Экзистенциальный что это – ЧТО ЗНАЧИТ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ»?, ГЛАВА 7. РАБОТА СО СТРАХОМ СМЕРТИ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТАМ. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. Ялом И. Д. Страница 53. Читать онлайн

Что такое экзистенциальные вопросы?

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал тревогу. Абсолютно каждого мучают вечные экзистенциальные вопросы. Что это такое? Страх перед вечностью, вызванный грустными раздумьями о тленности бытия, боязнь преждевременной смерти… Этим страданиям подвержены все: кто-то больше, а кто-то – меньше. Львиная доля подобных переживаний, по мнению специалистов (психологов и психотерапевтов), достаётся людям, которые привыкли пасовать перед жизненными трудностями, которых никто не учил отстаивать свои права и выражать эмоции. К этой категории относятся круглые сироты или те, кто рано остался без родителей.

Суть экзистенциализма

Кто-то обретает смысл бытия, уверовав в существование Бога. Кто-то находит иное средство оказаться по ту сторону ограничивающих мыслей и факторов. Одним из способов, позволяющих облегчить человеческие страдания, является психотерапия.

Экзистенциальные вопросы, по мнению практикующих специалистов из области психотерапии, для того и существуют, чтобы, оказавшись один на один со своей проблемой, человек подумал: «Чем я могу помочь сам себе?». Чтобы, пытаясь найти ответы, индивид изыскивал средства и находил способы наполнить свою жизнь смыслом: занимался творчеством, заботился о ближних, посвятил себя борьбе за то, что считает важным, научился любить и быть любимым.

Задача психотерапии – не довольствоваться цитированием идей и принципов великих землян. Цель этой дисциплины – помочь человеку овладеть основными правилами общения и выстраивания отношений с другими членами общества.

Эпикур Самосский

Самосовершенствование через поиск ответов на экзистенциальные вопросы – тема, волнующая не только современных специалистов. Древнегреческий философ Эпикур, например, считал основным человеческим страхом боязнь лишиться жизни. Именно этой теме он посвящал большую часть своих трудов, преследуя благородную цель: помочь простым смертным пережить свой главный страх.

Свою задачу Эпикур Самосский видел в оказании помощи ближним, стремящимся достичь высшей жизненной цели – быть счастливыми. Считая основным условием обретения счастья получение удовольствий, великий философ древности вкладывал в это понятие совершенно нетрадиционный для современного человека смысл. Удовольствие в понимании Эпикура заключается в отсутствии телесных и душевных страданий, то есть не имеет никакого отношения к разврату, чревоугодию и удовлетворению амбиций.

Задача экзистенциального психолога

Обычный человек вряд ли станет задумываться о том, что такое экзистенциальные вопросы человеческого бытия. Однако, почувствовав, что его жизнь, образно говоря, «потекла по искажённому руслу», «стоит на месте» или «проносится мимо», задаёт их самому себе. Напуганный отсутствием каких-либо событий, индивид, связывая эту пустоту с наличием у него вредных привычек или с недоразвитостью каких-то своих личных качеств, обращается с соответствующим вопросом к экзистенциальному психологу. В его глазах специалист-психолог – человек, способный изменить его жизнь, помочь ему открыть новую, интересную сторону бытия.

Понимание того, что события, наполняющие жизнь, – это всего лишь отражение своего собственного способа существования и никак не связаны с личными качествами, приходит не сразу. Таким образом, экзистенциальные вопросы имеют отношение к жизни индивида, а не к его личным качествам. Экзистенциальный психолог не занимается поиском единственного и настоящего «Я» клиента, а предлагает последнему обратить внимание на создавшуюся жизненную ситуацию и сделать всё возможное, чтобы выход из запутанной ситуации был найден с наименьшими потерями.

Жизненные трудности – это естественно

Жизненные трудности – естественное явление, и человек, не умеющий разглядеть за неприятностями, которые подбрасывает ему жизнь, новые возможности, «топчется на месте», не зная, в каком направлении двигаться. Ощущение личной компетентности и чувство свободы выбора приходит с осознанием того, что каждый человек сам является строителем своей жизни. Задача психолога – рассматривая экзистенциальные вопросы личности, переживающей очередную жизненную трагедию, помочь ей приблизиться к осознанию того, что текущие события – следствие совершённых в прошлом действий.

