Эпоха первобытного мира – когда началась и когда закончилась,сколько длилась? … Эпоха Древнего мира-это жизнь древнего мира. Первобытнаяэпоха, вопрос по окружающему миру

Содержание

Первобытная эпоха человечества: характеристика основных периодов

Первобытная эпоха человечества — это период, который длился до изобретения письменности. В XIX веке он получил несколько иное название — «доисторический». Если не углубляться в смысл этого термина, то он объединяет совершенно весь временной промежуток, начиная от возникновения Вселенной. Но в более узком восприятии речь идёт лишь о прошлом вида человека, продолжавшемся до определённого периода (о нём было сказано выше). Если средства массовой информации, учёные или другие люди используют в официальных источниках слово «доисторический», то обязательно указывается период, о котором идёт речь.

Хотя характеристика первобытной эпохи складывалась исследователями по крупицам несколько столетий подряд, всё равно до сих пор совершаются открытия новых фактов, касающихся того времени. Из-за отсутствия письменности люди сопоставляют для этого данные археологической, биологической, этнографической, географической и других наук.

Развитие первобытной эпохи

На протяжении развития человечества постоянно предлагались различные варианты классификации доисторического времени. Историки Фергюсон и Морган разделили первобытное общество на несколько этапов: дикость, варварство и цивилизация. Первобытная эпоха человечества, включающая первые две составляющие, разбита ещё на три периода:

  • Дикость характеризовалась равенством людей. Жители занимались охотой, рыболовством и собирательством уже готовой пищи (ягоды, фрукты, овощи). Учёный Морган разбил дикость на несколько периодов. Низшая степень характеризуется появлением слаборазвитой речи, средняя — использованием огня в бытовой жизни и ловлей рыбы, а высшая началась с момента изобретения лука.
  • В период варварства население впервые стало заниматься земледелием, разводить скот (средняя ступень). Появление гончарного искусства — низшая ступень этого времени. Высшая же ознаменовалась первым применением в хозяйстве железа.
  • На стадии цивилизации образовывались первые государства, города, письменность и т. п.

Каменный век

Первобытная эпоха получила свою периодизацию. Можно выделить основные этапы, среди которых был и каменный век. В это время все оружие и предметы для повседневной жизни делали, как можно догадаться, из камня. Иногда люди в своих работах использовали древесину и кости. Уже ближе к завершению указанного периода появилась посуда из глины. Благодаря достижениям этого века сильно изменился ареал размещения на обжитых территориях планеты человека, а также именно в результате него началась человеческая эволюция. Речь идёт об антропогенезе, т. е. о процессе возникновения разумных существ на планете. Конец каменного периода ознаменовался приручением диких животных и началом выплавки некоторых металлов.

По временным отрезкам первобытная эпоха, к которой относится этот век, разделилась на этапы:

  • Палеолит. Разбит на нижний, средний и высший. Этот период «отвечает» за возникновение и распространения человекоподобных особей.
  • Мезолит. Происходит таяние ледников; движется технический прогресс, появляются первые научные достижения.
  • Неолит. В это время появляется сельское хозяйство.

Медный век

Эпохи первобытного общества, имея хронологическую последовательность, по-разному характеризуют развитие и становление жизни. В различных территориальных областях период длился различное время (либо не существовал вообще). Энеолит мог соединяться с бронзовым веком, хотя учёные всё же выделяют его в отдельный период. Примерный временной срок — 3—4 тыс. лет до нашей эры. Логично предположить, что эта первобытная эпоха обычно характеризовалась использованием медных приспособлений. Однако камень из «моды» не выходил. Знакомство с новым материалом происходило достаточно медленно. Люди, находя его, думали, что это камень. Обыкновенная на тот период обработка — удары одним куском об другой — не давала привычного эффекта, но всё же медь поддавалась деформации. При введении в бытовую жизнь холодной ковки работа с ней пошла лучше.

Бронзовый век

Эта первобытная эпоха стала одной из основных, по мнению некоторых учёных. Люди научились обрабатывать некоторые материалы (олово, медь), за счёт чего добились появления бронзы. Благодаря этому изобретению начался в конце века коллапс, происходивший достаточно синхронно. Речь идёт об уничтожении объединений человека — цивилизаций. Это повлекло за собой долгое становление железного века в определённой местности и слишком затяжное продолжение бронзового. Последний в восточной части планеты продолжался рекордное количество десятилетий. Он завершился вместе с появлением Греции и Рима. Век делится на три периода: ранний, средний и поздний. Во все эти периоды активно развивалась архитектура того времени. Именно она повлияла на становление религии и мировоззрения общества.

