Эстетическая характеристика материала – Тема лекции- ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ Раздел 2- Общие свойства материалов

Содержание

Эстетические характеристики материалов

К рассматриваемым характеристикам относятся форма, цвет, фактура, рисунок (природный – текстура)

Форма материалов, лицевая поверхность которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания. В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична – квадрат, прямоугольник.

Цвет материалов — зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаза человека электромагнитных колебаний, отражённых от лицевой поверхности в результате действия света.

Все цвета материалов можно разделить на две группы – ахроматические ( белые, чёрные и серые всех оттенков) и хроматические ( красные, оранжевые, жёлтые, зелёные голубые, синие, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками).

Объективная оценка цвета базируется на установленном положении о том, что любой цвет можно получить при смешении трёх определённых монохроматических колебаний. При количественной оценке цвета его выражают в выбранной системе измерения обычно через красный, синий и зелёный цвета, взятые в соответствующих пропорциях.

Основные характеристики цвета – цветовая тональность, светлота и насыщенность .

Цветовая тональность показывает, к какому участку видимого спектра относится цвет материала.

Светлота характеризуется относительной яркостью поверхности материала.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.

При определении насыщенности цвета рационально применять визуальные методы определения цвета, т.е. его качественную оценку. При этом учитывается комплекс факторов: характер источника света (его спектральный состав), цвет и яркость фона, размеры образцов и расстояние между ними. Применяя визуальные методы оценки цвета, используют атласы цвета, картотеку цветовых эталонов, образцы материалов-эталонов.

Фактура – видимое строение поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска. По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и

рельефные (высота рельефа более 0,5 см) фактуры.

По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры.

Фактуру определяют инструментальным или визуальным методами. При инструментальном методе используют измерительные инструменты: металлические линейки, рулетки, угломеры, толщинометры.

Визуальная или качественная оценка фактуры связана с расстоянием, с которого она рассматривается. При выборе фактуры учитывается комплекс факторов, в том числе цвет материала. Фактура более отчётливо воспринимается на светлой поверхности.

При рельефной бугристой фактуре объём помещения воспринимается меньшим, чем при фактуре гладкой, горизонтальные рельефы способствует зрительному сохранению высоты и удлинению помещения.

Рисунок – различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и другие элементы на лицевой поверхности материала. Если упомянутые элементы создала природа, рисунок называют текстурой (например, текстура древесины, природного камня).

Важно представлять, что все эстетические характеристики воспринимаются вместе и, например, определённые виды фактуры могут заметно менять цветовые параметры – насыщенность, светлоту.

Стандартизация и классификация материалов

Стандартизацией называется процесс установления и применения стандартов – комплекса нормативно – технических требований, норм и правил на продукцию массового применения, утверждённых в качестве обязательных для предприятий и организаций – изготовителей и потребителей указанной продукции.

В зависимости от среды действия и уровня утверждения стандарты в РФ подразделяют на различные категории.

В государственных стандартах (ГОСТах) приведены требования к свойствам материалов, методам их испытаний, правилам приёмки, транспортирования и хранения.

Технические условия (ТУ ) содержат комплекс требований к показателям качества, методам испытаний, правилам приёмки к определённым видам материалов, которые не стандартизированы или ограниченно применяются.

Кроме стандартов, в строительстве и производстве материалов действует система нормативных документов – строительные нормы и правила (СНиП) – свод нормативных документов по проектированию, строительству и материалам, обязательных для всех организаций и предприятий.

Для удобства изучения и применения материалы целесообразно разделить на определённые группы по единому классификационному признаку.

При применении строительные материалы разделяют на группы в зависимости от назначения: конструкционные, конструкционно-отделочные и отделочные.

Конструкционные материалы обеспечивают защиту от различных физических воздействий, обеспечивает прочность и долговечность зданий. Эти материалы скрыты в «теле» конструкции (кирпич, теплоизоляционные материалы).

Конструкционно-отделочные материалы также обеспечивают определённую защиту, прочность, но одна или несколько поверхностей, которые называют лицевыми, воспринимаются визуально (лицевой кирпич, линолеум).

Отделочные материалы – основная функция – визуальное восприятие одной или нескольких поверхностей (плитки керамические, обои, фасадные плитки).

79

studfiles.net

Эстетические свойства

Эстетические свойства материалов (архитектурно-художественные) объединяют 2 группы свойств. Первая характеризует эстетичность материалов и изделий. Вторая характеризует эстетичность сочетаний с другими материалами и изделиями и с окружающей средой.

Эстетические, или архитектурно-художественные, свойства строительных материалов и изделий определяется такими его параметрами, как форма, цвет, фактура и рисунок (текстура). Эстетические свойства определяются тремя основными видами характеристик: психологическими, физиологическими и физическими. Последние могут быть количественно выражены по результатам простых измерений геометрических размеров или с помощью специальных приборов (фотометров, спектрофотометров, блескомеров и т.п.). Объективная составляющая физиологических параметров цвета также поддаётся количественной оценке с помощью методов колориметрии, учитывающих спектральные характеристики зрительного анализатора среднего (нетренированного) наблюдателя.

Форма материалов, лицевая поверхность (или поверхности) которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания. Эстетичность формы материала и изделия определяется её геометрией (для объёмных изделий — кубическая, параллелепидная, цилиндрическая, лекальная и т.д.; для плоских — квадратная, прямоугольная, многогранная, лекальная и т. д.) и пропорциями (соотношениями) основных размеров.

В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична – квадрат, прямоугольник.

Цвет материалов – это зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаз человека электромагнитных колебаний, отражённых от лицевой поверхности в результате действия света. В общем случае цвет материала обусловлен следующими факторами: его окраской, свойствами поверхности, оптическими свойствами источников света (известно, например, что цвет одних и тех же обоев по разному воспринимается днём и при искусственном освещении вечером) и среды, через которую свет распространяется, индивидуальными особенностями зрительного анализатора и психофизического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах наблюдателя.

Все цвета материалов можно разделить на две группы – ахроматические (белые, черные и серые всех оттенков) и хроматические (красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками). Человеческий глаз способен различать до трёхсот оттенков ахроматических и десятки тысяч хроматических цветов.

При качественном описании цвета используют три его основные характеристики — цветовой тон, насыщенность и светлоту:

· Цветовая тональность показывает, к какому участку видимого спектра относится цвет материала. Количественно цветовые тона измеряются длинами волн.

· Насыщенность цвета – степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.

· Светлота характеризуется относительной яркостью поверхности материала, определяемой коэффициентом отражения, который представляет, соответственно, отношение отражённого светового потока к падающему.

Применяя визуальные методы оценки цвета, используют атласы цвета, картотеку цветовых эталонов и образцы материалов – эталонов.

Цветовые атласы – альбомы или наборы большого количества ахроматических и хроматических красок, предварительно систематизированных.

Картотека цветовых эталонов – комплект карточек различных цветов, каждому из которых присвоен определённый номер.

Фактура – видимое строение лицевой поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска.

По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5см) фактуры.

Различают два вида рельефных фактур: организованную (с повторяющимся равномерным, часто геометрическим рисунком рельефа) и неорганизованную (с неравномерным, хаотическим рисунком). Пример первой — регулярная рифлёная фактура природного камня, второй — фактура бетона с обнажённым заполнителем или каменная фактура скалы.

По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры

У природных и большинства искусственных материалов текстура образуется видимыми на их поверхностях различными по форме, размеру, характеру пространственного расположения, цвету отдельными составными элементами: у древесины — годичными слоями, сердцевинными лучами, сосудами, волокнами; у естественного камня — зёрнами, прожилками, порами; у бетона — цементным камнем, мелким и крупным заполнителем и т.д.

Текстура и цвет служат важными диагностическими признаками для распознавания пород минералов и древесины. Опытные архитекторы, строители и специалисты-материаловеды легко по внешним признакам различают десятки пород древесины и естественных каменных материалов. Текстура древесины, отражающая её анатомическое строение, во многом определяет её художественно-декоративную ценность. Лиственные породы обладают, как правило, более выразительной и богатой текстурой, чем хвойные. Характер текстуры древесины резко изменяется в зависимости от направления разреза ствола (рис. 1.6): поперечного (торцового) или продольного (радиального и тангентального).

 

Рис 2.Основные разрезы ствола

 

Древесные породы с чётко выраженными, заметными на продольном разрезе широкими сосудами имеют так называемую штриховую текстуру, причём, если эти штрихи собраны в широкие полосы (как, например, у дуба и ясеня), то текстура называется полосоштриховой, а если штрихи расположены беспорядочно (например, у грецкого ореха и эвкалипта), то — рассеянно-штриховой. Породы древесины с чётко различимыми сердцевинными лучами (дуб, бук, платан и др.), которые видны на радиальных разрезах как блестящие зеркальца — прерывистые полоски или пятна, характеризуются зеркальчатой текстурой. На тангенциальных разрезах этих пород видна чешуйчатая текстура древесины. Породы древесины со слабо различимым анатомическим строением (например, берёза, самшит, груша) называют слаботекстурными. По декоративности зеркальчатая текстура выше чешуйчатой, поэтому для облицовки панелей и мебели строганый радиальный шпон (тонкий срез) предпочтительнее тангенциального.

