Древний китай конфуцианство – 5 Философия в древнем Китае. Конфуцианство. Даосизм. Философия Древнего Китая (конфуцианство, даосизм).

Содержание

Каким был Древний Китай Конфуция?

Древний Китай эпохи Конфуция, составлял семь царств Вэи, Чжоу, Хань, Цинь, Ци, Янь, Чу, ведших между собой непрерывные войны, целью которых был захват и передел чужих территорий. Каждое из царств, город государство, представлявшее единую религиозную общность, с верховенством господствующего клана.

Эпоха Конфуция в Китае

С распространением железа в 5 в до н.э., и получением возможности обработки новых земель, междоусобицы теряют былую интенсивность. Наступает эпоха правления Чжоурской династии с административным центром в Лояне, время характеризуется освоением земель в районе реки Хуанхэ, расселением и смешиванием разнородного населения. Период Чжоу делится на два этапа, Западного царства и восточного, связанных с переездом столицы под давлением набегов варварских племен.

По мнению китайских ученых эпоха Чжоурского государства было одной из лучших в истории страны. Сам Конфуций так характеризовал свое время: «Когда правитель был правителем, а подданный — подданным». Этот этап закончился в 221 г. до н.э., объединением Китая в единую империю правителем Цинь.

Образование в Китае существовавшее, более 1 тыс. лет, накопило традиции и получило доступ к низшим сословиям. Школьное обучение было системным, носило гражданско-военную направленность, в него входило шесть предметов: математика, правописание и чтение, этика и мораль, обряды, музыка, владение боевым оружием, управление боевой колесницей. Структура образования состояла из 2-х уровней, начальной и высшей школ, с периодами обучения 7 и 9 лет соответственно. Сословия того времени состояли из чиновников, земледельцев, ремесленников, учителей, ученых и представителей искусства.

 
Биография Конфуция

Ориентировочная дата рождения Конфуция 552 г. до н.э., период возникновения феодализма, разрушение старых ценностей и устоев, при отсутствии твердо сформировавшихся новых. Конфуцианство установило нормы культурной и политической жизни, стандарты общественных отношений и государственного управления Китая на целые века, вплоть до его столкновения с западной цивилизацией. Древний Китай эпохи Конфуция, представлял собой плавильный котел в котором, несмотря на переходы от одной экономической формации к другой, кризисы и нестабильность, уже варились компоненты будущей китайской империи, подарившей миру бумагу, печатный станок, компас, шелк и порох.

https://www.youtube.com/watch?v=5xVSq_TWDLQ

 

drevniy-egipet.ru

Философия Древнего Китая самое главное. Конфуцианство кратко

Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

Философия Древнего Китая – самое главное кратко. Конфуцианство кратко и Даосизм. Это очередная тема из цикла статей по философии. В предыдущей публикации мы вместе рассмотрели основы философии Древней Индии. Теперь обратимся к древнекитайской философии.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Философия Древнего Китая

Философия в Китае стала развиваться в пятом веке до нашей эры, когда общество стало расслаиваться по экономическим признакам и возник класс богатых жителей городов и крайне бедный класс жителей деревень. А также класс чиновников, владеющих не только деньгами, но и землей.

Философия Древнего Китая основана на принципе триединства Вселенной в лице Земли, Неба и Человека. Вселенная представляет собой энергию («Цы»), разделяющуюся на женское начало и мужское – инь и янь.

Философии Древнего Китая имеет мифологически-религиозное происхождение так же, как и философия Древней Индии. Ее главными действующими лицами были духи и боги. Мир понимался, как взаимодействие 2-х начал – мужского и женского.

Считалось, что в момент сотворения Вселенная представляла собой хаос и разделения на Землю и Небо не было. Упорядочили же хаос и разделили на Землю и Небо два рожденных духа – инь (покровитель Земли) и янь (покровитель Неба).

4 понятия философского мышления Китая

  • Холизм – выражается в гармонии человека с миром.
  • Интуитивность – земная сущность может быть познана только благодаря интуитивному прозрению.
  • Символизм – применение образов в качестве инструментов для мышления.
  • Тиянь – всю полноту макрокосма можно постичь только эмоциональным переживанием, нравственным осознанием, волевыми импульсами.

Конфуцианство

Конфуцианство – основные идеи кратко. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу.

В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил.

Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.

Даосизм

Даосизм считается одним из самых важных философских течений в Китае. Его основатель Лао-Цзы. Согласно философии даосизма, дао – это закон природы, который управляет всем и всеми, от одного человека до всего сущего. Человеку, если он хочет быть счастливым, нужно обязательно следовать этому пути и соответствовать гармонии со всей Вселенной. Если каждый будет соблюдать принцип дао, это приведет к свободе и процветанию.

Основная идея даосизма (основная категория) – это не-деяние. Если человек соблюдает дао, тогда он может полностью следовать не-деянию. Лао отрицал усилие одного человека и социума по отношению к природе, так как это приводит только к хаосу и нарастанию напряжения в мире.

