Естественное право и позитивное право сходства и различия – Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их …?

Сравните характеристики позитивного и естественного права: взаимосвязь и различия

Общество может нормально функционировать только при наличии правового регулирования. В процессе развития государства регулирующими факторами выступают правовые нормы, которые являются обязательными для соблюдения всеми гражданами страны. Рассматривая право как систему норм его принято подразделять на естественное и позитивное (или положительное).

Эти две характеристики еще с древности представляют собой соотношение общей справедливости. Но в каждой стране они воспринимаются по-разному. Например, на востоке позитивное право и мораль противостоят друг другу, как добро и зло. Причем оно принимается как навязывающий фактор, без которого прожить можно, а вот без морали нет.

Что они собой представляют

Любые отношения строятся на равенстве и свободе. При этом государство и общество порой отделают друг от друга. Их соотношение отражается в видах.

Естественное  – свободы и обязанности человека, которые предоставляются ему от рождения природой. К ним могут относиться следующие права:

  • на жизнь;
  • уважение достоинства;
  • справедливое отношение;
  • свобода мысли.

Особенность естественного права в том, что оно никак не связано с государством. Регламентируемые им нормы не могут им контролироваться.

Позитивное – установлено на государственном уровне и регулируется им законодательно. То есть это все права, которые закреплены на официальном уровне.

Нормы положительного права могут взаимодействовать с естественными, но одновременно с тем противоречить им. И это не единичные аспекты, а целые догмы. Историческое противостояние этих двух разновидностей прав сложилось под грузом социальных изменений общества.

На видео – естественное и позитивное право:

Сходство

Почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права? Они обособлены друг от друга. Но в соответствии с естественно-правовой теорией, то позитивное право – нормы установленные государством не должны противоречить естественным правам и ограничивать свободу граждан, влиять на их равенство и придерживаться справедливости для всех людей без исключения.

Некоторые индивидуумы в реальной жизни могут трактовать естественные нормы по-своему и применять насилие, учиняя произвол, считая, что не нарушают тем самым закон и их действия соответствуют неправильно понятым религиозным установкам, чтобы избежать этого, задействовано положительное право.

Как видим, без тесного переплетения естественных норм с позитивными, регулировать отношения в обществе невозможно. Благодаря четкой конкретизации и обозначению возможных нарушений позитивное вполне может регулировать те процессы, которые уже есть или зарождаются в обществе, но при этом они отвечают естественным нормам.

Узнать больше про предмет правового регулирования семейного права, можно из данной статьи.

Как происходит отграничение трудового права от смежных отраслей права, указано в статье.

Что собой предполагает право оперативного управления имуществом, указано здесь: http://ruleconsult.ru/grazhdanskoe/sobstvennost/pravo-operativnogo-upravleniya-imushhestvom-predpolagaet.html

Возможно вам так же будет интересно узнать про судебный прецедент как источник российского права.

В правовом государстве законы должны отвечать идеям демократии, предоставлять свободу гражданам и соответствовать морали, гуманности и справедливости.

Различия двух видов

Положительное – результат цивилизации. И оно несет как негативные, так и позитивные стороны. Последние служат разумным целям и находят свое применение совместно с естественным правом. К отрицательным проявлениям искусственного права относится неприятная возможность подчиняться произволу власть имущих, находиться в подчинении у узкоклассовых интересов.

Показатель Естественное Позитивное
Связь через него осуществляется взаимосвязь со всеобщими правилами бытия неразрывно связано с конкретным государством
Возникновение
это право появляется сов-местно с формированием человечества
оно возникает после того как сформировано конкретного государства
Создание права производное от природного уклада вещей, оно является неотъемлемой составляющей мироздания искусственно созданное законодательство, которое служит интересам государства
Права человека на свободу имущество, жизнь, воля и честь считаются его еще с момента его рождения права и свободы граждан регулируется государством. Оно отмеривает их в определенной степени и может их забрать.
Правовые нормы представляет собой неписанные правила и обычаи, которые можно встретить в религиозных документах выполнено в виде нормативных актов, носящих юридический характер
Религиозные и этнические оправдания это право их признает отказывается от них. при-знает только волеизъявление государства
Взаимосвязь с законодательством отождествляет себя с цивилизацией и культурой, не подчиняется юридическим догмам полностью подчинено законной власти и является показателем цивилизации
Предел устремлений высшая справедливость, которая является идеальным условием для создания укоренившихся устоев правопорядка интересы государства
Причастность к мировой культуре целостное сосуществование с ней является автономной частью

Приведенные выше сходства и отличия двух прав не противоречат их взаимоотношениям, приводя к тому, что становится понятно их неразрывная взаимосвязь.

