Экономическая система в которой экономические решения принимаются – Вопрос 6. Основные вопросы экономики и их решение в различных экономических системах. Основные черты, преимущества и недостатки экономических систем

9. Экономические системы.

Экономическая
система
 — это
способ организации хозяйственной жизни
общества, представляющий собой
совокупность упорядоченных взаимосвязей
между производителями и потребителями
материальных и нематериальных благ и
услуг.

Доиндустриальная

Индустриальная

Постиндустриальная

Главная
сфера экономики

Сельское
хозяйство

Промышленность

Сфера
услуг

Лимитирующий
фактор

Земля

Капитал

Информация

Господствующая
социальная группа

Землевладельцы

Собственники
капитала

Собственники
информации

1) Традиционная экономическая система

Традиционная
экономика основана
на традициях
,
передающихся от поколения к поколению.
Эти традиции определяют, какие товары
и услуги производить, для кого и каким
образом. Перечень благ, технология
производства и распределение базируются
на обычаях данной страны. Экономические
роли членов общества определяются
наследственностью и кастовой
принадлежностью.

Характерные
черты экономик традиционного типа:

  • Слабое развитие
    техники и технологий производства;

  • Большая доля
    ручного труда во всех отраслях экономики;

  • Незначительная
    роль в традиционной экономике
    предпринимательства, в том числе и
    малого при постоянном увеличении
    масштабов деятельности крупных
    подразделений;

  • Преобладание во
    всех сторонах жизнедеятельности
    общества традиций и обычаев.

2) Рыночная экономическая система

  • Частная собственность

  • Свобода
    предпринимательского выбора

  • Конкуренция

  • Опора на рыночную
    систему

  • Ограниченная роль
    государства

Рыночная
экономика характеризуется частной
собственностью
 на
ресурсы и использованием системы рынков
и цен для координации экономической
деятельности и управления ею. Что, как
и для кого производить определяет рынок
через механизм спроса и предложения.

3) Командная экономическая система

Она основана на
государственной собственности на все
материальные ресурсы. Все экономические
решения принимаются государственными
органами посредством централизованного
планирования.

Каждому
предприятию производственным
планом предусматр-ся, что и в каком
объеме производить.

4) Смешанная экономическая система

Сегодня нет в
чистом виде одной из трех моделей. В
большинстве стран существует смешанная
экономика.

Она предполагает
использование регулирующей роли
государства и экономической свободы
производителей. Предприниматели и
рабочие перемещаются из отрасли в
отрасль по собственному решению, а не
по правительственным директивам.
Государство осуществляет антимонопольную,
социальную, фискальную (налоговую) и
другие виды экономической политики,
что в той или иной степени способствует
экономическому росту страны и повышению
жизненного уровня населения.

10. Производительные силы как основа экономической системы.

Они являются
основой экономической системы, ее
доминирующей подсистемой их содержание
проявляется во взаимодействии человека
и природы, которая осуществляется в
процессе труда, производства материальных
и нематериальных (или экономического)
благ. В таком взаимодействии субъектом
является трудовой коллектив, совокупный
работник, человечество, а объектом –
природа. Человек видоизменяет вещество
природы и приспосабливает ее для
удовлетворения своих потребностей.

Производительные
силы
 —
факторы, которые обеспечивают
преобразование вещества природы в
соответствии с потребностями людей,
создают материальные и духовные блага,
определяют рост производительности
общественного труда, благодаря своему
уровню ю и характера по-разному влияют
на эволюцию определенных типов, форм
собственности.

Структура
производительных сил всех
общественно-экономических формаций
неодинакова, ее формируют прежде всего
три основных элемента: люди, средства
производства и используемые людьми
силы природы.

Взаимодействие
человека и природы как содержание
производительных сил образует процесс
труда, который содержит три основных
момента: труд
человека, предметы труда, средства
труда.

Труд
— это целесообразная деятельность
человека, в процессе которой он
видоизменяет и приспособляет предметы
природы для удовлетворения своих
потребностей.

Порождением
человеческого разума и труда являются
вещественные элементы производительных
сил – средства производства и средства
потребления.

Средства производства
представляют собой важную составную
часть производительных сил, а именно
их вещественно-энергетическую часть.
Так же необходимо учитывать при оценке
исторического развития производительных
сил то, что взаимодействие средств
производства в процессе производства
становится производительной силой
только благодаря целесообразной трудовой
деятельности человека.

Средства
производства состоят из средств труда
и предметов труда.

Предметы труда
– это то, на что направлен труд человека.
Это различное сырье, материалы,
полуфабрикаты, природные ресурсы и т.д.

Средства труда
– это все то, посредством чего человек
воздействует на предметы труда – станки,
машины, различное оборудование,
энергетические установки и т.д.

studfiles.net

Характеристика основных типов экономических систем

Характеристика
основных типов экономических систем

Вопросы
для сравнения

Традиционная
экономика

Плановая
(командно-административная)

экономика

Рыночная
экономика

Смешанная
экономика

Как
и кем решаются главные вопросы
экономики?

В
соответствии с обычаями, традициями,
общиной

Централизованное
государственное планирование

Производителем
с учетом спроса на соответствующем
рынке

Сочетание
рыночных механизмов с государственным
регулированием

Кому
принадлежат экономические ресурсы?

Общине,
верховному правителю

Государству

Находятся
в частной собственности

Развиты
различные формы собственности, велик
государственный сектор экономики

Как
распределяются блага?

В
соответствии с обычаями и традициями

Централизованное
государственное распределение

Посредством
конкуренции в результате действия
рыночного механизма

В
результате действия рынка, в то же
время заметную роль играет государство

В
чем преимущество данной экономической
системы?

