Элементы нормы – .: ,

Элементы и структура норм права


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 8Следующая ⇒

Структура нормы права — это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): «Если…, то…, иначе…».

Элементы структуры норм права:

* Гипотеза — это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Гипотеза определяет субъектов правоотношения.

* Диспозиция — это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

* Санкция — это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы.

Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.

Закономерности отношений между лицами — это объективная зависимость субъектов права друг от друга в определённых жизненных ситуациях. При помощи структурных элементов нормы подмечается эта зависимость.

Законы логики — это последовательный ход рассуждений, при котором одна логическая посылка нанизывается на другую и при этом не возникает противоречия между предположением и выводом.

Соотношение нормы права и закона поливариантно:

1. Норма права и статья закона совпадают.

2. Несколько норм включаются в одну статью.

3. Одна норма расположена в нескольких статьях.

62. Классификация норм права по их гипотезам

По содержанию:

1. Простая гипотеза — описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение отношения, предусмотренного диспозицией.

2. Составная гипотеза — включает в себя два и более обстоятельств, причём отсутствие хотя бы одного не позволяет ввести в действие диспозицию нормы.

3. Альтернативная гипотеза — также включает в себя два и более обстоятельств, но для введения в действие диспозиции нормы достаточно одного из них.

По степени конкретизации обстоятельств:

1. Абстрактная — в такой гипотезе перечисляются лишь обобщённые формулировки обстоятельств, с наличием которых диспозиция вводится в действие.

2. Казуистическая — перечислены конкретные условия, обстоятельства, при которых начинает действовать норма.

По наличию либо отсутствию условий:

1. Положительная — диспозиция вводится в действие при наличии указанных в гипотезе условий.

2. Отрицательная — диспозиция вводится в действие при отсутствии указанных в гипотезе условий.

Классификация норм права по их диспозициям

По способу изложения:

1. Прямая диспозиция — вся «информация» присутствует в самой диспозиции.

2. Ссылочная диспозиция — переадресует к другой статье этого же нормативно-правового акта, в котором содержится сама диспозиция.

3. Бланкетная диспозиция — не содержит точного описания, а отсылает к другим законодательным и нормативным актам.

По содержанию:

1. Простая — такая диспозиция только называет устанавливаемое отношение.

2. Описательная — подробно описывает устанавливаемое отношение.

По устанавливаемому режиму:

1. Дозволяющая — устанавливает правовое положение лица, в рамках которого оно вправе действовать по своему усмотрению.

2. Обязывающая — в таких диспозициях содержится приказ на совершение определённых действий или запрет, предостерегающий лицо от совершения конкретных действий.

Классификация норм права по их санкциям

По степени определённости:

1. Абсолютно определённая санкция — указывает точно вид и размер наказания (точно указанный размер штрафа).

2. Относительно определённая санкция — указывает вид наказания и его размеры, определяя нижний и верхний пределы (лишение свободы на срок от трёх до десяти лет).

3. Альтернативная санкция — такие санкции предусматривают несколько видов наказания (лишение свободы на срок до 3-х лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

По объёму:

1. Простые — содержат одно неблагоприятное действие.

2. Сложные — содержат два и более неблагоприятных действия.

По отраслевой принадлежности:

1. Уголовно-правовые санкции.

2. Административно-правовые санкции.

3. Дисциплинарные санкции и т.д.

 

 

Глава 13. Право в системе социального регулирования

Взаимодействие норм права с политическими нормами

Политические нормы более удалены от экономического базиса, чем нормы права, поэтому они менее стабильны. Политические нормы обладают классовой направленностью. Единый субъект, устанавливающий нормы права — государство, у политических же норм такого единого субъекта нет. Сначала политические нормы доминировали над правовыми, теперь наоборот. Политические нормы фиксируются в праве, и из их числа удаляются те, которые имеют классовую направленность.

Взаимодействие норм права с религиозными нормами

Назначение религии выработки «смыслов», определение места человека в мире. Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения.

Сходство:

1. Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения.

2. Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

Различие:

1. Сфера действия религиозных норм гораздо уже, чем правовых.

2. Различный механизм действия, религиозные нормы абсолютно непреложны, так как ссылаются на «высший авторитет».

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзов, политических партий). Корпоративные нормы весьма специфичны, и по ряду формальных признаков довольно схожи с правовыми нормами:

1. Текст нормы закрепляется в соответствующем документе.

2. Корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре.

3. Систематизированы.

Пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.

Особенности корпоративных норм:

1. Направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации;

2. Это нормы локального действия;

3. Фиксируются в уставах или иных аналогичных документах;

4. Подлежат проверке в виде регистрации со стороны государства — соответствие законодательству;

5. Обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания — исключение из организации, общественное порицание и т.д.

Взаимодействие:

1. Право граждан на создание организаций закреплено в законе, таким образом, проявляется поддержка правом корпоративных норм.

2. Юридические нормы могут полностью вытеснять корпоративные нормы (в тоталитарном государстве).

3. Наоборот, корпоративные нормы могут выходить за пределы своего регулирования (при неразвитом правовом регулировании).

 

 

Глава 14. Правосознание и правовая культура

Понятие правосознания

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. У людей всегда присутствует какое-то отношение к праву, следовательно, правосознание существует непрерывно.

Особенности:

* Правосознание вступает во взаимодействие с другими формами общественного сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом.

* Правосознание характеризуется преемственностью (через поколения, народ).

* Возможно также обратное воздействие правосознания на общественные отношения (жилищная реформа в РФ, из-за негативного отношения к ней масс, значительно затормозилось её проведение во многих городах России).

* Правосознание может отражать не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития.

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на проблему сущности правосознания:

1. Марксистско-ленинская (объективная) — правовые воззрения людей определяются прежде всего их классовым положением. Но это учение не может ответить на вопрос, почему могут изменяться правовые воззрения людей, которые сохраняют своё классовое положение.

2. Большинство немарксистских учений (субъективная) — правосознание определяется индивидуальными предпочтениями субъекта, уровнем его культуры, религиозными взглядами и т.д. Однако также нет ответа на вопрос, почему люди с разным уровнем культуры объединяются для защиты одних и тех же правовых принципов.