Если кто-то хочет управлять миром, тогда он неизбежно проиграет и обречет себя на поражение и забвение. Именно поэтому не-деяние должно служить самым главным принципом жизни, так, как только он способен дать свободу и счастье человеку.

Легализм

Его основателем считается Сюнь-Цзы. Согласно его идеям, этика нужна для того, чтобы держать под контролем все плохое, что есть в человеческой сущности. Его последователь Хань-Фэй пошел дальше и утверждал, что основой всего должна быть тоталитарная политическая философия, которая базируется на главном принципе – человек злое существо и стремится получить выгоду везде и избежать наказания перед законом. В легизме самым важным была идея порядка, которая и должна определять общественный строй. Выше ее нет ничего.

Моизм

Ее основатель Мози (470-390 гг. до нашей эры). Он считал, то самой основной должна быть идея любви и равенства всех живущих. Согласно его убеждениям, люди нуждаются в том, чтобы им указали о том, какие именно традиции самые лучшие. Нужно стремиться к благу для каждого, и власть является инструментом для этого, и должна поощрять поведение, которое приносит пользу как можно большему количеству людей.

Философия Древнего Китая – самое главное кратко. ВИДЕО

Идеи Конфуцианства кратко. ВИДЕО

Даосизм. Основные идеи и принципы за 1 минуту. ВИДЕО.

Резюме

Думаю, статья «Философия Древнего Китая – самое главное. Конфуцианство и Даосизм кратко» стала для Вас полезной. Вы узнали:

  • о главных школах древнекитайской философии;
  • о 4-х главных понятиях философии Древнего Китая;
  • о главных идеях и принципах Конфуцианства и Даосизма.

Желаю всем всегда позитивного настроя для всех Ваших проектов и планов!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ

 

 

alenakraeva.com

Конфуцианство – национальная идеология Китая

 

Уже 2,5 тысячелетия конфуцианство является национальной идеологией Китая. Были эпохи, когда оно поддерживалось государством, в иные времена доминирующую роль играли другие учения. Но конфуцианство всегда оставалось основой китайской образованности и учености. Вся дальневосточная культура (китайская, вьетнамская, корейская, японская) в своей основе конфуцианская.

♦ По теме: Традиция и современность в Китае

Статуя Конфуция в Императорской Академии, Пекин

Кто такие жу?

Если европейский термин «конфуцианство» отсылает нас к Конфуцию как основателю учения, то китайское название жу цзя 儒家, или жу цзяо 儒教 лишено какого-либо упоминания его имени. В переводе с китайского жу 儒 означает «слабый».

Жу были первыми носителями учености в Китае — придворные летописцы, занимавшиеся изучением и комментированием древних трактатов.

Принадлежащие школе жу пришли из Ведомства образования… Эта школа наслаждалась изучением Шести канонов [1] и уделяла внимание гуманности и справедливости. Предками своей школы они считали Яо и Шуня [2], а примерами для подражания – Вэнь-вана и У-вана [3]. Чтобы придать авторитет своему учению, они почитали Чжун-ни (Конфуция) и превозносили его как их учителя. Их учение являет собой высшую истину. «То, чем восхищаются, необходимо подвергнуть испытанию». Слава Яо и Шуня, процветание династий Инь и Чжоу и достижения Чжун-ни – вот что подтверждает проверка их учения. — Лю Синь [4]

[1] Шесть канонов лю цзин 六经 — Шесть классических книг, «Шестиканоние». Включают в себя «Ши-цзин» (诗经 «Канон стихов», «Книга песен»), «Шу-цзин» (书经 «Канон документов»), «Ли-цзи» (礼记 «Записи о ритуале»), «Чунь-цю» (春秋 «Летопись царства Лу “Весны и Осени”»), «И-цзин» (易经 «Книга перемен») и «Юэ-цзин» (乐经 «Канон музыки»). Последний был утрачен еще в древности, некоторые его части позднее были включены в качестве отдельной главы в «Ли-цзи»». В эпоху Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) оставшиеся пять канонов были кодифицированы в сборник «У-цзин» (五经 «Пятикнижие», «Пятиканоние»), который стал основой конфуцианской образованности.

[2] Яо (堯, ок. 2353-2234 до н.э.; могут встречаться и другие даты) и Шунь 舜 (ок. 2294-2184 до н.э.; могут встречаться и другие даты) – два последних из пяти совершенномудрых императоров древности. В конфуцианстве считаются образцовыми личностями. Их историчность не подтверждена.

По преданию, Яо был сыном третьего императора Ку Ди. В возрасте 20 лет он занял престол и правил 100 лет. Яо сделал немало добрых дел для Поднебесной: построил многочисленные дамбы и каналы, остановил и утихомирил мировой потоп, возникший при разливе реки Хуанхэ и грозивший уничтожить все живое на Земле. Также Яо изобрел календарь сельскохозяйственных работ. Совместно с Божественным стрелком И усмирил взбунтовавшихся духов ветра.