По мнению профессора, доктора медицины и практикующего экзистенциального психотерапевта Эмми Ван Дорцен, каждый человек должен решить сам – следует ли ему измениться и насколько, чтобы ощутить себя счастливым и свободным. Женщина-учёный допускает, что у некоторых людей, ощутивших значимость собственной жизни, может возникнуть желание отказаться от перемен, и они поступят правильно, потому что это – их выбор.

Сторонник групповой психотерапии Ирвин Дэвид Ялом, подобно коллегам, выразил уверенность, что жизненные ситуации, в которые вовлечён индивид, чаще всего отражают его персональные трудности. Получить ответы на экзистенциальные вопросы, как, впрочем, и на ключевые, касающиеся рождения и смерти, свободного выбора и необходимости, одиночества и зависимости, смысла и пустоты, невозможно. Но в силу того, что человек не сможет ощутить полноту жизни, пока самостоятельно не придёт к единственно правильному умозаключению, особое внимание экзистенциальные психологи уделяют изучению общечеловеческих вопросов.

Как избавиться от чувства бессмысленности?

Экзистенциальные темы волновали человечество во все времена. Самая распространённая из них звучит примерно так: «Как избавиться от чувства бессмысленности земного существования?». Посещение кабинета психотерапевта – это, во-первых, анализ прошлого жизненного опыта, во-вторых – обсуждение существующего положения дел и, в-третьих – рассуждения о желаемом и возможном будущем.

Осознание полезности опыта, полученного в прошлом, усиливает чувство полноты бытия, обсуждение текущей ситуации позволяет взглянуть на собственную жизнь, как на нечто ценное, а выявление последствий и поиск новых возможностей приумножает ощущение свободы выбора.

Миссия специалиста

Экзистенциальные вопросы – это шанс, воспользовавшись которым, человек понимает, что он пытается сделать в своей жизни, в чём сам себя ограничивает и как преодолевает дискомфорт. Миссия экзистенциального психотерапевта считается выполненной, когда клиент сам ощутит пользу этого предприятия, когда в ходе скрупулёзного пересмотра своей жизни откроет для себя новые возможности взаимодействия с окружающим миром и, воплощая в жизнь собственные ценности, испытает воодушевление.

fb.ru

Слово ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — Что такое ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ?

Слово экзистенциальный английскими буквами(транслитом) — ekzistentsialnyi

Слово экзистенциальный состоит из 16 букв: а е з и и й к л н н с т ц ы ь э


Значения слова экзистенциальный. Что такое экзистенциальный?

Экзистенциальный

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — относящийся к чувству экзистенции (существования). Экзистенциальная философия – это психологическое или моральное описание чувства человеческого существования в его конкретной реальности на уровне общественного индивида, такого…

Евразийская мудрость от А до Я

Экзистенциальный анализ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ – одно из направлений современного психоанализа, теория и практика которого основаны на использовании идей, почерпнутых из классического психоанализа З.

Словарь-справочник по психоанализу. — 2010

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (лат. existentia — существование и греч. analysis — разложение, расчленение) — направление современного психоанализа, ориентированное на исследование и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее экзистенции…

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов

Экзистенциальный анализ — метод анализа личности (Л.Бинсвангер) во всей полноте и уникальности ее существования. Экзистенциальный анализ исходит из того…

glossary.ru

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (лат. existentio — существование). Течение в зарубежной психологии и психиатрии, возникшее в 20-е годы нашего столетия. В основе его лежат идеи «философии существования» [Binswanger O.L., Minkowski E., Fischer О.].

Толковый словарь психиатрических терминов

Экзистенциальный анализ — направление в психопатологии, в котором изучение психопатологических феноменов и нозологических форм подменяется изучением биографии пациента и сближением с ним в актах экзистенциальной коммуникации…

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис — состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены.

ru.wikipedia.org

Экзистенциальный психоанализ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ – одно из направлений в современной философской и психоаналитической мысли. В рамках этого направления наблюдается переплетение идей, выдвинутых в свое время основателем психоанализа З.

Словарь-справочник по психоанализу. — 2010

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ — на правление в психотерапии и в философии, возникшее в результате истолкования метапсихологии 3.

Философская энциклопедия

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ — на правление в психотерапии и в философии, возникшее в результате истолкования метапсихологии 3. Фрейда в духе экзистенциализма Сам термин принадлежит Ж. -П.

