Экономическая политика государства r основана на регулировании объема – Экономическая политика государства R основана на регулировании объёма денежной массы в обращении. По каким признакам можно установить, что эта политика монетарная (денежно-кредитная)? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) повышаются таможенные пошлины2) расширяется государственная закупка товаров и услуг3) Центральный банк изменяет учётную ставку процента4) вводятся запреты на импорт продукции5) устанавливается норма обязательных резервов6) увеличивается размер налогов

Содержание

Тест Экономика и государство

ЕГЭ «Экономика и государство»

1.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЕ РЕ­ГУ­ЛИ­РО­ВА­НИЕ РЫ­НОЧ­НОЙ ЭКО­НО­МИ­КИ

2.Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ме­ха­низ­мы осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ством мо­не­тар­ной (де­неж­ной) по­ли­ти­ки. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) под­держ­ка и за­щи­та кон­ку­рен­ции

2) из­ме­не­ние учётной став­ки про­цен­та за кре­дит

3) обес­пе­че­ние за­щи­ты прав соб­ствен­но­сти

4) ре­гу­ли­ро­ва­ние до­хо­дов на­се­ле­ния

5) уста­нов­ле­ние нормы бан­ков­ско­го ре­зер­ва

6) опе­ра­ции на рынке цен­ных бумаг

3. Эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка го­су­дар­ства R ос­но­ва­на на ре­гу­ли­ро­ва­нии го­су­дар­ствен­ных рас­хо­дов и го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та. По каким при­зна­кам можно уста­но­вить, что эта по­ли­ти­ка фис­каль­ная (бюд­жет­но-на­ло­го­вая)? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) по­вы­ша­ют­ся та­мо­жен­ные по­шли­ны

2) рас­ши­ря­ет­ся ком­пе­тен­ция Цен­тро­бан­ка

3) Цен­траль­ный банк из­ме­ня­ет учётную став­ку про­цен­та

4) вво­дят­ся за­пре­ты на им­порт про­дук­ции

5) уста­нав­ли­ва­ет­ся норма обя­за­тель­ных ре­зер­вов

6) уве­ли­чи­ва­ет­ся раз­мер на­ло­гов

4. Эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка го­су­дар­ства R ос­но­ва­на на ре­гу­ли­ро­ва­нии объёма де­неж­ной массы в об­ра­ще­нии. По каким при­зна­кам можно уста­но­вить, что эта по­ли­ти­ка мо­не­тар­ная (де­неж­но-кре­дит­ная)? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) по­вы­ша­ют­ся та­мо­жен­ные по­шли­ны

2) рас­ши­ря­ет­ся го­су­дар­ствен­ная за­куп­ка то­ва­ров и услуг

3) Цен­траль­ный банк из­ме­ня­ет учётную став­ку про­цен­та

4) вво­дят­ся за­пре­ты на им­порт про­дук­ции

5) уста­нав­ли­ва­ет­ся норма обя­за­тель­ных ре­зер­вов

6) уве­ли­чи­ва­ет­ся раз­мер на­ло­гов

5. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о роли го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Одной из функ­ций го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка яв­ля­ет­ся борь­ба с мо­но­по­ли­за­ци­ей эко­но­ми­ки.

2) Го­су­дар­ство в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке при­зва­но под­дер­жи­вать не­за­щи­щен­ные слои на­се­ле­ния.

3) Важ­ней­шей функ­ци­ей го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся со­зда­ние об­ще­ствен­ных благ.

4) Го­су­дар­ство в усло­ви­ях рынка ре­гу­ли­ру­ет цены на то­ва­ры пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти.

5) Про­цесс при­ва­ти­за­ции озна­ча­ет пе­ре­да­чу част­ной соб­ствен­но­сти в руки го­су­дар­ства.

6. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Сред­ства рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та тра­тят­ся на упла­ту на­ло­гов.

2) К рас­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сят­ся сред­ства на опла­ту то­ва­ров, работ и услуг по го­су­дар­ствен­ным или му­ни­ци­паль­ным кон­трак­там.

3) По­сред­ством рас­хо­дов го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та го­су­дар­ство ре­а­ли­зу­ет свои функ­ции воз­дей­ствия на эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное раз­ви­тие об­ще­ства.

4) Рас­хо­ды го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та не могут быть боль­ше его до­хо­дов.

5) К рас­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сят­ся сред­ства на об­слу­жи­ва­ние и по­га­ше­ние го­су­дар­ствен­ных дол­го­вых обя­за­тельств.

7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­че­ских функ­ци­ях го­су­дар­ства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Фис­каль­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ства не может быть ис­поль­зо­ва­на для сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия эко­но­ми­ки.

2) Пред­ста­ви­те­ли тео­рии мо­не­та­риз­ма при­дер­жи­ва­ют­ся по­зи­ции со­кра­ще­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на эко­но­ми­ку.

3) Кос­вен­ное го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­ки пре­иму­ще­ствен­но пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние ад­ми­ни­стра­тив­ных ме­то­дов.

4) Про­бле­ма внеш­них эф­фек­тов спо­соб­ству­ет вме­ша­тель­ству го­су­дар­ства в сферы де­я­тель­но­сти част­ных пред­при­я­тий.

5) Один из спо­со­бов вли­я­ния го­су­дар­ства на эко­но­ми­ку стра­ны – из­ме­не­ние став­ки ре­фи­нан­си­ро­ва­ния.

