Этапы становления человека – Этапы становления человека

Этапы развития человека

Процесс возникновения и развития человека делят на ряд этапов.

1-й этап – автралопитеки, двуногое хождение, охота, систематическое использование естественных орудий, затем деятельность по их изготовлению.

Рис. 6.3.1. Генеалогическое древо приматов:

1 – насекомоядные, 2 – дриопитек африканский, 3 – рамапитек, 4 – австралопитек африканский, 5 – австралопитек боисей,

6, 7 – Н. erectus, 8 – неандерталец, 9,10 – Н. sapiens, 11 – узконосые обезьяны Старого Света, 12 – широконосые обезьяны Нового Света, 13 – лемуры, 14 – лори, 15 – долгопяты, 16 – орангутаны, 17 – гиббоны, 18 – гориллы, 19 – шимпанзе.

2-й этап – первобытное стадо, пятикантропы, синантропы, неандертальцы, систематическое изготовление искусственных орудий. Возникавшее общественное производство обусловливало появление сознания и речи, формировало конституцию человека. Становление человека продолжалось сотни тысяч лет (Юго-Восточная, Южная, Передняя Азия и Африка).

3-й этап – превращение первобытного стада в первобытное общество, а неандертальца – в человека современного типа.

Длительное время самые древние из пралюдей – австралопитеки и homo habilis (человек умелый), жившие стадами 2,5-3 млн. лет назад, применяли «природные» орудия и лишь немного подправляли и улучшали их. Они отличались прямохождением. Антропологи считают, что наши предки приобрели прямохождение вследствие того, что более систематически употребляли в качестве орудий различные предметы: палки, рога, камни, кости. Ч. Дарвин в 1871 г. дал естественнонаучное объяснение происхождения человека от животных предков и развил идею о постепенной эволюции человека от исходных биологических форм. Ему удалось доказать, что существует тесная связь между далекими протоантропами и современным человеком (

homo sapiens – человек разумный).

В рамках биологической формы движения важнейшей предпосылкой антропогенеза является феномен так называемого неограниченного прогресса, т.е. существование в эволюции живой природы единой магистральной линии от амебы до человека.

В теории Дарвина ценной для понимания биологических предпосылок антропогенеза является идея о том, что элементарной единицей биологической эволюции выступает популяция, а не организм.

Популяция древних антропов состояла из особей, обладавших лабильным индивидуальным поведением и отличавшихся высокой степенью самостоятельности, способностью к изучению, т.е. к выработке условных рефлексов. В таких популяциях молодые особи выживают благодаря передаче им от родителей генетической информации о поведении и накоплении индивидуального опыта.

Популяция архантропов стала превращаться в человеческое общество только тогда, когда научилась передавать индивидуальный опыт и тем самым накапливать опыт общественный

.

Это и было началом прорыва в принципиально новую адаптивную зону эволюции. Популяции архантропов отличались богатым резервом наследственной изменчивости. Чем выше был этот резерв, тем были богаче генетические возможности популяции, тем выше были шансы выжить и развиваться по пути неограниченного прогресса.

П

Рис. 6.3.2. Предок человека – парантроп

оследняя из биологических предпосылок – стадность, объединение семей в стада. Стадный образ жизни древних антропов бесспорно способствовал их выживанию и процветанию. Стада создавали ту среду, в которой происходила передача опыта друг другу и обучение детенышей жизненно важным навыкам: распознаванию съедобных плодов, способам добывания пищи, умению обнаружения мест нахождения врагов, а также использование природных предметов в качестве орудия.

Самая примитивная форма стада, известная у человека разумного, это группа, занятая охотой и собирательством. Группы, живущие за счет собирательства и охоты, существовали в разных областях земного шара до недавнего прошлого, в некоторых местах существуют и до сих пор. Например, индейские племена шошонов и алгонкинов в Северной Америке, бушменов и негритосов в Африке, аборигенов в Австралии и Тасмании.

Возникшее у приматов направление эволюции общественного образа жизни продолжается и в настоящее время. На всех ступенях от полуобезьяны до современного человека отмечается общая тенденция к увеличению размеров общественной группы и усложнению её организации, повышению технического уровня, усложнению языка, развитию интеллекта. Историческое развитие гоминид представляет собой яркий пример мозаичной эволюции, характеризующейся неравномерным темпом развития органов и систем. Наиболее быстрыми темпами, начиная с человека умелого, шла эволюция мозга. Развитию мозга предшествовало завершение прямохождения и связанное с ним преобразование тазовых костей и передних конечностей.

Движущей силой эволюции человека являлся отбор. На ранних этапах эволюции человека шел отбор индивидов более способных к изготовлению примитивных орудий, с помощью которых они могли добывать пищу и защищаться от врагов.

Характерная особенность антро­погенеза – однонаправленность эволюционных преобразований, связанных с развитием прямохождения, мозга и рук, совершенствованием коллективного образа жизни. Характерные черты предков человека (парантропа) представлены на рисунке 6.3.2.

Н а стадии парантропа определенную роль играл отбор на основе индивидуальной изобретательности. Постепенно объектом отбора становилось характерное для человека свойство – стадность и связанная с ней форма общения. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.

Индивидуальный отбор на основе избирательности формировал преимущественно морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, мозг, кисть руки), а групповой отбор совершенствовал социальную организацию (формы отношений в стаде).

Совместные действия индивидуального и группового отбора на лучшую организацию стада получило название биосоциального отбора. На первых порах биосоциального отбора были мелкие по численности коллективы (семьи или группы семей в стаде). Затем масштабы его действия расширились до выживания целых поселений и племен.

