Этапы познания чувственного познания – Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Единство чувственного и рационального в познании.

Чувственное познание — формы, характеристика познания

Восприятие

Чувственное познание представляет собой самую раннюю форму познания. Чувственное познание основывается на восприятии действительности с помощью пяти основных органов чувств.

35 614

28 декабря 2016

Чувственное познание представляет собой самую раннюю форму познания. Чувственное познание основывается на восприятии действительности с помощью пяти основных органов чувств. К ним относятся: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Данная статья рассматривает характеристику чувственного познания и его основные формы.

Характеристика чувственного познания

Чувственное познание присуще не только человеку, потому его можно назвать инстинктивным. Чувственное познание в некоторой степени наблюдается и у животных: получая определенные знания на основе обыденных впечатлений, они формируют необходимый опыт для того, чтобы использовать его в дальнейшем. Основной характеристикой чувственного познания является то, что опираясь на него, человек подчиняется собственным эмоциям, позволяя им собой управлять в данный промежуток времени. Конечно, не всегда они оказываются истинными. Гораздо лучше в определенной ситуации слушать голос разума, принимать решения взвешенно, опираясь на логику и здравый смысл. А чувственное познание в некоторых случаях исключает логику.

Формы чувственного познания

Говоря о формах чувственного познания, следует отметить, что они отражают степени познания любого объекта или явления. Все формы познания связаны между собой. Говоря иными словами, ощущение формирует восприятие, а то, в свою очередь, представление о предмете.

Ощущение

Ощущение представляет собой первую форму, с которой и начинается процесс чувственного познания. Ощущение отражает какую-либо одну характеристику предмета, которую можно познать с помощью органов чувств: цвет, вкусовые качества или твердость. Например, просто смотря на апельсин, мы не можем чувствовать его вкуса, а воспринимаем только форму и цвет. Ощущение подготавливает нас к дальнейшему восприятию объекта или явления, формированию межпредметных связей, представлений о том, на что направлено наше внимание.

Восприятие

Восприятие – это вторая форма чувственного познания, которая создает из разрозненных ощущений вполне целостную цепочку. В результате происходит формирование конкретно – чувственного образа. Восприятие складывается из ощущений, которые испытывает человек в конкретный момент времени. То, каким будет восприятие личности, какое отношение она сформирует в результате восприятия, полностью зависит от испытываемых эмоций. Чувственное познание отличается тем, что опирается на эмоции человека, а не на логику или абстрактные умозаключения.

Представление

Представление – это третья форма чувственного познания. Представление как форма представляет собой конечный результат восприятия любого объекта или явления. Представление воспроизводит имеющийся образ предмета, который сформировался  в результате опыта взаимодействия с ним. То есть, оно формируется под влиянием имеющихся образов, мыслей, впечатлений. Если опыт положительный, то у субъекта  будет складываться позитивное представление об объекте и мире в целом. При доминировании отрицательных впечатлений представление будет носить негативный характер.

Таким образом, чувственное познание – это начальный этап всякого познания. Любое освоение мира, восприятие его реалий начинается с него. Спустя определенное время чувственное познание сменяется рациональным познанием.

Сохранить статью

psyh.info

Yii.2. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания

Познание

это специфический вид деятельности
человека, направленный на постижение
окружающего мира и самого себя в этом
мире. Указанная деятельность включает
получение информации через органы
чувств (чувственное познание), переработку
данной информации мышлением (рациональное
познание) и материальное освоение
познаваемых фрагментов действительности
(общественная практика). Существует
тесная связь познания с практикой, в
ходе которой происходит материализация
(опредмечивание) творческих устремлений
людей, превращение их субъективных
замыслов, идей, целей в объективно
существующие предметы, процессы
(подробнее о практике см. в разделе
YII.3).

Чувственное и
рациональное познание тесно связаны
между собой и являются двумя основными
сторонами познавательного процесса.
При этом указанные стороны познания не
существуют изолированно ни от практики,
ни друг от друга. Деятельность органов
чувств всегда контролируется разумом;
разум же функционирует на основе той
исходной информации, которую поставляют
ему органы чувств. Поскольку чувственное
познание предшествует рациональному,
то можно в известном смысле говорить о
них как о ступенях, этапах процесса
познания. Каждая из двух этих ступеней
познания имеет свою специфику и существует
в своих формах.

Чувственное
познание
реализуется
в виде непосредственного получения
информации с помощью органов чувств,
которые прямо связывают нас с внешним
миром. Заметим, что такое познание может
осуществляться и с использованием
специальных технических средств
(приборов), расширяющих возможности
органов чувств человека. Основными
формами чувственного познания являются:
ощущение, восприятие и представление.

Ощущения возникают
в мозгу человека в результате воздействия
факторов окружающего мира на его органы
чувств. Каждый орган чувств представляет
собой сложный нервный механизм, состоящий
из воспринимающих рецепторов, передающих
нервов-проводников и соответствующего
отдела мозга, который управляет
периферийными рецепторами. Например,
орган зрения – это не только глаз, но и
нервы, ведущие от него в мозг, и
соответствующий отдел в центральной
нервной системе.

Ощущения –
психические процессы, происходящие в
мозгу при возбуждении нервных центров,
управляющих рецепторами. Ощущения
специализированы. Зрительные ощущения
дают нам сведения о форме предметов, об
их цвете, о яркости световых лучей.
Слуховые ощущения сообщают человеку о
разнообразных звуковых колебаниях в
окружающей среде. Осязание дает
возможность нам ощущать температуру
окружающей среды, воздействие различных
материальных факторов на тело, их
давление на него и т.п. Наконец, обоняние
и вкус дают сведения о химических
примесях в окружающей среде и о составе
принимаемой пищи.

Возможности
органов чувств человека ограничены.
Они способны отображать окружающий мир
в определенных (и довольно ограниченных)
диапазонах физико-химических воздействий.
Так, орган зрения может отображать
сравнительно небольшой участок
электромагнитного спектра с длинами
волн от 400 до 740 миллимикрон. За границами
этого интервала находятся в одну сторону
ультрафиолетовые и рентгеновские лучи,
а в другую – инфракрасное излучение и
радиоволны. Ни те, ни другие наш глаз не
воспринимает. Человеческий слух позволяет
ощущать звуковые волны от нескольких
десятков герц до примерно 20 килогерц.
Колебания более высокой частоты
(ультразвуковые) или более низкой частоты
(инфразвуковые) наше ухо ощущать не
способно. То же самое можно сказать и о
других органах чувств. Хотя человеческое
обоняние и вкус являются весьма тонкими
органами чувств (достаточно, например,
незначительной примеси сероводорода
в воздухе, чтобы мы уловили неприятный
запах, или наличия миллионных долей
стрихнина в пище, чтобы во рту осталось
неприятное ощущение), но далеко не все
химически соединения способны обнаружить
эти наши природные «лаборатории»
химического анализа. Поэтому человек
вынужден в ряде случаев прибегать к
помощи животных, например, специально
дрессированных собак, для обнаружения
по запаху наркотиков, взрывчатых веществ
и т.д.

