Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Российская Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного времениосуществляется в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС действует в соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утвержденного Постановлением Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 г.

Она объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти и организаций.

Основной целью создания РСЧС является объединение усилий в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов федеральной власти, органов территориального управления, местного самоуправления и объектов производственного и социального назначения, а также сил и средств различной ведомственной принадлежности.

РСЧС реализует три функции:

— предотвращение возникновения ЧС;

— снижение потерь и ущерба от ЧС;

— ликвидация последствий ЧС.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней:

— федеральный уровень;

— региональный уровень;

— территориальный уровень;

— местный уровень;

— объектовый уровень.

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации.

На каждом уровне единой системы создаются:

— координационные органы,

— постоянно действующие органы управления,

— органы повседневного управления,

— силы и средства,

— резервы финансовых и материальных ресурсов,

— системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти и организаций.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и его управления.

Структурные подразделения или работники по делам ГОЧС организаций.

Органами повседневного управления единой системы являются:

— центры управления в кризисных ситуациях.

— дежурно-диспетчерские службы.

К силам и средствам единой системы относятся аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

— Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

— Запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;

резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ и организаций.

Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планов действий органов исполнительной власти и организаций.

РСЧС функционирует в трех режимах.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС в режиме повседневной деятельности.

При угрозе возникновения ЧС вводится режим повышенной готовности.

При возникновении и ликвидации ЧС вводится режим чрезвычайной ситуации.


Похожие статьи:

poznayka.org

Урок 6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Слайд 2-3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчиненных им сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление правительства РФ от 05. 11. 95 № 1113).

РСЧС строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Слайд 4-5. На каждом уровне РСЧС включает органы управления (координирующие, постоянного управления и повседневного управления), силы и средства, системы связи и оповещения, резервы финансовых и материальных ресурсов

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России. В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются координирующие органы — комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Координирующими органами на разных уровнях являются: межведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС), региональный центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), территориальная (областная, краевая, республиканская) КЧС, местная (районная, городская) КЧС, объектовая КЧС.

Слайд 6. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям (руководителей организаций) являются:

· организация разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;



· организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;

· координация действий сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и эвакуации персонала объектов;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и руководство их использованием;

· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Слайд 7-8. Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).

Органами постоянного управления на разных уровнях являются: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), ЦУКС, Управление ГОЧС, Отдел ГОЧС, уполномоченный по ГОЧС.

Органы повседневного управления включают: оперативно-диспетчерскую службу МЧС, оперативно-диспетчерскую службу ЦУКС, территориальную оперативно-дежурную службу, местную дежурно-диспетчерскую службу, объектовую дежурную службу.

Слайд 9. Силы и средства РСЧС включают силы наблюдения и контроля, силы по ликвидации ЧС, финансовые и материальные резервы для ликвидации последствий ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей. Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений Минсельхозпрома; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений ОВД и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.

Слайд 10-13. Территория РФ разделена на 6 регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск.

Для РСЧС предусмотрены три режима функционирования, которые вводятся решением КЧС в зависимости от складывающейся обстановки:

· Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. При данном режиме проводятся мероприятия:

— планирование и выполнение программ по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения;

— мероприятия по совершенствованию системы РСЧС, обучению личного состава органов управления, сил и средств РСЧС;

— накоплению средств для ликвидации ЧС;

— создание благоприятных условий для увеличения устойчивости функционирования предприятий, организаций и учреждений;

— обучение населения действиям в ЧС.

· Режим повышенной готовности устанавливается при ухудшении обстановки или получении прогноза о возможности возникновения ЧС. Проводятся мероприятия:

— КЧС принимает на себя управление силами и средствами функциональных подсистем РСЧС;

— усиливается дежурно-диспетчерская служба;

— усиливается наблюдение и контроль за обстановкой;

— принимаются меры по защите населения и окружающей среды (производится частичная эвакуация, защитные сооружения подготавливаются к приему населения), обеспечению устойчивого функционирования объектов;

— силы и средства РСЧС приводятся в готовность к действию.

· Режим ЧС водится при возникновении или в ходе ЧС. Проводятся мероприятия:

— защита населения;

— выдвижение оперативных групп в район ЧС;

— определение границ зоны ЧС;

— организация ликвидации ЧС;

— организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики, жизнеобеспечению пострадавшего населения;

— контроль окружающей среды.

Слайд 14. Основными задачами РСЧС являются:

— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

— подготовка населения к действиям при ЧС;

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

— ликвидация ЧС;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

 

megaobuchalka.ru

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, перспективы ра (стр. 1 из 2)

Филиал НОУ ВПО<<Санкт-Петербургский институт внешэкономическихсвязей,экономики и права>> в г. Калининграде.