Все три уровня биосоциального отбора (индивидуальный семейный и групповой) были взаимосвязаны в едином процессе выживания особей и групп.

studfiles.net

Этапы становления человека как вида, Биологическая предыстория человечества.

Биосоциальные аспекты развития общества и человека

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека — в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа — Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек — единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.

Но человек — это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное, то есть через понятие, отражающее двойственность его природы — диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой — за разрушительные последствия — преступления, убийства, войны и др.

Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития и другое. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течении ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение, безусловно, отражающееся на формировании правового мышления. Однако, вследствие того, что биологическое определяет сохранение и репродукцию человека как вида, оно определяет процесс естественного отбора в обществе природных индивидов, заставляя человека бороться за выживание в коллективе себе подобных индивидов, постоянно изыскивая все новые формы борьбы за жизнь и выживание, приобретая новые знания и коллективный опыт. Социальная форма развития материи возникла лишь с появлением человека и образования первых общественных формирований людей (общин), а впоследствии и государственных образований и правовых систем.



Общество и человек

В современной науке существует множество ответов на вопрос, что такое человек и в чем его сущность. Исследователи выделяли различные природные, биологические, психологические, социальные, духовные характеристики. Для начала попытаемся ответить на вопрос о происхождении человека. Выделение человека из животного мира—столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Предыстория человечества по сей день остается загадкой. Превращение животных в людей не могло быть мгновенным событием, с неизбежностью должен был пройти длительный период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез). Это две неразрывно связанные стороны единого процесса — антропосоциогенеза.

Поведение животного представляет собой одну из форм функционирования его организма. Структура организма детерминирует потребности животных и программы их поведения. Всякое животное рождается на свет, уже будучи наделенным определенным набором биологических и генетических свойств, инстинктов и т. п., которые обеспечивают его приспособленность к условиям обитания и в конечном итоге саму жизнь и существование. Все люди, живущие на Земле последние 35—40 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическому виду homo sapiens (человек разумный). Поведение людей очень напоминает поведение сообществ высокоорганизованных животных, каковыми являются человекообразные обезьяны. Но все же оно различно, поскольку человек создает новую среду обитания, преобразует ее в соответствии со своими потребностями. Главными средствами передачи программы, определяющей поведение людей, является язык, речь, показ и пример. Место «генетических конструкций» занимают нормы, место наследственности—преемственность, сохраняемая и передаваемая посредством культуры. Культура—исходный отличительный признак сообщества людей разумных. Общество—это не просто совокупность индивидов. Объединения имеются и у животных. Однако они представляют собой либо стадо, где доминирует индивидуальный инстинкт самосохранения, либо специфические биологические «сверхорганизмы» (типа муравейника», в которых отдельные организмы живут по принципу разделения функций и представляют собой некоторое биологическое целое.



Общество — надбиологическая (социальная) форма организации индивидуумов. Она покоится на функциональной дифференциации организмов, общности интересов, стимулов и др. Таков основной вывод современной антропологии.

Наши предки — древние человекоподобные обезьяны австралопитеки не отличались большой физической силой. Вынужденные спускаться на землю в поисках пищи, они начали использовать палки (природные орудия) вначале для защиты, а впоследствии и в целях нападения и охоты. Первые люди, изготовлявшие орудия, появились примерно 2—2,5 млн. лет назад. Им присвоено имя homo habilis (человек умелый). По своей морфологической организации и природе их следует считать животными. Человеческие черты появились лишь сменивших их питекантропов homo erectus (человек прямоходящий). Именно тогда — 1,5— 1,6 млн. лет тому назад начали формироваться мышление и язык. Потребуется около 1 млн. лет для того, чтобы развитие производственной деятельности привело к появлению первых людей. И еще 1,5—1,6 млн. лет понадобилось для того, чтобы развитие производственной деятельности смогло привести к появлению современных людей и общества. И в этом процессе выделения человека из животного мира большая роль отведена труду. Однако труд превращается в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими социальными факторами, как язык, сознание, мышление и т. п.

В процессе антропогенеза сформировался новый человеческий генотип. Благодаря чему человек стал автономным существом. Животные бессознательны, ими руководят инстинкты. Общественному сознанию присущи существенные особенности:

1) общественное сознание более, чем какая-либо другая, является системной, характеризуется взаимосвязанностью;

2) оно основано на общественном опыте, поскольку труд уже по своему происхождению является совместной, коллективной деятельностью; и организацией;

3) осуществляется в символической форме (появляются язык, культура и т. п.).

Особенно важна роль общения между людьми. Современные исследования показывают, что высшим животным присуще образное мышление, о чем свидетельствует, например, способность обезьян к сложной орудийной деятельности, в том числе к изготовлению простейших орудий труда. Животные способны актуализировать образы предметов и воспроизводить их. В экспериментах с шимпанзе отчетливо видно, что последние используют протоязык (мимиознаки, кинезнаки, физиознаки). Есть сведения об элементах функционального употребления ими знаков. Они могут даже их комбинировать. Но даже высшие животные не могут перейти от коммуникации, построенной по принципу часть/целое, к коммуникации знак/значение. Язык» антропоидов, усвоенный ими в экспериментах, не служит для познавательной деятельности, для регуляции собственного поведения и психических процессов. Его употребление носит эгоцентрический характер, в отличие от общественного использования языка человеком. В материальном производстве человека воплощен процесс творчества, направленный на изготовление орудий и предметов труда с заданными свойствами. Эта деятельность немыслима. вне общества. Постепенно складывается первобытный коллектив с уравнительным распределением. Добытая пища — собственность общины. Появляются нормы, правила поведения, обязывающие делиться добытым. Утверждение общей собственности на пищу требовало ликвидации системы доминирования, имеющей место у животных в сфере распределения, а тем самым и доминирования вообще. Обеспечить сплоченность объединения должна была теперь новая сила—возникающая мораль (прамораль). Появляются общественные отношения. Их становление сопровождается появлением первых захоронений. Возникают представления о душе. Забота о мертвых не могла появиться без заботы о живых. Интересна раскопка в местечке Шанидар (Ирак, 60—44 тыс. лет), где найдены останки взрослого мужчины-калеки в возрасте 40—60 лет. Можно предположить, что к тому времени начали складываться человеческие отношения, проявляющиеся в заботе о слабых. Поскольку опыты на обезьянах показывают, что они весьма агрессивно относятся к калекам, не подпускают их к пище, совершенно не заботятся о них, забивают.

