Экономические науки это – Виды экономических наук. Место и роль экономической теории в системе экономических наук. Разделы экономической теории.

Содержание

Экономические науки. Система экономических наук :: SYL.ru

Изучению возможных и существующих проблем, а также путями их решения в хозяйственном секторе занимается целый ряд экономических наук. Экономика и экономическая наука идут плечом к плечу, вытекающя одна из другой. Они делятся по своему предназначению, а также масштабу проблем, которыми занимаются. Система экономических наук позволяет проводить моделирование будущих ситуаций, а также возможных способов выхода из проблемных ситуаций, которые уже существуют. Так как масштаб статьи не позволяет детально рассмотреть их все, будут рассмотрены детально только самые важные, а остальным будут посвящены отдельные очерки.

Какие экономические науки существуют?

Предмет экономической науки – это экономические явления в различных проявлениях. Экономические системы описываются с помощью различных параметров. В зависимости от ситуации, которая рассматривается, её масштаба и спецификаций зависит выбор науки или их группа, которая будет использована для решения возникших проблем или описи явлений. Также от неё зависит конкретный предмет экономической науки, который будет исследоваться. Так, условно по группам, экономические науки можно поделить на те, которые занимаются проблемами собственно экономических процессов (политическая экономия, макроэкономика, микроэкономика, история экономической мысли), масштабами проявлений (региональная, международная, предприятия), а также отдельных проявлений (экономика труда, менеджмент, администрирование, маркетинг). Система экономических наук – обширна. А поскольку основополагающими и более информативными в общем являются те, что работают с процессами в различных масштабах, то в статье будут рассмотрены именно они. Также в конце будет небольшой очерк о других научных дисциплинах, чтобы каждый человек мог иметь более полное представление о том, что собой представляют другие экономические науки.

История экономической мысли

Эта научная дисциплина занимается изучением всех мыслей относительно экономического аспекта деятельности человека, причин, которые привели к определённым решениям и ветвям развития, чтобы иметь возможность в будущем заниматься моделированием возможных вариантов развития под влиянием определённых событий. Сама по себе представляет ценность из-за своего исторического подхода, и знания, относимые к этой дисциплине, могут сыграть значительную роль при работе с аналитической информацией. Все, кто изучает экономические науки в университетах, встречаются с ней на первом курсе.

Политэкономия

Политэкономия, или в полном названии политическая экономия, занимается хозяйственными отношениями и различными связями между объектами экономических взаимоотношений. Слово «политическая» здесь используется не в значении «привязанная к политике», а в качестве указания, что эту науку интересуют отношения со стороны возможности управления ними. Также этот раздел экономических наук занимается изучением различных законов рыночного типа экономики, их применения, а также возможность влиять на спрос или предложение с помощью рыночных методов. Политическая экономия содержит в себе основополагающие знания, необходимые для детального изучения любого типа ситуаций и других экономических наук. Поэтому при изучении на экономических специальностях хозяйственной жизни начинают именно с неё. Представить экономические науки без неё невозможно.

Макроэкономика

Эта экономическая дисциплина занимается изучением и решением проблем, которые имеют значительный масштаб. Основными объектами изучения являются государства и межгосударственные экономические отношения, хотя также активно исследуются отрасли и межотраслевые связи. Главной целью является изучение происходящих процессов и их направление на пользу всему государству или отдельно взятой компании.

Микроэкономика

Микроэкономика занимается экономическими проблемами, имеющими масштаб обычного предприятия, фабрики, фермы, индивидуального предпринимателя. Она занимается исследованием и описанием низкоуровневых процессов, которые происходят с отдельными субъектами хозяйства, и взаимодействие между ними. На теоретическом основании микроэкономики базируется целый ряд других наук, что отвечают за организацию предприятия, среди которых экономика предприятия, экономика работы и социально-экономических отношений и ряд других наук.

Отдельные узкоспециализированные науки

Менеджмент. Занимается вопросами формирования и организации структур управления предприятиями, компаниями или большими формами организации, вроде государств или некоммерческих межгосударственных структур. Экономические науки, а особенно их практическая составляющая, не представляются без менеджмента. Прежде всего, он интересен и необходим благодаря системному подходу к организации управления, который позволяет решать возникшие проблемы с корня.

Маркетинг. Занимается популяризацией продукции или отдельных объектов, используя механизмы манипуляции посредством средств массовой информации или проведения рекламных акций. Посредством средств маркетинга возможно продвижение или изменение репутации объекта, который является целью проводимой компании.

Экономика предприятия. Эта научная дисциплина занимается внутренними процессами, которые происходят внутри предприятия. Она занимается особенностями организации внутренних подразделений и их функционирования, связями внутри предприятия и целым рядом других вопросов и аспектов, которые относятся к внутренним делам государства.