Из
фактов, свидетельствующих об ограниченности
органов чувств человека, родилось
сомнение в его способности познать
окружающий мир. Этот вывод, ведущий к
агностицизму, подвергался критике и
учеными, и философами. Действительно,
если мы знаем, что наши органы чувств
ограничены в своих возможностях, то мы
знаем и о существовании границы
между той чувственной информацией,
которую наши органы чувств могут нам
обеспечить, и той, которую они обеспечить
не могут. Следовательно, сама постановки
вопроса об ограниченности органов
чувств свидетельствует о том, что человек
способен выйти за пределы непосредственного
данного в чувствах. Сомнения в способности
человека через свои органы чувств
познать мир оборачиваются неожиданным
образом, ибо сами эти сомнения оказываются
свидетельством в пользу могущественных
возможностей человеческого познания,
в том числе, возможностей органов чувств,
усиленных при необходимости соответствующими
техническими средствами (микроскоп,
бинокль, телескоп, прибор ночного видения
и т.п.).

Но главное, человек
может познавать объекты и явления,
недоступные для его органов чувств,
благодаря способности к практическому
взаимодействию с окружающим миром.
Человек способен осмыслить и понять ту
объективную связь, которая существует
между явлениями, доступными органом
чувств, и явлениями для них недоступными
(между электромагнитными волнами и
слышимым звуком в радиоприемнике, между
движениями электронов и теми видимыми
следами, которые они оставляют в камере
Вильсона, и т.д.). Понимание этой объективной
связи есть основа перехода (осуществляемого
в нашем сознании) от ощущаемого к
неощущаемому.

В
научном познании при обнаружении
изменений, происходящих без видимых
причин в чувственно воспринимаемых
явлениях, исследователь догадывается
о существовании явлений невоспринимаемых.
Однако для того, чтобы доказать их
существование, вскрыть законы их действия
и использовать эти законы, необходимо,
чтобы его (исследователя) деятельность
оказалась одним из звеньев причиной
цепи, связывающей наблюдаемое и
ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по
своему усмотрению и вызывая на основе
знания законов ненаблюдаемых
явлений наблюдаемые
эффекты, исследователь тем самым
доказывает истинность знания этих
законов. Например, происходящие в
радиопередатчике превращения звуков
в электромагнитные волны, а затем
обратное их превращения в звуковые
колебания в радиоприемнике доказывает
не только факт существования
невоспринимаемых нашими органами чувств
области электромагнитных колебаний,
но также истинность положений учения
об электромагнетизме, созданного
Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

Поэтому,
имеющихся у человека органов чувств
вполне достаточно для познания мира.
«У человека как раз столько чувств, –
писал Л.Фейер-бах, – сколько именно
необходимо, чтобы воспринимать мир в
его целостности, в его совокупности.»1
Отсутствие же у человека какого-то
дополнительного органа чувств, способного
реагировать на какие-то факторы окружающей
среды, вполне компенсируется его
интеллектуальными и практически-деятельными
возможностями. Так, у человека отсутствует
специальный орган чувств, дающий
возможность ощущать радиацию. Однако
человек оказался способным компенсировать
отсутствие такого органа специальным
прибором (дозиметром), предупреждающим
о радиационной опасности в визуальной
или звуковой форме. Это говорит о том,
что уровень познания окружающего мира
определяется не просто набором,
«ассортиментом» органов чувств и их
биологическим совершенством, но и
степенью развитости общественной
практики.

При
этом, однако, не следует забывать, что
ощущения всегда были и всегда будут
единственным источником знаний человека
об окружающем мире.1
Недостаток ощущений из внешнего мира
может приводить даже к психическому
недомоганию. Например, испытания с
помещением человека в сурдокамеру,
приводили к так называемой сенсорной
депривации. Последняя проявляется в
виде специфических переживаний изоляции,
одиночества, «чувственного голода»,
связанных с существенным ограничением
или полным прекращением притока в
центральную нервную систему раздражений
от органов чувств.

Для первой формы
чувственного познания (ощущений)
характерен анализ окружающего: органы
чувств как бы выбирают из бесчисленного
множества факторов окружающей среды
вполне определенные. Но чувственное
познание включает в себя не только
анализ, но и синтез, осуществляющийся
в последующей форме чувственного
познания – в восприятии.

Восприятие
– это
целостный чувственный образ предмета,
формируемый мозгом из ощущений,
непосредственно получаемых от этого
предмета. В основе восприятия лежат
сочетания различных видов ощущений. Но
это не просто механическая их сумма.
Ощущения, которые получаются от различных
органов чувств, в восприятии сливаются
в единое целое, образуя чувственный
образ предмета. Так, если мы держим в
руке яблоко, то зрительно мы получаем
информацию о его форме и цвете, через
осязание узнаем о его весе и температуре,
обоняние доносит его запах; а если мы
попробуем его на вкус, то узнаем кислое
оно или сладкое. В восприятии уже
проявляется целенаправленность познания.
Мы можем сконцентрировать внимание на
какой-то стороне предмета и она будет
«выпячена» в восприятии.

Восприятия человека
развивались в процессе его
общественно-трудовой деятельности.
Последняя ведет к созданию все новых и
новых вещей, увеличивая тем самым
количество воспринимаемых предметов
и совершенствуя сами восприятия. Поэтому
восприятия человека более развиты и
совершенны, чем восприятия животных.
Как заметил Ф.Энгельс, орел видит
значительно дальше, чем человек, но
человеческий глаз замечает в вещах
значительно больше, чем глаз орла.

На
основе ощущений и восприятий в мозгу
человека складываются представления.
Если ощущения
и восприятия существуют лишь при
непосредственном контакте человека с
предметом (без этого нет ни ощущения,
ни восприятия), то представление возникает
без непосредственного воздействия
предмета на органы чувств. Через какое-то
время после того, как предмет на нас
воздействовал, мы можем вызвать его
образ в своей памяти (например, вспомнить
о яблоке, которое некоторое время назад
мы держали в руке, а затем съели). При
этом образ предмета, воссозданный нашим
представлением, отличается от того
образа, который существовал в восприятии.
Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению
с тем многокрасочным образом, который
мы имели при непосредственном восприятии
предмета. И во-вторых, этот образ
обязательно будет более общим, ибо в
представлении, с еще большей силой, чем
в восприятии, проявляется целенаправленность
познания. В образе, вызванном по памяти,
на первом плане будет то главное, что
нас интересует.

Вместе с тем, в
представлении можно получить образы
не только того, что имеется в
действительности, но и того, что в
действительности не существует и никогда
не воспринималось человеком непосредственно.
Это значит, что представление связано
не только с памятью, но и с воображением,
фантазией. В греческой мифологии,
например, было создано представление
о кентавре – получеловеке, полулошади,
а фантазия наших предков-славян породила
представление о русалке – женщине с
хвостом рыбы вместо нижних конечностей.
Однако все подобные представления
основываются на реальных фрагментах
действительности, которые лишь причудливо
комбинируются между собой. Так, в нашем
представлении о черте отдельные черты,
органы тела, имеющиеся в действительности
у животных (хвост, копыта, рога и т.п.)
соединяются между собой таким образом,
что получается фантастический образ
«нечистой силы».

Вместе
с тем, воображение, фантазия существенно
необходимы в научном познании. Здесь
представления могут приобретать подлинно
творческий характер. На основании
элементов, имеющихся в действительности,
исследователь представляет себе нечто
новое, такое, чего в настоящее время
нет, но которое будет либо в результате
развития каких-то природных процессов,
либо в результате прогресса практики.
Всякого рода технические новинки,
например, существуют вначале лишь в
представлениях их создателей (ученых,
конструкторов). И лишь после их реализации
в виде каких-то технических устройств,
конструкций, они становятся объектами
чувственного восприятия людей.

