Естественное право и позитивное право сходства и различия – Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их …?
Сравните характеристики позитивного и естественного права: взаимосвязь и различия
Общество может нормально функционировать только при наличии правового регулирования. В процессе развития государства регулирующими факторами выступают правовые нормы, которые являются обязательными для соблюдения всеми гражданами страны. Рассматривая право как систему норм его принято подразделять на естественное и позитивное (или положительное).
Эти две характеристики еще с древности представляют собой соотношение общей справедливости. Но в каждой стране они воспринимаются по-разному. Например, на востоке позитивное право и мораль противостоят друг другу, как добро и зло. Причем оно принимается как навязывающий фактор, без которого прожить можно, а вот без морали нет.
Что они собой представляют
Любые отношения строятся на равенстве и свободе. При этом государство и общество порой отделают друг от друга. Их соотношение отражается в видах.
Естественное – свободы и обязанности человека, которые предоставляются ему от рождения природой. К ним могут относиться следующие права:
- на жизнь;
- уважение достоинства;
- справедливое отношение;
- свобода мысли.
Особенность естественного права в том, что оно никак не связано с государством. Регламентируемые им нормы не могут им контролироваться.
Позитивное – установлено на государственном уровне и регулируется им законодательно. То есть это все права, которые закреплены на официальном уровне.
Нормы положительного права могут взаимодействовать с естественными, но одновременно с тем противоречить им. И это не единичные аспекты, а целые догмы. Историческое противостояние этих двух разновидностей прав сложилось под грузом социальных изменений общества.
На видео – естественное и позитивное право:
Сходство
Почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права? Они обособлены друг от друга. Но в соответствии с естественно-правовой теорией, то позитивное право – нормы установленные государством не должны противоречить естественным правам и ограничивать свободу граждан, влиять на их равенство и придерживаться справедливости для всех людей без исключения.
Некоторые индивидуумы в реальной жизни могут трактовать естественные нормы по-своему и применять насилие, учиняя произвол, считая, что не нарушают тем самым закон и их действия соответствуют неправильно понятым религиозным установкам, чтобы избежать этого, задействовано положительное право.
Как видим, без тесного переплетения естественных норм с позитивными, регулировать отношения в обществе невозможно. Благодаря четкой конкретизации и обозначению возможных нарушений позитивное вполне может регулировать те процессы, которые уже есть или зарождаются в обществе, но при этом они отвечают естественным нормам.
Узнать больше про предмет правового регулирования семейного права, можно из данной статьи.
Как происходит отграничение трудового права от смежных отраслей права, указано в статье.
Что собой предполагает право оперативного управления имуществом, указано здесь: http://ruleconsult.ru/grazhdanskoe/sobstvennost/pravo-operativnogo-upravleniya-imushhestvom-predpolagaet.html
Возможно вам так же будет интересно узнать про судебный прецедент как источник российского права.
В правовом государстве законы должны отвечать идеям демократии, предоставлять свободу гражданам и соответствовать морали, гуманности и справедливости.
Различия двух видов
Положительное – результат цивилизации. И оно несет как негативные, так и позитивные стороны. Последние служат разумным целям и находят свое применение совместно с естественным правом. К отрицательным проявлениям искусственного права относится неприятная возможность подчиняться произволу власть имущих, находиться в подчинении у узкоклассовых интересов.
Показатель | Естественное | Позитивное |
Связь | через него осуществляется взаимосвязь со всеобщими правилами бытия | неразрывно связано с конкретным государством |
Возникновение | оно возникает после того как сформировано конкретного государства | |
Создание права | производное от природного уклада вещей, оно является неотъемлемой составляющей мироздания | искусственно созданное законодательство, которое служит интересам государства |
Права человека на свободу | имущество, жизнь, воля и честь считаются его еще с момента его рождения | права и свободы граждан регулируется государством. Оно отмеривает их в определенной степени и может их забрать. |
Правовые нормы | представляет собой неписанные правила и обычаи, которые можно встретить в религиозных документах | выполнено в виде нормативных актов, носящих юридический характер |
Религиозные и этнические оправдания | это право их признает | отказывается от них. при-знает только волеизъявление государства |
Взаимосвязь с законодательством | отождествляет себя с цивилизацией и культурой, не подчиняется юридическим догмам | полностью подчинено законной власти и является показателем цивилизации |
Предел устремлений | высшая справедливость, которая является идеальным условием для создания укоренившихся устоев правопорядка | интересы государства |
Причастность к мировой культуре | целостное сосуществование с ней | является автономной частью |
Приведенные выше сходства и отличия двух прав не противоречат их взаимоотношениям, приводя к тому, что становится понятно их неразрывная взаимосвязь.
Взаимодействие
Ранее в России естественная теория права не находила откликов. Ее официальное признание произошло только в 1991 году и документ, подтверждающий это, назывался – Декларацией прав и свобод человека. А в 1993 году прописанные естественные права нашли отклик в Конституции РФ.
