Экстерриториальные субъекты понятие и виды – 2. Суверенитет государства и экстерриториальное действие частноправовых и публично-правовых норм.

2. Суверенитет государства и экстерриториальное действие частноправовых и публично-правовых норм.

1. Понятие и предмет международного частного права, его соотношение с международным публичным и внутригосударственным правом

Международное  частное право — это единственная  отрасль  права,  предназначенная  для  юридической  регламентации гражданских  (в широком смысле слова, т.е. цивилисгических,    частноправовых)    отношений,    возникающих  в  сфере международного  общения.Международное  частное право  представляет  собой  самостоятельную,  полисистемную, комплексную отрасль права, объединяющую нормы международного и национального  права  и регулирующую  международные  гражданские  отношения.

Предмет  регулирования  международного частного права — это  частноправовые  отношения,  отягощенные  иностранным  элементом. 

Иностранный элемент

  может проявляться  в трех  вариантах:

1.  Субъект  правоотношения — иностранное  лицо,  иностранец (иностранный  гражданин,  апатрид,  бипатрид,  беженец;  иностранное  юридическое  лицо,  предприятие  с  иностранными  инвестициями, международное юридическое лицо; международные межправительственные  и неправительственные  организации;  иностранное государство).

2.  Объект  правоотношения  находится  за  границей.

3. Юридический факт, с которым связано правоотношение, имеет место за  границей.

В  российском  законодательстве  иностранный  элемент  в  гражданском правоотношении определяет п. 1 ст. 1186 ГК РФ. К сожалению,  в  этом  определении  много  пробелов  — в  качестве иностранного субъекта не названы иностранное государство и международная организация; юридический факт, имевший место за границей,  не  выделен  в  качестве  одного  из  вариантов  иностранного элемента.  Однако,  в  

ст.  1186 ГК РФ закреплено  «…осложненным  иным иностранным  элементом».  Эта фраза  восполняет  указанные пробелы, но вследствие своего неопределенного характера может привести к расширительному  толкованию  правовой  нормы.

Международное  частное право  представляет  собой комплексную  отрасль  права  и правоведения.  Наиболее  тесно  международное  частное право  связано  с  национальным  частным

 (гражданским, торговым, семейным и трудовым) правом. При этом его  нормы  имеют  двойственный  и  парадоксальный  характер,  поскольку  международное  частное право тесно  связано  с  международным  публичным правом.  Международное  частное право не  является  отраслью  международного  публичного права,  но  их  разграничение  не  имеет  абсолютного  характера.  Это вызвано прежде всего тем, что международное частное право (как и международное  публичное)  регулирует  отношения,  вытекающие именно из международного  общения.  Международное  публичное и международное  частное  право  преследуют  общую  цель:  создание правовых  условий  для  международного  сотрудничества  в  различных областях общественной жизни.  Основные начала  международного  публичного  права  (главным  образом  его  общепризнанные принципы  и  нормы)  имеют  непосредственное  действие  и  в международном  частном праве.  Международные договоры в области международного частного права  не могут  противоречить  основным  принципам  общего  международного  права.

Сам термин «международное частное право»  (private  international law) был введен в юридический оборот американским юристом Дж. Стори в 1834 г. В отечественной науке этот термин впервые употребил  известный  русский  ученый  Н.П.  Иванов  (вторая  половина  XIX в.).  В настоящее время этот термин общепризнан и применяется в законодательстве и науке всех государств.  Иногда (в основном  в англо-американской  доктрине)  международное  частное право называют  «конфликтным  или  коллизионным  правом».  Этот  термин представляется  неточным ,  поскольку  сужает само  понятие  и  нормативную  структуру  международного  частного права.

 Суверенитет   государства  — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами в процессе общения с другими странами.

Экстерриториа́льность — (лат. ex — из, вне + лат. territorialis — относящийся к данной территории) — статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объёме) под действие законодательства государства, гражданство которого таковые имеют

Обычной практикой экстерриториальности является институт дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов.

Однако, применительно к данному случаю термин «экстерриториальность» постепенно вытесняется более точными обозначениями различных форм иммунитета от юрисдикции иностранного государства. Это связано с тем, что ранее из принципа экстерриториальности делали вывод о том, что освобождаемое от уголовных, административных и экономических правовых норм, ответствующее лицо (или учреждение) считается как бы находящимся на территории государства, гражданство (или национальность, если речь идет не о физических лицах) которого оно имеет. Поскольку эта юридическая фикция может послужить обоснованием безграничного расширения иммунитетов и привилегий, термин экстерриториальность не рекомендуется толковать расширительно.