Отношения
простые, предсказуемые, стабильные

Всеобщая
занятость, государство берет на себя
производство общественных благ,
отсутствие резкого расслоения населения
по доходам

Конкуренция
способствует снижению себестоимости
продукции, разнообразию ассортимента.
заинтересованность в результатах
своего труда

Государство
смягчает последствия кризисов,
осуществляет социальную защиту
населения

В
чем недостатки данной экономической
системы?

Медленное
развитие технологии и орудий труда,
патриархальный уклад, часто используется
натуральный обмен

Отсутствие
конкуренции, большая часть расходов
составляет ВПК, отсутствие материальных
стимулов, товарный дефицит, монополия
государства

Подверженность
кризисам, безработица, значительное
расслоение населения по уровню доходов

Высокий
уровень налогообложения. Вмешательство
государства в рыночный механизм

Экономическая
сфера жизни общества

— сфера общественной жизни, включающая
производство, распределение, обмен и
потребление товаров и услуг, а также
отношения людей в процессе этой
деятельности.1)
Экономическая сфера жизни общества
служит удовлетворению материальных
потребностей человека. 2) Экономическая
сфера является одной из подсистем
общества и тесно связана с другими
подсистемами (политической, социальной
и духовной

Экономика

это 1), (хозяйство) способ организации
деятельности людей по созданию благ,
необходимых им для потребления, 2), наука,
изучающая поведение участников процесса
хозяйственной деятельности.

Факторы
производства

— это ресурсы, используемые людьми для
создания жизненных благ

Услуги

это трудовая деятельность на основе
найма или в обмен на товар.

Торговля

это добровольный обмен товаров и услуг
на деньги в форме купли-продажи.

Товар
— это предмет для обмена на другие товары.

Стоимость
— это денежная сумма, которая уплачена
или получена при покупке или продаже
товара.

Прямой
налог

— это сбор в пользу государства, взимаемый
с каждого гражданина или организации..

Производительность
труда

— это количество благ, производимых за
единицу времени.

Прибыль

это превышение суммы доходов от продаж
товаров над суммой затрат на производство
этих товаров.

Предпринимательская
деятельность

— это самостоятельная деятельность,
направленная на систематическое
получение прибыли от продажи товаров
или оказания услуг.

Право
собственности —

это право владеть, пользоваться и
распоряжаться своим имуществом.

Налоги

это обязательные платежи, взимаемые
налоговыми органами с организаций и
физических лиц с целью финансирования
государства и муниципалитетов.

Инфляция
(от латинского «вздутие»») — это процесс
повышения общего уровня цен в стране,
ведущий к обесцениванию денежной
единицы.

Деньги
— это особый товар, который принимается
всеми людьми в обмен на любые другие
товары.

Валовой
национальный продукт (ВНП) —

это совокупная рыночная стоимость всех
произведённых в стране за год товаров
и услуг

Бюджет
государственный

— это смета государственных доходов и
расходов

Банк

это финансовый посредник по приёму
вкладов, предоставлению ссуд, организации
расчётов, купле и продаже ценных бумаг.

studfiles.net

Тема 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития

2.1. Типы экономических
систем: рыночная экономика, традиционная
экономика, административно-командная
экономика, смешанная экономика.

2.2. Модели
экономических систем: американская,
шведская, японская, российская модели
переходной экономики.

2.3. Основные
экономические проблемы общества: что
производить? Как производить? Для кого
производить?

2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика.

В последние 150-200
лет в мире действовали различные типы
экономических систем: две рыночные
(рыночная экономика свободной конкуренции
(чистый капитализм) и современная
рыночная экономика (современный
капитализм)) и две нерыночные системы
(традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика
— это экономическая система, основанная
на принципах свободного предпринимательства,
многообразия форм собственности на
средства производства, рыночного
ценообразования, договорных отношений
между хозяйствующими субъектами,
ограниченного вмешательства государства
в хозяйственную деятельность. Она
присуща социально-экономическим
системам, где имеются товарно-денежные
отношения. Возникнув много веков назад,
рыночная экономика достигла высокого
уровня развития, стала цивилизованной
и социально ограниченной.

Рыночная экономика
свободной конкуренции сложилась в XVIII
в., но значительная часть ее элементов
вошла в современную рыночную экономику.

Основные черты
рыночной экономики свободной конкуренции:

1) частная
собственность на экономические ресурсы;

2) рыночный механизм
регулирования экономики, основанной

на свободной
конкуренции;

3) большое число
самостоятельно действующих продавцов
и покупателей каждого товара.

Современная
рыночная экономика (современный
капитализм) оказалась наиболее гибкой,
она способна перестраиваться,
приспосабливаться к
изменяющимся
внутренним и внешним условиям. Ее
основные черты:

1) многообразие
форм собственности;

2) развитие
научно-технического прогресса;

3) активное
воздействие государства на развитие
национальной экономики.

Традиционная
экономика

это экономическая система, в которую
научно-технический прогресс проникает
с большими трудностями, т.к. вступает в
противоречие с традициями. Она базируется
на отсталой технологии, широком
распространении ручного труда,
многоукладной экономике. Все экономические
проблемы решаются в соответствии с
обычаями и традициями.

Основные черты
традиционной экономики:

1) частная
собственность на средства производства
и личный

труд их владельцев;

2) крайне примитивная
технология, связанная с первичной
обработкой природных ресурсов;

3) общинное ведение
хозяйства, натуральный обмен;

4) преобладание
ручного труда.

Административно-командная
экономика
(централизованно-плановая
экономика) — это экономическая система,
в которой основные экономические решения
принимаются государством, берущим на
себя функции организатора хозяйственной
деятельности общества. Все экономические
и природные ресурсы находятся в
собственности государства. Для
административно-командной экономики
характерно централизованное директивное
планирование, предприятия действуют в
соответствии с доводимыми им из ≪центра≫
управления плановыми заданиями.

Основные черты
административно-командной экономики:

1) основа —
государственная собственность;

2) абсолютизация
государственной собственности на
экономические и природные ресурсы;

3) жесткая
централизация в распределении
экономических ресурсов и результатов
хозяйственной деятельности;

4) существенные
ограничения или запрещения частного
предпринимательства.

