Экологическая проблема калмыкии – «Экологические проблемы Калмыкии 2015 г. 1.Экологическая проблема – это негативные с точки зрения человека изменения окружающей среды, обусловленные как.». Скачать бесплатно и без регистрации.
Экологические проблемы степного региона в оценке населения (на примере Калмыкии)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТЕПНОГО РЕГИОНА В ОЦЕНКЕ НАСЕЛЕНИЯ (на примере Калмыкии)
ENVIROMENTAL PROBLEMS OF THE STEPPE REGION IN THE EVALUATION OF POPULATION (example of Kalmykia)
Н.В. Бадмаева, Б.В. Иджаева
N.V. Badmaeva, B.V. Idzhaeva
Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук
(Россия, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Илишкина, 8)
The Kalmyk institute for humanities of the Russian Academy of sciences
(Russia, 358000, the Republic of Kalmykia, Elista, Ilishkin St., 8)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Статья посвящена изучению экологического сознания населения степного региона. Представлены результаты социологического исследования, в котором дана оценка экологических проблем Республики Калмыкия: информированность о состоянии окружающей среды, обеспокоенности экологической ситуацией и т.д.
The article is devoted to the environmental awareness of the steppe region. Results of sociological research in which the assessment of environmental problems of the Republic of Kalmykia is given are presented: knowledge of a state of environment, concern about an ecological situation, etc.
Уже более полувека обострение экологических проблем по всему миру повлияло на рост обеспокоенности качеством окружающей среды и поддержки действий по ее защите. Многие исследователи пытались выявить тенденции социально-экономического развития и возможные экологические последствия как для отдельных регионов, так и для всего мира.
Регионы страны существенным образом различаются по специфике экологических проблем. Республика Калмыкия является одним из наиболее экстремальных для проживания и ведения хозяйственной деятельности регионов России. Эта экстремальность обуславливается, прежде всего, географическим положением республики в аридной и семиаридной зонах Северо-Западного Прикаспия. Для нее характерны плоские формы рельефа, почти полное отсутствие естественной гидрографической сети и повышенная минерализация почв, поверхностных и подземных вод, обусловленная колебаниями уровня Каспийского моря. Республика является вододефицитным регионом, используемые на территории республики водные ресурсы по своим качественным параметрам не соответствуют медико-биологическим нормам.
Состояние экосистемы региона оказывает непосредственное влияние на другие сферы жизнедеятельности человека, число которых постоянно увеличивается. Как отмечает Л.Н. Ташнинова, длительная история хозяйствования на аридных территориях, в том числе и в Калмыкии, определила сильную деградацию естественных экосистем, опустынивание, истощение природно-ресурсного потенциала и, как следствие, снижение уровня и качества жизни населения [1].
Отношение любого члена общества к природе обусловлено уровнем его экологического сознания, которое определяется соотношением внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на целостное индивидуальное сознание. Под экологическим сознанием, в самом общем виде, мы понимаем совокупность сложившихся экологических представлений, проявляющихся в отношении человека к природе и совершаемым им действиям. Экологическое сознание также формируется на основе оценки состояния окружающей среды и информационного пространства, определяющего социальные черты в сознании человека.
Сегодня одной из важных задач комплексного анализа социально-экономического состояния региона является исследование экологического сознания населения, которое заключается в выявлении и определении факторов его формирования, отдельных составляющих, таких как экологическая ответственность, отношение к природе, влияние природной среды на физическое и социально-психологическое самочувствие и многие др. Основным методом изучения экологического сознания является социологическое исследование, поскольку эмпирические социологические исследования позволяют изучать ценностные ориентации, экологические идеалы, выявлять характер экологического потребления.
В этой связи отделом социально-политических и экологических исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН было проведено исследование по изучению экологического сознания жителей республики. Социологическое исследование было проведено в 2014 г. методом анкетного опроса по стандартной половозрастной выборке. Всего было опрошено 300 человек (N=300), из них мужчин – 38,7%, женщин – 61,3%. В опросе участвовали жители г. Элисты и районов Республики Калмыкия в возрасте: до 20 лет – 5,3%; 21-30 лет – 20%; 31-40 лет – 33,7%; 41-50 лет – 26,7%; 55 лет и старше – 12,7%.
В нашем исследовании мы попытались выяснить, знают ли жители об экологических проблемах региона, являются ли экологические проблемы актуальными в общественном сознании, как оценивают последствия экологических проблем. Основная цель исследования заключалась в выявлении состояния экологического сознания населения Республики Калмыкия. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- Выяснить, знают ли жители республики об экологических проблемах в глобальном масштабе и на региональном уровне;
- Осознает ли население негативные последствия экологических проблем, которые влияют на социальную сферу, экономику региона, окружающую среду.
Экологическое сознание предполагает, прежде всего, знание экологических проблем территории, на которой живет человек. В нашем исследовании мы попытались выяснить, что знают жители республики об экологических проблемах региона. В связи с этим, при ответе на вопрос, о каких экологических проблемах они знают больше всего, были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «О каких экологических проблемах, имеющихся в Калмыкии, вы знаете больше всего?»
