Этнокультурные границы россии – помогите описать границы России с Финляндией, Китаем и Японией. Оч нужно!

Государственные границы России. Типы и виды российских границ

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

§ 2. Этнокультурные регионы современного мира. Этнокультурные регионы мира

§ 2. Этнокультурные регионы современного мира

Географический подход в районировании был использован в наибольшей степени теми авторами, которые попытались найти территориальную привязку для всех мировых культурных пространств и подобрать топонимы, определяющие их местоположение. В современном районировании, предложенном ЮНЕСКО, принято выделять 7 крупных культурно-исторических регионов: Европейский, Арабо-мусульманский, Индийский, Дальневосточный, Тропическо-Африканский, Северо-Американский и Латиноамериканский.

Какие районы выделяют на культурной карте мира?

Выделение центров цивилизаций и культур на карте мира – чрезвычайно сложная задача. Можно вслед за А. Тойнби разделить всю историю человечества на 21 крупную цивилизацию, или, как это сделал С. Хантингтон, предложить лишь 9 современных цивилизаций (Западная, Конфуцианская, Японская, Исламская, Индуистская, Буддистская, Славяно-православная, Латиноамериканская и формирующаяся Африканская).

Карта 1. Цивилизации мира по С. Хантингтону

Историко-культурные области – части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. Наиболее отчетливо эти особенности проявляются обычно в материальной культуре – жилище, утвари, одежде. Но в некоторых случаях отражаются и в духовной культуре, прежде всего областях, связанных с хозяйством и бытом (обычаи, обряды, устное народное творчество).

Российский социолог и экономист Н.Я. Данилевский выделял 12 культурно-исторических типов, некоторые из которых уже ушли в историю. Регионы имели достаточно четкую территориальную привязку: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, иовосемитический (или аравийский), германо-романский (или европейский), мексиканский, перуанский. Его схема, таким образом, была динамичной, она подразумевала постоянную «подвижность» культурной карты мира, исчезновение и появление различных культурно-исторических типов.

Во многом похожей и даже более простой оказалась схема О. Шпенглера, выделившего 8 великих культур, часть которых также канули в прошлое. Это египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, культура майя, магическая (византийскоарабская) и фаустовская (западноевропейская) культуры. Причем, как и Н. Данилевский, знаменитый немецкий ученый считал новым центром культурогенеза российские земли, предполагая зарождение русско-сибирской культуры.

Природно-культурно-географические комплексы

В качестве одного из подходов к районированию Л.Н. Гумилев предлагал выделять природно-культурно-географические комплексы. Границы культурных регионов мира формировались на ранних стадиях становления цивилизаций и, по сути, являются физико-географическими рубежами, в пределах которых происходило формирование культур суперэтносов (византийский, мусульманский, монгольский, русский и др.), проходящих или уже завершивших свой жизненный цикл. Ареалы распространения суперэтносов остаются стабильными, невзирая на их переселение, распространение религий, хозяйственное освоение территорий. Это, по мнению автора, связано прежде всего с тем, что к моменту преодоления физико-географических рубежей между этносами уже сложились труднопреодолимые барьеры: культурные различия, язык и образ жизни.

Какова роль территории в развитии культуры?

До сих пор ведутся споры о том, обусловлена ли культура того или иного этноса территорией или, наоборот, территория обусловлена хозяйственной культурой тех этносов, которые ее преобразуют. Крайние трактовки представляют собой географический детерминизм («все то, что есть в культуре, определяется природой») и географический нигилизм («человек – существо общественное, влияние природных факторов на него незначительно»). По мнению географа Я.Г. Машбица, в истории общественного развития выдающуюся роль играли свойства тех цивилизаций, под воздействием которых шли процессы развития человеческих культур. При этом природа была и остается решающим фактором становления человека и человечества.

Пока остается невыясненным, как соотнести между собой «территориальный» опыт культуры и «этнический» опыт народа: имеют ли они пересечения или существуют изолированно. Вероятно, не следует думать, что пространство предопределяет пути развития культуры, оно предполагает многовариантность, в противном случае территориальная дифференциация культуры была бы не нужна. Кроме того, культура пока что выступает главным гарантом многовариантности развития человечества.

Как географы разделяют геокультурное пространство?

В настоящее время географы предпринимают попытки культурно-географического районирования на различных уровнях, от глобального до локального, и на основе различных подходов (хозяйственно-культурного, историко-культурного, ландшафтно-культурного и др.). Однако наибольшую трудность для географов представляет выделение этнокультурных регионов.

Этнокультурный регион – это часть этнокультурного пространства, наполненного определенным этнокультурным содержанием. Это система культурных явлений (процессов) и объектов, сложившихся в результате их пространственной взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния различных этнокультурных групп. Этнокультурный регион часто имеет в своей основе ядро древней цивилизации, сформировавшееся в ходе интенсивного общения различных этносов. Одна из задач районирования состоит в выделении таких ядер – центров формирования цивилизаций мирового значения.

Карта 2. Этнокультурные регионы мира.

Карта 3. Важнейшие объекты культурного наследия по этнокультурным регионам мира

Таблица 1

Этнокультурные регионы мира 

Существует распространенное мнение о том, что духовная составляющая культуры определяется в первую очередь исповедуемой религией. Поэтому зачастую этнокультурные регионы выделяются по конфессиональному признаку. Такой подход использует и известный американский политолог С. Хантингтон и ЮНЕСКО в своем районировании. Цивилизации могут быть расположены на территории сравнительно компактно (индуистская, православная) или разбросаны (протестантская в Европе, Северной Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии). Компактность территории усиливает связи субкультур внутри этнокультурного региона.