Половой инстинкт – доминирующий в процессе воспроизводства людей. Утверждение общества означало установление контроля над ним определенного контроля. В стаде пралюдей отношения полов регулировались так называемой системой доминирования. При этом наиболее сильные доминирующие самцы имели доступ к самкам. Позднее возник новый механизм регулирования, появились запреты—табу, например, инцест — запрет половых отношений внутри рода и т.п. По-видимому, запреты были связаны с тем, что конфликты на почве удовлетворения полового инстинкта приводили к открытым столкновениям, мешали сплоченности общества. От эндогамии (половые связи внутри рода) примитивная община переходит к агамии (исключения близкородственных брачных контактов) и в конечном счете — экзогамии (межродовые связи). Что послужило поводом к установлению агамии и эндогамии, неясно. Возможно, чтобы избежать внутриродовых конфликтов. Возможно, по гипотезе, выдвинутой современными генетиками, из-за мутаций в генах. Дело в том, что эндогамная группа с относительно ограниченным генофондом наиболее восприимчива к мутагенным факторам среды, ведущим к пагубным последствиям. Человек — существо биосоциальное, ему присущи как биологические так и социальные качества. Это предполагает выявление конкретных детерминант его природы, их анализ и взаимодействие. Биосоциальное бытие человека предстает в нескольких разномасштабных формах: в единичной форме личности, в особенных формах типов человека (половых, возрастных, исторических, этнических, социальных), наконец в общей родовой форме – человечестве в целом. Биологическое и социальное в человеке реализуется через его поведение, деятельность, культуру и др. Человек не только творит культуру, но и сам творим ею. Эта неоспоримая диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его самой сложной из всех существующих в мире живых систем.

cyberpedia.su

Становление человечества — Юнциклопедия

Процесс, охватывающий около 3 млн. лет. Однако на территории Африки найдены остатки ископаемых существ, занимавших по своему строению промежуточное положение между человекообразными обезьянами и современными людьми. Их возраст — около 4,5—5 млн. лет, и многие ученые считают их первыми гоминидами (от лат. homo — человек), т. е. представителями того же семейства, к которому относятся современные люди и их ближайшие ископаемые предки. Но происхождение этих существ пока точно не установлено, и к тому же никаких орудий труда у них не найдено.

Древнейшие орудия из камня археологи обнаружили в геологических пластах, возраст которых не превышает 2,5—3 млн. лет, поэтому именно эту дату современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества. Сделанные на протяжении последних 30 лет в Африке важные палеоантропологические открытия (здесь обнаружены ископаемые остатки всех видов древнего человека и орудий его труда) позволяют большинству исследователей именно этот континент считать прародиной человечества, точнее — Восточную Африку, откуда происходят наиболее выразительные находки ископаемого человека и следов его культуры.

В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Африке, почему они получили название южных обезьян (от лат. australis — южный и греч. pitēkos — обезьяна). Ростом австралопитеки были примерно с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как и у человека, остальным пальцам. И наконец, главное отличие австралопитеков от своих эволюционных предшественников заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня представляют собой грубые желваки с режущим краем. Совокупность этих каменных орудий получила название олдувайской индустрии (по названию местности в Танзании; см. Археология). В настоящее время олдувайская индустрия рассматривается как начальный, наиболее ранний этап в культурном и техническом развитии человечества.

Второй этап становления человечества — эпоха питекантропов (от греч. pitēkos — обезьяна и ánthrōpos — человек), или архантропов (архаических людей). Первые стоянки питекантропов были открыты в 1891 г. на Яве голландским исследователем Э. Дюбуа, а затем обнаружены в Китае, европейских странах и в Африке. Наиболее богатое местонахождение с остатками питекантропов — пещера Чжоукоудянь недалеко от Пекина; в ней найдены скелеты более чем 40 особей. В строении отдельных костей скелета питекантропы имеют еще много примитивных признаков, но объем мозга у них достигает 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600—650 см3). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных Дуг.

Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием, чем у австралопитеков. Они научились делать ручное рубило — большой яйцевидной формы каменный желвак, обработанный сколами с двух сторон и имевший два лезвия, или рабочих края, и приострен-ный конец; разнообразные скребла, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем и т. д. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже умели пользоваться огнем, о чем свидетельствуют остатки очагов и обожженных костей на стоянках. Совокупность орудий питекантропов получила название ашельской каменной индустрии (от названия города Сент-Ашель во Франции).

Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250—300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Эта индустрия получила название мустьерской (по наименованию городка Ле-Мустье во Франции).

Неандертальцы вели более оседлый образ жизни, чем их предшественники, занимались охотой на крупных животных, причем приемы охоты стали более изощренными. Еще питекантропы начали на равнинах строить наземные жилища, неандертальцы же использовали их более или менее постоянно, хотя в горных местностях продолжали жить и в пещерах. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.