Мать Шуня рано умерла, его престарелый отец женился вторично. Мачеха возненавидела пасынка и даже пыталась его убить. Шунь был вынужден покинуть отчий дом, начал самостоятельно зарабатывать на жизнь гончарным мастерством. Несмотря на зависть и попытки родни убить его, Шунь высказывал по отношению к ним чувство сыновней почтительности. Яо, узнав о добродетельном юноше, приблизил его к себе и сделал своим советником, женил на двух своих дочерях. А когда состарился, передал престол Шуню.

По легенде, в тот день, когда Шунь взошел на престол, в небе одновременно поднялись 10 солнц, и на земле началась страшная засуха. С помощью Божественного стрелка И Шуню удалось застрелить 9 из них. Шунь также считается реформатором музыки и календаря, символом сыновней любви, преданности и почтительности. Шунь мудро правил страной несколько десятилетий и умер в возрасте около 100 лет.

Свой престол он передал не своему сыну, а Юю 大禹, который прославился строительством дамб и усмирил потоп. Юй стал основателем первой, согласно китайской историографии, династии Ся (ок. 2070-1765 до н.э.).

Конфуций считал Яо, Шуня и Юя «совершенными людьми».

[3] Вэнь-ван 文王 – царь Просвещенный, жил с 1148 до н.э. по 1051 до н.э. Был главой удела Чжоу, своим поведением стяжал милость Неба, которое, как считалось, отвернулось от последних правителей династии Шан-Инь (1600 – 1027 до н.э.), погрязших в разврате и даровало власть над Поднебесной потомкам Вэнь-вана. Сын Вэнь-вана У-ван (武王, три варианта датировки жизни: 1169—1115, 1087—1043, ? -1025 до н. э.) вторгся в Китай и основал династию Чжоу, просуществовавшую до 221 г. до н.э. Свое имя Вэнь-ван получил посмертно и традиционно считается основателем Чжоу.

[4] Лю Синь (53/46 до н.э.– 23 н.э.). Каноновед, библиограф, астроном и математик.

В первую очередь, конфуцианство формировалось как социально-этическое учение. Вопросы посмертного существования, онтология, на первых порах интересовали их мало – эта проблематика станет актуальной позднее. Как должен себя вести человек? Какие чувства и эмоции он должен испытывать по отношению к членам семьи, близким, другим людям? Как должно поступать по отношению к вышестоящим и нижестоящим? Как должно быть устроено государство? Главный же вопрос, на который пытались ответить жу – как умиротворить Поднебесную.

Для того чтобы понять необходимость решения этого вопроса, нужно представить себе ту эпоху – середину I тыс. до н.э. Этот период вошел в историю под названиями Чунь-цю 春秋 (Весны и осени, 722-479 до н.э.) и Чжань-го 战国 (Сражающиеся царства, 475-221 до н.э.). Китай был разделен на ряд независимых царств, которые вели между собой постоянные войны, и лишь формально были объединены под властью династии Чжоу. Была еще жива память о прежних, более спокойных временах «легендарной древности», когда единой страной правили совершенномудрые императоры.

Жу пытались воссоздать древние ритуалы, правила поведения, социальные нормы. Именно поэтому они изучали, комментировали древние каноны – «Ши цзин» («Канон стихов»), «Шу цзин» («Канон документов»), «И цзин» («Канон перемен»), «Чунь-цю» («Весны и осени», летопись царства Лу), «Ли цзи» («Записи о ритуале»).

Старинные издания конфуцианской классики

Конфуций

Основателем конфуцианства считается Конфуций. Конфуций – это латинизированная форма имени Кун-фу-цзы 孔夫子, или Кун-цзы 孔子 (Учитель Кун, Кун Цю, Кун Чжунни). В Китае его часто называют просто Учитель (цзы 子).

Учитель сказал:
В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе.
В тридцать лет я обрел самостоятельность.
В сорок лет я освободился от сомнений.
В пятьдесят лет я познал Волю Неба.
В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды.
В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. («Лунь юй», II.4)

Конфуций — первый профессиональный учитель в китайской истории. Также он редактировал и комментировал литературные памятники прошлого, прежде всего «Ши-цзин» («Канон песен»), «Шу-цзин» («Канон документов»), летопись царства Лу «Чунь цю» («Весны и осени») и другие.

Учитель сказал:
– Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее. В этом я подобен Лао Пэну [1]. («Лунь юй», VII, 1)

[1] Лао Пэн был крупным чиновником, жившим в эпоху Шан-Инь. Он прославился как любитель древности.

Конфуций рассматривал себя в качестве носителя вэнь, продолжателя традиций совершенномудрых императоров древности и Вэнь-вана, основателя династии Чжоу (1045-221 до н.э.).