В последнее время во многих странах естественные права отражаются в нормах позитивного права, которые издают государственные органы. Естественные существовали и ранее. Они исходили из природы человека, как отдельного индивидуума целого общества, но никто их не закреплял на государственном уровне.
Возможно вам так же будет интересно узнать про то, что означает деликтное обязательство в гражданском праве.
Чем определён правовой статус человека и гражданина РФ, можно узнать из данной статьи.
Каково соотношение понятий административного права и административного законодательства, указано в данной статье.
Что собой представляет правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, указано в данной статье.
Так же можно узнать из данной статьи про соотношение понятий избирательного права и избирательной системы.
Но концепция права такова, что естественные нормы становятся ориентиром при создании государством позитивных их аналогов.
В качестве вывода отметим, что свобода каждого человека определяется естественным. Она рождается совместно с человеком, но это не дает ему право совершать необдуманные поступки и приносить вред другим членам общества. Если свободу и права людей оставить без государственного регулирования, то такое действие может плачевно отразиться на состоянии общества, поэтому позитивное право предусматривает законы, придерживаясь которых общество существует столько веков.
ruleconsult.ru
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕННЫМ И ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ : Философия права и преступления
Разделение права на естественное и позитивное (положительное) составляет одну из базовых аксиом классической правовой философии. При всей условности данных терминов следует признать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьезна и глубока.
Под естественным правом обычно понимают совокупность универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Позитивным правом называют те правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Обозначим основные различия между ними.
1. Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное право — искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.
2. Через естественное право, через его нормы и принципы индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. Через позитивное право оно связывает свое бытие прежде всего с конкретным государством и его институтами.
3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.
4. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.
5. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно пози-
тивно-правовой логике свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.
6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расширяют и углубляют его юридическое содержание, связывают его с многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.
7. Нормы и принципы естественного права считают совершенно необходимыми для себя религиозные и этические оправдания. Позитивное право демонстративно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимом и достаточном характере такого основания.
8. Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства.
9. Естественное право неотрывно от существования всей целостности нормативно-ценностного континуума мировой культуры. Позитивное право воспринимает себя как самодостаточную часть, способную существовать автономно от этой целостности.
10. Естественно-правовое мышление — это способность, которой обладают философский разум и метафизическая интуиция. Позитивно-правовое мышление является способностью теоретического рассудка, который не может выходить за пределы мыслительных стереотипов юридического позитивизма.
Обе модели, естественно-правовая и позитивно-правовая, родились и сформировались в условиях прежде всего европейской цивилизации, являются ее плодами. В ее же контексте отношение между ними приняло характер явно выраженной антитезы. Это не было случайностью, а отражало определенные социально-исторические реалии.
www.adhdportal.com
Различие между концепциями естественного и позитивного права — реферат
Моральность в позитивистской концепции присутствует лишь в той минимальной мере, которая не позволяет праву превратиться в неправо.
- Принцип этического минимума
Принцип этического минимума проявляется в ряде конкретных особенностей позитивного права. Во-первых, это отношение к таким ценностям, как жизнь, свобода, собственность, человеческое достоинство, как к относительным, а не абсолютным социокультурным величинам. Во-вторых, это ориентация на сведение права к законам государства, что в итоге приводит к ликвидации всей системы естественного права, а с ней и возможности для граждан апеллировать в случае ущемления их естественных прав к существующему законодательству.
Среди важнейших свойств позитивного права авторы в юридической литературе выделяют следующие:
— всеобщую, обязательную нормативность — это свойство права имеет определяющее значение с социальной стороны — прежде всего для характеристики права как регулирующей системы, при помощи которой может быть достигнуто постоянное воспроизводство присущих данному обществу ценностей, условий и форм жизнедеятельности;
— определенность по содержанию, то есть такую определенность, при которой в письменных документах оказывается возможным достигнуть предельной точности, ясности, конкретности в определении круга субъектов, прав, обязанностей, санкций, юридических гарантий и пр.;
— формальную определенность, которая предстает как способ обеспечения предельной, максимальной определенности по содержанию;
— государственную обеспеченность, то есть, высокую гарантированность действия права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «перевести» его в реальные жизненные отношения.
Главное достоинство позитивного права состоит в том, что оно, как крупный элемент общества, в условиях цивилизации представляет собой нормативно — ценностный регулятор. Право в таком, наиболее общем, виде призвано регулировать, то есть определять, вводить в известные рамки поведение людей, складывающиеся в обществе отношения.
Обе модели, естественно-правовая и позитивно-правовая, родились и сформировались в условиях прежде всего европейской цивилизации, являются ее плодами. Однако для них характерен ряд сходств и различий, заложенный в принципах отношения концепций к понятию права, человека, государства и проч. Выявим эти сходства и различия.