Таким образом, границы крупных геокультурных регионов мира есть результат взаимодействия природных, хозяйственных и историко-культурных (цивилизационных) составляющих. Видный российский географ В.В. Вольский так определил понятие «цивилизационный макрорегион»: «исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях», при этом выделяя 11 цивилизационных регионов: Западная и Центрально-Восточная Европа, Российско-Евразийский регион, Северная Африка и Средний Восток, Южная, Восточная и ЮгоВосточная Азия, Африка южнее Сахары, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

В рамках крупных историко-географических регионов существуют историко-культурные области более низкого ранга, вплоть до местных культурных районов. Например, в пределах Западноевропейского региона можно выделить следующие историко-культурные области: Северная, Центральная, Западная (Атлантическая), Южная (Среднеземноморская). Однако, как полагают некоторые авторы, в условиях смешения культур деление геопространства на историкокультурные миры вообще утратило всякий смысл.

Где находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО?

Более половины всех объектов Всемирного культурного наследия представлены в Европе, что наглядно отражает вклад западной цивилизации, а также христианства как мировой религии, в сокровищницу человечества. В первую тройку по количеству объектов входят Италия, Испания и Китай. Около четверти всех объектов наследия находится в Азии, где формировались древние и средневековые цивилизации Востока, культурной основой которых послужили такие религии, как индуизм, буддизм, иудаизм, ислам, а также традиционные религии. Очевидно, что каждый этнос представляет определенную культурную ценность, так как внес свой вклад в общемировую «копилку» цивилизаций. Достижения внеевропейских культур не менее значимы для мирового прогресса, чем «цивилизованных европейцев».

Источники информации

1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998.

2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2000.

3. Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 1997.

4. Машбиц Я.Г. Основы страноведения. М., 1995.

5. Народы мира. Историко-этнографический справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988.

6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

7. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

8. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985.

9. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М., 1993.

10. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

Вопросы и задания

1. С чем связаны различия в подходах к районированию культурной карты мира у различных авторов?

2. Какие цивилизации включают в свои границы несколько этносов? Ядром каких цивилизаций является одна этническая общность?

3. Приведите примеры, когда религия объединяла различные этносы в единую цивилизацию.

4. Пользуясь дополнительной литературой, на примере своего региона (области, республики, края) выделите историко-культурные области, расскажите об их культурном своеобразии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Этнокультурные особенности русских | Я русский

В России соединяются два мира, две цивилизации — Восток и Запад

Набор сходных базовых ценностей не отменяет различий, связанных с особенностями материальной культуры, образа жизни, стереотипов бытового поведения, представлений о жизни, а также с особенностями социального поведения.

Речь пойдет об образе жизни и о русском национальном характере. О нем говорил еще в XVIII веке французский философ Гельвеции, понимая его как «свой особенный способ видеть, чувствовать» и жить, — добавим мы. Истоки русского национального характера неразрывно связаны с географией, климатом и историей страны К тому же, как представляется, они связаны с ее геополитическим положением Еще сто лет тому назад наши отечественные философы, рассуждая о России, отмечали, что русские не чисто европейский и не чисто азиатский народ, и что в этой стране соединяются два мира, две цивилизации.

Русский национальный характер — это особенный способ чувствовать и жить

«Восточность» России — особая, лишенная экзотики, какую мы находим, например, в индийской йоге или в китайских церемониях, или в космических тайнах Тибета и т. д. О «восточности» России можно говорить, если иметь в виду два компонента ее культуры.

Первый — это византийский компонент, который она переняла у Византии после крещения по православному образцу в 988 г. Византийская империя, образованная при распаде Римской империи из ее восточных территорий, существовала с IV по XV век. Она в то время была лидером европейской цивилизации и была населена сирийцами, греками, армянами, коптами и др. Значит, Россия связана духовно не вообще с Востоком, а именно с Ближним Востоком. Древняя Русь унаследовала от Византии некоторые особенности:

  • централизованный государственный аппарат,
  • налоговую систему,
  • отсутствие сословной замкнутости,
  • сельские общины и
  • городские коммуны,
  • многокупольные церкви,
  • традиции иконографии и
  • герб с двуглавым орлом.

Россия и русские духовно связаны с Ближним Востоком

Влияние Византии не прекратилось и после падения империи в XV веке на Руси появилась идея «Москва — Третий Рим», которая переносила мировое значение Византии на Русь. Согласно этой идее Москва стала считать себя последним православным царством, символом чистоты веры. Это, в свою очередь, породило мессианское сознание в русском архетипе — представление об особой роли России в истории человечества. Не случайно Россия приняла на себя главный удар полчищ хана Батыя в XIII веке; это она после долгих войн сокрушила Оттоманскую империю и избавила Юго-Восточную Европу от турецкого рабства.

На нее же легла основная тяжесть двух мировых войн XX века. «Никто, как русские, так не спасал других. Никто, как русские, так сам себя не губит», — сказал поэт Евгений Евтушенко. В этих словах схвачена доминанта «русского характера»: действия в ущерб себе во имя некоей благородной цели, пренебрежение своими интересами. Как показала жизнь, мессианские идеи очень дорого обошлись России. Только сейчас россияне начинают приучать себя к мысли, что у любого государства должна быть только одна «идея»: создать условия для благополучной и стабильной жизни своих граждан.