Железный век

Рассматривая эпохи первобытной истории, можно прийти к заключению о том, что железный век стал последним перед появлением разумной письменности. Проще говоря, это столетие условно было выделено в отдельное, так как появлялись предметы из железа, они широко применялись во всех жизненных сферах.

Выплавка железа была достаточно трудоёмким процессом для того века. Ведь настоящий материал получить было невозможно. Это связано с тем, что он легко поддаётся коррозии и не выдерживает многих климатических изменений. Для того чтобы получить его из руды, требовалась намного большая температура, чем для бронзы. А литьё из железа было освоено через слишком длинный промежуток времени.

Возникновение власти

Конечно же, появление власти не заставило себя ждать. Лидеры в обществе были всегда, даже если речь идёт о первобытной эпохе. В этот период не существовали институты власти, политического доминирования также не было. Здесь большее значение придавалось социальным нормам. Они вкладывались в обычаи, «законы жизни», традиции. При первобытном строе все требования объяснялись на языке жестов, а их нарушения карались при помощи изгоя из общества.

fb.ru

Первобытный мир. Жизнь доисторического человека

Первобытная (доклассовая) эпоха в развитии человечества охватывает огромный временной промежуток – от 2,5 млн лет назад до 5 тысячелетия до н. э. Сегодня, благодаря трудам исследователей-археологов, можно восстановить практически всю историю возникновения человеческой культуры. В западных странах ее начальный этап называется по-разному: примитивное, племенное общество, бесклассовый или эгалитарный строй.

Что такое эпоха первобытного мира?

Классовые общества появлялись на разных территориях в разное время, поэтому границы, которыми очерчен первобытный мир, очень размыты. Один из крупнейших антропологов, интересовавшихся первобытной историей — А.И. Першиц. Он предложил следующий критерий деления. Общества, которые существовали до появления классов, ученый называет апополитейными (то есть возникшими до появления государства). Те, которые продолжали существовать после возникновения социальных слоев, – синполитейными.

Эпоха первобытного мира породила новый вид человека, который отличался от предшествовавших австралопитеков. Человек умелый уже мог передвигаться на двух ногах, а также использовать камень и палку в качестве орудий труда. Однако на этом все различия между ним и его предком заканчивались. Как и австралопитек, человек умелый мог общаться, только используя крики и жесты.

Первобытный мир и потомки австралопитеков

По прошествии целого миллиона лет эволюции новый вид, который получил название человек прямоходящий, все еще очень мало отличался от своего предшественника. Он был покрыт шерстью, а части тела во всем напоминали обезьяньи. Он также все еще был похож на обезьяну по своим повадкам. Однако человек прямоходящий уже обладал большим по размеру мозгом, при помощи которого он овладел новыми способностями. Теперь человек мог охотиться при помощи созданных орудий труда. Новые инструменты помогали первобытному человеку разделывать туши животных, тесать деревянные палки.

Дальнейшее развитие

Только благодаря увеличенному мозгу и полученным навыкам, человек смог пережить ледниковый период и расселиться по территории Европы, Северного Китая, полуострова Индостан. Около 250 тыс. лет назад впервые появился человек разумный, или homo sapiens. С этого времени первобытные племена начинают использовать для жилья пещеры животных. Они расселяются в них крупными группами. Первобытный мир начинает принимать новый облик: это время считается эпохой зарождения родственных отношений. Людей одного племени начинают хоронить по особым ритуалам, ограждать их могилы камнями. Находки археологов подтверждают, что человек той эпохи уже стремился помогать сородичам в болезнях, делился с ними пищей и одеждой.

Роль фауны в выживании человека

Большую роль для эволюции, развития охоты и животноводства играла в первобытную эпоху окружающая среда, а именно животные первобытного мира. К этой категории относится множество давно вымерших видов. Например, шерстистые носороги, овцебыки, мамонты, большерогие олени, саблезубые тигры, пещерные медведи. От этих животных зависела жизнь и смерть предков людей.

Достоверно известно, что первобытный человек охотился на шерстистых носорогов уже около 70 тыс. лет назад. Их останки найдены на территории современной Германии. Некоторые животные не представляли особой опасности для первобытных племен. Например, несмотря на внушительные размеры, пещерный медведь был медлительным и неповоротливым. Поэтому первобытные племена без особого труда побеждали его в схватке. Одними из первых прирученных животных являются: волк, ставший постепенно собакой, а также коза, дававшая молоко, шерсть и мясо.

К чему на самом деле готовила человека эволюция?

Нужно отметить, что многомиллионная эволюция человека готовила к выживанию именно в качестве охотника и собирателя. Таким образом, главной целью эволюционного процесса было имеющееся в человеке первобытное. Новый мир с его классовым расслоением представляет собой совершенно чуждую по своей сути для людей среду.