Появление первых, еще очень примитивных религиозных представлений связано у неандертальцев с культом мертвых. Покойника хоронили в специально вырытом углублении, куда его опускали в определенном положении по отношению к небесным светилам. В могилу иногда помещали и орудия труда. Зарождается у неандертальцев и примитивное искусство. Об этом рассказывают нам насечки и углубления на каменных пластинках, покрытых охрой, а также зигзагообразные охряные полосы на стенах пещер.

Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.

yunc.org

Этапы становления человека

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 5

2. СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА.. 6

2.1 Этапы становления человека. 7

2.1.1 древнейшие люди. 7

2.1.2 древние люди (неандертальцы) 7

2.1.3 современные люди. 8

3. СХОДСТВО И ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.. 8

3.1 Сходство человека с животными. 9

3.2 Отличия человека от животных. 10

3.2.1 развитие разума. 10

3.2.2 речь. 10

3.2.3 трудовая деятельность. 11

3.2.4 использование огня. 11

3.2.5 разделение труда. 11

3.2.6 семейно-брачные отношения. 11

3.3 Специфические особенности человека. 11

4  СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

 

 

 

 

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека — в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа — Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Несмотря на то, что человек произошёл от животного и его тело, кровь, мозг принадлежат природе (он биологическое существо), великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т.е. общественный. Лишь в обществе, в общении между людьми труд повлёк за собой формирование новых, человеческих качеств: языка (речи) и способности мыслить.

Следовательно, цель моей работы состоит в изучении, как биологической, так и социальной сторон человеческого бытия.

А так как, для правильного понимания процессов, происходящих в человеке, определения его места в природе, в жизни и развитии общества необходимо научное обоснование вопроса о происхождении человека, то задачей моей работы является рассмотрение вопроса о происхождении человека, а также понятие его  сущности.

 

Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными — представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.

Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология — общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез — процесс происхождения человека — как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза.

По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

1)креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом;

2)биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

3)трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

4)мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

5)космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.( Садохин, Александр Петрович. Концепции современного естествознания)

 Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:

 человек произошел от животных предков;

 человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.[6, c.312]

 С XIX века господствует в науке вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Но всё это отнюдь не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы — точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни — «древесная обезьяна»).

 Эти древние человекообразные обезьяны, обитавшие на Африканском и Европейском континентах, вели древесный образ жизни и питались, по-видимому, плодами. Передвижение по деревьям с различной скоростью, меняющимися направлением и расстояниями привело к высокому развитию двигательных центров головного мозга. Примерно 6–8 млн лет назад в связи с мощными горообразовательными процессами в Южной Африке наступило похолодание, появились обширные открытые пространства. В результате дивергенции произошло формирование двух эволюционных ветвей – одной, ведущей к современным человекообразным обезьянам, и другой – ведущей к человеку.[4,c.317]

Первыми в ряду предков современного человека стоят австралопитеки (от лат. australis – южный + греч. pithekos – обезьяна), которые появились в Африке около 4 млн. лет назад. Австралопитеки, так называемые «обезьянолюди», населяли открытые равнины и полупустыни, жили стадами, ходили на нижних (задних) конечностях, причем положение тела было почти вертикальным. Руки, освободившиеся от функции передвижения, могли использоваться для добывания пищи и защиты от врагов.[3,c.301]

Около 2–1,5 млн. лет назад в Восточной и Южной Африке, в Юго-Восточной Азии жили существа, более близкие к человеку, чем австралопитеки. Homo habilis («человек умелый») умел обрабатывать гальку для изготовления орудий, строил примитивные укрытия и хижины, начал применять огонь. Признаком, отличающим человекообразных обезьян от людей, считается масса головного мозга, равная 750 г.

В процессе становления человека условно выделяют три этапа:  древнейшие люди; древние люди;  современные люди.

 Результатом эволюции стали фундаментальные биосоциальные отличия человека, которые появляются в процессе онтогенеза при условии жизни человека среди людей, в социуме. Эти особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.

Человек в отличие от животных обладает особой формой мышления – понятийным мышлением. В понятии заключаются наиболее важные существенные признаки и свойства, понятия абстрактны. Отражение действительности животными всегда конкретно, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Животные могут совершать очень сложные действия, но в их основе лежат инстинкты – генетические программы, передающиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, определена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным. Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.

 И. П. Павлов (1925), исследуя особенности высшей нервной деятельности человека, выявляет ее качественные отличия от нервной деятельности животных – наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Органами чувств животные и человек способны улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, цвет, свет, запах, вкус, температуру и т. д.). Именно работа сенсорных механизмов лежит в основе действия первой сигнальной системы, общей у человека и животных. В то же время у человека развивается вторая сигнальная система. Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Слово заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов». Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигнальная система может быть развита только при общении с людьми, то есть развитие речи имеет социальный характер.

Многие животные способны к определенной созидательной деятельности. Но только человек способен изготавливать сложные орудия труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее, предвидеть результаты и активно изменять окружающий мир.

Огромное значение для развития человека и общественных отношений имело освоение огня. Этот факт позволил человеку выделиться из мира природы, стать свободным, не зависеть от условий стихии. Положительным в развитии человечества стали, тепловая обработка пищи и использование огня для изготовления более совершенных орудий труда.

Уже на начальных этапах развития человеческого общества происходило разделение труда по возрастным и половым признакам. Это привело к развитию общественных отношений, к росту производительности труда, позволило передавать опыт и знания новому поколению.