Второй восточный компонент русской культуры — это плоды ее многочисленных контактов с татаро-монголами, результат татарского влияния. Значит, дело здесь не только в геополитическом расположении России, но и в ее истории. Отношения Руси с татарами были очень многогранны. Это правда, что между обеими сторонами было множество военных столкновений. Всем известны результаты татаро-монгольского нашествия:

  • разрушение городов,
  • уничтожение населения,
  • разрыв связей с Европой,
  • приостановка культурного развития страны,
  • огрубление нравов,
  • появление в русском языке некоторых грубых слов и т. д.

Однако это лишь часть правды Русские и кочевники не только воевали, но и дружили, торговали между собою Через степи, населенные кочевниками, пролегали транзитные пути, связывающие Русь и Среднюю Азию, Ближний Восток. Татары повлияли на развитие русской государственности. Так, по мнению русского философа С.Н. Трубецкого, «Московское государство возникло благодаря татарскому игу». Русские цари появились тогда, когда был свергнут татарский хан. Более того, ученые считают, что именно татары дали покоренным русским землям главные элементы русского государства:

  • самодержавие,
  • централизм и
  • крепостничество

Татары воздействовали на самые разные стороны жизни русского человека. Как считают ученые, именно под влиянием тюркского элемента сформировался особый этнический тип, ставший основой психики русского человека. Завоеватели привнесли также жестокость в сферу уголовного права при них была введена смертная казнь, наказание кнутом и пытки. В русском языке до сих пор сохранилось множество монгольских слов, которые относятся к сфере денег и налогового обложения. Этикет дипломатических переговоров московские цари заимствовали также у татаро-монголов, что помогло им налаживать дипломатические отношения с другими восточными государствами. А вот в отношениях со странами Запада случались и недоразумения, поскольку западные и восточные нормы этикета не совпадали.

Следы татаро-монгольского нашествия глубоко врезались в память русского народа. Для русских оно стало суровым уроком, доказавшим, что внутренние раздоры опасны, а единая сильная государственная власть — жизненно необходима. Победа русских над монголами дала им ощущение собственной силы и национальной гордости, чувство патриотизма и недоверие к чужеземцам. Эти качества сохранились в русском архетипе до сих пор.

Междоусобицы опасны, а сильная государственная власть — жизненно необходима

Можно утверждать, что именно расположение России между цивилизациями Запада и Востока стало глубинной основой ее двойственности. Стоя одной ногой в Европе, а другой в Азии, Россия вобрала в себя черты и западной, и восточной цивилизации. Но еще важнее то, что именно в России возникли такие идеи и мировоззрения, такие культурные явления, которые не примыкают ни к одной из известных культур. Они настолько оригинальны, что чужды для восприятия как Запада, так и Востока. Они создали в России атмосферу, благоприятную для разнообразного, динамичного, бурного, а главное — самобытного культурного развития. Но, с другой стороны, именно это своеобразие русской цивилизации обрекло ее на непонимание со стороны других стран можно даже сказать — на своеобразную культурную изоляцию. Отсюда истоки многочисленных клише, предвзятых суждений о России и русских, в том числе и пресловутые рассуждения о «загадочной русской душе», непостижимой и непредсказуемой, поскольку подобрать «ключ» к «коду» русского характера невозможно.

Оставив в стороне общие рассуждения о непознаваемости русского народа, все же останемся при мнении: геополитическое положение России повлияло на формирование здесь особого культурного архетипа, т. е. глубинных установок коллективного бессознательного, которые устойчивы, не осознаются людьми и с трудом поддаются изменениям. Проще говоря, это значит, что одни и те же качества характера и особенности поведения русских можно найти и на стадии крещения Руси, и в царствование Иоанна Грозного, и в советский период. Сюда относятся:

  • образ жизни,
  • стереотипы бытового поведения,
  • особенности жилища,
  • одежды и питания,
  • общественная нравственность и
  • личная этика людей,
  • суеверия и
  • представления о жизни и прочее.

Геополитическое положение России повлияло на формирование особого архетипа

Ошибочно объяснять поведение современных русских, исходя только из «советского» периода российской жизни и жонглируя уничижительными штампами. Говоря об особенностях поведения современного русского человека, наблюдая какие-то непонятные или малосимпатичные детали, будем помнить, что они появились уже давно и с течением времени меняются незначительно, образуя структуру русского архетипа.

Материал создан: 26.01.2015

комментарии к статье



iamruss.ru

7 Этническая карта России » СтудИзба

ЛЕКЦИЯ. Этническая карта России.

Русские или великороссы являются самым многочисленным народом РФ. В 2002 г. – 115 млн человек,  более 80% населения. Всего в мире насчитывается 146 млн русских.  Компактно русские проживают в пределах Восточной Европы, но расселены и в других областях, в ближнем и дальнем зарубежье.

         В 19 веке из России выехало 3,5 млн, после 1917 года – около 2 млн человек. Наиболее крупные группы русских проживают в США (1 млн), Канаде (80 тысяч), Франции (40-50 тысяч).  Русская диаспора за рубежом существует с давних времен. В эмиграции принимали участие представители разных социальных и сословных групп (дворяне, духовенство, мещане, разночинцы, интеллигенция, крестьяне)

В настоящее время тенденция к росту эмиграции сохраняется.