Некоторые ученые сравнивают возникновение классового строя в обществе с изгнанием из рая. Во все времена общественная элита могла позволить себе лучшие условия жизни, более качественное образование и досуг. Те же, кто принадлежит к низшему классу, вынуждены довольствоваться минимальным отдыхом, тяжелым физическим трудом и скромным жилищем. Кроме того, многие ученые склоняются к тому, что в классовом обществе весьма абстрактные черты приобретает мораль.

Упадок первобытнообщинного строя

Одной из причин, по которым первобытный мир сменило классовое расслоение, считается перепроизводство материальных продуктов. Сам факт чрезмерного производства свидетельствует о том, что в определенный момент общество достигло высокого для своего времени уровня развития.

Первобытные люди научились не только производить орудия труда и предметы быта, но и обмениваться ими между собой. Вскоре в первобытном обществе стали появляться лидеры – те, кто мог управлять процессом производства продуктов. На смену родовой общине постепенно стал приходить классовый строй. Некоторые первобытные племена уже к концу доисторического периода представляли собой структурированные сообщества, в которых имелись вожди, помощники вождей, судьи и военачальники.

fb.ru

Первобытный мир | История мира

Всю историю человечества можно разделить на 2 больших периода: первобытный мир и период существования классовых сообществ.

Первобытный мир занимает в истории человечества сотни тысяч лет, в то время как второй период – это сравнительно небольшой отрезок времени.

Первобытное время характеризуется сложным этапом формирования человека и его культуры.

Первые зачатки начались с того момента, как люди стали объединяться в небольшие группы. Они занимались собирательством, охотой с использованием примитивного оружия. Со временем человек научился выращивать растения и разводить скот, а не только собирать и охотиться.

Основываясь на изготовлении орудий труда, археологи делят первобытный мир на 3 больших периода:

Каменный век (2,5 млн. лет до н.э. – IV тыс. до н.э.)
Бронзовый (II тыс. до н.э. – I тыс. до н.э.)
Железный (I тыс. до н.э.)

Стоит отметить, что в разных источниках эти датировки будут различными, так как нет точных данных о том, когда именно начал существовать один век и перестал другой. Кроме того, каждый из этих периодов начинался раньше или позже в зависимости от региона.

Каменный век, как самый длительный из всех, делится в свою очередь на несколько эпох:

Древний каменный век или палеолит (2,5 млн. лет до н.э. — 12 000 лет до н.э.)
Средний каменный век

или мезолит (12 000 — 8000 гг. до н. э.)
Новый каменный век или неолит (8000—3000 гг. до н. э.)

Чтобы лучше понимать масштабы чисел, представим развитие человека в рамках времени за одни сутки:
0 часов – человек только начинает делать первые орудия труда
С 14 до 19 часов – появляется питекантроп (человек выпрямленный)
С 19 до 23.30 часов – появляется неандерталец
В 23.55 – начинается неолит
В 23.56 – начинается бронзовый век
В 23.57 – появление письменности, городов-государств, развитие технологий

istoria-mira.ru

1. Первобытная эпоха и Древний мир

1. Экономика первобытного общества

Изучение истории первобытного общества характеризуется рядом специфических черт. 1) Это самый длительный в истории человечества период — от возникновения древнего человека до формирования на Земле первых государств. В сравнении с этим периодом все остальные эпохи по времени ничтожно малы. 2) В изучении истории первобытного общества очень много «белых пятен», спорных и нерешенных вопросов, которые, возможно, до конца и не будут решены никогда. Объясняется это следующим: не существует письменных источников, освещающих жизнь первобытных людей — письменность, как известно, была создана уже в эпоху классообразования; находки костных останков первобытных людей единичны и интерпретировать их трудно; данные археологических раскопок, как правило, дают информацию лишь о некоторых сторонах материальной жизни людей; экстраполяции современного этнографического материала на далекое прошлое часто слишком субъективны и неубедительны. Результатом являются принципиальные разногласия историков по кардинальным вопросам жизни первобытного общества. Так, нет единства мнений по вопросу о том, когда на Земле появились первые люди — указываются даты от 5 млн. до 500 тыс. лет назад, когда появился человек разумный (оценки колеблются от 200 до 35 тыс. лет до н. э.). Неясно также, где и почему возникли люда. Спорным является вопрос о хозяйственно-культурных типах и времени их возникновения.

Гипотетическими представляются многие проблемы развития хозяйства в палеолите и мезолите, возникновения позднепервобытной общины, становления производящего хозяйства, складывания хозяйственного типа высших охотников, рыболовов и собирателей — эволюции форм собственности.

Характеристика экономической истории первобытного общества основывается на данных, достигнутых наукой на сегодняшней день, и не может претендовать на абсолютную полноту.