Варианты ответов |
в % |
Деградация и оскудение пастбищ |
55,3 |
Засоленность земель |
8,3 |
Нерациональное орошение земель сельхозназначения |
3,7 |
Загрязнение земель (отходами переработки нефти и ТБО, несанкционир. свалкми) |
10,3 |
Загрязнение воздуха (Выхлопы ТЭЦ, транспорта) |
7 |
Загрязнение водных объектов |
5 |
Дефицит питьевой воды |
4,7 |
Резкое снижение поголовья сайгаков |
4 |
Уменьшения числа редких видов птиц и животных |
0,7 |
Другое |
1 |
Таким образом, по результатам распределения ответов видно, что актуальными являются проблемы деградации и оскудения пастбищ, загрязнение земель отходами переработки нефти, нерациональное орошение земель сельскохозяйственного назначения. Эти проблемы являются результатом активного природопользования: нерационального использования пастбищ, неразумного орошения и в целом ведения сельского хозяйства, а также добычи природных ископаемых.
В ходе опроса мы попытались узнать источники получения информации о состоянии окружающей среды. Качество этой информации влияет и на уровень экологического сознания населения. Социальная экологическая информация нередко противоречива по смыслу: одни и те же экологические факторы представляются по разному. Например, экологическая опасность атомных электростанций, нефте- и газоперерабатывающих предприятий может быть представлена представителями этих организаций и предназначена для создания представления об экологической безопасности этого опасного производства и создания его «зеленого» имиджа, а может быть предназначена для развенчания этого имиджа представителями «зеленого» движения и экологами. Источники информации о состоянии окружающей среды, отмеченные респондентами, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Откуда вы получаете информацию о состоянии окружающей среды в республике?»
Варианты ответов |
в % |
Личные наблюдения |
53,3 |
Газетные публикации об экологических проблемах в республиканской прессе |
14,7 |
Передачи местного телевидения по данной проблеме |
16 |
Изучение экологических проблем (в школе, Вузе) |
2,7 |
Информация по данной проблеме в интернете |
8,7 |
Выступления ученых |
3,3 |
Другое |
1,3 |
Результаты показывают, что более половины респондентов оценивают состояние окружающей среды в республике по результатам «личных наблюдений», что в свою очередь может оказаться ошибочным. Также следует отметить, что процент выбора ответа «изучение экологических проблем в школе или вузе» составляет всего 2,7%, а выступления ученных составляет всего 3,3%. Тогда как именно эта информация должна быть структурированной, она должна соответствовать современным научным достижениям, быть системной, соответствующей возрастным особенностям развития школьников, отражать актуальную событийную информацию в этой области, быть регионально значимой, отражать исторический и современный опыт взаимодействия с природой, показывать достижения мировой и национальной культуры в этой области и демонстрировать позитивные примеры практического взаимодействия с природой в учебном пространстве. По мнению Л. Ю. Чуйковой эта информация должна доминировать при формировании экологического информационного пространства [2].
Результаты исследования показали достаточно высокий уровень обеспокоенности состоянием окружающей среды. Подавляющее большинство опрошенных респондентов (93,7%) встревожены состоянием окружающей среды в республике. Экологическая обстановка не вызывает беспокойства у 2,7% опрошенных, 3,7% затруднились ответить.
Среди причин обострения экологического кризиса в регионе респонденты называют следующие: экологическая безграмотность (35%), отсутствие представлений у населения о производственной (непроизводственной) деятельности, причиняющей ущерб окружающей среде (22%), а также стремление получить быструю экономическую выгоду (20,3%) и другие (см. табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Укажите главные причины обострения экологической ситуации в Калмыкии»
Варианты ответов |
в % |
Отсутствие представлений у населения о производственной (непроизводственной) деятельности, причиняющей ущерб природе |
22 |
Экологическая безграмотность |
35 |
Стремление получить быструю экономическую выгоду |
20,3 |
Полное игнорирование научных рекомендаций |
5,3 |
Отсутствие контроля со стороны соответствующих органов |
16 |
Нет ответа |
1,4 |
Результаты социологического опроса свидетельствуют, что в целом население Республики Калмыкия осознает важность экологических проблем. Большинство опрошенных респондентов знают о региональных экологических проблемах. Данные опроса показали достаточно высокий уровень экологического сознания среди населения, многие знают о проблеме опустынивания земель, самой важной экологической проблемы региона.
Несмотря на это, исследователи экологических проблем региона виновниками ухудшения качества окружающей среды считают население, которое имеет, по их мнению, недостаточный уровень экологической культуры. О необходимости повышения уровня экологической культуры говорят также представители власти. Однако экологический кризис возникает в регионах, связанных с активным природопользованием, а уровень экологической культуры населения не выступает его причиной, так как население не является активным организованным природопользователем, способным масштабно «испортить» природу за небольшой, по историческим меркам, период, определяемый учеными в 40-60 лет. Как показывает практика общественных экологических акций, последствия экологически некультурных действий населения в природе или в социальной среде, могут быть ликвидированы жителями или органами местного самоуправления при эффективной работе инспектуры специализированных государственных и муниципальных служб.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Калмыкия в рамках научного проекта «Интеграция гуманитарно-экологических и социально-политических действий в целях принятия управленческих решений» № 14-46-01031 «(№14-01-96500) – р_юг_а».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ташнинова Л.Н. Социальные аспекты экологической парадигмы // Вестн. КИГИ РАН. 2010. № 2. С. 95-99.