Когда Учителю угрожали в Куане [1], он сказал:
— После смерти [чжоуского] Вэнь-вана я – тот, в ком вэнь-культура. Если бы Небо поистине хотело уничтожить вэнь-культуру, то оно не наделило бы ею меня. А коль само Небо не уничтожило ее, стоит ли бояться каких-то куанцев? (Лунь юй, IX,5)

[1] Куан — местность, расположенная на западе совр. уезда Чанхуань пров. Хэбэй. Здесь Конфуция продержали в плену несколько дней и едва не убили, о чем говорится в его биографии.

♦ Подробнее: Вэнь — узор, письменность, культура

Взгляды Конфуция наиболее полно отражены в сборнике его высказываний и высказываний его учеников «Лунь юй» 论语 («Суждения и беседы»), который был составлен уже после его смерти.

♦ О Конфуции: Конфуций: жизнь и учение

Конфуцианство в эпохи Чжань-го и Цинь

После смерти Учителя его учение активно развивалось. Наиболее заметными мыслителями эпохи Чжань-го (V-III вв. до н.э.) были Мэн-цзы (Мэн Кэ, ок.372-289 до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан, ок. 313-ок.238 до н.э.), олицетворяющие собой два направления конфуцианства – морально-психологическое и социально-гносеологическое.

Мэн-цзы, прозванный «вторым совершенномудрым», отстаивал положение о доброте человеческой природы, а Сюнь-цзы, напротив, полагал, что природа человека дурна. Последующие поколения конфуцианцев развили и дополнили теорию Мэн-цзы. Сюнь-цзы за свою близость легизму был на долгие века, фактически, забыт.

В эпоху Цинь (221-206 до н.э.) официальной идеологией империи стал легизм. В 213 году до н.э. император Цинь Ши-хуанди по совету философа-легиста Ли Сы (280-208 до н.э.) приказал закопать заживо 460 конфуцианских ученых и сжечь всю литературу, за исключением гадательной и имеющей практическую направленность (по сельскому хозяйству, медицине), а также книг из императорского собрания и хроники циньских правителей. Таким образом, значительная часть конфуцианского наследия оказалась утраченной.

Ханьское конфуцианство

После воцарения династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) конфуцианцы по памяти стали восстанавливать утраченные тексты. Для их записи они использовали новые, послереформенные иероглифы – «уставное письмо» (ли шу 隸書). В конце 102 года до н.э. Гунван, правитель удела Лу, в стене дома Конфуция обнаружил тексты, написанные дореформенным письмом. Среди них были «Лунь юй», «Шу цзин», «Ли цзи», «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»).

Это положило начало полемике двух школ конфуцианства: «новых текстов» (цзинь вэнь 今文) и «древних текстов» (гу вэнь 古文), которая в значительной степени определила дух ханьского конфуцианства. Большую роль в этот период сыграл «Конфуций эпохи Хань» — Дун Чжуншу (ок.179-104 до н.э.), соединивший в своем учении конфуцианство с легизмом и натурфилософией.

Постепенно ханьское конфуцианство превратилось в религиозно-мистическое учение, Конфуций был обожествлен. Учителю приписывался ряд сверхъестественных черт, делавших его, фактически, богочеловеком. Так, его отцом объявлялся Черный Дракон, он сам якобы был чудесным образом рожден в дупле шелковицы, на его квадратной груди имелась магическая надпись, предвещавшая победу его учения. Небо отметило его как законодателя Китая, наделило даром предвидения, предписало быть правителем на все времена.

Верили, что его миссией было создание канонических текстов «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Канон песен»), «Шу цзин» («Канон исторических документов»), «Ли цзи» («Записи о ритуале»), «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Юэ цзин» («Канон музыки») и летописи «Чунь-цю», подготовив, тем самым, передачу Небесного мандата потомкам Красного Дракона из рода Лю, т.е. династии Хань. Провозглашалось, что Конфуций обладал сверхъестественной властью и ему были подвластны силы природы, без его внимания не обходятся даже полет насекомого или передвижение червя. Он ставился в один ряд с легендарными совершенномудрыми императорами древности – Яо, Шунем, Вэнь-ваном.

Как отмечал Фэн Юлань, «Если бы такое отношение к Конфуцию преобладало и в последующем, он бы занял в Китае место Иисуса Христа в цивилизации Запада, и конфуцианство стало бы религией в подлинном смысле слова» (Фэн Юлань. Краткая история китайской философии).

Барельеф с драконами (символом власти) перед Залом Великого Успеха (Дачэндянь) в Храме Конфуция, Пекин

В 125 году до н.э. была основана Государственная академия (тайсюэ 太學 или госюэ 國學), которая сочетала в себе функции теоретического центра и учебного заведения. Одновременно складывалась система государственных экзаменов кэцзюй 科举, просуществовавшая в Китае до 1905 года.

При императоре Мин-ди (明帝, правил в 57-75 годах) конфуцианство окончательно сложилось в государственную идеологию. Были унифицированы древние тексты, утвержден список канонической литературы.