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми ста­тей в го­су­дар­ствен­ном бюд­же­те и кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б) об­слу­жи­ва­ние госдол­га

В) по­до­ход­ный налог с граж­дан

Г) вы­пла­та жа­ло­ва­ния слу­жа­щим

Д) про­цент по го­су­дар­ствен­ным об­ли­га­ци­ям

 

1) рас­ход­ные ста­тьи

2) до­ход­ные ста­тьи

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ме­ра­ми го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки и его ме­то­да­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б) го­су­дар­ство по­мо­га­ет то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лям, вводя та­мо­жен­ные по­шли­ны

В) го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет пра­ви­ла эко­но­ми­че­ско­го по­ве­де­ния для фирм-про­из­во­ди­те­лей

Г) го­су­дар­ство спо­соб­ству­ет раз­ви­тию про­из­вод­ства, уве­ли­чи­вая или умень­шая раз­мер на­ло­гов

Д) го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет усло­вия за­клю­че­ния хо­зяй­ствен­ных до­го­во­ров, по­ря­док ре­ги­стра­ции фирм

 

 

1) фи­нан­со­во- эко­но­ми­че­ские ме­то­ды

2) пра­во­вые ме­то­ды

10. По­ка­жи­те, как в сме­шан­ной эко­но­ми­ке го­су­дар­ство пре­одо­ле­ва­ет не­со­вер­шен­ства рынка. На­зо­ви­те любые три про­яв­ле­ния не­со­вер­шенств рынка и ука­жи­те, как го­су­дар­ство может пре­одо­леть каж­дое из них.

11. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Роль го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

infourok.ru

Global platform for education exchange

881. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности. 1) указание своей национальности2) сохранение исторического и культурного наследия3) участие в выборах органов власти4) уплата налогов5) свободное распоряжение своими способностями к труду6) пользование родным языком

882. Экономическая политика государства R основана на регулировании объёма денежной массы в обращении. По каким признакам можно установить, что эта политика монетарная (денежно-кредитная)? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) повышаются таможенные пошлины2) расширяется государственная закупка товаров и услуг3) Центральный банк изменяет учётную ставку процента4) вводятся запреты на импорт продукции5) устанавливается норма обязательных резервов6) увеличивается размер налогов

883. Экономическая политика государства R основана на регулировании государственных расходов и государственного бюджета. По каким признакам можно установить, что эта политика фискальная (бюджетно-налоговая)? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) повышаются таможенные пошлины2) расширяется государственная закупка товаров и услуг3) Центральный банк изменяет учётную ставку процента4) вводятся запреты на импорт продукции5) устанавливается норма обязательных резервов6) увеличивается размер налогов

884. Верны ли следующие суждения о современной рыночной экономике? А. Современной рыночной экономике присуща тенденция ослабления государственного регулирования проблем занятости населения. Б. На современном рынке господствуют, благодаря своей гибкости, мелкие фирмы.

885. Тип ошибок в психологическом консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования была определена правильно и которому были даны верные рекомендации по ее решению, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности, называется

886. Определение «Государственные служащие, наделенные правом в пре-делах своей компетенции предъявлять юридически властные требования ипринимать решения, обязательные для исполнения гражданами, не находя-щимися в их служебном подчинении, должностными лицами, органами,предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомст-венной подчиненности» — относится к понятию

887. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫТИПЫ САНКЦИИ
A) понижение в должности Б) государственная наградаB) аплодисменты Г) отказ пожать руку Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия Е) комплимент 1) формальные санкции2) неформальные санкции
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

888. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и её органами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИВ РФВЕТВИГОСУДАРСТВЕННОЙВЛАСТИ
А) Верховный судБ) губернатор областиВ) Совет ФедерацииГ) Государственная думаД) Конституционный судЕ) Правительство РФ 1) законодательная2) исполнительная3) судебная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

889. Этот вид занятий имеет своей целью закрепить теоретические положения изучаемой темы, обучить студентов методам экспериментальных исследований, привить навыки самостоятельного анализа и обобщения данных, опыт работы с оборудованием, компьютерами, аппаратурой, приборами. О каком виде занятий идет речь?

890. Этот вид занятий имеет своей целью закрепить теоретические положения изучаемой темы, обучить студентов методам экспериментальных исследований, привить навыки самостоятельного анализа и обобщения данных, опыт работы с оборудованием, компьютерами, аппаратурой, приборами. О каком виде занятий идет речь?

studyx.co

Контроль темы№8 «Экономика и государство»

Класс

Контроль темы№8 «Экономика и государство»

Словарная работа.

Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.

№ п/п Понятие Буквен. обозн. Определение понятия
Дефицит А цена денежной ссуды, определяющаяся соотношением суммы денег, которые платятся в единицу времени как плата за ссуду, к величине ссуды
Норма обязательных резервов Б процесс реализации экономических функций государства путем разнообразных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей
Процентная ставка В действия государства, контролирующие денежную массу в экономике (метод стабилизации)
Учетная процентная ставка Г издержки и выгоды для третьих лиц, связанные с производством или потреблением благ, в которых эти лица не принимают личного участия
Государственный бюджет Д функция государства в рыночной экономике, направленная на нейтрализацию внешних влияний
Монетарная политика Е деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета
Инфляция Ж это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах
Монетаризм З сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам (делится на внутренний и внешний)
Фискальная политика И макроэкономическая теория, основанная на идее необходимости государственного регулирования экономики
Внешние эффекты К один из рычагов побочной регуляции денежного и кредитного обращения центральным банком, фиксирует в процентах размер той части депозитов (пассивов) коммерческих банков, которые они обязаны зарезервировать в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить выплаты со своих счетов
Компенсация внешних эффектов Л норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам
Кейнсианство М экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, в соответствии с которой определяющую роль в экономических процессах, в ведении хозяйства играет количество денег в обращении и связь между денежной массой и товарной
Экономическая политика Н переполнение каналов денежного обращения избыточной массой бумажных денег, вызывающее их обесценивание, рост цен на предметы первой необходимости, снижение валютного курса, падение реальной заработной платы
Государственный долг О негативный экономический показатель, когда рост расходов превышает рост доходов
Общественные блага П сводный план доходов и расходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов

 

 

Тест.