- Чуйкова Л.Ю. Информационное пространство как социально-психологический феномен, определяющий социальные черты в сознании подростков // Астрахан. вестн. экол. образования. 2014. № 1 (27). С.81-87.
orenpriroda.ru
Экология Калмыкии. «Общие проблемы экологического состояния республики» (элективный курс для 9-го класса)
Разделы: Биология, Экология
В наше время, когда с каждым годом экологическая обстановка обостряется, а наша республика признана зоной экологического бедствия, особое внимание уделяется воспитанию молодежи совершенно с иным мировоззрением, с иным отношением к окружающему миру. Люди до сих пор не могут избавиться от деления всех живых организмов на полезные и вредные, и только экологически просвещенные уверены в целесообразности существования любых форм жизни. Человечество должно научиться жить в гармонии с природой, хозяйствовать, не нарушая экологического равновесия. Школа делает только первые шаги в этом направлении. Учителя ведут активный поиск новых форм работы с детьми, неординарных подходов к проблеме экологического просвещения и природоохранной работы.
Данный курс является важной ступенью в экологическом воспитании учащихся, так как проблемность и обобщающий характер содержания предопределили методы и организационные формы изучения данного элективного курса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, экскурсии и наблюдения. Такой подход ставит своей целью развитие у старшеклассников умений принятия решений, оценочных суждений, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к людям и своей среде обитания.
Цель данного курса рассчитанного на учащихся 9-х классов состоит не только в том, чтобы помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в нашей республике и выявить их взаимосвязи, но и помочь в дальнейшем в выборе профиля обучения в 10-11 классах и своей будущей специальности после окончания школы.
В приложениях приводятся методические рекомендации для проведения занятий по отдельным темам по данной программе.
Программа
Введение.
Природные условия Калмыкии – 2 часа
Географическое положение. Районирование территории республики. Климатические особенности. Почвы Калмыкии.
Демонстрация. Карты Калмыкии.
Экологическое состояние окружающей среды в республике – 3 часа
1. Состояние атмосферы и ее охрана.
Причины нарушения баланса газов в атмосфере. Естественные и искусственные источники загрязнения воздуха. Состояние воздушной среды в городе. Влияние загрязнения и изменения состава воздуха на состояние живых организмов. Меры по охране воздушной среды.
Демонстрация.
1. Видеофильм “ Воздух в природе”.
2. Таблицы по экологии и охране природы.
Лабораторная работа. Определение степени загрязнения воздуха в городе.
2.Водные ресурсы Калмыкии.
Источники водоснабжения населенных пунктов. Дефицит пресной воды. Характеристика подземных вод. Открытые водоемы (пруды, озера и реки). Их характеристика. Использование внутренних водоемов. Загрязнение природных вод.
Демонстрация.
1. Видеофильм “Гидросфера”.
2. Схемы: а) очистных сооружений; б) классификации водных ресурсов.
3. Таблиц по экологии и охране природы.
Лабораторная работа.
1. Анализ проб воды.
2. Почвенные ресурсы.
Особенности почвенного покрова территории Калмыкии. Состояние земельных ресурсов. Загрязнение почвы. Опустынивание и вторичное засоление. Черные Земли. Пути повышения плодородия почв. Защита почв от эрозии. Хозяйственная деятельность человека и ее последствия. Влияние химических удобрений и пестицидов на почвы. Сохранение, улучшение и восстановление пастбищ.
Демонстрация.
1.Видеофильм “Животный мир почв”.
2. Таблиц по экологии и охране природы.
Экскурсия. Наблюдение за развитием эрозии в природе (окрестностях города).
Лабораторная работа. Определение механического состава почвы.
Растительный мир Калмыкии – 2 часа
Из истории изучения растительности Калмыкии. Природные комплексы. Коренная растительность. Флора Калмыкии. Экологические группы растений. Растения засушливых и влажных мест обитания. Растения Красной книги Калмыкии. Сельскохозяйственные и декоративные растения..
Экскурсия. Изучение видового состава растений и сбор гербария в окрестностях города.
Практическая работа. Определение растений и оформление гербария для занятий на уроках.
Животный мир Калмыкии – 2 часа
Видовой состав животных. Динамика популяций. Антропогенное воздействие на животный мир. Экологические группы животных. Животные почвенной, водной и наземной сред обитания. Редкие и исчезающие животные. Сельскохозяйственные животные.
Экскурсия.
1.Естественные условия обитания различных животных в окрестностях города. Наблюдения за их поведением и образом жизни.
2. Краеведческий музей или зоологический музей биофака КГУ.
Практическая работа.
1. Изучение состава животных в почвенных образцах.
2. Изучение животных в воде природных водоемов.
Окружающая среда и здоровье населения республики – 3 часа
Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение окружающей среды (химическое, биологическое, физическое). Качество воздушной среды и болезни связанные с ее состоянием. Водная среда и болезни, вызываемые ее состоянием. Загрязнение почв и болезни населения связанные с этим. Питание и здоровье человека. Природно-очаговые заболевания. Состояние заболеваемости населения Калмыкии.