Компьютерный контроль процессов. Эта дисциплина занимается изучением возможностей облегчения мониторинга ситуаций при привлечении компьютерно-машинных средств. Контроль может осуществляться как с помощью автоматизированных систем, так и в полуавтоматическом режиме, когда часть работы по сбору информации берёт на себя человек.

Экономика работы и социально-экономических отношений. Эта научная дисциплина занимается вопросами организации работы на предприятии, составлением служебных инструкций для работников, специалистов и других работников. Эта наука также занимается выстраиванием отношений между персоналом и разрешением возникших конфликтных ситуаций.

На этом список экономических наук не заканчивается. Много более мелких, которые изучают особенные ситуации, и все они, и крупные, и узкопрофильные — это современная экономическая наука.

www.syl.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА — это… Что такое ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА?


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
— наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а т.ж. людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг. Э.н. сочетает признаки точной и описательной наук. Э.н. во многом является эмпирической, основанной на опыте наукой, относится к общественным, гуманитарным наукам. См. т.ж. ЭКОНОМИКС.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Смотреть что такое «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА» в других словарях:

  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА — наука о хозяйстве, управлении хозяйством, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг. Экономическая наука сочетает признаки точной и… …   Экономический словарь

  • экономическая наука —    наука о хозяйстве, управлении хозяйством, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг. Экономическая наука сочетает признаки точной …   Словарь экономических терминов

  • Экономическая наука — Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств …   Википедия

  • экономическая наука — ‘наука’ Syn: экономика, политическая экономия …   Тезаурус русской деловой лексики

  • Экономическая наука — совокупность научных взглядов на экономические системы, экономическое развитие и экономические законы. Основная задача Э. п. поиск путей достижения эффективности хозяйствования, оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их… …   Экономика. Словарь по обществознанию

  • Экономическая наука современной России (журнал) — Экономическая наука современной России Современная обложка журнала «Экономическая наука современной России» Специализация: научный журнал Периодичность: 4 раза в год …   Википедия

  • Экономическая наука современной России — Современная обложка журнала «Экономическая наука современной России» Специализация: научный журнал Периодичность выхода: 4 раза в год Язык: русский Адрес редакции: 117418, Москва …   Википедия

  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА/ТЕОРИЯ — (economics) Наука, изучающая фактическое или желательное распределение ограниченных ресурсов. Микроэкономика (microeconomics) исследует организацию производства и потребления, изучает, что производится и кто получает выгоду. Макроэкономика… …   Экономический словарь

  • Наука и культура. Экономическая наука — Зарождение экономической мысли в Латинской Америке относится к концу колониального периода. На концепции её первых представителей  Ф. С. Мальдонадо (Мексика), X. Бакихано и Каррильо (Перу), Ф. де Аранго и Парреньо (Куба) и др.  оказали сильное… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономическая наука в России — В России имеется развитая экономическая наука, включающая крупные научно исследовательские организации (например, Центральный экономико математический институт, Институт экономики РАН, Институт народнохозяйственного прогнозирования, Институт… …   Википедия


dic.academic.ru

Экономическая наука — это… Что такое Экономическая наука?

Эконо́мика

  1. наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования;
  2. само хозяйство, то есть совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей.

Экономика подразделяется на научную и прикладную экономику. Научную экономику также называют экономической теорией — наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое значение.

Прикладная экономика изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.

Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Объектом экономических наук является экономическая действительность.

Ввиду широты экономической действительности экономическая наука представляет собой целый ряд дисциплин, отличных друг от друга предметом исследования. К экономическим относится большое число научных дисциплин, среди которых можно выделить как общие: экономическая теория, статистика, история экономических учений, история экономики и специальные (или конкретные): контроллинг, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский учёт, управленческий учёт, финансовый учёт и др.

Также необходимо учитывать, что для познания экономической действительности применяются не только экономические дисциплины, но и междисциплинарные исследования, например, прикладная статистика и теория принятия решений.

Как самостоятельная наука экономика выделяется в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» (распространённое название «Богатство народов») в 1776 году. Однако по замечанию Й. Шумпетера, внутреннюю логику экономических явлений понимали и до Адама Смита, но на интуитивном, преднаучном уровне.

Функции экономической науки

  1. Теоретическая
  2. Практическая
  3. Прогностическая
  4. Мировоззренческая
  5. Методологическая

Объекты экономической теории

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической теории

В экономической теории используются стандартные методы диалектики и логики, в частности:

  1. анализ и синтез;
  2. индукция и дедукция;
  3. сравнение;
  4. аналогия;
  5. метод научной абстракции.

Экономика с точки зрения философии

В философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости.