Российское правительство оказало материальную помощь людям, пострадавшим в результате сильного наводнения. Какую сферу экономической деятельности иллюстрирует данный факт?

1) Сферу распределения;

2) потребления;

3) обмена;

4) производства.

2. Сводный план сбора дохода государства и использования полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

1) финансовым планом;

2) бухгалтерским отчетом;

3) государственным бюджетом;

4) экономическим расчетом.

3. Разработка мер антимонопольной политики характеризует выполнение государством экономической функции:

1) регулирования рыночных отношений;

2) обеспечения занятости населения;

3) производства общественных благ;

4) регулирования денежного обращения.

Верны ли суждения?

Дополните схему

 

Какое слово пропущено?

Дорогие кредиты приводят к уменьшению количества денег в обращении и помогают снизить ____________________.

7. Исключите лишнее.

Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.

Норма обязательных резервов, налоги, учетная ставка процента, инфляция.

Найдите соответствия.

ХАРАКТЕРИСТИКИ: 1) формирование социально ориентированной экономики; 2) решение проблем государственного долга; 3) устранение чрезмерной дифференциации доходов населения; 4) борьба с бедностью; 5) повышение благосостояния; 6) снижение налогов на бизнес. ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: А. перспективные. Б. текущие.

 

 

Вставьте пропуски.

Прочитайте приведенный далее текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым пропуском букву, соответствующую выбранному вами слову.

(1)……………. направлена на достижение количественного равенства доходов и расходов государства. Рост государственных расходов и недобор налогов приводит к (2) ………… В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать (3) ………, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает (4) ………… Государство может решить эту проблему дополнительной (5) …….. Но выпуск новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к (6) ……. Большинство правительств в подобных условиях предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется (7) ………………

А. государственный долг.

Б. эмиссия.

В. бюджетная политика.

Г. экономический рост.

Д. дефицит бюджета.

Е. кредиты.

Ж. инфляция.

10. Заполните таблицу «Государственное регулирование рыночной экономикой»:

Прямое регулирование Косвенное регулирование
   

Характеристики:

– принятие антимонопольного законодательства;

– ограничение деятельности предприятий;

– введение налогов;

– повышение ставки налога;

– лицензирование;

– деноминация;

– налоговые льготы для малого бизнеса;

– создание фонда поддержки малых предприятий;

– эмиссия;

– повышение или понижение учетной ставки процента;

– формирование государственного бюджета;

– деятельность арбитражного суда;

– проверки налоговой инспекции.

Класс(экземпляр учителя)

Дополните схему

1) аграрная;

2) научно-техническая, внешнеэкономическая и т. д.

 

Исключите лишнее.

Ответ:

1) налоги;

2) денежно-кредитная политика (монетарная политика).

 

8. Найдите соответствие:

1) 2) 3) 4) 5) 6)
А Б Б Б А Б

9. Вставьте пропуски:

 

Заполните таблицу:

Прямое регулирование Косвенное регулирование
– принятие антимонопольного законодательства; – ограничение деятельности предприятий; – введение налогов; – лицензирование; – деятельность арбитражного суда; – проверки налоговой инспекции – повышение ставки налога; – деноминация; – налоговые льготы для малого бизнеса; – создание фонда поддержки малых предприятий; – эмиссия; – повышение или понижение учетной ставки процента; – формирование государственного бюджета

Класс

Контроль темы№8 «Экономика и государство»

Словарная работа.

Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.

№ п/п Понятие Буквен. обозн. Определение понятия
Дефицит А цена денежной ссуды, определяющаяся соотношением суммы денег, которые платятся в единицу времени как плата за ссуду, к величине ссуды
Норма обязательных резервов Б процесс реализации экономических функций государства путем разнообразных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей
Процентная ставка В действия государства, контролирующие денежную массу в экономике (метод стабилизации)
Учетная процентная ставка Г издержки и выгоды для третьих лиц, связанные с производством или потреблением благ, в которых эти лица не принимают личного участия
Государственный бюджет Д функция государства в рыночной экономике, направленная на нейтрализацию внешних влияний
Монетарная политика Е деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета
Инфляция Ж это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах
Монетаризм З сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам (делится на внутренний и внешний)
Фискальная политика И макроэкономическая теория, основанная на идее необходимости государственного регулирования экономики
Внешние эффекты К один из рычагов побочной регуляции денежного и кредитного обращения центральным банком, фиксирует в процентах размер той части депозитов (пассивов) коммерческих банков, которые они обязаны зарезервировать в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить выплаты со своих счетов
Компенсация внешних эффектов Л норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам
Кейнсианство М экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, в соответствии с которой определяющую роль в экономических процессах, в ведении хозяйства играет количество денег в обращении и связь между денежной массой и товарной
Экономическая политика Н переполнение каналов денежного обращения избыточной массой бумажных денег, вызывающее их обесценивание, рост цен на предметы первой необходимости, снижение валютного курса, падение реальной заработной платы
Государственный долг О негативный экономический показатель, когда рост расходов превышает рост доходов
Общественные блага П сводный план доходов и расходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов

 

 

Тест.




infopedia.su

Вопрос 3. Методы и инструменты экономической политики государства.