Демонстрация.
1. Графиков биоритмов человека.
2. Схем, отражающих динамику средней продолжительности жизни людей в разных странах.
Практическая работа. Изучение состояния заболеваемости учащихся в своем классе и в школе и выявление причин болезней.
Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем – 2 часа
Качество окружающей среды поселка или города. Загрязнение и источники его загрязнения. Способы борьбы с загрязнением. Состояние здоровье детей и взрослых.
Экологический десант по территории населенного пункта с целью выявления неблагополучных по состоянию мест и оказания помощи в ликвидации выявленных нарушений.
Конференция. Проблемы загрязнения окружающей среды своей местности. Обсуждение результатов и встреча со специалистами разных профилей.
Итоговое занятие – 1 час.
1. Выступление учащихся с результатами (устный журнал, “Экологический вестник”).
2. Предложения по улучшению состояния окружающей среды по месту жительства и обращение с ними в местные органы самоуправления.
Тематическое планирование курса
п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Экскурсии, лаб. и практич. работы |
Введение. Природные условия Калмыкии |
2 | ||
1. | Географические условия. Районирование территории республики | 1 | |
2. | Климатические особенности. Почвы Калмыкии |
1 | |
Экологическое состояние окружающей среды в республике |
3 | ||
3. | Состояние воздушной среды и ее охрана. Источники загрязнения. | 1 | Лабораторная работа |
4. | Водные ресурсы Калмыкии. Источники водоснабжения. Качество природных вод. | 1 | Лабораторная работа |
5. | Почвенные ресурсы. Состояние земельных ресурсов. | 1 | Лабораторная работа |
Растительный мир Калмыкии |
2 | ||
6. | Флора Калмыкии. Коренная растительность | 1 | Экскурсия |
7. | Экологические группы растений. Редкие и исчезающие растения. | 1 | Практическая работа |
Животный мир Калмыкии | 2 | ||
8. | Животные республики. Видовой состав животных | 1 | Экскурсия (Приложение 3) |
9. | Экологические группы животных. Животные Красной Книги | 1 | Практическая работа (Приложение 1,2) |
Окружающая среда и здоровье населения республики |
3 | ||
10. | Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение среды обитания. Питание и здоровье. | 1 | |
11. | Качество воздушной и водной среды, и болезни связанные с ним. | 1 | Практическая работа |
12. | Загрязнение почвы и болезни связанные с этим фактором. Природно-очаговые болезни. Состояние заболеваемости населения Калмыкии. | 1 | Практическая работа |
Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем |
2 | ||
13. | Качество окружающей среды. Загрязнение и источники загрязнения. | 1 | Экологический десант |
14. | Состояние здоровья детей и взрослых | 1 | |
Итоговое занятие |
1 | ||
15. | Выступление учащихся с исследовательскими работами на заседании круглого стола с приглашением специалистов разных профилей и работников администрации | 1 |
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
— понятия: окружающая среда, природные условия, природопользование, аридизация, экологические группы животных, экологические группы растений, опустынивание, вторичное засоление, ветровая эрозия;
— примеры, иллюстрирующие взаимосвязь природы, человека и общества;
— влияние человека на рельеф, почву, подземные и надземные воды и последствия этого;
— влияние изменений природных условий, вызванных хозяйственной деятельностью человека на здоровье населения республики;
— причины экологического кризиса в Калмыкии.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять противоречия между экологически необоснованной деятельностью человека и окружающей средой;
— объяснять роль природы в жизни человека;
— находить и объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных в Калмыкии;
— приводить примеры нерационального использования природных ресурсов в республике;
— предлагать альтернативные виды хозяйственной деятельности в нашем регионе;
— оценивать состояние природных вод, почвы в своей местности;
— выявлять источники загрязнения воды, почвы, воздуха на территории республики и своем населенном пункте.
Литература
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М., АО МДС, 1996
2. Аникин В.В., Бакташева Н.М. и др. Материалы для КРАСНОЙ КНИГИ Республики Калмыкия. Под ред. В.М. Музаева. Элиста, 2005
3. Бакташева Н.М., Журкина Л.А. Редкие и исчезающие виды флоры Калмыцкой АССР//Растительные ресурсы Северо-Кавказский экономический район. Ростов-Н/Д., 1986
4. Близнюк А.И. Млекопитающие Калмыкии (Аннотированный список видов) // Республика Калмыкия на пути к устойчивому развитию. – Элиста, 1998.
5. Вестник АсЭкО, 1997, № 1-2
6. Габунщина Э.Б. Животный мир Калмыкии: от простейших до насекомых. Элиста: АПП “Джангр”, 1998
7. Горбачев Б.Н, Бананова В.А., Журкина Л.А., Середин Р.М., Вотинова Т.И. Растительный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1976.
8. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1994.
9. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1995.
10. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1996.
11. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1997.
12. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1998.
13. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1999.
14. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2000.
15. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2001.
16. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2002.
17. Киреев В.А. Об охране амфибий и рептилий Калмыкии // Биота и природная среда Калмыкии. М.-Элиста, 1995.
18. Коростов Г.А. Бабочки. Животный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986.