    1. Хозяйственная жизнь первобытного человеческого стада

Древнейший период человеческой истории принято обозначать как эпоху первобытного человеческого стада. Название это не случайно: человек в то время еще практически никак не выделялся из животного мира. Хозяйственный быт пралюдей и их общественные отношения были таковы, что почти полностью укладывались в порядки, существующие у других общественных животных, в частности, обезьян.

Какими хронологическими границами датируется эта эпоха? Дата начала антропогенеза — становления человека и человеческого общества — в 2,5 млн лет является наиболее реалистичной. Завершается эта эпоха возникновением человека современного типа примерно 100 тыс. лет назад.

Питекантроп

В этот период на Земле последовательно сменяли друг друга древнейшие пралюди. Первым в этой цепочке был питекантроп. Он был существом прямоходящим и отличался от современного человека, да и от сменивших его пралюдей прежде всего строением черепной коробки. Мозг питекантропа имел объем 900 см3, череп сохранил много обезьяньих признаков: малую высоту, примитивную структуру, сильно развитый надбровный валик. Однако руки питекантропа были способны производить простейшие трудовые операции.

Питекантроп, как предполагают ученые, уже умел изготовлять некоторые орудия. Для этого он использовал дерево и кость, а кроме того, валуны и гальку, подвергнув их примитивной обработке: сколы на камнях еще не обнаруживают какой-либо регулярности. Питекантропы в своей деятельности также применяли так называемые эолиты — камни, расколотые природными силами. Именно камень становится основным материалом для изготовления орудий труда и будет использоваться очень долго — вплоть до IV—Ш тыс. до н. э. Поэтому эпоху первобытности принято называть

каменным веком, а начальный ее этап — ранним палеолитом (древним каменным веком). Ранний палеолит завершился примерно 100 тыс. лет до н. э.

Вопрос о местах обитания питекантропа связан с проблемой прародины человечества. В качестве наиболее вероятных территорий исследователи указывают на Центральную и Южную Африку и Центральную Азию и исключают гипотезы о возникновении человечества в Австралии и Америке, которые вообще не входили в зону расселения высших приматов. По-видимому, отдельные группы питекантропов жили в условиях относительной изоляции, не встречались между собой и были разделены генетическими барьерами.

Повседневная жизнь питекантропов во многом была похожей на жизнь их непосредственных предшественников — австралопитековых обезьян — и те, и другие вели хищнический образ жизни и охотились на мелких животных. Питекантропы занимались также собирательством и рыбной ловлей — рыбу ловили руками. Они кочевали — так легче было найти пропитание, жили небольшими группами в 25—30 взрослых особей. Жилищами для них служили природные убежища в виде пещер, гротов, скал, а также деревьев и кустов. Питекантропы не умели ни поддерживать, ни тем более добывать огонь.

studfiles.net

Тема 1. Первобытная эпоха в истории человечества

Тема 1. Первобытная эпоха истории человечества.

Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возни­кать в седой древности первобытного общества. Назовем только неко­торые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разо­браться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социаль­ных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобыт­ной истории.

1.1.Хронология и периодизация первобытной истории. 

Первобытнооб­щинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества- более миллиона лет и охватывает период с момента выделения человека из животного мира до образования классовых обществ. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно сложно. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 3,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных конти­нентах. В исторической науке существует несколько вариантов периодизации первобытной эпохи. Одна из низ – археологическая, основывается на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней выделяют три периода:

1.) каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

2) бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

3) железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), средне каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медно каменный век (энеолит).

На ранней стадии становления и развития человеческого общества хозяйственную жизнь людей можно характеризовать как приспособление к окружающей среде. В качестве основных занятий древних людей ученые называют охоту и собирательство. Материальная культура была связана с производством орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, из камня люди научились делать ножи, скребки, наконечники для метательных копий.

1.2. Социальная организация древних людей представляла собой непостоянные, случайные сообщества численностью 30-50 человек, так называемые праобщины. Однако постепенно сообщества людей укрепляются т.к. организация охоты, которая являлась основным источником пищи, требовала коллективных усилий. Охота и собирательство давали людям лишь необходимый продукт, поэтому распределение и потребление пищи могло быть только уравнительным и никаким другим. Уже на этой ранней стадии, внутри праобщины выделяются лидеры. Это были те члены сообщества, которые добывали пищи больше, чем другие. Они пользовались авторитетом и уважением, и постепенно приобретали некоторые привилегии, например, могли иметь больше женщин или распределять продукты между членами сообщества. Таким образом, происходил естественный отбор лидеров, их слово становилось законом для первобытного коллектива и уже на самой ранней ступени истории человеческого общества зарождаются предпосылки социального неравенства.