Рисунок– различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и др. элементы на лицевой поверхности материала. Если упомянутые элементы создала природа, рисунок называют текстурой (например, текстура древесины, природного камня). Рисунок на поверхности материала и изделия может быть естественным или искусственным.

Выделяют рисунки, вызывающие функциональные аналоги (например, растительный орнамент), геометрические, слабо или явно (ярко) выраженные, крупно – или мелкомасштабные. Рисунок (текстура), как и другие эстетические характеристики, влияет на своеобразие наружной и внутренней отделки зданий, сооружений.

Цветовые характеристики особенно важны для оценки качества отделочных материалов, применяемых в наружной и во внутренней отделке зданий и сооружений. Поскольку цвет является одним из важнейших факторов производственного и бытового комфорта, при выборе отделочных материалов необходимо учитывать не только их собственные цветовые характеристики, но и определенное психологическое воздействие конкретных сочетаний цвета различных материалов (или покрасок) — цветовых гармоний.

Проектируя здание и его отделку, выбирая необходимые отделочные материалы, архитектор должен принимать во внимание (кроме объективных факторов, обусловливающих цветовые ощущения — источники света, среда и т.п.) взаимосвязь цвета и фактуры поверхности, цвета и формы, роль светотени и рефлексов в восприятии цвета. Так, с помощью цвета можно зрительно «разрушить» стену, исказить объем, изменить пропорции объекта, а цветные рефлексы могут изменять оттенки поверхностей, например, при покрытии пола красным ковром белые стены будут восприниматься бледно-розовыми. В интерьере отделка удалённой торцовой стены материалом насыщенного тёплого цвета способствует уменьшению воспринимаемой длины помещения, а применение холодного ненасыщенного, наоборот, зрительно удлиняет его.

Значительные изменения цвета материалов происходят и в естественных условиях эксплуатации. Способность материала в течение длительного времени сохранять в эксплуатационных условиях без изменения свой цвет характеризуется его цветоустойчивостью. Это свойство искусственных материалов в значительной степени определяется стойкостью применённых пигментов. Изменение цвета окрашенных полимерных материалов наблюдается также по мере их старения.

Текстура каменных и древесных материалов усиливается при полировке и прозрачной отделке поверхности мастиками и лаками. Выразительность естественного рисунка камня, стеклокристаллических и некоторых полимерных и других материалов увеличивается направленным освещением поверхности, игрой светопроницаемых, глухих и блестящих включений. Современная технология производства искусственных, прежде всего полимерных, отделочных материалов позволяет получать почти неограниченное разнообразие рисунков, включая специально созданные декоративные текстуры.

Искусственные рисунки различаются по многочисленным признакам: характеру, масштабу, раппорту (повторяющаяся часть рисунка, узора), количеству и характеристике цветов и их сочетаниям и т.д. Рисунок может наноситься и не на поверхность материала, а располагаться под прозрачным верхним слоем (например, на внутренней стороне прозрачной полимерной плёнки в многослойных отделочных материалах и линолеумах). Рисунок материала может создаваться на его поверхности не цветом, а сочетанием разного рельефа (травлением на стекле, сочетанием петельного и разрезного ворса ковровых материалов), перфораций (на акустических плитах) и другими способами.

Оценка эстетических свойств строительных материалов и изделий производится как методами измерения их физических параметров, так и визуальным сопоставлением с утверждёнными эталонами. При визуальном методе оценка цвета, фактуры и рисунка производится в тех же условиях освещения, при которых предполагается эксплуатация материала.

Вопросы для самоконтроля

1.В чём разница между истинной и средней плотностью материала?

2.Что такое морозостойкость? В чём она измеряется?

3.Что такое огнестойкость и огнеупорность?

4.Что такое прочность материала и чем она характеризуется?

5.Приведите примеры упругих, пластичных и хрупких материалов.

6.Каковы методы определения твёрдости?

 

 

.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Эстетические характеристики материалов

К рассматриваемым характеристикам относятся форма, цвет, фактура, рисунок (природный – текстура)

 

Форма материалов, лицевая поверхность которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания. В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична – квадрат, прямоугольник.

Цвет материалов — зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаза человека электромагнитных колебаний, отражённых от лицевой поверхности в результате действия света.

Все цвета материалов можно разделить на две группы – ахроматические ( белые, чёрные и серые всех оттенков) и хроматические( красные, оранжевые, жёлтые, зелёные голубые, синие, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками).

Объективная оценка цвета базируется на установленном положении о том, что любой цвет можно получить при смешении трёх определённых монохроматических колебаний. При количественной оценке цвета его выражают в выбранной системе измерения обычно через красный, синий и зелёный цвета, взятые в соответствующих пропорциях.

Основные характеристики цвета – цветовая тональность, светлота и насыщенность .

Цветовая тональность показывает, к какому участку видимого спектра относится цвет материала.

Светлотахарактеризуется относительной яркостью поверхности материала.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.

При определении насыщенности цвета рационально применять визуальные методы определения цвета, т.е. его качественную оценку. При этом учитывается комплекс факторов: характер источника света (его спектральный состав), цвет и яркость фона, размеры образцов и расстояние между ними. Применяя визуальные методы оценки цвета, используют атласы цвета, картотеку цветовых эталонов, образцы материалов-эталонов.

Фактура – видимое строение поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска. По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5 см) фактуры.

По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры.

Фактуру определяют инструментальным или визуальным методами. При инструментальном методе используют измерительные инструменты: металлические линейки, рулетки, угломеры, толщинометры.

Визуальная или качественная оценка фактуры связана с расстоянием, с которого она рассматривается. При выборе фактуры учитывается комплекс факторов, в том числе цвет материала. Фактура более отчётливо воспринимается на светлой поверхности.

При рельефной бугристой фактуре объём помещения воспринимается меньшим, чем при фактуре гладкой, горизонтальные рельефы способствует зрительному сохранению высоты и удлинению помещения.

Рисунок– различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и другие элементы на лицевой поверхности материала. Если упомянутые элементы создала природа, рисунок называюттекстурой (например, текстура древесины, природного камня).

Важно представлять, что все эстетические характеристики воспринимаются вместе и, например, определённые виды фактуры могут заметно менять цветовые параметры – насыщенность, светлоту.

13. Примеры применения древесных материалов в современной архитектуре.

 

Дерево как строительный материал, прочный, легкий по массе и в обработке, гигиеничный и относительно дешевый, всегда находило и находит широкое применение. Из него издавна строили жилища, общественные и производственные здания. В России до XVIII в. строительство в городах и сельской местности велось главным образом из дерева, и не случайно постройки из него были так усовершенствованы в художественно-эстетическом и конструктивном отношениях, что породили своеобразный стиль архитектуры, известный под названием русского деревянного зодчества. После петровских строительных реформ в городах стали возводить каменные дома, а в сельских местностях дерево остается основным строительным материалом и до настоящего времени.

История оставила нам многочисленные примеры использования дерева в архитектуре прошлого, и мы сегодня восхищаемся великолепными памятниками деревянного зодчества: церквами Кижского погоста, крепостными башнями Якутского острога, многочисленными крестьянскими избами.

После Великой Октябрьской социалистической революции социальные преобразования в корне изменили сельский быт, но материалом для строительства в сельских районах и частично в городах по-прежнему оставалось дерево. В первые годы Советской власти оно использовалось в строительстве жилых домов и небольших общественных зданий: деревянными были жилой поселок «Сокол» в Москве, павильоны ВСХВ-23 (архит. И. В. Жолтовский). Позднее дерево получило еще большее распространение при возведении жилых, общественных и промышленных зданий — например, жилой поселок «Железнодорожный», временные трибуны Московского ипподрома (архит. И. В. Жолтовский), жилые дома (архит. Г. П. Гольц), склады калийной соли в Солигорске и многие другие объекты.

В последующие десятилетия значительное улучшение свойств древесины благодаря антисептированию, пропитке антипиренами, прессованию сделало ее негниющим и трудносгораемым материалом с повышенной прочностью и расширило возможности широкого применения древесины в архитектуре. Появление особо прочного клея для соединения отдельных элементов позволило создать такие деревянные конструкции, которые успешно конкурируют с несущими конструкциями из высокопрочных материалов.