19. Кукиш А.И. Птицы. Животный мир Калмыкии. – Элиста: Калм. кн. изд-во.1982.
20. Журкина Л.А., Бакташева Н.М. Редкие и исчезающие растения Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990.
21.Манджиев С.Б., Березовская Д.А. География. Калмыцкая АССР. Элиста: Калм.. кн. изд-во, 1986.
22. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города.. 9 – 11 классы. Школьный практикум, М. Владос. 2001.
23. Охрана и использование природных ресурсов Калмыкии. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1985.
24. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл., М., Дрофа. 1998.
25. Позняк В.Г. Животный мир Калмыкии. Рыбы. – Элиста: Калм. кн. изд-во. 1987.
26. Самкова В.А. Экологический практикум. Город, в котором я живу. Биология в школе. 2001, № 5.
27. Фомичев А.И. Животный мир Калмыкии. Беспозвоночные. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1986.
28. Эрдниев Ц.Э. Калмыки. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980.
Технические средства
1. Экология. Учебное электронное издание. Диск 1.Московский государственный институт электроники и математики, 2004.
2. Экология. Учебное электронное издание. Диск 2. Московский государственный институт электроники и математики, 2004.
3. 1 С:Школа.. Экология , 10-11 классы. Учебное пособие. Под редакцией А.К .Ахлебинина, В.И. Сивоглазова.. Министерство образования РФ, 2004.
4. 1 С:Школа. Биология, Учебное электронное издание. Лабораторный практикум.. 6-11 классы Министерство образования РФ, 2004.
5. 1С:Школа. Биология, 10-11 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ,2004.
6. 1С:Школа. География, 6-9 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ, 2004.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
1.02.2006
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Калмыкия – зона экологического бедствия
Республика Калмыкия – это единственное в Европе монголоязычное государство, расположенное на территории Нижнего Поволжья. До XVII века земли, которые сейчас населяют калмыки, именовались Половецкой степью, сейчас эти территории носят другое название – Калмыцкая степь.Жесткие климатические условия, разрушение естественной экологической системы, недостаток воды надлежащего качества, глубокая деградация почв, а прежде всего – неспособность экосистемы республики к самоочищению привело к тому, что Калмыкия получила статус зоны экологического бедствия.
Известно, что Калмыцкая степь находится в замкнутом пространстве между долинами рек Дона, Волги, Кумы и Каспийским морем. Образованная территория рельефно делится на три части: Кумо-Манычскую впадину, Прикаспийскую низменность и Ергенинскую возвышенность. Климатическая особенность Калмыкии заключается в сильных степных ветрах, которые дуют круглый год. Процесс ветровой эрозии пагубно сказывается на состоянии почвы. Степные ветры, имеющие, в основном, восточное направление, переносят с собой тонны пыле-солевой взвеси, которая поднимается воздушными потоками со дна погибающего Аральского моря. Взвесь в виде твердых частиц выпадает на поверхность земли, что приводит к необратимому изменению состояния солевого режима почвы Калмыцких степей. Микроэлементы накапливаются в почвогрунте, уничтожая и без того скудную растительность. В этой климатической зоне присутствует процесс опустынивания земель. Экологи считают, что в настоящее время нет точных данных подобных земель, как и нет сведений о территориях, занимаемых солончаками, солеными и пресными озерами.
Суровый температурный режим негативно сказывается не только на местной флоре и фауне, но и на человеке. Знойное лето, когда температура воздуха может превышать 44 градуса тепла по Цельсию, минимум осадков (200-300 мм в год) ограничивает присутствие многих живых организмов. Зима в Калмыкии не менее суровая. В 40-градусный мороз выживают только сильнейшие представители животного и растительного мира.
Животноводство – основная отрасль сельского хозяйства Калмыцкой республики. Однако по причине экологического неблагополучия эта сфера агропромышленного комплекса государства претерпевает не лучшие времена. Более миллиона гектаров некогда высокопродуктивных пастбищ уже превратились в пустыни. И этот процесс продолжается. Известно, что ЮНЕСКО приняла решение включить территорию Калмыкии в мировую сеть биосферных заповедников.
Во времена СССР процессу деградации земель Калмыкии не уделялось практически никакого внимания. На протяжении 50-65 лет государство занималось внутриполитическими проблемами – развитием собственной экономики, сохранением генофонда. Кроме того нельзя не отметить и распределение федеральных финансовых потоков, которые на тот момент находились в худших экологических условиях.
Мнение эксперта. Владислав Леонидов
ekovolga.com
Экология Калмыкии. «Общие проблемы экологического состояния республики» (элективный курс для 9-го класса) : Биология
- Биология
В наше время, когда с каждым годом экологическая обстановка обостряется, а наша республика признана зоной экологического бедствия, особое внимание уделяется воспитанию молодежи совершенно с иным мировоззрением, с иным отношением к окружающему миру. Люди до сих пор не могут избавиться от деления всех живых организмов на полезные и вредные, и только экологически просвещенные уверены в целесообразности существования любых форм жизни. Человечество должно научиться жить в гармонии с природой, хозяйствовать, не нарушая экологического равновесия. Школа делает только первые шаги в этом направлении. Учителя ведут активный поиск новых форм работы с детьми, неординарных подходов к проблеме экологического просвещения и природоохранной работы.