Представление
является большим шагом вперед по
сравнению с восприятием, ибо в нем
присутствует такая новая черта, как
обобщение.
Последнее
имеет место уже в представлениях о
конкретных, единичных предметах. Но в
еще большей степени это проявляется в
общих представлениях (т.е., например, в
представлении не только о данной
конкретной березе, растущей перед нашим
домом, но и о березе вообще). В общих
представлениях моменты обобщения
становятся куда более значительными,
чем в любом представлении о конкретном,
единичном объекте.

Представление
принадлежит еще к первой (чувственной)
ступени познания, ибо имеет
чувственно-наглядный характер. Вместе
с тем, оно является и своеобразным
«мостиком», ведущим от чувственного
познания к рациональному.

Рациональное
познание
(от
лат.ratio
– разум) – это мышление человека,
являющееся средством проникновения во
внутреннюю сущность вещей, средством
познания закономерностей, определяющих
их бытие. Дело в том, что сущность вещей,
их закономерные связи недоступны
чувственному познанию. Они постигаются
только с помощью мыслительной деятельности
человека.

Формами рационального
познания (мышления человека) являются:
понятие, суждение и умозаключение. Это
наиболее широкие и общие формы мышления,
которые лежат в основе всего неисчислимого
богатства знаний, которое накопило
человечество.

Исходной
формой рационального познания является
понятие.
Возникновение
понятий 
это важнейшая закономерность становления
и развития человеческого мышления.
Объективная возможность возникновения
и существования понятий в нашем мышлении
заключается в предметном характере
окружающего нас мира, т.е. наличие в нем
множества отдельных предметов, обладающих
качественной определенностью. Образование
понятия – это сложный диалектический
процесс, включающий: сравнение
(мысленное
сопоставление одного предмета с другим,
выявление признаков сходства и различия
между ними), обобщение
(мысленное
объединение однородных предметов на
основе тех или иных общих признаков),
абстрагирование
(выделение
в предмете одних признаков, наиболее
существенных, и отвлечение от других,
второстепенных, несущественных). Все
эти логические приемы тесно связаны
между собой в едином процессе образования
понятия. Вырабатывая, например, понятие
«стол», люди, с одной стороны, отвлекаются
от таких частных, несущественных для
образования этого понятия признаков
(присущих множеству реальных столов),
как форма (круглый, прямоугольный,
овальный и т.п.), цвет, количество ножек,
материал, из которого изготовляются
конкретные столы, и т.п., а с другой
стороны, выделяют те общие
признаки,
которые определяют использование
данного предмета (стола) в повседневной
жизни.

Понятия выражают
не только предметы, но также их свойства
и отношения между ними. Такие понятия,
как твердое и мягкое, большое и маленькое,
холодное и горячее и т.п. выражают
определенные свойства тел. Такие понятия,
как движение и покой, скорость и сила и
т.п. выражают взаимодействие предметов
и человека с другими телами и процессами
природы.

Особенно
интенсивно возникновение новых понятий
происходит в сфере науки в связи со
стремительным углублением и развитием
научного познания. Открытия в объектах
новых сторон, свойств, связей, отношений
сразу же влекут за собой появление новых
научных понятий. Каждая наука имеет
свои понятия, образующие более или менее
стройную систему, именуемую ее понятийным
аппаратом.

В понятийный аппарат физики, например,
входят такие понятия, как «энергия»,
«масса», «заряд» и др. К понятийному
аппарату химии относятся понятия
«элемент», «реакция», «валентность» и
др. Понятийный аппарат биологии составляют
понятия «жизнь», «клетка», «организм»
и т.д. В основе социальных наук лежат
понятия «общество», «государство»,
«производство» и целый ряд других
понятий, отражающих жизнь и развитие
общества.

Научные
понятия имеют различную степень общности,
т.е. сферу своего использования. Одни
понятия применяются лишь в рамках данной
частной науки, другие же обнаруживают
тенденцию проникновения во многие
науки, в которых одинаково успешно
используются. Скажем, понятие «атом»
является общим для наук физико-химического
цикла. Такого рода понятия обычно
называют региональными,
имея в виду,
что они применимы в каком-то «регионе»
отраслей науки.

В
современной науке все большую роль
играют общенаучные
понятия,
которые
возникают в точках соприкосновения
(так сказать «на стыке») различных наук.
Зачастую это возникает при решении
каких-то комплексных или глобальных
проблем. Взаимодействие наук при решении
такого рода научных проблем существенно
ускоряется именно благодаря использованию
общенаучных понятий. Большую роль в
формировании таких понятий играет
характерное для нашего времени
взаимодействие естественных, технических
и социальных наук, образующих основные
сферы научного знания.

Ярким
примером обретения общенаучного статуса
может служить понятие информации.
Как отмечал
академик В.И.Сифоров, во второй половине
ХХ века данное понятие «… вышло за
пределы конкретных областей знания и
стало общенаучным». Оно плодотворно
используется «в таких областях науки,
как техническая кибернетика, электросвязь,
освоение космического пространства,
радиоэлектроника, биология, медицина,
лингвистика, электронная вычислительная
техника, науковедение и многие другие».1

Понятие информации
– не единственное общенаучное понятие,
возникшее в результате усиливающегося
взаимодействия гуманитарных, технических
и естественных наук. К общенаучным в
настоящее время относят такие понятия,
как «система», «управление», «организация»,
«модель» и др. Происходящие в настоящее
время интеграционные процессы в науке
создают благоприятные условия для
возникновения все новых и новых
общенаучных понятий.

Более
сложной по сравнению с понятием формой
мышления является суждение.
Оно включает
понятие, но не сводится к нему, а
представляет собой качественно особую
форму мышления, выполняющую свои, особые
функции в мышлении. Объективной основой
суждения служат связи и отношения между
предметами. Необходимость суждений
(как и понятий) коренится в практической
деятельности людей. Взаимодействуя с
природой в процессе труда, человек
стремится не только выделить те или
иные предметы среди других, но и постигнуть
их соотношения, чтобы успешно воздействовать
на них.

Связи и отношения
между предметами мысли носят самый
разнообразный характер. Они могут быть
между двумя отдельными предметами,
между предметом и группой предметов,
между группами предметов и т. п.
Многообразие таких реальных связей и
отношений находит свое отражение в
многообразии суждений.

Для
правильного понимания суждений необходимо
учитывать следующую фундаментальную
особенность действительности: предметы
могут существовать или не существовать,
обладать или не обладать теми или иными
свойствами, характеристиками, находиться
или не находиться в тех или иных связях
и отношениях с другими предметами.
Суждение 
это та форма мышления, посредством
которой раскрывается наличие или
отсутствие каких-либо связей и отношений
между предметами (т.е. указывается на
наличие или отсутствие чего-либо у
чего-то). Например, наукой установлено,
что железо обладает электропроводностью.
Наличие этой связи между железом и
отдельным его свойством делает возможным
суждение: «железо электропроводно». В
то же время оно не обладает прозрачностью,
т.е. проницаемостью для лучей света.
Отсутствие связи железа с этим свойством
обусловливает суждение: «Железо не
прозрачно».

В виде суждений
формируются, по существу, все научные
положения. Особое значение суждений в
научном познании определяется тем, что
они служат мыслительной формой, в
которую, как правило, облекаются
объективные закономерности окружающего
мира, открываемые наукой.