В итоге по вопросу о сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.

Элементы правосознания — это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.

Структура правосознания:

1. Правовая идеология — это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент структуры правосознания.

2. Правовая психология — совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный компонент структуры правосознания. Правовая психология также состоит из нескольких элементов:

а) Стойкие компоненты — обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты — настроения.

Виды правосознания

По уровню отражения правовой действительности:

1. Обыденное — присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. 75% такого правосознания составляет правовая психология.

2. Профессиональное — складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. 75% такого правосознания составляет правовая идеология.

3. Теоретическое (научное) — характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам:

1. Индивидуальное — складывается под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов, что и объясняет диаметральное различие такого правосознания.

2. Групповое — т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

3. Массовое — характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

4. Общественное — правосознание макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи; наций и народностей; общества в целом).

Функции правосознания

Функции правосознания — это основные направления его взаимодействия с правовой действительностью. Выделяют три функций правосознания:

1. Познавательная функция правосознания состоит в том, что посредством сознания индивид, группа, общество в целом приобретают знания об окружающей правовой действительности.

2. Оценочная функция связана с формированием у людей внутреннего психологического отношения к отражаемой правовой действительности.

3. Регулятивная функция заключается:

* во-первых, в том, что при непосредственном участии правосознания создаются юридические нормы, позитивное право;

* во-вторых, в том, что каждый индивид определяет конкретный вариант поведения с учётом юридических норм;

* в-третьих, в том, что с его помощьюэ в случае пробелов индивид может формулировать своё поведение, урегулировать ситуации с пониманием юридических норм, законодательства;

* в-четвёртых, в том, что правосознание позволяет координировать правовое регулирование с иными видами регуляторов.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Структурные элементы нормы права виды и особенности.

Структура нормы – это ее внутреннее строение, складывающееся из элементов, связанных между собой. Современная правовая наука выделяет три основные структуры правовой нормы – социологическую, логическую и юридическую.

Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – первая часть правовой нормы. В ней описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой, т.е. говорится, при каких условиях могут возникнуть у граждан и организаций предусмотренные нормой юридические права и обязанности. Обычно гипотеза характеризуется словом «если».

Гипотеза не просто учитывает жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, превращает их в юридические факты.

Диспозиция – это само правило поведения (действие или бездействие), которое предписывает осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы.

Санкция – часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим ее предписаний. Санкция рассчитана на наступление фактических обстоятельств, называемых правонарушением. Она, как и диспозиция, указывает на юридические последствия с той лишь особенностью, что в качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а последствия – мера воздействия. Примером норм, содержащихся в санкции, служат нормы Особенной части Уголовного кодекса.

Таким образом, гипотеза дает ответ на вопрос когда, при каких обстоятельствах действует правило поведения; в диспозиции содержится указание на то, что, собственно, требует норма права, что надо делать, или, наоборот, нельзя делать; а на то, что может произойти с адресатом нормы, если он станет нарушать ее предписания указывает санкция.

По составу (строению) структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными и альтернативными.

Простая гипотеза предусматривает одно обстоятельство, являющееся условием действия правовой нормы, а простая диспозиция или санкция – одно правовое последствие.

Сложная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, совокупность которых является условием действия правовой нормы, а сложные диспозиция или санкция – несколько (совокупность) правовых последствий.

Альтернативная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств наступление одного из которых является условием действия правовой нормы. Альтернативные диспозиция или санкция – наступление одного из нескольких сформулированных в норме последствий.

Большинство норм Особенной части Уголовного кодекса имеет альтернативные санкции.

Принято также различать штрафные и правовосстановительные санкции.

Штрафные санкции предусматривают меры юридической ответственности и содержат дополнительные обязанности для правонарушителя – определенные негативные последствия. Примером таких санкций являются санкции норм Особенной части Уголовного кодекса.

Правовосстановительные санкции предусматривают такие меры, которые применяются к правонарушителю для обеспечения реального исполнения неисполненной им обязанности и для защиты (восстановления) нарушенного им субъективного права.

Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется не менее сложной проблематикой логической структуры. Последняя охватывает в логических понятиях и связках юридическую структуру, но имеет самостоятельное значение. Ценность практического выделения логической структуры нормы права заключается в том, что, во-первых, зная о логической структуре, мы всегда должны структурировать норму права по этим трем компонентам, и, во-вторых, наполнить эти элементы конкретным содержанием.

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если – то – иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Социологическая структура нормы права органично связана с предыдущими структурами и раскрывается при толковании норм, в процессе их реализации.

 

Источники (формы) права.

Одним из признаков нормы права является ее формальная определенность. А.Б. Венгеров указывает, что данная категория (формальная определенность) употребляется в двух смыслах и характеризует право двояко. Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила поведения, определяющая его адресату границу, масштаб, меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление различных правил поведения в актах государственных органов, решениях судов и иных формах. Именно в этом втором смысле категория «формальная определенность» приводит к формулированию понятия «форма права».

В советской правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия, – «источник права» или «форма права». Одни ученые признавали более правильным употребление термина «форма права», другие – «юридический формальный источник права». В настоящее время эти споры можно считать преодоленными, поскольку оба указанных термина употребляются при освещении данной темы в одном и том же значении – внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли.

Таким образом, юридическими источниками (формами) права являются официальные формы выражения и закрепления (изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве.

Приведенное понятие источника следует отличать от понятия источника, порождающего, или объективно обусловливающего возникновение правовых норм. В таком контексте источник – не «форма выражения», а корень, исток возникновения, укрепления и развития тех или иных норм.

Обычно в теории называют следующие виды источников норм права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай, юридическая доктрина и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию.

Нормативно-правовой акт – это письменный правоустановительный акт государства, содержащий нормы действующего права. Нормативно-правовые акты (законы парламента, указы, декреты и иные акты главы государства и акты правительства и министерств) являются основными источниками права в странах континентальной Европы – Франции, Германии, Австрии Испании и др., а также и в России.

Нормативно-правовой акт имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими источниками права.

1. Он может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативно-правовые акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Данные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику не допускать произвольного толкования и применения норм.