Неоконфуцианство

В позднейшее время, несмотря на рост влияния других учений, в частности, даосизма и буддизма, конфуцианство по-прежнему составляло основу китайской системы образования. И, таким образом, каждый более-менее образованный человек с раннего детства знал наизусть конфуцианский канон. В VI веке появился первый храм Конфуция, а в 1017 году был построен храм Конфуция в Цюйфу, на родине Учителя.

♦ Подробнее: Храм Конфуция и Императорская академия в Пекине

Эпохи Тан (618-907) и Сун (960-1279) отмечены дальнейшим развитием конфуцианства. В западной литературе оно получило название неоконфуцианства (Neo-Confucianism), хотя большинство китайских исследователей полагает, что использование этого термина не вполне корректно. Его предтечами были Хань Юй (768-824) и Ли Ао (772-841). Основоположниками сунского неоконфуцианства стали «пять учителей эпохи Сун»: Чжоу Дуньи (1017-1073), Шао Юн (1011-1077), Чжан Цзай (1020-1077), братья Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107).

В это время в неоконфуцинстве оформляются два течения, которые получили названия ли сюэ 理学 (учение о принципе) и синь сюэ 心学 (учение о сознании). У истоков первого стоял Чжу Си (1130-1200), у истоков второго — Лу Сяншань (Лу Цзююань, 1139-1192).

Конфуцианство в интерпретации Чжу Си впоследствии получило статус официального. Сборник «Четверокнижие» сы шу 四书, куда вошли «Лунь юй» 论语 («Суждения и беседы»), «Мэн цзы» 孟子 («Сочинения философа Мэн Кэ»), «Да сюэ» 大学 («Великое учение») и «Чжун юн» 中庸 («Срединное и неизменное»), рассматривался как введение в конфуцианство и на экзаменах требовалось продемонстрировать его знание.

Идеи «учения о сознании» получили дальнейшее развитие в творчестве неоконфуцианца минского времени Ван Янмина (1472-1529). «Учение о сердце» в значительной степени впитало в себя идеи китайского буддизма, прежде всего, чань-буддизма.

Церемония перед Залом Великого Успеха в Императорской академии в эпоху Цин. Реконструкция

Конфуцианство в Новое и Новейшее время

XIX век оказался очень непростым в истории конфуцианства. Из самостоятельного государства Китай превратился в полуколониальную страну, раздираемую внутренними противоречиями и испытывающей военное давление со стороны западных держав. Конфуцианство все чаще стало оцениваться как учение, тормозящее модернизацию Китая, тянущее его в темное прошлое и препятствующее прогрессу.

Многие китайские ученые получили возможность учиться и работать в других странах: Японии, Америке и др. И, конечно, они испытали влияние зарубежной мысли. Этот период отмечен деятельностью таких мыслителей, как Кан Ювэй (1858-1927), Лян Цичао (1873-1929), Янь Фу (1854-1921), Лю Шипэй (1884-1919), Ху Ши (1891-1962), У Чжихуэй (1865-1953) и другие.

Бурные события минувшего века не обошли стороной конфуцианцев. Кто-то остался в КНР и пережил все невзгоды Большого скачка и Культурной революции. Другие эмигрировали на Тайвань, в Гонконг, США. Наибольшее влияние оказали такие мыслители, как Чжан Цзюньмай (1886-1969), Сюн Шили (1885-1968), Лян Шумин (1893-1988), Фэн Юлань (1895-1990), Тан Цзюньи (1909-1978), Моу Цзунсань (1909-1995), Сюй Фугуань (1903-1982).

В XX веке сформировалось направление, получившее название постконфуцианство (Post-Confucianism, хоужуцзя 後儒家), соединившее традиционные китайские идеи с достижениями западной мысли. Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (род. 1940), который живет и работает в США, Китае и на Тайване.

Если в начале XX века многие китайские мыслители рассматривали конфуцианство как отжившее учение, не соответствующее реалиям времени, то сейчас мы видим новый подъем конфуцианства. По всему миру на базе высших учебных заведений создаются «центры Конфуция», которые становятся одним из самых эффективных инструментов политики «мягкой силы», проводимой Китаем в отношении других стран, способствуя углублению знаний о Китае и лояльности к нему во всем мире.

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим рекомендациям и ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

anashina.com

Конфуцианство | Легендарный Китай

                 Конфуцианство 

Конфуцианство — это краеугольный камень традиционной китайской культуры, а также полная идеологическая система, созданная Конфуцием на основе традиционной культуры Си ся, Шан и Чжоу.

Эта система принципов доминирует в феодальном обществе, которое в сущности существует уже более 2000 лет, и поэтому его влияния на историю, социальную структуру и народ Китая нельзя упускать из виду. Эта система основана на цитатах и афоризмах Конфуция.