Государство, проводя экономическую политику, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему способов, методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Экономическая теория и мировая практика выработала определенный стандартный набор способов, методов, форм и инструментов государственного регулирования экономики, которые используются с учетом особенностей национальных моделей рыночной экономики.

Общепринято деление способов и методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование

состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм, как производителей, так и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и другие вопросы.

Административное регулирование

включает меры по регистрации, регламентации, лицензированию, квотированию, контингентированию и т.д. С помощью системы административных мер, в виде закрепления, разрешения, принуждения, осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.

Экономические методы

предполагают воздействие на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризации экономики, социальные условия, использование факторов экономического роста.

Различают также прямые и косвенные методы.

Прямые методы предполагают такое воздействие со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства (налоги, амортизационные отчисления и др.). Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения желаемого экономического результата. Но для них характерен существенный недостаток – создание помех рыночному процессу.

Косвенные методы проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты выбирали такие варианты, которые соответствовали бы целям экономической политики. Достоинство косвенных методов в том, что они не нарушают действие рыночного механизма. Недостатком является временной лаг между принятием государственных мер и полученными изменениями в хозяйственных результатах. В качестве инструментов косвенного воздействия на экономику используются бюджетная, кредитная, фискальная, социальная, внешнеэкономическая политика, а также программирование и прогнозирование.

Рассмотренные методы требуют их комплексного использования. Нельзя отдавать предпочтение только экономическим, либо только административным. При использовании методов государственного регулирования экономики следует учитывать следующие требования.

Исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимо тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов им предметов потребления, всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Но из этого не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровень и динамику цен. Напротив, государство следит за ценами и, опираясь главным образом, на экономические методы, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста.

Влиять на рынок как на самонастраивающуюся систему в основном экономическими методами. Если полагаться исключительно на административные методы, то это может разрушить рыночный механизм. Но в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по принципу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, то рынок начинает давать сбои.

Государство, применяя те или иные экономические регуляторы, должно постоянно контролировать положительные или отрицательные эффекты, получаемые в результате этого, просчитывать долгосрочные последствия принимаемых решений.

Необходим учет национальной специфики, которая довольно ощутимо сказывается на экономической деятельности. Это требование особенно актуально доя России, учитывая многонациональный состав населения, большое разнообразие климатических, географических и других особенностей.

Инструменты экономический политики государства.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика-это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Через правительственные расходы осуществляется не только финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, но и делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП.

Денежная политика — довольно тонкий инструмент, поскольку, влияя на денежную массу, государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым -на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Большую роль денежная политика играет в системе антиинфляционных мер.

Политика регулирования доходов — один из основных инструментов борьбы с инфляцией, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и предприятий.

Социальная политика, включающая в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума и т.п., направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения и их защиту от разрушительных последствий инфляции. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

studfiles.net

Государственная экономическая политика

Государственная экономическая политика


Экономическая политика каждого государства определяется несколькими мерами воздействия, которые направлены на осуществление важных идей и решений, которые связаны с экономической политикой государства. Для того чтобы реализовать экономическую политику и достигнуть поставленных целей необходимо проанализировать экономический цикл государства и состояние развития, спрогнозировать её будущее и принять план по развитию.

 

Как формируется экономическая политика


Так как административный вид управления экономикой ушёл в прошлое, а рыночная экономическая система стала использоваться всё более широко, то это повлияло и на экономическую политику целого государства. Все крупные страны стали нацеливать себя на крупное производство машин, техники, исчислительных предметов, запчастей к ним. Тяжелое машиностроение стало основой развития любой страны в мире. Оно и определяет место какого-либо государства в Международном Делении Труда(МДТ). Постоянное расширение рынков збыта и предложения приводит к конкуренции, что в свою очередь приводит к понижению цен на товары и услуги, которые предлагаются.

 


Огромным опытом для всех политических деятелей, наверное, стал мировой кризис в 1929-1933 годах. Можно сделать вывод, что после такой сложной ситуации необходимо было срочно поднимать экономику не только отдельных государств, но и всего мира. Так как в те времена государство проявляло слишком большое и сильное влияние на рынок, новой целью стала необходимость его уменьшить или свести к минимуму, предоставив некую свободу предпринимателям. Тогда и появился термин «экономическая политика», который обозначал минимальное вмешательство государства в регулирование рынков, но надзирательные меры.


Первыми шагами в новой политике было страхование, которое ввели в 1800-тых годах. В 20 столетии экономическую политику отдельных государств стали рассматривать как комплексные меры, которые должны быть приняты для эффективного воздействия и для того чтобы приносить максимальных доход государству.


Безусловно две мировые войны также очень сильно подействовали не только на экономику, но и на общее развитие стран. Проблемы появились и в политике, и в региональном развитии, и в социальной сфере.

 

В чём суть государственной экономической политики


Каждое государство имеет свою Конституцию. В ней обязательно указывается, что оно обязано осуществлять ряд действий для обеспечения нужного уровня развития. Одним из таких регуляторов и есть экономическая политика, которая может иметь такие цели:


1. Постоянный рост экономики и расширение зон влияния.


2. Обеспечение определённого уровня количества занятых и рабочих мест на рынке.


