Этапы общения в психологии – Этапы общения
Этапы процесса общения
Общение — это целостный процесс, который начинается с установления психологического контакта между партнерами и заканчивается разрывом психологического контакта. В акте общения, в котором принимает участие одновременно два человека, можно выделить четыре этапа:
Этап 1: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ от общения с самим собой или другим партнером на общение с данным человеком. На этом этапе прерывается, заканчивается или оттесняется на задний план предыдущая деятельность, партнер становится важнейшим компонентом окружающей ситуации, начинается изучение партнера. Фаза переключения обычно занимает секунды, однако, неполное прохождение этой фазы существенно затрудняет последующий этап общения.
Этап 2: УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА. От психологического контакта во многом зависит, каково будет первое слово, кто его произнесет, как оно прозвучит, и какое воздействие окажет на партнера. На данном этапе продолжается изучение партнера, выбирается стиль общения. В ходе установления контакта каждый из участников пытается определить необходимый ему тип ситуации не только для себя, но и для партнера. Из выбора типа ситуации вытекает актуальные роли партнеров. Контакт чаще всего устанавливается с помощью невербальных (неречевых) средств общения, но иногда и словами. Психологический контакт считается установленным, когда у обоих участников сложилась уверенность в том, что партнер включился в процесс общения (например, когда человек замечает, что некоторые микродвижения партнера скоординированы с его собственными).
Этап 3: ОБМЕН РЕЧЕВЫМИ СООБЩЕНИЯМИ. Основным этапом общения является обмен словесными текстами, в процессе которого партнеры выбирают соответствующий язык и формы общения, складываются конкретные формулировки аргументов. По времени обмен словесными текстами занимает обычно основную часть в процессе общения, но не трудно представить себе и такую ситуацию, в которой основное время уходит на установление контакта. Наиболее распространенная ошибка при общении — это сосредоточение всего внимания на третьем словесном этапе и недооценка важности остальных.
При более пристальном рассмотрении обмен речевыми сообщениями складывается из следующих процедур:
ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации, т. е. отправитель решает, какую значимую идею или проблему следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией.
КОДИРОВАНИЕ И ВЫБОР КАНАЛА. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова, интонацию и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
ПЕРЕДАЧА. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.
ДЕКОДИРОВАНИЕ. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал (вербально или невербально) понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Указанные процедуры находят свое отражение в модели коммуникативного процесса, которая предложена американским журналистом Г. Лассуэллом. Она включает пять элементов:
ЧТО? (передается) — Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) — Канал
КОМУ? (направлено сообщение)— Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? — Эффективность
Таким образом, говоря о проблеме коммуникации в целом, можно выделить следующие три аспекта:
1. Техническая проблема: на сколько точно могут быть переданы символы коммуникации?
2. Семантическая проблема: насколько точно переданные символы выражают желаемый смысл?
3. Проблема эффективности: насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в желаемом направлении?
Этап 4: РАЗРЫВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА. Разрыв контакта требует ряд подготовительных действий. Подготовка к разрыву идет на двух уровнях одновременно: на словесном (исчерпывание темы разговора или его прерывание фразой типа: «Извините, я тороплюсь») и на невербальном уровне (поворот туловища, изменение интонации, фиксирование взгляда на постороннем предмете и т. д.).
psyera.ru
1.5. Функции, этапы общения
Основные функции общения:
– информационная – заключается в обмене информацией между взаимодействующими индивидами;
– коммуникативная – организация и поддержание межличностных отношений;
– формирующая – общение выступает как важнейшее условие формирования и развития личности;
– контактная – установление контактов между людьми;
– побудительная – стимуляция готовности к действию;
– координационная – взаимное ориентирование и согласование действий;
– эмотивная – передача эмоций, переживаний, чувств, изменение эмоционального состояния собеседника;
– оказания влияния – изменение состояния, поведения, намерений, мнений, потребностей, действий партнера;
– социального контроля – регламентация поведения и деятельности;
– самовыражения.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.), которая побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях и в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Соответственно мотивам и целям можно определить ведущие тактики поведения во взаимодействии:
1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодйствия своих потребностей.
2. Противодействие (подавление) предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению.
3. Компромисс реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства.
4. Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера.
5. Избегание представляет уход от контакта, потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого.
Можно выделить несколько типов взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и конкуренция.
Л е к ц и я 2. Психология взаимодействия в совместной деятельности
1. Понятие взаимодействия в социальной психологии.
2. Теории межличностного взаимодействия.
3. Взаимодействие в общении.