Положительные
стороны административно-командной
экономики.

1. Путем концентрации
ресурсов она может обеспечить достижение
самых передовых позиций в науке и технике
(достижения

СССР в области
космонавтики, ядерного вооружения и
т.п.).

2. Административно-командная
экономика в состоянии обеспечить
экономическую и социальную стабильность.
Каждому человеку гарантированы работа,
стабильная и постоянно возрастающая
заработная плата, бесплатное образование
и медицинские услуги, уверенность людей
в будущем и т.д.

3. Административно-командная
экономика доказала свою жизненность в
критические периоды человеческой
истории (война, ликвидация разрухи и
т.д.).

Отрицательные
стороны административно-командной
экономики.

1. Исключает частную
собственность на экономические ресурсы.

2. Оставляет очень
узкие рамки для свободной хозяйственной
инициативы, исключает свободное
предпринимательство.

3. Государство
полностью контролирует производство
и распределение продукции, в результате
чего исключаются свободные рыночные
взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная
экономика
органично
соединяет в себе преимущества рыночной,
административно-командной и даже
традиционной экономики и тем самым в
определенной степени устраняет недостатки
каждой из них или смягчает их отрицательные
последствия.

Смешанная
экономика

тип современной социально-экономической
системы, складывающийся в развитых
странах Запада и некоторых развивающихся
странах на стадии перехода к
постиндустриальному обществу. Смешанная
экономика носит многоукладный характер;
ее основу составляет частная собственность,
взаимодействующая с государственной
собственностью (20-25%).

На базе разнообразных
форм собственности функционируют
различные типы хозяйства и предпринимательства
(крупное, среднее, мелкое и индивидуальное
предпринимательство; государственные
и муниципальные предприятия (организации,
учреждения)).

Смешанная экономика
— это рыночная система со свойственной
ей социальной ориентацией экономики и
общества в целом. Интересы личности с
ее многосторонними потребностями
выдвигаются в центр социально-экономического
развития страны.

Смешанная экономика
имеет свои особенности в разных странах
и на различных этапах развития. Так,
смешанная экономика в США характеризуется
тем, что государственное регулирование
здесь представлено в значительно меньшей
степени, чем в других странах, т.к. размер
государственной собственности невелик.
Главную позицию в экономике США занимает
частный капитал, развитие которого
стимулируется и регулируется
государственными структурами, правовыми
нормами, налоговой системой. Поэтому
здесь в меньшей степени, чем в Европе,
распространены смешанные предприятия.

Тем не менее в США
сложилась определенная форма
государственно-частного предпринимательства
через систему правительственных законов.
Россия практически первая в мире
применила опыт административно-командной
экономики в форме государственного
социализма. На современном этапе Россия
начинает использовать основные элементы
смешанной экономики.

studfiles.net

3 Вопрос. Основные вопросы экономики и их решение. Экономическая система и ее основные элементы.

Экономическая
система – это форма организации
хозяйственной жизни общества.

Элементы
экономической системы:

  1. Социально-экономические
    отношения. Они основываются на сложившихся
    в каждой экономической системе формах
    собственности на экономические ресурсы.

  2. Организационные
    формы хозяйственной деятельности
    (натуральное хозяйство, товарное
    хозяйство и т.д.).

  3. Хозяйственный
    механизм – это способ регулирования
    экономической деятельности на
    макроэкономическом уровне, а также
    система стимулов и мотиваций, которыми
    руководствуются участники хозяйственной
    жизни.

  4. Конкретные
    экономические связи между предприятиями
    и организациями.

В
любой экономической системе экономика
решает 3 главных вопроса:

  1. Что
    производить?

    (То есть, какие товары и услуги, в каком
    количестве, к какому сроку).

  2. Как
    производить?

    (Какие ресурсы использовать, на каких
    предприятиях, с помощью, какой технологии
    и т.д.).

  3. Для
    кого производить?

    (То есть целевая группа потребителей).

Вопрос 4. Основные типы экономических систем и их характерные черты.

Экономические
системы различаются по:

  1. Способу
    решения главных экономических вопросов.

  2. По
    типу собственности на важнейшие виды
    ресурсов.

С
точки зрения этих критериев различают
следующие типы экономических систем:

  1. Традиционная
    система.

Данные
экономические системы существовали в
основном в начальные периоды истории
человечества. Главные экономические
вопросы решались на основе инстинкта.
Сейчас данные системы встречаются
гораздо реже (в наиболее отдаленных
районах мира, в экономически слабо
развитых странах).

Традиции,
обычаи, наследственность, сословность,
ритуалы определяют что, как и для кого
производить. Следовательно, данная
экономическая система базируется на
отсталой технологии, широком распространении
ручного труда. Огромное значение имеет
мелкотоварное производство. Оно основано
на частной собственности на производственные
ресурсы и личном труде их владельца.
Мелкотоварное производство представлено
многочисленными крестьянскими и
ремесленными хозяйствами, которые
доминируют в экономике. Активна роль
государства – оказание социальной
поддержки беднейшим слоям населения.
Преобладает натурально-общинная форма
хозяйствования.

  1. Административно-командная
    система.

В
этой системе главную роль играет
государство. Именно оно решает вопросы
что, как и для кого производить с помощью
централизованного планирования и
управления.

Характерные
черты:

  1. Общественная
    собственность на все экономические
    ресурсы, монополизация экономики.

  2. Координация
    экономической деятельности осуществляется
    на основе иерархии, то есть административного
    способа подчинения вышестоящему органу.

  3. Руководство
    экономикой осуществляется из единого
    центра с помощью приказов, прямых
    команд.