3. Обеспечение государственного бюджета для того чтобы иметь возможность реализовывать какие-либо идеи.


Экономическая политика государства имеет совершенно разные направления и сферы своего функционирования. Она проявляется как в социальной, общеэкономичесвой, культурной политике, так и в аграрной, транспортной и промышленной. Существуют и другие кардинально противоположные направления. Главное, что они все дополняют друг друга. Без проведения общеэкономической политики (установление бюджета, распределение денежных средств по отраслям), и других видов существовать просто не будет.

 


В общем, экономическая политика государства- это целая цепь взаимодействующих элементов, которые и формируют общие понятия о государстве и его управлении.


Существует также несколько основных элементов, которые включаются в понятие государственной экономической политики, это следующие:


1. Формирование бюджета, распеределение средств по отраслям, предоставление кредитов населению и предпринимателям.


2. Взыскание налогов как скрытых, так и открытых в виде исчисления процентов из заработной платы или таможенных налогов.


3. Регулирование количества безработных и занятых, регулирование заработных плат в различных сферах, налоги на богатство.


Кроме этого есть и отдельные субьекты экономической политики государства, которые могут быть следующими:


1. Государство. Само государство является непосредственно субьектом экономической политики, которое осуществляет экономическую политику не полностью на всей своей территории, а по местах, регионах, отдельных областях. Государство считается главным субтектом, который принимает меры относительно проведения политики и осуществляет их в жизни. Это проявляется и на законодательном уровне путём принятия нормативных актов, законов, договоров, указов и так далее различными уполномоченными органами власти.


2. Правительство. За то, как будут реализованы меры, которые принимает государство, отвечает правительство. Оно ставит конкретные цели перед исполнительными органами власти в регионах, областях, на местах и контролирует их скорейшее выполнение.


Существуют и некие институты. Например, общественно-правовой, экономический. Это те сферы, в которых меры будут действовать и другие близкие к экономической политике субьекты. Институты могут также получать некоторые указания и выполнять их. Например, страхование или кредитование, общественный транспорт.


Кроме государственных субьектов экономики существуют и негосударственные, которые имеют прямо противоположное толкование. Негосударственные субьекты экономической деятельности страны представляют интересы отдельных социальных груп или вёрств населения. Они могут быть профессиональными союзами, религийными или культурными организациями, которые нацелены донести информацию в массы. Их роль определяется зависимо от количества поклонников их деятельности и их поддержки.


Государственные и негосударственные субьекты могут запросто противоречить друг другу, поэтому они часто как бы борятся за возможность владеть управленческой деятельностью.


Кроме интститутов и союзов государства существуют такие же понятия, но которые относятся к обществу. Общество также оказывает влияние, давая спрос на товары и услуги. Другой вид общественных организаций- это политические партии, благотворительные формы, журналисты и телевидение, учёные, художники, музыканты, актёры и другие люди, которые совершают окончательное влияние на формирование политики государства. Так и формируется система государства, которая выполняет экономические функции. С её помощью очень легко определить все главные задания. Например, политические партии разрабатывают программные цели, в которых и выкладывают ближайшие планы развития экономической политики в том числе.


Помимо государственных и надгосударственных элементов, осуществляющих влияние на развитие страны, существуют и надгосударственные формы правления. Ярким примером может служить известный всем Европейский Союз, который обьединяет некоторое количество стран, все они имеют общую законодательную основу и отвечают некоторым требованиям управленческой организации. Объединившись, они все вместе могут развиваться и развивать экономику.


Вообще можно сказать, что каждое государство имеет свою политику, которой придерживается и которая прописана в Конституции. Безусловно существуют и общие правила, которые касаются всех. Государство- это основная управленческая структура, которая влияет на деятельность всех элементов, совершающих экономическую политику.

 

С помощью чего экономическая политика приводится в действие, как действует механизм экономической политики


Для того чтобы быстро и качественно реализовать механизм экономической политики государства, ему необходимо провести ряд мер, которые зависят от нынешнего состояния экономики и того как же отдельные структуры хотят действовать на него.


Существуют такие меры, которые могут применятся для выхода из неблагополучного состояния экономики и кризиса:


1. Прямое влияние. Такие меры предполагают принятие решений самим государством и управленческим аппаратом, а не отдельными структурами. Государство- это субъект, который руководит другими структурами. Например, отчислениями их бюджета финансовыми или кадровыми структурами.


2. Непрямое или косвенное воздействие. Такой метод воздействия применяется в случаях когда состояние экономики подвешенное, но не критичное. Государство имеет право принимать отдельные решения, но элементы управления также имеют некую самостоятельность и указы государственного аппарата воспринимаются больше как рекоммендации по воздействию на экономические регуляторы.

 


Предлагается и другой вариант классификации методов по реализации экономической политики государства. Данный метод уже основан на власти институтов управления и их правах и обязанностях.


1. Административные меры. Административные меры гарантируются в своём выполнении Конституцией РФ. Это законодательная база, нарушение которой влечёт за собой некоторые последствия. Иногда уголовную ответственность в том числе. Государство как гарант безопасности каждого гражданина должно поддерживать права собственности, свободу слова, конкурентную среду, право выбора и личностного принятия решений, в том числе в экономической сфере.


2. Экономические меры. Экономические меры не являются насильными или принудительными в отличии от административных, которые должны придерживаться всеми гражданами государства. Под экономическими мерами имеется ввиду общее положение экономики и действие отдельных структур для исправления её состояния, централизации и регуляции вложений и расходов. Это распределение бюджета, предоставление кредитов, получение кредитов, получение помощи.