4. Понятие стиля общения.
5. Модели общения. Критерии выбора модели поведения в общении.
Рекомендуемая Литература
1. Б о р о з д и н а, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – М.: ИНФРА, 2006.
2. Г о р я н и н а, В. А. Психология общения: учеб. пособие / В. А. Горянина. – М.: Академия, 2002.
3. Л е о н т ь е в, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003.
4. С т а н к и н, М. И. Психология общения: курс лекций / М. И. Станкин. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003.
5. Ф о м и н, Ю. А. Психология делового общения / Ю. А. Фомин. – Минск: Амалфея, 2000.
studfiles.net
1.5. Функции, этапы общения
Основные функции общения:
– информационная – заключается в обмене информацией между взаимодействующими индивидами;
– коммуникативная – организация и поддержание межличностных отношений;
– формирующая – общение выступает как важнейшее условие формирования и развития личности;
– контактная – установление контактов между людьми;
– побудительная – стимуляция готовности к действию;
– координационная – взаимное ориентирование и согласование действий;
– эмотивная – передача эмоций, переживаний, чувств, изменение эмоционального состояния собеседника;
– оказания влияния – изменение состояния, поведения, намерений, мнений, потребностей, действий партнера;
– социального контроля – регламентация поведения и деятельности
– самовыражения.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.), которая побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях и в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Соответственно мотивам и целям можно определить ведущие тактики поведения во взаимодействии:
1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодйствия своих потребностей.
2. Противодействие (подавление) предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению.
3. Компромисс реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства.
4. Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера.
5. Избегание представляет уход от контакта, потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого.
Можно выделить несколько типов взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и конкуренция.
Л е к ц и я 2. Психология взаимодействия в совместной деятельности
1. Понятие взаимодействия в социальной психологии.
2. Теории межличностного взаимодействия.
3. Взаимодействие в общении.
4. Понятие стиля общения.
5. Модели общения. Критерии выбора модели поведения в общении.
Рекомендуемая Литература
1. Б о р о з д и н а, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – М.: ИНФРА, 2006.
2. Г о р я н и н а, В. А. Психология общения: учеб. пособие / В. А.Горянина.- М.: Академия, 2002.
3. Л е о н т ь е в, А. А. Психология общения / А. А.Леонтьев. – М.: Смысл, 2003.
4. С т а н к и н, М. И. Психология общения: курс лекций / М. И. Станкин. – М.: Изд-во. Московского психолого-социального института, 2003.
5. Ф о м и н, Ю. А. Психология делового общения / Ю. А. Фомин. – Минск: Амалфея, 2000.
studfiles.net
31. Понятие Общения в социальной психологии.Структура, этапы, типы и функции общения.
ОБЩЕНИЕ 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
2. Реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.
Общение обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении коей свидетельствует появление радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности (=> нарушение личностное).
Общение одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения об общей культуре и грамотности.
Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант субъект общения, адресат кому направлено сообщение, сообщение передаваемое содержание, код средства передачи сообщения, канал связи, и результат что достигнуто в итоге общения.
В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (-> восприятие межличностное).
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона общения закл. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Все эти термины условны.
В общении выделяют три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно- коммуникативная. В реальной действ. каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Общение как обмен информацией.
В ходе совм. д-ти люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Выявим специфику в самом процессе обмена информацией.
В этом случае мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности, и что на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Здесь особую роль играет значимость информации: информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
Информация всегда меняется в процессе коммуникации.
Могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к разл. социальным, полит., религ. группам. Или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т. п. Барьеры бывают:
психологическими: интраверсия, неадекв. самооценка.
проблемы конуретной ситуации: ролевые конфликты, межгрупповые, содержательно сложные моменты (просить об одолжении)
социальные: отс. общ. лингв. система или по-разному интерпретируются события.
Распространение инф-ции. в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия», кот. действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой. Существуют средства, помогающие принятию инф. и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Эти средства создают некоторый дополнительный «фон», на котором осн. инф-я выигрывает, т.к. фон преодолевает фильтр недоверия (музык. или цветовое сопров. речи).
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация -побуждение к действию в заданном направлении; интердикция -побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в разл. образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.
Общение как взаимодействие.
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Существует несомненная связь между вз. и общ. Часть авторов говорит о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть авторов отождествляют об-е и вз-е, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е.как обмен информацией). Если полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен инф.), то понятием «взаимодействие» раскроется другая сторона общения, которая фиксирует не только обмен знаками, посредством которых изменяется поведение другого партнера, но и организацию совместных действий, позволяющих группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий. Таким образом, интерактивная сторона общения раскрывается в характеристиках тех человеческих действий, которые и выступают частью взаимодействий. Реально есть 2 стратегии взаимодействия: кооперативное и конкурентное.