  4. Из
    центра дается указание: что, как и для
    кого производить, куда поставлять
    продукцию, в каком количестве, по какой
    цене. Следовательно, центр должен
    заранее знать и определять все
    потребности, все ресурсы. На этой основе
    составляется директивный план развития
    экономики на определенный период
    времени. До каждого работника доводятся
    конкретные задания, и жёстко контролируется
    их выполнение.

  5. Гигантские
    монополии не заботятся о внедрении
    новинок техники и технологии.

  6. Значительная
    часть ресурсов направляется на развитие
    ВПК.

Примеры
стран: СССР, страны Восточной Европы.

Практика
показала, что такая система может быть
эффективна в экстремальных условиях,
в чрезвычайных обстоятельствах (война).
Однако, в длительной перспективе, в
нормальной социально-политической и
экономической обстановке она не может
быть эффективной. Последствия: утрата
моральных и материальных стимулов к
труду, утрата у человека чувства хозяина,
уравнительность в оплате, следовательно,
спад производства. Экономика становится
неэффективной.

  1. Рыночная
    система.

Рынок
– это механизм взаимодействия продавцов
и производителей, баланс спроса и
предложения.

Вопрос
«что
производить?»

решает потребитель.

Вопрос
«как
производить?»

решается производителем. Под давлением
конкуренции производители стараются
внедрить новшества, чтобы не разориться,
чтобы снизить свои затраты.

Вопрос
«для
кого производить?»

— в рыночной системе, для тех, у кого
есть деньги.

Таким
образом, в рыночной системе основное
средство координации экономической
деятельности – это товарно-денежные
отношения и конкуренция. Преобладающей
является частная собственность. Это
очень жёсткая система. За ошибки
приходится платить «рублем», так как
просчеты ведут к убыткам, разорению,
банкротствам. Эта система основывается
на принципе экономической целесообразности,
то есть на стремлении достичь максимального
результата при минимальных затратах.
В условиях конкуренции каждый
предприниматель старается произвести
более качественный товар, а значит,
стремится внедрить новую технику и
технологии. Все это способствует НТП.

Однако,
это не идеальная система и в ней много
недостатков. В результате конкуренции
разоряются одни и обогащаются другие,
следовательно, растет имущественное
расслоение общества. Социальные гарантии
минимальны, так как государство играет
малую роль, являясь лишь арбитром,
который следит за исполнением законов.
Таким образом, высокая эффективность
сочетается с нарушением принципов
равенства и социальной справедливости.

  1. Смешанная
    система.

Следует
иметь ввиду, что в реальной жизни рыночной
экономики в чистом виде нет. Она существует
только в теории. В реальной жизни
современные экономические системы
большинства развитых стран носят
смешанный характер.

Главная
черта смешанной экономики: и государство,
и частный сектор играют важную роль в
ответах на вопросы: Что? Как? Для кого
производить?

В
ней получают довольно широкое
распространение плановые методы: планы
развития отдельных фирм на основе
маркетинговых исследований, конкретное
государственное вмешательство. Планы
разных экономических уровней влияют
на структуру и количество производимой
продукции, обеспечивая их большее
соответствие общественным потребностям.

Задача
использования ресурсов решается в
рамках крупных компаний также на основе
анализа перспективных отраслей.

Таким
образом, государство в смешанной
экономике действует по многим направлениям,
(в т.ч. финансирование новых, малоприбыльных
отраслей, переподготовка кадров, развитие
медицины, социальная защита), оказывая
влияние на экономику, которое резко
возрастает в периоды кризисов.

Однако,
главную роль в ответах на классическую
тройку вопросов продолжает играть
рыночный механизм.

Модели
организации хозяйства:

Американская
модель

– это либеральная рыночно — капиталистическая
модель, предполагающая приоритетную
роль частной собственности, рыночно —
конкурентного механизма, а также высокий
уровень социальной дифференциации.

Германская
модель

– модель социального рыночного хозяйства,
которая расширение конкурентных начал
увязывает с созданием особой социальной
инфраструктуры, смягчающей недостатки
рынка и капитала.

Шведская
модель

– это социальная модель, для которой
характерен высокий уровень социальных
гарантий, базирующихся на широком
перераспределении доходов.

Японская
модель

– модель регулируемого корпоративного
капитализма, в которой благоприятные
возможности накопления капитала
сопрягаются с активной ролью
государственного регулирования в сферах
программирования экономического
развития, инвестиций и внешнеэкономической
политики и с особым социальным значением
внутрифирменного начала.

studfiles.net

Ответы на вопрос «10. Типы экономических систем.»

 

2.1. Экономическая система. Типы экономических систем

Экономическая система — это организация экономической жизни общества, основанная на определенной структуре взаимосвязей между экономическими агентами.

Тип экономической системы зависит от преобладающих в обществе экономических целей, форм собственности и методов решения экономических проблем.

Как отмечают в «Экономикс» К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю «…индустриально развитые страны мира в основном различаются по двум признакам: 1) по форме собственности на средства производства; 2) по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность» (Кемпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. М.:1992. — С.47). Выделяют два способа координации экономических выборов: стихийный и иерархический. Стихийный способ предполагает, что каждая фирма и домохозяйство самостоятельно решают что, как и для кого производить. Иерархический порядок выделяет такого экономического субъекта, который отвечает на фундаментальные вопросы экономики единолично за всех остальных экономических агентов.

Экономисты выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Каждая система по своему отвечает на фундаментальные вопросы экономики.

Традиционная экономика — эта экономическая система основана на соблюдении исторически сложившихся обычаев, канонов религии, традиций, которые определяют технологию и средства производства, обмен, распределение и потребление экономических благ. Роль экономических агентов в экономической системе во многом определяется наследственностью и преемственностью экономических отношений, а также и делением общества на сословия. Экономические проблемы — что производить, как производить и для кого производить — определяются в основном сложившимися веками традициями. Обычаи определяют порядок распределения, обмена и потребления ресурсов и продуктов. Внедрение новых техники и технологии осуществляется очень медленно, так как вступает в противоречие с обычаями и традициями, угрожает их сохранению, а значит стабильности существующего общественного устройства. В настоящее время данная экономическая система функционирует с элементами рыночной экономики в приблизительно 140 странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Основными чертами традиционной системы являются (Баликоев В.З., Ковалев В.А., Семенихина В.А. Курс общей экономической теории: Учебное пособие. Новосибирский университет НГАС. Новосибирск, 1993. — С. 37):

1. Преобладание частной формы собственности.