3. Институциональные. Этот метод понимается как воздействие отдельных институтов на экономическую государства. Государство имеет ограниченные возможности, а отдельные институты в зависимости от своего поля деятельности имеют право принимать решения связанные с различными вопросами. Институты абсолютно не всегда связаны со сферой экономики, иногда они просто определяют социальные правила поведения, морали, традиции и обычаи, которые сложились столетия назад.


В зависимости от формы постановки управленческой деятельности в сфере государственной экономической политики могут быть применены разные методы для достижения поставленный целей. Например, в рамках налогово-бюджетной политики меры предпринимаются по отношению к распределению бюджетных средств государства. Так расходы государства значительно уменьшаются, соответственно различные структуры управления, как охороной здоровья, так и культурой и спортом, получают меньше денежных средств на своё развитие и ухудшается уровень жизни населения. Расходы показывают ту сумму, которая отходит на закупку необходимых пакетов социальных товаров, то есть всего самого необходимого, по надобности полезных ископаемых, того же газа или нефти, сырья. Это имеет очень сильный удар по ВВП, меняется политика налогов, они становятся выше, что приводит к возмущению граждан государства, ведь их доход остаётся на былом уровне.


В своей экономической политике государство может оказывать влияние и на темпы, количество производимых товаров и услуг, используя экономические рычаги для управления. Это реализуется с помощью местных, региональных бюджетов, привлекаемых инвестиций, в том числе и иностранных.


Также очень важным фактором по осуществлению государственной экономической политики, который введён в практику всех стран мира является социальное обеспечение граждан. Сюда входит индексация заработной платы, установление государственного прожиточного минимума (может устанавливаться по регионам, как в России). То есть государство обязано способствовать развитию и каждой отдельной семьи, улучшая качество жизни и покупательную возможность своих граждан.

utmagazine.ru

Регулирование экономики

Регулирование экономики – это целенаправленное государственное воздействие на систему функционирования субъектов хозяйственных отношений в рыночных условиях.

 

Современный уровень развития экономики предусматривает её многоукладность и полифункциональность. Соответственно, экономические отношения подразумевают наличие в них широкого круга субъектов, которыми являются производители и потребители рыночных отношений.

 

В последнее время значительно возросла роль отдельных юридических лиц, осуществляющих на отечественном рынке собственную предпринимательскую деятельность в целях получения прибыли. Особо успешные компании быстро становятся монополистами в своих сферах и подавляют жизнедеятельность остальных мелких и средних фирм и предприятий. В целях избежания массовой монополизации рынка, государство вынуждено вмешиваться в эти отношения и регулировать их.

Более крупным субъектам рыночных отношений принадлежит высокий процент национальных финансов, распределение которых часто происходит незаконными методами.

 

Все участники рыночных отношений одновременно являются объектами государственного финансового регулирования, ведь они регулярно выплачивают пошлины, налоги и взносы. Регулирование среды обитания экономических субъектов происходит согласно текущему законодательству и имеет свои нормы, цели и методы, приведенные ниже.

 

Управление экономикой

 

С развитием экономической системы стали возникать сложности, связанные с процессом её управления и подчинения. Возникла необходимость в создании новой законодательной базы и усилении государственного контроля. Особенно в таком контроле нуждаются самые незащищенные слои населения. Незащищенные субъекты рыночных отношений все чаще подвергаются монопольному давлению и вынуждены уходить с рынка, едва только начав функционировать.

 

Кроме того, рассматривая данный вопрос, необходимо акцентировать внимание на том, что само по себе государство есть не только регулирующим фактором, но и непосредственно субъектом рыночных отношений.

 

Но государство имеет ряд отличий от остальных субъектов рыночной политики. Именно это отличие заключается в функции регулирования и уравновешивания баланса рыночной политики. Это регулирование происходит на основе государственного воздействия на экономическую систему.

Можно так же отметить, что государство является внеэкономической силой. Но при этом только при помощи экономических методов оно может осуществлять функцию регулирования отечественной экономики и влиять на функционирование и поведение участников рыночного хозяйствования и их структурные подразделения.

 

Цель государственного регулирования экономики

 

Данное регулирование проводится в целях уравновешивания и контроля рыночных механизмов, правильного распределения финансовых потоков, обеспечения нормальных условий для деятельности субъектов рыночных отношений. В последнее время стала наблюдаться тенденция усиления регулирующей роли государственных структур в управлении экономическими процессами.

 

Государственное регулирование так же предусматривает сглаживание негативных правовых моментов, возникновение которых в условиях рабочего функционирования рыночных механизмов неизбежно.

 

Государство выполняет такие экономические функции:

 

1) Обеспечивает нормативно – правовую основу для нормального функционирования субъектов рыночных отношений.

 

2) Обеспечивает равные условия конкуренции в рыночной среде — метод принятия антимонопольных законов и образования антимонопольных комитетов, что в последние годы, как показывает статистика, стало особо важным моментом.

 

3) Участвует в регулировании правильного распределения финансовых ресурсов между субъектами рыночных отношений. Это реализуется через действие системы налогообложения. Из государственных фондов, которые формируются за счет отчислений из налоговой системы, производятся социальные выплаты, пенсии, пособия, финансирование государственных структур.

 

4) Функции охраны среды жизнедеятельности и финансирование системы развития науки.

 

5) Контроль трудовой занятости населения и регулирование уровня безработицы.

 

6) Осуществление функций производства того или иного вида товаров или финансирование предпринимательских структур, которые производят товары для государственных закупок. Финансирование предоставления общественных услуг.