Язык русских принадлежит к индоевропейской семье, славянской ветви, восточнославянская подгруппа.  

Известны два наречия (говора) в русском языке – северорусский и южнорусский.

По антропологической характеристике – русские принадлежат к европеоидной расе.

На севере – атланто-балтийская малая раса , здесь русские высокие, светловолосые.

В центральном районе – восточно-европейский тип,  с большей пигментацией кожи.

Южные русские – есть примесь монголоидных элементов и средиземноморских народов. У русских в Поволжье, Сибири, на Урале монголоидные  черты  выражены сильнее. 

Религия русских – православие с 10 века, но есть и дохристианские верования.

Старообрядчество ( с момента раскола) – с 17 века, оно отличается наибольшей консервативностью в отправлении религиозных культов и в быту.  Запреты на бритье бороды, курение, общение с православными.

Сектанты – это духоборы, молокане, хлысты.

Этногенез. Славяне выделяются в 6-7 веках , их называли анты, венеды. Прародина славян – земли между Эльбой и Днепром.

Государство создается в 8-9 веке, Киевская Русь. В ее рамках восточные славяне консолидировались в древнерусскую народность.

Древнерусская народность  позднее разделилась  на русских, украинцев, белорусов.

В развитии объединительных тенденций на Руси большую роль играло государство.  Превращение русской народности в нацию происходит в 17 – 19 веках. 

Российская империя стала домом  для многих народов.  В решении вопросов административно-территориального деления  империи правительство  не руководствовалось национальным принципом. И петровские провинции, и екатерининские  губернии создавались без учета этнических границ, исходя из численности.

В России существовала практика включения в состав правящего класса верхов нерусских этносов. Так, немцы и варяги уживались со славянами.

Крестьяне составляли большинство населения в 19 веке, в 20 веке наблюдается рост городского населения. Города были и русскими по этническому составу, и  появлялись другие этносы, особенно в 20 веке.

В конце 20 века в связи с осложнением социально-экономической ситуации выросла подвижность населения, начался отток русских из прежних «национальных  окраин». Численность русского населения в регионах сократилась.  Миграции из бывших советских республик привели к этнической неоднородности населения. Сложность и противоречивость местной этнокультурной среды проявилась в осложнении межнациональных отношений.

Урало-Поволжье.

На этой территории проживали финно-угорские племена, на основе которых сформировались марийский, мордовский, удмуртский народы.

Появление тюркоязычных народов было связано с Волжской Булгарией.

Булгары – предки чувашей, башкир, татар. Эти народы приняли участие в формировании современных урало-поволжских народов.

Урало-Поволжье – место смешения различных расовых типов – монголоидов и европеоидов, метисации расовых компонентов.

Удмурты и бесермяне – проживают на севере (река Кама)

Марийцы, мордва, чуваши , башкиры проживают в среднем течении р.Волга, на правом берегу. Мордва – собирательное название, среди них выделяются подгруппы.

Поволжские татары назывались в 19 веке булгарами.

Численность этих народов от 0,5 до 3 млн человек. Они имеют свои национально-государственные образования – 6 республик, субъектов РФ. Эти республики многонациональны. Русские составляют в них самую многочисленную группу.  Сами представители этих этносов проживают и в других областях.

Их присоединение к России не всегда носило добровольный характер. Принудительная христианизация  шла в течение 16-19 вв, наталкиваясь на скрытое сопротивление. (Например, в наши дни день взятия Казани 13 октября 1552 года  считается Днем памяти погибших).

У этих народов сохранились языческие верования. Города на этих землях формировались как  крепости-форпосты русского государства. Языки этих народов принадлежат к уральской и алтайской группам. Татары и башкиры – алтайская группа, тюркская ветвь.

         До 19 века языки были бесписьменными. Татарская письменность основывалась вначале на арабской графике, а потом на кириллице. Башкирский алфавит был создан на основе русской графики в начале 20 века.

         Калмыки – проживают в низовьях Волги. Это единственный монголоязычный народ в Европе.  У границ России они появились в 17 веке из района Прибайкалья. Основа хозяйственной деятельности – животноводство, овцеводство. Они близки к монголам и бурятам.

А севере проживают карелы, саамы, ненцы. Они занимаются оленеводством.

Северный Кавказ.

Это относительно небольшой по площади регион, однако он представляет пример многообразия народов, языков, культур. Арабские средневековые географы называли Кавказ «Горой языков». Сложные исторические процессы формирования этносов и культур нашли отражение в многочисленных сказках народов. В результате этих процессов на Кавказе:

— осетины – ираноязычный народ,

-карачаевцы, балкарцы, кумыки – тюркоязычные. Антропологические данные и культуры свидетельствуют о родстве их с теми горцами, что говорят собственно на кавказских языках.  Для кавказского языка характерна дробность и многообразие.

Так, в Дагестане даже язык одного аула отличается от других (например, Кубачи).

Есть и крупные языковые общности – аварцы, лезгины, осетины. Одно из возможных объяснений этого факта – географическая изолированность.

На Северном Кавказе представлены различные этнические названия. Есть имена, присвоенные народу другими (экзоэтнонимы), и самоназвания (эндоэтнонимы). Так, чеченцы – нахчо, ингуши – голгаи называют себя. Есть и общее название – вайнахи.