Заслуга
естественного права в том, что
оно, будучи тесно связано с религиозными
и этическими сферами, всегда помнит
о возвышенных целях
На
основании представленного
Если в естественно-правовых учениях преобладает внимание к генетически-детерминационным связям, то в позитивистских учениях преобладает функционально-прикладная проблематика, которая помогает решать практические задачи в повседневной социальной жизни. Таким образом, можно сделать вывод о том, что имея разные предметы исследования, естественно-правовой и позитивистский подход имеют один общий объект — живое право как таковое.
1. Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное право есть искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам государства. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.
2. Через естественное право, его нормы и принципы индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. Через позитивное право оно связывает свое бытие прежде всего с конкретным государством и его институтами.
3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.
4.
Естественно-правовые нормы
5.
В соответствии с естественно-
6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расширяют и углубляют его юридическое содержание, связывают его с многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.
7.
Нормы и принципы
8.
Нормативно-ценностным
9.
Естественное право неотрывно
от существования всей
10.
Естественно-правовое мышление
В науке термин «право» употребляется чрезвычайно широко. Существенным недостатком является использование многими учеными данного термина применительно к любой доминирующей в обществе нормативной системе.
История
права – это история
Сравнение
концепций естественного и
Подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т.е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма. Истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально-властного установителя позитивного права. Позитивисты отрицают естественные и неотчуждаемые права человека и говорят только о дарованных основных правах и свободах граждан. Поэтому для них понятие правового государства оказывается бессмысленным: власть, дарующая права, не может быть ограничена этими правами.
Разделение права на естественное и позитивное (положительное) составляет одну из базовых аксиом классической правовой философии. При всей условности данных терминов следует признать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьезна и глубока.
1. Алексеев С.С. Теория права. Изд. 5-е. М., 2008.
2. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы.
3. Власть и право. М., 2010.
4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль.1990.
5. Конституция Российской Федерации. М., 2011.
6. Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. .
7. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. .
8. Общая теория права: Учебник для юридических вузов М.: Издательство МГТУ им. Баумана. 2010.
9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, Тейс. 2010.
10. Червернин В. А. Основные концепции естественного права. М., 2010.
student.zoomru.ru
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕНЫМ И ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ
Разделение права на естественное и позитивное (положительное) составляет одну из базовых аксиом классической правовой философии. При всей условности данных терминов следует признать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьезна и глубока.
Под естественным правом обычно понимают совокупность универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Позитивным правом называют те правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Обозначим основные различия между ними.
1. Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное право — искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.
2. Через естественное право, через его нормы и принципы индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. Через позитивное право оно связывает свое бытие прежде всего с конкретным государством и его институтами.
3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.
4. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.
5. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно позитивно-правивой логике своооды и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их. если сочтет это необходимым.
6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расширяют и углубляют его юридическое содержание, связывают его с многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.
7. Нормы и принципы естественного права считают совершенно необходимыми для себя религиозные и этические оправдания. Позитивное право демонстративно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимом и достаточном характере такого основания.
8. Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миро-порядка Для позитивного права таким пределом являются интересы государства.
9. Естественное право неотрывно от существования всей целостности нормативно-ценностного континуума мировой культуры. Позитивное право воспринимает себя как самодостаточную часть, способную существовать автономно от этой целостности.
10. Естественно-правовое мышление — это способность, которой обладают философский разум и метафизическая интуиция. Позитивно-правовое мышление является способностью теоретического рассудка, который не может выходить за пределы мыслительных стереотипов юридического позитивизма.
Обе модели, естественно-правовая и позитивно-правовая, родились и сформировались в условиях прежде всего европейской цивилизации, являются ее плодами. В ее же контексте отношение между ними приняло характер явно выраженной антитезы. Это не было случайностью, а отражало определенные социально-исторические реалии.
ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
Позитивное право является продуктом сознательного нормо-творчества и представляет собой систему источников публично признаваемого права, зафиксированного исходящим от государства законодательством Существующее с целью обеспечения (123) социального порядка, оно имеет утилитарно-прикладную направленность и видит свою основную задачу в служении интересам конкретного государства.
Вся система позитивного права подчинена нескольким исходным принципам.
Принцип этатистского патернализма
Данный принцип покровительственно-опекунского отношения государства к праву заставляет уже саму сущность права определять и трактовать в терминах государственности. Отсюда возникают следующие расхожие определения: а) право — воля государства, возведенная в закон; б) право — совокупность юридических норм, действующих в государстве;
в) право — система внешнепринудительных средств, применяемых государством по отношению к гражданам с целью поддержания необходимого социального порядка.[28]
За теоретической несостоятельностью данных определений стоит нечто большее, чем простая логическая ошибка. «Логический круг», намеренно конструируемый теоретиками и идеологами этатизма, позволяет им проводить идею непосредственной зависимости норм права от государства, его интересов и воли. Там где основой права считается государственная власть, господству ет право силы, теория, оправдывающая его, именуется «фи лософией легального деспотизма». Эта философия, которую мож но называть и позитивно-правовой философией, обосновывая прерогативу государства стоять н а д правом. Для нее правовая реальность — это мир не «человеческого, слишком человеческого», а «государственного, слишком государственного».