В марксистской философии она понимается как отрасль деятельности человека, связанная с производством материальных благ и воспроизводством материальных благ, удовлетворением основных материальных потребностей человека: в питании, в жилье и др. Аристотель противопоставляет экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды.

Экономика прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (см. напр, «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса или «Время философии хозяйства» Ю. М. Осипова).

Экономика как наука

Экономика (от греч. οικονομικη, буквально — искусство ведения домашнего хозяйства).

В экономической науке, как и в любой другой научной теории, выделяются модели — идеализированные объекты исследований и парадигма — признанные в данной социально-экономической системе научные достижения и/или совокупности взглядов, которые в течение определённого времени дают научному и/или конкретному сообществу в целом модель постановки проблем и их решений. Экономика как субъект и объект исследований является исключительно социальным явлением и поэтому на её формирование и объективность определяющее влияние оказывает условия среды существования экономики.

Совокупность моделей экономики, сформировавшихся в западноевропейской экономической теории, называют экономикс (от англ. economics). В экономической науке бывшего СССР рассматривается модель экономики, получившая название политэкономия социализма, с этих же позиций рассматривается западная экономика, как политэкономия капитализма. Политэкономией является марксизм, трансформированный в марксизм-ленинизм. Одно из принципиальных различий между парадигмами экономикс и марксистско-ленинской заключается в том, что в первой объектом исследования является экономическая

деятельность, а во второй — экономические отношения.

Политическая экономия

Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном, до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII—XIX веках.[1]

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

  • базисом — производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики.

Марксизм-ленинизм

Марксизм-ленинизм  — персонифицированно стилизованный конгломерат идей (учение «Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина» и т. п.), явившийся самообозначением правящих идеологий в странах социализма в XX веке. Помимо ортодоксального марксизма включали в себя учения региональных идеологических апостолов, постоянно изменявшихся в зависимости от желаний элит.[2]

Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Ограниченность ресурсов и деятельность людей в условиях безграничности потребностей являются центральными темами экономики как науки, которая может быть определена как общественная наука, изучающая принимаемые людьми в условиях ограниченности ресурсов решения для удовлетворения своих желаний и потребностей. Как следует из определения, предметом экономической теории являются не деньги или богатство, а люди.

Вторая причина, по которой экономику можно считать наукой о людях, состоит в том, что изучаемые ею решения людей зачастую имеют значимый социальный контекст. Поэтому экономика считается скорее общественной наукой, чем разделом операционного анализа, инженерного дела или математики.

Человек совершает экономический выбор, когда покупает одежду или пищу, когда работает, и даже когда заполняет час досуга в своём учебном расписании экономикой, а не токсикологией окружающей среды. Экономические выборы совершаются везде: на фабрике, выпустившей компьютер, в правительственных учреждениях, принимающих политические решения, в бесприбыльных организациях, таких, например, как церкви, а также во множестве других мест и ситуаций.

Все только что данные примеры относятся к ветви экономики, называемой микроэкономикой (microeconomics). Приставка микро отражает тот факт, что этот раздел экономики изучает выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домохозяйства, англ. household — термин, в англоязычной экономической литературе обозначающий группу людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и принимают экономические решения сообща; домохозяйство может состоять из одного человека или из семьи; домохозяйства осуществляют предложение факторов производства (труд, земля, капитал), а потребляют производственные товары и услуги, фирмы и правительственные агентства. Хотя эти единицы и «малы», но микроэкономика все же охватывает в своем исследовании множество различных проблем подлинно мирового масштаба. Например, домохозяйства, фирмы и правительственные агентства осуществляют мировую торговлю такими товарами, как автомашины, химические продукты, непереработанная нефть. Эта торговля и регулирующая её политика находятся в сфере внимания микроэкономики.

В экономике существует другой раздел, который называется макроэкономика(macroeconomics). Приставка макро показывает, что эта ветвь теории изучает крупномасштабные экономические явления. Типичные макроэкономические проблемы — как создать условия, в которых безработные люди смогут найти работу, как защитить экономику от вредных влияний инфляции, как обеспечить постоянное улучшение условий жизни. Правительственная политика, касающаяся налогов, расходов, бюджетных дефицитов, финансовой системы — вот основные темы макроэкономики. Однако так же, как макроэкономическое явление инфляции представляет собой сумму миллионов индивидуальных выборов, касающихся цен конкретных товаров и услуг, так и вся макроэкономика покоится на микроэкономическом основании.