Взаимодействие

Ранее в России естественная теория права не находила откликов. Ее официальное признание произошло только в 1991 году и документ, подтверждающий это, назывался – Декларацией прав и свобод человека. А в 1993 году прописанные естественные права нашли отклик в Конституции РФ.

В последнее время во многих странах естественные права отражаются в нормах позитивного права, которые издают государственные органы. Естественные существовали и ранее. Они исходили из природы человека, как отдельного индивидуума целого общества, но никто их не закреплял на государственном уровне.

Возможно вам так же будет интересно узнать про то, что означает деликтное обязательство в гражданском праве.

Чем определён правовой статус человека и гражданина РФ, можно узнать из данной статьи.

Каково соотношение понятий административного права и административного законодательства, указано в данной статье.

Что собой представляет правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, указано в данной статье.

Так же можно узнать из данной статьи про соотношение понятий избирательного права и избирательной системы.

Но концепция права такова, что естественные нормы становятся ориентиром при создании государством позитивных их аналогов.

В качестве вывода отметим, что свобода каждого человека определяется естественным. Она рождается совместно с человеком, но это не дает ему право совершать необдуманные поступки и приносить вред другим членам общества. Если свободу и права людей оставить без государственного регулирования, то такое действие может плачевно отразиться на состоянии общества, поэтому позитивное право предусматривает законы, придерживаясь которых общество существует столько веков.

ruleconsult.ru

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕННЫМ И ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ : Философия права и преступления

Разделение права на естественное и позитивное (положительное) составляет одну из базовых аксиом классической правовой философии. При всей условности данных терминов следует признать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьезна и глубока.

Под естественным правом обычно понимают совокупность универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Позитивным правом называют те правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Обозначим основные различия между ними.

1. Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное право — искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.

2. Через естественное право, через его нормы и принципы индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. Через позитивное право оно связывает свое бытие прежде всего с конкретным государством и его институтами.

3.  Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.

4. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.

5.  В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно пози-

 

тивно-правовой логике свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.

6.  Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расширяют и углубляют его юридическое содержание, связывают его с многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

7. Нормы и принципы естественного права считают совершенно необходимыми для себя религиозные и этические оправдания. Позитивное право демонстративно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимом и достаточном характере такого основания.

8.  Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства.

9. Естественное право неотрывно от существования всей целостности нормативно-ценностного континуума мировой культуры. Позитивное право воспринимает себя как самодостаточную часть, способную существовать автономно от этой целостности.

10.  Естественно-правовое мышление — это способность, которой обладают философский разум и метафизическая интуиция. Позитивно-правовое мышление является способностью теоретического рассудка, который не может выходить за пределы мыслительных стереотипов юридического позитивизма.

Обе модели, естественно-правовая и позитивно-правовая, родились и сформировались в условиях прежде всего европейской цивилизации, являются ее плодами. В ее же контексте отношение между ними приняло характер явно выраженной антитезы. Это не было случайностью, а отражало определенные социально-исторические реалии.

www.adhdportal.com

Различие между концепциями естественного и позитивного права — реферат

     Моральность в позитивистской концепции присутствует лишь в той минимальной мере, которая не позволяет праву превратиться в неправо.

  1. Принцип этического минимума

     Принцип этического минимума проявляется в  ряде конкретных особенностей позитивного  права. Во-первых, это отношение к  таким ценностям, как жизнь, свобода, собственность, человеческое достоинство, как к относительным, а не абсолютным социокультурным величинам. Во-вторых, это ориентация на сведение права к законам государства, что в итоге приводит к ликвидации всей системы естественного права, а с ней и возможности для граждан апеллировать в случае ущемления их естественных прав к существующему законодательству.

       Среди важнейших свойств позитивного  права авторы в юридической литературе выделяют следующие:

     — всеобщую, обязательную нормативность — это свойство права имеет определяющее значение с социальной стороны — прежде всего для характеристики права как регулирующей системы, при помощи которой может быть достигнуто постоянное воспроизводство присущих данному обществу ценностей, условий и форм жизнедеятельности;

     — определенность по содержанию, то есть такую определенность, при которой в письменных документах оказывается возможным достигнуть предельной точности, ясности, конкретности в определении круга субъектов, прав, обязанностей, санкций, юридических гарантий и пр.;

     — формальную определенность, которая предстает как способ обеспечения предельной, максимальной определенности по содержанию;

     — государственную обеспеченность, то есть, высокую гарантированность действия права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «перевести» его в реальные жизненные отношения.