Принцип секулярности
Позитивное право носит сугубо светский характер. Для него не существует запредельной, метафизической реальности. В его мир не проникают музыка небесных сфер и свет высших абсолютов. Для него человек го мыслящее сущестьи, обладающее рассудком, но лишенное души как бессмертной метафизической субстанции и совести как «голоса Бога» внутри индивидуального «Я».
Философский и юридический позитивизм рассматривают право как самостоятельную регулятивную силу, не нуждающуюся в религиозно-этических и метафизических обоснованиях своих норм и ценностей. Отвернувшись от религии и церкви, от Бога и дьявола, метафизики и этики, позитивизм оставляет человека один на один с социальной громадой государства, а это заведомо делает невозможным равноправный диалог между ними.
С позиций секулярности взгляд, ищущий высших ценностных ориентиров, неизменно должен устремляться в сторону светского государства и творить из него «земного бога». Параллельно формируется «государствоцентристская» модель права, которое исполнено сознанием собственной самодостаточности и изображает, что оно способно самостоятельно, без помощи религии и церкви, поддерживать необходимый социальный порядок.
Кодификации, являющиеся одним из основных занятий позитивного права, как бы отменяют все предшествующие религиозно-философские и религиозно-этические искания, приведшие к появлению тех или иных конкретных норм и законов. Позитивно-правовому подходу не интересна культурно-историческая предыстория законов. Ему важен сам закон в его прагматическом приложении, важны его дееспособность и эффективность в пределах его функций. Здесь действует отмеченная еще М. Вебером логика исторической секуляризации и рационализации права, проявляющаяся в освобождении его от философско-метафизических компонентов и в возрастании роли факторов специализации, бюрократизации, в непомерном увеличении числа нормативных актов
stydopedia.ru
Позитивное и естественное право сходства
§13. ПотребительиегоправаА1. Определите, в каком из приведенных ниже примеров человек выступает в качестве потребителя?
1) Гражданин заплатил за посещение курсов вождения автомобиля;
2) гражданка К. выращивает овощи на своем садовом участке для продажи на рынке;
3) М. собрал в лесу грибы и ягоды для собственного потребления;
4) гражданин А. по поручению руководства закупает необходимое оборудование для фирмы.
А2. Верны ли следующие суждения о защите прав потребителя?
А. Защита прав потребителей действует только в области купли-продажи товаров.
Б. Защита прав потребителей распространяется только на сферу услуг.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
A3. В право потребителя на подробную информацию о товаре не входит информация о:
1)времени изготовления товара;
2) качестве товара и его составе;
3) месте изготовления товара;
4)технологии изготовления.
А4. Верны ли следующие суждения о правах потребителя?
А. Потребитель имеет право возвратить только некачественный товар.
Б. Закон устанавливает определенный срок для возврата потребителем качественного товара.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
В1. Найдите черты сходства и отличия в характеристиках исполнителя и изготовителя.
1) Несет ответственность за нарушение прав потребителя;
2) устанавливает срок годности товара;
3) информирует потребителя о качестве товара;
4) устанавливает гарантийный срок эксплуатации товара;
5) является участником правовых отношений с потребителем.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства
Черты отличия
В2. По закону потребитель в случае приобретения некачественного товара имеет право:
1) сдать товар в магазин и получить обратно деньги;
2) договориться с продавцом об уменьшении цены и оставить товар себе;
3) обменять товар в магазине на такой же, но качественный;
4) в качестве компенсации получить от магазина бесплатно еще один товар;
5) получить обратно всю потраченную сумму денег, оставив товар себе.
Номера, под которыми указаны права потребителя, выпишите в порядке возрастания.
В3. Соотнесите права и обязанности потребителя и исполнителя
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
1) Право на достоверную информацию о товаре.
2) Обязанность оплатить приобретаемый товар или услугу.
3) Право не принять обратно товар, который повредил покупатель.
4) Обязанность выдать гарантию на товар.
ПОТРЕБИТЕЛЬ/ ИСПОЛНИТЕЛЬ
А) Потребитель. Б) Исполнитель.
В4. Все перечисленные ниже органы, за исключением одного, защищают права потребителя.
Органы местного самоуправления, налоговая инспекция, общественные организации, судебные органы.
Найдите и укажите орган, «выпадающий» из этого ряда. Свой ответ поясните.
schoolmaks.ru