Философская энциклопедия

АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — одно из направлений современного психоанализа, основанное на комбинации идей З. Фрейда и М. Хайдеггера; направлено на исследование личности во всей полноте и уникальности ее существования — экзистенции.

Головин С. Словарь практического психолога

АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — англ. analysis, existential; нем. Analyse, existenzielle. Метод анализа личности (Л. Бинсван-гер) во всей полноте и уникальности ее существования.

Большой словарь по социологии

Русский язык

Экзистенци/а́льн/ый.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Экзистенциа́льный; кр. ф. -лен, -льна.

Орфографический словарь. — 2004

Терапия экзистенциальная

Терапия экзистенциальная — не направлено на устранение каких-то конкретных симптомов расстройства, скорее имеет целью предотвратить их появление, осознав свой «способ бытия в мире».

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Терапия экзистенциальная – вариант психотерапии, не направленный на устранение каких-то конкретных симптомов расстройства, а имеющий своей первоочередной целью предотвращение их появление посредством осознания своего «способа бытия в мире».

vocabulary.ru

Экзистенциальная психология

Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшая в русле философии экзистенциализма.

ru.wikipedia.org

Экзистенциальная психология Словообразование. Происходит от лат. existentia — существование и греч. psyche — душа, logos — учение. Категория. Психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии.

Психологический словарь. — 2000

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. existential psychology) — направление в современной западной психологии, одна из ветвей гуманистической психологии.

Большой психологический словарь. — 2004

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека…

ru.wikipedia.org

Экзистенциальная психотерапия – варианты психотерапии, основанные на философской доктрине экзистенциализма. Отличается от большинства других психотерапевтических подходов тем…

vocabulary.ru

Экзистенциальная психотерапия (existential psychotherapy) Ролло Мэй, один из главных ее представителей, утверждал, что Э. п. не представляет собой «школу».

Психологическая энцклопедия

Экзистенциальная тревога

Экзистенциальная тревога – чувство страха, даже ужаса, которое сопровождает выбор индивида, включающий признание неизвестности. Это всеобщий (глубинный) страх конечности жизни и ответственности…

vocabulary.ru

Экзистенциальная тревога — чувство страха, даже ужаса, которое сопровождает выбор индивида, включающий неизвестность. Это всеобщий (глубинный) страх конечности жизни и ответтвенности, налагаемой ею.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Экзистенциальная тревога (existential anxiety) — согласно экзистенциальной теории, всеобщий (глубинный) страх конечности жизни и ответственности, налагаемой ею.

Комер Р.Общая психология: Глоссарий

Примеры употребления слова экзистенциальный

Сегодня нам представится возможность снова пережить этот бесценный экзистенциальный опыт: нас ждет второй полуфинал конкурса.

Соединенное Королевство переживает экзистенциальный кризис, в результате которого страна, возможно, окажется на периферии Европы и будет мечтать о новом партнерстве со странами Содружества.


  1. экзистенциализм
  2. экзистенциалистский
  3. экзистенциалист
  4. экзистенциальный
  5. экзобиологический
  6. экзобиология
  7. экзогамия

wordhelp.ru

ЭКЗИСТЕНЦИЯ — это… Что такое ЭКЗИСТЕНЦИЯ?

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — (позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto существую) филос. понятие, обозначающее конкретное бытие, существование в его простой фактичности; в рус. яз. переводится как «существование». Экзистенциальный относящийся к существованию, ссылающийся… …   Философская энциклопедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — «ЭКЗИСТЕНЦИЯ» (eXistenZ), Канада, 1999, 93 мин. Фантастика, триллер. Гениальная Аллегра Геллер изобретает интерактивную игру Экзистенция , основанную на биотехнологиях: специальный биодрайвер подключается прямо к мозгу игрока. Но фантастические… …   Энциклопедия кино

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ …   Новейший философский словарь

  • экзистенция — сущ., кол во синонимов: 1 • существование (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — англ. existence; нем. Existenz. В экзистенциализме внутреннее бытие человека, его переживания, то непознаваемое в человеческом «Я», вследствие к рого человек предстает как конкретная неповторимая личность. Понятие Э. отрицает предметное бытие ,… …   Энциклопедия социологии