В связи с этим можно смело утверждать, что проблема комплексного использования дерева — одна из актуальных проблем современной архитектурно-строительной практики. Строительство из древесных материалов приобретает вес более широкий размах, и дерево мором е успехом заменяет такие материалы, как железобетон и кирпич.

Современная строительная древесина, бесспорно, обладает рядом преимуществ, которые помогают созданию новых архнтсктурных форм и определяют индустриальность и массовость строительства.

Трудно назвать отрасль народного хозяйства, которая обходилась бы без дерева. Например, широкое применение оно получило в целлюлозно-бумажной промышленности, производстве высококачественных музыкальных инструментов, мебели и т. п. Основной же объем древесины используется в строительстве и архитектуре, которые остаются главными ее потребителями.

Каталоги деревянных строительных изделий включают сотни наименований, а с дальнейшим улучшением строительных свойств древесины их перечень пополнится новыми видами изделий. Сегодня лесоматериалы — это, главным образом, продукция автоматизированных предприятий, применяемая в сборном индустриальном строительстве. И если в недалеком прошлом лесоматериалы использовались в строительстве только в естественном виде (бревна, брусья, доски, рейки и пр.), то теперь на постройку поступает продукция в виде готовых к применению укрупненных конструктивных элементов, деталей облицовок и декора, монтируемых на конвейере. Эту продукцию следовало бы назвать изделиями из нового вида строительного материала — «обновленной» модифицированной древесины, которая при техническом совершенствовании средств и технологии обработки открывает широкие возможности ее эффективного применения в строительстве. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 —1-985 годы и на период до 1990 года» сказано: «Повысить уровень индустриализации строительного производства и степень заводской готовности конструкций и деталей».

Современная строительная древесина появилась в результате научно-исследовательских и практических работ технологов, строителей и архитекторов, осуществивших синтез достижений древесиноведения и химии, которые избавили древесину от ее естественных пороков (гниения, горючести и др.), сохранив и умножив ее положительные качества. Это изменило традиционную форму использования дерева в архитектуре, принесло ей всеобщее признание как перспективного строительного материала, оказывающего бесспорное влияние на развитие современной архитектуры.

В нашей стране создается мощная материально-техническая база по переработке древесины, которая будет располагать крупными механизированными и автоматизированными предприятиями по выпуску широкой номенклатуры изделий из древесины. Благодаря использованию эффективных средств обработки древесины на наших заводах начато производство клееных деревянных конструкций, сборных жилых домов, отдельных конструктивных элементов и различных изделий из древесины.

Но время реорганизации нашей строительной индустрии в начале 50-х годов деревянное домостроение осталось в стороне от общего развития индустриализации возведения зданий. Существовало мнение, что в отличие от сборных железобетонных и металлических конструкций деревянные конструкции не отвечают требованиям комплексно-механизированного поточного производства.

Развитие науки и техники доказало обратное. В частности, опыт изготовления и использования в широком масштабе деревянных кле-еных конструкций всевозможных форм подтвердил экономическую мрфективность их применения в индустриальном строительстве.

К основным технологическим преобразованиям, необходимым тля достижения высокой эффективности заводского производства 1еревянных конструкций, следует отнести применение вместо традиционных соединений элементов деревянных конструкций на гвоздях п болтах новых способов соединения с помощью высокопрочных синтетических клеев.

Основой для такой перестройки технологии послужили достижения химии полимерных материалов. Применение стойкого синтетического клея решило сложную задачу не только обеспечения жестких монолитных соединений, но и использования малоразмерных пиломатериалов в клееных конструкциях. Клееные соединения позволили получать монолитные элементы конструкций значительной длины и любых конфигураций. Благодаря внедрению новой технологии на основе комплексной механизации и автоматизации поточного производства созданы все условия для повышения эффективности труда.

Поэтому, определяя перспективы деревянного строительства, можно с уверенностью сказать, что переход к массовому производству клееных деревянных конструкций в нашей стране, обладающей богатыми лесными ресурсами, крайне необходим, а в основу их изготовления должны быть положены современные индустриальные методы.

Область применения клееных деревянных конструкций — в основном общественные и промышленные здания. Эффективны конструкции покрытий не только средних, но и значительных по своим размерам пролетов (от 20 до 100 м), которые при высокой несущей способности и незначительной массе, а также при хорошей влагостойкости долговечны в эксплуатации. В большепролетных купольных, арочных и сводчатых конструкциях зданий клееная древесина успешно заменяет такие традиционные материалы, как железобетон и металл. В определенных условиях применение клееных деревянных конструкций целесообразно и при возведении других типов зданий и сооружений, а также малых архитектурных форм.
Улучшение архитектуры деревянных сооружений может быть достигнуто только при выявлении эстетических особенностей древесины. Для современной деревянной . архитектуры определились свои, присущие только лому материалу, формы. Клееные деревянные конструкции и прессованная древесина позволяют создать богатыепо своей пластике не только геометрически правильные, но и сложные криволинейные формы оболочек, сводов, куполов и покрытий типа гиперболических параболоидов. Поверхности дерена могут быть лаконичны и одновременно выразительны, нейтральны или, напротив, с ярко выраженной структурой.

Над проблемами эстетики деревянных строений задумывались зодчие с древнейших времен, из древесины построено немало прекрасных произведений архитектуры. Однако в теоретических трудах исследователи деревянной архитектуры не всегда уделяли достаточно внимания ЕО.:росам художественной выразительности этих сооружений, их усилия были направлены в основном на изучение свойств древесины, аналитический разбор конструкций или описания отдельных построек.

Сейчас накопилось достаточно материала о применении дерева в современной, архитектуре — в постройках небольшого масштаба, в крупных большепролетных сооружениях и зданиях сложных конфигураций. Эстетические качества таких сооружений характеризуются ясной композицией целого, масштабностью, пропорциональностью, строгостью декора, активным использованием ‘ фактуры и цвета элементов деревянных конструкций и изделий из древесины.

Освоение и внедрение новых материалов, изделий и конструкций из древесины становится наглядным примером реализации достижений науки и техники в создании разнообразных архитектурных форм.
Древесина — это единственный материал в природе, запасы которого постоянно и довольно быстро восполняются. Если разумно обращаться с лесными богатствами, то не на десятилетия, а на века человечество будет обеспечено этим превосходным строительным материалом.

Лес — один из основных типов растительного мира нашей планеты, представленный многочисленными формами растений, среди которых главное место принадлежит деревьям. Велико экологическое значение леса. Являясь важнейшей составной частью природного комплекса, он выполняет стабилизирующие функции в регулировании естественных процессов, происходящих в биосфере планеты и в составе ее атмосферы, оказывает благотворное влияние на климат и гидрологический режим. Но не менее важную роль играет лес как сырьевая база.




infopedia.su

Эстетические характеристики

Количество просмотров публикации Эстетические характеристики — 2001

Эксплуатационно-технические свойства

Эксплуатационно-технические свойства материалов на базе полимеров непосредственно связаны с их структурой, составом и могут регулироваться в широких пределах.

Средняя плотность пенопластов 20-00 кг/м3, аналогичный показатель у стеклопластиков до 2000 кг/м3 и более.

Свойства пластмасс при действии воды (гигроскопичность, водопоглощение, водопроницаемость) определяются характером пористости материала и степенью его гидрофильное™. Водопоглощение плотных гидрофобных пластмасс 0,1-0,5%, высокопористых с гидрофильными наполнителями – 30-90%.

Теплостойкость материалов на базе полимеров выражается температурой, при которой под действием определœенной заданной нагрузки деформация образца пластмассы достигает известного значения. Большинство пластмасс можно эксплуатировать при температуре не выше 100 °С, но материалы на базе кремнийорганических полимеров служат при температуре до 400 °С.

Пенопласты обладают самой низкой теплопроводностью по сравнению с другими материалами. Их коэффициент теплопроводности (0,028-0,04) приближается к соответствующей величинœе у воздуха.

Огнестойкость полимерных материалов оценивают известными методами огневой трубы или калориметрии: те материалы, которые при нагревании до 750 «С не горят, имеют потерю массы после испытания менее 10% и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для воспламенения, считают несгораемыми. Большинство пластмасс относится к сгораемым материалам. Их огнестойкость повышают добавлением антипиренов и минœеральных наполнителœей.

Ряд пластмасс обладает сравнительно невысокой прочностью, но пределы прочности при сжатии, изгибе и растяжении стеклопластиков могут превышать соответственно 400, 1000 и 900 МПа, т. е. быть выше, чем у материалов из стали.

Твердость пластмасс, как правило, ограничена и не находится в прямой зависимости от прочности, как, к примеру, у металлических материалов. Этот важный показатель для листовых материалов определяют по Бринœеллю – оценивают способность пластмассы сопротивляться проникновению стального шарика диаметром 5±0,1 мм при определœенной нагрузке в течение 1 мин.