Еще
более сложной формой мышления, чем
суждение, является умозаключение.
Оно содержит
в своем составе суждения (а следовательно,
и понятия), но не сводится к ним, а
предполагает еще их определенную связь.
Чтобы уяснить происхождение и сущность
умозаключения, необходимо сопоставить
два рода знаний, которыми человек
располагает и пользуется в процессе
своей жизнедеятельности. Это – знания
непосредственные и опосредованные.

Непосредственные
знания

это те, которые получены человеком с
помощью органов чувств: зрения, слуха,
обоняния и т.д. Таковы, например, знания,
выраженные суждениями: «Снег белый»,
«собака лает», «сосна пахнет смолой» и
т.п. Подобная чувственная информация
составляет значительную часть всех
человеческих знаний.

Однако
далеко не обо всем в мире можно судить
непосредственно. В науке большое значение
имеют опосредованные
знания.
Это
знания, которые получены не прямо, не
непосредственно, а путем выведения из
других знаний. Логической формой их
приобретения и служит умозаключение.
Под умозаключением понимается форма
мышления, посредством которой из
известного знания выводится новое
знание.

Умозаключение
широко используется в повседневном и
в научном познании. Так, выглянув утром
в окно и заметив мокрые крыши домов, мы
без труда умозаключаем о прошедшем
ночью дожде. Значение умозаключений
состоит в том, что они не только связывают
наши знания в более или менее сложные,
относительно законченные мысленные
конструкции, но и обогащают, усиливают
эти знания.

Умозаключения в
науке используются как способ познания
прошлого, которое непосредственно
наблюдать уже нельзя. Именно на основе
умозаключений формируются знания о
возникновении Солнечной системы и
образовании Земли, о происхождении
жизни на нашей планете, о возникновении
и этапах развития общества и т.д. Теперь,
например, известно, что на месте Москвы
и московской области некогда, в другую
геологическую эпоху располагалось
море. Знание об этом было получено как
умозаключение, как вывод из других
известных знаний. Дело в том, что в
подмосковье имеются залежи белого
камня, из которого и строилась когда-то
Москва (получившая вследствие этого
поэтическое название «белокаменная»).
По свидетельству геологов, этот камень
образовался из скелетов бесчисленных
мелких морских организмов, которые
могли накапливаться лишь на дне моря.

Но
умозаключения в науке применяются не
только для понимания прошлого. Они важны
и для осмысления будущего, которое
наблюдать еще нельзя. В изучении общества,
например, широко распространены различные
предвидения, прогнозы. Существует даже
целое научное направление – футурология
(от лат. futurum
— будущее),
прогнозирующее будущее, формы его
становления. А для этого необходимо
знания о прошлом, о тенденциях развития,
действующих в настоящее время и
прокладывающих путь в будущее.

Вместе с понятиями и
суждениями умозаключения преодолевают
ограниченность чувственного познания.
Они оказываются незаменимыми там, где
органы чувств бессильны в постижении
причин и условий возникновения какого-либо
объекта или явления, в понимании его
сущности, форм существования,
закономерностей его развития и т.д.

studfiles.net

Yii.2. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания

Познание

это специфический вид деятельности
человека, направленный на постижение
окружающего мира и самого себя в этом
мире. Указанная деятельность включает
получение информации через органы
чувств (чувственное познание), переработку
данной информации мышлением (рациональное
познание) и материальное освоение
познаваемых фрагментов действительности
(общественная практика). Существует
тесная связь познания с практикой, в
ходе которой происходит материализация
(опредмечивание) творческих устремлений
людей, превращение их субъективных
замыслов, идей, целей в объективно
существующие предметы, процессы
(подробнее о практике см. в разделе
YII.3).

Чувственное и
рациональное познание тесно связаны
между собой и являются двумя основными
сторонами познавательного процесса.
При этом указанные стороны познания не
существуют изолированно ни от практики,
ни друг от друга. Деятельность органов
чувств всегда контролируется разумом;
разум же функционирует на основе той
исходной информации, которую поставляют
ему органы чувств. Поскольку чувственное
познание предшествует рациональному,
то можно в известном смысле говорить о
них как о ступенях, этапах процесса
познания. Каждая из двух этих ступеней
познания имеет свою специфику и существует
в своих формах.

Чувственное
познание
реализуется
в виде непосредственного получения
информации с помощью органов чувств,
которые прямо связывают нас с внешним
миром. Заметим, что такое познание может
осуществляться и с использованием
специальных технических средств
(приборов), расширяющих возможности
органов чувств человека. Основными
формами чувственного познания являются:
ощущение, восприятие и представление.

Ощущения возникают
в мозгу человека в результате воздействия
факторов окружающего мира на его органы
чувств. Каждый орган чувств представляет
собой сложный нервный механизм, состоящий
из воспринимающих рецепторов, передающих
нервов-проводников и соответствующего
отдела мозга, который управляет
периферийными рецепторами. Например,
орган зрения – это не только глаз, но и
нервы, ведущие от него в мозг, и
соответствующий отдел в центральной
нервной системе.

Ощущения –
психические процессы, происходящие в
мозгу при возбуждении нервных центров,
управляющих рецепторами. Ощущения
специализированы. Зрительные ощущения
дают нам сведения о форме предметов, об
их цвете, о яркости световых лучей.
Слуховые ощущения сообщают человеку о
разнообразных звуковых колебаниях в
окружающей среде. Осязание дает
возможность нам ощущать температуру
окружающей среды, воздействие различных
материальных факторов на тело, их
давление на него и т.п. Наконец, обоняние
и вкус дают сведения о химических
примесях в окружающей среде и о составе
принимаемой пищи.

Возможности
органов чувств человека ограничены.
Они способны отображать окружающий мир
в определенных (и довольно ограниченных)
диапазонах физико-химических воздействий.
Так, орган зрения может отображать
сравнительно небольшой участок
электромагнитного спектра с длинами
волн от 400 до 740 миллимикрон. За границами
этого интервала находятся в одну сторону
ультрафиолетовые и рентгеновские лучи,
а в другую – инфракрасное излучение и
радиоволны. Ни те, ни другие наш глаз не
воспринимает. Человеческий слух позволяет
ощущать звуковые волны от нескольких
десятков герц до примерно 20 килогерц.
Колебания более высокой частоты
(ультразвуковые) или более низкой частоты
(инфразвуковые) наше ухо ощущать не
способно. То же самое можно сказать и о
других органах чувств. Хотя человеческое
обоняние и вкус являются весьма тонкими
органами чувств (достаточно, например,
незначительной примеси сероводорода
в воздухе, чтобы мы уловили неприятный
запах, или наличия миллионных долей
стрихнина в пище, чтобы во рту осталось
неприятное ощущение), но далеко не все
химически соединения способны обнаружить
эти наши природные «лаборатории»
химического анализа. Поэтому человек
вынужден в ряде случаев прибегать к
помощи животных, например, специально
дрессированных собак, для обнаружения
по запаху наркотиков, взрывчатых веществ
и т.д.