  • Экзистенция — – адамның бірегей тұлғалық табиғылығы, ал адам өзінде тұлғаның рухани, психоэмоционалдық қайталанбайтындықты көрсетеді. Экзистенцияның тұлғалық сипаты танымдық және түсінудің кез келген логико дискурсивтік, рационалды объективтік әдістермен оған… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Экзистенция — Существование аспект всякого сущего в отличие от другого его аспекта сущности. В отличие от понятия бытия понятие существование всегда остается только аспектом сущего, тогда как понятие бытие употребляют также в смысле всего существующего , мира… …   Википедия

  • экзистенция — ж. Существование, бытие; сущность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • экзистенция — [тэ], и; ж. [лат. existentia существование] Филос. Существование, бытие; сущность. Э. человеческой жизни …   Энциклопедический словарь

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — англ. existence; нем. Existenz. В экзистенциализме внутреннее бытие человека, его переживания, то непознаваемое в человеческом Я , вследствие к рого человек предстает как конкретная неповторимая личность. Понятие Э. отрицает предметное бытие ,… …   Толковый словарь по социологии

  • dic.academic.ru

    это философия с человеческим лицом

    Экзистенция – это понятие, которое истолковывается как человеческое «Я» в плане существования личности. Указанный термин был введен Сёреном Кьеркегором, который является одним из основоположников экзистенциальной философии.

    Полагая, что экзистенция – это врожденное свойство человеческой сущности, экзистенциалисты считают людское бытие оторванным от социума и его связей, имея в виду индивидуально-психические личностные свойства и возводя в абсолют понимание человеческой личности как отдельного индивидуума.

    Это философское течение нашло яркое отражение в литературе. Считается, что экзистенциализм в литературе уходит истоками в творчество французского писателя Альбера Камю.

    Наряду с творчеством Сартра, произведения Камю, в частности, роман «Посторонний», стали воплощением поиска свободы человеческой личности от общественных оков, введенных в рамки устойчивых постулатов общепринятой морали.

    Экзистенциалистская личность – не борец на баррикадах и не теоретик новых революционных идей. Он бунтарь «внутри себя». Его борьба – своеобразная защита от страха перед враждебным обществом, вселяющим в него неприятие, растерянность и тревогу.

    Представители данного течения полагали, что экзистенция – это своего рода субъективная антропология, противопоставленная гегелевской трактовке объективного развития человеческой личности. Рассматривая переживание ситуации внутри собственного эго, помимо которого человеку не на что опереться, экзистенциализм является сопричастным к эстетической категории, отражающей отношение к личным моральным принципам.

    Возникший в 20 веке на Западе, экзистенциализм уходит своими корнями в 19 век, в Россию, где жили и творили первые представители экзистенциализма. Еще в 1830-е годы И.В. Киреевский ввел понятие «существование» и сформулировал некоторые идеи данного течения (принятые позже на Западе в латинской версии: existentia).

    Тенденции экзистенциализма можно обнаружить уже в ранних произведениях Пушкина.

    Маленькие люди – герои «Повестей Белкина» – это представители средних сословий, прежде всего они ценны как индивидуумы. Каждый из них – личность, способная глубоко чувствовать, сомневаться, любить, страдать.

    Гробовщику Адрияну Прохорову («Гробовщик») снится сон, где к нему приходят его будущие заказчики, которые на самом деле еще живы. И это показывает его терзания по поводу своей профессии, особенно после того, как он побывал в гостях у соседа-сапожника Шульца, жизнелюбивого, добродушного малого с «открытым нравом».

    Самсон Вырин («Станционный смотритель») умер от горя и тоски по любимой дочери, не веря, что богатый гусар, человек, принадлежащий к более высокому сословию, может сделать счастливой дочь бедного станционного смотрителя. Он рассматривает жизнь через призму собственной личности и субъективного сознания.

    Бурмин («Метель») четыре года мучился тем, что не мог предложить руку и сердце любимой девушке, будучи по нелепой случайности и легкомыслию молодости обвенчанным в зимнюю метельную ночь с незнакомкой.

    В философском словаре, изданном в Германии (1961 г.), утверждается, что по сути своей экзистенциальное мышление является славянским, поскольку оно оформилось под сильным влиянием произведений Ф. Достоевского.