Данный курс является важной ступенью в экологическом воспитании учащихся, так как проблемность и обобщающий характер содержания предопределили методы и организационные формы изучения данного элективного курса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, экскурсии и наблюдения. Такой подход ставит своей целью развитие у старшеклассников умений принятия решений, оценочных суждений, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к людям и своей среде обитания.
Цель данного курса рассчитанного на учащихся 9-х классов состоит не только в том, чтобы помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в нашей республике и выявить их взаимосвязи, но и помочь в дальнейшем в выборе профиля обучения в 10-11 классах и своей будущей специальности после окончания школы.
В приложениях приводятся методические рекомендации для проведения занятий по отдельным темам по данной программе.
Программа
Введение.
Природные условия Калмыкии – 2 часа
Географическое положение. Районирование территории республики. Климатические особенности. Почвы Калмыкии.
Демонстрация. Карты Калмыкии.
Экологическое состояние окружающей среды в республике – 3 часа
1. Состояние атмосферы и ее охрана.
Причины нарушения баланса газов в атмосфере. Естественные и искусственные источники загрязнения воздуха. Состояние воздушной среды в городе. Влияние загрязнения и изменения состава воздуха на состояние живых организмов. Меры по охране воздушной среды.
Демонстрация.
1. Видеофильм “ Воздух в природе”.
2. Таблицы по экологии и охране природы.
Лабораторная работа. Определение степени загрязнения воздуха в городе.
2.Водные ресурсы Калмыкии.
Источники водоснабжения населенных пунктов. Дефицит пресной воды. Характеристика подземных вод. Открытые водоемы (пруды, озера и реки). Их характеристика. Использование внутренних водоемов. Загрязнение природных вод.
Демонстрация.
1. Видеофильм “Гидросфера”.
2. Схемы: а) очистных сооружений; б) классификации водных ресурсов.
3. Таблиц по экологии и охране природы.
Лабораторная работа.
1. Анализ проб воды.
2. Почвенные ресурсы.
Особенности почвенного покрова территории Калмыкии. Состояние земельных ресурсов. Загрязнение почвы. Опустынивание и вторичное засоление. Черные Земли. Пути повышения плодородия почв. Защита почв от эрозии. Хозяйственная деятельность человека и ее последствия. Влияние химических удобрений и пестицидов на почвы. Сохранение, улучшение и восстановление пастбищ.
Демонстрация.
1.Видеофильм “Животный мир почв”.
2. Таблиц по экологии и охране природы.
Экскурсия. Наблюдение за развитием эрозии в природе (окрестностях города).
Лабораторная работа. Определение механического состава почвы.
Растительный мир Калмыкии – 2 часа
Из истории изучения растительности Калмыкии. Природные комплексы. Коренная растительность. Флора Калмыкии. Экологические группы растений. Растения засушливых и влажных мест обитания. Растения Красной книги Калмыкии. Сельскохозяйственные и декоративные растения..
Экскурсия. Изучение видового состава растений и сбор гербария в окрестностях города.
Практическая работа. Определение растений и оформление гербария для занятий на уроках.
Животный мир Калмыкии – 2 часа
Видовой состав животных. Динамика популяций. Антропогенное воздействие на животный мир. Экологические группы животных. Животные почвенной, водной и наземной сред обитания. Редкие и исчезающие животные. Сельскохозяйственные животные.
Экскурсия.
1.Естественные условия обитания различных животных в окрестностях города. Наблюдения за их поведением и образом жизни.
2. Краеведческий музей или зоологический музей биофака КГУ.
Практическая работа.
1. Изучение состава животных в почвенных образцах.
2. Изучение животных в воде природных водоемов.
Окружающая среда и здоровье населения республики – 3 часа
Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение окружающей среды (химическое, биологическое, физическое). Качество воздушной среды и болезни связанные с ее состоянием. Водная среда и болезни, вызываемые ее состоянием. Загрязнение почв и болезни населения связанные с этим. Питание и здоровье человека. Природно-очаговые заболевания. Состояние заболеваемости населения Калмыкии.
Демонстрация.
1. Графиков биоритмов человека.
2. Схем, отражающих динамику средней продолжительности жизни людей в разных странах.
Практическая работа. Изучение состояния заболеваемости учащихся в своем классе и в школе и выявление причин болезней.
Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем – 2 часа
Качество окружающей среды поселка или города. Загрязнение и источники его загрязнения. Способы борьбы с загрязнением. Состояние здоровье детей и взрослых.
Экологический десант по территории населенного пункта с целью выявления неблагополучных по состоянию мест и оказания помощи в ликвидации выявленных нарушений.
Конференция. Проблемы загрязнения окружающей среды своей местности. Обсуждение результатов и встреча со специалистами разных профилей.
Итоговое занятие – 1 час.
1. Выступление учащихся с результатами (устный журнал, “Экологический вестник”).
2. Предложения по улучшению состояния окружающей среды по месту жительства и обращение с ними в местные органы самоуправления.