Судебный прецедент – это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Этот источник характерен для стран англосаксонского права – США, Канады, Англии, Австралийского Союза и др.

Правовой обычай (обычное право) – фактически сложившиеся в течении длительного времени правила, регулирующие поведение людей (общественные отношения), которые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права.

Обычаи или обыкновения политической жизни, торгового оборота, семейных или бытовых отношений имеют, хотя и в ограниченных пределах, юридическое значение во многих современных государствах.

Юридическая доктрина как источник права – это разработанные и обоснованные учёными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов».

Нормативно-правовой договор как источник права – это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и в сфере публичного права.

 




infopedia.su

Структура норм права. Ее элементы.


Понятие и элементы структуры норм права. Правовая норма, как уже отмечалось ранее, является первичной структурированной клеткой права. Если для любого нормативно-правового предписания достаточна логическая завершенность выраженной в нем формулировки и ее словесно-документального оформления, то норме права всегда свойственна целостная структура.

Структура правовой нормы — это ее внутреннее устройство, необходимые способы организации и преобразования ее собственного содержания, способы связей между ее элементами и их атрибутами. Она охватывает всю систему образующих ту или иную норму права правил и велений.

Надлежащее знание структуры правовой нормы необходимо как для законодателя, так и для правоприменителя. Первого оно побуждает полнее и точнее сформулировать в текстах нормативно-правовых актах все необходимые элементы соответствующих правовых норм, второго — найти, сопоставить и тщательно осмыслить эти элементы, установить их взаимосвязи, выявить их подлинное содержание и обеспечить неуклонное ее осуществление.

Анализ структуры нормы права предполагает, прежде всего, выделение ее относительно самостоятельных частей и уяснение места каждой из них в данной системе. В имеющейся юридической литературе чаще всего в норме права различают три элемента — гипотезу, диспозицию и санкцию. Иногда выделяется дополнительно такой элемент, как указание на субъектный состав, имея в виду содержащееся в норме «положение о том, на кого распространяются предписания нормы» (12, с.5). На наш взгляд, следует добавить сюда еще один возможный элемент нормы — указание на ее социальную цель. Рассмотрим, что собой представляют эти элементы и в каких разновидностях они встречаются.



Гипотезаэто та часть правовой нормы, где содержится указание на те жизненные ситуации (обстоятельства), при которых приходит в рабочее состояние ее диспозиция. При наступлении обозначенных в гипотезе жизненных ситуаций начинает реализоваться именно диспозиция нормы права. Что же касается санкции нормы права, то для ее реализации требуются другие жизненные ситуации, связанные с волеизъявлением в ходе осуществления того, что предусмотрено в диспозиции нормы права.

Гипотезы норм права бывают казуальные и общие, причем последние, в свою очередь подразделяются на определенные и относительно определенные.

В казуальной гипотезе исчерпывающим образом перечисляются те типичные жизненные ситуации, при наступлении которых срабатывает диспозиция нормы. В качестве примера сошлемся на ст.ст. 14-15 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, где по пунктам названы обстоятельства, при наступлении которых отводятся судьи, прокурор, эксперт и переводчик.

Определенная гипотеза содержит четкую формулировку общего условия, требуемого для осуществления диспозиции реализуемой нормы права. Так, статья 49 ГК РФ условием удовлетворения требований залогодержателя (кредитора) за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд считает наличие письменного соглашения об этом между залогодателем и залогодержателем, удостоверенного в нотариальном порядке.

В относительно определенной гипотезе жизненные ситуации, необходимые для реализации диспозиции нормы, обозначаются лишь в общей форме. Статья 73 того же КЗоТ РФ, к примеру, определение очередности предоставления отпусков работникам ставит в зависимость от согласования мнений работодателя и профсоюзного комитета предприятия (учреждения, организации), не конкретизируя обстоятельств, которые при этом должны обязательно учитываться.

Диспозицией называется та часть правовой нормы, где описываются масштабы (правила, образцы) должного, возможного или возможно-должного поведения участников регулируемого общественного отношения. Это — ведущий элемент в структуре нормы права, где в позитивном или в негативном виде обозначается юридическая модель упорядочиваемого общественного отношения. Причем в позитивном виде изображается предписываемое, дозволяемое, рекомендуемое, поощряемое или ограничиваемое, а в негативном — чаще всего запрещаемое поведение. Последнее особенно характерно для диспозиций уголовно-правовых норм.

Диспозиции норм права весьма разнообразны. В зависимости от того, детализируется ли в них поведение участников упорядочиваемого отношения, различаются простые и описательные диспозиции. В простой диспозиции правотворческий орган ограничивается общим указанием на регулируемое поведение без какой-либо расшифровки его признаков.

Описательная диспозиция содержит указание на наиболее существенные черты соответствующего поведения, как это сделано, скажем, в ст.1 Закона РФ «О залоге» от 29 мая 1992 года, где подробно расшифровывается понятие залога.

По степени категоричности диспозиции могут быть императивными (повелительными) или диспозитивными (восполнительными). При императивныхдиспозициях не допускается возможность видоизменения или замены другим указанного законодателем масштаба (правила) поведения. Таковы диспозиции многих норм финансового права. В восполнительной же диспозиции оставляется возможность выбора варианта поведения, конкретизации или даже замены его другим по усмотрению (согласованию) участников регулируемого отношения, как это, например, часто делается в гражданском законодательстве.