Истираемость ряда пластмасс, несмотря на пониженную твердость, сравнительно низкая. Так, в случае если истираемость материалов из твердых горных пород в пределах 0,01- 0,1 г/см2, то истираемость безосновного поливинилхлоридного линолеума 0,035-0,05, полимерцементных покрытий полов 0,3-0,4 г/см2.

Деформативностъ пластмасс характеризуется склонностью к ползучести – необратимым деформациям при длительном действии нагрузок. При нормальной температуре модуль упругости пластмасс значительно меньше, чем у многих других материалов. С повышением температуры ползучесть пластмасс резко возрастает. Указанный недостаток ограничивает применение пластмасс в качестве конструкционного материала.

Вязкость красок и лаков относится к реологическим свойствам и непосредственно связана со структурой материала. Этот показатель в большей мере влияет на технологию малярных работ. В соответствии с современными стандартами условная вязкость большинства красок и лаков определяется по скорости истечения определœенного объёма материала через калиброванное сопло определœенного диаметра при известной температуре (обычно 20 °С).

Укрывистость красочных составов связана с разностью показателœей преломления среды и пигмента и зависит от комплекса факторов, в т.ч. от оптических свойств пигмента͵ его дисперсности, химического состава и цвета связующего (пленкообразующего).

Степень высыхания лакокрасочных покрытий связана с комплексом физико-химических факторов, определяющих структуру и составные поверхности материалов с течением времени. Современные стандарты предусматривают определœенные степени высыхания по специальной шкале. Этот метод связан с измерением способности лакокрасочного покрытия удерживать на своей поверхности инородные тела через определœенное время после начала высыхания.

Эстетические характеристики пластмасс весьма разнообразны. Οʜᴎ могут обладать практически неограниченной цветовой гаммой, включающей самые насыщенные тона. Лицевая поверхность должна быть одноцветной или полихромной, цвет часто сочетается с блеском. К примеру, по степени блеска лакокрасочных полимерных покрытий, измеренной на блескомере, выделяют пять категорий фактур: высокоглянцевые (блеск выше 60%), глянцевые (59-40%), полуглянцевые (39-25%), полуматовые (24-10%), матовые (9-3%), глубокоматовые (менее 3%).

Эстетические характеристики связаны со структурой, составом и функциональным назначением пластмасс. Так, в многослойных поливинилхлоридных линолеумах верхний слой – ненаполненная поливинилхлоридная прозрачная пленка толщиной около 0,6 мм, на тыльную сторону которой методом многоцветной печати нанесен рисунок, а нижний более толстый слой – пленка из высоконаполненного поливинилхлорида. Обе пленки, изготовленные методом экструзии, сдублированы (соединœены друг с другом) на специальных каландрах. Цветной рисунок просвечивает через верхнюю износостойкую пленку, которая защищает его от истирания. Лицевой слой релина (резинового линолеума) толщиной 0,8-1 мм получают одноцветным или многоцветным.

Из отходов линолеума можно изготовлять плитки различной формы.

Ковровые материалы бывают однотонными или иметь многоцветный рисунок. Рельефная поверхность ковров создается сочетанием ворса различной высоты, комбинаций разрезного и петельного ворса (в одном материале), тиснением и другими способами. Из иглопробивных и других ковров производят прямоугольные и фигурные плитки.

Поливинилхлоридные пленки и обои бывают одноцветными и полихромными, с различным рисунком, гладкими и тиснеными.

Листы декоративного бумажно-слоистого пластика изготовляются одноцветными и многоцветными с односторонней и двухсторонней лицевой отделкой, с гладкой глянцевой или матовой, зернистой фактурой, с любым рисунком.

На поверхности листового стеклопластика должна быть отчетливо видно расположение наполнителя – хаотичное или ориентированное. По аналогии с природным камнем как бы выявляется ʼʼтекстураʼʼ пластмасс. Разнообразны цвет и рельефный рисунок у полистирольных листов (панелœей) и плиток.

Пластмассы предоставляют возможность имитации фактуры и рисунка любого материала, в т.ч. природного камня или древесины. Но поиски эстетических характеристик должны исходить из структуры и свойств пластмассы как сравнительно нового искусственного материала.

Учитывая разнообразные эстетические характеристики пластмасс их сочетают в отделке с другими отделочными материалами, к примеру с металлическими.

Качество отделки пластмасс оценивают визуально, обращая внимание на возможные дефекты лицевой поверхности, а также с помощью измерительных инструментов и специальных приспособлений. При отделке печатанием возможны непропечатки в отдельных местах оттиска, нечеткое изображение или пятна на пробельных местах, затекание краски по контуру элементов оттиска, полосы краски, отпаривание краски, несовмещение красок на оттиске. Необходима определœенная степень адгезии оттиска с поверхностью. Отделка тиснением предполагает четкость краев изображения, достаточную адгезию переводной фольги. Возможные дефекты аппликации – отслаивание, вздутия, заусенцы, растекание краски. Качество металлопокрытий связано с величиной адгезии к поверхности пластмассы. Возможные дефекты – местные потери блеска, просветы, пробелы, трещины, бугры, неровности.

Внешний вид пластмасс изучают с учетом цветоустойчивости отделки, равномерности окраски и светлоты. Соответствующие измерения основываются на определœении координат цвета образцов-эталонов и испытуемых образцов. При оценке цветоустойчивости устанавливают цветовые различия между образцами до и после светового облучения, при оценке равномерности окраски – между различными участками материала или изделия. Светлоту пластмасс характеризуют коэффициентом отражения. Для указанных определœений используют компараторы цвета.

При оценке внешнего вида полимерных лакокрасочных покрытий после сравнительно длительной эксплуатации в атмосферных условиях фиксируют следующие возможные виды разрушений: потерю блеска, изменение цвета͵ белœесоватость (появление белого налета), бронизоровку (появление побежалости на поверхности), загрязнения, мелœение (образование на поверхности пигментированного покрытия свободных частиц пигмента), выветривание (износ слоя покрытия вплоть до обнаружения грунта или подложки), растрескивание, отслаивание, пузыри, сыпь. Учитывая зависимость отвнешнего вида лакокрасочного покрытия определяют его устойчивость при эксплуатации в атмосферных условиях по пятибалльной шкале: 5 – высший балл, 1 – низший балл.

referatwork.ru

Основные эстетические свойства строительных материалов

К эстетическим свойствам строительных материалов относятся форма, цвет, фактура, рисунок и текстура.Форма материала или изделия воспринимается визуально через лицевую поверхность и непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания.

Она может быть квадратной, прямоугольной и др. Цвет— свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в результате воздействия на сетчатку глаза человека электромагнитных колебаний, отраженных от лицевой поверхности, и является субъективным восприятием. Человек по-разному воспринимает один и тот же цвет при разном освещении.

Характеристиками цвета являются:     цветовая тональность — определяется длиной волны чистого спектрального цвета;     насыщенность — характеризуется степенью разбавления спектрального цвета белым и изменяется от 100% до 0;     светлота — определяется коэффициентом отражения, который для белых поверхностей близок к единице, а для черных — приближается к нулю. Все цвета строительных материалов и изделий можно разделить на две группы: хроматические и ахроматические. Хроматические делятся на теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (зеленый, синий, голубой, фиолетовый со всеми оттенками).

Ахроматические цвета — белый, черный и серый со всеми оттенками. Глаз человека способен различать десятки тысяч хроматических цветов и оттенков и до трехсот ахроматических цветов. По яркости различают тона интенсивный и неинтенсивный.

Фактура (от лат. factura — обработка, строение) — это характер поверхности материала, в том числе художественного произведения, или своеобразное строение материала, видимое на его поверхности.

Характеризуется рельефом и блеском. Фактура ощущается зрительно и осязательно, например, кожа человека передается в скульптуре (фреске) более гладкой, чем волосы. Восприятие фактуры зависит от особенностей натуры, от освещения и во многом индивидуально отличается от текстуры той же поверхности.

По степени рельефа материалы могут быть гладкие, шероховатые (высота рельефа до 5 мм) и рельефные (высота рельефа более 5 мм). По степени блеска различают материалы с блестящей и матовой фактурой. В современной отделке зданий предпочтение отдается, как правило, матовым фактурам, так как блестящие могут искажать восприятие интерьера. При выборе фактуры учитывается комплекс факторов, в том числе и цвет материала. Фактура более восприимчива на светлой поверхности. Искусство передачи ее в живописи связано с передачей материала, из которого сделан предмет. Для достижения более сложной фактуры произведения используют коллаж, оттиски тканей, листьев деревьев, трав и др. Фактуру поверхности материала можно определить инструментальным или визуальным методами.