Конфуцианство  — это этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия

Жизнь Конфуция

Конфуций оказал наибольшее влияние на формирования идеологии конфуцианства. Помимо того, что он был великим просветителем, мыслителем и неудачным политиком, он прежде всего обладал интеллектом и высокой нравственной культурой. Он исповедовал истину, доброту и совершенство в течение всей своей жизни. Его успехи и его неудачи были следствием его сложившейся личности, которая обладала сильным влиянием на мировоззрения Китая.

Конфуций родился в 551 до н.э. в городе Лу, который в настоящее время известен как Цюйфу, в Провинции Шаньдун. Родители назвали его Конг Цю, где Конг — это фамилия, а Цю — имя. В возрасте 15 лет он решает посвятить себя образованию, несмотря на нелегкую жизнь и раннюю смерть отца. Конфуций стремился к политической карьере, он хотел воплотить свои нравственные идеалы в обществе древнего Китая.

К 30 годам он уже приобрел некоторую известность, но только к 51 году он приобрел власть в стране. Этот период длился всего 4 года, после чего он ушел в отставку, осознав, что с властями невозможно договориться. Он был вынужден покинуть свою страну, и в течение 14 оставался за ее пределами, подвергаясь многим опасностям, угрожавшим его жизни. В возрасте 68 лет ему было дозволено вернуться в родной город, но без каких-либо полномочий.

Жизнь Конфуция завершилась в возрасте 73 лет по причине болезни. Яркая звезда погасла. Его ученики, относившиеся к нему как к родному отцу еще в течение 3-х лет носили ивы к захоронению, а его ученик Zigong оставался на могиле в течение 6 лет, оплакивая своего любимого учителя.

Конфуций тогда и не подозревал, что через какое-то время место его захоронения, станет кладбищем Конфуция, а его идеологическая система — нормой для китайского общества. По сравнению с его неудачной политической карьерой, карьера учителя и философа была яркой и полной достижений.

Многое из учений Конфуция было новаторством для общества того времени, он пропагандировал идею всеобщего просвещения, несмотря на социальный статус учеников и их характеристик. Он первым нарушил традицию феодального общества, когда только аристократия имела честь получать образование.

Передача знаний была только частью его учения; он был живым примером концепции, которую пропагандировал и это оказало сильное влияние на его учеников. Не смотря на то, что он ничего не писал лично, слова его были собраны и записаны для потомков его учениками. Накопленные мудрые изречения дошли до нас как «Лунь Юй» — одна из наиболее важных книг китайской классики.

История Развития Конфуцианства

Конфуцианство получило дальнейшее развитие за счет Мэн-Цзы (372-289 до н.э.) и Сюнь-Цзы. Это произошло в царствование императора Ву во время Династии Хань. С тех пор он стал прославлять учение среди 

В последующие Династии Вэй и Цзинь, конфуцианству пришлось научиться сосуществованию с буддизмом и даосизмом.

В период Суй и Тан Династий, борьба за доминирование между тремя учениями стала накаляться. Во времена правления Династии Сун учение Конфуция вновь приобрело жизнь и отклик в сердцах людей в последующие 700 лет.

Конфуцианство в современном Китае некоторыми принимается как здравая, рациональная идея, принципы которой имеет право существовать. Многие даже предполагают возвращение к ее мудрости, в то время как их оппоненты утверждают, что это приведет к отсталости развития Китая, и по этой причине конфуцианство не должно быть возрождено.

К радости, многие современные ученые посвящают себя изучению конфуцианства и его применению в обществе. Подобные исследования важны, т.к. в культуре древнего Китая отсутствовали какие-либо знаки препинания при письме, что очень затрудняет трактования многих изречений.

Конфуцианство — это не религия, а учение, нравственные и этические предписания для человека, также оно не имеет и духовного лидера, и не способствует вере в Бога или богов. Оно рассматривает человека как социальное существо взаимосвязанное с другими людьми через отношения. Это отношения родителей и детей, мужа и жены и просто наше взаимодействие друг с другом.

Правильное поведение должно достигаться не следствием принуждения, а быть осознанной добродетелью, которая достигается через обучение, наблюдение и практику. Много общего у конфуцианства и социализма, т.к. и то и другое продвигают идеи коллективных интересов и благосостояния общества. Эти идеи отличны от Западного мышления, где каждый человек — это независимая личность и собственные интересы важнее интересов социума в целом.

Сегодня многие китайцы стараются применять эту идеологию в своей жизни. Однако несмотря на нынешнее положение конфуцианства в мире и отношения к нему современного общества, оно является частью мирового культурного наследия и неотъемлемой частью китайской жизни.

Интересно! Религия Китая

azialand.ru

конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Формирование основных направлений китайской философии происходило в переломный момент истории Китая. Эпоха получила название «Борющихся царств» или «Воюющих государств» — «Чжаньго» (453-221 г. до н.э.). В результате кровопролитных раздоров выделились семь сильнейших царств: Чу, Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и Цинь.

Была нарушена гармония социальных отношений, люди, не обладающие знатностью, богатели, росли т.н. «сильные дома». В страну приходит хаос и смута и уже нет великих мудрецов древности — Яо, Шуня, Хуанди («Жёлтый император», «Жёлтый предок» — культурный герой, один из родоначальников китайской нации – ханьцев), способных возвратить Китай в лоно вселенской гармонии.