По своей юридической направленности возможны представительно-обязывающие, управомочивающие, обязывающие, уполномочивающие, закрепительные, рекомендательные, поощрительные, запретительные и ограничительные диспозиции. В представительно-обязывающих диспозициях содержатся взаимоскоординированные правила поведения двух и более участников упорядочиваемого общественного отношения (например, продавца и покупателя). Управомочивающая диспозиция регулирует соответствующее отношение путем указания на вид и меру или на сферу возможного поведения одного из участников, наделяемого в рамках данного отношения субъективным правом либо юридической свободой. В обязывающей диспозиции, наоборот, указывается вид и мера должного поведения лица, на которое возлагается односторонняя юридическая обязанность. Уполномочивающие диспозиции расценивают обозначенное в них поведение как возможно-должное, т.е. одновременно и как правило, и как обязанность должностного лица (к примеру, судьи, налоговой инспекции). Закрепительные диспозиции служат средством официального подтверждения государственной властью определенных общественных отношений или установления в их рамках общеобязательных масштабов (правил, принципов, начал) деятельности субъектов права, как это имеет место, например, во многих конституционных нормах, закрепляющих политическую и экономическую системы, права и свободы личности, государственное устройство и т.д. Рекомендательные диспозиции строятся по формуле: «если налицо такие-то условия, то целесообразно и желательно поступать таким-то образом». Поощрительные диспозиции описывают возможные масштабы поведения, которые специально стимулируются государством путем одобрения и воздания почестей, назначения наград, премий и т.д. Запретительные диспозиции указывают на общественное отношение, которое полностью вытесняется государственной властью, считается недопустимым. Ограничительные диспозиции хотя и не вытесняют целиком регулируемое отношение, но ставят его в определенные жесткие рамки (скажем, ст.161 КЗоТ РФ, ограничивающая труд женщин на работах в ночное время).

Между некоторыми из только что перечисленных видов диспозиций можно найти много общего. Например, диспозиция, обязывающая совершать известное действие, косвенно запрещает поступать в регулируемом отношении иначе, а диспозиция, запрещающая или ограничивающая определенное поведение, таким путем возлагает на субъект права обязанность соблюдать запрет или ограничение. Поощрительная диспозиция предписывает и дозволяет использовать санкционируемые ею материальные и духовные средства для стимулирования какого-то поведения.

Рекомендательная диспозиция указывает на вид и меру возможного поведения и от имени государства советует ему следовать. Однако все это не дает основания отождествлять подобные виды диспозиций правовых норм. Обязывать совершать действие и запрещать или ограничивать его — не одно и то же.

Отнесение же поощрительных норм к виду обязывающих не дает правильной их юридической характеристики. Такие же отличительные черты имеются между остальными из указанных видов диспозиций норм права.

Санкция нормыправа многими авторами трактуется как указание на те меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение ее диспозиции. Это связано с неоправданным отождествлением двух близких, но не всегда совпадающих значений термина «санкция». Последним в одних случаях обозначается непосредственный носитель принудительного воздействия, сама реальная мера государственного принуждения (неустойка, штраф, и т.п.), в других — структурная часть правовой нормы, где указывается тот масштаб (вид и объем) средств, который намечен законодателем в обеспечение надлежащего поведения участников регулируемого общественного отношения. Когда в качестве таких средств фигурируют принудительные меры, указанные значения рассматриваемого понятия фиксируются одновременно. Больше того, в некоторых сферах (скажем, в уголовно-правовой) они неразрывны, поскольку здесь правовые санкции выражаются лишь в карательных мерах. Однако в сфере гражданских, трудовых, хозяйственных и некоторых других отношений этого не наблюдается ввиду того, что государство обеспечивает свои нормативные предписания не только мерами принуждения, но и мерами поощрения, морального и материального стимулирования.

Тем самым оно санкционирует применение принуждения к виновным и поощрение образцового исполнения обязанности. И вряд ли есть серьезные причины для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры, когда, скажем, назначается повышенная стипендия студенту за отличную учебу.

Представляется более оправданным под санкцией нормы права понимать тот ее структурный элемент, где дозируется мера государственного обеспечения правил поведения, предусматриваемых в ее диспозиции. Эти меры могут носить штрафной, карательный характер: тогда они именуются карательными санкциями. Во многих случаях такие меры выражаются в восстановлении нормального состояния правоотношений, благодаря чему называются правовосстановительными, защитными санкциями. По существу сюда примыкают санкции ничтожности, при которых неправомерное поведение признается несуществующим, лишенным юридической значимости. Когда нормой предусматриваются меры морального и материального стимулирования, налицо санкции поощрительные.

Причем в одних отраслях права (скажем, в уголовном праве) преобладают карательные, в других (к примеру, в гражданском праве) — восстановительные, в третьих (в частности, в трудовом праве) — поощрительные санкции.

По степени определенности и вариации мер государственного обеспечения санкции правовых норм бывают абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные и кумулятивные. В абсолютно определеннойсанкции точно определена та мера воздействия, которая санкционируется государством (например, неустойка в таком-то размере). Относительно определенные санкции содержат указание на нижний и верхний пределы таких мер (к примеру, лишение свободы сроком до пяти лет). Альтернативные санкции предоставляют правоприменителю возможность выбирать один из двух и более возможных видов мер воздействия с учетом конкретных обстоятельств дела (скажем, возмещение убытков или неустойка). Кумулятивные санкции допускают применение одновременно основной и дополнительной мер воздействия.

Указание на субъектный состав заключается в определении законодателем круга точных адресатов нормы, если она рассчитана не на любых лиц, которые могут оказаться в сфере регулируемых отношений. Оно характерно для компетенционных, исключительных, специальных и некоторых других норм, под действие которых подпадают только определенные законодателем органы (организации) и лица.

Указание на цель относится к той части структуры нормы права, где самим законодателем обозначаются идеально намечаемые результаты, на достижение которых сориентирована данная норма. Такое указание в одних случаях встречается непосредственно в том нормативном предписании, где содержится вся норма или ее диспозиция, в других — в относительно обособленной части нормативно-правового акта. Но, так или иначе, оно имеет важное значение для надлежащего уяснения содержания и назначения правовой нормы, а также для реализации ее сообразно с той целью, которую обозначил сам законодатель.

 

Способы единения элементов норм права. Изучение структуры нормы права необходимо предполагает также выявление способов единения рассмотренных выше элементов. Умение находить в нормативном массиве реально соответствующие элементы любой правовой нормы и их органические связи имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, поскольку от этого зависит надлежащие понимание и реализация норм права.

Каким же образом происходит единение возможных элементов правовой нормы в структурную целостность? Являются ли все эти элементы необходимыми, обязательными составными частями каждой нормы права? Вопросы эти считаются дискуссионными.