Рисунок— материальное изображение на лицевой поверхности изделий каких-либо предметов, явлений, совокупности графических элементов, а также особое строение твердых веществ, обусловленное характером расположения его составных частей. В живописи рисунок — это вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Он может быть также подготовительным этапом при создании фресок, мозаик, витражей.

Рисунок, созданный самой природой, называют текстурой (например, у древесины, природного камня и др.).

Рисунок, текстура,как и другие эстетические характеристики материалов, влияют на своеобразие наружной и внутренней отделки зданий и сооружений.

Эстетические свойства материалов (архитектурно-художественные) объединяют 2 группы свойств. Первая характеризует эстетичность материалов и изделий. Вторая характеризует эстетичность сочетаний с другими материалами и изделиями и с окружающей средой.Эстетические, или архитектурно-художественные, свойства строительных материалов и изделий определяется такими его параметрами, как форма, цвет, фактура и рисунок (текстура).

Эстетические свойства определяются тремя основными видами характеристик: психологическими, физиологическими и физическими. Последние могут быть количественно выражены по результатам простых измерений геометрических размеров или с помощью специальных приборов (фотометров, спектрофотометров, блескомеров и т. п.).

Объективная составляющая физиологических параметров цвета также поддаётся количественной оценке с помощью методов колориметрии, учитывающих спектральные характеристики зрительного анализатора среднего (нетренированного) наблюдателя.Формаматериалов, лицевая поверхность (или поверхности) которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания. Эстетичность формы материала и изделия определяется её геометрией (для объёмных изделий — кубическая, параллелепидная, цилиндрическая, лекальная и т. д.; для плоских — квадратная, прямоугольная, многогранная, лекальная и т.

д.) и пропорциями (соотношениями) основных размеров.В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична – квадрат, прямоугольник.Цветматериалов – это зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаз человека электромагнитных колебаний, отражённых от лицевой поверхности в результате действия света. В общем случае цвет материала обусловлен следующими факторами: его окраской, свойствами поверхности, оптическими свойствами источников света (известно, например, что цвет одних и тех же обоев по разному воспринимается днём и при искусственном освещении вечером) и среды, через которую свет распространяется, индивидуальными особенностями зрительного анализатора и психофизического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах наблюдателя.Все цвета материалов можно разделить на две группы – ахроматические(белые, черные и серые всех оттенков) и хроматические(красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками). Человеческий глаз способен различать до трёхсот оттенков ахроматических и десятки тысяч хроматических цветов.При качественном описании цвета используют три его основные характеристики — цветовой тон, насыщенность и светлоту:· Цветовая тональностьпоказывает, к какому участку видимого спектра относится цвет материала.

Количественно цветовые тона измеряются длинами волн.· Насыщенность цвета– степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.· Светлота характеризуется относительной яркостью поверхности материала, определяемой коэффициентом отражения, который представляет, соответственно, отношение отражённого светового потока к падающему.Применяя визуальные методы оценки цвета, используют атласы цвета, картотеку цветовых эталонов и образцы материалов – эталонов.Цветовые атласы– альбомы или наборы большого количества ахроматических и хроматических красок, предварительно систематизированных.Картотека цветовых эталонов– комплект карточек различных цветов, каждому из которых присвоен определённый номер.Фактура– видимое строение лицевой поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска.По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5см) фактуры.Различают два вида рельефных фактур: организованную(с повторяющимся равномерным, часто геометрическим рисунком рельефа) и неорганизованную(с неравномерным, хаотическим рисунком). Пример первой — регулярная рифлёная фактура природного камня, второй — фактура бетона с обнажённым заполнителем или каменная фактура скалы.По степени блеска различают блестящиеи матовыефактурыУ природных и большинства искусственных материалов текстура образуется видимыми на их поверхностях различными по форме, размеру, характеру пространственного расположения, цвету отдельными составными элементами: у древесины — годичными слоями, сердцевинными лучами, сосудами, волокнами; у естественного камня — зёрнами, прожилками, порами; у бетона — цементным камнем, мелким и крупным заполнителем и т. д.Текстура и цвет служат важными диагностическими признаками для распознавания пород минералов и древесины.

Опытные архитекторы, строители и специалисты-материаловеды легко по внешним признакам различают десятки пород древесины и естественных каменных материалов. Текстура древесины, отражающая её анатомическое строение, во многом определяет её художественно-декоративную ценность. Лиственные породы обладают, как правило, более выразительной и богатой текстурой, чем хвойные.

Характер текстуры древесины резко изменяется в зависимости от направления разреза ствола (рис. 1.6): поперечного (торцового) или продольного (радиального и тангентального).Рис 2.Основные разрезы стволаДревесные породы с чётко выраженными, заметными на продольном разрезе широкими сосудами имеют так называемую штриховую текстуру, причём, если эти штрихи собраны в широкие полосы (как, например, у дуба и ясеня), то текстура называется полосоштриховой, а если штрихи расположены беспорядочно (например, у грецкого ореха и эвкалипта), то — рассеянно-штриховой. Породы древесины с чётко различимыми сердцевинными лучами (дуб, бук, платан и др.), которые видны на радиальных разрезах как блестящие зеркальца — прерывистые полоски или пятна, характеризуются зеркальчатой текстурой.

На тангенциальных разрезах этих пород видна чешуйчатая текстура древесины. Породы древесины со слабо различимым анатомическим строением (например, берёза, самшит, груша) называют слаботекстурными. По декоративности зеркальчатая текстура выше чешуйчатой, поэтому для облицовки панелей и мебели строганый радиальный шпон (тонкий срез) предпочтительнее тангенциального.Рисунок– различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и др.

элементы на лицевой поверхности материала. Если упомянутые элементы создала природа, рисунок называют текстурой(например, текстура древесины, природного камня). Рисунок на поверхности материала и изделия может быть естественным или искусственным.Выделяют рисунки, вызывающие функциональные аналоги (например, растительный орнамент), геометрические, слабо или явно (ярко) выраженные, крупно – или мелкомасштабные.

Рисунок (текстура), как и другие эстетические характеристики, влияет на своеобразие наружной и внутренней отделки зданий, сооружений.Цветовые характеристики особенно важны для оценки качества отделочных материалов, применяемых в наружной и во внутренней отделке зданий и сооружений. Поскольку цвет является одним из важнейших факторов производственного и бытового комфорта, при выборе отделочных материалов необходимо учитывать не только их собственные цветовые характеристики, но и определенное психологическое воздействие конкретных сочетаний цвета различных материалов (или покрасок) — цветовых гармоний.Проектируя здание и его отделку, выбирая необходимые отделочные материалы, архитектор должен принимать во внимание (кроме объективных факторов, обусловливающих цветовые ощущения — источники света, среда и т. п.) взаимосвязь цвета и фактуры поверхности, цвета и формы, роль светотени и рефлексов в восприятии цвета.

Так, с помощью цвета можно зрительно «разрушить» стену, исказить объем, изменить пропорции объекта, а цветные рефлексы могут изменять оттенки поверхностей, например, при покрытии пола красным ковром белые стены будут восприниматься бледно-розовыми. В интерьере отделка удалённой торцовой стены материалом насыщенного тёплого цвета способствует уменьшению воспринимаемой длины помещения, а применение холодного ненасыщенного, наоборот, зрительно удлиняет его.Значительные изменения цвета материалов происходят и в естественных условиях эксплуатации. Способность материала в течение длительного времени сохранять в эксплуатационных условиях без изменения свой цвет характеризуется его цветоустойчивостью.

Это свойство искусственных материалов в значительной степени определяется стойкостью применённых пигментов. Изменение цвета окрашенных полимерных материалов наблюдается также по мере их старения.Текстура каменных и древесных материалов усиливается при полировке и прозрачной отделке поверхности мастиками и лаками. Выразительность естественного рисунка камня, стеклокристаллических и некоторых полимерных и других материалов увеличивается направленным освещением поверхности, игрой светопроницаемых, глухих и блестящих включений.

Современная технология производства искусственных, прежде всего полимерных, отделочных материалов позволяет получать почти неограниченное разнообразие рисунков, включая специально созданные декоративные текстуры.Искусственные рисунки различаются по многочисленным признакам: характеру, масштабу, раппорту (повторяющаяся часть рисунка, узора), количеству и характеристике цветов и их сочетаниям и т. д. Рисунок может наноситься и не на поверхность материала, а располагаться под прозрачным верхним слоем (например, на внутренней стороне прозрачной полимерной плёнки в многослойных отделочных материалах и линолеумах).