Примерно 40 тыс. лет до н.э. появляется человек разумный, соответственно меняется форма социальной организации людей. На смену человеческому стаду (праобщине) приходит родовая община. Это был довольно большой коллектив кровных родственников и состоял из нескольких поколений. Власть и управление присущи любому человеческому сообществу.

Особенности власти родовой общины:

1) источником власти была вся родовая община в целом. Это был период так называемого прямого правления, когда люди непосредственно осуществляли власть. Члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности;

2) властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Конечно, общее мнение формировалось наиболее авторитетными членами рода, а авторитет определяли жизненный опыт, старшинство, профессиональные достижения, храбрость, физическая сила. Принятые на собрании решения носили строго обязательный характер. Общие собрания созывались, как правило, для решения важнейших вопросов жизни общины, касающихся производства, религиозных обрядов и т.д. В обычной повседневной жизни люди и сами прекрасно понимали, что нужно делать;

3) для непосредственного управления жизнью сообщества общее собрание избирало одного или нескольких старейшин. Термин «старейшина» обозначает не возраст, а общепризнанное лидерство в сообществе. Старейшина был первым среди равных соплеменников. Он руководил повседневной жизнедеятельностью рода, но не имел каких-либо льгот, привилегий. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода, более сильным, опытным и мудрым. На случай войны род назначал военачальника. Постепенно выделялись жрецы, выполнявшие ритуальные функции.

Власть имела выборный, временный и сменяемый характер и  опиралась на авторитет. Специальный аппарат управления и принуждения отсутствовал, хотя были возможности для жесткого принуждения к нарушителям порядка. Кроме того, в первобытном сообществе отсутствовала специализация: по мере необходимости взрослый член рода выступает и охотником, и воином, и производителем орудий труда. Профессиональные военные дружины еще не создавались, в военных конфликтах участвовали все мужчины, способные носить оружие. Старейшины (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами.

Разложение родовой общины Непосредственной предпосылкой процесса разложения перво­бытного общества и образования классов был подъем в различных сферах производства, и как следствие, рост регулярного из­быточного продукта. Особенно большую роль здесь сыг­рали дальнейшее развитие произво­дящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремес­ленной деятельности и интенсифи­кация обмена.

1.3. Развитие производящего хозяйства и его аналогов.

Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его прогрессирующее развитие, сложились различные системы земледелия, комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и скотоводства. В земледелии развились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог. Хозяйственные возможности во многом зависели от природных условий а так же уровня агротехники. Поэтому эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного (палочно-мотыжного) земледелия к пашенному, предполагающему использование тягловых животных.

Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного продукта для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства. Особенно это относится к пашенному земледелию, требовавшему тягловой силы и прямо стимулировавшему разведение пригодных для тягла животных. Важной причиной роста скотоводства в эпоху классообразования были также нужды обмена, речь о котором будет дальше.

Открытие металлургии. Первым имеющим производственное применение металлом, ставшим извест­ным человеку, была медь. Использование самородной меди путем ее холодной или горячей ковки, а позднее плавки медных руд началось уже в конце неолита. Это было время, когда металл еще только пытался соревноваться с кам­нем и по большей части не очень успешно. Медь встречалась редко, стоила дорого, а по своим рабочим качествам не всегда превосходила камень. Но освоение нового вещества для изготовления орудий — метал­ла — в дальнейшем в огромной степе­ни определило прогресс в развитии техники.

Затем на смену меди пришла бронза. Бронзовые орудия по своим рабочим качествам превосходят медные: они тверже, острее, а литье их легче. В то же время бронза была еще менее доступна, нежели медь. Положение изменилось только с освоением железа и наступлением раннего железного века. Железо — наиболее широко распространен­ный в природе металл, и в этом отношении оно несравненно доступнее меди и бронзы. Очень важно и то, что его рабочие качества намного выше и меди, и бронзы, и камня.

Возникновение ремесел. Производственные достижения эпохи способствовали дальнейшему развитию домашних промыслов (т. е. производства изделий для собственных нужд) и возникновению ремесел (т.е. производства изделий для обмена или продажи). Первостепенное значение в этом отношении имела сама металлургия, стимулировавшая переход от домашнее-промысловой к собственно ремесленной деятельности. Из металла выделывали орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения. Так, в частности, только с наступлением бронзового века появились меч и боевая колесница, широко распространи­лись защитные доспехи. Железо еще более расширило ассортимент металлических изделий, а главное, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности. Изготовление каменных и костяных орудий, плетение и ткачество, гончаров и даже литье бронзы – все это были процессы, доступные каждому члену общины, а металлургия железа требовала особых сооружений, сложных навыков, вообще, профессиональной специализации и квалификации. Происходило становление также и других видов ремесленной дея­тельности. Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Послед­ний появился не в классовом, как считалось раньше, а уже в предклассовом обществе, причем уже тогда из первоначальных архаичных форм (поворотный столик, круг медленного вращения) мог эволюциониро­вать в более совершенную форму (круг быстрого вращения). Но ни керамические печи, ни гончарный круг не были обязательным усло­вием становления раннего гончарного ремесла.

Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка дало стимул развитию ткацкого ремесла. Постепенно ремесленный характер принимали и многие другие формы домашнепромысловой деятельности: обработка камня, кости и дерева, плетение и т. п. Повсеместно шло второе в истории человечества крупное общественное разделение труда -от­деление ремесла от других занятий, и прежде всего важнейшего из них — земледелия.

Интенсификация обмена. Углубление первого и становление второго крупного общественного разделения труда сопровождалось раз­витием обмена. Обмен первобытных коллективов специфическими богатствами их природной среды, как мы видели выше, существовал уже в эпоху раннепервобытной общины. Теперь, в ходе дифференциации хозяйственно-культурных типов и с дальнейшим развитием престиж­ной экономики обе эти формы приобрели еще большее значение. Но, что еще важнее, наряду с ними стал возникать подлинно экономиче­ский обмен, при котором в отличие, например, от дарообмена ценились не столько обменные связи, сколько сами получаемые путем обмена вещи.

Земледельцы, у которых не было или которым не хватало своего скота, стремились получить у скотоводов мясо, молочные продукты, шкуры, шерсть и особенно рабочий скот, необходимый как тягловое и транспортное средство. Скотоводы, в свою очередь, нуждались в земледельческих продуктах и, поскольку подвижный образ жизни препятствует многим видам ремесленной деятельности, в металличе­ских, гончарных и других изделиях.

С начавшимся выделением ремесла обмен получил еще большее развитие, а главное, стал регулярно вестись не только на границах общин, но и внутри них. Какая-то часть продукции производилась уже специально в обменных целях. То, что делалось не по заказу, не в рамках отношений партнерства и т. д., могло уже поступать на примитивные рынки, где в известные дни недели из окрестных селений сходилось подчас очень значительное число людей.

Развитие обмена (хотя и не только оно одно) способствовало совершенствованию средств сообщения. Благоустраивались дороги и мосты, получали распространённые колесные повозки и корабли на веслах и парусах. С середины 2 тыся­челетия до н. э. в качестве упряжного животного стала применяться лошадь, в следующем тысячелетии в качестве вьючного транспорта в пустынных районах Азии -одногорбый и двугорбый верблюды.

1.4.Формирование классового общества.

Схема 1 Факторы формирования классового общества

Развитие (усовершенствование) орудий труда

Повышается уровень развития производительных сил

Повышается уровень технологии обработки земли, знаний и умений

Появляются излишки производства

Происходит разделение труда

Происходит расслоение общества (имущественное неравенство, выделение знати)

Развиваются процессы обмена, торговля

Формируется новый способ производства

Возникает государственное образование

С зарождением прибавочного продукта начинается формирование институтов классового общества и в том числе важнейших из них -частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность, де­лавшая возможным существование всех других институтов. Становление частной собст­венности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъемом позднепервобытного производства. Во-первых, рост произ­водительности труда и его специализация способствовали индивидуа­лизации производства, что, в свою очередь, делало возможным появление прибавочного продукта, создававшегося одним человеком и присваивавшего другим. Во-вторых, те же возросшая производи­тельность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникала свободно отчуждаемая частная собственность. Становление частной собственности происходило в острых противоречиях между новыми и старыми порядками. Пробивавшимся к жизни частнособственническим началам приходилось преодолевать и еще многочисленные коллекти­вистические формы производства, и еще прочную психологию общин­но-родовой эгалитарности. Накопление отдельными семьями излиш­ков ненужной им продукции как в натуральной форме, так и в превращенной форме сокровищ была противно самому духу первобытнообщинных традиций, и от более имущих требовали, чтобы они, так или иначе делились с менее имущими.

Разбогатевший человек, в особенности, если это был бигмен или вождь, чтобы не лишиться авторитета и влияния, должен был устраивать пышные пиры, щедро одаривать родичей, соседей и гостей, помогать нуждавшимся и т. п. Скупой богач не только лишался авторитета, но и мог лишиться имущества.