2. Производство, распределение и обмен основываются на обычаях, традициях и культовых обрядах. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

3. Экономическую роль домашних хозяйств определяют наследственность и кастовость.

4. Технический прогресс резко ограничен, так как несет угрозу устоям традиционного общества. Вследствие этого темпы экономического роста незначительны. Причем, темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства.

5. Неграмотность населения, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда.

6. Огромный внешний долг государства, который трудно ликвидировать.

7. Большая роль государства и силовых структур (армии, полиции) в экономике и политике этих стран.

Рыночная экономика это экономическая система основная на стихийной координации экономических выборов. Для этого типа экономической системы характерно свободное предпринимательство, ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, преобладание частной собственности. На фундаментальные вопросы экономики рыночная система отвечает следующим образом. Фирмы производят те товары и услуги, которые пользуются спросом. Товары производятся при помощи такой технологии, которая способна минимизировать издержки. Товары и услуги производятся теми экономическими агентами, которые обладают преимуществами в производстве данного товара. Под преимуществами понимается возможность минимизации затрат. И, наконец, товары производятся для тех, кто обладает достаточными доходами. Люди, не имеющие доходов, оказываются вне процесса потребления благ. В рыночной экономике существует частная форма собственности на ресурсы и конечные товары и услуги.

В рыночной экономике государство не вмешивается в экономические отношения и не влияет на поведение агентов по поводу производства, распределения и потребления благ.

Командная экономика — экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей — все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат — недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Характеристика рыночной и командной экономических

систем по двум основным признакам

 

Признаки отличия:

 

преобладающая форма собственности

механизм регулирования экономических отношений

Рыночная экономика

частная собственность на средства производства

рыночный (объективный)

Командная экономика

государственная форма собственности на средства производства

государственный (субъективный)

 

Смешанная экономика — это тип экономической системы, основанной на рыночном механизме ценообразования, но включающий вмешательство государства в экономические взаимоотношения.

В современных условиях все больше находит место сочетание двух типов экономических систем — рыночной и командной. Это позволяет использовать достоинства этих систем и, в какой-то степени, нейтрализовать их недостатки. Имеются страны, в которых преобладает рыночный механизм регулирования, а государственная собственность, как и государственное вмешательство в экономику, играют менее значительную роль. К ним относятся США и многие страны Западной Европы.

Но есть и такие страны, где государство активно участвует в управлении экономикой в условиях рынка, ставя перед собой определенные цели развития и используя различные методы управления. Среди этих стран можно выделить две основные модели смешанной экономической системы. Одна из этих моделей отражает экономическую систему Японии, достигшей в послевоенный период высоких темпов развития. Другая модель — это экономическая система Швеции, в целевых установках которой преобладают социальные цели.

Таблица 2.2.

Основные черты японской и шведской моделей экономики

Японская модель

Шведская модель

1. Глобальная цель — высокие темпы экономического роста с последующим достижением социальных результатов.

1. Глобальная цель- решение социальных проблем.

2. Государственные планы экономического развития, имеющие рекомендательный (необязательный) характер, но способствующие более пропорциональному и эффективному развитию.

2. Активное участие государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов, создание для этого значительных общественных (государственных) фондов потребления.

3. Сохранение обычаев и традиций наряду с активным изучением и внедрением передового опыта других развитых стран.

3. Высокий уровень обеспечения гражданских прав, социальной справедливости.

Экономическую систему, в которой все большее значение приобретают социальные цели (бесплатное здравоохранение, образование сохранение и развитие культуры, выравнивание уровня доходов между слоями населения и др.), называют социально ориентированной экономикой.

В России с начала 90-х годов осуществляется переход от командной экономики к смешанной. Концепция перехода включает в себя три этапа: создание предпосылок рыночных отношений; создание условий формирования рыночной инфраструктуры и создание условий функционирования рыночного механизма.

К предпосылкам рыночных отношений относятся:

— опережающее создание правовой базы рыночной экономики;

— приватизация — разгосударствление значительной части средств производства, приводящее к появлению частных собственников, развитию предпринимательства и конкуренции;

— либерализация ценообразования — переход от жестких государственных цен к свободным рыночным ценам.

Условиями формирования рынка являются:

— постепенное отстранение органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности предприятий;

— комплексный триединый подход к формированию основных видов рынка — товарного, финансового и рынка труда;

-активное формирование и развитие рыночной инфраструктуры

-создание сети коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний, арбитражных учреждений и т.д.

— постепенное открытие национальной экономики и интеграция (вхождение) в систему мирохозяйственных связей;

— обеспечение со стороны государства социальной защищенности граждан.

Условиями функционирования рынка должны стать:

— свобода деятельности хозяйственных организаций (экономических агентов) в рамках государственных законов, регулирующих взаимоотношения субъектов;

— полная ответственность предпринимателей за результаты своей деятельности;

— свобода конкуренции, там, где она эффективна;

— свобода ценообразования, ограничиваемая для монопольных рынков.

Анализируя модели смешанной экономики, можно выделить три основные группы экономических функций государства: поддержание экономической эффективности, поддержание стабильности развития, обеспечение социальной справедливости.

www.konspektov.net

Экономические системы

Экономическая система — это совокупность сложных взаимодействующих между собой структур. Экономическую систему можно рассматривать, с одной стороны, как национальное хозяйство с его отраслями промышленности и сельского хозяйства, торговлей, сферой услуг и соответствующим хозяйственным механизмом, и, с другой стороны, как совокупность социально-экономических отношений между людьми, зависящих от отношений собственности на факторы производства. Любая экономическая система решает, по крайней мере, три фундаментальные проблемы общества: что производить, как производить, для кого производить.