    Экзистенция героев Достоевского – это погружение в мечту, в собственные философские раздумья. Так рассуждает герой его раннего романа «Мечтатель», который вытерпел «позорную ругань» от начальства. А альтруизм Ивана Петровича («Униженные и оскорбленные») помогает ему выжить, сохранить нравственную чистоту.

    Зародившаяся на русской почве экзистенция – это понятие, близкое к этической категории морали, к понятию «совесть» (более глубокому, чем в традиционном фрейдовском толковании).

    fb.ru

    Экзистенциализм Википедия

    Основоположник экзистенциализма Сёрен Кьеркегор

    Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы, «наличного существования», что нашло своё отражение в работах датского религиозного мыслителя Сёрена Кьеркегора «Понятие страха», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти», «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам», «Христианские беседы».

    Экзистенциальная истина, в том смысле, как понимает её Кьеркегор, — это не та истина, как она понимается Гегелем, с которым Кьеркегор постоянно полемизирует в своих работах, подвергая критике его систему взглядов, или в науке. Истина объективная может быть познана, а экзистенциальная истина должна быть пережита, её не познают, ее переживают. А для этого нужно существовать экзистенциально, жить как личность, как индивидуальность.

    Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм — не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается[1][2].

    В своей работе «Философия экзистенциализма» Отто Фридрих Больнов пишет: «Именем философии существования, или же экзистенциальной философии, обозначают философское течение, которое возникло прежде всего около 1930 года в Германии с тех пор продолжало развиваться в различных формах и затем распространилось за пределы Германии. Единство этого, в свою очередь, внутренне еще очень разнообразного, движения состояло в возврате к великому датскому философу Сёрену Кьеркегору, лишь в эти годы по-настоящему открытому и приобретшему значительное влияние. Образованное им понятие экзистенциального существования обозначает общий исходный пункт получившей тогда свое название экзистенциальной философии».

    Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени»[3], а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. В своём фундаментальном труде «Бытие и время» Мартин Хайдеггер пишет: «Вопрос экзистенции должен выводиться на чистоту всегда только через само экзистирование. Ведущую при этом понятность себе самой мы именуем экзистентной. Вопрос экзистенции есть онтическое «дело» присутствия. Тут не требуется теоретической прозрачности онтологической структуры экзистенции. Вопрос о структуре нацелен на раскладку того, что конституирует экзистенцию. Взаимосвязь этих структур мы именуем экзистенциальностью. Их аналитика имеет характер не экзистентного, но экзистенциального понимания». В связи с этим Наталья Исаева, переводчик и исследователь творчества Сёрена Кьеркегора, пишет в комментариях к работе Кьеркегора «Или-или»: «У Хайдеггера в «Бытии и времени» мы находим всего лишь три примечания, где он прямо отсылает читателя к Кьеркегору. (Heidegger M. Sein und Zeit. 1927), однако на деле долг тут неоплатно высок, и большую часть основополагающих понятий экзистенциализма можно с лёгкостью найти у датского философа. И «Dasein» как «наличное бытие», и «заброшенность-в-мир», и маркирующая роль «страха», «тревоги» («Angst»), и ощущение человеком своей смертности, вносящее глубинные деформации в рефлексирующее сознание, — введением всей этой проблематики Хайдеггер, безусловно, обязан Кьеркегору». В Заключительном ненаучное послесловие к «Философским крохам» Кьеркегор утверждает: «Экзистенция, подобно движению, остаётся весьма трудным для рассмотрения предметом. Как только я начинаю её мыслить, я тотчас же отменяю эту экзистенцию, а это значит, что я перестаю и мыслить её. Представляется даже правильным утверждать, что тут мы имеем дело с чем-то, что не может быть помыслено, — то есть с экзистированием. И опять же тут присутствует некая трудность, которую экзистенция суммирует следующим образом: тот, кто мыслит, одновременно экзистирует». В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия», однако знакомство Шестова с творчеством Кьеркегора произошло лишь в 1928, когда русский мыслитель написал все свои основные работы[4]. В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр (фр. L’existentialisme est un humanisme, 1946), где экзистенциализм разделён им на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер). Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их «сущность» или истину. Людвиг Витгенштейн признавался: «Кьеркегор слишком глубок для меня».

    Содержание учения

    Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля[5]).

    Экзистенциальная философия — это философия бытия человека[6]

    Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.