Рисунок материала может создаваться на его поверхности не цветом, а сочетанием разного рельефа (травлением на стекле, сочетанием петельного и разрезного ворса ковровых материалов), перфораций (на акустических плитах) и другими способами.Оценка эстетических свойств строительных материалов и изделий производится как методами измерения их физических параметров, так и визуальным сопоставлением с утверждёнными эталонами. При визуальном методе оценка цвета, фактуры и рисунка производится в тех же условиях освещения, при которых предполагается эксплуатация материала.Вопросы для самоконтроля1.В чём разница между истинной и средней плотностью материала?2.Что такое морозостойкость? В чём она измеряется?3.Что такое огнестойкость и огнеупорность?4.Что такое прочность материала и чем она характеризуется?5.Приведите примеры упругих, пластичных и хрупких материалов.6.Каковы методы определения твёрдости?.Дата добавления: 2017-05-02; просмотров: 8442; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫПохожие статьи:

К рассматриваемым характеристикам относятся форма, цвет, фактура, рисунок (природный – текстура)

Форма материалов, лицевая поверхность которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания. В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична – квадрат, прямоугольник.

Цвет материалов — зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаза человека электромагнитных колебаний, отражённых от лицевой поверхности в результате действия света.

Все цвета материалов можно разделить на две группы – ахроматические (белые, чёрные и серые всех оттенков) и хроматические ( красные, оранжевые, жёлтые, зелёные голубые, синие, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками).

Основные характеристики цвета – цветовая тональность, светлота и насыщенность .

Цветовая тональность показывает, к какому участку видимого спектра относится цвет материала.

Светлота характеризуется относительной яркостью поверхности материала.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.

Фактура – видимое строение поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска. По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5 см) фактуры.

По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры.

Фактуру определяют инструментальным или визуальным методами. При инструментальном методе используют измерительные инструменты: металлические линейки, рулетки, угломеры, толщинометры.

Визуальная или качественная оценка фактуры связана с расстоянием, с которого она рассматривается. При выборе фактуры учитывается комплекс факторов, в том числе цвет материала. Фактура более отчётливо воспринимается на светлой поверхности.

При рельефной бугристой фактуре объём помещения воспринимается меньшим, чем при фактуре гладкой, горизонтальные рельефы способствует зрительному сохранению высоты и удлинению помещения.

Рисунок – различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и другие элементы на лицевой поверхности материала. Если упомянутые элементы создала природа, рисунок называют текстурой(например, текстура древесины, природного камня).

Важно представлять, что все эстетические характеристики воспринимаются вместе и, например, определённые виды фактуры могут заметно менять цветовые параметры – насыщенность, светлоту.

Лакокрасочные материалы.

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) — это многокомпонентные составы (жидкие, пастообразные или порошкообразные), которые при нанесении тонким слоем на твердую подложку высыхают с образованием лакокрасочного покрытия с заданными свойствами.

Все лакокрасочные материалы являются дисперсными системами.

Дисперсная система — это система, состоящая из двух или более фаз, одна из которых- дисперсная фаза — распределена в другой фазе — дисперсионной среде — в виде мелких твердых частиц, капель или пузырьков.

Дисперсность — степень раздробленности вещества на частицы. Чем меньше частицы, тем выше дисперсность.

К дисперсным системам относятся:

Суспензии — системы, в которых частицы твердой фазы распределены в жидкой среде во взвешенном состоянии. Суспензиями являются готовые краски, эмали, шпатлевки.

Эмульсии — системы, в которых мельчайшие капельки жидкой фазы распределены в жидкой среде. Примером эмульсии может служить молоко.

Латекс синтетический — водная дисперсия синтетических полимеров, выступает в роли связующего (пленкообразующего) вещества при производстве ЛКМ на водной основе.

По составу и назначению ЛКМ подразделяют на лаки, грунтовки, шпатлевки, краски (в том числе эмали).

Лак — раствор пленкообразующих веществ в воде или органических растворителях, может содержать растворимые красители, сиккативы, пластификаторы, отвердители, матирующие вещества и образует после высыхания твердую, прозрачную, однородную пленку, прочно сцепленную с поверхностью. Лаки придают поверхности декоративный вид и создают защитные покрытия.

Грунтовка (грунт) — суспензия пигмента или смеси пигментов и наполнителей в связующем веществе.

Образует после высыхания однородную непрозрачную пленку с хорошей адгезией к подложке ( адгезия- прилипание, сцепление). Грунтовки образуют нижние слои покрытий, создавая надежное сцепление верхних слоев покрытия с окрашиваемой поверхностью. Кроме того, они защищают металл от коррозии, выделяют структуру древесины, закрывают поры материала, выравнивают и создают однородную поверхность перед окраской.

Шпатлевка — густая вязкая масса, состоящая из пигментов, наполнителей или их смеси в связующем веществе с введением добавок или без них, для выравнивания шероховатых, пористых и волнистых поверхностей перед их окраской. Содержание наполнителей и пигментов в шпатлевке в несколько раз превышает количество пленкообразующего.

Краски — однородные суспензии пигментов или их смеси с наполнителями в связующем веществе, образующие после высыхания однородную непрозрачную твердую окрашенную пленку. Основой воднодисперсионных красок являются синтетические латексы (иногда такие краски называют латексными), водные эмульсии алкидных смол и др. Могут также содержать эмульгаторы, диспергаторы, сиккативы, пеногасители и другие аддитивы (добавки).

Эмаль — суспензия высокодисперсного пигмента или смеси его с наполнителями в связующем, образующая после высыхания однородную непрозрачную твердую окрашенную пленку. В остальном эмаль похожа на краску.

Водоразбавляемые лакокрасочные материалы

Из всего обширного спектра лакокрасочных материалов особую нишу занимают водоразбавляемые ЛКМ.

Водоразбавляемые ЛКМ, в зависимости от состояния полимерного связующего, подразделяются на воднодисперсионные и водорастворимые.

Воднодисперсионные (водоэмульсионные) ЛКМ представляют собой суспензии пигментов и наполнителей в водных дисперсиях пленкообразующих веществ типа синтетических полимеров с добавкой эмульгаторов, диспергаторов и других вспомогательных веществ. ЛКМ этого типа присвоен начальный индекс «ВД» при обозначении марок, например: краска ВД-ВА-17 или краска ВД-КЧ-26.

По назначению воднодисперсионные краски подразделяют на краски для наружных работ, краски для внутренних работ и краски целевого назначения. При обозначении марок для каждой из этих групп принята в качестве первой цифры соответственно 1, 2 и 5, например, краска ВД-ВА-17, ВД-КЧ-26, ВД-ВА-524.

Применение водоразбавляемых ЛКМ является одним из наиболее перспективных направлений в производстве лакокрасочных покрытий. Это обуславливается следующими преимуществами этих материалов:

применение в качестве разбавителя воды взамен токсичных и огнеопасных растворителей дает значительную экономию, уменьшает пожароопасность при покраске, улучшает санитарногигиенические условия труда как при производстве, так и при применении ЛКМ;

легкость нанесения (кистью, краскораспылителем, валиком) и быстрое высыхание покрытий;

возможность получения покрытий на влажных поверхностях и при повышенной влажности воздуха;

меньшая трудоемкость отмывки оборудования и инструмента от неотвержденной краски;

высокая адгезия красок к таким пористым поверхностям, как штукатурка, бетон, кирпич и т.п., позволяющая перекрашивать их без специальной подготовки;

низкая стоимость красок.

Вместе с тем водоразбавляемые ЛКМ не лишены недостатков, из которых следует отметить:

слабую стабильность и неморозостойкость значительной части воднодисперсионных красок;

более узкий температурный режим для отверждения;

необходимость специальной подготовки металлической поверхности под окраску;

Из лакокрасочных материалов воднодисперсионного типа наилучшими являются краски на основе акриловых латексов. Они имеют по сравнению с поливинилацетатными, сополимеровинилацетатными и бутадиенстирольными красками существенные преимущества — они образуют покрытия, обладающие повышенной атмосферостойкостью, водостойкостью, высокой стойкостью к старению и действию щелочей. Применяются в строительстве для наружных и внутренних покрытий по пористым материалам (штукатурка и т.

п.) и загрунтованным металлическим поверхностям, устойчивы к замораживанию до — 40°С и оттаиванию. Значительное применение, особенно для внутренних работ, получили ЛКМ на основе сополимеров стирола с бутадиеном. Однако эти краски не рекомендуются для помещений с повышенной влажностью.

12. Минеральные вяжущие и материалы на их основе. Номенклатура, свойства, примеры применения.

Минеральные вяжущие вещества — это материалы, которые при смешивании с водой образуют пластично-вязкое тесто, способное со временем самопроизвольно затвердевать, переходя в камневидное состояние.

После затвердевания вяжущее вещество скрепляет в одно целое, т. е. как бы связывает между собой, камни либо зерна сыпучих материалов — песка, гравия, щебня.

Различают органические и минеральные (неорганические) вяжущие вещества.

К органическим относятся битум, деготь, полимеры. Эти вещества переходят в рабочее состояние при нагреве либо растворении ворганических растворителях.