типа организации совместной д-ти:
Совместно-индивидуальная организация групповой д-ти, когда процессуально члены не зависят друг от друга
Совместно-последовательная результаты д-ти одного являются объектом д-ти другого.
Совместно-взаимодействующая групповой сенсорно-моторный интегратор. Надо вспомнить эксперименты с общественным душем или экраном. на кот. надо было что-то нарисовать, и у каждого человека было по рычажку: один мог двигать «карандаш» только вверх. другой направо, и.т.п.
вспомнить дилемму узника.
Общение как познание людьми друг друга.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по- разному:
или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию
или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не только просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.
Две эти стороны взаимопонимания дают основу двум направлениям исследований: в первом случае — в плане анализа взаимодействия, во втором — в плане анализа так называемой «аттракции». Однако и в том и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
studfiles.net
31. Понятие общения в социальной психологии. Структура, этапы, типы и функции общения.
Методы эмпирического исследования– наблюдение, контент-анализ (исследовательский метод количественного анализа содержания коммуникаций, основанный на определении частоты присутствия и взаимосвязей определенных понятий в текстах, в качестве которых могут выступать книги, интервью, дискуссии, газетные статьи и их заголовки, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, реклама и т.д. Делается вывод о личности автора текста), опрос, тесты.
Метод эксперимента– лабораторная группа.
Методы управленческо-воспитательного моделированияблизки к экспериментальным методам.
Два специфических метода – социометрия (групповой психодиагностический метод, разработанный Я.Л. Морено; служит для анализа межличностных отношений в малых группах. При его проведении каждому члену группы задают вопрос, при ответе на который с помощью этого метода происходит последовательный выбор и ранжирование других членов группы. Обычно в качестве подобного вопроса выступает вопрос о членах группы, предпочитаемых в тех или иных ситуациях) иСПТ.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общениясостоит в обмене информацией между людьми;интерактивная сторона– в организации взаимодействия между людьми: например, можно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;перцептивная сторона общения– в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1. язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
2. интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. мимика, поза, взглядсобеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5. расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Общение включает в себя 4 составляющие:
studfiles.net
9. Основные этапы развития общения. Развитие личности в деятельности и общении
Похожие главы из других работ:
Имидж учителя как показатель сформированности его профессионального самосознания
1.4.2 Основные этапы развития «Я — концепции»
Без самосознания не существует личности. Оно является результатом длительного процесса развития человека, который начинается с момента рождения ребенка и осуществляется на протяжении всей жизни индивида…
Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии
2.1 Определение семейной психотерапии и основные этапы её развития
К настоящему моменту под семейной психотерапией понимают систему психологических воздействий на семью как на живую открытую систему с целью оптимизации её функционирования…
История развития конфликтологии
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более и более тяготеют к психологии…
История развития нейролингвистического программирования в Соединенных Штатах Америки (1972-2011)
Глава 2. Основные этапы развития НЛП
…
Логика как наука
Основные этапы развития формальной логики
Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Начало первого этапа связанно с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), в которых впервые дано систематическое изложение логики…
Младенческая сексуальность
1. Основные этапы психосексуального развития ребенка
Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development) — психосексуальная теория личности, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума…
Общая психология
6. Основные этапы развития психики в филогенезе
Среди гипотез о развитии психики есть одна, которая получила наибольшее развитие и признание. Она принадлежит А. Н. Леонтьеву. Рассмотрим ее несколько более подробно. В качестве объективного критерия психики А. Н…
Развитие общения в онтогенезе
— Основные этапы овладения процессом общения в онтогенезе человека
…
Развитие отечественной психологии
Глава 1. Основные этапы развития отечественной психологии
…
Развитие психики и сознания
Основные этапы развития психики у животных.