Зарождение эксплуатации и общественных классов. С появлением прибавочного продукта и частной собственности все более заметной становится общественная и имущественная дифферен­циация. В то время как у родоплеменной и общинной верхушки скапливались богатства, рядовые сородичи и общинники обладали лишь незначительными излишками, не обладали ими совсем или даже испытывали лишения. По разным причинам рядовые сородичи и общинники оказывались в неравных условиях: сказывались неодина­ковая численность и половозрастной состав семей, личные качества работников и всевозможные случайности. Это неравенство усугубля­лось тем, что престижно-экономическое отношения, в прошлом в основном межобщинные, стали все шире проникать внутрь общины. Тем самым сюда стал проникать и принцип эквивалентности дачи и отдачи, вытеснявший прежний принцип безвозмездной взаимопомо­щи. Теперь за материальную помощь, полученную сородичем или однообщинником, ему приходилось расплачиваться -сперва в том же, а затем и в большем размере.

Таким образом, в конце неолита происходит выдающееся событие, которое изменило коренным образом традиционную жизнь общины – люди научились делать металл. Кроме того, усложнились операции по обработке камня. Была изобретена технология производства тканей и глиняной посуды. Появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки). Значительно повысилась производительность труда. Все эти и другие, связанные с ними изменения, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства, получившему название неолитической революции. Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом (кроме того, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью и др.). 

Рис 1 Охота Древних людей

Рис 2 Орудия труда древних людей

Рис 3 Расселение древних людей

studfiles.net

первобытная эпоха. кратко — Полезная информация для всех

Первобытная эпоха это наибольший период в истории человечества от возникновения человека (около млн. лет тому назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже в настоящий момент живут при условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру что существовала до возникновения первых цивилизаций на Земли (конец IVначало III тысячелетия до н. э.) , и традиционную первобытную культуру.

В течение первобытной эпохи происходили такие процессы:
*антропогенез биологическая эволюция человека, которая завершилась приблизительно 40 тысяч лет тому назад возникновением вида человека разумного (Homo Sapiens), а также основных человеческих рас;
*формирование мышления (или интеллекта) человека, его языка;
*расселение человечества по всем континентам;
*переход людей от присваивающего ведения (охота, сборщица) хозяйства к воспроизводящему труду (земледелие и скотоводство) ;
*социогенез формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации;
*появление первых мировоззренческих, религиозных представлений, мифологических систем.
Среди этих важнейших процессов, которые заложили фундамент истории человечества, свое место занимает формирование культуры как особенной сферы человеческого общества. Причем для ранних этапов истории разных народов характерно единство закономерностей, общность проявлений становления культуры.
Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность) , когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.
Первобытную историю человечества традиционно разделяют на палеолит, мезолит и неолит 2 млн. лет тому назад предел III тысячелетия до н. э. ; эпоху бронзы II тысячелетие до н. э. ; ранний железный век I тысячелетие до н. э. Используя эту периодизацию, дадим общую характеристику эволюции материальной культуры и искусства первобытного общества.
Развитие материальной культуры и эволюция искусства в каменном веке
Верхний палеолит это время рождения искусства. Его появление было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Искусство крепило социальные связи, помогало формированию первобытной общины, становилось средством передачи опыта.
Культура эпохи бронзы и железа
Открытие бронзы (сплава олова и меди) и ее распространения вызывали принципиальные изменения в жизни общества. Улучшилась обработка земли, что способствовало последующему совершенствованию производства.
Для многих народов последний этап развития первобытного строя связан с появлением железа в начале I тысячелетия до н. э. Новый металл был крепче и значительно более распространенным.
Самые древние религиозные представления
Происхождение и развитие человеческой духовности является одной из самых сложных и наиболее интересных научных проблем, в решении которой принимают участие все науки о человеке.

info-4all.ru

Первобытное общество [Доисторический период, Эпоха]

Основные статьи: История, Общество

Содержание (план)

Первобытное общество (первобытность, доисторический период) — это древнейшая историческая эпоха, начинающаяся с появления человека, и переходящая в эпоху Древнего мира. Длительный и сложный процесс развития человечества начался с появления древнейших людей и завершился образованием пер­вых государств.

В этот период, который нередко именуют доисто­рическим, появляется первобытное общество. Для него характер­но отсутствие сословий, имущественного неравенства, государст­венности, городов и многого того, что появилось в более поздние периоды истории человечества.

В первобытную эпоху формируется физический тип современ­ного человека, создаются различные орудия труда, совершенст­вуются технологии их изготовления. Путём неустанного труда, по­степенных открытий, накопления опыта люди создали богатую ма­териальную и духовную культуру. Они научились строить жилища, шить одежду, пользоваться транспортными средствами, изготов­лять посуду и разнообразную бытовую утварь.

Одним из важнейших достижений первобытной эпохи стало от­крытие производящих форм хозяйства — земледелия и скотоводст­ва, которые до настоящего времени составляют для человека основ­ной источник получения пищи. Своё видение и понимание мира люди первобытной эпохи отразили в живописи, скульптуре, ми­фах, сказках, легендах.