Рассматривает ли микро- или макро- экономику, внутренние или внешние экономические отношения — в любом случае экономический анализ требует особого способа мышления о том, как люди принимают решения об использовании ограниченных ресурсов. Каждая экономическая система сталкивается с необходимостью совершать определенные основные виды выбора. Среди них наиболее важны следующие; какие товары производить, как их следует производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого предназначены результаты этой работы. Необходимость каждого из этих выборов продиктована ограниченностью ресурсов, а каждый конкретный выбор может быть рассмотрен с целью объяснения ключевых элементов экономического мышления.

Какие товары производить

Первый важнейший выбор — какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, Однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины — это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать — принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы — это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, леса, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике, основанной на знаниях, интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.

Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильных заводов. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения — деньги.

Как производить

Второй основной экономический выбор — как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» — вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.

Эффективность — это ключевое соображение при принятии решения о том, как производить. В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идет с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью Парето, по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето.

Несмотря на то, что язык, которым изложено это определение, может быть вам незнаком, само определение фактически очень близко к общепринятому понятию эффективности. Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно). Если у меня есть авторучка, которой я в данный момент не пользуюсь, и вам эта ручка нужна, то было бы расточительством с вашей стороны покупать себе собственную ручку. Гораздо эффективнее будет дать вам мою ручку взаймы; это улучшает ваше положение и не ухудшает моего. Когда существует способ улучшить положение обеих сторон, то не пользоваться такой возможностью — это расточительство. Вы одолжите мне велосипед, а я одолжу вам волейбольный мяч. Если я не очень часто катаюсь на велосипеде, а вы не очень часто играете в волейбол, то нам обоим невыгодно покупать эти вещи.

Понятие экономической эффективности имеет множество приложений, одним из которых является вопрос о том, как производить. Эффективность в производстве — это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.

Понятие эффективности в производстве, как и более широкое понятие экономической эффективности, включает в себя общепринятый смысл — избежание потерь. Например, человек, выращивающий яблоки, всегда стремится применять удобрения в строго определенных количествах, не больше, чем требуется каждому из деревьев. Превышение дозы неэффективно в общепринятом смысле этого слова; после определенной точки увеличение количества удобрений уже не приводит к увеличению количества яблок (закон ограниченной доходности — Law of Diminishing Returns). Гораздо лучше было бы использовать избыточные удобрения в производстве, например, персиков. В этом случае будет произведено больше персиков без уменьшения урожая яблок.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, что и как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться — сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это — одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым — фермером утром, портным — днем и поэтом — вечером? Или люди должны кооперироваться — работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа дает хороший результат.

Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.

Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество — это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого?» имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества благо может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.

Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве — это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряженно работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. Эффективность — это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, — услуги, пища и образование — должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости — это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ — иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок — это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства. Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.

Иерархия и власть. Рынки — важное, но не единственное средство осуществления экономической координации. Наиболее важные тому примеры — решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений. Следует заметить, что «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это значит, что действие «невидимой руки» носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются конкретными людьми, а не «невидимой рукой».

В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчинённым (так называемое структурное управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.

Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие — на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием, таких, как в бывшем СССР, особое значение имеет центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединённые Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного порядка (хотя это не совсем точное определение, ибо стихия — процесс неуправляемый). Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макроэкономикой, так и микроэкономикой. И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.

В последнее время не принято разделять эти способы координации. Плановая экономика и рыночная экономика — две части одной экономической системы. Так, в рыночной экономике сплошь и рядом используется директивное (структурное) управление и планирование. И наоборот, при плановой экономике существует такое понятие как цена, и через неё регулируется межотраслевой баланс.

Примечания

См. также

Ссылки

Литература

  • Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. — 2000. — № 5. — С. 52—53.
  • Ананьин О. Экономическая наука: как это делается и что получается? // Вопросы экономики. — 2004. № 3. — С. 149—153.
  • Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. — 2001. — № 2. — с. 73—107.
  • Бизнес: Оксфордский толковый словарь. — М.: Прогресс-Академия, 1995. — 752c.
  • Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. — СПб: Экономическая школа, 1994. — 349 с.
  • Гудвин Н. Р. и др. Микроэкономика в контексте. — М.: РГГУ, 2002. — 636 с.
  • Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. — Таллинн: А. О. «Реферато», 1993.
  • Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. — М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • Некипелов А. Д. О теоретических основах выбора экономического курса в современной России //Экономическая наука современной России. — 2000. — № 5.
  • Основы экономической теории. Политэкономия. — М.: Изд. УРСС, 2003. — 528 с.
  • Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Прогресс, 1986. — 472 с.
  • Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 824 с.
  • Самуэльсон Пол, Вильям Нордхаус. Экономика = Economics. — 18-е изд. — М.: Вильямс, 2006. — 1360 с. — ISBN 0-07-287205-5
  • Современная экономика. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 608 с.
  • Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. — 2000. — № 1. — С. 39-55.
  • Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. — 1997. — № 7. — С. 35—52.
  • Шиобара Т. Марксистский взгляд на нынешнюю российскую экономику // Экономическая наука современной России. — 2002. — № 2. — С. 101—114.
  • Simon H. Reason in Human Affairs. — Oxford: Basil Blackwell, 1983.