Контрольная работа

по дисциплине<< История государства и права зарубежных стран>> на тему:<<Гражданский кодекс Наполеона 1804г..>>

Студента 2 курса

Юридического факультета

Группы 58 — Ю

Прусакова Максима

Владимировича.

Преподаватель:

к.ю.н.,доц.Тимошевская А.Д.

Калининград

2010.

Введение…………………………………………………………………………………………….

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС ….

2. Региональная подсистема и пути ее развития ……………………………

Заключение………………………………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………………………

В ведение.

Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Важную роль в системе предупреждения и ликвидации ЧСиграет региональная подсистема.

1 . Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС .

С целью предупреждения ЧС при их возникновении, обеспечения безопасности населения, уменьшение ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий правительством РФ постановлением к1113 от 05.11.93 г. была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Одна из главнейших задач РСЧС – проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды.Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача – сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций.Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.

Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетрясениями, прорывами гидротехнических сооружений, разливами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры не проводились, или были малоэффективными.

Центральная задача РСЧС – проведение мероприятий по защите населения и территории.Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время стало больше нарушений норм при строительстве и проектировании. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других, потенциально опасных объектах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.

Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ.Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальность системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы – все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.

Несколько лет тому назад ливневые дожди привели к переполнению Кисилевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Около 250 домов и 12 промышленных предприятий г. Серова оказались в зоне затопления.

Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бедствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае, Республике Саха. Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекались к работам связанным с ликвидацией ЧС. Поисково-спасательной службой МЧС проведено в 1997г. 5 тыс. операций, спасено более 16 тыс. чел.

Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетворительной, ее уровень не всегда отвечает современным требованиям.

Мероприятия гражданской обороны должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства.

Оказание гуманитарной помощи задача новая, но в современных условиях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы доставлялись в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская республика здесь занимает особое положение. СюдаМЧС перевезло огромное количество продовольствия, медикаментов.

Важная задача – подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой, подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 г. Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.

Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная система обучения всего населения России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органыместного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использованием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение своими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе невоенизированных формирований.

Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствующего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.

Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков.

Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве и жителей сельской местности.

Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях.К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водоотводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.

И последняя задача: используя все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

1. федеральный;

2. региональный;

3. территориальный;

4. местный;

5. объектовый.

2. Региональная подсистема и пути ее развития .

Региональный уровень РСЧС появился в результате деления России на 9 крупных регионов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

mirznanii.com

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (принятая аббревиатура РСЧС), совокупность органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС). РСЧС создана в 1995 году в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994). Основные задачи РСЧС: разработка и реализация правовых и экономических норм по защите населения и территорий от ЧС; обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации по ЧС; подготовка населения к действиям в ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС; международное сотрудничество.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов. Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации соответственно их административно-территориальному делению для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территорий субъекта. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его региональные центры, территориальные и структурные подразделения, а также постоянную работу ведут органы, специально уполномоченные решать задачи по защите от ЧС. Основу сил и средств постоянной готовности каждого уровня РСЧС составляют аварийно-спасательные службы и формирования, иные подразделения, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами.

Реклама

Для ликвидации ЧС создаются и используются: резервный фонд Правительства Российской Федерации; запасы материальных ценностей, находящиеся в составе государственного материального резерва, резервов федеральной исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других организаций.

Национальные системы предупреждения и ликвидации ЧС имеются во многих государствах; например, в США эти функции выполняет Федеральное агентство по ЧС (Federal Emergency Management Agency, FEMA), в Швеции — Агентство спасательных служб, в Казахстане — Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

knowledge.su

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ • Большая российская энциклопедия

ЕДИ́НАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ СИС­ТЕ́­МА ПРЕДУПРЕЖДЕ́НИЯ И ЛИК­ВИ­ДА́­ЦИИ ЧРЕЗВЫЧА́ЙНЫХ СИТУА́ЦИЙ (при­ня­тая аб­бре­виа­ту­ра РСЧС), со­во­куп­ность ор­га­нов управ­ле­ния, сил и средств фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти, ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти субъ­ек­тов РФ, ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния и ор­га­ни­за­ций, в пол­но­мо­чия ко­то­рых вхо­дит ре­ше­ние во­про­сов по за­щи­те на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций (ЧС). РСЧС соз­да­на в 1995 в со­от­вет­ст­вии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О за­щи­те на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра» (1994). Осн. за­да­чи РСЧС: раз­ра­бот­ка и реа­ли­за­ция пра­во­вых и эко­но­мич. норм по за­щи­те на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от ЧС; обес­пе­че­ние го­тов­но­сти ор­га­нов управ­ле­ния, сил и средств к дей­ст­ви­ям по пре­ду­пре­ж­де­нию и ли­к­ви­да­ции ЧС; сбор, об­ра­бот­ка, об­мен и вы­да­ча ин­фор­ма­ции по ЧС; под­го­тов­ка на­се­ле­ния к дей­ст­ви­ям в ЧС; ли­к­ви­да­ция ЧС; осу­ще­ст­в­ле­ние ме­ро­прия­тий по со­ци­аль­ной за­щи­те на­се­ле­ния, по­стра­дав­ше­го от ЧС; ме­ж­ду­нар. со­труд­ни­че­ст­во.