Особенности первобытного общества

Первобытное общество имеет ряд особенностей.

  • Этот универсальный этап развития прошли все народы мира. В мире нет ни одной цивилизации, которая не вышла бы из перво­бытности.
  • Это наиболее продолжительный этап, охватывающий более 1,5 млн лет, если начинать с появления питекантропа и синантро­па, или до 3 млн лет, если вести отсчёт с появления Homo habilis, Человека умелого (существа, изготавливающие пусть далее самые примитивные орудия труда — грубо оббитые округлые камни с многими гранями, уже нельзя назвать животными). Для сравне­ния: вся история цивилизации, начиная с Древнего Египта, Дву­речья, цивилизаций долины Инда и Китая, составляет всего 5 тыс. лет.
  • Этот период не освещён в письменных источниках, так как первобытные народы не владели письменностью. Многочислен­ные этнографические описания были сделаны путешественника­ми, учёными, миссионерами, посетившими более поздние перво­бытные народы.
  • На планете до сих пор обитают племена, которые сохраняют первобытные традиции или значительные пережитки прошлого.

Периоды первобытного общества

Этапы первобытного общества

Первобытная история прошла в своём развитии три основных этапа, каждый из которых имеет свои особенные черты: эпоха праобщины, эпоха родовой общины, эпоха соседской общины.

Эпохи первобытного общества

Эпохи первобытного общества имеют крайне размытые хронологические рамки. В зависимости от географического региона может не только значительно разниться начало и конец периода, а и вовсе его наличие. Так, например, неолит в Америке начался уже в конце 3-го тысячелетия, когда в Европе он завершился, и начался энеолит. В ряде географических областей энеолит отсутствует.

  • Палеолит, или древнекаменный век (2,4 млн. — 10000 гг. до н. э.).
  • Мезолит, или среднекаменный век (15000-12000 — 5000 гг. до н. э.).
  • Неолит, или новокаменный век (9500-7000 — 3000 гг. до н. э.).
  • Энеолит, или медный век (4000-3000 гг. до н. э.).

Дикость, варварство и цивилизация

Существует также и альтернативная периодизация первобытного общества. Один из представителей эволюционной теории Л. Г. Морган (1818-1881) в своей работе «Древнее общество» разделил развитие человечества на этапы дикости, варварства и цивилизации. Первые из них делились, кроме того, на нижнюю, среднюю и высшую ступени. В основу этой периодизации был положен технологический принцип: от гончарной эпохи, этапа дикости осуществлялся переход к нижней ступени варварства, с переходом от окуль­туривания растений к одомашниванию животных — к средней, от железоплавильной эпохи — к высшей ступени.

Дикость

Этап дикости делится на следующие ступени:

  • нижняя ступень означала молодость человеческого рода: люди обитали в тропических лесах, употребляя фрукты и корнеплоды; появление членораздельной речи стало признаком их зрелости;
  • на средней ступени люди питались рыбными продуктами, пользовались огнём и начали селиться вокруг рек и озёр;
  • на высшей ступени был изобретён лук, и стало возможным заниматься охотой.
Цивилизация

см. Цивилизация

см. Первобытная культура Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Конец первобытной эпохи

см. также: Древний мир

Примерно в середине 4-го тыс. до н. э. начался переход челове­чества от первобытности к цивилизации. Показателем этого пере­хода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни. Ци­вилизация — это более высокая ступень развития человеческого об­щества, следующая за первобытностью.

История первобытных обществ завер­шилась возникновением в Египте и в Дву­речье в конце 4-го тыс. до н. э. древнейших цивилизаций. Человечество вступило в новый этап своего раз­вития. На большей части Земли в течение долгого времени сохра­нялись первобытные племена. Даже в настоящее время некоторые народы несут в своей культуре наследие тех отдалённых времён.

Ис­торическая судьба многих первобытных народов, которые столкну­лись с цивилизацией, сложилась трагически: в эпоху колониальных захватов и колониальных империй они были подвергнуты истреб­лению или изгнаны со своих территорий. В наши дни народы, со­хранившие родоплеменные традиции, испытывают определённое влияние цивилизации, и нередко оно оказывается негативным. Со­хранение таких народов, их уникальной культуры и гармоничное включение их в мир современной цивилизации является важной за­дачей человечества XXI столетия.

На этой странице материал по темам:
  • Понятие «первобытность». возникновение человека и его эволюция

  • На каком этапе сформировалась речь у первобытных племен и народов

  • Поккзатели перехода от первоьытности

  • Основные первобытные народы

  • Сообщение о первобытности,кратко

Вопросы к этой статье:
  • Сформулируйте определение понятия «первобытное общество».

  • Назовите признаки первобытного общества.

wikiwhat.ru