Коды в системах классификации знаний

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ — это… Что такое ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ?


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, включают политическую экономию, экономикс, историю народного хозяйства, историю экономической мысли, экономическую статистику, финансы и кредит, экономику труда, экономику отраслей хозяйства, региональную экономику и др.

Современная энциклопедия. 2000.

  • ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ ООН

Смотреть что такое «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» в других словарях:

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ — включают политэкономию, историю народного хозяйства, историю экономической мысли, управление производством, экономическую статистику, финансы и кредит, экономику труда, экономику отраслей хозяйства, региональную экономику и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Экономические науки — ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, включают политическую экономию, экономикс, историю народного хозяйства, историю экономической мысли, экономическую статистику, финансы и кредит, экономику труда, экономику отраслей хозяйства, региональную экономику и др.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • экономические науки — включают политэкономию, историю народного хозяйства, историю экономической мысли, управление производством, экономическую статистику, финансы и кредит, экономику труда, экономику отраслей хозяйства, региональную экономику и др. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ — комплекс дисцип лин об экономической деятельности общества, охватывающий все ее основные сферы: производство товаров, их обмен, распределение и потребление. Различные экономические дисциплины изучают конкретные аспекты такой сверхсложной… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • Экономические журналы —         периодические издания, освещающие вопросы экономической теории и практики. В дореволюционной России до появления специальных Э. ж. статьи экономического содержания публиковались в общественно политических и общественно литературных… …   Большая советская энциклопедия

  • Экономические проблемы социализма в СССР — Экономические проблемы социализма в СССР …   Википедия

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ — важнейшие понятия экономической науки, отражающие существенные стороны экономических явлений и процессов, например стоимость, цена, труд и т.п. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М …   Экономический словарь

  • Экономические школы — История экономических учений (англ. History of Economics) фундаментальная экономическая наука, изучающая эволюцию экономической теории. Содержание 1 Основные концепции 2 Экономические школы …   Википедия

  • Экономические реформы в России (1990-е годы) — Основные статьи: Экономика СССР, 1990 е в экономике России См. также: Реформы правительства Ельцина Гайдара Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990 е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию… …   Википедия

  • Экономические очерки — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Экономические очерки  книга российског …   Википедия


dic.academic.ru

Экономика и экономическая наука

Экономика — емкое и многоплановое понятие, разные люди вкладывают в него различное содержание. Раскрыв любой словарь, как энциклопедический, так и экономический, можно встретить множество его трактовок. Для кого-то экономика — хозяйственная деятельность людей, для кого-то — домашнее или национальное хозяйство. Можно говорить об экономике отрас­ли, экономике предприятия, экономике страны. В широком смысле экономика — система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления различных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей как отдельного человека, так и фирмы и государства. Человечество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика — фундамент всякого общества. Экономика возникает вместе с человеком, существует вместе с человеком и во имя человека.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы своей жизнедеятельности. Сказанное в полной мере относится и к экономической науке. Экономическая наука — отрасль знаний, посвященная изучению правил, позво­ляющих рационализировать поведение экономического субъекта (человека, фирмы, государства) при решении им своих экономи­ческих проблем.

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества, уже в первобытном обществе люди обладали за­чатками экономических знаний. Полная собственность общины на всю пищу, добытую ее членами с последующим ее уравни­тельным распределением (каждый член общины получал часть добытого продукта в силу своей принадлежности к этой общине) не имела отношения к нормам морали и справедливости. На этом этапе развития человеческого общества уравнительное рас­пределение продукта было экономически эффективно, так как давало возможность за счет удач одних членов общины компен­сировать неудачи других и в целом обеспечивать минимальные потребности в пище всех. Это были, пусть и примитивные, но уже экономические отношения людей в обществе. Однако эти экономические знания существовали только в рамках общест­венного сознания.

Древнейшими документами, в которых были зафиксированы нормы и правила экономического поведения, являются законы. Первые законы появились в государствах древнего Востока. Из дошедших до наших времен памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является кодекс законов Вавилонии, принятый в VIII в. до н. э. царем Хаммурапи. Интересные и весьма поучительные экономические заповеди имеются в Библии, которая содержит толкование жизни древних евреев и других народов, населявших Палестину во II и I тысячелетиях до н. э. Однако экономические знания все еще не выделялись в виде отдельной формы мышления и экономические взгляды составляли отдельные положения более широких по своему содержанию произведений.