В такой обстановке зарождались основные школы филосфско-общественной мысли Китая. Эти школы получили такой заряд энергии («пассионарности»), что сумели охватить все области социальной и духовной жизни на несколько тысячелетий вперёд.

Конфуцианство

Как управлять государством, как привести страну в гармони. С Небом – высшим деятельно-указующим началом мира? Как устранить бунты, сделать народ покорным? Может быть стоит обратиться к «высокой древности», когда народ придерживался важнейших морально-нравственных понятий, оставленных великими предками и связующих каждого человека с высшими сакральными силами мироздания? Так формируется конфуцианство, собственно «жу цзя» (букв. – школа учёных книжников), древнекитайская философская школа, затем самое влиятельное из трёх главных философско-религиозных течений (Сань цзяо, букв. – три религии: конфуцианство,даосизм и буддизм). Основано Кун-цзы (или Фу-цзы – «учитель Кун» (551-479 г. до н.э.), первым китайским философом, личность которого исторически достоверна. Известен нам как Конфуций.

Предшественниками конфуцианцев являлись выходцы из потомственных чиновничьих семей, которые зарабатывали на жизнь преподаванием древних книг, образовавшими со временем «Тринадцатикнижие» («Шицзин» — Книга песен и гимнов, «Шуцзин» — Книга истории; «Лицзи» — Записки об обрядах и др.).

Конфуций тоже принадлежал к сословию «учёных книжников». В его изложении конфуцианство было этико-политическим учением, в котором центральное место занимали вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления государством. Исходной является концепция «неба» и «небесного веления». «Небо» — это часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека:  «Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба». Человек, наделённый небом определёнными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом («Дао») и совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования – достижение уровня «благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим.

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жень» (человечности) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве, в соответствии с принципом «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Гуманность-жень включала в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и пр., чувство долга («благородный человек думает о долге»).

На базе этих этических теорий Конфуций развивал свои политические концепции,

выступая за строгое, чёткое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которых должна служить семья. Для обеспечения идеального порядка в Поднебесной надо всё расставить на свои места, или «исправить имена», чтобы «отец был отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником». В идеале критерием разделения людей должна быть степень близости человека к идеалу «благородного  человека» (цзюнь-цзы), а не знатность и богатство. На деле же сословие чиновников было отделено от народа «стеной иероглифов» — грамотностью. Провозглашая ценность интересов народа, учение предполагало, что без опеки образованных конфуцианцев-управителей он обойтись не может.

 Правитель следовал Небу, которое даровало ему свою Благую силу («дэ»), а правитель транслировал эту силу на своих подданных.

Главным источником сведений об учении Конфуция является «Лунь юй» («Беседы и суждения») – записи высказываний и бесед Конфуция, сделанные его учениками и их последователями. Конфуций похоронен на кладбище, специально отведённым для него, его потомков, ближайших учеников и последователей Его дом был превращён в храм конфуцианства, ставший местом паломничества. И в современном Китае живут, учитываются и охраняются государством потомки Учителя.

После его смерти учение раскололось на восемь школ, важное значение из которых имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн-цзы и материалистическая Сюнь-цзы.

Мэн-цзы защищал конфуцианство от его противников – Мо-цзы, Ян Чэжу и др. Нововведение, ставшее основой его философии – это тезис о изначально доброй природе человека. Отсюда – врождённое знание добра и способность творить его, возникновение зла в человеке в результате неследования свей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от вредного внешнего влияния; необходимость полного раскрытия исконной природы человека, в т.ч. путём образования, позволяющего прознать небо и служить ему. Как и у Конфуция Небо Мэн-цзы двояко, но прежде всего как высшая направляющая сила, определяющая посредством воздействия на народ и правителя (Сына Неба) судьбы людей и государства.

Человеколюбие (Жень), справедливость ( и ), благонравие ( ли ) и знание ( чжи ) также врожденны человеку. Человеколюбие и справеджливость – основа «гуманного управления» государством, главну.ю роль в котором отводилась народу, «за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место».

Что касается Сюнь-цзы, то он внёс в конфуцианство идеи даосизма (в онтологии) и легизма (в теории управления государством). Он исходил из концепции «ци» — первоматерии, или материальной силы. Она обладает двумя формами: «инь» и «ян». Мир существует и развивается по естественным познаваемым законам. Небо – активный естественный элемент мира, но не управляет человеком. Человек же по природе зол и алчен, необходимо воздействовать на него с помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций отвергал закон). Сюнь-цзы учил о справедливых законаъх и приказах и любви к народу, уважении к учёным, почитании мудрых и пр. Его идеи оказали значительное влияние на философов периода Хань (206 до н.э. – 220 н.э.), но затем вплоть до 19 века доминировало учение Мэн-цзы.