       Главное достоинство позитивного права  состоит в том, что оно, как  крупный элемент общества, в условиях цивилизации представляет собой  нормативно — ценностный регулятор. Право  в таком, наиболее общем, виде призвано регулировать, то есть определять, вводить в известные рамки поведение людей, складывающиеся в обществе отношения.

 

     Обе модели, естественно-правовая и позитивно-правовая, родились и сформировались в условиях прежде всего европейской цивилизации, являются ее плодами. Однако для них характерен ряд сходств и различий, заложенный в принципах отношения концепций к понятию права, человека, государства и проч. Выявим эти сходства и различия.

 

     Заслуга естественного права в том, что  оно, будучи тесно связано с религиозными и этическими сферами, всегда помнит о возвышенных целях человеческого  существования. Позитивное же право  преимущественно воспринимается как инструмент, то есть средство для решения поставленной социокультурной проблемы. Поэтому в позитивном праве зачастую возвышенные цели не учитываются, отходят на второй план. Для позитивного права свойственно превращать средства в цели и тем самым отрезать себя от мира культуры. Как говорят приверженцы позитивного права: «Пусть погибнет мир, но торжествует право», — а это свидетельствует о полном и абсолютном отвлечении от того, во имя чего право существует. Если намеренно заострить внимание на этом афоризме, то возникает вопрос: чему же будет служить право, если не будет мира с его ценностями жизни, социума и культуры.

     На  основании представленного высказывания можно сделать вывод о недопустимости отрыва позитивного права от права  естественного. В любой концепции есть и положительные, и отрицательные стороны. Логика позитивно-правового мышления доводится до абсурда своей циничностью и рациональным подходом. Но если брать в пример естественного права античное мышление, то не стоит забывать, что античный мир погиб, в то время как римское право осталось и может торжествовать в новых условиях романо-германской правовой цивилизации.

     Если  в естественно-правовых учениях  преобладает внимание к генетически-детерминационным связям, то в позитивистских учениях  преобладает функционально-прикладная проблематика, которая помогает решать практические задачи в повседневной социальной жизни. Таким образом, можно сделать вывод о том, что имея разные предметы исследования, естественно-правовой и позитивистский подход имеют один общий объект — живое право как таковое.

     1. Естественное право считается  производным от естественного  порядка вещей, то есть от  строя мироздания и природы  человека, являющегося неотъемлемой  частью миропорядка. Позитивное право есть искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам государства. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.

     2. Через естественное право, его нормы и принципы индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. Через позитивное право оно связывает свое бытие прежде всего с конкретным государством и его институтами.

     3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.

     4. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.

     5. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения каждый человек ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно позитивно-правовой логике свободы и права человек получает из рук государства, которое вправе определять их меру, величину в той степени, в какой считает нужным. Государство может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.

     6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расширяют и углубляют его юридическое содержание, связывают его с многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

     7. Нормы и принципы естественного  права считают совершенно необходимыми  для себя религиозные и этические  оправдания. Позитивное право демонстративно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимом и достаточном характере такого основания.

     8. Нормативно-ценностным пределом  устремлений для естественного  права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства.

     9. Естественное право неотрывно  от существования всей целостности  нормативно-ценностного континуума  мировой культуры. Позитивное право воспринимает себя как самодостаточную часть, способную существовать автономно от этой целостности.

     10. Естественно-правовое мышление —  это способность, которой обладают  философский разум и метафизическая  интуиция. Позитивно-правовое мышление  является способностью теоретического рассудка, который не может выходить за пределы мыслительных стереотипов юридического позитивизма.

 

 

     В науке термин «право» употребляется  чрезвычайно широко. Существенным недостатком является использование многими учеными данного термина применительно к любой доминирующей в обществе нормативной системе.

     История права – это история прогрессирующей  эволюции содержания, объема, масштаба и меры формального (правового) равенства  при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права, права вообще. Разным этапам исторического развития свободы и права в человеческих отношениях присущи свой масштаб и своя мера свободы, свой круг субъектов и отношений свободы и права, словом, своё содержание принципа формального (правового) равенства.

     Сравнение концепций естественного и позитивного  права имеет давние корни в правоведении и приобретает в нем познавательный смысл.

       Подход  к праву, сводящий право вообще к  позитивному праву, т.е. отождествляющий  право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма. Истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально-властного установителя позитивного права. Позитивисты отрицают естественные и неотчуждаемые права человека и говорят только о дарованных основных правах и свободах граждан. Поэтому для них понятие правового государства оказывается бессмысленным: власть, дарующая права, не может быть ограничена этими правами.