Согласно с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и других многосторонних международных договоров, государства на условиях взаимности освобождают сотрудников дипломатических миссий от действия уголовных, административных и экономических правовых норм принимающей страны. (т. н. дипломатический иммунитет).

В истории экстерриториальность также могла быть навязана одним государством другому в одностороннем порядке, причем её действие не ограничивалось дипломатическим персоналом, а включало всех граждан страны (иногда в рамках определённой территории), пользующейся данным правом, и на граждан этой страны фактически не распространялись нормы и законы принимающей страны (неравные договоры)

Экстерриториальностью, например, пользуются военные базы в зарубежных государствах, а также здания, которые занимают учреждения ООН.

В некоторых отраслях международного права экстерриториальность сохранила своё значение. Например, в международном морском праве она применяется для характеристики статуса военного корабля в иностранном порту, поскольку такой корабль и в этом случае рассматривается как плавучая территория государства флага. Согласно статье 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года морские суда в пределах иностранной территории, если оказались там законным путём, пользуются экстерриториальностью.

Экстерриториальностью также пользуется и военное воздушное судно, находящееся на иностранной территории с согласия территориального суверена, поскольку оно считается частью территории государства, опознавательные знаки которого имеет.

studfiles.net

Экстерриториальность — это… Что такое Экстерриториальность?

Экстерриториа́льность — (лат. ex — из, вне + лат. territorialis — относящийся к данной территории) — статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объёме) под действие законодательства государства, гражданство которого таковые имеют [1].

Практика и формы экстерриториальности

Обычной практикой экстерриториальности является институт дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов.

Однако, применительно к данному случаю термин «экстерриториальность» постепенно вытесняется более точными обозначениями различных форм иммунитета от юрисдикции иностранного государства. Это связано с тем, что ранее из принципа экстерриториальности делали вывод о том, что освобождаемое от уголовных, административных и экономических правовых норм, ответствующее лицо (или учреждение) считается как бы находящимся на территории государства, гражданство (или национальность, если речь идет не о физических лицах) которого оно имеет. Поскольку эта юридическая фикция может послужить обоснованием безграничного расширения иммунитетов и привилегий, термин экстерриториальность не рекомендуется толковать расширительно.

Согласно с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и других многосторонних международных договоров, государства на условиях взаимности освобождают сотрудников дипломатических миссий от действия уголовных, административных и экономических правовых норм принимающей страны. (т. н.

дипломатический иммунитет).

В истории экстерриториальность также могла быть навязана одним государством другому в одностороннем порядке, причем её действие не ограничивалось дипломатическим персоналом, а включало всех граждан страны (иногда в рамках определённой территории), пользующейся данным правом, и на граждан этой страны фактически не распространялись нормы и законы принимающей страны (неравные договоры)

Экстерриториальностью, например, пользуются военные базы в зарубежных государствах, а также здания, которые занимают учреждения ООН.

В некоторых отраслях международного права экстерриториальность сохранила своё значение. Например, в международном морском праве она применяется для характеристики статуса военного корабля в иностранном порту, поскольку такой корабль и в этом случае рассматривается как плавучая территория государства флага. Согласно статье 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года морские суда в пределах иностранной территории, если оказались там законным путём, пользуются экстерриториальностью.

Экстерриториальностью также пользуется и военное воздушное судно, находящееся на иностранной территории с согласия территориального суверена, поскольку оно считается частью территории государства, опознавательные знаки которого имеет.

Случаи и объекты, на которые распространён принцип экстерриториальности

Примечания

См. также

dic.academic.ru

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ это что такое ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ: определение — Право.НЭС

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ

от лат. ex — из, вне + territorialis — находящийся на территории) Особые преимущества (неприкосновенность личности и жилища, неподсудность местным уголовным и гражданским судам, освобождение от повинностей и налогов), взаимно представляемые государствами иностранным дипломатическим представителям.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Экстерриториальность

юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объеме) под действие законодательства другого государства (дипломаты, территории посольства, военного корабля в иностранном порту, военного воздушного судна, находящегося на иностранной территории). Экстерриториальность устанавливается с согласия того государства, на чьей территории находятся дипломаты, посольства, консульства и т.д.

Оцените определение:

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ (ВНЕЗЕМЕЛЬНОСТЬ)

неподсудность местному суду по уголовным делам. Правом экстерриториальности пользуются иностранные граждане, имеющие право дипломатического иммунитета. Право дипломатического иммунитета распространяется не только на лиц, но и на здания (помещения), занимаемые этими лицами, и средства передвижения этих лиц. Вопрос о привлечении к уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 1 ст. 11 УК РФ).

