Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных.». Скачать бесплатно и без регистрации.
Российская Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного времениосуществляется в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС действует в соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утвержденного Постановлением Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 г.
Она объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти и организаций.
Основной целью создания РСЧС является объединение усилий в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов федеральной власти, органов территориального управления, местного самоуправления и объектов производственного и социального назначения, а также сил и средств различной ведомственной принадлежности.
РСЧС реализует три функции:
— предотвращение возникновения ЧС;
— снижение потерь и ущерба от ЧС;
— ликвидация последствий ЧС.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней:
— федеральный уровень;
— региональный уровень;
— территориальный уровень;
— местный уровень;
— объектовый уровень.
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации.
На каждом уровне единой системы создаются:
— координационные органы,
— постоянно действующие органы управления,
— органы повседневного управления,
— силы и средства,
— резервы финансовых и материальных ресурсов,
— системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы являются:
Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти и организаций.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и его управления.
Структурные подразделения или работники по делам ГОЧС организаций.
Органами повседневного управления единой системы являются:
— центры управления в кризисных ситуациях.
— дежурно-диспетчерские службы.
К силам и средствам единой системы относятся аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
— Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
— Запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;
резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ и организаций.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планов действий органов исполнительной власти и организаций.
РСЧС функционирует в трех режимах.
При отсутствии угрозы возникновения ЧС в режиме повседневной деятельности.
При угрозе возникновения ЧС вводится режим повышенной готовности.
При возникновении и ликвидации ЧС вводится режим чрезвычайной ситуации.
Похожие статьи:
poznayka.org
Урок 6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Слайд 2-3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчиненных им сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление правительства РФ от 05. 11. 95 № 1113).
РСЧС строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.
Слайд 4-5. На каждом уровне РСЧС включает органы управления (координирующие, постоянного управления и повседневного управления), силы и средства, системы связи и оповещения, резервы финансовых и материальных ресурсов
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России. В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются координирующие органы — комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Координирующими органами на разных уровнях являются: межведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС), региональный центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), территориальная (областная, краевая, республиканская) КЧС, местная (районная, городская) КЧС, объектовая КЧС.
Слайд 6. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям (руководителей организаций) являются:
· организация разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;
· координация действий сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и эвакуации персонала объектов;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и руководство их использованием;
· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Слайд 7-8. Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).
Органами постоянного управления на разных уровнях являются: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), ЦУКС, Управление ГОЧС, Отдел ГОЧС, уполномоченный по ГОЧС.
Органы повседневного управления включают: оперативно-диспетчерскую службу МЧС, оперативно-диспетчерскую службу ЦУКС, территориальную оперативно-дежурную службу, местную дежурно-диспетчерскую службу, объектовую дежурную службу.
Слайд 9. Силы и средства РСЧС включают силы наблюдения и контроля, силы по ликвидации ЧС, финансовые и материальные резервы для ликвидации последствий ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей. Силы и средства
Слайд 10-13. Территория РФ разделена на 6 регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск.
Для РСЧС предусмотрены три режима функционирования, которые вводятся решением КЧС в зависимости от складывающейся обстановки:
· Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. При данном режиме проводятся мероприятия:
— планирование и выполнение программ по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения;
— мероприятия по совершенствованию системы РСЧС, обучению личного состава органов управления, сил и средств РСЧС;
— накоплению средств для ликвидации ЧС;
— создание благоприятных условий для увеличения устойчивости функционирования предприятий, организаций и учреждений;
— обучение населения действиям в ЧС.
· Режим повышенной готовности устанавливается при ухудшении обстановки или получении прогноза о возможности возникновения ЧС. Проводятся мероприятия:
— КЧС принимает на себя управление силами и средствами функциональных подсистем РСЧС;
— усиливается дежурно-диспетчерская служба;
— усиливается наблюдение и контроль за обстановкой;
— принимаются меры по защите населения и окружающей среды (производится частичная эвакуация, защитные сооружения подготавливаются к приему населения), обеспечению устойчивого функционирования объектов;
— силы и средства РСЧС приводятся в готовность к действию.
· Режим ЧС водится при возникновении или в ходе ЧС. Проводятся мероприятия:
— защита населения;
— выдвижение оперативных групп в район ЧС;
— определение границ зоны ЧС;
— организация ликвидации ЧС;
— организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики, жизнеобеспечению пострадавшего населения;
— контроль окружающей среды.
Слайд 14. Основными задачами РСЧС являются:
— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций;
— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
— подготовка населения к действиям при ЧС;
— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
— ликвидация ЧС;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
megaobuchalka.ru
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, перспективы ра (стр. 1 из 2)
Филиал НОУ ВПО<<Санкт-Петербургский институт внешэкономическихсвязей,экономики и права>> в г. Калининграде.
Контрольная работа
по дисциплине<< История государства и права зарубежных стран>> на тему:<<Гражданский кодекс Наполеона 1804г..>>
Студента 2 курса
Юридического факультета
Группы 58 — Ю
Прусакова Максима
Владимировича.
Преподаватель:
к.ю.н.,доц.Тимошевская А.Д.
Калининград
2010.
Введение…………………………………………………………………………………………….
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС ….