    В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

    Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой трансцендентной реальности.

    Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

    Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

    Понимание человека

    В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,[7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[8].

    Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой[9].

    Значение страха для экзистенциальной философии

    На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нём, пришли к выводу, что страх (или тревога) — это что-то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями.

    Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например, людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. То есть, источник боязни всегда определён.

    Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает. Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь, от чего бежать.

    В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивную религиозную окраску. Они говорят, что страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Страх подобен огню, он сжигает всё несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование.

    Наталья Исаева пишет: «Психологический очерк Кьеркегора «Понятие страха» вообще-то целиком посвящён проблеме первородного греха (Arvesynd, букв.: «наследственного греха»), лежащего в основе страха (Angest). Не будем забывать, что Кьеркегор был тут первым — первым философом, первым психологом, первым теологом, разграничившим «страх-боязнь» (Frygt), то есть страх, которому мы можем найти, подобрать конкретную причину, и этот мучительный, сосущий человека изнутри страх-головокружение (Angest), лишённый рациональных объяснений. <…> По мысли Кьеркегора, причиной, точнее, истоком страха может быть лишь первое искушение, в которое впал Адам, — ведь это и есть тот самый грех, что открыл дорогоу смерти».

    Кьеркегор утверждает:

    Страх есть головокружение свободы[10]

    По мнению Кьеркегора, » Еще никогда не существовало гения без чувства страха, разве что он был одновременно и религиозен».

    Во время чувства страха, который для Кьеркегора всегда имеет религиозное измерение жизни. всё незначительное отступает на задний план, и остаётся только само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ведомый ими, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на трансцендентного (в опыте не явленного) Бога или (если отвергает веру в Его существование) на самого себя, — и лишь в этом проявляется истинная свобода. Для большинства экзистенциалистов слово Бог не выражает и не отражает современной понятийной базы как в науке, так и в философии[11].

    Как следствие, страх у экзистенциалистов становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование (по другой терминологии Страх переводится как Тревога)[10].

    Принципы экзистенциализма.

    1. Применительно к человеку, его существование предшествует его сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни. (Некоторые экзистенциалисты отвергают долговременное обретение сущности: для них, обретаясь, она сразу отчуждается.)
    2. Существование человека — это свободное существование. Свобода подразумевается не как «свобода духа», а как «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека. Как правило, люди избегают осознавать, что они свободны, предпочитая жить «как заведено в мире», неподлинно.
    3. Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих, поскольку мир, интерпретируемый свободой, есть целостный: решая как поступить, человек выбирает быть таким или другим всему миру, и себя в нем.
    4. Временное и конечное существование. Человеческое существование — это бытие, обращённое в смерть. (Тем не менее, разные экзистенциалисты по-разному относятся к вопросу, является ли смерть «моей интимной возможностью».)

    История и представители

    В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:

    В СССР экзистенциальные идеи развивал «философ подполья» Яков Друскин[12].

    В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:

    Экзистенциализм во Франции нашёл своих последователей в начале XX века:

    и в период Второй мировой войны 1939—1945 годов:

    В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:

    Австрия:

    Италия:

    Испания:

    В США идеи экзистенциализма популяризировали:

    Великобритания:

    Польша:

    Аргентина:

    Словения:

    Родственные направления

    К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:

    Французский персонализм:

    В немецком протестантизме — диалектическая теология:

    Приверженцами экзистенциализма можно считать поэта Райнера Мария Рильке, Говарда Филлипса Лавкрафта, создателя психологически обоснованных ужасов и выдающихся русских поэтов XX века Иосифа Александровича Бродского (поэма «Исаак и Авраам» по-своему интерпретирует главную идею Кьеркегора о жертвоприношении Авраама, высказанную им в работе «Страх и трепет») и отчасти Олега Григорьевича Чухонцева («.. и дверь впотьмах привычную толкнул…», «Superego»)

    Экзистенциальные мотивы нашли своё отражение в лирике великих русских поэтов Фёдора Тютчева («Не плоть, а дух растлился в наши дни», «О вещая душа моя…»), Иннокентия Анненского, в поздних песнях Владимира Высоцкого («Прерванный полёт», «Райские яблоки»), в духовных песнопениях иеромонаха Романа (Матюшина).