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник уголовного права

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ

лат. «ex» — вне + «territorialis» — букв. «внеземельность») — статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объеме) под действие законодательства государства, национальность которого таковые имеют. В настоящее время институт Э. существует в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и других многосторонних международных договоров. Э. пользуются также военные морские и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ

от лат ex. из, вне и temtorialis находящийся на территории) — полный иммунитет; т.е. освобождение от юрисдикции какого-либо государства на том основании, что соответствующее лицо (или учреждение) считается как бы находящимся на территории государства, гражданство (или национальность, если речь идет не о физических лицах) которого оно имеет. Ранее ссылками на Э. обосновывали дипломатические иммунитета и привилегии, но затем от этого отказались ввиду того, что она в подобных ситуациях основывалась на юридической фикции и могла бы послужить обоснованием безграничного расширения иммунитетов и привилегий. Э. сохранила свое значение в некоторых других отраслях международного права. Например, в международном морском праве она применяется для характеристики статуса военного корабля в иностранном порту, поскольку такой корабль и в этом случае рассматривается как плавучая территория государства флага. Э. пользуется и военное воздушное судно, находящееся на иностранной территории с согласия территориального суверена, поскольку оно считается частью территории государства, опознавательные знаки которого имеет.

Оцените определение:

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ

лат. ex — из, вне и territorialis — принадлежащий к определенной территории) — юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих частично или в полном объеме под действие законодательства государства, национальность которого они имеют. Институт Э. возник в международном праве в период колониальной экспансии в виде капитуляций и сеттльментов — особых привилегий, предоставлявшихся колонизируемыми государствами иностранцам-гражданам метрополий. Э. выражалась в неподсудности указанных лиц местному суду, установлении над ними консульской юрисдикции, освобождении от прямых налогов и т.д. В настоящее время институт Э. существует в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и других многосторонних международных договоров. Э. пользуются также военные морские и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия юриста

determiner.ru

Экстерриториальные организации.

Количество просмотров публикации Экстерриториальные организации. — 747

Здравоохранение и деятельность государства в социальной сфере.

Образование.

Прочие виды деятельности в сфере общественного, коллектив­ного и личного обслуживания. Ассенизация и вывоз мусора; обслу­живание городских свалок и прочие подобные услуги. Различные другие (отдельно не упомянутые) подобные услуги. Обслужива­ние отдыха, отрасли культуры и спорта. Прочие виды обслужи­вания.

Ведение домашнего хозяйства наемным персоналом.

Фондовые и товарные биржи, инвестиционные компании, банки играют определяющую роль в современной экономике.

Их можно отнести к ядру четвертичного сектора. По типу дея­тельности и по значению к ним примыкают страховые компа­нии, управленческие офисы крупнейших фирм и предприятий по обслуживанию бизнеса.

Не отрицая тенденции развития непроизводственной сферы, хотелось бы отметить, что предприятия третичного и четвертич­ного секторов, как правило, сконцентрированы в крупных го­родах-мегаполисах и менее всœего в средних и малых городах. Указанные предприятия и организации обеспечивалʼʼ развитие экономики, но сама экономика не должна быть сведена только к этим предприятиям. Надо про изводить машины, добывать уголь, варить сталь. Именно отрасли, производящие материальные про­дукты, обеспечивают реальную основу современной цивилиза­ции. Услуги лишь дополняют то, что связано с материальным производством.

В экономике города часто используется понятие система го­родов как каркас территории. Этот термин впервые упомянут французским ученым Т. Жоржем в 50-е годы ХХ века.

В корне этой концепции лежат два главных тезиса: 1. Города не являются изолированными экономическими агентами, они включены в систему связей с другими городами (эти связи мо­гут быть иерархического, взаимодополняющего или конкурент­ного типа). 2. В совокупности города и их взаимосвязи опреде­ляют характер экономического пространства страны (ее региона и т. п.). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, понятие каркаса,. акцентируя внимание на городах, как на полюсах экономической активности, позво­ляет рассмотреть экономическое пространство как структурно организационное.