Одни авторы неотъемлемыми элементами всякой нормы признают гипотезу, диспозицию и санкцию, другие — только диспозицию, третьи — гипотезу и диспозицию, четвертые — гипотезу и санкцию, пятые — диспозицию и санкцию.

При решении этого дискуссионного вопроса представляется правильным исходить из того, что структура правовой нормы не произвольна, она всегда необходима, закономерна и не зависит от субъективного отношения тех или иных лиц. Такая закономерность выражается в зависимости этой структуры от особенностей регулируемых правовыми нормами жизненных отношений.

Нельзя создать правовую норму без диспозиции, которая выступает в роли «несущей» части в ее конструкции. Поскольку нормы являют собой в первую очередь систему правил поведения в регулируемых отношениях, они непременно должны содержать в себе описание этих правил. Иначе невозможно регулирование тех отношений, ради властного воздействия на которые создается норма.

Имманентным элементом нормы права является и санкция, обозначающая меру ее государственного обеспечения. Норма, которая не обеспечена четко обозначенными юридическими средствами, перестает быть правовой, оказывается в одном ряду с остальными видами социальных норм. Если принять во внимание, что государство обеспечивает правовые предписания различными средствами, и «дозировка» им вида и меры таких средств применительно к отдельным нормам является в определенном смысле санкцией, то вполне логично заключить, что всякая норма права должна иметь в качестве одного из закономерных элементов своей структуры санкцию.

Встречающееся в литературе мнение о том, что факультативность санкции не равнозначна необеспеченности нормы права, что при отсутствии собственной санкции норма обеспечивается либо санкцией других норм, либо всей системой права, вызывает возражение. Оно в одних случаях связано со смешением нормы права с нормативно-правовыми предписаниями, в других — с фактическим упразднением понятия правовой нормы, заменяемой его так называемыми «нормой-предписанием» и «логической нормой».

Общественные отношения, регулируемые диспозицией и санкцией правовой нормы, органически взаимосвязаны. Санкции регулируют специфические отношения, которые: а) вытекают из неотъемлемых свойств, а в первую очередь из государственной обеспеченности права и его норм; б) возникают благодаря определенному — неправовому или, наоборот, юридически стимулируемому конкретными, заранее установленными мерами поощрения — поведению в рамках отношений, упорядочиваемых диспозициями норм права; в) имеют в числе своих субъектов обязательно одного из участников именно этих отношений, выступающего в качестве правонарушителя или подлежащего поощрению индивида; г) служат необходимым дополнением к непосредственному предмету регулирования диспозиции правовых норм; д) направлены на обеспечение масштабов поведения и велений, выраженных во всех частях этих норм. При таких условиях отрыв указанных общественных отношений, а равно регулирующих их элементов правовой нормы друг от друга не только носит искусственный характер, но и не согласуется, очевидно, с научными представлениями о соотношении элемента и структуры.

Все это позволяет считать санкцию нормы права, как и ее диспозицию, обязательным структурным элементом. Оба эти элемента правовой нормы вытекают из сущностных и содержательных свойств права — из того, что оно представляет собой возведенную в закон государственную волю, характеризуется нормативностью, регулятивностью, общеобязательностью, формальной определенностью и обеспеченностью государством.

Остальные из перечисленных выше элементов столь жестоко не связаны с сущностью и содержанием права, обусловлены рядом дополнительных факторов, оказывающих решающее влияние на их бытие.

Гипотеза необходима для правовых норм, регулирующих такие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются периодически при наступлении определенных жизненных ситуаций. Подрядные отношения, например, не могут возникнуть, пока не заключен договор подряда. Применительно к подобным общественным отношениям норма права невозможна без обозначения в ней условий ее реализации. Нормы, призванные регулировать такие дискретные отношения, приводятся в движение, вступают в рабочую фазу только при наличии конкретных жизненных ситуаций, и они были бы не способны успешно выполнить свою служебную роль, если бы в их гипотезах в надлежащей форме не указывались эти ситуации.

Положение существенно меняется, когда регулируются общественные отношения непрерывного, постоянного характера.

Так, носителем суверенитета России является ее многонациональный народ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст.3 Конституции РФ). Это — важнейшие базовые общественные отношения, функционирующие не периодически, а постоянно.

Регулирующие их правовые нормы тоже находятся в постоянном рабочем состоянии; для приведения их в движение вовсе не требуется наступления каких-то конкретных жизненных ситуаций.

Поэтому в таких нормах не только могут не быть, а быть не могут гипотезы, поскольку ни функционирование упорядочиваемых отношений, ни рабочее состояние регулирующих эти отношения норм не связано с теми жизненными ситуациями, ради которых следовало бы конструировать такой элемент нормы, каким является гипотеза.

Аналогичная картина характерна также для статутных, запрещающих и некоторых других норм. Уголовно-правовые запреты, например, действуют постоянно, непрерывно с момента введения в действие до их отмены независимо от каких-либо конкретных жизненных ситуаций. И представляется бессмысленным полагать, что для норм, содержащих такие запреты, необходимы гипотезы.

Стало быть, гипотеза служит видовым, а не общим структурным элементом норм права. Для норм, диспозиции которых приводятся в рабочее состояние лишь при наступлении определенных жизненных ситуаций, она совершенно необходима, в то время как в правовых нормах, диспозиции которых находятся в непрерывном рабочем состоянии, объективно гипотезы быть не может.

От особенностей регулируемых общественных отношений зависит и такой элемент правовой нормы, как указание на субъектный состав. Для норм, регулирующих общественные отношения в форме отграничений и зависимостей, он, скорее всего, необходим, поскольку иначе трудно определить их адресатов. Такой элемент встречается также в нормах, упорядочивающих общественные отношения, субъектами которых могут быть лишь определенные органы и лица. Когда нормативное воздействие оказывается на общественные отношения, участниками которых могут являться любые лица, надобность в обозначении субъектного состава отпадает.

Указание в правовой норме на ее цель зависит главным образом от воли законодателя. Оно чаще всего практикуется в тех случаях, когда законодатель считает необходимым оттенить ближайшую социальную цель устанавливаемых им правовых норм.

Например, в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года прямо указывается, что его цель состоит в предупреждении, ограничении и пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в обеспечении условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков (ст.1).