В процессе развития психики выделяют несколько стадий. Стадия элементарной сенсорной психики — простые безусловные рефлексы. Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения…
Развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
1.1 Основные этапы нормального речевого развития
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению…
Содержание и роль политической психологии в системе отраслей психологического знания
1.1 Возникновение и основные этапы развития политической психологии
Возникновение и развитие политической психологии имело свои особенности в разных политических системах. Попробуем проследить наиболее важные этапы этого процесса за рубежом и в нашей стране…
Состояние теоретического знания в зарубежной социальной психологии в первой половине ХХ века
3. Основные этапы развития социальной психологии
Первый этап — становление социальной психологии как науки — охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии…
Способности и их развитие в профессиональной деятельности сотрудника МЧС России
1.2 Основные этапы и концепции развития способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности…
Становление и развитие научной психологии
1.2 Основные этапы и направления развития психологии
психология наука россия Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе. В течение веков предмет психологии и методы исследования «душевной» жизни существенно изменялись…
psy.bobrodobro.ru
Формы общения и этапы отношений между мужчиной и женщиной
Отношения между людьми строятся по определенным законам. Есть различные формы общения, каждая из которых имеет свои особенности. И эти формы общения сменяют одна другую в определенной последовательности, превращаясь в этапы отношений.
На разных этапах отношений, используя те или иные формы общения, люди преследуют разные цели.
Зная, какие формы общения существуют и чем отличаются друг от друга, вы сможете понимать, что происходит между вами и другими людьми, в частности, в отношениях с партнером.
Какие существуют формы общения между людьми:
- Ритуал
- Развлечение
- Деятельность
- Психологическая игры
- Близость
- Уход в себя
Как формы общения соотносятся со стадиями отношений между мужчиной и женщиной? В отношениях прослеживаются схожие формы общения, но уже в виде этапов:
- Ритуально-развлекательный этап
- Этап деятельности
- Этап игр
- Этап близости
- Этап ухода в себя
Четыре последних этапа могут сменять друг друга в разном порядке, то есть сразу после развлечений может наступить близость, либо начаться игровое взаимодействие. Или люди начинают совместную деятельность, и только после нее игры, уход в себя или в конце концов близость. А вот ритуальный и развлекательный этапы есть практически во всех отношениях, иногда сливаясь в одну ритуально-развлекательную стадию отношений.
Как проявляются эти этапы и формы общения в жизни?
Ритуал
Ритуальные формы общения – то, что принято в данной социальной среде. Ритуалы отличают четко прописанные стандарты поведения и действий. Например, мужчины при встрече жмут друг другу руки – это ритуал. На день рождения хозяин угощает гостей, а они дарят ему подарки. В театре зрители хлопают актерам.
В разных культурах ритуалы могут отличаться. Где-то принято пожимать руки и женщинам, и мужчинам, в других странах женщины, даже малознакомые, обязательно целуются при встрече, и так далее. Ритуалы могут различаться также в разных компаниях и слоях общества, но, как правило, уже незначительно.
В паре тоже присутствуют определенные ритуалы, и особенно они важны в начале отношений между мужчиной и женщиной. Ритуальный этап ухаживания подразумевает цветы, свидания, угощение девушки в кафе и тому подобные знаки внимания.
Есть люди, которые «идут против системы» и не соблюдают ритуалы. Но это тупиковый путь. Ритуалы – вовсе не фальшивое общение, каким его считают такие люди. Порой это единственный способ соприкоснуться с другим человеком, войти в человеческий контакт. Этот способ безопасен для нашей личности, а на начальном этапе безопасность очень важна – ведь мы еще не знаем человека. Это касается не только отношений в паре, но и начинающейся дружбы, просто там ритуалы отличаются.
Особенности ритуала:
- Четкое распределение ролей и четкие алгоритмы поведения
- Нет выигравших и проигравших, напротив, если ритуал соблюден, все выигрывают
Итак, ритуалы необходимы. Но так как это поверхностная форма отношений, важно двигаться дальше, если мы хотим более близкого общения.
Развлечение
Это несколько более глубокая форма общения. Развлечения – это разговоры на светские темы, походы в театры, музеи и кино, возможно, небольшие поездки.
Многие на этом этапе считают, что уже находятся в серьезных отношениях, но это большая ошибка. Развлечение, хоть и может в какой-то степени показать человека, остается достаточно поверхностной формой общения. Понять, каков человек, каким он будет в сложной ситуации, можно ли на него положиться, в процессе развлечения невозможно. Для этого необходимо перейти на следующий этап.
Деятельность
Деятельность – следующая по глубине форма общения. Здесь уже начинается развитие настоящих отношений между мужчиной и женщиной. Совместная работа, путешествия, занятия каким-то хобби, жизнь вместе – здесь люди раскрываются гораздо больше, чем во время ритуалов и развлечений. Здесь уже может появиться какая-то рутина, быт, а именно в них можно узнать человека. Часто бывает так, что до этапа деятельности мы воспринимаем партнера определенным образом, а после совместного мероприятия наше впечатление полностью меняется. Причем это может сработать как в позитивном ключе, так и в негативном.