На Кавказе прошло значительное количество миграционных волн (гунны, сарматы), шли переселенцы из Малой Азии, Западной Азии, степняки из Приэльбрусья. Имела место тюркизация  Центрального Кавказа булгарами. Позднее появляются кыпчаки. Среди коренных этносов Северного Кавказа есть народ, происхождение которого не связано с Кавказом. Это ногайцы, потомки Золотой Орды, выделившееся из Орды племя.

На протяжении веков в жизни народов Северного Кавказа происходили значительные изменения, менялись границы расселения отдельных народов, шли процессы ассимиляции или консолидации. На сложные внутренние этнические процессы оказывала воздействие внешнеполитическая борьба, внешняя экспансия, столкновение на Кавказе интересов Турции, Ирана, России.

Кавказская война (1817-1864) стала столкновением политических  интересов России и Турции. Наиболее упорным было сопротивление, когда движение возглавил Шамиль, светский и духовный глава Дагестана и Чечни. Ему удалось создать теократическое государство (имамат), где законодательной основой стало мусульманское право – шариат. Война принесла многочисленные жертвы и кавказским народам, и России. Но были открыты пути для культурного обмена, сближения с русской культурой, включение их в экономическую жизнь империи.  На исходе Кавказской войны  многие народы Кавказа были вовлечены в мухаджирское движение за переселение в Турцию.  До этого эмиграция в Турцию носила экономический характер, с торговыми целями, для духовного совершенствования. В послевоенный период переселение стало массовым. В  результате Северный Кавказ лишился значительной части населения.  Убыхи – целиком переселились в Турцию. Адыги, абазины, абхазцы, чеченцы, в  меньшей степени – дагестанцы переселились в Турцию. Потомки кавказских мухаджиров в настоящее время живут в Ираке, Сирии, Йемене. Дагестанская диаспора многочисленна в Турции.

После революции там появляются автономные республики. В конце Великой отечественной войны (1944) несколько народов Северного Кавказа (балкарцы, ингуши, карачаевцы, черкесы) подверглись депортации. Они вернулись в 50-е годы.

Во второй половине 20 века имело место переселение горцев на равнину, что связано с нехваткой земли. Важно отметить, что большинство селений стало многонациональным по этническому составу. В 1990 году национальные республики Северного Кавказа приобрели статус субъектов РФ.

1994-1995 —  происходит обострение отношений между центром и руководством Чечни, что позднее переросло в вооруженный конфликт. Борьба незаконных вооруженных формирований против федеральных сил осложняет межэтнические отношения на Северном Кавказе.

На Кавказе  сохраняется много старинных обрядов. Так,  ребенка передавали на воспитание в другую семью, чтобы расширить круг родственников. В 18-19 вв там сохранялись и черты феодального общества, и обособленные патриархальные общества. Существовало и домашнее рабство.

Народы Сибири.

Там можно выделить около 20 народов, которые в качестве основы своего существования  ведут промысловое хозяйство (охота, рыболовство).

Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Чукотский, Корякский АО, Эвенкийский, Таймырский АО.

Численность этих народов невелика (от 200 до 300, всего около 180 тысяч).

Только якуты превышают это число -380 тысяч человек.

Ханты, манси, ненцы, угры – принадлежат к уральской языковой семье.

Селькупы, кеты – енисейские языки, но постепенно  они смешиваются с русским и тюркскими языками и утратили свой язык. Ненцы, энцы – оленеводы, живут в стойбищах .

Эвенки, якуты – занимаются разведением крупного рогатого скота, самые северные животноводы в мире.

Якуты – тюркоязычные, как и многие народы Южной Сибири. Очень распространены смешанные браки  якутов, эвенков и русских.

Долгане, юкагиры – живут на севере Якутии. Юкагиры – очень древний народ, у них палеоазиатский язык, который не входит ни в одну языковую группу.

Чукчи, коряки, ительмены – проживают на Чукотке, их язык тоже палеоазиатский.

Камчадалы – потомки ительменов и русских.

Юг Сибири.

Алтайцы, хакасы, тувинцы – алтайская языковая семья, тюркская ветвь.

буряты, шорцы- алтайская семья, монгольская группа.

Они занимаются скотоводством, оленеводством.

Из религии – распространен буддизм, ламаизм, бурханизм (смесь буддизма, христианства и местных культов).

Лекция. Национальная политика.

Важная задача многонационального государства – оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в национальной политике – отношение к национальным интересам с учетом их общности, расхождения, столкновения.

Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания.

Расхождение связано с имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнической общности. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в конфликт или столкновение. В этих условиях необходима координация национальных интересов, в чем и состоит смысл национальной политики. В национальной политике следует различать:

·                   стратегические цели и задачи, требующие концептуального подхода и программного планирования,

·                   и задачи ближайшего характера, которые возникают в ходе текущих событий и регулируют межнациональные проблемы.

В многонациональной России стратегической задачей является:

·                    укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества,

·                    упрочение федеративных отношений и связей,

·                    формирование государственно-политической и межнациональной общности – Россияне.

Актуальные задачи национальной политики:

·                    урегулирование межнациональных конфликтов,

·                    совершенствование законодательного регулирования межнациональных отношений,

·                    ликвидация последствий вооруженного конфликта в ЧР,

·                    защита русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье,

·                    решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев.