 

Виды норм права. Выделение тех или иных видов норм права может производиться в зависимости от различных факторов, играющих роль классификационных оснований. Оно возможно по основным сферам регулируемых общественных отношений, по их месту в жизнедеятельности людей, по структурным особенностям, по юридической силе, по пределам действия, по специфике воздействия, по социальному назначению и по некоторым другим свойствам. Каждая из таких группировок оправдана определенными научными и практическими соображениями.

Хотелось бы с самого начала подчеркнуть неудачность только одной группировки правовых норм, встречающейся в юридической литературе, а именно, деления их на регулятивные и правоохранительные. Всякая правовая норма является средством регулирования общественных отношений, и среди них нет таких, которые бы не обладали регулятивным свойством. В то же время норма права «охраняет» ту систему правил поведения и велений по их поводу, которая содержится в ее диспозиции, гипотезе и т.д. Выделение в качестве одного из главных подразделений права так называемых охранительных норм означает не что иное, как отрыв санкций правовых норм от остальных структурных элементов, проведение неоправданного водораздела между двумя взаимосвязанными — правоустановительными и обеспечительными — отношениями, регулируемыми разными элементами целостной нормы.

Разумеется, что в качестве оснований классификации предпочтительнее избирать признаки, свойственные правовой норме в целом, а не отдельным ее элементам. Одно и то же свойство может в разных элементах нормы может быть выражено далеко не одинаково. Хотя классификация правовых норм по их структурным особенностям вполне возможна, но в этом случае следует исходить из специфики структуры нормы в целом, а не только из своеобразия гипотезы, диспозиции или санкции.

Вполне логично различать по этому основанию нормы двухэлементные, трехэлементные, четырехэлементные или даже пятиэлементные, имея в виду различные способы единения их соответствующих структурных частей. Выделение же по структуре норм, скажем, простых и сложных, абстрактных или казуистических, абсолютно или относительно определенных и т.д. не вполне логично, ибо подобные деления скорее относятся к отдельным структурным элементам, нежели к норме права в целом.

Нормы в целом классифицируются, в первую очередь, по основным сферам общественных отношений, являющихся предметом регулирования. По данному признаку различаются виды норм, соответствующие отдельным отраслям права (конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и т.д.). Эта классификация важна для построения отраслевой системы права, правильного нахождения места каждой нормы в этой системе, толкования ее содержания, надлежащей правореализации и для решения многих других вопросов юридической науки и практики.

С данной классификацией перекрещивается группировка правовых норм в зависимости от их места в жизнедеятельности общества. По этому признаку традиционно выделяются материально-правовые, управленческие, процессуально-процедурные и контрольно-надзорные нормы. К первым относятся нормы, скажем, гражданского права, ко вторым — нормы административного права, к третьим — нормы арбитражно — процессуального права, четвертым – нормы прокурорского надзора.

При исследовании некоторых юридических проблем весьма значимо разграничение норм непрерывного действия и норм дискретного действия. Нормы постоянного действия регулируют главным образом жизненные отношения, которые функционируют постоянно в течение длительного времени, охватывающего целые исторические этапы общественного развития. Нормами дискретного действия упорядочиваются отношения, которые многократно возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от конкретных волеизъявлений определенных лиц, событий и иных юридически значимых фактов.

Нормы права могут классифицироваться еще по ряду признаков. По сфере действия их можно делить на федеральные, республиканские (областные, краевые и т.д. — в зависимости от рода субъекта федерации), местные и локальные; по кругу субъектовна общие, специальные и исключительные, по юридической силе — на нормы закона и нормы подзаконных актов.

Все эти группировки не могут не учитываться при решении многих вопросов жизнедеятельности людей, их общностей и образований.

 

Толкование норм права.

Существо и значение толкования норм права. Для успешного функционирования права в любой стране необходимо, прежде всего, правильное понимание содержания и назначения его норм и основанных на них юридических решений.

Поэтому в науке и практике значительное место отводится толкованию нормативных и индивидуальных правовых актов.

Толкование актов индивидуально-правового регулирования выражается в установлении подлинного смысла содержащихся в них решений и констатаций. Оно всегда касается единичных, конкретных жизненных отношений и осуществляется как самими органами, принявшими решение по тому или иному юридическому делу, так и любыми другими лицами. В ряде случаев законодатель определяет порядок толкования, если оно предпринимается на официальных началах. Так, статья 115 Арбитражно-процессуального кодекса РФ предусматривает, что «судья по заявлению сторон вправе разъяснить решение, не изменяя при этом его содержания, и в этой связи он выносит официальное определение, на которое может быть подана кассационная жалоба или принесен протест». В статье 431 ГК РФ указываются правила толкования судом условий того или иного договора.

Толкование актов общего правового регулирования предполагает в первую очередь выявление подлинного смысла и назначения содержащихся в них нормативных предписаний, их связей и способов единения, юридической силы, природы и пределов действия. Оно по существу означает толкование образующихся из этих предписаний правовых норм в единстве их форм и содержания.

В той или иной мере толкуются все без исключения нормы права. Иное мнение, встречающееся иногда в юридической литературе, основывается на недоразумении. Без выявления содержания и назначения правовых норм фактически невозможно сознательное сообразование с ними своего поведения любым социальным индивидом, в том числе участниками регулируемых отношений.

Толкование юридических норм не является самостоятельным видом правового регулирования: путем толкования правовых норм не создаются какие-либо новые общеобязательные правила поведения, не отраженные в этих нормах или их заменяющие, дополняющие либо отменяющие. Не должны также делаться выводы, которые бы позволили вывести из-под действия правовой нормы то или иное единичное проявление регулируемого ею общественного отношения.

Служебная роль толкования ограничивается выявлением, установлением подлинного смысла всего того, что законодатель «вложил» в норму права, хотя, возможно, не вполне удачно закрепил его в соответствующей словесной формулировке. Даже в тех случаях, когда правовая форма толкуется самим законодателем, не следует выходить за ее рамки.