На этом этапе могут начаться конфликты, что, впрочем, не всегда плохо. Если люди начинают жить вместе, начинается притирка, выработка общей модели семьи. Иллюзии уходят, но если люди вкладываются в отношения, возникает более глубокое понимание партнерами друг друга.
На этапе ритуалов и развлечений можно получить некое общее впечатление, но не более. А деятельность показывает истинную суть человека. И это, опять же, касается не только отношений мужчины и женщины, но и любых других.
Но иногда эта истинная суть такова, что отношения переходят в стадию игр.
Психологические игры
Переход отношений в стадию игр – почти всегда тревожный признак. Он говорит о психологических проблемах, зацикленности на сценариях. Но, к сожалению, игры в отношениях – один из самых распространенных способов общения.
Это своего рода суррогат отношений. Игра отличается от настоящих отношений тем, что у каждого участника есть тайные цели, а само общение проходит по определенному алгоритму, не особо меняясь от раунда к раунду.
Особенности игры:
- Определенный предсказуемый сценарий
- Распределение ролей с четкими алгоритмами поведения (ведущий, ведомый)
- В конце игры есть выигравшие и проигравшие
- В итоге все остаются довольны и не хотят менять ситуацию (и начинают играть снова)
Самый частый сценарий игры – треугольник жертва-преследователь-спаситель, о котором можно прочитать в статье «Состояние жертвы. Что делать и кто виноват?». Есть множество других игр, но все они схожи тем, что основаны на манипуляциях со стороны ведущего. Впрочем, скрытую выгоду от игр получают все ее участники.
Жертва получает возможность жаловаться на жизнь, агрессор и спаситель – ощущение собственной значимости. Это происходит, разумеется, бессознательно, так как на сознательном уровне все участники треугольника хотят изменить ситуацию.
От стадии игр кто-то из партнеров может перейти к такой специфической форме общения, как уход в себя. Хотя этот этап можно рассматривать, как часть игры.
Уход в себя
Это тоже своего рода форма общения, хотя и не слишком здоровая. Как правило, она начинается с конфликтов. К примеру, поругавшись с партнером, мы можем продолжать выяснять с ним отношения в собственной голове, воображая, что именно он нам скажет и как ответит. Опасность таких воображаемых разговоров в том, что в реальности люди все больше отдаляются. Они перестают обращать внимания на действия и слова друг друга, а реагируют на выдуманный образ в своей голове.
Очень важно не оставлять нерешенные вопросы, потому что они провоцируют такие внутренние «пережевывания» и дальше идет нарастание конфликта или отчуждение.
Такое «общение» может возникнуть и в ситуации, когда вы не очень хорошо расстались с человеком, и у вас осталось много невысказанного: эмоций, слов и так далее. Порой люди очень долго не могут расстаться «внутренне», непрестанно что-то доказывают, спорят с воображаемым партнером. Это отнимает много сил и создает почву для невроза. Кроме того, это может помешать начать новые отношения: так как вы ведете себя как несвободный человек, у окружающих возникает ощущение, что у вас уже есть партнер.
Близость
Это наиболее естественные и комфортные отношения для двух людей в паре.
Особенности близости:
— Взаимное доверие и искренность— Взаимное раскрытие и забота о партнере
— Спонтанное и честное проявление эмоций и чувств
— Способность видеть партнера таким, какой он есть, а не через призму собственных ожиданий
— Принятие партнера
К сожалению, многие из нас не умеют поддерживать близкие отношения, боятся их либо принимают за них психологические игры или развлечения.
К счастью, практически из любой формы общения можно перейти на стадию близости, если приложить усилия и проявить терпение по отношению к партнеру.
Значение различных форм общения
Каждая форма общения имеет большое значение для общения. Все они, кроме, пожалуй, «ухода в себя», совершенно здоровые и нужные для налаживания социальных связей. Даже психологические игры могут быть вполне позитивными, с хорошим или нейтральным результатом. Но очень важно понимать во время общения, какая именно форма действует в данный момент, чтобы не путать, например, ритуал с близостью, игры с деятельностью и так далее.
То же касается и этапов отношений. На каждом из них мы решаем разные задачи. Невозможно сразу сблизиться, не пройдя ритуального этапа, и не узнав друг друга в процессе развлечений или совместной деятельности. Важно, чтобы каждый этап проходил гармонично, чтобы не было «застревания» в каком-то из них. Тогда мы сможем прийти к близости – тому, что обычно является главной целью отношений.
Вадим Куркин
vadimkurkin.com