Конфуцианство заняло господствующее положение при императоре У-ди (династия Хань), когда Дун Чжуншу определил природу человека как врождённую, полученную от неба. В ней содержатся как человечность – жень, так и алчность, отражающие действия в небе сил «инь» и «ян». В концепции же «трёх связей»: правитель – подданный, отец – сын, муж – жена первые компоненты соответствуют доминирующей силе «ян» и являются образцом для вторых, соответствующих подчинённой силе «инь» что позволило использовать её для оправдания авторитарной власти императора.

Конфуцианство – это учение крайнего консерватизма поддержало культ императора и сделало шаг к разделению всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров. Последние могли черпать знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.

studfiles.net

5 Философия в древнем Китае. Конфуцианство. Даосизм. Философия Древнего Китая (конфуцианство, даосизм).

В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм.Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: неб + человек + земля. Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай. Энергия вселенной – цы. В которой выделяют 2 начала, инь и ян.

Конфуций прокомментировал книгу перемен, его трактат «десять крыльев». Основная направленность – в прошлое, внимание уделяется практическим проблемам – управление государством. Характеристика благородного мужчины, который должен обладать человеколюбием, соблюдать этикет ( нормы поведения). Знание сопоставляется с знанием древних текстов. Ценится верность, каждый должен знать свое место. Конфуций уделал большое внимание проблемам этики и политики.Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).

Даосизм – трактат « Книга о Дао и Дэ». Основателем течения является Лао Дзы – архивариус. Главная категория – Дао (путь). Под дао понимается универсальный закон мира, который является движущей силой всего.Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек—микрокосм вечен так же, как и универсум—макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.Китайский буддизм. Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников ещё в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм национальной китайской религии — даосизма.

6 Формирование древнеиндийской философии. Буддизм.Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н.э., сохранились до настоящего времени. В истории индийской философии различают 4 периода: 1) ведийский; 2) классический, или брахмано-буддийский – с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.; 3) послеклассический – 10-18 вв.; 4) новая и современная индийская философия. К древнеиндийской философии относят ведийский период и часть классического с 6 в.до н.э до 2 в .д н.э.II.Начала философского мышления(Веды) Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскрита «знание, ведение») – сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов. Веды называют “Первым памятником мысли древних индийцев”. Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли. В них впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды. Хотя в них содержится полу суеверное, полу мифическое, полу религиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в качестве предфилософских, дофилософских источников. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и материалистических). Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Некоторые полагают, что «индийская философия» (Indian philosophy) есть синоним «философии индусов» .

Индийская философия отличается в этом отношении поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения.

Буддизм

Религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо — одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э — начале I тысячеления н.э. Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект. Разногласия между сектамии вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви:хинаянуимахаяну. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены. В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженем этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме.

Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности.

В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.

studfiles.net

6. Конфуций и конфуцианство в истории, культуре и жизни Китая.

Конфуций – древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизньКитаяиВосточной Азии, став основой философской системы, известной какконфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы или просто Цзы — «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональныйпедагогПоднебесной.

Конфуций был потомком знатного рода Кун. Однако на протяжении поколений род Конфуция утратил былое влияние и обеднел; одному из его предков по имени Му Цзинфу пришлось бежать из родного княжества и обосноваться на чужбине.

С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности. Однако его мать рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства.

Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин(Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.

Конфуцианство – этико-философское учение, разработанное Конфуцием(551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплексКитая,Кореи,Япониии некоторых других стран.

Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди. Впоследствии Шанди стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости древних. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали государство для защиты интересов каждого индивида.

(Жэнь, Дао, синь и т.д.)

В ритуале он видит средство, выступающее как основа и уток между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на государство, он говорил, что государство— это большая семья, а семья— это малое государство.

Одной из важных основ социального порядка было строгое повиновение старшим: отцу, правителю, государю. Конфуций разработал учение о сяо — сыновней почтительности. Сяо — основа гуманности. Смысл сяо в том, чтобы служить родителям согласно ритуалу, похоронить и приносить им жертвы согласно ритуалу. Нормы сяо способствовали расцвету в Китае культа семьи и родового клана.

В основу иерархии общества Конфуций положил принципы знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное в ритуале, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до каждого, приобщая всех к добродетели. Обращение к ритуалу помогало обществу выжить в экстремальных условиях, гармонизировать потребности населения, в том числе при ограниченных материальных и природных ресурсах. Идея, выраженная в «Шу цзине», древнем источнике, редактором которого был Конфуций, гласит:« Чтобы достичь равенства, нужно неравенство». Она стала центральной в китайской культуре.

Идеи Конфуция при его жизни не были востребованы. С горечью он называл себя «несъеденной тыквой». Однако время все расставило по местам и спустя много лет после смерти авторитет Конфуция становится непререкаемым.

С самого возникновения Конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию и выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции. Конфуцианство ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в 7-8 вв. 

studfiles.net