Из
фактов, свидетельствующих об ограниченности
органов чувств человека, родилось
сомнение в его способности познать
окружающий мир. Этот вывод, ведущий к
агностицизму, подвергался критике и
учеными, и философами. Действительно,
если мы знаем, что наши органы чувств
ограничены в своих возможностях, то мы
знаем и о существовании границы
между той чувственной информацией,
которую наши органы чувств могут нам
обеспечить, и той, которую они обеспечить
не могут. Следовательно, сама постановки
вопроса об ограниченности органов
чувств свидетельствует о том, что человек
способен выйти за пределы непосредственного
данного в чувствах. Сомнения в способности
человека через свои органы чувств
познать мир оборачиваются неожиданным
образом, ибо сами эти сомнения оказываются
свидетельством в пользу могущественных
возможностей человеческого познания,
в том числе, возможностей органов чувств,
усиленных при необходимости соответствующими
техническими средствами (микроскоп,
бинокль, телескоп, прибор ночного видения
и т.п.).

Но главное, человек
может познавать объекты и явления,
недоступные для его органов чувств,
благодаря способности к практическому
взаимодействию с окружающим миром.
Человек способен осмыслить и понять ту
объективную связь, которая существует
между явлениями, доступными органом
чувств, и явлениями для них недоступными
(между электромагнитными волнами и
слышимым звуком в радиоприемнике, между
движениями электронов и теми видимыми
следами, которые они оставляют в камере
Вильсона, и т.д.). Понимание этой объективной
связи есть основа перехода (осуществляемого
в нашем сознании) от ощущаемого к
неощущаемому.

В
научном познании при обнаружении
изменений, происходящих без видимых
причин в чувственно воспринимаемых
явлениях, исследователь догадывается
о существовании явлений невоспринимаемых.
Однако для того, чтобы доказать их
существование, вскрыть законы их действия
и использовать эти законы, необходимо,
чтобы его (исследователя) деятельность
оказалась одним из звеньев причиной
цепи, связывающей наблюдаемое и
ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по
своему усмотрению и вызывая на основе
знания законов ненаблюдаемых
явлений наблюдаемые
эффекты, исследователь тем самым
доказывает истинность знания этих
законов. Например, происходящие в
радиопередатчике превращения звуков
в электромагнитные волны, а затем
обратное их превращения в звуковые
колебания в радиоприемнике доказывает
не только факт существования
невоспринимаемых нашими органами чувств
области электромагнитных колебаний,
но также истинность положений учения
об электромагнетизме, созданного
Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

Поэтому,
имеющихся у человека органов чувств
вполне достаточно для познания мира.
«У человека как раз столько чувств, –
писал Л.Фейер-бах, – сколько именно
необходимо, чтобы воспринимать мир в
его целостности, в его совокупности.»1
Отсутствие же у человека какого-то
дополнительного органа чувств, способного
реагировать на какие-то факторы окружающей
среды, вполне компенсируется его
интеллектуальными и практически-деятельными
возможностями. Так, у человека отсутствует
специальный орган чувств, дающий
возможность ощущать радиацию. Однако
человек оказался способным компенсировать
отсутствие такого органа специальным
прибором (дозиметром), предупреждающим
о радиационной опасности в визуальной
или звуковой форме. Это говорит о том,
что уровень познания окружающего мира
определяется не просто набором,
«ассортиментом» органов чувств и их
биологическим совершенством, но и
степенью развитости общественной
практики.

При
этом, однако, не следует забывать, что
ощущения всегда были и всегда будут
единственным источником знаний человека
об окружающем мире.1
Недостаток ощущений из внешнего мира
может приводить даже к психическому
недомоганию. Например, испытания с
помещением человека в сурдокамеру,
приводили к так называемой сенсорной
депривации. Последняя проявляется в
виде специфических переживаний изоляции,
одиночества, «чувственного голода»,
связанных с существенным ограничением
или полным прекращением притока в
центральную нервную систему раздражений
от органов чувств.

Для первой формы
чувственного познания (ощущений)
характерен анализ окружающего: органы
чувств как бы выбирают из бесчисленного
множества факторов окружающей среды
вполне определенные. Но чувственное
познание включает в себя не только
анализ, но и синтез, осуществляющийся
в последующей форме чувственного
познания – в восприятии.

Восприятие
– это
целостный чувственный образ предмета,
формируемый мозгом из ощущений,
непосредственно получаемых от этого
предмета. В основе восприятия лежат
сочетания различных видов ощущений. Но
это не просто механическая их сумма.
Ощущения, которые получаются от различных
органов чувств, в восприятии сливаются
в единое целое, образуя чувственный
образ предмета. Так, если мы держим в
руке яблоко, то зрительно мы получаем
информацию о его форме и цвете, через
осязание узнаем о его весе и температуре,
обоняние доносит его запах; а если мы
попробуем его на вкус, то узнаем кислое
оно или сладкое. В восприятии уже
проявляется целенаправленность познания.
Мы можем сконцентрировать внимание на
какой-то стороне предмета и она будет
«выпячена» в восприятии.

Восприятия человека
развивались в процессе его
общественно-трудовой деятельности.
Последняя ведет к созданию все новых и
новых вещей, увеличивая тем самым
количество воспринимаемых предметов
и совершенствуя сами восприятия. Поэтому
восприятия человека более развиты и
совершенны, чем восприятия животных.
Как заметил Ф.Энгельс, орел видит
значительно дальше, чем человек, но
человеческий глаз замечает в вещах
значительно больше, чем глаз орла.

На
основе ощущений и восприятий в мозгу
человека складываются представления.
Если ощущения
и восприятия существуют лишь при
непосредственном контакте человека с
предметом (без этого нет ни ощущения,
ни восприятия), то представление возникает
без непосредственного воздействия
предмета на органы чувств. Через какое-то
время после того, как предмет на нас
воздействовал, мы можем вызвать его
образ в своей памяти (например, вспомнить
о яблоке, которое некоторое время назад
мы держали в руке, а затем съели). При
этом образ предмета, воссозданный нашим
представлением, отличается от того
образа, который существовал в восприятии.
Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению
с тем многокрасочным образом, который
мы имели при непосредственном восприятии
предмета. И во-вторых, этот образ
обязательно будет более общим, ибо в
представлении, с еще большей силой, чем
в восприятии, проявляется целенаправленность
познания. В образе, вызванном по памяти,
на первом плане будет то главное, что
нас интересует.

Вместе с тем, в
представлении можно получить образы
не только того, что имеется в
действительности, но и того, что в
действительности не существует и никогда
не воспринималось человеком непосредственно.
Это значит, что представление связано
не только с памятью, но и с воображением,
фантазией. В греческой мифологии,
например, было создано представление
о кентавре – получеловеке, полулошади,
а фантазия наших предков-славян породила
представление о русалке – женщине с
хвостом рыбы вместо нижних конечностей.
Однако все подобные представления
основываются на реальных фрагментах
действительности, которые лишь причудливо
комбинируются между собой. Так, в нашем
представлении о черте отдельные черты,
органы тела, имеющиеся в действительности
у животных (хвост, копыта, рога и т.п.)
соединяются между собой таким образом,
что получается фантастический образ
«нечистой силы».

Вместе
с тем, воображение, фантазия существенно
необходимы в научном познании. Здесь
представления могут приобретать подлинно
творческий характер. На основании
элементов, имеющихся в действительности,
исследователь представляет себе нечто
новое, такое, чего в настоящее время
нет, но которое будет либо в результате
развития каких-то природных процессов,
либо в результате прогресса практики.
Всякого рода технические новинки,
например, существуют вначале лишь в
представлениях их создателей (ученых,
конструкторов). И лишь после их реализации
в виде каких-то технических устройств,
конструкций, они становятся объектами
чувственного восприятия людей.