 

Как государство влияет на экономику?

 

Влияние государственных структур на экономическую систему страны осуществляется в двух основных направлениях:

 

  • задействование государственного сектора;
  • влияние на частный производственный сектор для производства товаров или услуг, которые выгодны государством. При этом учитываются коммерческие интересы частных предпринимателей.

 

Регулирование государством экономики

 

Экономика страны регулируется государством в интересах развития малого и среднего бизнеса, а так же государственных структур. Правительством страны принимается целая система мер нормативно – правового характера, которые выражаются в утверждении законодательных, контролирующих и исполнительных нормативно – правовых актов. Эти меры принимаются для стабилизации экономической системы и способны адаптировать социально – экономические системы к стандартам рыночного идеала.

 

Объекты государственного регулирования – все субъекты рыночных отношений, а так же объекты рыночной политики, их ценовая стоимость и распределение прибыли от реализации объектов рыночных отношений.

 

Система регулирования экономики имеет свою иерархию, которая предусматривает два направления реализации функций: федеральные и региональное.

Финансовая политика государства

 

  • Фискальная государственная политика — это средство государственного влияния на экономические процессы методом задействования государственных расходов.

 

  • Государственная денежная политика — это вид регулирования государством экономических процессов внутри страны, при котором происходит задействование средств из государственных фондов (из Центрального Банка России и т. д.). Средства, извлеченные из этих фондов, подвергаются манипулированию и перераспределению между субъектами рыночной деятельности.

 

Регулирование экономики России: принципы

 

1) Приоритет рыночных форм организации экономики при условиях здоровой конкуренции и деятельности производства в правовом поле.

2) Финансирование социально значимых сфер производства.

3) Принцип взаимодействия частного и государственного сектора производства (нужно сказать, что часто он игнорируется). На деле же происходит политика подавления государственного сектора частным.

4) Контроль процессов хозяйствования субъектов рыночных отношений в целях избежания монополизации рынка.

5) Контроль в сфере международных рыночных отношений.

 

Государственное регулирование экономики: цели, методы

 

К основным методам (инструменты регулирования экономики) государственного регулирования экономического сектора относятся прямые и не прямые (косвенные) методы. Первую группу методов еще называют дирижистскими.

 

Среди целей государственного контроля и регулирования можно выделить следующие:

 

  • сведение к минимуму протекание нежелательных рыночных процессов;
  • обеспечение удовлетворительного уровня функционирования производственных сфер;
  • обеспечение защиты социальных групп рыночных отношений. Особенно речь идет о тех субъектах, чье положение в условиях их функционирования в жестокой рыночной экономике стало критическим.

Возвращаясь к методам государственного регулирования, отметим, что первая группа – прямые методы – вытекают из способов влияния административно – правового аппарата относительно разнообразных структур хозяйствования с целью получения прибыли. Речь идет о применении методов поощрения, запретов, ограничений и т. д.

 

Косвенные методы регулирования экономики имеют ряд отличимых свойств. Они не способны ставить ограничения относительно экономического выбора и действуют на принципах демократии. Наоборот, эта группа методов создана с целью стимулирования жизнедеятельности различных коммерческих субъектов рыночных отношений.

 

Они применяются абсолютно во всей экономической системе воздействия государства. Такие методы государственного регулирования экономики поощряют развитие различных видов бизнеса и регулируют финансовые ресурсы предпринимательств, обеспечивая условия их успешного функционирования.

 

Все методы государственного регулирования взаимосвязаны между собой.

 

С помощью каких средств государство осуществляет регулирование экономикой?

 

Существуют группы средств, с помощью которых происходит процесс государственного регулирования экономического сектора. Это:

 

  • административные средства регулирования;
  • действие финансовой системы налогообложения;
  • функционирование кредитно – денежной системы хозяйствования;
  • собственность государственных структур;
  • заказы, которые осуществляет государство при взаимовыгодном сотрудничестве с частными лицами.

 

Эти методы регулирования действуют внутри страны, и есть сугубо федеральными. Но существует так же ряд методов, которые по сути своей являются мощными и эффективными регулирующими системами, обращенными на управление рыночной экономикой, когда она выходи за пределы страны. Там действуют все те же правила, что и у методов внутреннего регулирования, но к ним добавляются новые.

 

Внешнеэкономические связи задают темп и являются основным катализатором процессов изменения установленных и привычных тенденций современных рыночных отношений государственного сегмента. Процессы, текущие в пределах внешних рыночных отношений, связанных с функционированием отечественного рынка, подвергаются так же государственному регулированию и без влияния на них государственных законов в принципе не могут быть реализованными.

utmagazine.ru

Экономическая политика. Основные направления экономической политики государства. Конфликт целей государственного регулирования.

Экономическая политика. Основные направления экономической политики государства. Конфликт целей государственного регулирования.

Экономическая политика — система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества.

Основные направления экономической политики государства:

1.Социальная политика. В первую очередь, она основана на перераспределении доходов, в каждой стране существует дифференциация общества по размеру получаемого дохода, что порождает социальное неравенство и конфликты между общественными классами.

2.Политика ценообразования. Необходимость государственного регулирования в данной сфере обуславливается тем именно государство помогает защитить население от необоснованного роста цен, регулировать инфляционный рост цен, контролировать цены на продукцию монополистов, создать благоприятные условия для конкуренции производителей, а также поддержать паритет цен на продукцию различных отраслей экономики и соответствующих видов товаров и услуг.