     Разделение  права на естественное и позитивное (положительное) составляет одну из базовых аксиом классической правовой философии. При всей условности данных терминов следует признать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьезна и глубока.

 

 

1. Алексеев С.С. Теория права. Изд. 5-е. М., 2008.

2. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы.

3. Власть и право. М., 2010.

4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль.1990.

5. Конституция Российской Федерации. М., 2011.

6. Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. .

7. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. .

8. Общая теория права: Учебник для юридических вузов М.: Издательство МГТУ им. Баумана. 2010.

9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, Тейс. 2010.

10. Червернин В. А. Основные концепции естественного права. М., 2010.

student.zoomru.ru

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕНЫМ И ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ

 

Разделение права на естественное и позитивное (положитель­ное) составляет одну из базовых аксиом классической правовой философии. При всей условности данных терминов следует при­знать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьез­на и глубока.

Под естественным правом обычно понимают совокупность универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Позитивным правом на­зывают те правовые нормы, которые оформлены как система за­конодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Обозначим основные различия меж­ду ними.

1. Естественное право считается производным от естественно­го порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы челове­ка, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное право — искусственное создание, сотворенное людьми, предан­ными интересам такого искусственного формообразования, как государство. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.

2. Через естественное право, через его нормы и принципы ин­дивидуальное правосознание связывает свое существование с уни­версальными, всеобщими первоначалами бытия. Через позитив­ное право оно связывает свое бытие прежде всего с конкретным государством и его институтами.

3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное право возни­кает значительно позже, одновременно с формированием государ­ственности.

4. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридиче­ских документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присут­ствуют в содержании религиозных и этических требований. По­зитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юриди­ческого характера.

5. В соответствии с естественно-правовыми доктринами пра­ва человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоин­ство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно позитивно-правивой логике своооды и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой счита­ет нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их. если сочтет это необходимым.



6. Естественное право не тождественно действующему зако­нодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расши­ряют и углубляют его юридическое содержание, связывают его с многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отож­дествляет себя с действующим законодательством и потому мо­жет считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

7. Нормы и принципы естественного права считают совершен­но необходимыми для себя религиозные и этические оправдания. Позитивное право демонстративно отказывается от них. Оно опи­рается на волю государства и убеждено в необходимом и доста­точном характере такого основания.

8. Нормативно-ценностным пределом устремлений для есте­ственного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миро-порядка Для позитивного права таким пределом являются инте­ресы государства.

9. Естественное право неотрывно от существования всей цело­стности нормативно-ценностного континуума мировой культуры. Позитивное право воспринимает себя как самодостаточную часть, способную существовать автономно от этой целостности.

10. Естественно-правовое мышление — это способность, ко­торой обладают философский разум и метафизическая интуиция. Позитивно-правовое мышление является способностью теорети­ческого рассудка, который не может выходить за пределы мысли­тельных стереотипов юридического позитивизма.

Обе модели, естественно-правовая и позитивно-правовая, ро­дились и сформировались в условиях прежде всего европейской цивилизации, являются ее плодами. В ее же контексте отношение между ними приняло характер явно выраженной антитезы. Это не было случайностью, а отражало определенные социально-ис­торические реалии.

ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Позитивное право является продуктом сознательного нормо-творчества и представляет собой систему источников публично признаваемого права, зафиксированного исходящим от государ­ства законодательством Существующее с целью обеспечения (123) социального порядка, оно имеет утилитарно-прикладную направ­ленность и видит свою основную задачу в служении интересам конкретного государства.

Вся система позитивного права подчинена нескольким исход­ным принципам.

Принцип этатистского патернализма

Данный принцип покровительственно-опекунского отношения государства к праву заставляет уже саму сущность права опреде­лять и трактовать в терминах государственности. Отсюда возни­кают следующие расхожие определения: а) право — воля государства, возведенная в закон; б) право — совокупность юридических норм, действующих в государстве;

в) право — система внешнепринудительных средств, приме­няемых государством по отношению к гражданам с целью под­держания необходимого социального порядка.[28]

За теоретической несостоятельностью данных определений стоит нечто большее, чем простая логическая ошибка. «Логиче­ский круг», намеренно конструируемый теоретиками и идеолога­ми этатизма, позволяет им проводить идею непосредственной за­висимости норм права от государства, его интересов и воли. Там где основой права считается государственная власть, господству ет право силы, теория, оправдывающая его, именуется «фи лософией легального деспотизма». Эта философия, которую мож но называть и позитивно-правовой философией, обосновывая прерогативу государства стоять н а д правом. Для нее правовая реальность — это мир не «человеческого, слишком человеческо­го», а «государственного, слишком государственного».