Очаги межнациональной напряженности и конфликтов сосредоточены:

·                    в местах, непосредственно прилегающих к границе с государствами, где происходят гражданские и межэтнические конфликты;

·                    в местах сосредоточения и расселения беженцев и вынужденных переселенцев;

·                    в районах проживания народов, которые вследствие распада СССР оказались разделенными государственными рубежами;

·                    в регионах с неблагоприятной экологической обстановкой, создающей угрозу разрушения среды обитания народов;

·                    в крупных городах со сложной криминогенной обстановкой, нередко приобретающей этническую окраску;

·                    в районах проживания малочисленных народов Севера.

При разработке национальной политики нужно учитывать определенные принципы:

1. Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития.

2. Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической  и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика.

3. Научность национальной политики, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений, опора на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса.

4. Дифференцированный подход в практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках. Следует учитывать:

— природно-климатические условия;

— социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности;

— демографические и миграционные процессы;

— этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей;

— конфессиональную характеристику;

— особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения этноса с другими социально-этническими общностями и т.д. (Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: 2001).

Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в «своей» республике или в инонациональной среде.

Наконец, при формировании национальной политики необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как позитивный, так и негативный опыт. Вместе с тем, принципы национальной политики должны соответствовать международно-правовым нормам и актам.

studizba.com

ГРАНИЦА ЭТНИЧЕСКАЯ это что такое ГРАНИЦА ЭТНИЧЕСКАЯ: определение — Социология.НЭС

ГРАНИЦА ЭТНИЧЕСКАЯ

( англ. — ethnic boundary, нем. — ethnische grenzen ) — рубеж между территориями этническими ( см. ), понимаемыми в своем узком значении, как ареал или ареалы компактного расселения того или иного этноса ( см. ), в которых он составляет большинство населения. При понимании этнической территории в широком смысле, как всего пространства расселения тех или иных этнических групп, например, — украинцев и татар — на значительной части большинства краев и областей Российской Федерации или, скажем, венгров в Румынии, когда одни этнические ареалы частично или полностью накладываются на другие, выяснение Г.Э. сильно затрудняется, а при явлениях “диаспоры”(см.) утрачивает свой смысл.

Наиболее четко выступает в случаях, когда она совпадает с крупными естественными рубежами; будь то береговая линия морей, крупные реки, границы безлюдных пустынь или, например, высокие горные цепи. Однако она во многом зависит от исторически изменявшихся типов хозяйства (охота, рыболовство, земледелие и пр.) и от уровня развития этносов. Так, прогресс мореходства привел к тому, что неширокие акватории стали не разъединять, а объединять людей; в Индонезии, например, прибрежные части многих островов заселены этнически родственными малайцами, и большинство этнических границ идет не между островами, а внутри островов, отделяя их прибрежные малайские ареалы от иноэтнических, занимающих внутренние районы гористых джунглей. Значительно ослабла со временем этноразделительная роль крупных рек и даже горных хребтов. Немало этносов, проникая вверх по горным ущельям и используя для скотоводства альпийские луга, стали жить по обеим сторонам горных цепей, например, осетины — по обе стороны Большого Кавказского хребта.

Очень часто в роли этнических рубежей выступают государственно-политические границы. Это особенно характерно для тех регионов, где государство (см.) было основным этнообразующим фактором, например, в Центральной Европе, где государственные границы рассекли сравнительно однородный в культурном отношении немецкоязычный массив, что привело к разграничению немцев, австрийцев, германо-швейцарцев, люксембуржцев и эльзасцев, а также в Латинской Америке, где внутри различным образом возникших государств сложились аргентинцы, уругвайцы, чилийцы и другие испаноязычные этносы.

Проблема определения объективных критериев для демаркации Г.Э. возникла еще в середине XIX в. в связи с развернувшимися в Европе движениями за создание национальных государств и приобрела новую остроту после первой мировой войны, когда в результате распада Австро-Венгерской и Османской империй стали складываться новые государства: Польша, Чехословакия, Югославия, Румыния и др. В некоторых случаях при разделе спорных территорий со смешанным национальным составом жителей был использован мажоритарный принцип (по желанию большинства жителей, устанавливаемому путем референдума), но чаще всего учет реальных Г.Э. отступал на задний план перед конъюктурными соображениями, нередко со ссылкой на какие-то давние “исторические права”. Во многом аналогичные проблемы возникли и в Советской России, где развернулось так наз. национально-государственное строительство (см.), с выделением территорий для национальных республик, областей и округов.

Основные трудности показа Г.Э. могут быть обусловлены двумя обстоятельствами. Первое из них относится к размежеванию этнически близких национальностей, между которыми существуют обычно широкие переходные диалектально-культурные зоны, например, такие зоны существовали между великорусами (русскими), малорусами (украинцами) и белорусами до того как были образованы РСФСР, УССР и БССР, административные границы которых, проведенные довольно условно и стали рубежами этно-политической (национальной) идентификации населения, оставшегося по ту или иную сторону от этих границ, как это было и в упомянутых выше случаях этноформирующего значения государства. Второе обстоятельство относится к случаям сильного территориального смешения этносов, что обычно происходит при проникновении одного этноса на слабо обжитую территорию другого в совместном заселении слабо обжитой области, как это произошло, например, при заселении Поволжья после присоединения его территории к Российскому государству (см. также Расселение этническое ), или при заселении опустошенных кочевниками прикарпатских областей румынами, венграми и немцами. В случаях, когда этническое смешение наблюдается и внутри селений, установление Г.Э. оказывается по-существу невозможным.