Регулирование брачных отношений обществом явилось положительным фактором не только для развития социума, но и для биологической эволюции человека. Запрет родственных браков предупреждает накопление негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.[3,c.299]

Все перечисленные фундаментальные отличия человека от животных стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

 Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. Переход к прямохождению привел к изменению морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.

Огромные изменения претерпела рука, главной функцией которой стала хватательная, причем это не потребовало никаких серьезных анатомических преобразований. Происходило все большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими.

После того, как предок человека встал на ноги и поднялся над поверхностью земли, его глаза переместились во фронтально -параллельную плоскость, поля зрения обоих глаз стали перекрываться. Это обеспечило бинокулярное восприятие глубины и привело к развитию зрительных структур мозга.[1,c.167]

Но главные отличия человека от животных закрепились в материальном носителе разума − мозге. Не случайно признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Мозг наших предков постоянно увеличивался в ходе биологической эволюции. Так, у австралопитеков объем мозга составлял 500 —600 см3, у питекантропа — до 900 см3, у синантропов — до 1000 см3. Объем мозга неандертальца в среднем был больше, чем у  современного человека. Было обнаружено, что в ходе эволюции стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом.[6,c.328]

Таким образом, на протяжении длительного времени в процессе антропогенеза действовали преимущественно эволюционные факторы генетической изменчивости и отбора. Изменение условий существования предков человека создавало сильное давление отбора в пользу выживания особей и групп с признаками, содействовавшими прогрессивному развитию прямохождения, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности головного мозга. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве и т.д., что в свою очередь способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид − Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

 а) прямая походка;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

 в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны;

 г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи;

 е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

 ж) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Хотя развитие человека во многом обусловлено биологически, не следует, однако, абсолютизировать это влияние. В связи с этим большой интерес вызывает такое современное течение, как социобиология.[5,c.16]

Социобиология — научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора. Иными словами, социобиология  представляет собой синтез популяционной генетики, этологии и экологии.

Социобиология выступает с идеей синтеза биологического и социального знания, но на основе биологии. Здесь не вызывает сомнений тот факт, что человек — часть живой природы, и поэтому он подчиняется биологическим законам, однако объяснение поведения человека только в биологическом аспекте вряд ли правомерно.[6,c.332]

Анализ процесса антропогенеза позволяет сделать вывод о том, что биологическая эволюция завершилась 30—40 тыс. лет назад после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии.

Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека.

С завершением процесса антропогенеза закончилось и действие группового отбора как ведущего фактора эволюции. Отныне все развитие человека обусловлено социальными условиями жизни, определяющими развитие его интеллекта и целесообразной деятельности. Будучи продуктом биологической эволюции, человек никогда не выйдет за границы своей биологической природы. Однако замечательной особенностью биологической природы человека является его способность к усвоению социальных явлений.

 Биологическое и  социальное начала выступают генетически и функционально связанными уровнями целостной организации человека. Биологическое начало, будучи первичным во времени, детерминирует социальное начало, становится предпосылкой его воспроизведения. Поэтому биологическое есть необходимое, но не достаточное условие становления и функционирования социального. И действительно, человек не может возникнуть без биологического основания, ибо его наличие — непременное условие и обязательная предпосылка выделения человека из животного мира. Однако обезьяна не может превратиться в человека только по законам развития органического мира. Здесь нужно нечто большее.

Человек приобретает свою социальную сущность не в силу биологических законов, а в силу законов общественного развития. Таким образом, социальное приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования.

Однако выход человека из природы вовсе не означает, что теперь для него устанавливается абсолютное противостояние природе. Более того, человек должен, как и все живое, приспосабливаться к ней. Но в отличие от животных, которые непосредственно приспосабливаются к изменениям окружающей среды, человек достигает поставленной цели за счет изменения природы, преобразования ее.

 В ходе этого создается мир искусственных предметов и явлений, рядом с естественным миром природы возникает искусственный мир человеческой культуры. Именно таким образом человек удерживает свою родовую сущность и превращается в общественное существо.[1,c.169]

Общество всегда вынуждено в той или иной мере считаться с биологической основой людей, заботиться об удовлетворении возникающих на этой основе потребностей. С возникновением же общества происходит окончательное подчинение биологического социальному, что ни в коей мере не означает вытеснения и отмены биологического. Оно просто перестает быть ведущим. Но оно существует, и его присутствие напоминает о себе многообразными проявлениями. Ведь жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Другое дело, что потребность нашего организма мы удовлетворяем в рамках тех возможностей, которые нам предоставляются обществом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Появление человека – огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, нуждается в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претерпевает изменения, растёт, стареет, умирает. Поэтому тело человека, человеческий организм – область изучения биологических наук. Биологическое выражается и в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным?

Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Организм и личность — две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение именно к его личности.

 Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Поэтому это неразрывное единство позволяет сказать: человек – существо биосоциальное.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акимова, Т.А. Экология: Учебник для студентов вузов/ Т.А. Акимова. В.В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов.−М.: АСТ; Астрель, 2004. −382 с.

3.Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/Под редакцией Л. А. Михайлова.− СПб.: Питер, 2008. − 336с.

4.Николайкин Н.И Экология :Учебник для вузов/Н.И. Николайкин, Н.Е Николайкина,О.П.Мелехова.−3-е изд.,стереотип.−М.: Дрофа,2004.−624 с.

5.Обществознание: Учеб. пособие / А. В. Клименко, В. В. Румынина. −4-е изд.,
 − М.: Дрофа, 2004.−480 с.

6.Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / А.П. Садохин. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.−447 с.

7.Ситаров В. А. Социальная экология: Учеб. пособие/ В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов.− М.: Издательский центр «Академия», 2000. −280 с.