Представление
является большим шагом вперед по
сравнению с восприятием, ибо в нем
присутствует такая новая черта, как
обобщение.
Последнее
имеет место уже в представлениях о
конкретных, единичных предметах. Но в
еще большей степени это проявляется в
общих представлениях (т.е., например, в
представлении не только о данной
конкретной березе, растущей перед нашим
домом, но и о березе вообще). В общих
представлениях моменты обобщения
становятся куда более значительными,
чем в любом представлении о конкретном,
единичном объекте.

Представление
принадлежит еще к первой (чувственной)
ступени познания, ибо имеет
чувственно-наглядный характер. Вместе
с тем, оно является и своеобразным
«мостиком», ведущим от чувственного
познания к рациональному.

Рациональное
познание
(от
лат.ratio
– разум) – это мышление человека,
являющееся средством проникновения во
внутреннюю сущность вещей, средством
познания закономерностей, определяющих
их бытие. Дело в том, что сущность вещей,
их закономерные связи недоступны
чувственному познанию. Они постигаются
только с помощью мыслительной деятельности
человека.

Формами рационального
познания (мышления человека) являются:
понятие, суждение и умозаключение. Это
наиболее широкие и общие формы мышления,
которые лежат в основе всего неисчислимого
богатства знаний, которое накопило
человечество.

Исходной
формой рационального познания является
понятие.
Возникновение
понятий 
это важнейшая закономерность становления
и развития человеческого мышления.
Объективная возможность возникновения
и существования понятий в нашем мышлении
заключается в предметном характере
окружающего нас мира, т.е. наличие в нем
множества отдельных предметов, обладающих
качественной определенностью. Образование
понятия – это сложный диалектический
процесс, включающий: сравнение
(мысленное
сопоставление одного предмета с другим,
выявление признаков сходства и различия
между ними), обобщение
(мысленное
объединение однородных предметов на
основе тех или иных общих признаков),
абстрагирование
(выделение
в предмете одних признаков, наиболее
существенных, и отвлечение от других,
второстепенных, несущественных). Все
эти логические приемы тесно связаны
между собой в едином процессе образования
понятия. Вырабатывая, например, понятие
«стол», люди, с одной стороны, отвлекаются
от таких частных, несущественных для
образования этого понятия признаков
(присущих множеству реальных столов),
как форма (круглый, прямоугольный,
овальный и т.п.), цвет, количество ножек,
материал, из которого изготовляются
конкретные столы, и т.п., а с другой
стороны, выделяют те общие
признаки,
которые определяют использование
данного предмета (стола) в повседневной
жизни.

Понятия выражают
не только предметы, но также их свойства
и отношения между ними. Такие понятия,
как твердое и мягкое, большое и маленькое,
холодное и горячее и т.п. выражают
определенные свойства тел. Такие понятия,
как движение и покой, скорость и сила и
т.п. выражают взаимодействие предметов
и человека с другими телами и процессами
природы.

Особенно
интенсивно возникновение новых понятий
происходит в сфере науки в связи со
стремительным углублением и развитием
научного познания. Открытия в объектах
новых сторон, свойств, связей, отношений
сразу же влекут за собой появление новых
научных понятий. Каждая наука имеет
свои понятия, образующие более или менее
стройную систему, именуемую ее понятийным
аппаратом.

В понятийный аппарат физики, например,
входят такие понятия, как «энергия»,
«масса», «заряд» и др. К понятийному
аппарату химии относятся понятия
«элемент», «реакция», «валентность» и
др. Понятийный аппарат биологии составляют
понятия «жизнь», «клетка», «организм»
и т.д. В основе социальных наук лежат
понятия «общество», «государство»,
«производство» и целый ряд других
понятий, отражающих жизнь и развитие
общества.

Научные
понятия имеют различную степень общности,
т.е. сферу своего использования. Одни
понятия применяются лишь в рамках данной
частной науки, другие же обнаруживают
тенденцию проникновения во многие
науки, в которых одинаково успешно
используются. Скажем, понятие «атом»
является общим для наук физико-химического
цикла. Такого рода понятия обычно
называют региональными,
имея в виду,
что они применимы в каком-то «регионе»
отраслей науки.

В
современной науке все большую роль
играют общенаучные
понятия,
которые
возникают в точках соприкосновения
(так сказать «на стыке») различных наук.
Зачастую это возникает при решении
каких-то комплексных или глобальных
проблем. Взаимодействие наук при решении
такого рода научных проблем существенно
ускоряется именно благодаря использованию
общенаучных понятий. Большую роль в
формировании таких понятий играет
характерное для нашего времени
взаимодействие естественных, технических
и социальных наук, образующих основные
сферы научного знания.

Ярким
примером обретения общенаучного статуса
может служить понятие информации.
Как отмечал
академик В.И.Сифоров, во второй половине
ХХ века данное понятие «… вышло за
пределы конкретных областей знания и
стало общенаучным». Оно плодотворно
используется «в таких областях науки,
как техническая кибернетика, электросвязь,
освоение космического пространства,
радиоэлектроника, биология, медицина,
лингвистика, электронная вычислительная
техника, науковедение и многие другие».1

Понятие информации
– не единственное общенаучное понятие,
возникшее в результате усиливающегося
взаимодействия гуманитарных, технических
и естественных наук. К общенаучным в
настоящее время относят такие понятия,
как «система», «управление», «организация»,
«модель» и др. Происходящие в настоящее
время интеграционные процессы в науке
создают благоприятные условия для
возникновения все новых и новых
общенаучных понятий.

Более
сложной по сравнению с понятием формой
мышления является суждение.
Оно включает
понятие, но не сводится к нему, а
представляет собой качественно особую
форму мышления, выполняющую свои, особые
функции в мышлении. Объективной основой
суждения служат связи и отношения между
предметами. Необходимость суждений
(как и понятий) коренится в практической
деятельности людей. Взаимодействуя с
природой в процессе труда, человек
стремится не только выделить те или
иные предметы среди других, но и постигнуть
их соотношения, чтобы успешно воздействовать
на них.

Связи и отношения
между предметами мысли носят самый
разнообразный характер. Они могут быть
между двумя отдельными предметами,
между предметом и группой предметов,
между группами предметов и т. п.
Многообразие таких реальных связей и
отношений находит свое отражение в
многообразии суждений.

Для
правильного понимания суждений необходимо
учитывать следующую фундаментальную
особенность действительности: предметы
могут существовать или не существовать,
обладать или не обладать теми или иными
свойствами, характеристиками, находиться
или не находиться в тех или иных связях
и отношениях с другими предметами.
Суждение 
это та форма мышления, посредством
которой раскрывается наличие или
отсутствие каких-либо связей и отношений
между предметами (т.е. указывается на
наличие или отсутствие чего-либо у
чего-то). Например, наукой установлено,
что железо обладает электропроводностью.
Наличие этой связи между железом и
отдельным его свойством делает возможным
суждение: «железо электропроводно». В
то же время оно не обладает прозрачностью,
т.е. проницаемостью для лучей света.
Отсутствие связи железа с этим свойством
обусловливает суждение: «Железо не
прозрачно».

В виде суждений
формируются, по существу, все научные
положения. Особое значение суждений в
научном познании определяется тем, что
они служат мыслительной формой, в
которую, как правило, облекаются
объективные закономерности окружающего
мира, открываемые наукой.