Принцип секулярности

Позитивное право носит сугубо светский характер. Для него не существует запредельной, метафизической реальности. В его мир не проникают музыка небесных сфер и свет высших абсолютов. Для него человек го мыслящее сущестьи, обладающее рассудком, но лишенное души как бессмертной метафизической субстанции и совести как «голоса Бога» внутри индивидуаль­ного «Я».

Философский и юридический позитивизм рассматривают пра­во как самостоятельную регулятивную силу, не нуждающуюся в религиозно-этических и метафизических обоснованиях своих норм и ценностей. Отвернувшись от религии и церкви, от Бога и дьяво­ла, метафизики и этики, позитивизм оставляет человека один на один с социальной громадой государства, а это заведомо делает невозможным равноправный диалог между ними.

С позиций секулярности взгляд, ищущий высших ценностных ориентиров, неизменно должен устремляться в сторону светского государства и творить из него «земного бога». Параллельно фор­мируется «государствоцентристская» модель права, которое ис­полнено сознанием собственной самодостаточности и изобража­ет, что оно способно самостоятельно, без помощи религии и церкви, поддерживать необходимый социальный порядок.

Кодификации, являющиеся одним из основных занятий пози­тивного права, как бы отменяют все предшествующие религиоз­но-философские и религиозно-этические искания, приведшие к появлению тех или иных конкретных норм и законов. Позитив­но-правовому подходу не интересна культурно-историческая пре­дыстория законов. Ему важен сам закон в его прагматическом приложении, важны его дееспособность и эффективность в преде­лах его функций. Здесь действует отмеченная еще М. Вебером ло­гика исторической секуляризации и рационализации права, прояв­ляющаяся в освобождении его от философско-метафизических компонентов и в возрастании роли факторов специализации, бю­рократизации, в непомерном увеличении числа нормативных актов

stydopedia.ru

Позитивное и естественное право сходства

§13. Потребительиегоправа

А1. Определите, в каком из приведенных ниже примеров че­ловек выступает в качестве потребителя?

1) Гражданин заплатил за посещение курсов вождения автомобиля;

2) гражданка К. выращивает овощи на своем садовом участке для продажи на рынке;

3) М. собрал в лесу грибы и ягоды для собственного потреб­ления;

4) гражданин А. по поручению руководства закупает необходимое оборудование для фирмы.

А2. Верны ли следующие суждения о защите прав потребителя?

А. Защита прав потребителей действует только в области купли-продажи товаров.

Б. Защита прав потребителей распространяется только на сферу услуг.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

A3. В право потребителя на подробную информацию о товаре не входит информация о:

1)времени изготовления товара;

2) качестве товара и его составе;

3) месте изготовления товара;

4)технологии изготовления.

А4. Верны ли следующие суждения о правах потребителя?

А. Потребитель имеет право возвратить только некаче­ственный товар.

Б. Закон устанавливает определенный срок для возврата потребителем качественного товара.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

В1. Найдите черты сходства и отличия в характеристиках ис­полнителя и изготовителя.

1) Несет ответственность за нарушение прав потребителя;

2) устанавливает срок годности товара;

3) информирует потребителя о качестве товара;

4) устанавливает гарантийный срок эксплуатации товара;

5) является участником правовых отношений с потреби­телем.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку — поряд­ковые номера черт отличия.

Черты сходства

Черты отличия

В2. По закону потребитель в случае приобретения некаче­ственного товара имеет право:

1) сдать товар в магазин и получить обратно деньги;

2) договориться с продавцом об уменьшении цены и оста­вить товар себе;

3) обменять товар в магазине на такой же, но качественный;

4) в качестве компенсации получить от магазина бесплат­но еще один товар;

5) получить обратно всю потраченную сумму денег, оста­вив товар себе.

Номера, под которыми указаны права потребителя, выпи­шите в порядке возрастания.

В3. Соотнесите права и обязанности потребителя и исполни­теля

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

1) Право на достоверную ин­формацию о товаре.

2) Обязанность оплатить прио­бретаемый товар или услугу.

3) Право не принять обратно товар, который повредил по­купатель.

4) Обязанность выдать гаран­тию на товар.

ПОТРЕБИТЕЛЬ/ ИСПОЛНИТЕЛЬ

А) Потребитель. Б) Исполнитель.

В4. Все перечисленные ниже органы, за исключением одного, защищают права потребителя.

Органы местного самоуправления, налоговая инспекция, общественные организации, судебные органы.

Найдите и укажите орган, «выпадающий» из этого ряда. Свой ответ поясните.

 

schoolmaks.ru