Экономика как наука возникла в античном обществе, ее появление связывают с именами ученых Древней Греции и Рима. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греч. «oikos» — дом, хозяйство и «nomos» — правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домоводстве, об управлении домашним хозяйством.

В качестве самостоятельной дисциплины экономика сформировалась лишь в XVI—XVII вв. вместе с возникновением капита­листического строя. Развитие и усложнение хозяйственных связей между семьями, внутри предприятий и между теми и другими, формирование местных, национальных и международных рынков, участие государства в экономической жизни общества обу­словили необходимость более широких экономических знаний.

Термин «политическая экономия» появился впервые в XVII в. Его возникновение было связано с выходом в свет книги фран­цузского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615), в которой автор предлагал устано­вить жесткий правительственный контроль над рынком. Название науки было составлено из трех греческих слов «politeia» — общественное устройство и уже известных «oikos» и «nomos». Политическая экономия рассматривалась как наука об управлении хозяйством, но уже не домашним, а национальным. Политэкономия — это наука хозяйствования в государстве, наука о за­кономерностях развития хозяйства на государственном уровне. Появление нового термина не было случайным, поскольку именно в это время сформировался национальный рынок ряда экономически развитых государств.

В конце XIX в. в научном обороте возникает новый термин — «экономике», появление которого также было вполне за­кономерным, так как уже с конца XVIII в. стали формироваться разнообразные экономические течения в той или иной форме утверждавшие, что наилучшим для национальной экономики является невмешательство государства в экономические процессы. В результате после выхода в 1891 г. книги Альфреда Маршалла «Принципы экономике», термин «экономике» утверждается в большинстве англоязычных стран.

Необходимо отметить, что сегодня экономическая теория преподается под названием, более всего соответствующем нацио­нальному языку и особенностям социально-экономического развития каждой конкретной страны. Например, в Швеции и Турции это «национальная экономика», в Финляндии — «учение о хозяйстве», в Греции — «экономика», во Франции — «политическая экономия». В Россию термин «политическая экономия» проник с Запада и утвердился на долгие годы. После революции политическая экономия в значительной степени превращается в элемент идеологии. Сегодня экономическая теория в нашей стране восстанавливает свой статус и как научной дисциплины, и как базы всех прочих экономических наук. Наиболее распространенное название дисциплины у нас в стране — «общая экономическая теория» или «экономика».

modern-econ.ru

Экономика как наука

Значение термина «экономика»

Термин «экономика» имеет древнегреческие корни. В первоначальном виде слово экономика понималось как хозяйство, ведущееся с соблюдением определенных норм и законов, так как произошло объединение двух греческих слов, обозначающих хозяйство и закон. Стоит напомнить, что большую часть древнегреческого хозяйства представляло домашнее хозяйство, и экономику того времени точнее было бы рассматривать не как народное хозяйство страны, а, скорее, как домоводство.

Рисунок 1.

За долгую историю существования значение термина «экономика» весомо расширилось и развилось. Современная «экономика» имеет более широкий смысл, чем было задумано его автором греческим философом Ксенофонтом изначально. Понятие «экономика» довольно многозначно, в современном мире выделяют несколько значений.

Определение 1

В основном значении подразумевают, что экономика — это непосредственно хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. объединение вещей, предметов, средств, субстанций духовного и мира, применяемое для удовлетворения потребностей и поддержания жизненных условий.

Вторая трактовка термина подразумевает науку, как общность знаний об умении вести хозяйство и деятельность, связанную с ним, о потреблении различных природных потенциалов для удовлетворения потребностей общества и людей, о взаимоотношениях, зарождающихся между людьми в процессе деятельности.

Появление экономики как науки

Экономическая наука появилась несколько позже, чем экономика. На протяжении не одного века экономической истории люди осуществляли свою деятельность, основываясь на опыте, передающемся от одного поколения другому. Основами для появления и развития научной экономики стали философия и социология.

Как самостоятельная сфера знаний экономика выделилась позднее, приблизительно 300 лет назад. За прошедшее время, в частности за последние 150 лет, понимания о предмете экономической науки существенно изменились. На вопрос «Что такое экономика как наука?» — философы и самые выделяющиеся исследователи этой сферы знаний, ученые-экономисты не дают одинаковых ответов. При более детальном анализе ответов условно можно выделить три различных пути к определению предмета экономики.

Замечание 1

Прежде всего, определилось значение экономической науки, как исследуемое производство и потребление вещественных благ, получение материальных средств существования. Источником такого мнения считается экономист А. Смит: — Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния».