Минеральные вяжущие выпускают в виде тонких высокодисперсных порошков (цемента, гипсового вяжущего). Реже применяют вяжущие в виде высоковязких жидкостей (жидкого стекла, фосфатных вяжущих).

Как правило, минеральные вяжущие переводят в рабочее состояние путем смешивания с водой. Этот процесс называют затворением вяжущего. Некоторые вяжущие, например магнезиальный цемент, затворяют водными растворами солей.

К основным видам материалов на основе минеральных вяжущих относят бетон, железобетон, строительные растворы, силикатные, асбестоцементные, гипсовые краски.

Среди пречисленных разновидностей есть материалы специального назначения, в т. ч. теплоизоляционные, кровельные, для гидротехнических сооружений, дорог.

Эксплуатационно-технические свойства большинства рассматриваемых материалов в значительной мере определяются характеристиками, соотношением сырьевых компонентов и формируются на стадиях перемешивания, укладки и твердения.

Большое значение имеет однородность смеси сырьевых компонентов при изготовлении силикатного кирпича, гипсовых, асбестоцеметных строительных материалов, красочных составов.

Применение. Широкое применение искусственных каменных материалов – конструкционных, конструкционно-отделочных, отделочных – обуславливается следующими причинами:

— значительные запасы сравнительно дешевых сырьевых материалов;

— возможность удовлетворения разнообразных требований всех видов строительства: жилищного, общественного, промышленного, специального (мосты, дороги, подземные и подводные сооружения), в т.ч. при создании разнообразных форм, вариантов отделки лицевой поверхности;

-конструкционная совместимость с другими материалами;

-сравнительная простота, низкая энергоемкость, возможность механизации и автоматизации процесса производства;

-сравнительно низкая себестоимость материалов.



Источники:

  • malanisi.ru
  • poznayka.org
  • infopedia.su

blog-potolok.ru

Эстетические характеристики строительных материалов.

К рассматриваемым характеристикам относятся форма, цвет, фактура, рисунок (природный – текстура)

Форма материалов, лицевая поверхность которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания. В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична – квадрат, прямоугольник.

Цвет материалов — зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаза человека электромагнитных колебаний, отражённых от лицевой поверхности в результате действия света.

Все цвета материалов можно разделить на две группы – ахроматические (белые, чёрные и серые всех оттенков) и хроматические ( красные, оранжевые, жёлтые, зелёные голубые, синие, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками).

Основные характеристики цвета – цветовая тональность, светлота и насыщенность .

Цветовая тональность показывает, к какому участку видимого спектра относится цвет материала.

Светлота характеризуется относительной яркостью поверхности материала.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.

Фактура – видимое строение поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска. По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5 см) фактуры.

По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры.

Фактуру определяют инструментальным или визуальным методами. При инструментальном методе используют измерительные инструменты: металлические линейки, рулетки, угломеры, толщинометры.

Визуальная или качественная оценка фактуры связана с расстоянием, с которого она рассматривается. При выборе фактуры учитывается комплекс факторов, в том числе цвет материала. Фактура более отчётливо воспринимается на светлой поверхности.

При рельефной бугристой фактуре объём помещения воспринимается меньшим, чем при фактуре гладкой, горизонтальные рельефы способствует зрительному сохранению высоты и удлинению помещения.

Рисунок – различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и другие элементы на лицевой поверхности материала. Если упомянутые элементы создала природа, рисунок называют текстурой(например, текстура древесины, природного камня).

Важно представлять, что все эстетические характеристики воспринимаются вместе и, например, определённые виды фактуры могут заметно менять цветовые параметры – насыщенность, светлоту.

 

Лакокрасочные материалы.

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) — это многокомпонентные составы (жидкие, пастообразные или порошкообразные), которые при нанесении тонким слоем на твердую подложку высыхают с образованием лакокрасочного покрытия с заданными свойствами.

Все лакокрасочные материалы являются дисперсными системами.

Дисперсная система — это система, состоящая из двух или более фаз, одна из которых- дисперсная фаза — распределена в другой фазе — дисперсионной среде — в виде мелких твердых частиц, капель или пузырьков.

Дисперсность — степень раздробленности вещества на частицы. Чем меньше частицы, тем выше дисперсность.

К дисперсным системам относятся:

Суспензии — системы, в которых частицы твердой фазы распределены в жидкой среде во взвешенном состоянии. Суспензиями являются готовые краски, эмали, шпатлевки.

Эмульсии — системы, в которых мельчайшие капельки жидкой фазы распределены в жидкой среде. Примером эмульсии может служить молоко.

Латекс синтетический — водная дисперсия синтетических полимеров, выступает в роли связующего (пленкообразующего) вещества при производстве ЛКМ на водной основе.

По составу и назначению ЛКМ подразделяют на лаки, грунтовки, шпатлевки, краски (в том числе эмали).

Лак — раствор пленкообразующих веществ в воде или органических растворителях, может содержать растворимые красители, сиккативы, пластификаторы, отвердители, матирующие вещества и образует после высыхания твердую, прозрачную, однородную пленку, прочно сцепленную с поверхностью. Лаки придают поверхности декоративный вид и создают защитные покрытия.

Грунтовка (грунт) — суспензия пигмента или смеси пигментов и наполнителей в связующем веществе. Образует после высыхания однородную непрозрачную пленку с хорошей адгезией к подложке ( адгезия- прилипание, сцепление). Грунтовки образуют нижние слои покрытий, создавая надежное сцепление верхних слоев покрытия с окрашиваемой поверхностью. Кроме того, они защищают металл от коррозии, выделяют структуру древесины, закрывают поры материала, выравнивают и создают однородную поверхность перед окраской.

Шпатлевка — густая вязкая масса, состоящая из пигментов, наполнителей или их смеси в связующем веществе с введением добавок или без них, для выравнивания шероховатых, пористых и волнистых поверхностей перед их окраской. Содержание наполнителей и пигментов в шпатлевке в несколько раз превышает количество пленкообразующего.

Краски — однородные суспензии пигментов или их смеси с наполнителями в связующем веществе, образующие после высыхания однородную непрозрачную твердую окрашенную пленку. Основой воднодисперсионных красок являются синтетические латексы (иногда такие краски называют латексными), водные эмульсии алкидных смол и др. Могут также содержать эмульгаторы, диспергаторы, сиккативы, пеногасители и другие аддитивы (добавки).

Эмаль — суспензия высокодисперсного пигмента или смеси его с наполнителями в связующем, образующая после высыхания однородную непрозрачную твердую окрашенную пленку. В остальном эмаль похожа на краску.

Водоразбавляемые лакокрасочные материалы

Из всего обширного спектра лакокрасочных материалов особую нишу занимают водоразбавляемые ЛКМ.

Водоразбавляемые ЛКМ, в зависимости от состояния полимерного связующего, подразделяются на воднодисперсионные и водорастворимые.

Воднодисперсионные (водоэмульсионные) ЛКМ представляют собой суспензии пигментов и наполнителей в водных дисперсиях пленкообразующих веществ типа синтетических полимеров с добавкой эмульгаторов, диспергаторов и других вспомогательных веществ. ЛКМ этого типа присвоен начальный индекс «ВД» при обозначении марок, например: краска ВД-ВА-17 или краска ВД-КЧ-26.

По назначению воднодисперсионные краски подразделяют на краски для наружных работ, краски для внутренних работ и краски целевого назначения. При обозначении марок для каждой из этих групп принята в качестве первой цифры соответственно 1, 2 и 5, например, краска ВД-ВА-17, ВД-КЧ-26, ВД-ВА-524.

Применение водоразбавляемых ЛКМ является одним из наиболее перспективных направлений в производстве лакокрасочных покрытий. Это обуславливается следующими преимуществами этих материалов:

применение в качестве разбавителя воды взамен токсичных и огнеопасных растворителей дает значительную экономию, уменьшает пожароопасность при покраске, улучшает санитарногигиенические условия труда как при производстве, так и при применении ЛКМ;

легкость нанесения (кистью, краскораспылителем, валиком) и быстрое высыхание покрытий;

возможность получения покрытий на влажных поверхностях и при повышенной влажности воздуха;

меньшая трудоемкость отмывки оборудования и инструмента от неотвержденной краски;

высокая адгезия красок к таким пористым поверхностям, как штукатурка, бетон, кирпич и т.п., позволяющая перекрашивать их без специальной подготовки;

низкая стоимость красок.

