаю­щаяся, в свою очередь, на французскую, английскую, испанскую и т.д.), се­вероамериканская, китайская, индийская, латиноамериканская, российская, африканская, арабская и др., каждая из которых сложилась на разнородной формационной основе, сочетая черты феодализма, капитализма, социализ­ма и т.д.

В рамках цивилизационного подхода, именуемого также культурологи­ческим20, ныне оформилось множество самостоятельных теорий, научных традиций и парадигм. Ядром каждой цивилизации выступает духовная культура во всей ее неповторимости, а прогресс рассматривается как духовное совершенствование людей, сопряженное с отказом от абсолютиза­ции материальных ценностей и возрождением гармонии между человеком и природой.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВ

Количество просмотров публикации ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВ — 5

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существо­вавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается письмен­ность, то все общество делятся надописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, иписьменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях:

клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хоть и письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-ни­будь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незна­комы с ней. Не знающие письменности народы называют до-цивилизованными.

Согласно второй типологии, общества аналогичным образом делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. Впростых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. Всложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, располо­женных сверху — вниз по мере убывания доходов. Возникшее тог­да стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юриди­чески, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощного института — государства. А произошло ϶то примерно 6 тысяч лет назад. Простые общества возникли 40 тысяч лет назад, они отно­сятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исто­рический возраст простых обществ в 4—5 раз превышает возраст сложных.

В основании третьей лежит способ добывания средств существо­вания. Самый древний —охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет. Ранний период называютпротообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришлискотовод­ство (пастушество) иогородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собира­тельства выросло огородничество, а из нᴇᴦο — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания го­товых продуктов (диких растений) к систематическому и интен­сивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огоро­ды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже же­лезному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к осед­лому образу жизни.

 

referatwork.ru