    Экзистенциальная ситуация возникает в последнем фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение» (1986). Переводчик на русский язык работ Кьеркегора Наталья Исаева считает, что экзистенциальные ситуации воспроизводит в своих фильмах датский кинорежиссёр и сценарист Ларс фон Триер («Антихрист», 2009).

    Основоположник

    Сёрен Кьеркегор является основоположником экзистенциализма, поскольку первым использовал термины «экзистенция», «экзистенциальное», «экзистировать», «экзистирование» именно Сёрен Кьеркегор. В своём фундаментальном труде „Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»[en]“ Кьеркегор стал мыслителем, заложившим основы экзистенциализма, он же первым задолго до Зигмунда Фрейда использовал термин сексуальность. В «Понятии страха[en]» Кьеркегор пишет: «Греховность вошла в мир через Адамов грех, а сексуальность стала для него при этом означать греховность. Так была положена сексуальность». Находя объективные научные знания слишком отвлечёнными, он сосредоточил своё внимание на субъективных переживаниях человека[источник не указан 1002 дня]. Для Кьеркегора самым главным является наличное существование человека, которое не мыслится им без религиозного измерения жизни. В своих работах он защищал истинное христианство, полемизируя со спекулятивной философией и непосредственно с Гегелем.

    Своими предшественниками экзистенциалисты считают:

    Примечания

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Экзистенциализм — это… Что такое Экзистенциализм?

    Проверить нейтральность.

    На странице обсуждения должны быть подробности.

    Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

    Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
    Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

    Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

    В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

    Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

    Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.[1][2]

    История термина

    Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени»[3], а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия», однако знакомство Шестова с творчеством Кьеркегора произошло лишь в 1928, когда русский мыслитель написал все свои основные работы[4]. В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр (фр. L’existentialisme est un humanisme, 1946), где экзистенциализм разделен на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Мартин Хайдеггер).

    Содержание учения

    Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля[5]).

    Экзистенциальная философия — это философия бытия человека[6]

    Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.

    В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

    Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

    Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

    Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

    Понимание человека

    В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,[7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[8].

    Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.[9]

    Значение страха для экзистенциальной философии

    На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нём, пришли к выводу, что страх — это что-то значительно глубже, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями.

    Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например, людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. То есть, источник боязни всегда определён.

    Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает. Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь, от чего бежать.

    В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивный окрас. Они говорят, что страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование.

    Кьеркегор утверждает:

    Во время этого чувства всё незначительное отступает на задний план, а остаётся само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ими несом, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода.

    Как следствие, страх у экзистенциалистов становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование (по другой терминологии Страх переводится как Тревога)[10].

    История и представители

    В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:

    В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:

    Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции:

    В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:

    Австрия:

    Италия:

    Испания:

    В США идеи экзистенциализма популяризировали:

    Великобритания:

    Польша:

    Родственные направления

    К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:

    Французский персонализм:

    В немецком протестантизме — диалектическая теология:

    Предшественники

    Своими предшественниками экзистенциалисты считают:

    Примечания

    Ссылки

    dik.academic.ru

    ЧТО ЗНАЧИТ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ»?, ГЛАВА 7. РАБОТА СО СТРАХОМ СМЕРТИ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТАМ. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. Ялом И. Д. Страница 53. Читать онлайн

    Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.
    Теренций

    Хотя эта глава адресована в первую очередь психотерапевтам, я старался использовать как можно меньше профессиональных терминов, и надеюсь, что она будет понятна любому читателю. Даже если вы не психотерапевт, не откладывайте книгу.

    Мой психотерапевтический метод не является общепринятым. Экзистенциальный подход включен далеко не во все программы подготовки психотерапевтов (кое-где он даже не упоминается). Следовательно, многие терапевты могут счесть несколько странными и описанные мною клинические случаи, и мою интерпретацию. Чтобы мой подход стал понятен, я должен прояснить, в каком значении употребляю термин «экзистенциальный».

    ЧТО ЗНАЧИТ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ»?

    Для многих философски образованных людей этот термин несет в себе целый ряд значений: христианский экзистенциализм Кьеркегора, ставящий во главу угла свободу и возможность выбора; антирелигиозный детерминизм Ницше; акцент Хайдеггера на быстротечности и подлинности; ощущение абсурдности мира, свойственное Камю; идеи Сартра о бескорыстной самоотдаче ради выполнения «надчеловеческого» долга.