Города характеризуются высокой интенсивностью экономи­ческой жизни и, соответственно, высокой плотностью освоения территории. Территория полей предстает как экономически малоинтенсивное, мало освоенное пространство. Именно в связи с этим го­рода и связывающие их дороги (а в дальнейшем линии телœеграфа и телœефона, авиалинии и т. д.) уподобляют каркасу. В случае если кратко вычленить то общее, что вкладывается в понятие каркаса горо­дов различными исследователями, то можно получить некото­рое формальное элементарное определœение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ наполня­ется конкретным содержанием в рамках реальных исследований. Некоторые предлагают называть каркасом просто набор городов некоторой территориальной зоны, рассматриваемой вместе с сис­темой отношений между самими городами, между городами и окружающими их сельскими зонами влияния, а также с внеш­ними и связями этих городов (с прочими городами, лежащими вне исходной зоны). Каркас городов структурирует территорию и является, экономически, ее важнейшей частью.

Изучение реальной морфологии сетей городов свидетель­ствует об усилении роли сетевой формы связи горизонтального типа, которая сочетается, тем не менее, с иерархическими отно­шениями. Такая более сложная конструкция воспринимается как наиболее перспективная пространственная форма каркасов го­родов. В корне этой конструкции — узлы (фокусы активности) и лучи, соответствующие потокам товapoв, людей и информации. Экономическое значение города можно описывать различными показателями с учетом изучаемой ситуации. Для описания ʼʼэко­номической мaccыʼʼ города-поставщика можно взять показатель численности активного населœения или объёма продукции, про­изводимой в городе. Для описания ʼʼэкономической массыʼʼ го’: рода-рынка удобно взять, к примеру, показатель совокупного до­хода населœения этого города, что более точно характеризует его торговую привлекательность, чем простой показатель численно­сти населœения. По-видимому, еще более точным будет исполь­зование показателя суммы денежных средств на счетах жителœей города. Соглашаясь с этими показателями, следовало бы отме­тить, что они не единственные. Здесь нужно говорить и о других показателях. К ним относятся показатели, характеризующие со­стояние базовых производственных фондов, их фондоотдачу.

Не менее важными являются показатели, характеР,изующие структуру промышленного строительства, номенклатуру про из­водимой продукции, объёмы экспортируемой продукции. Всевышесказанное заставляет заняться разработкой специальногораздела в статистике, а именно социально-экономической ста­тистики города.

referatwork.ru

понятие, система, порядок учреждения и регистрации.

Национально-культурная автономия, культурная автономия — в конституционном праве предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек, театров. Культурно-национальная автономия является статусом этнических групп, который определяется законом. Это государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Культурно-национальная автономия является формой самоорганизации лиц одной национальности, создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных интересов. Она строится на экстратерриториальной основе, распространяется не на конкретную территорию, а на всех представителей национальности. Культурно-национальная автономия реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации.

В Российской Федерации право на культурно-национальную автономию закреплено законом. Она представляет собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Культурно-национальные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются куьтурно-национальными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»

Статья 6. Порядок образования, государственной регистрации, реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии

Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами

Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

75.Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятие А.-т.у. используется в государствоведении и в политической практике для характеристики территориальной организации унитарного государства. Территориальная организация федеративного государства характеризуется через понятие «федеративное устройство»; понятие же «А.-т.у.» используется для характеристики территориального устройства (территориальной организации) субъектов этого государства. А.-т.у. с. РФ включает их административно-территориальное деление (подразделение территории субъекта РФ на определенные части — административно-территориальные единицы, населенные пункты), и административно-териториальный процесс (процедуры образования, упразднения и преобразования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, ведения их учета и учета изменений в А.-т.у.).

Соответственно А.-т.у. с. РФ характеризует: а) система административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; б) отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; в) установление и изменение границ административно-территориальных единиц; г) установление административных центров, включающих в свой состав несколько населенных пунктов; д) переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и др. частей; ж) регистрация населенных пунктов, учет изменений в А.-т.у. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (п. 1 ст. 12, п. 3 ст. 13) вопросы А.-т.у. отнесены к компетенции субъектов РФ. Частично все эти вопросы регулируются действующим Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР». Это правовой акт федерального уровня. Кроме того, вопросы А.-т.у. конкретного субъекта РФ решаются в его уставе (конституции).