Еще
более сложной формой мышления, чем
суждение, является умозаключение.
Оно содержит
в своем составе суждения (а следовательно,
и понятия), но не сводится к ним, а
предполагает еще их определенную связь.
Чтобы уяснить происхождение и сущность
умозаключения, необходимо сопоставить
два рода знаний, которыми человек
располагает и пользуется в процессе
своей жизнедеятельности. Это – знания
непосредственные и опосредованные.

Непосредственные
знания

это те, которые получены человеком с
помощью органов чувств: зрения, слуха,
обоняния и т.д. Таковы, например, знания,
выраженные суждениями: «Снег белый»,
«собака лает», «сосна пахнет смолой» и
т.п. Подобная чувственная информация
составляет значительную часть всех
человеческих знаний.

Однако
далеко не обо всем в мире можно судить
непосредственно. В науке большое значение
имеют опосредованные
знания.
Это
знания, которые получены не прямо, не
непосредственно, а путем выведения из
других знаний. Логической формой их
приобретения и служит умозаключение.
Под умозаключением понимается форма
мышления, посредством которой из
известного знания выводится новое
знание.

Умозаключение
широко используется в повседневном и
в научном познании. Так, выглянув утром
в окно и заметив мокрые крыши домов, мы
без труда умозаключаем о прошедшем
ночью дожде. Значение умозаключений
состоит в том, что они не только связывают
наши знания в более или менее сложные,
относительно законченные мысленные
конструкции, но и обогащают, усиливают
эти знания.

Умозаключения в
науке используются как способ познания
прошлого, которое непосредственно
наблюдать уже нельзя. Именно на основе
умозаключений формируются знания о
возникновении Солнечной системы и
образовании Земли, о происхождении
жизни на нашей планете, о возникновении
и этапах развития общества и т.д. Теперь,
например, известно, что на месте Москвы
и московской области некогда, в другую
геологическую эпоху располагалось
море. Знание об этом было получено как
умозаключение, как вывод из других
известных знаний. Дело в том, что в
подмосковье имеются залежи белого
камня, из которого и строилась когда-то
Москва (получившая вследствие этого
поэтическое название «белокаменная»).
По свидетельству геологов, этот камень
образовался из скелетов бесчисленных
мелких морских организмов, которые
могли накапливаться лишь на дне моря.

Но
умозаключения в науке применяются не
только для понимания прошлого. Они важны
и для осмысления будущего, которое
наблюдать еще нельзя. В изучении общества,
например, широко распространены различные
предвидения, прогнозы. Существует даже
целое научное направление – футурология
(от лат. futurum
— будущее),
прогнозирующее будущее, формы его
становления. А для этого необходимо
знания о прошлом, о тенденциях развития,
действующих в настоящее время и
прокладывающих путь в будущее.

Вместе с понятиями и
суждениями умозаключения преодолевают
ограниченность чувственного познания.
Они оказываются незаменимыми там, где
органы чувств бессильны в постижении
причин и условий возникновения какого-либо
объекта или явления, в понимании его
сущности, форм существования,
закономерностей его развития и т.д.

studfiles.net

Чувственное познание мира — плюсы и минусы

С рождения человек вынужден взаимодействовать с окружающей действительностью и другими людьми. Он пытается осмыслить увиденное и услышанное. Это содействует возможности жить в гармонии с природой и самим собой. Наука гносеология определяет восприятие как явление и выделяет две главных его формы: рациональное и чувственное познание.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание – это комплекс методов для постижения окружающего мира. Традиционно его противопоставляют мышлению, которое вторично. Вид освоения действительности с помощью чувств не опирается на мыслительный анализ свойств каких-либо объектов. Сформировать конкретные образы и получить первичные знания о внешней стороне предметов позволяет анатомо-физиологическая система. Отвечают за это пять главных чувств:

  • зрение;
  • слух;
  • вкус;
  • обоняние;
  • осязание.

Психология чувственного познания

С точки зрения психологии, познавание – это процесс, который осуществляется в несколько стадий. На первом этапе внешний мир и все предметы в нем буквально «впечатываются» в психику человека. На втором приходит осмысление, то есть формирование понятий и суждений. Заключительный этап «выход» из психики, когда приходит идея, образуется знание, позволяющее интерпретировать исходные чувства.

Чувственное познание присуще только человеку. В животных оно наблюдается в меньшей мере, с его помощью они набирают необходимый опыт. Мышление и чувственное познание людей отличаются от звериных тем, что они биосоциальны. Можно сказать, что познавательные способности эволюционировали и очеловечились. Без рациональности невозможно проникнуть в суть вещей и понять причину явлений. Это стороны единого процесса.

Чувственное познание в философии

Специальная наука гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение), рассматривающая познавание как явление, относится к разделу философии. Есть в ней отдельное течение: сенсуализм (от лат. sensus – восприятие), один из постулатов которого: в разуме не может не быть того, что прежде не возникло бы в чувствах. Самый главный вопрос, волнующий мыслителей: адекватно ли люди оценивают реальность? Известный немецкий философ Иммануил Кант говорил, что постижение всего начинается с опыта – «работы» органов чувств – и выделял в нем несколько ступеней:

  • эмоции;
  • рассудок;
  • ум.

Еще древнегреческие философы полагали, что самой основной и достоверной формой освоения реальности являются ощущения и чувства. Отечественная философская литература, опираясь на труды В.И. Ленина, выделяла их в самостоятельную ступень, низшую по отношению к абстрактному мышлению. Современная наука опровергает старые теории, потому что мышление в эмоциональной и нечувственной форме различаются, но каждое имеет свои преимущества и не может быть по отношению к другому низшим. Способность к чувственному познанию заложена в каждом.

Чувственное познание — плюсы и минусы

Если сравнивать рационализм и сенсуализм, можно найти их плюсы и минусы. Эмоции и ощущения играют первостепенную роль в знакомстве с внешним миром, к тому же данный вид познания человек получает сам и быстро. Но чувственный способ познания мира ограничен и имеет свои недостатки:

  • есть пределы данного процесса;
  • имеются погрешности;
  • оно субъективно;
  • отражает лишь признаки различных объектов;
  • сознание людей намного сложнее и шире, чем набор впечатлений;
  • нельзя свести содержание интеллекта к образам и ощущениям.

Виды чувственного познания

Чувственное познание мира осуществляется с помощью сенсорной системы. На каждый анализатор влияет вся система в целом. Формируют несколько типов восприятия:

  • с помощью слуха;
  • зрения;
  • тактильного контакта;
  • обоняния;
  • вкусовых рецепторов;
  • вестибулярного аппарата.

Некоторые утверждают, что и интуиция – это чувственное познание. Однако она стоит в стороне от рационализма и сенсуализма и является способностью постижения истины в результате «озарения». Интуиция не опирается на ощущения и логические доказательства. Можно назвать ее своеобразной формой двух вещей – одновременно рационального и нерационального суждения.

Роль чувственного познания

Без сенсорных органов человек не способен к постижению реальности. Только благодаря своим анализаторам он держит связь с внешним миром. Процессы чувственного познания задействуются, когда есть необходимость получить информацию о явлении, хотя она будет поверхностной, неполной. Если же индивид утратил часть средств к созерцанию (ослеп, оглох и т.д.), произойдет компенсация, то есть другие органы начнут работать в увеличенном темпе, режиме. Особенно несовершенство человеческого организма и важность биологических сенсоров заметны, когда недостатки врожденные.