Отмеченная выше видная роль государственного фактора в формировании Г.Э. заметно усилилась после второй мировой войны, когда во многих странах Восточной Европы стали проводиться “этнические чистки”, гл.обр. путем вытеснения немецкого населения из пограничных областей в Германию и замены его “титульной” национальностью (особенно в Польше и Чехословакии) или путем обмена соответствующими национальными меньшинствами (например, переселение венгров из Югославии в Венгрию, а сербов и хорватов — из Венгрии в Югославию). Аналогичные тенденции проявляются в последнее время в республиках, выделившихся из Югославии, и отчасти в республиках бывшего Советского Союза.

ЛИТ.: Кушнер (Кнышев) Этнические территории и этнические границы. М., 1951.

Проблемы этнической географи и картографии. М., 1978.

Bogges W. International boundaries. A study of Boundary Functions and Problems. N.Y., 1940.

Hughes E.G. Hughes H.G. Where peoples meet. Racial and ethnic frontiers, Glancoe, 1952.

В.И.Козлов

Оцените определение:

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

voluntary.ru

Историко-культурные области — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Исто́рико-культу́рные о́бласти (историко-этнографические области, ИКО) — территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности. Историко-культурные области проявляются в материальной культуре — типах традиционного жилища, средств передвижения, пищи и утвари, одежды, обуви, украшений и т. п., а также в традиционной духовной культуре (календарные обряды и обычаи, верования, фольклор и т. п.).

В отличие от этносов, обладающих этническим самосознанием, историко-культурные области могут не осознаваться людьми и выделяются в ходе специальных этнографических исследований. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области — две типологически разные системы, которые тесно переплетаются, но, как правило, не совпадают друг с другом. Историко-культурные области, как и хозяйственно-культурные типы, являются историческими категориями, возникающими, развивающимися и исчезающими в процессах развития конкретных этносов и их группировок на определённой территории. Для историко-культурного районирования имеют значение не только характеристика образа жизни и материальной культуры, но и специфических форм духовной культуры, связанных со стереотипами мышления, религиозными представлениями и народным творчеством.

Основным отличием деления на ИКО в отличие от деления на исторические области (в целом довольно близкого) является бо́льшая ориентация на современные культурно-этнографические общности (ср. например, ниже Северная Америка или Австралия), в то время как для исторических областей более важна историческая составляющая.

В отечественной этнографии была разработана иерархическая система историко-культурных (или историко-этнографических) провинций (ИКП), областей (ИКО) и районов. Основной единицей является ИКО, они делятся на подобласти и районы. Группа областей может быть объединена в более крупные регионы или провинции (ИКП).

Таких историко-культурных провинций выделяется 16. Ниже они перечисляются по континентам:

ru.wikipedia.org

Географическое положение и границы России

Географическое положение — это положение любого географического объекта (природного или созданного человеком) на поверхности Земли по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует.

Географическое положение России многоаспектно. При оценке особенностей России и её взаимоотношений на мировой арене используются разные виды географического положения.

Географическое положение включает в себя:

·                   физико-географическое положение,

·                   экономико-географическое положение,

·                   транспортно-географическое положение,

·                   геополитическое положение,

·                   эколого-географическое положение,

·                   геодемографическое положение,

·                   геоэкономическое положение,

·                   этнокультурное положение.

Физико-географическое положение — это положение страны (или региона) на земной поверхности и по отношению к основным природным объектам Земли — материкам и океанам, горам и рекам.

Россия– самая большая по площади страна земного шара. Её территория занимает площадь около 17 100 000 км². Россия по своим размерам сопоставима даже не с отдельными государствами, а с целыми материками, и это верно, раз она занимает первое место среди стран по площади. Она более чем в 2 раза больше Австралии, площадью 7,7 млн. км², больше Антарктиды с площадью 14 млн. км² и почти равна площади Южной Америки (17,8 млн. км²).

Сравнение площади России с материками

Россия занимает около 30 % площади самого большого материка на Земле - Евразии. Территория нашей страны, как и территория всего материка, располагается в двух частях света — Европе и Азии. Большая часть России, а именно 80 % её площади, находится в Азии, меньшая (20 %) — в Европе.

Россия расположена в трёх полушариях — северном, восточном (большая часть территории) и лишь крайние восточные точки — в западном. Протяжённость географической долготы составляет примерно 171 градус.

Омывается Россия водами трёх океанов: на севере — Северным Ледовитым, на востоке — Тихим. На западе и юго-западе имеет выход к морям Атлантического океана.

Россия — самое северное государство мира. Большая часть нашей территории находится между 50 и 70 градусами северной широты. Около 20 % территории России находится за северным полярным кругом.

«Северность» географического положения России накладывает существенные ограничения на освоение территории. Громадные издержки страна несёт из-за необходимости обогрева зданий, увеличения объёмов конструкционных материалов, производства тёплой одежды и обуви, строительства и поддержания дорожно-транспортной сети, укрепления инженерных сооружений и так далее.

Поговорим теперь о крайних точках страны. И начнём мы с крайней северной точки. На севере не одна, а две крайних точки, так как территория России состоит из материковой и островной частей. На полуострове Таймыр располагается крайняя материковая северная точка России — мыс Челюскин — (77°43¢ с. ш.) 77 градусов 43 минуты северной широты. Этот мыс является и самой северной точкой всего материка Евразия. Крайней островной точкой является мыс Флигели (81°51¢ с. ш.), находящийся на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа.