Вместе с тем водоразбавляемые ЛКМ не лишены недостатков, из которых следует отметить:

слабую стабильность и неморозостойкость значительной части воднодисперсионных красок;

более узкий температурный режим для отверждения;

необходимость специальной подготовки металлической поверхности под окраску;

Из лакокрасочных материалов воднодисперсионного типа наилучшими являются краски на основе акриловых латексов. Они имеют по сравнению с поливинилацетатными, сополимеровинилацетатными и бутадиенстирольными красками существенные преимущества — они образуют покрытия, обладающие повышенной атмосферостойкостью, водостойкостью, высокой стойкостью к старению и действию щелочей. Применяются в строительстве для наружных и внутренних покрытий по пористым материалам (штукатурка и т.п.) и загрунтованным металлическим поверхностям, устойчивы к замораживанию до — 40°С и оттаиванию. Значительное применение, особенно для внутренних работ, получили ЛКМ на основе сополимеров стирола с бутадиеном. Однако эти краски не рекомендуются для помещений с повышенной влажностью.

12. Минеральные вяжущие и материалы на их основе. Номенклатура, свойства, примеры применения.

Минеральные вяжущие вещества — это материалы, которые при смешивании с водой образуют пластично-вязкое тесто, способное со временем самопроизвольно затвердевать, переходя в камневидное состояние. После затвердевания вяжущее вещество скрепляет в одно целое, т.е. как бы связывает между собой, камни либо зерна сыпучих материалов — песка, гравия, щебня.

Различают органические и минеральные (неорганические) вяжущие вещества.

К органическим относятся битум, деготь, полимеры. Эти вещества переходят в рабочее состояние при нагреве либо растворении ворганических растворителях.

Минеральные вяжущие выпускают в виде тонких высокодисперсных порошков (цемента, гипсового вяжущего). Реже применяют вяжущие в виде высоковязких жидкостей (жидкого стекла, фосфатных вяжущих). Как правило, минеральные вяжущие переводят в рабочее состояние путем смешивания с водой. Этот процесс называют затворением вяжущего. Некоторые вяжущие, например магнезиальный цемент, затворяют водными растворами солей.

К основным видам материалов на основе минеральных вяжущих относят бетон, железобетон, строительные растворы, силикатные, асбестоцементные, гипсовые краски. Среди пречисленных разновидностей есть материалы специального назначения, в т.ч. теплоизоляционные, кровельные, для гидротехнических сооружений, дорог.

Эксплуатационно-технические свойства большинства рассматриваемых материалов в значительной мере определяются характеристиками, соотношением сырьевых компонентов и формируются на стадиях перемешивания, укладки и твердения.

Большое значение имеет однородность смеси сырьевых компонентов при изготовлении силикатного кирпича, гипсовых, асбестоцеметных строительных материалов, красочных составов.

Применение. Широкое применение искусственных каменных материалов – конструкционных, конструкционно-отделочных, отделочных – обуславливается следующими причинами:

— значительные запасы сравнительно дешевых сырьевых материалов;

— возможность удовлетворения разнообразных требований всех видов строительства: жилищного, общественного, промышленного, специального (мосты, дороги, подземные и подводные сооружения), в т.ч. при создании разнообразных форм, вариантов отделки лицевой поверхности;

-конструкционная совместимость с другими материалами;

-сравнительная простота, низкая энергоемкость, возможность механизации и автоматизации процесса производства;

-сравнительно низкая себестоимость материалов.

 




infopedia.su

Комплексные свойства материалов.

Долговечность- способность материала сохранять требуемые свойства до предельного состояния т. е заданного срока эксплуатации. Для каждого отдельного материала долговечность зависит от области его применения, интенсивности воздействия эксплуатационных нагрузок, т. е температуры, влажности и агрессивности среды. Требования по наибольшей долговечности предъявляются ко всем конструкционным материалам. Она должна быть не ниже срока службы здания и сооружения

Старение- изменение структуры и свойств материала при эксплуатации или длительном хранении. Не стареет природный камень, за исключением мрамора. Быстро стареют пластмассы.

Надежность – комплексные свойства материала. Сохранять заданные свойства в течение времени эксплуатации. Основные задачи надежности состоит в исключении «отказов», внезапного ухудшения свойств материала ниже уровня, заложенного в проекте. Особенно важно это свойство для материалов, работающих в экстремальных условиях – высоких температурах, в агрессивной среде, сейсмических воздействиях.

Совместимость — понимается способность разнородных материалов, изделий и конструкций образовывать прочное и надежное неразъемное соединение и выполнять при этом необходимые функции в течение заданного времени. Совместимость может рассматриваться в аспекте эстетическом, как применение материалов разной фактуры или цвета.

Жаростойкость- способность материала противостоять химическому разрушению при высокой температуре.

Биологические свойства

Биологическая стойкость— способность материалов сопротивляться воздействию биологически активной среды. Например для древесины- гниль и грибковые окрасы, повреждение древоточиной (жуками, короедами).

Эстетические свойства.

Эстетические свойства самого материала определяются такими параметрами как форма, цвет, фактура и рисунок. Важным фактором является эстетическая сочетаемость с другими материалами или изделиями применяемыми на данном объекте, а так же сочетание с окружающей средой.

Форма – играет существенную роль в эстетической оценке изделия. Например, для цоколей применяют крупные, грубо обработанные каменные материалы, а в верхней части мелкие гладкие камни, чтобы создать впечатление легкости стен и незыблемости здания в целом. Форма очень важна для плиточных материалов.

Цвет – обусловлен следующими факторами – его окраской, свойствами поверхности, свойствами источника света. Человеческий глаз способен различать до 300 оттенков ахроматических (белые, черные и серые цвета) и десятки тысяч хроматических цветов (красный, оранжевый, синий, зеленый, фиолетовый и др.).

В строительстве используются цветовые атласы, в которых на карточках размером 130х180 мм на триацетатной пленке наносится краска матовая и глянцевая. Этот стандарт хранится 5 лет.

Для получения цвета используются пигменты. Цвет играет важную роль, как для внутренней, так и для наружной отделки здания. При использовании светлых материалов помещение кажется большим, для уменьшения необходимо использовать насыщенные теплые цвета.

Фактура – видимое строение поверхности материала, характеризуемое рельефом и степенью блеска (гладкие и рельефные).

Рисунок- природный рисунок на камне, дереве называется текстурой. Выбор фактуры и рисунка зависит от расстояния, с которого его рассматривают.

Механические свойства

Прочность-свойство материала сопротивляться разрушению под воздействием внешней нагрузки. Чаще всего материалы работают на сжатие, растяжение, изгиб, срез, удар, истирание.

Природные каменные материалы, бетон, кирпич хорошо сопротивляются сжатию, хуже срезу и плохо растяжению.

Древесина и сталь хорошо работают на растяжение и сжатие. Дерево плохо работает на скалывание вдоль волокон.

Прочность строительных материалов характеризуется пределом прочности.

Пределом прочности называется напряжение, соответствующее нагрузке, вызывающей разрушение образца. Предел прочности определяется испытанием нагрузкой образцов до разрушения. Чем менее однородный образец по строению, тем больше следует испытывать образцов. У неоднородного образца должен быть больший размер. Испытания проводятся по ГОСТу на маленьких стандартных образцах. Таким образом определяют нормативное сопротивление материала. Затем нормативное сопротивление делят на коэффициент неоднородности, коэффициент учитывающий масштабный фактор, и коэффициент длительной прочности. Например, для дерева нормативное сопротивление древесины равно 100 МПа, а с учетом коэффициентов расчетное 15 МПа ( Кдл=1,33. Кнеод=5.0, К масш=1.15).

Твердость- это свойство материала сопротивляться проникновению в него постороннего твердого тела. Эта характеристика прямо зависит от прочности.

Для определения твердости в образцы вдавливают стальной шарик под определенной нагрузкой, и измеряют глубину вдавливания. По шкале определяют прочность на твердость.

Истираемость способность материала уменьшаться в массе и объме под воздействием истирающих усилий для полов, лестниц, бункеров и т.д. определяется на кругах истирания.

Упругость свойство материала восстанавливать первоначальную форму после снятия нагрузки.

Пластичностью — называется свойство материала под воздействием усилий изменять форму и размеры без образования трещин и сохранять ее после снятия нагрузки. Пластичность и упругость изменяются в зависимости от влажности и температуры.

Вопросы для СРС по теме:

  1. Виды свойств строительных материалов.

  2. Основные физические свойства материалов.

  3. Характеристики материалов технологического характера.

  4. Комплексные характеристики материалов.

  5. Механические характеристики материалов.

  6. Физические свойства материалов по отношению к температурам.

  7. Физические свойства материалов по отношению к влаге.

  8. Эстетические свойства материалов.

  9. При помощи какого прибора определяют истинную плотность

каменных материалов.

  1. Каким образом определяют насыпную плотность сыпучих материалов.

  2. Что такое водопоглащение материала?

  3. Что такое коэффициент размягчения и как его вычисляют?

  4. Какова форма и размеры образцов различных материалов при

определении пределов прочности при изгибе и растяжении.

studfiles.net