Что производить? Речь идёт, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести (например, пушек и масла). Невозможно иметь всё, что желает общество при имеющихся ограниченных ресурсах, поэтому необходимо решать, что производить и в каких пропорциях.

Как производить? Другими словами, какие ресурсы, и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? Многие виды продукции можно производить и с помощью простой технологии, требующей больших затрат ручного труда, и с помощью передовой современной технологии, не требующей больших затрат труда. (В первом случае речь идёт о трудоёмкой технологии, а во втором случае — о капиталоёмкой технологии.) Вероятно, что в развитых странах, например, в США и в Западной Европе, где имеется избыток капитала, а рабочая сила является дорогой, в большей степени используется капиталоёмкая технология. В странах же менее развитых, например, в Китае и в Индии, в большей степени используется трудоёмкая технология. В производстве определённого продукта также может использоваться разное сырьё в разных пропорциях, разные типы и количества оборудования. Проблема, как производить, является сложной, но каждое общество стремиться найти разумное и эффективное решение, исходя из имеющихся возможностей и сложившихся приоритетов.

Для кого производить? Как произведённая продукция должна быть распределена между членами общества? Кому и по какому принципу распределять ограниченное количество благ при неограниченных потребностях? Из всех проблем, решаемых экономической системой, эта проблема является наиболее острой и часто обсуждаемой в обществе. Одни предпочитают уравнительное распределение, при котором все получают пусть мало, но одинаково, независимо от трудового вклада. Другие считают, что вознаграждение должно соответствовать вкладу в производство, зависеть от опыта и квалификации члена общества, от того, как много работает человек. Третьи доказывают, что если человек отдаёт обществу для использования свой капитал, то этот человек должен также получить вознаграждение. При всех различиях во взглядах на принципы распределения большинство людей склоняются к тому, что должны быть стимулы для экономической деятельности, которые делают экономическую систему динамичной и эффективной.

История знает множество экономических систем, по-разному решавших фундаментальные проблемы общества. Эти системы существенно различались по своему устройству, и по уровню материально-технической базы, и по формам собственности на средства производства и предметы потребления, и по способу координации связей между производителями и потребителями, то есть по своему хозяйственному механизму.

Классификация экономических систем зависит от выбора определяющего критерия. В качестве такого критерия можно использовать различия в той или иной структуре, характеризующей экономическую систему. Это могут быть различия в материально-технической структуре, в социально-экономической или в организационно-хозяйственной структуре. В частности, если в качестве критерия классификации экономических систем взять уровень развития материально-технической базы, то исторически можно выделить: доиндустриальную экономику, индустриальную, постиндустриальную. Современную постиндустриальную экономику развитых стран характеризуют как информационную экономику.

Экономические системы различаются также в зависимости от типа социально-экономической структуры. Главная характеристика этой структуры в экономической системе — это господствующая форма собственности на средства производства. По данному критерию в истории выделяются такие экономические системы, как, первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм. В этих экономических системах господствующей формой собственности является, соответственно, коллективная, частная рабовладельческая, частная феодальная, частная капиталистическая, общественная.

Современные экономические системы рассматриваются главным образом с позиций особенностей организационно-хозяйственной структуры экономики, то есть с позиций её хозяйственного механизма. С этой точки зрения, можно выделить: традиционную, рыночную, смешанную, централизованно планируемую и переходную экономику.

Традиционная экономика — это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных полуфеодальных иерархических связей между людьми. В основе своей традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики лишь зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремёсел.

Объёмы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, и иерархическими отношениями внутри рода и общины, и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учётом пола и возраста, действуют и элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.

В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоёмы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведёт к её перерождению и трансформации в рыночную экономику.

Рыночная экономика — это такая экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен.

Смешанная экономика рассматривается как разновидность рыночной экономики, как такая экономическая система, в которой, наряду с развитым частным сектором, действует и государственный сектор экономики.

В большинстве развитых стран Запада действуют государственные предприятия и развит механизм государственного регулирования экономики. Поэтому экономическую систему этих стран называют смешанной экономикой. Фундаментальные проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются в смешанной экономике во взаимодействии рыночного механизма и государственного регулирования экономики. Степень развития государственного предпринимательства и государственного регулирования экономики значительно различается в странах с развитой рыночной экономикой. В частности, если для Японии характерно централизованное индикативное планирование экономики с элементами директивности в планах социально-экономического развития страны, то в США такое планирование отсутствует, но эффективно действует механизм макроэкономического регулирования, т.е. механизм бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. На рубеже ХХ и ХХΙ веков наблюдаются тенденции развития разных экономических систем в направлении к смешанной экономике.

Централизованно планируемая экономика (административно-командная экономика) — экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой. Централизованно планируемая экономика длительное время существовала в бывших социалистических странах Восточной Европы, СССР, Китае, Вьетнаме. В настоящее время эта система сохраняется на Кубе, в Корейской народно-демократической республике (КНДР). В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ столетия в большинстве из этих стран начались радикальные экономические реформы, направленные на преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. Но в переходной экономике некоторых из этих стран административно-командный хозяйственный механизм занимает значительное место.

Особенностью социально-экономической структуры централизованно планируемых экономик является господство государственной собственности на средства производства, государственного сектора в производстве и распределении продукта. Распространённая в этой экономике кооперативная собственность, по существу была разновидностью государственной собственности. Частная собственность и частные предприятия существовали лишь в некоторых странах и не оказывали существенного влияния на развитие экономики.