studfiles.net

понятие, основные черты и разновидности — Мегаобучалка

Унитарная форма (от лат. «unitas» – единство) является наиболее простой и характеризуется следующими признаками. Во-первых, унитарное государство – это государство, в составе которого нет каких–либо государственных образований, что всегда присуще федеративным государствам. Территория унитарных государств обычно делится на административно-территориальные единицы (края, области, губернии, районы, города и т.д.), которые не обладают суверенитетом и другими признаками государственности, а территория наиболее мелких государств (Мальта в Средиземном море, Бахрейн в Азии, Аруба в Карибском бассейне, Науру в Океании и др.) не имеет и административно-территориального деления. Во-вторых, унитарное государство – это государство, в котором существует только одна, единая для всей страны система высших органов государственной власти, непосредственно осуществляющих руководство местными органами. Какой-либо другой системы высших органов государственной власти, что опять-таки имеет место в федеративных государствах, здесь не существует. В-третьих, в унитарном государстве действует только одна конституция, а также единая для всей страны система законодательства. В-четвертых, все внешние межгосударственные сношения в унитарном государстве осуществляют центральные органы, которые и представляют страну на международной арене. В-пятых, в унитарном государстве существует единое гражданство. В литературе обращают внимание и на некоторые другие признаки унитарного государства. Несмотря на наличие общих черт, унитарные государства обладают вместе с тем и особенностями, что позволяет их классифицировать на определенные виды. Так, в зависимости от наличия в унитарных государствах автономий их делят на простые и сложные. Простые – это унитарные государства, в составе которых нет автономий. Территория таких государств либо вообще не имеет административно-территориального деления (в наиболее мелких государствах), либо делится только на административно-территориальные единицы (Алжир, Колумбия, Польша, Франция и др.). Административно-территориальные единицы в унитарных государствах могут быть разных уровней или звеньев, поскольку административно-территориальное деление может быть двух-, трех-, и даже четырехзвенным (как, например, во Франции). Во многих унитарных государствах существует трехзвенное деление, в связи с чем выделяются административно-территориальные единицы областного, районного и сельского уровня. К областному уровню относятся края, области, провинции и другие единицы, на которые непосредственно делится территория унитарного государства. К районному уровню относятся районы, уезды, округа и т.д. Из них состоят единицы областного уровня. К сельскому уровню относятся села, общины, муниципальные округа и другие. На них делятся единицы уже районного уровня. Сложные унитарные государства — это государства, имеющие в своем составе одно или несколько автономных образований (Азербайджан, Дания, Испания, Китай и др.). Автономия (от греч. «autonomia» – самоуправление, независимость) в государственном смысле – это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве. Различают территориальную и экстерриториальную автономию. Территориальная автономия представляет собой учет вышеназванных особенностей путем выделения определенных территорий, населению которых предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы местного значения. При этом нередко учитывается этнический признак, в связи с чем различают собственно территориальную (областную) и национально-территориальную (этнотерриториальную) автономию. Собственно территориальная автономия предоставляется населению, не имеющему этнических отличий, но имеющему особенности в области хозяйства и культуры, которые обусловлены историческими или географическими факторами. Национально-территориальная автономия предоставляется компактно проживающим на определенной территории национальным меньшинствам (этносам) и является реализацией их права на самоопределение, на выбор государственных форм организации своей жизни. Территориальную автономию подразделяют также на политическую и административную. Основное их различие, носящее, правда, несколько относительный характер, видят в том, что политическая автономия имеет право на собственное законодательство, а административная автономия таким правом не обладает. Экстерриториальная автономия (ее называют также этнокультурной или национально-культурной автономией) в отличие от территориальной не связана с обособлением территории. Такая автономия может быть предоставлена этническим меньшинствам, разрозненно проживающим в различных частях страны. В этом случае подобные меньшинства вправе создавать на общегосударственном уровне свои представительства, органы, обладающие консультативными (совещательными) полномочиями в отношениях с высшими государственными органами и позволяющие защищать интересы данных меньшинств. Унитарные государства принято подразделять также на централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные. Основанием такого деления является степень зависимости административно-территориальных единиц государства и их органов от центральной государственной власти. В централизованных унитарных государствах степень зависимости административно-территориальных единиц и их органов от центральной власти является достаточно высокой. В таких государствах существует жесткая вертикальная система управления, при которой местные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми центральной властью. В настоящее время такая система управления существует, как принято считать, только в условиях военных режимов. Для децентрализованных унитарных государств характерно местное самоуправление во всех административно-территориальных единицах. Органы местного самоуправления формируются здесь непосредственно населением и не относятся к органам государственной власти. В относительно децентрализованных унитарных государствах имеет место сочетание местного самоуправления и централизованного государственного управления. Это проявляется в том, что за деятельностью органов местного самоуправления устанавливается административный контроль, который осуществляют чиновники, назначенные центральной властью. Унитарные государства могут быть классифицированы и с учетом национального состава населения. По данному основанию можно выделить однонациональные (Норвегия, Швеция и др.) и многонациональные (Великобритания, Испания и др.) государства, хотя в современных государствах, пожалуй, невозможно найти строго однонационального состава населения.

megaobuchalka.ru