    Но в своей врачебной практике я употребляю слово «экзистенциальный» в самом прямом смысле — «имеющий отношение к существованию (экзистенции)». Хотя экзистенциальные мыслители могут занимать разные позиции, все они исходят из одного допущения: люди — единственные существа, для которых их собственное существование является проблемой.

    Таким образом, существование — ключевое понятие в моем подходе. С таким же успехом я мог бы использовать иные термины, например, «терапия существования» или «экзистенциально ориентированная терапия». Но они представляются мне слишком громоздкими, и поэтому я остановлюсь на термине «экзистенциальная психотерапия».

    Экзистенциальный подход — лишь один из множества психотерапевтических методов, объединенных общей целью: справиться с человеческим отчаянием. Экзистенциальная психотерапевтическая позиция состоит в том, что мы страдаем не только на биологическом уровне (это психофармакологическая точка зрения), не только из-за борьбы с инстинктивными побуждениями (позиция Фрейда), не только из-за того, что значимые в нашей жизни взрослые не относились к нам с должной заботой и любовью или сами страдали неврозами (точка зрения теории объектных отношений), не только из-за беспорядочного образа мыслей (когнитивно-бихевиористская позиция), не только из-за «застрявших осколков» травмирующих воспоминаний и не только из-за неурядиц в работе или в отношениях с важными для нас людьми, но и… из-за конфронтации с собственным существованием.

    Краеугольный камень экзистенциальной терапии — утверждение, что страдания человека, кроме прочих причин, вызываются неизбежной конфронтацией с условиями человеческого существования — или с «данностями» существования. Каковы же эти «данности»?

    Ответ легко доступен и находится внутри нас. Ненадолго отложите все дела и просто подумайте о своем существовании. Постарайтесь не отвлекаться, отбросьте все теории и убеждения и поразмышляйте о своем положении в мире. Через некоторое время вы обязательно дойдете до самых глубоких структур существования или, если воспользоваться удачным теологическим термином Пауля Тиллиха, до вопросов, вызывающих «предельную заботу». На мой взгляд, «предельная забота» вызывается вопросами, имеющими самое прямое отношение к психотерапевтической практике. Это вопросы смерти, одиночества, смысла жизни и свободы.

    Данные вопросы занимают центральное место в моей книге «Экзистенциальная психотерапия», написанной в 1980 году, в которой я подробно останавливаюсь на их феноменологии и на способах их применения в психотерапии.

    Хотя в ежедневной работе психотерапевта все вопросы «предельной заботы» тесно переплетены, страх смерти все же является наиболее значимым и приносит максимальные страдания. В процессе лечения, однако, обязательно возникнут и вопросы смысла жизни, одиночества и свободы. Экзистенциально ориентированные, но стоящие на разных позициях психотерапевты могут выстроить иерархию различным образом. Так, Карл Юнг и Виктор Франкл подчеркивают, что большинство пациентов обращаются к терапии из-за потери смысла жизни.

    Экзистенциальное мировоззрение, на которое я опираюсь в своей практике, рационально. Оно отсекает поверхностные верования и исходит из того, что жизнь вообще и человеческая жизнь в частности возникает случайно; что мы — конечные существа, хотя и стремимся сохранить свое бытие; что нас «забрасывают» в существование, не снабдив разработанным жизненным планом или предопределенной «судьбой»; что каждый из нас должен сам решать, каким образом прожить свою жизнь как можно более полно, счастливо, нравственно и осмысленно.

    Так существует ли экзистенциальная психотерапия? Хотя я часто и запросто говорю о ней и написал толстую книгу с таким названием, я никогда не считал экзистенциальную психотерапию самостоятельной идеологической школой. Скорее, это мои личные убеждения и надежды, которые заключаются в том, что хорошо обученный психотерапевт, владеющий знаниями и навыками из разных областей психиатрии, должен учиться работать и над экзистенциальными вопросами (которые могут возникнуть у некоторых пациентов и на некоторых этапах терапии).

    Хотя цель этой главы — помочь психотерапевтам развить восприимчивость к важнейшим экзистенциальным вопросам и «подстегнуть» готовность работать над ними, я считаю, что для достижения полноценного положительного результата одной такой восприимчивости мало. Практически любой курс лечения требует применения терапевтических приемов других школ.

    bookap.info