Крайние северные точки

Крайняя южная точка расположена на Северных склонах Кавказа, в Республике Дагестан, на высоте более 3500 метров. Она не именована на картах, расположена к юго-западу от горы Базардюзю (41°11¢ с. ш.) на границе с Азербайджаном. Протяжённость территории страны с севера на юг составляет около 4 тысяч км.

Крайняя южная точка

На западе рубежной точкой является конечность на Песчаной косе (19°38¢ в. д.) восточной долготы, расположенная в водах Балтийского моря, недалеко от Калининграда.

Крайняя западная точка

Крайних восточных точек, как и северных, две: островная — на острове Ратманова (169°02¢ западной долготы). Этот остров находится в Беринговом море, недалеко от границы с Америкой. Материковая — мыс Дежнёва (169°40¢ з. д.) — на Чукотском полуострове. Мыс Дежнёва также является и крайней восточной точкой материка Евразия.

Крайние восточные точки

Расстояние между крайними западной и восточной точками составляет почти 10 тысяч км.

Определение благоприятности географического положения в целом или отдельных его видов осуществляется на разных уровнях. Микроположение оценивает положение России по отношению к пограничным, соседним государствам. Мезоположение - это положение по отношению к группам стран Европы и Азии. Макроположение оценивает место России на глобальном уровне: по отношению к другим материкам, Мировому океану, миру в целом.

Географическое положение — наиболее динамичная характеристика объектов, а также их взаимодействия с другими объектами и явлениями.

Государственная граница — это условная линия на поверхности суши или воды, определяющая размеры территории государства, отделяющая эту территорию от территории других государств и открытых морей.

Россия обладает большой протяжённостью государственной границы, что связано с её огромной площадью и сильной изрезанностью береговой линии.

Длина границ России — 60 939 км. Это составляет полторы окружности земного шара по экватору. Западная и южная границы России преимущественно сухопутные, а северная и восточная — морские. На долю морских границ приходится почти 72 % общей длины государственных границ России, что составляет 38 807 км.

Морская граница государств, в том числе и России, расположена на расстоянии 22,2 км от суши. В морских водах, простирающихся на 370 км от побережья, находится морская экономическая зона России. Здесь разрешается присутствие судов всех государств, но право на добычу различных природных ресурсов есть только у нашей страны. Россия принадлежит к ряду мировых морских держав.

Морские границы

На севере морские границы России проходят по морям, принадлежащим Северному Ледовитому океану. Среди них: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. По поверхности этих морей дрейфует лёд, который покрывает северные моря весь год. Из-за этого передвижение судов по просторам этих морей затруднено. Пространство, расположенное от северного побережья нашей страны до Северного полюса, является нашим сектором Арктики. В пределах этой территории все острова (за исключением немногих островов архипелага Шпицберген) относятся к России.

Восточная граница нашей страны проходит вдоль побережья Тихого океана, где ближайшие морские соседи — это Япония и США. Между российским островом Сахалин и Японским островом Хоккайдо расположен пролив Лаперуза. В Беринговом проливе проходит граница между Россией и США. Между российским островом Ратманова и принадлежащим США островом Крузенштерна есть узкий пролив шириной всего 4 км. Он-то и является природным рубежом между 2 странами.

Западная морская граница, проходящая через Балтийское море, связывает нашу страну с рядом европейских стран: Швецией, Польшей, Германией и государствами Прибалтики. Это благоприятный фактор для установления прочных экономических отношений с этими странами.

Юго-западная морская граница России расположена в водах Азовского и Чёрного морей. Эти моря являются природными водными границами между Россией и следующими странами: Украина, Болгария, Турция и Румыния. Нельзя не учесть тот факт, что через Чёрное море Россия имеет выход в Средиземное море, которое омывает берега множества стран Европы и Африки.

Наряду с протяжёнными морскими границами Россия имеет достаточно большую сухопутную границу. Сухопутная граница отделяет Россию от 16 стран и простирается более чем на 22 тыс км.

Часть границ России — бывшие границы СССР, они в основном закреплены международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, на них действуют пограничные заставы и таможни (учреждения, контролирующие провоз грузов через границу).

Самую длинную границу Россия имеет с Казахстаном — более 7500 км (первое место в мире). Самую короткую сухопутную границу Россия имеет с Корейской Народной Демократической Республикой (КНДР). Её длина составляет всего 17 км.

На северо-западе Россия по суше граничит с Норвегией и Финляндией, а также с государствами Балтии — Эстонией и Латвией. Калининградская область, находящаяся на западе страны, граничит с Польшей и Литвой. Вдоль западной и юго-западной границы России располагаются Беларусь и Украина.

На юге с нашей страной граничат Абхазия, Грузия, Южная Осетия и Азербайджан, граница проходит по горным массивам Главного Кавказского хребта. Ещё одним южным соседом является Казахстан, который мы уже упоминали. Далее на восток южная граница России с Китаем и Монголией проходит по высоким горам Алтая, Западного и Восточного Саяна. К востоку от Монголии Россия вновь граничит с Китаем по рекам Аргунь, Амур и Уссури, которые используются обеими странами. Самый восточный наш сосед - Корейская Народная Демократическая Республика.

videouroki.net