 

znakka4estva.ru

Этапы становления человека (род Homo)

Количество просмотров публикации Этапы становления человека (род Homo) — 71

В рамках наиболее распространенной классификации непосредственным предшественником рода Homo считают австралопитека (ʼʼюжная обезьянаʼʼ), жившего в южной и восточной Африке IV–V млн. лет тому назад. Строение тазобедренных костей и стопы австралопитеков, характер сочленения позвоночника и головы показывают, что они были прямоходящими. Объем мозга у австралопитека доходил до 500 куб. см.Первыми представителями рода Homo являются так называемые архантропы – ʼʼдревнейшие людиʼʼ. Некоторые ученые полагают, что они появились уже 4 млн. лет назад, но достоверным считается срок 2 млн. лет. Помимо прямохождения главная отличительная особенность архантропов – орудийная деятельность. В число архантропов входят:

Хомо хабилис – ʼʼчеловек умелыйʼʼ. Он жил 2 млн. лет назад в Африке в районе озера Танганьика (Танзания), где найдена искусственно обработанная галька. Объем мозга – 500–700 куб. см.

2) Homo erectus – ʼʼчеловек выпрямленныйʼʼ. Он появился в тропической зоне Африки 1,5–2 млн. лет назад. Объем мозга – 800 – 1000 куб. см. Ему принадлежат более совершенные орудия труда – рубила, обточенные с двух сторон камни миндалевидной формы. Из Африки homo erectus перешел в Азию и Европу. Наиболее известные представители:

– питекантроп – обезьяночеловек, найденный на острове Ява в Индонезии;

– синантроп – китайский человек, найден недалеко от Пекина;

– гейдельбергский человек, найденный в Германии.

Homo ergaster – ʼʼчеловек ремесленныйʼʼ, который появился 1,5 млн. лет назад и морфологически был ближе к современному человеку.

Новая ступень развития человека – палеоантропы (древние люди). Период расцвета – 200–40 тыс. лет до новой эры. Наиболее известные представители названы неандертальцами по имени первой находки в долинœе Неандерталь в Германии. Мозг – до 1500 куб. см. Неандертальцев считают первыми представителями ʼʼхомо сапиенсʼʼ – человека разумного, но, скорее всœего, неандерталец — ϶ᴛᴏ боковая тупиковая ветвь эволюции.

Последняя ступень антропогенеза – неоантропы (новые люди)– хомо сапиенс сапиенс. Наиболее ранние датировки появления неоантропов – 100 тыс. лет. Появились в Африке. Вероятно, это линия идет от Homo ergaster. Наиболее известный неоантроп – кроманьонец, найденный в гроте Кро–Маньон во Франции. Время появления – 35 тыс. лет. Мозг – 1400 куб. см. С биологической точки зрения кроманьонец однотипен современному человеку. В ходе дальнейшей эволюции до 10-го тыс. идет складывание базовых рас, но расы — ϶ᴛᴏ географические популяции одного и того же биологического вида неоантропа.

Дифференциация Человека разумного на расы

Все современное человечество принадлежит к единому полиморфному виду — Homo sapiens. Единство человечества основано на общности происхождения, социально-психического развития, на неограниченной способности к скрещиванию людей различных рас, а также на практически одинаковом уровне общего физического и умственного развития представителœей всœех рас. Рис. 18.8. Схема взаимоотношения современных рас человека (по Я.Я. Рогинскому и М.Г. Левину, 1978)

Вид H. sapiens распадается на три ʼʼбольшиеʼʼ расы: австрало-негроидную, европеоидную и монголоидную (рис. 18.8). Австрало-негроидная (негроидная) раса характеризуется темным цветом кожи, волнистыми или курчавыми волосами, широким и мало выступающим носом, поперечным расположением ноздрей, толстыми губами и рядом черепных признаков. Европеоидная (евразийская) — светлой или смуглой кожей, прямыми или волнистыми мягкими волосами, хорошим развитием волосяного покрова на лице мужчин (борода и усы), узким выступающим носом, тонкими губами и также рядом черепных признаков. Монголоидная (азиатско-американская) — смуглой или светлой кожей, прямыми, часто жесткими волосами, средней шириной носа и губ, уплощенностью лица, сильным выступанием скул, сравнительно крупными размерами лица, заметным развитием эпикантуса (ʼʼтретьего векаʼʼ).

Эти три главные расы различаются и распространением. До эпохи европейской колонизации австрало-негроидная раса была распространена в Старом Свете к югу от тропика Рака; европеоидная — в Европе, Северной Африке, Передней Азии и Северной Индии; монголоидная — в Юго-Восточной, Северной, Центральной и Восточной Азии, Северной и Южной Америке.

Между этими большими расами, каждая из которых состоит из нескольких меньших, существуют переходные расы (см. рис. 18.8).

Читайте также


  • — Trichomonada vaginalis – мочеполовая(влагалищная) – в мочеполовых путях

    Trichomonada tenax – ротовая – в полости рта Trichomonada hominis – кишечная – в толстом кишечнике Кишечная:имеет грушевижное тело длиной 8-20 мкм. От переднего конца отходит 5 жгутиков, с одной стороны тела по всей длинне волнообразная перепонка(ундулирующая мембрана), по… [читать подробнее].


  • — Trichomonas vaginalis

    Возбудитель урогенитального трихомониаза. Размер 15-20 мкм. Локализуется в мочеполовой системе мужчин и женщин. Зараженность женщин составляет 20-40%, мужчин – до 15%. Чаще всего заражаются в 18-45 лет. У женщин наблюдаются патологические явления во влагалище, у мужчин –… [читать подробнее].