Тематическое планирование курса
п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Экскурсии, лаб. и практич. работы |
Введение. Природные условия Калмыкии |
2 | ||
1. | Географические условия. Районирование территории республики | 1 | |
2. | Климатические особенности. Почвы Калмыкии |
1 | |
Экологическое состояние окружающей среды в республике |
3 | ||
3. | Состояние воздушной среды и ее охрана. Источники загрязнения. | 1 | Лабораторная работа |
4. | Водные ресурсы Калмыкии. Источники водоснабжения. Качество природных вод. | 1 | Лабораторная работа |
5. | Почвенные ресурсы. Состояние земельных ресурсов. | 1 | Лабораторная работа |
Растительный мир Калмыкии |
2 | ||
6. | Флора Калмыкии. Коренная растительность | 1 | Экскурсия |
7. | Экологические группы растений. Редкие и исчезающие растения. | 1 | Практическая работа |
Животный мир Калмыкии | 2 | ||
8. | Животные республики. Видовой состав животных | 1 | Экскурсия (Приложение 3) |
9. | Экологические группы животных. Животные Красной Книги | 1 | Практическая работа (Приложение 1,2) |
Окружающая среда и здоровье населения республики |
3 | ||
10. | Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение среды обитания. Питание и здоровье. | 1 | |
11. | Качество воздушной и водной среды, и болезни связанные с ним. | 1 | Практическая работа |
12. | Загрязнение почвы и болезни связанные с этим фактором. Природно-очаговые болезни. Состояние заболеваемости населения Калмыкии. | 1 | Практическая работа |
Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем |
2 | ||
13. | Качество окружающей среды. Загрязнение и источники загрязнения. | 1 | Экологический десант |
14. | Состояние здоровья детей и взрослых | 1 | |
Итоговое занятие |
1 | ||
15. | Выступление учащихся с исследовательскими работами на заседании круглого стола с приглашением специалистов разных профилей и работников администрации | 1 |
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
— понятия: окружающая среда, природные условия, природопользование, аридизация, экологические группы животных, экологические группы растений, опустынивание, вторичное засоление, ветровая эрозия;
— примеры, иллюстрирующие взаимосвязь природы, человека и общества;
— влияние человека на рельеф, почву, подземные и надземные воды и последствия этого;
— влияние изменений природных условий, вызванных хозяйственной деятельностью человека на здоровье населения республики;
— причины экологического кризиса в Калмыкии.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять противоречия между экологически необоснованной деятельностью человека и окружающей средой;
— объяснять роль природы в жизни человека;
— находить и объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных в Калмыкии;
— приводить примеры нерационального использования природных ресурсов в республике;
— предлагать альтернативные виды хозяйственной деятельности в нашем регионе;
— оценивать состояние природных вод, почвы в своей местности;
— выявлять источники загрязнения воды, почвы, воздуха на территории республики и своем населенном пункте.
Литература
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М., АО МДС, 1996
2. Аникин В.В., Бакташева Н.М. и др. Материалы для КРАСНОЙ КНИГИ Республики Калмыкия. Под ред. В.М. Музаева. Элиста, 2005
3. Бакташева Н.М., Журкина Л.А. Редкие и исчезающие виды флоры Калмыцкой АССР//Растительные ресурсы Северо-Кавказский экономический район. Ростов-Н/Д., 1986
4. Близнюк А.И. Млекопитающие Калмыкии (Аннотированный список видов) // Республика Калмыкия на пути к устойчивому развитию. – Элиста, 1998.
5. Вестник АсЭкО, 1997, № 1-2
6. Габунщина Э.Б. Животный мир Калмыкии: от простейших до насекомых. Элиста: АПП “Джангр”, 1998
7. Горбачев Б.Н, Бананова В.А., Журкина Л.А., Середин Р.М., Вотинова Т.И. Растительный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1976.
8. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1994.
9. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1995.
10. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1996.
11. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1997.
12. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1998.
13. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1999.
14. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2000.
15. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2001.
16. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2002.
17. Киреев В.А. Об охране амфибий и рептилий Калмыкии // Биота и природная среда Калмыкии. М.-Элиста, 1995.
18. Коростов Г.А. Бабочки. Животный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986.
19. Кукиш А.И. Птицы. Животный мир Калмыкии. – Элиста: Калм. кн. изд-во.1982.
20. Журкина Л.А., Бакташева Н.М. Редкие и исчезающие растения Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990.
21.Манджиев С.Б., Березовская Д.А. География. Калмыцкая АССР. Элиста: Калм.. кн. изд-во, 1986.
22. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города.. 9 – 11 классы. Школьный практикум, М. Владос. 2001.
23. Охрана и использование природных ресурсов Калмыкии. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1985.
24. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл., М., Дрофа. 1998.
25. Позняк В.Г. Животный мир Калмыкии. Рыбы. – Элиста: Калм. кн. изд-во. 1987.
26. Самкова В.А. Экологический практикум. Город, в котором я живу. Биология в школе. 2001, № 5.
27. Фомичев А.И. Животный мир Калмыкии. Беспозвоночные. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1986.
28. Эрдниев Ц.Э. Калмыки. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980.
Технические средства
1. Экология. Учебное электронное издание. Диск 1.Московский государственный институт электроники и математики, 2004.
2. Экология. Учебное электронное издание. Диск 2. Московский государственный институт электроники и математики, 2004.