4. Промышленная политика государства направлена на разработку стратегий развития национального производства, анализ ситуаций на внутреннем и внешнем рынках, эффективную (с точки зрения экологии) утилизацию производственных отходов, а также финансирование и субсидирование крупных государственных инвестиционных программ, а также предприятий для повышения конкурентоспособности продукции.

5. Налогово-бюджетная политика — система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т. е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами. Выделяют следующие цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла; обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции;

6. Денежно-кредитная политика— система мер по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики;

7. Валютная политика – система мер в сфере валютных отношений, осуществляемых государством внутри страны и в международных валютно-кредитных связях в соответствии с поставленными целями страны.

8. Внешнеэкономическая политика – политика государства, направленная на формирование и регулирование экономических отношений с другими странами.

Конфликт целей.Некоторые цели государственного регулирования экономики вступают между собой в противоречие, т. е. достижение одной цели может произойти только в ущерб другой. Так, экономисты-исследователи заметили, что борьба с инфляцией ведет к росту безработицы и наоборот. Однако с точки зрения математики обратной зависимости между этими показателями нет, так как и инфляция, и занятость – это многофакторные явления. Эти показатели зависят не только друг от друга, но и от конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировых рынках, от организованности профсоюзов и их способности отстаивать интересы своих членов, от ряда других факторов.



 

  Билет № 7

1.Государственный бюджет: основные статьи доходов и расходов. Дефицит и профицит бюджета. Способы покрытия дефицита бюджета.Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, государственные расходы, государственный кредит.

Гос бюджет – это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности – инструмент перераспределения национального дохода.

Бюджет отражает два взаимосвязанных процесса – аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для удовлетворения государственных нужд и потому тесно взаимодействует с понятиями “ государственные доходы” и “ гос расходы”, основу которых составляют бюджетные доходы и расходы.

Гос бюджет выполняет следующие основные функции:

· Перераспределение национального дохода

· Государственное регулирование и стимулирование экономики

· Стимулирование научно-технического прогресса

· Финансовое обеспечение социальной политики

· Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Расходы гос бюджета у развитых стран можно разделить на четыре группы, отражающие национальные приоритеты и последовательность выделения бюджетных ассигнований:

1) Военные и внешнеполитические расходы

2) Социально-экономические расходы

3) Расходы на государственное управление и охрану правопорядка

4) Проценты по государственному долгу.

Главная роль в мобилизации средств в государственный бюджет принадлежит налогам. Именно в результате поступления налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач. Под налогом следует понимать обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами. Налоговая система может включать два звена – государственные налоги , местные налоги, либо три звена – налоги государственные, налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации , местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за гос бюджетом. К ним относятся:

1)Подоходный налог с населений 2)Налог на прибыль корпораций

3)НДС 4)Акцизы, таможенные пошлины

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходам.

Природа дефицита гос бюджета различна:

1) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных гос вложений в развитие экономики. Дж.М.Кейнсом была обоснована возможность допущения опережающего роса государственных расходов над доходами на определенных этапах экономического развития.

2) Дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоят.-в

3) Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалансированность , неэффективность финансово-кредитной системы

Источники покрытия дефициты- гос. займы и эмиссия ценных бумаг. Иногда к средству уменьшения дефицита прибегают к сокращению расходов на социальные нужды. В современных условиях от 10 до 30% гос расходов не покрываются налогами и другими доходами и финансируются путем размещения гос займов.

 

2.Экономическое развитие и рост.

Эконом. рост представляет собой долгосрочную тенденцию роста реального ВВП. Следует учитывать различие в терминах “экономический рост” и “экономическое развитие”. Экономический рост предполагает количественное увеличение объемов производства экономических благ. Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. В первом случае рост достигается путём увеличения экстенсивных факторов роста. Во втором — за счёт интенсивных факторов роста. Факторы, влияющие на экономическ. рост: количество и качество трудовых ресурсов, эффективность основного капитала, количество и качество природных ресурсов, эффективность управления, эффективность технологий.

Эконом. развитие – более широкое понятие, это расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.. Тенденция означает, что реальный ВВП не должен обязательно увеличиваться каждый, а указывается лишь направление движения экономики («тренд»).

Экономический рост является показателем, характеризующим долгосрочный период, а поэтому речь идет о росте потенциального ВВП (т.е. ВВП при полной занятости ресурсов), о росте производственных возможностей экономики. Величина реального ВВП на душу населения

— относительный показатель, отражающий стоимость того количества товаров и услуг, который не вообще производится в экономике, а приходится в среднем на 1 человека.

— об экономическом росте можно говорить, если происходит рост уровня благосостояния, т.н. если эк.развитие сопровождается более быстрым ростом реального ВВП по сравнению с ростом населения.


Дата добавления: 2015-08-13; просмотров: 317 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Билет № 1 | Теория абсолютных преимуществ А. Смита и сравнительных преимуществ Д. Рикардо как теоретическое обоснование либерализации международной торговли. | Соотношение показателей в СНС. Номинальный и реальный ВВП. Способы измерения ВВП. Индексы цен. | Отличия в последствиях ожидаемой и непредвиденной инфляции. | Инвестиции как составная часть совокупных расходов. Виды инвестиций. Факторы, влияющие на величину инвестиций. Парадокс бережливости. | Билет № 10 | Семейство мультипликаторов и механизм мультипликативного воздействия на экономику. | Экономическая цикличность. Причины циклов. | Билет № 13 | Инструменты кредитно-денежной политики государства, особенности их применения. |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.008 сек.)

mybiblioteka.su