  • — Homographs can be differentiated only due to pronunciation, because they are identical in spelling, e.g.

    Pausation may also perform a differentiatory function. If we compare two similar sentences pronounced with different places of the pause, we shall see that their meaning will be different. V sound interchange helps to distinguish the singular and plural forms of such nouns as a goose-geese, man-men, a mouse-mice. V sound interchange helps to understand the formation of irregular verbs. II. Another connection of phonetics with grammar is sound interchange…. [читать подробнее].


  • — Homo triplex и три квинтета

    Прежде чем изучать структуру Адулруны, рассмотрим представления Буреуса о трёхчастности. Как человек, так и мир состоят из трёх уровней бытия. Это общее представление герметизма и неоплатонизма. Существует божественный уровень, материальный уровень, а между ними — некий… [читать подробнее].


  • — Тема 7 Мир игры. «Человек играющий» — homo ludens

    Каждый ребенок знает, что если он играет, то он играет. Взрослый тоже полагает, что игра — это что-то несерьезное, что, играя, он получает временное счастье, отдых от нудной повседневности, выход за ее пределы. В то оке время у игры есть свои законы, правила, порядок, свое… [читать подробнее].


  • — Тема 6 Мир борьбы. «Человек агрессивный» — homo agressius

    Весьма тревожным феноменом человеческого существования является его стремление к главенству, доминированию в чем-либо, выражающееся в конкуренции, соперничестве, борьбе за власть, жизненные блага, территорию. Самой социально опасной формой проявления этого феномена… [читать подробнее].


  • — Тема 5 Мир любви. «Человек любящий» — homo amoris

    Социолог оперирует понятиями (например, «семья», «ценность», «престиж» или же «сакральное и мирское»), часто не принимая в расчет ту движущую жизненную силу, которая наполняет энергией и пронизывает все эти разные формы и объекты человеческих отношений. Любовь как… [читать подробнее].


  • — Тема 4 Мир знания. «Человек разумный» — homo sapiens

    Строго говоря, нет веских оснований для выделения знаний в отдельный мир. Это своеобразный «субмир» мира труда — ведь знание есть проверенный практикой результат познания действительности, повышающий при его применении к той же практике эффективность усилий людей. Тем… [читать подробнее].


  • — Тема 3 Труд в жизни людей. «Человек умелый» — homo faber

    Социально-антропологическое объяснение происхождения и эволюции труда в истории, а также места его в жизни современного человека связано с целым спектром конфликтующих друг с другом интерпретаций очевидного факта органической связи человека и его труда. Можно выделить… [читать подробнее].


  • — Sources of homonyms

    Classification of homonyms Homonyms Result of semantic change Can be seen in the Change of the denotative component Change of the connotative component Restriction Extention Deterioration Amelioration or narrowing [‘nær&… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Этапы развития Человека / формирования Личности

    Каждый процесс,особенно такой как развитие человека (формирование его личности) имеет свои закономерности и этапы. И любой человек после рождения, идя по жизни и развиваясь проходит через эти этапы становления.

    Каждый из этапов развития человека имеет свою Цель и своё значение для будущего человека и для его судьбы в целом.

    Рассмотрим основные этапы жизни и развития любого человека, и надеюсь каждый сможет определить сам на каком этапе вы находитесь сейчас, каковы ваши последующие ступени и что вам для этого нужно делать.

    Этапы развития Человека – ступени формирования и становления личности

    1 Этап. Формирование. Именно этот этап для подавляющего числа людей предопределяет их развитие и судьбу. Этот этап характеризуется активным программированием сознания человека (ребёнка, подростка) из вне – прежде всего его родителями, близкими и социальным окружением (детский сад, школа, улица, вуз, др.).

    Именно этап формирования во многом определяет  – человек будет в жизни сильным и успешным (если с наставниками и авторитетами в детстве повезло) или будет слабаком и неудачником (если скопировал от родителей и окружения только негатив, слабость и неспособность). Кто на что учился!

    Родительское программирование личности – автоматическое (подсознательное и осознанное) копирование сознанием ребёнка мировоззрения, убеждений, привычек, реакций и образа жизни родителей. Копирование может быть как прямым (если ребёнок принимает родителя как авторитета), так и зеркальным, на противопоставлении (когда ребёнок не принимает родителя, видит негативный пример и решает для себя “вот так не хочу, буду делать всё наоборот”).

    Социальное программирование личности – влияние на сознание человека окружающей среды: школы (друзей, учителей), вуза, улицы, т.д. Здесь вполне будет справедливо привести поговорку – “С кем поведёшься от того и наберёшься”. Социальная среда (окружающие люди) – либо подавляют и блокируют человека (личность ребёнка с ещё не окрепшей психикой) формируя при этом множество комплексов, вредных привычек, втягивая в пороки и отбивая любое желание чего-то значимого достигать в жизни, либо раскрывают и усиливают его, поддерживая стремления (мечты человека), укрепляя уверенность в себе и побуждая активно действовать.

    Человеку, с детства запрограммированного родителями и окружением на негатив и неудачу, на ничтожество, страдания и боль – очень не просто перепрограммировать и изменить себя. Но всё возможно! Для этого и необходимо развитие!

    Этап 2. Самопознание. Нужно отметить, что не все по своей осознанности и духовной зрелости доходят в жизни до этого этапа.

    Этап “Самопознание” характеризуется тем, что человек начинает задавать себе одни из самых важных вопросов в жизни: Кто я? Для чего я живу? Чего я хочу достичь в жизни и каковы мои цели? В чём моё предназначение? и др.