Монополизм государства определял и специфику организационно-хозяйственного механизма этой экономической системы: директивное централизованное размещение ресурсов и распределение продуктов и доходов, с одной стороны, и неразвитый рыночный механизм, с другой стороны. Государственные органы, через систему обязательных плановых заданий предприятиям, определяли объёмы и структуру производства, рост производительности труда. Это предполагало и централизованное обеспечение предприятий ресурсами, в том числе и фондом заработной платы. Цены также устанавливались государством, что вело к произволу в ценообразовании и формированию искажённых цен, не отражающих стоимость продукции и её полезность. Планирование производства осуществлялось от достигнутого уровня и фактически стимулировало затратный характер производства, когда главным был не рост эффективности производства, а увеличение его объёмов.

Централизованно планируемая экономика – это преимущественно экстенсивный тип экономического развития, когда экономический рост достигается, главным образом, за счёт вовлечения дополнительных ресурсов в производство, а не за счёт более эффективного использования имеющихся ресурсов (в последнем случае имеет место интенсивный тип экономического развития). Это связано не только с жёстким затратным механизмом директивного планирования и ценообразования, но и с системой мотивации производителей. В этой экономической системе преобладает тенденция к уравнительному распределению доходов, которое не стимулирует рост производительности труда работников.

Господство государственной собственности и централизованное планирование вело к общему отчуждению производителей от принятия решений, от распоряжения продуктами своего труда, порождало их пассивность и иждивенчество. Поэтому в административно-командной экономике действовали и неэкономические методы принуждения к труду. Использование этих методов возможно лишь при отсутствии политической демократии. Не случайно, для политической системы стран с централизованно планируемой экономикой, характерна однопартийная система. Исторически, административно-командная экономика сформировалась в странах, где не сложилась система политической демократии, имело место резкое социальное расслоение, были сильны противоречия в социально-политической и экономической сферах. Порождаемые этими противоречиями социальные катаклизмы приводили к установлению авторитарных режимов и централизованных механизмов решения этих противоречий. Централизованно планируемая экономика была одним из исторических путей создания индустриального общества и решения проблемы нищеты и социального неравенства. Исторические издержки этого пути были огромны. В конце ХХ века эта экономическая система в силу своего экстенсивного и принудительного характера оказалась неспособной приспособиться к новым условиям современной научно-технической революции, что привело к кризису этой системы. Этот кризис и распространение политической демократии в странах с централизованно планируемой экономикой положили начало её трансформации в рыночную экономику. В настоящее время в них существует специфическая экономическая система, получившая название переходной экономики.

Переходная экономика — это современная экономическая система, существующая в странах, где идёт преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. В эту группу стран входят бывшие социалистические страны Восточной Европы, государства, ранее входившие в состав СССР, а также Китай, Монголия, Вьетнам. С точки зрения хозяйственного механизма, в переходной экономике ещё существуют элементы централизованного управления экономикой, особенно в отношения предприятий государственного сектора. Вместе с тем, этот механизм был в основном разрушен в 90-е годы ХХ века.

Одновременно, в переходной экономике возникли и развиваются рыночные экономические структуры, развивается механизм распределения ресурсов общества посредством рынка, где соотношение спроса и предложения, рыночные цены указывают, как лучше использовать ресурсы. Центральное место в процессе формирования нового экономического механизма принадлежит разгосударствлению и приватизации, рыночному ценообразованию, новой макроэкономической политике, индикативному централизованному планированию. Таким образом, главные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — в переходной экономике решаются в результате сложного взаимодействия отживающих директивных методов централизованного управления народным хозяйством и развивающегося рыночного механизма распределения и использования ресурсов.

По своей социально-экономической структуре, переходная экономика представляет собой совокупность частной, государственной, смешанной и коллективной форм собственности. В большинстве стран с переходной экономикой, государственный сектор уже не занимает господствующее положение. Например, если в начале 90-х годов ХХ в. в России предприятия государственного сектора производили более 90 % всей продукции, то в начале первого десятилетия ХХΙ в. на государственный сектор в России приходится менее 40 % произведённой продукции. Большая часть товаров и услуг производится частным сектором экономики. В результате реформ меняется правовое и экономическое положение государственных предприятий. Это происходит в процессе коммерциализации их деятельности, расширения степени участия работников в капитале предприятия. Большинство государственных предприятий были приватизированы. На основе приватизации быстрыми темпами развивался частный сектор экономики. В этот сектор входят как мелкие частные предприятия, так и крупные финансово-промышленные группы. По своей материально-технической структуре страны с переходной экономикой являются индустриальными странами. Но сформировавшаяся ранее индустриальная структура экономики была преимущественно экстенсивной, воспроизводящей старую индустриальную технологию, мало восприимчивой к нововведениям. Поэтому одной из важнейших задач переходной экономики является формирование новой структуры народного хозяйства, позволяющей перейти от старой индустриальной технологии к новой информационной технологии, перейти к воспроизводству преимущественно интенсивного типа. Переходная экономика — это также и переход от индустриальной экономики к постиндустриальной информационной экономике.

Переходное состояние экономической системы характерно не только для стран, где ранее существовала централизованно планируемая экономика. В современном мире переходные процессы имеют место и во многих развивающихся странах. Но специфика последних состоит, главным образом, в переходе от традиционной к рыночной экономике. Такого рода эволюция известна в мире уже несколько столетий. Переход же от административно-командной экономики к рыночной — новый исторический феномен конца ХХ столетия. Поэтому экономические системы бывших социалистических стран — это переходные экономики нового типа, а экономические системы развивающихся стран — это переходные экономики традиционного типа.

Похожие статьи:

poznayka.org

Экономические системы

Экономические системы

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «РГСУ»

 МИНИСТЕРСТВА  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РФ. 

в  г.  Пятигорске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

НА ТЕМУ:

 

 

 

 

«Экономические системы»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила: студентка 1 курса

                                                                     факультета «Социальная работа»

                                       Кретова Е. П.