По своему содержанию толкование правовых норм представляет собой, прежде всего, логические, интеллектуально-волевые операции в сознании того или иного человека по их анализу и осмыслению. Эти операции очень важны, без и вне их толкование не может осуществляться. Указанные операции приобретают какое-либо юридическое значение лишь при условии, если они находят свое выражение вовне. Даже тогда, когда любой гражданин «уясняет и объясняет» смысл правовой нормы исключительно для себя, чтобы согласовать с ней собственное поведение, указанные операции объективируются в его внешнем поведении. И только по этому поведению можно судить, насколько понимание этим лицом правовой нормы соответствует ее истинному смыслу и в какой мере оно повлияло на его волю, на внешнее проявление последней. Иначе вообще нельзя было бы расценить такие случаи толкования правовых норм как часть юридически значимой деятельности.

Результаты толкования правовых норм чаще всего выражаются в правомерном поведении участников регулируемых общественных отношений и в правоприменительных актах, которые сами никак не могут рассматриваться в качестве элемента рассматриваемого понятия. Даже в случаях, когда результаты толкования выражаются в специальном интерпретационном акте, последний выступает в роли относительно самостоятельного явления правовой деятельности. Подобно тому, как различаются общее правовое регулирование и нормативно-правовые акты, следует разграничивать толкование правовых норм, и различные правовые акты, в которых это толкование объективируется. В этих актах содержится информация относительно того, как понимается данным лицом или органом толкуемая норма права. Многие ученые с полным основанием рассматривают толкование правовых норм именно как деятельность, состоящую в раскрытии ее подлинного содержания. В ходе этой деятельности анализируется текст нормативно-правового акта, его официальных и неофициальных разъяснений и других близких по содержанию материалов, выявляется смысл, содержание, юридическая сила, социальная направленность и пределы действия толкуемой нормы, определяется ее место в системе права, выясняются историко-политические условия ее принятия и т.д.

Но эта деятельность не всегда протекает по одной схеме, может иметь как простые, так и сложные очертания. Неслучайно, что одни авторы трактуют ее как уяснение содержания правовой нормы, другие — как разъяснение его, третьи — как уяснение и разъяснение, четвертые — как уяснение, истолкование и разъяснение. По существу же речь, очевидно, идет о разных возможных элементах (звеньях, операциях) в рассматриваемой деятельности, необходимых не всегда в одинаковой степени.

Уяснение содержания правовой нормы — обязательный элемент всякого ее толкования, без которого никак не возможно выявление всего того, ради чего вся эта деятельность предпринимается. Оно налицо даже в случаях, когда человек толкует норму исключительно для себя, не задаваясь даже целью «удостоверить» правильность своих суждений на этот счет.

Однако подчас от интерпретатора требуется изложить свое понимание правовой нормы перед другими лицами или органами, подтвердить его соответствие сути толкуемой нормы, придавая ему ту или иную форму. Тогда появляются следующие элементы толкования — объяснение, разъяснение, истолкование познанного содержания, выявление смысла, назначения, силы и пределов действия толкуемой нормы права.

 

Способы толкования правовых норм. Вся рассматриваемая деятельность осуществляется посредством ряда способов (приемов), под которыми подразумеваются наиболее характерные методы установления смысла и других свойств правовой нормы. Известны такие приемы, как грамматический, логический, телеологический, специально-юридический, систематический и историко-политический.

Грамматический прием выражается в анализе письменного текста правовых предписаний, в которых содержатся или из которых слагаются нормы права, с точки зрения общепринятых семантических, лексических, морфологических и синтаксических правил языкознания. Он способствует установлению смысла отдельных слов и их сочетаний, связей между различными частями формулировок, значение использования законодателем союзов, оборотов и знаков препинания и т.д. Так, путем использования данного приема толкования пунктов 1-2 ст.13 Конституции РФ 1993 года легко прийти к выводу, что в Российской Федерации никакая идеология не может считаться ни государственной, ни обязательной в другом качестве.

Логический прием состоит в анализе имеющихся в тексте правовой нормы понятий и формулировок, а равно в сопоставлении их с другими по содержанию близкими правовыми предписаниями с точки зрения логических правил мышления. При этом законы и правила логики используются непосредственно, самостоятельно, обособленно от грамматического и иных способов. Без такого подхода порой бывает невозможно выявление действительного смысла толкуемой нормы. Сошлемся, например, на статью 49 Конституции РФ 1993 года.

Грамматический прием ее толкования может создать впечатление, будто признание человека виновным в совершении преступления осуществляется путем: а) доказательства его вины в установленном законе порядке, б) установления вины вступившим в законную силу приговором. Между тем логический анализ показывает, что смысл нормы несколько иной: речь идет о вступившем в законную силу приговоре, в котором вина подсудимого доказана (установлена) в предусмотренном законом порядке.

Телеологический прием заключается в анализе сути правовой нормы путем выявления ее цели и соотнесения с ней грамматического и логического смысла формулировок законодателя, содержащихся в тексте соответствующих нормативно-правовых предписаний. На необходимость и важность такого приема справедливо указывается в литературе (7, с.95).

В подтверждение этой позиции сошлемся на такой пример. Статья 45 Арбитражно-процессуального кодекса РФ признает самостоятельным источником доказательств протокол осмотра судом доказательств в месте их нахождения, в то время как протоколы показаний свидетелей таким свойством не наделяются (ст.51). Телеологический прием толкования данного правила показывает, что его смысл состоит в подтверждении особой доказательственной природы тех процессуальных документов, которые не только служат средством фиксации полученной судом фактической информации, но и остаются единственным ее носителем.

Специально-юридический прием представляет собой особый способ анализа использованных в правовой норме терминологии, понятий с учетом юридической науки, техники и практики. Ведь воля законодателя получает не только словесно-документальное, но и особое, специально-юридическое, нормативное изложение.

Она может остаться в той или иной мере не постигнутой, если не использовать весь юридический инструментарий.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Структурные элементы нормы права виды и особенно-сти — Мегаобучалка

Структура нормы – это ее внутреннее строение, складывающееся из элементов, связанных между собой. Современная правовая наука выделяет три основные структуры правовой нормы – социологическую, логическую и юридическую.

Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – первая часть правовой нормы. В ней описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой, т.е. говорится, при каких условиях могут возникнуть у граждан и организаций предусмотренные нормой юридические права и обязанности. Обычно гипотеза характеризуется словом «если».

Гипотеза не просто учитывает жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, пре-вращает их в юридические факты.

Диспозиция – это само правило поведения (действие или бездействие), которое предписывает осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы.

Санкция – часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим ее предписаний. Санкция рассчитана на наступление фактических обстоятельств, называемых правонарушением. Она, как и диспозиция, указывает на юридические последствия с той лишь особенностью, что в качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а последствия – мера воздействия. Примером норм, содержащихся в санкции, служат нормы Особенной части Уголовного кодекса.

Таким образом, гипотеза дает ответ на вопрос когда, при каких обстоятельствах действует правило поведения; в диспозиции содержится указание на то, что, собственно, требует норма права, что надо делать, или, наоборот, нельзя делать; а на то, что может произойти с адресатом нормы, если он станет нарушать ее предписания указывает санкция.

По составу (строению) структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными и альтернативными.



Простая гипотеза предусматривает одно обстоятельство, являющееся условием действия правовой нормы, а простая диспозиция или санкция – одно правовое последствие.

Сложная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, совокупность которых является условием действия правовой нормы, а сложные диспозиция или санкция – несколько (сово-купность) правовых последствий.

Альтернативная гипотеза предусматривает несколько обстоя-тельств наступление одного из которых является условием действия правовой нормы. Альтернативные диспозиция или санкция – наступление одного из нескольких сформулированных в норме последствий.

Большинство норм Особенной части Уголовного кодекса имеет альтернативные санкции.

Принято также различать штрафные и правовосстанови-тельные санкции.

Штрафные санкции предусматривают меры юридической ответственности и содержат дополнительные обязанности для правонарушителя – определенные негативные последствия. Примером таких санкций являются санкции норм Особенной части Уголовного кодекса.

Правовосстановительные санкции предусматривают такие меры, которые применяются к правонарушителю для обеспечения реального исполнения неисполненной им обязанности и для защиты (восстановления) нарушенного им субъективного права.

Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется не менее сложной проблематикой логической структуры. Последняя охватывает в логических понятиях и связках юридическую структуру, но имеет самостоятельное значение. Ценность практического выделения логической структуры нормы права заключается в том, что, во-первых, зная о логической структуре, мы всегда должны структурировать норму права по этим трем компонентам, и, во-вторых, наполнить эти элементы конкретным содержанием.

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если – то – иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Социологическая структура нормы права органично связана с предыдущими структурами и раскрывается при толковании норм, в процессе их реализации.

Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Это внутреннее строение нормы, определенный порядок связи и взаимодействия ее элементов.

Поскольку норма права представляет собой специфический ре-гулятор поведения и действий субъектов, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она должна действовать, какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях, какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права. Соответственно, в науке принято выделять следующие структурные элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию. Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одного из них делает норму ущербной. Без диспозиции, по существу, нет нормы права, поскольку неясно, какие правила поведения устанавливает государство и какого поведения оно требует от субъекта. Отсутствие гипотезы делает норму права неопределенной, так как неясно, при каких условиях или обстоятельствах должна она действовать. Если же нет санкции, то это делает норму права бессильной: вряд ли можно рассчитывать на выполнение нормы права, которая не снабжена какой-либо санкцией.

В связи с тем, что нормы права формулируются в нормативных правовых актах различными путями, в юридической литературе были высказаны соображения, будто все три элемента необязательны для различных отраслевых норм. Наличие санкции характерно только для норм, устанавливающих юридическую ответственность – уголовную, административную и др. В науке было сформулировано учение о логической норме права, под которой понимается выявляемое логическим путем общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств, характеризующих государственно-властную и регулятивную природу нормы права.

Структура логической нормы выражается формулой: «если… то… иначе». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» – диспозиция; «иначе» – санкция. Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко определить вариант требуемого поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет применена при нарушении нормы.

Данная структура присуща нормам – правилам поведения. Но кроме них в системе права присутствуют и другие нормы права, в частности нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др. Эти нормы не имеют структуры, присущей нормам – правилам поведения. Например, нормы-принципы содержатся в Конституции РФ; нормы-дефиниции – понятия преступления, наказания, соучастия, цели наказания и др. – в Уголовном кодексе РФ.

Некоторые ученые считают, что исходным элементом права является не норма права, а нормативно-правовое предписание. Свою позицию они обосновывают тем, что имеется несоответствие между структурой нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция) и способами закрепления компонентов нормы права в нормативных правовых актах, когда в одной статье не всегда можно обнаружить все три элемента нормы права. Но нормативно-правовое предписание как властное веление всегда присутствует.

Под нормативно-правовым предписанием проф. В.М. Сырых понимает цельное логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативного правового акта властное веление правотворческого органа.

Аналогичное понятие формулирует и проф. В.Н. Карташов. Выделение нормативно-правового предписания позволяет включить в общую группу те нормы, которые отличаются своеобразием структуры и в них нельзя выделить привычные для нормы права – части. К числу нормативно-правовых предписаний принято относить нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, программные и оперативные предписания. К последним относятся предписания, устанавливающие дату и порядок вступления нормативного правового акта в действие, предписания о внесении изменений и дополнений в ранее принятые акты.

Иногда выделяют предписания, содержащиеся в «классических» нормах права, например бланкетных или отсылочных, которые отсылают к другой части того же нормативного правового акта или к иному акту. К данной категории нормативно-правовых предписаний причисляют и так называемые диспозитивные предписания, допускающие самостоятельное установление участниками правоотношений своих прав и обязанностей. Они содержат, как правило, формулировки: «при отсутствии иного соглашения» или «если иное не

 

megaobuchalka.ru

какие элементы правовой нормы бывают???

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе») . Гипотеза (если… ) — элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты) . В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные: Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические: Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Диспозиция (то… ) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов. По характеру предписания диспозиции подразделяются на: управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом; обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия; запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия. Санкция (иначе… ) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания) . По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны) . Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы) , нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм) . Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости) . В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма) .

touch.otvet.mail.ru