    С этого момента в жизни человека начинается поиск ответов – это поиск соответствующих источников Знаний, поиск своего пути, поиск наставников. Этот этап может предполагать изучение большого количества литературы, чтобы понять какие пути есть в этом мире (школы, учителя и учения, организации, др.). Для того, чтобы в итоге можно было определиться с выбором пути.

    Этот этап заканчивается, когда человек находит ту систему Знаний, те ответы, на которые более всего отзывается его душа. Тогда он может сказать – “Всё, мой поиск окончен – я выбрал свой путь”. Далее начинается его движение по пути – развитие.

    Справедливости ради нужно отметить, что очень многие люди проживают всю жизнь на втором этапе и так и не делают свой выбор. Они так и не становятся ни на какой путь. Причины этого могут быть разные – неразличение Добра и Зла (тогда человек не может сделать выбор), постоянные сомнения (тоже проблема с определённостью), всеядность (человека интересуют только знания, а не те результаты, которые с их помощью можно достичь). И таких “умников” очень много, которые много знают, но ничего в жизни не достигают потому что так и не стали на путь (не сделали выбор). Как правило, всегда такие люди по жизни сами по себе (одиночки).

    Если второй этап самопознания пройден правильно – человек выбирает путь развития, в идеале дающий ему максимум (ведущий на самую вершину успеха, счастья, совершенства).

    3 Этап. Целенаправленно Развитие человека – осознанное формирование себя как личности, как человека сильного, достойного, успешного и счастливого во всех отношениях.

    Этап целенаправленного развития предполагает работу с наставником  или Учителем (регулярные занятия и тренинги, получение знаний, взгляда со стороны, помощь, др.), освоение техник развития личности и постоянную работу над собой: последовательное устранение всех своих слабостей и недостатков, и формирование необходимых знаний (убеждений), достоинств и талантов для достижения Целей.

    На тему развития человека читайте:

    Этап развития в идеале не заканчивается никогда, потому что развитие должно быть непрерывным. Все успешные люди работают над собой каждый день и всю жизнь, до самой смерти.

    4 Этап. Самореализация. Когда человек определился чего он хочет в жизни достичь и у него есть для этого все необходимые инструменты (знания, техники работы над собой, те кто помогут и подскажут, др.) – тогда он может поставить Цели во всех сферах жизни и начать их достигать.

    Это этап достижения успеха в жизни – в работе (выбор профессии и профессионального пути), во взаимоотношениях (создание семьи, формирование окружения), в служении (созидательная деятельность необходимая для этого мира и людей), в творчестве и в образе жизни.

    Этот этап имеет множество ступеней, когда человек становится специалистом в чём-то, затем дорастает до профессионала, потом становится мастером (наставником для других) и учителем (помогает многим людям в их личностном и профессиональном росте).

    И здесь каждый определяет для себя сам, какой высоты вершину он хочет покорить в своей жизни.

    Читайте на данную тему:

    Успехов вам, прежде всего в выборе достойного Пути!

    С уважением, автор

    www.psychology-faq.com

    6 стадий развития взрослого человека

    Этапы развития личности — одна из наиболее интересных и загадочных тем. Всем очень хочется узнать больше о себе, возможностях своего развития, совершенствовать навыки и доводить себя до состояния идеала. Философы и психологи рассматривают эти вопросы с разных точек зрения, поэтому формирование единого мнения в данном аспекте невозможно.

    В этой статье вы познакомитесь с такими понятиями как формирование и этапы развития личности, сможете выработать свою собственную точку зрения на социальный вопрос взросления и некоторые методы самопознания.

    Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
    Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

    Этапы развития личности по возрасту

    Чаще всего используют возрастную градацию — развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

    Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

    Младенчество

    Этот период выделяют Эриксон и Фрейд («Оральная стадия»). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру — доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

    Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

    При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: «доверие-недоверие».

    Раннее детство

    Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.

    Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

    Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.

    Дошкольный возраст

    Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

    Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

    Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

    Школьный возраст

    Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду — «Латентный период». Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
    Главный девиз: «Я то, чему могу научиться». Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.

    Юность

    Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
    На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация — принадлежность к неформальным группам и более того — наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
    При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

    Молодость

    Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

    Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

    Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство — любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя — «Блажен, кто смолоду был молод…» (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

    Зрелость

    Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает «кризис среднего возраста», появляется чувство бессмысленности жизни.

    Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и профессиональное развитие личности в достаточной степени.

    Старость

    Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость — это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни — так и есть.

    Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

    Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

    Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

    В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.

    6 стадий развития взрослой личности

    Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

    Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

    1. Этап первобытного человека

    Наиболее низкий уровень развития человеческой личности — этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру — в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

    Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают «человека» лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

    У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.

    2. Уровень обывателя

    Второй уровень — уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

    При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа — потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

    Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, — начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т.д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.
    Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому «балуют» себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

    Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом — причины этого явления (регрессии).

    3. Уровень «начальника»

    Следующий этап развития личности — уровень «начальника». При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

    В основе поведения — желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня — очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

    На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

    Условно первые три периода — это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа — духовное совершенствование, саморазвитие.

    4. Период «блаженого»

    Этап настоящего взросления, называю периодом «блаженного». Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

    Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства — ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

    Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

    В возрастной градации — это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.

    5. Этап мудреца

    Следующий период называют «этап мудреца». Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

    Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период — преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

    При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

    Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение — «мудрый не по годам».

    6. Просветление личности

    На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

    Просветление — это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее — всего лишь иллюзия. Проявления — успокоение, созерцание жизни, «всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно». Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

    Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь — это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни — они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.

    Вывод

    Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, — используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

    Так же вам может быть интересно:

    zazama.ru