Неполнота данной трактовки с точки зрения современных мнений подразумевается в том, что в ней из области экономической деятельности не учитывается нематериальное производство» в образе интеллектуальной деятельности, услуг. Кроме того экономическая наука в действительности оказывается сосредоточенной в области выпуска, в то время, как, обмен товарами остается вне зоны ее использования. Как выглядит данное определение наглядно можно увидеть на рисунке ниже.

Рисунок 2.

Замечание 2

В последнее время все чаще выделяется новый способ определения предмета экономической науки, в его основе используются такие понятия, как «ограниченность ресурсов», «редкость». Опираясь на этот вариант, основной целью экономической науки является формулировка и развитие всех альтернативных способов использования ограниченных экономических ресурсов, потребляемых для осуществления определенных задач, для выбора наилучшего варианта. Экономическая наука анализирует поведение людей в условиях, когда им необходимо сравнить цели и средства необходимые для их достижения, принимая в расчет ограниченность этих средств и иные более или менее выгодные варианты их использования.

Основная цель экономической науки

Рассмотрев различные формулировки термина, можно выделить общее определение экономической науки, которая есть совокупность знаний, помогающих найти ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

  1. Что и в каком количестве производить?
  2. Каким образом и кем будут произведены товары, из каких ресурсов, используя какие технологии?
  3. Кто будет потребителем этих товаров, как они распределятся между потребителями?

Ответом на первый вопрос будет являться структура производства, на второй — используемая технология, на третий — область использования произведенного продукта.

Замечание 3

Важно не забывать, что экономическая наука не имеет заранее установленных границ, она неизменно развивается и увеличивает зону своего охвата, постепенно проникая в различные области, в частности в социальные, гуманитарные науки. Вместе со своим общепринятым объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания полностью охватывают всю социальную сферу. Экономика непосредственно связана с философией, правом, информатикой, математикой, историей, географией, психологией, социологией и рядом естественных наук. Но все-таки экономическая наука, прежде всего, изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

Под экономическими потребностями часто воспринимается нехватка чего-либо для сохранения жизненных функций и совершенствования индивида, организации и общества в целом. Фактором, склоняющим человека к бурной деятельности, является экономическая потребность. Условно выделяют два вида потребностей: первичные и вторичные. Первичными называются жизненно необходимые потребности (еда, одежда и т.д.). Вторичными называют все остальные потребности.

Также можно выделить эластичные и неэластичные (жесткие) потребности. Неэластичными, называют первичными, а эластичными — вторичные. Неэластичные потребности невозможно заменить другими или не удовлетворять их в течение длительного времени.

Блага и ресурсы в экономике

Определение 2

Блага — средства, для удовлетворения потребностей. Можно выделить два вида благ взаимозаменяемые(субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) . Экономические блага могут быть также разделены на настоящие и будущие, прямые и косвенные.

Маркс считал, что важной часть стоимости экономического блага является общественно необходимый труд, т. е. труд, осуществляемый при средних общественно нормальных условиях производства и средней производительности труда. Из неоклассических воззрений можно сделать вывод, что ценность благ пропорциональна их доступности. Учитывается, что любую потребность можно удовлетворить не одним видом благ, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Экономические блага получают, используя средства — ресурсы.

Определение 3

Экономические ресурсы — это средства, необходимые для создания экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся природные ресурсы, труд, капитал, предпринимательская способность или способность к бизнесу.

Бизнесом считается ресурс, сосредоточенный в умении индивида или группы использовать имеющиеся ресурсы наиболее продуктивно.

Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный характер. Поскольку экономическая наука носит позитивный, отражающий объективную реальность, характер, постольку она изучает поведение участников экономических процессов. Тем не менее, конечный результат их деятельности объективен, не зависит от воли и сознания отдельных индивидов.

Поскольку экономическая наука носит нормативный характер, т. е. как одну из ее задач можно выделить стремление поиска самой эффективной формы организации производства, постольку она создает своего рода идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики. С этим связано стремление экономистов использовать взаимозаменяемость экономических благ. Такие ресурсы, как природные, труд, капитал, достаточно взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной функции.

spravochnick.ru

Экономика как наука

Каждая наука имеет свой предмет исследования.

Экономика как научная дисциплина – это экономическая теория. За время своего становления она сменила три названия: экономия, политическая экономия, экономикс. Смена названий не случайна. Это эволюция в развитии предмета исследования экономической теории.

Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама наука. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления не были обобщены и синтезированы в единую научную систему.

Экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли к экономическим учениям и далее – к экономической теории. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Наряду с различными сторонами общественной жизни античные философы рассматривали и сферу хозяйственной деятельности человека. Древнегреческий философ Ксенофонт (430-355 г. до н. э.) в своих трудах «О доходах» и «Экономикос» в хозяйственной деятельности человека выделяет отрасли: сельское хозяйство, ремесленничество, торговля; высказывает мысль о целесообразности разделения труда. Им впервые был предложен термин «экономия». Платон (427 – 347 г. до н. э.) в своих исследованиях «Государство» и «Законы» много внимания уделяет управлению городом – государством, проблемам налогообложения. Аристотель ( 384 – 322 г. до н.э.) в своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления с целью обнаружения в них общих закономерностей. Он первым обратил внимание на двойственную природу товара, который может быть использован либо для потребления, либо для продажи. Аристотель также связал продажу товара с появлением денежного богатства и много размышлял о противоречивых последствиях этого явления.

В Древнем Риме ученые, писатели, политические деятели также уделяли внимание экономическим проблемам. Они рассматривали проблемы ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Варрон (116 – 27 г. до н. э.) написал работу «О сельском хозяйстве». Марк Порций известен своим трактатом «О земледелии».

Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (1 в. до н. э.) «О сельском хозяйстве» называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.

Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в 16-17 в.в. в эпоху Великих географических открытий. В этот бурный период появилась первая экономическая школа – меркантилизм, которая выражала интересы торговцев. Предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, саио же богатство отождествлялось с деньгами, золотом, серебром.

Политическая экономиясложилась в период становления капитализма. Начало политэкономии как науки было положено перенесением анализа из сферы обращения в сферу производства, осуществленного представителями классической буржуазной политэкономии – У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Рикардо, А. Тюрго, П. Буальгибером.

Широкое распространение получила в мире марксистская политэкономия. Она исследует производственные отношения в органической взаимосвязи с производительными силами и экономической политикой государства.

«Краткая экономическая энциклопедия» предлагает следующее определение: «Политэкономия (от греч. рolitike – искусство управления государством и oikonomia – управление домашним хозяйством ) – наука, изучающая общественно – производственные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, экономические законы функционирования, развития и обогащения общественно – экономических формаций.

Авторы «Краткой экономической энциклопедии» указывают, что термин экономикс введен в конце 19 в. и получил широкое распространение после опубликования в 1890 г. книги А.Маршалла «Принципы экономикс». Возникновение и развитие Экономикс. связано с разработкой теорий неоклассической школы (маржинализма, теорий предельной полезности, концепции всеобщего равновесия – У. Джевонс, К. Менгер, М. Вальрас )».

Представители экономикс за основу изучения экономических процессов берут принцип «чистой» экономической науки, отвлеченной от социальных и политических проблем.

Основная экономическая проблема для экономикс заключается в том, что человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены. Эти условия приводят отдельного человека, фирму, общество, страну к необходимости делать выбор. Отсюда в центре внимания экономикс – поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Делая выбор, мы принимаем хозяйственные решения, т. е. пытаемся сэкономить, чтобы получить больше товаров или услуг.

Таким образом, предметом изучения в экономикс является поведение людей в условиях ограниченности ресурсов.

Экономика считается наукой общественной. Это значит, что, наряду с аналогичными науками, она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе.

Вместе с тем, в отличие от социологии и философии, она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, т. е. хозяйственные связи и отношения экономическое поведение людей.

Таким образом, экономическая теория (экономикс)– это общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения человеческих потребностей и желаний.

В последние годы все больше как западных, так российских экономистов обращаются к разработке экономических проблем с учетом социальных и политических явлений. В настоящее время изучаются и экономикс, и политическая экономия.

Поэтому авторы учебников и учебных пособий по экономической теории, рассматривающие экономические явления, процессы и законы, и с позиций политэкономии и с позиций экономикс.

В экономической теории традиционно выделяют два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика – раздел экономической теории, который изучает экономические процессы в отдельных экономических единицах как: предприятия, домашние хозяйства, фирмы, рынки определенных товаров и услуг. (Л. П. Кураков)

Она знакомит нас с такими понятиями, как ограниченность, выбор и альтернативная стоимость, а также с производством и потреблением. Исследует их взаимодействие, изучает влияние цен на поведение домашних хозяйств, фирм, потребителей.

Макроэкономика— раздел экономической теории, которая изучает экономические проблемы всей экономики в целом, рассматривая вопросы экономического роста, национального дохода, валовых сбережений и инвестиций, внешней торговли и финансовой системы. (Л.П. Кураков)

Макроэкономика сосредоточилась на таких вопросах, как инфляция, безработица и экономический рост, платежный баланс, т. е. она ищет решения таких проблем, как повышение занятости, увеличение производства товаров и услуг и т. д.

Макроэкономисты пользуются единой системой “мер и весов”, называемой системой национальных счетов (СНС).

Образно говоря, если микроэкономика изучает деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес.

studfiles.net