3. 1 С:Школа.. Экология , 10-11 классы. Учебное пособие. Под редакцией А.К .Ахлебинина, В.И. Сивоглазова.. Министерство образования РФ, 2004.
4. 1 С:Школа. Биология, Учебное электронное издание. Лабораторный практикум.. 6-11 классы Министерство образования РФ, 2004.
5. 1С:Школа. Биология, 10-11 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ,2004.
6. 1С:Школа. География, 6-9 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ, 2004.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
© Блог ВМЭШ / Школа и школьники
detishka.ru
Портфолио проекта Экологические проблемы современной Калмыкии — Iteach
Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel
Автор проекта
Тюменова Светлана Ивановна
Название проекта
Экологические проблемы современной Калмыкии
Предмет, класс
Химия, биология, экология; 8-11 классы
Краткая аннотация проекта
Проект направлен на изучение экологических проблем в республике. В ходе проекта осваиваются основные концепции таких предметных областей, как экология, химия и биология. В проекте рассматриваются проблемы мониторинга окружающей среды, организуются следующие исследования: «Техногенное загрязнение атмосферного воздуха», «Изучение химического состава воды из различных источников», «Изучение состава почв Калмыкии». Проект развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся посредством постановки творческих задач, решение которых требует поиска новых решений, переработки, осмысления и обобщения информации на качественно новом уровне. В результате проекта ученики должны предложить пути улучшения сложившейся экологической ситуации, что помогает им попробовать себя в роли ответственных и активных членов общества. Проект является личностно ориентированным, так как предполагает возможность участия в нём различного контингента учащихся, организует работу групп по интересам, учитывает индивидуальные особенности каждого ученика. Проект предполагает создание учащимися итогового продукта (презентации, статьи), в котором отражены результаты исследования по той или иной теме исследования, а также организацию и проведение учащимися научно-практической конференции в лицее.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Вы согласны с Робертом Рождественским «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды»?
Проблемные вопросы
- Цена человеческой безответственности: чем она измеряется и в чем она проявляется?
- В.И.Вернадский об атмосфере более полувека назад сказал: «Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка планеты…». Актуально ли его высказывание сейчас? Какие изменения в экологии атмосферы происходят в настоящее время?
- По выражению академика С.С. Шварца «человек не должен брать функции биосферы на себя, он должен облегчить ее работу». Какую роль играет человек в биосфере и что значит «он должен облегчить ее работу»?
- Почему эколог-земледел утверждает: «Мы не получаем землю в наследство от родителей, мы берем ее в долг у наших внуков»?
- Можно ли пить нашу водопроводную воду?
Учебные вопросы
- Чем определяются особенности проблем окружающей природной среды в Калмыкии?
- Какие предприятия загрязняют атмосферный воздух в республике?
- Какие вещества вносят основной вклад в загрязнение атмосферы?
- В последние годы человечеству угрожают парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди и фотохимический смог. Проследите по литературным источникам динамику изменения состояния биосферы по данным экологическим проблемам.
- Какова экологическая ситуация в республике с позиций вышеназванных экологических проблем?
- Влияет ли экологическая обстановка в Калмыкии на состояние здоровья людей?
- Что такое почва?
- Из чего она состоит?
- Каков химический состав почвы?
- От чего зависит плодородие почв?
- О каких удобрениях знали земледельцы Древнего Рима и Древней Греции?
- Каким быть полю будущего?
- Каков химический состав водопроводной воды в г.Элиста?
- Какие родники Вы знаете?
- Каков химический состав родниковой воды?
- Какие вещества являются наиболее распространенными и опасными загрязнителями для водных экосистем?
- Предложите конструкцию «биоанализатора», с помощью которого можно было бы автоматически перекрывать доступ сточных вод в природные водоемы, если они чрезмерно загрязнены.
- Какие рекомендации для улучшения экологической среды Вы можете дать после работы над проектом?
Публикация учителя
Буклет для родителей [1]
UNIQ448fc14974a7c85d-xfeeds-00000000-QINU
UNIQ448fc14974a7c85d-xfeeds-00000001-QINU
Визитная карточка проекта
Визитная карточка проекта [2]
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
Презентация учителя [3]
Пример продукта проектной деятельности учащихся
Вики-статья. Результаты исследования учащихся в проекте Техногенное загрязнение атмосферного воздуха г.Элисты
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
- Критерии оценки презентации [4]
- Критерии оценки публикации [5]
- Критерии оценки вики-статьи [6]
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
- План работы по проекту [7]
- Предельные концентрации загрязняющих веществ [8]
- Некоторые методики проведения эксперимента [9]
- Таблица для занесения результатов исследования [10]
- Характеристика экосистемы и биогеоценоза [11](информационный материал, подготовленный учителем)
- Современная экологическая ситуация [12](информационный материал, подготовленный учителем)
- Биосферный заповедник «Черные земли» [13] (информационный материал, подготовленный учителем)
- Задания по материалу «Биосферный заповедник «Черные земли» [14]
Другие документы
- 300 интеллектуальных школ [15]
- Проект Химический многогранник [16]
- bubbl.us| Home [17]
- блог для общения участников проекта [18]
wiki.iteach.ru