Признаки чувственного познания

Пользоваться чувственным познанием умеют и люди, и животные. Но есть важный элемент, присущий лишь разумным существам: способность представить то, что не видел собственными глазами. Специфика чувственного познания людей в том, что они формируют образы, исходя из рассказов других. Поэтому можно говорить об огромной роли языка в осуществлении познавательного процесса с помощью сенсорных органов. Главный признак сенсуалистического восприятия – непосредственное отражение окружающей действительности.

Методы чувственного познания

Наборов операций и приемов, благодаря которым осуществляется познавание, существует множество. Все методы делятся на два типа: эмпирические и теоретические. Благодаря особенности чувственного познания, большинство теоретических (или научных) приемов, таких, как анализ, дедукция, аналогия и пр. к нему не применимы. Создавать впечатление об объектах возможно лишь с помощью следующих действий:

  1. Наблюдение – то есть восприятие явлений, не осуществляя вмешательство в них.
  2. Измерение – определение отношения измеряемого предмета к эталонному.
  3. Сравнение – выявление сходств и различий.
  4. Эксперимент – помещение предметов и явлений в управляемые условия и изучение их.

Формы чувственного познания

Чувственное познание является поэтапным процессом и имеет три ступени, которые подготавливают к переходу на другой уровень – абстрагированию, являющимся более высоким. Основные формы чувственного познания:

  1. Ощущение. Стартовая ступень, на которой на органы человека воздействуют предметы. Дает одностороннее представление о вещах, например, красивый цветок может ужасно пахнуть, а приятное на вид яблоко быть отвратительным по вкусу.
  2. Восприятие, позволяющее накопить знания на основе одного или нескольких ощущений и сформировать целостный образ.
  3. Представление. Воспроизведение и создание образов, возникающих в памяти. Без данной ступени не получится осмыслить действительность, так как формируется наглядный образ.

Всякое чувственное познание имеет границы, потому как неспособно углубляться в суть явлений. Чтобы выйти за них, используется мышление, возникающее также на основе ранее образованных образов. Для понимания внутренней сущности явлений используется логика и анализ: это следующий шаг. Живое созерцание и абстрактное мышление неотделимы и одинаково участвуют в пути постижения действительности.

 

womanadvice.ru

38.Особенности чувственного познания.

Основные
формы чувственного познания: ощущение,
восприятие, представление
.
     Ощущение —
это отражение отдельных свойств, сторон,
граней предмета или явления. В случае
стола, например, — его формы, цвета,
материала (деревянный, пластмассовый)
и т.д. По количеству органов чувств
различают пять основных видов
(«модальностей») ощущений: зрительные,
звуковые, осязательные (тактильные),
вкусовые и обонятельные. Наиболее важной
для человека является зрительная
модальность: через нее поступает более
80% чувственной информации. Потому и
говорят: лучше один раз
увидеть…
     Восприятие дает
целостный (совокупность свойств) образ
предмета; в нашем примере —
чувственно-конкретный образ стола.
Исходным материалом восприятия, таким
образом, являются ощущения. В восприятии
они не просто суммируются, а
взаимоувязываются, синтезируются. То
есть мы воспринимаем не отдельные
«картинки»-ощущения в той или иной,
чаще калейдоскопической, их
последовательности, а предмет как нечто
целое и устойчивое. Восприятие в этом
смысле инвариантно относительно входящих
в него ощущений. Есть тут, впрочем, и
обратная зависимость: и ощущение
невозможно без восприятия как некоего
фонового, смутно улавливаемого контекста.
Часть всегда часть
целого.
     Представление выражает
образ предмета, запечатленный в памяти.
Оно является воспроизведением образов
предметов, воздействовавших на наши
органы чувств в прошлом. Представление
не такое четкое, как восприятие. Кое-что
в нем опускается. Но это и хорошо: опуская
одни черты или признаки и удерживая
другие, представление делает возможным
абстрагирование, обобщение, выделение
повторяющегося в явлениях, что очень
важно на второй, рациональной, ступени
познания.
     Чувственное
познание представляет собой непосредственное
единство субъекта и объекта, человека
и мира. Непосредственное, однако, не
значит ясное, очевидное и всегда
правильное. Ощущения, восприятия,
представления нередко искажают
действительность, неточно и однобоко
ее воспроизводят. К примеру, карандаш,
опущенный в воду, воспринимается как
изломанный, хотя на самом деле с ним все
в порядке. Искаженные или превращенные
образы чувственного познания принято
называть кажимостями и видимостями.

39.Особенности рационального познания.

Углубление
познания, выделение объективного из
той субъект-объектной слитности, которой
отличается чувственный этап познания,
ведет нас к рациональному познанию
(иногда его называют еще абстрактным
или логическим мышлением). Здесь тоже
три основные формы: понятие,
суждение и умозаключение
.
     Понятие —
это мысль, отражающая общие и существенные
свойства предметов, явлений и процессов
действительности. Составляя себе понятие
о предмете, мы отвлекаемся от всех его
живых подробностей, индивидуальных
черт, от того, чем конкретно этот предмет
отличается от других предметов того же
класса, и оставляем только его общие,
«сквозные» черты. Столы, в частности,
разнятся между собой по высоте, цвету,
материалу и т. п. Но, формируя понятие
«стол», мы как бы не видим подобные
признаки и сосредоточиваемся на других,
более для нас существенных: возможность
сидеть за столом, ножки, устойчивость,
гладкая поверхность…
     Суждения и
умозаключения суть формы познания, в
которых мы устанавливаем те или иные
отношения между понятиями и, разумеется,
стоящими за ними предметами. Суждение
— это мысль, утверждающая или отрицающая
что-либо о предмете, явлении, процессе:
«солнце взошло», «в политике
нельзя верить словам», «нынешнее
поколение выбирает кока-колу». Суждения
закрепляются в языке с помощью предложения.
Предложение по отношению к суждению
является его своеобразной материальной
оболочкой, а суждение составляет
идеальную, смысловую сторону предложения.
В предложении выделяются подлежащее и
сказуемое, в суждении — субъект и
предикат.
     Мысленная
связь нескольких суждений и выведение
из них нового суждения называется умозаключением.
Например: «Люди смертны. Сократ
человек. Следовательно, Сократ смертен».
Суждения, которые кладутся в основу
умозаключения или, по-другому, суждения,
из которых выводится новое суждение,
называются посылками, а полученное в
результате суждение —
заключением.
     Умозаключения
бывают различных видов: индуктивные,
дедуктивные и получаемые по аналогии.

  • В индуктивном
    умозаключении
     мысль
    движется от единичного (фактов) к общему.
    Индукция бывает полной и неполной.
    Полная — когда посылки исчерпывают, как
    в приведенном примере, весь класс
    предметов (треугольников), подлежащих
    обобщению. Неполная — когда такой полноты
    («всего класса») нет, когда число
    индуктивно обобщаемых случаев или
    явлений неизвестно или неисчерпаемо
    велико.

  • В дедуктивном
    умозаключении
     мысль
    движется от общего к частному. Например:
    «Все, что укрепляет здоровье, полезно.
    Спорт укрепляет здоровье. Следовательно,
    спорт полезен».

  • Аналогия —
    это умозаключение, в котором на основании
    сходства предметов в каком-то одном
    отношении, делается вывод об их сходстве
    в другом (других) отношении.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о