 

                                                        Проверил: Божко С. С.

 

 

 

 

 

2006 г.

Введение………………………………………………………………………………………. 2

Традиционная система………………………………………………………….. 4

Административно-командная система (централизованно-плановая)…………………………………………………………………………………….. 6

Рыночная система…………………………………………………………………… 8

Смешанная экономическая система……………………………. 10

Понятие переходной экономики……………………………………… 10

Литература………………………………………………………………………………… 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая система – определенная форма организации общественного производства, в рамках которой ограниченные ресурсы используются для удовлетворения потребностей человека.

 Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Корректное и научно обоснованное  обнаружение закономерностей  функционирования экономической системы всегда имело судьбоносное значение.

 

Понятие и структура экономических систем общества.

Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху. В переводе с греческого  «система» означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность.

Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции.

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой  экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.

Установление связей между составляющими систему элементами  означает определение ее структуры. Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом.

Важным свойством экономической системы является наличие структуры.

Экономика представляет собой сложную многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем — домохозяйств и предприятий. Домохозяйство — это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция домохозяйства — потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями. Предприятие — малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли. Отрасль — это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы — межотраслевые.

Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.

Рассматривая с точки зрения формационного подхода, структура экономической системы выступает как внутренняя организация общественного производства. Поэтому она на разном уровне всегда проявляется через людей, их производственную деятельность. Следовательно, структуру экономической системы образуют отношения взаимодействия людей в процессе производства материальных и духовных благ и услуг, т.е. совокупность производственных отношений.

Экономическая система — сложная, упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью, которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

Одним из признаков деления экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой.

Другим признаком деления системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда (планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике.

Еще одним признаком деления экосистемы на типы является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в традиционном обществе — общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения.

Типы экономических систем очень актуальная тема, особенно в этот период, когда Россия пытается перейти от одной экономической системы к другой. От типа системы  зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. В своём реферате я рассмотрю пять типов экономических систем: Традиционную, Административно-командную, Рыночную, Переходную, Смешенную.

 

 

 

 

 

 

 

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на  производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю “общенародной собственностью”.

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную “Продовольственную программу”, которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства, жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает:

Во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит, на нет, самостоятельность хозяйственных субъектов.

Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами.

В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно — распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, что бы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как »общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Отличительной особенностью распределения продукции в АКС являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок — сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование — очень тесно связаны  с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором — государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако  «дистанция»  между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть «свою» роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею.

Хотя рыночная экономика и многозначное понятие, главный ее признак все же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон  же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: «Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности».

Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного  в недалеком прошлом советской экономике.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Но, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых  может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение прибыли или ее отсутствие предопределяют две вещи: общий доход, получаемый фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смешанной экономической системой мы можем назвать такую систему, в которой перемешиваются  свойства всех трёх вышеперечисленных систем в приблизительно равных пропорциях. Вообще если посмотреть на Россию, то мы увидим, что у нас собирают налоги –  это из административно-командной системы, большинство сажают картошку просто потому, что так надо – это из традиционной системы, частная собственность – это из рыночной системы. Но обычно (например, США) страна больше придерживается принципов какой–то одной экономических системы (рыночной), хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей, (т.е. в США рыночная экономическая система).

 

 

В первую очередь хочется определиться с самим понятием переходной экономики, в большинстве учебников это понятие определено как промежуточное состоя­ние экономики в связи с изменением принципов хозяй­ствования в результате социально-экономических изме­нений. Определяющую роль в этих изменениях играет трансформа­ция отношений собственности. Если переходная экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства госу­дарственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной. Это движение не знает мировых аналогов. Впервые за всю цивилизацию мир стал свидетелем движения от «справедливого коммунизма» к «несправедливому», но свободному капитализму.

 

Именно экономику 90-х годов я буду в дальнейшем называть “переходной экономикой”, дабы не загромождать текст лишними временными характеристиками.

 

Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительствен­ной политики «перестройки». Россия начала рыночную ре­форму, имея командную экономику. Эта экономика формиро­валась на основе государственной собственности и централизо­ванного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики — это тяжелая промышленность, или про­изводство средств производства. Производству потребитель­ских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капита­ловложений направлялось в тяжелую промышленность и обо­ронный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые от­расли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли по­требностей населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в ры­ночной экономике. Централизованная система управления по­давляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и сво­бода выбора не действовали.

В целом в середине 80-х гг. централизованная система уп­равления с неизбежностью вошла в глобальный экономичес­кий кризис, поразивший всю совокупность экономических от­ношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

3. Борисов Е. Ф. Проблемы развития экономики нашей страны. // Социально — политический журнал — 1993 г. — № 3.

 

4. Маневич В.А. О закономерностях становления рынка. // Вопросы экономики — 1993 г — № 3.

 

5. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России/ Рывкина Р.В.,- М.: Наука, 1994 г.

 

6. Наследие социалистической экономики: Макро- и микроэкономические последствия мягких бюджетных ограничений. /  Гайдар. Е.Т. – М.:1998г.

 

7. Состояние и противоречия эк. реформы /Мкртчян М.Ц.- М.: Наука,1999.-308с.

 

8. Аганбегян А.Г. Россия на пути к равновесной рыночной экономике.//ЭКО-1999г. — №6 — с.22-34.

 

9. Голдман М.А. Что мешает становлению цивилизованного рынка в России. // Проблемы теории и практики управления. – 2000-№1- с.25-28.

 

10.  Бутенко А.П. Россия сегодня.// Проблемы прогнозирования. —  2001-№2-с.102-115.

11. Обзор российской экономики. — 2001г. — №5.

 

12.  Компьютерная сеть «Internet».

 

Теги:
Экономические системы  
Другое 
Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 34634
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономические системы

diplomba.ru