2. Региональная подсистема и пути ее развития ……………………………
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………
В ведение.
Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.
Важную роль в системе предупреждения и ликвидации ЧСиграет региональная подсистема.
1 . Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС .
С целью предупреждения ЧС при их возникновении, обеспечения безопасности населения, уменьшение ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий правительством РФ постановлением к1113 от 05.11.93 г. была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Одна из главнейших задач РСЧС – проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды.Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.
Следующая задача – сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.
Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций.Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.
Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетрясениями, прорывами гидротехнических сооружений, разливами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры не проводились, или были малоэффективными.
Центральная задача РСЧС – проведение мероприятий по защите населения и территории.Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время стало больше нарушений норм при строительстве и проектировании. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других, потенциально опасных объектах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.
Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ.Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальность системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы – все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.
Несколько лет тому назад ливневые дожди привели к переполнению Кисилевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Около 250 домов и 12 промышленных предприятий г. Серова оказались в зоне затопления.
Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бедствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае, Республике Саха. Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекались к работам связанным с ликвидацией ЧС. Поисково-спасательной службой МЧС проведено в 1997г. 5 тыс. операций, спасено более 16 тыс. чел.
Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетворительной, ее уровень не всегда отвечает современным требованиям.
Мероприятия гражданской обороны должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства.
Оказание гуманитарной помощи задача новая, но в современных условиях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы доставлялись в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская республика здесь занимает особое положение. СюдаМЧС перевезло огромное количество продовольствия, медикаментов.
Важная задача – подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой, подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 г. Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.
Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная система обучения всего населения России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органыместного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использованием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение своими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе невоенизированных формирований.
Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствующего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.
Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков.
Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве и жителей сельской местности.
Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях.К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водоотводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.
И последняя задача: используя все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.
Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:
1. федеральный;
2. региональный;
3. территориальный;
4. местный;
5. объектовый.
2. Региональная подсистема и пути ее развития .
Региональный уровень РСЧС появился в результате деления России на 9 крупных регионов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.
mirznanii.com
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (принятая аббревиатура РСЧС), совокупность органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС). РСЧС создана в 1995 году в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994). Основные задачи РСЧС: разработка и реализация правовых и экономических норм по защите населения и территорий от ЧС; обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации по ЧС; подготовка населения к действиям в ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС; международное сотрудничество.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов. Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации соответственно их административно-территориальному делению для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территорий субъекта. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его региональные центры, территориальные и структурные подразделения, а также постоянную работу ведут органы, специально уполномоченные решать задачи по защите от ЧС. Основу сил и средств постоянной готовности каждого уровня РСЧС составляют аварийно-спасательные службы и формирования, иные подразделения, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами.
Реклама
Для ликвидации ЧС создаются и используются: резервный фонд Правительства Российской Федерации; запасы материальных ценностей, находящиеся в составе государственного материального резерва, резервов федеральной исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других организаций.
Национальные системы предупреждения и ликвидации ЧС имеются во многих государствах; например, в США эти функции выполняет Федеральное агентство по ЧС (Federal Emergency Management Agency, FEMA), в Швеции — Агентство спасательных служб, в Казахстане — Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
knowledge.su
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ • Большая российская энциклопедия
ЕДИ́НАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ СИСТЕ́МА ПРЕДУПРЕЖДЕ́НИЯ И ЛИКВИДА́ЦИИ ЧРЕЗВЫЧА́ЙНЫХ СИТУА́ЦИЙ (принятая аббревиатура РСЧС), совокупность органов управления, сил и средств федеральных органов исполнит. власти, органов исполнит. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС). РСЧС создана в 1995 в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994). Осн. задачи РСЧС: разработка и реализация правовых и экономич. норм по защите населения и территорий от ЧС; обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации по ЧС; подготовка населения к действиям в ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС; междунар. сотрудничество.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнит. власти для защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ соответственно их адм.-терр. делению для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территорий субъекта. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются Мин-во РФ по делам гражд. обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его региональные центры, территориальные и структурные подразделения, а также постоянную работу ведут органы, специально уполномоченные решать задачи по защите от ЧС. Основу сил и средств постоянной готовности каждого уровня РСЧС составляют аварийно-спасат. службы и формирования, иные подразделения, оснащённые спец. техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами.
Для ликвидации ЧС создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ; запасы материальных ценностей, находящиеся в составе гос. материального резерва, резервов федеральной исполнит. власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления и др. организаций.
Нац. системы предупреждения и ликвидации ЧС имеются во многих государствах; напр., в США эти функции выполняет Федеральное агентство по ЧС (Federal Emergency Management Agency, FEMA), в Швеции – Агентство спасательных служб, в Казахстане – Гос. система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
bigenc.ru
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.
РСЧС базируется на нескольких постулатах: признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС; соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС; приоритет профилактической работе; комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий; построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объектовый (организация, предприятие).
Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Главный руководящий орган — комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.
Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).
Силы и средства системы РСЧС подразделяются на: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций.
Территория РФ разделена на 9 регионов, в которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск).
Система РСЧС функционирует в трех режимах:
1. Режим повседневной деятельности — функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.
2. Режим повышенной готовности — функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.
3. Чрезвычайный режим — функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.
Добавить комментарий
bgdstud.ru