РСЧС со­сто­ит из функ­цио­наль­ных и тер­ри­то­ри­аль­ных под­сис­тем. Функ­цио­наль­ные под­сис­те­мы соз­да­ют­ся фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­нит. вла­сти для за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от ЧС в сфе­ре дея­тель­но­сти этих ор­га­нов. Тер­ри­то­ри­аль­ные под­сис­те­мы соз­да­ют­ся в субъ­ек­тах РФ со­от­вет­ст­вен­но их адм.-­терр. де­ле­нию для пре­ду­пре­ж­де­ния и ли­к­ви­да­ции ЧС в пре­де­лах тер­ри­то­рий субъ­ек­та. По­сто­ян­но дей­ст­вую­щи­ми ор­га­на­ми управ­ле­ния РСЧС яв­ля­ют­ся Мин-во РФ по де­лам гражд. обо­ро­ны, чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям и ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий (МЧС Рос­сии) и его ре­гио­наль­ные цен­тры, тер­ри­то­ри­аль­ные и струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния, а так­же по­сто­ян­ную ра­бо­ту ве­дут ор­га­ны, спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ные ре­шать за­да­чи по за­щи­те от ЧС. Ос­но­ву сил и средств по­сто­ян­ной го­тов­но­сти ка­ж­до­го уров­ня РСЧС со­став­ля­ют ава­рий­но-спа­сат. служ­бы и фор­ми­ро­ва­ния, иные под­раз­де­ле­ния, ос­на­щён­ные спец. тех­ни­кой, обо­ру­до­ва­ни­ем, сна­ря­же­ни­ем, ин­ст­ру­мен­том и ма­те­риа­ла­ми.

Для ли­к­ви­да­ции ЧС соз­да­ют­ся и ис­поль­зу­ют­ся: ре­зерв­ный фонд Пра­ви­тель­ст­ва РФ; за­па­сы ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей, на­хо­дя­щие­ся в со­ста­ве гос. ма­те­ри­аль­но­го ре­зер­ва, ре­зер­вов фе­де­раль­ной ис­пол­нит. вла­сти, субъ­ек­тов РФ, ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния и др. ор­га­ни­за­ций.

Нац. сис­те­мы пре­ду­пре­ж­де­ния и ли­к­ви­да­ции ЧС име­ют­ся во мно­гих го­су­дар­ст­вах; напр., в США эти функ­ции вы­пол­ня­ет Фе­де­раль­ное агент­ст­во по ЧС (Federal Emergency Management Agen­cy, FEMA), в Шве­ции – Агент­ст­во спа­са­тель­ных служб, в Ка­зах­ста­не – Гос. сис­те­ма пре­ду­пре­ж­де­ния и ли­к­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­туа­ций.

bigenc.ru

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрез­вычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катаст­роф, аварий, экологических и стихийных бедствий или умень­шить их воздействие.

Основная цель РСЧС —  объединение усилий централь­ных и региональных органов представительной и исполнитель­ной власти, а также организаций и учреждений для предуп­реждения и ликвидации ЧС.

РСЧС базируется на нескольких постулатах:  признание факта невозможности исключить риск воз­никновения ЧС; соблюдение принципа превентивной безопасности, пре­дусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС; приоритет профилактической работе;  комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий; построение системы на правовой основе с разграниче­нием прав и обязанностей участников.



Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федераль­ный, региональный (несколько субъектов РФ), территори­альный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объектовый (организация, предприятие).

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной тер­ритории. Главный руководящий орган — комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами тер­риториальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создают в министер­ствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

Руководство всей системой РСЧС осуществляет Мини­стерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

Силы и средства системы РСЧС подразделяются на: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государ­ственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль со­стояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных фор­мирований федеральных и других организаций.

Территория РФ разделена на 9 регионов, в которых со­зданы региональные центры (РЦ) РСЧС (Москва, Санкт-Пе­тербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новоси­бирск, Красноярск, Чита, Хабаровск).

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1.  Режим повседневной деятельности — функционирова­ние системы в мирное время при нормальной производствен­но-промышленной, радиационной, химической, биологичес­кой, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.

2.  Режим повышенной готовности — функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.

3.  Чрезвычайный режим — функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а так­же в случае применения современных средств поражения.

Решение о введении соответствующих режимов в зави­симости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.

 

Добавить комментарий

bgdstud.ru